Дредноут (англ. dreadnought - «бесстрашный», по имени первого корабля этого класса) - появившееся в начале XX века поколение артиллерийских военных кораблей , характерной особенностью которых было однородное артиллерийское вооружение из большого числа орудий только крупного калибра (all-big-gun ). В широком смысле термин может применяться к кораблям различных классов, обладающим этой особенностью (линейным кораблям, линейным крейсерам, тяжёлым крейсерам и т. д.), однако наиболее часто это понятие ассоциируется с линейным кораблём и является синонимом линейного корабля первой четверти XX века. Последний в мире дредноут - HMS Vanguard - был построен в Великобритании в 1946 году, и служил до конца 1950-х годов.

История появления

Эпоха додредноутов

Принцип «только большие пушки» (англ. all-big-gun) был не нов. Ещё в эпоху деревянных парусных кораблей именно так были вооружены линейные корабли , батареи которых состояли из 100 и более пушек одинакового калибра. Полностью соответствовали этому принципу и первые батарейные броненосцы 1860-х годов. Однако в дальнейшем эволюция броненосцев пошла другим путём- сначала в сторону сведения всей артиллерии к нескольким «орудиям-монстрам» калибра до 18″ (460 мм), короткоствольным, с отвратительной баллистикой, рассчитанным на пробивание сплошным бронебойным снарядом брони наибольшей толщины в ближнем бою, а затем - после появления скорострельных орудий среднего калибра, стреляющих разрывными снарядами - специализации артиллерии по выполняемым ей задачам. Вооружение типичных броненосцев 1890-х годов, которые принято называть додредноутами , состояло из четырёх 12” (305мм) орудий главного калибра, размещенных в башнях и среднего калибра, в состав которого входило от шести до восемнадцати скорострельных орудий калибром от 4.7” (120 мм) до 7.5” (191 мм), размещенных в меньших орудийных башнях, казематах или спонсонах . Согласно доктрине того времени, морское сражение следовало начинать на большом расстоянии с последующим сокращением дистанции для нанесения решающего удара более точными и скорострельными орудиями среднего калибра, легко пробивавшими слабо бронированные оконечности тогдашних броненосцев, в то время как 305-мм главный калибр мог пробивать на большой дистанции основной броневой пояс, защищавший цитадель и середину корпуса, толщина бронирования которого превышала 400 мм. Каждое орудие находилось под командованием собственного комендора , а из-за несовершенства методик определения расстояния и отсутствия централизованной системы управления огнём, главный калибр обладал низкой точностью и скорострельностью, поэтому эффективные дистанции боя броненосцев были не слишком высоки и основной силой броненосцев в бою был средний калибр.

Только большие пушки

Возвращение к идее использования унифицированной артиллерии крупного калибра в начале XX века было тесно связано со стремлением всех крупнейших морских держав увеличить огневую мощь и дальность стрельбы. Улучшение механизмов подачи снарядов и введение электропривода в конце XIX века позволило увеличить скорострельность тяжёлых орудий калибра 9.2” (234 мм) – 10” (254 мм), практически не уступавших по темпу стрельбы артиллерии среднего калибра, обладая при этом гораздо более высокой огневой мощью и дальностью стрельбы. Положительно на темпе стрельбы сказалось и появление новых башенных установок, которые позволяли вести перезарядку не возвращая орудие в диаметральную плоскость, а в некоторых случаях – даже не меняя угол вертикальной наводки. Введение новых прицелов и дальномеров позволило увеличить точность артиллерии крупного калибра, но что немаловажно, улучшились сами методы пристрелки: в конце XIX-начале XX века начали отрабатывать корректировку стрельбы по всплескам снарядов, что позволило вести централизованное управление огнем и накрывать цель не одиночными выстрелами, а бортовыми залпами. Учения Средиземноморского флота Великобритании под командованием адмирала Фишера наглядно показали, что корректировка по всплескам снарядов позволяет даже без внедрения каких-либо достижений идущего вперед прогресса вести уверенную стрельбу на считавшиеся ранее запредельными дистанции в 25-30 кабельтовых (4,5-5,5 км). Впрочем, введение нового метода столкнулось с одним из главных недостатков додредноутов: орудия главного и вспомогательного калибра обладали разной баллистикой, однако на большой дистанции всплески от их снарядов становились почти неразличимы, что очень сильно мешало правильной корректировке стрельбы. Русско-японская война наглядно показала несостоятельность старой системы вооружения разнокалиберной артиллерией. По итогам Цусимского сражения , наиболее эффективные результаты давал концентрированный огонь главного калибра целых соединений кораблей по одной цели. При этом новейшие броненосцы того времени обладали гораздо более высокой живучестью и более совершенной схемой бронирования, из-за чего даже 254-мм орудия были неэффективны, в то время как развитие минно-торпедного вооружения делало сокращение дистанции боя нежелательным. Адмиралы и конструкторы всего мира сделали необходимые выводы, и всего через год после окончания Русско-японской войны появился первый корабль нового типа – HMS Dreadnought .

Первый дредноут

Инициатором создания корабля, название которого стало именем нарицательным для всего класса, является адмирал Джон Арбетнот Фишер , который первым сформулировал принцип «Только больших пушек» и считается «отцом» линейного флота Великобритании. Именно по его инициативе была собрана комиссия, сформировавшая следующие требования к новому кораблю Королевского Флота :

  1. Должны быть введены конструктивные улучшения корпуса, в первую очередь улучшена противоторпедная защита.
  2. Бронированная площадь надводного борта должна быть максимально большой, так как небронированная будет поражаться фугасными снарядами.
  3. Скорость корабля должна быть повышена, необходима замена поршневой паровой машины на турбинную.
  4. Необходимо иметь как можно больше орудий крупного калибра. При введении на корабле системы централизованного управления стрельбой артиллерии главного калибра с единого поста главного артиллерийского офицера корабля применима только однокалиберная артиллерия.
  5. Количество малокалиберных скорострельных пушек должно быть увеличено, причём они должны быть распределены по всему кораблю, так как атака миноносцев будет скорее всего иметь место в конце боя, когда многие из них будут повреждены или выведены из строя.
  6. Наличие тарана нецелесообразно.
  7. На мачтах должны находиться оборудованные и защищённые пункты наблюдения.
  8. Дерево и другие подобные горючие вещества должны быть исключены из конструкции.

После обсуждения революционного проекта в Адмиралтействе , было принято решение о его постройке, и 2 октября был заложен корабль, получивший название HMS Dreadnought . На строительство потребовался ровно год и один день, и 3 октября 1906 года мир увидел первый в мире линкор . Dreadnought произвел настоящую революцию в мире морских вооружений. Несмотря на то, что из пяти двухорудийных башен главного калибра с 305-мм артиллерией, предназначавшихся для строившихся в то же время эскадренных броненосцев типа Lord Nelson , бортовой залп могли дать только восемь, огневая мощь линкора не уступала мощи сразу нескольких броненосцев, но была лучше сконцентрирована, а за счет превосходства неслыханной для того времени установки на крупный корабль турбин , а не паровых машин , он был быстрее любого броненосца и мог гораздо дольше идти полным ходом, что позволяло навязать противнику выгодную дистанцию боя. Следует, впрочем, заметить, что Фишер не был единственным, кто дошёл до идеи подобного корабля. Еще в 1903 году итальянский инженер-кораблестроитель Витторио Куниберти составлял проект броненосца с главным калибром из двенадцати 305-мм орудий, 305-мм броневым поясом и скоростью в 24 узла. Данный проект так и остался на бумаге, но в марте 1905 года, за несколько месяцев до англичан, в США были спроектированы два линкора типа South Carolina , однако из-за затянувшейся постройки они появились позже, лишь в 1910 году. С момента появления HMS Dreadnоught броненосцы перестали быть главной силой на море. Теперь могущество флотов измерялось числом дредноутов, что привело к гонке вооружений, продолжавшейся всю первую четверть XX века.

Гонка дредноутов

Великобритания

Начав новый этап гонки вооружений, британцы стремились сохранять в ней главенствующее положение и уже в 1906-1907 году были заложены три линкора типа Bellerophon , почти не отличавшихся от HMS Dreadnought . Минимальные отличия от первого дредноута сохраняли и последующие три корабля типа St. Vincent , на которых в целях повышения бронепробиваемости были установлены 305-мм орудия, имевшие длину ствола в 50 калибров в отличии от применявшихся ранее орудий с длиной ствола 45 калибров, но добиться ожидаемого результата не удалось: при повышении массы орудийных башен и снижении точности стрельбы, пробиваемость возросла лишь незначительно. Тем не менее, необходимость сохранять быстрый темп дредноутной гонки не позволяла терять время на исправление ошибок, и следующие линкоры, HMS Neptune и состоявший из двух дредноутов тип Colossus имели такое же вооружение. На этих кораблях была предпринята попытка изменить расположение орудийных башен с целью получения возможности давать бортовой залп из всех десяти орудий, но новая схема расположения главного калибра оказалась неудачной и из-за риска повреждения надстроек, вести огонь на один борт могли только четыре башни из пяти.

Дальнейшее развитие дредноутов было обусловлено нарастающим противостоянием с Германией, которая тоже проводила активное строительство линейного флота. Следующая серия из четырёх линкоров типа Orion была лишена главных недостатков предшествующих дредноутов и имела гораздо более сильное бронирование, а все десять орудий, калибр которых возрос до 13.5” (343 мм) действительно могли вести огонь с одного борта. Тип Orion положил начало поколению «супердредноутов», линкоров с артиллерией главного калибра от 343мм и выше. Последующие дредноуты типа King George V и Iron Duke развивали идею линкоров типа Orion , пока в 1912 году по инициативе нового Первого лорда Адмиралтейства, Уинстона Черчилля, не появились пять супердредноутов типа Queen Elisabeth с восемью орудиями калибра 15"(381 мм), расположенных по линейно-возвышенной схеме. На этих кораблях впервые в мире было введено чисто нефтяное отопление котлов, а благодаря более мощной энергетической установке при возросшем водоизмещении и бронировании скорость удалось повысить до 24 узлов. Последними британскими довоенными дредноутами стали заложенные в 1913-1914 годах пять линкоров типа Revenge , сохранившие вооружение предшествующего типа при более мощном бронировании и меньшей скорости.

Германия

С началом дредноутной гонки, Германская Империя взяла курс на создание мощного флота, способного бросить вызов британскому Королевскому Флоту. Первыми немецкими дредноутами стали четыре корабля типа Nassau , заложенные в 1907 году. Двенадцать орудий главного калибра располагались так, что вести огонь на один борт могли только восемь, а сама артиллерия имела чуть меньший, чем на британских дредноутах калибр 11” (280мм), который при более низком весе залпа был скорострельнее, в то время как сами корабли обладали низкой скоростью, но хорошим бронированием. Четыре дредноута типа Ostfriesland были дальнейшим развитием типа Nassau и сохраняли ключевые черты предшественника при более мощной артиллерии калибра 305мм. Следующие типы Kaiser и König , заложенные в 1909-1911 и 1912-1913 годах соответственно двумя сериями по четыре дредноута, имели не двенадцать, а десять 305-мм орудий, но из-за другой схемы их размещения, вести огонь с одного борта могли все орудия, а более совершенные энергетические установки дали возможность увеличить скорость хода при еще сильнее возросшем бронировании. Последними линейными кораблями Германской Империи стали заложенные в 1913-1915 годах супердредноуты типа Bayern , ставшие вершиной немецкого кораблестроения того времени. Ввести в строй удалось только первые два корабля из планировавшихся четырёх, однако достроенные супердредноуты, благодаря мощной артиллерии из восьми 380-мм орудий и хорошему бронированию, не уступали новейшим британским линкорам типа Revenge и Queen Elisabeth .

США

Первые американские дредноуты, два корабля типа South Carolina , были заложены и спроектированы в 1905 году, еще до начала строительства HMS Dreadnought . Из-за установленных Конгрессом ограничений по водоизмещению, бронирование кораблей было довольно слабым, а скорость низкой, но тем не менее, конструкторами были предприняты некоторые передовые конструктивные решения, такие как первое в мире размещение артиллерии главного калибра в линейно-возвышенной плоскости, благодаря чему тип South Carolina с его восемью орудиями калибра 305-мм не уступал по весу бортового залпа британскому HMS Dreadnought , имевшему на два орудия больше. Из-за длительного строительства, к моменту окончания работ над линкорами в 1910 году, они уже считались устаревшими, но в ходе строительства первых дредноутов ограничения по водоизмещению уже не было, что позволило создать гораздо более сбалансированные корабли. Заложенные в 1907-1909 годах пары дредноутов типа Delaware , Florida и Wyoming отличались от South Carolina постепенно увеличивавшимся водоизмещением, бронированием, количеством 305-мм орудий главного калибра и выросшей до 21 узла скоростью, а в 1910 году появились первые американские супердредноуты – два линкора типа New York , которые представляли собой логическое развитие типа Wyoming с артиллерией из десяти 356-мм орудий главного калибра. Из-за решения заменить турбины на более экономичные паровые машины, скорость не изменилась и по-прежнему держалась в пределах 21 узла.

Важным этапом в развитии американских дредноутов стал тип Nevada , на которых впервые был применена новая схема бронирования "всё или ничего", суть которой заключалась в наращивании толщины броневого пояса в районах жизненно важных участков корабля при небронированных оконечностях с целью повышения живучести. Следующие супердредноуты американского флота были логическим развитием типа Nevada и вошли в историю как «стандартные линкоры»: обладавшие схожими характеристиками супердредноуты, способные эффективно действовать в составе соединений. В рамках концепции «стандартных линкоров» были созданы дредноуты типов Pennsylvania , New Mexico и Tennessee , имевшие одинаковую артиллерию главного калибра из двенадцати 356-мм орудий, размещенных в трёхорудийных башнях, хорошую живучесть и низкую скорость в 21 узел. Вашингтонское морское соглашение остановило развитие линкоров, в результате чего последними «стандартными линкорами» США стали три супердредноута типа Colorado , вооружение которых было мощнее, чем у их предшественников и состояло из восьми 16” (406мм) орудий.

Япония

По итогам Русско-японской войны, Императорский флот Японии взял курс на увеличение количества 12” орудий на новых кораблях. Предполагалось, что два корабля типа Satsuma должны были стать линкорами с однородной 305-мм артиллерией, но из-за проблем с готовностью нужного числа тяжёлых орудий, было принято решение оснастить их смешанной 305-мм и 254-мм артиллерией, так что Satsuma и Aki остались броненосцами. Только в 1909 году удалось заложить первые японские дредноуты типа Kawachi , оснащенные двенадцатью 305-мм орудиями главного калибра, расположение которых было сходным с первыми немецкими дредноутами типа Nassau . Тем не менее, 305-мм артиллерия дредноутов японского флота обладала разной длиной стволов и соответственно, разной баллистикой, из-за чего несмотря на наличие артиллерии единого калибра, сохранялись присущие додредноутам проблемы корректировки огня на дальней дистанции. После закладки в 1911-1912 годах разработанных по британскому проекту четырёх линейных крейсеров типа Kongo , вооруженных восемью орудиями калибра 356мм и не уступавшими по характеристикам новейшим линейным крейсерам Королевского Флота, в 1912-1913 годах были заложены первые полноценные супердредноуты Императорского флота Японии – два линкора типа Fuso , которые при схожих с типом Kongo размерами несли гораздо более мощную артиллерию главного калибра из двенадцати 356-мм орудий, размещенных в шести двухорудийных башнях. Пользуясь приобретенным при строительстве типа Fuso опытом, японские конструкторы доработали проект, слегка изменив расположение орудийных башен, распределение брони и уменьшив калибр противоминной артиллерии, в результате чего заложенные в 1915 году супердредноуты типа Ise стали логическим продолжением типа Fuso . Последними супердредноутами Японии стали два линкора типа Nagato . Заложенные в конце Первой мировой войны, эти корабли несли восемь орудий калибром 410мм, а также были первыми японскими кораблями, забронированными по американской схеме, что делало их одними из самых мощных кораблей в мире на момент подписания Вашингтонского морского соглашения. Супердредноуты типа Nagato отличались высокой живучестью и огневой мощью при хорошей скорости и ходовых качествах, которые японцам удавалось долгое время держать в секрете.

Россия

Другие страны

Узнав о строительстве итальянского дредноута Dante Alighieri , правительство Австро-Венгрии приняло решение о создании четырёх дредноутов типа Viribus Unitis . Считалось, что для боевых действий в Адриатике ходовые качества и дальность плавания несущественны, что привело к появлению линкора, обладавшего неплохой для корабля с ограниченным водоизмещением артиллерией из двенадцати 305-мм орудий в трёхорудийных башнях и средним бронированием, но неудовлетворительной противоторпедной защитой и плотной компоновкой. Планировалось также строительство супердредноутов типа Ersatz Monarch с десятью 350-мм орудиями при по-прежнему ограниченном водоизмещении и низкой скорости, но их строительство было отменено из-за начала Первой мировой войны.

Османская Империя пыталась обзавестись дредноутами английского производства. В 1911 году турецкое правительство заказало в Великобритании дредноут Reşadiye , однако из-за финансовых проблем оно не смогло оплатить заказ и строительство линкора, созданного на основе супердредноутов типа King George V с артиллерией из 10 343-мм орудий главного калибра, было продолжено, но уже на средства англичан. В 1914 году Османская Империя предложила выкупить Reşadiye, заказать однотипный ему Fatih и перекупить предназначавшийся для Бразилии дредноут Rio de Janeiro с семью двухорудийными башнями калибра 305мм, переименовав его в Sultan Osman I , но Первая мировая война испортила их планы. Строительство Fatih было прекращено, а два других дредноута были реквизированы и включены в состав Королевского Флота под новыми названиями: Reşadiye был переименован в HMS Erin , а Sultan Osman I – в HMS Agincourt . И тем не менее, Турции удалось обзавестись дредноутом, когда Германская Империя передала туркам линейный крейсер типа Moltke , SMS Goeben . Дредноут был переименован в Yavuz Sultan Selim и находился в составе турецкого флота под именем Yavuz до вывода из состава флота в 1954 году и последовавшей отправкой на слом в 1973 году, оставаясь на активной службе дольше любого другого дредноута.

Греция предпринимала попытки обзавестись собственным дредноутом, заказав его в Германии. Согласно проекту, линкор Salamis должен был быть вооружен восемью 356-мм орудиями американского производства, но с началом Первой мировой войны его строительство прекратилось и «самый маленький супердредноут в мире», получивший это прозвище за свое мощное вооружение при крайне малом водоизмещении, был разделан на металл так и не вступив в строй. Испания начала строительство своих дредноутов в 1909 году. Из-за недостатка финансирования, строительство трёх линкоров типа España затянулось на крайне продолжительный срок, а сами корабли вошли в историю как самые маленькие дредноуты в мире, имевшие при размерах эскадренного броненосца, посредственной скорости и плохой защищенности вооружение в восемь 305-мм орудий.

Применение

Первая мировая война

Несмотря на активную гонку вооружений, предшествовавшую началу Первой мировой войны, в самой войне активных боевых действий дредноуты не принимали. Исход войны решался прежде всего на суше, а адмиралы избегали применения дредноутов, считая их слишком ценными боевыми единицами, поэтому большую часть времени линкоры оставались на своих базах. Королевский флот Великобритании имел значительное численное превосходство над германским Флотом открытого моря , поэтому немцы стараясь избегать крупномасштабного столкновения с англичанами, поставив перед собой цель навязать британскому флоту бой на выгодных для себя условиях. В первые два года войны единственными столкновениями с участием дредноутов стали Гельголандское сражение , сражение у Доггер-банки и немецкие рейды на английское побережье. Единственным крупным морским сражением с участием линкоров стало Ютландское сражение 31 мая 1916 года. Разгадав немецкий план выманить и разбить Гранд-Флит по частям, англичане вывели все боеспособные корабли, и после столкновения с превосходящими силами, германскому флоту пришлось отступить, потеряв 11 своих кораблей и уничтожив 14 английских. После этого сражения немецкие дредноуты больше не пытались прорвать блокаду и до самого конца войны оставались на базах.

Русские дредноуты в морских сражениях также не участвовали: на Балтике их действия ограничивали минные поля, а на Чёрном море из-за отсутствия соперников, их роль ограничилась обстрелами побережья. Единственным исключением является бой «Императрицы Марии» и SMS Goeben , в ходе которого германский линейный крейсер получил повреждения, но смог уйти. Всего же, по итогам Первой мировой войны, исключительно артиллерийским огнем было потоплено только три английских линейных крейсера, получивших повреждения в ходе Ютландского сражения. Основной урон дредноуты получили от минно-торпедного вооружения, что говорило о растущем потенциале подводного флота.

Послевоенные годы

После окончания Первой мировой войны место ведущих морских держав заняли США и Япония, почти не участвовавшие в войне и избежавшие потерь. Япония развернула масштабную программу по строительству дредноутного флота «8+8», предусматривавшую строительство восьми линкоров и восьми линейных крейсеров с орудиями 410-мм и 460-мм калибра для подготовки к войне за господство на Тихом Океане. Аналогичные проекты кораблей с 406-мм и 457-мм артиллерией имели и американцы с англичанами, не желавшими уступать былое превосходство во флоте, однако эта гонка вооружений нанесла бы серьезный удар по экономике истощенных войной государств, поэтому в 1922 году между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией было заключено Вашингтонское морское соглашение . Были свернуты все программы строительства новых кораблей, ограничено количество, тоннаж и вооружение флотов крупнейших морских держав. Большинство дредноутов было разобрано на металл, и лишь самые современные корабли остались в строю. Серьезно было ограничено количество супердредноутов с 406-мм артиллерией, которых по итогам соглашения оставалось всего семь: Япония оставила супердредноут Nagato и получила право достроить Mutsu , США сохранили три супердредноута типа Colorado , а Великобритании, не имевшей кораблей с 406-мм вооружением, позволили построить два линкора типа Nelson . В дальнейшем, после Второй мировой войны , в которой из-за возросшей роли подводного флота и авиации линейный флот не принимал активного участия, пережившие войну дредноуты были списаны в 1950-х годах и разобраны на металл. Последними линкорами дредноутной эпохи, окончательно исключенными из состава флотов, стали супердредноуты

Литература

  • Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров . - М.: Харвест, АСТ, 2002. - ISBN 985-13-1009-3
  • All the world"s battleships. 1906 to the present . - London: Conway Maritime Press, 1996. - ISBN 0-85177-691-4
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906-1921 ISBN 0-87021-907-3
  • Friedman N. U.S. Battleships: An Illustrated Design History . - Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1985. - ISBN 0-087021-715 -1
  • Silverstone P.H. The New Navy. 1883-1922 . - New York, USA: Routledge, 2006. -
Мой друг, находясь в местах не столь отдалённых, не теряет бодрости духа и, после присланной распечатки публикации , не смог удержаться и понарассказал мне много интересного об истории флота. Чем и делюсь с его разрешения.
Текст набран с рукописи, иллюстрации добавлены мной.

Несколько дополнительной информации про линкоры, как и обещал:)

Слово линкор означает «линейный корабль», т.е. корабль призванный сражаться в линейном строю и громить своей артиллерией идущую параллельным курсом железку противника. Само слово линкор чисто наше рассейское. Прототипом этих кораблей послужил английский корабль «Дредноут».

Надо сказать, что тогда, до 2-й мировой войны включительно, англичане были законодателями моды в военном корабельном строительстве, только после войны пальма первенства перешла к США. Так вот эти самые англичане имели право гордиться собой т.к. в отличие от нас, россиян, они очень вдумчиво проанализировали исходы морских сражений русско-японской войны 1904-1905 гг. Их было 3 крупных - прорыв из Порт-Артура с участием броненосцев, сражение 3-х русских крейсеров Владивостока с крейсерами японцев и, конечно, Цусима. Принципиально - самыми мощными кораблями тогда были броненосцы. Главный калибр 2 башни по 2 пушки по 12 дюймов, а дальше кто во что горазд. Японцы были и мощнее (быстрее, больше артиллерии среднего калибра) и лучше имели снаряды. И англичане решили, что нужно усилить главный калибр, отказаться от среднего и понизить высоту надстроек. Так появился «Дредноут» - первый в мире линкор. Он нёс 4 башни сначала по 2, потом по 3 пушки 12 дюймового калибра. Кстати, первый раз я это название узнал из романа «Железный поток» Серафимовича. Там есть сцена, когда один из героев по кличке «где моя рота» указывает на море и спрашивает: «Что это за утюг?», на что ему матрос отвечает: «Сам ты утюг, это дредноут. Как причешет из своих 12 дюймов, так и мокрого места не останется». Ну или как-то так.
Так вот, те корабли, что мы называем линкорами, во всём мире звали дредноутами. А вот настоящие линкоры появились во 2-й мировой и несли уже не 4 башни, а 3 (две на носу и одну на корме) и имели от 3 до 4 орудий на башню и калибр не 12, а 14 дюймов. И уж совсем монстрами были два японских линкора 2-й мировой - «Ямато» и «Мусаси». Эти несли в 3 башнях 12 15 дюймовых орудий. Я вот почему так подробно об этом пишу. Один из Балтийских линкоров серии «Севастополь», а именно «Полтава», который после революции ессесно переименовали в «Михаил Фрунзе», был введён в строй в 1914 году и успел повоевать на Балтике в 1-ю мировую, а потом его постигла печальная участь - в 1919 на нём случился пожар по вине экипажа (те ещё были специалисты краснофлотцы, только и могли перепоясанные патронными лентами Учредительные Собрания разгонять - Железняки хреновы). Короче линкор сгорел!


Его не стали восстанавливать. Почему - не знаю, если честно, ведь он остался на плаву. Думаю, просто не осталось технически грамотных специалистов. А вот ещё одно отступление. Война американцев с Ираком. Иракцев обстреливает Томагавками линкор ВМФ США «Миссури». Однотипный (!!!) нашим. Вот интересно, а почему такие тупые (как многие у нас считают) америкосы не порезали на металл как мы свою «Полтаву» или не превратили в плавучую мишень, как оставшиеся два в живых после 2-й мировой - «Красный Октябрь» (бывший «Гангут») и «Севастополь»? А взяли их любовно перевооружили, да так, что они ещё будут служить и служить. Но нам видно лучше, мы же умнее:(


Так вот, «Полтава» сгорела и две башни главного калибра КБ-3-12 перевезли на Дальний Восток во Владивосток и оборудовали на острове Русский батарею из 2-х башен. Она не стреляла, но должна была оборонять Владик с моря от японцев, от тех самых «Ямато» и «Мусаси». (Кстати, очень знаковые для японцев названия, как нибудь потом напишу, почему знаковые, а то уж совсем растекаюсь мыслью по древу). Конечно, линкоры были более дальнобойные, но! Это море и значит качка, и значит сложнее прицел, а во-вторых, японцы, несмотря на их калибр, не имели дальнобойных снарядов и значит им сложнее было поразить батарею, ведь она в скальном, залитом бетоном, грунте. Но не случилось и слава Богу. А вот судьба «Ямато» и «Мусаси» была хреновой, они тоже ничего не сделали и были тупо утоплены американскими самолётами когда пошли на Сингапур, чтобы разблокировать японскую сухопутную армию.


И ещё одно. Севастополь во 2-й мировой обороняла точно такая же двухбашенная батарея. Только в отличие от батареи на о. Русском она имела 360 градусов сектор обстрела и потому защищала Севастополь с суши и её судьба была печальной, но Славной. Они дали прокакаться гитлеровцам по полной программе. Так вот это были башни с «Императрицы Марии», которая по невыясненным причинам взорвана и затонула в бухте Севастополя перед 1-й мировой. Это корабль из той же серии «Севастополь». На Чёрном море было заложено 3 таких судна, но в строй введена была только «Императрицы», остальные были недостроены и потому распущены большевиками на металл!


У Черноморской базы Севастополя, по-моему, вообще слава какой то убийцы флота! Там же, в 1955 году, после ВОВ, взорвался и затонул после похода линкор «Новороссийск». Самый мощный линкор этого моря, полученный СССР по репарации у Италии. Как раз типа японского «Ямато», только калибр меньше - 14, а не 15 дюймов. Говорят, что его взорвали итальянские боевые пловцы. Но это отдельная история:) И есть у меня полно Славных и не очень историй о том, как воевали корабли России на Балтике и Чёрном Море в 1-ю мировую войну:) Фууу… Вроде всё :)


Пара уточнений по поводу линкоров типа «Севастополь».
Действительно эта серия была заложена после анализа причин поражения под Цусимой и после изучения опыта англичан по постройке корабля под названием «Дредноут», который дал позже название судам этого типа - дредноуты, которые были переименованы позже в линкоры. Кстати, слово линкор означает линейный корабль, смысл этого корабля сражаться в линии, т.е. на этих махинах до конца 2-й мировой войны предназначалось использовать сражение в линию! Это распространённый тип морских сражений парусников, когда они сходились в две линии друг параллельно другу и хреначили бортами (3-5 палубными рядами пушек) друг друга. Представляешь, какая узость мышления была тогда у англичан, как у основателей ВМФ моды?
Кстати у Серафимовича в «Железном потоке» есть упоминание того, как дредноут расстрелял с моря колонну красноармейцев железного потока…
Отвлёкся… Ну дык я про «Севастополь». Заметь, именно «Севастополь» называлась эта серия! Потому, что вместе с 3 балтийцами строились и 3 черноморца, и головной корабль черноморцев назывался «Императрица Мария». И немцы (уже тогда потенциальные противники) сильно трухались его на Чёрном море. Очень тёмная история с этим линкром. Он подорвался на рейде Севастополя и затонул мгновенно. Погибли сотни людей. Причина так и не понятна, но склоняются к мысли, что это была диверсия немцев. Может помнишь детскую книгу «Кортик», там есть упоминание этого, а из поздней беллетристики есть Акунинские фантазии на эту тему… Этот линкор был гораздо известнее «Петропавловска».
Да, ещё одно отступление от темы. После того, как был уничтожен этот линкор, немцы решили, что у них нет теперь противника на Чёрном море и их рейдер (по-моему) «Гебен», это вариант тяжёлого крейсера с вооружением близким линкорам типа «Севастополь», но с меньшим бронированием и большей скоростью хода может безнаказанно разбойничать в Чёрном море. Но обломались! У Севастополя (порта) было 3 броненосца типа «Слава», это корабли, которые были однотипны тем, что погибли в Цусиме (4 орудия 12 дюймов в двух башнях) против 12 орудий, 14 дюймов у современных линкоров, или против 9 орудий 12 дюймов у «Гебена». Но при этом они тихоходны и не очень уж бронированы по понятиям 1914 года. Так вот, «Гебен» напал на Одессу, расстрелял город, утопил один корабль и нарвался на 3 броненосца и был уверен, что раздолбает старые русские калоши за счёт своих более дальнобойных и скоростных орудий и скорости своего хода. ХрЕна!


Русские очень тщательно проанализировали причины поражения в Цусиме и придумали супер «инновационную идею» и воплотили её на этих броненосцах. Суть - все 3 корыта управлялись по огню с одного корабля и поэтому они брали «Гебен» в кольцо (а не в кильватерной линии, как немчура рассчитывала) и задолбали его так, что он спасся только за счёт своего хода:)
И ещё одно отступление. В отличие от англичан у русских была традиция именовать новую серию по выдающимся кораблям предыдущей. Поэтому у новой серии было название «Севастополь». Это броненосец, погибший в Порт-Артуре. А первенец балтийский был назван «Петропавловск» по имени броненосца, на котором погиб адмирал Макаров (тот самый, который сконструировал «Ермак», про который ты пишешь и про него есть отдельная история) и художник Верещагин, после того, как «Петропавловск» подорвался на японской минной банке в виду рейда Порт-Артура.


Ну а про «Марат» ты, наверное, знаешь уже. Та ещё история. И, кстати, участие «Марата» («Петропавловска») в боевых сражениях на Балтике в 1-ю мировую войну тоже очень небольшое:) И вообще морские сражения немцы-русские на Балтике в 1-ю мировую это отдельная тема! Там всё было скверно для русских ибо в отличии от черноморцев на Балтике было полное уныние. И немалую роль в этом сыграло то, что единственный адмирал способный надрать (и он сделал бы это!) был Н.О. Эссен, но он умер накануне, по-моему, от пневмонии.

Кстати (опять, кстати, потому что в русской морской истории всё очень тесно переплетается) Эссен был последним капитаном, который погиб в Порт-Артуре. Его подорвали японские миноносцы, когда он тайно готовился к прорыву из блокады в скрытной бухте у полуострова Тигровый мыс. Но уж очень хороша была у японцев агентура в Порт-Артуре. Так вот Эссен требовал дать сражение японцам в проливах Моонзунда, но умер. Сражение всё же состоялось, но не так и не теми силами русских и русские были разбиты. Об этом есть много литературы. Сражения русских в 1904-1905, в 1-ю и 2-ю мировую - это мой конёк и одна из любимых тем.

Для оформления использованы фотооткрытки с сайта Фотолаборатория от Steve

В последней четверти XIX века совершенствование механизмов подачи снарядов и электропривод привели к повышению скорострельности и орудий калибра 8″/203-10″/254 мм, благодаря чему калибр средней батареи стал постепенно увеличиваться, вплотную приблизившись к главному калибру, при частичном сохранении положительных качеств среднего калибра. Логическим завершением этого процесса должно было стать появление корабля, при водоизмещении и бронировании типичного броненосца вооружённого однородной артиллерией среднего (8-9″) или «промежуточного» (10″) калибра - на практике ближе всего к такому решению приблизились итальянцы с их ЭБР типа «Реджина Елена» , который при водоизмещении в 12 600 тонн нёс лишь две 12-дюймовки в концевых одноорудийных башнях и 12 8″-орудий в двухорудийных башнях в пределах цитадели. Предполагалось, что уже на дальней дистанции шквал фугасных снарядов скорострельных 8-дюймовок ослабит противника настолько, что на долю крупнокалиберных орудий выпадет лишь только его «добивание» пробитием главного броневого пояса или принуждение к сдаче в самом конце боя. В то же самое время и с тем же расчётом в России проектировались корабли с числом среднекалиберных орудий более двух десятков, при всего двух 12-дюймовках . Даже сам адмирал Фишер, будущий «отец» «Дредноута», в предшествовавшем ему нереализованном проекте «Антэйкэбл» склонялся к вооружению исключительно из 16 «промежуточных» 10″ орудий .

Между тем, орудия крупного калибра и их артиллерийские установки в указанный период также были в значительной степени усовершенствованы. Так, новейшие башенные установки позволяли заряжать орудия в любом положении, а не только после разворота в диаметральную плоскость, а иногда - и при любом угле вертикальной наводки, что, при той же скорости заряжания самого орудия, позволило резко повысить общую скорострельность - с одного выстрела в 4–5 минут у установок 1880-х годов до примерно 1 выстрела в минуту в начале XX века. Кроме того, наметились качественные сдвиги в обеспечении самой стрельбы из крупнокалиберных орудий: введение оптических прицельных трубок (использованных американцами ещё в войне 1898 года с Испанией), базисных дальномеров и методики корректировки огня по всплескам снарядов позволили добиваться уверенных попаданий на дистанциях, ранее считавшихся запредельными, а новые снаряды, начинённые мощными взрывчатыми веществами, позволили наносить противнику чувствительный урон даже на таких дистанциях, на которых бронебойные снаряды бессильно отскакивали от защищённого толстой бронёй борта. Средиземноморский флот Великобритании под руководством адмирала Фишера уже в 1899 году начал отрабатывать стрельбу на считавшиеся в то время предельными дистанции в 25-30 кабельтовых (4,5-5,5 км) как вполне рутинную боевую задачу. По итогам стрельб был сделан вывод, что даже без какого либо изменения конструкции самих орудий, исключительно за счёт улучшения подготовки личного состава и внедрения новых способов стрельбы, эффективно вести огонь на такое расстояние было вполне возможно уже в то время. В ближайшем же будущем ожидалось увеличение дистанции огневого контакта до 7-8 км и более.

В свою очередь, новая методика корректировки огня в сочетании с достижениями в области внутрикорабельной связи позволила управлять стрельбой корабля централизованно, с поста главного артиллериста, концентрируя огонь всех орудий на одной цели, которая накрывалась теперь не отдельными снарядами, а сразу всем бортовым залпом, что не только существенно повышало вероятность её поражения, но и делало получаемые ей повреждения намного более тяжёлыми. Между тем, для ведения эффективного залпового огня с корректировкой по всплескам снарядов вся артиллерия корабля должна быть однородной, так как у разнокалиберной артиллерии всплески разных калибров, ведущих огонь по одной цели, смешивались друг с другом, так, что нельзя было выделить среди них необходимые для корректировки огня «свои». Среднекалиберные орудия превращались для линкора, рассчитанного на бой на дальних дистанциях, в дорогостоящий балласт, так как дальность стрельбы из них была ниже, чем у орудий крупного калибра, а эффективно управлять огнём корабля, сочетающего орудия большого, среднего и «промежуточного» калибров, как некоторые из последних эскадренных броненосцев, оказалось вообще практически невозможно, так как всплески от «промежуточных» снарядов для корректировщика ничем не отличались от всплесков 12-дюймовых.

Эксперименты, проведённые на кораблях «Викториэс» ru en и «Венерэбл» ru en , также показали необходимость для стрельбы на большие дистанции однородной артиллерии с централизованным управлением залповым огнём:

Были сделаны сотни залпов и израсходовано много угля и энергии, чтобы доказать совершенно очевидный факт - нельзя вести эффективный огонь на дальние расстояния из мощных батарей современного военного корабля по старой схеме, как кому вздумается. Только научно обоснованное централизованное управление стрельбой может отвечать современным требованиям.

Идея создания принципиально нового быстроходного и превосходного по своей огневой мощи броненосного корабля принадлежит итальянскому инженеру кораблестроителю Витторио Куниберти, который в 1902 году представил своему правительству проект корабля водоизмещением 17000 тонн, с мощным бортовым броневым поясом толщиной 12 дюймов (305-мм), вооружённого десятью 12-ти дюймовыми (305-мм) орудиями. Однако, в Италии тогда не были выделены необходимые средства на постройку такого корабля. Тогда Куниберти поделился своей идеей с издателем ежегодного справочника «Боевые корабли», англичанином Фредом Т. Джейном, который в 1903 году опубликовал в своём издании статью Куниберти: «Идеальный линкор для британского флота».

Уже в 1903 году итальянский кораблестроитель Куниберти, составив проект «идеального броненосца» с двенадцатью 12″ орудиями, 12″ же бронёй главного пояса и 24-узловым ходом, писал:

Если удар снаряда о броню наклонный и расстояние большое, нам следует принять калибр 12″, если мы хотим быть абсолютно уверенными в потоплении противника, сделав попадание лишь по его ватерлинии. Но заряжаются такие орудия ещё очень медленно, хотя в последнее время они усовершенствовались. Кроме того, вероятность попадания в броневой пояс мала. Исходя из этого, в нашем идеальном, чрезвычайно мощном корабле мы должны увеличить число 12″ орудий настолько, чтобы быть способными достичь хотя бы одного фатального для врага попадания в броневой пояс по ватерлинии. Причем, прежде чем он будет иметь шанс сделать похожий, удачный выстрел в нас из четырёх больших орудий, которые являются сейчас обычным главным вооружением… Без излишней траты снарядов, будучи уверенным в своей превосходной защите, со своими двенадцатью пушками, такой линкор мог бы без промедления накрыть своего противника сокрушительным перекрёстным огнём .

Как видно, направление мыслей итальянца отличалось от того, которым пользовались англичане в качестве основания типа будущего «Дредноута», хотя результат был весьма похож, за исключением сохранения в проекте Куниберти сравнительно небольшой батареи среднего калибра.

Боевой опыт Русско-японской войны же, в которой японцы широко применяли концентрацию на одной цели огня не только всех орудий одного корабля, но и всех кораблей одного отряда, дал окончательный и вполне однозначный ответ - дальнейшее повышение огневого могущества достигается массированием огня артиллерии главного калибра. Причём даже 12″ орудий оказались по факту недостаточно для гарантированного поражения современного тяжёлого броненосного корабля, имевшего куда более полное и гармоничное бронирование по сравнению с проектами последней четверти XIX века: в Цусимском бою ни один из новейших броненосцев типа «Бородино» не получил сквозных пробитий броневого пояса; гибель «Бородино», «Суворова» и «Александра III» была вызвана иными причинами (подводные взрывы торпед, пожары с последующим взрывом погребов, ошибки экипажа и тому подобное), причём все они продемонстрировали потрясающую боевую живучесть, даже после полной потери боеспособности держась на воде в течение многих часов, в отличие от более старых «полуброненосцев» типа «Ослябя» - «Пересвет» и забронированных по «английской» системе броненосцев типа «Победа», имевших безбронные оконечности. Огонь 10″ орудий, не говоря уже о более лёгких, был признан совершенно недействительным - вплоть до того, что мешавшее стрельбе главного калибра задымление от выстрелов среднего калибра считалось перекрывающим все его преимущества в отношении скорострельности и точности:

Хотя 10″ орудия «Пересвета» и «Победы» были 45-го калибра [ошибка переводчика; надо: имели длину ствола в 45 кал.] и могли так же стрелять на большие дистанции, как и 12″ 40-го калибра на русских броненосцах, огневой эффект от них был меньше, чем эффект от 12″ орудий. Выстрелы из 10″ орудий проходили незамеченными, несмотря на страх, который они внушали, а 8″ или 6″ орудия на их фоне вообще выглядели стреляющими горохом и просто не шли в расчет. Невысокое мнение, выраженное о 6″ и 8″ орудиях, предотвратило вооружение ими броненосных крейсеров. Только 12″ и 10″ пушки имели решающую боевую ценность, а о попаданиях из орудий меньшего калибра почти ничего не сообщалось. Увеличение боевых дистанций положило конец стрельбе из удушающих своим дымом второстепенных орудий. Они не стоили полномасштабной защиты, так как были не способны внести вклад в ударную мощь корабля, а для борьбы с миноносцами были слишком большими. Один из высших японских чиновников утверждал: «Если бы я был уполномочен заказывать новые корабли типа „Ниссин “, то приложил бы все усилия, чтобы они были вооружены только 12-дюймовыми орудиями 50-го калибра». Хорошее мнение о стрельбе русских сложилось благодаря тяжелым орудиям. К моменту, когда 6″ пушки открыли огонь, бой уже шел не в их пользу. Полагаем, что исход боя в этот день решили тяжёлые орудия, если не самые тяжёлые.

Первым, по сути экспериментальным, и даже отчасти паллиативным , воплощением в жизнь принципа all-big-gun стал появившийся в 1906 году английский линкор «Дредноут» (заложен в 1904 году, ещё до Цусимы), который кроме десяти 305-мм орудий (в не вполне удачно размещённых двухорудийных башнях от эскадренных броненосцев) нёс только 76-мм противоминные пушки. Имя этого корабля, по своей огневой мощи стоившего целой эскадры «додредноутов», стало нарицательным и дало название всему классу подобных кораблей. Столь же эпохальным, как и его вооружение, было также использование на столь крупном корабле паротурбинной силовой установки, что впервые в истории позволило «Дредноуту» идти полным ходом в течение многих часов подряд. О. Паркс указывает, что для кораблей с паровыми машинами пределом считались 8 часов постоянного полного хода, и при этом их машинное отделение «превращалось в болото» из-за распыляемой для охлаждения воды и было наполнено невыносимым шумом - у паротурбоходов же даже на полном ходу «все машинное отделение было настолько чистым и сухим, как будто корабль стоял на якоре, и не слышно было даже слабого жужжания» .

Каждый «Дредноут» стоил примерно вдвое больше, чем эскадренный броненосец предшествовавшего ему типа, но при этом имел над ним принципиальное превосходство по тактическим качествам - скорости, защите, эффективности стрельбы и способности к концентрации огня артиллерии .

В России эти новые корабли назвали «линкорами», так как единственно эффективным строем эскадры при ведении залпового огня был строй линии. Старые эскадренные броненосцы также были включены в этот класс, однако после появления «Дредноута» в любом случае могли считаться не более, чем второсортными кораблями. Стоит отметить, что в большинстве других языков такой разницы не делали; например, в английском броненосцы додредноутного типа, и дредноуты именовались одинаково - battleship . Корабли со вспомогательной батареей «промежуточного» калибра, такие, как британский HMS Lord Nelson или французский «Дантон» , иногда называли «полудредноутами» (Semi-Dreadnought) .

Некоторое время ещё потребовалось на выработку оптимального расположения вооружения корабля нового типа - были опробованы и отброшены, в частности, ромбовидное («Дредноут», Великобритания, 1906); смешанное из двух концевых башен и двух траверзных, расположенных в середине корабля по диагонали - en echelon («Нептун», Великобритания, 1908); из двух концевых башен и четырёх расположенных по углам четырёхугольной цитадели («Гельголанд», Германия, 1908); в диаметральной плоскости корабля на одной линии, при котором продольный огонь могли вести только по одной башне на нос и корму («Севастополь», Россия, 1909) - но в конечном итоге остановились на линейно-возвышенном, которое гарантировало и ведение мощного продольного огня, и хорошую защиту расположенных посередине корпуса корабля, а не вблизи бортов, башен (заложенный ещё до получения сведений о «Дредноуте» и, соответственно, полностью независимый от него по концепции «Мичиган», США, 1906 - имевший такой же бортовой залп, как и у «Дредноута» при меньшем на два общем числе орудий).

Между тем, уже через пять лет и «Дредноут», и его многочисленные последователи оказались устаревшими - им на смену пришли «сверхдредноуты» с их 13,5″ (343 мм) артиллерией главного калибра, впоследствии увеличенной до 15″ (381 мм) и даже 16″ (406 мм). Первыми сверхдредноутами принято считать британские линкоры типа «Орион» , также имевшие усиленное бронирование борта. За пять лет между «Дредноутом » и «Орионом » водоизмещение увеличилось на 25 %, а вес бортового залпа удвоился.

В полной мере учтя недостатки броненосных крейсеров «додредноутного » периода, которые были слишком слабы для того, чтобы на равных быть включёнными в линейную эскадру, но при этом слишком дороги для непосредственно крейсерства, Фишер параллельно с линейным кораблём нового поколения выработал и тип соответствующего ему «эскадренного», линейного крейсера: во времена проекта «Антэйкэбл» он назывался «Анэпроучибл», впоследствии же эти работы вылились в спорный тип «Инвинсибл» , головной корабль которого нашёл свой конец в Ютландском сражении .

Дредноутная лихорадка

Факт постройки в Англии первого в мире паротурбинного ЛК «Дредноут» поставил все морские державы перед необходимостью в срочном порядке приступить к проектированию и постройке аналогичных кораблей для своих военно-морских сил, поскольку все построенные ранее и находящиеся в постройке ЛК (эскадренные броненосцы) потеряли своё боевое значение. Началась очередная гонка в области морских вооружений, направленная на создания ЛК «дредноутного типа», которая в истории мирового военного кораблестроения получила имя нарицательное: «Дредноутная лихорадка». В этом соперничестве лидирующие места сразу же заняли Англия и Германия, рассматривая друг друга в качестве наиболее вероятных противников… До 1900 года английский флот по количеству линейных кораблей вдвое превосходил германский (39 против 19). До 1900 года Англия придерживалась правила: «иметь численность флота, равную сумме флотов двух следующих за ней морских держав »… После принятия в 1900 году Германией «Закона о флоте», её производственные мощности кораблестроения неуклонно повышались и стали приближаться к английским. Англия, крайне обеспокоенная устойчивым ростом германского флота, предприняла ряд попыток заключить с Германией соглашение по обеспечению количественного соотношения английских и германских линейных кораблей (3 против 2). Однако эти переговоры, длившиеся несколько лет, были безрезультатны. В 1906 году Англия объявила, что на закладку каждого нового германского ЛК она ответит закладкой двух ЛК дредноутного типа. В сложившихся условиях к проектированию и постройке ЛК дредноутного типа были вынуждены приступить (напрягая последние силы) все европейские морские державы (и Россия) с целью сохранения своего влияния на морских театрах и упрочения своего положения на мировой арене. Однако, в условиях ограниченности своих кораблестроительных ресурсов, эти государства, в соответствии с их военно-морскими доктринами, запланировали к закладке минимально достаточное количество дредноутов, а в случае возникновения военной угрозы рассчитывали на заключение военного союза либо с Англией, либо с Германией. При этом военно-морские силы США находились в особых, наиболее выгодных условиях: отсутствие явно выраженной угрозы со стороны какой-либо из морских держав на фоне неуклонного роста кораблестроительных производственных мощностей. В этих условиях США получили уникальную возможность максимально использовать опыт проектирования зарубежных дредноутов и резерв времени на проектирование и постройку своих линкоров.

  • Особенности развития дредноутов на этапе 1906÷1913 гг.

При проектировании дредноутов изначально возникли трудности, связанные с размещением артиллерийских башен главного калибра. С одной стороны, стремились обеспечить установку максимального числа орудий, участвующих в бортовом залпе, с другой стороны - как можно дальше разнести башни и артиллерийские погреба для обеспечения боевой живучести корабля. В этой связи на первых дредноутах применяли различные варианты расположения башен главного калибра: линейно-эшелонированное, линейное, линейно-ступенчатое. От бортового расположения башен главного калибра, применённого на первом ЛК «Дредноут», отказались в связи с трудностью обеспечения защиты артиллерийских погребов от подводных взрывов. В частности, на английских ЛК типа «Кинг Джордж V», «Айрон Дьюк», на германских типа «Кёниг», французских типа «Бретань», на итальянских типа «Андреа Дориа» и на всех американских дредноутах было применено линейно-ступенчатое расположение башен главного калибра, в целях усиления огня прямо по носу и корме. При этом вторые башни от носа и кормы были установлены на высокие барбеты. В последующем, в связи с увеличением калибра устанавливаемых орудий (до 381÷406-мм) - количество башен главного калибра сократилось до четырёх и на всех ЛК стали применять исключительно линейно-ступенчатое расположение башен. В связи с увеличением живучести миноносцев, обусловленным ростом их водоизмещения, а также в связи с увеличением дальности действия торпед, возникла необходимость усиления противоминной артиллерии. Вместо 76-мм противоминных орудий, установленных на первом «Дредноуте» открыто на верхней палубе и на крышах башен главного калибра, стали применять противоминную артиллерию увеличенного калибра (102, 120, 130 и даже 152-мм) с тенденцией размещения этих орудий в бронированных казематах. Вскоре, с учётом возрастающей вероятности атак авиации противника, на дредноуты начали устанавливать зенитные орудия калибром 76÷88-мм. Изначально при проектировании дредноутов большое значение стали придавать обеспечению боевой остойчивости. Во всех флотах было выдвинуто требование, чтобы корабли, получившие боевые повреждения и утратившие запас плавучести, погружались на ровном киле, не переворачиваясь. В этой связи, а также с целью повышения устойчивости дредноутов при подводных взрывах, надводный борт по всей длине защищался броневым поясом, а корпус внутри рационально разделялся на отсеки водонепроницаемыми переборками. На большинстве первых дредноутов были установлены котлы со смешанным и полностью нефтяным отоплением и паротурбинные двигатели, применение которых, по сравнению с паропоршневыми машинами, обеспечивало: повышение мощности на валу; повышение скорости полного хода; повышение экономичности на высоких скоростях хода; возможность обходиться меньшим числом паровых котлов; возможность более низкого размещения паротурбинных машин в корпусе корабля, что обеспечивало более надёжную защиту всей энергетической установки; более плавный режим работы при отсутствии вибраций; снижение опасности перебоев в работе энергетической установки при волнении, когда гребные винты выходят из воды. Паротурбинные двигатели в сочетании с котлами, способными работать на смешанном угольно-нефтяном и полностью нефтяном отоплении, обеспечили увеличение максимальной скорости хода дредноутов постройки 1914÷1918 гг. до 21÷22 узлов, а наиболее быстроходные дредноуты развивали полный ход до 23÷25 узлов. Однако, в отличие от англичан, на первых германских дредноутах были установлены паропоршневые двигатели, а паротурбинные двигатели были впервые установлены на ЛК типа «Кайзер», спущенных на воду в 1911-1912 гг. На первых американских дредноутах типа «Мичиган» и «Делавэр» и на последующих «Техас» и «Оклахома» также были установлены паропоршневые двигатели, а паротурбинные двигатели американцы впервые установили на дредноутах «Арканзас» и «Невада». И только начиная с дредноутов типа «Пенсильвания» (1915 г.) на американских дредноутах неизменно устанавливались паротурбинные двигатели.

Принимаемые повсеместно меры по усилению вооружения и броневой защиты проектируемых дредноутов повлекли за собой быстрый рост их водоизмещения, которое достигло величин 25000÷28000 т.

В итоге, к началу первой мировой войны соотношение английских и германских дредноутов, включая линейные крейсера (крейсера дредноутного типа), составило 42 против 26. Флоты других морских держав, участвующие в этой войне, по количеству дредноутов во много раз уступали Англии и Германии.

Различия между английскими и германскими типами дредноутов были обусловлены особенностями военно-морских доктрин этих государств, определяющих цели боевого применения этих ЛК. В английском флоте всегда стремились навязать противнику место, время и дистанцию боя и в этой связи придавали большое значение дальности плавания, скорости и главному калибру артиллерии. Германское военно-морское командование предполагало, что более сильный английский флот будет атаковать непосредственно у берегов, и в этой связи первостепенное значение уделялось бронированию в ущерб дальности плавания и скорости. Дредноуты других морских держав в той или иной степени повторяли особенности английских и германских ЛК в зависимости от тактических задач их боевого использования.

Дредноуты Англии по сравнению с германскими имели орудия более крупного калибра (305÷343-мм против 280÷305-мм), но уступали последним в бронировании.

  • Дредноуты, заложенные на верфях Англии:
Дредноуты ВМС Англии. Динамика развития ТТЭ за период: 1907÷1917 гг. :
Тип: (Год закладки) Водоизмещение, (тонн.) длина/ширина/осадка (м) Бронезащита (мм) Тип ГЭУ: Мощность (л.с.) Скорость (уз.) Дальность (миль) Вооружение Примечания
«Дредноут» (1905 г.) н.18120; п.20730 160,74 × 25,01 × 9,5 пояс 179÷279 ПТД 23000 21,6 6620(10 уз.) 5×2-305-мм; 27×1-76-мм; 6×1-456-мм пТА первый ЛК дредноутного типа,
«Беллерофон» (1906 г.) н.18000; п.22100 160,3 × 25,2 × 8,3 пояс 127÷254 ПТД 25000 21 5720(10 уз.) 5×2-305-мм; 16×1-102-мм; 4×1-47-мм; 3×1-456-мм пТА всего построено 3 ед.
«Сент Винсент» (1907 г.) н.19560; п.23030 163,4 × 25,6 × 8,5 пояс 180÷254 ПТД 24500 21 6900 (10 уз.) 5×2-305-мм; 20×1-102-мм; 4×1-47-мм; 3×1-457-мм пТА всего построено 3 ед. (эволюционное развитие первого «Дредноута»)
«Нептун» (1909 г.) н.20224; п.22680 166,4 × 25,9 × 8,23 пояс 254 ПТД 25000 22,7 6330 (10 уз.) 5×2-305-мм; 16×1-102-мм; 3×1-457-мм пТА построен 1 экз. (индивидуальный проект).
«Орион» (1909 г.) н.22200; п.25870 177,1 × 27,0 × 7,6 пояс 203÷305 ПТД 27000 21 6730 (10 уз.) 5×2-343-мм; 16×1-102-мм; 4×1-47 мм; 3×1-533-мм пТА всего построено 4 ед.
«Кинг Джордж V» (1911 г.) н.23000; п.27120 179,7 × 27,1 × 8,48 пояс 229÷305 ПТД 31000 22,1 3805 (21 уз.); 6310 (10 уз.) 5×2-343-мм; 16×1-102-мм; 4×1-47-мм; 3×1-533-мм пТА всего построено 4 ед.
«Эджинкорт» (1911 г.) н.27500; п.30250 204,67 × 27,0 × 8,2 пояс 102÷229 ПТД 40270 22 7000 (10 уз.) 7×2-305-мм; 18×1-152-мм; 10×1-76-мм; 3×1-533-мм пТА построен 1 экз. (индивидуальный проект).
«Эрин» (1911 г.) н.22780; п.25250 168,6 × 28,0 × 9,4 пояс 229÷305 ПТД 26500 21 5300 (10 уз.) 5×2-343-мм; 16×1-152-мм; 6×1-57-мм; (ПВО: 6×1-57-мм; 2×1-76,2-мм); 4×1-533-мм пТА построен 1 экз. (индивидуальный проект).
«Айрон Дюк» (1912 г.) н.26100; п.31400 187,2 × 27,5 × 9,98 пояс 203÷305 ПТД 29000 22 3800 (21,25 уз.); 4500 (20 уз.); 8100 (12 уз.) 5×2-345-мм; 12×1-152-мм; 1×1-76-мм; 4×1-47-мм; (ПВО: 2×1-76-мм); 4×1-533-мм пТА Всего построено 4 ед.
«Куин Элизабет» (1913 г.) н.29200; п.33020 183,41 × 27,6 × 9,35 пояс 203÷330 ПТД 75000 25 5000 (12 уз.) 4×2-381-мм; 16×1-152-мм; (пво: 2×1-76,2-мм); 4×1-533-мм пТА Всего построено 5 ед.
«Ривендж» (1913 г.) н.28000; п.31000 176,9 × 27,0 × 8,7 пояс 102÷330 ПТД 40000 22 5000 (12 уз.) 4×2-381-мм; 14×1-152-мм; 2×1-76,2-мм; 4×1-47-мм; 4×1-533-мм пТА Всего построено 5 ед.
  • Дредноуты, заложенные на верфях Германии:
Дредноуты ВМС Германии. Динамика развития ТТЭ за период: 1907÷1917 гг. :
Тип: (Год закладки) Водоизмещение, (тонн.) длина/ширина/осадка (м) Бронезащита (мм) Тип ГЭУ: Мощность (л.с.) Скорость (уз.) Дальность (миль) Вооружение Примечания
«Нассау» (1907 г.) н.18873; п.20535 145,67 × 26,88 × 8,6 пояс 80÷290 ППД 22000 19,5 8000(10 уз.); 2000(19 уз.) 6×2-280-мм; 12×1-150-мм; 16×1-88-мм; 2×1-60-мм; 6×1-450-мм пТА всего построено 4 ед.
«Гельголанд» (1908 г.) н. 22440; п.25200 167,2 × 28,5 × 8,2 пояс 80÷300 ППД 28000 20,8 1790 (19 уз.); 5500 (10 уз.) 6×2-305-мм; 14×1-150-мм; 14×1-88-мм; 6×1-500-мм пТА всего построено 4 ед.
«Кайзер» (1909 г.) н.24330; п.27400 172,4 × 29,0 × 8,3 пояс 80÷350 ПТД 28000 21÷23,4 7900 (12 уз.); 3900(18 уз.) 5×2-305-мм; 14×1-150-мм; 8×1-88-мм; 5×1-500-мм пТА всего построено 5 ед.
«Кёниг» (1911 г.) н.25390; п.29200 175,4 × 29,5 × 8,3 пояс 80÷350 ПТД 31800 21 6800 (12 уз.); 4600 (19 уз.) 5×2-305 мм; 14×1-150-мм; 6×1-88 мм; 4×1-88-мм зо; 5×1-500-мм пТА всего построено 4 ед.
«Байерн» (1913 г.) н.28074; п.31690 179,0 × 30,8 × 9,4 пояс 120÷350 ПТД 48000 22 5000 (13 уз.) 4×2-380-мм; 16×1-150-мм; 2×1-88-мм; 5×1-600-мм пТА всего построено 4 ед.
Проект: «L-20» (1917 г.) н.45000; п.50000 233,0 × 32,0 × 9,0 пояс 80÷420 ПТД 60000 22 5000 (13 уз.) 4×2-420-мм; 16×1-150-мм; ЗО: (ПВО: 8×1-88-мм; или 8×1-105-мм); 3×1-600-мм ТА или 3×1-700-мм ТА. Проектное развитие типа «Байерн».
  • Дредноуты, заложенные на верфях США:
Дредноуты ВМС США. Динамика развития ТТЭ за период: 1907÷1917 гг. :
Тип: (Год закладки) Водоизмещение: нормальное/полное (тонн) длина/ширина/осадка (м) Бронезащита (мм) Тип ГЭУ: Мощность (л.с.) Скорость (уз.) Дальность (миль) Вооружение Примечания
«Саут Кэролайн» (1906 г.) 16000 / 17617 138 × 24,5 × 7,5 пояс 279 ППД 16500 18 6000(10 уз.) 4×2-305-мм; 22×1-76-мм; 2×1-533-мм пТА всего построено 2 ед.
«Делавэр» (1907 г.) 20000 / 22060 158,1 × 26,0 × 8,3 пояс 280 ППД 25000 21 6560 (10 уз.) 5×2-305-мм; 14×1-127-мм; 2×1-533-мм пТА всего построено 2 ед.
«Флорида» (1909 г.) 22174 / 23400 159 × 26,9 × 8,6 пояс 280 ПТД 28000 21 5776 (10 уз.) 5×2-305-мм; 16×1-127-мм; 2×1-533-мм пТА всего построено 2 ед.
«Вайоминг» (1910 г.) 26416 / 27680 171,3 × 28,4 × 8,7 пояс 280 ПТД 28000 20,5 5190 (12 уз.); 6×2-305 мм; 21×1-127-мм; всего построено 2 ед.
«Нью-Йорк» (1911 г.) 27000 / 28367 174,0 × 29,1 × 8,7 пояс 305 ППД 28100 21 7684 (12 уз.) 5×2-356-мм; 21×1-127-мм; всего построено 2 ед.
«Невада» (1912 г.) 27500 / 28400 177,0 × 29,1 × 8,7 пояс 203÷343 ПТД 26500 (ППД 24800) 20,5 8000 (10 уз.); 5195(12 уз.) 2×3-356-мм; 2×2-356-мм; 21×1-127-мм; 2×1-533-мм пТА всего построено 2 ед.
«Пенсильвания» (1913 г.) 31400 / 32567 185,4 × 29,6 × 8,8 пояс 343 ПТД 31500 21 6070 (12 уз.) 4×3-356-мм; 22×1-127-мм; (пво: 4×1-76-мм); 2×1-533-мм пТА всего построено 2 ед.
«Нью-Мексико» (1915 г.) 32000 / 33000 190,2 × 29,7 × 9,1 пояс 343 ПТД 32000 21 5120 (12 уз.) 4×3-356-мм; 14×1-127-мм; (пво: 4×1-76-мм) всего построено 2 ед.
«Теннесси» (1916 г.) 33190 / 40950 182,9 × 26,7 × 9,2 пояс 343 ПТД 26800 21 8000 (10 уз.) 4×3-356-мм; 14×1-127-мм; 2×1-533-мм пТА всего построено 2 ед.
«Колорадо» (1917 г.) 32693 / 33590 190,32 × 29,74 × 14,4 пояс 343 ПТД 28900 21,8 8000 (10 уз.) 4×2-406-мм; 12×1-127-мм; (пво: 8×1-76-мм) всего построено 3 ед.

Появившееся в начале XX века .

Корабли

  • «Дредноут » - английский военный корабль. Спущен на воду в 1573 году.
  • «Дредноут » - английский фрегат (первоначальное название - «Торрингтон»). Спущен на воду в 1654 году.
  • «Дредноут » - английский военный корабль. Спущен на воду в 1691 году.
  • «Дредноут » - британский военный корабль. Спущен на воду в 1742 году.
  • «Дредноут » - британский военный корабль, позже - госпитальное судно. Спущен на воду в 1801 году.
  • «Дредноут » - британский броненосец (первоначальное название - «Фьюри»). Спущен на воду в 1875 году.
  • «Дредноут » - британский линкор, совершивший революцию в военно-морском деле и ставший родоначальником названного в его честь класса кораблей. Спущен на воду в 1906 году.
  • «Дредноут » - первая британская атомная подводная лодка.
  • Дредноут (класс кораблей) - класс кораблей, родоначальником которого стал HMS Dreadnought (1906) .

Прочее

  • «Дредноут » - пассажирский самолёт русского конструктора Н. С. Воеводского , построенный фирмой Вестлэнд (Великобритания) в 1924 году.
  • «Дредноут » - комедийный фильм с боевыми искусствами .
  • «Дредноуты » - спектакль/видеоверсия Евгения Гришковца .
  • «Дредноут » - грубошёрстная ткань типа бобрика, пальто из такой ткани.
  • «Дредноут » - вид гитары.
  • The Dreadnoughts - канадская кельтик-панк -группа
  • Dreadnoughtus schrani - вид динозавров.
__DISAMBIG__

Напишите отзыв о статье "Дредноут"

Отрывок, характеризующий Дредноут

Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.

Старейший сохранившийся дредноут, USS Texas (BB-35), спущенный на воду в 1912 году

Ровно 110 лет назад, 10 февраля 1906 года, в Портсмуте был спущен на воду британский военный корабль “Дредноут” (англ. dreadnought - «бесстрашный»). К концу того же года он был достроен и введен в состав Королевского флота.

“Дредноут”, сочетавший в себе целый ряд новаторских решений, стал родоначальником нового класса боевых кораблей, которому он дал свое имя. Это была последняя ступень к созданию линкоров – самых больших и мощных артиллерийских кораблей, когда-либо выходивших в море.

Вместе с тем, “Дредноут” не был уникальным – революционный корабль стал продуктом долгой эволюции броненосцев. Его аналоги уже собирались строить в США и Японии; больше того, американцы приступили к разработке собственных дредноутов даже раньше англичан.

Но Британия оказалась первой.

Визитная карточка «Дредноута» — артиллерия, состоявшая из десяти орудий главного калибра (305 миллиметров). Их дополняло множество небольших 76-миллиметровых орудий, а вот промежуточный калибр на новом корабле отсутствовал вовсе.

Такое вооружение разительно отличало «Дредноут» от всех предыдущих броненосцев. Те, как правило, несли лишь четыре 305-миллиметровых орудия, зато снабжались солидной батареей среднего калибра — обычно 152 миллиметра.

Привычка снабжать броненосцы множеством — до 12 и даже 16 — пушек среднего калибра объяснялась просто: 305-миллиметровые орудия довольно долго перезаряжались, и в это время 152-миллиметровые должны были осыпать противника градом снарядов. Эта концепция доказала свою состоятельность в ходе войны между США и Испанией в 1898 году — в битве при Сантьяго-де-Куба американские корабли добились удручающе малого количества попаданий главным калибром, но буквально изрешетили неприятеля среднекалиберными «скорострелками».

Однако Русско-японская война 1904-1905 годов продемонстрировала совсем другое. Русские броненосцы, которые были намного больше испанских кораблей, выдерживали массу попаданий 152-миллиметровых пушек — серьезный урон им наносил только главный калибр. К тому же японские моряки оказались просто точнее американских.

12-дюймовые орудия на HMS Dreadnought © Library of Congress Bain collection

Автором концепции линкора, оснащенного исключительно тяжелой артиллерией, традиционно считается итальянский военный инженер Витторио Куниберти. Он предлагал построить для военно-морских сил Италии броненосец с 12 305-миллиметровыми орудиями, турбинной силовой установкой, использующей жидкое топливо, и мощным бронированием. Итальянские адмиралы отказались реализовать идею Куниберти, но разрешили ее опубликовать.

В издании Jane’s Fighting Ships за 1903 год появилась короткая — всего три страницы — статья Куниберти «Идеальный боевой корабль для британского флота». В ней итальянец описал гигантский броненосец водоизмещением в 17 тыс. тонн, оснащенный 12 305-миллиметровыми пушками и необычайно мощной броней, да еще и способный развить скорость в 24 узла (что делало его на треть быстрее любого броненосца).

Всего шести таких «идеальных кораблей» будет достаточно, чтобы разгромить любого противника, считал Куниберти. За счет своей огневой мощи его линкор должен был топить вражеский броненосец одним залпом, а благодаря высокой скорости — сразу же переходить к следующему.

Автор рассматривал скорее отвлеченную концепцию, не занимаясь точными расчетами. Во всяком случае, вместить все предложения Куниберти в корабль водоизмещением 17 тыс. тонн представляется почти невозможным. Полное водоизмещение реального «Дредноута» оказалось куда больше — порядка 21 тыс. тонн.

Так что, несмотря на сходство предложения Куниберти с «Дредноутом», вряд ли именно итальянец оказал большое влияние на строительство первого корабля нового класса. Статья Куниберти была опубликована в то время, когда «отец» «Дредноута» адмирал Джон «Джекки» Фишер уже пришел к схожим выводам, но совсем другим путем.

Пушки на крыше башни. HMS Dreadnought, 1906 год. © US Library of Congress Bain collection

«Отец» «Дредноута»

Адмирал Фишер, продавливая проект «Дредноута» через британское Адмиралтейство, руководствовался не теоретическими, а практическими соображениями.

Еще командуя военно-морскими силами Британии в Средиземном море, Фишер опытным путем установил, что стрельба из разнокалиберных орудий чрезвычайно затрудняет прицеливание. Артиллеристы того времени, наводя пушки на цель, ориентировались на всплески от падения снарядов в воду. А на большой дистанции всплески от снарядов калибра 152 и 305 миллиметров различить практически невозможно.

К тому же существовавшие тогда дальномеры и системы управления огнем были крайне несовершенными. Они не позволяли реализовать все возможности пушек — британские броненосцы могли стрелять на 5,5 километра, но по итогам реальных испытаний рекомендуемая дальность прицельного огня составила всего 2,7 километра.

Между тем увеличивать эффективную дистанцию боя было необходимо: серьезным противником броненосцев стали торпеды, дальность хода которых в то время достигла порядка 2,5 километра. Был сделан логичный вывод: лучше всего сражаться на дальних дистанциях будет корабль с максимальным количеством орудий главного калибра.

Рубка дредноута USS Техаs, США, © EPA/LARRY W. SMITH

В какой-то момент в качестве альтернативы будущему «Дредноуту» рассматривался корабль, оснащенный множеством 234-миллиметровых орудий, которые тогда уже применялись британцами в качестве средней артиллерии на броненосцах. Такой корабль сочетал бы скорострельность с огромной огневой мощью, однако Фишеру нужны были по-настоящему «большие пушки».

Фишер настоял и на оснащении «Дредноута» новейшими паровыми турбинами, позволявшими кораблю развивать свыше 21 узла, тогда как для броненосцев считалось достаточным и 18 узлов. Адмирал хорошо понимал, что преимущество в скорости позволяет навязать противнику выгодную для себя дистанцию боя. С учетом огромного превосходства «Дредноута» в тяжелой артиллерии, это означало, что несколько таких кораблей способны разгромить вражеский флот, оставаясь фактически недосягаемыми для большей части его пушек.

© H. M Stationery Office

Без единого выстрела

«Дредноут» был построен в рекордно короткие сроки. Как правило, называют впечатляющий год и один день: корабль заложили 2 октября 1905 года, а 3 октября 1906 года линкор вышел на первые ходовые испытания. Это не совсем корректно — традиционно время постройки отсчитывают от закладки до включения в боевой состав флота. «Дредноут» же вошел в строй 11 декабря 1906 года, через год и два месяца с начала строительства.

Беспрецедентная скорость работ имела обратную сторону. На фотографиях из Портсмута видна не всегда качественная сборка корпуса — иные броневые плиты стоят криво, а крепящие их болты имеют разный размер. Немудрено — 3 тыс. рабочих буквально «горели» на верфи по 11 с половиной часов в день и по 6 дней в неделю.

Ряд недоработок связан с самим проектом корабля. Эксплуатация показала недостаточную эффективность новейших систем управления огнем «Дредноута» и его дальномеров — самых больших на тот момент. Дальномерные посты даже пришлось переносить, чтобы их не повредило ударной волной орудийного залпа.

Самый мощный корабль эпохи так ни разу и не выстрелил по противнику из своего главного калибра. «Дредноут» не присутствовал при Ютландском сражении в 1916 году — самом масштабном столкновении флотов, состоявших из дредноутов, — он был на ремонте.

Но даже будь «Дредноут» в строю, ему пришлось бы остаться во второй линии — всего за несколько лет он безнадежно устарел. На смену ему и в Британии, и в Германии пришли более крупные, скоростные и мощные линкоры.