4 и 6 августа исполнилось две даты: 4 августа 1919 года годовщина убийства Мойше Винницкого, легенды Одессы времён Гражданской войны, а 6 августа, на дому у своей любовницы был убит молдавский бандит, член ВКП(б) Григорий Котовский, тот самый человек, благодаря интригам и стараниям которого Мойше Винницкий был предательски застрелен, а память о нём была очернена и предана забвению, навсегда сделав из Мойше Винницкого обыкновенного уголовника и вора.

Но вспоминать мы будем не о Котовском...

Для того, что бы говорить о Мойше Винницком - "Мишке Япончике" - давайте сразу избавимся от легенд и сказок, которыми окружена его персона. Потому, что даже замечательный фильм "Однажды в Одессе. Жизнь и приключения Мишки Япончика", благодаря которому Мойше Винницкий был реабилитирован в глазах людей, прежде всего одесситов, во многом пестрит именно этими самыми "сказками".

И так, поочерёдно "сказки" о Мишке "Япончике":

1. Япончик был безграмотный и невежественный человек;

2. Япончик был вором, бандитом и убийцей;

3. Япончик был беспредельщиком, шпаной и хулиганом;

4. Япончик подался в РККА, так как у него не оставалось выбора;

5. Полк Япончика разбежался с первыми же выстрелами, перепившись награбленным самогоном;

6. Япончик был расстрелян по приказу трибунала.

Вот, собственно и всё.

Теперь, постараемся развенчать эти сказки, а точнее - обыкновенные сплетни.

на фото: революционный отряд Мишки "Японца" (Одесса; 1918 год)

Начнём с того, что Мойше Винницкий вообще не был одесситом. Родился он в семье фургонщика Меера-Вольфа Мордковича Винницкого в местечке Голта Ананьевского уезда Херсонской губернии (сейчас город Первомайск Николаевской области Украины). Практически одновременно с ним, в этом же местечке родился и мой прадед, так что в некотором роде, я могу гордиться, что мы с Японцем земляки, а возможно и родственники. Когда ребёнку было 4 года, семья переехала в Одессу, на Молдаванку. При рождении получил двойное имя Мойше-Яков, отчего его иногда неверно именуют «Моисеем Яковлевичем».

Мойше Винницкий; фото ориентировочно 1918 года

Не был Японец простолюдином, эдаким шпаной и хулиганом. Потомок знаменитой еврейской династии Коротичей, на шестом году жизни потерял отца. Как любой старший мужчина в семье в те годы, мальчик тянул вместе с матерью младших братьев и сестёр. Ему пришлось быть учеником в матрацной мастерской, после - работать электриком на заводе «Анатра» одновременно посещая хедер (религиозную школу).

С началом революционных событий 1905 года, Одессу и юг России накрыла волна первых кровавых еврейских погромов в истории Империи. Мойше Винницкий стал бойцом отряда еврейской самообороны, находившегося под идейным влиянием анархистов-коммунистов организации «Молодая воля». После убийства полицмейстера Михайловского участка подполковника В. Кожухаря (1907 год) был осуждён на смертную казнь, которую заменили 12 годами каторги (1907). В тюрьме он познакомился с тем, кто станет впоследствии рукой его смерти - с Г. И. Котовским.

Согласно данным исследователя Савченко В. А., в следственных материалах по делу Япончика числились произведённые в 1907 году совместно с анархистами из «Молодой воли» налёты на мучную лавку Ланцберга и на богатую квартиру Ландера. Наверное стоит оговориться, что ни одно из указанных преступлений не было совершено лично Японцем: это были "революционные акты реквизиции", осуществлённые "во благо угнетённых граждан". Не знаю как и кто, но 17-летний Мойше Винницкий, до этого участвовавший в боях с погромщиками и другими "революционными отрядами", свято верил, что действительно протягивает руку помощи угнетённым братьям.

В 1917 году вышел на свободу по амнистии, заново организовал отряд самообороны и стал «грозой» Одессы. очевидно, что на сей раз Японец прекрасно понял, что на поводу у многочисленных "революционных вождей" он больше не пойдёт. Ему хватило загубленной на каторге молодости, заработанного туберкулёза и хотелось не просто пожить красиво, а красиво пожить во имя своего народа. А народ (даже еврейский, а Мойше был всё-таки евреем!) прекрасно понимал, что монополия на здоровье, достаток, благополучие, (как и по сей день) находятся у не совсем лучших представителей нации, которых совершенно не касаются погромы, издевательства над женщинами и детьми, всё сильнее растущий беспредел и безвластие. Но Мойше Винницкий, выросший сиротой на Молдаванке, видел это каждый день. Именно поэтому, вернувшись домой, он заявил, что советская власть на Молдаванке и Пересыпи это он и его совет. "Жертвы" Японца были далеко не благодетелями Одессы. Осенью 1917 года отряд Япончика совершил ряд дерзких налётов, в том числе ограбив средь бела дня Румынский игорный клуб, а в новогодние дни 1918 года были ограблены магазин Гольдштейна и сахарозаводчик Ю. Г. Гепнер.

В то же время Мойше Винницкий организует Еврейскую революционную дружину самообороны как военную структуру советской власти, для борьбы с погромами и выпускает «Воззвание» к ворам и налётчикам, с призывом грабить «только буржуазию» и оставить в покое простых людей. В ноябре 1917 года один из грабителей даже был убит самим Япончиком за ограбление рабочего.

Большевицкого подполья в Одессе тогда не было. Япончик налаживает контакты с одесским анархистским движением, которое гораздо ближе и понятнее было населению юга России. В ноябре-декабре 1917 года группа Японца устроила мощный взрыв на Дерибасовской, требуя прекратить самосуды над гражданами. И надобно сказать, что истребление офицеров и беспорядочные грабежи домов интиллегенции в Одессе действительно прекратились.

В декабре 1917 года анархисты и бандиты захватили публичный дом Айзенберга на улице Дворянской, устроив там свой штаб. Вопреки современному мнению, отмечу, что это не был штаб Японца. Штаб Японца, на самом деле находился по месту жительства Винницкого.

В январе 1918 года дружина Мишки Япончика совместно с большевиками, анархистами и левыми эсерами участвовала в уличных боях. В частности, именно на его отряд было возложено задание по штурму и нейтрализации полиции и жандармерии города, с чем он превосходно справился.

12 декабря 1918 года, во время эвакуации из Одессы австро-германских войск, организовал успешное нападение на Одесскую тюрьму, результатом которого был массовый побег заключённых. Но к сожалению, этот шаг в деятельности Японца могут оценить ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВОЕННЫЕ, т.е. люди, которые понимают, что значит дестабилизация обстановки в тылу у отступающей армии...

Во время оккупации Одессы интервентами в начале 1919 года активно сотрудничал с большевистским подпольем (в том числе через Григория Котовского). По словам дружившего с ним Леонида Утёсова, старался избегать убийств и покровительствовал артистам.

После того, как в апреле Одесса перешла в руки красных, командовал советским бронепоездом № 870932, направленным против атамана Григорьева.

В мае 1919 года получил разрешение сформировать отряд в составе 3-й Украинской советской армии, позднее преобразованный в 54-й имени Ленина советский революционный полк. Адъютантом у него был Мейер Зайдер по кличке «Майорчик», впоследствии застреливший Котовского. Полк Япончика был собран из одесских боевиков-анархистов и мобилизованных студентов Новороссийского университета.

Попытки наладить в сформированной части «политработу» провалились, так как многие коммунисты отказались вступать в полк для ведения в нём пропагандистской работы, заявив, что это опасно для жизни. Официальным комиссаром полка был назначен анархист Александр Фельдман.

Полк был подчинён бригаде Котовского в составе 45-й стрелковой дивизии Ионы Якира и в июле направлен против войск Симона Петлюры. Перед отправкой в Одессе Мойше Винницкому были торжественно вручены серебряная сабля и красное знамя.

Первая атака полка в районе Бирзулы против петлюровцев была успешной, в результате чего удалось захватить Вапнярку и взять пленных и трофеи, но последовавшая на следующий день контратака петлюровцев привела к разгрому и отступлению полка на 10 км. вглубь фронта. Оставшаяся часть полка после этого дезертировала. Однако, массовое дезертирство в той войне не было из ряда вон выходящим событием. Подобные "потери" попросту "списывались" на общие военные. А потери полка составили 1498 человек. По доносу Котовского, на котором и лежит основная вина прорыва фронта петлюровцами, полк якобы "взбунтовался и захватил два поезда", чтобы "вернуться в Одессу". таким образом, организованное отступление вглубь территории на 10 километров, Григорий Иванович Котовский преподнёс как "измену". Якир приказал Япончику, чтобы изолировать его от полка, "направиться в Киев в распоряжение командующего 12-й советской армией". До Японца этот приказ, видимо, не дошёл, так как с ротой численностью в 116 человек он продолжал с боями отступать в сторону Одессы, однако в Вознесенске попал в организованную Котовским засаду и был убит при инсценеровке ареста. Оставшиеся бойцы 54-го полка были частично перебиты кавалерией Котовского, частично выловлены частями особого назначения; уцелел только бывший начальник штаба полка Мейер Зайдер. Кроме того, до 50 человек были направлены на принудительные работы.

Уцелевшие люди Винницкого обвинили в его смерти комиссара полка Фельдмана и убили его в октябре 1919 года. По данным исследователя Савченко, Фельдман прибыл на могилу Японца лишь через четыре часа после похорон и потребовал раскопать её, чтобы удостовериться, что там действительно похоронен Япончик. Через два дня на место прибыл наркомвоенмор Украины Н. Подвойский, потребовавший снова вскрыть могилу.

В то же время, согласно архивным данным, в действительности Мойше Винницкого расстреляли уездный военный комиссар Никифор Иванович Урсулов и комбриг Григорий Котовский, награждённый за это орденом Красного Знамени. Именно убийство Мойше Винницкого и послужило причиной того, что Мейер Зайдер в 1925 году застрелил бывшего бессарабского бандита Григория Котовского....

В чём же была причина такой ненависти Котовского к Винницкому? Да мне кажется, что на самом деле всё было очень просто: Котовский, в отличие от политического заключённого Мойше Винницкого, был обыкновенным уголовником и бандитом. В отличие от Котовского Винницкий был образованным человеком для своего времени (он закончил религиозную школу и только лишь один шаг отделял его от поступления в иешиву, или получения высшего образования за границей. Революция 1905 года не дала ему этого сделать). Котовский же - не имел даже пяти классов образования. В отличие от Котовского Японец имел более продолжительный стаж подпольщика и революционера. Если Котовский являлся всего-навсего "приблудным попутчиком революции", то Японец с младых годов участвовал в революционной борьбе и сражался на баррикадах 1905 года. Смекалка, сообразительность и природный талант организатора были присущи не Котовскому, а именно Японцу. Ну и конечно же сыграло роль и то, что молдаванин Котовский просто не мог простить, что под ногами у него путается "какой-то еврей", затмевающий ему солнце. При этом, Котовский не брезговал "целовать сапог хозяину" - еврею Ионе Якиру. Не поэтому ли всю тяжесть боёв под с петлюровцами под Одессой Котовский взвалил на полк Японца, после чего всю славу присвоил себе?


Евгений Ткачук в роли Мойши Винницкого;

к/ф "Однажды в Одессе. Жизнь и приключения Мишки Япончика"

Это один из редких сериалов, которые я посмотрел практически полностью. И то, только потому, что показывали его в режиме киномарофона по три серии подряд. Сразу скажу, что впечатление от увиденного сложилось неоднозначное. И виной всему следующее.

Вероятно, на этот фильм три года делал пленку завод Свема. Вероятно, спустили план любой ценой выдать на телеэкраны страны двенадцать серий. Вероятно, отсняв половину, неожиданно поняли, что не хватает где-то десяти часов хронометража, и было принято волевое решение занять их хоть чем-то, например, пустыми диалогами, тупиковыми сюжетными линиями, бессмысленной беготней и плясками в еврейском кабаре. В итоге получилось невероятно затянуто. Сериал можно урезать до продолжительности фильма без каких-либо существенных потерь.

Увы и ах, но вместо фильма (который мог получиться весьма и весьма не плохим) отечественный ГазМяс под руководством Гинзбурга разродился своего рода кинематографической графоманией. Это самый большой минус «Японца». Пересмотреть такое второй раз я не решусь и не посоветую даже врагам. Еще раз повторю — не потому, что сериал плох, а потому, что он отвратительно затянут, и подчас напоминает валяльный цех валеночной фабрики. Но, довольно об этом.

Евгений Ткачук, на самом деле, сыграл хорошо. Это точно попадание и внешне, и по духу. Хорошо вписался в роль Артем Ткаченко. Им может гордиться мама — в кино про Япончика он был самый красивый. Игорь Савочкин, наверное, тоже вполне адекватно выполнил свою работу. Гафт был предельно уныл, сыграв какого-то полубомжа. Остальные получились так-сяк, местами откровенно переигрывая, местами просто утонув во всем этом валянии ваты и бесконечных бессмысленных разговорах ни о чем. В общем, актерский состав пусть не звездный, но со своей задачей, в принципе, справился. Отчего еще непонятнее, почему нельзя было снять (хоть трехчасовой, но) фильм, где бы этих нескольких интересных человек хватило с лихвой.

Исторически, сериал, конечно, бредит. Перманентное пребывание в Одессе белых, городовые в белой форме, военные с погонами, песни, половина которых была написана глубоко позже, пулемет времен второй мировой войны и советского выпуска автомобили. Хроника происходящего также не блещет кинодокументальностью, хотя «боевая» концовка показана в целом верно. В общем, это такой фантазиум-воображариум по мотивам. С этим надо просто смириться и продолжать смотреть.

Что плохо? А плохо то, что Япончика в фильме чуть ли не канонизируют. Это действительно умиляет и даже немного раздражает. Миши, мальчик мой, да ви просто святой! В сериале культурно умалчивается тот факт, что евреев, не желавших платить (всяких там Масманов, Литейманов и Энгелей), вполне себе убивали, дабы не было повадно. Но, это таки некрасиво, и потому сериал изволит этого не демонстрировать, создавая образ какого-то лирического мученика, который хоть и грабит, но испытывает глубочайшие угрызения совести и душевный дискомфорт. Этакий еврейский Робин Гуд грабит богатых и раздает бедным, которые его боготворят, обожают и так далее. Впрочем, вся лирика Япончика сводится к томительному желанию сесть в шаланду, выкинув оттуда всю кефаль, посадив туда свою Цилю, и, сунув ей в ноги три чемодана денег, грести в сторону Босфора. Но не вышло, и он растаял в дыму отчества и паровоза.

Коммунисты наивны, доверчивы и как-то не слишком вонючи (хоть телевизор запахи и не передает). В «Собачьем сердце» были вонючи, прямо чувствовался запах пропотевшей, засаленной кожанки Швондера, а тут — нет. Они напоминают каких-то домашних мальчиков, которые доверяют вору, а потом картинно удивляются, куда пропадают деньги. Нет ни революционного напора, ни воинствующего быдла, ни булгаковско-аверченкого контраста. Коммунисты здесь просто дети. Добрые, сытие и не очень умные. Котовский так, вообще, просто няшка. Ну, ребята… это несерьезно совсем. «Белые» невообразимо тупы. Они борются с преступностью как-то очень оригинально — никого не ловя и не арестовывая. Следователь в определенные моменты просто вызывал смех, отмачивая такие коленца, что диву даешься зачем в Одессе в принципе нужна полиция, если она всех все равно отпускает или не ловит? При этом денег никто не берет. Все чисто по доброте душевного царского режима. В общем, все очень наивно и чрезмерно романтизированно.

Итого. Смотреть можно, но один раз. Затянуто невероятно. Создателям желаю здравствовать, и перепилить все это безобразие в формат нормального фильма часа на полтора-два. Еврейское кабаре вырезать к чертям. Историей здесь и не пахло. Смотреть, в принципе, интересно. Технически выполнено достойно. Но вот второй раз смотреть это уже не станет никто. Именно за это и за пресловутую воду, которой в этом сериале просто гектолитры.

Лидер десятков тысяч преступников, контрабандистов и налетчиков – так вошел в историю король Одессы – Миша Япончик. Такой огромной банды не знала ни одна из европейских стран. Банда одесского авторитета насчитывала около 20 тыс. Они совершали тысячи наглых и отчаянных преступлений.

Миша Япончик был первым главарем, который запрещал убивать своим подчиненным. Бедняки называли его Робин Гудом и считали своим защитником.

Будущий Король родился в 1891 г. в семье Мейера Вольфа Винницкого. Отец работал биндюжником (грузчик в порту) и был очень рад рождению сына. На него возлагались надежды, как на помощника прокормить семью. Мальчика назвали Мойша-Яков. И уже в 4 года отец стал брать его с собой в порт. На Мойшиных глазах тяжелейший труд в порту превращал его отца в пьяницу. Изрядно подпитый он становился грубым, и неоднократно избивал сына. Уже тогда Мишка решил, что никогда не будет работать в порту.

Подрастающий мальчик любил шататься с друзьями по улицам и наблюдать за преступным миром Молдаванки (так назывался район Одессы, в котором жил Миша), тогда это казалось увлекательной игрой. Воры вырвались из нищеты и жили, по его понятиям, роскошной жизнью, о которой он так мечтал.

Тогда Мойша-Яков принял решение, что немного подрастет и убежит из дома, присоединится к преступной группировке и отец больше никогда не поднимет на него руку.

Однако, не суждено было исполниться Мишкиным планам. В день его рождения (ему исполнилось 6 лет) отец, выпив за здоровье своего сына, подошел к лошади, и та его лягнула копытом в грудь. Никто не знал, что животное, которое недавно приобрели, не переносило запах спиртного. Увиденное маленький Мойша запомнил на всю жизнь. После этого случая он не мог переносить даже вида крови.

Семья осталась без единственного кормильца. Два младших брата и сестра были слишком малы, чтобы пойти работать и Мише пришлось возложить на свои детские плечи это тяжелое бремя.

Целых 10 лет он был добытчиком, сначала работал помощником на матрацной фабрике, в 14 – перешел на завод. Измученный и голодный он проводил за станком целый день и мысли об изменении жизни почти перестали приходить в голову.

Но пришел 1905 г. – год и Санкт-Петербург захлестнула волна митингов и демонстраций. Участники мирных митингов обращались к Николаю Второму с политическими и социальными требованиями. Митинги привели к столкновению с царскими войсками и к массовым расстрелам. В Одессе началась анархия – множество банд и политических группировок пытались завоевать право контролировать город.

Четырнадцатилетний Мишка присоединился к группировке «Молодая воля» и уже через немного времени за подрыв начальника жандармерии попал в тюрьму и был осужден к виселице. Но в последний момент над ним сжалились и отправили на каторгу в Сибирь.

Десять лет каторги не прошли даром, они стали для парня школой, школой бандитских законов. Тогда Мишка и понял, чтобы быть авторитетом не обязательно убивать.

Миша Япончик изучил расстановку сил в уголовном мире города и вступил в ряды одной из самых крупных преступных группировок. Его быстро заметил главарь и назначил своим последователем. Вот так начался период учтивого грабежа и эпоха Короля Миши Япончика.

Он виртуозно контролировал бандитов и контрабандистов. Король приказал уничтожить все документы, заведенные на его подчиненных, таким образом сгорело 16 тыс. дел. Распрощавшись с прошлым, Миша Япончик стал надеждой и защитником города.

Все богатые люди стали платить дань, а вся полиция тайно работала на него. И Миша Япончик имел в жизни все, что хотел. Носить корону пришлось недолго, на него началась охота. Арест не замедлил себя ждать, но сидеть в тюрьме почти не пришлось. Вооруженные бандиты окружили здание контрразведки, преградили движение и вежливо попросили вернуть главаря целым и невредимым. Властям пришлось отступить.

Вскоре Одессу освободила Красная Армия и объявила войну бандитизму. Мишка понимает, что либо придется сдаться – либо объявить им войну. Вот здесь он принял неверное решение: возглавить подразделение Красной Армии

из числа бандитов.

В первом же бою с петлюровцами отряд Мишки Япончика одержал блестящую победу, во время боя налетчики действовали быстро, решительно и нахально. Пока подчиненные праздновали победу, их предводитель понял, что это конец. Вокруг снова была кровь и с врагом никак не получится договориться.

А вот руководство Красной Армии эта победа не радовала, они решают разоружить отряд Япончика, а его самого порешить без суда и следствия.

Через пару дней отряд получил новый приказ – сразиться с бандой Махно. Отряд столкнулся с войском, превышающим его по количеству в несколько раз и был обречен. Командир до последнего ждал обещанного подкрепления, которое так и не появилось. Бывшие налетчики дрогнули и бежали с поля боя, а позже обвинили своего предводителя в измене.

Был получен приказ вернуться в Киев для пополнения состава. Стало понятно, что по дороге домой их ждет засада. Тогда Король Одессы принимает поистине королевское решение, он тайно отправляет своих бойцов. С собой берет лишь 150 человек и по дороге представляет пистолет к голове машиниста поезда, требуя изменить маршрут.

Однако, уже возле следующей станции кавалеристы преграждают дорогу поезду. Мишка приказывает своему войску выйти из поезда и глазами прощается с каждым из них. Он понимает, что это конец. Затем поворачивается и уходит в сторону леса, он понимает, что туда ему не дойти…

Выстрелы не заставили себя ждать. Так Король Одессы поплатился за свою ошибку. Его тело похоронили возле железной дороги.

Бандиты из бывшего отряда Миши Япончика дожили свой век в Одессе, а память о невероятной жизни и смерти своего Короля передали другим.

В первые августовские дни 1919 года оборвалась жизнь легендарного одесского налетчика Михаила Винницкого (он же Мишка Япончик).

Сухие строки официального доклада так описывают его гибель:

«Одесскому окружному комиссару по военным делам — Доклад: 4-го сего августа 1919 г. я получил распоряжение со станции Помошная от командующего внутренним фронтом т. Кругляка держать до особого распоряжения прибывающего с эшелоном командира 54-го стрелкового Советского Украинского полка Митьку (?) Японца (так имя Винницкого указано в документе — прим.ред ). Во исполнение поручения я тотчас же отправился на станцию Вознесенск с отрядом кавалеристов Вознесенского отдельного кавалерийского дивизиона и командиром названного дивизиона т. Урсуловым, где распорядился расстановкой кавалеристов в указанных местах и стал поджидать прибытия эшелона. Ожидаемый эшелон был остановлен за семафором. К остановленному эшелону я прибыл совместно с военруком, секретарем и командиром дивизиона и потребовал немедленной явки ко мне Митьки Японца, что и было исполнено. По прибытии Японца я объявил его арестованным и потребовал от него оружие, но он сдать оружие отказался, после чего я приказал отобрать оружие силой. В это время, когда было приступлено к обезоруживанию, Японец пытался бежать, оказал сопротивление, ввиду чего и был убит выстрелом из револьвера командиром дивизиона. Отряд Японца в числе 116 человек арестован и отправлен под конвоем на работу в огородную организацию (работа в огородной организации, скорее всего, одно из выражений заменявших в ту пору слово расстрел — прим.ред .). Уездвоенком М. Синюков».

Хотя существует ещё несколько версий смерти Япончика.

Говорят, что Япончик был расстрелян тем же Урсуловым в глиняном карьере в полутора километрах от Вознесенска. В качестве трофея он забрал себе генеральскую шашку. Вскоре Урсулова наградили орденом Красного Знамени (в Вознесенске до сих пор показывают так называемую Марьину рощу как место гибели легендарного вора — прим. ред. )

По другим данным, 54-й полк был вырублен конниками Котовского, уцелел лишь начштаба — бандит Майорчик, или Меир Зайдер: он лично знал Григория Ивановича и тот пощадил его на свою погибель. 6 августа 1925 года Зайдер убьет Котовского, и многие решат, что это месть за гибель Япончика…

Согласно легенде похороны Япончика были произведены по высшему разряду — с известным кантором Миньковским, солистами одесской оперы, и большим стечением народа. В действительности, скорее всего, всё было намного проще. Через несколько дней комиссар полка Фельдман приехал, чтобы удостовериться в смерти своего командира. Он потребовал, чтобы могилу вскрыли. В могиле лежал Мишка Япончик. На нем были трусы и тельняшка. А это не вяжется с обрядовыми нормами еврейских похорон. Более того, коренным образом противоречит им. Фельдман сбросил ногой тело Япончика в могильную яму. И сказал: «Собаке собачья смерть».

Одесские воры связали убийство Мишки Япончика с именем Фельдмана. Спустя несколько месяцев Фельдман был убит на одесском базаре «за предательство».

Повторно могила Япончика была вскрыта по приказанию военного народного комиссара Украины Подвойского. Он тоже хотел лично убедиться в смерти Винницкого.

По материалам сайта odesskiy.com

Одесса без Япончика не Одесса. Именно Моисей Винницкий, он же Миша Япончик, ужас жандармов и народный любимец, сделал провинциальный приморский город криминальной столицей России и правил в этой столице безраздельно. Пусть всего несколько месяцев, но правил. И ведь как красиво правил! С собственным кодексом чести, с церемониями, почти по-японски.

Он ведь почему стал Япончиком? Не просто за раскосые глаза и широкие скулы. Он предложил одесским джентльменам удачи жить по законам якудза: создать свое воровское сообщество с армейской иерархией, не грабить бедняков и вообще работать красиво. И те согласились. Какой же одессит не захочет работать красиво! Каждый налет Япончика был маленьким, но хорошо поставленным спектаклем. Ограбленным непременно оставляли по 10 целковых «на извозчика».

Непострадавшая публика Япончика обожала. Артистизма ему было не занимать – он ведь одессит, Мишка (родился в 1891 году во дворике по улице Тихая, 9). Да и налетами занимался еще с детства. В 14 лет прибился к дружине анархистов и за убийство полицейского загремел на каторгу. А после революции вернулся вербовать воров под черные и красные знамена.

Моисей Винницкий, он же Мишка Япончик

Именно тогда, в начале 1918-го года, после роскошной свадьбы с работницей фабрики Жако Цилей (в 1923 году она сбежала во Францию, где дожила до седин) в газете «Одесская почта» появилось воззвание «группы воров». В нем биндюжники клялись грабить только богатых и требовали к себе «уважения». Самого Япончика уважают в Одессе до сих пор. И даже видят призрак Япончика: узнают они его по характерному отличию - узкому разрезу глаз и полосатому костюму. Чаще всего его призрак разгуливает в окрестностях улицы Тихой. Работница одного из баров, которая живет неподалеку, едва не договорилась о свидании с покойным вором. «Помню, когда ночью возвращалась с работы домой, заметила симпатичного молодого человека, только одет он был как-то странно, - рассказывает администратор кафе Наталья. - Он обратился ко мне и предложил пойти выпить чашечку кофе, однако я спешила домой и отказала мужчине, но как только я прошла несколько метров, оглянулась, а его и след простыл».

Вор в законе

Одесский историк Игорь Шкляев задался целью раскопать документы о Мишке Япончике, чтобы отделить реальность от мифов.

– Вполне логичным представлялось, что материалы о столь маститом уголовнике можно найти в фондах Одесского сыскного отделения, однако ни в каких крупных уголовных делах Моисей Винницкий в дореволюционное время замешан не был. Удалось обнаружить несколько документов только в Центральном госархиве Советской армии. Вот свидетельство секретаря одесского Оперативного штаба Военно-революционного комитета Френкеля: «Большие услуги штабу ВРК в доставке оружия оказывал Мишка Японец, который за сравнительно небольшую плату продавал штабу главным образом лимонки и револьверы». В разговоре с Федором Фоминым, начальником Особого отдела 3-й Украинской Советской армии, Винницкий уже заявлял: «Я пришел не каяться. У меня есть предложение, я хотел бы, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной армии…»

А вот свидетельство о торжественном марше отряда Японца по улицам города: «Впереди командир на вороном жеребце и с конными адъютантами по бокам, за ними два еврейских оркестра с Молдаванки, потом шествует пехота с винтовками и маузерами, одетая в белые брюки навыпуск и тельняшки, правда, головные уборы были разнообразнейшие – от цилиндра и канотье до фетровых шляп и кепок».

До фронта, правда, добрались лишь 700 человек, да и те сбежали после первого боя с петлюровцами. Во время того отступления в августе 19-го большевики и застрелили Япончика, который считается первым российским вором в законе.

От Япончика 20-х до Япончика 90-х

Беня Крик у Бабеля, прототипом которого, как известно, был Мишка Япончик, – чуть ли не первый «благородный бандит» в советской литературе.

– Мишка Япончик действительно не любил насилие, в особенности «мокрые дела», но вором в законе не был хотя бы потому, что сам воровской закон появился лишь в конце 20-х, – уверяет исследователь отечественного криминала профессор Яков Гилинский. – Япончик создал «воровской» стрелковый полк и даже успел повоевать за советскую власть, а потом эта же власть его убила. В результате смерть Япончика помогла создать «бульон», из которого потом получились воры в законе.

После Мишки Япончика честный вор не должен был не только воевать за государство, он вообще не должен был иметь с ним отношений: ни жениться (через загс), ни работать (через отдел кадров).

– Если очень хочется, Мишку Япончика можно назвать предтечей воров в законе, – считает Гилинский. – Однако нынешним «коронованным» уже можно убивать самим, хотя ворам в законе запрещалось. Кстати, Япончик, который Иваньков, содержался в тюрьме именно по подозрению в убийстве. Кроме того, почетное звание вора в законе теперь можно купить. Прежде кандидат должен был пройти зону, и не раз, а тут стали появляться «законники», ни одной ходки не имевшие. Они легализуются, входят в руководство бизнес-структур, банковских структур, органов власти. Поэтому сегодня грань между бандитами и ворами в законе очень условна.

Досье

Жертва режима

«Относительно моей деятельности со дня освобождения меня из тюрьмы по указу Временного правительства, до которого я был осужден за революционную деятельность на 12 лет, из которых я отбыл 10 лет, – могу показать документы, находившиеся в контрразведке, а также и приказ той же контрразведки, в котором сказано, что за поимку меня обещали 100 тысяч рублей как за организатора отрядов против контрреволюционеров, но только благодаря рабочим массам я мог, укрываясь в лачугах, избежать расстрела».

Из автобиографии Япончика

Яна Поплавская: У Япончика была своя идея, у Соколовской – своя

– Роль революционерки Соколовской в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика» («Первый канал») я выбрала себе сама. Тогда у меня еще была такая возможность (режиссер сериала – Сергей Гинзбург, с которым актриса развелась лишь недавно. – Ред.). Соколовскую захотела сыграть по той причине, что она отличалась от тех ролей, которые мне предлагают в других сериалах. Было очень интересно. То время отличала готовность людей нарушать любые социальные нормы. У Мишки Япончика была своя идея, у Соколовской – своя. Мне удалось застать своего прадеда, служившего офицером в царской армии. Помню его рассказы про безумных женщин, которые, будучи дворянками, совершали во имя идеи абсолютно идиотские поступки. Многие, объявляя себя борцом, становились бесполыми. Моя Соколовская именно такая. Играя женщину, которая подменяет свое женское счастье борьбой за идею, хотела показать, как это нелепо.

Бандит с испитой рожей

«По улицам для поддержания порядка дефилирует полк Мишки Япончика…

Ужасом веет от этих разбойничьих физиономий. До чего может дойти советская власть… Недели две тому назад Мишка Япончик устроил в городском театре спектакль – концерт, на котором сам выступал с речью.

И в том самом театре, где хранились лучшие традиции русского искусства, в том самом театре, стены которого видели Комиссаржевскую, Савину и Давыдова, Моисей Винницкий – Мишка Япончик – бандит с испитой рожей осипшим голосом призывал к новым убийствам». - Из дневника В. Маргулиеса, 1919 год