Клео де Мерод (фр. Cléo de Mérode, полное имя Клеопатра Диана де Мерод, англ. Cléopatra Diane de Mérode; 1873 — 1966) — французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.


Одна из величайших парижских красавиц, представительница истинного австрийского дворянства, Клеопатра Диана де Mерод родилась в Париже в 1873 году.

Ее отец Карл Фрейхерр фон Мерод (1853-1909), жил в Mёдлинге (возле Вены) и был известным живописцем-пейзажистом. Будучи живописцем, он был отпрыском знаменитой бельгийской аристократической семьи де Мерод.

В восьмилетнем возрасте Клео начала обучение в школе танцев и в одиннадцать лет уже танцевала профессионально.
Она была очень маленькой, и из-за её маленьких размеров и больших способностей к балету в 13 лет её избрали для выступления в "Choryhée" - одном из самых престижных балетных спектаклей в Париже.

Клео де Мерод была всегда естественна и элегантна, в обществе всегда появлялась в бледных декадентских туалетах без излишеств.

Потрясающая красавица, Клео первая совершила революцию в женской моде. В то время светские дамы в обязательном порядке завивали свои волосы в локоны. Выйти в свет простоволосой считалось верхом вульгарности и неприличия.

Клео упростила свою прическу: носила распущенные волосы или делала бандо (незавитые и ненапомаженные волосы связывала на затылке в пучок и закалывала).

В результате,она ввела в моду новую причёску: -гладкую,на прямой пробор,совсем закрывавшую уши. Клео вошла с ней в историю - прическу назвали её именем. Впервые в истории мода стала единой и обошла весь мир. Не только все женщины Европы стали делать себе бандо. Женские головки всего мира отдали дань этой модной прическе "ля Клео де Мерод".

В 1896 году, в возрасте 23 лет, она была избрана, чтобы танцевать, роль Фрины в театре оперы и балета в Бордо, и именно там на неё обратил внимание Леопольд II, король Бельгии. Она потрясла его воображение. Леопольд не любил музыку, но ходил на балеты и в оперу главным образом для того, чтобы знакомиться за кулисами с актрисами...

Клео была на 38 лет моложе Леопольда, считалась одной из первых красавиц Франции и стала одной из первых в истории всемирно известных фотомоделей, «открыточной мадонной», чьи изображения продавались повсюду от России до Австралии.: ее фотографии в экзотических нарядах украшали открытки и страницы журналов.

Было известно, что он восхищен балериной Клео де Mерод, вот он и придумал свои визиты к ней как причину для его путешествий в Париж. Вскоре король лично явился к ней с огромным букетом роз.

Весть о бурном романе короля с Клео очень быстро облетела Париж, и язвительные парижане не замедлили окрестить бельгийского короля Клеопольдом. Хотя королю и льстило это имя, Клео очень сильно протестовала против него и даже предпринимала законные попытки восстановить своё доброе имя.К сожалению, её репутация была испорчена, так как король Леопольд был известен своими неразборчивыми связями.

В ноябре 1902 года русские газеты даже писали, что "по известиям из Брюсселя, король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод".

До отречения дело не дошло, зато говорили, что Париж кое-что выиграл от королевской страсти. Когда Леопольд решил сделать Франции какое-нибудь ценное подношение, именно Клео подсказала ему идею подарить Парижу метро. И в 1900 году была открыта линия парижского метрополитена, построенная на деньги бельгийского монарха.

Клео де Mерод упорно протестовала против сплетен и пыталась доказать обратное. Предполагаемый "роман" Леопольда с Клео задевал её так сильно, что Клео даже обратилась в суд, с официальным заявлением, что не было никакого романа, был лишь букет роз. Однако, сплетни о ней как о королевской фаворитке прилипли к ее имени на всю оставшуюся ее жизнь и даже после смерти...

В расстроенных чувствах, она покинула Париж, но продолжала выступать в Гамбурге, Берлине, Санкт-Петербурге, Будапеште и Нью-Йорке. Она была первой женщиной-балериной, которая танцевала на сцене с партнером - мужчиной в русском балете.

Наконец, в 1915 году, в возрасте 42 лет, Клео де Mерод возвратилась в Париж. Она получила много предложений танцевать, но в труппе Комедийной Оперы. Это считалось самой низкой ступенью в иерархии балета в Париже.В возмущении она немедленно покинула Париж, перебралась на свою родину - в Биарриц и уже никогда больше не возвращалась в Париж.

Но она продолжала танцевать. Она участвовала в акции Красного Креста и выступала перед ранеными солдатами во время Первой мировой войны, желая поднять дух тех, кто защищал ее страну. Она оставалась в Биаррице до самой смерти в 1966 году.

Хотя Клео де Мерод никогда не могла избавиться от сплетен о своём прошлом, она и сегодня остается одной из самых красивых и талантливых женщин того времени.И она НИКОГДА не снималась обнаженной.

Cleo De Merode Au Salon by Carlos Vasquez y Obeda (1869-1944)

История женщины с портрета Giovanni Boldini. | Клеопатра Диана де Мерод - французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.

Портрет Клео де Мерод. 1901 работы Джованни Больдини

Меня заинтересовал портрет Cléo de Mérode итальянского художника Джованни Болдини и я была поражена этой красотой, утонченной, в духе декаданса, но и такой современной. Естественно мне захотелось узнать о этой женщине подробнее. Я перечитала несколько статей в интернете и оказалась в тупике... Где же правда о ее происхождении?

В начале ХХ века она была одной из самых фотографируемых женщин в мире, ее прекрасное лицо с темными глазами можно было увидеть на открытках во многих странах. Ее слава сопровождалась слухами и скандалами. Ей восхищались мужчины, завидовали и подражали женщины. Теперь это имя почти забыто…. Клео, Клеопатра балета, Клео де Мирод.

(Из Википедии:)

Клео де Мерод (фр. Cléo de Mérode, полное имя Клеопатра Диана де Мерод, англ. Cléopatra Diane de Mérode; 27 сентября 1875, Париж — 11 октября 1966, там же) — французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.
Дочь австрийского художника-пейзажиста Карла фрайхерра де Мерод (1853-1909) из старого и знатного бельгийского (точнее голландского) рода ван Мерод, связанного со многими аристократическими семействами Европы.

(А это с сайта писательницы Эльвиры Барякиной: http://www.baryakina.com/cleo_de_merode_photo.php)

Танцовщица Клеопатра Диана де Мерод (сценический псевдоним - Cléo de Mérode) родилась 27 сентября 1875 года в Париже. Наряду с Линой Кавальери, Отеро и Сахаретт, Клео де Мерод была одной из первых всемирно известных фотомоделей, «открыточной мадонной», чьи изображения продавались повсюду от России до Австралии.
Ходили слухи, что ее мать принадлежала к австрийской ветви знатной бельгийской фамилии де Мерод, но впоследствии выяснилось, что никакой «австрийской ветви» у этого рода не существовало. Некоторые утверждали, что отцом Клео являлся австрийский художник Карл фон Мерод (1853-1909), однако и эта версия остается туманной. В любом случае происхождение известной красавицы так и осталось тайной.

Клео де Мерод обучалась в танцевальной школе при Парижской Опере и выступала в крупнейших театрах Франции. Ее триумфом стало участие на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где она представляла "Камбоджийские танцы".

Однако известность получает, прежде всего, благодаря своей необыкновенной внешности.

В 1896 году журнал "Иллюстрасьон" проводит нечто похожее на конкурс красоты, в котором принимают участие сто тридцать девушек. Клео занимает первое место и ее образ начинает тиражироваться для широкой публики: открытки, плакаты и даже игральные карты… Эти прекрасные черты становятся известны всей Европе.

В то время танцовщица не могла считаться порядочной женщиной, поэтому автоматически к этой профессии прикреплялся ярлык "куртизанка". Этому способствовала свобода нравов, господствующая в богемных кругах, внимание богатых господ, которые осыпали любовниц деньгами и драгоценностям. Да и какая порядочная женщина будет выступать на сцене? Клео никогда не была содержанкой, но кто же в это верил?

Ее сценический образ был оригинален для того времени. Клео танцевала, распустив по плечам свои великолепные волосы. Это было непривычно для балета. В конце XIX века, когда была мода на простые, аккуратно уложенные прически, такой имидж "простоволосой" танцовщицы привлекал внимание и шокировал одновременно. Распущенные волосы в умах обывателей рождали мысли об общей распущенности их обладательницы.

Эту тиару носила на сцене Клео де Merode в 1830 году

Интересно, но в историю Клео во многом вошла и из-за другой своей прически. "Темные волосы спускались на уши и были уложены в прическу, вошедшую в моду благодаря мадемуазель Клео де Мерод", - так описывает одну из своих героинь Сомерсет Моэм в романе "Бремя страстей человеческих". "Ах, вам нравится моя прическа, мистер Сондерс? Некоторым больше нравится шиньон, но, говорят, к тонким чертам больше идет "Клео де Мерод", - пишет О. Генри в рассказе "Сила привычки".

Прическа эта была достаточно проста - волосы на прямой пробор, волнами касаются щек и сзади уложены в пучок. Богемная, но скромная укладка. Однако даже она вызывала не только подражание, но и нелепые слухи. Кто-то говорил, что у красавицы отрезана мочка уха, другие утверждали, что часть уха отстрелил ревнивый любовник (целился в сердце, но промахнулся)… Во всяком случае, с ушами было явно что-то не так… Это не мешало дамам делать точно такие же прически. Ведь Клео во многом была своеобразной фотомоделью и, следовательно, на нее хотели походить.

Образ чаровницы, заманивающей в свои сети богатых мужчин, окончательно сложился в связи с "королевской историей". В 1896 году ее пригласили в труппу театра Бордо. По легенде именно там Клео приметил король Бельгии Леопольд II. Несмотря на свои шестьдесят лет, он славился женолюбивым нравом и пристрастием к обществу актрис. Вот почему букет красных роз, посланных Клео после спектакля, был воспринят общественностью вполне однозначно.

Именно с этого момента Клео начинает преследовать "слава" королевской фаворитки. Появляются карикатуры, распускаются соленые анекдоты и слухи. Как не противится этому Клео, как ни утверждает она, что Леопольд II испытывает к ней только дружеские чувства, поток нездорового интереса не остановить.

Прозвище "Клеопольд" надолго закрепляется за королем, а исковые заявления в суд со стороны Клео, остаются без внимания. Ходят даже слухи, что король настолько очарован танцовщицей, что готов отречься от престола и вступить с ней в брак.
Во многом из-за этой истории, Клео уезжает из Парижа, гастролирует по многим странам и городам. Она пытается вернуться в Париж спустя несколько лет, но ей не находится достойного места, и Клео вновь начинает странствовать по свету. Она танцует перед солдатами во время Первой мировой войны, и остается на сцене вплоть до пятидесяти лет.

Ее фотографии можно было найти в витринах многих городов Европы. Именно открытки с изображением Клео де Мирод являются неоспоримыми свидетельствами ее красоты. Исследователи условно делят эти открытки на несколько групп.
Хореографические. Фотографии, на которых Клео изображена танцующей. Таких экземпляров не так уж много. И в первую очередь, редкость этих кадров говорит о том, что Клео была интересна публике не столько как актриса балета.

Когда в 1950-х гг. Симона де Бовуар публикует книгу "Второй пол", в которой называет Клео де Мерод "дамой полусвета", Клео возмущается до глубины души, снова обращается в суд и выигрывает его. В 1955 году она выпускает уже свою книгу мемуаров "Балет - моя жизнь".
Сегодня мы снова всматриваемся в эти огромные лукавые глаза, пытаемся постичь ее тайные мысли… Но всякий раз смысл ускользает от нас. Остается только красота, а она всегда непостижима.

Клео де Мерод позировала Эдгару Дега и итальянскому портретисту Джованни Болдини. Французский скульптор Александр Фальгьер использовал де Мерод в качестве модели для своей скандально известной «Танцовщицы».

Ф.А. Фон Каулбах "Клео". Открытка, выпущенная в начале ХХ века. Издание Ленц и Рудольф, Рига.

Восковая скульптура Клео де Мерод была выставлена в Музее Гревен на Монмартре.

Картина Карлоса Васкеса "Статуя Клео де Мерод в Салоне 1896 года"

Но особый успех Клео принесло сотрудничество с фотографами Полем Надаром (1856-1939) и Леопольдом Ройтлингером (1863-1937), создававшим портреты для открыток.

Она умерла в своем парижском доме 17 октября 1966 года и была похоронена на кладбище Пер-Лашез, рядом с матерью. На могиле Клео де Мерод установлена статуя, созданная в 1909 году испанским дипломатом и скульптором Луисом де Перинато, который в 1906-1919 годах был ее любовником.

Клео де Mérode, скульптура из мрамора Мариано Benlliure 1910 г.

Последняя из династии Тюдоров. | Елизавета I (1533 - 1603), Добрая королева Бесс, Королева-дева - королева Англии и королева Ирландии.(2 х/ф и д/ф)
Часть 44 - История женщины с портрета Giovanni Boldini. | Клеопатра Диана де Мерод - французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.


Имя Клео де Мерод прочно вошло в историю мировой культуры. Французская танцовщица запомнилась не только своим хореографическим мастерством. О ней ходило так много слухов разного толка, что даже по прошествии лет сложно понять, где правда, а где вымысел. Хотя доподлинно известно то, что ее красота сводила с ума короля Бельгии Леопольда ІІ, ее портреты писали Дега и Климт, а сама она охотно позировала для модных журналов, прославившись как одна из первых всемирно известных фотомоделей.




Судьба Клео де Маро всегда была окутана тайнами. Она родилась в Париже в 1875 году, с детства занималась танцами, и уже в возрасте 11 лет начала выступать на сцене. Принято считать, что ее отцом был австрийский художник Карл фон Мерод, а мать принадлежала к австрийской ветви знатной бельгийской фамилии де Мерод, однако историки до сих пор не уверены, являются ли эти сведения подлинными.







Ее танцевальный дебют «Камбоджийские танцы» на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году, оказался настолько успешным, что о Клео тотчас же заговорили, как об очень перспективном даровании. Интересно, что для своего сценического образа Клео де Мерод придумала особую прическу: волосы были расчесаны на прямой пробор и гладко забраны, закрывая уши. Со временем это стало неотъемлемой частью ее имиджа, да и, кроме того, многие модницы подхватили этот романтический стиль.







В 23 года Клео выпала честь танцевать в Бордо. Именно там на нее обратил внимание бельгийский монарх Леопольд. Не имевший пристрастия к опере и балету, он стал регулярно приходить на выступления красавицы, парижане прозвали коронованного поклонника Клеопольдом. Поговаривают, король был даже готов отречься от престола и жениться, многие приписывали им с Клео бурный роман, хотя сама танцовщица, которая, к тому же, была на 38 лет моложе своего воздыхателя, всю жизнь уверяла (и даже обращалась с официальным заявлением в суд), что между ними так ничего и не было. Лишь один роскошный букет роз, преподнесенный ей по случаю очередного визита. Хотя и это не вся правда: как ни странно, Леопольд решил облагодетельствовать не только свою возлюбленную, но и весь Париж, по совету Клео в столице был построен метрополитен на деньги монарха.





Несмотря на все попытки Клео защитить свое честное имя, репутация фаворитки короля прочно закрепилась за ней. Она вынуждена была покинуть Париж, но пока еще ее с восторгом принимали сцены Гамбурга, Берлина, Санкт-Петербурга, Будапешта и Нью-Йорка. Мерод оказалась первой танцовщицей в русском балете, которая выступала в дуэте с мужчиной.



Красота Клео была настолько притягательна, что ее портреты писали известнейшие художники 20 века: Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, Фридрих Август фон Каульбах и Франц фон Ленбах. Она охотно фотографировалась у Леопольда Ройтлингера, Феликса Надара и его сына Поля. Почтовые открытки с ее изображениями разлетались по миру. Хотя и тут не обошлось без очередного скандала: после того, как Александр Фальгьер представил обнаженную скульптуру «Танцовщица», для которой позировала Клео, уже никто не желал верить, что девушка была скромна и целомудренна (сама танцовщица уверяла, что тело было вылеплено по муляжу, а вот лицо у скульптуры ее, настоящее, эту версию позже разделял и Гоген).





Вернувшись в Париж в возрасте 42 лет, она оказалась не у дел: ее ждала лишь Комедийная Опера, но для балерины такого уровня это было равносильно позору. Клео навсегда покинула родину, переселилась в Биарриц, где принимала участие в благотворительных акциях Красного Креста, выступая для солдат в годы Первой мировой войны. На закате жизни Клео снялась в фильме «Frauen der Leidenschaft», роль оказалась столь удачной, что привлекла внимание Густава Климта.

Клео де Мерод - женщина, сводившая с ума Леопольда ІІ


Сегодня Клео де Мерод называют «открыточной мадонной», считается, что она была одной из первых профессиональных фотомоделей. Хотя не стоит забывать, что первые появились еще в конце ХІХ века…

Кукла Клео де Нил (в оригинале Cleo de Nile) – потомственная красавица, принцесса Египта, дочка мумии Имхотепа. Главная модница, всегда яркая и сногсшибательная. Как и положено представителю царского рода, она не может позволить себе быть серой мышкой. Её нельзя застать в невзрачной одежде, красоту принцессы подчеркивают многочисленные украшения из редчайших драгоценных камней. Клео – несомненный лидер по количеству аксессуаров. Серьги, браслеты, бусы, диадемы – всегда изумительны и сразу бросаются в глаза. Наша красавица всегда должна быть в центре внимания. Увидев царицу в первый раз, можно сразу понять, что её любимый цвет золотой, именно его больше всего в наряде Клео. Всё её тело обмотано элегантными бинтами, которые придают ей изюминку. Прическа и макияж всегда идеальны, роскошные чёрные волосы, с золотыми прядями, подчеркивают её красоту.

Характер у дочки мумии тоже царский. Многое она унаследовала от своего отца мумии фараона Имхотепа. Наша монстряшка надменна и эгоистична и всегда требовательна к себе и окружающим. Она делает все, чтобы достичь желаемого, хотя иногда её методы весьма сомнительны, а цель не оправдывает средства. Но её нельзя обвинять в неподобающем поведении потому, что её сразу воспитывали, как царскую особу. Клео всегда старается быть лидером среди учеников Школы Монстров. Но даже дома ей не удается расслабиться. У Клео де Нил есть старшая сестра Нефера де Нил, с которой они постоянно соперничают.

На первый взгляд Клео де Нил очень неприятная и эгоистичная личность, но несмотря на все недостатки у неё много друзей. И они очень ее любят и прощают ей все маленькие прихоти и слабости. С каждой серией принцесса становится мягче и отзывчивее, у неё появляется всё больше новых друзей. И её голубая кровь всё меньше напоминает о себе. Лучшая подруга нашей куклы Клео де Нил – это умница . Гулия дружит открыто и не пытается из хороших отношений извлечь выгоду, а вот Клио всячески использует дружбу с самой умной ученицей в школе, ведь все у неё должно получаться лучше, чем у других учеников. Но в глубине души царственная особа очень добра и внимательна к своим друзьям, хоть и пытается это всячески скрыть. Первая красавица в боится показать себя ранимой и беззащитной. Она помогает раскрыться своей лучшей подруге Гулии Йелпс.

Конечно, у самой популярной ученицы Монстр Хай обязательно должен быть поклонник. Дочь мумии фараона встречается с - первым парнем в Школе Монстров. Есть мнение, что именно змеи на голове сына Медузы Горгоны так притягивают её, ведь домашний любимец царицы – величественная и прекрасная кобра по имени . Между хозяйкой и питомцем можно найти много общего. Сходство и во внешнем величии и в остром язычке.

Пожалуй, дочь мумии Cleo одна из немногих монстряшек, которые очень похожи на обычного человека. У неё нет швов или странного цвета кожи, она не может в кого-то превращаться и части тела у неё самые обычные, без крыльев, хвоста или заостренных ушей. Это делает её похожей на обычную, но очень стильную и популярную школьницу. У Клео много образов, она точно знает, как ей вести себя в определенной ситуации. Она может быть и хорошим другом и самовлюбленной эгоисткой, но в любой ситуации всегда прослеживается царская кровь.

Куклу Клео де Нил вы можете купить в любой понравившейся серии выпуска Школы Монстер Хай.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Биография

Среди многочисленных поклонников Клео де Мерод был бельгийский король Леопольд II , о чём рассказано в мемуарах танцовщицы (посвящённые в эту историю парижане за глаза дразнили короля Клеопольдом).

Мемуары

  • Le Ballet de ma vie. Paris: Pierre Horay, (переизд. 1985)

Кино

  • В Клео де Мерод появилась в немецком кинофильме Frauen der Leidenschaft .
  • В Вене её красота привлекла внимание Густава Климта , их отношения стали позднее сюжетом фильма Рауля Руиса Климт ( , в главных ролях Джон Малкович и Саффрон Барроуз).

Напишите отзыв о статье "Мерод, Клео де"

Примечания

Литература

  • Nos jolies actrices photographiées par Reutlinger . Paris: Ludovic Baschet, 1896
  • Reissmann C. Cleo de Merode der Glückstraum einer Tänzerin ; Roman. Heidenau: Mitteldeutsche Verlagsanstalt, 1921 (роман переведен на несколько языков)
  • Göransson S. Cleo de Merode: en dansös" lyckodröm: romantiserad skildring . Stockholm; Malmö: Förlaget Union, 1928
  • Ochaim B., Balk C. Varieté-Tänzerinnen um 1900: vom Sinnenrausch zur Tanzmoderne . Frankfurt/Main: Stroemfeld/Roter Stern, 1998
  • Golbin P., Leclercq J.-P. Garde-robes: Intimités dévoilées, de Cléo de Mérode à. . . Paris: Union centrale des arts décoratifs; Musée de la mode et du textile, 1999
  • Corvisier C. Cléo de Mérode et la photographie: la première icône moderne . Paris: Éditions du Patrimoine, 2007

Отрывок, характеризующий Мерод, Клео де

Остатки нашего полка, бывшего в деле, поспешно строясь, отходили вправо; из за них, разгоняя отставших, подходили стройно два баталиона 6 го егерского. Они еще не поровнялись с Багратионом, а уже слышен был тяжелый, грузный шаг, отбиваемый в ногу всею массой людей. С левого фланга шел ближе всех к Багратиону ротный командир, круглолицый, статный мужчина с глупым, счастливым выражением лица, тот самый, который выбежал из балагана. Он, видимо, ни о чем не думал в эту минуту, кроме того, что он молодцом пройдет мимо начальства.
С фрунтовым самодовольством он шел легко на мускулистых ногах, точно он плыл, без малейшего усилия вытягиваясь и отличаясь этою легкостью от тяжелого шага солдат, шедших по его шагу. Он нес у ноги вынутую тоненькую, узенькую шпагу (гнутую шпажку, не похожую на оружие) и, оглядываясь то на начальство, то назад, не теряя шагу, гибко поворачивался всем своим сильным станом. Казалось, все силы души его были направлены на то,чтобы наилучшим образом пройти мимо начальства, и, чувствуя, что он исполняет это дело хорошо, он был счастлив. «Левой… левой… левой…», казалось, внутренно приговаривал он через каждый шаг, и по этому такту с разно образно строгими лицами двигалась стена солдатских фигур, отягченных ранцами и ружьями, как будто каждый из этих сотен солдат мысленно через шаг приговаривал: «левой… левой… левой…». Толстый майор, пыхтя и разрознивая шаг, обходил куст по дороге; отставший солдат, запыхавшись, с испуганным лицом за свою неисправность, рысью догонял роту; ядро, нажимая воздух, пролетело над головой князя Багратиона и свиты и в такт: «левой – левой!» ударилось в колонну. «Сомкнись!» послышался щеголяющий голос ротного командира. Солдаты дугой обходили что то в том месте, куда упало ядро; старый кавалер, фланговый унтер офицер, отстав около убитых, догнал свой ряд, подпрыгнув, переменил ногу, попал в шаг и сердито оглянулся. «Левой… левой… левой…», казалось, слышалось из за угрожающего молчания и однообразного звука единовременно ударяющих о землю ног.
– Молодцами, ребята! – сказал князь Багратион.
«Ради… ого го го го го!…» раздалось по рядам. Угрюмый солдат, шедший слева, крича, оглянулся глазами на Багратиона с таким выражением, как будто говорил: «сами знаем»; другой, не оглядываясь и как будто боясь развлечься, разинув рот, кричал и проходил.
Велено было остановиться и снять ранцы.
Багратион объехал прошедшие мимо его ряды и слез с лошади. Он отдал казаку поводья, снял и отдал бурку, расправил ноги и поправил на голове картуз. Голова французской колонны, с офицерами впереди, показалась из под горы.
«С Богом!» проговорил Багратион твердым, слышным голосом, на мгновение обернулся к фронту и, слегка размахивая руками, неловким шагом кавалериста, как бы трудясь, пошел вперед по неровному полю. Князь Андрей чувствовал, что какая то непреодолимая сила влечет его вперед, и испытывал большое счастие. [Тут произошла та атака, про которую Тьер говорит: «Les russes se conduisirent vaillamment, et chose rare a la guerre, on vit deux masses d"infanterie Mariecher resolument l"une contre l"autre sans qu"aucune des deux ceda avant d"etre abordee»; а Наполеон на острове Св. Елены сказал: «Quelques bataillons russes montrerent de l"intrepidite„. [Русские вели себя доблестно, и вещь – редкая на войне, две массы пехоты шли решительно одна против другой, и ни одна из двух не уступила до самого столкновения“. Слова Наполеона: [Несколько русских батальонов проявили бесстрашие.]
Уже близко становились французы; уже князь Андрей, шедший рядом с Багратионом, ясно различал перевязи, красные эполеты, даже лица французов. (Он ясно видел одного старого французского офицера, который вывернутыми ногами в штиблетах с трудом шел в гору.) Князь Багратион не давал нового приказания и всё так же молча шел перед рядами. Вдруг между французами треснул один выстрел, другой, третий… и по всем расстроившимся неприятельским рядам разнесся дым и затрещала пальба. Несколько человек наших упало, в том числе и круглолицый офицер, шедший так весело и старательно. Но в то же мгновение как раздался первый выстрел, Багратион оглянулся и закричал: «Ура!»