"Сушки" и "МиГи" победили американские самолеты почти во всех учебных боях

В интервью rns.online научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС» (Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем), академик РАН Евгений Федосов рассказал о возможностях российской боевой авиации.

Так, он рассказал: "Индийские ВВС провели целую серию сравнительных испытаний наших и американских самолетов, в том числе 27 учебных воздушных боев с участием Су-27 и МиГ-29 и американских истребителей".

"Практически во всех ближних воздушных боях американцы проиграли, - пояснил Евгений Федосов, - только один бой они выиграли, не знаю, по какой причине. Наверное, летчик зазевался".

МиГ-29 ВВС Индии

"Так что летчик гарантированно «вскрывал» противника, и имел возможность для пуска оружия, - прокомментировал Федоров, - И при этом мы еще решили вопрос сверхманевренности. МиГ-29 и Су-27 были сверхманевренными, по сравнению с американскими самолетами. В результате американцы выпустили, наконец, инструкцию своим летчиками: не вступать в ближний бой с самолетами Миг-29 и Су-27" Евгений Федосов

Поэтому наши самолеты 4-го поколения превосходили американские аналоги почти во всем, - резюмировал академи, - В некоторых боях и американский самолет 5-го поколения F-22 Raptor уступал нам. Те же индийские ВВС добились испытательных боев F-22 и Су-35. И Raptor проигрывал. Потому что американцы сделали ставку на незаметность. Мы же делали ставку на сверхманевренность".

В качестве причин такого превосходства он указал на разработку системы управления вооружением ближнего боя. Нашлемный прицел, оптическую станцию и радиолокатор в ГОСНИААС интегрировали в единую информационную систему.

"Так что летчик гарантированно «вскрывал» противника, и имел возможность для пуска оружия, - прокомментировал Федосов, - И при этом мы еще решили вопрос сверхманевренности. МиГ-29 и Су-27 были сверхманевренными, по сравнению с американскими самолетами. А в ближних боях сверхманевренность конечно играет решающую роль. В результате американцы выпустили, наконец, инструкцию своим летчиками: не вступать в ближний бой с самолетами Миг-29 и Су-27".

"Потом был создан Су-30, как продолжение линия развития Су-27, и, наконец, Су-35, в котором реализованы некоторые признаки самолета 5-го поколения, в том числе локаторы с активной фазированной антенной решеткой, синтезированной апертуры. То есть появилась многоканальность. Это очень важно, - отметил руководитель ГОСНИАС, - Многоканальность по воздушным целям и одновременно многоканальность по наземным целям".

Американское военно-аналитическое обозрение The National Interests сообщает о приобретении Пентагоном боевых в бывших советских республиках и странах «Восточного блока» самолетов, стоящих на вооружении российских ВКС.

Скупка ведётся частными компаниями Pride Aircraft, Draken International, Tactical Air Support, Air USA. Предпочтение отдаётся самолётам МиГ-21 (на самом деле, давно снят с вооружения), МиГ-29 и Су-27. Среди поставщиков боевой техники лидером является Украина.

Купленные на «сером рынке» самолёты перегоняются в США, перекупаются близкими к Пентагону конторами, проходят техническую проверку, а затем используются в качестве машин условного противника во время боевых учений.

Причём, в Пентагоне закрывают глаза на дорогостоящее обслуживание старых советских самолётов, поскольку запчасти для них американские фирмы вынуждены покупать также на рынках различных оттенков серого и через руки многочисленных посредников.

Эксперты NI приходят к выводу, что США настолько впечатлили и одновременно обеспокоили боевые успехи российских ВКС в Сирии, что американцы хотят на своей шкуре оценить возможности российской истребительной авиации и готовятся к предстоящим воздушным боям с нашими лётчиками.

Звоночек и в самом деле тревожный, заставляющий задуматься о возросших шансах на военную конфронтацию между Россией и США в период нынешнего обострения отношений, от которого человечество отвыкло с момента развязки знаменитого «карибского кризиса».

С другой стороны, ничто не ново под солнцем и, если отмотать время ровно на 50 лет назад, можно увидеть, что к подобным трюкам США уже прибегали.

В 1968 году в небе над Вьетнамом начали происходить первые воздушные бои между ВВС США и ВВС Северного Вьетнама. И, вопреки сообщениям американской пропаганды, счёт в этих боях был совсем не в пользу «ястребов» из USAF. На каждый сбитый вьетнамский МиГ-17 или МиГ-21 приходилось четыре «скайхока» или «фантома», пилотируемых светозарными джедаями.

Первым спохватилось командование американских морских ВВС. В 1969 году на военной базе Мирамар был организован учебный центр подготовки лётчиков палубной авиации для воздушной войны над Вьетнамом с целью переломить ситуацию с потерями. Поскольку учителями вьетнамских лётчиков были советские воздушные асы, то и размениваться по мелочам не имело смысла – американские лётчики изучали на практике тактику советских ВВС, а для вящей правдоподобности на самолётах условного противника стали рисовать красные звёзды.

Здесь надо отметить, что в мирное время на военных учениях не принято чётко и однозначно обозначать противника. Обычно используются условные обозначения «синие», «зелёные», «фиолетовые», а на мишенях для стрельбы рисуют какого-нибудь условного фашиста. Но американцы были настолько уязвлены воздушными потерями над Вьетнамом, что обозначили врага открытым текстом.

Опыт палубников с базы Мирамар имел успех, и в 1970 году потери американской авиации над Северным Вьетнамом заметно сократились. В результате чего методика была обобщена и распространена на все ВВС США. В 1972 году на авиабазе Неллис была сформирована 64-я боевая эскадрилья истребительной авиации «Агрессор», оснащённая самолётами, внешне напоминающими советские машины.

Обычно это были учебные истребители F-5 Tiger, но затем американцы стали брать в лизинг израильские «Кфир» (потыренный в чертежах израильской разведкой и «творчески переосмысленный» израильским военпромом французский Mirage III), которым американцы присваивали собственное обозначение F-21A, намекая на имитацию МиГ-21. А чтобы не было никаких разночтений, программа учений была названа Red Flag. И, надо сказать, название учений не поменялось и после развала СССР.

Важно отметить, что в эскадрилью «Агрессор» зачисляли отнюдь не мальчиков для битья, а лучших пилотов ВВС США, отдавая должное мастерству и выучке советских военных лётчиков-истребителей.

Тем не менее, между «тогда» и «сейчас» есть существенные отличия. Если раньше американцы не могли получить в своё распоряжение современные советские истребители, и были вынуждены выдавать за них машины собственные или своих ближайших союзников, то в постсоветские времена всё изменилось. И уже бывшие советские республики, Украина и Молдавия в первую очередь, стали оказывать услуги США, продавая свои боевые самолёты из советских запасов.

Есть данные, что первые МиГ-29 американцы получили для своих «агрессоров» из Молдавии в 1999 году. Затем к процессу подключилась Украина, располагавшая значительными запасами советских МиГ-29 и Су-27.

Сигналом того, что в распродажу боевой авиации по антикризисным ценам включилась Ненька, стало недавнее известие о крушении вблизи авиабазы Неллис истребителя Су-27, пилотируемого подполковником ВВС США Эриком Шульцем. Несмотря на все старания Пентагона засекретить крушение и спрятать концы в воду, информация просочилась в СМИ.

Сам факт крушения Су-27 никого особо не удивил. Не секрет, что за прошедшие четверть века Украина не занималась своими Вооружёнными Силами и модернизацией оставшейся ей боевой техники трёх советских военных округов. О том, что представляли собой украинские ВВС, стало известно во время Крымской весны, когда совместными усилиями «вежливых» и крымских ополченцев украинские военные были сперва изолированы в местах дислокаций, а затем и выставлены за пределы полуострова.

Как только «вежливые» получили полный контроль над аэродромом Бельбек, где базировалась украинская бригада тактической авиации, их взорам предстало душераздирающее зрелище. Из всего парка самолётов лишь несколько единиц МиГ-29 были в исправном состоянии, но даже они годились разве что для музея – оборудование и авионика истребителей технологически остались в декабре 1991 года, когда распался Советский Союз.

Таким образом, покупая по дешёвке украинское летающее барахло и сажая в него своих лётчиков, американцы заведомо шли на значительный риск. Сначала «многовекторным» Кучме и Януковичу не было дела до модернизации авиатехники, используя восстановленные военно-технические связи с Россией, а после марта 2014 года Украина сама разорвала эти связи, оставшись отрезанной от передовых технологий во многих отраслях.

То, как происходила авральная модернизация военного старья по-украински, хорошо известно: для поддержания боеспособности более-менее пригодной техники использовался «технический каннибализм», а если детали и запчасти достать было неоткуда, в дело шла матчасть, приобретённая на толкучке или кое-как дотягивающие по ТТХ гражданские аналоги чуть ли не с Алиэкспресса.

То, как деградировавшие украинские умельцы доводят до ума сложную и не очень технику, показали взрывы миномётов «Молот» и аварии допиленных в «Южном» советских ракетных двигателей для американских ракет. Нечего и говорить, что заявленные с большой помпой Турчиновым испытания «уникальных» ракет «Ольха» были встречены с содроганием, поскольку представляли опасность не только для окружающих, но и для самих испытателей.

Некоторыми военными экспертами высказывались предположения, что рухнувший в районе авиабазы Неллис Су-27 был «модифицирован» шелудивыми руками турчиновских «умельцев» с применением матчасти кустарного производства.

По-видимому, и сами американцы не слишком надеялись на устаревшую авиатехнику, предоставленную им украинским «союзником», поскольку эскадрилья «Агрессор» пополнилась последней модификацией F-16C Block 25F, которые должны имитировать современные российские Су-35 вплоть до тактической раскраски.

В целом, практика скупки Пентагоном авиационных неликвидов была раскритикована даже американскими специалистами, заметившими, что за последние 30 лет российская военная авиация сделала огромный рывок вперёд. Можно сколько угодно раскрашивать перепроданные украинскими делягами старые советские самолёты и более новые американские машины под российские истребители 4++ и пятого поколения, но из этого не следует, что «агрессоры» смогут в полной мере освоить современную тактику воздушного боя российских лётчиков.

Американцы все 1990-е так усердно вбивали в общественное сознание, что в области высоких технологий Россия отстала навсегда, что столкновение с фактами наличия у её Вооружённых Сил современной авиации, высокоточного оружия и уникальных средств РЭБ стало для них настоящим шоком. И уж наверняка можно утверждать, что добытое всеми правдами и неправдами старое советское оружие не сможет стать противошоковым препаратом для Пентагона.

Американское военно-аналитическое обозрение The National Interests сообщает о приобретении Пентагоном боевых в бывших советских республиках и странах «Восточного блока» самолетов, стоящих на вооружении российских ВКС.

Скупка ведётся частными компаниями Pride Aircraft, Draken International, Tactical Air Support, Air USA. Предпочтение отдаётся самолётам МиГ-21 (на самом деле, давно снят с вооружения), МиГ-29 и Су-27. Среди поставщиков боевой техники лидером является Украина.

Купленные на «сером рынке» самолёты перегоняются в США, перекупаются близкими к Пентагону конторами, проходят техническую проверку, а затем используются в качестве машин условного противника во время боевых учений.

Причём, в Пентагоне закрывают глаза на дорогостоящее обслуживание старых советских самолётов, поскольку запчасти для них американские фирмы вынуждены покупать также на рынках различных оттенков серого и через руки многочисленных посредников.

Эксперты NI приходят к выводу, что США настолько впечатлили и одновременно обеспокоили боевые успехи российских ВКС в Сирии, что американцы хотят на своей шкуре оценить возможности российской истребительной авиации и готовятся к предстоящим воздушным боям с нашими лётчиками.

Звоночек и в самом деле тревожный, заставляющий задуматься о возросших шансах на военную конфронтацию между Россией и США в период нынешнего обострения отношений, от которого человечество отвыкло с момента развязки знаменитого «карибского кризиса».

С другой стороны, ничто не ново под солнцем и, если отмотать время ровно на 50 лет назад, можно увидеть, что к подобным трюкам США уже прибегали.

В 1968 году в небе над Вьетнамом начали происходить первые воздушные бои между ВВС США и ВВС Северного Вьетнама. И, вопреки сообщениям американской пропаганды, счёт в этих боях был совсем не в пользу «ястребов» из USAF. На каждый сбитый вьетнамский МиГ-17 или МиГ-21 приходилось четыре «скайхока» или «фантома», пилотируемых светозарными джедаями.

Первым спохватилось командование американских морских ВВС. В 1969 году на военной базе Мирамар был организован учебный центр подготовки лётчиков палубной авиации для воздушной войны над Вьетнамом с целью переломить ситуацию с потерями. Поскольку учителями вьетнамских лётчиков были советские воздушные асы, то и размениваться по мелочам не имело смысла – американские лётчики изучали на практике тактику советских ВВС, а для вящей правдоподобности на самолётах условного противника стали рисовать красные звёзды.

Здесь надо отметить, что в мирное время на военных учениях не принято чётко и однозначно обозначать противника. Обычно используются условные обозначения «синие», «зелёные», «фиолетовые», а на мишенях для стрельбы рисуют какого-нибудь условного фашиста. Но американцы были настолько уязвлены воздушными потерями над Вьетнамом, что обозначили врага открытым текстом.

Опыт палубников с базы Мирамар имел успех, и в 1970 году потери американской авиации над Северным Вьетнамом заметно сократились. В результате чего методика была обобщена и распространена на все ВВС США. В 1972 году на авиабазе Неллис была сформирована 64-я боевая эскадрилья истребительной авиации «Агрессор», оснащённая самолётами, внешне напоминающими советские машины.

Обычно это были учебные истребители F-5 Tiger, но затем американцы стали брать в лизинг израильские «Кфир» (потыренный в чертежах израильской разведкой и «творчески переосмысленный» израильским военпромом французский Mirage III), которым американцы присваивали собственное обозначение F-21A, намекая на имитацию МиГ-21. А чтобы не было никаких разночтений, программа учений была названа Red Flag. И, надо сказать, название учений не поменялось и после развала СССР.

Важно отметить, что в эскадрилью «Агрессор» зачисляли отнюдь не мальчиков для битья, а лучших пилотов ВВС США, отдавая должное мастерству и выучке советских военных лётчиков-истребителей.

Тем не менее, между «тогда» и «сейчас» есть существенные отличия. Если раньше американцы не могли получить в своё распоряжение современные советские истребители, и были вынуждены выдавать за них машины собственные или своих ближайших союзников, то в постсоветские времена всё изменилось. И уже бывшие советские республики, Украина и Молдавия в первую очередь, стали оказывать услуги США, продавая свои боевые самолёты из советских запасов.

Есть данные, что первые МиГ-29 американцы получили для своих «агрессоров» из Молдавии в 1999 году. Затем к процессу подключилась Украина, располагавшая значительными запасами советских МиГ-29 и Су-27.

Сигналом того, что в распродажу боевой авиации по антикризисным ценам включилась Ненька, стало недавнее известие о крушении вблизи авиабазы Неллис истребителя Су-27, пилотируемого подполковником ВВС США Эриком Шульцем. Несмотря на все старания Пентагона засекретить крушение и спрятать концы в воду, информация просочилась в СМИ.

Сам факт крушения Су-27 никого особо не удивил. Не секрет, что за прошедшие четверть века Украина не занималась своими Вооружёнными Силами и модернизацией оставшейся ей боевой техники трёх советских военных округов. О том, что представляли собой украинские ВВС, стало известно во время Крымской весны, когда совместными усилиями «вежливых» и крымских ополченцев украинские военные были сперва изолированы в местах дислокаций, а затем и выставлены за пределы полуострова.

Как только «вежливые» получили полный контроль над аэродромом Бельбек, где базировалась украинская бригада тактической авиации, их взорам предстало душераздирающее зрелище. Из всего парка самолётов лишь несколько единиц МиГ-29 были в исправном состоянии, но даже они годились разве что для музея – оборудование и авионика истребителей технологически остались в декабре 1991 года, когда распался Советский Союз.

Таким образом, покупая по дешёвке украинское летающее барахло и сажая в него своих лётчиков, американцы заведомо шли на значительный риск. Сначала «многовекторным» Кучме и Януковичу не было дела до модернизации авиатехники, используя восстановленные военно-технические связи с Россией, а после марта 2014 года Украина сама разорвала эти связи, оставшись отрезанной от передовых технологий во многих отраслях.

То, как происходила авральная модернизация военного старья по-украински, хорошо известно: для поддержания боеспособности более-менее пригодной техники использовался «технический каннибализм», а если детали и запчасти достать было неоткуда, в дело шла матчасть, приобретённая на толкучке или кое-как дотягивающие по ТТХ гражданские аналоги чуть ли не с Алиэкспресса.

То, как деградировавшие украинские умельцы доводят до ума сложную и не очень технику, показали взрывы миномётов «Молот» и аварии допиленных в «Южном» советских ракетных двигателей для американских ракет. Нечего и говорить, что заявленные с большой помпой Турчиновым испытания «уникальных» ракет «Ольха» были встречены с содроганием, поскольку представляли опасность не только для окружающих, но и для самих испытателей.

Некоторыми военными экспертами высказывались предположения, что рухнувший в районе авиабазы Неллис Су-27 был «модифицирован» шелудивыми руками турчиновских «умельцев» с применением матчасти кустарного производства.

По-видимому, и сами американцы не слишком надеялись на устаревшую авиатехнику, предоставленную им украинским «союзником», поскольку эскадрилья «Агрессор» пополнилась последней модификацией F-16C Block 25F, которые должны имитировать современные российские Су-35 вплоть до тактической раскраски.

В целом, практика скупки Пентагоном авиационных неликвидов была раскритикована даже американскими специалистами, заметившими, что за последние 30 лет российская военная авиация сделала огромный рывок вперёд. Можно сколько угодно раскрашивать перепроданные украинскими делягами старые советские самолёты и более новые американские машины под российские истребители 4++ и пятого поколения, но из этого не следует, что «агрессоры» смогут в полной мере освоить современную тактику воздушного боя российских лётчиков.

Американцы все 1990-е так усердно вбивали в общественное сознание, что в области высоких технологий Россия отстала навсегда, что столкновение с фактами наличия у её Вооружённых Сил современной авиации, высокоточного оружия и уникальных средств РЭБ стало для них настоящим шоком. И уж наверняка можно утверждать, что добытое всеми правдами и неправдами старое советское оружие не сможет стать противошоковым препаратом для Пентагона.

Редьярд Киплинг писал: «трагичен для мира будет тот день, когда Британская империя перестанет расширяться». Примерно так же видят действительность и певцы новой «империи» – американской. Просто они облекают эту мысль в иные слова



В Кремле оценили новую стратегию нацбезопасности США и сделали выводы. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал формулировки в доктрине Трампа «достаточно впечатляющими».
Согласно тексту, основные угрозы Вашингтона – «ревизионистские державы» Россия и Китай, а также «страны-изгои» – Иран и КНДР, ну и еще международный терроризм.
Дональд Трамп заявил, что Москва и Пекин «стремятся бросить вызов американскому влиянию, ценностям и богатству». Об этом мы еще поговорим…
В Кремле отметили, что американская доктрина носит «имперский характер». По словам Пескова, даже после беглого прочтения документа, особенно тех частей, в которых упоминается Россия, становится очевидным нежелание Вашингтона отказываться от однополярного мира. Впрочем, все эти императивы придумал вовсе не Трамп. То же самое на протяжении последних ста лет говорили все президенты США. Просто в более дипломатичной форме. С течением времени менялись враги (Россия – исключение, она почти всегда была в этом списке), менялись обстоятельства, союзники, но доктрина, что США – это «пуп земли», оставалась неизменной. Почему именно так, а не иначе?
Начать придется издалека – со времен Британской империи. Иначе не объяснить, на чем строятся нынешние имперские амбиции США. И на какой политико-философской доктрине они зиждутся.
Бернард Шоу еще в конце XIX века писал об агрессивной сущности Британской империи: «под предлогом исследования и колонизации за флибустьером следует флаг, за флагом – торговля, а тыл прикрывают миссионеры». Впрочем, Шоу, сам будучи все-таки британцем, лукавил: за флибустьерами и флагами, конечно, приходили торговцы и миссионеры, но вся власть на «исследованных» территориях поддерживалась исключительно военной властью и карательными органами.
И главное: британцы на этих территориях устанавливали такие законы, которые автоматически делали их привилегированным слоем. Аборигены же превращались в десятый сорт. Их терпели только для того, чтобы они помогали британцам выкачивать богатства из недр аборигенских территорий, превращенных в колонии по праву силы. А еще аборигены нужны были для того, чтобы покупать стеклянные бусы в обмен на золотые слитки. Если вдуматься, то весь анекдот-то про бусы – это история про наглого и бесцеремонного пройдоху, для которого нет никаких этических норм. А ведь многим кажется, что эта история – похвала уму и предприимчивости. Ой ли? В следующий раз этот «предприниматель» и родного отца оберет до нитки. Не верите? А повнимательнее почитайте Диккенса. Причем это было в порядке вещей. Просто констатация факта, без всякого морализаторства.
Эту англосаксонскую аксиому права сильного сформулировал Уинстон Черчилль: «Вся история мира как в фокусе концентрируется в следующем положении: когда нации сильны, они не всегда справедливы, а когда они хотят быть справедливыми, они часто больше не являются сильными»…
Благодаря Британской империи создали свои чудовищные состояния и лорды, и банкиры, и промышленники. А богатств было неисчислимое количество – в Британской империи никогда не заходило солнце!
Редьярд Киплинг писал: «трагичен для мира будет тот день, когда Британская империя перестанет расширяться». Да, это была действительно трагедия. Столетия владычества породили такой хаос в колониях, что там неизбежно после ухода англичан вспыхнули межэтнические, религиозные и прочие конфликты. Они, кстати, продолжаются и по сей день во многих бывших колониях.
Теперь Британская империя стала просто Туманным Альбионом. Но флаг англосаксонской имперской доктрины не упал – его подхватили США. Тут надо отметить одну особенность, которая свойственна именно империям англосаксов: как только империя перестает расширяться, начинается ее деградация и крах…
А теперь вернемся в декабрь 2017 года. Министр обороны США Джеймс Мэттис охарактеризовал новую Стратегию национальной безопасности, представленную Трампом, как «четкую и всеобъемлющую». И подчеркнул, что мощь вооруженных сил США позволяет американским дипломатам всегда выступать «с позиции силы».
Молодец! Мэттис – не просто «верный трамповец», он – истинный воин англосаксонской империи. И носитель ее ментальности, о которой я рассказывал выше. Да и дипломатия должна быть с кулаками, это Мэттис верно подметил.
Теперь о том, почему Россия – «враг номер один» для США. Все гораздо проще, чем может показаться некоторым конспирологам и завзятым поклонникам «светоча демократии». Просто Россия мешает американцам, как и раньше британцам, создать единый миропорядок с единым правительством, которое будет восседать в Вашингтоне (ранее – в Лондоне).
В открытом бою с русскими американцы пока боятся доказывать свою гениальность и исключительность – мешает мощная ядерная триада России. Но в Вашингтоне надеются, что со временем это им все-таки удастся. А пока – мелкие пакости с далеко идущими последствиями: санкции, цветные революции под боком у России, гибридные войны. Причем американцы именно Москву обвинили в развязывании гибридной войны. Так и хочется сразу же воскликнуть: «не верю!». Ведь сами американцы всегда говорят, что они первые во всем. Значит, и насчет гибридных войн пальма первенства у них. Впрочем, так оно и есть на самом деле.
Чего в ближайшее время ждать от заокеанских стратегов? Думается, например, что Порошенку поменяют – не справился. Будут продолжать консолидировать европейцев в антироссийском направлении. Вокруг КНДР тоже будут продолжаться «половецкие пляски». И не только из-за каких-то северокорейских ракет. А еще и потому, что там рядом – Россия и Китай, по американской классификации угроз нацбезопасности – №1 и №2…
И опять вернемся к британцам, опять к Черчиллю и Шоу. Первый сформулировал аксиому права силы. А второй в одной из своих пьес мудро предостерегал: «Берегитесь вы все, которые желали бы стать Помпеями! Война – это волк, она может прийти и к вашей двери!». А еще Шоу сделал верное открытие: «сумасшедшие есть и в сумасшедшем доме»…

Первая попытка была, когда США вознамерились под предлогом наличия у Асада химического оружия смешать Сирию с кровавым песком с помощью ракетных ударов. Но Кремль в последний момент вытащил Сирию из американской «петли», предложив уничтожить химическое оружие под международным контролем. Путин спас Сирию от войны. А Обама получил звонкую политическую оплеуху. Но планов вышвырнуть Асада из Дамаска не оставил. Для этого США ведь и выпестовали в Сирии отряды «оппозиции», накачав их деньгами и оружием.

За 4 года гражданской войны в Сирии армия Асада сильно поистрепалась, но не сдалась. И тогда в США подготовили на эту осень новое генеральное наступление сирийской «оппозиции». Блиц-криг на Дамаск должны были поддержать и боевики ИГИЛ (террористических формирований, запрещенных в РФ). До сих пор американцы лениво долбили «предполагаемые районы дислокации» ИГИЛ с воздуха. Но получалось плохо. Военный советник Обамы вынужден был признать, что «эффективность авиаударов по ИГИЛ стремится к нулю». Зато ракетные удары можно было внезапно (или «по ошибке») перенести на города, подконтрольные Асаду.

США уже начали сколачивать коалицию из стран Европы для последней атаки на Сирию и даже возможной окончательной зачистки Дамаска пехотой НАТО. Но Европа вежливо отказалась. И вот тогда у Вашингтона возник план, по которому зажравшаяся Европа сама захочет покончить с Сирией и Асадом. Евросоюз было решено затопить полчищами беженцев.

Благотворительные фонды США начали финансировать переходы мигрантов с Ближнего Востока в Европу. Турция, верная союзница США по НАТО и борьбе с Асадом, внезапно открыла свои пограничные кордоны для прущих через ее территорию беженцев. А координировать потоки людей из Турции в Германию начали по Твиттеру правозащитники из США и Британии. Все это происходило и происходит под разрывы американских ракет, которые стали чаще падать в Ираке и Сирии не на войска ИГИЛ, а на населенные пункты.

И вот вам - поток беженцев. Вот заявления Госдепартамента США и европейских политиков, что в этой гуманитарной катастрофе виноват Асад, с которым пора покончить.

Казалось бы, почва подготовлена. Спецоперация должна была начаться с недели на неделю. И тут вдруг - бац! На аэродромы Сирии начали садиться десятки российских военно-транспортных самолетов с боевой техникой, мукой и медикаментами. А с моря с такими же грузами стали подходить корабли под флагом России. Это было для Вашингтона такой же неожиданностью, как снег в пустыне. Аналитики ЦРУ и Пентагона считали, что России, занятой борьбой с санкциями и поддержкой Донбасса, сейчас совсем не до Сирии. Потому и был выбран момент для атаки на Асада. Ан-нет: разведка США не успела очухаться, как россияне шустро, в стахановском темпе, принялись укреплять в Сирии свои пункты дислокации. В Тартусе (на давно обжитом пункте техобслуживания ВМФ РФ) - осели военные моряки. На аэродроме в Латакии - спецы ВВС и ПВО. Россияне приступили к обучению своих сирийских коллег на суше, на море и в воздухе.

По сути, сегодня можно говорить о комбинированном - военно-морском и военно-воздушном плацдарме России на побережье Сирии. Его уже не сотрешь американским ластиком на тактической карте. Сирийские стратегические объекты прикрыты лучшими в мире зенитными ракетными системами ПВО - С 300 и «Панцирями». В составе сирийских ВВС появились модернизированные истребители МиГ-29 и даже МиГ-31, в кабинах которых сидят обученные в России сирийские пилоты.

И главное - этот российско-сирийский плацдарм не даст ИГИЛ прорваться к морю. Ведь получив порты, ИГИЛ обрел бы второе дыхание. Исламские террористы начали бы по морю торговать контрабандной нефтью в обмен на оружие. А США со своей стороны «присматривали» это побережье для сирийской «оппозиции».

Но теперь берег занят. А армия Асада начала теснить ИГИЛ по всему фронту. Россию не удалось вывести из «Большой сирийской игры». Москва сделала тот сильный ход, который вновь поставил США в невыгодную позицию. Мешать россиянам поддерживать сирийскую армию в борьбе с ИГИЛ - значит становиться на сторону террористов. Атаковать американскими F-16 российские МиГи или бомбить аэродром в Латакии - это еще страшнее. Ибо это уже война. Причем, не сирийско-американская, а, возможно, уже американо-российская. Этого Вашингтону точно не надо. Никакая голова Асада не стоит конфликта ядерных держав. Потому США и Европе остается, пожалуй, лишь одно - смириться с присутствием России в Сирии и вместе с ней, единым фронтом, бороться с ГИЛ.

Оригинал взят у max_sky в Музей ВВС в Монино: Боевая авиация - 2

Окончание обзора военных боевых самолетов - сегодня самые распространенные самолеты на вооружении в настоящее время МиГи и Сушки. Предыдущие части можно увидеть по ссылкам внизу репортажа. По ссылке - экспозиция со спутника - http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.832563&lon=38.184561&z=18&m=b


1. Начинаем с МиГов
МиГ-9 (И-301) - 01 красный - Россия (СССР) - ВВС /1947/
МиГ-9 (по классификации НАТО — Fargo, первоначально — Type 1) — первый советский реактивный истребитель, поднявшийся в воздух. Разработан в ОКБ Микояна и Гуревича, совершил первый полёт 24 апреля 1946 г. В 1946—48 гг. построено 602 самолёта. 15 ноября 1947 года проходил сдаточные испытания (лётчик-испытатель завода Батюцкий). 20 декабря 1947 года передан ВВС СССР. Последний полёт на службе ВВС СССР совершил 9 мая 1952 года (лётчик Соловьев). Время налёта 133 часа. 12 мая 1960 года передан в музей ВВС в Монино. Восстановлен ОКБ Микояна и Гуревича до лётного состояния для съёмок фильма «Им покоряется небо», который вышел в прокат в 1963 году. Специально для съёмок фильма нанесены молнии и бортовой 01 красный. Во время съёмок фильма совершал скоростные пробежки с подлетами на а/д а/б Чкаловская (лётчик-испытатель Л. М. Кувшинов). Являлся последним МиГ-9 на территории СССР с 1960-х годов.

2. МиГ-15УТИ - 03 красный - Россия (СССР) - ВВС /1954/
МиГ-15 (изделие С, самолёт И-310, по кодификации НАТО: Fagot) — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира. МиГ-15УТИ - модификация двухместного учебно-тренировочного истребителя для подготовки лётного состава строевых частей. УТИ строился большими сериями в СССР, Чехословакии и предположительно в КНР. Учебный МиГ-15 использовался для подготовки лётчиков МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19, широко экспортировался и надолго пережил в строю свой базовый вариант.. 26 июля 1954 года проходил сдаточные испытания (лётчик-испытатель Доценко). 3 августа 1954 года передан в ГК-НИИ ВВС СССР. На нём тренировались летчики-космонавты Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Николаев, Г. Береговой, А. Леонов. Последний полёт совершил 5 мая 1973 года. 21 мая 1973 года передан в музей ВВС в Монино.

3. МиГ-17 - 01 красный - Россия (СССР) - ВВС /1952/
МиГ-17 (Fresco по классификации НАТО) — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в кон. 1940-х гг. Модель предназначалась для замены МиГ-15. Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Эксплуатантом являлся ЛИИ им. Громова. Списан 23 апреля 1954 года. Совершил 160 полетов, продолжительностью 86 часов. Передан в Военно-воздушную академию им. Ю. А.Гагарина, на кафедру № 35, в качестве учебного пособия. 20 июля 1961 года передан в музей ВВС в Монино.

4. МиГ-19ПМ (ПМЛ) - 11 красный - Россия (СССР) - ВВС /1957/
Эксплуатировался в нескольких войсковых частях ВВС СССР. Время налёта 964 часа. 19 июня 1973 года передан в музей ВВС в Монино. МиГ-19 (Farmer по классификации НАТО) — советский одноместный реактивный истребитель второго поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в нач. 1950-х гг. Первый советский серийный сверхзвуковой истребитель, широко применялся в системе ПВО СССР и поставлялся за рубеж. Сравним с американскими истребителями F-100 Super Sabre, хотя во Вьетнаме противостоял и более поздним F-4 Phantom II.

5. МиГ-21С - 93 красный - Россия (СССР) - ВВС /1964/
МиГ-21 (Fishbed по классификации НАТО) — советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР (с 1959 по 1986 год), а также в Чехословакии, Индии и Китае и применялся во многих вооружённых конфликтах.
Данный экземпляр - вторая машина на базе типа 94. Дополнительно оборудовался:
- 7-м баком увеличенной емкости (120л);
- киль с носком увеличенной площади;
- поверхностными антеннами станции «Дуб», АРК-10, МРП-56П;
- станцией АРК-10 со счетчиком дальности;
- инфракрасным визиром «Самоцвет» - СМЦ-1;
- радиовысотомером РВ-УМ;
- передней стойкой с колесом КТ-102;
Списан 29 октября 1970 года. Время налёта 2284 часа. 20 июня 1971 года передан в музей ВВС в Монино.

6. Опытные МиГ-21 - Россия (СССР) - ВВС. Самолёт-аналог А-144 (МиГ-21И/2) /1970/
Эксплуатантом являлось МАП ЛИИ им. Громова в г. Жуковский. Имел цветовую схему ВВС СССР. Первый полёт совершил 27 января 1970 года (лётчик-испытатель И. Волк). Предназначался для тонких аэрофизических исследований схем типа «бесхвостка», для чего крыло самолёта было обклеено шелковинками. Аэродинамическая компоновка крыла повторяет форму несущей поверхности сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Во время испытаний в ЛИИ меняли форму наплывов - с постоянной стреловидностью 78° и оживальной формы. Последний полёт совершил 14 августа 1979 года (летчик-испытатель И. Волк). Всего было выполнено 311 полетов продолжительностью 200 часов. В 1980 году передан в музей ВВС в Монино. Привезен в музей ВВС в Монино из ЛОО МАП.

7. Истребитель МиГ-23 - 231 синий - Россия (СССР) - ВВС
МиГ-23 (по кодификации НАТО: Flogger) — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Третий опытный МиГ-23. От варианта МИГ-23МФ его отделяют чуть ли не 10 лет.

8. МиГ-25РБ (02Б/РБН) - 25 красный - Россия (СССР) - ВВС
МиГ-25РБ - одноместный всевысотный самолет оперативной разведки - бомбардировщик. МиГ-25 (по классификации НАТО: Foxbat - Летучая лисица) — советский одноместный сверхзвуковой высотный перехватчик, спроектированный конструкторским бюро Микояна — Гуревича.

9. МиГ-25ПД (84Д/84ДС/ПДС/ПДСЛ/ПДЗ) - 04 красный - Россия (СССР) - ВВС
Высотный перехватчик

10. МиГ-27 - 01 красный - Россия (СССР) - ВВС
МиГ-27 (по классификации НАТО — Flogger-D) — сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Предназначен для нанесения ударов по подвижным и неподвижным наземным и воздушным целям. Может нести тактическое ядерное оружие. Некоторые модификации по совокупности характеристик по сей день способны составить конкуренцию новейшим отечественным и западным ударным самолётам. В связи с тяжёлой экономической обстановкой с 1993 г. в России, Белоруссии, Украине практически все Миг-27 и его модификации были выведены из эксплуатации и переданы на базы хранения, где ввиду недостатка финансирования были оставлены без необходимого обслуживания. Первая чеченская война вновь вызвала интерес к этому самолёту (ведущий конструктор машины А. А. Попов несколько раз лично выезжал на базы хранения для определения возможности «реанимации» МиГ-27, в особенности МиГ-27К), но «двадцать седьмые» с баз хранения в большинстве своём оказались уже не пригодны к полётам. В настоящее время — основной истребитель-бомбардировщик ВВС Индии, Казахстана и Кубы.

11. МиГ-29 (9-12) - 01 (901) синий - Россия (СССР) - ВВС
Перед нами - первый опытный экземпляр истребителя МиГ-29 - самолёт №901. МиГ-29 (изделие 9-12, по кодификации НАТО: Fulcrum — точка опоры) — советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ. Машину поднял в небо лётчик-испытатель Александр Федотов.

12. МиГ-29 - 03 синий - Россия (СССР) - ВВС
Фронтовой истребитель.

13. МиГ-29 - 51 синий - Россия (СССР) - ВВС

14. МиГ-29 - 70 синий - Россия (СССР) - ВВС

15. МиГ-29КВП (9-12ЛЛ) - 18 синий - Россия (СССР) - ВВС
Палубный истребитель МиГ-29КВП (прототип)
МиГ-29КВП (МиГ-29-918) - опытный самолет для отработки трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки на наземном комплексе "Нитка" в интересах создания корабельного истребителя МиГ-29К. Переоборудован летом 1982 г. из 7-го летного экземпляра МиГ-29 типа 9-12. 21 августа 1982 г. летчик-испытатель А.Г. Фастовец выполнил на нем первый взлет с наземного трамплина Т-1.

16. МиГ-31 - 202 синий - Россия (СССР) - ВВС
МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound — «Лисья гончая») — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия. Разработан в ОКБ-156 (ныне ОАО «РСК „МиГ“»). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. Главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский. МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых, предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также тепловых ловушек. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км.

17. МиГ-31 - 96 синий - Россия (СССР) - ВВС /1979/.
Являлся одним из первых серийных МиГ-31 (имел внешние регулируемые створки реактивного сопла двигателей Д-30Ф-6). Первый полёт совершил 11 сентября 1979 года (лётчик-испытатель П. Остапенко). Второй полёт совершил 14 сентября 1979 года (лётчик А. Фастовец). Позже во время сдаточных испытаний на нем совершали полёты лётчики Грузевич, Пукито, Орлов, Попов. В январе 1984 года передан ВВС СССР в в/ч 03139 (ШМАС авиации ПВО). В 1990-х годах, после перевода в/ч 03139 за пределы Москвы передан в музей ВВС в Монино.

18. МиГ-105.11 ЭПОС («Лапоть») - 7510511101 - Россия (СССР) - ВВС /1974/
Лётный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета.Этот летательный аппарат был создан в ОКБ Микояна в рамках проекта «Спираль». ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D 1%80%D0%B0%D0...
"К постройке аналога приступили в 1968 году, а сборка завершилась в 1974 году. Для обеспечения взлета изд.105-11 с аэродрома лыжи на основных опорах шасси заменили на колеса. 11 октября 1976 года летчик-испытатель А.Г.Фастовец поднял самолет в воздух, совершив перелет с одной грунтовой ВПП на другую. Перелет протяженностью 19 км проходил на высоте 560 м. В следующем году приступили к полетам на подвеске у самолета Ту-95КМ. Первый отцеп от него в воздухе на высоте 5000 м, управляемый полет с работающим ТРД и посадку на аэродром Фастовец выполнил 27 октября 1977 года. Всего было выполнено 8 таких полетов. Затем для проведения второго этапа испытаний была произведена замена колесного шасси на лыжное.

В 1978 году дозвуковые летные испытания изд.105-11 по определению ЛТХ при отцепе от самолета-носителя были завершены. В последнем полете в сентябре 1978 года самолет был поврежден при посадке. С 1976 года в СССР развернулось проектирование принципиально иного типа воздушно-космического самолета - “Бурана”, и к 1979 году все работы по теме “Спираль” и изд.105 были прекращены.
Работы над «Спиралью» (кроме аналогов БОР- беспилотного орбитального ракетоплана) были окончательно прекращены после начала разработки более масштабного, менее технологически рискованного, казавшегося более перспективным и во многом повторявшим американскую программу Спейс шаттл проекта «Энергия-Буран». Министр обороны А. А. Гречко даже не дал разрешения на орбитальные испытания почти готового ЭПОС, начертав по разным данным резолюцию «Фантазиями мы заниматься не будем» или «Это — фантастика. Нужно заниматься реальным делом». Основные специалисты, ранее работавшие по проекту «Спираль», были переведены из ОКБ А. И. Микояна и ОКБ «Радуга» приказом министра авиационной промышленности в НПО «Молния».

19. Е-152М - E166 - Россия (СССР) - ВВС
Е-152 — советский экспериментальный истребитель-перехватчик. В постройку заложили два опытных экземпляра самолета Е-152-1 (Е-166) и Е-152-2 и один экземпляр Е-152А с двумя двигателями Р11Ф-300. На основе комплексов перехвата, отработанных на самолётах Е-150, Е-152, Е-152А, создан серийный самолёт МиГ-25.

20. Теперь перейдем к Су. Су-7Б - 25 красный - Россия (СССР) - ВВС /1960/.
29 января 1962 года передан в ВВИА им. Н. Е. Жуковского как учебное пособие. Время налёта 13 часов. 2 ноября 1968 года передан в музей ВВС в Монино. Су-7 (по кодификации НАТО: Fitter) — истребитель-бомбардировщик ОКБ им. Сухого. Су-7Б - серийный вариант самолёта.

21. Су-7Б - 17 красный - Россия (СССР) - ВВС
Экспериментальная модификация на лыжном шасси С-26 б/н 17 красный (3610) был переделан из серийного Су-7БМ (1961 года выпуска) в 1963 году. Эксплуатантом являлось ОКБ Сухого. Был установлен бак со спирто-глицериновой смесью, которая насосом под большим давлением подводилась к титановым полозьям и через отверстия в них выходила наружу, обеспечивая уменьшение трения лыж о бетон. Для остановки, в качестве тормозов, применяли специальное механическое устройство. Проводил испытания лыж, позволяющих совершать посадку на грунт и на бетон. Первый полет с лыжным шасси выполнил в 1963 году (лётчик-испытатель И. С. Рябчиков). В апреле 1966 года завершил проходить государственные испытания. Последний полёт совершил 22 февраля 1971 года (лётчик Полторанов). 19 июня 1981 года был передан с завода им. П. О. Сухого в музей ВВС в Монино.

22. Су-7БКЛ - 15 красный - Россия (СССР) - ВВС /1965/
11 февраля 1966 года передан в ВВС СССР. 26 апреля 1966 года совершил последний полёт (лётчик Бурейко). После наземной аварии находился в ремонте, после чего был признан годным к использованию на земле в качестве учебного пособия. В декабре 1975 года передан в ВВИА имени Н. Е. Жуковского в качестве учебного пособия. Позже передан в музей ВВС в Монино.
Опираясь на результаты, полученные в процессе испытаний самолетов С-2.5 и С-2.6, в ОКБ Сухого разработали новую модификацию Су-7. В 1962 г. в небо поднялся С-2.2-4. Машина, представлявшая собой доработанный серийный Су-7Б (заводской номер 03-05), стала предшественником Су-7БКЛ (С-2.2КЛ). В ее конструкции нашло применение новое колесно-лыжное шасси, ускорители и двухкупольная тормозная парашютная система. Новое шасси стало универсальным. На передней опоре разместили колесо увеличенного диаметра (как на С-2.6), а на основных, рядом с пневматиками, установили небольшие металлические лыжи. При взлете с бетонных ВПП лыжи не работали, их подвеска не позволяла им касаться полосы. В дело они вступали при углублении колеса в мягкий грунт, беря на себя часть нагрузки и не давая пневматику проваливаться.

23. Су-9Б - 68 красный - Россия (СССР) - ВВС /1959/
24 сентября 1959 года передан в ВВС СССР. Последний полёт совершил 15 сентября 1960 года в Монино (лётчик Гаров). Время налёта 30 часов 25 минут, совершил 52 полёта. В сентябре 1960 года передан в ВВИА имени Н.Е. Жуковского, как учебное пособие. 1 сентября 1969 года передан в музей ВВС в Монино.
Су-9 (по кодификации НАТО: Fishpot) — советский однодвигательный всепогодный истребитель-перехватчик. Один из первых отечественных самолётов с треугольным крылом и первый в мире истребитель-перехватчик, созданный как составная часть единого комплекса перехвата.

24. Су-11 - 14 красный - Россия (СССР) - ВВС /1962/
Первый испытательный полёт совершил 13 августа 1962 года. 27 апреля 1963 года передан ВВС СССР. Совершил 283 полётов, время налёта 199 часов. 17 июля 1973 года передан в музей ВВС в Монино. Су-11 (по кодификации НАТО: Fishpot) — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х гг.

25. Су-15Т - 11 красный - Россия (СССР) - ВВС
Второй опытный экземпляр Т-58 Д-2, первый полёт 4 мая 1963 года. Су-15 (по кодификации НАТО: Flagon) — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов. Долгое время составлял основу ПВО СССР и принимал участие во множестве инцидентов, связанных с полётами иностранных самолётов над территорией СССР. Наиболее известный такой инцидент с участием Су-15 произошёл в 1983 году, когда Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил южнокорейский пассажирский самолёт Боинг 747.

26. Су-17 - 24 синий - Россия (СССР) - ВВС
В промежуток времени между 1995 и 1999 годом передан ВВС РФ в музей ВВС в Монино. Су-17 (Fitter-B по кодификации НАТО) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов. Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался и применялся в ряде вооружённых конфликтов.

27. Су-17М3 - 93 красный - Россия (СССР) - ВВС /1-76/
Эксплуатантом являлось ОКБ Сухого. Произведен в ноябре 1976 года. С января 1977 года по октябрь 1979 года проходил испытания. Последний полёт совершил 24 октября 1979 года (лётчик В. Ильюшин). Время налёта 200 часов. Позже был передан в ВВИА имени Н. Е. Жуковского как учебное пособие. В октябре 1989 года передан в музей ВВС.
Су-17 — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов. Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался и применялся в ряде вооружённых конфликтов.

28. Су-17УМ3 - 56 красный - Россия (СССР) - ВВС


Учебный вариант истребителя-бомбардировщика Су-17М3

29. Су-17М4 - 05 синий - Россия (СССР) - ВВС

30. Су-24 - 61 красный - Россия (СССР) - ВВС
Штурмовик Т6-1. Экспериментальная машина ОКБ Сухого для отработки конструкции комбинированной силовой установки и методики укороченного взлета с использованием подъемных двигателей, созданная на базе первого опытного самолета Су-15. Один первых лётных прототипов Су-24.

31. Су-24 - 54 красный - Россия (СССР) - ВВС /1974/
Произведён в марте 1974 года. 7 мая 1974 года передан в в/ч ВВС СССР для испытаний. 30 января 1976 года совершил последний полёт (лётчик Горловой). Время налёта с начала эксплуатации 98 часа 43 минуты. 18 февраля 1976 года передан в ВВИА имени Н. Е. Жуковского как учебное пособие. В октябре 1989 года передан в музей ВВС.
Су-24 (по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальцик») — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

32. Су-24М - 09 белый - Россия (СССР) - ВВС
Фронтовой бомбардировщик Су-24М. Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer (Фехтовальщик)) — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

33. Су-25 - 66 красный - Россия (СССР) - ВВС /1982/
Т-8 (прототип штурмовика Су-25). Произведен в апреле 1982 года. 24 мая 1982 года передан в ОКБ Сухого для проведения испытаний. Первый штурмовик Т-8 (Су-25) с бустерами в канале поперечного управления. Проходил прочностные испытания. Позже переоборудован в Су-25К. До 1989 года проходил испытательные полёты. 21 июня 1989 года выполнил последний полёт (лётчик Комарницкий). Всего совершил 662 полетов, продолжительностью 445 часов. 15 сентября 1990 года передан в музей ВВС в Монино. Доставлен наземным путём.
Су-25 (по кодификации НАТО: Frogfoot) — советский бронированный дозвуковой штурмовик, предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при визуальной видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. В российских войсках получил прозвище «Грач». Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 г. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 г., принимали участие в множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России до 2020 г.

34. Су-25 - 09 синий - Россия (СССР) - ВВС

35. Су-27 (Т-10) - 10 синий - Россия (СССР) - ВВС
В конце 1960-х гг. в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвёртого поколения. Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в 1965 г. был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В качестве адекватного ответа в СССР была развёрнута собственная программа разработки перспективного истребителя четвёртого поколения, к которой в 1969 г. приступило ОКБ Сухого. Учитывалось, что основным назначением создаваемого самолёта будет борьба за превосходство в воздухе. Тактика воздушного боя предусматривала в том числе и ближний маневренный бой, вновь признанный на тот момент основным элементом боевого применения истребителя.
В 1975—76 гг. стало ясно, что первоначальная компоновка самолёта обладает существенными недостатками. Тем не менее, опытный образец самолёта (получивший название Т-10-1) был создан и поднялся в воздух 20 мая 1977 г. (пилот — Владимир Ильюшин). В одном из полётов Т-10-2, пилотируемый Евгением Соловьёвым, попал в неисследованную область резонансных режимов и разрушился в воздухе. Лётчик погиб.
В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, что по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию и значительно уступает F-15. Например, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки. Также не удалось реализовать заданный расход топлива. Перед разработчиками возникла нелёгкая дилемма — либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей машины. Было принято решение начать создание самолёта практически с нуля, не выпуская машину, отстающую по своим характеристикам от главного конкурента. Созданный впоследствии самолет получил название Су-27.

36. Су-35 (Су-27М/Т-10М) - 701 синий - Россия (СССР) - ВВС
Су-35 (Су-27М, заводской шифр Т-10М) (по кодификации НАТО: Flanker-E) — российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель поколения «4++». Основное боевое применение — многоцелевой истребитель большого радиуса действия.
Разработан в ОКБ Сухого как дальнейшее развитие Су-27. Генеральный конструктор Су-35 — Михаил Петрович Симонов. Первый полёт совершён 28 июня 1988 года (прототип Т-10М-1). Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года. В первой половине 1990-х годов было выпущено 12 прототипов, впоследствии программа была приостановлена в пользу разработки Су-37 (впоследствии и эта программа была свернута в связи с крушением опытного экземпляра). В 2005 году принято решение о возобновлении разработки Су-35, обновлённый истребитель получил индекс Су-35БМ.

37. В экспозиции также представлен американский бомбардировщик Б-25 - 50 желтый
Норт Америкен B-25 Митчелл (англ. — North American B-25 Mitchell) — двухмоторный, цельнометалический, пятиместный бомбардировщик среднего радиуса действия.
«Митчеллы» поставлялись по ленд-лизу в ВВС Великобритании и предназначались, прежде всего, для замены самолётов Дуглас Бостон (Douglas Boston) и Локхид B-34 Венче (Lockheed Venture). Их предполагалось использовать в основном для проведения дневных налётов. Первые 23 «Митчелла» B-25B были поставлены англичанам в мае и июне 1942. Поначалу самолёты были направлены в Нассау на Багамские острова, где была сформирована тренировочная эскадрилья, в которой проходили подготовку британские пилоты. Во второй половине 1942 года в Великобританию начали поступать B-25C, и подготовленные на Багамах команды стали возвращаться на родину и заступать на боевую службу. После того как были решены вопросы состыковки американских самолётов и британского вооружения, бомбардировочные эскадрильи приступили к выполнению боевых задач. Первый боевой вылет состоялся 22 января 1943 года, когда самолёты из 98-й и 180-й бомбардировочных эскадрилий Королевских ВВС нанесли удар по нефтехранилищу в Генте.

Использование самолётов продолжалось с нарастающей интенсивностью в течение 1943 и 1944 годов, и особо заметную роль они сыграли при выполнении тактических задач союзников во время вторжения во Францию в июне 1944 года. По мере продвижения войск союзников вглубь континентальнов Европы, эскадрильи, оснащенные «Митчеллами», были передислоцированы в Бельгию и Францию. На последнее боевое задание на европейском театре B-25 вылетели 2 мая 1945 года, когда 47 самолётов атаковали военные склады под Потсдамом. Всего в Великобританию было поставлено 886 самолётов. После войны эти самолёты довольно быстро вышли в отставку, но известно, что три последних экземпляра (B-25G) несли службу в Метерологическом Исследовательском Бюро в Фарнборо, как минимум до 1950 года.
Помимо английских лётчиков, под единым командованием Королевских ВВС были сформированы голландская, польская и французская эскадрильи. После окончания Второй мировой войны голландская и французская эскадрильи вернулись в свои страны и им было разрешено забрать свои боевые машины с собой.

38. Рядом с ним - еще один военно-транспортный самолет - Ли-2Т - 39 желтый - Россия (СССР) - ВВС /1945/
Ли-2Т б/н 06 желтый (18418809) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Бортовой номер неизвестен, веротяно всего 39. Произведен в январе 1945 года. В январе 1959 года передан в музей ВВС в Монино. Позже для съемок фильма перекрашен в цветовую схему «Аэрофлота».

Во время съёмок фильма был осуществлен запуск двигателей. Позже перекрашен в цветовую схему ВВС СССР. Замечен в сентябре 1991 года в Монино. Позже установлен макет турели УТК-2, для имитации военной версии Ли-2ВП. Переделан в санитарный вариант. Открыт для посещения на днях открытых дверей музея ВВС в Монино. Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в г.Химки (Московской обл.) на з-де № 84 как ПС-84 (по лицензии, прототип - американский Douglas DC-3).

39. Бартини ВВА-14 - CCCP-19172 - Россия (СССР) - ВВС /1972/
ВВА-14 (Вертикально-взлетающая амфибия, позже модифицированная в экранолёт 14М1П) — экспериментальный советский аппарат (гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец), конструкции Роберта Бартини, советского авиаконструктора итальянского происхождения. Создавался как аппарат, имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлета и посадки. Создан в 1972 г. Из-за сложностей в разработке необходимых двигателей для вертикального взлёта была проведена последняя модификация (14М1П) — превратившая аппарат в экранолёт (1976).

Ну а в заключительном посте я покажу самые раритетные самолеты времен ВОВ...