Сценарий квест-игры «Ключи от лета»

Ведущий: В наш лагерь обратились летние месяцы - Июнь, Июль, Август. Они жалуются на то, что в их Календарной стране может произойти катастрофа. Пропали старинные летние артефакты, без которых может угаснуть лето. Они хранились в резиденции Жар-Птицы - королевы Летних месяцев. Осталось только волшебное зеркало, по которому Жар-Птица ведет поиски своих артефактов. Она идет по следу похитителей и оставляет свои перья, чтобы добровольные помощники, которые любят летние каникулы, помогли ей найти пропажу. Летние месяцы передали нам три пера Жар-Птицы, с которых нужно начать поиски артефактов.

Ведущий: Мы не знаем, насколько коварны похитители, поэтому разделимся на группы, чтобы наверняка найти все пропавшие артефакты.

Деление на группы с помощью летних месяцев (карточки со словами «июнь», «июль», «август» )

Запомните три главных правила поиска артефактов :

  1. Перемещаться только всей группой.
  2. На карте обозначен район поисков. Если ваша группа выйдет за пределы этого района, то вы не сможете быть первооткрывателями артефактов.
  3. На каждой точке нужно найти перо Жар-птицы и определить местонахождение следующей точки. Перья жар-птицы должны привести к тайнику, в котором спрятаны артефакты.
  4. Если вы обнаружили чужие «перья» - оставьте их на месте, иначе нить поиска прервется.
  5. После того, как вы обнаружили все артефакты, вы возвращаетесь на это место. Только соединив вместе все артефакты, мы можем предотвратить катастрофу.

Первый (синий) маршрут (начальная точка отмечена на карте):

  1. «От большого хранилища денег идите прямо к большим часам и, отсчитав 25 клеток, оглянитесь вокруг».
  2. «Третье дерево от того, чье имя неизвестно, к тому, кто знает всех женихов и невест».
  3. «Все скамейки встали в ряд, а она - одна одинёшенька, на солнце стоит, да на время глядит».
  4. Встречает Июнь. Игра на сплоченность команды. Июнь отдает перо, в котором сказано про тайник. «В центре - круг, от круга - лучи. Один луч идет туда, куда вы ходите каждый день. Идите по лучу, и он откроет вам тайну».
  5. В тайнике - артефакт и перо. «Разноцветный петух подскажет вам, где мое перо»
  6. «Возвращайтесь домой, да по дороге не забудьте посмотреть газету»
  7. «Ваш путь подошел к концу - тайник найдете в кирпичной стене».

Второй (зеленый) маршрут (для малышей):

  1. «От двери СЮТ идите налево, потом опять поверните налево, идите прямо до первой длинной ступеньки. От нее посмотрите вправо - увидите железный прут, а там и до перышка вашего недалеко».
  2. «Отсчитайте три фонаря от левой руки большого человека, оглянитесь вокруг»
  3. «Посмотрите на часы, прямо под ними вы найдете свое перо»
  4. Встречает Июль. Игра на сплоченность команды. Июль отдает перо, в котором сказано про тайник. «Необычное кольцо в железные прутья заковано. Вокруг него вы медленно обойдёте, и в дупле тайник найдёте»
  5. Перо в дупле: «А теперь главное условие - большие часы должны быть у вас всегда за спиной. Путь найдете по загадке:

В кусочке сдобного теста нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто -там часто мясо или капуста.

  1. «Возвращайтесь домой, последнее перо спрятано за второй дверью»
  2. «Ваш путь подошел к концу, осталось найти артефакт там, где стоит желто-зелёное чудо-юдо»

Третий (красный) маршрут:

  1. Начинайте ваш отсчет от самого горячего места в парке, которое должно остаться за вашей спиной. На пути вы встретите препятствие - обойдите его справа, и снова идите прямо. В конце пути оглянитесь и найдите перо.
  2. Ваше перо находится там, где слабым не место.
  3. Встаньте так, чтобы сверху были часы, слева - стена: между ними - перо.
  4. Встречает персонаж. Игра на сплоченность команды. Персонаж отдает перо, в котором сказано про тайник. «Найдите ель по правую руку человека, на которого смотрит весь город в день своего рождения»
  5. С места, где вы стоите, отсчитайте 4 отгадки этой загадки

«Стоит весь день - ему не лень.
А как вечер придет - работать начнет»

  1. «Возвращайтесь домой, но не забудьте осмотреть то, что при дверях»
  2. «Ваш путь подошел к концу, осталось пройти две двери, повернуть направо и найти тайник у той, что во сне видит волны».

В конце маршрута команды показывают найденные артефакты и высказывают свои предположения, какова их роль.

Ведущий подводит итог:

Песочные часы , которые отсчитывают летнее время

Бутылка с водой , в которой хранится неиссякаемый источник влаги

Солнечный диск , который отражается на небе и Солнце становится ярче

Жезл Нептуна , который сдерживает водную стихию и дает возможность купаться в водоемах.

Книга Преображения , в которой записаны приметы летнего времени

Паутина снов , которая ловит все кошмары и страхи и не дает им напугать туристов в походе

Игра заканчивается флешмобом в честь летних каникул

Квест отличное решение для проведения мероприятия в летнем лагере. В ходе квеста ребята смогут почувствовать себя настоящими искателями приключений, разгадать шарады и головоломки. Участников ждет задание: найти сокровища гномов, и справившись с ним они получат заслуженную награду! Квест легко организовать используя сценарий квеста в летнем лагере «В поисках радуги».

Сценарий квеста в летнем лагере «В поисках радуги»

Ведущий встречает ребят. Для создания атмосферы можно включить фоновую музыку.

Ведущий: здравствуйте ребята, вы любите приключения? (Дети отвечают) А поиски сокровищ? (Дети отвечают) А знаете ли вы кто такие гномы? (Дети отвечают) По легенде гномы обладают несметными сокровищами, которые находят в пещерах и шахтах. А перемещаются они по радуге, для того чтобы найти сокровища гномов нужно найти все цвета радуги сложить их вместе и тогда мы узнаем где хранятся сокровища гномов. Вы готовы отправиться в приключение? Тогда вспомните какой цвет в радуге первый? Правильно, красный! Найдите гнома с шапочкой красного цвета, выполните его задание и вы получите одну часть карты гномов. Вам нужно собрать все цвета радуги, сложить их и у вас получиться карта сокровищ!

Подсказка для организаторов: карта сокровищ должна состоять из кусочков пазла, каждый кусочек карты раскрашен в один из цветов радуги, таким образом вся карта – это все цвета радуги.

Станция 1. Красный.

Гном Ворчун: Здравствуйте ребята, я Ворчун. Я не отдам вам свой цвет – у меня плохое настроение! Но если вы меня развеселите, то возможно я немного подобрею и поделюсь с вами подсказкой. Как меня развеселить думайте сами! (Дети думают и отвечают) А вы веселые возможно я соглашусь с вами потанцевать. Но только будьте на чеку, как только музыка остановиться вам всем нужно будет найти себе пару. Кто не успеет того я поймаю и защекотаю!

Ребята танцуют с Ворчуном и получают подсказку.

Гном ворчун: вот ваша подсказка, а следующий цвет в радуге какой? Правильно, оранжевый. Ищите гномика оранжевого цвета.

Станция 2. Оранжевый.

Чихун: я гном Чихун, а чихаю я все время потому что живу на очень грязной полянке. Помогите мне тут убраться и тогда я подарю вам подсказку. Только убирать мусор нужно не в одну целую кучу, мусор нужно сортировать: бумажный мусор мы складываем в зеленые контейнеры, пластиковый мусор складываем синие контейнеры, другой мусор складываем в красные контейнеры. Поехали!

На полянке разбросан мусор, ребятам нужно собрать его и распределить по контейнерам.

Чихун: спасибо за помощь ребята. Не забывайте убирать за собой мусор чтобы самим не стать Чихунами. Вот ваша заслуженная награда – подсказка оранжевого цвета. Какой следующий цвет в радуге? Правильно, желтый!

Станция 3. Жёлтый.

Умник: здравствуйте, ребята, я Умник, и чтобы получить мою подсказку вам нужно сначала отгадать мой загадки. За каждый верный ответ вы получите букву, из полученных букв нужно сложить слово за это слово я отдам вам свой цвет.

Загадки гнома:

Желтых лепестков наряд

Весною радует ребят

Как только солнышко согреет

Цветочек быстро поседеет.

(Одуванчик)

Любит-не любит, гадает Машка,

Цветок в руках её… (Ромашка)

Самый чудесный из всех цветов

На нем семь волшебных лепестков

Желанья выполнят они

Лишь только скажешь им «Лети».

(Цветик-семицветик)

Нам поет о любви прекрасной. (Русалочка, Ариэль)

Я с гномами дружила

В избушке их жила

Но злая ведьма-мачеха

Меня и там нашла. (Белоснежка)

Самый полезный десерт

Кушает зайка в обед. (Морковь)

За каждый правильный ответ Умник дает ребятам буквы из слова «Радуга» они складывают слово и получают желтый кусочек пазла.

Станция 4. Зеленый.

Соня: Здравствуйте, ребята! Я так долго вас ждал что уже почти заснул и не помню куда дел подсказку. Вы можете её поискать, пока я сплю. Но хочу вас предупредить что я буду ходить во сне и ловить вас. И тот, кого я поймаю тоже должен будет заснуть или притвориться спящим.

Станция 5. Простак.

Простак: здравствуйте ребята, я Простак. У меня задание простое, вам нужно разделиться на две команды и построиться в две ровные колонны друг за другом. Каждой команде я дам по одному большому мешку. Участникам команд начиная с первых участников команд вам нужно залазить в мешки и прыгать до меня. Подсказку получит команда выполнившая задание первой.

Прыжки в мешках с Простаком

Станция 6. Синий.

Весельчак: я –Весельчак! На этой станции вам ребята нужно выполнить задания, для того чтобы определить то будет выполнять задания каждому из вас нужно написать о себе что-то на листочке и подписать имя. Например: Я Алиса – у меня две косички. Никому не показывайте, что вы написали. Сверните и положите записку в мой колпак. Я буду доставать записки и зачитывать вторую часть, а ваша задача ребята отгадать имя написанное в первой части.

Участники пишут, гном достает и читает определение, задача ребят отгадать о ком оно. Если отгадали, то тот чьё имя отгадано выполняет задание придуманное ребятами, если нет, гном достает следующую записку.

Станция 7. Фиолетовый.

Тихоня: Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Всё утро я пытаюсь нарисовать Белоснежку но у меня не получается. Поможете мне? Вот только рисовать придется с завязанными глазами. Всем вам нужно построиться в колонну по одному. Начиная с первого участника команды я буду завязывать глаз каждому, вам необходимо подходить к доске и рисовать Белоснежку не отрывая руки от доски, затем возвращаться в команду и передавать маркер следующему участнику.

Тихоня отдает ребятам фиолетовый кусочек пазла. Ребята собирают все цвета и складывают пазл. Карта, которой является пазл приводит их к месту где спрятан клад гномов.

Список реквизита для проведения квеста в летнем лагере «В поисках радуги»: карта-пазл «Радуга»; контейнеры для мусора разных цветов; мусор бумажный, пластиковый, другой; буквы слова «Радуга»; мешки для прыжков 2 шт.; бумага и ручки по количеству участников; доска для рисования; маркер; клад.

Сценарий квест – игры

для летнего лагеря:

«В поисках сокровищ»

Музыка(?) из пиратского фильма или вроде того. Дети одеты в костюмы пиратов.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А поможет нам в нем литературный герой. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

Он гроза морей,

Шхун и кораблей.

Не рыбак и не солдат,

А беспощаднейший… (Пират.)

Он пират, киногерой

И смеется над судьбой.

Нет его храбрей, хитрей -

Это Джек по кличке… (Воробей.)

Выходит пират Джек - Воробей. Рассказывает о сокровищах, которые они закопали где-то здесь.

Джек - Воробей: Здравствуйте ребята, я хочу, чтобы вы отгадали о чём мечтают все пираты.

Мечтает каждый день пират

Найти сундук, в котором… (Клад.)

Так вот слышал я, что где - то на территории вашего лагеря спрятан клад.

Кто поможет мне его отыскать получит хорошее вознаграждение. Для этого вы должны разделиться на две команды.

І команда это ребята 1 и 3 классов, ІІ команда

это дети 5,6 и 7 классов

После этого команды получают зашифрованные задания (у кого находится следующее задание) и ключ к ним.

На каждой станции команды должны ответить на вопрос и получить следующее зашифрованное задание, на котором обозначено место следующей станции, и так далее, всё ближе продвигаясь к сокровищам, и отправляются на розыски сокровищ пиратов.

І команда: 1- е задание «помогает повару»,

Алёна загадывает загадки:

Эту птицу теплых стран

Очень любит капитан.

Ему секрет не доверяй,

Все разболтает… (Попугай.)

Бриги, шхуны и фрегаты -

Это собственность пиратов.

Отплывают от земли

Прямо в море… (Корабли.)

2- е задание «всё ремонтирует»,

Василий Николаевич загадывает загадки:

Плаваю на корабле,

Иногда лежу на дне,

На цепи корабль держу,

судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,

На волнах лишь покачал.

(Якорь)

2)

Через море-океан

Плывёт чудо-великан.

На спине его есть кран:

Из него бежит фонтан.

(Кит)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

3- е задание «руководит»,

Лариса Ивановна загадывает загадки:

1)

Каждый, кто бывал на море,

С ярким зонтиком знаком.

Из водички и из соли

Состоит он целиком.

Ты в воде его не тронь -

Обжигает, как огонь.

(Медуза)

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям.

(Рыбы)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

4- е задание «Прыг –скок, прыг – скок. Каждый радуется дружок»

(батут шкатулка с сокровищем находится в середине батута)

ІІ к

  1. е задание «Режет, жарит, варит»,

Галина Тимофеевна загадывает загадки:

1)

Он морских просторов царь,

Океанов государь,

Кладов он на дне хранитель

И русалок повелитель.

(Нептун)

2)

Направо вода и налево вода

Плывут здесь суда и туда и сюда

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток.

(Море)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

2- е задание «знает таблицу умножения»,

Валентина Николаевна загадывает загадки:

Я без моря - никуда,

В море - вся моя еда.

Сам живу на берегу,

Круг полярный стерегу.

Лапы - что-то вроде ласт.

Я как морж, но не клыкаст.

(Тюлень)

Нептун, явно, с кем-то в ссоре,

Если так бушует море!

Волны самых разных форм

Что же с морем? В море …

(Шторм)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

3- е задание «начальник Романтика»,

Валентина Ивановна загадывает загадки:

1)

Объясняю малышу,

Чтобы не было ошибок:

Зверь я, воздухом дышу,

Но похож на крупных рыбок.

В ватерполо я ловкач

И с детьми играю в мяч.

(Дельфин)

Компот, вода, и сок, и квас -

Не перечислить все сейчас.

Пират уверен лишь в одном:

Что всех напитков лучше… (Ром.)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

4- е задание «Сюда бегут все дети, ведь книга лучший друг на свете »

(библиотека шкатулка с сокровищем находится на полке)

Шкатулки дети должны принести к пирату Джеку – Воробью. Он открывает и угощает детей сладостями из шкатулок.

Джек - Воробей: Вот с такими людьми мы найдём все сокровища на Земле.

Живой КВЕСТ

Участники живого квеста оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая цель - поиски убийцы, борьба за сокровища, раскрытие тайны, спасение от бедствия. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации, а также свои индивидуальные цели, иногда даже идущие вразрез с общей - например, вернуть возлюбленного или узнать о предательстве, восстановить справедливость или, наоборот, замести следы преступления. Умение убеждать - полезный навык для игрока на живом квесте. Наличие нескольких целей обеспечивает разно плановость игры. Игрок сможет определять, какая цель для него первоочерёдная.

Суть игры - выполнить как можно больше целей.

Для этого игрокам необходимо общаться между собой, анализировать информацию о других персонажах, известную им из их роли, получать дополнительную информацию, искать улики, думать над мотивами, вступать в союзы, блефовать, интриговать и убеждать.

Исход игры обычно полностью зависит от действий игроков.

Описание игры

Живые квесты длятся 2-3 часа. Как правило, в одной игре участвуют 10-20 человек, иногда немного больше. Это обусловлено тем, что каждый игрок имеет важную и связанную с другими персонажами роль в квесте.

Это отличает живые квесты от интерактивного театра , популярного на западе, где весь детектив разыгрывается актёрами, у игроков нет индивидуальных ролей, и они только пытаются определить, кто же виноват.

Живые квесты бывают костюмированными

Ведущий

Контролирует ход игры, объясняет правила и поддерживает игроков ведущий. Он может как наблюдать за действием со стороны, так и исполнять вспомогательную техническую роль. Через ведущего осуществляется и тайное взаимодействие персонажей, если оно предусмотрено игрой, например, использование скрытых возможностей.

Психологическая и социальная составляющая игры

Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует знакомства, общение и служит хорошим способом познакомить совершенно незнакомую компанию. Кроме того, поскольку цели персонажей часто являются противоположными, живые квесты несут в себе элемент соревновательности.

С другой стороны, живые квесты способствуют развитию аналитических способностей: как правило, живые квесты содержат в себе детективный элемент, требующий умения работы с информацией и её анализа.

КВЕСТ игра «Талисман пяти благ»

Символ пяти благ с древних времен использовался как очень благоприятный знак. Его вышивали на одежде, помещали на воинских щитах, на всевозможных украшениях и вещах. Это прекрасный подарок для близких и дорогих людей,
которым вы хотите пожелать достатка, долгой и счастливой жизни. На амулете изображено пять летучих мышей вокруг знака Вечного Универсума. Летучие мыши - посланники неба, распространяют по миру все виды благ. Амулет был похищен. И разделен на пять частей.

Задача участников КВЕСТА – Собрать амулет и определить, какие пять благ содержит амулет.

Символ пяти благ:

Роза - счастье,

Вода - здоровье,

Огонь - мир,

Зеркало - добродетель.

Лагерь делится на 2-3 команды. Задача участников на протяжении всей игры ходить по территории лагеря взявшись за руки и в полной тишине. Ведущий игры строго следит за командами при несоблюдении правил команда штрафуется снятием балла. Командам необходимо выслушать каждого героя и понять, что хочет герой. Обычно герою не хватает какой-нибудь вещицы. Если команда принесет эту вещь герой отдает взамен другую. Когда вещи розданы героям как правило у последнего героя есть то что искала команда.

Роль для костюмированного квеста

Мудрец (при свечах): « В одном старинном замке был похищен амулет пяти благ. В королевстве начались тяжелые времена. Принцесса Наина заболела и впала в сон. Ей срочно нужен глоток чистой воды. Но воды пересохли жара и зной погубили землю. Начались воины. Чувствую и мои дни сочтены недолго мне осталось». Дорогие путники помогите нашему королевству. Я даю вам вот эту вещицу (зеркало) может оно вам пригодится.

(Команда должна принести мудрецу свечу(мир). Мудрец взамен отдает траву)

Совсем ослабла наша принцесса, когда-то веселилась, бегала даже была влюблена в пастуха.

Трава -долголетие

Наина и придворный (Возле нее ваза с цветами): « Совсем ослабла наша принцесса, когда-то веселилась, бегала даже была влюблена в пастуха. Недолго радовались. Пастуха забрали на войну, а принцесса слегла. Какая бледная. Я так долго жду, когда она проснется. Я бы все сделал для принцессы.

(Команда должна принести воды. Придворный отдает взамен розу)

Травидонна (сидит в траве) с лечебником и читает рецепты: «В моем лесуосталось одна трава. Цветы засохли. А когда-то в нашем лесу цвели цветы и пели птицы. Любимые мои розыросли по краю леса. Я выращивала новые сорта. А теперь трава одна трава. Да в траве есть целебные свойства. И она может помочь людям исцелится. Но мне хочется, чтобы было все как раньше.

(Команды приносят розу. Взамен получают целебную трав

Водолейка (с водой): « Последние капли остались. Что делать? Как я появлюсь при дворе. Была красивой, а теперь…… Я была красивой я была красивой. Хоть бы кто ни будь сказал, что я красивая. Не верю. Была красивой, а теперь…».

(Команды должны принести зеркало. Взамен получить воду)

Воин: « 25 лет в нашем королевстве идут воины с царством тьмы. Остановить воины поможет огонь мира. Мои раны меня так изуродовали (смотрится в зеркало).Теперь меня разлюбит принцесса. Война закончится, а шрамы останутся. Нет я не покажусь принцессе. Какие страшные раны.

(Команда должна принести свечу. Воин отдает зеркало)

Общелагерные (массовые) мероприятия в современных детских центрах берут свое начало с возникновения первых детских лагерей на территории нашей страны. Родились они вполне естественным образом, практически сразу с отрядными делами. И к сегодняшнему дню мы имеем богатую педагогическую копилку не только самих мероприятий, но и идей, концепций, подходов. Однако, ввиду частой обновляемости кадров в детских центрах и лагерях, просто не успевает проходить процесс профессионального обучения педагогов-организаторов и вожатых, в чьих руках в основном и сосредоточена вся ответственность за мероприятия, которые мы привыкли называть «общелагерными» или массовыми.

За всю свою вожатскую и организаторскую деятельность я ни разу не встречал статей, методических рекомендаций, учебников по массовым мероприятиям. Что-то можно найти в сфере культуры, где есть институт профессионального обучения организаторов мероприятий. Но это преимущественно концертная, конкурсная деятельность, а в нашей сфере, где за одно мероприятие ребенок может не только развлечься и поиграть, но и научиться чему-то, стать «качественнее» как личность – никаких методик, которые бы отличали «квест» от «сюжетно-ролевой игры» или даже от концертной программы, я ни разу не встречал.

В АНО ДООЦ «Алые Паруса» мы предприняли попытку обобщить накопившийся опыт и использовать его в подготовке вожатых, для того, чтобы на планерках новички не пугались страшных слов «КИП», «ИПС», а их старшим товарищам не пришлось долго объяснять не только тайный смысл аббревиатур, но и внутреннее содержание. Ибо делать те же игры по станциям, абсолютно не похожими ни на какие другие, наши педагоги-организаторы навострились, но объяснять очередную свежую идею даже опытным вожатым – тяжелый труд.

Мы попытались составить более-менее полную таблицу мероприятий и объединить их по формам – по тем волшебным аббревиатурам, по которым уже привыкли общаться сами: «КИП» (конкурсно-игровая программа), «ИПС» (игра по станциям), «ТРП» (танцевально-развлекательная программа), «СРИ» (сюжетно-ролевая игра) и т.д., а кроме того вынесли в отдельные формы «квесты», «концертные программы», «выставки» и многое другое. Но чтобы донести до человека, который только пришел обучаться вожатскому ремеслу, чем же эти все названия отличаются друг от друга, пришлось искать «лакмусовые бумажки» — индикаторы, которые объяснили бы отличия одного от другого доступно и понятно. И в этот момент у меня, как это модно сейчас говорить, случился инсайт. Дело вот в чем, когда своей коллеге, педагогу-организатору я попытался объяснить, что традиционное мероприятие «Ажиотаж», где ребята, посещая великое множество станций, получают за победу или участие жетоны, а затем тратят их на катание не снегоходах, сладости и пр. это, по своей форме, ни что иное, как игра по станциям, то получил яростный отпор. Оказалось, что я видел это мероприятие еще в двух Тюменских лагерях, только назывались они «Ярмарка» и их принцип проведения никак не отличался друг от друга. Для моей коллеги же никакого другого мероприятия кроме «Ажиотажа» не существовало. Она видела только «Ажиотаж». «Ажиотаж» для нее – это не игра по станциям, даже не смотря на то, что «станций» там больше чем где бы то ни было.

Похожий случай мне описала другая коллега, уже по цеху руководителей смен, Наталья Музыро. На одном из муниципальных семинаров в качестве приглашенного специалиста, она рассказывала про сюжетно-ролевые игры. И старшее поколение педагогов, услышав, что «Зарница» это ни что иное как военизированная сюжетно-ролевая игра, с праведным гневом бросились на бедную Наталью, доказывая, что «Зарница» это «Зарница» и ничем другим быть не может. А то, что в этой игре присутствует сюжет в виде легенды военных учений, и каждый ребенок играет свою роль (командира, рядового, радиста и пр.), при этом имея некую свободу действий и выбора в рамках своей роли, старшее поколение никак не волновало и ни о каких «формах мероприятий» они и слышать не хотели.

Еще два года назад мы поняли, что это большой провал в нашей работе. Мы пишем технические задания педагогам-организаторам, и не может донести до них свою идею, мы придумываем мероприятия и не умеем их объяснить вожатым.

На мою просьбу к кандидату педагогических наук, игротехнику Кудашову Григорию Николаевичу, помочь с поиском литературы по мероприятиям я с удивлением узнал, что их, как таковых нет. И писать подобные методические рекомендации, учебники и прочее не совсем корректно. Тогда я узнал интересное мнение – «любая подобная методичка убила бы напрочь творческое начало в организации мероприятий». Это было для меня откровением до момента, пока не пришло понимание, что мы, работающие в детском оздоровительно-образовательном центре в режиме «нон-стоп», когда одна смена тут же сменяется другой не совсем «творцы» в привычном понимании. Да, мои коллеги считают дурным тоном проводить одно и то же мероприятие по нескольку раз, да, всякое мероприятие мы придумываем и реализуем исходя из сюжета, целей и задач конкретной смены, но мы не меняем формы. Можно заменить сюжет, можно отредактировать принцип оценивания, можно вводить все новые и новые элементы в привычные формы, но… Мы все же «ремесленники». Мы раз за разом используем привычные формы, меняя их содержание. Но при этом, нас еще ни разу не упрекали в том, что мы повторяемся. Наши вожатые меняются с каждым годом, это естественный процесс. Но успех мероприятия как раз во многом зависит от них – от конечных исполнителей. Попробуйте провести мероприятие даже на сто детей, если их вожатые сами не понимают правил, не могут заинтересовать игровым процессом, донести сюжет, выполнить свою задачу как актеры, организаторы, аниматоры и пр. Потому нам просто жизненно необходим общий «язык», общее понимание хотя бы форм мероприятий. Может быть кому-то будет удивителен, а кому-то до боли понятен тот факт из моего опыта, когда вновь прошедшие вожатые не могут отличить классическую конкурсно-игровую программу на сцене от игры по станциям на территории. И не могут, соответственно, подготовить свой отряд – начиная от формы одежды, заканчивая эмоциональным настроем. Наше ремесло просто требовало обозначить термины, охарактеризовать формы мероприятий.

Настолько долго подводя читателя к непосредственному предмету разговора, мне абсолютно понятно, что без понимания важности выделения такой формы как «квест» в отдельную категорию дальнейшего текста не получится. Ибо каждый будет понимать по-своему, а хотелось бы общаться на одном языке.

Что такое квест? На ум в первую очередь приходят коммерческие проекты – квест-румы. Это очень интересные квесты по своему содержанию. Нас погружают в роли детективов, которые пытаются расследовать запутанное дело, в роли пленников безумного ученого, пытающегося уничтожить мир из своей лаборатории и т.д. Такие квест-румы есть практически в каждом городе. Есть квест-румы и в детских лагерях, но квест в детском лагере это не только квест-рум.

В первую очередь, нужно понимать, что квест это только одна из форм мероприятий, которую используют в отрядной работе и общелагерных мероприятиях. Причем два квеста на одной и той же смене могут быть абсолютно не похожими друг на друга. Весь фокус в том, что у квеста есть одна отличительная особенность, о которой и хотелось бы поговорить. Несмотря на то, что «квест-румы» прочно заняли свою нишу в игровых технологиях, многое из их черт – только условность.

Использование ограниченного пространства в квест-румах – это игровая условность и не стоит предполагать, что квест всегда имеет подобные рамки. Кстати, пребывание в квест-румах бывает еще и ограничено по времени – это тоже условность коммерческой деятельности, а не правило.

Попробуем охарактеризовать само понятие квест.

Квест в детском лагере, на мой взгляд, это мероприятие, имеющие в своей основе игровой «механики» систему «загадок» и «ключей», которые приводят игрока к одной или нескольким логически выстроенным развязкам. Квест может иметь свой собственный сюжет, может проводиться как в строго ограниченном, так и в условно неограниченном пространстве, может иметь возможность взаимодействия игроков между собой или с непосредственными героями сюжета и может служить средством освоения игроком (ребенком) знаний и умений, предлагаемых педагогической целью смены.

Таким образом, квест, как форма, никак не ограничен догмами по принципу организации пространства, построения сюжета, использования реквизита, взаимодействия игроков и т.д. Квест, как отдельная форма имеет только одну существенную деталь, ту самую характеристику, которую я упомянул выше как «лакмусовая бумажка». Это система «загадок» и «ключей», на которых и строится ее Величество Игра.

Кто сказал, что квест нельзя провести ведущему со сцены в актовом зале? Или вожатому в пределах жилого корпуса? Никаких ограничений для организатора нет, главное, что понимание «квеста» как отдельной игровой формы помогает его организаторам в условиях ограниченного времени подготовить и реализовать его как мероприятие. Вся соль в понимании как раз кроется в волшебных «загадках» и «ключах». Остановимся подробнее на них.

Главный элемент квеста – «загадка». Мы можем знать или не знать, что мы ищем в конце, но вся наша деятельность, как участников квеста будет связана с разгадыванием загадок, поиска шифров и их дешифрование, поиск кодов и их использование и многое другое. Важно понимать, что слово «загадка» — это условное обозначение, которое просто характеризует этот важный элемент. Отгадать, к примеру, слово в игре «Крокодил» — это тоже разгадывание загадки. Только она не написана на бумаге, не введена в компьютер и не зашифрована в письме. Но точно также несет в себе важную игровую информацию для участников.

На каждую «загадку» есть своя «отгадка». Второй элемент квеста – система «ключей», которая приводит к конкретному результату. Отыскав три ключа в закрытой комнате и открыв ими три сундука, мы будто получаем доступ на следующий уровень. Каждая отгаданная «загадка», каждый найденный ключ, каждое расшифрованное послание провожает нас на 1 шаг вперед к развязке квеста. Причем, последовательный поиск и разгадка тоже является условностью. Представьте, что вам известен только конец истории, как в преступлении – перед вами ограбленный сейф, оставленные улики и есть круг подозреваемых. Все детективы в литературе – это интересно описываемый сюжет квеста. Вы когда-нибудь собирали пакет документов и справок для отправки ребенка в детский лагерь? Или проходили медосмотр для трудоустройства в лагерь? Поздравляю, вы поучаствовали в квесте. Только загадки там не интересные и сам процесс мало увлекателен, потому что игровой сюжет отсутствует, и мы точно знаем что имеем в начале и что нас ждет в конце. То есть не происходит самой Игры.

Главная ценность квеста как формы – эмоциональная особенность игры. Что испытывают люди, впервые попав в квест-рум? Растерянность. Они не знают, предоставленные самим себе, с чего им начать и какие действия помогут им закончить квест успешно, а какие нет. Только попытки, деятельность приводят к результату. Причем в определенный момент вам может не помочь логическое мышление, а поможет ассоциативное или ваш эмоциональный интеллект. Или дивергентное, когда результат достигается не одним решением, а множеством различных (в квест-румах как раз все последовательно и прямолинейно, если оглянуться на игру после ее прохождения).

Главная ценность квеста в условиях детского лагеря – его возможности. Кроме того, что сам по себе квест заставляет мозг работать, соображать, подключать все резервы, он является средством усвоения ребенком информации. Что в ней будет? Мы заключали в квестах типы личности ребенка и показывали вожатым примеры поведения. Можно заключить в квест несколько параграфов учебника по истории и зашифровать ключевые даты. Причем ключевые исторические личности буду присутствовать в образах героев квеста. Вполне можно собрать ребенка в поход, устроив ему квест по сбору вещей. Главное, не забыть все это заключить в систему «загадок» и «ключей». Иначе получится довольно скучная игра по станциям. Плохо организованный квест хорошей игрой по станциям не станет.

Кстати, а чем отличается квест от других форм, к примеру концертной программы или сюжетно-ролевой игры?

Именно и только системой «загадка-ключ». На ней все и построено. Загадки могут быть и в конкурсно-игровой программе. Но там оценивается количество или скорость отгаданных загадок, а не тот результат, к которому они привели. Потому что разгадка загадок будет конкурсом. Даже в плейлисте танцевально-развлекательной программы при желании можно зашифровать послание. Только главный элемент в этой программе все же танцы и развлечения. А главный элемент квеста – система «ключей», зашифрованных в загадках. Приведу пример, для того, чтобы читатель все же смог абстрагироваться от квест-румов и «загадок» в привычном их понимании.

В мае 2018 года, мы проводили вожатский семинар перед летним сезоном. И решили, что нам просто необходимо воспользоваться опытом, который нам подарили наши коллеги из лагеря «Остров Детства». Это был идея квеста. В нашем варианте был свой сюжет – двое ребят поссорились, играя в старинную игру, и из игры в реальный мир вырвались ее герои (идея была взята из фильма «Джуманджи»). Задача вожатых – отыскать разбежавшихся героев и вернуть их обратно до полуночи. Вся соль была в том, что в каждом герое был зашифрован код – тип личности. Ребенок «тревожный», «гиперактивный», «демонстративный» и пр. И герои никак не соглашались пойти в отведенное им место, пока вожатые-игроки не разгадают их код и не выстроят свое поведение в соответствие с ним. Кстати, это была еще и страшилка и подсказку к коду мы давали через поведение героев. Кто-то забирался на лестницы, сидел на ветках, убегал. Кто-то стоял и хныкал, боясь пройти через темный мост. Мы собирали детские страхи и, интерпретируя их в сюжете игры, ждали, пока вожатые разгадают код, догадаются о том, какую модель поведения им выстроить. Это была разгадка, ключом были знания, которые вожатые получали на Школе Подготовки Вожатых, наши интерпретации детских страхов – подсказками. Наша цель – оценить их подготовку и дать понять, что даже такие сложные психологические темы можно преподнести в игровой форме, вполне доступно.

Еще раз повторюсь – никаких ограничений нет.

Загадка может иметь вид текста, цифрового кода, картинки, пантомимы, QR-кода, поведения героя в контексте сюжета – чем угодно! Поле для творчества неограниченно. Иначе это не было бы творчеством, но игровая «механика» — принцип проведения квеста как игровой формы остается неизменным: «загадка-ключ». Именно этот элемент и делает нас скорее «ремесленниками», но условно, не в полной мере, что прекрасно и потому, что мы всегда имеем «поле для творчества», и потому что в условиях ограниченного времени и профессиональных условностей нам необходимо организовать мероприятие от этапа идеи и целеполагания, до этапа реализации и анализа.

Мозг человека устроен таким образом, что получает удовольствие, пройдя путь от точки «А» — загадка, до точки «Б» — разгадка. Кроме того, квест почти всегда обличен в сюжет. Будь это сказкой ли, мотивом фильма, мультфильма, книги – все это только помогает участнику влиться в процесс. Заинтересоваться сначала «оберткой» конфеты, именуемой квестом, а затем перейти к освоению содержимого. Но с точки зрения педагогики – именно содержание является главной ценностью. Об этом, к сожалению, часто забывают организаторы квестов. Разница между коммерческим квестом и квестом в детском лагере лежит в цели его проведения – извлечение прибыли через увлекательную игровую форму или же образование и воспитание ребенка. Чувствуете разницу? На организацию педагогического процесса в лагере не так много времени – максимум 21 день. Так стоит ли тратить его на увлекательные и отлично организованные квесты, не имеющие при этом определенной педагогической цели?

Зачем нам нужны квесты? Любая форма мероприятий, которые берутся на «вооружение» на смене есть не что иное, как рабочий инструмент педагога. Проведем аналогию со строительством дома. Цель ясна – построить дом для каких-либо нужд. Молоток в этом деле – вещь нужная, но забивать им шурупы и саморезы –гиблое дело. Формы мероприятий, которые мы используем на смене, конечно намного более универсальны, нежели молоток при строительстве дома. Однако открывать смену, когда дети только приехали, незнакомы и не адаптированы к новым для них условиям сюжетно-ролевой игрой, задача поистине невыполнимая. У каждой формы есть свои, неизменные, функции, которые они выполняют. И у квеста есть несколько основных функций, которые сложились в АНО ДООЦ «Алые Паруса» уже традиционно:

— Содействие реализации педагогической цели смены. То есть создание такой среды, которая помогает формированию у ребенка нравственных качеств, различных видов мышления, морально-ценностных ориентиров, коммуникативных навыков и пр. (конкретно исходя из цели смены). Эта функция носит первоочередной характер. А иначе, зачем нам вообще эти мероприятия?

— Развитие сюжета смены – поддержание эмоциональной атмосферы, стройности и последовательности сюжетной линии в понимании ребенка. Именно развитие, а не завязка, хотя тот, кому реально удастся «завести» сюжет с помощью квеста – истинный Мастер и Творец.

— Командообразование – способствование формированию временного детского коллектива, профилактика конфликтных ситуаций. Дополнительная, но важная функция, думаю что это не требует разъяснений.

Полагаю, что в каждом лагере, который взял на вооружение такую игровую форму как квест, эти функции схожи.

Руководитель проектов АНО ДООЦ «Алые Паруса», г. Тюмень

(Автономная некоммерческая организация детский оздоровительно-образовательный центр «Алые Паруса»)