Это Юрий Мащенко – профессионал, инженер-проектировщик и просто человек вскрывший очередную афёру наших жуликов и воров.


Это частный случай из моего района, но я уверен далеко не единственный. Пользуясь нашей технической безграмотностью, общим упадком образования и отъездом специалистов за рубеж, чиновники и поставщики услуг грабят нас с вами. Так было и с жильцами одной из пятиэтажек на Преображенской площади, которые годами переплачивали МОЭК. Благодаря нехитрой схеме коммунальщиков, жильцы дома вместо 2 000 000 рублей заплатили 6 000 000 – в 3 раза больше!

В доме Юрия несколько лет назад поставили общедомовые счётчики теплоэнергии. Дом надо сказать необычный – пятиэтажка последней серии с очень толстыми стенами, хорошо держащими тепло. На удивление платежи ежемесячно становились только больше, пока Юрий не спустился в подвал и не «обалдел». То, что он увидел, повергло его в настоящий шок.


Схема установленных в подвале труб, не сходилась ни с какими нормами, а цифры на счётчиках не поддавались никаким математическим вычислениям. Просто Юрий был одним из проектировщиков заводов электроники в союзе, и то, что для нас китайская грамота, для него хлеб в профессии. Ну не может утеплённая пятиэтажка потреблять половину нормы завода – это возможно только при ежедневной температуре на улице в -50! На общедомовом собрании жильцов было решено не платить. МОЭК недальновидно подал в суд, а это Юрию было и нужно.

Уже на первом суде всплывали новые шокирующие подробности – к инженеру в руки попали целые коробки документации цифр, таблиц, схем и графиков. Оказалось, что пять домов с собственными счётчиками были подключены по одной общей трубе (вместо индивидуальных), но главное, коммунальщики в эту сеть подключили близстоящую огромную девятиэтажку! Сделав точные расчёты, выяснилось, что и индикаторы выдающие информацию на счётчики (давление, плотность, температуру и т.д.) в подвальных трубах, вообще были установлены на улице! Выше нормы были и технические потери тепла из труб.

1. Похищение электрической или тепловой энергии путем ее самовольного использования без приборов учета (если использование приборов учета обязательно) или вследствие умышленного повреждения приборов учета или любым другим способом, если такими действиями причинен значительный ущерб, - наказывается штрафом от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет.

2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или если они причинили ущерб в крупных размерах, - наказываются лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Ущерб, предусмотренный настоящей статьей, признается значительным, если он в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, а в крупных размерах - если в двести пятьдесят и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.


Комментарий :

1. Основным непосредственным объектом преступления является право собственности на электрическую и тепловую энергию, а дополнительными объектами - установленный порядок обеспечения потребителей (бытовых, промышленных и т.д.) указанными видами энергии и нормальная деятельность объектов электроэнергетики и теплоснабжения. Дополнительными объектами преступления могут выступать и другие ценности, в частности жизни и здоровья человека (например, вследствие самовольного подключения к электросети нередко возникает опасность смертельного травмирования человека электротоком), общественная безопасность (например, тогда, когда в результате масштабного хищения электроэнергии создается угроза аварии на промышленном объекте или когда в результате хищения электроэнергии через приборы учета соседних потребителей резко возрастает нагрузка на их электроустановки, может привести к возникновению пожара).

2. Субъектами права собственности на электрическую и тепловую энергию, а, следовательно, потерпевшими от преступления, предусмотренного ст. 1881, могут быть: 1) субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность, связанную с производством, передачей и поставкой электрической энергии, комбинированным производством тепловой и электрической энергии, производством тепловой энергии на теплоэлектроцентралях и теплогенерирующих установках, в том числе с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии (энергия солнечного излучения, ветра, морей, рек и т.п.) 2) физические и юридические лица, не являющиеся субъектами предпринимательства и производят электрическую или тепловую энергию для реализации, а для собственных нужд, 3) потребители - юридические и физические лица, использующие (потребляют) электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых или хозяйственных нужд на основании договора, заключенного с энергопоставщиком.

3. Предметом преступления является энергия: 1) электрическая, 2) тепловая. Благодаря особенностям этих энергетических ресурсов их поставки потребителям осуществляется через присоединенную сеть - электрическую сеть (для электрической энергии) и трубопроводы - тепловые сети (для тепловой энергии). Признание электрической и тепловой энергии предметом рассматриваемого преступления основывается, во-первых, на наличии у указанных видов энергии параметров, которые позволяют определять размер их потребления, и, во-вторых, на понимании предмета преступления как материальных (физических) образований, которые могут быть восприняты с помощью органов чувств человека или специальных технических средств.

Электрическая энергия - это разновидность энергии, связанный с использованием электротока, энергоноситель, который отличается от других энергоносителей особыми потребительскими качествами и физико-техническими характеристиками (одновременность производства и потребления, невозможность складирования, возвращения и переадресации) и предназначен для преобразования в механическую (через использования электроустановок и токоприемников) или тепловую энергию. Электрическая энергия, произведенная на объектах электроэнергетики, выступает на рынке как товар, предназначенный для купли-продажи.

Во тепловой энергией, с точки зрения ответственности по ст. 1881, следует понимать теплоноситель - жидкое или газообразное вещество (пар, горячая и перегретая вода), циркулирующей в трубах или каналах и передает тепловую энергию в системах теплоснабжения, отопления, вентиляции и технологических установках. Тепловая энергия, которая вырабатывается на объектах сферы теплоснабжения (теплогенерирующие станции, тепловые электростанции, котельные и др.) и на объектах электроэнергетики для отопления, подогрева питьевой воды, других хозяйственных и технологических нужд потребителей, признается товарной продукцией, предназначенной для купли-продажи.

Не является предметом преступления, предусмотренного ст. 1881, газ - это полезное ископаемое, которая представляет собой смесь углеводов и неуглеводных компонентов, находится в газообразном состоянии при стандартных условиях (давлении 760 мм ртутного столба и температуре 20 ° C), является товарной продукцией и которая посредством использования соответствующих приборов может превращаться в тепловую или электрическую энергию. Противоправное завладение газом (как естественным, так и искусственным) в зависимости от способа преступного посягательства на этот вид имущества должно расцениваться, например, как кража (ст. 185), грабеж (ст. 186) или мошенничество (ст. 190).

3. Объективная сторона преступления выражается в похищении любым способом (тайно, открыто, с применением обмана и т.п.) электрической или тепловой энергии. При этом в диспозиции ч. 1 ст. 1881 конкретизировано, что преступление может быть совершено, в частности, путем: 1) самовольного использования энергии без приборов учета, если использование таких приборов является обязательным; 2) повреждение приборов учета.

По действующему законодательству потребления электрической и тепловой энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения, согласно которому энергопоставщик отпускает электрическую или тепловую энергию потребителю, а последний обязан оплатить принятую энергию и соблюдать предусмотренный договором режим ее использования. Потребление энергии без оформления договора не допускается. Похищение электрической или тепловой энергии означает ее потребления вообще без заключения договора энергоснабжения или при его наличии, однако с нарушением установленных правил потребления энергии. Суть преступления, предусмотренного ст. 1881, заключается в том, что виновное лицо незаконно (самовольно, вопреки установленному порядку) и безвозмездно потребляет электрическую или тепловую энергию, нанося значительный (большой) вреда потерпевшему.

Самовольное использование электрической или тепловой энергии без приборов учета имеет место тогда, когда виновный потребляет энергию бесконтрольно - без соответствующих приборов учета при условии, что использование таких приборов учета является обязательным. Например, лицо с помощью замаскированного переключателя скрытой электропроводки потребляет электрическую энергию вне прибора учета - без обязательного в данном случае подсчета количества потребленной энергии. Обязательность использования приборов учета определяется нормативно установленным правилам пользования электрической и тепловой энергией и заключенным на их основании договора о пользовании энергией.

Приборы учета, если речь идет о таких потребителей электроэнергии, как население, должны иметь пломбы с оттиском поверочного клейма территориального органа Госпотребстандарта и пломбы с оттиском клейма (логотипа) энергопоставщика. Для расчетного учета электрической энергии, потребляемой юридические лица и физические лица - предприниматели, должны использоваться средства учета (счетчики, трансформаторы тока и напряжения, круга учета и т.п.), которые внесены в Государственный реестр средств измерительной техники, допущенных к применению в Украине. Эти средства учета должны быть опломбированы на креплении кожуха счетчика пломбой с клеймом Госпотребстандарта, а на зажимной крышке - пломбой энергоснабжающей организации. Для учета отпуска и потребления тепловой энергии применяются приборы коммерческого учета, внесенные в Государственный реестр средств измерительной техники, или прошедшие государственную метрологическую аттестацию.

По общему правилу, потребление электрической энергии без приборов (средств) учета не допускается. Вместе с тем законодательство позволяет временное безучетное потребление электрической энергии, которое осуществляется на основании соответствующего договора между потребителем и энергопоставщиком (например, тогда, когда возникает необходимость использования электроэнергии для выполнения работ в течение нескольких часов или суток, а установки прибора учета нецелесообразно или невозможно). Такое поведение потребителя электроэнергии является правомерным и признаков состава преступления, предусмотренного ст. 1881, не содержит. Вывод об отсутствии самопроизвольного (безучетного) использование энергии следует делать и в том случае, когда потребитель при отсутствии в квартире (доме усадебного типа) средств учета тепловой энергии платит за полученные услуги (поставка горячей воды и централизованное отопление) по установленным нормативам.

Повреждения приборов учета как способ хищения электрической или тепловой энергии предусматривает приведение таких приборов в состояние, исключающее их полноценное использование по целевому назначению и обеспечивает неконтролируемый такими приборами (без учета вообще с неполным учетом) использования (потребления) электрической или тепловой энергии (например, разбивание отдельных элементов приборов учета, разрушения их корпуса или отдельных деталей, заливки жидкостью). Повреждение приборов (средств) учета может сочетаться с срыванием из них пломб Госпотребстандарта или электропередающей (теплоснабжающей) организации или повреждением пломб. Под последним следует понимать нарушение целостности пломб, пломбировочного материала (проволока, кордовая нить и т.п.), на котором установлены пломбы, винтов, через которые закреплены пломбировочный материал, а так же фальсификации пломб. По правилам пользования электрической и тепловой энергией поврежденные приборы учета и приборы учета с сорванными или поврежденными пломбами подлежат экспертизе, проводимой соответствующей комиссией, в состав которой входят представители энергопоставщика и территориальных органов Госпотребстандарта. Акт, который составляется по результатам такой экспертизы, является важным для установления признаков похищения энергии путем повреждения приборов учета.

К другим способам хищения электрической или тепловой энергии могут быть отнесены, например: самовольное подключение к электро-или теплосети, в результате которого осуществляется потребление энергии без заключения с энергопоставщиком договора о пользовании энергией (в том числе подключение к электросети вне прибора (средством) учета скрытой электропроводкой и подключение отделенного представителями энергоснабжающей организации электрооборудования) вмешательство в работу приборов (средств) учета, что приводит к искажению данных об объеме (количество) потребленной энергии (механическое торможение диска прибора учета, установление перемычки, которая шунтирует круг тока счетчика, использование различного рода устройств (например, автотрансформаторов), уменьшающие показания прибора учета, изменение положения счетчика после его установки; обесточивания цепей тока или кругов напряжения прибора учета; самовольное установление потребителем трансформаторов тока или напряжения, коэффициенты трансформации которых не соответствуют установленным требованиям, т.), изменение схемы включения приборов учета; пользования льготой по оплате за потребление электрической или тепловой энергии, если льготу предоставлено в результате представления лицом заведомо ложных сведений; водоразбор из систем отопления через краны и другие устройства, использование "искусственного нуля" с целью внеучетного потребления электрической энергии. "Искусственный ноль" - это дополнительно смонтирован контур заземления (в том числе металлические трубы водопровода или отопления), который соединен с "нулевым" проводом внутридомовой электросети, который при условии "неправильного" подключения счетчика (например, в случае, если электрическая энергия учитывается однофазным индукционным счетчиком, - "фаза" в третьей клемме), позволяет безучетного потреблять электрическую энергию.

Если деяние, совершенное с целью хищения электрической или тепловой энергии, образует самостоятельный состав преступления (например, умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение имущества, фальсификация средств измерения), действия виновного требуют дополнительной квалификации по соответствующим нормам УК (в частности, применению подлежат статьи 194, 196 , 226). О возможности квалификации содеянного по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 1881 и ст. 1941, см.. п. 2 комментария к ст. 1941. Статья 1881 в той части, в которой она предусматривает ответственность за похищение электрической или тепловой энергии путем обмана или злоупотребления доверием, является специальной нормой относительно ст. 192, что делает возможным квалификацию содеянного по совокупности указанных преступлений только при наличии их реальной совокупности.

Похищение электрической или тепловой энергии путем ее самовольного использования образует состав преступления, предусмотренного ст. 1881, если такими действиями причинен значительный ущерб (см. примечание к ст. 1881 и п. 15 Общих положений к данному разделу). Самовольное использование в корыстных целях электрической и тепловой энергии без приборов учета (если использование приборов учета обязательно) или вследствие умышленного повреждения приборов учета или любым другим способом, не нанесло значительный или большой ущерб, влечет административную ответственность (ст. 1031 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 г.).

Определяя размер ущерба, причиненного хищением электрической или тепловой энергии путем ее самовольного использования, следует исходить из стоимости незаконно потребленной энергии (фактически из суммы неполученной пострадавшим денежного эквивалента за принадлежащую ему энергию) и не учитывать другие показатели, например, ухудшение условий пользования энергией для других потребителей (уменьшение температуры теплоносителя, снижение напряжения электротока т.п.). При этом могут приниматься во внимание положения соответствующих нормативных актов. Так, определение размера убытков, нанесенных энергопоставщику результате хищения электрической энергии, осуществляется в соответствии с утвержденной Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины методики определения объема и стоимости неучтенной электрической энергии с учетом: 1) тарифов для потребителей соответствующей группы и класса напряжения, 2) величины расчетного суточного потребления электроэнергии, 3) количества дней, в течение которых потребление электроэнергии осуществлялось с нарушением установленных правил. Таким образом определена сумма должна быть уменьшена на величину стоимости электрической энергии согласно выставленным потребителю за период нарушения счетов за электрическую энергию и (или) стоимости оплаченной за этот период электрической энергии. Вместе с тем следует учитывать, что, учитывая специфику предусмотренных методике Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины подсчетов, определена с ее помощью сумма убытков, нанесенных энергопоставщику безучетного потребления электроэнергии, может и не совпадать с размером ущерба, фактически причиненного потерпевшему преступным похищением электрической энергии.

5. Субъект преступления общий. Преступление может быть совершено как потребителем (работником организации-потребителя), так и работником предприятия, занимающегося производством или поставкой электрической или тепловой энергии. Если совершение преступления, предусмотренного ст. 1881, должностным лицом образует состав соответствующего преступления в сфере служебной деятельности, совершенное выходит за пределы конкуренции части и целого и требует дополнительной квалификации по норме УК, предусматривающей ответственность за это преступление.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и, как правило, корыстных целях (винный стремится обогатиться за счет "преступной экономии" - неуплаты за потребленную энергию).

7. Квалифицирующими признаками преступления является совершение его: 1) повторно; 2) по предварительному сговору группой лиц (см. ст. 28 и комментарий к ней); 3) задачи преступлением ущерб в крупных размерах (см. примечание к ст. 1881).

Похищение электрической или тепловой энергии следует считать совершенным повторно в случае, если оно совершено лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное ст. 1881, за который лицо не было освобождено от уголовной ответственности по основаниям, установленным законом, или если судимость за это преступление не была снята или погашена (см. также ст. 32 и комментарий к ней).

8. Преступление, предусмотренное ст. 1881, необходимо отличать от такого административного правонарушения, как нарушение требований нормативно-правовых актов по технической эксплуатации электрических станций, энергетического оборудования (ст. 951 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 г.). В отличие от рассматриваемого преступления, объективная сторона которого также может заключаться в нарушении указанных нормативных требований, совершение этого административного правонарушения не имеет целью хищения электрической энергии путем ее самовольного использования.

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 года (ст. 951, 1031, 18512, 18820, 18821).

Закон Украины "О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса" от 23 июня 2005 г. (ст. 1).

Положение о порядке отключения потребителей от источников энергоснабжения. Утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины N 705 от 31 августа 1995

Положение о государственном энергетическом надзоре за режимами потребления электрической и тепловой энергии. Утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины N 929 от 7 августа 1996

Порядок поставки электрической энергии. Утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины N 441 от 24 марта 1999

Положение о порядке выдачи Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины лицензий на осуществление деятельности, связанной с производством, передачей и поставкой электрической энергии, комбинированным производством тепловой и электрической энергии, производством тепловой энергии на теплоэлектроцентралях и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии. Утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины N 753 от 29 апреля 1999

Положение о порядке наложения на субъектов хозяйственной деятельности штрафов за нарушение законодательства об электроэнергетике. Утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины N 1312 от 21 июля 1999

Правила пользования электрической энергией для населения. Утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины N 1357 от 26 июля 1999

Постановление Кабинета Министров Украины "О создании государственного предприятия" Энергорынок "N 755 от 5 мая 2000

Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотвода. Утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины N 630 от 21 июля 2005

Порядок определения размера и возмещения убытков, нанесенных энергопоставщику результате хищения электрической энергии. Утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины N 122 от 8 февраля 2006

Правила пользования тепловой энергией. Утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины N 1198 от 3 октября 2007

Правила Оптового рынка электрической энергии Украины. Утверждены постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины N 1047 от 12 ноября 1997

Правила пользования электрической энергией. Утверждены постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины N 910 от 17 октября 2005

Условия и правила (лицензионные условия) осуществления хозяйственной деятельности по производству тепловой энергии на теплоэлектроцентралях и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии. Утверждены постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины N 540 от 26 апреля 2006

Методика определения объема и стоимости электрической энергии, не учтенной вследствие нарушения потребителями правил пользования электрической энергией. Утверждена постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины N 562 от 4 мая 2006

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Утвержденные приказом Министерства топлива и энергетики Украины N 258 от 25 июля 2006

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2015 г. N 303-ЭС15-7918 Суд отменил судебные акты об отказе в удовлетворении иска по делу о взыскании неосновательного обогащения, поскольку при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвуют эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик, в связи с чем вопреки позиции апелляционного и окружных судов управляющая компания может быть ответчиком по предъявленному иску

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Самуйлова С.В.,

судей Кирейковой Г.Г. и Разумова И.В.,

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (г. Хабаровск, далее - ресурсоснабжающая организация)

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 (судьи Ротко Л.Ю., Засорин К.П., Мокроусова Л.А.) и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.04.2015 (судьи Захаренко Е.Н., Камалиева Г.А., Солодилов А.В.)

по делу Арбитражного суда Приморского края N А51-19554/2014

по иску ресурсоснабжающей организации

к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Влад Дом" (г. Владивосток, далее - управляющая компания)

о взыскании неосновательного обогащения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Самуйлова С.В., вынесшего определение от 21.10.2015 о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании, а также объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия установила:

в исковом заявлении ресурсоснабжающая организация потребовала взыскать с управляющей компании 20 025,61 руб., составляющих стоимость тепловой энергии, поставленной с 9 по 20 октября 2013 года в дом N 33а по улице Давыдова города Владивостока.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.09.2014 (судья Кучинский Д.Н.) иск удовлетворен.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.04.2015, судебное решение отменено, в удовлетворении иска отказано.

Суды руководствовались пунктом 2 статьи 308, пунктом 1 статьи 539, статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 44, частями 7, 7.1 статьи 155, частью 3 статьи 161, частями 7, 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 14, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354), пунктами 3, 6, 7 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, далее - Правила N 124).

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ресурсоснабжающая организация просила постановления апелляционного и окружного судов отменить, ссылаясь на нарушение ими статей 539, 544 ГК РФ, пункта 7 статьи 155, статьи 162 ЖК РФ, Правил N 354 и N 124.

По мнению заявителя, внесение платы за коммунальный ресурс непосредственно ресурсоснабжающей организации рассматривается как выполнение обязательств по оплате коммунальной услуги перед исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией), в свою очередь обязанным перед ресурсоснабжающей организацией, поэтому управляющая компания является надлежащим ответчиком. Заявитель также не согласен с выводами судов о дате сдачи жилого дома в управление ответчику.

В судебное заседание представители сторон не прибыли, дело рассмотрено без их участия.

Законность обжалованных судебных актов проверена судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, и в той части, в которой они обжалуются (пункт 2 статьи 291.14 АПК РФ).

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 09.10.2013 собственники помещений в многоквартирном жилом доме N 33а по улице Давыдова города Владивостока (далее - дом N 33а) на общем собрании для управления своим домом выбрали общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Влад Дом" и решили вносить плату за горячее водоснабжение и отопление (включая объемы коммунальных ресурсов, потребляемые на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Впоследствии управляющая компания приняла указанный дом в управление у прежней управляющей компании - открытого акционерного общества "Славянка".

В связи с этими обстоятельствами дом N 33а включен в перечень объектов, в которые поставлялась тепловая энергия и горячая вода в рамках договора от 01.09.2013, заключенного между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией. По условиям этого договора (пункт 2.1.4) в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за тепловую энергию и (или) горячую воду непосредственно ресурсоснабжающей организации, последняя обязуется производить расчеты с собственниками и пользователями жилого фонда исполнителя: открывать и закрывать лицевые счета, производить начисления и перерасчеты в соответствии с действующим законодательством, печатать и доставлять платежные документы, осуществлять сбор платежей непосредственно с собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме за услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

Ресурсоснабжающая организация с 09.10.2013 по 20.10.2013 поставила в дом N 33а тепловую энергию и горячую воду.

Поставленные ресурсы не оплачены ни собственниками помещений, ни исполнителем коммунальных услуг, что явилось поводом для обращения ресурсоснабжающей организации в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

Возражая против удовлетворения иска, управляющая компания сослалась на то, что обязанность по оплате поставленных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией несут непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме.

Удовлетворив иск в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик управляет домом с 09.10.2013 и в силу своего статуса должен оплачивать коммунальные ресурсы. Решение собственников об оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающей организации не освобождает управляющую компанию как исполнителя коммунальных услуг и абонента по договору энергоснабжения оплатить ресурсоснабжающей организации поставленные ресурсы в части, не оплаченной собственниками помещений.

Апелляционный и окружной суды пришли к противоположному выводу исходя из того, что управляющая компания не является надлежащим ответчиком по делу, так как на основании решения собственников плата за тепловую энергию должна вноситься собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Следовательно, иск о взыскании задолженности должен быть подан в отношении конкретных собственников помещений, не оплативших коммунальные услуги за указанный период времени. Окружной суд указал также, что на управляющую компанию не может быть возложена обязанность по оплате коммунального ресурса, постановленного с 09.10.2013 по 16.10.2013, так как дом передан ей в управление только с 16.10.2013.

Между тем, суды не учли следующее.

В соответствии с пунктами 2, 2.1 статьи 13, статьями 15, 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьями 539, 544, 548 ГК РФ правоотношения по поставке тепловой энергии и теплоносителя регулируются договорами теплоснабжения и поставки горячей воды, заключаемыми потребителями с теплоснабжающими организациями. По условиям этих договоров теплоснабжающая организация обязана поставить энергоресурсы в точку поставки (точку присоединения), а потребитель оплатить фактически приобретенные объемы энергоресурсов.

Тепловая энергия и горячая вода, поставляемые в жилые дома, используются для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).

Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

Управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).

В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.

Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвуют эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.

В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается об обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.

Ввиду изложенного судебная коллегия пришла к выводу о том, что, вопреки позиции апелляционного и окружных судов, управляющая компания может быть ответчиком по предъявленному иску.

Порядок определения даты, с которой управляющая организация обязана приступить к выполнению договора управления и к предоставлению коммунальных услуг, урегулирован в пункте 7 статьи 162 ЖК РФ и пункте 14 Правил N 354. При этом функции управления многоквартирным домом объективно не могут быть осуществлены до передачи этого дома управляющей организации. Оценка доказательств и установление обстоятельств, связанных с началом исполнения ответчиком коммунальных услуг, находится в компетенции судов первой и апелляционной инстанций, однако данный вопрос судами не разрешен, так как не дана судебная оценка противоречиям между предложенными сторонами спора вариантами.

В связи с существенным нарушением норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, на основании пункта 1 статьи 291.11 АПК РФ решение от 29.09.2014, постановления от 23.12.2014 и от 06.04.2015 по делу N А51-19554/2014 подлежат отмене. Ввиду того, что для принятия решения по существу спора необходима оценка доказательств и установление обстоятельств, указанных в настоящем определении, судебные акты отменяются в полном объеме и дело направляется на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует оценить доказательства, представленные сторонами, установить дату, с которой ответчик приступил к оказанию коммунальных услуг в доме N 33, и исходя из этого определить размер задолженности.

Руководствуясь статьями 291.11, 291.13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:

решение Арбитражного суда Приморского края от 29.09.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.04.2015 по делу N А51-19554/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья Кирейкова Г.Г.
Судья Разумов И.В.

Обзор документа

Ресурсоснабжающая организация потребовала взыскать с управляющей компании стоимость теплоэнергии, поставленной в жилой дом.

Суды трех инстанций разошлись во мнениях.

СК по экономическим спорам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение, пояснив следующее.

На общем собрании собственники упомянутого многоквартирного дома решили вносить плату за горячее водоснабжение и отопление непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Между тем поставленные ресурсы не были оплачены ни собственниками, ни исполнителем коммунальных услуг (ответчиком).

Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством.

Из ЖК РФ следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.

При выборе собственниками управляющей организации она несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг. Она должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими такие ресурсы.

Управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем таких услуг.

Такой статус обязывает данную организацию в т. ч. оказывать коммунальные услуги, а также дает право требовать за это плату с потребителей.

Таким образом, если в доме имеется управляющая организация, то в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов участвуют она (как исполнитель коммунальных услуг) и ресурсоснабжающая организация (как поставщик).

Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь, потребители оплачивают эти услуги ей как исполнителю.

Потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Однако это не меняет схему договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов и не освобождает управляющую организацию от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, в котором это не сделали потребители.

При этом надо учитывать, что функции управления объективно не могут быть осуществлены до передачи многоквартирного дома управляющей организации.

Жильцы многоквартирного дома не всегда знают обязанности, возложенные на управляющую компанию действующим законодательством. Из-за этого возникает непонимание, куда деваются кругленькие суммы по статье «Содержание и ремонт» и отсутствие контроля деятельности УК. Рассмотрим основные обязанности управляющей компании.

Взаимоотношения УК и жильцов дома скреплены договором. Каждый собственник объекта недвижимости дома должен получить по одному экземпляру, а один должен остаться в УК. На деле это правило нарушается. Если у владельца квартиры нет на руках письменного документа, то он может обратиться в органы ЖКУ и запросить его.

Права и обязанности управляющей компании — это основные статьи договора. Их прочесть рекомендуется каждому жильцу.

Условия договора одинаковы для всех проживающих в многоквартирном доме. В документе указан срок, в течение которого УК занимается предоставлением коммунальных услуг, ведением хозяйства и ремонтом дома (ст. 162 ЖК РФ).

В договоре указывается состав имущества жилого дома, его адрес, порядок расчета платы за содержание и ремонт, процедура предоставления коммунальных услуг и срок документа. Он не может быть меньше одного года. Максимальный срок договора — пять лет. Если УК была выбрана на конкурсной основе, то он уменьшается до трех лет.

Важно обозначить в договоре пункт обязанности предоставления УК отчетности. Если такой графы нет, то органы ЖКУ, как правило, представляют отчет о проделанной работе по окончании договора. На самом деле такая обязанность закреплена ст. 162 ЖК РФ и должна исполняться.

Обязанности управляющей компании ЖКХ

В своей деятельности УК должна выполнять эксплуатационно-ремонтные работы и предоставлять организационные услуги.

К эксплуатационно-ремонтным работам относятся

  • выполнение мероприятий для обеспечения безопасности проживания жильцов в доме, поддержанию его архитектурного облика;
  • осмотр имущества многоквартирного дома. Должен проводиться перед отопительным сезоном и после его, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций; проведение текущего ремонта. Если выявленные дефекты требуют значительных финансовых вложений, то ремонт может растянуться на несколько лет.
  • контроль за состоянием внутридомовых сетей, по которым жильцы получают коммунальные ресурсы;
  • соблюдение правил пожарной безопасности;
  • уборка подъездов и придомовых территорий, если последние являются частью имущества дома;
  • вывоз мусора, в том числе и от юридических лиц, офисы которых расположены в здании подотчетного дома;
  • контроль за эксплуатацией общедомовых счетчиков;
  • внедрение энергосберегающих программ, направленных на эффективное использование поставляемых ресурсов. Такие мероприятия проводятся только по согласованию с региональными органами.

Организационные услуги

Помимо этих обязанностей УК должна исполнять организационные услуги. В их перечень входит:

  • аккумулирование средств от предоставленных ресурсов и услуг и оплата поставщикам;
  • борьба с задолженностями;
  • организация работы с поставщиками: заключение договора, контроль качества предоставляемых услуг, перерасчет платы при поставке некачественных услуг;
  • хранение технической и иной документации на жилой дом;
  • выявление расхитителей энергоресурсов: проверки, рейды и т.д.
  • проведение общих собраний с собственниками жилья. Это мероприятие должно быть не реже одного раза в год. На нем представители ЖКХ отчитываются о проделанной работе, о расходах, понесенных в рассматриваемый период, и принимают решение о тарифе на следующий год. Плата за содержание и ремонт дома может быть равна муниципальной или быть выше. В каждом доме она устанавливается индивидуально. Если на собрании УК не утвердила тариф, то считается, что он равен муниципальному (ст. 158 ЖК РФ). В этом случае органы ЖКХ не освобождаются от ответственности за предоставление услуг по ведению хозяйства и ремонту дома даже при нехватке средств, аккумулируемых от собственников жилья.
  • проведение мероприятий по информированию жильцов об изменениях в тарифе;
  • оформление временной или постоянной регистрации.

Все работы, перечисленные выше, управляющая компания должна исполнять обязательно.

Придомовая территория и деятельность УК — где границы?

Придомовая территория — это участок земли, закрепленный за объектом недвижимости. Его площадь определяется строительными актами, предусмотренными Земельным Кодексом.

является собственностью жильцов дома, они обязаны за нее платить (Постановление Правительства № 491). Содержать такую территорию в надлежащем состоянии — обязанность УК, с которой жильцы заключили договор. В случае не выполнения работ она может быть привлечена к ответственности.

Реальные границы на придомовую территорию можно узнать из акта на земельный участок. Такой документ должно предоставить руководство УК по требованию собственника.

Обязанности управляющей компании по содержанию придомовой территории сводятся к:

  • уборке закрепленного участка земли;
  • проведению мероприятий по озеленению территории;
  • вывоз мусора;
  • установке детских комплексов и поддержанию их в надлежащем состоянии.

При неисполнении своих обязанностей на УК возможно наложение штрафа в размере до 50 тысяч рублей. Контроль за выполнением обязательных работ возлагается на жильцов дома.

Помимо обязанностей управляющая компания наделена некоторыми правами.

Права управляющей компании

  • передавать сведения уполномоченным органам о незаконной ;
  • информировать соответствующие органы об использовании общего имущества не по назначению;
  • принимать участие в мероприятиях по взысканию задолженности с жильцов дома;
  • принимать решение о перечислении резервных средств на погашение задолженности перед поставщиками услуг или на оплату дополнительных работ по ремонту общего имущества собственников;
  • контролировать правильность передачи показаний индивидуальных приборов учета, корректировать платежи в зависимости от полученных сведений;
  • приостановить поставку энергоресурсов, предусмотренных законодательством, при неоплате коммунальных услуг или неполной их оплате.

Ответственность УК

Обязанности управляющей компании и ее ответственность нашли отражение и в Правилах предоставления коммунальных услуг. Они устанавливают ответственность органов ЖКХ за некачественной предоставление коммунальных услуг и неисполнение возложенных на них работ, как договором, так и законодательством РФ.

  1. При выявлении фактов ненадлежащего содержания имущества собственников юридическая организация может распрощаться с 50 тысячами рублями. Если было выявлено нарушение норматива обеспечения жильцов ресурсами, то сумма штрафа составит 10 тысяч рублей.
  2. Статья 44 ГК РФ устанавливает ответственность за действия или бездействия уполномоченных лиц, которые привели к порче общего имущества и нанесению вреда. В этом случае все убытки, понесенные жильцами, перекладываются на управляющую компанию.
  3. Нарушение правил пожарной безопасности может повлечь административную ответственность. В этом случае УК лишиться до 200 тысяч рублей.

Список работ, что входит в обязанности управляющей компании, очень большой. Их знание позволит снять напряженность между жильцами и представителями ЖКХ.

На носу очередной отопительный сезон, а некоторые казанцы до сих пор пытаются добиться перерасчёта за предыдущий период.

Переплатили

Казанец Ринат Шакирзянов, живущий на ул. Хади Такташа, уверен, что их дом переплатил за отопление в 2016 году 2 млн руб. Но добиться перерасчёта от жилищников не может уже год.

«Я сравнил, сколько нам УК начислила и сколько заплатила ресурсникам. Оказалось, что с «Татэнерго» УК рассчитывалась по счётчику, а нам выставляла по нормативу. Заявление по этому факту почти год лежит в МВД. Всё это время проверка велась, знаю, что результаты, подтверждающие нарушения, есть. Но об уголовном деле не слышно», - говорит он.

«Несовпадение сумм, перечисленных ресурсоснабжающим компаниям и фактически оплаченных жильцами, - типичная уловка, - рассказывает глава Союза домовых комитетов Казани Геннадий Сомов . - Разница оседает в УК». Так, многомиллионные переплаты за тепло, по данным «АиФ-Казань», выявлены в Ново-Савиновском районе Казани. Часть уплаченных «излишков» в нарушение закона была перекинута на иные цели. Итоги проверки датированы февралём, но, несмотря на выводы дознавателей, уголовному делу до сих пор хода не дали. Как сообщил «АиФ-Казань» главный госжилинспектор РТ Сергей Крайнов , в 2016 году татарстанцам сделали перерасчёт на 25,5 млн руб., за полгода 2017-го - на 9,8 млн (по всем видам начислений за ЖКУ).

Хитрая формула

Но наиболее острый вопрос - в самой формуле расчёта, говорит Сомов. В постановлении правительства РФ №354 от 2011г. (которое только в этом году уже не раз подправлялось) для расчёта с недавних пор берётся только общая площадь жилых и нежилых помещений. «А как же места общего пользования (МОП): подъезды, колясочные и т. д. Ведь они тоже отапливаются и тоже являются нежилыми, - задаётся вопросом Сомов. - По моим подсчётам, из-за этого переплата составляет от 4 до 5 рублей за кв. м. Места общего пользования учитывают при расчёте платы за ОДН, почему же в отоплении их нет?»

Некоторые УК и вовсе считают только по жилой площади.

«Концов с площадями порой невозможно найти, - признаётся исполнительный директор «ЖКХ-Контроля» в РТ Дмитрий Романов . - Приходится брать при проведении проверки данные с сайта раскрытия информации, но и там они бывают неверными».

Но в целом прозрачности стало больше благодаря 731-му постановлению правительства РФ о раскрытии информации, уверяет Романов. «Правда, жалобы на большие счета остались, - говорит он. - А с июля тарифы снова выросли»…

Самостоятельно разобраться в начислениях бывает непросто. Нужно иметь под рукой суточные ведомости потреблённой домом теплоэнергии, знать площадь (а для этого надо иметь техпаспорт дома или запросить его в БТИ), иметь акты ресурсоснабжающих организаций и т. д.

Вот и получается, что татарстанцы подозревают, что что-то не чисто, а доказать не могут. Остаётся надеяться, что зима будет тёплой и не придётся отдавать за отопление полпенсии или зарплаты.