25 октября 1944 года на восходе солнца американская подводная лодка «Тэнг», охотившаяся за японскими конвоями, оказалась в Формозском проливе. Это был ее пятый военный патруль за восемь месяцев операций, и у командира корабля капитана Ричарда Х. О"Кейна были веские причины быть довольным собой. За две ночи до этого в надводной атаке японского конвоя они уничтожили три танкера и два транспортных судна.
Затем, накануне вечером, 24 октября, они перехватили радиосигналы другого конвоя и незаметно всю ночь преследовали его, а на восходе снова атаковали уже на поверхности. Торпеды попали в цель и нанесли повреждения одному из кораблей эскорта; другой залп поразил торговое судно «Мацумото-мару» водоизмещением 7024 т, оно взорвалось и начало погружаться в воду.

Однако после этой операции на «Тэнге» осталась лишь одна торпеда. Лейтенант Билл Либолд - старший помощник О"Кейна - в шутку предложил сохранить ее в качестве сувенира, однако О"Кейн уже решил использовать ее в бою против эскортного корабля, который в предыдущей атаке был поврежден, но не уничтожен. Он повел подводную лодку по новому курсу, обосновался позади торпедного прицела на капитанском мостике, пододвинул стрелку орудийного угломера в сторону носового торпедного отсека и дал команду стрелять. «Теперь, - подумал он, - «Тэнг» сможет незаметно ускользнуть из этих опасных вод и вернуться на свою базу в Перл-Харбор».

Вместе с О"Кейном на мостике находились восемь человек. Внезапно один из них подал знак боевой тревоги. Несколько пар глаз различили фосфоресцирующий след торпеды, пущенной в направлении субмарины. Он был пока еще на приличном расстоянии от носовой части слева по борту. О"Кейн объявил тревогу и немедленно отдал приказ о маневре уклонения. Подводная лодка увеличила скорость, и рулевой дал полный правый ход.

Не теряя самообладания, О"Кейн пытался понять, откуда же он был атакован. В пределах радиуса действия не было ни одного японского военного корабля, кроме того, который он недавно атаковал и который, совершенно очевидно, был выведен из строя, а постоянно зондирующий гидролокатор не обнаруживал присутствия какой-либо вражеской подводной лодки. «Тэнг» была оснащена самой современной аппаратурой обнаружения; нельзя было даже представить, что ее можно захватить врасплох.

И тем не менее это была торпеда. О"Кейн был уверен, что она пройдет мимо: ведь он заблаговременно предпринял соответствующий маневр уклонения.


И вдруг капитан застыл, как после сильного удара - приближающаяся торпеда шла не по прямой. Она, казалось, двигалась вокруг «Тэнга» по большой окружности, но диаметр этой окружности стремительно сужался. Подводная лодка попала в ловушку.

О разворачивающейся драме члены экипажа, расположенные в разных отсеках, даже не подозревали. Узнали они об этом только когда судно потряс ужасный взрыв где-то возле кормы. Первое впечатление было такое, что «Тэнг» наскочил на мину. У людей в трех кормовых отсеках не оставалось никаких шансов на спасение. Единственное облегчение их участи состояло в том, что, прежде чем хлынувшая вода затопила отсек, почти все они потеряли сознание от удара.

Невероятно, но О"Кейн всего за несколько мгновений до попадания торпеды успел отдать приказ задраить рубочный люк. Затем силой взрыва его и еще восьмерых швырнуло в море. Кто-то оказался ранен, но помочь им было некому, к тому же ни у одного не оказалось спасательного жилета. В результате через несколько секунд на поверхности остались только четверо: О"Кейн, Либолд, инженер-механик лейтенант Ларри Савадкин и радист Флойд Каверли - перед самым взрывом он поднялся на палубу, чтобы доложить о выходе из строя части аппаратуры.

Очень скоро под тяжестью воды, залившей лодку, корма «Тэнга» с ужасающей скоростью стала погружаться в воду. Второй удар, подобный взрыву, произошел, когда корма врезалась в дно на глубине 180 футов. Значительная часть носового отсека все еще торчала над водой.

Именно мгновенная реакция О"Кейна, отдавшего приказ задраить рубочный люк, несомненно спасла жизни людям, но их положение внутри подводной лодки было отчаянным. Мало того что некоторые из них были серьезно ранены, безвыходность их положения усугубил пожар, возникший в носовом аккумуляторном отсеке. Он был быстро потушен, но внутренняя часть лодки продолжала наполняться дымом от тлеющих кабелей.

В лодке оставались люди. Одним из них был матрос-механик по имени Клейтон Оливер, который, придя в себя, увидел, что находится возле устройства управления второй балластной цистерной. Он знал, что уцелевшие могли использовать свои индивидуальные спасательные средства - аппараты Момсена, - но чтобы добраться до них, лодка должна была находиться в более или менее горизонтальном положении.
Он привел в действие устройство управления, и, как только вода устремилась в балластную цистерну, подводная лодка начала погружаться. Затем Оливер позаботился об уничтожении корабельных документов в сейфе контрольной комнаты и с несколькими из оставшихся в живых направился в носовой торпедный отсек.
Тем временем японские эскортные корабли начали беспорядочно бомбить глубинными бомбами акваторию вблизи конвоя, атакованного «Тэнгом». Ни одна из глубинных бомб не взорвалась достаточно близко для того, чтобы добить поврежденную подводную лодку, но атака продолжалась четыре часа, превратившись из-за почти не прекращающихся ударов в сплошной кошмар для уже контуженых и раненых людей. Кое-кто потерял сознание. Остальные должны были отказаться от попыток выбраться, поскольку даже на большом расстоянии ударные волны под водой могли оказаться смертельными.

(План-схема повреждений)


Наконец атака закончилась, и тридцать уцелевших членов экипажа под руководством торпедного командира лейтенанта Джима Флэнагана приготовились покинуть подводную лодку. Флэнаган приказал четверым морякам войти в спасательную камеру. Через тридцать минут камера была осушена и открыта. Внутри нее все еще находились почти в бессознательном состоянии трое едва не утонувших людей. Только одному удалось выйти наружу, но, как позже узнал Флэнаган, и он не добрался до поверхности.

Снова попытка. В камеру на этот раз втиснулись пять человек. Процесс затопления и последующего осушения занял сорок пять минут, и, когда он завершился, Флэнаган увидел, что выбрались только трое. Двое остались внутри.

К тому времени Флэнаган обессилел настолько, что руководство спасательной операцией принял на себя другой офицер - энсин Пирс.

Он приказал войти в камеру еще четырем человекам. Хотя каждый из них прошел через спасательный люк, только один поднялся живым на поверхность.

Тогда Пирс убедил измотанного Флэнагана покинуть лодку с четвертой группой. Когда Флэнаган с трудом подтягивался вверх по тросу, идущему из спасательной камеры к бую на поверхность, он почувствовал прямо под собой несколько толчков. Перед отходом Флэнаган заметил, что в аккумуляторном отсеке снова вспыхнуло пламя - оно было таким сильным, что начала пузыриться краска на переборке, отделяющей носовое торпедное отделение от того места, где бушевал пожар.
Вдобавок от сильного нагрева начала тлеть резиновая прокладка, образующая уплотнение вокруг герметичной двери. Теперь у тех, кто все еще был замурован в корпусе «Тэнга», не осталось надежды на спасение. Из восьмидесяти восьми офицеров, старшин и рядовых, входивших в состав экипажа «Тэнга», уцелели только пятнадцать человек, подобранных японскими судами.

29 августа 1945 года лагерь для военнопленных в Омори, где содержались уцелевшие моряки с «Тэнга», был освобожден американскими войсками. К сожалению, они нашли здесь только девятерых из пятнадцати оставшихся в живых. Среди них были капитан О"Кейн и лейтенант Флэнаган. О"Кейн был позже награжден Почетной медалью Конгресса.


Именно О"Кейн и раскрыл подлинную историю гибели «Тэнга». Лодка сама потопила себя своей последней торпедой. Из торпедного аппарата торпеда вышла в полном порядке, но потом что-то испортилось в ее рулевом механизме, и, развернувшись, торпеда нацелилась на собственный корабль.

А Билл Либолд оказался прав. Им следовало оставить свою последнюю торпеду в качестве сувенира…

Тип Тэнг представлял собой результат интеграции технологии трофейных немецких U-boat в дизайн подводных лодок ВМС США . По сути, они являлись произведением искусства в области неатомного субмариностроения времен окончания Второй мировой войны и послевоенных лет, но были при этом достаточно дорогостоящими, что и послужило толчком к реализации программы GUPPY . Именно их дизайн и послужил основой конструкции первых атомных подводных лодок в начале 1950-х. Данный тип можно назвать переходным между современными подводными лодками и субмаринами военных лет.

После вывода из состава флота США, четыре из шести субмарин были проданы Италии и Турции, где и окончили свою карьеру в конце 1980-х и начале 2000-х

Проанализировав действия подводных флотов во время Второй мировой войны и приняв во внимание действия собственного подводного флота на Тихоокеанском и Атлантическом театрах военных действий Bureau of Ships (англ.) (Корабельное бюро) ВМС США пришло к выводам, что дальнейшие военные действия между подводными лодками будут иметь совершенно иной характер. Продолжающееся развитие технических возможностей подводного флота одновременно с ослаблением возможностей надводного флота эффективной противолодочной борьбы позволило HMS Venturer (P68) открыть новую эру в подводных битвах - время войны полностью погруженных подводных лодок .

Американские аналитики скептически относились к возможностям атаки субмаринами воздушных целей и быстродвижущихся судов. Однако после окончания Второй мировой войны отношения между недавними союзниками стали быстро портиться, а напряженность в отношениях быстро нарастать. На фоне интенсивного развития флота СССР, подкреплённого прогнозами США о том, что СССР будет развиваться в сторону увеличения размеров ПЛ до беспрецедентных, остро встал вопрос о возможности западных стран обеспечить безопасность трансатлантических линий в случае нового конфликта.

В основу конструкции этих лодок было положено детальное исследование трофейных немецких подводных лодок типа XXI . И именно на этих субмаринах впервые был применён принцип приоритета подводной скорости перед надводной. Лодки были короче, обладали более обтекаемыми обводами и более ёмкими батареями чем существовавшие на тот момент военные субмарины . Проект SCB-2 обладал закруглённым носом и небольшой тонкой рубкой без выступающих частей со скрытыми и выдвигающимися по мере необходимости инструментами и перископом . Во время работы над проектом всерьёз так же рассматривалась возможность полного отказа от рубки .

В отличие от предыдущих типов, на типе Тэнг отказались от установки палубного орудия. Проведённые в 1946 году испытания моделей в бассейне показало, что оптимальным соотношением длины субмарины к её диаметру будет 5:1 . На практике выдержать такое соотношение было невозможно из-за необходимости вписать в корпус лодки набор оборудования и приборов для обеспечения её адекватной работоспособности. Разработчики, однако, постарались максимально приблизить пропорции судна к этому соотношению. Эта причина привела к тому, что первые послевоенные океанские подводные лодки были значительно меньше своих предшественников военных времён.

Одним из основных нововведений в конструкции Тэнг , позволившим значительно сократить длину лодки, являлось использование двигателя General Motors 16-338 - лёгкого, компактного и скоростного, построенного по схеме с послойно-горизонтальным расположением цилиндров, мощностью 850 л. с. , вместо установки четырёх стандартных и громоздких дизелей мощностью 4600 л. с. Этот двигатель радикально отличался от классических моторов, использовавшихся на всех предыдущих субмаринах, строившихся с горизонтально расположенным коленвалом и двумя рядами по восемь цилиндров, и представлял собой X-образный дизель. В нем был применён вертикальный коленвал, с подвешенным на его нижнюю часть генератором , а цилиндры располагались вокруг него послойно «блоками» по 4. Четыре таких 4,1-метровых 8-тонных двигателя могли быть установлены в один-единственный отсек, давая суммарную мощность 3400 л. с. В целях шумопонижения каждая установка мотор-генератор устанавливалась на собственном резиновом фундаменте. Данные двигатели использовались как для движения субмарины по поверхности воды, так и, при использовании шноркеля для зарядки батарей и движения на перископной глубине. В подводном положении Тэнг и двигались на двух электромоторах, развивавших мощность 4610 л. с., забирая заряд из четырёх наборов по 126 батарей, как и остальные лодки, модернизированные по поздним вариантам программы GUPPY . В нижней части прочного корпуса на массивных основаниях были установлены два вала, выходящих за его пределы, на которые, в свою очередь, установлены два медленно вращающихся винта, за которыми расположены рули. Такая конфигурация двигателей позволяла развить подводную скорость в 18,3 узла, и надводную в 15,5. Лодки были способны передвигаться в подводном положении без применения шноркеля 43 часа на ходу 3 узла , давая тем самым дальность подводного хода 129 морских миль (239 км) на той же скорости. Система управления максимально автоматизирована, дабы обеспечить тишину для эффективного использования сонаров .

Лодки типа Тэнг не смогли избежать технических проблем. Одной из них являлась проблема с гидравлической системой загрузки и выгрузки торпед в аппараты. Изменения, внесённые в конструкцию субмарины утяжелили торпедный отсек на 24 тонны, что незамедлительно сказалось на продольной устойчивости судна . Для преодоления этого эффекта пришлось увеличить длину корпуса на 6 футов (1,8 ), получив в результате полную длину субмарины 268 футов (82 ), вылившуюся в увеличение общего водоизмещения с 1575 до 1616 т. Вскоре после входа в строй прототипа, обнаружилась ещё одна огромная проблема - на сей раз с двигателями. Необычный плоский дизайн этих моторов и их компактная конструкция, в противовес обычным двигателям, делали их очень привлекательными в применении в таких коротких судах как Тэнг . Однако их отказы благодаря большой скорости их вращения (1400-1500 об/мин) приводили к тому, что судно возвращалось в порт на буксире. Подвешенные под двигателями генераторы были подвержены постоянным затоплениям маслом, вытекающим из двигателей. Второй проблемой с двигателями являлась их громкость, зачастую переваливавшая за 140 децибел , и серьёзная вибрация, распространявшаяся от них . В результате этого в 1956 году было принято решение заменить их на десятицилиндровые дизеля Fairbanks-Morse 38D8-1/8 , со встречным движением поршней . Для обеспечения необходимого пространства всем субмаринам в моторный отсек была добавлена врезка длиной 9 футов (2,7 ), но даже при этом поместилось лишь три двигателя. Соответственно, первые четыре Тэнг а были модернизированы в и 1958 годах , а Gudgeon и Harder , находившиеся в постройке, были удлинены и снабжены новыми двигателями ещё на стапелях .

В результате всех модификаций, конечная длина субмарин типа Тэнг составила 82,06 м, ширина 8,28 м, а глубина осадки 5,5 м. Общее надводное водоизмещение выросло до 1 821 т, а подводное до 2 260 т .

В дополнение ко всему, Тэнги строились из стали HY42 с пределом упругости 19т (Новая марка стали HY75 появилась лишь в середине 1950-х.) , что позволило увеличить глубину погружения до отметки 700 футов (210 ), что на 75 % превышало показатели их предшественников - типы «Балао» и «Тенч» . Принимая во внимание стандартную границу безопасности ВМС США того времени 1,5, предполагаемая глубина разрушения прочного корпуса составляет 1100 футов (340 ) .

Акустическое оборудование лодки состояло из активной сонарной системы AN/BQS-4 и пассивной системы AN/BQR-2 c 48 гидрофонами , расположенными в куполе под передней частью киля , что полностью повторяло аналогичную сонарную систему GHG, применявшуюся на немецких лодках типа XXI . Впрочем, изначально в передней части лодок был установлен активный сонар AN/QHB-1 закрытый куполами со стороны палубы и киля, и лишь затем раздельные активные сонары были заменены вышеупомянутыми трансмиттером AN/BQS-4 и антенной AN/BQR-2 . В 1967 году , Tang , Wahoo , Gudgeon , и Harder получили дополнительные секции длиной 15 футов (4,6 ) или 18 футов (5,5 ) для установки пассивных сонаров PUFFS (англ.) , работавших на дистанции до 9 морских миль (16,7 км) .

Управление пуском торпед осуществляет система управления огнём Mk. 101 , расположенная по правому борту рядом со станцией сонарного контроля вместе с остальным электронным оборудованием как то радар AN/BPS-12 и устройств оповещения обнаружения радаром AN/CRL-1 , AN/CRL-3 , AN/CRL-10 и AN/BRD-6 . Устройство перископов на представителях этого типа отличалось от лодки к лодке. Некоторые были оборудованы двумя перископами по одному на каждой стороне, на других же, как например на Trout , они были спарены в тандем .

Некоторые исследователи говорят о том, что субмарины могли нести до 26 торпед - 22 из них носовые и 4 кормовые оборонительные . Из 22 носовых торпед 6 хранились непосредственно в аппаратах, а оставшиеся 16 - на стеллажах. Из 4 кормовых 2 так же находились в аппаратах и 2 в запасе. В носовой части лодки были установлены торпедные аппараты Mark 43, а в кормовой меньшие Mark 44. USS Trout (SS-566) и USS Harder (SS-568) были позднее снабжены Mark 45 и Mark 46. Mk. 43 и Mk. 45 являлись аппаратами с гидравлическим запуском длиной 249,8 ″ (6345 мм), а Mk. 44 и Mk. 46 предназначались для торпед со свободным выходом и имели длину 139,8 ″ (3551 мм) . Первоначально в виде оборонительной торпеды для кормовых ТА применялась Mark 27 Mod 4 (первый вариант Mark 27 был представлен в 1944 году как оружие для кораблей противолодочного эскорта). Именно её четвёртая модификация впервые для ВМС США стала способна атаковать погруженную субмарину противника . Позднее торпеды Mark 27 Mod 4 были заменены новыми Mark 37 . Некоторые источники говорят, что список оборудования USS Trigger (SS-564) , USS Trout (SS-566) и USS Harder (SS-568) из 4 подразделения субмарин (SUBRON 4 (англ.) ), базировавшиеся в Naval Submarine Base New London (англ.) включал ПЗРК FIM-43 Redeye . Остальные источники, впрочем, этого не подтверждают.

В октябре 1946 года, были заказаны первые две субмарины. USS Tang (SS-563) , давший имя всему типу, был построен на Portsmouth NSY , а USS Trigger (SS-564) на верфи Electric Boat в Гротон , штат Коннектикут . В 1947 году, с Portsmouth NSY был заключен контракт на USS Wahoo (SS-565) а с Electric Boat на USS Trout (SS-566) . А затем, в 1948 году, к ним добавилась аналогичная пара контрактов на USS Gudgeon (SS-567) и USS Harder (SS-568) .

Источником имён для лодок послужил список из шести субмарин ВМС США , погибших во время Второй мировой войны в сражениях с японскими надводными кораблями, унеся с собой жизни большей части команды: USS Trout (SS-202) , USS Gudgeon (SS-211) типа «Тамбор» ; USS Trigger (SS-237) , USS Wahoo (SS-238) , USS Harder (SS-257) типа «Гато» ; USS Tang (SS-306) типа «Балао» . Имена этих лодок, в свою очередь, были позаимствованы у рыб: Форель , Пескарь , Спинорог , Ваху , Кефаль и Рыба-хирург соответственно.

Все, субмарины пребывавшие в хорошем техническом состоянии и не списанные по окончании войны, прошли переоборудование по программе GUPPY , улучшившее их возможности в передвижении под водой, и продолжали свою службу в 1950-х. Проводившаяся параллельно программа исследований привела к созданию лодки USS Albacore (AGSS-569) с принципиально новым корпусом. В дополнение к этому эксперименты по созданию ядерных источников питания проходившие с 1939 года, привели к тому, что в 1956 году руководитель военно-морскими операциями адмирал Арли Бёрк принял решение прекратить строительство неатомных субмарин, что, в свою очередь, положило конец финансированию правительством США программ исследования воздухонезависимых двигателей . Впрочем, частные исследования это не прекратило, и в дальнейшем их результаты были использованы, например, в программе Аполлон в виде топливных элементов .

Все субмарины типа Тэнг начали свою службу в ВМС США с октября 1951 года по ноябрь 1952 года .

USS Trigger (SS-564) выполняла свои задачи, базируясь в Нью-Лондоне и Черлстоне . Совместно с атомной лодкой USS Nautilus (SSN-571) выполняла арктические походы. Принимала участие в морских манёврах

В 1944 году американская подводная лодка «Тэнг» под командованием капитана Ричарда Х. О"Кейна, за восемь месяцев охоты за японскими военными конвоями во Формозском проливе, потопила двадцать четыре судна, водоизмещением 93184 т.

После последней удачной операции на «Тэнге» осталась одна торпеда. Старший помощник О"Кейна в шутку предложил сохранить ее в качестве сувенира, однако О"Кейн решил добить последней торпедой эскортный корабль, который в предыдущей атаке был лишь поврежден. Подводная лодка пошла по новому курсу, и когда вышла на свою последнюю цель, была отдана команда стрелять.

Прозвучала боевая тревога, на радаре обнаружилась торпеда, идущая на субмарину. Был отдан приказ увеличить скорость, и дать полный правый ход. Увы, приближающаяся торпеда шла не по прямой. Торпеда двигалась вокруг подлодки по окружности, и диаметр окружности стремительно сужался. Столкновение было неизбежным.

Было не понятно, кто и откуда атаковал «Тэнг». Гидролокатор не находил присутствия вражеской подводной лодки. В пределах радиуса действия «Тэнга» не было обнаружено вражеских кораблей, кроме того, который был недавно атакован и выведен из строя.

Взрыв произошел возле кормы. Люди, находившиеся в трех кормовых отсеках, не успели задраить люки, хлынувшая вода в считаные минуты затопила отсеки.

За мгновение до взрыва торпеды, капитан О"Кейн успевает отдать приказ задраить рубочный люк. Взрывом его и еще восьмерых выкинуло в море. Выжить удалось только четверым.

Залившая лодку вода погрузила корму «Тэнга» на дно на глубину 180 футов. Часть носового отсека все еще оставалась торчать над водой.

Приказ О"Кейна, задраить рубочный люк, спас людей. Но, начавшийся пожар в носовом аккумуляторном отсеке наполнил лодку дымом от тлеющих кабелей.

Выжившие матросы привели в действие балластную цистерну, позволившей лодке погрузится, все, кто остался в живых, направились в носовой торпедный отсек. Тем временем японские эскортные корабли начали беспорядочно бомбить глубинными бомбами акваторию вблизи конвоя, атакованного «Тэнгом». Бомбежка продолжалась четыре часа, но ни одна бомба не взорвалась достаточно близко, что бы покончить с лодкой. После прекращения атаки, тридцать уцелевших под руководством торпедного командира лейтенанта Джима Флэнагана приготовились покинуть подводную лодку. За следующие полтора часа, через спасательную камеру попыталось выбраться тринадцать человек, но только четверым удалось выплыть живыми на поверхность.

Перед отходом четвертой группы снова начался пожар в аккумуляторном отсеке, от нагрева начала тлеть резиновая прокладка, вследствие чего герметичную дверь заклинило. Все кто все еще находились на «Тэнге» уже не могли выбраться. Из восьмидесяти восьми человек экипажа «Тэнга», уцелели только пятнадцать.

Выжившие были подобраны японскими кораблями и отправлены в лагерь для военнопленных в Омори. 29 августа 1945 года лагерь был захвачен армией США. К тому моменту из выживших моряков «Тэнга» осталось только девятеро. Среди них были капитан О"Кейн и лейтенант Флэнаган.

О"Кейн рассказал правду о гибели подлодки, из торпедного аппарата торпеда вышла в полном порядке, но что-то случилось с механизмом рулевого управления торпеды, и, развернувшись, торпеда нацелилась на собственный корабль.

Всё-таки следовало оставить свою последнюю торпеду в качестве сувенира.