Hawkeye представляет собой легкую, модульную, высокопроизводительную гаубицу калибра 105 мм, предназначенную для установки на различные типы боевых машин. Благодаря использованию новейших технологий, она устанавливает новый стандарт для легкой артиллерии в таких областях как огневая мощь, тактическая мобильность, стратегическая развертываемость, управление и командование.

Компания Mandus, находящаяся в Рок-Айленде (штат Иллинойс), тесно связана с государственным Рок-Айлендским арсеналом (RIA), создала Hawkeye в качестве частной инициативы. Части орудия изготавливаются RIA в соответствии с соглашением о частно-государственном партнерстве, по которому оба предприятия осуществляют совместный маркетинг готового продукта, а Mandus получает доступ к наработкам RIA по пониженной отдаче.

Технология пониженной отдачи (soft recoil) используется для уменьшения силы отдачи гаубицы, придавая встречное ускорение откатывающимся частям орудия непосредственно перед самым воспламенением заряда. При этом сила отдачи уменьшается на 50 процентов, что сокращает нагрузку на несущую конструкцию, снижает вес орудия по сравнению с обычной гаубицей с полным откатом, а также снижает требования к транспортирующей орудие платформе.

При начале цикла отдачи откатывающиеся части такого орудия находятся в позиции на середине длины ствола, под давлением застопоренного заполненного азотом рекуператора. В момент выстрела стопор рекуператора высвобождается, и масса откатывающихся частей вместе со стволом начинает перемещаться вперед. Воспламенение заряда производится по сигналу датчика, который следит за скоростью подвижных частей. Произведенная во время выстрела энергия расходуется на то, чтобы сначала затормозить движение, а затем вернуть откатные части в исходное положение, подготовив пушку к новому выстрелу. При этом общее усилие отдачи снижается в два раза.

С данной реальным воплощением данной технологии связано большое количество проблем. Инициация заряда должна точно управляться, чтобы выстрел начинался при строго определенной скорости движения ствола. Соответствующий датчик скорости должен быть очень точным и надежным. Большой точности необходимо добииться и от системы воспламенения заряда - интервал более 40 милисекунд от сигнала датчика до воспламенения заряда может привести к недопустимому рассеянию по дальности. Если происходит осечка, система отката должна быть способна остановить движение ствола и откатных устройств вперед без схода орудия с огневой позиции. Есть и другие проблемы, которые выдвигают повышенные требования к надежности системы.

Во Франции подобную технологию разрабатывали в начале двадцатого века. Тогда ее называли «fire-out-of-battery» - FOOB. Однако впервые полностью пригодную к эксплуатации гаубицу M101, работающую по описанной технологии, создали в США. Ее испытания прошли в 1957 году. Позже, в 1965 году была испытана гаубица, а в 1978 году полностью отработана 105 мм пушка с пониженной отдачей М204. Однако широкого распространения они не получили.

Параллельно с 1975 г велась разработка образца системы крупного калибра 155 мм с пониженной отдачей (Large-Calibre Soft-Recoil - LCSR). При ее испытаниях обнаружились проблемы с задержкой воспламенения заряда. В девяностые годы данный проект перерос в Viper - 155/39 гаубицу с пониженной отдачей, которая была предложена на объединенный тендер JLW155 армии и корпуса морской пехоты США, которые собирались заказать 155-мм легкую гаубицу. Однако Viper, опытный образец которой приступил к испытаниям в 1995 г., не была допущена к участию в тендере на JLW155, так как была еще не отработанной. Вместо нее на вооружение была принята М777А2.

Со своим новым проектом 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye, компания Mandus до сих пор избегала продвижения на американский рынок 105-мм орудий, предпочитая вместо этого позиционировать свой проект в нише самоходных минометов калибра 120 мм, популярность который на рынке артиллерийских систем последнее время растет.

И только в 2011 году на выставке AUSA (США) Hawkeye была представлена как легкая гаубица на шасси легкого грузовика. Гаубица Hawkeye по сравнению с другими обеспечивает больший диапазон максимальной и минимальной дальности стрельбы, объединяя возможность стрельбы с закрытых позиций на дальность до 11,5 км и способность вести огонь прямой наводкой по близкорасположенным целям (минимальная дальность стрельбы ограничивается только дистанцией взведения взрывателя снаряда). Она также предлагает наименьшее время готовности к первому выстрелу и более высокую скорость снаряда. По сравнению с обычными гаубицами Hawkeye имеет меньшее время цикла выстрела с потенциально более высокой скорострельностью.

Hawkeye является не «чистой» системой с пониженной отдачей. В ней такая система только уменьшает отдачу на две трети, а оставшаяся энергия поглощается обычными откатными устройствами.

Для предотвращения сбоев при воспламенении заряда или затяжных выстрелов имеется предохранительный механизм, который поглощает остаточную отдачу обычным способом. Поэтому Hawkeye не нуждается в сложных системах контроля отдачи.

Для управления огнем Hawkeye может быть оснащена электронным либо оптическим прицелом, либо обоими вариантами. На опытном образце установлена система позиционирования Selex Galileo LINAPS, включающая в себя лазерный инерциальный гироскоп FIN3110 и встроенный приемник GPS. Аналогичная система используется на пушках L118, принятых на вооружение британской армии.

В опытном образце открытие затвора и заряжание осуществляются полностью вручную, но разработчики рассматривают также возможность полностью автоматизированного заряжания. Приводы вертикального и горизонтального наведения имеют цифровое управление, что делает возможным полную стабилизацию гаубицы. В перспективе возможно обеспечение возможности вести огонь в движении.

В случае большого спроса на рынке на данную систему, производитель планирует разработать ее вариант с калибром 155 мм.

Версальский договор поставил крест на военном могуществе Германии. Особое место внимание страны-победители уделили уничтожению немецкой артиллерии. Германии запретили иметь тяжелую артиллерию, из орудий полевой артиллерии оставили только два типа орудий – 105-мм легкие гаубицы leFH 16 , и 77-мм легкие пушки FH 16 . Причем число легких гаубиц не могло превышать 84 штуки, по двенадцать орудий для каждой из существующих семи дивизий. Боезапас не более восемь тысяч снарядов на орудие.

Рождение 10,5 cm leFH 18.

Подобное ограничение противоречило военному опыту Германии и послевоенным взглядам на развитие артиллерии. Опыт подсказывал необходимость увеличения доли гаубиц в общем числе орудий полевой артиллерии, гаубизацию артиллерии вообще. В Германии раньше всех поняли преимущества навесной траектории и могущественного гаубичного снаряда в современной войне и стали вооружать полевую артиллерию, делая упор, прежде всего на гаубицы.

Если вначале ПМВ соотношение пушек к гаубицам немецкой артиллерии составляло примерно три к одному, то в конце войны только полтора к одному. Версальский же договор отбрасывал немецкую артиллерию назад. Данная ситуация никак не могла устроить военных. Уже в середине двадцатых годов пришло понимание необходимости пусть не количественного роста, то качественного улучшения артиллерийского парка. Тем более что существующая гаубица leFH16 далеко не полностью взглядам на орудие будущей войны.

Версальский договор предусматривал производство артиллерийских орудий только для восполнения естественного износа. Применительно к гаубицам, производство их не могло превышать четырнадцать орудий в течении года. Хотя важным было даже не количество орудий, а сохранение производства. Также удалось сохранить конструкторские бюро при заводах «Рейнметалл» и «Крупп», хотя их деятельность контролировали инспекторы контрольной комиссии.

Деятельность данной комиссии продолжалась вплоть до 28.02.1927г. Таким образом, Германия получила возможность, создавать новые артиллерийские системы. Чем не преминули воспользоваться уже в июне текущего года, когда Отдел вооружений (Нeerswaffenamt) решил начать работы по совершенствованию leFH 16. Все работы по модернизации гаубицы вел концерн «Рейнметалл».

Вскоре стало понятно чтобы получить орудие соответствующее современным требованием, простой модернизацией обойтись невозможно. Принципиальным требованием со стороны военных было:

  • увеличение угла горизонтального наведения;
  • увеличение дальнобойности.

Для увеличения дальнобойности ствол гаубицы, решено было удлинить до 25 калибров, позднее его заменили столом еще большего удлинения – 28 калибров. Задача увеличения угла горизонтального наведения успешно решена использованием лафета с раздвижными станинами от опытной 75-мм пушки.

Задача проектирования новой гаубицы была решена в тясяча девтьсот тридцатом году году, и орудие поступило на испытания. Разработка и испытания проходили в обстановке полной секретности. Для маскировки факта разработки нового орудия ему присвоили наименование 10,5 cm leichte Feldhaubitze 18 т.е легкая полевая гаубица восемнадцатого года. Хотя принято на вооружение 28.07.1935г.

Первый вариант.

Серийное производство новой гаубицы начато заводом «Рейнметалл» в г. Дюссельдорфе в 1935 г. Позднее к нему присоединились предприятия в Магдебурге, Доргмунде и Борсигвальде. К началу мировой войны в Вермахт поступило более четырех тысяч le FH 18. при этом максимум выпуска 105-гаубиц не превысил 115 штук.

Как видим, 10,5 cm leFH 18 значительно экономичнее не только своих более тяжелых собратьев, но и превосходит и старую полевую пушку. Ствол 10,5 cm leFH 18 на шесть калибров превосходил le FH 16 и составлял 28 калибров. Благодаря этому баллистика гаубицы значительно улучшилась.

Балистические данные ОФ снарда весом 14,81 кг обр.18

№ заряда 1 2 3 4 5 6
Вес заряда, кг. 210 282 362 499 715 1090
Начальная скорость, м/с. 200 232 264 317 391 470
Дальность, м. 3575 4624 5750 7600 9150 10675

Лафет немецкой 105-мм гаубицы обр. 18 имел раздвижные станины, благодаря этому удалось значительно увелисить УГН, с 4 град до 56. УВН изменился незначительно с 40 до 42, что в считалось вполне удовлетворительным. Лафет орудия подрессорен.

Вначале 10,5 cm leFH 18 выпускали с деревянными колесами, но вскоре их сменили металлические легкосплавные колеса. В зависимости от тяги – конная либо механическая, колеса имели либо стальную шину, на которую иногда надевали резиновую полосу, либо сплошную резиновую. Скорость буксировки мехтягой без передка достигала сорока километров в час, тогда как дистанция дневного перехода на конной тяге редко превышала сорок километров.

Кроме варианта для Вермахта, немецкая промышленность предлагала 10,5 cm leFH 18 на экспорт. Экспортный вариант гаубицы отличался большими углами наведения. В частности такие орудия производили для Голландии, для чего их приспособили для ведения огня голландскими боеприпасами. После захвата Голландии около восьмидесяти таких орудий использовались Вермахтом как 10,5 cm leFH 18/39.

10,5 cm leFH 18М

Опыт, полученный артиллерией Вермахта в начале мировой войны, показал что 105- мм гаубицы обр. 18 являются достаточно эффективным оружием, хотя и не лишенным недостатков. Одними из них была недостаточная дальнобойность leFH 18. Самым простым путем преодоления проблемы было увеличение массы порохового заряда, что повлекло увеличение начальной скорости гаубичного снаряда. Для компенсации возросшей отдачи ствол снабдили двухкамерным дульным тормозом. В 1940 г гаубица поступила в производство, как 10,5 cm leFH 18М.



Длина ствола 105-мм гаубицы при модернизации возросла с 2941 до 3308 мм, соответственно выросла и масс стола, которая составила 55 кг. Для стрельбы на предельную дистанцию существовал специальный снаряд 10,5 FH Gr Fern, который обеспечивал дальность стрельбы в 12325м.

10,5 cm leFH 18/40.

Война в условиях бездорожья на Восточном фронте, а также ухудшение качества средств тяги привело к необходимости облегчения гаубицы. Для этого в марте сорок второго года утвердили ТТХ на проектирование легкого лафета для 10,5 cm leFH 18/40. Создание нового лафета и освоение его в производстве требовало определенный временных затрат. В этой ситуации посчитали более оптимальным наложить ствол le FH 18 на лафет орудия 7,5 cm Рak 40 . Полученной гаубице был присвоен индекс 10,5 cm leFH 18/40.

Новая 105-мм легкая гаубица стала существенно легче le FH 18М. Для обеспечения ведения огня при максимальных в возможных углах возвышения пришлось отказаться от колес малого диаметра в пользу гаубичных колес большего диаметра. Изменения коснулись также дульного тормоза. При стрельбе подкалиберным снарядом, дульный тормоз от le FH 18М получал повреждения.




Трудности, возникшие при конструировании, отодвинули начало производства 10,5 cm leFH 18/40 вплоть до марта сорок третьего года. Если в марте выпустили только десять гаубиц такого типа, то уже к июлю Вермахт располагал 418 гаубицами такого типа. Производством leFH 18/40, занимались предприятия «Шихау» в городе Эльбинг, «Крупп» в Маркштадте и «Менк унд Хамброк» город Гамбург.

Баллистические данные стрельбы осколочно-фугасным снарядом гаубиц обр.18М и 18/40

Боевое применение.

Поставки 10,5 cm leFH 18 в Вермахт начались в 1935г. Этот же году принято решение о выведении из дивизионной артиллерии легких пушек. Дивизионные артполки должны были комплектоваться исключительно гаубицами. Решение тогда было отнюдь не бесспорным, но соответствовало мировым тенденциям. Данное решение позволяло не только унифицировать артиллерийское вооружение, но и получить преимущество над артиллерией соседей, в большинстве вооруженной пушками трехдюймового калибра.

В довоенный период, пехотная дивизия, располагала двумя артпролками: легкий полк, из трех дивизионов 105-мм гаубиц; тяжелый полк 150-мм гаубиц, в составе моторизованного и дивизиона на конной тяге.

Согласно штатам военного времени, тяжелый артполк из ее состава изымался. В военное время, по большей части дивизия располагала только одним полком трех дивизионного состава.
В каждом дивизионе три батареи, в батарее – по четыре орудия. По штату артполк насчитывал тридцать шесть 105-мм гаубиц, тогда как на практике часть гаубиц либо заменяли трофейными орудиями, либо был некомплект. В некоторых случаях несколько гаубичных батарей, могли быть заменены 150-мм реактивными минометами. Как следствие, невзирая на массовое производство гаубиц обр.18, гаубицы leFH 16 продолжали использовать конца войны.

В танковых и моторизованных дивизиях, артиллерийские орудия имели механическую тягу, что значительно сокращало личный состав. В довоенное время артполк соответствовал таковому пехотной дивизии. Позденее количество гаубиц уменьшили до двадцати четырех в составе 2 дивизионов. Артполк ТД состоял из 3 дивизионов. Двух дивизионов легких гаубиц, а также тяжелый дивизион 150-мм гаубиц и 100-мм пушек . С сорок второго года, дивизион легких гаубиц мог быть заменен самоходным артиллерийским дивизионом гаубиц «Веспе».

К сентябрю 1939г, Вермахт располагал 4845 легкими гаубицами. В основном 10,5 cm leFH 18, но имелось и некоторое количество le FH 16 . Помимо этих гаубиц имелись также чешские и австрийские е образцы. На апрель 1940 г количество к гаубиц возросло до 5381. К 1.06. 1941 г – 7076 шт. К концу войны, невзирая на потери, число гаубиц в Вермахте составило 4372 шт, включая самоходные гаубицы «Веспе».

Кроме Вермахта 10,5 cm leFH 18 поставлялись в другие страны. Среди них была Испания, куда их поставляли в ходе гражданской войны. Венгрия, которая получила их еще в довоенное время, Финляндия и Словакия. В послевоенное время leFH 18/40 и le FH 18М стояли на вооружении Югославии, Венгрии, Чехословакии и Албании вплоть до начала шестидесятых годов.

Оценка 105-мм легкой немецкой гаубицы.

Легкие 105-мм гаубицы являлись основным оружием немецкой полевой артиллерии в мировой войне. 10,5 cm leFH 18, а также ее модификации показали себя надежным и простым оружием, с хорошей живучестью.
В начале войны баллистические и ТТХ leFH.18 были вполне удовлетворительны. Впоследствии, при изменившихся условиях боевого применения, гаубицы прошли модернизацию, недостатки в значительной мере удалось исправить, наладив выпуск leFH 18М и leFH 18/40.

  • Видео 1.
  • Видео 2.
  • Видео 3.

Комплектация боеприпасов легких гаубиц







Производство и наличие легких 105-мм гаубиц обр.18г.

Производство 105-мм легких гаубиц во время Второй мировой войны.

Гаубица 1939г 1940г 1941г 1942г 1943г 1944г 1945г
10,5 cm leFH 18 м 18 M 483 1380 1160 1237 1661 1009 56
10,5 cm leFH 18/40 1872 7827 566

Наличие 105-мм легких гаубиц.

Производство снарядов для 105-мм легких гаубиц обр.18г.

Производство снарядов для 105-мм легких гаубиц(тыс.шт).

Снаряды 1939г 1940г 1941г 1942г 1943г 1944г 1945г
10,5 cm leFH 18 м 18/40 2112,1 19484,7 3551,7 18459,8 29440,6 38055,7 3226,6

ТТХ 105-мм легких гаубиц.

у дула 12 8 8 Число нарезов 32 32 32 Глубина нарезов, мм. 12,5 12,5 12,5 Ширина нареза, мм. 5,6 5,6 5,6 Ширина поля, мм. 4,7 4,7 4,7 Вес затвора, кг. 50 50 50 Вес затвора, кг. 535 552 552 Лафет УВН от -5 0 до + 42 0 от -5 0 до + 42 0 от -5 0 до + 42 0 УГН 56 0 56 0 56 0 Высота линии огня, мм. 1175 1175 1175 Длина отката, мм. нормальная 1000-1120 1000-1170 предельная 1190 1190 Габариты в походном положении, мм: длина 6100 6150 ширина 1977 2110 высота 1880 1830 Ширина хода,мм. 1520 1520 1580 Клиренс, мм. 400 400 350 Диаметр колеса орудия, мм. 1300 1300 1080 Вес системы в боевом положении, кг. для конной тяги 1940 1915 для мехтяги 1985 2040 1800 Вес системы в походном положении, кг. для конной тяги 3265 для мехтяги 3490 3540 2900 Вес передка с расчетом, кг. 1350 1350 1350 Скорострельность, выстр/мин. 6-8 6-8 6-8 Время перехода из походного положения в боевое, мин. 1,5-2 1,5-2 1,5-2

Полевая гаубица «10,5-сm Leichte Feldhaubitze 16» выпускалась фирмой «Krupp»на базе лафета «7,7-сm FK-16» и была принята на вооружение в 1916 г. Служившие в Бельгии пушки, после захвата ее Вермахтом, получили обозначение «10,5-сm leFH 327 (b)». К началу войны Вермахт имел 7 076 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 105 мм; длина ствола – 2,3 м; масса орудия — 1,5 т; масса снаряда – 14,8 кг; скорострельность – 4 — 5 выстрелов в минуту; начальная скорость – 395 м/с; максимальная дальность – 9,2 км.

Легкая полевая гаубица «leFH-18» – результат модернизации пушки «leFH-16» фирмой «Rheinmetall». Она была принята на вооружение в 1935 г. Гаубица имела раздельное гильзовое заряжание и шесть разных зарядов, позволяющих контролировать начальную скорость и дальность полета снаряда. Она имела дереянные или штампоанные металлические колеса. Кроме буксируемых, выпускались также и самоходные варианты орудия. Гаубица поставлялась в Болганию (166 шт.), Венгрию, Испанию, Финляндию (105-H-33, 53 шт.), Швецию (Haubits m/39, 18 шт.). Известна модификация гаубицы под обозначением «leFH-18/40», которая выпускалась с 1942 г. Она состояла из лафета орудия «7,5-cm PaK-40» и ствола гаубицы «leFH-18M». Оригинальные колёса от орудия «PaK-40» были слишком маленькими по размеру, и их заменили более крупными стальными колёсами. Также был установлен оригинальный дульный тормоз. Орудие использовалось в Финляндии под обозначением «105 H 33-40». Всего было выпущено 11 848 орудий «leFH-18» и 10 265 орудий «leFH-18/40».

Легкая гаубица «LeFH-18М» принята на вооружение в 1941 г. на замену «10,5-сm leFH 18», хотя их характеристики и были идентичны. В отличие от предшественницы гаубица имела дульный тормоз и сменный вкладыш ствола. Пушкой был вооружен самоходный артиллерийский автомобиль «SdKfz-124 Wespe». Орудие использовалась в Финляндии и Югославии. Всего было выпущено не менее 7 тысяч орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 105 мм; масса – 1,9 т; длина ствола – 3.3 м; масса снаряда — 14,8 — 15,7 кг; скорострельность – 6 выстрелов в минуту; начальная скорость – 540 м/с; дальность стрельбы – 12 км.

Орудие производилось фирмой «Rheinmetall» с 1908 г. Всего было построено 8 орудий. Пушка использовалась в Норвегии под обозначением «120 Н/13», а также по лицензии выпускалась в Бельгии. Захваченные Вермахтом орудия имели индекс «12-сm leFH 375». ТТХ гаубицы: калибр – 120 мм; масса – 1,4 т; длина ствола – 2,4 м; масса снаряда – 20 кг; начальная скорость – 300 м/с; максимальная дальность стрельбы – 6 км.

Полевая гаубица «15-сm SFH 13 L/14» была разработана фирмой «Krupp» и принята на вооружение в 1914 г. Известны две модификации гаубицы: «LG. sFH-13» (удлиненный ствол) и «LG.sFH-13/02» (упрощенное производство). По репарациям после Первой мировой войны гаубица была передана Бельгии и Нидерландам. Использовалась также и в Турции. Захваченные Вермахтом орудия имели обозначение 15 см SFH 409 (б) и 406 (h). В 1943 г. 12 орудий было устанолено на САУ. Всего было выпущено 3,4 тысячи орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 149,1 мм; длина – 2,5 м; длина ствола – 2,1 м; масса – 2,3 т; масса снаряда – 42 кг; скорострельность – 3 выстрела в минуту; начальная скорость – 381 м/с; дальность стрельбы – 8,6 км.

Гаубица «sFH-18» была разработана набазе «15-cm sFH-13» и серийно выпускалась фирмами «Krupp» и «Rheinmetall» с 1934 г. Существовало три модификации орудия: «15-cm sFH 18-M», «15-cm sFH-18/40», «15-cm sFH-18/43». Орудие также использовалось для постройки САУ Sd.Kfz.165 «Hummel». Колеса у орудий для мехтяги имели двойные резиновые шины, а для конной тяги — железные шины. Скорость движения гаубицы при раздельной возке: на мехтяге — до 60 км/ч, а на конной тяге восьмеркой лошадей — 8 км/ч. Перевод из походного положения в боевое, при нераздельной возке, совершался за 3 — 4 минуты, а при раздельной возке — за 5 — 7 мин.

В боекомплект гаубицы входили почти два десятка типов снарядов, в т.ч. и с ракетным усорителем. Орудие использовалось в Нидерландах под обозначением «150 Н/40», в Финляндии – «150-mm howitzer model 1940». Всего было выпущено 5,4 тысячи орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 149,1 мм; масса – 5,5 т; длина – 7,8 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,7 м; длина ствола – 4,4 м; масса снаряда – 43 — 45 кг; скорострельность – 4 выстрела в минуту; начальная скорость – 210 — 512 м/с; дальность стрельбы – 13 км.

Гаубица-пушка 17-cm K.Mrs.Laf -18

Тяжелая полевая гаубица-пушка «17-cm K.Mrs.Laf-18» была создана в 1939 — 1940 гг. совместно фирмами «Krupp» и «Hanomag». Орудие было принято на вооружение в 1941 г. Ствол состоял из свободной трубы с кожухом и был наложен на лафет мортиры «21-cm Mrs.18». Дульного тормоза не было. Затвор горизонтальный клиновой. Заряжание раздельно-гильзовое с 4-мя зарядами. Орудие перевозилось раздельно с помощью тягачей «Sd.Kfz-8» со скоростью 20 км/ч. На короткое расстояние пушку можно было перевозить со стволом, наложенным на лафет, со скоростью 4 — 6 км/ч. Всего было выпущено 338 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 172,5 мм; масса в походном положении – 23,3 т, в боевом – 17,5 т; длина ствола – 8,5 м; масса снаряда: бронебойного — 71 кг, осколочно-фугасного — 68 кг, начальная скорость снаряда – 860-925 м/с; скорострельность – 40 выстрелов в час; дальность стрельбы – 29 — 31 км; живучесть ствола — 1500 выстрелов; время перехода из походного положения в бевое – 15 минут; расчет – 15 человек.

Мортира выпускалась фирмой «Krupp» с 1916 г. и состояла на вооружении в Германии, Нидерландов, Финляндии и Швеци. Она была разработана на базе гаубицы 21 см Mörser 10, вследствие чего новое орудие получило более длинный ствол, щитовое прикрытие и резиновую окантовку колес. Для уменьшения давления на почву колеса оснащались, обрамленными для жесткости металлической рамкой, широкими дубовыми пластинами. Мортира могла буксироваться разобранная на две части конной тягой, или собранная на механичекой тяге. В 1934-1935 гг. орудие было модернизировано: щитовое прикрытие стало съемным, усовершенствован лафет и прицепные устройства, подрессорен ход. Кначалу войны на вооружении находилось 27 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 211 мм; масса орудия – 9,2 т; длина ствола – 2,6 м; масса ствола с затвором – 2,8 т; скорострельность – 1 выстрел за 2 минуты; масса снаряда 210x231R — 113-120 кг; длина снаряда – 0,9 м; начальная скорость – 393 м/с; максимальная дальность стрельбы – 11 км; высота линии огня – 1,6 м; скорость транспортировки по шоссе – 20 км/ч; расчет – 15 человек.

Мортира «21-cm Mrs-18» была разработана и выпускалась в 1937-1945 гг. фирмой «Krupp». На вооружение мортира поступила в 1939 г. Особенностью устройства мортиры являлось применение двойного отката: ствол откатывался по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком по нижнему станку лафета, чем достигалась хорошая устойчивость мортиры при стрельбе. Стрельба мортиры велась с поддона. Транспортирование мортиры производилось механической тягой.

В походном положении мортира перевозилась на двух подрессоренных повозках лафетной и ствольной со скоростью до 20 км/ч. На короткие дистанции со скоростью не выше 4-6 км/час допускалась возка мортиры в нераздельном виде. Заряжание раздельно-гильзовое с 6-ю зарядами. Орудие также служило в береговой обороне. Трофейные мортиры использовалисть в СССР. Всего было выпущено 711 орудий. ТТХ мортиры: калибр – 211 мм; длина ствола – 6 м; масса в походном положении – 17,9 т, в боевом – 16,7 т; масса снаряда – 113-121 кг; начальная скорость снаряда – 569 м/с; скорострельность – 2 выстрела в минуту; дальность стрельбы – 16,7 км; расчет 15 человек; время перевода орудия из походного в боевое положение – 30 минут.

240-мм осадная гаубица «Kannone-3 (К-3)» выпускалась фирмой «Krupp» и была принята на вооружение в 1939 г. В гаубице был применен механизм двойного отката. Для транспортировки орудие разбиралось на шесть частей. В комплектацию гаубицы входил электрический генератор, который также использовался при сборке орудия, посредством питания электрических лебедок. Конструкция орудия была оснащена рампами и лебедками, станина упрощала процесс развертывания пушки на позиции и переход ее в походное положение. Всего было построено 14 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 238 мм; длина ствола – 13,1 м; масса орудия – 54,9 т; масса снаряда – 151,4 кг; начальная скорость – 970 м/с; скорострельность – 1 выстрел за 5 минут; максимальная дальность стрельбы – 37,5 км; время перехода из походного в боевое положение – 1,5 часа; расчет – 25 человек.

Сверхтяжелая гаубица «28-сm Haubitze L/12» была построена фирмой «Krupp» до Первой мировой войны. Для транспортировки разбиралась на 4 части, каждая из которых перевозилась на трехосном прицепе. Для сборки орудия необходимо было 3-4 дня. Подачу боеприпасов обеспечивал специальный кран.

В войне использовалсь 2 орудия. ТТХ гаубицы: калибр – 283 мм; длина ствола – 3,4 м; масса – 50,3 т; масса снаряда – 350 кг; скорострельность – 1 выстрел за 4 минуты; начальная скорость – 350 м/с; максимальная дальность стрельбы – 10 км.

Гаубица производства фирмы «Rheinmetall» была принята на вооружение в 1939 г. Она представляла собой увеличенное орудие «24-сm Kanone-3». Гаубица имела двойную систему отката ствола. Для транспортировки гаубица разбиралась на 6 частей и перевозилась на 18-тонных прицепах, которые буксировались полугусеничными тягачами. Седьмой тягач перевозил козловой кран для сборки орудия. Время сборки гаубицы – 2 часа. Всего было построено 8 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 356 мм; длина ствола – 8 м; масса – 75 т; масса снаряда – 575 кг; масса ВВ – 234 кг; начальная скорость – 570 м/с; скорострельность – 1 выстрел за 4 минуты; максимальная дальность стрельбы – 20,8 км.

Тяжелая осадная гаубица 42-cm Gamma Mörser

Гаубица была построена на заводах фирмы «Krupp» в 1909-1912 гг. и являлась увеличенным вариантом 305-мм гаубицы «Beta-Gerät». Из 10 построенных орудий «Gamma Mörser» оказалась единственным уцелевшим орудием к началу войны и служила Вермахте в 1937-1945 гг. Орудие требовало установки на бетонный фундамент. Около недели уходило на его создание, 4-7 дней монтировалась и сама гаубица с применением рельсового подъемного крана. Гаубица перевозилась по железной дороге в разобранном виде на 10 платформах. ТТХ гаубицы: калибр – 420 мм; длина ствола – 6,7 м; масса — 140 т; масса бетонобойного снаряда – 1 т; масса заряда – 77 кг; скорострельность – 1 выстрел за 10 минут; начальная скорость снаряда – 420 м/с; максимальная дальность стрельбы – 14 км; расчет – 250 человек.

Журнал "Jane"s International Defence Review" опубликовал интересную статью Rupert Pengelley "The Hawkeye soft-recoil howitzer: US cannoneers follow "the Rock Island line"" ("Гаубица с пониженной отдачей Hawkeye: развитие «рок-айлендской линии» американской артиллерии"). Статья посвящена созданию американской компанией Mandus новой 105-мм легкой гаубицы Hawkeye, использующей длительно время отрабатываемую в Рок-Айлендском арсенале американской армии технологию так назывемой пониженной отдачи (по американской терминологии, "soft recoil" - "мягкая отдача") для систем полевой артилерии. В статье кратко характеризуются принципы технологии пониженной отдачи, и дается краткий очерк американских работ в данном направлении, включая создание гаубицы Hawkeye в качестве последней итерации подобных артсистем.
Мы предлагаем перевод данной любопытной статьи.

Прототип 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye, установленный на шасси французского автомобиля Renault Sherpa Light, и выкаченный фирмой Mandus 1 сентября 2011 года (с) Mandus/Jane"s International Defence Review

Гаубица с пониженной отдачей Hawkeye: развитие «рок-айлендской линии» американской артиллерии

Rupert Pengelley

В октябре 2011 года на ежегодной выставке Ассоциации армии США (Association of the US Army - AUSA) общественности должна быть впервые продемонстрирована система Mandus Hawkeye - современное возрождение технологии гаубицы с пониженной отдачей, испытанной и одобренной армией США в семидесятые годы, но так и не пошедшей в производство.

Пониженная отдача («мягкая отдача» - ‘soft recoil’) используется для уменьшения силы отдачи гаубицы, придавая встречное ускорение откатывающимся частям орудия непосредственно перед самым воспламенением заряда. Тем самым сила отдачи уменьшается на 50 процентов. Это, в свою очередь, сокращает нагрузку на лафет через цапфы, позволяя значительно уменьшить вес орудийной платформы по сравнению с обычной гаубицей с полным откатом ствола.

При начале цикла пониженной отдачи, откатывающиеся части орудия находятся в позиции на середине длины ствола, под давлением застопоренного заполненного азотом рекуператора. Когда спущена ручка спуска (производства выстрела), стопор рекуператора высвобождается, и масса откатывающихся частей, включая ствол, начинает двигаться вперед. Датчик контролирует движение и скорость этой массы, и как только последняя достигает определенной скорости, производит воспламенение заряда.

Произведенная выстрелом сила отдачи должна сперва остановить, а затем двинуть в обратном направлении массу откатных устройств и ствола. Таким образом, энергия отдачи сокращается на 70 процентов. Остаток энергии используется, чтобы вернуть ствол и откатные устройства в исходное положение для следующего цикла выстрела.

Французские инженереы экспериментировали с пониженной отдачей (также именуемой техникой "fire-out-of-battery" - FOOB) еще в начале ХХ века. Однако первым эксплуатационным образцом концепции FOOB в США cтала модифицированная буксируемая гаубица М101, испытанная в 1957 году, которая была развита в прошедшем испытания в 1965 году полностью новом орудии FOOB, и в создании и успешной отработке в 1971-1978 годах 105-мм пушки с пониженной отдачей М204 (весившей 1814 кг, или 4000 фунтов).

Тем временем армия США приняла на вооружение 105-мм гаубицу М102 весом 1470 кг с обычной системой отката, использовавшуюся в войне во Вьетнаме наряду с заслуженной 2220-кг гаубицей М101А1.

Обнако облегченная по конструкции М102 (с отношением силы отдачи к весу 0,64, по сравнению с 0,39 у ее предшественницы) оказалась не слишком успешной в эксплуатации, и с конца 1989 года она наряду с М101 были постепенно заменены более совершенной М119А1. Эта 1936-кг гаубица (с отношением силы отдачи к весу 0,66) является американской лицензионной версией испытанной британской 105-мм легкой пушки BAE Systems L118, приспособленной для стрельбы стандартными американскими боеприпасами М1.

Параллельно велась разработка образца с пониженной отдачей в калибре 155 мм, воплощенного в программе системы Large-Calibre Soft-Recoil (LCSR), начатой в 1975-1976 годах. При этом обнаружились проблемы с задержкой воспламенения заряда. Однако два десятилетия спустя данный проект был трансформирован в модифицированную 155-мм/39 гаубицу с пониженной отдачей Viper, разработанную Lewis Tool and Machine Company совместно с Рок-Айлендским арсеналом (Rock Island Arsenal - RIA) в качестве неофициального предложения на совместный конкурс армии США и корпуса морской пехоты на 155-мм легкую гаубицу Joint Lightweight (JLW155).

Программа JLW155 была организована в начале девяностых годов с целью замены американской 155-мм буксируемой гаубицы М198. Однако Viper, начавшая испытания в единственном опытном образце в 1995-1996 годах, не была допущена к участию в JLW155 ввиду ее явной технологической неотработанности. Вместо этого в конкурсе в 1997 году победил другой британский проект - легкая гаубица BAE Systems/Vickers Ultra-lightweight Field Howitzer (UFH), которая в настоящее время служит в армии США и корпусе морской пехоты как М777А2 (отношение силы отдачи к весу 1,39).

Поиск замены

Однако на конкурс армии США на перспективное буксируемое орудие Future Direct-Support Weapon System (FDSWS) были начаты другие официальные американские проекты 155-мм орудий с пониженной отдачей, включая гаубицу Advanced Technology Light Artillery System (ATLAS) совместной разработки арсеналов Пикатинни и Рок-Айленда и Исследовательской лаборатории армии (Picatinny Arsenal/Army Research Laboratory/RIA) в вариантах 155-мм/33 Test Bed One (TB1) и 155-мм/26 (ТВ2). Программа FDSWS была начата в 1997 году для создания 155-мм артсистемы для возможной замены 105-мм М119А1. Но тема была закрыта в 1999 году ввиду начала разработки визионерской, но злополучной программы Future Combat Systems (FCS). В последней центр внимания армии США переключился с буксируемых на самоходные системы, создаваемые на базе общего гусеничного шасси FCS. Ответственным за артиллерийский компонент FCS была избрана United Defense (ныне BAE Systems) с проектом Non Line-Of-Sight Cannon (NLOS-C), первоначально основанном на 155-мм/39 качающейся части гаубицы М777. NLOS-C была в итоге аннулирована в 2009 году вместе со всей прочей программой FCS, и американская армия тем временем была вынуждена заказывать дополнительные количества буксируемых М119 и М777.

Со своим новым проектом 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye, компания Mandus до сих пор избегала продвижения на американский рынок 105-мм орудий, предпочитая вместо этого позиционировать свой проект в нише самоходных минометов калибра 120 мм, ныне завоевавших прочное место на мировом рынке артсистем поля боя. Тпичными образцами последних являются International Golden Group Agrab, GDLS Stryker Mortar Carrier и KADDB VM3.

Как гаубица, Hawkeye предлагает лучшие возможности по максимальной и минимальной дальности стрельбы, чем любая из этих систем, в нынешнем виде объединяя возможность стрельбы с закрытых позиций на дальность до 11,5 км со способностью ведения огня прямой наводкой по близкорасположенным целям (минимальная дальность стрельбы ограничивается только дистанцией взведения взрывателя снаряда). Она также предлагает лучшую скорость реакции благодаря более высокой скорости снаряда. Снаряды содержат меньшее количество взрывчатого вещества, чем 120-мм мины, однако это может быть компенсировано за счет методики стрельбы multiple-round simultaneous impact (MRSI) и использования новых типов 105-мм тонкостенных осколочных снарядов нового поколения. По сравнению с обычными гаубицами, Hawkeye имеет меньшее время цикла выстрела с потенциально более высокой скорострельностью.

Компания Mandus, находящаяся в Рок-Айленде (штат Иллинойс), тесно связана с государственным Рок-Айлендским арсеналом, но финансирует Hawkeye как собственную частную разработку. Части орудия изготавливаются RIA в соответствии с соглашением о частно-государственном партнерстве, по которому оба предприятия осуществляют совместный маркетинг готового продукта, а Mandus получает доступ к наработкам RIA по пониженной отдаче.

Большое количество проблем связано с безопасностью работы систем с пониженной отдачей. Типично, предполагается, что инициация заряда должна точно управляться, с производством выстрела при строго предписанной скорости движения ствола. Соответствующий датчик скорости должен быть очень точным и надежным, и система воспламенения заряда должна быть также очень точна (интервал более 40 мсек между реакцией датчика и воспламенением заряда может привести к недопустимому рассеянию по дальности). Если по любой причине заряд не инициируется (происходит осечка), система отката должна быть способна остановить движение ствола и откатных устройств вперед без схода орудия с огневой позиции. Если произошел затяжной выстрел, и снаряд был выстрелен, когда ствол находился в полностью «выкаченном» положении, система отката должна быть способна справиться с полной отдачей.

Главными конструкторами Hawkeye на Mandus являются Кен Уайнс (Ken Wynes) и Джером Натан (Jerome Nathan), ветераны программ создания систем с пониженной отдачей на RIA. Когда Jane’s попросил разъяснить разницу между Hawkeye и подобными ранними проектами, Кен Уайнс сказал, что М204 и LCSR были «подлинными» системами с пониженной отдачей, тогда как Hawkeye, подобно Viper, который использовал FOOB, чтобы уменьшить отдачу - нет. Hawkeye уменьшает отдачу на две трети с использованием циклов FOOB, а остальная часть поглощается обычными откатными устройствами.

Во избежание сбоев воспламенения заряда или затяжных выстрелов введен предохранительный механизм, который поглощает остаточную отдачу обычным способом. Поэтому система не нуждается в магнеторхеологических жидкостях или комплексных компьютерных технологиях контроля отдачи, которые использовались в ТВ2, настаивает Кен Уайнс.

Меры безопасности

Отработанные в Viper меры безопасности были эффективно внедрены в проекте Hawkeye, как и последующие разработки конца девяностых годов для ATLAS TB1. Джером Натан утверждает, что технологии, развитые с того времени, представляют «еще один уровень безопасности». Одно из этих достижений связано с упрощением производства, поскольку конструкция Hawkeye имеет меньше частей, нуждающихся в изготовлении и обслуживании (200 чертежей, по сравнению с 1100 для аналогичных частей М119А1).

По опыту Уайнса, проблемы задержки воспламенения представляли большую угрозу для 155-мм систем FOOB, чем для 105-мм: 105-мм системы «показывают лучшую сходимость результатов, и мы используем обычную ударную систему инициации заряда», а не лазерную систему инициации.

Установка LCSR использовалась для исследования эффектов задержек инициации заряда на точность стрельбы, и, вопреки ранним заявлениям, Уайнс утверждает об отсутствии фактических проблем с рассеянием, даже с такими большими средними задержками инициаиции, как 100 мсек. Рассеяние Hawkeye при стрельбе поэтому ожидается «таким же, как у любой другой 105-мм гаубицы» - то есть 0,2 процента по дальности и углу места.

Когда Jane’s общался с командой разработчиков Mandus в середине августа, проектные работы были уже закончены, и изготовление частей орудия шло полным ходом. Была начата сборка, и прототип гаубицы должен был быть готов в третью неделю августа с началом огневых испытаний в первые дни сентября.

Планировалось установить Hawkeye на платформу автомобиля Renault Sherpa 4x4, создав тем самым легкую высокоподвижную огневую систему, предназначенную для действий на поле боя. Готовое изделие должно быть продемонстрировано на выставке AUSA в Вашингтоне в октябре.

Оценочный вес Hawkeye, включая качающуюся часть, приводы, колесный лафет и буксировочное устройство, составляет 998 кг. Mandus также разрабатывает облегченный вариант для авиационного применения на «ганшипах», без лафета и с цапфами переднего расположения, что позволит размещать его на бортовой установке. Длина любого варианта составляет 3,3 м и ширина 0,96 м, а высота при буксировке за транспортным средством - 0,99 м.

Опытный образец

Прототип Hawkeye должен иметь стандартный 105-мм ствол М102 (качающаяся часть М137А1 с длиной ствола 26,6 калибра), хотя, согласно Mandus, длина ствола может быть изменена по желанию заказчика. Оценочная дальность стрельбы опытного образца стандартными снарядами М67 с зарядом №7 составляет 11,5 км, а активно-реактивными снарядами М927 с тем же зарядом - 16,7 км.

Для управления огнем Hawkeye может быть оснащена электронным либо оптическим прицелом, либо обеими. Прототип оснащен артиллерийской системой позиционирования Selex Galileo LINAPS, включающей лазерный инерциальный гироскоп FIN3110 и встроенный приемник GPS, используемой также на пушках L118 британской армии. В дополнение к используемому в LINAPS простому индикатору стрельбы с закрытых позиций, Hawkeye должна иметь телескопический прицел для стрельбы прямой наводкой, с компьютеризированной прицельной маркой, налагаемой баллистическим вычислителем.

Для отработки концепции, открытие затвора и заряжание Hawkeye должны осуществляться полностью вручную, но разработчики рассматривают также возможность полностью автоматизированного «цифрового» варианта, с автоматическими приводами и заряжанием. Стоит отметить, что приводы вертикального и горизонтального наведения имеют цифровое управление, что делает возможным полную стабилизацию гаубицы на ее установке - вплоть до способности вести огонь в движении. Уайнс отмечает: «это - модульная система, так что Вы можете сделать все, что Вы хотите: автоматическое заряжание, автоматическая подача, огонь прямой наводкой, стрельба в движении, и так далее». Если на рынке будет запрос, Mandus также имеет планы разработать Hawkeye в калибре 155 мм.

В то время как могут быть еще беспокойства по поводу отработанности системы пониженной отдачи, Mandus стремится использовать новейшие технологии для внедрения в Hawkeye. Характеристики системы в нынешней конфигурации должны быть способными обеспечить превосходство по отношению к конкурирующим самоходным минометам.

Mandus верит в потенциал возможности развития системы, и выгоды от системы пониженной отдачи в Hawkeye могут быть более полно осознаны при ее использовании в орудиях более высокой баллистики - например, легкой пушки L118 с длиной ствола 37 калибров и дальностью стрельбы 17,2 км, или даже 105-мм/57 гаубицы Denel LEO, имеющей дальность стрельбы активно-реактивными снарядами более 30 км.

Завершение изготовления прототипа 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye на шасси французского автомобиля Renault Sherpa Light на фирме Mandus. Самоходная установка имеет полный боевой вес 10,9 тонны. Используется 105-мм качающаяся часть М137А1 c длиной ствола 26,6 калибра (с) Mandus/Jane"s International Defence Review

Изображение 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye в варианте для установки на шасси французского автомобиля Renault Sherpa Light (с) Mandus/Jane"s International Defence Review

Изображение варианта 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye для установки на самолеты-"ганшипы" АС-130 (с) Mandus/Jane"s International Defence Review

Американская 105-мм буксируемая гаубица с пониженной отдачей М204 разработки семидесятых годов. Система успешно прошла испытания и была формально принята на вооружение американской армии, но в серийное производство так и не поступила. Было изготовлено лишь шесть орудий (с) Армия США/Jane"s International Defence Review

Опытный образец американской 155-мм/33 буксируемой гаубицы с пониженной отдачей ATLAS TB1. Cнимок 1998 года (с) Rupert Pengelley/Jane"s International Defence Review

Эти орудия начали Вторую мировую войну, попав в объективы фотокамер во время штурма почтамта в Данциге . Они были основными в полевой артиллерии вермахта в годы Второй мировой войны, поставлялись союзникам Германии, а после войны разошлись по «горячим точкам» всего мира – некоторые образцы и сегодня можно увидеть в кадрах с Ближнего Востока и Африки. Воспроизведённая во множестве модификаций, 105-мм гаубица leFH 18 была современным эффективным орудием, простым в обслуживании, которое могло устанавливаться на различные лафеты и гусеничную технику. Попробуем разобраться в истории её создания и серийного выпуска.

История появления leFH 18

Для начала сразу нужно обговорить одну крайне распространённую ошибку, которую делают многие любители военной истории, которые считают, что число «18» в обозначении leFH 18 – это год принятия гаубицы на вооружение. Это не так. Индекс был присвоен для того, чтобы скрыть от западных наблюдателей за соблюдением версальских ограничений новый образец оружия – на самом деле, leFH 18 была принята на вооружение 27 июля 1935 года. Производство началось несколько раньше, в 1934 году.

Вверху гаубица FH 98/09 (http://www.landships.info), внизу гаубица leFH 16 (https://commons.wikimedia.org)

Толчком к созданию leFH 18 послужило желание командования рейхсвера модернизировать хорошо зарекомендовавшую себя в боях Первой мировой войны leFH 16 – 105-мм лёгкую полевую гаубицу образца 1916 года, очередное орудие из линейки гаубиц фирмы «Крупп».

В 1909 году на вооружение немецкой армии была принята 105-мм полевая гаубица 98/09 (Feldhaubitze 98/09), производившейся фирмой «Крупп», которая, в свою очередь, являлась модернизацией полевой гаубицы образца 1898 года (Feldhaubitze 98). Это орудие имело лафет коробчатого сечения с нераздвижными станинами, земляной сошник и щит, ствол был небольшой длины – 1,68 м. Кроме немецкой армии, эта гаубица поставлялась в союзные Турцию и Болгарию. К началу Первой мировой войны в немецкой армии было 1144 гаубицы FH 98/09, а к концу войны 1260. Однако дальность стрельбы этого орудия была невелика, всего чуть больше 6000 м. Войска требовали большей дальности, особо это стало актуально после начала боевых действий.

Использование лафета от 12 cm Haubitze 12, разработанного по заказу Швейцарии, и удлинение ствола до 20 калибров, повлекшее увеличение массы орудия на 275 кг, позволили повысить начальную скорость снаряда на 130–150 м/с и увеличить дальность стрельбы до 10 км. Это орудие получило обозначение leFH 17, всего было выпущено 294 таких гаубицы. Однако изменения были сделаны лишь к 1917 году и запоздали – фирма «Рейнметалл» разработала свой образец, оказавшийся более удачным.

leFH 18: вид спереди, максимальный угол возвышения ствола (ЦАМО)

В начале 1914 года «Рейнметалл» на основе FH 98/09 создал свою гаубицу, удовлетворявшую требованиям артиллерийской испытательной комиссии, летом 1916 года была подготовлена первая экспериментальная батарея, а в сентябре того же года производство орудия, получившего обозначение leFH 16, было развёрнуто на заводе «Рейнметалл». Орудие должно было полностью заменить устаревшую FH 98/09. К 1918 году на всех фронтах использовались 3004 гаубицы leFH 16.

Ввиду военного положения лафет leFH 16 был унифицирован с FH 98/09. При его создании старались использовать как можно больше деталей от лафета гаубицы фирмы «Крупп». Одинаковыми были также снаряды, зарядные гильзы и пороховые заряды. Ствол был длиннее, чем у FH 98/09 – его длина составляла 2,29 м, вес в боевом положении был меньше на 120 кг. Дальность стрельбы модернизированным снарядом FHGranate 98 («сигарообразным», C-Geschoss) достигала 9700 м.


Гаубица leFH 18 в боевом положении. Хорошо видны станины (ЦАМО)

По сути, leFH 16 не была новой конструкцией, это было скорее временное решение, которое служило для быстрого достижения результата доступными средствами и отлично себя зарекомендовало. До конца 20-х годов специалисты считали leFH 16 превосходным орудием с отличными баллистическими характеристиками, эффективным и достаточно манёвренным. Получить эти оценки удалось за счет ряда небольших изменений, которые воплотились в орудии, получившем обозначение 10,5 cm leFH 16 nA (neuer Art – нового образца). До принятия на вооружения leFH 18 именно она была стандартной гаубицей дивизионной артиллерии и широко применялась до 1945 года.

В 1933 году в Рейхсвере было всего 28 лёгких гаубиц leFH 16, в 1934 году – 496, в 1935 году – 568, в 1936 году – 728, а в 1937 году – уже 980. Базовая структура дивизионной артиллерии вермахта сформировалась с учётом производства leFH 16.

В июне 1927 года отдел испытаний управления вооружений сухопутной армии потребовал разработки новой лёгкой полевой гаубицы. Проекту была присвоена вторая степень очерёдности – «приоритетные работы/первоочередные работы». В 1928 году началась подготовка расчётов и проектов – сначала для ствола длиной 25 калибров, затем 28 калибров. В начале 30-х годов «Рейнметалл» начал производство leFH 18.


Гаубица LeFH 18M на деревянных колёсах. Орудие выпуска 1934 года

Почти все основные характеристики leFH 16 были значительно превзойдены:

  • длина ствола была увеличена на 6 калибров (63,1 см) – до 294,1 см;
  • начальная скорость снаряда увеличилась на 79 м/с – до 470 м/с;
  • максимальная дальность стрельбы увеличилась на 1400 м – до 10 675 м.

Наконец удалось выйти за предел требований военных необходимой дальности стрельбы – 10 км. Для этого вес снаряда был уменьшен почти на 1 кг при незначительно увеличенном весе взрывчатого вещества – до 1,845 кг. Ценой всех усовершенствований, которые были тщательно выверенными и продуманными, стало увеличение веса примерно 500 кг по сравнению с leFH 16 – вес leFH 18 в боевом положении составлял чуть больше 2000 кг.

Устройство leFH 18

Принципиально новым, отличным от leFH 16, был лафет с раздвижными станинами с клиновидным запиранием затвора и большими откидными сошниками, а также подвеска лафета. Боевая ось была снабжена рессорами, и в случае поломки в экстренной ситуации её можно было закрепить и использовать для медленного марша со скоростью не более 8 км/час.


Колеса leFH 18: слева литое из лёгкого сплава, справа деревянное с резиновой шиной

Благодаря трём точкам опоры, лафет с раздвижными станинами стал значительно более устойчив, что было немаловажно при увеличившийся начальной скорости снаряда. Существенно увеличился угол горизонтального обстрела – на 28° с каждой стороны, что стало большим преимуществом при стрельбе прямой наводкой.

В 1936 году были внедрены в производство более простые в производстве литые колеса из лёгкого сплава диаметром 130 см, с ободом шириной 10 см и стальными шарикоподшипниками. До этого использовались колёса с деревянными спицами и резиновыми шинами. Новые колёса были более крепкими и обеспечивали легкость хода. Вместо использовавшегося ранее тросового был введен более эффективный тормоз с внутренним расположением колодок и тормозными барабанами. При механической тяге из-за увеличения скорости и тягового усилия применялся дополнительный пневматический тормоз. Тем не менее, в войсках продолжали использоваться и деревянные колеса, в некоторых случаях могли устанавливаться деревянные колеса от leFH 16.


Вверху leFH 18, буксируемая тягачом, на колесо из лёгкого сплава надета резиновая шина (http://www.warrelics.eu), внизу leFH 18 на конной тяге (http://historywarsweapons.com)

Применение механической тяги имело значительные преимущества перед конной: дальность суточного перехода в первом случае была в 6–10 раз больше, скорость передвижения составляла до 40 км/ч, выше была мобильность в ходе боя, не нужен был фураж для лошадей, требовалось меньше людей. При транспортировке орудие цеплялась напрямую без передка к лёгкому или среднему полугусеничному тягачу-транспортёру.

Щитовое прикрытие новой гаубицы больше не было прямоугольным, а приобрело сложную трапециевидную форму с неровным большим основанием вверху. Снизу к лафету прикреплялся откидной щиток, применявшийся на боевой позиции для защиты ног расчета от пуль и осколков. Новым был накатник ствола, расположенный сверху ствола, который с помощью сжатого воздуха после отката возвращал ствол в боевое положение. Устройство состояло из пневматического цилиндра, цилиндра сжатия и поршня со штоком.


Гаубица leFH 18M. Орудие, модернизировано из leFH 18, использовалось в армии Финляндии

Верхний станок в люльке лафета имел тормоз отката с кожухом и гидравлическим компенсатором, содержащим 6,2 л жидкости для тормоза отката. На верхнюю часть ствола был установлен накатник, наполненный 3 л сжатого воздуха и 5,4 л жидкости под давлением 55 атмосфер, который сразу после выстрела возвращал ствол в боевое положение. Направляющие полозья/рёбра люльки были удлинены назад – прежде всего, ради увеличения вертикального угла обстрела до 42°. При максимальной нагрузке на ствол во время выстрела направляющие периодически «вылетали».

Призматический клиновой затвор с кривошипом на казённой части ствола оснащался запирающим механизмом/предохранителем и выбрасывающим механизмом.


Гаубица leFH 18/40 (http://hobby-games.com.ua)

Наводчик располагался слева и осуществлял наводку по горизонту, наводка прицела по вертикали не была жестко связана со стволом: 2-й номер расчета осуществлял наводку по вертикали и отвечал за производство выстрела. Прицельное приспособление при таком способе наведения орудия имело бы сложную конструкцию, но было упрощёно путём внедрения индикаторного прицела с указателем дистанционных шкал прицела и орудийной стрелкой, что позволяло наводчику устанавливать вертикальную наводку независимо от ствола, а 2-му номеру расчёта нужно было только выравнивать стрелки на индикаторе, вращая маховик вертикальной наводки. Также имелась возможность быстрой наводки на подвижные цели, в том числе танки, что позволяло эффективно использовать leFH 18 с обученным расчётом на прямой наводке.

Ствол-моноблок выдерживал от 8000 до 10 000 выстрелов.

Модификации leFH 18 на колёсном лафете

По заказу правительства Нидерландов в 1939 году на заводе «Крупп» в Эссене был произведён экспортный вариант leFH 18, отличавшийся от немецкого стволом и небольшими конструктивными отличиями: при чуть меньшем весе орудия были увеличены вертикальные (+45°) и горизонтальные (60°) углы обстрела. Ствол был приспособлен для стрельбы снарядами, использовавшихся в армии Нидерландов. В 1940 году, после захвата Нидерландов, экспортные гаубицы в количестве около 80 штук стали трофеями вермахта и были приняты на вооружение армии Германии как leFH 18/39.


Гаубица leFH 18 на боевой позиции. Орудие камуфлировано (ЦАМО)

В 1941 году была предложена другая модернизация: на гаубицу стал устанавливаться сменный лейнер, что улучшило характеристики ствола и увеличило дальность стрельбы на 1700 м (до 12 325 м). Также стал устанавливаться дульный тормоз 60 см длиной, препятствовавший откату ствола. При выстреле поток газов попадал в две камеры дульного тормоза и рассеивался вбок и назад, что гасило значительную часть энергии отката, и таким образом уменьшался откат ствола. Начальная скорость снаряда при этом увеличилась на 70 м/с. Эта модификация стала обозначаться leFH 18М.

В марте 1942 года Гитлер лично потребовал совместить leFH 18 с лафетом от 7,5 см Pak 40. В тот же день «Рейнметалл-Борзиг» получила задачу проработать эту модификацию. Уже 15 октября она была готова для запуска в производство. После того, как в марте 1943 года первые 10 гаубиц были приняты вермахтом, в апреле 1943 года начался их массовый выпуск, а с 15 сентября того же года – и систематическая поставка в войска. Этот гибрид получил обозначение leFH 18/40.

К моменту сражения под Курском число leFH 18/40 достигло 418, а в совокупности выпуск этой модификации составил более половины всего производства лёгких полевых гаубиц за всё время.


Гаубица leFH 18 на боевой позиции, вид спереди (ЦАМО)

Модификация leFH 18/40 была одним из вынужденных решений, принятых под давлением условий военного времени. Ввиду большого количества имеющихся лафетов для 7,5 см Pak 40 производства «Рейнметалл-Борзиг» и большого спроса на leFH 18 инженеры и технологи производства в целях упрощения и унификации соединили верхний станок гаубицы со слегка модифицированным нижним станком от Pak 40. Такое изменение перераспределило роли номеров расчёта leFH 18/40: подъёмный механизм и спуск (у leFH 18 они были справа) переместился с правой стороны на левую, к наводчику орудия.

Орудие получило двойное подрессоривание боевой оси за счёт использования торсионов, которые при раздвигании станин автоматически разъединялись (приводя орудие в боевое положение). Была повышена эффективность дульного тормоза (за счет измененной конструкции) и улучшена проходимость за счет увеличения ширины обода колеса (вес leFH 18/40 больше чем Pak 40). Поскольку вес орудия в боевом положении снизился на 240 кг (в сравнении с leFH 18), устойчивость орудия также снизилась, несмотря на то, что высота линии огня уменьшилась. Угол горизонтального обстрела был увеличен до 60°. Тем не менее, станины лафета оказались слишком слабыми и гнулись при больших углах возвышения и максимальном заряде.


Гаубица leFH 18 на стрельбе прямой наводкой. НИЗАП, 20 августа 1942 года (ЦАМО)

Кроме того, фирмы «Рейнметалл», «Крупп» и «Шкода» до 1945 года разработали несколько усовершенствованных проектов и прототипов, которые в первую очередь были нацелены на увеличение максимальной дальности стрельбы и переход от прежнего колёсного лафета к лафету на вращающейся платформе.

Гаубица leFH 18/42 производства фирмы «Крупп» с длиной ствола 31 калибр по факту являлась улучшенной моделью гаубицы leFH 18M со стволом 28 калибров, за счёт чего дальность стрельбы увеличилась до 12 700 м.

Гаубица leFH 42 представляла собой улучшенный образец гаубицы leFH 18/40 с первоначальной максимальной дальностью стрельбы 13 000 м, но с меньшим на 170 кг весом (1630 кг), электроспуском и накатником под стволом в люльке, что позволяло уменьшить профиль орудия, и широким ободом колеса.


Слева рабочее место наводчика, справа надставка для прицела для стрельбы поверх щита (ЦАМО)

По-настоящему революционные проекты под обозначением leFH 43 фирм «Крупп» и «Шкода» использовали лафет с крестовидным основанием по типу 8,8 см Flak и 8,8 см Pak 43 для кругового обстрела, и после войны использовались во Франции и Швеции. Образец I фирмы «Крупп» с длиной ствола 28 калибров при начальной скорости снаряда в 720 м/с показал на полигонных испытаниях максимальную дальность стрельбы 15 000 м. Образец II фирмы «Крупп» имел длину ствола 35 калибров, что приближало ствол к стволу 100-мм пушки, и стрелял реактивными снарядами на дальность 16 500 м.

Производство leFH 18

В 1939 году в немецкой армии было 4862 гаубицы leFH 18. Количество принятых на вооружение leFH 18 на колёсном лафете с сентября 1939 по февраль 1945 гг. составляло 6933 единицы, максимальное количество было принято в 1940 и 1943 годах.

С марта 1943 по март 1945 гг. было принято 10 245 гаубиц leFH 18/40, из них 7807 – в 1944 году. Помимо колёсных лафетов, leFH 18 устанавливались на различные самоходные шасси, поэтому при подсчёте общего количества произведённых гаубиц надо учитывать и их.


Нижний станок гаубицы leFH 18 (ЦАМО)

Орудий модификации leFH 18/2, установленных на «Веспе» (Panzerhaubitze Wespe, Sd.Kfz. 124, Geschützwagen II für le.F.H.18/2 (Sf.) Wespe) было выпущено с февраля 1943 по май 1944 гг. 662 единицы. С марта 1943 по март 1945 гг. также было выпущено 1264 Sturmhaubitze 42 (StuH 42 , 105-мм самоходная гаубица образца 1942 года).

У «Рейнметалла» и «Круппа» не хватало собственных производственных мощностей для исполнения других контрактов, поэтому в 1942 году они передали всё производство leFH 18 шести фирмам в Пильсене, Альтоне (район Гамбурга), Эльблонге, Магдебурге, Дортмунде и Борзигвальде.

Всего у промышленности было принято 19 104 гаубиц leFH 18 в 24 различных версиях, при этом leFH 18 оставалась стандартным орудием вермахта до 1945 года.

Изучение трофейных leFH 18 в СССР

Первые образцы leFH 18 были захвачены Красной армией уже в начале войны, но до полноценного изучения на полигонах Главного артиллерийского управления (ГАУ) дело дошло только в 1942 году. Из сохранившихся архивных документов видно, что исследованию подвергались немодернизированные leFH 18 ранних выпусков на колесах из легкого сплава. Исследования проходили независимо друг от друга на Гороховецком артиллерийском научно-исследовательском полигоне (АНИОП) и на научно-испытательном зенитном артиллерийском полигоне ГАУ (НИЗАП).

В документах НИЗАП гаубица обозначается как «105-мм лёгкая полевая гаубица образца 1934 года» – т.е., именовали орудие по году начала производства, а не принятия на вооружение. В ходе исследований орудия разбирались до винтика и описывались. Итогом исследований стал отчёт по научно-исследовательской работе и краткое описание орудия. Наибольший интерес представляет отчёт по НИР: в нем отмечены детали конструкции, привлёкшие внимание советских артиллеристов, при этом часть технических решений была впоследствии применена в советских артсистемах.


Гаубица leFH 18, вид со стороны расчёта (ЦАМО)

В выводах по итогам изучения leFH 18 на НИЗАП указывается, что гаубица, определённая как дивизионная, может перевозиться как конной, так и механической тягой, при этом её проходимость и манёвренность оценены как удовлетворительные. Общая компоновка и конструкция системы также сочтены удовлетворительными и представляющими интерес. Устройство системы, разборка и сборка сочтены простыми, в производстве гаубица тоже должна была быть проста. Заменителей и остродефицитных металлов в системе не отмечено, применение сварки, клёпки и литья оценено как равномерное. Отмечено, что широко применяется штамповка.

Конструкция ствола вызвала интерес в части переднего захвата и крепления трубы в казённике, который отличался значительной простотой обработки. Ввиду значительной простоты обработки трубы и разборки ствола, в случае разгара, не требовалось лейнирование – отмечалось, что дешевле заменить трубу. Указывалось, что затвор в эксплуатации удобен, его разборка и сборка просты. Вызвали интерес конструкция боевой плитки и вставные втулки, которыми выполнялись сложные по конфигурации отверстия.

В конструкции люльки были отмечены её сварная цапфенная обойма, крепление на люльке переднего конца накатника и конструкция линейки указателя.

В противооткатных устройствах заслуживающим изучения названы компенсатор и водяное охлаждение тормоза отката. Отмечалось, что компенсатор очень прост по устройству и значительно проще, чем пружинные компенсаторы, применяющиеся в советской артиллерии. Кроме того, вызвали интерес уплотняющие устройства в местах герметичных соединений, конструкция пробок, расположение вентиля в накатнике.

Верхний станок орудия вызвал интерес своей простотой и лёгкостью, а прицел – конструкцией корзины панорамы и надставкой к ней, позволяющей производить наводку поверх щитового прикрытия.

Пристального внимания удостоился нижний станок – внимательно были изучены ходовая часть, автоматическое включение и выключение подрессоривания и приведение орудия к трём точкам опоры, закрепление станин по-боевому, соединение станин в походном положении, летние откидные сошники.

По итогам исследований на полигонах ГАУ были получены следующие тактико-технические характеристики орудия:

  • длина ствола – 28 калибров;
  • число нарезов – 32;
  • крутизна нарезки – 15°;
  • длина отката – 1150 мм;
  • длина системы в боевом положении – 5750 мм;
  • ширина системы в боевом положении – 4800 мм;
  • высота системы в боевом положении (угол наводки 0/40°) – 1800/2850 мм;
  • высота линии огня – 1180 мм;
  • клиренс – 390 мм;
  • ширина хода – 1560 мм;
  • вес системы в боевом положении – 1980 кг;
  • вес системы в походном положении (для конной тяги) – 3265 кг;
  • угол вертикального обстрела – от −5 до +40°;
  • угол горизонтального обстрела – 56°;
  • вес снаряда – 14,81 кг;
  • расчёт орудия – 6–7 человек;
  • скорострельность – 4–6 выстрелов в минуту.

Немаловажно, что на полигоны ГАУ leFH 18 попала всего с одним зарядом, и о том, что заряд переменный и от него зависит дальность стрельбы и начальная скорость снаряда, узнали лишь несколько позднее. Всего к орудию предусматривалось пять основных зарядов и один специальный. Для leFH 18 был разработан широкий спектр снарядов (более 20 типов): осколочно-фугасных, бронебойных, кумулятивных, агитационных, учебных и практических.

Заключение

Гаубица leFH 18 предназначалась для уничтожения и подавления живой силы, расположенной открыто или находящейся за лёгким укрытием, для подавления огневых точек и разрушения лёгких полевых укрытий, для действия по танкам или бронемашинам, для борьбы с артиллерией. Данная статья не претендует на полноту – она лишь рассказывает об истории появления и создания leFH 18. Количество модификаций и вариантов установки орудия на разные лафеты и самоходные шасси открывает огромные возможности для изучения. Это орудие оказалось очень удачным, технологичным в производстве и простым в обслуживании и ремонте и по праву может считаться одним из достижений немецкой оружейной мысли.

Источники и литература:

  1. Документы фонда ГАУ, ЦАМО
  2. Joachim Engelmann. Deutsche Leichte Feldhaubitzen 1935–1945. Arbeitspferde der Divisionsartillerie – Podzun Pallas Verlag, 1990
  3. Joachim Engelmann. German light field artillery 1935–1945 – Schiffer Publishing, 1995
  4. Справочник по германской артиллерии – М.: Воениздат, 1945
  5. Боеприпасы артиллерии бывшей германской армии. Справочник ГАУ ВС СССР – М.: Воениздат, 1946