Ересь – намеренное искажение православной догматики.
В древнегреческом языке слово ересь (др.-греч. ???????) означало «выбор», «течение» или «направление». Понятием «ересь» в иудео-эллинистической культуре обозначались религиозные или философские направления, течения и школы. Так, например, религиозно-политические партии фарисеев и саддукеев названы в Деяниях ересями (Деян.5:17, 15:5, 26:5).

В Новозаветных апостольских посланиях понятие «ересь» приобретает иной смысловой оттенок. Оно начинает противопоставляться правильному вероучению, превращается в отрицание истины Божественного Откровения. Это уже не просто направление или течение мысли, но осознанное стремление исказить основы христианского вероучения, а, значит, и лишить человека возможности спасения в вечности.

Как справедливо отмечает сектовед А. Л. Дворкин, «слово еретик… означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине».

В аскетическом плане ересь является крайней степенью прелестного мнения, которая может периодически возобновляться как типологически устойчивое пленение ума. В ереси соединяются воедино многие страстные состояния: мнение, самообольщение, гордыня, своеволие и т. д.

Возникновение ересей предсказывал апостол Петр: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет.2:1). Апостол Павел помещает ересь в один разряд с грехом волшебства и идолослужения (Гал.5:20).

Раннехристианская Церковь строго следила за чистотой своего вероучения, решительно противопоставляя себя всем искажениям христианства. Именно поэтому за ней закрепился термин Православие (греч. ????????? – православие, правоверие, правильное знание, суждение).

Распространяющийся со II века термин Православие означает веру всей Церкви в отличие от разных учений еретических сообществ, для обозначения которых использовалось слово гетеродоксия (?????????? – другое, отличное от правильного учение, знание).

Суть еретических учений прекрасно выразил св. Василий Великий. Вслед за всеми святыми отцами, он полагал, что к еретикам должны быть отнесены отчужденные от Православия в самой вере, искажающие один или несколько догматов, изложенных в Символе Веры или любое освященное изначальным и долговременным употреблением в Церкви священное предание и установление. «Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся, – говорит св. Василий о мнении свв. Отцов. – Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога».

Следуя толкованию позиции св. Василия Великого, данному выдающимся православным комментатором канонического права Иоанном Зонара, «еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались».

Следуя знатоку церковного права епископу Далматинско-Истринскому Никодиму (Милашу), ересь как «учение, противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное лице считать еретиком, – достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик».

Сущность ереси глубоко раскрыта св. Игнатием Брянчаниновым: «Ересь есть прикровенное отвержение христианства. Когда люди начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством».

Первоначально еретиками называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Родоначальником ересей считается Симон Волхв (Деян.8:9). К первому периоду относятся такие ереси, как евионитство, керинфианство, елкезаитство, докетизм, манихейство, монтанизм, хилиазм.

Триадологические: монархианство и арианство, осужденные на I и II Вселенском соборах. В списке ересей, осужденных на II Вселенском Соборе, значатся также: евномиане, аномеи, евдоксиане, полуариане, или духоборцы (македониане), савеллиане, фотиниане, аполинариане.

Христологические ереси: несторианство (евтихианство), монофизитство, монофелитство, осужденные на последующих соборах, а также иконоборчество, осужденное на VII Вс. Соборе, практически были повторением и развитием древних. В период Реформации возрождается рационализм антитринитариев (Сервет, социниане и др., в России – Феодосий Косой). Адопциане были модификацией несториан, а павликиане и богомилы – вариацией манихейства. В средние века на Западе как отголоски манихейства появились альбигойцы, катары, патарены. В XII в. возникли вальденсы – смесь пиетизма и рационализма.

«В появлении еретиков, искажавших божественное неизменяемое учение Христианской Церкви», – пишет Е. Смирнов, – «есть некоторая последовательность и система, именно – переход от общего к частному. Следовало ожидать, что на первых порах, вследствие вступления в Церковь иудеев и язычников, не хотевших вполне отказаться от иудейства и язычества и потому смешивавших христианское учение с воззрениями иудейскими, появятся еретические заблуждения относительно всей системы христианского вероучения, а не отдельного какого-либо пункта.
Так действительно и было: с одной стороны явились еретики иудействующие, называемые также евионитами, которые стремились слить христианство с иудейством, даже с подчинением первого последнему, а с другой – язычествующие, или, как они назывались во 2 веке, гностики, а потом манихеи, стремившиеся из христианского вероучения в соединении его с восточным религиозным миросозерцанием или греческой философией образовать смешанную религиозную систему.
Когда лжеучения этих еретиков были отвергнуты Церковью и уже стали отживать, на смену им появились другого рода ереси, возросшие уже на христианской почве. Предметом их служит главный догмат христианства о троичности Лиц в Божестве. Это – ереси антитринитариев.
В последующее за тем время развивается ересь по вопросу еще более частному: о Божественности Второго Лица Святой Троицы. Эта ересь, известная под именем арианства, открыто появилась уже в начале 4 века.
В век апостольский мы видим еретиков иудействующих и язычествующих. Последние положили начало тому гностицизму, который развился особенно сильно во 2 в. после времен апостольских».

Древние еретические тексты, как правило, уничтожались, поэтому сведения о ересях можно почерпнуть у их обличителей: св. Иринея Лионского, св. Ипполита Римского, Тертуллиана, Оригена, св. Киприана Карфагенского, св. Епифания Кипрского (его вместе с Иринеем и Ипполитом называют ересеологами), Климента Александрийского, Евсевия Памфила, бл.Феодорита, бл.Августина, Евфимия Зигабена.

Помимо ереси, Церковью выделены и иные категории отступничества: раскол и самочинное сборище (парасинагога).

Источник Азбука Веры

Ересь - это любое мнение, высказывание или вера, которая противоречит общепринятым верованиям или обычаям, а еретик - это тот, кто является сторонником таких утверждений.

Этот термин используется не только для обозначения нарушителя важных религиозных учений, таких как христианство, ислам и иудаизм, но и в отношении человека, придерживающегося взглядов, категорически противоположных общепринятым идеям.

В истории среди христианских, исламских и еврейских культур, люди, считающиеся еретиками, были подвергнуты не только наказанию, такому как отлучение, но и даже смертной казни.

Что значит еретик и ересь

Слово ересь в переводе с греческого αἵρεσις, значит «выбор» или «выбранная вещь». Еретик, значение слова, обычно используемое в христианском, еврейском или исламском контексте, подразумевает несколько разные значения в каждом. Основатель или лидер еретического движения называется ересиархом, а люди, которые поддерживают ересь или совершают ересь, известны как еретики.

Христианство

Отцы Церкви идентифицировали евреев и иудаизм с ересью. Они видели отклонения от ортодоксального христианства как ересь. Теолог Тертуллиан подразумевал, что именно евреи больше всего вдохновляли ересь в христианстве. Он говорил «От еврея еретик принял руководство в этой дискуссии о том, что Иисус не был Христом». Петр Антиохийский упомянул христиан, которые отказались поклоняться религиозным изображениям как еретиков.

Первое известное использование терминов произошло в 380 г. н. э. Вышел указ Феодосия I в результате чего церковь слилась с властью Римской империи. До выдачи этого указа у Церкви не было поддержки со стороны государства и какого-либо механизма для борьбы с тем, что она толковала как «ересь».

Этим указом было закреплено разделение государственных полномочий по обеспечению правопорядка с церковными властями. Усиление Церкви дало ей возможность фактически выносить смертный приговор тем, кого церковь считала еретиками.

Первым казённым еретиком был ересиарх Присциллиан. Он был осуждён в 386 году римскими за колдовство и казнён вместе с четырьмя последователями.

После Реформации протестанты также преследовали и казнили тех, кто, по их мнению, был, еретиками, включая католиков. Последним, кого казнила католическая церковь, был испанец Каэтано Риполь. Его казнили в 1826 году. До сих пор не известно точное количество людей, казнённых, как еретики.

Католицизм

В католической церкви упрямая и умышленная проявленная ересь считается духовно отрезанной от Церкви, даже до отлучения. Кодекс Юстиниана (1: 5: 12) определяет «всех, кто не посвящён католической церкви и православной святой вере» еретиком. Папа святой Григорий стигматизировал иудаизм и еврейский народ во многих своих писаниях. Он назвал евреев врагами Христа: «Чем больше Святой Дух наполняет мир, тем более извращённая ненависть доминирует над душами евреев». Он назвал всю ересь «евреем» , утверждая, что иудаизм загрязнит католиков.

Церковь жестоко обращалась с христианскими учениями , которые считались еретическими, но до XI борьба церкви, сосредоточивалась на отдельных людях или небольших нелегальных сектах, таких как:

  • арианство;
  • пелагианство;
  • донатизм;
  • марсионизм;
  • монтанизм.

Распространение секты павликиан на западе породило знаменитые еретические учения Западной Европы XI–XII века. К XI веку на юге Европы начали появляться большие организованные сообщества, такие как:

  • патарини;
  • дульчинцы;
  • вальденсы;
  • катары.

Ересь для церкви была тем обстоятельством что позволяло развязывать европейские религиозные войны.

Православие

В православии ересь относится к тем убеждениям, которые были объявлены таковыми для первых семи Вселенских соборов. С тех пор как произошли Великий раскол , православие также использовали эту концепцию в судебных процессах против людей и движений, которые считались еретическими.

Православная Церковь также отвергает ранние христианские ереси, такие как:

  • арианство;
  • гностицизм;
  • монтанизм;
  • иудаизм;
  • несторианство;
  • монофизитство;
  • иконоборчество.

Но нужно отметить что православие всегда терпимее относилось к еретикам чем другие религии. Охота, на ведьм в Европе почти не коснулась Православных земель. Были отдельные случаи сожжения на костре , но справедливости ради нужно отметить что в отличие от Европы где сжигали зачастую невинных женщин здесь казни были подвергнуты профессиональные ворожеи.

Католическая церковь считает что Православная Церковь является раскольническим (так как она отвергает авторитет Папы), но не еретическим учением. Это связано с тем что её учение почти аналогично учению католической церкви.

Ислам

Начиная с древних времён, мусульмане преследовали тех, кто противостоял исламу: обвинение наказывалось смертью. Даже сегодня в некоторых мусульманских странах ересь карается смертью.

Иудаизм

Иудаизм считает евреев, отошедших от традиционных еврейских принципов еретиками.

Бывший немецкий католический монах Мартин Лютер был назван еретиком папой Львом X в 1520 году. До сих пор Папский указ не был отменён, а лютеранство сегодня считается главенствующей религией в Германии.

Примером человека , имеющим отличное от церковного мнение, можно назвать знаменитого учёного Галилео Галилея, который нёс ответ пред судом инквизиции за ересь, но отрёкся от своих учений и провёл остаток жизни под домашним арестом.

Нерелигиозное использование

Слова «ересь» и «еретик» применялись и применяются не только в отношении религии, но и в науке и контексте политической теории.

В других контекстах это слово необязательно имеет уничижительный обертон и даже может быть дополнением при использовании в тех областях, где приветствуются идеи, которые находятся в фундаментальном несогласии со статус-кво в любой практике и сферах общественной жизни.

Учёный / писатель Айзек Азимов считал ересь абстракцией.

Еретики: ударение

В слове «еретики» ударение следует ставить на слог с последней буквой «и» - еретики́, ерети́к.

Еретик - это человек, который проповедует ересь или же принимает ее за истину. Обычно это слово используется в религиозном смысле. Часто различие его толкований может показаться незначительным для посторонних, но нередко это вопрос жизни и смерти для верующих людей.

Распространение христианства привело к появлению ереси: еретиком называли каждого, кто не принимал католическую церковь или оспаривал ее законы. В отличие от той информации, которую распространяла церковь, еретики редко были сатанистами или неверующими. Фактически во многих случаях у них была более сильная и крепкая вера в Бога, чем у последователей церкви. Просто еретики полагали, что классические религиозные пути были неправильны, и поэтому решили создать собственное верование.

Что такое ересь?

Ересь относится к аберрации от (как правило, религиозной) ортодоксальной системы убеждений, но все же претендует на то, чтобы придерживаться их. Она отличается от отступничества, поскольку, отказываясь от своей религиозной или политической системы убеждений и раскола, отвергая власть установленных властей религии, ересь все еще принимает некоторые убеждения. Сегодня термин «гетеродоксия» (по факту имеющий значение слова «еретик») является предпочтительным термином среди людей, которые хотят казаться более эрудированными или менее провокационными.

Как написано в пятом томе Сент-Иринея «Против Ересиев», почти любую веру можно назвать ересью. Однако в наше время этот термин используется с такой негативной коннотацией, что определение «еретик» - это для многих людей оскорбление. Лучше в таких ситуациях использовать синонимичные термины: «девиантный», «отклоняющийся», «богохульство».

История

Итак, лексическое значение слова «еретик» можно определить так: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит установленным убеждениям или обычаям, в частности церкви или религиозной организации.

Термин «ересь» сформировался для обозначения дивизий, расколов и фракций, которые придерживались разного мнения в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь установила основные учения веры. Эти основы можно найти в «Апостольском кредо» и «Никейском кредо». Однако на протяжении веков богословы и религиозные деятели предлагали отличные от устоявшихся доктрины, противоречащие установленным христианским убеждениям.

Чтобы сохранить крепкое положение последних, церковь выделяла людей, которые проповедовали то, что некоторые идеи представляют собой угрозу для христианства. Незадолго до этого так называемые еретики были заклеймены не только как враги церкви, но и как враги государства. Преследование стало широко распространенным, поскольку Папой была разрешена инквизиция. Эти расследования часто приводили к пыткам и казни невинных жертв. Тысячи людей были заключены в тюрьму и сожжены на костре.

Катаризм и борьба с ним

Катаризм был одной из самых известных еретических сект. Борьба католической церкви с еретиками началась в 1229 году, когда римско-католическая церковь установила инквизицию, чтобы искоренить катаров. Но после сожжения последнего Катара в 1321 году католическая церковь продолжала инквизицию еще в течение нескольких столетий.

Одно из самых известных преследований инквизиции произошло в 1633 году, когда Галилео Галилей был признан «яростно подозреваемым» в ереси и вынужден был отменить свои претензии на гелиоцентризм (несмотря на то что Папа Климент VII пытался побудить Коперника опубликовать свою гелиоцентрическую работу в 1536 году, делая гелиоцентризм, а не геоцентризм ортодоксальной верой).

11 июля 2007 года Папа Бенедикт XVI заявил, что все некатолические церкви являются церковными общинами. Члены этих церковных общин не сомневались в том, что Папа действительно назвал их всех кучей еретиков.

Как ни странно, не все религиозные секты рассматривают друг друга как еретические. Пресвитерианцы и конгрегационалисты с меньшей вероятностью будут придерживаться этого мнения по отношению друг к другу, поскольку они имеют по существу те же самые богословия (кальвинизм), просто практикуя другое церковное государство. Однако пресвитерианцы и конгрегационалисты более склонны рассматривать католиков, мормонов и свидетелей Иеговы как еретиков.

Богословские преследования

Что касается еретиков, то должны соблюдаться два момента: один - на их стороне, другой - на стороне Церкви. На их стороне есть грех, благодаря которому они заслуживают не только отделения от Церкви отлучением, но и отлучения от мира смертью. Так говорил Томас Аквинский.

В целом значение слова «еретик» по толковому словарю следующее: человек, который придерживается религиозных убеждений, которые не совпадают с догмой Римско-католической церкви.

Можно подумать (или надеяться), что такое христианское учение, как, например, «возлюби ближнего», не позволило бы церкви угрожать еретикам чем-либо большим, чем простые попытки убедить их в ошибках. Однако непринятие еретиков официальной церковью было намного серьезнее.

Например, Святой Августин Гиппопот (354-430 гг. н. э.), которого считали одним из самых влиятельных учителей христианства, считал, что как хороший отец не позволяет сыну собирать ядовитую змею или хороший садовник отрезает гнилую ветвь, чтобы спасти остальную часть дерева, так и церковь обязана насильно подавлять ересь. Августин выступал против смертного приговора и призывал принуждать еретиков менять свое мнение.

Еретик - это кто?

Некоторые религиозные группы считаются еретическими другими религиозными группами. Так, Римско-католическая церковь не одобряет протестантскую деятельность, в то время как последние отвечают взаимностью, считая римских католиков еретиками.

К слову, мормоны и свидетели Иеговы воспринимаются Римско-католической и Протестантской церквями как ересь. Существует и противостояние мусульман-суннитов мусульманам-шиитам. Хотя обе эти церкви не воспринимают суфийских мусульман. Так же православные иудеи не принимают веру неортодоксальных евреев.

Ересь - это отход от истины

Так что означают слова «еретик» и «ересь»? Согласно библейскому словарю Тиндейла, греческое слово hairesis означает «выбор» и «группа единомышленников». То есть так можно назвать религиозную секту, объединение. Например, саддукеи и фарисеи были сектами в иудаизме. Саддукеи отрицали воскресение мертвых, а также загробную жизнь, говоря, что душа прекращает свое существовать после смерти. Фарисеи же верили в жизнь после смерти, они были уверены в воскрешении тела, а также видели важность в сохранении ритуалов.

Современные еретики

Сегодня еретик - это слово, использующееся для обозначения представителей любого религиозного учения, которое может заставить верующего оторваться от ортодоксальности или принятых взглядов сообщества.

Большинство современных представителей ереси проповедуют взгляды, которые противоречат тому, что содержится в Библии. Так, к ней относят гностицизм, модальность (идея о том, что Бог - один человек в трех обличиях) и тритеизм, который продвигает идею о том, что Троица на самом деле является тремя отдельными богами.

Образование христианства в начале новой эры стало основой как для создания новых догм, истин и законов, так и новых терминов. Сегодня мы рассмотрим, кто такие еретики, когда они появились и что из себя представляют.

Перед тем, как мы рассмотрим происхождение, историю и дальнейшую судьбу слова «еретик», следует изучить, на какой именно его слог стоит ставить ударение. Итак, в данном термине ударным слогом будет служить третий, а именно – еретИк.

При этом отметим, что данная норма касается исключительно единственного числа данного имени нарицательного. Если требуется произнести данное слово во множественном числе, то стоит перенести акцент на последний слог – еретикИ. Далее, давайте просклоняем данный термин в единственном числе по падежам:

И.п. – еретИк

Р.п. – еретикА

Д.п. – еретикУ

В.п. – еретиА

Т.п. – еретикОм

П.п. – еретикОм

Кстати, по статистике ударение в слове «еретики» знают не более 57% опрошенных.

Стандартная трактовка термина

Как утверждает википедия, еретики – люди, которые осознанно отклоняются от традиционных догматов религии и церкви, которые считаются единственно верными. Они могут как полностью опровергать существующие взгляды, так и предлагать собственный, отличный от «общепринятого» подход к изучению.

Получается, что представители двух различных религиозных течений или учений вполне могут обвинить друг друга в ереси, и данное замечание совсем не будет абсурдным.

В современном мире сложно судить о том, кто же это такой еретик, какими качествами он может обладать и как его опознать в обществе. Все дело в том, что такие понятия, как толерантность, плюрализм и космополитизм наложили весомый отпечаток на религиозный мир.

Значение слова «еретик» сильно изменилось, более того, оно практически выпало из ежедневного обихода современного человека. Однако так было далеко не всегда, и о том, как данный термин появился на свет мы сейчас и узнаем.

Этимология

О том, что значит слово «еретик» знали еще древние греки, и, собственно, это они придумали его. Записывалось оно таким образом: αἵρεσις, что в переводе означает: «школа, выбор, направление или же учение».

Позднее с данным термином начало отождествляться такое понятие, как «секта», но во времена эллинизма секта также имела несколько иной смысл, нежели сейчас.

Кто такой еретик в трактовке дохристианского периода: это человек, который зрит широко и разносторонне, принимает и понимает различные философские течения и учения, умеет сравнивать и анализировать, выводить из общей массы некую золотую середину, которая становится истиной.

Нелишним будет напомнить читателям, что в античный период мир жил по канонам, которые незнакомы даже нам. Государственные законы были строги, однако на их фоне не было религиозного гнета, людей не карали за открытия в области науки или за учение о магии, а всячески поощряли в этом и помогали. Это сложно сравнить даже с современным обществом, которое лишь на первый взгляд свободно, но на деле заковано в догмы, которые прививаются каждому с момента пребывания в утробе матери.

Новое определение тому, кто такие еретики, дали уже после того, как Иисус был распят и воскрес. Именно после его мучительной кончины слова «ересь» и «еретики» обрели новый смысл и впервые стали отождествлением всего нечестивого и злого.

Отступник от новой религии под названием христианство, не признающий Иисуса как единственного Бога, не принимающий новых догм и законов – вот кто такой еретик.

Вопросы об истреблении людей, которые не соглашались принимать христианство, поднимались на вселенских соборах, а также, после того, как христианская церковь срослась с властью при папе римском.

Обратите внимание! Основателей еретического течения, как в рамках одной религии, так и по отношению ко всем религиям (если речь идет об атеизме) называли ересиархами. Всех же остальных последователей, которые шли по стопам своего лидера – еретиками.

Примечательно, что христиане раннего периода давали крайне необъективное определение тому, кто такие еретики. Под данным словом они подразумевали, в первую очередь, иудеев, то есть всех евреев, а следом за ними представителей иных, малых религий, которые развивались преимущественно на востоке.

Гонения со стороны христиан были также направлены на ученых, философов и докторов. Всякого, кто опровергал божественное происхождение мира, полагаясь на научные факты, как мы знаем, казнили на костре.

Из-за таких прискорбных событий погибло множество блистательных ученых, которые сделали огромный вклад в развитие науки.

История христианства и ересь

Еще до наступления темного и жестокого средневековья, а именно в 380 году, значение слова «еретик» было утрировано до крайней степени. Этот ярлык вешали буквально на каждого первого встречного, который случайно мог сделать или сказать что-то не то относительно религии.

А все дело в том, что именно в этом году произошло слияние римской власти и христианской церкви. Ранее представители этой на тот момент молодой религии не имели законной поддержки, поэтому их деяния по истреблению еретиков носили варварский характер.

Воссоединение с Римом развязало руки церкви, и теперь на официальном уровне высшее духовенство имело право издавать указы о казни еретиков.

Впервые, согласно письменным источникам, определение по казни еретика вынесли в 386 году, и касалось оно ересиарха по имени Присциллиан. Он булл осужден за занятия магией, а вместе с ним на казнь пошли также четыре его последователя.

Из школьного курса истории мы знаем, что 16 июля 1054 году произошел Великий Раскол. Христианство поделилось надвое, образовав римско-католическую церковь и православную. Первая установила свое господство над европейскими землями, вторая же расположилась в уголке Восточной Европы, в славянских странах (в том числе и в России), а также в Византии (современная Турция). С этого момента две разные религии с единым корнем стали, так сказать, по различным схемам преследовать и истреблять еретические течения.

Их название:

  1. Католицизм.
  2. Православие.

В первой религии все было более, чем строго, вплоть до абсурда. Помимо того, что гонениям подвергались «секты», которые исповедовали веру в Христа не по католическим канонам (донатизм, монтанизм, марсионизм, арианство), была также объявлена охота на ведьм. Печально, что в руки палачей попадали невинные люди, которые были оклеветаны и обвинены в колдовстве. Аналогичная судьба приключалась и с деятелями науки, докторами и даже некоторыми творческими людьми.

В рамках нашей родной религии — православия — дела обстояли менее жестко и абсурдно. Преследования, конечно же, имели место в истории, однако касались они лиц, которые реально были уличены в колдовстве и чернокнижие, более того, этот факт доказывался неопровержимыми уликами и свидетелями. Только лишь после справедливого суда происходила казнь. В ереси могли обвинить такие течения в рамках христианства, как иконоборчество, гностицизм, иудаизм, несторианство.

Дополнительно отметим, что католическая церковь всегда полагала, что в православии для еретиков было предначертано слишком мягкое наказание, более того, они полагали, что патриархи попросту закрывают глаза на реальных преступников. Тем не менее, католики считали православие раскольнической религией, но не ересью, в отличие от иудаизма.

Парадоксальный факт. Иудаизм – одна из старейших религий, как и сам еврейский народ. Она стала стартом для зарождения ислама, зороастризма, а самое главное – христианства. Да что уж там говорить – Иисус был евреем! Так что с полной уверенностью можно заявить, что претензии Папы римского относительно иудеев были крайне возмутительными и глубоко ошибочными.

Кто подвергся гонениям

На сегодняшний момент крайне сложно сказать, скольких людей казнили за ересь и кем они были. Можно быть уверенным в том, что это были миллионы человек, среди которых большая часть – невиновные. Также отметим, что примеры еретиков чаще всего встречаются в рамках католицизма.

Обратите внимание! Именно в Европе были казнены известные личности, которых обвинили в колдовстве, иносказании и прочих эфемерных грехах.

Главным образом, упомянуть стоит Джордано Бруно. Был он мистиком и поэтом, который однажды познакомился с трудами Николая Коперника.

Узнав из записей почившего уже астронома о том, что Земля – вовсе не центр вселенной, а лишь одна из тысяч ей подобных планет, он начал трубить об этом на весь мир, что крайне возмутило церковь. За подобные «проповеди» его сожгли на костре.

Следующим оказался Галилео Галилей. Он, опять-таки отталкиваясь от наработок Коперника, сделал новое открытие – Земля крутится. За это он провел в заточении более 8-ми лет и в неволе умер.

Мартин Лютер – имя, которое стало основой для рождения нового религиозного течения в рамках христианства – лютеранство. Именно эта ветвь протестантства ныне господствует в Германии, а также имеет свои «филиалы» в иных странах мира. Лютера католики преследовали всю жизнь, но казнить его так и не удалось.

Полезное видео

Подведем итоги

Становление христианства было одним из самых жестоких этапов в истории человечества. Гонениям подверглись как ученые, которые веками трудились в античном мире, так и европейские племена, которые проживали в «своей атмосфере», поклоняясь своим богам и тотемам.

Времена насильственной пропаганды веры в Христа сменились мрачным средневековьем. И даже в это время ересь по-прежнему оставалась главным врагом церкви и истреблялась самым нечеловечным образом.

Так сложилось, что о еретиках, а точнее о наказаниях еретиков, вспоминают чаще всего в связи с ведовскими процессами и инквизицией - явлениями, характерными для стран Европы: преимущественно Италии, Южной Франции, Испании и Португалии. Но было бы ошибкой считать, что в землях, неподвластных Папе Римскому, инакомыслящие могли чувствовать себя в безопасности. Публичное сожжение еретика - самая распространенная мера наказания - практиковалось и в Византии, и на Руси.

Зарождение ересей

С греческого слово «ересь» переводится как «направление» или «школа». На заре христианства, в 1-2-м веках н. э., единой культовой системы еще не сложилось. Существовало множество общин, сект, каждая из которых по-своему трактовала отдельные аспекты учения: триединство, природу Христа и Богоматери, эсхатологию, иерархическое устройство церкви. В 4-м веке н. э. этому положил конец без поддержки светской власти официальная церковь, тогда еще слабая, не смогла бы унифицировать культ. Ересями было объявлено сперва арианство, потом несторианство. Подверглись преследованиям донатисты и монтанисты. Церковные иерархи раннего Средневековья, руководствуясь новозаветными посланиями, придали этому понятию негативный оттенок. Однако сожжение на костре еретиков в те времена еще не стало обычным явлением.

В еретических учениях начала новой эпохи не было яркого политического или социального подтекста. Но с течением времени верующие начали критиковать существующую сотрудничество церкви с мирской властью, обогащение священников и их лицемерие.

Катары

В 11-13-м веках костры запылали по всей Европе. Сожжение еретика стало представляться церковным иерархам самым простым способом избавиться от оппозиционеров. Раскол Церкви на Западную (Католическую) и Восточную (Православную) в 11-м веке послужил стимулом к появлению новых учений. Самыми известными идеологическими противниками стали катары, или «чистые». В большой степени их развитая богословская система опиралась на языческие традиции, в частности на манихейство, которое предполагало равенство сил бога и дьявола. Устройство мира катары не считали совершенным. Они критиковали государственные институты, стяжательство священнослужителей и открыто назвали Папу слугой дьявола. Катары проповедовали аскетизм, добродетельность, трудолюбие. Они создали свою собственную церковную организацию и пользовались большим авторитетом. Иногда словом «катары» объединяют представителей других учений, имеющих сходные черты: вальденсов, богомилов, павликиан. В 1209 году папа взялся за катаров всерьез, предложив соседним феодалам искоренить еретиков и забрать себе их земли.

Как боролись с еретиками

Духовенство предпочитало расправляться с инакомыслящими руками мирских правителей. Те чаще всего не возражали, поскольку сами боялись В 1215 году Иннокентием III был создан специальный орган церковного суда - инквизиция. Работникам (преимущественно из ордена доминиканцев - «Псов Господних») следовало отыскивать еретиков, составлять обвинения против них, допрашивать и карать.

Процесс над еретиком обычно сопровождался пытками (палаческое искусство в этот период получило стимул к развитию, и сформировался впечатляющий арсенал пыточных орудий). Но вне зависимости от того, чем завершалось дознание, вынесение приговора и его исполнение должно было осуществлять светское лицо. Какой приговор выносили чаще всего? Сожжение еретика при большом скоплении народа. Почему именно сожжение? Потому что казнь должна была быть такой, чтобы Церковь нельзя было уличить в кровопролитии. Кроме того, пламя наделялось очистительными свойствами.

Аутодафе

Сожжение еретикабыло актом устрашения. Поэтому на казни должно было присутствовать как можно больше народа всех сословий. Церемония назначалась на праздничный день и называлась «аутодафе» («акт веры»). Накануне украшали площадь, строили трибуны для знатных господ и общественные туалеты. Церковные колокола было принято оборачивать мокрой тканью: так они звучали более глухо и «траурно». С утра священник служил мессу, инквизитор читал проповедь, а школьники пели гимны. Наконец, оглашались приговоры. Затем их приводили в исполнение. Сожжение еретика было одним из самых строгих наказаний, осуществлявшихся в рамках аутодафе. Также практиковались: епитимья (например, паломничество), пожизненное ношение позорных знаков, прилюдное бичевание, тюремное заключение.

Но если обвинение было серьезным, у осужденного практически не было шансов. Вследствие пыток «еретик» в большинстве случаев признавал свою вину. После этого его удавливали и сжигали привязанный к столбу труп. Если же перед самой казнью он вдруг начинал отрицать то, что сказал накануне, его ждало сожжение живьем, иногда на медленном огне (для этого специально готовили сырые дрова).

Кто еще приравнивался к еретикам?

Если кто-то из родственников осужденного не приходил на казнь, его могли заподозрить в пособничестве. Поэтому аутодафе всегда пользовались популярностью. Несмотря на то что на месте осужденного мог оказаться практически кто угодно, толпа издевалась над «еретиками» и осыпала их оскорблениями.

Сожжение грозило не только политическим и идеологическим оппонентам Церкви и феодалам. Массово казнили женщин по обвинению в ведовстве (на них было удобно перекладывать вину за разного рода бедствия), ученых - преимущественно астрономов, философов и врачей (так как церковь опиралась на невежество народа и не была заинтересована в распространении знаний), изобретателей (за попытки усовершенствования идеально устроенного Богом мира), беглых монахов, иноверцев (особенно иудеев), проповедников иных религий. На самом деле, осудить могли кого угодно и за что угодно. Отметим также, что церковь забирала имущество казненного.

Церковь и еретики на Руси

Самыми главными врагами Православной Церкви стали старообрядцы. Но раскол произошел только в 17-м веке, а до этого времени по всей стране активно сжигали представителей различных ересей идеологически-социального толка: стригольников, жидовствующих и других. Казнили также за хранение еретических книг, хулу на церковь, Христа и Богородицу, колдовство, побеги из монастыря. В общем, Московия мало отличалась от Испании по части фанатизма местных «инквизиторов», разве что казни были более разнообразными и имели национальную специфику: например, сожжение еретика осуществлялось не на столбе, а в срубе.

Русская Православная Церковь только в 1971 году признала свои заблуждения относительно старообрядцев. Но покаяния другим «еретикам» она так и не принесла.