", мы продолжаем собирать и связывать воедино рассыпанную информацию о загадочном, овеянном древними легендами, тайнами и священными почитаниями имени. Зачем копаться в преданиях тысячелетней старины, когда не ведаешь достоверно, что творилось всего век назад, спросит читатель. За окнами дел непроворот, может проще оставить как есть и привычно довольствоваться общепризнанными версиями православной и католической традиции? В этом привычном и равнодушном довольствовании, признаем ведь, человечество провело поистине страшных две тысячи лет, пройдя через кровавые войны, завоевательские и крестовые походы, вехи экономического порабощения, в результате построив всего-то технократическую модель потребительского общества, в которой полностью утрачены знания о природе человека и цели его кратковременного пребывания на этой маленькой прекрасной планете. И сегодня, пусть кто-то и не верит, но мы приблизились к грани, за которой возможно очередное глобальное уничтожение. Почему? На этот вопрос мы и попытаемся ответить через глубинное рассмотрение сути такого грандиозного, кажущегося фантастическим и немыслимым для обычного посредственного сознания явления, как . Ведь за этим именем, поверьте, стоит намного больше, нежели история одного из преданных учеников одного из Учителей человечества.

Нисколько не усомнимся в историческом факте пришествия Спасителя как Сына Божьего, в те далекие времена и в его эпохальность миссии. Тревогу вызывает вполне обоснованное подозрение на то, что настоящее Учение Христа было искажено, переписано и адаптировано под создание нового мощного, более усовершенствованного религиозного института, цель которого обыкновенная власть и манипулирование сознанием масс. Мы непременно осветим в ближайшем будущем поражающую парадоксальность фанатичной убежденности религиозного сознания христиан в собственной исключительности и амбициях на Истину, тогда как официально признанная и объективная точка зрения современных историков банально ставит под сомнение практически все базисные истоки, почему-то являющиеся для миллиардного церковного электората непоколебимыми и неприкасаемыми феноменами "проявления божественного откровения". Не дабы покуситься на достоинство верующих одной из почитаемых религий, а дабы посмотреть на ситуацию немного под иным углом, чтобы все-таки узреть сквозь лживую запорошенность вековых снегов правду. Судя по найденным в гностических произведениях библиотеки Наг-Хаммади сведениям, есть полные основания предполагать, что истинное Учение Христа пошло именно с ней, - Марией Магдалиной, - в круги ранних христиан-гностиков, тогда как другая ветвь, апостольская "через Петра и Павла" создала то, что мы наблюдаем сегодня. Дальнейшая конфронтация или борьба за власть, разделила последователей Христа на РАСКОЛЬНИКОВ и АПОСТОЛЬСКИХ ХРИСТИАН. В результате чего вторые попросту уничтожили первых. Подробнее об этом в читайте .

Итак, небезосновательно продолжая предполагать, что Мария Магдалина - То, благодаря чему два тысячелетия наша человеческая цивилизация до сих пор "держится на плаву", подробнее рассмотрим, в каком виде дошла до наших дней информация о ней через православную и католическую традицию. Будем использовать авторитетную для большинства информацию из "Википедии".

Мари́я Магдали́на (ивр. ‏מרים המגדלית‏‎‎‎, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, лат. Maria Magdalena) - преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при его Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.В православной и католической церквях почитание Магдалины различается: православие почитает её согласно евангельскому тексту - исключительно как мироносицу, излеченную от семи бесов и фигурирующую только в нескольких эпизодах Нового Завета, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марии из Вифании, сестры Лазаря, а также прилагать обширный легендарный материал.

В Новом Завете её имя упоминается лишь в нескольких эпизодах:

  • Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9)
  • Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3)
  • Потом присутствовала на Голгофе при кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.)
  • После чего была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61 и др.)
  • А также стала одной из жён-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8)
  • Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это (Не прикасайся ко Мне), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскресении (Ин. 20:11-18).

В православной традиции

В православии Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. В византийской литературе можно найти продолжение её истории: проведя некоторое время в Иерусалиме, через некоторое время после Распятия Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах. (Стоит отметить, что больше всего сведений о Магдалине из четырёх евангелистов сообщает именно Иоанн).

Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме, о чём свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к римлянам: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6). Вероятно, в связи с этим её путешествием позже возникло связанное с её именем пасхальное предание. Смерть Марии Магдалины, по версии данного течения христианства, была мирной, она скончалась в Эфесе.

Православная традиция, в отличие от католицизма, не отождествляет Марию Магдалину с безымянной евангельской грешницей , а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносице. Не упоминается о блуде и в её акафисте. Кроме того, в православии не произошло отождествления Магдалины с несколькими другими евангельскими женщинами, случившегося в католичестве, оно традиционно почитало этих женщин раздельно. Димитрий Ростовский подчеркивает: «Восточная Греко-Российская Православная Церковь ныне, как и прежде признает всё эти, упоминаемые Евангелиями с разными признаками, три личности за различные, особые, не желая основывать исторические сведения на произвольных, только вероятных толкованиях».

Мощи в православии.

Согласно «Четьям Минеям» Димитрия Ростовского, в 886 году при императоре Льве VI Философе мощи скончавшейся в Эфесе святой были торжественно перенесены в константинопольский монастырь святого Лазаря. Дальнейшая их судьба не описывается. В настоящее время известно о нахождении мощей Марии Магдалины в следующих афонских монастырях: Симонопетра (рука), Эсфигмен (стопа), Дохиар (частица) и Кутлумуш (частица).

В католической традиции

В католической традиции Мария Магдалина, называемая прямо по имени лишь в перечисленных выше новозаветных свидетельствах, была отождествлена ещё с несколькими евангельскими персонажами:

  • Мария, упоминаемая в Евангелии от Иоанна как сестра Марфы и Лазаря, которые принимали Иисуса в своем доме в Вифании (Ин. 12:1-8)
  • безымянная женщина, совершившая помазание головы Иисуса в Вифании в доме Симона прокажённого (Мф. 26:6-7, Мк. 14:3-9)
  • безымянная грешница (блудница), омывшая ноги Христа миром в доме Симона фарисея (Лук. 7:37-38) (подробнее см. Помазание Иисуса миром).

Таким образом, Магдалина, отождествляясь с этими персонажами (а также заимствуя некоторые сюжеты из жития неевангельской раскаявшейся грешницы V века преподобной Марии Египетской), приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т.д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

Мнение Отцов Церкви. Образ блудницы.

Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной Церковью того, что она и была той безымянной женщиной, которая омыла ноги Иисуса миром.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лук. 7:37-38).

Проблема согласования евангельских рассказов о помазании Иисуса анонимной женщиной решалась Отцами Церкви по-разному (подробнее, см. Помазание Иисуса миром). В частности, святой Августин полагал, что все три помазания были совершены одной и той же женщиной. Климент Александрийский и Амвросий Медиоланский также допускали, что речь может идти об одной и той же женщине.

Косвенное свидетельство отождествления Марии из Вифании с Марией Магдалиной впервые встречается в «Толковании на Песнь песней» Ипполита Римского, указывающего, что первыми, кому явился воскресший Иисус, были Мария и Марфа. Речь, очевидно, идёт о сёстрах Лазаря, но помещённых в контекст утра Воскресения, в котором во всех четырёх Евангелиях на самом деле фигурирует Мария Магдалина. Отождествление всех женщин, фигурирующих в евангельских рассказах о помазании Иисуса, с Марией Магдалиной окончательно было произведено римским папой святым Григорием Великим (591 год): «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку» (23 омилия). Неуказанный же грех же Марии Магдалины/Марии из Вифании был истолкован как блуд, то есть проституция.

В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней. Подкрепление и литературную обработку этот миф нашёл в «Золотой легенде» Якова Ворагинского - собранию житий святых, второй по распространению в Средние века книге после Библии.

В XX веке католическая Церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки - после реформы в календаре Novus Ordo 1969 года Мария Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся». Но, несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.

РЕЗЮМЕ

И вновь мы сталкиваемся в непроглядным "священным" туманом, напущенным в раннехристианские века гениальными "архитекторами" человеческой истории. Не напусти его тогда, кто знает, какой созидательной дорогой пошла бы наша цивилизация и каких высот могла достичь. Ну а пока, из официальных источников о Мариии Магдалине достоверно ничего неизвестно, но на подсознательном уровне у абсолютного большинства сформировано ошибочное мнение: "эта история выглядит несовсем чистой, поэтому не стоит особо вдаваться в подробности ". Именно так по-крайней мере думал доселе и автор этих строк. А если учесть, что 90 % прихожан вообще понятия не имеют, кто изображен на иконах, достаточно всего лишь легкого ненавязчивого намека на "нечистоту", чтобы в сравнении с "святейшими отцами церкви" имя Магдалины обходили стороной.

Справедливости ради, подведем небольшой промежуточный итог :

  • Мария Магдалина не была не блудницей, не одержимой бесами - ибо прямых указаний на это нигде нет.
  • Мария Магдалина была самым любимым учеником Иисуса Христа, чему свидетельства:
  • - Евангелия от Филиппа,
  • - Евангелие от Марии,
  • - таинственная картина Леонардо да Винчи "Тайная вечеря ",
  • - версия самого Ригдена Джаппо (!!!), о ней позже...
  • Чистые Знания от Иисуса пошли с Марией в ранние гностические группы, которые впоследствии безжалостно были уничтожены представителями апостольского христианства (здесь можно провести трагическую аналогию с катарами, в XII веке).
  • Именно Марии Магдалине Иисус Христос доверил тайну священного Грааля (об этом в следующих наших публикациях).
  • В довесок, заслуживает отдельного рассмотрения история ордена Тамплиеров, которые поклонялись ей, как самой великой святыне...

В завершение можно сказать следующее, по нашему мнению, туман напущен неслучайно, и далеко неслучайно имя Марии на сегодняшний день косвенно опорочено, и определено в церковную тень. Её стараются не упоминать, её нет на почитаемых иконах, о ней не знают. В православных церквях её образ можно увидеть вблизи распятия Христа, - сгорбившей спину, с потемневшим лицом, понурым взглядом. Именно такой я её вижу с тех давних и памятных времен, когда впервые переступил порог православного храма. Ни в многотиражной православной литературе, прочитанной мной позже, ни в "душеспасительных беседах" с духовниками в последствии, я ни разу не слышал упоминаний ни о её жизни, ни о её духовном подвиге.

Сознательно или по неведению, но Церковь старательно умалчивает о Марии Магдалине. И мы уже знаем почему.

Подготовил: Дато Гомартели (Украина-Грузия)

На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель.

В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами - Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.

Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни...

Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.

Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.

Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа - Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему - и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: "Женщина, что ты плачешь?" - она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его". Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.

Он спросил Марию: "Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?" Она же, думая, что видит садовника, отвечала: "Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его".

Но в этот момент она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни, в те годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где раздавалась Его проповедь. Из груди ее вырвался радостный крик: "Раввуни!", что значит Учитель.

Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и признание Его превосходства как великого Учителя - все слилось в одном этом возгласе. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости. Но Господь сказал ей: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему".

Она пришла в себя и снова побежала к Апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении Апостолы, и возвестила им радостную весть: "Видела Господа!" Это была первая в мире проповедь о Воскресении.

Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам...

Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

Священное Предание повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина, сердце которой было полно воспоминаний о Воскресшем, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения Апостолам: "Я видела Господа". С этой проповедью она обошла всю Италию.

Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: "Христос Воскрес!" Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.

Мария повторила слова Апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.

Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: "Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения".

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, "много потрудилась для нас". Очевидно, они беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества.

По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи - Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм.

Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины - женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу.

Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни; она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.

Жизнь Марии Магдалины, окутанная множеством мифов и легенд, до сих пор
вызывает среди историков религии и богословов отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, почему намеренно искажался ее образ, и кому было выгодно приписывать ей прошлое блудницы. В этом обзоре ответы на эти неоднозначные вопросы.

В православном и католическом вероисповедании трактовка образа Марии Магдалины кардинально различается: в православии ее чтят как святую мироносицу, излеченную Иисусом от семи бесов, а в традиции Католической церкви ее отождествляют с образом кающейся блудницы Марии из Вифании, сестры Лазаря. Хотя из Библии достоверно известно, что в Священном писании прямо нигде не говорится, что Магдалина была блудницей в какой-либо период ее жизни.

Мария Магдалина - евангельская блудница

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0021.jpg" alt="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " title="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " border="0" vspace="5">


Это римская Католическая церковь то ли случайно, то ли намеренно в лице Папы Григория Великого, придумала обидное для Магдалины прозвище - «блудница» и отождествила ее с евангельской грешницей.

Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица


Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказался православный святитель Дмитрий Ростовский, который так аргументировал свое мнение: "Если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница".


Православная же церковь была склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, одержимой бесами. Это освобождение стало смыслом ее жизни, и в благодарность женщина решила посвятить Господу всю свою жизнь. И по православной традиции, в отличие от католицизма, Мария считается символом олицетворения женщины-христианки и почитается как равноапостольная святая мироносица.


Мария Магдалина - лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия

Среди учеников Спасителя Мария занимала особое место. Ее почитали за столь искреннюю и горячую преданность Христу. И совсем не случайно Господь удостоил Марию чести стать первым свидетелем, кто увидел его воскресшим.


Мало того, большинство исследователей Библии сегодня утверждают, что Четвертое Евангелие было создано неизвестным последователем Иисуса, упомянутый в тексте как любимый ученик. И есть предположение, что это и была Мария Магдалина, которая была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви.

Но со временем ее образ стал банальной жертвой борьбы за церковную власть. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью, и Марию Магдалину решили ниспровергнуть."Эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы между сторонниками авторитета Церкви и защитниками личного богооткровения".

Мария Магдалина - жена Иисуса Христа и мать его сыновей

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0004.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Образ евангельской Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом, Корреджо, Гвидо Рени. По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни одумавшихся и вернувшихся к нормальной жизни.

По традициям западного искусства Мария Магдалина всегда изображалась в виде кающейся полуобнаженной изгнанницы с непокрытой головой и распущенными волосами. И все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство из нас до сих пор уверенны в ее великой грешности.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0005.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США). Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).

В 1850 году первый вариант этого полотна был приобретен Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. Сейчас оно находится в одном из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0016.jpg" alt="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа. Автор: Carlo Dolci" title="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа.

Христианские предания о Марии Магдалине, сохранившиеся во всех четырех новозаветных Евангелиях, рассказывают о ней как о верной последовательнице Иисуса Христа. Согласно писаниям, Иисус начал проповедовать в Галилее, где он собрал небольшую группу учеников из низших слоев населения. В районе Генисаретского озера располагались рыбачьи поселки, центром которых была Магдала. Из Магдалы и была родом Мария, известная как блудница.

"И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале;
и, привалив большой камень к двери гроба, удалился" (Мф.27:59,60).

Она присутствовала и при распятии Иисуса, и при обнаружении могилы, опустевшей на следующее утро Воскресения. И все же Мария Магдалина остаётся наиболее не замечаемой и загадочной фигурой.

Спекуляции вокруг её роли в становлении и развитии раннего христианства относятся уже к первым векам. Долгое время она является объектом обсуждения многих не похожих друг на друга теорий и мифов. Помимо поверий, навязанных народными преданиями, в Евангелиях нигде ни прямо, ни косвенно не говорится, что Мария Магдалина до личного знакомства с Иисусом была когда-то блудницей.

В повествовании о “кающейся грешнице”, которая отерла ноги Иисуса своими волосами, евангелист Лука (7:36-50) не называет её имени. Но это еще не означает, что “грешницей” была не Мария Магдалина. Так же не упоминается её имя в качестве женщины, уличенной в неверности и спасенной Иисусом от побития камнями до смерти (Иоанн 8:1-11). Тот же Лука, наконец, упоминает ее как одну из женщин, которых исцелил Иисус “от злых духов и болезней” и из Марии “вышли семь бесов” (8:2). Не раз предполагалось, что семь изгнанных демонов - это вообще-то символ грехов Магдалины, которая, исходя из этого, становилась грешницей. Поэтому греховность Марии, как пишет Рамон К. Хусино в работе “Мария Магдалина - автор Четвертого Евангелия?” (afield.org.ua/ist/magdalenа), допускает предположение ее греха сексуального, что обычно не делается в отношении тех мужчин, которых устанавливают как бывших грешников. 22 Гипотеза автора включает в себя утверждение, что до-каноническая версия Четвёртого Евангелия чётко называла Марию Магдалину тем самым любимым учеником, которым считается апостол Иоанн. Это объясняет идентификацию Марии Магдалины как любимого ученика в нескольких древних гностических источниках из собрания книг, известного как Библиотека Наг-Хаммади. 23

Имеется две версии жизни Марии Магдалины после вознесения Иисуса Христа - греческая и латинская.

В Православном календаре находим изложение греческих авторов VII века: “равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц” родилась в местечке Магдалы в Галилее, после драматического события на Голгофе благовествовала не только в Иерусалиме. В Риме встречалась с императором Тиверием (14-37), рассказала ему об Иисусе и поднесла кесарю красное яйцо со словами: “Христос воскрес!”

Затем она отправилась в Эфес (Малая Азия), где помогала апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же скончалась и была погребена. В 869 году по велению византийского императора Льва Философа ее нетленные мощи перенесли в Константинополь в церковь святого Лазаря, а во время крестовых походов, предположительно, увезли в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского под алтарем. Папа Римский Гонорий III (1216-1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где воздвигнут посвященный ей храм. Другие части хранятся в монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. (days.ru.)

Латинская версия ведет нас к путешествию Марии Магдалины в Галлию. И здесь мы погружаемся в сакральную тайну Святого Грааля, сказания о котором передавались из поколения в поколение.

Образ Грааля представлялся по-разному: то чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере, то драгоценный камень, символично отождествлявшийся с таинством знаний, которого были лишены избранные. Считается, что чаша-Грааль была наполнена Иосифом Аримафейским кровью распятого Иисуса и сохранена им. Он же отнес тело Христа с Голгофы в могилу-усыпальницу, приготовленную для себя.

Спасаясь от преследований, Мария Магдалина вместе с сестрой Марфой, братом Лазарем и Дионисием Ареопагитом высадились около Марселя. До своей смерти Мария Магдалина якобы прятала Грааль в пещере. Здесь она проповедовала христианство и умерла в 63 году. Похоронили ее в в аббатстве Сент-Максимин. При вскрытии в XIII веке гробницы Марии в ней был обнаружен алебастровый сосуд, содержащий остатки засохшей крови. Останки перенесли в город Везеле и воздвигли собор в честь Марии Магдалины. Во времена Великой Французской революции они были уничтожены.

В “Золотой легенде” - житиях святых, собранных генуэзским архиепископом Джакопо де Вораджини, - происхождение Марии Магдалины относят к царственной династии колена Вениамина. Она якобы владела крепостью Магдала недалеко от Генисарета в Вифании близ Иерусалима, а отсюда-де и ее прозвание Магдалина. В легенде утверждается, что вместе с Марией Магдалиной на судне прибыл и Иосиф Аримафейский.

Согласно еще одной версии, Иосиф Аримафейский отвез чашу и копье римского легионера, проткнувшего пригвожденного Иисуса, в Гластонберри, Англию, где было основано Гластонберрийское аббатство. Эти реликвии исчезли без следа после пожара в старой церкви, в которой они размещались.

В средневековой Франции Мария Магдалина почиталась, как просветительница и в ее честь было возведено много храмов и часовен. “Особенно широкое распространение культ Марии Магдалины получил в городке Ренн-ле-Шато в провинции Лангедок, где построенный в ее честь большой храм был расписан замечательными фресками о житии святой.” 24

“Нетрадиционный” взгляд на Марию Магдалину мы находим в книге и блокбастере Дэна Брауна “Код да Винчи”. Мария Магдалина с ребенком покинула Святую землю и нашла прибежище в Галлии, где потомство Иисуса Христа пустило свои корни.

Теорий о Священном Граале и о Братстве Грааля создано много. Самим ранним вариантом из рассказов о Граале является “Персеваль или сказка о Граале” (“Conte de Graal”), созданным приблизительно в 1180 г. известным поэтом и трубадуром Кретьеном де Труа. Рассказ остался незаконченным. Это сочинение использовал Вольфрам фон Эшенбах в своей поэме о Парцифале, в которой Грааль - камень из рая, “камень света”, принесенный ангелами на землю. А Братство Грааля у него - это религиозный союз, отличающийся от католической церкви, некая община избранных. Чаша Грааля - волшебная. Вблизи Чаши исчезают болезни и смерть уже не всесильна. Затем появляются интерпретации этой темы, быстро нашедшие распространение по всей Европе. В первых вариантах работ о Граале применялись разные названия для одних и тех же символов: Sant Graal, San Graal, Sangraal.

Генри Линкольн, один из создателей “Священной Крови и Священного Грааля” во введении книги пишет, как он в 1969 году ознакомился с “секретными досье”, захороненными в Ренн-ле-Шато, что, собственно говоря, и породило замысел для написания их исследования.

По мнению английских журналистов, если правильно разделить это слово, то получится “Sang Raal”, или “Sang Real”, а это на современном английском означает “Sang Royal”, т. е. “королевская кровь”, под которой подразумеваются наследники Иисуса Христа и Марии Магдалины, - франкская династия Меровингов, самым знаменитым из королей которой был внук Меровея, Хлодвиг I, царствовавший с 481 по 511 гг. “Все французские школьники знают это имя, ибо благодаря нему Франция приняла христианство, и римско-католическая Церковь завоевала в Западной Европе главенство, которое продлилось не меньше, чем тысячу лет.” 25 Верными хранителями Грааля как “королевской крови” были тамплиеры, прямо происходившие от тайного общества “Приорат Сиона”. С другой стороны, Грааль - это сосуд, принявший и сохранивший кровь Иисуса. А в широком смысле - это “грудь Марии Магдалины”, затем сама она, культ которой понемногу смешивается с культом Девы Марии.

Общество “Приорат Сиона”, основанное в 1099 г. в Иерусалиме французским королем Годфруа де Буйоном, ставило перед собой задачу якобы восстановления династии Меровингов. Военно-монашеский орден рыцарей Храма (тамплиеров) 26 оформился в 1128 году по инициативе писателя-мистика аббата Бернара Клервосского, который еще при жизни был канонизирован в святые. Членами ордена стали рыцари, принимавшие участие во втором крестовом походе и вернувшиеся из Палестины. В рядах Ордена состояли 15 тысяч рыцарей и 45 тысяч сержантов и ими правил Великий Магистр, формально подчинявшийся Римскому Папе. Однако в исторических документах фактов связи Ордена тамплиеров с легендой о “семье Иисуса” не отражено. В 1307 году король Франции Филипп Красивый обвинил тамплиеров в ереси, разгромил их резиденции и арестовал имущество. Согласно одному из протоколов допроса рыцарей, в ночь перед началом арестов тамплиеры успели вывезти и укрыть обозы с несметными ценностями Ордена. После разгрома Ордена вплоть до XIX века существовали многочисленные общества и организации, пронесшие сквозь века таинственные знания гностиков и тамплиеров о Святом Граале.

В начале прошлого века в Германии возникло оккультное общество “Туле”, поставившее вопрос о Граале. В 1930 году исследования возглавил Отто Ран, один из разработчиков теории существования нордической расы. Он посетил развалины Монсегюра - неприступной крепости альбигойцев, последователей еретического учения средних веков, которые хранили реликвию Грааля. Монсегюр пал в 1244 году. Вернувшись, Ран издал книгу “Крестовый поход против Грааля”, и после очередной поездки во Францию в 1937 г. он бесследно исчез. В 1943 году в Монсегюр вновь прибыла огромная экспедиция, организованная научным институтом “Аненербе”. Институт работал так успешно, что в январе 1939 года его включили в состав СС, и “к этому времени Аненербе располагал 50-ю научными институтами, деятельность которых координировал профессор Вурст, специалист по древним культовым текстам, возглавлявший кафедру санскрита Мюнхенского университета”. 27 Некоторые газетные статьи уже после войны сообщали, что Святой Грааль, привезенный Марией Магдалиной в южную Францию 1900 лет назад, был обнаружен фашистами, но достоверной информации о местонахождении святыни нет.

Митрополит Кирилл, которого мы цитировали выше, уместно поднял семейный вопрос в древнееврейской традиции: целибат в те времена там подвергался остракизму. Сам Иисус рисует картину семейной жизни здесь и в горнем мире так: “чада века сего женятся и выходят замуж, а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят” (Лука 19:34-35). Отсюда фальсификаторы так называемой “семейной жизни” Христа делают свои заключения: “неженатый Иисус, обосабливающийся таким образом от своих современников и нарушающий закон предков, не преминул бы привлечь к себе внимание, и Евангелия говорили бы об этом, как об особенности, достойной того, чтобы ее отметить. Но нигде нет вопроса о возможном безбрачии Иисуса, и это молчание само по себе, по нашему мнению, составляет достаточно серьезный признак того, что он был женат”. 28 Ссылаются также на то, что учительский статус “равви” 29 указывающий на высокий уровень образованности Иисуса, по еврейскому закону, априори означал: “Неженатый человек не может претендовать на обучение других.” Усиленные поиски “жены Иисуса”, согласно сюжетной линии cherchez la femme (фр. - ищите женщину), привели авторов к евангельской “свадьбе в Кане”, которая чудесным образом и превращается в свадьбу… Иисуса и Марии Магдалины.

У Дэна Брауна были и более ранние предшественники. К примеру, до “Священной загадки” еще в 1970 г. появился роман члена французской Академии истории Робера Амбелена “Иисус, или Смертельный секрет тамплиеров”. В 60-е годы об ордене Храма писали Жерар де Сед (“Тамплиеры среди нас”) и Луи Шерпантье (“Тайны тамплиеров”).

Дальше своих товарищей по цеху пошел еще один англичанин Лоренс Гарднер, который, по словам Его Королевского Высочества принца Майкла Олбани, Главы королевского рода Стюартов в предисловии к его монографии “Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа” (М., 2000), проникнул “в самую суть всех доступных манускриптов и архивных документов” и проследил генеалогическую линию Иисуса Христа на протяжении веков среди правящих королевских домов Европы.

Гарднер утверждает, что наследники Давидова рода, каковым и был евангельский Иисус, по закону обязывались жениться и произвести на свет не менее двух сыновей. Поскольку интимная близость допускалась в строго регламентированные сроки, то репродукция проводилась в два этапа: к сентябрю следовал так называемый “первый брак”, а уже в декабре позволялись плотские отношения. Все остальное время года супруги жили отдельно друг от друга. “В случае зачатия невесты, для придания брачному союзу законного статуса, в марте заключался “второй брак”” 30 . Весь этот период между “браками” “невеста” (вне зависимости от беременности) считалась молодой женщиной, “алмой”, или девственницей.

Два случая “помазания миром ног Иисуса” Марией Магдалиной (первый упоминался выше у Луки, второй у Иоанна 11:1-2) Гарднер называет исполнением древнего обряда, который представлял собой исключительную привилегию невесты мессианского рода при церемонии заключения “первого” и “второго брака”: “Только как законная супруга Иисуса и полноправная священнослужительница могла Мария помазать его голову и ноги освященным миром.” 31 (Отец Марии Магдалины, по Гарднеру, принадлежал к священническому роду Иаирову, так как самое первое упоминание о ней мы находим в истории о ее воскрешении из мертвых в качестве дочери Иаира. Родилась Мария в 3 году н. э., т. е. была младше Иисуса на девять лет.) Такая расточительность возмутила Иуду Искариота: “Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?” (Иоанн 12:4-5), и таким образом он якобы “подготовил почву для предательства Иисуса”. Свадьба в Канне Галилейской, на которую был приглашен Иисус с учениками и матерью, явилась-де не заключением брака Иисуса с Магдалиной, а лишь “освященной трапезой”, предшествовавшей их обручению.

В “первый брак” с Иисусом Мария вступила в 30 г. У нее было трое детей: забеременев в декабре 32 г., она в следующем году заключила “второй брак” и родила дочь Фамарь. Четыре года спустя, появился на свет Иисус-младший, а в 44 г. родился Иосиф. В это время она уже пребывала в Массилии (Марсель). С нею туда приехала ее сестра Марфа со служанкой Марцеллой. Там же были апостол Филипп, Мария Иаковлева, а также Елена-Саломия. Высадились они в небольшом портовом городке Ратис, позднее называвшемся Ла-Сен-сюр-Мер.

С 63 года прах Марии Магдалины покоился в городе Экс-ан-Прованс (во времена Римской империи Аква-Секстиа). Латинское “аква” (вода) в средние века было искажено в “акса” (“экса”). Поэтому в преданиях Лангедока Мария Магдалина называется “Владычицей вод” или “Марией на море”. Дети Марии и Иисуса, положившие впоследствии начало роду Меровингов, превратились соответственно в “семейство на водах” - династию Аксов.

Гарднер, как и трое англичан, тоже считает, что римская церковь в противоборстве с истинным и чистым преданием о “семье Христа” по понятным причинам решила дискредитировать Марию Магдалину и, воплощая этот замысел, представила в Евангелиях ее, незамужнюю, как “грешницу”, тогда как в действительности она была целомудренной женщиной, подвергавшейся в то время “проверке после помолвки”. Таким образом, с легкой руки епископов Магдалина-грешница превратилась в блудницу, что значит - распутницу.

Кто не знает, поинтересуйтесь, где место женщины в еврейской синагоге: оно не изменилось за тысячелетия. А у гностиков и назореев, по Гарднеру, женщина была и учительницей, и врачом, и проповедником и даже священнослужителем. Поэтому-то благопристойная Мария Магдалина почиталась в южной Франции как “матерь Грааля” истинного христианства Запада. И именно поэтому Тертуллиан порицал еретиков-бунтовщиков, принявших вероучение о равноправии, и, конечно же, их дерзких женщин: “Они осмеливаются учить, спорить, изгонять духов, обещать исцеление, а может, даже и крестить.” 32

Чтобы продолжить разговор на заданную тему, необходимо разобраться в серьезном вопросе, касающемся непосредственно личности Иисуса Христа и его отношения к семейной жизни.

22. Лишь в 1969 году Римско-Католическая церковь перестала изображать Марию Магдалину проституткой.
23. Библиотека Наг-Хаммади была найдена в 1945 г. в районе Наг-Хаммади в Египте.
24. Татьяна Фадеева. Бывшая блудница - хранительница Грааля. Таинственная фигура Марии Магдалины привлекала к себе внимание во все времена / Татьяна Фадеева // Независимая газета. 2006. - 5 апреля.
25. М Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн / М. Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн. - СПб., 1993, с. 170-171.
26. Первые сведения об ордене Храма дает историк Гийом Тирский между 1169 г. и 1184 г. в своей книге “История заморских событий” (“Historia rerum in partibus transmarinis gestarum”). Орден основали в 1118 г. Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер, которые явились ко двору короля Иерусалима Балдуина II и попросили дозволения охранять паломника на пути от Яффы до Иерусалима. Король отдал в их распоряжение южное крыло дворца близ Храма Господня. Так, через десять лет будущий орден получил свое название - орден Храма.
27. Луи Повель, Жак Бержье. Утро магов / Луи Повель, Жак Бержье. - Киев, 1994, с. 337.
28. М. Байджент,.. Указ. соч., с. 231.
29. Раввин - служитель культа, духовный руководитель верующих в иудейской религиозной общине.
30. Гарднер Л. Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа / Л. Гарднер. - М., 2000, с. 80.
31. Там же, с. 81.
32. Тертуллиан. Избранные сочинения / Тертуллиан. - М., 1994. С. 127.

Родилась и выросла в городе Магдала на берегу Геннисаретского озера , почему и получила свое прозвище. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива, вела грешную жизнь и впала в беснование. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов . Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. С момента исцеления Мария начала новую жизнь, стала верной ученицей Спасителя.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами - Иоанной, женой Хузы , Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1 -3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин.

Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука , рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу , когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном . Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию , и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову . Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.

Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф 27, 61 ; Мк 15, 47).

Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы , совпадавший в тот год с праздником Пасхи . Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами. Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома. Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк , весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.

Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа - Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему - и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: "Женщина, что ты плачешь? " - она ответила теми же словами, которые только что сказала апостолам: "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его ". Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его. Он спросил Марию: "Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь? " Она же, думая, что видит садовника, отвечала: "Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его ". Но в этот момент она узнала голос Господа. Из груди ее вырвался радостный крик: "Раввуни !", что значит Учитель. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости. Но Господь сказал ей: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им : "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему".

Она пришла в себя и снова побежала к апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении апостолы, и возвестила им радостную весть: "Видела Господа !" Так Мария стала первой в мире проповедницей о Воскресении , благовестницей к благовестникам.

Священное Писание не повествует о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно думать, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа . Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

Священное Предание повествует, что когда апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина оставила родной край и отправилась с проповедью в Рим . Везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: "Я видела Господа ". С этой проповедью она обошла всю Италию .

Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. Она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: "Христос Воскрес! " Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат . Мария повторила слова апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.

Очевидно, именно Марию Магдалину имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (Рим. 16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая "много потрудилась для нас ". Очевидно, она была среди тех кто беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с апостолами труды проповедничества.

По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес , где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

Мощи и почитание

Церковь причислила святую Марию Магдалину к лику равноапостольных святых. Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины, которая, будучи призвана Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, показала пример всецелого обращения, начала новую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Она возлюбила Господа и оставалась при Нем как в чести так и в бесчестии, почему, зная ее верность, Он именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой проповедницей Своего Воскресения.

Святые мощи равноапостольной Марии были в - годах, при императоре Льве VI Философе (886-912), перенесены из Ефеса в Константинополь и положены в храме