Дискуссия(от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компе­тентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого ре­шения. Д. является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказыва­емых участниками. Заявления последних должны относится к од­ному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до ее начала. Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами. Если цель Д. - достижение опреде­ленной степени согласия ее участников относительно дискутиру­емого тезиса, то цель полемики - не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. В Д. всегда есть известные элементы компромисса. Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориен­тирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в Д. средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней учас­тие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекра­щению Д. Употребляемые в полемике средства не обязательно дол­жны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы. Это различие целей и средств Д. и полемики лежит в основе терминологии: противоположная сторона в Д. именуется обычно «оппонентом», в полемике - «противником». У каждого из участников Д. должны иметься определенные пред­ставления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог Д. - не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством. В обычных спорах элементы Д. и полемики чаще всего перепле­таются, и чистая Д. является столь же редкой, как и чистая полеми- ка. Тем не менее, начиная спор, полезно уже в самом начале ре­шить, будет он Д. или же полемикой, и в дальнейшем придержи­ваться принятого решения. Выбор формы спора - Д. или полеми­ка - определяется конкретными обстоятельствами. Каждая из этих форм может быть полезной в свое время и на своем месте. И даже случающееся в ходе спора смешение Д. и полемики оказывается иногда полезным. Д. - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В Д. снимается момент субъективности, убеждения одного челове­ка или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность. К Д. близка такая форма прояснения представлений, как ди­алог. Он также связан не только с сопоставлением, но и с опре­деленным противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений.

Слово «дискуссия» в переводе с латинского языка означает рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно подразумевают публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия рассматривается также как метод, активирующий групповой процесс решения научных, производственных, учебных и других проблем.

Дискуссия как форма делового общения характеризуется следующими чертами:

Дискуссия является одной из активных форм совместной (групповой) коммуникативной деятельности специалистов.

Участники дискуссии выступают не как противники, а как партнеры, соавторы в групповом обсуждении спорного положения.

Целью обсуждения выступает не опровержение тезиса оппонента, а установление меры истинности каждого тезиса.

Обсуждение спорного положения связано с анализом, групповой деятельностью, формированием общего мнения.

В процедурном отношении дискуссия организуется и регламентируется.

Дискуссия по какому-либо вопросу возникает только тогда, когда выдвигаются разные подходы, точки зрения, демонстрируется альтернативное видение проблем и способов их решения. Альтернативный подход к решению проблем создает предпосылку для борьбы мнений участников дискуссии. Настоящая свобода мнений предполагает высокую культуру ведения дискуссии. Для этого необходимо проявить уважительное отношение к альтернативному выступлению и личности оппонента. Критикуя его точку зрения, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые способы решения проблемы. В процессе дискуссии очень важно овладеть не только искусством говорить, но и умением слушать своего оппонента.

К дискуссии, спору с сильным оппонентом, необходимо тщательно подготовиться: определить главную цель дискуссии, придумать стратегию и тактику ведения спора, наиболее вероятные варианты аргументации обеих сторон; оценить достоинства и недостатки оппонента, уровень его образованности, культуры и квалификации.

Необходимо более терпимо относиться к инакомыслию; в дискуссии каждая из сторон имеет свое мнение. Чем больше уважения проявляется к оппоненту, тем больше шансов перевести спор в конструктивное русло. Не надо стремиться навязать свою точку зрения другим, не выслушав все доводы и аргументы своих оппонентов. Имейте мудрость согласиться с оппонентом, если убеждаетесь, что он прав.

Любая проблема имеет, как правило, несколько возможных способов решения. Выдвигая свой вариант решения – альтернативу, необходимо: раскрыть ее суть, идею, расчленить альтернативу на составные части, этапы; проанализировать ее слабые и сильные звенья.

Один из принципов ведения дискуссии заключается в том, что чем корректнее будут ваши суждения, тем у вас больше шансов на достойную победу над оппонентом. Даже если оппонент допускает явно некорректный выпад, не нужно опускаться до его уровня и использовать против него оскорбительные фразы. Отрицая что-нибудь, надо аргументировать свои отрицания; не стремитесь перекричать своего оппонента, а аргументировано его переубедить. Спор выигрывает тот, кто как бы со сторон наблюдая за ходом дискуссии, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои действия и суждения. Полезно учитывать, как в ходе спора меняются настроение и отношение со стороны оппонентов; учиться мыслить и действовать рискованно и неожиданно для оппонентов, подняться над личными интересами, мешающими приблизиться к истине.



Существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность аргументации снижается. С целью преодоления таких психологических барьеров целесообразно: следить за мыслью, а не за жестами, голосом своего оппонента; не бояться его и не думать, что он сильнее вас; искать и находить слабые места и доводы оппонента; помнить, что страх перед ответными действиями оппонента означает поражение.

Овладение искусством ведения дискуссии, спора невозможно без развития умения ставить вопросы, делать реплики, замечания. Конструктивный подход к постановке вопроса, как правило, преследует позитивные цели, например: уточнить позицию собеседника или оппонента; активизировать ход дискуссии; перехватить инициативу и увести ее в нужное для вас русло; показать свою личную заинтересованность в обсуждаемом вопросе; помочь оппоненту раскрыть более глубоко процесс поиска истины с тем, чтобы прийти к соглашению.

Различают следующие типы вопросов:

риторический вопрос – это вопрос, побуждающий к размышлению; он ставиться как бы всем присутствующим;

провоцирующий вопрос; его цель – спровоцировать оппонента на конфронтацию (завести оппонента);

контрвопрос (на вопрос с первой стороны вторая сторона отвечает вопросом);

уточняющий вопрос («Так ли я Вас понял…»);

вопрос, требующий однозначного, конкретного ответа. Он позволяет более четко представить позицию собеседника, получить конкретную информацию.

Эффективность ведения дискуссии зависит от культуры общения ее участников, от подготовки и организации процесса обсуждения и решения проблемы.

Организация и проведение групповой дискуссии включает ряд этапов:

Вводное выступление ведущего. Ведущий, организующий дискуссию, информирует участников о проблеме, раскрывает цели и основной замысел дискуссии, условия ее эффективного проведения.

Выступления основного докладчика – наиболее авторитетного, компетентного в данной проблеме специалиста.

Выступление содокладчиков. Они могут раскрыть свое видение проблемы и свои способы ее решения, покритиковать подход, концепцию основного докладчика.

Прения по докладу и содокладам. Каждая из сторон, имеющая свою точку зрения на решение проблемы, высказывают и аргументировано отстаивают свою позицию.

Выработка решения проблемы. На этом этапе обсуждения проблем идет активный поиск, проверка возможных вариантов решения проблемы, активное противоборство сторон и концепций, устанавливаются общие тенденции и подходы к решению проблемы.

Завершение дискуссии и обобщение результатов. На заключительном этапе подводятся итоги дискуссии, резюмируются результаты, принимается, по мнению большинства участников, оптимальное решение.

Обобщая требования к подготовке и проведению дискуссии, можно сформулировать следующие рекомендации:

В процессе дискуссии необходимо четко очертить круг обсуждаемых вопросов, перечень и последовательность решаемых проблем.

Выслушайте все аргументы и контраргументы оппонентов. Не спешите обобщать, делать выводы.

Чтобы понять своего оппонента, нужно хотя бы временно мысленно встать на его сторону, проанализировать проблему и способы ее решения с его точки зрения.

Опровергая мнение оппонента, не переходите на личное обвинение; помните, в дискуссии побеждает более хладнокровный человек силой своих аргументов, а не эмоций.

Не бойтесь усомниться в правоте собственной точки зрения.

Обсуждая вопросы, ищите истину, а не навязывайте свою точку зрения и не поучайте других, опирайтесь на факты.

ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ (КОЛЛЕКТИВА)

1. Понятие и виды групп

2. Малая группа как социально-психологический феномен

3. Динамические процессы в малой группе

4. Социально-психологическая характеристика коллектива

5. Социально-психологический климат трудового коллектива

6. Конфликты в коллективе и способы их разрешения

Тема: «Что такое дискуссия?»

Выполнили: уч-ся 4-Г класса

Руководитель: Плеханова Т. В.

2012 г.

I.Введение.

Что такое дискуссия?

Как правильно её проводить?

II. Цели и задачи:

1. Сформировать желаемый образ классного коллектива и жизнедеятельности в нем.

2. Учиться правилам ведения дискуссии, умению кратко говорить и выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

3. Разработать правила проведения дискуссии.

III. Основная часть.

3.1. Что такое дискуссия?

Латинское слово "дискуссия" означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы.

Дискуссия – то спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и "больные" проблемы класса, намечаются пути их решения, Эти проблемы могут быть самыми различными, Например, такими:

Каким должен быть современный человек?
Легко ли быть умным?
40 минут урока: много это или мало?
Кто в нашем классе хозяин?
Самоуправление или самоуправство?
Как наш класс сделать дружным?

Дискуссия поможет...

– акцентрировать внимание на актуальных проблемах жизнедеятельности класса;
– выработать общее мнение по этим проблемам;
– побудить к практическим действиям по развитию общественной жизни класса;
– выявить тех учащихся, которые болеют за дела класса, готовы предложить реальный вариант решения наиболее сложных проблем и, может быть, организовать дело, инетересное и полезное для класса и его друзей.

3.2. Как проводить дискуссию?

План проведения дискуссии, как правило, таков.

1. Зачин. Ведущим в начале дискуссии важно побудить к разговору, "завести" участников дискуссии, "накалить страсти". Этому могут способствовать вступительное слово ведущего, постановка серии острых вопросов, выступление "агитбригады" и т.д.
2. Собственно дискуссия – публичное обсуждение проблемы: "Каким мы хотим видеть наш класс? Каким быть нашему классу?" Дискуссия во многом дело стихийное и непредсказуемое. Трудно сразу определить, как она развернется и какие мнения будут преобладать. Очень многое зависит от состава участников дискуссии, от их психологического настроя, от социальной ситуации, от места и времени проведения дискуссии. Но многое также зависит от организаторов и ведущих, от их эрудиции, нравственных качеств, способности контактировать со школьниками подросткового и юношеского возраста, умений слушать, спорить, держать себя в руках и управлять дискуссией.

3.3 .Правила дискуссии.

1. Правило уважения человека основное правило дискуссии, Отношение к лющям (как к присутствующим, так и к отсутсвующим) на дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное, Мы стараемся ничем человека не обидеть, а тем более не оскорбить. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий. Для нас равно значит, думает ли человек как все или иначе.

2. Правило внимательного слушания. Мы помним, что слушать и слышать не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. На дискуссии закон един: все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающих не перебивают.

3. Правило свободного микрофона. Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет исключительное право передавать микрофон кому-либо. Если ведущий не передает микрофон никому, то первым его берет тот, кто раньше других приготовился (поднял руку) и ближе других находится к закончившему выступление.

4. Правило двух минут для выступления. Свободный микрофон можно "держать в одних руках" не дольше двух минут. За это время можно успеть сказать главное.

5. Правило логичности и аргументированности. Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено и убедительно аргументировано. Лучшие аргументы – факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли четко и понятно.
6. Правило честного поведения. На дискуссии уважается честность, а не упрямство. Участники дискуссии стараются держаться естественно. Выступающие говорят внятно, понятно, не искажая фактов, слов и мыслей других людей. Если участник дискуссии в чем-либо не уверен или в чем-то не прав, он честно в этом признается, а если прав, то не зазнается.
7.Правило поднятой руки. Если же ты хочешь сказать важное, подними руку и тебя будут слушать. Если кто-то поднял руку – все выслушивают его внимательно, не перебивая. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий.

Заключение.

Несколько советов участникам дискуссии

Выступая:
– не говори "длинно": излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного;
– в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы. В этом тебе могут помочь тезисы – краткое изложение основных идей выступления;
– не стесняйся высказывать необычные идеи:
оригинальность мышления – признак развитого интеллекта. А то, что сейчас представляется невозможным, в дальнейшем может оказаться весьма интересным и полезным;
наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова, но при этом держись с достоинством. Во время выступления:
– старайся понять выступающего, даже если не согласен с ним;
прежде чем вступить в спор, продумай основные моменты того, что хочешь сказать;
– серьезно аргументируй свое мнение;
– не размахивай руками и не повышай тона. Лучшее доказательство твоей правоты – точные факты и железная логика;
внимательно выслушай возражения, постарайся выявить, правильные и ошибочные утверждения оппонента;
– не будь упрямым и не бойся признать свою неправоту.

"Сколько людей - столько и мнений" - это всем известная поговорка. Часто бывает так, что точки зрения разных личностей не совпадают, возникает спорная ситуация, которую нужно грамотно провести. Вот тут и понадобится дискуссия. Что это такое и как правильно провести дискуссионный разговор - об этом сейчас и будет рассказано.

Определение понятия

В первую очередь нужно сказать о том, что данное слово происходит из латинского языка. Итак, дискуссия - что это такое? Это некое публичное обсуждение проблемы с подробным исследованием всех вопросов, которые ее касаются. Важно сказать о том, что дискуссия - это не спор, в котором нужно одержать победу, а это некий совместный поиск истины. В ходе такой беседы обсуждаются наиболее важные и значимые стороны вопроса или проблемы, также намечаются пути выхода из нее.

Этапы

Разобравшись в понятии «дискуссия», что это и какова ее цель, стоит выделить и несколько этапов ее проведения.

  1. Вступление в контакт членов дискуссии.
  2. Постановка насущной проблемы (определение цели разговора, выявление проблематики).
  3. Уточнение предмета и мнений по данному поводу ее участников.
  4. Поиск альтернативных вариантов решения данной проблемы.
  5. Обсуждение и оценка всего сказанного.
  6. Установление согласия между членами дискуссии и поиск единого выхода из проблемы.

Если же сама по себе дискуссия оказывается неэффективной, она замирает еще на этапе поиска альтернативных вариантов, просто не доходя до уровня общего решения проблемы.

Правила

Стоит сказать и о том, что особые правила имеет дискуссия. Что это, зачем они нужны? Так, это важно, ведь для ведения цивилизованного разговора нужны определенные рамки, в которых участники должны все время оставаться.

  1. Уважение. Обязательным является уважительное отношение членов дискуссии друг к другу, только в таком случае беседа будет протекать цивилизованно.
  2. Внимательное слушанье. Также важно максимально внимательно слушать своих собеседников, чтобы потом не повторяться и правильно понимать суть слов высказавшегося человека.
  3. Свободный микрофон. Данное правило гласит, что высказать свое мнение может каждый участник дискуссии. Однако только после того, как закончит свой монолог предыдущий выступающий. Нельзя перебивать, перекрикивать или критиковать человека в момент его выступления.
  4. Две минуты. Данное правило говорит о том, что высказываться каждый участник должен кратко, лаконично. Весь монолог может занимать не более двух минут.
  5. Логичность. Все доводы должны быть логичными, а выступление - полностью продуманным и последовательным.
  6. Честность. Также важно помнить о том, что такое дискуссия: это поиск истины. Тут нужно уметь соглашаться с чужим мнением и не упрямиться.
  7. Поднятая рука. Данное правило гласит о том, что если необходимо вставить свою реплику посреди выступления, нужно просто поднять руку. Как уже было сказано выше, выкрикивать или перебивать человека запрещено.

Тематика

Какими могут быть темы дискуссий? Так, в данном варианте с уверенностью можно сказать: любыми. Обсуждать нужно то, что на данный момент волнует коллектив, группу людей, общество. Во время дискуссии решаются актуальные вопросы, находятся пути выхода из поставленной проблемы.

Проба

Многих людей может интересовать вопрос: а что же такое учебная дискуссия? Так, можно сказать, что это одна из инновационных форм в педагогической деятельности, когда каждый ученик имеет право высказать свое мнение относительно того или иного вопроса, предоставив свои или же альтернативные формы решения на определенные моменты, которые касаются учебного материала. Пример: новая тема в классе по некоему предмету. Предварительно учитель дает возможность высказать свое мнение по поводу данной тематики всем желающим, далее участники спора приходят к единому выводу, который либо подтверждает, либо опровергает учитель. Важным окажется тот факт, что данная форма работы с учениками отлично развивает их мышление.

обсуждение спорного вопроса двумя или более участниками беседы, предполагается наличие разных точек зрения, противоречий в постановке вопроса. В педагогике Д. - метод обучения и диагностике

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДИСКУССИЯ

от лат. discussio - рассмотрение, исследование), 1) способ организации совм. деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. 2) Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность уч. процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. 3) Психотерапевтич. прием воздействия на позиции и установки субъекта в специально созданной дискуссионной группе.

Д. как специфич. метод психол. исследования разработан в 30-х гг. 20 в. Ж. Пиаже, к-рый показал, как в ходе Д. со сверстниками ребенок освобождается от эгоцентрич. манеры мышления и учится становиться на точку зрения др. человека. Важную роль в развитии метода Д. сыграли иссл. К. Левина, выявившего влияние групповых обсуждений на изменение социальных установок.

наиб. популярные области применения Д.: активные методы обучения, социально-психол. тренинг, методы выявления лидера и оценки компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов, терапия пограничных состояний и т. д.

Д. является одним из важных средств разрешения психолого-пед. проблем. К положит. свойствам метода Д. относятся кумулятивный эффект от одновременного использования обучающего и тера-певтич. факторов группового взаимодействия, а также демократичность, обусловленная разделением ответственности. Своеобразие метода Д. заключается в том, что он предполагает обучение на моделях, примерах, ошибках др. участников Д., а также позволяет реализовать активность субъекта через включение в обучение элементов исследования.

Использование Д. дает возможность субъекту получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собств. идеи и оценить их достоверность, развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими в практич. и уч. деятельности.

Групповая Д. позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать ее, отделяя важное от второстепенного, выявить имеющиеся в группе позиции и группировки, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость.

Конкретные формы и приемы Д. обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа, включающие все многообразие их проявлений от производств. совещаний до специально подготовленных Д. типа «мозгового штурма». Е. И. Рогов.

Отличное определение

Неполное определение ↓