Древние хранители религиозных традиций.

  • Как только возникли религии, появились люди, которые хранили священные знания, религиозные традиции, древние ритуалы, предания своих предков, а также передавали их своим потомкам, учили их священным правилам, по которым следует жить. В древности их называли жрецами, служителями.

С течением времени преемником жрецов стало духовенство.

  • Духовенство- священнослужители различных религий. Они являются толкователями божьих законов, возносят молитвы за людей перед богом, учат людей жить по заповедям. Священнослужители являются посредниками между высшими силами и человеком.


Иудейская культура

  • Раввин(учитель)-в иудаизме ученое звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы. Это звание дает право возглавлять общину и быть членом религиозного суда.


Мусульманская культура.

  • Имам (предводитель)-в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает службы, ритуалы. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет.
  • Мулла –духовное звание, аналогичное званию имама; настоятель мечети.
  • Хафиз- человек, знающий Коран наизусть.



Буддийская культура

  • Буддийская община называется сингха(собрание). Так называют всех верующих буддистов, а также монахов.
  • Лама –это учитель, который ведет верующих по пути, указанному Буддой.


Христианская культура.

  • В христианстве духовенство составляет три степени священства, которые образуют иерархию:
  • Епископ (архиерей)-высший чин в Церкви.
  • Священник (иерей) – второй чин после епископа.
  • Диакон (служитель)-лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.

Диаконы служат епископу или священнику при Богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут.

Подниматься по ступенькам иерархии можно только последовательно, начиная с самой низшей: диакон, священник, епископ.




Хранители преданий в религиях мира.

  • Епископ (архиерей), имам (предводитель), диакон (служитель), лама (учитель), раввин (мудрец), хафиз, священник (иерей) , мулла, сингха (собрание), умма (община).

Контрольные вопросы:

  • Как назывались служители в древних религиях?
  • Как называются священнослужители той или иной религии?
  • Кого можно назвать хранителем религии в буддизме?
  • Кто является хранителем религии в христианстве?
  • Каких людей особо почитают мусульмане?
  • Кто в иудаизме является хранителем религии?
  • Хранитель

  • Человек, который хранит, оберегает кого-нибудь, бережет что-нибудь.



жрецы

    Существуют разные мнения по поводу роли жрецов в жизни Древнего Египта. Так, одни считают, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. По версии других - жрецы - хранители священных традиций - сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Жречество Египта играло важную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей. (иудаизм)



РАВВИ́Н общину

  • РАВВИ́Н - звание, присваиваемое по получении высшего еврейского религиозного образования, дающего право возглавлять общину , преподавать и быть членом религиозного суда.

  • Словом рав (буквально `большой`, `великий`, также `господин`) называют законоучителя.

  • В России . Согласно Положению о евреях, за евреями Российской империи сохранялось право выбирать раввинов, однако назначение на эту должность утверждалось губернскими властями. Раввины избирались на три года и получали жалование от общины, однако им запрещалось взимать особую плату за совершение обрядов. Стремясь распространить среди евреев общее образование, власти предупредили, что с 1812 г. раввином сможет быть только тот, кто знает русскую, польскую или немецкую грамоту.



Апо́стол Христа Евангелия) всем народам;

  • Апо́стол (греч. гр. άπóστολος от глаг. άποστέλλω “посылать“): последователь Христа , призванный к служению несения Благой Вести (Евангелия) всем народам;

  • Двенадцать апостолов

  • Чаще всего под апостолами понимается двенадцать ближайших учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов, говорили от Его имени. Христос наделяет апостолов своею властью: “Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня”. В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа (Пятидесятница) становятся во главе христианской Церкви.



Епи́скоп (греч. Церкви священства , иначе архиерей .

  • Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος - «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви - лицо, имеющее третью, высшую степень священства , иначе архиерей .



  • ИМАМ (араб.) -

    • ИМАМ (араб.) - означает "стоящий впереди", шире - "тот, кто руководит молитвой".

    • В суннитском исламе предстоятелем на молитве может быть любой правоверный мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего социального положения.

    • В деревенских мечетях на должность имама обычно выбирается наиболее почтенный и сведущий в богословии человек, часто не имеющий специального богословского образования.



    Хафиз Коран наизусть.

    • Хафиз (арабск. "учащий наизусть", "охранитель") - человек, знающий Коран наизусть.

    • Так называют также таджикских и узбекских певцов, исполняющих традиционную музыку.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Методическая разработка урока по курсу: «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») Разработала: Макарова Любовь Александровна у читель начальных классов МБОУ «СОШ № 5» г.Кольчугино Владимирской области 2012г.

    Тема: Хранители предания в религиях мира. Цель: формирование представления о хранителях предания в религиях мира

    Задачи: формировать целостный взгляд на мировые религии в их единстве и разнообразии; овладеть навыками смыслового чтения текста различных жанров в соответствии с задачами; вырабатывать готовность слушать собеседника и вести диалог; развивать навыки сравнения религиозных событий и явлений; формировать толерантное, уважительное отношение к мировым религиям

    Формы и виды учебной деятельности: беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; самостоятельная работа с источниками информации; групповая работа. Основные понятия: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама.

    ХОД УРОКА: Организационный момент. Проверка домашнего задания: Класс делится на 2 группы (1 группа-1вариант, 2 группа- 2 вариант.) Каждая группа получает карточку с кроссвордом, отгадав который, дети получат ключевое слово.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 Карточка №1.

    вопросы 1.преемник Мухаммада (халиф) 2.освобождение от страданий (нирвана) 3.священное писание иудеев (танах) 4.священная книга ислама (коран) 5.книга, в которой описана жизнь Иисуса и его учеников(библия) 6.священная книга буддизма (типитака) 7.древнейшие тексты в стихотворной форме (веды) 8.в переводе это слово означает «Благая весть» (евангелия) 9.у иудеев это называется Тора (пятикнижие)

    Карточка №2. 1 2 3 4 5 6 7 8

    вопросы ученик Иисуса Христа (апостол) священная книга мусульман (коран) в переводе это слово означает «Благая весть» (евангелия) сказания о сотворении мира (веды) первая часть Библии у иудеев (тора) священное писание иудеев (танах) «Три корзины мудрости» (типитака) Священная книга иудеев и христиан (библия)

    Постановка цели урока. 1 группа:Какое слово получилось у вас в жёлтых клетках? От какого слова оно образовалось? А что можно хранить? Что хранится у вас дома? А что можно хранить в религиях мира? 2. группа:Какое слово получилось у вас в жёлтых клетках? Как вы понимаете, что такое предания? (Ассоциации) Соедините слова. Назовите тему нашего урока. (хранители предания в религиях мира) А ещё мы познакомимся с их ролью в религии.

    Новый материал.

    Работа по учебнику стр.22 (Чтение вступительной статьи) Краткая беседа. Когда возникли хранители преданий? Что они хранят? Кто такие жрецы? Знаете ли вы кто такие друиды? Рассказ учителя о друидах. Как вы думаете, во всех ли религиях есть хранители?

    Работа в группах. Повторяются правила работы в группе. (дети берут по одной карточке, соотносят название относящиеся к определённой религии, тем самым образуют группы: 1. Иудейская община 2. Христианская община 3. Мусульманская община 4. Буддийская община Работа в группе ведется согласно плану работы группы.

    План работы группы: Прочитать статью учебника, которая соответствует названию вашей общины. 2. Определить хранителей предания в религии и рассказать о них. 3. Создайте макет слайда. (Определить значения понятия, выбрать картинку священной книги и хранителя предания) 4. Обсудить вопрос: Что бы изменилось, если бы не было хранителей религий?

    Выступление групп с преставлением слайда. Вопросы группам: 1гр. По каким предметам вы догадались. Что это раввин? 2 гр.Составьте «пирамиду» образующую иерархию. 3гр. Кто такие хафизы? 4гр.Каковы особенности буддийской сангхи?

    РАБОТА В ТЕТРАДИ Православная культура Иудейская культура Исламская культура Буддийская культура Заполните таблицу. Взаимопроверка.

    Рефлексия На уроке мне больше всего понравилось… 2. На уроке мне не понравилось… 3. Из урока мне запомнилось … 4. Мне захотелось узнать больше о …

    Спасибо за внимание!

    Предварительный просмотр:

    Урок №8 «Хранители предания в религиях мира»

    Модуль «Основы мировых религиозных культур»

    Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

    Учебник «Основы мировых религиозных культур» 4-5 кл., Москва, изд. «Просвещение» 2012г

    Составитель: Макарова Л.А.,

    учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №5» г. Кольчугино Владимирской области

    Тема урока : «Хранители предания в религиях мира».

    Цель урока : формирование представления о хранителях предания в религиях мира

    Задачи :формировать целостный взгляд на мировые религии в их единстве и разнообразии;

    Овладеть навыками смыслового чтения текста различных жанров в соответствии с задачами;

    вырабатывать готовность слушать собеседника и вести диалог;

    развивать навыки сравнения религиозных событий и явлений;

    формировать толерантное, уважительное отношение к мировым религиям

    Формы и виды учебной деятельности:

    Беседа, коментированное чтение, устный рассказ на тему, работа в группах,

    Самостоятельная работа с источниками информации,составление и заполнение таблицы.

    Оборудование : интерактивная доска, проектор, карточки, презентация.

    Основные понятия : раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха,

    Лама.

    План урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания. (Класс делится на две группы, каждая группа получает кроссворд)

    Карточка №1.

    Вопросы:

    1.преемник Мухаммада (х алиф)

    2.освобождение от страданий (ни р вана)

    3.священное писание иудеев (тан а х)

    4.священная книга ислама (кора н )

    5.книга, в которой описана жизнь Иисуса и его учеников(библ и я)

    6.священная книга буддизма (типи т ака)

    7.древнейшие тексты в стихотворной форме (в е ды)

    8.в переводе это слово означает «Благая весть» (еванге л ия)

    9.у иудеев это называется Тора (пятикн и жие)

    Карточка №2.

    Вопросы:

    1. ученик Иисуса Христа (а п остол)
    2. священная книга мусульман (ко р ан)
    3. в переводе это слово означает «Благая весть» (еванг е лия)
    4. сказания о сотворении мира (ве д ы)
    5. первая часть Библии у иудеев (тор а )
    6. священное писание иудеев (та н ах)
    7. «Три корзины мудрости» (тип и така)
    8. Священная книга иудеев и христиан (библи я )

    Беседа:

    Названия каких священных книг встретились вам в кроссворде?

    Как вы думаете почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то,что и уже тысячи лет?

    Постановка цели урока.

    1 группа

    От какого слова оно образовалось?

    А что можно хранить? Что хранится у вас дома?

    А что можно хранить в религиях мира?

    2. группа :Какое слово получилось у вас в жёлтых клетках?

    Как вы понимаете, что такое предания? (Ассоциации)

    Соедините слова. Назовите тему нашего урока.(хранители предания в религиях мира)

    А ещё мы познакомимся с их ролью в религии.

    Новый материал.

    Давайте выясним, когда же появились хранители преданий.

    Работа по учебнику стр.22 (Чтение вступительной статьи)

    Краткая беседа.

    Когда возникли хранители преданий?

    Что они хранят?

    Кто такие жрецы?

    Знаете ли вы кто такие друиды? Рассказ учителя о друидах.

    Как вы думаете, во всех ли религиях есть хранители?

    Работа в группах. (Каждой из двух групп даются карточки с названиями, дети берут по одной, соотносят названия относящиеся к определённой религии, тем самым образуют группы: Типитака

    Тора

    Библия

    аллах

    ступы

    Танах

    икона

    хадисы

    Гаутама

    Мессия

    литургия

    Мухаммад

    пали

    скрижали

    евангелия

    Задания группам. План работы группы.

    1. Прочитайте статью в учебнике, которая соответствует названию вашей общины?
    2. Определите хранителей предания в религии и подготовьте рассказ о них.
    3. Создайте слайд. (Определить значения понятия, выбрать картинку священной книги и хранителя предания)
    4. Обсудите вопрос: Что бы изменилось, если бы не было хранителей религии. Запишите свои мысли.(4-5 предложений)

    Самостоятельная работа учащихся

    Выступление групп с преставлением слайда.

    Вопросы группам:

    1гр. По каким предметам вы догадались. Что это раввин?

    2 гр. Составьте «пирамиду» образующую иерархию.

    3гр. Кто такие хафизы?

    4гр .Каковы особенности буддийской сангхи?

    Всем . Как по вашему мнению, что же объединяет хранителей преданий разных религий?

    Взаимопроверка.

    Итог урока.

    Как вы думаете. почему же во всех религиях существуют хранители предания и что общего в деятельности священослужителей, кроме соблюдений традиций и ритуалов?

    Рефлексия

    ПРОДОЛЖИ

    Сегодня я познакомился....

    Самым интересным было.....

    Мне непонятно.....

    Я ещё хотел бы узнать.....

    Домашнее задание.

    Всем: Расскажите близким о хранителях преданий в религиях. Узнайте, что хотела бы сохранить ваша семья для потомков.

    По желанию: Составьте кроссворд

    «Религия Египта» - 2.Погребальные обряды Египта. Египтяне привыкли поклоняться многим богам, поэтому реформа не удалась. Падали на колени. “Один бог на небе-один фараон на земле”(Эхнатон). Продолжали сидеть. Наблюдения за звездами. Аменхотеп IV. Податей населения. Прочитайте в учебнике Миф об Осирисе и Исиде (с.51-52).

    «Возникновение религии» - Причины зарождения. Фетишизм. Духовная. Рациональная. - Необходимость повышения урожайности; - незнание аграрной науки. Любовная. Религиозная. Культ предков. Социальная. Другие. Взгляды на возникновение религии. Классификации магии по целям воздействия. Добрые. Экономическая. - Дифференциация общества по возрастному признаку; - разделений функций между поколениями.

    «Мировые религии» - Христианские заповеди. Мекка – центр паломничества мусульман. Проблемные задания: Турция. Голубая мечеть. Православные храмы. Буддизм распостранен в Китае, Японии,Корее, России. Протестантские церкви. Основатель – Мухаммед. Будда Буддийский монах. Не прелюбодействуй. Жан Кальвин – основатель кальвинистской церкви.

    «Тема религии» - Виды религии Мировые: А) буддизм – самая ранняя. Нирвана, сансара, реинкарнация, мантра, пагода. Составьте план по теме «Религия». Сидхартха Гаутама. Иисус Христос, рай и ад, грех, раскаяние и воздание В) ислам – самая молодая. Б) христианство (православие, католичество, протестантизм).

    «Религия и культура» - Специфика морали. Специфика искусства. мифы, легенды, сказания, Библия, Коран… Главной целью является получение коммерческой выгоды. К функциям религии не относится: мировоззренческая утешительно-компенсаторная регулирующая гедоническая. Народная культура (фольклор). Специфика религии. Монистическое.

    И белые рукава.

    Имам ведет в молитве прихожан. Каир , Египет ,1865 год .

    Хали́ф (араб. خليفة‎‎, наместник, заместитель) - название самого высокого титула у мусульман . В разные времена взгляды на его содержание были разными. Слово халифат (араб. خليفة‎‎ - Khalīfah - «наследник», «представитель») - означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников). Эпоха существования Арабского халифата (630-1258 годы), вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама . Для Омейядов и Аббасидов халиф - это наследственный титул правителя, соединяющего в себе неограниченную высшую духовную и светскую власть. В Мамлюкском султанате халифы являлись исключительно духовными лидерами, оставляя светское правление султанам .

    Мулла́ (араб. المُلَّا‎‎ /аль-мулла/ от араб. مَوْلَى‎‎ «наместник; хранитель; хозяин»; перс. ملّا‎, тур. Molla, чеч. Молла, узб. Mulla, индон. Mullah) - арабское мусульманское духовное звание богослова (улемы ), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, то есть хафиза ), хадисы и нормы шариата . У суннитов часто употребляется как синоним звания имама , избираемого главы общины верующих. У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов ). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция - лишь толкование Корана и вопросов веры. На Кавказе муллой также называют муэдзинов , «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шейх-уль-ислам именуются Муллой-ахундом (у шиитов ) или Муллой-эффенди(у суннитов).

    Му ллы на приёме у шаха Сафави

    Система раввинских должностей образует иерархию, высшая ступень - ашкеназский и сефардский верховные раввины; за ними следуют судьи (даяним ) Высшего апелляционного суда, затем - даяним региональныхбатей-дин , многочисленные раввины (наблюдающие за кашрутом , за миквами и т. п.), региональные раввины, назначаемые местными религиозными советами, и, наконец, раввины синагог.

    Раввин , иллюстрация Татьяны Дорониной.