И снова за окном властвует зима, выпал столь долгожданный снег, а значит самое время поговорить об умении распознавать следы животных, определении их свежести и значении для охоты.


Следы животных, оставленные ими на снегу, грязи или траве, имеют существенное значение для охоты: по следам выслеживают и окладывают животного, распознают их число, пол, возраст, а также ранено ли животное и даже степень его ранения.

Как правило, дикие животные ведут очень скрытный образ жизни. Благодаря хорошо развитому обонянию, слуху и зрению звери и птицы замечают человека значительно раньше чем он их, и если они сразу не убегают или не улетают, то затаиваются, и поведение их становится нетипичным. Разгадать тайны жизни зверей наблюдателю помогают оставленные ими следы жизнедеятельности, под которыми подразумевают не только отпечатки конечностей, но и все изменения внесенные животным в окружающую среду.

Чтобы правильно трактовать обнаруженный след, необходимо знать, кому он принадлежит, как давно он оставлен животным, куда животное направлялось, а также способы его передвижения.


Как же научиться распознавать следы животных? Для определения свежести следа необходимо связывать воедино несколько факторов: биологию животного, состояние погоды как в данный момент, так и несколько часов до того, а также другие сведения. К примеру, след лося обнаруженный утром, не припорошенный снегом, выпадавшим накануне со второй половины дня до вечера, свидетельствует о том, что он ночной.

Свежесть следа можно определять и на ощупь. На морозе, в сухом снегу, свежий след не отличается по рыхлости от поверхности окружающего снега. Спустя некоторое время стенки следа затвердевают, и тем сильнее, чем ниже температура, — след «черствеет». Любой другой след, оставленный крупным зверем, со временем становится более жестким, и чем больше времени проходит с момента образования следа, тем он становится жестче. Следы мелких зверей, оставленные на поверхности глубокого снега, не твердеют. Важно выяснить, был ли зверь здесь с вечера или прошел час тому назад. Если след старый, более суток, то искать оставившее его животное бесполезно, т.к. оно уже далеко, вне пределов досягаемости. Если же оставленный след свежий, то зверь может находиться где-нибудь поблизости. Чтобы определить направление движения животного, надо знать особенности постановки конечностей разных зверей. Присмотревшись к одиночному следу крупного животного, оставленного в рыхлом глубоком снегу, можно заметить отличие между стенками следа по ходу животного.

С одной стороны они более пологие, с другой покруче. Эти различия возникают потому, что звери опускают конечности (ногу, лапу) полого, а вынимают их из снега почти вертикально вверх. Эти различия получили названия: поволока — задняя стенка и выволока — передняя стенка следа. Поволока всегда длиннее выволоки, значит, животное двигалось в ту сторону, куда направлены короткие, то есть более крутые стенки следа. Когда животное вынимает ногу, оно надавливает на переднюю стенку, уплотняя ее, задняя стенка при этом не деформируется. Иногда, чтобы точно определить направление движения зверя, необходимо его поторопить, наблюдая за почерком следовой дорожки.

Походка зверя, или аллюр его передвижения, сводится к двум типам: медленному или умеренно быстрому передвижению (шаг, рысь, иноходь) и быстрому бегу последовательными прыжками (галоп, карьер).

Звери с удлиненным телом и короткими конечностями чаще всего передвигаются умеренным галопом. Они одновременно отталкиваются задними конечностями и попадают точно в отпечатки передних конечностей. Наслед при таком аллюре — парные отпечатки только задних конечностей (большинство куньих).

Иногда при медленном галопе одну или обе задние лапы зверек не доносит до отпечатков передних, и тогда появляются группы следов по три и четыре отпечатка, называемые трехчетки и четырехчетки. Реже длиннотелые и коротконогие зверьки переходят на карьер, и тогда в прыжке они ставят задние лапы впереди передних, и потому отпечатки задних лап стоят впереди передних (зайцы, белки).

Для определения свежести следа нужно тонкой веточкой разделить след. Если след легко делится, то он свежий, если не делится - старый, ему более суток.

След животного выглядит по-разному не только в связи с аллюрами животных, но и в связи с состоянием почвы, по которой передвигаются животные. Изменяется след и в зависимости от твердости или мягкости грунта. Копытные при спокойном передвижении на твердой почве оставляют отпечатки двух копыт. Эти же животные при беге и прыжках на мягком грунте оставляют отпечатки четырех копыт. Имея пять пальцев на передних лапах, выдра и бобер оставляют на мягком грунте четырехпалый след. Изменяются следы и с возрастом животных. У старых животных следы крупнее и несколько иной формы. К примеру, поросята опираются на два пальца, а их родители на четыре. Взрослые собаки опираются на четыре пальца, а их щенки — на пять. Отпечатки следов самцов и самок также отличаются, но их различия могут уловить только опытные следопыты. С изменением сезонов года происходит изменение следов животных, поскольку лапы некоторых из них обрастают грубыми длинными волосами, что облегчает передвижение по рыхлому снегу (куница, рысь, заяц-беляк, лисица и др.).

Различные формы (типы) отпечатков следов:


След барсука


След лысухи


След бекаса


След лося


След белки


След медведя


След бобра


След норки


След чибиса


След оленя


След енота


След ондатры


След енотовидной собаки


След перепела


След глухаря


След рыси


След горностая


След росомахи


След хори


След рябчика


След изюбра


След соболя


След кабана


След сурка

Марина Иванова
Конспект занятия «Следы зверей на снегу»

Программное содержание :

Образовательные задаи :

Продолжать закреплять знания о времени года зима и его признаках. Продолжать формировать умение слушать стихи. Активизировать речь детей. Закрепить умения отвечать на вопросы воспитателя. Продолжать закреплять знания детей о диких животных, их повадках и отличительных признаках.

Развивающие задачи :

Развивать умение работать со штампами. Развивать мышление психические процессы внимание память.

Воспитательные задачи :

Воспитывать нравственные качества : доброжелательность, желание помочь кому-либо. Воспитывать интерес и положительное отношение к художественному творчеству.

Методические приемы :

Игровая мотивация

Игровое двигательное упражнение «вместе по лесу идем»

Разнообразные словесные приемы : вопросы к детям, напоминания, речевые инструкции к действиям, указания, поощрение, напоминания;

Итоговая беседа.

Материал и оборудование :

Картинки изображение зверей : лисы, волка, зайца, птицы, лося

-следы зверей лисы , волка, зайца, птицы, лося

Непроливайки мордочками зверей

Мальберт

Тонированная бумага

Предварительная работа :

Оформление выставки фото «звери зимой »

Беседы о природных явлениях, о поведении зверей зимой

Дидактическая игра «Узнай чей след »

Ход совместной деятельности:

Дети собираются вокруг воспитателя и она им читает стих Мартинас Вайнилайтис «снежные следы » )

Воспитатель : Кто расхаживал по снегу ?

Догадайся-ка по следу !

Каждый снежный птичий след

Затаил в себе секрет.

Вот трёхзубчатые вилы -

Это голуби ходили.

Мелких строчек вереница -

Это прыгала синица.

Каждый снежный птичий след

Рассказал мне свой секрет.

Воспитатель : А теперь приглашаю Вас присесть на стульчики

Воспитатель : Посмотрите на картинки здесь изображены разные лесные звери . (перечисляет зверей : лиса, заяц, лось, волк, снегирь )Посмотрите какие они (это дикие животные и они живут в лесу) Они зимой ходят по лесу и ищут себе добычу. В лесу везде лежит снег и на снегу можно увидеть следы разных животных (дети отвечают чьи следы можно увидеть ) например :лисы, зайца, волка, лося, разных птиц.

Воспитатель : показывает различные следы , задает детям вопросы Чей след (дети отвечают) Кто здесь прошел?

Физкультминутка : Вот студеною зимой

Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)

И вздымает снега тучу . (Дети выполняют круговые движения руками)

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на

Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит , летит. (Дети машут руками)

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки в стороны)

Скачет по полю лиса. (Прыжки)

Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)

И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)

Воспитатель :Ребята я сегодня шла в детский сад и встретила по дороге доброго волшебника он нам передал картинки с изображением зимнего леса давайте мы с вами посмотрим здесь изображен зимний лес. А хотите стать художниками и нарисовать на этой картине следы зимних животных , ребята хотите превратиться в художников, но для этого нам нужно прочитать волшебные слова А теперь мы с вами скажем волшебные слова (влево вправо покружись и художников превратись) А теперь мои художники будем рисовать следы зверей . (обращает внимание на осанку)

Воспитатель (объясняет порядок работы)

Беру лист бумаги,размещаю его горизонтально, чтобы поместились следы (показывает и просит детей положить бумагу также)

Беру печатку и вниз листа рисую след зверя , который прошел

А теперь когда закончила работу ложу печатку на место и вытираю руки влажной салфеткой.

Воспитатель : Посмотрите какие красивые следы у нас получились . Вы настоящие художники. Как прекрасно нарисовали следы зверей , как много разных птиц здесь ходили, вот здесь волк пробегал какие у него следы огромные видны даже когти, а вот на этой картинке пробегала лисичка у нее следы поменьше , Молодцы наши художники. А теперь нам нужно обратно превратиться в детей прочитаем с вами о наши волшебные слова (влево вправо покружись и детей превратись)

Воспитатель : А теперь мы с вами превратились детей. Давайте все вместе посмотрим как вы справились заданием, а теперь мы вами поговорим что сегодня вам понравилось больше всего?

Воспитатель : Ребята расскажите мне что сегодня нового вы узнали? Вам было сегодня быть в роли художника? (выводы)

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию «Кто спрятался в снегу» (старшая группа) Программное содержание: Закрепить названия зимних месяцев. Закрепить знания детей об особенностях зимней природы (холодно, заморозки).

Конспект занятия (НОД) во второй группе раннего возраста по пескографии «Необычные следы» Тема: Необычные следы! Цель занятия: Познакомить воспитанников с лесными жителями, продолжать знакомство с искусством песочного рисования,.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Уют в снегу» Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Уют в снегу». Составила воспитатель 1 квалификационной категории Бачегова.

План-конспект по интегрированному занятию «Берёза в снегу» Задачи: Учить детей создавать образы зимних деревьев,подбирая красивые.

Конспект занятия в подготовительной группе «Жизнь зверей осенью» Цели: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи,.

В практике следопытства в большинстве случаев определение принадлежности следа тому или другому животному производится с первого взгляда, по впечатлению. При необходимости затем производится его дальнейшее более или менее детальное изучение. Умение определить след быстро приобретается, конечно, с опытом, но его можно ускорить, если разделить следы ног животных на группы по их общим признакам, наиболее заметным, бросающимся в глаза.

Признаки могут касаться наброда, следовой дорожки, отпечатка лап, величины их, формы - все равно, были бы они заметными и характерными. В один и тот же тип следов могут войти следы животных, относящихся к разным систематическим группам, не связанным близким филогенетическим родством, но имеющих сходные следы ног. Поэтому мы и называем эту классификацию следов практической, призванной облегчить практику следопытства. Во всех других случаях при рассмотрении животных мы придерживаемся системы позвоночных животных, принятой в основных руководствах в Советском Союзе (Соколов, 1973, 1977, 1979; Карташов, 1974; Банников и др., 1971).

Полезность практической классификации следов и своевременность ее введения видны хотя бы из того, что некоторые зоологи используют выражения «типы следов», «следы разного типа» (Дулькейт, 1974), не придавая им, однако, значения единиц классификации.

Для следов, признаки которых здесь не приведены, следопыт может сам составить описание, сделать рисунки и путем наблюдений установить, какому животному они принадлежат.

Ежиный тип следов. Отпечатки лап этого типа отличаются довольно длинными раздвинутыми пальцами. Следовая дорожка широкая, шаг короткий. Этот тип следов свойствен небольшим; зверькам - ежам, водяным крысам, хомячкам, слепушонкам (рис. 1, а - з).

Рис. 1. Ежиный (а - з) и кротовый (и, к) типы следов (см)

а - следовая дорожка обыкновенного ежа; б - отпечатки лап обыкновенного ежа (2,8X2,8);
в - следовая дорожка ушастого ежа (2,0X1,8); г - е - отпечатки передних и задних лап
водяной крысы (1,7X2,4 - 1,9X2,4); ж - следовая дорожка cлепушонки на песке
(1,4X1,4 - 1,6X1,5); з - следовая дорожка серого хомячка; и - следовая дорожка европейского
крота на рыхлом снегу; к - следовая дорожка крота могеры на плотном снегу

Кротовый тип следов. Следы ног кротов на поверхности почвы или на снежном покрове увидеть очень трудно: кроты редко выходят из своих нор, а если это случается, то далеко не всегда субстрат достаточно мягкий, чтобы следы отпечатывались. Зимой все же можно встретить следы крота на снегу. Следовая дорожка этих зверьков на снегу представляет собой канавку, в которой видны отпечатки задних лап, располагающихся на близком расстоянии друг от друга. Передние, роющие лапы оставляют лишь слабые отпечатки: в передвижении по поверхности они принимают слабое участие. Длина шага едва превышает ширину следовой дорожки (рис. 1, и, к).

Тип следов землероек и мышей. Это следы самых мелких млекопитающих. Более крупные задние лапы землероек, мышей и полевок оставляют парные отпечатки, позади которых на незначительном расстоянии расположены меньшего размера отпечатки передних лап. На рыхлом снегу хвост их оставляет более или менее длинную канавку. Помимо галопа, зверьки могут пользоваться рысью, при этом отпечатки лап на следовой дорожке располагаются не попарно, а последовательно (рис. 2, 3).

Рис. 2. Тип следов мелких млекопитающих

Следовые дорожки: а - в - землеройки малой бурозубки; б - на коротких прыжках,
в - на длинных; г, д - куторы по первой пороше; е - крупного экземпляра рыжей лесной полевки;
ж - полувзрослой лесной мыши

Рис. 3. Тип следов мышевидных грызунов и землероек

Отпечатки лап и следовые дорожки: а, б - полевой мыши;
в - небольшого экземпляра серой полевки на рыхлом снегу; г - более крупного экземпляра
серой полевки (ее следовая дорожка похожа на двухчетку небольшой ласки);
д, в - землеройки обыкновенной бурозубки на мелком снегу; ж - пегой
землеройки-куторы - на песке

Собачий тип следов. К этому типу относятся следы быстро бегающих зверей. Передние лапы пятипалые, но первый палец расположен высоко и следа не оставляет. Задние лапы четырехпалые.

На грунте отпечатываются когти, мякиши пальцев (по одному на палец), пястный и плюсневой мякиши. Следовые дорожки разнообразны, но одна из них весьма характерна: отпечатки лап крытые и располагаются по одной линии. Собачий тип следов оставляют звери из семейства собачьих, а также, по-видимому, гепард (рис. 4).

Рис. 4. Собачий тип следов

Отпечатки лап и следовые дорожки (см): а, б - собаки; в, г - волка (9,6X7,5);
д, е, ж, и - лисицы (6,2x5,0); з - правой передней лапы караганки -
мелкой степной лисицы (5,6X4,6); к, л - лисицы на рыхлом снегу (6,6X5,3);
м - галоп лисицы на глубоком снегу; н - задней ноги пустынной туркменской
лисицы на сыром песке (6,5X3,5); о - мелкого туркменского корсака на песке (4,5X2,7);
п, р- енотовидной собаки (4,4X3,6)

Медвежий тип следов. Следы этого типа оставляют очень крупные или средних размеров звери, стопоходящие, с оголенными подошвами и длинными когтями (редко подошвы ног покрыты волосами). Площадь следов задних лап больше площади следов передних. Следы чаще всего крытые. К этому типу относятся следы всех видов медведей, барсуков, медоеда, дикобраза и др. (рис. 5).

Рис. 5. Следы медвежьего типа (см)

а, б - отпечатки передней и задней правых лап бурого медведя (15,0Х15,0 - 27,0Х14,0);
в - ж - следовая дорожка бурого медведя; з, и - передняя и задняя лапы гималайского медведя;
к - слегка перекрытые следы барсука на илистом грунте; л - отпечаток передней лапы барсука (6,0X6,0); м - отпечаток задней лапы барсука (8,0X4,3); к, о - отпечатки передней и задней лап дикобраза (8,5X6,0 - 8,5X4,8)

Куний тип следов. К этому типу относятся следы представителей семейства куньих, которые имеют вытянутое тело и короткие ноги. Основной аллюр - галоп, которому соответствует характерная для куньих двухчетка, чередующаяся с трех- и четырех-четкой. Следовая дорожка чаще всего обнаруживается зимой на снегу, летом (на грунте) редко (рис. 6 - 10, 11, а).

Рис. 6. Куний тип следов (см)

а, б - отпечатки передней и задней лап ласки (1,5X1,0- 1,5X1,2);
в - отпечатки передней и задней правых лап горностая (2,5 X 1,7-2,5X2,0);
г - отпечатки.задних лап горностая на мягком снегу; д, е - следовые дорожки ласки;
ж, з - отпечатки правых передней и задней лап лесной куницы (4,3X3,6-4,3X3,7);
к, л - отпечатки левых передней и задней лап каменной куницы (3,7X3,3-4,4X3,5);
и - отпечатки четырех лап лесной куницы на глубоком рыхлом снегу;
м, н, о - следовая дорожка лесной куницы при разных аллюрах

Рис. 7. След барсука на весеннем еще глубоком снегу
Приморский край (ориг.)

Рис. 8. Следы куньего типа и лапы куньих (см)

а, б - передняя лапа лесной куницы и ее отпечаток на влажном уплотненном снегу (4,3X3,6);
в, г - передняя лапа каменной куницы и ее отпечаток на влажном уплотненном снегу (3,7X3,3);
д - отпечаток передней лапы харзы (4-7X5-8); е, ж - следы харзы, настигавшей кабаргу прыжками на снегу, уплотненном ветром; з - следовая дорожка каменной куницы;
и - следовая дорожка харзы; к - четырехчетка и трехчетка соболя; л - задняя лапа соболя;
м - двухчетка соболя; н - следовая дорожка соболя на глубоком рыхлом снегу - отпечатки четырех лап сливаются в одно большое углубление

Рис. 9. Куний тип следов и лапы зверей из семейства куньих (см)

а, б - передняя и задняя правые лапы колонка; в - передняя левая лапа американской норки;
г - отпечатки лап крупного лесного хоря на грязи (3,1Х3,4-4,4X3,0); д - отпечатки лап лесного хоря; е-след колонка (2,5X2,5-2,6X2,4); ж - следовая дорожка колонка на илистой влажной почве; з - следовая дорожка колонка на глубоком снегу; и - отпечаток лапы европейской норки (3,2X2,7); к - двухчетка норки на рыхлом снегу; л, м - отпечаток передней и задней левых лап лесного хоря (3,2X2,8-3,0X2,4); н - следовая дорожка (четырехчетка) лесного хоря на снегу

Рис. 10. Следовая дорожка харз, которые растаскивали и прятали
куски мяса убитого ими молодого пятнистого оленя

Рис. 11. Куний и выдровый типы следов

а - следовая дорожка небольшой перевязки на прыжках (2,4X2,0-2,7X2,0 см);
б- отпечатки лап выдры на речном льду припорошенном снегом;
в - следовая дорожка выдры на сыром песке

Росомаховый тип следов. Следовая дорожка росомахи состоит из отпечатков передних и задних лап с большими когтями. Иногда первый палец не отпечатывается. Длина следа лапы 15 см, ширина - 11,5 см Следовая дорожка прямая, «целеустремленная» (рис. 12, а).

Рис. 12. Росомаховый (а), енотовый (б), беличий (г), лошадиный (в), типы следов
а - отпечатки передней (слева) и задней лап росомахи (до 15,0X11,5 см);
б - отпечатки передней (слева) (6,0x6,0 см) и задней (9,0X5,0 см) лап енота полоскуна;
в - след кулана на мелкощебнистом грунте пустыни (11,0X8,5 см);
г - следы двух задних и одной передней лап тонкопалого суслика

Выдровый тип следов. Задние лапы выдры пятипалые, пальцы соединены перепонкой. Плюсневой мякиш длинный, но отпечатывается весь лишь при небыстрой ходьбе. Отпечатки передних лап чаще всего четырехпалые. Следовая дорожка при ходьбе имеет вид волнистой линии, при галопе - четырехчетка, состоящая из отпечатков четырех лап, расположенных по одной линии косо относительно направления движения животного. На рыхлом более или менее глубоком снегу тело выдры оставляет борозду. Хвост часто прочерчивает полосу на снегу и даже на грунте К этому типу следов относим пока только следы одного зверя - выдры (см. рис. 11, б, в).

Енотовый тип следов. Лапы енота и их отпечатки на грунте отличаются глубоко разделенными пальцами. Это конечности стопоходящего животного с хорошо развитыми когтями. Следы похожи на следы ондатры, но крупнее. Передние лапы енота пятипалые (у ондатры отпечаток передней лапы обычно четырехпалый, так как первый палец не достает до грунта), на следовой дорожке енота нет полоски от хвоста, которая характерна для следовой дорожки ондатры (см. рис. 12, б).

Кошачий тип следов. Такие следы оставляют хищные звери семейства кошачьих, специализировавшиеся в «стремительной» форме бега (собачьи - в «выносливой»). При преследовании добычи галопом у них сближаются следы четырех ног. Отпечатков когтей нет, так как они, как известно, втяжные (рис. 13 - 16).

Рис. 13. Кошачий тип следов

Отпечатки лап (см) и следовые дорожки: а, б- домашней кошки на илу солончака (3,4X3,2);
в - г - кавказской лесной кошки (4,5X3,7): в - задней, г-передней (3,9X4,6);
д - передней леопарда (12Х12); е - следовая дорожка леопарда; ж - левой передней европейской дикой кошки; э - дикой кошки на снегу; и - камышового кота, или хауса,
на илу (5,0X6,0); к - следовая дорожка хауса на медленном ходу; л- следовая дорожка ирбиса
на шаге и на прыжках; м - рыси на сугробе снега весной (волосы на подошве почти
полностью вылиняли - 7,0X6,0); и - ирбиса (7,8X7,5)

Рис. 14. Следы леопарда на глубоком снегу

Рис. 15. Кошачий тип следов

Отпечатки лап (см) и следовые дорожки: а - передней и задней лап тигра (16,0X14,0);
б - очертания пальцевых и пястных мякишей самца (слева) и самки тигра одного возраста
- 7 лет (изображены в одном масштабе); в - схема пальцевых пястного и плюсневого
мякишей леопарда; г-д - следовая дорожка тигра: г - на мелком снегу,
д - на более глубоком снежном покрове (задние лапы ставятся в отпечатки передних
- крытый след); е - следовая дорожка при передвижении рысью (удлиняются шаг и
поволоки); ж - прыжки нападающего тигра

Рис. 16. Следы тигра на припорошенном льду реки
Ноги скользили и поэтому тигр раздвигал пальцы, а иногда выпускал когти

Лошадиный тип следов. Этот тип следов легко распознается по отпечатку одного пальца (копыта) на одну ногу. К нему относятся следы ног лошади, осла, кулана и других представителей семейства лошадей (см. рис. 12, в).

Олений тип следов. На следовой дорожке - отпечатки копыт третьего и четвертого пальцев. На мягком грунте, а также после быстрого бега остаются часто следы второго и пятого пальцев. К оленьему типу следов относятся следы парнокопытных млекопитающих (рис. 17, б-к; 18, 20).

Рис. 17. Верблюжий и олений типы следов

Следы (см) а, е - верблюда; б - изюбра 8,7X6,0); в, ж - вропейского благородного оленя (9,7X5,6);
г - 6 летнего самца благородного оленя на бегу (9,3X7,0); д - пятнистого оленя (7,2X5,2);
Следовые дорожки: з - теленка благородного оленя; и - самки благородного оленя;
к - четырехчетка благородного оленя

Рис. 18. Олений тип следов

Отпечатки копыт (см) cледовые дорожки: а - самца лани на галопе (без пасынков - 8,0X4,6);
б - самки лани (5,4X4,0); в - самца косули (4,8X2,7); г - косули на галопе по мягкому грунту;
д, е, ж - самца (10-15Х8-14) самки и теленка лося; н, о, п - их следовые дорожки;
з - следовая дорожка самца лани; и - следовая дорожка лани на галопе;
к - следовая дорожка самки лани; л - следовая дорожка самки косули;
м - четырехчетка косули на галопе

Рис. 20. Следовые дорожки копытных

Отпечатки копыт (см): а, з - северного оленя (длина с пасынками 15);
б - пальцев кабарги в обычном и раздвинутом положении; и - копыт кабарги на снегу;
в - козы (6,6X4,3); г - овцы (6,0X3,7); д - передней ноги серны (7,2X4,3);
е - задней ноги серны (7,0X3,5); ж - горала (передние копыта - 4,0X6,0, задние - 3,0X3,5);
м, н - серны на галопе; к - самки сайгака (6,0Х Х4,3); л - самца сайгака (6,6Х Х5,4);
о, т - джейрана (5,4X3,1); п - кабана (длина с пасынками - 12,5); р - дикой свиньи (8 лет);
с - молодой дикой свиньи

Верблюжий тип следов. Отпечаток ноги верблюда состоит из широкой округлой подошвы, на переднем крае которой расположены два ногтя (см. рис. 19 а, е).

Заячий тип следов. Следовая дорожка в форме буквы Т: отпечатки пары задних лап располагаются на линии, перпендикулярной направлению движения животного, а отпечатки передних - позади них по оси следовой дорожки. Этот тип следов характерен для зайцев и пищух, для представителей подсемейства песчанок из семейства хомяковых (рис. 51, а - е).

Рис. 21. Заячий (а - е) и беличий (ж - н) типы следов
Отпечатки (см): а - зайца-русака на песке (задние- 17,0X6,0, передние - 6,0X3,8);
б - зайца-беляка на глубоком снегу (задние-18,0Х10,0: передние (8,5X4,5);
в - зайца-толая на дорожной пыли; г - маньчжурского зайца на снегу;
д, е - даурской пищухи (3,0X1,3-2,1X1,7); ж, з - полуденной песчанки (1,1X1,0-1,4X1,4);
и - белки (2,7X2,6-5,6Х Х3,1); к, л - белки-летяги (1,7Х X 1,3-2,0X1,4);
м - большой песчанки (2,0X1,2-3,5X2,8); н - задней лапы амурского длиннохвостого
суслика (3,5X3,3) (Ориг.: а, в - Каракумы, б - Ярославская область; г - Приморский край;
д - н - по Формозову, 1952)

Беличий тип следов. У грызунов семейства беличьих и песчанок четырехчетка имеет трапециевидную форму: отпечатки передних лап, как и отпечатки задних, располагаются по линии, перпендикулярной направлению движения зверька (рис. 21, ж - н; см. рис. 43, г).

Ондатровый тип следов. Такие следы оставляют полуводные животные. Пальцы задних лап соединены неполной плавательной перепонкой (ондатра) или оторочены жесткими волосками (кутора) Отпечатки ступней длинные Следовая дорожка широкая, шаги относительно короткие На мягком грунте может остаться след от хвоста К ондатровому типу относятся следы ондатры, нутрии, куторы, выхухоли (рис. 22)

Рис. 22. Ондатровый тип следов

а - следовая дорожка ондатры (3,4X3,6-8,4X4,3 см)
Отпечатки (см): б - передних лап выхухоли, в - задних лап выхухоли, г - передних и задних лап бобра, д - задняя правая лапа ондатры (5,6 X 1,8), е - передняя правая лапа ондатры
(2,6 X 10), ж - передняя лапа нутрии, з - задняя лапа нутрии
(а - по Формозову, 1952, г, ж, з - по Каlbe, 1983, д, е- ориг, Ярославская область)

Каждый уважающий себя охотник должен уметь по следу определять какому животному он принадлежит, свежий ли он и в какую сторону направлялось животное.
На снегу сделать это достаточно легко.

Свежий след по морозной погоде, на ощупь практически не отличается от лежащего снега, это говорит о том что зверь прошел недавно, примерно в течении часа.
Если же наооборот след успел покрыться морозной корочкой значит след несвежий и искать животное нет особого смысла - оно уже успело далеко уйти.
Следы крупных зверей на снегу, твердеют намного быстрее чем мелких.

Чтобы определить направление движения зверя нужно внимательно изучить сам след, с какой стороны стенки более крутые в ту сторону животное и направлялось.
Это связано с тем что звери вынимают лапу вертикально вверх, а опускают ее немного протаскивая,
поэтому задняя часть следа всегда более пологая, а передняя крутая.

Медведь

Медвежий след, немного напоминает человеческий только с большими когтями.


Похож на собачий, но более строгий, засчет того что волки не растопыривают пальцы как собаки.
И след волка похож на прямую, в то время как у собак он виляет.


Зайцы очень любят запутывать свои следы, оставляя всевозможные петли. Поэтому часто определить его местонахождение довольно сложно - нужен опыт


Лоси не любят глубокий снег, предпочитают глубину до 60 см. Их следы крупнее чем даже у крупного рогатого скота.


Похож на собачий, но более мелкий и вытянут в линию.

Следы животных на снегу - картинки для детей:

Каждый из нас любит ходить в лес и разбирать следы животных. Это такое увлекательное занятие, особенно для детей!

Давайте подумаем мы, взрослые, так ли хорошо мы сами разбираемся в следах животных?

Наверное, нет.

Многие из нас давно не выбирались в лес и могут лишь отличить следы кошки от собаки.

Печально, не правда ли? Не хотелось бы, чтобы и среди детей росли такие цивилизованные «дикари», не знакомые с окружающей природой. Давайте вместе с малышами изучать следы диких животных, а помогут нам в этом красочные картинки.

Игра «Угадай следы»

Хочу предложить Вам сегодня познакомить малышей со следами диких животных.

Эта игра:

  1. — развивает логическое мышление,
  2. — знакомит малыша с дикими животными,
  3. — хорошо тренирует память и мелкую моторику пальцев рук детей.

Итак, перед Вами сами карточки – Вам нужно будет их распечатать, заламинировать или обклеить скотчем, разрезать на части. Теперь можно и поиграть. Покажите малышу следы того или иного животного, а потом покажите картинку самого животного и объясните, что это его следы. После того как малыш хорошо усвоит, чьи те или иные следы, можно предложить ему поиграть. Например, Вы показываете ему следы диких животных и предлагаете выбрать из двух вариантов зверей, чьи это следы, постепенно можно добавлять все больше и больше карточек, пока малыш не начнет самостоятельно раскладывать все карточки.

Для учителей начальных классов, воспитателей в детских садах такая игра – отличная возможность не только занять детей полезным делом, но и научить их новым знаниям и умениям. Картинки со следами и животными можно применить на уроках природоведения и даже построить на этом домашнее задание для детей. Предложите ребятам нарисовать следы животных самостоятельно. Когда они принесут картинки в класс, пусть другие дети попробуют угадать, кому из животных принадлежат нарисованные следы.

Другие варианты картинок для игр

Английский алфавит со следами животных.

Развиваем фантазию

Животных на свете много, и охватить всех на карточках и картинках очень сложно. Когда Вы с ребятами хорошо освоите следы предложенных в пособии животных, поиграйте в следующую игру. Возьмите для детей изображения каких-нибудь редких видов зверей. Попробуйте представить, как будут выглядеть их следы, какие у них лапы. В этом Вам могут помочь различные книги об экзотических странах и окружающей природе.

А теперь задание для детей: пусть они попытаются нарисовать следы предложенных животных.

Как бы Вы распознали этого зверя, если бы он прошел по земле?

Это упражнение:

  1. — развивает фантазию;
  2. — совершенствует логическое мышление;
  3. — способствует усидчивости и внимательности, ведь ребенку нужно не только придумать и обосновать свой выбор, но и нарисовать следы.

Можно устроить соревнование для детей: кто быстрее и правильнее нарисует следы своего животного (перед началом конкурса картинки зверей раздаются ребятам).

Если картинки используются на уроке в классе или на тематическом вечере, посвященном охране природы, отлично будет выглядеть командный конкурс. Для этого необходимо картинки со следами разложить на полу по классу. Изображения животных (подбираются в соответствии со следами) делятся на стопки по числу команд и раздаются детям. Перед началом игры дайте возможность ребятам хорошо подумать, а затем засекайте время. За указанный временной промежуток (в зависимости от количества заданий) дети должны найти следы своих животных и совместить картинки. Выигрывает та команда, которая быстрее всех справится с заданием. Само собой разумеется, что тщательно ознакомить детей со следами зверей нужно заранее, иначе конкурса не получится, или ребята быстро потеряют интерес.

Выводы

Итак, картинки со следами животных могут стать отличным пособием для обучения детей общению с окружающей природой . Неплохо будет после серии уроков закрепить полученные знания на практике. Организуйте ребятам поход в лес, присмотритесь, какие животные и птицы оставляют там свои следы.

Зоопарк тоже может стать полезным объектом наблюдений, но следы там заметить намного труднее. В этом случае поход может стать лишь ознакомительным.