Продолжаем публикацию иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С. Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее.


Ознакомив читателей с серией "революционных типов", автор публикации, кандидат искусствоведения Н. Н. Гончарова, публикует рисунки детей-москвичей, отразившие сюжетные сцены периода между февральской и октябрьской революциями 1917 года.

Между двух революций


25. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. Август 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,4X16,9 см. Надписи на плакатах: Да здравствуетъ демократиче­ская) респуб (лика); Да здрав­ствует республика! Да здрав­ствует демократическая республика ст. Сортировочная. [На Театральной площади соб­рались тысячи москвичей, чтобы выразить протест Мос­ковскому государственному совещанию. Оно было созва­но Временным правительст­вом и проходило 12—15 ав­густа 1917 года под предсе­дательством Керенского в по­мещении Большого театра. Черный флаг — анархистов. Красный флаг (первый от зри­теля) — железнодорожников станции Сортировочная Ка­занской железной дороги].

«К дням работы Московского государственного совещания (12—14 августа 1917 года) отно­сится лист “Демонстрация возле Большого теат­ра”. Изображен небольшой фрагмент площади, примыкающей к театру, и движение демонстра­ции направлено сначала в глубину (при этом мы видим лишь спины и шапки), а затем она пово­рачивает влево, почти до отказа заполняя пло­щадь. Создается впечатление бесконечности дви­жущихся людских масс, требующих установления в стране республики. Среди красных полотнищ резким диссонансом смотрится черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат со словами “Да здравствует демократическая республика”, а ниже приписка: “ст. Сортировочная ” . Это проходит колонна железнодорожников со станции Москва-Сортировочная, может быть, той самой станции на Московско-Казанской же­лезной дороге, где 12 апреля 1919 года был проведен первый коммунистический субботник» [с. 60].


26. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРА­ВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТ­ВУЕТ НОВОЕ». 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на транспаранте: Долой стар(ое ) правитель­ство) доздравствует новое.
«Тему «демонстрации» можно открыть рисун­ком очень маленького ребенка, несомненно до­школьника. Малыш не может, разумеется, осоз­нанно выявить смысл происходящего. Но факт этот стал столь обыкновенным, привычным, что демонстрацию рисует даже он. Лозунг на флаге передает самые абстрактные требования любой протестующей группы — «далой старое, да здравствует новое». Столь же лаконичен, но, как формула, всеобъемлющ и сам рисунок» [с. 56-57].

27. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ФОНЕ ДОМА ПОД ЗЕЛЕНОЙ КРЫ­ШЕЙ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,ЗХ 35,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): Да здравствует ре­волюция; долой царя, ура; Земля и Воля [«Земля и воля» — лозунг ле­вых эсеров и название их га­зеты, издававшейся в Москве с марта 1917 по май 1918 года.]; Да здравст­вует учред (ительное ) со­брание) [Учредительное собрание — представительное учрежде­ние, образованное для выработки формы правления после свержения монархии]; Да здравствует сво­бодная Россия; Долой манархизом .

28. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГОМ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ РОССИЯ».
Февраль 1917.

Автор Яцкевич. Бумага, акварель, карандаш. 25,9X 34,4 см. Надписи: на стене — Книж­ный магазинъ ; на знамени — Да здравствуетъ свободная Pocci я .

«…мальчик постарше (по фамилии Яцкевич) уже в состоянии передать своеобразие представшей перед ним картины. Его демонстрация типична для первых дней бур­жуазно-демократической революции. Идет и едет чистая публика (офицеры, дамы) с красны­ми бантиками на груди, с лозунгами “Да здрав­ствует свободная Россия!”. Простонародья среди демонстрантов нет. Типажи охарактеризованы на редкость подробно, убедительно. Крупный план позволяет рассмотреть барские, уверенные в своей правоте решать судьбу России лица. Солдат с боевыми наградами (справа) словно слу­чайно пристал к демонстрации, фигура его вы­ражает неуверенность и недоумение: по пути ли ему с этими господами?» [с. 57 ] .


29. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕН­НЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см. Надпись на транспаранте: До­лой буржуазi ю , да здрав­ствует миръ всего мира.

«…в листе “Демонстрация с военным оркестром” юмористические нотки введены созна­тельно. Упал пьяница, разбил бутылку, расквасил в кровь нос, одни над ним смеются, другие поучают. Эпизод этот, вынесенный на аванплан, для ребенка, может быть, составлял главное со­держание рисунка. / Февраль семнадцатого года не был бескров­ным. Началась революция всеобщей забастовкой, вооруженными столкновениями рабочих и сол­дат, открытым проявлением противоречий меж­ду солдатскими массами и офицерством. С од­ним из таких драматических происшествий в ка­зармах знакомит нас детский рисунок. Подробно, в нескольких эпизодах, на горизонтально вытя­нутом листе разворачивается действие. Только что пришедшие рабочие (справа) зовут солдат присоединиться к ним, рядом — солдаты с крас­ными повязками, сочувствующие революции, по­средине — солдат с царским флагом, а в левой части рисунка — монархически настроенные офицеры охраняют запертые на большой замок склады оружия. Чем конкретно кончилась эта история — неизвестно, но Февральская револю­ция победила. Будем думать, что и здесь офи­церы были разоружены, склады захвачены, а солдаты перешли на сторону революции» [с. 64].


30. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГОМ «ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ». Весна 1917

Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 34,5X 26,8 см. Надпись на плакате: Да здравствует свободная Poc ­ ci я! Война до победы. Ура! Авторство установлено по аналогии с рисунками 42 и 66.

«Рисунок Косарева чрезвычайно экспрессивен, очевиден сильный творческий темперамент юно­го художника. Нет второстепенных деталей, нет обозначения места действия, есть лишь люди, объединенные общей идеей. Движутся они пря­мо на зрителя. Одно это уже необычно для детского рисунка, так как сужает возможности изобразительного рассказа, стремление к чему столь характерно для детского мышления. Кон­турный штрих пером, которым художник закан­чивает работу, выполненную цветным каранда­шом, сообщает рисунку энергию движения, де­лает его созвучным графике революционной эпохи» [с. 58-59].

31. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ШИРО­КОЙ УЛИЦЕ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, графитный и цвет­ной карандаши. 26,5X 34,9 см. Надписи: над входом в магазин — продажа хлъба город­ских общест (венных) пекар (ен ); лозунги (слева на­право) — ПВСС [Пролетарии всех стран, соединяйтесь]; ДЗДР [Да здравствует]; ДЗСДРП [да здравствует социал-демократическая рабочая партия]; ДЗДР; ДРДЗР [Да здравствует да здравствует (?)]; 3 и В [Земля и воля (лозунг эсеров)]; Да Здр . Соц. Дем . Раб. Пар.; на автомобиле — МГУ [Московская городская управа].

«Иногда рисунок, почти ничего нового не до­бавляющий к фактическому ходу событий по рассмотренным уже работам, удивляет своеоб­разным преломлением психологии эпохи в дет­ском сознании. Вот одна из демонстраций лета 1917 года. Привлекают внимание многочислен­ные лозунги на плакатах: все они даны лишь начальными буквами. Чтобы расшифровать их, требуется определенное напряжение ума. На­пример: ДЗСДРП — Да здравствует социал-де­мократическая рабочая партия; ПВСС — Проле­тарии всех стран, соединяйтесь. Конечно, никто с сокращенными лозунгами не ходил, а если бы даже и ходили — ребенок как раз и не смог бы воспроизвести их точно. И конечно же, не стрем­ление зашифровать текст руководило им. Он делал это просто для скорости и чтобы как можно больше уместить на рисунке. А сокра­щения длинных названий были в те годы обык­новением. Сокращенно обозначались партии, ор­ганизации. Аналогично поступает и ребенок в своем творчестве. Здесь нет юмора. Напротив, мальчик поступает как взрослые» [ с. 63 ] .

32. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ. Февраль 1917

Автор Александр Пономарев. Бумага, акварель, карандаш, чернила, перо. 26,3X 34,9 см. Подпись художника справа внизу: Работа Александра По­номарева. Надписи: на плакате — Да здравствует свободная Рос­сия; рядом с бегущим чело­веком (полустерто ) — те же слова.

«Мальчик очень точно воспроизводит обстановку: народная колонна, колонна военных, седоки в автомобиле — все с флагами, все ликуют. Бежит и одинокий, выкрикивая лозунг (текст был напи­сан около фигуры, потом стерт, но все же про­читывается), спешит присоединиться к организо­ванной публике. Некто от любопытства почти вываливается из окна третьего этажа — не сам ли автор? Атмосферу всеобщего радостного ожив­ления художник передает не только иллюстра­тивно-описательно. Динамична сама композиция. Основные линии ее, соответствуя направлению улиц и двух перекрещивающихся людских пото­ков, образуют угол. Подвижность этой системы подчеркнута яркой окраской домов, ритмиче­ским повтором цветных занавесок» [с. 58].


33. ТРИ КОЛОННЫ. 1917

26,0X 34,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): нехай ж i е Украi ана ; Да здраст (вует ); Да здрав­ствует Временное правитель­ство и Керенскi й ; Да здрав­ствует интернацi онал ; Да здравствует свободная Рос i я; 8 час; Nex Polcka ; Nex Polcko . [Слева — колонна украинцев, несущих портрет Винничен­ко, главы Украинской Цент­ральной Рады, и лозунг «Да здравствует Украина» (на украинском языке). Посре­дине — колонна русских с призывом поддержки Вре­менному правительству. Справа — поляки с лозунгом «Да здравствует Польша» (по-польски). Лозунг в глубине — «8 час» — требование вось­мичасового рабочего дня. Правее — угол портика Боль­шого театра.

«Очень интересен по содержанию, хоть и не­умел по исполнению, рисунок «Три колонны». Событие, показанное здесь, не описано, как нам кажется, ни в истории революции, ни в мемуарах, но мальчик не мог его выдумать. Если бы ри­сунок был исполнен взрослым, можно было бы сказать, что тема его — национальная политика Временного правительства. Рядом с колонной, прославляющей в своих лозунгах Временное пра­вительство Керенского, свободную Россию и ин­тернационал, справа идет колонна поляков с ло­зунгом “Да здравствует Польша!”, а слева — украинские офицеры с висячими, «запорож­скими» усами и с красными бантами на груди. Они несут портрет главы самостоятельной Украины и сепаратный лозунг “Нехай ж i е Укра i на” <...> По рисунку можно точно определить место, а следовательно, и время действия. Справа вид­ны ступени и одна из колонн Большого театра. Следовательно, дело происходит на Театральной площади перед Большим театром в день откры­тия Московского совещания» [с. 61].


34. ДЕЛЕГАЦИЯ РАБОЧИХ ПЕ­РЕД КАЗАРМАМИ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 18,2X 34,2 см. Надписи на знаменах (слева направо): доло (й )..; Да здрав­ствует демократическая рес­публика.

35. АВТОМОБИЛЬ С РЕВОЛЮ­ЦИОННЫМИ СОЛДАТАМИ. Весна 1917

«Характерной приметой времени с самых фе­вральских дней были автомобили, несущие ох­ранную службу на улицах, с красногвардейцами, революционными солдатами. Естественно, их во множестве рисовали дети. В этих картинках ро­мантика революции проявлялась наиболее ярко. Рисунки разные. Один ребенок мыслит простран­ственно и разворачивает изображение в перспек­тиве, направляя машину на зрителя, другой — двухмерно, но, несмотря на это, столь же дина­мично. Устремлены вперед и автомобиль и седо­ки— красногвардейцы. Ощущение движения усиливается по контрасту с симметрично от ма­шины стоящими и от того особенно устойчивыми одинаковыми домиками, обведенными густым контуром. Существует много фотографий 1917 года, среди которых встречаются автомоби­ли, очень похожие на те, что в наших рисунках, но, думается, из этого совпадения не следует де­лать вывод о копировании их детьми. Они лишь подтверждают историческую достоверность ри­сунков» [ с. 65-66 ] .



36. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X 36,6 см. Надписи:вывеска над дверью — хлебн (ая лавка); на плакате — свобода слова.

«Среди листов, относящихся к февральским дням, один из самых впечатляющих — демон­страция возле фабрики. Художественную форму определяет лаконизм, графичность, ритмический повтор. Незавершенность композиции как бы предполагает продолжение ее в стороны, помо­гая понять, что ликованием охвачен весь город, и подобную картину можно видеть на всех ули­цах. В то же время рисунок привлекает своей уникальной конкретностью. Это единственный лист, где представлено движение рабочей ко­лонны на фоне фабричной архитектуры, пока­занной во всем ее убедительном своеобразии. Корпуса тянутся вдоль улицы. Рабочие идут не так, как буржуазная публика (рис. 30 и 37), а организованно, плечом к плечу, готовые к борь­бе за свои права. По обеим сторонам улицы, на тротуаре, стоят наблюдатели, чья застылость и однообразие подчеркивают движение мощного людского потока, а также и необыкновенность происходящего, поражающую обывателя» [с. 59-60].


37. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗЕМСКО­ГО СОЮЗА. Весна 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,3X 34,7 см. Надписи на знаменах: ВЗС [ВЗС — Всероссийский зем­ский союз помощи больным и раненым воинам]. Да здравс (твует ) учредите­льное) собран i я; ВЗС.

38. КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВ­ТОМОБИЛЕ. 1917

39. ВЫБОРЫ В ГОРОДСКУЮ ДУМУ. 1917

Автор П. Григорьев. Бумага, цветной и графитный кара н даши. 25,7X 35,0 см. Вверху подпись: I четверть П. Григорьев. Надписи: на доме справа — избирательная дума; на зна­менах — земля и воля; обновленная Росс i я; долой войну; не автомобиле и разбрасы­ваемых с него листках —№ 1; на стенах домов — ли­стки с № 1, 3, 4. [На рисунках 39 и 40 изобра­жены в ыборы в московские думы — городскую (24 июня) и районные (24 сентября). Цифры на листках — номера списков кандидатов от разных партий. Список № 1—кадетов, N 9 2 — народных социалистов, № 3 — эсеров, N 4 — объединен­цев (организация объе­диненных социал-демокра­тов — интернационалистов), N 5—большевиков.

40 . ЛУБЯНСКИЙ ПАССАЖ. Сен­тябрь 1917

Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 25,6/34,0 см. Надписи:вверху — Лубянскi й пассажъ ; на знаменах (слева направо): Да здравств (ует ) революцi он(н )ая Росс i я; Даздравствует земля и воля; Долой войну; Даздравствуетъ равенство братс (тво ) и миръ ; список № 5; Граждане! Голосуй(те) за парт i ю социалисто (в) революционерамъ (№ 3).

41. МИТИНГ У КРАСНЫХ ВОРОТ . 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см. Надписи на лозунгах: слева —(Свобо )дная Росс i я; посре­ дине — Да здравствуетъ сво­бодная Росс i я; на воротах по сторонам от проема моно­грамма Е. Р. [Красные ворота — название площади и триум­фальной арки, построенной архитектором Д. В. Ухтом­ским в 1753 — 1756 годах (ра­зобрана в 1928 году). Мо­нограмма Е. Р.— Елизавета Pri m a — Елизавета Первая, императрица Елизавета Пет­ровна, в царствование кото­рой была сооружена арка. Слева — церковь Т рех свя­тителей, построена а 1674 го­ду. Не сохранилась].

42. МИТИНГИ. Март 1917

Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 26,7X 34,6 см. Подпись автора внизу справа: Косарев III . Надписи: слева внизу — Ми­тинги; на тумбе — цырк саламонск (ого); Никитин; Бал маскарад гастроли. [Цирк Саламонского — част­ный цирк, находившийся ив Цветном бульваре в собст­венном доме Саламонского . После революции здесь по­мещался Московский госу­дарственный цирк. Цирк Ни­китина — второй московский цирк, располагавшийся на Большой Седовой у Старо- Триумфальных ворот (ны­не — пл. Маяковского).

43. ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917

«Тяжелым и беспросветным был военный 1916 год, полным борьбы и надежд—1917-й, озаренным трудом и верой в светлое буду­щее— 1918-й... Всем им сопутствовали разруха, продовольственный кризис. Самый заметный для городских детей признак неблагополучия — го­лод, зримое его выражение — очереди. Рисун­ков, изображающих очереди в магазины, очень много. / Эта группа рисунков с трудом поддается да­тировке, но, вероятно, исполнены они до Октя­брьского переворота. Во-первых, к Октябрю оче­реди уже так примелькались, что стали частью привычного быта. Во-вторых, почти всюду надпи­си исполнены в старой орфографии и типажи тоже дореволюционные — гимназисты, городо­вые и проч. Наконец, тональность и сюжеты послеоктябрьских рисунков совсем иные, быто­вые мелочи меньше занимали детей, происхо­дили слишком серьезные преобразования, вы­двигающие новые темы, рождающие новые образы. / Дети изображают очереди по-разному, каж­дый в соответствии со своим видением мира, темпераментом, отпущенной ему мерой жизне­радостности: то («Три очереди» или «Очередь в булочную Богомолова») спокойно принимая мир со всеми его сложностями, то воспринимая окружающее с тревогой и осуждением» [с. 68].

44. МЯСО-ТОРГОВЛЯ ПЕРЛО­ВОЙ . 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в мага­зин — мясоторговля Е. М. Перловой; на двери таб­личка: заперто. [Ошибка автора: Перловы мяс­ной торговлей не занимались, они были крупнейшими чае­торговцами].

45. ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ БО­ГОМОЛОВА. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 28,0Х35,7 см. Надписи не булочной: ввер­ху — (Бу )л очная Богомолова; витрины — хлебъ пирожные конфеты своей кондитер(ской ); Богомолов; названия улиц — 3 Знамен(ский ); 1 Зна­менский пер.; слева вверху; № 2 В. Ч. [Булочная Н. И. Богомолова находилась в первом Знаменском переулке, 6. Купол в глубине – церковь Знамения в Переяславской слободе, она же – Иоанна предтечи у Креста, что на Песках в Сретенской части. Сохранилась].

«”Очередь в булочную Богомолова” — рису­нок, интересный своей почти протокольной до­кументальностью. Можно утверждать, что вид срисован точно — вероятно, из окна. Автор укаэывает и место действия — угол 1-го и 3-го Зна­менских переулков. По этому адресу действи­тельно находилась булочная Н. И. Богомолова. Каждый дом индивидуален, непохож на другой. В глубине — синий с золотыми звездами купол Знаменской церкви, что на Песках в Сретенской части. Внимание к мелочам поразительное: таб­лички с названиями улиц, номера домов и проч. Народ в очереди охарактеризован обстоятельно, неторопливо, со вкусом: офицеры, медсестра в крахмальной косынке, гимназист (не автопортрет ли?)... / Автор рисует композиционно и сюжетно сложную сцену, хотя с законами перспективы явно незнаком — тротуар по мере удаления не сужается, камни булыжной мостовой вдали ста­новятся не мельче, а, напротив, крупнее: юному художнику, видимо, надоело выводить одинако­вые кружки. Общественное и бытовое неблаго­получие — война, голод — не тревожит душев­ного состояния мальчика, а лишь привлекает и занимает его внимание. Вокруг него раскрыва­ется многоцветный, яркий, полный надежд и ожиданий мир, светлый и радостный» [с. 68-69].


46. ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИН С. ТИ­ТОВА. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7Х 33,2 см. Надписи над дверями магази­на — С. Титовъ . [ С. Титов и сыновья — один из крупнейших торговых домов, в Москве объединял 67 хлебных магазинов].

«В “Очереди в булочную Титова” интересно цветовое решение — резкое, беспо­койное сопоставление черного и малинового. Каждая фигура отмечена чертами индивидуаль­ности, многие очень забавны, особенно гимна­зист, дама с пучком, стоящий за ней дворник-татарин, но более всех первая пара: женщина в синем и надзирающий за очередью околоточ­ный, умильно друг на друга глядящие. Однако, несмотря на обособленность персонажей, очередь, благодаря общему противопоставлению светлому фону стены, воспринимается целостно, в единстве» [с. 69-70]. 48. САНИТАРНЫЙ ВАГОН. 1916

«Другой бытовой темой, где особенно чувство­вался напряженный пульс времени, были поезда. Казалось, вся Россия сдвинулась с места, все оказались на колесах. Одни возвращались домой с войны, другие ехали за продовольствием, третьи — сражаться за Родину, за революцию. / Рисунок «Санитарный поезд» исполнен, веро­ятно, в 1916 году, когда самую большую боль и главную заботу страны составляла война. И тем не менее как спокойно выглядит картинка в сравнении с той бурей, что отразится в изобра­жениях поездов 1917 года! Все размеренно, сим­метрично, каждый раненый на своем месте» [ с. 70-71] .

49. ВАГОН «МОСКВА — НИЖ­НИЙ НОВГОРОД». 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см. Надписи:на вагоне — Зий классъ ; Москве — Н. Новго­родъ ; объявления над дверя­ми в тамбуры — м ѣстъ н ѣтъ.

«...Через год тема наполнится острым социаль­ным содержанием, отчетливо передавая боль дня. Основная масса пассажиров вагона Мо­сква — Нижний Новгород — солдаты, отправля­ющиеся с фронта по домам, и “мешочники” (слово, родившееся в годы разрухи) — мелкие спекулянты или простые люди, мечущиеся по стране в поисках пропитания. Мешанина рук, ног, голов заполняет тамбуры, несмотря на объявле­ния “мест нет”. Вагон облеплен людьми, непо­нятно за что уцепившимися. Отдыхают, положив рядом мешки, счастливцы, которым удалось за­браться на крышу. / Рисунок “Вагон Москва — Нижний Новгород” подкупает увлеченностью художника, непосред­ственностью впечатлений, обилием ситуаций и деталей, которые можно рассматривать без кон­ца» [с. 71].

Придорожном столбе справа: 27 вер(ста).

«В еще более экспрессивной манере исполнен рисунок “Поезд на 27-й версте”. Он мчится по равнинной местности, исчезая в глубине листа. Видны лишь последние четыре вагона, все раз­нотипные. Физически ощущается скорость дви­жения состава. Тревогу, беспокойство вызывает весь силуэт поезда с как бы взъерошенными крышами вагонов: на них расположились люди с ружьями, пулеметами. Это уже похоже на граж­данскую войну. / По хронологически выстроенным рисункам с поездами можно судить, что жизнь в револю­ционной России с каждым днем все набирала и набирала темп» [с. 72].

Продолжение следует...

При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М ., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на .

Выставка, приуроченная к столетию Великой российской революции, представляет около 150 детских рисунков, созданных в 1917-1918 годах. Уникальное собрание детского рисунка поступило в музей в 1919 году от Василия Сергеевича Воронова (1887–1940), известного ученого и педагога, много лет занимавшегося изучением художественного творчества детей.

Детское творчество явилось одним из важнейших открытий, которые привнес XX век в сферу искусства. Крупный художественный критик Я.А. Тугендхольд отмечал, что «уже с конца XIX века детские рисунки перестали быть в глазах взрослых кляксами шалости, каракулями невежества; в них усмотрели подлинное творчество – бескорыстное, бессознательное, в котором ребенок расточает свойственную ему цветистую фантастику и свежесть выражения».

Возведенное, таким образом, в ранг «высокого искусства», творчество детей обрело своих ценителей, собирателей и исследователей. Среди них оказался и В.С. Воронов, первым увидевший в детских рисунках не только художественный объект, но и важный исторический источник. С началом Первой мировой войны, осознавая эпохальное значение происходящего, он начал собирать рисунки на военную тему, а затем и на революционную. В одной из своих статей ученый писал: «Будущий историк наших дней будет благодарен за каждую правдивую и верную черту, отразившую нашу современность. В будущей громадной летописи о наших днях должны быть строки, вписанные рукой детей, и их рисунки, непосредственно отражающие то, что они видели и о чем думали».

Экспонируемые рисунки в основном были исполнены учащимися двух учебных заведений, где преподавал В.С. Воронов: реального училища И.И. Александрова и мужской гимназии имени М.В. Ломоносова в Москве. Их авторами были мальчики в возрасте от 7 до 13 лет, чьи имена, к сожалению, нам почти неизвестны (большинство рисунков анонимны).

Часть детских «революционных» рисунков из собрания В.С. Воронова демонстрировалась в 1918 году на небольших выставках в гимназии имени М.В. Ломоносова (январь) и реальном училища И.И. Александрова (март). Настоящая выставка – первый масштабный показ коллекции детских «революционных» рисунков из собрания Исторического музея в стенах самого Исторического музея.

Экспозиция делится на два основных раздела. Первый раздел посвящен «Образам революционной эпохи». Здесь представлены многочисленные изображения большевиков и меньшевиков, кадетов и эсеров, буржуев и пролетариев, юнкеров и красногвардейцев. Многие рисунки сопровождают надписи, также исполненные детской рукой, поясняющие политическую и социальную принадлежность того или иного персонажа.

Второй раздел выставки повествует о событиях революционного 1917 и послереволюционного 1918 годов. Рисунки разделены в хронологическом порядке на четыре темы: «Февральская революция», «Между Февралем и Октябрем», «Октябрьская революция», «После Октября». Особенностью данной группы рисунков является то, что практически все они исполнены непосредственно с натуры, на основе реальных жизненных наблюдений, в изобилии разворачивавшихся перед внимательными глазами детей. На этих рисунках можно видеть демонстрации и митинги, очереди за продуктами и автомобили с революционными солдатами, бои на московских улицах и обстрел Кремля, украшения города по случаю первой годовщины Октября и проекты герба молодого советского государства.

Помимо рисунков, на выставке представлены уникальные фотографии, лубки и плакаты, исполненные в 1917 году, которые помогут современному зрителю взглянуть на события столетней давности «взрослыми» глазами и сравнить этот «опытный» взгляд с непосредственным взглядом ребенка.

Экспозицию украшают две серии открыток, выпущенных в 1917 году: «Дети-политики» (худ. В.А. Табурин) и «Дети-манифестанты» (худ. С. Кущенко) (из частной коллекции С.А. Чапкиной-Руга), находящие целый ряд параллелей с детскими «типажными» рисунками.

Дополняют визуальный ряд выставки выдержки из детских сочинений 1917 года и цитаты из неопубликованных статей В.С. Воронова.

Array(21) { ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "13" ["~IBLOCK_ID"]=> string(2) "13" ["ID"]=> string(5) "10263" ["~ID"]=> string(5) "10263" ["NAME"]=> string(14) "Элемент" ["~NAME"]=> string(14) "Элемент" ["DETAIL_TEXT"]=> string(0) "" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(0) "" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["~DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["SORT"]=> string(1) "2" ["~SORT"]=> string(1) "2" ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["PROP"]=> array(7) { ["LINK"]=> array(36) { ["ID"]=> string(2) "35" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2013-11-28 10:46:53" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "13" ["NAME"]=> string(4) "LINK" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(4) "LINK" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "S" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> string(0) "" ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> string(0) "" ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "1" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> string(7) "7298530" ["VALUE"]=> string(13) "SHOWS_E:10261" ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> string(13) "SHOWS_E:10261" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~NAME"]=> string(4) "LINK" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["IMG"]=> array(36) { ["ID"]=> string(2) "47" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2013-11-14 12:01:05" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "13" ["NAME"]=> string(3) "IMG" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(3) "IMG" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "F" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "Y" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> array(7) { => string(7) "7298531" => string(7) "7298533" => string(7) "7298534" => string(7) "7298535" => string(7) "7298542" => string(7) "7298558" => string(7) "7298559" } ["VALUE"]=> array(7) { => string(4) "7991" => string(4) "7993" => string(4) "7994" => string(4) "7995" => string(4) "7996" => string(4) "8000" => string(4) "8001" } ["DESCRIPTION"]=> array(7) { => string(180) "Большевик с красным знаменем. Неизвестный автор. Москва. 1917 г. Бумага, графитный карандаш, акварель" => string(255) "Демонстрация с лозунгом «Да здравствует свободная Россия!» Автор Яцкевич. Москва. Февраль – март 1917 г. Бумага, графитный карандаш, акварель" => string(215) "Автомобиль с революционными солдатами. Неизвестный автор. Москва. 1917 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши" => string(240) "Бой на Театральной площади. Неизвестный автор. Москва. Октябрь – ноябрь 1917 г. Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь, тушь, перо" => string(223) "Очередь в булочную Н.И. Богомолова. Неизвестный автор. Москва. 1917 г. Бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, перо, белила" => string(189) "Митинг у Красных ворот. Неизвестный автор. Москва. 1917 г. Бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, перо " => string(219) "Обстрел Кремля. Неизвестный автор. Москва. Октябрь – ноябрь 1917 г. Бумага, графитный карандаш, акварель, бронзовая краска" } ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> array(7) { => string(4) "7991" => string(4) "7993" => string(4) "7994" => string(4) "7995" => string(4) "7996" => string(4) "8000" => string(4) "8001" } ["~DESCRIPTION"]=> array(7) { => string(180) "Большевик с красным знаменем. Неизвестный автор. Москва. 1917 г. Бумага, графитный карандаш, акварель" => string(255) "Демонстрация с лозунгом «Да здравствует свободная Россия!» Автор Яцкевич. Москва. Февраль – март 1917 г. Бумага, графитный карандаш, акварель" => string(215) "Автомобиль с революционными солдатами. Неизвестный автор. Москва. 1917 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши" => string(240) "Бой на Театральной площади. Неизвестный автор. Москва. Октябрь – ноябрь 1917 г. Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь, тушь, перо" => string(223) "Очередь в булочную Н.И. Богомолова. Неизвестный автор. Москва. 1917 г. Бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, перо, белила" => string(189) "Митинг у Красных ворот. Неизвестный автор. Москва. 1917 г. Бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, перо " => string(219) "Обстрел Кремля. Неизвестный автор. Москва. Октябрь – ноябрь 1917 г. Бумага, графитный карандаш, акварель, бронзовая краска" } ["~NAME"]=> string(3) "IMG" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["IMG_EN"]=> array(36) { ["ID"]=> string(3) "346" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2018-06-15 15:54:32" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "13" ["NAME"]=> string(21) "Картинка (en)" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(6) "IMG_EN" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "F" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "Y" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(21) "Картинка (en)" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["IMG_CH"]=> array(36) { ["ID"]=> string(3) "347" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2018-06-15 15:54:32" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "13" ["NAME"]=> string(21) "Картинка (ch)" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(6) "IMG_CH" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "F" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "Y" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(21) "Картинка (ch)" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["IMG_EXT_DESC"]=> array(36) { ["ID"]=> string(3) "376" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2018-10-22 18:45:03" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "13" ["NAME"]=> string(16) "Описание" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(12) "IMG_EXT_DESC" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "S" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "5" ["COL_COUNT"]=> string(2) "50" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "1" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(199) "Описание к соответствующему по счету изображению. Для сохранения пустого поля заполните его одним пробелом." ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(16) "Описание" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["IMG_EN_EXT_DESC"]=> array(36) { ["ID"]=> string(3) "377" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2018-11-09 13:44:23" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "13" ["NAME"]=> string(21) "Описание (en)" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(15) "IMG_EN_EXT_DESC" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "S" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "5" ["COL_COUNT"]=> string(2) "50" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "1" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(199) "Описание к соответствующему по счету изображению. Для сохранения пустого поля заполните его одним пробелом." ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(21) "Описание (en)" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["IMG_CH_EXT_DESC"]=> array(36) { ["ID"]=> string(3) "378" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2018-11-09 13:44:23" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "13" ["NAME"]=> string(21) "Описание (ch)" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(15) "IMG_CH_EXT_DESC" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "S" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "5" ["COL_COUNT"]=> string(2) "50" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "1" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(199) "Описание к соответствующему по счету изображению. Для сохранения пустого поля заполните его одним пробелом." ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(21) "Описание (ch)" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } } ["EDIT_LINK"]=> NULL ["DELETE_LINK"]=> NULL }

"Я рисую революцию!" в Государственном историческом музее (19.04 -19.06), московские школьники - свидетели событий 1917 года в Москве - рассказывают о восторге, с которым встретили Февральскую революцию, продовольственном кризисе и кровавом октябрьском перевороте. В интервью Deutsche Welle куратор выставки, старший научный сотрудник Государственного исторического музея Евгений Лукьянов объясняет, как менялся взгляд школьников на происходящее в течение 1917 года, и проводит параллель с сегодняшней Россией.

Евгений Лукьянов : В названии "Я рисую революцию!" использована цитата из детского сочинения 1917 года. Наши рисунки сделаны детьми - очевидцами революционных событий в Москве начиная с февраля 1917 года и заканчивая началом 1918-го. Коллекция достаточно обширная - в ней более 600 рисунков. Они попали к нам от известного ученого и педагога Василия Воронова почти сто лет назад. В коллекции представлены рисунки московских учеников гимназии имени Ломоносова и реального училища Александрова. Все рисунки мальчиков от 8 до 15 лет. Это реальный исторический источник, очень ценный, потому что он непосредственный.

На выставке будут многочисленные цитаты из детских сочинений. Воронов преподавал рисование и чистописание, поэтому он собирал не только рисунки, но и тексты. К сожалению, подлинных текстов у нас нет, но Воронов еще в те годы написал несколько обширных статей, где приводил массу выдержек. Они придают особую атмосферу выставке: интересно соединить то, как ребенок видел и как он понимал революцию. Помимо этого в залах можно будет увидеть фотографии, сделанные взрослыми очевидцами тех событий.

Это была реальная война, которую дети отчасти ждали, потому что они хотели быть со своими родителями на Первой мировой войне, но не могли. Когда война пришла в город - многие вскоре об этом пожалели. Было много крови, было страшно, и в детских рисунках это отражено наглядно.

- Изменился ли взгляд детей на революционные события за год?

Да, изменился радикально. Февральская революция была встречена всеми с восторгом, поддержана всеми слоями общества. Об этом пишут дети: они ходили по улицам, пели запрещенную "Марсельезу", надевали красные ленточки и кричали лозунги свободы. К октябрю взгляд меняется абсолютно. За это время не стало продовольствия, не было единой власти, выборы в Учредительное собрание результата не дали. Финальной точкой стала война в городе. Даже Воронов писал, что "цветы, неожиданно зацветшие в марте, были погублены и разметаны октябрьской бурей".

Контекст

Октябрь никто не поддержал - это был кровавый захват власти, кульминацией которого стал захват Кремля. Если в феврале в детских записях часто встречается "Я русскую революцию никогда не забуду", то в октябре ребенок пишет сочинение, где проводится связь с библейской легендой о Каине и Авеле, когда брат убивает брата.

- Как отличается взгляд взрослого человека и молодого на революционные события ?

Не каждый взрослый осмелился бы изобразить то, что изобразил ребенок. Воронов называл детей маленькими летописцами: они что видели, то изображали. Вот едет автомобиль с солдатами, вот - очередь за мясом, так называемые московские "хвосты". Взрослые в то время понимали, что грядет что-то страшное. Все ждали, когда все взорвется. У взрослых была некая самоцензура. Все чувствовали, что жизнь будет тяжелой, и никто не знал, как выходить из этого положения.

- Как выставка поможет в осмыслении революции?

На самом деле прошло сто лет после революции, и такой срок позволяет сделать выводы и поставить точку в осмыслении революции. Но, к сожалению, этого не происходит. У нас сколько политологов и историков, столько мнений о революции. Сходятся лишь в том, что русская революция имела всемирное значение.

- Какой подход к осмыслению революции вам кажется верным?

В связи с революцией появился термин, который раньше никогда не использовался, - "Великая российская революция" по аналогии с Великой французской революцией. Мне кажется, что это правильный подход. Французская революция - это длительный процесс, состоящий из переворотов, как и у нас. Правильно рассматривать эти события как единый процесс. В этом все сходятся, но это не решает проблемы.

Почему так происходит? Мне видится параллельность того, что происходило тогда и происходит сейчас. Может быть, власти не хотят этого осознавать и замечать. В те годы интеллигенция тоже предсказывала, что революция грядет. Но власть тогда не хотела этого слушать, и политические деятели были мелкие как личности, никто не смог остановить эти процессы. Если отмечать и подчеркивать, то люди увидят параллельные процессы.

- Опрос "Левада-центра" показал, что обществу не очень интересна тема революции…

Про революцию говорят меньше, потому что нет четкой государственной позиции о том, что это такое. Как происходит сейчас: должен быть задан сигнал сверху, а сигнала нет. Было сказано, что надо отметить революцию так, чтобы не посеять еще больше рознь в обществе. А как это сделать? Ведь тема-то очень острая.

Я думаю, что неверная трактовка уроков революции, замалчивание этой темы, акцент не на внутренние причины революции, а на внешние могут привести к историческому забвению народа. А это страшно! Вообще, у нашего народа очень короткая историческая память, вот уже и Сталин оказывается хорошим. Я как раз вижу задачу музея в том, чтобы представлять людям подлинную картину исторических событий, какой бы неприглядной она ни была. А то может получиться так, что по прошествии целого столетия Россия опять окажется в состоянии, когда "верхи не могут, низы не хотят". Каковы будут последствия очередного "русского бунта", известно одному лишь богу... Давайте учить уроки прошлого и не повторять его ошибок!

Смотрите также:

  • Глазами школьников

    На выставке "Я рисую революцию!" в Государственном историческом музее с 19 апреля по 19 июня будет представлено около 150 рисунков детей, очевидцев событий 1917 года в Москве. Зритель увидит, как дети изображали политических деятелей, как менялся их взгляд на происходящее, как они встретили первую годовщину переворота. Осенью часть рисунков покажут в Немецком историческом музее в Берлине.

  • 1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    По словам куратора выставки Евгения Лукьянова, дети встретили с радостью Февральскую революцию 1917 года. В своих сочинениях они писали, что ходили по улицам, пели запрещенную "Марсельезу", надевали красные ленточки и кричали лозунги о свободе слова и свободе от монархии и диктатуры.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    На этом рисунке видны триумфальная барочная арка Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей, которые были снесены в 1927 году. В феврале дети писали "Я русскую революцию никогда не забуду" и "Меня охватило радостное чувство любви ко всем". Школьные сочинения и рисунки сто лет назад собирал известный педагог Василий Воронов.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Рисунки практически все безымянные, говорит куратор выставки Евгений Лукьянов в интервью DW, поэтому судьбы детей неизвестны. "Долой временное правительство и буржуев!" - это типичный лозунг, который был на устах и на плакатах. Номер 5 - это номер большевиков в списках партий на выборах в Учредительное собрание.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Московские "хвосты"

    Очереди ("хвосты") стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис, затронувший в первую очередь крупные города, стал первым признаком неблагополучия для детей: "При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут", читаем в одном из детских воспоминаний.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Так дети изображали спекулянтов - "худшего вида буржуев", рассказывает куратор выставки. Тогда пропаганда говорила о том, что "во всем виноваты жиды и немцы", об этом писали и дети. Однако это семейное влияние, потому что ребенок ничего не понимал, считает Евгений Лукьянов. На рисунках можно увидеть разные взгляды - от откровенно националистических до атеистических.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Еще одна примета того времени - это поезда, которые стали символом движения страны к лучшей жизни. "Поездов было мало, и движение по стране было затруднено. В Москву поезда приезжали и уезжали заполненные, поэтому их брали штурмом", поясняет куратор.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    По словам Евгения Лукьянова, автомобили с вооруженными солдатами были интересными объектами для детей. "Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья", - пишет один из тогдашних московских школьников.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    В октябре 1917 года в Москве применялась тяжелая артиллерия. В результате много домов в центре города сгорело, погибло, по разным оценкам, более тысячи человек. В воспоминаниях детей говорится: "Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем".

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной в ноябре 1917 года летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах, купола Успенского собора пробиты. По словам куратора выставки, Кремль был сильно разрушен и если бы столица не была перенесена в Москву, то неизвестно, когда бы его восстановили.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Революционные события в Москве разворачивались в центре. На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью "СР и СД", что означает "Совет рабочих и солдатских депутатов".

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    После взятия большевиками власти 10 ноября прошли похороны большевиков около кремлевской стены, а похороны юнкеров и офицеров, которые были последним оплотом Временного правительства, были на братском кладбище за пределами города.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Фридрих Адлер - приверженец австромарксизма, который тоже пришел к власти после революции. Это демонстрирует всемирное значение событий в России 1917 года, подчеркивает куратор выставки. В октябре в Немецком историческом музее в Берлине откроется выставка, посвященная всемирному значению русской революции.