В последнее время среди маркетологов «новой волны» распространяется убеждение в том, что кастомизация продуктов и услуг - это тупиковый путь, который не оправдывает себя и отмирает.

В поддержку своего мнения маркетологи приводят следующие доводы:

  1. Создание собственного продукта оказывается для покупателя слишком сложной задачей.
  2. Персонализированные продукты являются узконишевыми, а значит, неэффективны в производстве.
  3. Кастомизация оказывается оправданной, находясь только между премиальным и люксовым сегментами рынка.
  4. Потребители сами не знают, чего они хотят.

Позволю не согласиться со всеми этими пунктами. И вот мои доводы:

1. Создание собственного продукта оказывается для покупателя слишком сложной задачей?

Если кастомизация оказывается слишком сложной задачей для покупателя, то это значит только одно - создание системы кастомизации товаров оказалось слишком сложной задачей для продавца.

При сегодняшнем уровне развития веб-технологий нет ничего невыполнимого в том, чтобы превратить сервис настройки товаров «под себя» в крутую игру.

Наряду с возможностью создать свою модель велосипеда, разработчики предлагают восемь наиболее популярных кастомайзингов - каждый из них можно открыть и привнести в готовый пример желаемые изменения.

В итоге даже пользователь, не имеющий представления о том, какой велик он хочет, не уйдет с сайта без двухколесного друга - люди падки на чужое мнение и любят доверять вкусам других людей.

Таким образом, если покупатели сам не знают, чего они хотят - мы должны сообщить им об этом.

Многие заверяют - кастомизация и персонализация товаров уходит в прошлое. Я же уверен в обратном, будущее - за вещами, к созданию которых покупатели могут сами приложить руку. Мы входим в эпоху, в которой человек осознает свое ненасытное желание выделяться из себе подобных, нас еще ждет бум гибко настраиваемых услуг и персонализированных товаров. И зарождение этого бума мы можем наблюдать прямо сейчас.

03.10.2009

Что такое кастомизация товаров и услуг?

Кастомизация (от англ. customer - клиент, потребитель) подразумевает выпуск массового готового продукта персонифицированного под конкретного потребителя. Клиент сегодня стал капризен, ему есть из чего выбирать. Наступает эра кастомизации, потребитель ищет свой, уникальный товар.

Основная задача кастомизации – создать продукт под конкретного потребителя, который бы удовлетворял его личные потребности.

Перед производителем встает вопрос современности – как выпускать такой продукт, при этом получая существенную прибыль? Довольно часто производитель идет на поводу своих собственных предпочтений, мало интересуясь пожеланиями клиента. Как результат, невостребованные товары и услуги на рынке потребления.

И маркетологи, и технологи, каждый на своем месте, знают свое дело отлично. Маркетолог прекрасно разбирается в покупательских предпочтениях целевой аудитории. А технолог – профессионал в выпуске продукции. Вот только слаженности в их работе нет. Нет системы. Нет взаимопонимания. В любой крупной корпорации маркетологи и менеджеры по продажам всегда исполняют роль внутреннего клиента, полностью зависящего от возможностей производства. Потому так трудно бывает продать товар, свежий, только что с конвейера, но уже глубоко морально устаревший.

Рентабельность кастомизации напрямую зависит от слаженной и оперативной работы всех отделов корпорации. Маркетологи предлагают расширить ассортимент, чтобы привлечь как можно больше потребителей, что называется – на все вкусы и кошельки. Менеджеры по продажам настаивают на кастомизации и многовариативности предложений. То есть свой товар или услугу они стараются подобрать под конкретного клиента, чтобы заключить сделку и получить свою законную премию за объем.

Ни маркетолог, ни менеджер не имеют понятия в какую копеечку вылетает каждая позиция, на которой они настаивают.
У кастомизации есть и другая сторона «медали». Слишком сложный продукт или большое количество предложенных опций может отпугнуть потенциального клиента, парализовать его волю. Когда клиент имеет очень большой выбор, он с трудом отдает предпочтение в пользу какой-то марки или модели.

Кастомизация затронула почти все сферы производства. Однако проще и дешевле выпустить товар или услугу для целевого сегмента рынка, чем подгонять товар под каждого конкретного клиента.

К примеру, выпуск грузовиков с отдельными комплектующими для разных запросов покупателя только приветствуется. Зачем южанам переплачивать за морозоустойчивые шины или какую-то фишку для северян?

Свои тренинги я тоже формирую и прописываю под каждого своего клиента. Для меня важна начальная подготовка группы, базовые знания, опыт работы по профилю и даже возраст участников. То, что и как нужно преподнести людям опытным, будет совсем некстати для новичков, «чистых листов». Это и есть кастомизация, то есть выпуск товаров для конкретного потребителя. Чем больше мы знаем о каждом своем клиенте, тем больше шансов удовлетворить его потребности.

С другой стороны кастомизация чревата повышением цены на товары и услуги, что мгновенно делает этот продукт неконкурентноспособным. Кастомизация входит в нашу жизнь уверенно, каждая фирма и компания должна наконец повернуться лицом к своему клиенту. Взаимодействие всех систем большого производственного организма может привести к серьезной клиентоориентированности и вывести компанию в лидеры продаж.

Жанна Пятирикова

Полное или частичное копирование статьи возможно при размещении
обратной активной ссылки на страницу статьи нашего сайта, с указанием авторства.

Изменение традиционного товара/услуги под запросы отдельных потребителей

Компания «Dell» практикует услугу «Собери компьютер своей мечты»: можно установить необходимые характеристики для винчестера, выбрать требуемый объем памяти и много-много прочих характеристик. Эта новая тенденция преимущественно западных компаний – кастомизация – изменение традиционного товара/услуги под запросы отдельных потребителей.

Кастомизация, апеллируя к истории рыночных отношений, не что-то инновационное, наоборот, с нее начинался рынок: костюмы шились у портных по индивидуальным заказам, украшения, предметы интерьера изготовлялись исключительно под клиента. Перестроившись на иной вид маркетинга, рынок стал ориентироваться на снижение издержек и оптимизацию производства, а товары стали «штамповаться» в массовом количестве и потеряли свою главную ценность - индивидуальность. В итоге потребитель потерял самого себя, свой стиль и стал одним «большим клиентом» для компании.

Устав от однообразия, клиент стал требовать к себе индивидуального подхода, а организации начали предлагать такого рода услуги за весьма внушительную стоимость: «Мол, хотите индивидуального подхода – платите вдвойне». В итоге мы наблюдаем процесс заполнения рынка «одинаковыми» товарами, от которых хочется уйти к чему-то новому и уникальному.

Кастомизация в России

Запад наглядно демонстрирует перспективность кастомизации, однако, России положительного опыта еще недостаёт, хотя бы по причине того, что россияне не всегда готовы отдавать внушительные суммы за то, чтобы отличаться. В то же время в мегаполисах уже сформировалась группа потребителей, которую можно считать целевой аудиторией для кастомизированных товаров. Потребность в продуктах, максимально адаптированных под личные вкусы, имеет решающее значение там, где емкость рынка велика. К примеру, в автобизнесе кастомизацию не только поставили на поток, но и сделали дополнительным источником прибыли. Салону выгоднее продать автомобиль с дополнительными luxury-опциями, нежели со стандартным набором. Так, около 10% от общего числа заказов в отечественных автосалонах составляет индивидуальная сборка. Кроме того, есть модели премиум-класса, комплектация и оформление салона которых эксклюзивны. В этом случае клиенты, как правило, стараются «начинить» машину абсолютно всем, порой даже теми опциями, которыми они никогда не воспользуются.

В процессе кастомизации помимо вкусовых нюансов клиента, во внимание принимаются и имиджевые характеристики продукта, т.е. когда один и тот же товар для разных клиентов упаковывается по-разному. Не в упрек отечественным производителям, но не секрет, что ряд ТМ сока разливают на одном заводе, а позиционируют в разных ценовых сегментах. Дизайн – один из основных инструментов кастомизации: дизайн упаковки, интерьера, одежды, украшений, техники и т.д.

Удачным примером кастомизации можно считать деятельность производителя шоколадной продукции «Конфаэль», развивающего сеть одноимённых магазинов. В ассортименте салонов есть сладкие сувениры и наборы к различным праздникам. Наряду с ними можно приобрести и полностью персонализированный продукт – например, заказать в шоколаде фигуру любимой тёщи в полный рост. Художники берутся не только воспроизвести внешнее сходство, но по желанию могут подогнать её формы под голливудские стандарты или «переодеть» в Екатерину II. А в 2011 году один известный дизайнер представил на модном показе коллекцию платьев из шоколада. Разумеется, такая одежда не предназначена для носки, но она идеально подходи в качестве креативной идеи для фотосъемки или демонстрации на подиуме.

Необычные накладки, наклейки, пайетки, стразы – всё то, что индивидуализирует вещь, вызывает к ней интерес и желание приобрести. Учитывая жесткую конкуренцию в каждом сегменте рынка, производители вынуждены расширять сферу использования товара и его функционал, чтобы впоследствии подстроить дизайн под технические особенности и наоборот. Например, высоким спросом пользуются джокеты на мобильные телефоны. Идея хороша тем, что клиент сам наклеивает изображение, неудача исключена – джокеты можно переклеивать несколько раз. Этот метод индивидуального дизайн очень захватывает.

Маркетологи говорят о том, что в отличие от Запада российский бизнес ещё не созрел для такой клиентоориентированности. В нашей стране отчётливее тенденция «коробочных» решений. Готовые тарифы, готовые туры, готовые пакеты. В промышленных масштабах, то есть в масс-маркете, где требуется обеспечить быструю проходимость, или поточность, любая персонализация повышает операционные издержки. Кому это нужно? Да и зачем кастомизироваться, если и так всё покупают. Любое массовое производство заведомо дешевле, чем индивидуальный подход. Но ведь есть разные способы персонализации. Можно использовать кастомизацию экспертную, тогда придётся под каждого клиента создавать новый продукт. Например, компания Paris Miki торгует очками, каждая модель которых конструируется на основе фотографии покупателя и с учётом его личных предпочтений. Такой вариант крайне затратный и существенно увеличивает стоимость конечного продукта. Альтернатива – модульная кастомизация. Если товар предполагает некое деление на элементы (набор функциональных частей), то клиенту может предоставляться возможность подобрать собственную комплектацию. Так поступает уже упомянутая компания Dell. Ещё один вариант – кастомизация на уровне дизайна, то есть человек сам выбирает стиль упаковки, форму товара. Например модель Porsche Cayenne предлагает широкие комбинаторные возможности оформления интерьера от элегантного до спортивного благодаря разнообразной палитре цветов и структуре панелей. Например, стильная отделка деревом, отделка алюминием или – прямое заимствование из автоспорта – карбоном. Все в соответствии со вкусом клиента.

Кастомизировать можно любой товар, особенно если разработка идеи направлена не столько на увеличение прибыли, сколько на повышения авторитетности и престижа ТМ. Так называемые товары и услуги luxury-класса и должны быть в малом количестве и стоить дорого. Иначе в чем их ценность?

Исключительные авторские права принадлежат креативному агентству «Логодизайнер». Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены в случае установки прямой ссылки на www.сайт. Любые другие заимствования являются противозаконными.

Кастомизация - это процесс создания, украшения и улучшения элементов игрового процесса. Чаще всего это касается создания личного главного героя или его последующее изменение уже внутри проекта. Зависит она от инструментов, которые разработчики предоставляют игрокам. Некоторые проекты отличаются обширными редакторами с большим количеством возможностей, а другие предоставляют всего лишь выбор между несколькими моделями.

Популярность кастомизации в играх

Кастомизация - это еще один способ для игрока проявить креативность в любой игре. Создать уникального главного героя, непохожего на остальных и выделяющегося на их фоне, мечтает всякий любитель РПГ (одиночных или онлайн). Редактор помогает создать именно такого героя, на которого хочет быть похожим сам геймер. Приятно лишний раз видеть изящного человека или представителя другой расы на экране. Это же касается и шутеров с интересным оружием, гонок с улучшенными машинами и других игровых жанров, в которых присутствует кастомизация.

Объяснение термина

Стоит знать, что данный термин обозначает изменение товара под нужды покупателя. Его часто используют маркетологи, дабы описать необходимые изменения в оформлении продукции. С развитием цифровой индустрии работники этого направления также часто стали применять термин «кастомизация».

Windows - операционная система, которая поддается внешним визуальным улучшениям. Любители красивых окон на экране и приятной цветовой гаммы создавали всяческие темы еще со времен существования первой версии ОС. На данный момент «кастомизация» личного компьютера изнутри зашла намного дальше. Пользователи могут добавлять специальные гаджеты, скачивать темы и обои на рабочий стол высокого качества. Тем не менее нет возможности переписывать код для другого внешнего вида обычных пользователей. Наиболее хорошо проявила себя «кастомизация» в играх, где разработчики даже позволяли игрокам делать целые уровни в проектах с помощью специальных редакторов (Age of Empire, "Казаки" и прочие).

Персонажи в РПГ

Кастомизация - это тот процесс, который в играх жанра РПГ никогда не кончается. При первом входе пользователям открывается редактор, где необходимо выбирать внешний вид и размеры тела. Большинство проектов позволяют изменить даже самые мелкие элементы лица и создать свою идеальную личность. Особенно далеко в этом плане зашли разработчики игры Fallout 4. После выхода игры в 2016 году фанаты проводили по три-четыре часа внутри, еще даже не начав кампанию. По ходу игры кастомизация продолжается, ведь подбираются доспехи и одежда по личным предпочтениям, форме и красоте. В некоторых играх можно посетить парикмахера (Skyrim) для изменения прически или татуировщика (Fable), дабы украсить тело рисунками. Постоянное изменение персонажа создает интерес для игрока и геймеры не покидают проект на полпути прохождения.

Редактор в ММОРПГ

В онлайн играх жанра ММОРПГ кастомизация - это один из главных моментов для всех геймеров. Главной причиной для этого является постоянная игра за персонажа и приключения в группах. Каждый пользователь желает выделиться в плане внешнего вида. Если такая возможность отсутствует, то поразить геймера первым впечатлением не получится. Особенно далеко в этом плане зашли корейские ММОРПГ высокого класса. В эту категорию входят игры Blade and Soul, TERA, Black Desert и другие. Редактор в них позволяет редактировать даже положение бровей и цвет глаз. Конечно, разработчики не делают кастомизацию в своих проектах похожей на ту, которая уже была раньше. В ММОРПГ она никогда не кончается для персонажа. В известном проекте во всем мире World of Warcraft с появлением трансмогрификации (изменения внешнего вида на другую модель из игры) началась настоящая охота на красивую одежду, которая не кончается до сих пор. Во всех онлайн проектах данного направления кастомизация проявляется по-разному, но всегда создает для пользователей дополнительный интерес.

Улучшение автомобилей

Кастомизация персонажа в играх категории «гонки» отсутствует, ведь игрок управляет только гоночными машинами. Вместе этого разработчики часто предоставляют огромный арсенал улучшений автомобиля по ходу прохождения кампании. Первые привлекательные возможности апгрейда были в Need for Speed: Underground (две части). Там игроки могли окунуться в атмосферу незаконных уличных соревнований на машинах, где без улучшений никак не добиться победы. Дальше традиция была поддержана в других играх серии, а в Need for Speed 2015 (перезагрузка линейки) она вышла на новый уровень. Автомобиль поддается апгрейду внешне и внутренне. В первом случае меняется цвет, диски, посадка, добавляются наклейки, ставятся новые двери и прочее. Во втором направлении повышается мощность двигателя, ставится закись азота, улучшаются тормоза и снижаются заносы на поворотах. Кроме этого, присутствует огромный выбор разных лицензированных марок машин, дабы всякий пользователь выбрал для себя болид по вкусу.

Новая кастомизация

Возможности кастомизации для разработчиков никогда не исчерпывали себя. В начале 2010-х годов в индустрии онлайн игр появилась проблема с тем, чтобы создать платный контент, который не будет влиять на игровой процесс. До этого времени с помощью реальных вложений создавался дисбаланс между игроками, и это не нравилось многим пользователям. Первыми кастомизацию как способ получения дохода с игр использовали разработчики проекта League of Legend, где и было применено слово «скин». Сейчас этот термин тесно связан с кастомизацией, и он означает платную смену внешнего вида некоторых элементов. После того, как данная стратегия получения денег проявила себя лучшим образом, начали выходить и другие игры, где она использовалась.

Шутеры с кастомизацией

Игры жанра "шутер" с кастомизацией сейчас чрезвычайно популярны, но среди общего количества можно выделить только один проект, который известен всем игрокам. Counter Strike затмевают собой прочие развлечения в этой категории. В ней кастомизация касается только оружия, ведь игрок перед собой видит только его (игры от первого лица). Геймер с помощью вложения реальных средств покупает для себя скины на пушки, которые делятся по качеству. После приобретения в настройках ставится доступный внешний вид, и уже в самих сражениях его будет видно. В онлайн играх уважение к игрокам со скинами и должным уровнем мастерства увеличивается в обеих командах. Кроме общего изменения, присутствует и частичное. Оно представлено в виде наклеек с надписями или логотипами профессиональных команд.

МОВА с кастомизацией

После того, как League of Legend вышла в мир с возможностью покупки персонажей, другие игры жанра МОВА скопировали эту стратегию получения денег с пользователей. Теперь все проекты предлагают за определенную сумму купить измененный внешний вид чемпиона или героя. Некоторые МОВА-игры с кастомизацией персонажа позволяют менять только часть одежды (DOTA 2), другие же позволяют изменять облик полностью (SMITE, Heroes of the Storm). Учитывая то, что этот жанр считается самым популярным, а каждый игрок старается найти себе любимых героев, тактика с кастомизацией была обречена на успех. Уже долгие годы она показывает себя только с хорошей стороны, и в этом направлении движется каждый второй онлайн проект. Цена на образы не является высокой, но за счет большого количества покупок довольными остаются как разработчики, так и геймеры. Все получают желаемое (и игроки, и создатели) и продолжают играть или работать над проектом.

Понятие «кастомизация» имеет множество различных определений. Вот одно из них, на мой взгляд, наиболее точное: «Кастомизация - это индивидуализация продукции под заказы конкретных потребителей путем внесения конструктивных или дизайнерских изменений».

Важная задача кастомизации - создать у потребителя уверенность в том, что работа делается именно для него и нацелена на удовлетворение его конкретных потребностей. Ряд экспертов считают кастомизацию едва ли не идеалом взаимодействия поставщика и потребителя. Она привлекает не только своей этической направленностью, но и возможностью получать финансовую выгоду, ведь благодаря более высокой ценности кастомизированного решения клиент получает конкурентное преимущество.

Зачастую кастомизацию воспринимают как весьма дорогостоящую процедуру. К тому же бытует мнение, что индивидуализацию продукции могут позволить себе далеко не все, поскольку ее стоимость оказывается слишком высокой. Кто-то также считает, что сама по себе данная «услуга» призвана лишь создавать видимость придания большей ценности для заказчика, в то время как ее первоочередная функция - получение максимальной прибыли производителем. Но так ли это на самом деле?

В условиях жесткой конкуренции рынок насыщен схожими продуктами, но в то же самое время каждый из них обладает уникальными характеристиками. При выборе того или иного решения заказчик пытается найти оптимальное, максимально соответствующее его потребностям. Среди критериев выбора часто встречаются такие, как технологичность, качество, сроки поставок и, несомненно, стоимость. Помимо этого, учитываются также приверженность определенной торговой марке, ее известность, удачный опыт внедрения и другие факторы. Часто в результате приходится делать выбор между поиском оптимального решения среди, условно, стандартизированных продуктов и созданием уникального, произведенного для решения конкретной, частной задачи и имеющего максимальный КПД.

РЫНОК КАСТОМИЗИРОВАННЫХ РЕШЕНИЙ

Как уже было отмечено, наблюдение о формировании тенденции использования индивидуализированных продуктов было озвучено на встрече производителей СКС, рынка не столь динамичного, если не сказать инертного. Долгое время на нем никаких значимых изменений не происходило, и только в последние два года наблюдается повышенная активность, преимущественно связанная с появлением новых стандартов, технологий передачи данных и выводом на рынок более производительных компонентов (волокно ОМ5, медные линии Категории 8).

Уже после встречи, проанализировав некоторые проекты и случаи, когда требовалась кастомизация (не только в части СКС, но и в других подсистемах), мы пришли к выводу, что данная услуга наиболее востребована именно на рынке ЦОДов, причем в наибольшей степени в корпоративных центрах обработки данных. Объяснение тому довольно простое.

Владельцы коммерческих ЦОДов зачастую не имеют полного представления о том, какое именно вычислительное оборудование захотят установить заказчики и какие будут предъявляться требования по обеспечению резервирования питания, скоростям подключения и пр. В силу этих обстоятельств эксплуатирующие службы коммерческих ЦОДов предпочитают применять универсальные и модульные решения.

Владельцы корпоративных ЦОДов и особенно так называемых мегаЦОДов всегда стараются создать максимально эффективную комплексную систему со средним сроком жизни 10–15 лет. В результате они стремятся добиться максимальной эффективности в условиях ограниченности ресурсов, с учетом особенностей геометрии помещений и иных лимитирующих факторов. Именно поэтому и происходит переход от создания индивидуальных проектных решений на базе штатных универсальных продуктов к подготовке полностью индивидуализированного решения: индивидуальный подход в проектировании, дополненный кастомизированной продукцией.

Как говорилось ранее, крупные игроки ИТ-рынка могут позволить себе создание абсолютно нового, инновационного, а порой даже революционного решения, в то время как у большинства владельцев корпоративных вычислительных центров таких возможностей нет. Однако, поскольку соответствующая потребность имеется, некоторые производственные компании ориентируются в своем бизнесе именно на частные проекты и разработку уникальных продуктов под задачу или проект.

Например, у нашей компании есть определенный опыт создания уникальных монтажных конструктивов. Так, в рамках реализации проекта для одного из коммерческих ЦОДов предполагается поставить 1400 стоек, разработанных под заказ (по состоянию на июль 2017 года поставлено и введено в промышленную эксплуатацию 340 серверных и 20 кроссовых стоек). Данный проект является исключением, которое, как известно, подтверждает общее правило о том, что кастомизированные решения чаще всего используются в корпоративных ЦОДах.

Цель проекта - создание надежного конструктива с высокой степенью универсальности, совместимого с любым устанавливаемым в него оборудованием клиента. Именно здесь находится одна из точек демаркации оборудования владельца и арендатора ЦОДа. В данный момент работы по кастомизации продолжаются, и уже сейчас реализуются два проекта, для одного из которых уже поставляется техника, а другой находится на завершающей стадии окончательного согласования прототипа.

КАКОЙ БЫВАЕТ КАСТОМИЗАЦИЯ И КАК ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

Подходы к созданию индивидуального продукта или решения можно разделить на частный и комплексный. В первом случае предполагается объединение двух подсистем. Ярким примером такого подхода является разработка уникального коннектора MXC компаниями US Conec и Intel. Основной задачей проекта было создание инновационного соединителя для осуществления передачи данных на более высоких скоростях. В соответствии с принятым разделением ролей компания US Conec разрабатывала пассивную часть линии передачи данных (коннектор), в то время как Intel занималась активной составляющей (кремниевой фотоникой). Полученный в результате The Big Data Connector способен обеспечить передачу данных на скоростях до 1,6 Тбит/с.

Комплексный подход существенно отличается от частного. Топологически отношения между продуктом кастомизации и связанными с ним подсистемами напоминают звезду. Причем эти связи зачастую имеют односторонний характер и направлены от подсистем к продукту, то есть задают требования для его создания или изменения. В качестве примера можно рассматривать подходы таких глобальных компаний, как Google и Facebook, которые создают для себя не просто уникальные продукты, а комплексные решения и системы. В частности, компания Марка Цукерберга в настоящее время ведет разработку серверного шкафа для своих ЦОДов совместно с Delta Electronics. В рамках данного проекта речь идет об изменении не столько конструктива, сколько концепции системы электроснабжения ЦОДа, с одной стороны, и о ее согласовании с активным и серверным оборудованием, с другой.

Комплексный подход оптимален в том случае, когда разрабатывается высокотехнологичный продукт, взаимодействующий с большим количеством подсистем. Частный же подход применим там, где необходимо обеспечить сопряжение двух подсистем и создать или изменить для этого определенное решение.

ЭТАПЫ КАСТОМИЗАЦИИ

По своей сути модель жизненного цикла процесса кастомизации является каскадной с возможностью итеративного повторения некоторых этапов.

На первом этапе формируется общее представление о продукте, его основных функциях и решаемых с его помощью задачах, составляется техническое задание, которое, по сути, является неким сигналом о завершении одного этапа и переходе к следующему. Очень важно получить максимум информации и зафиксировать ее в исходных документах.

Следует учитывать, что далеко не все пожелания заинтересованных лиц в формировании задания могут быть отображены в финальной версии ТЗ, особенно при комплексном подходе. Некоторые предложения могут противоречить друг другу, а иные и вовсе оказаться несостоятельными. Однако не стоит сразу же отметать идеи, которые, на первый взгляд, могут казаться бесполезными.

На втором этапе осуществляется проектирование продукта. В зависимости от его типа это могут быть чертежи, эскизы, технические карты, алгоритмы работы, программный код и другие данные и документы, необходимые для производства прототипа продукции, его приемки и запуска в опытную эксплуатацию.

Стадия прототипирования является ключевой в жизненном цикле кастомизированного продукта: во время данного этапа изготавливается опытный образец для проведения предварительных и эксплуатационных испытаний. При этом допускается отсутствие в прототипе некоторых узлов, частей и элементов, которые в соответствии с решением ответственных лиц являются второстепенными. В качестве примера можно привести ситуацию, когда на момент испытаний несущей способности рамы шкафа конструктив не подвергается окрашиванию. Как правило, на данном этапе калькулируется окончательная стоимость производства единицы продукции. Полученные данные дают возможность оценить не только технические, но и ценовые характеристики продукта и принять решение о целесообразности его дальнейшей разработки.

Если на основе совокупных данных принимается решение о продолжении процесса кастомизации, разработка продукции переходит на следующий этап - внесение изменений и исправлений. Все конструктивные и технологические моменты, не соответствующие требованиям ТЗ, должны быть исправлены. При обнаружении службой эксплуатации каких-то недоработок тоже приходится вносить изменения в данный продукт.

Этапы проектирования, прототипирования и внесения изменений могут повторяться несколько раз, пока не будет достигнут результат, удовлетворяющий все требования заказчика. Исходя из опыта реализации подобных проектов, можно сказать, что число циклов обычно составляет один или два и практически никогда не превышает трех.

Последняя стадия жизненного цикла кастомизированного продукта - его изготовление. Причем одной из основных задач является отнюдь не составление плана-графика и выстраивание логистики поставок готовой продукции, а обеспечение возможности производства согласованного объема в обозначенные сроки. Зачастую индивидуальным продуктам, сделанным по частным требованиям, могут требоваться специальные аксессуары или даже технологическе узлы, которые необходимо изучить, вписать в конструкцию и обеспечить их наличие на момент сборки конечного продукта.

РЕЗЮМЕ

Рынок кастомизированных решений перестает быть привилегией крупных компаний и постепенно приобретает массовый характер. Несомненно, амбициозные и дерзкие разработки, а также высокотехнологичные решения, как и прежде, будут превалировать в масштабных проектах, однако со временем все они могут в той или иной мере стать общедоступными. Не следует забывать, что многие стандартизированные решения, прежде чем стать таковыми, прошли через стадию кастомизированного продукта.

Виталий Алипов , технический директор «РИТ СНГ»