Сянчи: китайские шахматы

материал перепечатан с сайта www.narod.ru

Относительно времени возникновения китайских шахмат существуют разные точки зрения. В основном они сводятся к двум вариантам: китайские шахматы возникли независимо от других задолго до новой эры; китайские шахматы возникли в VI-VIII веке новой эры из шахмат индийской (западной) группы. В настоящее время большинство исследователей склоняется ко второй теории. Но и до проникновения шахмат из Индии или другой западной (по отношению к Китаю) страны у китайцев уже существовали национальные игры шахматного типа с фигурами, носившими названия небесных светил (небесные или астрономические шахматы). И хотя нынешние китайские шахматы в основном обязаны своему рождению шахматам индийского происхождения, но все же на них оказали влияние и древнекитайские шахматы, поэтому сянци — это гибрид обоих направлений, и первая теория до некоторой степени тоже верна. Возможно, что в сянци играет больше людей, чем в любую другую разновидность шахмат — ведь число играющих в сянци хотя бы от случая к случаю не меньше 500 миллионов человек. Число регулярно играющих превышает 100 миллионов человек. В настоящее время сянци обрели второе дыхание и выходят на международную арену. С 1980 года один раз в 2 года проводится розыгрыш кубка Азии по сянци.

Как можно поиграть в эту игру:

Перейдем теперь к описанию правил игры. Если дать игре чисто словесное краткое описание, то может показаться, что китайские и международные шахматы очень похожи. Действительно, и в тех и в других количество квадратов доски и число фигур одинаковы — 64 квадрата, у каждого игрока по 16 фигур. "Съеденные" фигуры обратно на доску не возвращаются, "повышение в чине" получает только пешка — все это сближает сянци и международные шахматы. Но на самом деле различий между сянци и шахматами едва ли не больше, чем сходства. Взглянем на начальное расположение фигур, показанное на рисунке. Сразу же бросаются в глаза две особенности.

Первая — фигуры стоят не внутри квадратов, а на точках пересечения вертикальных и горизонтальных линий. Именно эти точки и являются полями доски, как в го или рэндзю. Число полей китайской шахматной доски составляет 90, что почти в полтора раза превышает число полей на обычной доске.
Вторая особенность — сложность китайской доски. Она напоминает карту. Посредине мы видим полосу, на которой прерываются вертикали. Эта полоса называется пограничной или небесной рекой, но чаще — просто рекой. Китайцы называют Млечный Путь Небесной Рекой, и очень возможно, что река на китайской шахматной доске — это часть наследства от древне-китайских астрономических шахмат. У крайних горизонталей мы видим два больших квадрата с прочерченными диагоналями. Это дворцы. Каждый дворец состоит из 9 полей или четырех малых квадратов. Дворцы иногда называют крепостями или штабами. О назначении реки и дворцов будет рассказано ниже.
Фигуры в сянци — плоские круглые шашки, на которых написаны иероглифами названия фигур. Цвета фигур — красный и черный. Точнее, это не цвета самих фигур, а иероглифов на них.
Ходы в сянци совершаются по очереди красными и черными, по одному ходу за раз. Ходить можно либо на свободное поле, либо на поле, занятое чужой фигурой. В последнем случае эта фигура бьется — снимается с доски и больше в игре не участвует. Выигрыш в сянци возможен матом, патом и при нарушении противником правил.
При выборе символов для фигур взамен иероглифических обозначений будем исходить из тех же принципов, что и для сеги, т.е. если есть аналоги в шахматах, то берется обычный символ, в противном случае будут вводиться новые обозначения, по возможности простые и логичные. Для обозначения полей доски мы будем применять европейскую нотацию, т.к. китайская нотация слишком непривычна для нас. Китайцы обозначают вертикали цифрами, причем для каждого игрока свой отсчет — справа, а положение фигуры на указываемой вертикали описывается словами.
В настоящее время принято начинать игру красными. Ниже дается описание фигур.

Король
Собственно говоря, эта фигура переводится с китайского как полководец. Назвав так главную фигуру, китайцы устранили недопустимую для них ситуацию — наличие двух монархов на доске, что рассматривалось как скрытый призыв к бунту против единственного законного монарха. У китайцев красный и черный короли обозначаются разними иероглифами, которые произносятся по разному: у красных — щуай, у черных — Цзян. Король ходит только в пределах дворца на соседнее поле по вертикали и горизонтали. В сянци существует очень важное правило открытой вертикали, превращающее короля в атакующую фигуру, хотя он и узник дворца: оба короля не могут одновременно стоять на одной вертикали, если между королями нет других фигур. Мы будем это правило также называть правилом оппозиции (ради краткости). Оно позволяет в эндшпиле оттеснять вражеского короля на боковую сторону дворца, где он легко матуется или патуется, или же создавать связки на любой стадии игры. Шуай в начале игры стоит на поле е1, а Цзян — на поле е10. Мы будем применять для короля обычное сокращенное обозначение — Кр.

Телохранитель
У каждого игрока две таких фигуры, они стоят справа и слева от короля. Как и король, они не имеют права выходить за пределы дворца. Ходят они на соседнее поле по прочерченным диагоналям. В то время как королю доступны все поля дворца, телохранители изображены кружками, что хорошо отражает назначение этих фигур — защищать короля, ведь кружок — это круглый щит. Кроме того, это изображение, являясь простым и приятным для глаз, напоминает нам изображение золота в сеги, а телохранитель и золото — родственники, поскольку второй произошел от первого. Китайцы называют телохранителя "ши", это слово имеет целый ряд значений: воин, гвардеец, телохранитель; ученый, мудрец; благородный человек; советник. Телохранитель ходит как ферзь в шатрандже (арабских средневековых шахматах), но с одной разницей: последний мог ходить по всей доске. Сокращенно мы будем обозначать телохранителя Т. Иногда предлагают называть эту фигуру ферзем и обозначать Ф, но очень уж сильно он отличается от привычного нам ферзя, и потому мы этот вариант отбрасываем.

Слон
Красные слоны стоят на с1 и g1, черные — на с10 и g10. Обозначаются красные и черные слоны разными иероглифами, но произносятся одинаково (если отбросить тональные различия) — сян. Значения обоих иероглифов частично совпадают: иероглиф для черного слона означает слон. А также и фигура, а иероглиф для слона красного — только фигура. Иероглиф, изображающий черного слона, стоит на первом месте в названии китайских шахмат — сянци, а второй иероглиф в этом слове означает "игра". Поэтому сянци переводится либо как игра слонов, либо как игра фигур. Иногда дается и такое толкование — игра фигурами из слоновой кости.
Слон ходит по диагонали через одно поле, если оно свободно. Слон в сянци очень напоминает слона в шатрандже, но есть два отличия: в сянци слоны не могут переходить реку, а слоны в шатрандже могли ходить по шахматной доске от края и до края; в шатрандже слон мог перепрыгивать через фигуры, а китайские слоны этого не могут. Из начального положения красный слон на с1 может пойти на а3 и е3, но если на d2 будет стоять какая-нибудь фигура, то ход на е3 станет невозможным (блокируется). Аналогично любая фигура на b2 блокирует ход на а3. Слону доступно всего лишь семь полей. А если бы слоны и могли переходить реку, то им было бы доступно 12 полей из 90 полей доски. Отметим еще один любопытный факт: если бы слоны в сянци и могли бы переходить реку, то красные и черные слоны не могли бы бить друг друга, как не могли бить друг друга белые и черные слоны шатранджа. Кстати, то же самое верно и для телохранителей: если их выпустить из дворца и дать свободу передвижения по всей доске, то красные и черные телохранители будут неуязвимы друг для друга (и здесь имеется аналогия с шатранджем: черный и белый ферзи шатранджа не могли нападать один на другого). Хотя слон и имеет аналога в международных шахматах, но уж очень сильно различие между ними, и поэтому лучше изображать его не по "европейски". Сокращенно мы будем его обозначать точно так же, как европейского или международного шахматного слона, т.е. С.

Конь
В сянци кони — почти полные аналоги фигур с тем же названием в обычных шахматах, они не только стоят на привычных местах (рядом с углами доски в первом ряду), но и ходят почти как "наши" кони. Китайский конь может ходить в любую сторону и по всей доске, но как и слон, он не может перепрыгивать через фигуры. Уточним, по какой траектории ходит конь в сянци, чтобы понять, когда он может быть блокирован.
Конечные точки траектории хода коня в европейских и китайских шахматах одинаковы, но в сянци конь не ходит буквой Г, ход китайского коня состоит из двух шагов: первый — на соседнее поле по горизонтали или вертикали (как король) и второй — по диагонали на соседнее поле (как телохранитель). Любая фигура, стоящая в точке излома траектории хода коня (т.е. на стыке обоих шагов), блокирует коня, или как говорят китайцы, связывает коню ноги. Для пояснения возьмем начальную позицию. Конь на h1 может пойти на g3 и i3, но не может сделать ход на f2, т.к. его блокирует слон на g1. Ввиду почти полной идентичности китайского и европейского шахматных коней мы сохраняем для коня в сянци обычное изображение на диаграммах и обычное сокращение в записях партий и позиций (К). Китайцы называют шахматного коня "ма", что и означает конь или лошадь.

Ладья
Единственная фигура в сянци, которая без всяких исключений ходит так, как мы привыкли, это ладья. Естественно, что и символ на диаграмме и сокращенное обозначение для нее мы берем из международных шахмат, а именно рисунок крепостной башни и букву Л. Китайцы называют ладью "цзюй", что значит колесница, а иногда и попроще — "че" — повозка или телега.

Пешка
В то время как численность королей, слонов, коней и ладей в "наших" и китайских шахматах совпадает, пешек в сянци меньше, всего пять, и стоят они в начале игры не плечом к плечу, а через свободное поле. Как короли и слоны, пешки для красных и черных обозначаются разными иероглифами, которые и читаются по разному: красная пешка — бин, черная цзу. Пока пешка не перешла реку, она ходит и бьет только вперед на соседнее поле по вертикали. Т.е. до перехода реки китайская пешка действует как и пешка японская. В сянци пешка не превращается в другую фигуру, но перейдя реку, она усиливается и может ходить и бить не только вперед, но и по горизонтали справа и влево на соседнее поле. Ни при каких обстоятельствах пешка не может отступать. Обозначать пешку на диаграмме мы будем обычным символом, а сокращенно будем ее обозначать буквой "п", т.е. тоже как обычно. Однако мы будем применять и другое распространенное правило: при обозначении ходов пешки букву "п" можно опускать.

Пушка
Напоследок оставлена самая экзотическая фигура сянци — пушка. Две пушки стоят в среднем ряду. Начальные "артиллерийские" позиции сторон таковы: красные пушки — b3, h3, черные b8, h8. Пока пушка не атакует, т.е. пока не бьет и не шахует, то она действует абсолютно так же, как и ладья. Но для взятия или шаха между пушкой и ее жертвой должна стоять другая, безразлично какая фигура, называемая очень образно — лафет. Лафет, пушка и ее жертва должны располагаться на вертикальной или горизонтальной прямой.
Пушка — единственная фигура в сянци, которая может прыгать, правда, только при ударном ходе, а также единственная фигура, которая бьет не так, как ходит. Для символа пушки на диаграммах мы выбрали изображение пушечного ствола, точно такое же, как в знаках различия на форме артиллеристов. Сокращенно мы будем изображать пушку буквой П (не путать с "п" — сокращением для пешки!). Любая пушка может первым ходом в партии бить коня, но обычно этого не делают, поскольку пушка тут же бьется ладьей, а в начале игры пушка как правило сильнее коня. Китайское название пушки — пао (артиллерийское орудие).

Перейдем теперь к описанию некоторых общих правил сянци. Пат в сянци — не ничья, попавшему в пат засчитывается поражение. Целый ряд эндшпилей в сянци построен, как мы увидим ниже, на выигрыше патом.
В сянци существует целый ряд запретов. Об одном мы уже знаем — это запрет на оппозицию (правило открытой вертикали). Перейдем теперь к другим запретам.
Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Дающему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, она заинтересована в повторении, поскольку четвертое повторение принесет ей победу. Здесь — полная аналогия с сеги. Нельзя давать повторяющийся шах, прерываемый ходом, подготовляющим мат на следующем ходу.
Переходим к последнему запрету. Он касается вечной угрозы любой фигуре, кроме короля. Если такое преследование производится с повторением позиции, то на четвертом повторении игра заканчивается. Однако здесь имеется расхождение в правилах: в КНР в этом случае засчитывается ничья, однако за пределами КНР (например в Гонконге) этот запрет не отличается от предыдущих и нападающий в четвертый раз проигрывает.

Объёмные фигуры существовали в Индии с незапамятных времён: это была местная традиция. Ими играли во все виды гонок, в редкие военные игры, но они практически никогда не делились по рангам. Нет никаких предпосылок для деления совершенно одинаковых конических фишек таблана и чаупара на коней, слонов и прочие шахматные фигуры. Скорее всего, шахматные фишки обязаны своим появлением китайским жрецам, которые использовали для предсказаний доски с астрологическими символами и плоские фишки с изображением созвездий, небесных тел и священных значков. Фишки перемещали посредством лёгких ударов по доске снизу, хотя возможно, что иногда в доску встраивали магнит: Сыма Цянь в своих «Исторических записках» (II в. до н.э.) упоминает некие «сянь и» («шахматы горных волшебников»), в которых фигуры каким-то образом притягивались и отталкивались друг от друга. Вероятно, на стыке сакральных гадательных досок, стратегических игр и гонок типа Любо и возникли китайские шахматы - сянци.


СЯНЦИ (象棋)

Согласно «Истории Северных Династий», в мае 549 года н.э. император Ю Вэньян закончил книгу «Сянь Тинь», где в числе прочего рассмотрел достоинства новой игры «сянси» (象戏). Это ещё не сянци - от возникновения Любо до появления современных сянци прошло более 1000 лет. Эта книга была утеряна, однако написанные в эту же эпоху книги Вань Бао «Сянь Тинь Су» и Гэнь Синя «Сянси Фу» сохранились. Доска сянси была квадратом 8x8, разделённым на внутренний и внешний слои. Фигурами были: Рыцарь, Золото, Дерево, Вода, Огонь, Земля и Дракон, которым сопутствовали Солнце, Луна и Звезда. Король помещался во внутреннем пространстве, дракон - во внешнем. Доска эта напоминала доску сянци, равно как и позиции фигур.
Сыма Цянь (Сым Гуань) (1019-1086), был советником династии Северная Сун. В его книге описаны также громадные «Сянси семи царств», в которые играли на сетке Го 19х19 во времена воюющих царств - с 476 г. до н.э. и до объединения Китая в эпоху династии Цинь в 221 году до нашей эры.

Семь армий представляли семь царств: Цинь (белые), Чу (красные), Хань (оранжевые), Ци (индиго), Вэй (зеленые), Чжао (фиолетовые) и Ян (чёрные). Правила были напечатаны на день Фестиваля фонарей на второй год эпохи Кайси во время правления императора Чжао Го Нан династии Сун (24 февраля 1206 года) и имели широкое хождение в народе. Оттиск с этого штампа приводится и в книге. В этих правилах впервые упомянута фигура «катапульта» (предшественница «пушки»). Кроме того, это первая китайская шахматная игра, полные правила которой сохранились.

Если играли семеро (максимальное количество), каждый играл за одно «государство». Если шестеро, игрок, который играл за белых (Цинь) брал в союзники одно государство. Если играли пятеро, то в дополнение к этому красные (Чу) тоже заключали союз с другим государством. Если 4 - появлялся союз Ци+1, а вот если 3, то Цинь заключала не один, а два альянса. Приоритет, как видно из вышесказанного, был у белых и красных.
Жители Поднебесной, весьма охочие до всяких церемоний, и в игре вели себя подобным образом. Принимая командование над армией союзных государств, игрок провозглашал: «Если любое из государств под моим командованием будет потеряно, это случится из-за моей неосторожности» , а если он приказывал союзнику напасть на сильно укреплённое другое государство, то в качестве штрафа должен был выпить бокал пива или настойки.
Ход передавался против часовой стрелки; красные ходили первыми.
В каждой армии было 17 фигур (в общей сложности 120). Император Чжоу находился в центре доски в знак уважения к Сыну Неба; у него не было армии и он не участвовал в сражении. В каждой армии были следующие фигуры:
* Один «Генерал» (Цзян) - ходил как ферзь в современных западных шахматах.
* Один «Адъютант» (Пян) - ходил как ладья в современных шахматах.
* Один «Офицер» (Бай) - ходил как слон в современных шахматах.
* Один «Дипломат» (Синь Рен - «герольд», «глашатай», «парламентёр») - эта уникальная фигура тоже ходила как современный ферзь, но не могла рубить или быть срубленной и использовалась только для защиты и блокировки. При начальной расстановке «Дипломат» стоял на самом острие атаки, впереди славного войска.
* Одна «Катапульта» (Пао) - ходила как пушка в сянци, то есть двигалась как ладья в современных шахматах, но для захвата требовалась наличие ещё одной фигуры между нею и объектом атаки.
* Один «Лучник» (Гонь) - ходил как современный ферзь, только на 4 пункта. Не мог перепрыгивать через другие фигуры.
* Один «Арбалетчик» (Ню) - ходил как ферзь, только на 5 пунктов и тоже не мог прыгать.
* Два «Ножа» (Дао) - ходили на один пункт по диагонали.
* Четыре «Палаша» (Джиань) - ходили на один пункт по вертикали или горизонтали.
* Четыре «Всадника» (Ци) - аналоги коней в современных сянци: ходили на 1 клетку по прямой линии, затем на 3 по диагонали. Не могли перепрыгивать черед другие фигуры.
По-видимому, в игре Любо недаром были многогранный кубик и жетоны, ибо эта система перекочевала и в сянси. Если игрок делал плохой ход, он мог взять его обратно только после оговоренного штрафа - бокала пива, пропуска следующего хода и т.д. За неправильный ход также следовал штраф. Если игрок атаковал своего союзника, вся эта союзная армия снималась с доски.
Игрок побеждал другое государство, если захватывал фишку Генерала, но и без этого мог выиграть, захватив более 10 других фишек. Если враг еще не потерял столько, а собственная армия игрока в ходе атаки теряла больше десяти, она сама удалялась с доски.
После игры следовал подсчёт, и игрок, который в конце игры захватил больше всех фишек, получал «питейную победу»: проигравшие пили особый напиток, который употребляли только за игрой. Если игрок захватил двух Генералов или взял в общей сложности 30 меньших фигур, он объявлялся «Гегемоном». Как только это происходило, остальные «государства» воздавали ему дань уважения… и пили ещё один круг.
Эти правила сегодня вызывают улыбку, ибо сразу вспоминается анекдот («А что, от меня должно шахматами пахнуть?»). Неизвестно, сумел ли кто-нибудь доиграть хоть одну партию до конца. Не нужно быть мудрецом, чтоб догадаться, что при такой системе штрафов количество ошибок увеличивались в геометрической прогрессии, и неудачливый игрок очень скоро проигрывал (если не засыпал за столом на потеху оставшимся в здравом уме и твёрдой памяти).

В середине эпохи династии Тан сянси развились и стали похожи на современные сянци. Помимо курьёзных «Сянси семи государств» существовало ещё несколько разновидностей этой игры: сянси 8x8; гуаньсянси, изобретённые Джао Пужи; дасянси, и популярные среди простого люда сяосянси. В итоге, сяосянси обрели наибольшую популярность в народе и были приняты большинством любителей. Удивительно, что за 4 века до изобретения шахмат китайцы уже додумались до фигур с ходами современного ферзя и офицера - а затем отказались от этого.

Несмотря на то, что название игры записывается одними и теми же иероглифами, на пекинском диалекте название звучит как «сян-ци» или «шьянь-чи», на кантонском произносится как «джунг-кей». Китайское слово «xiangqi» состоит из двух иероглифов, первый из которых, «Сян» 象, означает в настоящее время: слона, портрет, явление, слоновую кость, конфигурацию звёзд, примету, действие, игру, официального переводчика. Второй иероглиф, «ци» 棋, означает шахматную фигуру, шахматы или другие настольные игры. К тому же, «сянци» - не единственное слово для обозначения китайских шахмат. Отследить все ссылки невозможно, но почти все переводы («шахматы слонов», «шахматы слоновой кости», «образные шахматы») не то чтобы являются необоснованными, но вызывают новые вопросы. Слон для древнего Китая не был умопомрачительной диковинкой, как для европейцев, но не был и чем-то привычным, обыденным. Фишки и правда вырезали из слоновой кости, но далеко не всегда, гораздо чаще их делали из дерева, фарфора или просто чеканили из меди, как монеты. Многие отмечают, что в большинстве написаний слова «сянци» так или иначе присутствует иероглиф сян 象 или сян 相. Но если первый означает «слон», то второй символ означает, среди прочего - «канцлер», «министр», «главный советник». Эти два слова - омофоны с 600 г. н.э. и похоже звучали с 1000 г. до н.э. Возможно, произошла простая подмена одного понятия другим, и «игра советников», мудрецов, превратилась в «игру слонов».

Официально считается, что современные сянци изобрёл (вернее, стандартизировал) в 569 г. н.э. император У Ди из династии Северная Чжоу. В итоге эта игра вкупе с Го (вэйци) постепенно вытеснила Любо. Полный набор фигур эпохи Сун, вполне тождественных современным, был найден в погребении в Луояне (пров. Хэйнань), ему около 900 лет. Плоские фишки с иероглифами вырезали из кости, дерева, панциря черепахи или нефрита, ваяли из керамики, но конкретно эти - чеканные, медные, потому их часто принимают за китайские монеты. Самые старые фишки несут двойную маркировку - иероглиф на одной стороне и графическое изображение на другой.

В последние годы правления династии Южной Сунь философ Чен Юантинь написал энциклопедию повседневной жизни «Шилин Гуаньтьи», в которой привёл в числе прочего правила сянци, 10 советов по игре, классические обозначения и стоимость фигур, примеры из практических игр, эндшпили и т.д.
Эти 10 советов (полезные в любой игре) таковы:

1. Следует страстно стремиться к победе.
2. Не следует вторгаться в позиции противника слишком налегке.
3. Атакуя противника, надо также защищать себя.
4. Иногда надо жертвовать частными интересами для взятия инициативы во всей игре.
5. Надо жертвовать слабыми фигурами, чтобы спасти сильные.
6. Находясь в большой опасности, надо пожертвовать бесполезную фигуру, чтобы выиграть всю игру.
7. Не следует двигать фигуры без размышлений.
8. Надо хвататься за возможность в правильный момент.
9. Если не можешь победить, надо избегать прямого столкновения.
10. В тяжёлые времена не следует мечтать о победе. Надо пытаться минимизировать потери, не теряя шансов на победу.

Вероятно, вот от этих событий и следует начинать отсчёт возникновения сянци как сформировавшейся игры. Отныне игровой процесс больше не зависел от броска костей, главную роль стали играть интеллект и опыт.

Что любопытно - количество названий фигур в сянци совпадает с числом священных сокровищ в буддизме (7): это могущественный военачальник (удачливый полководец), министр (мудрый советник), чудесный слон, конь со сверхъестественными способностями, летающая в любую точку мира колесница, царственная супруга (царица) и волшебная драгоценность. Эти семь сокровищ имеет, согласно буддизму, каждый чакравартин (его отождествляют с игроком) - идеальный правитель, устанавливающий царство справедливости. По первым 5 пунктам фактически прямые текстуальные совпадения, аналогом царицы является пушка, а драгоценностью - пешка.
Самым знаменитым игроком во времена династии Мин был Ли Кайсян (1502-1568). Он давал противникам фору в 3 хода, а слабым - даже коня, сложил множество стихотворений о сянци, но, к сожалению, не оставил после себя пособий по игре.
Самое же известное пособие тех лет - четырёхтомник «Ю Чжун Ми» вышло в 1632 году, автором его был Чжу Тинжэнь по прозвищу Непобедимый. Ещё одним великим мастером Го и сянци был Су Синъю (1650-??), который, как пишут летописи, «победил всех игроков в Поднебесной», но и он в итоге уступил титул молодому игроку по имени Чень Ланжу. Летописи упоминают многих великих игроков, и перечислять их здесь не имеет смысла, лучше обратиться к брошюре «Культура сянци» , изданной Китайской Ассоциацией Сянци, которая переведена на русский и находится в свободном доступе.
Китайцы с их любовью к пышным церемониям, цветистым именам и сложной иерархии, и к шахматной игре относились так же. Умение играть в шахматы («ци») в Китае ценилось чрезвычайно высоко и считалось одним из четырёх основных видов искусств наряду с цин (музыкой), хуа (живописью) и шу (каллиграфией). Стоит упомянуть, что в Индии к шахматам никогда не было такого трепетного отношения - там они всегда были чисто развлекательной игрой с оттенком созерцательной, медитативной практики. В Китае же существовали 9 школ из знаменитых игроков в сянци, представителями которых были Восемь Талантов Востока Реки Янцзы и Три Великолепных Игрока Провинции Хэбэй .
Однако самой известной из древних книг по сянци является «Байю Сянци Пу», опубликованная в 1801 году, в эпоху Цин. В годы императоров Каньси и Тяцыня было создано несколько шедевров, самыми известными из которых стала книга «Мэй Хуа сянци» и четыре великих учебника Пайтю: «Коллекция эндшпилей Синву», «Учебник сотен игр в сянци», «Учебник сянци Чжу Сянь Чжая» и «Юаншен Хайкуо». Далее развитие теории сянци замедлилось, и хотя в новое время и были созданы такие шедевры, как «Руководство по практической игре» Шиянь Итю, больше внимания уделялось соревновательному аспекту.
Вполне объяснимый спад интереса к сянци произошёл в годы Второй Мировой войны, становления КНР и культурной революции, однако в наше время сянци снова популярны, особенно в Восточном, Северном и Южном Китае; тремя центрами игровой культуры являются Шанхай, Пекин и Гуанчжоу. В конце сентября 1930 г. в Гонконге состоялось первое в истории сянци командное первенство между игроками Восточного и Южного Китая. Представителями Восточного Китая были Чжоу Дэю и Лин Исян из Шанхая, а за Южный Китай выступали Ли Циньчуан и Фэнь Тиньжу из Гуанчжоу. Закончилось соревнование вничью: соперники оказались равны, а капитан команды Южного Китая, Ли Циньчуан, удостоился титула «Непобедимый игрок». В январе 1956 года Государственная Комиссия по Физкультуре и Спорту признала шахматные игры видом спорта и объявила о проведении Национальных Турниров по сянци, Го и шахматам. Первым официальным чемпионом КНР по сянци стал Ян Гуанлин. В конце 1970-х начали проводиться и женские соревнования, и первой национальной чемпионкой стала Хуань Зитун.

Китайские шахматы сильно отличаются от известных нам международных. В них до сих пор используются плоские фишки с иерогифическим обозначением достоинства фигур. Красные фигуры играют против чёрных, причём, красные ходят первыми. Доска для сянци двусторонне симметрична, на ней 9 вертикальных и 10 горизонтальных линий. Фигуры располагаются не в клетках, а на перекрестьях, шашечная разметка отсутствует. Начальная расстановка тоже весьма непривычная, и если первая горизонталь ещё похожа на европейские шахматы (разве что ферзей два - по обе стороны от короля), то пешечный строй разрежён и вынесен далеко вперёд, на четвёртую линию, а с тыла его поддерживают две «пушки» - эндемики дальневосточных игр, аналогов которых в международных шахматах нет.

Квадратный «пруд» игры Любо разлился в «реку» («хэ»), разделяющую доску на две равные половины: это нейтральная территория, фигуры в неё вступать не могут, могут только перейти (и то не все). Река расположена горизонтально, как великие реки Китая Хуанхэ и Янцзы, текущие в широтном направлении. На изображении реки обычно помещается надпись иероглифами: «Граница государства Хань» (т.е. граница Китая) и «Граница княжества Чу» (это китайское княжество в древности воевало с центральной властью). У каждой стороны имеется «дворец» - квадрат 3х3, где располагаются король (вернее, «генерал» и «маршал»: в сянци они зовутся по-разному: «цзянь» - у красных и «шуай» - у чёрных) и два «советника»; все трое не имеют права его покидать.

* Король ходит и рубит только по вертикали или горизонтали на один соседний перекрёсток (в пределах дворца, разумеется). При этом существует «правило оппозиции»: оба короля не могут находиться на одной вертикали, если между ними не стоит ещё какая-либо фигура. Нельзя даже делать ход, который приводит к такому положению. Цель игры - поставить мат неприятельскому генералу. Если игрок не может увести короля из-под шаха, закрыться или срубить атакующую фигуру, объявляется мат. Пат неприятельскому королю также приносит победу. «Вечный шах» запрещён, игроки не могут повторять позицию на доске более трёх раз.
* Советники («ши») ходят и рубят также только на один перекрёсток, но по диагонали в пределах дворца.
* Слон («сян»). Несмотря на одинаковое произношение, фигура называется «слоном» у синих и «министром» у красных. Слон в сянци тихоходный, ходит только по диагонали через одно поле на третье и не может пресекать реку. Несмотря на то, что доска для сянци одноцветная и в игре нет белых и чёрных полей, из-за особенностей передвижения вражеские слоны, даже перейдя реку, никогда не встретились бы.

* Конь или «всадник» («ма») ходит так же, как в международных шахматах, но при этом является линейной фигурой: он не скачет из начального пункта в конечный, а движется по маршруту в виде буквы «Г» (но не «L»!), и если путь заблокирован другой фигурой, он не может сделать такой ход.
* Ладья, которая называется «цзюй» («повозка»), ходит и бьёт абсолютно так же, как в традиционных шахматах.
* Помимо известных нам фигур, в сянци есть специфическая «пушка» («пао»), которая ходит как ладья, но атакует, только если между нею самой и её жертвой есть какая-либо третья фигура - её называют «экран» или «лафет». Хроники повествуют, будто эту фигуру придумал в год Баоинь (762 г. н.э.) Ню Сэньжу, автор трактата «Сюань Гуай Лю». Это, безусловно, была сильная идея. Эта непривычная (особенно для европейского шахматиста) фигура очень опасна: она дальнобойная, для неё не помеха другие фигуры, и уже с первых ходов она может начать атаковать неприятельскую крепость. Достаточно в начале партии необдуманно увести ладью - и пушка сразу рубит коня. Правда, обычно так не делают: в начале партии пушка заметно сильнее коня, а ближе к эншпилю, когда доска расчищается, пушка становится менее ценной, так как для удара ею трудно найти лафет. Впрочем, всё равно пушечный удар часто решает судьбу всей партии.
* Пешек всего пять с каждой стороны, при этом чёрные зовутся «цзу», а красные - «бин». Каждая ходит на один перекрёсток вперёд и так же рубит. Пешка не превращается, но перейдя реку, приобретает возможность ходить и рубить на одно поле в сторону. Достигнув последней линии, она может ходить только в стороны.
В силу специфики ходов сянци, для ухода из-под шаха игрок имеет две дополнительные возможности, отсутствующие в шахматах:
* Можно закрыться от шаха конём: конь в сянци не «прыгает», поэтому фигура, поставленная между атакующим конём и королём, закрывает от шаха.
* В случае шаха пушкой игрок может защититься, удалив «лафет» или наоборот - поставив между пушкой и королём ещё одну фигуру - через две фигуры пушка не атакует.

В России описание игры в китайские шахматы было впервые опубликовано в 1775 году секретарём русского посольства в Пекине А.Л.Леонтьевым («Описание китайской шахматной игры, от секретаря Леонтиева»). Комплекты для игры привозили из Китая как сувениры, но широкой популярности игра не получила: сянци требуют не только минимального знания иероглифики (одинаковые фигуры у обоих игроков помечены разными значками), но и умения свободно различать все иероглифы в перевёрнутом виде, поэтому научиться в них играть европейцу довольно сложно, даже если это адаптированный вариант, где фигуры подобны шахматным или вместо иероглифов нарисованы понятные пиктограммы. Многие предлагают заменить иероглифы на символы или объемные фигуры, как в большинстве шахмат. Но по мнению любителей сянци впечатление от игры в таком случае сильно меняется - примерно то же самое, что есть ложкой и вилкой вместо палочек. При этом надо учесть, что и литературы по теории китайских и корейских шахмат на русском языке практически нет. Эпизодические публикации в периодике носят ознакомительный характер. В последние годы много сил пропаганде сянци в России отдаёт известный любитель китайских шахмат Л.У.Кислюк. Существует Российская федерация китайских шахмат сянци .

В Китае же, наоборот, сянци страшно популярны, набор есть в каждом доме, в любую погоду на улице можно увидеть играющих людей. Есть в сянци свои легендарные мастера и знаменитые чемпионы (Си Сясун, Доу Гуожу, Су Дацинь, Чжу Тянцуй, Ту Тиньминь, Ху Ронхуа и другие), а учитывая численность китайцев в стране и за рубежом, ещё не известно, у какой игры больше сторонников в планетарном масштабе - у сянци или у международных шахмат.

Существуют даже сянци для троих игроков. Что любопытно - «река» сохранилась и там. Этот вариант возник во времена Троецарствия и носит название «Игра трёх друзей».

Активным пропагандистом сянци на Западе является выходец из Гонконга экономист Дэвид Х. Ли, издавший на английском первое серьёзное учебное пособие по китайским шахматам. В 1998 году его книга «Генеалогия шахмат», где изложен весьма нетрадиционный взгляд на происхождение шахматной игры, стала Книгой года по версии журнала «Games». Однако его жёсткая критика и демонстративная неприязнь к европейским шахматам у многих вызвали раздражение. Китайские гроссмейстеры сянци вообще смотрят на традиционные шахматы с некоторым недоумением: их раздражают ураганный темп игры, рокировка и подавляющее всех и вся могущество ферзя (тот же Дэвид Ли презрительно именует шахматы не иначе как «Куин-Ци» - «Игра королевы»). Китайцы не могут взять в толк, почему король, вместо того, чтобы руководить армией, в середине битвы вдруг трусливо бежит с поля боя и прячется за спинами подданных, и почему королеве даны такие неограниченные права, а прочие фигуры играют роль жалких ассистентов.
Надо сказать, шахматисты в этом отношении платят сянци взаимностью: их раздражают черепашьи ходы китайских фигур, витиеватая система дебютных построений и, как нетрудно догадаться, отсутствие ферзей. Как только шахматисты знакомятся с сянци, они спрашивают, где тут ферзь, и получив ответ в стиле «Арфы нет, возьмите бубен», в лучшем случае смеются, а в худшем - обижаются.

Строго говоря, правы и неправы обе стороны. В некотором роде шахматы - действительно «игра одной фигуры»: незапланированная потеря ферзя в шахматах почти всегда означает проигрыш. Но когда жертва ферзя приводит европейцев в священный трепет, китайцы лишь недоумённо пожимают плечами: в сянци нет такого дисбаланса, и победа может быть достигнута только согласованным действием всех фигур. Доска в сянци 9х9 (даже 9х10, считая реку), в ней 90 пунктов, фигуры ограничены по сравнению с шахматными, поэтому в китайских шахматах нет позиций, где игрок контролирует всё поле сразу. Игра тактически намного динамичнее традиционных шахмат, в ней возникают мощнейшие связки, каждый ход сильно меняет ситуацию на доске и вынуждает противника искать немедленный ответ, здесь нельзя, как в классических шахматах, отсидеться за пешечным строем, перегруппировать свои войска тихими ходами и подготовить массированную атаку. В сянци редко наступают и защищаются всем фронтом, боевые операции проводят летучие отряды из двух-трёх фигур в тесном взаимодействии друг с другом при поддержке танков и артиллерии, потому здесь очень редки партии длительностью более часа. Собственно, партия в сянци вся напоминает ажурный, сбалансированный миттельшпиль с большим количеством фигур. Удивительная игра, достойная родственница классических шахмат.
Вряд ли эти две системы удастся помирить в ближайшем будущем.



*

Китайские шахматы (Xiangqi)

Xiangqi или Китайские шахматы является очень популярной игрой в азиатских странах. Предполагается, что и Xiangqi и классические западные Шахматы произошли от оригинальной индийской игры Чантуранга.

Начальная позиция и цель игры

Xiangqi играется на прямоугольной доске 9x10. В отличие от западных шахмат, фигуры помещены в пересечения линий, а не в поле. Каждый игрок начинает игру со следующими фигурами: 1 король (или генерал), 2 охранника (или советники), 2 слона, 2 коня, 2 ладьи (или колесницы), 2 пушки и 5 пешек. Стартовое положение показано на следующей картинке:

Маленькие квадраты, содержащие диагональные линии называют красным и черным дворцами, а толстую горизонтальную линию в середине доски называют "рекой".
Цель игры мат или пат королю противника.

Движение фигур

Все фигуры в Xiangqi (кроме пушек) используют те же самые правила как для ходови, так и для сбития фигур соперника. Пушки имеют специальное правило, которое будет разъяснено ниже.

Король (генерал)

Король перемещается на одно место вертикально или горизонтально, это не может перемещаться по диагонали. Он никогда не оставляет своего дворца. Как в стандартных шахматах, королю не разрешают делать ход под шах. Если король подвергается нападению (находится под шахом ), соответствующий игрок должен избавиться от шаха немедленно. Если это не возможно, игрок проигрывает.

Охранник (Советник)

Охранник перемещается на одно место по диагонали и точно так же как король, он никогда не оставляет своего дворца. Другими словами, каждый охранник имеет только 5 возможных положений в пределах области дворца.

Слон

Слоны могут перемещаться точно два места по диагонали, и они не могут пересекать занятые поля. Кроме того, слонам не разрешают пересекать реку, они должны остаться на своей половине доски. Это означает, что каждый слон имеет только 7 возможных положений.

Конь

Конь перемещается на одно место вертикально или горизонтально, и потом на одно место, по диагонали наружу. Есть существенное различие между западными шахматами и Xiangqi, потому что конь не может перепрыгнуть через занятые места. На картинке показаны (в зеленых местах) все возможные ходы красного коня, так как черная пешка блокирует левую сторону. .

Ладья

Ладья перемещается как ладья в стандартных шахматах - на любое число мест вертикально или горизонтально.

Пушка

Пушка перемещается таким же образом как и ладья. Однако, если пушка захочет сбить фигуру, то это должно быть сделано перепрыгивая через другую фигуру(свою или противника). Картинка показывает позицию, где все возможные ходы или захваты (отмеченая зеленой точкй черная ладья в верхней части доски) красной пушки отмеченны зелеными точками.
Черный конь на левой стороне доски не может быть захвачен, потому что между ним и пушкой нету одной фигуры. Верхняя черная ладья может быть захвачена пушкой перепрыгивая через красную пешку. С другой стороны, вторая черная ладья (справа) не может быть захвачена, так как пушка прыгает только через одну фигуру (черная пешка и красный конь) .

Пешка

Пешки перемещаются и сбивают только на одно место вперед (они никогда не идут по диагонали). Когда пешка пересекает реку, ее возможние движения увеличиваются - она может быть продвинута на одно место горизонтально.
Пешки не превращаются в другие фигуры. Когда пешка достигает последнего ряда, она может перемещаться только боком.

Другие важные правила

Смотреть также:

Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру “китайскими шахматами” также нелепо, как называть нарды – персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для адаптации и популяризации в западном мире Сянци обозначают ее в англоязычном варианте как “Китайские шахматы” (Chinese Chess).

На сегодняшний день Сянци самая популярная в мире игра . В нее играют не только жители Китая, но и Тайваня, Таиланда, Сингапура, Вьетнама, Гонконга, Малайзии, Филиппин… А население этих стран, как известно, составляет более 20% от всех жителей Земли. Так что можно с уверенностью заявить, что в Сянци играет больше людей, чем в любые другие разновидности шахмат – ведь число играющих в Сянци хотя бы от случая к случаю не меньше 500 миллионов человек.

В последние годы игра Сянци становится все более популярной во всем Мире. Постоянно проводятся Азиатские (региональные) и Международные соревнования. Репортажи о этих соревнованиях во множестве можно найти в Интернете.

Сянци - неотъемлемая часть китайской жизни, в этой игре отразилась история Китая и менталитет китайцев, и потому без знакомства с сянци познание Китая будет неполным.

Существует две теории происхождения этой игры:

1) сянци ведут свое происхождение от индийских шахмат;

2) сянци возникли независимо задолго до новой эры.

В пользу теорий первой группы говорит то, что у сянци есть ряд общих черт с шатранджем (арабо-персидскими шахматами), ведущим свое происхождение от чатуранги - древнеиндийской шахматной игры.

Однако известно, что еще в глубокой древности, задолго до появления чатуранги (а это произошло в V веке) в Китае были настольные логические игры (в частности, игра под названием «ЛюБо»), черты которых можно проследить в сянци. Первое надежное упоминание о сянци датируется VIII веком.

Согласно современным исследованиям игра Сянцы появилась из древней игры ЛюБо 3500 лет назад . В первоначальном варианте ЛюБо каждый игрок имел только 6 фигур: 1 генерала и 5 пешек. Количество ходов определялось с помощью кубика. В последствии, игра трансформировалась. Пройдя через множество названий, лишившись кубика, но получив несколько фигур, к XII веку игра превратилась в подобие современных Сянци.

В период правления Династии Чжоу (1134 – 256 г.г.д.н.э.) в описании игры ЛюБо уже встречаются три понятия: Чжоу (Zhuo), Ци (Qi) и Цзюй (Ju).

Чжоу (Zhuo) – это игральная кость , она сделана из бамбука (точно такие же бамбуковые кости применяются в Китае и поныне в игре в кости). Эти кости использовались для того, чтобы определить количество шагов фигуры – Ци (Qi). Сами фигуры Ци делались из слоновой кости, поэтому уже тогда встречается называние этой игры, как Xiang Qi – Сянци, что означает “фигура из слоновой кости”. В те времена среди частей Ци имелся один генерал и пять воинов (пешек). Цзюй (Ju) – это прямоугольное поле битвы или попросту доска для игры.

Правила игры ЛюБо

Согласно правилам игры ЛюБо нужно было захватить генерала противника . В современной Сянци также как и в ЛюБо есть один генерала и пять пешек, и победа обеспечивается завоеванием генерала. Отличие же от ЛюБо в том, что ходы современной Сянци не определяются бросанием кости. Сянци также содержит большее количество фигур.

В сянци, как и в европейских шахматах, доска имеет 64 квадрата, у каждого игрока 16 фигур, из которых одна является главной, и с ее гибелью партия проиграна.

Первое правило Сянцы – Цель игры состоит в том, чтобы нанести поражение противнику или поставить его в безвыходное положение. Это считается выполненным если:

А. Король противника находится под шахом так, что не имеет никакого законного хода, чтобы выйти из под этого шаха.
В. Заведение в тупик вашего противника так, чтобы он не имел никакого законного хода, то есть ни одна из оставшихся у противника фигур не может выполнить ход – и это не ничья, а ваша полная победа!

Пат в Сянци – не ничья, попавшему в пат засчитывается поражение. Целый ряд игровых окончаний в Сянци построен на выигрыше патом.

Второе правило – Красные всегда ходят первыми.

Третье правило – Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Дающему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, четвертое повторение принесет ей победу.
Нельзя давать повторяющийся шах, прерываемый ходом, подготовляющим мат на следующем ходу.

Четвертое правило (подобно третьему), оно касается вечной угрозы любой фигуре, кроме Короля – Нельзя неопределенно долго повторять ход преследования фигуры противника, если он не имеет никакого другого способа избежать потери этой фигуры.

Пример, – если Вы переместили Ладью на e5, с угрозой Пушке на e6, противник, чтобы избежать потери, переместил пушку на f6. Затем Вы продолжили Ладьей преследование Пушки, перемещаясь от e5 до f5, Пушка вновь, уклоняясь от угрозы, вернулась на e5. И далее следует повторение тех же ходов. Некоторые из подобных ситуаций могут быть более сложными, но обычно человек, кто начинает бесконечную петлю хода, обязан прервать это.

Если такое преследование производится с повторением позиции, то на четвертом повторении игра заканчивается. Однако здесь имеется расхождение в правилах: в Китае в этом случае засчитывается ничья, однако за пределами Китая (например в Гонконге) этот запрет не отличается от предыдущих и нападающий в четвертый раз проигрывает.

Пятое правило (о нем упоминалось ранее) – Два Короля не могут находиться на одной и той же открытой вертикали.

Шестое правило – Когда ни одна из сторон не может уже создать матовой или патовой угрозы противостоящему Королю, в игре признается ничья.

Начальная расстановка фигур в сянци

Главные полководцы – Шуай и Цзян . На полководце лежит вся ответственность за исход сражения. “Король Боя” называют генерала его подчиненные. Поэтому для простоты и мы будем в дальнейшем именовать их Королями. Шуай в начале игры стоит на поле е1, а Цзян – на поле е10.

Король

Король в Сянци может передвигаться только в пределах крепости. Ход выполняется на соседнее поле по вертикали или горизонтали.


В
Сянци существует очень важное правило открытой вертикали: оба Короля не могут одновременно стоять на одной вертикали, если между Королями нет других фигур. Поэтому Король может быть и атакующей фигурой, что несомненно имеет особенно большое значение при окончании игры, когда фигур на доске остается мало. Также Король может оттеснять вражеского Короля на боковую сторону крепости для завершения игры победой или же защищать от Короля-противника свои фигуры на любой стадии игры.

Телохранитель

У каждого игрока две таких фигуры, они стоят справа и слева от короля. Как и король, они не имеют права выходить за пределы дворца. Ходят они на соседнее поле по прочерченным диагоналям. В то время как королю доступны все поля дворца, телохранители изображены кружками, что хорошо отражает назначение этих фигур – защищать короля, ведь кружок – это круглый щит.

Кроме того, это изображение, являясь простым и приятным для глаз, напоминает нам изображение золота в сеги, а телохранитель и золото – родственники, поскольку второй произошел от первого.

Китайцы называют телохранителя “ши”, это слово имеет целый ряд значений: воин, гвардеец, телохранитель; ученый, мудрец; благородный человек; советник. Телохранитель ходит как ферзь в шатрандже (арабских средневековых шахматах), но с одной разницей: последний мог ходить по всей доске.

Слон

Красные слоны стоят на с1 и g1, черные – на с10 и g10. Обозначаются красные и черные слоны разными иероглифами, но произносятся одинаково (если отбросить тональные различия) – сян.

Слон ходит по диагонали через одно поле, если оно свободно . Слон в сянци очень напоминает слона в шатрандже, но есть два отличия: в сянци слоны не могут переходить реку, а слоны в шатрандже могли ходить по шахматной доске от края и до края; в шатрандже слон мог перепрыгивать через фигуры, а китайские слоны этого не могут.

Из начального положения красный слон на с1 может пойти на а3 и е3, но если на d2 будет стоять какая-нибудь фигура, то ход на е3 станет невозможным (блокируется). Аналогично любая фигура на b2 блокирует ход на а3. Слону доступно всего лишь семь полей. А если бы слоны и могли переходить реку, то им было бы доступно 12 полей из 90 полей доски. Отметим еще один любопытный факт: если бы слоны в сянци и могли бы переходить реку, то красные и черные слоны не могли бы бить друг друга, как не могли бить друг друга белые и черные слоны шатранджа.

То же самое верно и для телохранителей: если их выпустить из дворца и дать свободу передвижения по всей доске, то красные и черные телохранители будут неуязвимы друг для друга (и здесь имеется аналогия с шатранджем: черный и белый ферзи шатранджа не могли нападать один на другого).

Конь

В сянци кони – почти полные аналоги фигур с тем же названием в обычных шахматах , они не только стоят на привычных местах (рядом с углами доски в первом ряду), но и ходят почти как “наши” кони.

Их движение состоит из двух отрезков. Сначала Конь пойдет на одно поле вдоль по линии, как Король, а потом – по диагонали на соседнее поле, как Адъютант. Но если поле, через которое Конь проходит первую половину своего хода, занято, то в эту сторону Конь идти уже не может, так как китайский Конь не может перепрыгивать через стоящую на его пути фигуру. Поэтому нередко Конь оказывается заблокированным. Ну а в общем то для Коней доступно все поле боя.

Боевая колесница – Че

Ее устрашающие действия по прямым горизонтальным и вертикальным линиям не ограничены и напоминают движения ладьи в традиционных шахматах. Русские князья перевозили свои войска по водным артериям - поэтому и в шахматах для этой фигуры прижилось красивое название “Ладья”.

Полноводный юг Китая был освоен китайскими императорами много позже, чем север с его сухими степями и едва покрытыми зеленью плоскогорьями, по ним не проплывешь на челне, - поэтому в Сянци – “боевая колесница”, которая давит врага, летя на него на всем скаку, а мы для этой фигуры в дальнейшем примем все же название – Ладья.

Пешка

В то время как численность королей, слонов, коней и ладей в “наших” и китайских шахматах совпадает, пешек в сянци меньше, всего пять, и стоят они в начале игры не плечом к плечу, а через свободное поле.

Как короли и слоны, пешки для красных и черных обозначаются разными иероглифами, которые и читаются по разному: красная пешка – бин, черная цзу. Пока пешка не перешла реку, она ходит и бьет только вперед на соседнее поле по вертикали. Т.е. до перехода реки китайская пешка действует как и пешка японская. В сянци пешка не превращается в другую фигуру, но перейдя реку, она усиливается и может ходить и бить не только вперед, но и по горизонтали справа и влево на соседнее поле. Ни при каких обстоятельствах пешка не может отступать.

Пушка

Напоследок оставлена самая экзотическая фигура сянци – пушка. Две пушки стоят в среднем ряду. Начальные “артиллерийские” позиции сторон таковы: красные пушки – b3, h3, черные b8, h8. Пока пушка не атакует, т.е. пока не бьет и не шахует, то она действует абсолютно так же, как и ладья. Но для взятия или шаха между пушкой и ее жертвой должна стоять другая, безразлично какая фигура, называемая очень образно – лафет. Лафет, пушка и ее жертва должны располагаться на вертикальной или горизонтальной прямой.

А атакует только “выстрелом” через стоящую на ее горизонтали или вертикали фигуру . То есть для взятия фигуры противника или шаха между пушкой и ее жертвой должна стоять другая, безразлично какая фигура. Значит простой ход Пушка делает как Ладья, а ударный ход выполняет через любую фигуру, перепрыгивая ее. Шах возникает, когда между разноцветными Пушкой и Королем находится только одна любая фигура. Любая Пушка может первым ходом в партии бить Коня, но обычно этого не делает, поскольку Пушка тут же бьется Ладьей, а в начале игры пушка как правило сильнее коня.

Оценка фигур в игре

В Сянци принята следующая стоимость фигур по их значимости. Хотя конечно же эти оценки могут изменяться в зависимости от ситуации в игре, а также и сам игрок может оценивать их индивидуально в определенной ситуации:

Ладья 9
Пушка 4.5
Конь 4
Слон 2
Адъютант 2
Пешка (после пересечения реки) 2
Пешка (до пересечения реки) 1

В самом Китае в настоящее время популярность европейских шахмат неуклонно возрастает , как и популярность китайских шахмат Сянци во всем остальном мире , в том числе и в России. Укажем к примеру, что в Москве уже в течение нескольких лет проводятся любительские турниры по сянци, а недавно была создана Российская федерация китайских шахмат.

Просмотры: 123

Сянци – логическая настольная игра из Китая, имеющая некоторое сходство с европейскими шахматами, индийской чатурангой и японскими сёги. Эту игру нередко называют китайскими шахматами. Сянци является одной из самых распространённых в мире настольных игр типа шахмат, если учитывать количество играющих, тем более, что эта игра популярна и в некоторых других странах, кроме Китая. Сянци вошли в список Всемирных интеллектуальных игр в 2008-м и 2012-м годах.

История

Европейскими исследователями сянци рассматривается в качестве одного из ответвлений класса игр, произошедших от чатуранги, возникшей в Индии не позже 6-го века. Чатурангу считают общим предком всех существующих сегодня игр типа шахмат. В ходе продвижения чатуранги на запад на её основе возник арабский шатрандж, из которого, в свою очередь, позже возникли современные шахматы. В ходе распространения на восток и проникновения в Китай чатуранга подверглась сильному влиянию китайских традиций, трансформировавшись в сянци, а на их основе появилась игра сёги, которая популярна в Японии. Также в Корее на основе сянци возникла игра чанги, в которую играют на почти такой же доске и такими же фигурами, однако её правила несколько отличаются от правил сянци.

Часть китайских исследователей не разделяет мнение о том, что сянци произошли от чатуранги. Используя как аргумент документы, старейшие из которых относятся к эпохе Хань, они считают, что игра, которая была предком сянци, возникла в Китае примерно 3500 лет назад, а её изначальное название было “любо”. В ней тоже передвигали фишки на доске и среди них присутствовали пешки и генерал, которые делали ходы по-разному в соответствии с правилами, однако ход определяли с помощью игральных костей, поэтому в игре присутствовал элемент случайности. Позднее кости отменили и получили игру, которая называлась “сайчжан” или “гэу”. Согласно легенде, её правила утвердил лично император Китая того времени Хань У-ди.

Во время эпохи Тан правила изменились, расширилось разнообразие фигур, результатом чего стали правила сянци, которые были уже довольно близкими к современным правилам этой игры. Достоверно установлено, что как минимум в 8-м столетии в Китае уже существовали сянци, в которые играли вдвоём, кости тогда уже не использовали, а фигуры совпадали с фигурами в чатуранге – генерал (или король), слон, конь, колесница (или ладья) и солдаты (или пешки). Фигуры делали ходы, довольно похожие на ходы в чатуранге (но в последней фигуры ставили на поля, тогда как в сянци они стоят на пересечениях линий). Вряд ли такое сходство могло возникнуть случайно, намного более вероятно, что, даже если чатуранга не была прямым предком сянци, она, по крайней мере, в значительной степени повлияла на китайскую древнюю игру, от которой непосредственно произошли сянци. Название игры, согласно распространённой версии, произошло от словосочетания «фигуры из слоновой кости», поскольку именно из этого материала изготовлялись в то время фигурки для сянци. В отличие от нынешних предельно простых фигур, украшенных только иероглифами, тогда часто использовались объёмные фигуры, созданные путём художественной работы и “полноценно” изображавшие персонажей – колесницы, лошадей, слонов, генералов.

Важно учитывать, что документы, в особенности довольно древние, отнюдь не всегда могут толковаться однозначно, потому вопрос относительно происхождения сянци остаётся пока открытым.

Из древних документов известна в подробностях партия в сянци, сыгранная в 10-м веке между даосским отшельником Чэнь Туанем и императором, завершившая победой даоса.

Первым эпизодом знакомства с сянци в Европе стала гравюра Джона Инграма, которая издавалась в Париже в 1741-1763 гг. (но фигуры, которые изображены на ней, не соответствуют реальным фигурам сянци, видимо, потому, что график был не слишком хорошо знаком с ними).

Самым сильным игроком 20-го века был Ху Жунхуа, который стал чемпионом Китая 14 раз. Возможно, сильнейшим современным игроком в сянци является Люй Цинь, 5 раз становившийся чемпионом Китая в 21-м столетии.

С 1970-х годов в СССР издавались книги и выпускались наборы китайских шахмат под названием Чо Хонг Ки.

Правила

Доска

Для этой игры используется прямоугольная доска, которая расчерчена горизонтальными и вертикальными линиями. Её размеры – 9 на 10 линий. Аналогично игре го, фигуры устанавливаются на пересечениях линий, а не в клетках. Между двумя центральными горизонтальными линиями расположена река, влияющая на передвижение воинов, коней и слонов. Отмеченные двумя имеющимися на доске диагональными линиями квадраты 3 на 3 называются дворцами или крепостями. Генералы и советники согласно правилам не могут выходить из этих квадратов.

Фигуры

Игрок в начале игры имеет в распоряжении комплект фигур, по форме напоминающих шашки, изготовляющиеся в большинстве случаев из дерева. На них нанесены иероглифы. Иероглифы на одном и том же виде фигуры в двух разных наборах могут различаться. Традиционно у одной из сторон фигуры имеют красный цвет (реже – белый), а у другой – чёрный (иногда – синий либо зелёный). Относительно того, фигуры какого цвета делают ход первыми, есть некоторые разногласия в разных регионах, однако на турнирах чаще всего первый ход делают красные.

Как ходят разные фигуры в сянци:

  1. Король может передвигаться только на 1 пункт за 1 ход, в горизонтальном либо вертикальном направлении. Также он должен не покидать пределы своего дворца – квадрата, состоящего из 9-и пунктов, который ограничивается диагоналями.
  2. Советник (или защитник) может ходить только на 1 пункт в диагональном направлении за 1 ход. Аналогично королю, он не может выходить за пределы дворца.
  3. Слон (или министр) ходит в диагональном направлении обязательно на 2 пункта (не больше и не меньше). По правилам он не может пересечь реку. Каждая фигура, находясь между начальным и конечным пунктами хода слона, блокирует его, вследствие чего этот ход слон сделать не может.
  4. Ладья может ходить на любое количество пунктов в вертикальном и в горизонтальном направлении при условии, что ни на одном пункте, через которые проходит эта фигура, нет других фигур.
  5. Конь ходит в горизонтальном направлении ровно на 2 пункта и затем на 1 по вертикали либо наоборот – ровно на 2 пункта по вертикали и затем на 1 по горизонтали. В случае, когда соседний по горизонтали либо по вертикали с конём пункт занят другой фигурой, она блокирует ходы коня в этом направлении и он их совершать не может.
  6. Пушка может ходить на любое количество пунктов в горизонтальном либо вертикальном направлении, аналогично ладье. Но в случае взятия между начальным и конечным пунктами её хода должен быть ровно один не пустой (занятый другой фигурой, которая является “лафетом”) пункт. В случае же хода без взятия абсолютно все пункты, через которые проходит ладья, должны быть пустыми – не занятыми другими фигурами.
  7. Пешка ходит только на 1 пункт. Пешка, которая ещё не перешла через реку, может делать ход только вперёд, а пешка, которая “переправилась”, может ходить и по горизонтали.
  8. Взятие: любая фигура может зайти в пункт, который занимает фигура соперника – в этом случае первая фигура “съедает” вражескую фигуру. “Съеденную” фигуру в таком случае убирают с доски.
  9. Вертикаль короля: два короля не могут стоять на одной вертикали в случае, когда все пункты, разделяющие их, пусты. Ход, который создаёт такую ситуацию, запрещён правилами.
  10. Безопасность короля: правила запрещают оставлять короля в таком пункте, в котором соперник может съесть его. Запрещён ход, который ставит короля под удар.

Некоторые другие ходы также запрещены правилами. Запрещено постоянно угрожать взятием какой-либо фигуры соперника, используя как одну, так и две или более собственных фигур. Такой ход называется “вечный шах” (если создаётся угроза королю) либо “вечная атака” (если угрожают другой фигуре, кроме короля).

В сянци употребляются такие термины:

  1. Шах: ход, который угрожает королю соперника взятием на следующем ходу.
  2. Однотипная жертва (или размен): ход в пункт, с которого эта фигура может съесть фигуру соперника, относящуюся к тому же виду, таким образом, что какая-либо фигура соперника затем также сможет съесть эту фигуру на следующем ходу.
  3. Атака: ход любой фигуры в пункт, с которого она может съесть фигуру соперника (кроме короля) на следующем ходу. Атака – это также и такой ход фигуры, вследствие которого она становится “лафетом” своей пушки, которая в этой позиции угрожает фигуре соперника. Здесь есть исключения:
    • угроза, создаваемая королём либо пешкой, не является атакой;
    • угроза, создаваемая пешкой, которая ещё не перешла реку, не является атакой;
    • угроза, ведущая к размену, также не является атакой.
  4. Защищённость: фигура является защищённой, когда есть другая фигура, которая может съесть любую из фигур, которая съест первую фигуру. Исключением из этого правила является ладья, которая никогда не защищена в случае, если ей угрожает пушка либо конь.

Вечный шах и вечная атака

Правила запрещают вечный шах и вечную атаку. При нарушении этого правила засчитывается поражение нарушающему игроку. В случае, когда обе стороны нарушают это правило одновременно, засчитывается ничья. Если же один игрок создаёт вечный шах, а другой в тот же момент – вечную атаку, засчитывается поражение игроку, создающему вечный шах.

Согласно правилам атака или шах могут совершаться не более 6-и раз подряд одной фигурой, не более 12-и раз подряд двумя фигурами, не более 18-и раз подряд – тремя фигурами, после чего шах/атака признаётся вечным/вечной.

Окончание игры

Игра завершается в одном из трёх случаев:

  • Мат: матом является угроза королю соперника взятием, от которой он не может защититься. Мат – это победа игрока, который ставит его королю соперника.
  • Пат: ситуация, когда один игрок не может сделать ни одного хода, не противоречащего правилам. Пат является поражением этого игрока.
  • Один либо оба игрока нарушил(и) правила.

Ценность фигур

В игре сянци есть определённая шкала ценности фигур (ценность пешки, не перешедшей реку, принята за единицу, ценность других фигур выражается в разном количестве не переправившихся пешек):

  • ладья – девять;
  • пушка – четыре с половиной;
  • конь – четыре;
  • слон – две;
  • советник (защитник) – две;
  • пешка, пересёкшая реку – две.

Особенности игры

Во время игры в сянци важно не впадать в крайности – не увлекаться только нападением или только защитой. Имеет большое значение сбалансированность игры, в противном случае даже при огромном материальном преимуществе можно легко потерпеть поражение. Баланс, то есть гармония противоположных начал между собой, является фундаментальной позицией китайской философии и чертой китайской ментальности. Эта особенность сянци, впрочем, имеет довольно простую причину: ходы короля ограничены пределами дворца, потому порой после потери игроком инициативы даже на 1 ход его соперник «уничтожает» небольшими силами недостаточно защищённого короля.