(28.8.1828, Ясная Поляна - 7.11.1910, Астапово)

Писатель.

Станиславский впервые обращается к драматургии Толстого в 1891 г. - в Обществе искусства и литературы играют “Плоды просвещения”. В 1902 г. МХТ ставит “Власть тьмы”, в 1911 г. - “Живой труп”; к столетию войны 1812 г. в театре задумывали инсценировку “Войны и мира”, но постановка не осуществилась; в 1917 г. принимается к постановке неоконченная пьеса “И свет во тьме светит”, работа не завершена. В советское время, еще при жизни основателей, Художественный театр дважды обращается к инсценировкам романов Толстого: “Воскресение” (1930) и “Анна Каренина” (1937). Ставит спектакли Немирович-Данченко. Имя Толстого и позднее возникает на афише МХАТ: “Плоды просвещения” (1951), “Живой труп” (1982), «И свет во тьме светит» (1999), «Крейцерова соната» (2008).

Принято считать самым важным автором для Художественного театра Чехова. Подтверждение этому - чеховская чайка на мхатовском занавесе. Чехов с первых дней был свой. В ткань его пьес вплетались такие понятные, близкие душе вещи, будто одним воздухом дышали на сцене и в жизни. С Толстым - иначе. Казалось, предлагаемый им художественный масштаб крупнее, значительнее их собственного. Дружить, как с Чеховым, с ним нельзя, можно только учиться.

Ставить Толстого в Художественном театре одинаково готовы были и во время наибольшей близости с Чеховым, и в годы увлечения Горьким или символистами, в периоды успехов, творческой ясности и, наоборот, неуверенности и разлада. В Толстом видели всегда необходимую русской душе нравственную опору, с ним соизмеряли уровень духовных запросов, по нему равнялись.

Толстой в поздние годы пьесы писал редко, уже готовые переделывал, не доверял театрам. Постановку “Власти тьмы” согласовали легко, а вот новую, написанную в 1900 г. пьесу “Труп”, позже названную “Живой труп”, театр получил только после смерти автора.

“Власть тьмы” МХТ не удалась. В записных книжках Станиславского зафиксированы итоги поездки в имение А. А. Стаховича, куда отправились изучать “натуру”: зарисовки предметов обстановки в избе, словарики тульского деревенского говора, описания специфических мужицких жестов и повадки. Поездка, возможно, сбила с толку. Спектакль задавила этнография. В обилии тяжелых бытовых подробностей терялась суть темной и страшной жизни толстовских персонажей, оставшейся для них не понятой и бесконечно чужой. Та - другая - жизнь явится на сцене театра во всей мощи своего темного и угрожающего движения чуть позже, в горьковском “На дне”. Через Толстого хода к ней не нашли.

В 1910 г. Станиславский тяжело болел, еле выжил. Из-за болезни не был на похоронах Толстого, писал Немировичу: жить без Толстого так же страшно, “как потерять совесть и идеал”. Потрясение от этой смерти, недавняя близость собственной, вынужденная оторванность от театральной повседневности - все вместе, возможно, помогло Станиславскому в сотворении его “системы”.

Толстой в своей статье “Об искусстве” сформулировал мысль, мучившую Станиславского: чтобы не быть пустой забавой избранных, искусство должно стать “органом жизни”, способом “братского единения людей”. “Система” для Станиславского тоже не только сценический метод, но и мировоззрение, оправдывающее актерство. Артист должен творить образ из своего естества, из частиц собственной души, и результат таких затрат не забава, а правда.

После кончины Толстого МХТ получил право на первую постановку еще не опубликованного “Живого трупа” - пьесы, к окончанию которой автора подтолкнули впечатления от спектакля МХТ “Дядя Ваня”. Пьесу Толстого ставили в 1911 г., пережив смерть Чехова, 1905 год, самоубийство С. Т. Морозова, уход и смерть самого Толстого. На глазах кончалась эпоха, с которой кровно связаны “художественники”. Федя Протасов, каким его сыграл Москвин, не мог больше существовать в мире, в котором родился и где его любят. Этот мир со всеми его жизненными ритуалами и бытовыми подробностями был родствен театру и большинству зрителей. Была понятна тоска, с какой Протасов, стоя на продуваемой холодным ветром улице, смотрел на теплые, светлые окна дома. Войти в дом было невозможно не только из боязни снова попасть в неволю глупых и стыдных “светских обязанностей”. За окнами люди пили чай, разговаривали. Но все они жили не в настоящей, а прежней Фединой жизни, которую не воротишь. Станиславский пробовал репетировать с актерами, занятыми в “Живом трупе”, по “системе”. Ему в этом помогал Сулержицкий, работавший преимущественно с молодежью. Сулер был учеником Толстого и в течение долгих лет проводником его идей в театре. Станиславский еще со времен постановки “Синей птицы” ценил его талант педагога. Неудивительно, что именно ему он доверил организацию в 1912 г. студии МХТ, где молодые должны были обучаться “системе”. Студия духовно цементировалась сулеровским “толстовством”. С простодушной серьезностью описывает Станиславский в “Моей жизни в искусстве” их общие идиллические мечтания о “создании духовного ордена артистов”, живущих и работающих на природе.

Позже, перед самой революцией, репетируя роль Ростанева в “Селе Степанчикове” Достоевского, Станиславский размышляет о тяге человека к простой жизни в гармонии с миром. Дядюшка для него “охранитель идиллии”, стремящийся к “любовной жизни”. Примерно в то же время он задумывал постановку неоконченной пьесы Толстого “И свет во тьме светит”. Дело не пошло дальше репетиций. Темы в ней обычные для позднего Толстого: гибель дома, попытки ухода, “опрощения”, крушение надежд и смерть героя. Сюжет почти автобиографичен. Герой - сам автор; один из персонажей, его ученик, явно писался с Сулера: здесь и отказ от службы в армии, и тюрьма, и сумасшедший дом. Может, это было важно для режиссера - Сулержицкий умер незадолго до того, в 1916 г.

В то время в работах Станиславского появился новый мотив - вины перед теми, чьи ожидания невольно обманываешь. Сарынцев из “Света…” винится перед пострадавшими учениками, дядюшка из “Села Степанчикова” - перед племянником и Татьяной. В театре в то время было смутно. Подозрения в собственной исчерпанности соединялись с захватившей всех сумятицей времени, всеобщим русским брожением. Станиславский всерьез думал об уходе из театра…

В 1921 г. Станиславский участвовал в репетициях инсценированной Михаилом Чеховым “Сказки об Иване-дураке и его братьях” Толстого во Второй студии. Должно быть, его привлекала возможность окунуться в мир волшебного моралите, заняться на сцене тем, чего, по его собственным словам, “никогда не бывает в жизни, но что тем не менее правда”.

Время появление изогнутого сабельного клинка на полях сражений никем не зафиксировано. Но известно, что впервые сабли появились на территории современного Ирана и Турции, это были ранние разновидности этого оружия килыч и сабля шамшир. После походов крестоносцев эти клинки получили распространение и в Европе. На Руси они появились с торговыми гостями и получили великолепную оценку у воинов.

Нужно отметить, что не только тюрки и европейцы оценили режущую мощь изогнутого клинка, Дальний Восток пошёл как обычно своим путём. Именно там появились . Знаменитая катана и китайский дадао именно эти мечи с изогнутой режущей поверхностью получили развитие в странах востока.

Конструкция

Классическая сабля имела слабоизогнутый клинок длиной до 850-900 мм, изгиб мог составлять до 50-70 мм, заточка с выпуклой стороны. Верхняя треть клинка, до острия носила название елмань, некоторые сабли на елмани имели дополнительную заточку.

Вдоль, по клинковой части оружия располагались долы, которые иногда называют кровостоками, хотя в реальности они играли вполне утилитарную роль рёбер жёсткости. Тыльная часть клинка именовалась обухом.

Польская сабля изгибом уже отличалась от восточных.

В дальнейшем изменения коснулись и эфеса. Европейское оружие имело полноценную гарду с дужкой или несколькими дужками. Сама рукоять в виде овала или эллипсоида в сечении на одной оси с клинком. На затыльнике обычно было отверстие для темляка.

По роду деятельности различали следующие виды сабель:

  • кавалерийская, с длинным клинком, и невыраженным острием;
  • пехотная, более короткий клинок, упрощённая рукоять;
  • морская или абордажная, обычно выраженная елмань, сильно изогнутый клинок, развитое острие, чаще всего закрытая рукоять.

Общий вид клинка сильно зависел от условий его использования. Помимо уставных образцов, офицеры-дворяне зачастую покупали себе более дорогие, а следовательно и прочные клинки из дамасской стали или булата.

Эволюция

Появление сабли, скорее всего, обязано развитию брони. Вся эволюция оружия это бесконечные соревнования удара и защиты. Длинное прямое лезвие меча проиграло бой пластинчатым доспехам и на смену ему пришли узкие клинки палашей и кривые лезвия сабель.

Главным отличием от прямого меча было именно это, изогнутый клинок был легче, но в тоже время наносил более глубокие раны за счёт изгиба клинка.

Кроме того, этот клинок позволял использовать его при фехтовании, в то время как тяжёлые были к этому слабо приспособлены.

Изогнутое лезвие позволяло срубить наконечник копья при атаке, требовала меньше стали для производства, кроме того она была просто удобней. Они впервые появились на Востоке, турецкая сабля – клыч и иранский шамшир наиболее известны в настоящее время.


При извлечении достаточно потянуть за него и шашка сама ложится в ладонь, в то время как сабля вынимается с перехлёстом кисти руки. Второе отличие в балансировке, сабля предназначена не только для рубки, она создавалась как комбинированное оружие.

По этой причине баланс сабли смещён в сторону рукояти, даже у оружия с развитой и тяжелой елманью.

Центр тяжести шашки смещён к острию, это сделано для того чтобы при рубке в силу удара вкладывался и вес клинка.

Третье это чисто визуальное отличие. Шашка всегда имеет открытую рукоять без крестовины и гарды. Клинок шашки не предназначен для укола и по этой причине часто имеет закругленное или затупленное острие.

В массовой культуре

Сабли используются во многих играх, так в мире WOW присутствует очень легкая сабля, в браузерной игре «Знамя войны» присутствует такой вид сабель как карабела. Сабля упоминается во многих литературных произведениях и фильмах.


В былинах, пословицах и поговорках. В Туле до сих пор бытует пословица: «выходи замуж за кузнеца, будешь ходить да сабелькой помахивать», на самом деле тут имелась ввиду реальная ситуация, когда жены кузнецов-оружейников выходили на улицу помахивая раскалёнными заготовками клинков, остужая и закаливая их.

Абордажные сабли воспеты Саббатини и Стивенсоном. Многие дети и сейчас изображают капитана Блада, взяв в руки деревянную саблю. Кроме того многие помнят времена Союза и легенды о красной коннице, хотя там основную роль играла все таки шашка.

Реплики сабель из мягкой стали продаются и сейчас, многие украшают своё жилище коллекциями холодного оружия.

Наличие сабли и шашки на ковре в гостиной сильно украшает интерьер дома. При этом продаются и клинки из дамасской и булатной стали, точнее с рисунком имитирующим их.

Видео

Представлены различные виды сабель, изображения будут дополнятся по мере нахождения их в интернете.

Адамашка — украинский термин обозначающий саблю из дамасской стали.

Аджем-клих — персидская сабля, которая была принята на вооружение турецкой армии. В своей работе («Турецкое оружие») Э.Г.Аствацатурян помещает фотографии рисунков Марсильи.

Алкус — оружие наподобие дюсака, предназначенное для перерубания кольчужных рукавов у пехотинцев.

Беджелер (бадлер) — широкая тяжёлая сабля албанских наёмников.

Бутуровка — разновидность венгерской сабли.

Гаддарэ — сабля с коротким широким клинком и утолщённым тупьём.

Дюсак — разновидность сабли, появившаяся в Венгрии и бытовавшая в Богемии и Германии в XVI в. Клинок короткий, изогнутый, однолезвийный, сужающийся к острию. Роль черена играет стержень, загнутый в виде петли, обращённой к лезвию. Использовался крестьянами и ремесленниками. При работе дюсаком на руку надевалась толстая кожаная рукавица.

Зюльфак (дзюльфакар) — сабля с раздвоенным клинком.

Карабела — польская разновидность сабли.

Кастане — короткая тяжёлая сабля со сложным эфесом, являющаяся национальным оружием народов Цейлона. Общая длина 500- 600 мм.

Килич — турецкая сабля с клинком сильной кривизны.

Клих — cабли клих стояли на вооружении турецкой армии в XVII веке.

Клыч — сабля, распространённая среди казаков.
Является русским неуставным оружием, которое появилось после Высочайшего указа
1909, в котором говорилось: «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в 13-й день августа сего 1909
года, Высочайше повелеть соизволил: Казаков всех вообще казачьих войск не
неволить иметь оружие казенного образца и, не стесняясь однообразностью его,
разрешить казакам выходить на службу с доставшимися им от отцов и дедов шашками,
лишь бы оружие это было годно в боевом отношении. » Это Высочайшее соизволение
привело к установлению нового типа оружия, получившего название «Клыч». Они
повторяли по форме и стилю легкокавалерийские и казачьи сабли конца 18 - начала
19 вв.

Кортелас (корделач, итальянск. Большой нож) — итальянская сабля с клинком средней кривизны.

Кракемарт — тяжёлая архаичная европейская сабля с обоюдоострым клинком. Была распространена у английских и французких моряков XV в.

Мамелюк — турецкая сабля сильной кривизны, бывшая на вооружении в отрядах мамелюков.

Пюлар — кривая раджпутанская сабля.

Сабля бухарская — сабля с сильным изгибом в нижней трети клинка. Верхняя часть клинка значительно шире его окончания. Долы отсутствуют.

Сабля венгерская — сабля малой кривизны со слабо выраженной елманью.

Сабля индийская — сабля с клинком малой кривизны расширяющимся к низу.

Сабля казацкая — разновидность сабли, получившая распространение в казацких формированиях. Аналогичные сабли были распространены и в различных европейских армиях.

Сабля персидская — сабля с сильным изгибом в нижней трети клинка. Верхняя часть клинка значительно шире его окончания. Долы часто отсутствуют. Сабля носится на портупее на европейский манер.

Сабля сизим сустава — длинная тяжёлая складная сабля, состоящая из семи фрагментов. Бытовала у народа Коми.

Сабля турецкая (килидж, килич) — сабля, у которой кривизна клинка начинается со второй трети, верхняя треть клинка — прямая. Сабля носится на шёлковой перевязи, идущей справа налево, подвешена свободно, так что остриё направленно вверх.

Сабля шаманская — сабля, выполняющая функцию культового оружия в шаманских обрядах. Изготовлялась специально или же заимствовалась у других этнических общностей.

Сейф — турецкая сабля с клинком малой кривизны.

Скимитар (Ятаган) — азиатская сабля с клинком малой кривизны. Длина клинка до 700 мм.

Талвар — индийский вариант сабли с клинком полуторной заточки малой кривизны. Головка черена имеет вид кольца с выступом в центре. Общая длина 950- 1250 мм.

Шамшер (шамшир) — арабская сабля с клинком малой кривизны без елмани. Часто клинок покрывался изречениями из Корана. Был распространён от Марокко до Индии и Пакистана включительно.

Среди различных видов холодного оружия, сабля занимает одну из лидирующих позиций. Все виды сабель отличаются характерным изгибом клинка. В настоящее время очень популярно фехтование на саблях, танец с саблями и просто коллекционирование различных видов сабель. Сабли – это уникальный вид холодного оружия, именно они смогли дольше всего продержаться в качестве оружия некоторых войсковых соединений.

Что такое сабля и как отличить её от меча

Даже если вы видели только танец с саблями, данное оружие должно быть вам знакомо ещё из детских игр в казаки-разбойники или из фильмов про первую мировую войну. Действительно, клинок сабли тяжело спутать с каким-либо другим оружием.

Сабля является рубяще-режущим оружием, причём многие разновидности сабель позволяют наносить колющие удары. Рукоятка сабли приспособлена под хват одной рукой, а лезвие сабли находится на выпуклой стороне. За счёт такой формы лезвия, лучшие виды сабель не просто рубят, но и как бы прорезают препятствие, которое встречается на пути клинка.

Существует множество видов сабель, которые отличаются друг от друга следующими параметрами:

  • Длиной клинка;
  • Формой изгиба клинка;
  • Различной формой рукояти.

Любая разновидность сабли отличается от меча расположением центра тяжести. У сабель он находится на значительном удалении от рукояти и находится между первой и второй третью клинка (если за первую часть принимать наконечник лезвия). Данная особенность баланса клинка делает хорошую саблю идеальным оружием для нанесения рубящих ударов с режущим эффектом. Естественно, что нанесение такого типа удара требует многочасовых тренировок на манекене.

Кривая сабля значительно увеличивает не только силу удара, но и площадь поражения. Так как клинки сабель должны обладать упругостью и вязкостью, изготовление лёгких сабель стало возможным лишь с развитием технологий металлургии.

Главные отличия сабли от меча — это:

  • Общий вес оружия (в основном сабли более лёгкие, так как были, как правило, оружием всадников);
  • Наличие кривизны клинка (хотя существуют сабли с прямым клинком, например прямая сабля-палаш);
  • Сабли от мечей отличаются различной техникой фехтования;
  • Рукояти сабель предназначены для одноручного хвата (хотя знаменитая японская катана хоть и называется мечом, но по сути является разновидностью сабли);
  • Клинки сабель имеют заточку только с одной стороны, когда как клинки мечей, как правило, обоюдоострые.

Первые сабли появились на востоке у кочевых народов примерно в 6-7 веке, хотя первое холодное оружие, напоминающее саблю (скорее палаш с прямым лезвием) встречалось уже в 5 веке. Боевая сабля является прямым потомком длинного кавалерийского меча , который в результате эволюции сначала приобрёл одностороннюю заточку (палаш), а потом и характерный изгиб клинка (типичная восточная кривая сабля).

Первые виды сабель обладали незначительной кривизной, что позволяло наносить колющие и режущие удары. С 14 века на саблях появляется елмань (утолщение на конце клинка, позволяющее наносить более сильные и концентрированные удары). Ярким представителем сабель этого периода является классическая турецкая сабля. Восточные сабли той эпохи отличались невероятным качеством клинка и красотой внешней отделки. Все легенды, которые были привезены английскими и французскими рыцарями после крестовых походов, касаются именно этого восточного оружия (турецкой сабли). Кривая сабля восточных типов имела искривленную рукоять, которая заканчивалась характерным навершием (хотя виды рукоятей могли значительно отличаться друг от друга). Кривая сабля с таким клинком не предназначалась для нанесения колющих ударов.

Отличие сабли, которая использовалась в Европе 17-19 веках, заключалось в меньшей кривизне клинка. Эфесы сабель той эпохи были достаточно массивными, чтобы надёжно защитить руку от повреждений при фехтовании. Последние сабли, которые оставались на вооружении европейских войск в 19 веке отличались ещё меньшей кривизной клинка, что прекрасно демонстрирует лучший клинок этого периода – шашка.

Разнообразие видов сабель

Эволюция сабель с изогнутым клинком началась с тех времён, когда кочевые племена начали улучшать римский меч спату . Прошло несколько веков, прежде чем сабля приняла знакомый всем вид. Хотя ещё во времена древнего Египта существовали особые виды холодного оружия, которые напоминали сабли.

Модели сабель с древности до начала 20 века:

  1. Первым оружием, искривленная часть клинка которого отдалённо напоминала боевые сабли, был египетский копеш. Большинство учёных относят эти древние клинки к ятаганам (сабля янычара), хотя копеш с таким же успехом можно отнести к боевым серпам. Кривой клинок данного оружия имелся лишь у элитных воинов египетской армии, что объясняется сложностью изготовления. Копеш, как правило, изготавливался из меди или бронзы, поэтому до нас дошли несколько хорошо сохранившихся экземпляров данного оружия;
  2. Одним из первых прообразов сабель является турецкий ятаган. Хотя ятаганы приобрели популярность только в 16 веке, с первого взгляда в них можно угадать усовершенствованную модель греческого меча фалькаты. Рукоять сабли была из кости, лишённая какой — либо гарды. Это турецкое оружие обладает значительным весом, а специфическая заточка (вогнутая, в форме «крыла сокола») позволяла без труда отрубать головы и конечности врагу;
  3. Лучшим оружием тяжёлой конницы 18 века считается палаш, который является своеобразным гибридом сабли и меча. Область боевого применения данного оружия чрезвычайно широка. Им можно наносить как колющие, так и рубящие удары. Кроме того, палаш обладает массивным эфесом, который прекрасно защищает руку воина;
  4. Абордажные сабли также были чрезвычайно популярны в 16-18 веках. Они представляли собой упрощённые модели европейских военных сабель. Морская сабля была достаточно короткой, а развитая гарда хорошо защищала руку;
  5. Говоря про сабли, нельзя не упомянуть про шашку. Шашки являются последним длинноклинковым оружием, которое состояло на вооружении армии вплоть до середины 20 века.

Русская сабля времён Киевской Руси

На землях Киевской Руси сабли использовались наряду с мечами. Если мечи являлись главенствующими в северных регионах, то сабли активно использовались русскими воинами в южных районах, на которые часто нападали степные кочевники. Конечно, меч или топор — отличное (и традиционное) оружие русских витязей, но в битвах с лёгкой степной конницей, вооружённой саблями и облачённой в лёгкие кожаные доспехи, это русское оружие было малоэффективно.

Уже в 9 веке князья начали вооружать свои дружины саблями, чтобы дать русской коннице возможность на равных биться с ловкими степняками. В связи с тем, что это оружие было очень дорогостоящим, саблями вооружались лишь князья, воеводы и их дружины. Увидев эффективность данного оружия в стычках со степняками, князья северных земель также вооружили своих дружинников саблями.

Сабли на Руси 9-12 веков были достаточно массивными и обладали кривой рукояткой. Часто к ней крепился темляк, для чего в рукоятке было предусмотрено отверстие.

Казачьи сабли 15-18 веков

Первые упоминания о казачьем войске относятся к 15 веку. Культура казаков тесно связана с оружием, особенно с саблями. Казачья сабля 16 века была или копией сабли Киевской Руси, или турецкой саблей типа «клыч», которые захватывались в военных походах или покупались у турков или кочевых народов.

Наилучшей считалась персидская сабля шамшир, которая часто изготавливалась из дамасской или булатной стали. Такую саблю могли себе позволить лишь богатые казаки, да и те чаще всего брали их в бою. Ещё очень ценной саблей считалась так называемая «Адамашка». Данным словом назывались все кривые восточные сабли, изготовленные из дамасской стали.

Сабля считалась главным атрибутом вольного казака, поэтому бережно хранилась и передавалась из поколения в поколение. Казацкая техника сабельного боя оттачивалась в постоянных стычках с кочевниками, а позже отшлифовалась в боях с польским войском.

Если не считать шамшир, то большая часть казацких сабель того времени была предназначена для нанесения как рубящих, так и колющих ударов. Большинство рукояток сабель украшались изображениями зверей или птиц, которые служили своеобразным оберегом для воина.

Польские сабли 15-18 веков

Польские сабли начали набирать популярность, начиная с 15 века. До этого Польша являлась ярой сторонницей использования тяжёлых мечей. Так как основной враг поляков — Тевтонский орден — был разбит, а огнестрельное оружие приобрело огромную популярность, использование тяжёлых доспехов и мечей стало неактуальным.

Первыми, кто стал использовать сабли, были представители польской шляхты и воины гусарских полков. Гусарской коннице польская сабля (которая была почти полной копией венгерской) пришлась как нельзя кстати.

Венгерская сабля в руках польских шляхтичей превратилась в предмет «гонору». Изначально данное оружие завозилось из Венгрии, но вскоре стало изготавливаться и в польском государстве, прославив со временем польскую оружейную школу.

Гусарская сабля появилась в 16 веке, а широко распространилась в 17, является наиболее тяжёлой польской саблей. Её особенностью является массивная гарда, которая отлично защищает руку. Гусарская сабля являлась многофункциональным оружием, незаменимым для профессионального воина.

Обзор французских сабель времён наполеоновских войн

Эпоха Наполеоновских войн была отмечена кардинальными реформами в военном деле. Естественно, что она коснулась и холодного оружия французской кавалерии. Те сабли, которые состояли на вооружении конницы до реформы, были слишком изогнутыми, что усложняло нанесение колющих ударов, которые в тесной схватке были незаменимы.

В 1806 году сабли лёгкой кавалерии были заменены на новые образцы. Гарда новых сабель стала комплектоваться ещё двумя защитными дужками сбоку, что позволило сделать защиту руки более совершенной.

В результате нововведений французская сабля получила новый, менее изогнутый клинок, который был прекрасно приспособлен как для колющих, так и для рубящих ударов. Остриё было смещено с линии обуха для увеличения колющих качеств. Сам клинок дополнительно затачивался возле острия со стороны обуха.

Абордажная сабля

Абордажная сабля появилась в 16 веке, когда жестокие морские сражения стали обыденным явлением. До их появления пираты и матросы использовали обычное клинковое оружие, но специфика морской схватки требовала короткого и крепкого оружия. Сначала матросы использовали тяжёлые тесаки , из которых и эволюционировала абордажная сабля.

Так как большинство пиратов и матросов были простыми людьми, искусство фехтования было от них очень далеко. Абордажная сабля по принципу действия походила на простой тесак, который был привычен для бывших крестьян и горожан. Для того, чтобы научиться владеть абордажной саблей, достаточно было взять нескольких уроков, так как вся техника боя заключалась в нанесении мощных ударов с широкой амплитудой движения.

Абордажная сабля представляет собой короткий, но широкий и тяжёлый клинок. Так как в морском бою возникали разные ситуации, массивная абордажная сабля могла не только выть оружием, но и использоваться для прорубания дверей. Кроме того массивная гарда отлично защищала руку хозяина и могла использоваться в качестве кастета .

Абордажная сабля могла даже быть тупой, широкий удар в сочетании с весом и шириной лезвия всё равно наносил смертельные раны. Естественно, что хорошие фехтовальщики не использовали абордажные сабли, так как для фехтования они практически не годились.

Чем сабля отличается от шашки

В 1881 году все сабли, бывшие на вооружении русской армии, были заменены на шашки. Так как огнестрельное оружие сделало доспехи бесполезными, пропала необходимость в тяжёлых сабельных клинках, а лёгкой шашкой бездоспешного воина можно было разрубить пополам (что и проделывали некоторые горцы). Сабли в армии остались лишь как элемент парадной формы.

Одним из главных отличий шашки от сабли является полное отсутствие на шашках гарды, защищающей руку, так как шашкой не фехтовали, а рубили. Если два противника встречались в бою, то ни о каком парировании ударов шашкой даже и речи не могло идти. В схватках казаки отклонялись и уворачивались от вражеских ударов, выбирая момент для нанесения быстрого и чёткого рубящего удара.

К казакам шашка (которая переводится как длинный нож) попала от горцев, которые виртуозно ими владели и успевали зарубить казака одним ударом, пока он доставал тяжёлую саблю.

Офицерская парадная сабля

Офицерские парадные сабли обрели популярность после Первой мировой войны. Во многих странах появилось множество парадных элементов, офицерская сабля парадного образца относится к ним. Офицерская парадная сабля была очень популярна у высших чинов вермахта. В советской армии вместо сабли была офицерская шашка.

Так как офицерская сабля является элементом парадного костюма, то она несёт больше декоративную роль. По боевым качествам парадная сабля так же эффективна, как и тупая учебная сабля. Зато огромное значение придаётся внешней отделке рукояти и ножен.

Благодаря военным традициям, парадные сабли и шашки можно видеть на военных парадах многих стран мира.

Чемпионат мира по сабле

Впервые чемпионат мира (ЧМ) по сабле (хотя мировым он стал называться только с 1937 года) после прошёл в 1921 году во Франции. Чемпионат мира по сабле был объявлен европейским турниром, так как участники являлись призёрами из различных европейских стран.

После 1937 года, когда чемпионат мира по сабле получил официальный статус мирового, он стал проводиться каждый год, за исключением года, на который выпадали олимпийские игры.

Возможно является более ранним заимствованием из тюркских языков срав. с татарским «чабу» (форма в западном диалекте - «цабу») I косить || косьба II 1) рубить, отрубить, разрубать/разрубить || рубка 2) выдалбливать/выдолбить (корыто, лодку) 3) вырубать, прорубать (лёд, прорубь). В древнетюркском языке слово «сапыл» обозначало «воткнуться». (ДТС, с.485) Существует также общетюркское слово сабала, шабала - с переходом значений: (режуще-колющее орудие)>отвал плуга> лопатка с длинной ручкой для чистки плуга>ковш с длинной ручкой. В чувашском - сабала, татарском - шабала, турецком - сапылак, тувинском - шопулак, алтайском - чабала. Существуют также версии происхождения от тюркского сап - «ручка, рукоять» (саплы - «имеющий рукоять») и сапы - «махать» (ДТС, с.485) В черкесском языке слово «сабля» происходит от кабард.-черк. сэблэ (Сэ - «нож», Блэ -"рука" - нож размером с руку), также ввиду этого видна связь с черкесским божеством Шиблэ (бог громовержец), то есть смысл слова сабля можно понимать как «карающая (режущая) рука».

От венгерского, вероятно, происходят и польск. szabla , и нем. Säbel , от которого произошло французское и английское слово sabre .

Конструкция

Конструкция сабельной рукояти была более лёгкой, чем у меча. Черен, как правило, был деревянным, с металлическим навершием (набалдашником), как правило, уплощённо-цилиндрической формы в виде колпачка, надеваемого на черен. Это навершие обычно снабжалось кольцом для крепления темляка . В IX-XI веках были распространены прямые крестовины с шарообразными увенчаниями на концах, которые потом получают изгиб в сторону острия. В XI веке получают распространение крестовины ромбовидной формы, известные ещё у первых сабель - перекрестья увеличивали прочность конструкции.

В X-XI веке сабли появляются в арабском мире, однако поначалу не получают там столь широкого распространения, испытывая конкуренцию со стороны привычного прямого клинкового оружия. С XII века они получают более широкое распространение в Иране , Анатолии , Египте и на Кавказе . Их сабли этого времени были схожи с восточноевропейскими X века - длина клинка около 1 метра, ширина 3 см, изгиб 3-3,5 см, толщина 0,5 см. В XIII веке сабли в исламских странах начинают вытеснять мечи и палаши. Большую роль здесь сыграло монгольское нашествие . В это же время они попадают в Индию . В XV-XVI веках выделилось два основных типа исламских сабель: узкие и длинные шамширы значительной кривизны, свойственные Ирану , и более короткие и широкие киличи меньшей кривизны, свойственные Турции . У обоих вариантов была прямая рукоять, крестовина с перекрестьем на эфесе , разная масса, средняя длина клинка около 75-110 см. К этому времени уровень их производства в исламских странах достиг такой степени, что значительным стал экспорт сабель и сабельных полос в другие страны, включая восточноевропейские.

В XIV веке на сабле получает распространение елмань , после чего сабля приобрела свойства преимущественно рубящего оружия. В это же время сабли становятся полностью преобладающим длинноклинковым оружием на Руси. В Новгородских землях сабли, однако, ещё не вытеснили мечи, но всё же получили широкое распространение. Свойственные XIV-XV векам сабли, имевшие хождение в Восточной Европе, включая Русь, на Кавказе и у некоторых других народов, по сравнению с XIII веком изменились несильно: длина клинка остаётся в пределах 110-120 см, кривизна увеличивается до 6,5-9 см. Вместе с тем окончательно получают распространение стержневидные крестовины длиной около 13 см с расширениями на концах, с вытянутым перекрестьем. Масса сабель этого периода имела варианты от 0,8 до 1,5 кг.

Дальний Восток

См. также: Клинковое оружие Китая и Клинковое оружие Японии

Первые изображения сабель появляются на рельефах периода Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) в Китае. Предположительно, это были экспериментальные формы клинков, не получившие в регионе широкого распространения в течение длительного времени. Артефакты, обнаруженные в северном Китае, датируются уже периодом Северной Вэй (386-534). Практически одновременно сабля попадает в Корею (фреска из когурёской гробницы в Яксури, V в.), а затем - и в Японию . Большое распространение в отдельные периоды получали двуручные сабли, такие, как чжаньмадао /мачжаньдао (Китай), нодати (Япония). В целом дальневосточные сабли существенно отличались от западных и включали большое множество разновидностей. Одним из отличий была конструкция рукояти с дисковидной гардой (яп. цуба , кит. паньхушоу).

К середине XVII в. длинные двуручные сабли (но-дати , шуаншоудао и т. д.) в основном были вытеснены более короткими образцами, однако в войсках Зелёного Знамени, согласно «Хуанчао лици туши» (1759), сохранялось не менее 5 разновидностей длинноклинковых двуручных сабель с разной формой клинка. Причина сохранения этого архаического пережитка в цинских войсках в течение такого длительного времени неизвестна, равно как и степень распространенности этих видов сабель.

XIX в. ознаменовался возникновением целого ряда новых видов клинкового оружия - от нювэйдао (сабля «бычий хвост»), появившейся в первой половине столетия и достигшей зрелости к 1870-м годам, до нескольких разновидностей двуручных сабель дадао , появившихся в последней четверти столетия и развившиеся в классический дадао , стоявший на вооружении войск Гоминьдана в ходе войны с Японией 1937-1945 годов.

Монгольская империя

Точная дата появления сабель у монголов неизвестна. Неизвестна также и типология раннемонгольских сабель. Скорее всего, сабли применялись протомонгольскими племенами ещё со времен династии Северная Вэй, но никаких сведений, подтверждающих их использование, нет. В XIII веке, по свидетельства сунского посланника Чжао Хуна, сабли стали наиболее популярным длинноклинковым оружием у монголов (однако они весьма широко продолжали использовать мечи, а тем более - палаши). В это время монгольские сабли (совр. монг. сэлэм ) включали две разновидности: с нешироким клинком, слегка изогнутым и сужающимся к острию, и с более коротким и широким, в последней трети немного расширяющимся.

После монгольского нашествия на страны Средней Азии вооружение монголов значительно изменилось под влиянием покоренных народов; к тому же значительную часть монгольских войск составили вновь покоренные тюркские племена. Однако в XIII веке прослеживается и дальневосточное влияние на конструкцию монгольского клинкового оружия - некоторые обнаруженные археологами сабли имеют дисковидную гарду. В XIV веке на западе империи установился тип сабель, отличающихся длинным, широким клинком значительной кривизны со стандартной к этому времени сабельной крестовиной.

Позднее Средневековье

С конца XV - начала XVI веков сабельное производство в арабском мире достигло такого уровня, что стало влиять на Восточную Европу, где получили распространение импортные «восточные» сабли. Киличи турецкого типа отличались массивными клинками длиной 88-93 см, с елманью, при общей длине сабли 96-106 см. Вес таких сабель с ножнами порой достигал 2,6 кг. Крестовина иногда могла доходить до 22 см. Рукоять обычно делалась из гранёной деревянной трубки, одевавшейся на черен, снабжённой набалдашником. Позднее навершие рукояти наклоняется в сторону лезвия. Сабли со сравнительно узким клинком без елмани, частично относящиеся к шамширам иранского типа, а частично - возможно, сохранившие элементы сабель ордынского времени, имели общую длину 92-100 см при длине клинка 80-86 см и ширине у пяты 3,4-3,7 см.

Местные восточноевропейские сабли также ковались под азиатским влиянием. Однако со второй половины XVI века в Венгрии и Польше происходило развитие рукояти. В XVII веке из венгерско-польских появилась гусарская сабля с закрытым эфесом: со стороны лезвия от конца перекрестья к набалдашнику шла пальцевая дужка, защищавшая кисть руки; эта дужка иногда не была соединена с навершием рукояти. На перекрестье добавилось кольцо для большого пальца, которое позволило быстро изменять направление ударов. На Руси такие сабли имели хождение под польским влиянием в Смутное время .

В XVII веке на Руси сабли были как местного производства, так и импортные. Отечественные, как правило, ковались под иностранным влиянием - в описях выделяются сабли на литовское, турское, угорское, черкасское дело, на кизылбашский, немецкий, угорский, а также и московский выков .

В XVI-XVII веках формировались приёмы сабельного фехтования. Особенно сильной была польская школа фехтования (польск. sztuka krzyzowa ), включавшая несколько видов рубящих ударов и парирования. В Польше сабля была оружием, преимущественно, шляхты , и использовалась больше в пешем, чем в конном бою. На Руси сабли использовались поместной конницей , а позднее - некоторыми стрельцами и рейтарами нового строя . Сохранилась сабля Б. М. Лыкова-Оболенского , датируемая 1592 годом, множество зазубрин на которой свидетельствуют о его высоком фехтовальном мастерстве . Сабли были основным длинноклинковым оружием казачества .

В странах Центральной и Западной Европы сабли получают распространение со второй половины XVI века, однако впервые попадают в XIV-XV. Это распространение поначалу не было значительным. В пехоте среди ландскнехтов имела хождение двуручная сабля гросс-мессер , которая появилась в XV веке в Венгрии, и используемый, главным образом, в школах фехтования дюсак. Начиная со второй половины XIV - первой половины XV и вплоть до XVII века также применялись массивные короткие сабли-тесаки, возможно, произошедшие от фальшионов под восточным влиянием - кортелас (итал. cortelas , итал. coltelaccio , нем. kordelatsch , нем. kordalätsch ), малкус (итал. malchus ), сторта (итал. storta ), баделер (фр. badelaire ), кракемарт (фр. craquemarts ). В XVI-XVII веках имела хождение укороченная «полусабля» - хенгер (англ. hanger ). В целом, в течение XVII века в этих странах широко применялось прямое клинковое оружие - такое, как шпага , а сабли получают широкое распространение лишь в XVIII-XIX веках.

Новое время

В XVII-XVIII веках под восточноевропейским влиянием сабли распространяются по Европе. Они происходили от сабель польско-венгерского типа . В течение всего XVIII века они применялись в различных странах Европы, включая Англию , будучи, преимущественно, кавалерийским оружием.

В европейских армиях Нового времени сабли имели клинки средней кривизны (45-65 мм), эфесы с громоздкими гардами в виде 1-3 дужек или чашеобразные. Общая длина достигала 1100 мм, длина клинка 900 мм, масса без ножен до 1100 г, масса с металлическими ножнами до 2300 г. В конце XIX века кривизна уменьшается до 35-40 мм и сабля вновь приобретает колюще-рубящие свойства. В это время турецкие и японские сабли стали делаться по европейским образцам.

В 1881 году в России на вооружение регулярной армии были приняты шашки , которые по сравнению с саблями имели лучше выраженные атакующие свойства ценой снижения защитных и отказа от сложных фехтовальных техник, которым солдат-срочников всё равно почти не обучали. Несмотря на то, что по форме клинка они порой близки к ранним саблям, как разновидность последних они не классифицируются. Широкое распространение сабли сохраняли ещё во время Первой мировой войны , а после неё начинают уходить из вооружения европейских армий в связи с общим отказом от холодного оружия. Тем не менее кавалерия, а вместе с ней сабли и шашки, имела незначительное боевое значение до конца Великой Отечественной войны . Вплоть до 1945 года в войне весьма активное участие принимали, с одной стороны, советские кавалерийские корпуса и польская конница, а с другой - немецкие и венгерские кавалерийские бригады и дивизии, однако их основным и практически единственным, за редчайшими исключениями, способом участия в боевых действиях было ведение огневого боя спешившись . В качестве церемониального оружия сабли во многих странах применяются до сих пор.

Технология

Первые сабли были атрибутом знатных воинов и потому, как правило, инкрустировались золотом и серебром. Клинки производились по сложным многослойным технологиям, характерным и для дорогих мечей, заключавшихся в сварке железных и стальных пластин. В XII-XIII веке сабли становятся более массовым оружием, а потому и упрощается их технология. Большинство клинков теперь производили путём наварки стального лезвия или же цементацией цельножелезной полосы. С XII века сабли исламских стран из науглероженных заготовок, которые в результате особой многократной закалки получали идеальное сочетание вязкости и твёрдости, а край лезвия получался особенно твёрдым.

Рукоять состояла из черена, как правило, из двух деревянных или костяных накладок, крепившихся заклёпками к хвостовику. В других случаях цельный черен с отверстием одевался на хвостовик. Спереди между плечиками клинка и череном была зафиксирована металлическая крестовина, обеспечивающая защиту руки. На дальневосточных саблях гардой была не крестовина, а цуба . Поздние европейские сабли отличались более сложными гардами.

Использование

Сабли служили в первую очередь вооружением кавалерии, что предопределило их относительно большую длину и приспособленность для рубящего удара сверху, для усиления которого оружие уравновешивалось на середине клинка.

Достаточно сильный изгиб клинка придаёт рубящему удару режущие свойства, что значительно увеличивает его эффективность. Сабля при ударе скользит относительно поражаемого объекта. Это особенно важно, поскольку рубящий удар всегда наносится по круговой траектории. Кроме того, нанесение удара под углом к поражаемой поверхности увеличивало создаваемое давление. В результате, при рубящем ударе сабля наносит более серьёзные повреждения, чем меч или палаш такой же массы. Повышение кривизны приводит к повышению режущих, но вместе с тем - к ослаблению рубящих свойств.

Европейские сабли, как правило, имели незначительный изгиб лезвия, позволяющий наносить удары вперед, относительно большой вес и закрытую гарду , обеспечивающую прочный, но однообразный захват. С другой стороны, в Азии сабли отковывались с клинками не только многообразной, но иногда и причудливой формы, бывшей, однако, плодом не столько стремления к оригинальности, сколько желания максимально использовать режущие свойства обладающего микропилой дамаскового клинка. Ведь, хотя сабли замышлялись как рубящее и, отчасти, колющее оружие, но наличие микропилы на клинке делало именно режущий удар для них особенно эффективным, - только таким ударом враг разваливался едва ли не пополам. Потому, в некоторых случаях (например, в случае катаны) дамасковые клинки приспосабливались к такому и только такому удару.