В Кесарии жил один еврей, по имени Иосиф. Он был так искусен в науке врачевания, что определял по наблюдению над движением крови в жилах день наступления смерти больного за три или за пять дней, и указывал даже на самый час кончины. Богоносный же отец наш Василий, предвидя будущее его обращение к Христу, очень любил его и, часто приглашая его к беседе с собой, уговаривал его оставить еврейскую веру и принять святое крещение. Но Иосиф отказывался, говоря:

В какой вере родился я, в той хочу и умереть.

Святой же сказал ему:

Поверь мне, что ни я, ни ты не умрем, пока ты "не родишься от воды и духа" (Иоан.3:5): ибо без такой благодати нельзя войти в Царство Божье. Разве отцы твои не крестились "в облаках и в море" (1Кор.10:1)? разве не пили они из камня, который был прообразом духовного камня-Христа, родившегося от Девы ради нашего спасения. Сего Христа твои отцы распяли, но Он будучи погребен на третий день воскрес и, взойдя на небеса, сел одесную Отца и оттуда придет судить живых и мертвых.

Много и другого, полезного для души, говорил ему святой, но еврей все пребывал в своем неверии. Когда же наступило время преставления святого, он заболел и призвал к себе еврея, как бы нуждаясь в его врачебной помощи, и он спросила его:

Что скажешь ты обо мне, Иосиф?

Тот же, осмотрев святого, сказал домашним его:

Приготовьте все к погребению, ибо с минуты на минуту нужно ожидать его смерти.

Но Василий сказал:

Ты не знаешь, что говоришь!

Еврей отвечал:

Поверь мне, владыка, что смерть твоя наступит еще до захода солнца.

Тогда Василий сказал ему:

А если я останусь жив до утра, до шестого часа, что ты тогда сделаешь?

Иосиф ответил:

Пусть я умру тогда!

Да, - сказал на это святой, - умри, но умри греху, чтобы жить для Бога!

Знаю, о чем ты говоришь, владыка! - отвечал еврей, - и вот я клянусь тебе, что если ты проживешь до утра, я исполню твое желание.

Тогда святой Василий стал молиться Богу о том, чтобы Он продолжил жизнь его до утра для спасения души еврея, - и получил просимое. На утро он послал за ним; но тот не поверил слуге, сказавшему ему, что Василий жив; однако пошел, чтобы увидеть его, как он думал уже умершим. Когда же он увидел его действительно живым то пришел как бы в исступление, а потом, упав в ноги святому, сказал в порыве сердечном:

Велик Бог христианский, и нет другого Бога, кроме Него! Я отрекаюсь от богопротивного жидовства, и обращаюсь в истинную, христианскую веру. Повели же, святой отец немедленно преподать мне святое крещение, а также и всему дому моему.

Святой Василий сказал ему:

Я крещу тебя сам своими руками!

Еврей, подойдя к нему, дотронулся до правой руки святого и сказал:

Силы твои, владыка, ослабели, и все естество твое в конец изнемогло; ты не сможешь окрестить меня сам.

Мы имеем Создателя, укрепляющего нас, - отвечал Василий.

И, восстав, вошел в церковь и пред лицом всего народа окрестил еврея и всю семью его; он нарек ему имя Иоанн и причастил его Божественных Таин, сам совершив в тот день литургию. Преподав наставленье новокрещенному о вечной жизни и обратившись с словом назидания ко всем своим словесным овцам святитель оставался в церкви до девятого часа. Потом дав всем последнее целование и прощение, он стал благодарить Бога за все его неизреченные благодеяния и, когда еще слово благодарения было на устах его, предал душу свою в руки Божьи.


При Василии III к Москве присоединились последние полусамостоятельные уделы и княжества. Великий князь ограничил привилегии княжеско-боярской аристократии. Прославился победной войной против Литвы.

Детство и юность

Будущий император русов родился весной 1479 года. Нарекли великокняжеского отпрыска в честь Василия Исповедника, при крещении дали христианское имя Гавриил. Василий III – первый сын, рожденный мужу Софьей Палеолог, и второй по старшинству. На момент его рождения единокровному брату исполнился 21 год. Позже Софья родила супругу еще четверых сыновей.


Путь Василия III к престолу был тернист: главным наследником и правопреемником государя считался Иван Молодой. Вторым конкурентом на престол оказался сын Ивана Молодого – Дмитрий, которому благоволил августейший дед.

В 1490 году старший сын Ивана III скончался, но бояре не желали видеть на престоле Василия и встали на сторону Дмитрия и его матери Елены Волошанки. Вторую супругу Ивана III Софью Палеолог и ее сына поддержали руководившие приказами дьяки и боярские дети. Сторонники Василия подталкивали его к заговору, советуя княжичу убить Дмитрия Внука и, захватив казну, бежать из Москвы.


Государевы люди раскрыли заговор, причастных казнили, а взбунтовавшегося отпрыска Иван III посадил под стражу. Заподозрив жену Софью Палеолог в недобрых намерениях, Великий князь Московский начал ее остерегаться. Узнав, что к супруге приходят ворожеи, государь приказал схватить «лихих баб» и под покровом ночи утопить в Москве-реке.

В феврале 1498-го Дмитрия венчали на княжение, но через год маятник качнулся в противоположную сторону: милость государя покинула внука. Василий по велению отца принял в княжение Новгород и Псков. Весной 1502 года Иван III заключил невестку Елену Волошанку и внука Дмитрия под стражу, а Василия благословил на великое княжение и объявил всея Руси самодержцем.

Правление

Во внутренней политике Василий III был приверженцем жесткого правления и считал, что власть не должна ограничиваться ничем. Он без промедления расправлялся с недовольными боярами и в противостоянии с оппозиционерами опирался на церковь. Но в 1521 году под горячую руку Великого князя Московского попал митрополит Варлаам: за нежелание становиться на сторону самодержца в борьбе против удельного князя Василия Шемякина священника сослали.


Критику Василий III считал неприемлемой. В 1525 году казнил дипломата Ивана Берсень-Беклемишева: государственный деятель не принял греческих нововведений, привнесенных в жизнь Руси матерью государя Софьей.

С годами деспотия Василия III усилилась: государь, увеличивая количество земельного дворянства, ограничил привилегии бояр. Сын и внук продолжил начатую отцом Иваном III и дедом Василием Темным централизацию Руси.


В церковной политике новый государь встал на сторону иосифлян, которые отстаивали право монастырей на владение землей и имуществом. Их противники-нестяжатели были казнены или заточены в монастырских кельях. В годы правления отца Ивана Грозного появился новый Судебник, не дошедший до наших дней.

На эпоху Василия III Ивановича выпал строительный бум, начало которому положил его отец. В Московском Кремле появился Архангельский собор, а в Коломенском – храм Вознесения Господня.


До наших дней сохранился и двухэтажный путевой дворец царя – один из древнейших в российской столице памятников гражданской архитектуры. Таких небольших дворцов («путинок»), в которых Василий III и сопровождавшая царя свита отдыхали перед въездом в Кремль, было немало, но сохранился лишь дворец на Старой Басманной.

Напротив «путинки» есть еще один памятник архитектуры – храм Никиты Мученика. Он появился в 1518 году по повелению Василия III и первоначально был деревянным. В 1685-м на его месте построили каменную церковь. Под сводами древнейшего храма молились , Федор Рокотов, .


Во внешней политике Василий III отметился как собиратель земель русских. В начале его правления попросили присоединить их к Московскому княжеству псковичи. Царь поступил с ними, как ранее Иван III с новгородцами: переселил из Пскова в Москву 3 сотни знатных семейств, отдав их вотчины служилым людям.

После третьей осады в 1514 году был взят Смоленск, для завоевания которого Василий III применил артиллерию. Присоединение Смоленска стало самым крупным военным успехом государя.


В 1517-м царь посадил под стражу сговорившегося с крымским ханом последнего князя рязанского Ивана Ивановича. Вскоре его постригли в монахи, а удел «доточили» до Московского княжества. Затем сдались Стародубское и Новгород-Северское княжества.

В начале правления Василий III заключил мир с Казанью, а после нарушения соглашения отправился в поход против ханства. Успехом увенчалась война с Литвой. Итогами правления государя всея Руси Василия Ивановича стало укрепление страны, о ней узнали за дальними рубежами. Завязались отношения с Францией и Индией.

Личная жизнь

Иван III женил сына за год до своей кончины. Подобрать знатную супругу не удалось: женой Василию выбрали Соломонию Сабурову, девушку небоярского рода.

В 46 лет Василий III всерьез озаботился тем, что жена так и не подарила ему наследника. Бояре посоветовали царю развестись с бесплодной Соломонией. Митрополит Даниил одобрил развод. В ноябре 1525 года великий князь расстался с супругой, которую постригли в монахини Рождественского девичьего монастыря.


После пострига вспыхнули слухи, что заточенная в монастыре бывшая жена родила сына Георгия Васильевича, но убедительных доказательств этому нет. По народной молве, выросший сын Сабуровой и Василия Ивановича стал разбойником Кудеяром, воспетым в некрасовской «Песне о двенадцати разбойниках».

Через год после развода вельможа остановил свой выбор на дочери покойного князя Глинского. Девушка покорила царя образованностью и красотой. Ради князь даже сбрил бороду, что шло вразрез с православными традициями.


Прошло 4 года, а вторая супруга так и не подарила царю долгожданного наследника. Государь вместе с женой отправился по русским монастырям. Принято считать, что молитвы Василия Ивановича и его супруги услышал преподобный Пафнутий Боровский. В августе 1530 года Елена родила первенца Ивана, будущего Иоанна Грозного. Спустя год появился второй мальчик – Юрий Васильевич.

Смерть

Царь недолго наслаждался отцовством: когда первенцу исполнилось 3 года, государь заболел. По пути из Троицкого монастыря в Волоколамск Василий III обнаружил на бедре нарыв.

После лечения наступило недолгое облегчение, но спустя пару месяцев лекарь вынес вердикт, что спасти Василия может только чудо: у больного началось заражение крови.


Могила Василия III (справа)

В декабре царь скончался, благословив первенца на трон. Останки погребены в московском Архангельском соборе.

Исследователи предполагают, что Василий III умер от рака в последней стадии, но в XVI веке медики о такой болезни не знали.

Память

  • В правление Василия III был создан новый Судебник, построены Архангельский собор, Церковь Вознесения Господня.
  • В 2007 году Алексей Шишов опубликовал исследование «Василий III: Последний собиратель земли Русской».
  • В 2009 году состоялась премьера сериала «Иван Грозный» режиссера , в которой роль Василия III досталась актеру .
  • В 2013 году вышла книга Александра Мельника «Московский великий князь Василий III и культы русских святых».

Смерти Василия Темного предшествовали драматические события в Москве. Когда‑то, во время ссылки в Угличе, только что ослепленному Василию помог освободиться князь Василий Ярославич Боровский. Потом он перешел на сторону Шемяки, попал в плен к Василию II и был заточен в том же самом Угличе. В 1462 г. Василию II стало известно, что сторонники Боровского решили освободить его из тюрьмы. Он приказал схватить заговорщиков, доставить в Москву и «казнить их, бить и мучить, и конями по всему городу волочить и по всем торгам, а затем повелел головы им отсечь». Как пишет дальше летописец, «множество же народа, из бояр, и из больших купцов, и из священников, и из простых людей, видя это, приходили в ужас и удивление, и жалостно было видеть, как глаза всех наполняются слезами, потому что никогда ни о чем таком не слышали и не видели среди князей русских, чтобы такими казнями казнить и кровь проливать в святой Великий пост, и недостойно то православного великого государя». Смелый летописец писал эти строки! Но пройдет 100 лет, и его преемники – собратья по перу – будут почти равнодушно перечислять тысячи мучеников, безжалостно растерзанных свирепым Иваном Грозным и его опричниками, а толпы горожан быстро привыкнут к пролитой на улицах крови и даже будут бежать на казнь, как на праздник, толпиться у эшафота, чтобы – на счастье! – намочить кровью казненного платок или отрезать кусок веревки повешенного. Эпизод этот свидетельствовал о наступлении новых, страшных времен московского самовластия.

Сам Василий II умер не совсем обычно. У него началось онемение некоторых частей тела так, что князь прикладывал к ним разожженный трут и не чувствовал боли. Потом из ран пошел гной и Василий «впал в тяжкую болезнь», из которой уже не вышел.

Иван III Васильевич

С ранних лет княжич Иван (род. в 1440 г.) испытал ужасы междоусобья. Он был с отцом в тот самый день, когда люди Шемяки насильно выволокли Василия II из церкви, чтобы ослепить его. В суматохе Ивану с братом Юрием удалось бежать к родным. У него не было детства – уже с 10 лет (в 1450 г.) он стал соправителем слепого отца, сидел рядом с ним на троне и назывался великим князем. В 12 лет его обвенчали с юной Марией – дочерью тверского князя Бориса Александровича. Всего у власти Иван III Васильевич пробыл 55 лет! Причем из них самостоятельно правил 43 года.

По словам видевшего его иностранца, это был высокий, красивый, худощавый человек. Было у него и два прозвища: «Горбатый» – видно, что Иван сутулился, и «Грозный». О последнем прозвище потом забыли – внук его Иван IV оказался еще грознее. Иван III был властолюбив, жесток, коварен. Суров он оставался и к своим близким: родного брата Андрея уморил голодом в тюрьме.

Ивана отличал выдающийся дар политика и дипломата. Он мог годами выжидать, медленно идти к своей цели и достигать ее без серьезных потерь. Так произошло с освобождением от татарского ига, с завоеванием Твери, Новгорода. Иван III cтал истинным «собирателем» земель. Одни Иван присоединял тихо и мирно (Ярославское и Ростовское княжества), другие покорял силой (Чернигово‑Северская земля, Брянск). Увенчались успехом и походы его войска на северо‑восток – Иван прибрал к рукам Вятку, Югорскую землю по берегам реки Печеры. Московская власть при нем утвердилась и на Урале, а в 1472 г. Москве подчинилась принадлежавшая Новгороду Пермская земля.

К концу жизни Ивана Московское княжество увеличилось в 6 раз! Как писал С. Герберштейн, австрийский посол при дворе Василия III: «Он, как правило, никогда не бывал в сражениях и все же всегда одерживал победы, так что великий Стефан, знаменитый воевода Молдавии, часто поминал его на пирах, говоря, что тот, сидя дома и предаваясь сну, умножает свою державу, а сам он (Стефан), ежедневно сражаясь, едва ли в состоянии защитить свои границы».

При Василии III на Руси установился долгожданный порядок, татарское иго и княжеские междоусобицы остались позади. Василий присоединил к своим владениям древние русские земли Пскова, Рязани, Смоленска. В стране продолжалось небывалое по размаху строительство каменных зданий – Архангельского собора в Кремле, церкви Вознесения в селе Коломенском; в Коломне против набегов татар был построен огромный кирпичный кремль с 17 мощными башнями, мало чем уступавший Кремлю московскому. В память о присоединении Смоленска к объединявшейся русской земле на Девичьем поле под Москвой поднялся золотыми крестами грандиозный Новый монастырь, известный теперь как Новодевичий.

Первое знамение о царе Василии III

И тут поднялось солнце поутру ущербным, верх его был как бы срезан. А потом стало солнце убывать и уменьшалось до трети, и стало, как ладья, а потом снова прибыло. «Ну и что? – скажем мы, сегодняшние, — обыкновенное затмение и любопытное зрелище». А тогда пошел на Руси разговор, что не к добру это, надо ждать изменений в государстве. Но что за беда стоит на пороге?

Случилось это немногим раньше, было бы понятно. Татарин приходил. Явился из Крыма с огромным войском. Пока воеводы собирали в Коломне русскую рать, «безбожные» окружили Рязань, сожгли вокруг города все волости и посады, всех людей побили и в плен увели и шли приступом на стены, но были с большим уроном отбиты и город им . Русская рать пришла из Коломны и отогнала их. Князь Телепнев-Овчина тоже с войском перешел Оку, ударил на татар, но те отступили и хитрым маневром заманили князя в ловушку, где русская рать была почти вся побита. Но подоспела подмога и под угрозой окружения татары бежали, и догнать их не удалось.

Великий князь московский прямого участия в военных действиях не принимал, ставка его находилась в селе Коломенском под Москвой, но он много разъезжал, готовясь встретить врага на подступах, тот после Рязани направится к Москве. Когда же угроза миновала, князь выехал в Троецкий монастырь помолиться в день памяти Сергия Чудотворца (8 октября по н. ст.) за избавление Руси от врагов. С ним поехала и семья: Елена, вторая жена, красавица из литовского рода Глинских (частью и татарской крови – род происходил от Мамая), и два малолетних сына, Иван, ставший в последствии царем Иваном Грозным, и Юрий (а эти, таким образом, были потомками обоих военачальников, сошедшихся полтора века назад на Куликовом поле – и Дмитрия Донского, и Мамая). Из Троицы княжеская семья направилась в Волок Ламский, нынешний Волоколамск.

И вдруг – знамение для российского царя Василия 3 на новую беду.

Остановка в пути

Тут по дороге пришлось князю задержаться в своем селе Озерецком, что и сейчас стоит на полпути между Сергиевым Посадом и Дмитровом. Причина для остановки была вроде бы пустяковая – мала болячка, возникшая вдруг на левом бедре, на сгибе, как раз в том месте, где кончается лошадиное седло. Величиной была болячка всего-то с булавочную головку, но цвет у нее был багровый и болела нестерпимо.

Но в Озерецком легче не стало. Поехали дальше и до Волока добирались : ехать подолгу верхом князь был не в состоянии. Но и показать, что поддается болезни, не хотел и велел организовать большую государеву охоту: с ловчими и собаками, в сопровождении детей боярских и брата, Андрея Ивановича. Однако вернуться с охоты в Волок он уже не смог, приехал в глухое лесное село Колпь, что и сейчас стоит среди лесов, и здесь окончательно слег. Видя, что болезнь принимает серьезный оборот, Василий вызвал личных лекарей – Николая Немчина и Феофила, а для начала велел прикладывать к болячке муку пшеничную с пресным медом и печеных лук. От такого лечения болячка стала краснеть, появился малый прыщ, а в нем немного гноя. Две недели лежал князь в Колпи, а когда решил все вернуться в Волок, оказалось, что сесть на коня он уже не в состоянии, и дети боярские понесли его на носилках.

Второе знамение жизни царя Василия 3

В великой скорби и мучениях лежал князь в Волоке, гной из болячки не выходил, а боль была такая, как будто в тело воткнули раскаленную иглу; и не увеличивалась болячка, и не уменьшалась. Князь перестал есть и послал тайно своих верных людей за духовными грамотами отца своего и деда. Скрывал это Василий от всех: и от бояр, и от князей, от братьев своих и даже от жены.

Болезнь и смерть Василия III

21 сентября 1533 года Василий III вместе с женой и двумя сыновьями выехал из Москвы в традиционную богомольную поездку в Троице-Сергиев монастырь. 25 сентября он присутствовал на богослужениях в день памяти Сергия Радонежского. Отдав дань небесному, государь занялся земным и отправился в село Озерецкое на Волоке, где у него были охотничий домик и угодья для «государева прохладу». Прохладиться не получилось: ни с того ни с сего на внутренней стороне бедра, возле паха, появилась багровая опухоль размером с булавочную головку. Невнятная надежда, что великий князь просто натер промежность седлом, быстро улетучилась. Поднялась температура, начались боли, воспаление росло.

Историк А. Е. Пресняков, совместно с врачами изучивший информацию о болезни Василия III, пришел к выводу, что государь заболел гнойным периоститом в острой форме. Периостит - воспаление надкостницы. Гнойная форма заболевания вызывается инфекцией и нередко поражает именно бедренные кости. Надкостница воспаляется, отслаивается, поражаются соседние ткани. Внутри них копится гной. Излечить болезнь, особенно в запущенной форме, можно только хирургическим путем. Иначе - гной попадает в кровь, возможно заражение крови и мучительная смерть. Больной конечности показан полный покой, чтобы не травмировать и без того расслаивающуюся кость.

Придворные медики ничего не знали ни о гнойных операциях, ни о покое. Вместо этого больной великий князь ездил из села в село, в надежде, что в дороге он забудется и боль пройдет. Из Озерецкого он поехал в село Нахабино Троицкого уезда под Москвой, оттуда - в село Покровское. 6 октября в честь Василия III тверской и волоцкий дворецкий И. Ю. Шигона дал пир в Волоколамске. Придворные с искренним энтузиазмом поднимали кубок за кубком за здоровье государя. Не помогло: после пира Василий III заболел настолько, что с трудом смог дойти до стоявшей во дворе «мыльни».

Государь решил не обращать внимание на болезнь и 8 октября собрался в волоколамское село Колпь на охоту. По его приказу туда были высланы ловчие, собаки, соколы. Превозмочь недуг не удалось: проехав две версты, Василий III чуть не упал с коня. Ослабевшего, измученного, испуганного государя отвезли обратно в Волоколамск. Туда прибыли врачи Николай Булев и Феофил, а также Михаил Глинский, который не преминул с умным видом дать несколько медицинских советов. Было решено лечить больного. К больному месту прикладывали пшеничную муку с пресным медом и печеный лук, что немедленно дало эффект: болячка воспалилась, «начала рдетися». Вскоре ее нарвало.

Две недели Василий III провел в Колпи в постели. Когда стало ясно, что ждать улучшения бессмысленно, он приказал нести его в Волоколамск. Нести на руках, на носилках, потому что перевозки на коне или в телеге он бы уже не выдержал. Василий III вообще-то своими победами заслужил, чтобы воины, дети боярские и княжата носили его на руках. Но все равно эта последняя процессия была горькой и печальной.

В Волоколамске, возможно из-за тряски при переходе, нарыв прорвался, и из опухоли вытекло много гноя («яко до полутаза и по тазу»). Наступила слабость, пропал аппетит. Василий III не мог заставить себя проглотить хоть ложку еды. Поняв, что дела плохи, он тайно приказал постельничему Я. И. Мансурову и дьяку Меньшому Путятину съездить в Москву и привезти завещания его отца и других Калитичей. Как образец. Надо было готовиться к смерти, а монарх даже в смерти себе не принадлежит. Нужно успеть отдать последние распоряжения.

Такие распоряжения могли быть обсуждены только коллективно - Василий III понимал, что у него уже не будет возможности проконтролировать их исполнение, вся надежда на соратников, душеприказчиков. Заседание узкого круга ближайших доверенных лиц состоялось у постели умирающего 26 октября. В нем участвовали дворецкие И. Ю. Шигона, И. И. Кубенский, князь М. Л. Глинский, бояре Д. Ф. Бельский и И. В. Шуйский, дьяк Меньшой Путятин. На встречу рвался князь Юрий Дмитровский, но его не пустили и приказали уезжать в Дмитров. Василий III хотел скрыть от удельного брата свою болезнь, опасаясь, как бы тот от близости вакантного трона не потерял бы голову и чего не учудил. Тайну вряд ли удалось полностью сохранить, но, так или иначе, Юрия не включили в число лиц, которые решали судьбу трона и династии. Следовательно, на него не делалось никаких ставок. Государь давно уже списал удельного правителя из числа тех, с кем можно иметь дело. Как тут не вспомнить горестную фразу начала правления Василия III, когда он сетовал, что братья в своих-то уделах по-человечески ничего не могут устроить, а туда же, лезут управлять всей Русью.

Какие решения были приняты на встрече - неизвестно. Есть свидетельства, что в октябре, перед совещанием с боярами, Василий III уничтожил старую духовную грамоту (1510 года). Значит, обсуждался вопрос о содержании новой. Но никаких подробностей мы не знаем.

6 ноября наступил кризис. Из раны ручьем тек гной, и вышел некий «стержень» длиной в несколько сантиметров. Видимо, из ноги с гноем и разложившимися тканями вышли части разложившейся надкостницы. Василию III на время полегчало, но тут опять вмешались врачи. Новый доктор, Ян Малый, решительно приступил к лечению воспаленных тканей мазями, от чего воспаление сделалось еще больше. Увы, медицина XVI века успешно боролась не с болезнью, а с остатками великокняжеского здоровья.

У постели Василия III вновь собрались советники, участники совещания 26 октября. К ним присоединились дьяки Е. Цыплятев, А. Курицын, Т. Раков. Решено было более не уповать на докторов, а надеяться на чудо. Для этого отвезти больного в Иосифо-Волоколамский монастырь и молиться о его выздоровлении. 15 ноября Василия III, обвисшего на руках князей Д. Курлятева и Д. Палецкого, втащили в Успенский собор обители, где он слушал последний в своей жизни молебен в некогда любимом и почитаемом монастырском храме. После этого почти неделю Василия III в специальной повозке, с частыми остановками везли до Москвы. 21 ноября он прибыл в село Воробьево. От москвичей и иностранных дипломатов болезнь продолжали скрывать.

23 ноября 1533 года Василий III последний раз въехал в Кремль. В тот же день прошло совещание с участием удельного князя Андрея Старицкого, бояр В. В. Шуйского, М. Ю. Захарьина, М. С. Воронцова, тверского дворецкого И, Ю. Шигоны, казначея П. И. Головина, дьяков Меньшого Путятина и Ф. Мишурина. Позже пригласили князя М. Л. Глинского, бояр И. В. Шуйского и М. В. Тучкова. Именно 23 ноября на этом совещании и были согласованы основные пункты духовной грамоты Василия III и составлено его завещание.

Оно до нас не дошло. Мы можем только предполагать, о чем шла речь, и реконструировать некоторые бесспорные положения. Наследником престола, великим князем и государем всея Руси объявлялся Иван IV Васильевич, которому исполнилось три года. Удельным князьям, Юрию Дмитровскому и Андрею Старицкому, предписывалось покориться этой монаршей воле. При этом тон в отношении Юрия (который в конце ноября прибыл в Москву со своими детьми боярскими в надежде как-то поучаствовать в дележе власти) должен был быть более категоричным и жестким, в адрес лояльного Андрея Старицкого - помягче.

Традиционно великие князья московские в своих завещаниях опять делили Русь между Калитичами, раздавали и перераспределяли новые уделы. То есть по идее в духовной должны быть очерчены владения братьев Василия III - Юрия и Андрея, и его младшего сына Юрия. Поскольку текста нет, мы может восстанавливать эти уделы только гипотетически, по факту выделения. В отношении Юрия Дмитровского это невозможно - ему ничего не успели выделить, арестовав вскоре после смерти Василия III. Андрей Старицкий в дополнение к своим старицким владениям, сохраненным в неизменном виде, получил Волоколамск. Юрий Васильевич, которому только что пошел второй год, стал правителем Угличского удела.

Главная интрига завещания Василия III, над которой ломают голову историки, - кому же он реально передал власть в стране, в которой официальный правитель, великий князь Иван Васильевич, оказывался младенцем на троне. Понятно, что трехлетний ребенок править не мог. А кто правил? И был ли приход к власти жены Василия III Елены Глинской исполнением последней воли Василия III или же узурпацией?

Официальная Воскресенская летопись, наиболее близко предстоящая описываемым событиям (создана в 1540-х годах), на сей счет выражается ясно и недвусмысленно: государь «приказывает великую княгиню и дети своя отцу своему Данилу митрополиту, а великой княгине Елене приказывает под сыном своим государьство дръжати до возмужениа сына своего». Однако автор Псковской Первой летописи утверждает, что Василий III велел до пятнадцатилетия великого князя блюсти его «своим бояром немногим».

Большинство историков придерживаются мнения о передаче Василием III властных полномочий не Елене Глинской, а боярскому регентскому совету. Главным аргументом в пользу этой точки зрения служит то обстоятельство, что в Повести о болезни и смерти Василия III подробнейшим образом расписаны участники всех совещаний, бывших у постели умирающего государя. Именно на этих встречах решалась судьба страны. Но в них первична роль бояр-советников. Елена в них или вообще не участвовала, или играла роль статиста.

Что же касается персонального состава этого совета, то единства мнений здесь нет. Очевидно, что это были лица из числа тех, кто принимал участие в совещаниях у смертного одра Василия III. Но вот сколько было таких лиц? (Историки говорят о «семибоярщине», «десятибоярщине» или, напротив, о двух-трех особо доверенных людях.) И кто входил в их число? Как показал историк М. М. Кром, наиболее предпочтительными выглядят кандидатуры М. Л. Глинского, М. Ю. Захарьина и И. Ю. Шигоны. Опекуном малолетнего великого князя Ивана стал митрополит Даниил.

Летопись рисует нам драматические моменты последних часов государя, его прощания с супругой. Елена кричала и плакала, и государь, сам дико, до криков, страдавший от боли, даже не смог сделать ей последнего напутствия, но «отослал ее сильно». Поцеловал на прощание и велел уходить. Она не хотела, упиралась, но ее увели. Василий III скончался в мучениях в ночь с 3 на 4 декабря 1533 года. Перед самой кончиной он принял монашеский постриг с именем Варлаам. Похоронен в родовой усыпальнице Калитичей - Архангельском соборе Московского Кремля.

Из книги Тайны дома Романовых автора

Болезнь и смерть императора Петра І 21 ноября Петр первым в столице переехал по льду через Неву, вставшую лишь накануне. Эта его выходка показалась настолько опасной, что начальник береговой стражи Ганс Юрген хотел даже арестовать нарушителя, но император проскакал мимо

Из книги Тайны дома Романовых автора Балязин Вольдемар Николаевич

Из книги Сталин. Наваждение России автора Млечин Леонид Михайлович

Болезнь и смерть Когда Сталин устроил «дело врачей-убийц», страна охотно откликнулась. Первый секретарь Рязанского обкома Алексей Николаевич Ларионов первым доложил в ЦК, что ведущие рязанские хирурги убивают пациентов, и потребовал от областного управления

Из книги Последний император автора Балязин Вольдемар Николаевич

Болезнь и смерть Александра III Первое, о чем очень хотел узнать Николай, вернувшись из Англии, было здоровье отца. Сначала он испугался, не увидев его среди встречавших, и подумал, что отец лежит в постели, но оказалось, что все не так страшно – император уехал на утиную

Из книги Врачебные тайны дома Романовых автора Нахапетов Борис Александрович

Глава 2 Болезнь и смерть Петра I Пётр Великий - первый русский император - обладал не в пример своим предкам более крепким здоровьем, но неустанные труды, многие переживания и не всегда правильный (мягко говоря) образ жизни привели к тому, что болезни стали постепенно

автора Балязин Вольдемар Николаевич

Болезнь и смерть императора Петра I 21 ноября Петр первым в столице переехал по льду через Неву, вставшую лишь накануне. Эта его выходка показалась настолько опасной, что начальник береговой стражи Ганс Юрген хотел даже арестовать нарушителя, но император проскакал мимо

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Болезнь и смерть Александра III Первое, о чем очень хотел узнать Николай, вернувшись из Англии, было здоровье отца. Сначала он испугался, не увидев его среди встречавших, и подумал, что отец лежит в постели, но оказалось, что все не так страшно - император уехал на утиную

Из книги Болезнь, смерть и бальзамирование В. И. Ленина: Правда и мифы. автора Лопухин Юрий Михайлович

Глава I БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: вперед? Н. Гоголь. Мертвые души. Я стоял на берегу сибирской реки, широко и свободно несущей свои прозрачные воды из глубины материка к океану. Со стороны

Из книги Жизнь с отцом автора Толстая Александра Львовна

Болезнь мам?. Смерть Маши Мам? давно уже жаловалась на тяжесть и боль внизу живота. В августе 1906 года она слегла в постель. У нее начались сильные боли, поднялась температура. Вызвали хирурга из Тулы, определившего вместе с Душаном Петровичем опухоль в матке.Сестра Маша,

Из книги Жизнь с отцом автора Толстая Александра Львовна

Болезнь и смерть В четвертом часу отец позвал меня и просил накрыть, говоря, что его знобит.- Спину получше подоткни, очень зябнет спина.Мы не очень встревожились, так как в вагоне было прохладно, все зябли и кутались в теплые одежды. Мы накрыли отца поддевкой, пледом,

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Болезнь и смерть Хоти древние славяне и были народом здоровым, но все же жизнь их не была настолько благоустроенна, чтобы смерть приходила к ним только в бою или в глубокой старости. Можно заранее предположить, что климат и среда, в которой славяне жили, обусловливали

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

3. БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА III Болезнь и смерь составляют сердцевину нашей участи.Габриэль Оноре Марсель1894 г. стал роковым для Александра III. Никто не мог представить, что этот год будет последним для властелина России, человека, который своим внешним обликом напоминал

автора Анишкин В. Г.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.