Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Как рисовать разные модели танков.

И маленький, и взрослый художник рано или поздно решится нарисовать тяжелую технику. Результат будет зависеть от того, получится ли выделить главные детали и проигнорировать ненужные мелочи.

В статье даны подробные инструкции, как рисовать самые популярные танки простым карандашом.

Как нарисовать танк Е100 карандашом поэтапно для начинающих и детей?

В этом разделе представлена полная схема рисования таких элементов тяжелой боевой техники, как гусеницы, башни, прочие детали. Выяснив, как рисовать отдельные элементы, вы сможете легко перенести на бумагу изображение любого танка.

Танк Е100

Рисуем танк Е100 простым карандашом:

Танк Е100 массивный и крепкий. Изобразить его на листе бумаги будет несложно, если следовать приведенному ниже описанию:

  • Поворачиваем лист горизонтально. В нижней части листа изображаем параллелограмм — корпус танка, сверху на корпусе нарисуем трапециевидную башню.
  • Переходим к верхней части башни: рисуем люк, обручи пушки. Изобразим широкое циллиндрическое основание пушки и саму пушку.
  • Снизу прямо под основанием прорисовываем по всей длине вытянутый горизонтально овал. Это будут гусеницы танка Е100.
  • Рисуем четыре колеса внутри вытянутого овала — первый ряд колес гусеницы. Второй ряд из четырех колес будто перекрыт первым.
  • Остается только прорисовать мелкие детали танка. Рисуем обручи и штыри колес. Если присмотреться к схеме, то можно усовершенствовать картинку танка.


Как нарисовать танк Е100


Правильно изобразить танк Е100 на бумаге поможет и видеоинструкция.

Видео: Как нарисовать танк Е100?

Как нарисовать танк Тигр карандашом поэтапно?

Рисуем танк Тигр простым карандашом:

  • Начнем с разметки листа. Проведем ограничительные линии, внутри которых будем рисовать танк. После этого в нижней половине листа нарисуем параллелепипед.


Рисуем корпус танка — параллелепипед
  • Сверху «достраиваем» башню танка, напоминающий по форме тот же параллелепипед, вытянутый горизонтально.


Рисуем башню танка. Проводим прямую — дуло пушки
  • Изобразим бронированную юбку гусеницы: для этого нужно отступить немного от верхнего края корпуса и прорисовать фигуру, напоминающую по форме два спаренных сильно вытянутых горизонтально прямоугольника.




  • Нарисуем прямоугольник, установив его над корпусом. Это будет башня танка. Дополнительными линиями покажем объем башни и нарисуем выступающую верхнюю часть люка.


  • Изобразим короткими линиями в передней части, и штрихами среднюю часть гусеничной ленты.


  • Поработаем над гусеницей танка: нарисуем четыре расположенных на одинаковом расстоянии больших круга, и по одному полукругу — в выступающих кверху частях гусениц. За первым рядом колес нарисуем выступающие части второго ряда.


  • К передней стенке башни добавим срезанный с одной стороны овал, продолжением которого является длинное дуло.


  • На этом этапе можно добавить недостающие детали: маленький прямоугольник на корпусе — запасной люк и фигуру, напоминающую полукруг, из которой потом нарисуем маленькую пушку.


  • Теперь можно дорисовать гусеницу, недостающие полукруглые линии на колесах.


Нарисованный эскиз танка можно разукрасить темно-зеленым, коричневым цветами.



Попробуем изобразить немецкий танк Тигр иначе. Упростит нам задачу то, что танк этот прямоугольной формы. Однако для реалистичной картинки необходимо нарисовать множество мелких деталей, которые имеют непростую форму. Но мы же стремимся красиво изобразить тяжелую технику!

  • Намечаем на листе прямыми линиями (без нажима на карандаш) место, где будет расположен танк. Начинаем с верхушки танка. Рисуем командирский люк. Для этого рисуем небольшой овал, потом — петли и крышку.


Располагаем сверху на листе командирский люк
  • Детализируем основание люка. Дорисовываем рядом с ним колпак вентилятора: небольшой овал — верхняя часть, маленькие прямоугольники — линзы.


Детализируем люк
  • Теперь можно изобразить и саму крышу башни: округлая задняя часть постепенно переходит в трапецию.


Рисуем крышу башни
  • На крышке башни находится еще один люк и перископ заряжающего. Изобразим их с помощью простых геометрических фигур, придавая им нужную форму. Проведем через трапецию линию, которая покажет скос передней части крыши башни.


Добавляем еще один люк и перископ на башне
  • Рисуем видимую часть борта башни двумя изогнутыми линиями. И готовимся к более сложной задаче.


Прорисовываем видимую часть борта башни
  • Итак, приступим к изображению маски 88 миллиметрового орудия. Нарисуем большой прямоугольник, в центр которого впишем еще два, закругляя края. Соединительными линиями придаем нужную форму маске орудия. В центральной части маски будем рисовать пушку, а пока изобразим слева небольшой вытянутый вертикально прямоугольник. Здесь мы позже нарисуем амбразуру спаренного с пушкой пулемета.


Рисуем маску оружия
  • Рисуем основание пушки: это два цилиндра разной толщины, которые входят друг в друга. Цилиндр с широкими стенками находится у основания башни, а с тонкими — является продолжением широкого.


Рисуем основание пушки
  • Рисуем оставшуюся часть пушки — более тонкий цилиндр. Рисуем дульный тормоз: две цилиндрические фигуры, которые соединяются выступающим кругом.


Дорисовываем пушку
  • Добавляем недостающие элементы башни: жирная точка на маске орудия — амбразура спаренного пулемета. Дорисовываем маску с правой стороны, показав там амбразуру монокулярного прицела. Покажем несколькими линиями прибор наблюдения и рым. Нарисуем ящик для снаряжения: три трапеции, расположенные полукругом по форме башни.


Добавляем некоторые детали на башне
  • Изобразим крышу корпуса танка в виде прямоугольника.


Рисуем крышу корпуса
  • Прямыми линиями покажем бортовые броне листы. Снизу под пушкой нарисуем смотровое устройство механика водителя. Чтобы эта часть танка получилась, рисуем простые фигуры, придавая им нужную форму.


Прорисовываем бортовые бронелисты
  • Надгусеничным полкам придаем форму прямоугольников. Добавляем недостающие линии, сверяясь с картинкой.


Рисуем надгусеничные полки
  • Рисуем моторный отсек и перископ, также придавая им простые геометрические формы.


Рисуем моторный отсек и перископ
  • Небольшими овалами под пушкой изобразим люки механика водителя и радиста под пушкой.


Рисуем люк механика водителя
  • Дорисовываем мелкие детали: пулемет, фары, тросы.


Добавляем мелкие детали
  • Переходим к ходовой танка. Изобразим гусеницы. Дорисуем нижнюю лобовую деталь, элементы ведущего и направляющего колес.


Рисуем мелкие детали

Рисуем гусеницу
  • Изобразим на гусенице частично опорные катки.


  • Дорисуем четыре опорных катка. Остальные две пары опорных катков находятся вне зоны видимости из-за шахматного расположения.


  • Изобразим последние элементы танка: тросы, крюки на крыше корпуса, покажем изогнутыми линиями рельефность опорных катков.




  • Теперь можно разукрасить танк и добавить элементы ландшафта: дорогу, гору или еще один танк вдалеке.


Танк можно нарисовать в другом ракурсе. Например, вот так:

Как нарисовать танк Тигр
  • Обрисовываем первоначальные контуры танка. Здесь нужно учесть наклон корпуса и башни, а также правильно изобразить пушку. если у вас не получается рисовать прямые линии, то вооружитесь линейкой.


  • Поработаем над точным изображением башни танка, дорисовав некоторые детали.


  • Детализируем пушку и переходим к верхней части корпуса танка.


  • Рисуем бронированную юбку танка.


  • Переходим к прорисовке нижней части танка: гусеницы, оптического прибора.


  • Рисуем видимую часть гусеницы.


Рисуем трек танка: колеса, расположенные в шахматном порядке.



Видео: Как нарисовать танк тигр?

Попробуем изобразить еще один вражеский сверхтяжелый танк Маус.

Вот что мы будем рисовать:



Как нарисовать танк Маус
  • Рисуем верхушку башни и от нее проводим дополнительные линии, чтобы показать объем. Намечаем несколькими линиями рым. На правой стороне башни, которую мы изобразили под небольшим наклоном, нарисуем маленькое отверстие.


Рисуем верхнюю часть танка — башню
  • Рисуем широкие основания для пушки и пулемета. Сразу рисуем короткое дуло пулемета.


Рисуем основание пушки
  • Добавляем недостающие детали на основании пушки и прорисовываем длинное дуло. С основным вооружением танка мы справились!


Рисуем длинное дуло пушки
  • Башню танка «устанавливаем» на корпус танка, изобразив его в виде прямоугольника под небольшим наклоном. Лобовой бронелист танка также рисуем под наклоном.


  • Изобразим в виде вытянутого горизонтально овала видимую часть гусеницы и добавим массивные экраны на них. Нарисуем буксировочные кольца.


  • Изобразим фары и швы на броне танка. Добавим несколько линий на экраны.
  • Корпус танка пересекает горизонтальная линия. Изобразим ее, отступив немного от срединной линии.


  • Дорисуем контуры экрана гусеницы.


  • Детализируем корпус танка, добавляя недостающие элементы.


  • Несколькими линиями намечаем систему охлаждения. Снова добавляем линии на корпусе.
  • Добавляем три люка сверху на башне.


  • Добавляем швы на башне и на корпусе танка.




Видео: Как нарисовать танк Маус?

Видео: Как нарисовать Maus?

Как легко и красиво нарисовать танк ИС-7 карандашом?

Рисуем танк ИС-7:



Танк ИС-7
  • Немного отступив от срединной линии листа, проведем отрезок, который станет общей стороной двух прямоугольников.
  • Изобразим эти два прямоугольника. Проведем линии, пересекающие нарисованные прямоугольники немного выше срединной линии. Это будет контур гусениц. Прорисуем их более детально.
  • Над корпусом танка «надстраиваем» башню. Придаем ей форму трапеции. Изогнутыми линиями показываем контур башни и рисуем дуло пушки. Добавляем несколько линий на гусеницах и помечаем крестиками места, где будут колеса.
  • Прорисовываем первый ряд из четырех колес, а за ними располагаем второй ряд. Дорисовываем необходимые элементы на башне, на пушке и на корпусе.

Видео: Как нарисовать ИС-7

Рисунки танка карандашом детям для срисовывания на 23 февраля и 9 мая День Победы

Ребенку сложно нарисовать танк без помощи взрослого. Пригодятся для этого простые изображения танков без прорисовки мелких деталей. Поищите подходящий рисунок, для выполнения которого не требуется особых художественных навыков, и вы сможете провести с ребенком увлекательное занятие по изучению и рисованию тяжелой военной техники.

Чтобы правильно изобразить танк, обратите внимание на следующее:

  • Изображая технику нужно следить за кривизной линий и их направлением.
  • Все линии наносятся без нажима на карандаш, тогда допущенные ошибочные штрихи можно легко удалить, не оставив следов на бумаге.
  • Любые неправильные линии следует удалять сразу же, чтобы они не отразились на конечном результате.
  • Начиная рисовать сложный объект, необходимо придать ему простую геометрическую форму, и только потом начинать прорисовывать детали.

Чтобы танк не казался плоским, нужно придавать деталям объем с помощью штриховки или дополнительных линий.

Представленные ниже схемы рисования танков помогут нарисовать красивую открытку или украсят праздничную стенгазету, посвященную 23 февраля или 9 мая.






  • Чтобы нарисовать фантазийный танк, также необходимо учитывать, что это сложное транспортное средство, потому прорисовки мелких дополнительных деталей не избежать. Ведь изображение даже мультяшного танка должно быть узнаваемым.
  • Рисунок фантазийного персонажа, напоминающего танк, украсит поздравительную открытку, коллаж или стенгазету, подготовленную к празднику 23 февраля, 9 мая. Картинку с веселым танком можно подарить и любителю компьютерной игры «Танки Онлайн».

Танк можно изобразить «одушевленным»: сделать его дружелюбным персонажем или придать серьезный вид.



В конце 40-х годов с тяжелыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении состояли три типа - ИС-2, ИС-3 и ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу. В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новую машину.

Основным требованием являлось ограничение боевой массы - не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором, ответственным за объект 730 (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина. Официально машина получила название ИС-8.

В апреле 1949 года был разработан техпроект. Сейчас уже неизвестно, от кого исходила эта идея, но объект 730 стал прямым развитием линии танка ИС-3. Форма корпуса, особенно характерный «щучий нос», литая башня обтекаемой-формы вызывали прямые ассоциации с ИС-3.


В мае для отработки основных функциональных решений построили деревянный макет в натуральную величину, а затем в опытном цехе началось изготовление первого прототипа ИС-8. После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворила техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два этапа заводских испытаний в 1949 году, после чего в апреле — мае 1950 года на НИБТ полигоне в подмосковной Кубинке состоялись госиспытания.


По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство ИС-8, но с доработками. В частности, недостаточным признали ресурс двигателя. Поэтому летом 1950 года в районе города Мары в Туркмении были проведены испытания на гарантийный ресурс двигателя, а осенью - войсковые испытания. Однако, не все было хорошо с новой машиной : пришлось производить много доработок, вследствие чего танк прошел большой цикл повторных и контрольных полигонных и заводских испытаний, которые закончились только к декабрю 1952 года. При этом проект менялся несколько раз, в результате чего машина получила сначала индекс ИС-9, а затем и ИС-10.


В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10. Сварной корпус его имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта составные, из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии. Днище корпуса штампованное, корытообразной формы. В задней части (под силовой передачей) днище плоское. Жесткость днища усиливалась также вваренными в него кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов в днище имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или пробками на резьбе. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины. Для посадки имелся люк треугольной формы, закрываемый сдвижной крышкой. Наблюдение за местностью механик-водитель вел через три прибора: один из них ТПВ-51 устанавливался в крышке люка, два других ТИП - в окнах верхней части лобовых листов корпуса.

Башня литая, обтекаемой формы с переменными углами наклона стенок и переменной толщиной от 250-мм в носовой части до 40-мм на литой части крыши. Башня устанавливалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса танка. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа располагался люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка. В передней части люка командира танка находился прибор наблюдения ТПКУ, а по окружности верхнего погона башенки - семь приборов наблюдения. Кроме того, в башне имелись еще три прибора ТПБ-51: один для наводчика и два для заряжающего. Механизм поворота башни планетарный, с самотормозящей червячной парой, с ручным и электрическим приводами.

122-мм танковая пушка Д-25ТА с длинной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ были установлены в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня 15000 м. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3—4 выстрела в минуту, а при заряжании вручную 2—3 выстрела в минуту.


На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ, снабженный коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, размещенных в хомутиковых и лотковых укладках. Боекомплект пулеметов насчитывал 1000 патронов, 300 из них к спаренному пулемету были уложены в шести штатных патронных коробках, а 150 к зенитному пулемету - в трех специальных патронных коробках, 550 патронов боекомплекта находились в цинковых коробках. 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-12-5 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 см3 и максимальной мощностью (без воздухоочистителя и противодавления на выпуске) 700 л. с. при 2100 об/мин устанавливался на постаменте, состоявшем из четырех кронштейнов, приваренных к бортам и связанных между собой продольными угольниками.

Двигатель В-12-5 относился к дизелям типа В-2. Его основные особенности: установка центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, что позволило увеличить его мощность; установка на верхнем картере двигателя двух суфлеров; оборудование двигателя комбинированным масляным фильтром Кимаф-3; наличие двойного подвода масла к коленчатому валу; установка маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения двигателя смазкой при запуске; наличие привода для электротахометра; отсутствие выпускных коллекторов. В топливную систему танка входили три внутренних бака - два задних емкостью по 185 л и один передний на 90 л. Все три бака соединялись между собой трубопроводами, а передний соединялся также с топливораспределительным краном. На крыльях в корме танка было установлено по одному наружному топливному баку емкостью по 150 л каждый. Наружные баки подключались к топливной системе танка. Таким образом, общая емкость всех баков составляла 760 л.


Начиная с июня 1955 года устанавливались внутренние задние топливные баки емкостью 270 л каждый. Вследствие этого общая емкость баков возросла до 930 л. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа. Система охлаждения жидкостная, закрытая, эжекционная. Запуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 или сжатым воздухом.

Ведущие колеса заднего расположения имели съемные венцы с 14 зубьями. На каждом борту было 7 литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и три поддерживающих катка. Подвеска независимая, с пучковым торсионом и упругим упором. Пучковые торсионы имели 7 стержней с шестигранными головками. Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Каждая гусеница состоит из 88 траков шириной по 720-мм с шагом 160-мм.

На танке устанавливали радиостанцию 10РТ-26Э и внутреннее переговорное устройство ТПУ-47-2 на четыре абонента. В 1955 году были созданы две опытные машины - объект 267 сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и объект 267 сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены на новой модификации Т-10А (объект 730А). Пушка со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган» получила обозначение Д-25ТС. На Т-10А вместо прицела ТШ-2-27 установили перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Механик-водитель получил активный прибор ночного видения ТВН-1 и для ориентации гирополукомпас ГПК-48. В результате установки пушки с измененными приводами, а также для улучшения бронезащиты башню и маску орудия модернизировали.


Для уменьшения загазованности боевого отделения на стволе пушки был установлен эжектор. Дополнительно ввели механизм досылания снаряда и заряда, новый подъемный механизм со сдающим звеном и гальваноударное устройство в затворе. В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Основное ее отличие - применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. В остальном танк был подобен Т-10А. Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном объекте 264, а чуть позже на объекте 265 испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками.)

Вместо пулеметов ДШК, как на предыдущих моделях, были установлены 14,5-мм КПВТ - спаренный с орудием и зенитный. Новый танк — объект 272 — также оснастили полным комплектом ночных приборов: командирским ТКН-1Т, наводчика ТПН-1-29-14 («Луна II») и механика-водителя ТВН-2Т. Наведение спаренного пулемета осуществлялось с помощью прицела Т2С-29, имевшего для этого специальную шкалу. Зенитный пулемет оснащался коллиматорным прицелом ВК-4, а для стрельбы по наземным целям - оптическим прицелом ПУ-1. Боекомплект состоял из 30 выстрелов с осколочно-фугасной гранатой и бронебойно-трассирующим снарядом и 744 патронов к пулеметам КПВТ.

В двигатель В-12-6 по сравнению с В-12-5 были внесены изменения в конструкцию картера, коленчатого вала, поршней, цилиндров и т. д. Мощность двигателя составляла 750 л. с. при 2100 об/мин. Машина оснащалась радиостанцией Р-113 и переговорным устройством Р-120. Танк выпускался почти 5 лет, и только в 1962 году на обоих заводах был организован выпуск танка Т-10М на основе объекта 272. В конструкцию Т-10М неоднократно вносились изменения. С 1959 года зенитными пулеметами, например, комплектовался только каждый пятый танк.

В 60-х годах 8-ступенчатую коробку передач заменили на более простую 6-ступенчатую. С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м. С 1967 года в боекомплект начали включать выстрелы с бронебойно-подкалиберными и кумулятивными снарядами. Танки Т-10 первоначально поступали на вооружение тяжелых танко-самоходных полков. С 1947 года один такой полк входил в штат танковой и механизированной дивизии. По мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем и Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий. Каждая такая дивизия имела два полка тяжелых и один полк средних танков.

В 50-х и 60-х годах по мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения - 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» - ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. В 1966 году производство Т-10М прекратили.

По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения. В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.

Танк Т-10 послужил базой для создания многих опытных и серийных машин.

В 1957 году был создан танк (объект 266), на котором опробовали гидромеханическую трансмиссию. В остальном это был обычный Т-10 с пушкой Д-25ТА, оснащенной, правда, стабилизатором.

С 1953 по 1956 год испытывался опытный объект 269, предназначенный для отработки прицела-дальномера.
В 1956 году на испытания вышла единственная САУ, созданная на базе Т-10. Машина имела обозначение «объект 268» и была вооружена 152-мм пушкой М-64 с начальной скоростью снаряда 720 м/с. Орудие было установлено в просторной сварной рубке с толщиной лобовой брони 187-мм. На крыше рубки устанавливались 14,5-мм пулемет КПВТ и дальномер ТКД-09. Пушка была оснащена механизмом досылания лоткового типа. В входило 35 выстрелов для пушки и 500 патронов к пулемету. Боевая масса машины равнялась 50 т, экипаж состоял из 4 человек. На вооружение эта самоходка так и не была принята.

Являлся модернизированным вариантом танка Т-10 и имел обозначение "Объект 731". Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11.06.1956 г. Его серийное производство было организовано в 1957 г. в Челябинске. Модернизированный танк отличался установкой пушки Д-25ТС с измененным затвором и эжекционной продувкой канала ствола, а также применением стабилизатора вертикального наведения пушки ПУОТ ("Ураган"), гирополукомпаса ГПК-48 и ИК-прибора механика-водителя ТВН-1. Вместо прицела ТШ-2-27 были установливался перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП.

Представлял собой модернизированный танк Т-10А и отличался от него установкой двухплоскостного стабилизатора вооружения и нового прицела наводчика Т2С-29. На вооружение был принят приказом Министра обороны СССР в 1957 г. В этом же году был создан командирский танк Т-10БК, который отличался от линейного танка наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Танк Т-10, общий вид 1955 год. Зенитный пулемет на башне не установлен, на дульный тормоз пушки одет чехол (РГАЭ).

2. Опытный образец танка «объект 730», вид сверху. Сентябрь 1949 года (РГАЭ).

3. Опытный образец танка «объект 730», вид спереди. Сентябрь 1949 года, Хорошо виден ствол 12,7-мм спаренного пулемета ДШК (РГАЭ).

4. Общий вид опытного танка «объект 730», сентябрь 1949 года. Хорошо видна установка фары и сигнала на наклонном листе корпуса, а также укладка буксирных тросов (РГАЭ).

5. Тяжелый танк Т-10, вид слева. Хорошо виден наружный топливный бак на корме корпуса (ИЖ).

6. Общий вид опытного танка «объект 730», вид спереди справа. Хорошо видна зенитная установка 12,7-мм пулемета ДШК на башне (РГАЭ).

7. Общий вид танка Т-10. Хорошо видна зенитная установка 12,7-мм пулемета ДШК, на правом борту уложено бревно для самовытаскивания (РГАЭ).

8. Танк Т-10, вид сзади сверху. Хорошо видны наружные топливные баки, укладка дымовых шашек БДШ-5 и крепление ствола орудия при движении по-походному в положении «пушка назад» (РГАЭ).

9. Тяжелый танк Т-10 во время испытаний на полигоне. 1954 год (ИЖ).

10. Тяжелый танк Т-10 на полигоне. 1954 год. Хорошо видна защитная планка на лобовой части корпуса, предохраняющая механика-водителя от воды и грязи во время преодоления препятствий (ИЖ).

11. Тяжелый танк Т-10 во время гарантийного пробега. 1955 год (ИЖ).

12. Тяжелый танк Т-10 на испытаниях, вид слева. 1955 год (ИЖ).

13. Тяжелый танк Т-10 на испытаниях, вид сзади. Хорошо видно крепление брезента на задней части башни. 1955 год (ИЖ).

14. Тяжелый танк Т-10 на испытаниях, вид спереди. 1955 год (ИЖ).

15. Тяжелый танк Т-10 вo время испытаний преодолевает горку. 1955 год (ИЖ).

16. Тяжелый танк Т-10 проходит косогор в ходе испытаний. 1955 год (ИЖ).

17. Тяжелый танк Т-10 с двумя дополнительными 200-литровыми бочками с топливом, установленными на корме корпуса на месте БДШ (ИЖ).

18. Отделение управления танка Т-10: 1 - рукоятка запорного устройства крышки люка механика-водителя; 2 - баллоны сжатого воздуха; 3 - центральный щиток механика-водителя; 4 - крышка люка механика-водителя; 5 - рукоятка управления заслонками эжекторов; 6 - закрывающий механизм крышки люка механика-водителя; 7 - редуктор воздухопуска; 8 - рычаг реверса; 9 - баллоны ППО; 10 - ручной топливоподкачивающий насос; 11 - рукоятка селектора; 12 - рычаг ручной подачи горючего; 13 - правый рычаг управления; 14 - педаль подачи горючего; 15 - сиденье механика-водителя; 16 - педаль управления; 17 - левый рычаг управления; 18 - выключатель аккумуляторных батарей; 19 - аккумуляторные батареи; 20 - бачок для питьевой воды; 21 - распределительный щиток (РПМЧ).

19. Боевое отделение танка Т-10: 1 - нижний погон; 2 - стопор башни; 3 - пульт наводчика; 4 - щиток башни; 5 - электромотор поворота башни; 6 - налобник прицела ТШ2-27; 7 - прибор наблюдения командира (ТПКУ); 8 - вентилятор; 9 - установка спаренного пулемета ДШК; 10- укладка снарядов; 11 - сиденье заряжающего; 12 - укладка зарядов; 13 - лоток механизма досылания; 14 - казенная часть пушки; 15 - сиденье наводчика; 16 - сиденье командира танка (РПМЧ).

20. Моторно-трансмиссионное отделение танка Т-10: 1 и 12 - наружные топливные баки; 2 и 11 - остановочные тормоза; 3 и 9 - тормоза мультипликатора; 4 и 8 - крышки механизма управления; 5 и 10 - механизм сброса БДШ; 6 - планетарная коробка перемены передач; 7 - стартер; 13 и 19 - внутренние топливные баки; 14 и 21 - сетки эжекторов; 15 и 20 - водяные радиаторы; 16 - масляные фильтры; 17 - расширительный бачок; 18 - двигатель В12-5(РПМЧ).

21. Корпус танка Т-10, вид спереди: 1 - нижний наклонный лобовой лист; 2 - верхние наклонные лобовые листы; 3 - буксирный крюк; 4 - кронштейн кривошипа направляющего колеса; 5 - передний наклонный лист крыши; 6 - защитный брусок; 7 - подбашенный лист; 8 - сетки окон доступа воздуха к двигателю летом; 9 и 14 - выпускные окна эжекторов; 10 и 13 - сетки окон над радиаторами; 11 - крышка люка над двигателем; 12 - сетка окна доступа воздуха к двигателю летом зимой; 15 - верхний наклонный бортовой лист; 16 - нижний гнутый бортовой лист; 17 - фланец; 18 - упор балансира; 19 - цапфа механизма натяжения гусеницы; 20 - кронштейны балансиров опорных катков (РПМЧ).

22. Корпус танка Т-10, вид сзади: 1 - верхний кормовой откидной лист; 2 - задние боковые листы; 3 - палец для крепления серег рычага амортизатора; 4 - бонки для крепления грязеочистителей; 5 - гнездо для установки бортовой передачи; 6 - буксирный крюк; 7 - торсионный валик; 8 - нижний кормовой лист(РПМЧ).

23. 122-мм пушки и боеприпасы к ним, сверху вниз: Д-25Т, Д-25ТА, Д-25ТС.

24. 1 - бронебойный остроголовый снаряд БР-471; 2 - бронебойный тупоголовый снаряд БР-471 с баллистическим наконечником; 3 - осколочно-фугасный снаряд ОФ-471Н; 4 - выстрел.

25. Установка в башне танка Т-10 122-мм пушки Д-25ТА и спаренного пулемета ДШК: 1 - ствол; 2 - подвижная бронировка; 3 - цапфы пушки; 4 - тяга; 5 - сальник; 6 - пальцы; 7 - тарельчатые пружины, 8 - рамка (РПМЧ).

26. Зенитная установка 12,7-мм пулемета ДШК на танке Т-10: 1 - стопор турели; 2 - стопор боевого и походного положения пулемета; 3 - рукоятки горизонтальной наводки; 4 - клавиша спускового механизма; 5 - вилка; 6 - шток; 7 - стопор люльки; 8 - люлька; 9 - трубка компенсатора; 10 - пружина; 11 - кронштейн для прицела К10-Т; 12 - цапфы люльки; 13 - маховик; 14 - привод спускового механизма; 15 - тяга; 16 - погонное устройство (РПМЧ).

27. Двигатель В12-5 танка Т-10 (РГАЭ).

28. Коробка перемены передач танка Т-10, вид сзади: 1 и 18 - тормоза мультипликаторов; 2 и 17 - фрикционы мультипликаторов; 3 и 21 - рымы; 4, 19 и 26 - кронштейны; 5 и 11 - картеры механизмов управления; 6, 8 и 9 - крышки; 7 - масляный фильтр «Кимаф»; 10 - стартер; 12 - сектор; 13 - рычаг неподвижной отводки включения фрикциона; 14 - тяга к кулаку-разделителю; 15 - неподвижная отводка включения фрикциона; 16 - шестерня; 20 и 25 - задние опорные лапы картера; 22 - призонный болт; 23 - нижняя половина картера; 24 - верхняя половина картера (РПМЧ).

29. Подвеска передних и задних опорных катков танка Т-10: 1 - балансир; 2 - ось балансира; 3 - наружная муфта; 4 - стержень (торсион); 5 - крышка; 6 - съемный фланец; 7 - болт; 8 - гайка; 9 - регулировочная прокладка; 10 - установочный винт; 11 - пружинное кольцо; 12 - винт; 13 - обойма; 14 - внутренняя муфта; 15 - внутренняя втулка; 16 - упор; 17 - стопорный болт; 18 - спиральная пружина; 19 - боек; 20 - пробка; 21 - наружная втулка; 22 - войлочный сальник; 23 - регулировочная прокладка; 24 - ось катка; 25 - опорный каток; 26 - заглушка (РПМЧ).

30. Чертеж подвески опорных катков танка Т-10 (АК).

31. Чертеж опорного катка танка Т-10 (АК).

32. Чертеж направляющего колеса танка Т-10 (АК).

33. Ведущее колесо танка Т-10: 1 - венец; 2 - корпус; 3 - обойма сальника; 4 - нажимное кольцо; 5 - лабиринтное кольцо; 6, 10, 12, 23 и 26 - болты; 7 - гайка; 8 - муфта; 4 - стопорная шайба; 11 - пробка; 13 - броневой колпак; 14, 15 - прокладки; 16 - шарикоподшипник; 17 - стопорная шайба; 18 - пробка; 19 - резиновая манжета; 20 - пружина; 21 - войлочный сальник; 22 - распорная втулка; 24 - очиститель; 25 - кронштейн (РПМЧ).

34. Трак танка Т-10, схема из атласа запасных частей (АК).

35. Танк Т-10А, общий вид (кадр учебного кинофильма).

36. Танк Т-10А, вид сзади слева (кадр учебного кинофильма). Хорошо видны топливные баки и укладка БДШ.

37. Тяжелый танк Т-10Б, общий вид (кадр учебного кинофильма).

38. Тяжелый танк Т-10Б во время демонстрации ходовых качеств на полигоне (кадр учебного фильма).

39. Опытный образец танка «объект 265» на испытаниях, 1952 год. Хорошо видна установка спаренных с пушкой 14,5 и 7,62-мм пулеметов (РГАЭ).

40. Опытный образец танка «объект 265», вид слева. На башне видна зенитная установка 14,5-мм пулемета КПВТ (РГАЭ).

41. Опытный образец танка Т-10М Челябинского Кировского завода - «объект 734» на испытаниях. 1958 год (РГАЭ).

42. 122-мм пушка М62-Т2 танка Т-10М и боеприпасы к ней.

43. 1 - выстрел с бронебойным снарядом БР-472 (снаряд и заряд); 2 - выстрел с осколочно-фугасным снарядом ОФ-472.

44. Общий вид танка Т-10М. Хорошо виден спаренный с пушкой 14,5-мм пулемет КП ВТ (АСКМ).

45. Тяжелый танк Т-10М, вид сзади. Хорошо видны наружные топливные баки, дымовые шашки БДШ и укладка брезента на корме башни (АСКМ).

46. Тяжелый танк Т-10М, вид сзади. Между шашками БДШ видно крепление ствола орудия при движении по-походному, на нижнем кормовом листе корпуса закреплены запасные траки (АСКМ).

47. Тяжелый танк Т-10М, вид спереди (АСКМ).

48. Тяжелый танк Т-10М, вид слева. Хорошо видна зенитная установка 14,5-мм пулемета КПВТ (АСКМ).

49. Тяжелый танк Т-10М с демонтированной зенитной установкой пулемета КПВТ (ИЖ).

50. Тяжелый танк Т-10М выпуска Челябинского тракторного завода. 1960 год (ИЖ).

51. Тяжелый танк Т-10М выпуска 1959 года (АСКМ).

52. Тяжелый танк Т-10М в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина» (АСКМ).

53. Тяжелый танк Т-10М выпуска Ленинградского Кировского завода. 1961 год (ИЖ).

54. Тяжелый танк Т-10М, вид слева. Историко- культурный комплекс «Линия Сталина» (АСКМ).

55. Установка 122-мм пушки М62-Т2 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ в башне танка Т-10М.

56. Тяжелый танк Т-10М, общие виды машины выпуска ЧКЗ 1958 года (фрагмент рабочего чертежа).

57. Тяжелый танк Т-10М, продольный разрез машины (фрагмент рабочего чертежа).

58. Тяжелый танк Т-10М, поперечный разрез машины (фрагмент рабочего чертежа).

59. Корпус тяжелого танка Т-10М, вид сбоку и разрез в плане (фрагмент рабочего чертежа).

60. Корпус тяжелого танка Т-10М, продольный разрез и вид в плане (фрагмент рабочего чертежа).

61. Танк T-10M с оборудованием ОПВТ перед преодолением водной преграды. 1963 год (АСКМ).

62. Схема установки оборудования подводного вождения танка (ОПВТ) на Т-10М (АК).

63. Несмотря на большую массу, Т-10М имел хорошие динамические характеристики: на фото машина из состава 49-го отдельного танкового батальона во время учений на Гарделегенском полигоне. ГСВГ, 1972 год (ЕМ).

64. Танк Т-10М по разбитой дороге движется на Штатский полигон. ГСВГ, 1974 год. Танк из состава 49-го отдельного танкового батальона (ЕМ).

65. Танк Т-10М из состава 30-го отдельного танкового батальона ГСВГ на учениях. 1974 год. Во избежание потери во время движения, перед учениями надгусеничные крылья снимали (СС).

66. Танки Т-10М из состава 30-го отдельного танкового батальона ГСВГ на полигоне после стрельб. 1974 год (СС).

67. Отделение управления танка Т-10М: 1 - рукоятка запорного устройства крышки люка механика-водителя; 2 - аппарат ТПУ; 3 - масляный манометр планетарной коробки передач; 4 - провод высокого напряжения к прибору ТВН-2Т; 5 - центральный щиток механика-водителя; 6 - крышка люка механика-водителя; 7 - электропровод к стеклоочистителю; 8 - рукоятка управления заслонками эжекторов; 9 - центральный вентиль системы воздушного запуска; 10 - кран-редуктор воздухопуска; 11 - закрывающий механизм крышки люка механика-водителя; 12 - баллоны НПО; 13 - снарядные гильзы; 14 - ручной топливоподкачивающий насос; 15 - ящики для укладки гранат; 16 - рычаг ручной подачи топлива; 17 - рукоятка селектора; 18 - рычаг реверса; 19 - запасный прибор ТПВ-51; 20 - правый рычаг управления; 21 - педаль подачи топлива; 22 - сиденье механика-водителя; 23 - педаль остановочного тормоза; 24 - ящик с прибором ГВН-2Т; 25 - педаль управления; 26 - левый рычаг управления; 27 - выключатель аккумуляторных батарей; 28 - розетка внешнего запуска; 29 - аккумуляторные батареи; 30 - сумка с документацией танка; 31 - бачок для питьевой воды; 32 - электрораспределительный щиток (РПМЧ).

68. Боевое отделение танка Т-10М: 1 - блок питания ночного прицела ТПН-1; 2 - радиостанция; 3 - азимутальный указатель; 4 - щиток электрооборудования башни; 5 - стопор башни; 6 - распределительная коробка; 7 - ввод антенны; 8 - коробка компенсатора; 9 - пульт светового курсоуказателя; 10 - механизм поворота башни; 11- электроблок прицела Т2С; 12 - ночной прицел ТПН-1; 13 - аппарат ТПУ; 14 - прицел Т2С; 15 - дополнительный бачок; 16 - подъемный механизм пушки; 17 - пушка М62-Т2; 18 - ограничитель снижения пушки; 19 - спаренный пулемет КПВТ; 20 - преобразователь частоты; 21 - магазин спаренного пулемета; 22 - ящик с ЗИП; 23 - снарядная каретка; 24 - семиместная гильзовая укладка; 25 - магазин спаренного пулемета; 26 - ящик с прибором ТПБ-51 (РПМЧ).

69. Моторно-трансмиссионное отделение танка Т-10М: 1 и 7 - эжекторы; 2 и 6 - масляные (сверху) и водяные (снизу) радиаторы; 3 - расширительный бачок; 4 - воздухоотделитель; 5 - масляный фильтр «Кимаф-4»; 8 и 18 - внутренние топливные баки; 9 и 17 - наружные топливные баки; 10 и 14 - гидравлические механизмы управления ПКП; 11 и 16 - остановочные тормоза; 12 и 15 - тормоза мультипликаторов; 13 - коробка перемены передач (РПМЧ).

70. Корпус танка Т-10М, вид сзади: 1 - верхний кормовой откидной лист; 2 - задние боковые листы; 3 - палец для крепления серег рычага амортизатора; 4 - бонки для крепления грязеочистителей; 5 - гнездо для установки бортовой передачи; 6 - буксирный крюк; 7 - торсионный валик; 8 - нижний кормовой лист (РПМЧ).

71. Корпус танка Т-10М, вид спереди: 1 - нижний наклонный лобовой лист; 2 - верхние наклонные лобовые листы; 3 - петли для крепления переднего отражателя; 4 - кронштейн кривошипа направляющего колеса; 5 - буксирный крюк; 6 - защелки буксирного крюка; 7 - скобы крепления вертикального щитка; 8 - ограждение фар; 9 - передний наклонный лист крыши; 10 - люк механика-водителя; 11 - защитный брусок, 12 - подбашенный лист; 13 и 19 - выпускные окна эжекторов; 14 и 18 - сетки окон над радиаторами; 15 - сетка окна впуска в двигатель воздуха летом; 16 - лист крыши над двигателем; 17 - сетка окна впуска в двигатель воздуха зимой; 20 - верхний наклонный бортовой лист; 21 - нижний гнутый бортовой лист; 22 - кронштейн балансира опорного катка; 23 - упор балансира; 24 - фланец; 25 - ограждение фары и сигнала; 26 - цапфа механизма натяжения гусеницы (РПМЧ).

72. Башня танка Т-10М: 1 - отверстие для пальца крепления рамки пушки; 2 - окно для пулемета КП ВТ; 3 - крюк; 4 - дождевой щиток; 5 - отверстие для тяги крепления рамки пушки; 6 - броневой лист крышки башни; 7 - отверстие для установки прибора наблюдения заряжающего ТПН; 8 - крышка люка заряжающего; 9 - рукоятка механизма поворота верхнего погона люка заряжающего; 10 - броневое ограждение прицела ТПН-1; 11 - крышка люка командира танка; 12 - крышка кормового ящика для ЗИП; 13 - кормовой ящик для ЗИП; 14 - стакан антенного ввода; 15 - отверстие для прибора наблюдения ТПБ-51; 16 - поручень; 17 - колпак бронировки прицела Т2С; 18 - выемка для обеспечения открывания откидного листа над радиаторами (РПМЧ).

73. Размещение в башне Т-10М приборов стабилизатора вооружения «Ливень»: 1 - прицел Т2С; 2 - исполнительный цилиндр; 3 - преобразователь; 4 - дополнительный бак; 5, 10 и 13 - распределительный коробки; 6 - электромашинный усилитель; 7 - гидроусилитель; 8 - блок гиротахометров; 9 - ограничитель; 11 - исполнительный двигатель; 12 - коробка компенсатора; 14 - электроблок (РПМЧ).

74. Планетарная коробка перемены передач танка Т-10М: 1 - зубчатка; 2 - правый тормоз мультипликатора; 3 - неподвижная отводка фрикциона мультипликатора; 4 - правый гидравлический механизм управления; 5, 6 - рычаги; 7 - правый золотник поворота; 8 - маслопровод к приемнику манометра; 9 - шланги подвода воды (антифриза) для разогрева ПКП; 10 - левый гидравлический механизм управления; 11 - стартер; 12 - зубчатый венец; 13 - маслоизмерительный стержень; 14 - заправочная горловина ПКП; 15 - передняя опорная лапа картера; 16 - нижняя половина картера ПКП; 17 - корпус механизма реверса; 18 - неподвижный упор рычага реверса; 19 - рычаг реверса; 20 - неподвижный упор замка реверса; 21 - рычаг замка реверса; 22 - правый тормоз промежуточного вала; 23 - подвижная отводка фрикциона промежуточного вала; 24 - неподвижная отводка фрикциона промежуточного вала; 25 - пробки смазочных отверстий фрикциона промежуточного вала; 26 - рычаг привода золотников передач (РПМЧ).

75. Двигатель В12-6Б танка Т-10М (РГАЭ).

76. Трак танка Т-10М с дополнительным уширителем: 1 - трак; 2 - палец; 3 - дистанционное кольцо; 4 - пружинное кольцо; 5 - уширитель; 6 - захват; 7 - хомут; 8 - болт; 9 - гайка; 10 - скоба; 11 - планка (РПМЧ).

77. Установка в башне танка Т-10М радиостанции Р-113 и ТПУР-120: 1 - приемопередатчик; 2 - блок питания; 3 - блок настройки антенны; 4 - нижняя часть антенного устройства; 5 - аппарат ТПУА-1; 6 - аппарат ТПУ А-2; 7 - ящик с комплектом ЗИП (РПМЧ).

78. Испытания танка Т-10, оснащенного комплектом индивидуальных плавсредств. 1958 год (АСКМ).

79, 80. Испытания танка «объект 266» с гидротрансмиссией. 1955 год (РГАЭ).

81. «Объект 266» с гидротрансмиссией во время испытаний на трассе НИБ полигона. 1955 год (РГАЭ).

82. Проект самоходной установки «объект 268», вариант с установкой вооружения во вращающейся башне. 1952 год (АСКМ).

83. Самоходно-артиллерийская установка «объект 268» на базе танка Т-10, общий вид. 1957 год (АСКМ).

84. Самоходно-артиллерийская установка «объект 268» на заводских испытаниях, вид справа. 1957 год (АСКМ).

85. Проект ракетного танка «объект 268Т». 1958 год (АСКМ).

86. Опытный образец ракетного танка «объект 282». 1959 год (АСКМ).

87. Опытный вариант танка Т-10М с установкой ПТРК «Малютка», общий вид (ИЖ).

88. Танк Т-10М с ПТРК «Малютка» («объект 272М»), вид слева. Хорошо видны ракеты на пусковой установке (ИЖ).

89. «Объект 272М» - танк Т-10 с ПТРК «Малютка». Ракеты закрыты специальным чехлом (ИЖ).

90. Минный инженерный тральщик на базе танка Т-10М: вверху «объект 220» с ножевыми и катковой секциями (в походном положении); внизу - «объект 213» с катковым тралом (АСКМ).

91. Самоходная установка «Конденсатор-2П» с 406-мм пушкой по пути на Красную площадь. 1957 год (РГАКФД).

92. Пусковая установка ракеты РТ-15 (8К96) на шасси «объект 815». Москва, Красная площадь, 7 ноября 1965 года (АСКМ).

93. Самоходная установка «Ока» с 420-мм минометом на площадке Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (АСКМ).

94. Танки Т-10Б на Красной площади. Москва, 7 ноября 1957 года. Вероятно, это было единственное участие «десяток» в парадах (ИЖ).

95. Пусковая установка ракеты РТ-20 (8К99) на шасси «объект 821». Москва, Красная площадь, 7 ноября 1965 года (АСКМ).

96. Танки Т-10М из состава 9-й тяжелой танковой Бобруйско-Берлинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Германия, 1965 год. До февраля 1965 года дивизия именовалась 13-й тяжелой танковой (АСКМ).

97. Танки Т-10М на параде в Берлине. Конец 1960-х годов. Вероятно машины из состава одного из полков какой-то гвардейской танковой дивизии (ЕМ).

98. Танк Т-10М 49-го отдельного танкового батальона во время тренировки механиков-водителей на Гарделегенском полигоне. ГСВГ, 1972 год (ЕМ).

99. Танк Т-10М из состава 49-го отдельного танкового батальона 2-й гвардейской танковой армии после проведения учебных стрельб из вкладных 23-мм стволов на Штатском полигоне. ГСВГ, лето 1974 года (ЕМ).

100. Командир танка Т-10М 49-го отдельного танкового батальона старший сержант С.Н. Шабалин в своей боевой машине. ГСВГ, лето 1974 года (ЕМ).

101. Танк Т-10М из 49-го танкового батальона перед погрузкой на железнодорожную платформу для отправки на Витштокский полигон - там проводились стрельбы штатными 122-мм снарядами. Перед машиной сидит старший сержант Е.П. Ментюков (ЕМ).

102. Танкисты 49-го батальона у танка Т-10М после проведения стрельб (слева направо): старший сержант С.Н. Шабалин, сержант А. В. Ельченков, старший сержант Е.П. Ментюков и младший сержант Я. И. Козарь. ГСВГ, лето 1974 года (ЕМ).

103. Механик-водитель 49-го отдельного танкового батальона старший сержант Е. П. Ментюков за рычагами своего Т-10М во время учебных стрельб. Лето 1974 года (ЕМ).

104. Танкисты у Т-10М после проведения занятий. 30-й отдельный танковый батальон, ГСВГ, 1974 год (СС).

111. Танки Т-10М в Пльзени. Август 1968 года. На машинах были нанесены специальные белые полосы для опознавания своей авиацией (ЕМ).

112. Большая часть танков Т-10 была отправлена в металлолом, часть машин - как этот Т-10М - использовалась в качестве мишеней на полигонах (ЕМ).

113. Сравнительные размеры тяжелых танков 1950-х - начала 1960 годов: американского М103, английского «Конкеpop» и советского Т-10М. Хорошо видно, что отечественная машина значительно меньше по размерам, чем ее западные «собратья».

114. Единственным фильмом, в котором «засветились» танки Т-10М стала 4-серийная лента киностудии «Мосфильм», снятая в 1985 году. На фото - кадр из фильма, Т-10М играют роль советских танков Великой Отечественной.

115, 116. В экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», расположенного в 20 километрах северо-западнее Минска, имеются два тяжелых танка Т-10М. Скорее всего, машины были на вооружении 5-й тяжелой танковой дивизии, и при создании комплекса поступили с базы хранения, созданной на основе этой дивизии.

117. Продольный разрез танка Т-10М. 1 - направляющее колесо; 2 - щиток приборов механика-водителя; 3 - баллоны со сжатым воздухом для запуска двигателя; 4 - рукоятка подъема люка механика-водителя; 5 - люк механика-водителя; 6 - прибор наблюдения ТПВ-51; 7 - заряды к 122-мм пушке; 8 - 122-мм пушка М62-Т2; 9 - укладка лент к 14,5-мм пулемету; 10 - укладка 122-мм снарядов; 11 - рукоятка механизма вертикального наведения; 12 - электрогироскопический прибор в корпусе прицела Т2С; 13–14,5-мм пулемет КПВТ; 14 - прицел Т2С; 15 - прицел ТПН-1; 16 - инфракрасный осветитель ОУ-ЗТ; 17 - прибор ТПКУ-2; 18 - люк командира танка; 19 - элементы приводов наведения; 20, 21, 23, 24 - заряды к 122-мм пушке, 22, 25 - 122-мм снаряды; 26 - воздухоочиститель; 27 - башня; 28 - решетка для доступа воздуха к двигателю; 29 - пробка заправочной горловины системы охлаждения двигателя; 30 - двигатель В12-6Б; 31 - масляный фильтр; 32 - топливный бак; 33 - механизм управления коробкой перемены передач; 34 - решетка для доступа воздуха к двигателю; 35 - планетарная коробка перемены передач; 36 - наружный топливный бак; 37 - укладка дымовой шашки БДШ-5; 38 - бронировка бортовой передачи; 39 - ведущее колесо; 40 - люк в днище для обслуживания коробки перемены передач; 41 - опорный каток; 42 - гидравлические амортизаторы 1, 2 и 6-го опорных катков; 43 - люк в днище для обслуживания двигателя; 44 - котел подогревателя; 45 - укладка патронов к 14,5-мм пулемету КПВТ; 46 - основание вращающегося пола; 47 - ограждение ноги наводчика; 48 - укладка патронов к 14,5-мм пулемету КПВТ; 49 - вращающейся пол башни; 50 - люк для аварийного выхода из танка; 51 - укладка 122-мм снарядов; 52 - сиденье механика-водителя; 53 - рычаг ручной подачи топлива; 54 - рычаг реверса; 55 - правый рычаг управления; 56 - педаль управления.

118, 119. Тяжелый танк Т-10М, установленный на площадке Национального музея истории Украины во Второй мировой войне, г. Киев. Машина скорее всего поступила с 5359-й гвардейской базы хранения вооружения и военной техники, в которую в 1990 году была переформирована 42-я гвардейская танковая дивизия, расположенная в районе города Новомосковск.

В книге использовались иллюстрации, предоставленные Игорем Желтовым (ИЖ), Александром Кашавцевым (АК), Евгением Ментюковым (ЕМ), Сергеем Сотниковым (СС), а также из фондов Российского Государственного архива экономики (РГАЭ), Российского Государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), архива издательства «Стратегия КМ» и архива Януша Магнуского. Схемы частично заимствованы из книг «Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-10» (Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР, Москва, 1955) и «Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-10М» (Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР, Москва, 1960). Несколько фото М. Скосовского взяты с сайта www.ustrcr.cz (USTRCR).

Советский тяжелый танк Т-10 — последний серийный тяжелый танк в мире. Он стал венцом развития отечественных боевых машин этого класса.

Вконце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новый тяжелый танк ИС-8. Основным требованием стало ограничение боевой массы — не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода. Главным конструктором, ответственным за «объект 730» (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина.

СОЗДАНИЕ

В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатуру «ИС» заменили на Т-10. Серийное производство началось на ЧКЗ в 1953 году и продолжалось до конца 1956 года. За это время было изготовлено 205 танков.

В 1955 году на Кировском заводе в Ленинграде изготовили пять опытных машин с новыми системами стабилизации. Эти новшества были внедрены на новой модификации Т-1 OA (объект 731). Серийное Т-1 OA производство велось в 1956-1957 годах на ЧКЗ, где выпустили 50 танков.

Пушка Д-25ТС имела стабилизатор в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган». Вместо прицела ТШ-2-27 установили перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Механик-водитель получил прибор ночного видения ТВН-1 и для ориентации гирополукомпас ГПК-48. На стволе пушки был установлен эжектор.

В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка-Т-10Б (объект 733) с двухплоскостным стабилизатором ПУОТ-2 «Гром» и прицелом Т2С-29-14, стабилизирующем поле зрения в обеих плоскостях. Танк Т-1 ОБ выпускался только один год — 1957-й. За это время выпустили 110 танков.

Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронейбойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. Вместо пулеметов ДШК, как на предыдущих модификациях, были установлены 14,5-мм КПВТ — спаренный с орудием и зенитный. Новый танк — Т-1 ОМ — также оснастили полным комплектом ночных приборов: командирским ТКН-1Т, наводчика ТПН-1 -29-14 («Луна-2») и механика-водителя ТВН-2Т. Боекомплект состоял из 30 122-мм выстрелов с осколочно-фугасной гранатой и бронебойно-трассирующим снарядом и 744 патронов к пулеметам КПВТ. Танк Т-1 ОМ {объект 272) был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 26 сентября 1957 года. В 1962 году выпуск этих танков на ЛКЗ был прекращен, на ЧТЗ же он продолжался до 1965 года. Всего было выпущено 1079 танков Т-10М.

КОНСТРУКЦИЯ ТАНКА

Сварной корпус танка Т-10 имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным — для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии. Днище корпуса штампованное, корытообразной формы, кроме кормовой части, где оно было плоским (под силовой передачей). Жесткость днища усиливалась также вваренными в него кронштейнами балансиров. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины. Для посадки его в танк имелся люк треугольной формы, закрывавшийся сдвижной крышкой.

Башня — литая, обтекаемой формы с переменными углами на клона стенок и переменной толщиной — от 250 мм в носовой части до 40 мм на литой части крыши. Большая часть стенок башни имела толщину 155 мм при углах наклона от 41° до 50°. Таким образом, приведенная толщина брони достигала 242 мм. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа располагался люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка.

ВООРУЖЕНИЕ

122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ были установлены в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 — 5000 м, а с помощью бокового уровня — 15000 м. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3-4 выстр/мин., а при заряжании вручную — 2-3 выстр/мин. На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, пулеметов — 1000 патронов.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

Двенадцатицилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-12-5 жидкостного охлаждения максимальной мощностью (без воздухоочистителя и противодавления на выпуске) 700 л. с. при 2100 об/мин. Силовая передача состояла из планетарной коробки передач в блоке с механизмом поворота типа «ЗК», обеспечивавшей восемь передач вперед и две назад, и двух двухступенчатых (с простым шестеренчатым и планетарным рядами) бортовых передач. Главного фрикциона в силовой передаче не было, нейтральное положение в механизме передач и поворотов получалось при выключении МПП. Передний фрикцион предназначался лишь для включения заднего хода. Ведущие колеса заднего расположения имели съемные венцы с 14 зубьями. На каждом борту было семь литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и три поддерживающих катка. Подвеска независимая, с пучковым торсионом из семи стержней и упругим упором. Гусеница — мелкозвенчатая, цевочного зацепления, состояла из 88 траков.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-10 М

Боевая масса, т: 50
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
длина: 10 560
ширина: 3518
высота: 2585
клиренс: 460
Скорость макс, км/ч: 50
Запас хода, км: 350

Возможно вам будет интересно:

10553