Что такое стигматы? Это повреждения на теле в виде кровоточащих ран, язв, царапин, ожогов, которые то появляются, то исчезают и не поддаются лечению. В то же время эти болезненные образования не вызывают никаких осложнений. Предрасположены к стигматизму люди, глубоко верующие, а сами раны появляются в тех местах на теле, которые соответствуют пяти ранам Христа. Это ступни, ладони или запястья, бок, а иногда лоб, плечо или спина.

Спаситель получил раны на руках и ногах, когда его распяли. В бок ткнули копьём, чтобы убедиться в его смерти. На голове у него остался след от тернового венца, а на плече отметина от креста, который осуждённый на распятие Сын Божий нёс на себе к месту казни. Кровавые же полосы на спине являлись результатом бичевания.

Появление у отдельных людей стигматов фиксируется уже на протяжении 800 лет. Их первым носителем официально считается святой Франциск Ассизский. Соответствующие знаки появились у него на теле в 1224 году в день Воздвижения Святого Креста. Он молился на горе Верне, и тут явился ангел. Он выпустил 5 лучей света и иссёк подвижнику руки, ноги и рёбра. После этого католическая церковь признала ещё 300 случаев возникновения знаков, совпадающих с ранами Христа.

Однако вызывает интерес тот факт, что лишь через 1200 лет после распятия Христа у отдельных подвижников начали появляться стигматы. До этого ничего подобного не фиксировалось. Есть, правда, версия, что соответствующие раны Иисуса впервые появились у апостола Павла. Но данное свидетельство не вызывает полного доверия и рассматривается как метафора.

Стигматизм признаёт не только католическая церковь, но и официальная медицина. Мнение католиков по данному вопросу понятно, а вот что говорят медики? Одно время среди них бытовало мнение, что носителями стигматов или стигматиками всегда являлись люди с нестабильной психикой. Как результат, они сами наносили себе раны и выдавали их за раны Иисуса, появившиеся путём божественного воздействия.

Однако в наши дни медицина рассматривает данное явление под иным углом зрения. Никогда ни один стигматик не помнил, когда и при каких обстоятельствах у него на теле появлялись кровоточащие раны. Некоторые пытались их заживлять, но те не поддавались лечению и проходили сами. Но по прошествии какого-то времени вновь появлялись на тех же местах тела.

Есть предположение, что стигматы имеют психомоторную природу, так как появляются они тогда, когда стигматик пребывает в состоянии транса. По сути, такой человек управляет своим телом и подсознательно даёт команду отдельным участкам кожи видоизмениться. То есть это очень сложный феномен, в котором сплетаются воедино физические и психосоматические факторы. Нельзя также исключать сверхъестественную составляющую. Если её принять, то можно говорить о Божьих избранниках и о существовании самого Бога.

Следует заметить, что в наши дни стигматиков насчитывается гораздо больше, чем в прежние столетия. Раньше раны Иисуса в основном появлялись у людей, живших на юге Европы. Сейчас же среди носителей много жителей Северной и Южной Америки, корейцев, японцев. А Ватикан очень осторожно относится к любому факту проявления стигматов. Процедура признания стигматизма растягивается на десятки лет. Часто носитель ран Иисуса умирает, так и не получив признания. Иногда такое признание и канонизация наступают через 100 лет после смерти человека.

У Ватикана в штате есть специальные эксперты, в обязанность которых входит определение подлинности кровоточащих ран. Если причина их появления заключается в самовнушении и неврозе, возникших на религиозной почве, то такие знаки признаются недействительными. А признаются лишь те знаки, которые проявляются в результате праведной жизнью и глубокой веры в Бога.

Последним официально признанным носителем стигматов является итальянский монах и священник Пио из Пьетрельчины (1887-1968). Этого человека католическая церковь канонизировала 16 июня 2002 года. У него стигматы проявлялись на руках, ногах и на боку. То есть в тех местах, где были нанесены раны Христу. Очевидцы говорили, что кровь, вытекавшая из этих ран, имела ароматный запах цветов.

В то же время у Пио при жизни было много завистников. Так итальянский историк Серджио Луццато заявлял, что падре для нанесения нужных ран использовал фенолом. Другой обличитель – врач Агостино Джемелли называл Пио психопатом, калечившим себя ради народного признания. Но все эти обвинения Ватикан отмёл, как незаслуживающие доверия.

Миллионы верующих считают, что стигматы указывают на божьих избранников. Таким способом Господь метит наиболее преданную ему паству. Он наделяет избранных чудодейственными способностями, а те помогают людям и всеми силами пытаются указать им истинный путь к Богу, который многие не могут увидеть в столь разноречивом и непредсказуемом мире.

Одной из самых больших человеческих трагедий является казнь Спасителя. Римские легионеры вошли в историю как палачи Христа. Кровавые раны на голове от тернового венца, а также на руках и ногах от гвоздей, коими Спаситель был прибит к кресту, а также рана на груди, нанесенная копьем одного из мучителей, свидетельствуют о жестокости тех, кто принял решение и тех, кто выполнил приказ.

Первое упоминание о возникающих отметинах или ранах на теле человека, которые точно соответствуют ранам, полученными Христом, появилось во времена папы Александра IV, который удостоверил их наличие на теле Франциска Ассизского. Легенды говорят, что во время праздника Воздвижения Святого Креста, святому Франциску было видение о явлении ангела, который лучами света иссек стигматы на теле священнослужителя. В некоторых источниках есть упоминание о том, что святой Павел «после распятия Христа обрел раны, как и Иисус».

На сегодня о появлении знаков страданий Христа на своем теле заявили около 300 человек, но католическая церковь признала только 60 из них. Эти раны получили и свое наименование - стигматы (стигма по-гречески - «рана», «укол»). Некоторые носители стигматов имеют раны на спине (аналогичный следу от бичевания у Христа), раны на лбу, напоминающие царапины и уколы от тернового венца.

Существует несколько форм проявления стигматов. Первая - внешняя. К внешним формам относятся кровоточащие раны на лбу, ногах, руках, на боку под ребрами, отметины на плече (как от ношения тяжелого креста), следы бичевания, а также графические изображения на любом участке тела (например, в виде креста). Так, например, в 2002 году у католического священника из Загреба появился на лбу стигматический знак в виде креста.

Вторая форма - внутренние. Такие стигматы наблюдать достаточно сложно. Например, внутренние стигматы были обнаружены при вскрытии медиками тела Е. Савеллы в 1691 году - на его сердечной мышце было изображение в форме распятия.

Месторасположение стигматов не всегда совпадает с расположением ран на теле Христа. В нескольких случаях они возникали как бы в инвентированном виде (зеркальном отражении). Это можно объяснить тем, что восприятие ран происходило как зрительный образ, находящийся прямо перед верующим.

Еще удивительный факт - медикам до сих пор не удается добиться положительного результата при лечении стигматов. Но все отмечают, что, несмотря на постоянную кровоточивость ран, они издают слабый запах духов.

Существует несколько версий причин появления стигматов. Первая относится к временам XI-XII века, когда особенно обострились споры по поводу человеческой природы Христа. Именно в это время появились сведения о случаях проявления стигматов. Вторая теория связана с желанием церкви принять факт появления стигматов как возможность укрепление веры мирян. Верующим давали понять, что Иисус всегда рядом с ними, т.е. «сам пасет свое стадо». Следующая гипотеза причин распространения стигматов связана экспрессивностью разнообразных форм изобразительного церковного искусства, когда изображения кровавых сцен распятия Христа, усиленно воздействовали на эмоции верующих. Колоссальное психологическое воздействие на верующих оказывала не только живопись, но и скульптура и архитектура. Эти виды искусства, благодаря образно-наглядной форме, были доступны массам и воспринимались верующими как библейский текст, зашифрованный в архитектурных, скульптурных и живописных образах. Можно с уверенностью сказать, что скульптура и архитектура средних веков была «Библией в камне», живопись же выражала те же темы, только светом и красками. Вспомним такие замечательные шедевры как «Распятие Христа» Ганса Мемлинга, «Распятие» Дуччо, «Несение креста со Св. Вероникой» Иеронима Босха, «Распятие» Лукаса Кранах Старшего - они прекрасно дают понять психологию средневековых искусств. При изображении страданий Спасителя мастера очень детально изображали капли крови, раны и эмоциональное состояние - это способствовало огромному психологическому воздействию на верующих.

В Средневековой Европе католический храм представлял собой гораздо большее, чем место вознесения молитв. Соборы были местом, где сосредотачивалась вся общественная жизнь. Именно там читались лекции, заседал парламент, исполнялись театральные мистерии. Богослужения сопровождались прекрасной органной музыкой, которая очень сочеталась с архитектурой храма, что, несомненно, также сильно воздействовало на прихожан. Для некоторых верующих желание ощутить страдания Христа стало смыслом всей жизни, что стало полной победой религиозного мировоззрения над светским.

В 19 веке французский врач Амбер-Гурбе попытался систематизировать имеющиеся сведения о стигматах. Ему удалось описать 300 случаев, основываясь на исторических записях и информации своих современников. Однако сегодня большинство, описанных им случаев признаны недостоверными. Такая неудача была связана, скорее всего, с тем, что сам врач был католиком-фанатом и подходил к описанию случаев стигматов без тщательной проверки сведений.

Сегодня специалисты говорят о том, что за последние 800 лет имелось 406 случаев стигматизма - 68% носителей стигматов были католиками, а остальные являлись членами других религий. Чаще всего стигматы появлялись на теле жителей средиземноморского региона, но сегодня стигматы зафиксированы и у корейцев, и у японцев, американцев, канадцев и аргентинцев. В 90% стигматы появлялись у женщины. Значительная часть людей со стигматами являются членами религиозных орденов, в частности, францисканцев и доминиканцев. Люди со стигматами были различного возраста. Стигматы встречаются даже у маленьких детей. В качестве примера можно привести малышку Клоретту Робинсон из Окленла (США). Она воспитывалась в глубоко религиозной католической семье, очень любила читать Библию. В возрасте 10 лет у девочки проявились стигматы. На уроке по изучению религии у девочки из ступней, лба и груди пошла кровь. На медицинском осмотре было установлено, что девочка абсолютно здорова.

Также католики часто рассказывают об отце Пио, носившего стигматы. Этот священник обладал удивительными способностями: имел дар биолокации, мог мгновенно переместиться за тысячи километров, ходили легенды о случаях исцеления им людей. Все считали его избранником Божьим.

Официальный Ватикан очень настороженно высказывается по поводу возникновения стигматов на теле человека. В каждом случае к экспертизе привлекаются священники и медики, где принимаются во внимание все детали. Иногда проходит около ста лет после смерти стигматика, чтобы церковь признала и канонизировала его. Церковь признает, что стигматы имеют необъяснимую и чудесную природу. Многие католические священники полагают, что в источнике появления стигматов следует разбираться психиатрам, поскольку многие носители стигмат имеют выраженные признаки истерии, склонность к самоистязанию, имеют очень низкий уровень самооценки, граничащий с ненавистью к себе самому. Многие носители стигмат, объясняют их наличие контактом с инопланетянами.

Так, наш современник, носитель стигматов, итальянец Джорждо Бонджованни преподносит доверчивым слушателям рассказ, являющийся причудливой смесью уфологии и католицизма.

И хотя можно допустить, что люди с больной психикой в состоянии сами нанести себе раны, но интересно то, что большинство стигматиков не могут вспомнить, где и при каких обстоятельствах возникли раны на их теле. Есть свидетельства, что лечение стигматов не избавляет их носителей от ран - они снова появляются на тех же местах. Например, итальянский доктор Марко Марнелли длительное время пытался залечить раны носительницы стигматов Ло Бьянко. Всякий раз, когда стигматы после лечения начинали проступать на ее руках, женщина впадала в транс и, по ее словам, отчетливо видела перед собой крест и четки. Надо сказать, что отец Пио, о котором речь шла ранее, в трансе видел самого себя со стороны. А вот американка Этель Чапмен, имеющая стигматы в виде следов гвоздей на ладонях, при трансе видела сцену собственного распятия. Тот факт, что стигматики часто впадают в состояние транса, дало повод предположить, что стигматы имеют психосоматическую природу. Исследуя природу механизма появления стигматов, были сделаны следующие выводы - последовательность событий четко соблюдается практически во всех случаях: «религиозный экстаз – видения – стигматы».

Русская Православная церковь отрицательно относится к обсуждению стигматов. С точки зрения православия, появление стигматов на теле людей, является только механическим повторением ран Христа. А стигматы на теле людей рассматриваются как проявление гордыни, богохульством и происками дьявола. Эта позиция основывается на каноническом обосновании. Преподобный Нил Синайский говорил: «Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам - демонам».

Медицина рассматривает стигматы с точки зрения патологии или нормы. Специалисты считают, что кровоточивость стигмат имеет неврогенное происхождение и разделили их на два вида: первый имеет истерический и невропатический характер, а второй является имитационным (синдром Мюнхгаузена).

Первый вид встречается достаточно редко, поэтому и является мало изученным. Медики предполагают тесную связь патологии с истероидными реакциями и психопатизацией личности больного. Патология заключается в том, что больной в состоянии самостоятельно вызывать кровоточивость из неповрежденной кожи.

Второй вид был описан в 1951 году R. Asher. Суть его в том, что кровотечение (имитация) является проявлением нарушения психики и истерического невроза. Больные прибегают к помощи лекарственных средств или химических веществ, уменьшающих активность свертываемости крови. Также больные наносят себе повреждения каким-либо образом и, следовательно, кровоточащие раны являются результатом имитации.

Однако, несмотря на наличие фактов, вызывающих сомнения, верующие относятся к стигматикам, как Божьим людям. Этому способствуют многочисленные рассказы о необычных способностях стигматиков, умении левитировать, источать чудесный аромат и т.д. и т.д. Пока природа возникновения стигмат и источники удивительных способностей, носящих их людей, не будут определены, загадка стигматов останется не разгаданной.

Начиная со Средних веков в истории можно найти случаи возникновения болезненных кровоточащих ран на теле некоторых последователей Христа. Эти раны появляются на тех участках тела, где они были у Христа во время его распятия на кресте (кисти, ступни, голова, подреберье). Ни наука, ни религия, ни сами носители таких ран, называемых стигматами, не могут дать ответ на вопрос, каким образом и почему они появились.

Слово «стигматы» дословно переводится с греческого как «рана», «знак», «укол». За последние 800 лет насчитывается не так уж мало тех, кто имеет такие отметины, - около 406 случаев, но из них признаны католической церковью всего 60. Существуют даже статистические данные по этому загадочному явлению.

Например, определено, что 68% людей, носящих стигматы, - это католики. Интересно, что большинство случаев приходится на средиземноморский регион, но в наши дни география стигматов расширилась, они встречаются у корейцев, японцев, канадцев и аргентинцев. И 90% носителей стигматов - женщины.

Вспомним раны, которые были нанесены Христу во время распятия: четыре сквозные на руках и ногах, рана на правом боку от копья сотника, царапины на лбу от тернового венца, раны на спине от бичевания и след на плече от тяжелого креста, который он нес. Именно эти раны воспроизводятся на теле носителей стигматов.

Их называют внешними. Существуют еще и внутренние стигматы, которые мы не можем наблюдать, поскольку они появляются на внутренних органах. Так, в 1691 году при вскрытии тела Савеллы медики с удивлением обнаружили изображение распятия на его сердечной мышце!

Иногда внешние стигматы появляются как бы в зеркальном отражении, наоборот. Специалисты полагают, что это происходит оттого, что верующие воспринимали раны Христа как зрительный образ, находящийся перед ними.

Внешне стигматы могут быть самого разного вида: сквозные раны, поверхностные, наросты. Но все они формой похожи на следы гвоздей.

Возникают эти раны всегда неожиданно. Говорят, что наибольшее количество случаев приходится на Страстную пятницу. Перед тем как появляются видимые стигматы, человек испытывает сильную боль в местах их появления. Эта боль намного сильнее, чем боль от обычного ранения.

Это дает специалистам повод предположить, что здесь идет речь о поражении не только кожи и мягких тканей, но и нервов. Удивительная особенность этих ран состоит в том, что, несмотря на кровоточивость, от них исходит хоть и слабый, но приятный запах!

Медикам до сих пор не удается найти способ лечения стигматов и определить природу их возникновения.

РАЗДЕЛИВШИЕ СТРАДАНИЯ

Когда появились первые стигматы, сказать сложно, ведь свидетельства о них могли просто не дойти до наших дней. Возможно, они были у апостола Павла, иначе как можно толковать его слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем»? Но вот о том, что стигматиком был Франциск Ассизский, можно говорить с большой долей уверенности.

Франциск Ассизский, основавший францисканский орден, до сих пор является одним из самых почитаемых религиозных деятелей. Он вел аскетический образ жизни, обладал даром ясновидения. Осенью 1224 года во время молитвы на празднике Воздвижения Святого Христа на Альвернской горе он якобы увидел ангелов, направлявших яркие лучи к его телу.

В тех местах, где лучи касались кожи, возникла боль и появилось пять кровавых язв. Раны были расположены точно там же, где и у Христа. Это произошло за два года до его смерти. И до самого последнего дня стигматы кровоточили и причиняли монаху страшные муки.

А вот случай из куда более поздних времен. Тереза Ньюман родилась в 1898 году и была весьма болезненным ребенком. Она являлась носителем пяти стигматов: на ладонях, на боку и на лбу. Каждый раз, когда наступала пятница, она будто проходила путь Христа на Голгофу и при этом теряла до 1,5 литра крови и до 3,5 килограмма веса. Бывало даже, что девушка плакала кровавыми слезами. Однако к воскресенью стигматы бесследно исчезали с ее тела.

А вот у монахини Марии Виллари из доминиканского монастыря, жившей в XVII веке, были внутренние стигматы. Она говорила, что, находясь в состоянии транса, видела ангела, который прожег ее сердце копьем. После ее смерти во время вскрытия грудной клетки из сердца вырвался столб горячего пара. Когда врач извлек ее сердце, то обнаружил на нем шрам, характерный для удара копьем.

В XX веке самым известным стигматиком признан итальянский монах Пио (1887-1968). Он мог исцелять страждущих, имел дар предвидения и обладал способностью мгновенно переноситься на огромные расстояния. В год, когда Пио исполнилось 30 лет, на его теле появились стигматы, причинявшие монаху боль и мучения до самой смерти.

Он был вынужден постоянно обрабатывать гноящиеся раны. Удивительно, но сразу после кончины человека стигматы исчезли. Церковь не хотела признавать Божественное происхождение этих ран. Только после тщательного медицинского обследования, на основании которого у монаха не нашли никаких заболеваний, Ватикану пришлось уступить.

ДАР БОЖИЙ ИЛИ ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ?

Ватикан всегда тщательно проверяет случаи возникновения стигматов на теле человека, к исследованиям привлекаются врачи и священники. Иногда проходит много лет, пока церковь признает стигматика, пусть даже после его смерти. Но сами стигматы и их чудесная природа священниками все же не отвергаются.

Существует гипотеза, что причиной появления стигматов является воздействие на психику особенно эмоциональных верующих церковной живописи и скульптуры, изображающих кровавые сцены распятия Христа. Мастера не скупились на детали, они достоверно изображали страдания Спасителя, его кровь, раны, что не могло никого оставить равнодушным.

Кроме того, в средневековой Европе католический храм был центром общественной жизни. На фоне органной музыки в сочетании с архитектурой фанатично верующим людям казалось, что им во что бы то ни стало надо ощутить страдания Христа. Ведь неслучайно стигматики рассказывали, что перед тем, как появились раны на их теле, они пребывали в состоянии транса, как бы со стороны наблюдая собственное распятие, а дальше - полный провал в памяти.

Подобную гипотезу хорошо иллюстрирует история о Кпоретте Робертсон из Калифорнии. В 1972 году, когда девочке было 10 лет, она прочитала книгу о страданиях Иисуса, и та произвела на нее сильное впечатление. Через неделю после прочтения на левой ладони Клоретты появилась кровоточащая рана, затем еще четыре, которые исчезли без следа через 19 дней.

Стигматики вообще часто впадают в транс, что позволяет ученым выдвинуть версию о психосоматической природе феномена. Ведь, как правило, это происходит по схеме: религиозный экстаз - видения - стигматы. Поэтому католические священники полагают, что в основной массе случаев это работа для психиатра.

Что касается Русской православной церкви, то она вообще не желает обсуждать это явление, считая, что стигматы не имеют ничего общего с духовностью, что это проявление гордыни и происки дьявола.

Медицинская наука тоже имеет свою точку зрения, точнее сказать, две. Первая: стигматы носят истерический и невропатический характер. Понятно, что это очень редкий случай. Мало кто из больных может заставить свою неповрежденную кожу кровоточить, даже в состоянии транса. Правда, известны случаи, когда под воздействием гипноза одни люди плакали кровавыми слезами, у других появлялись на теле рубцы, как от удара.

Вторая: стигматы - имитация (синдром Мюнхгаузена). В этом случае больной может использовать лекарственные или химические препараты, препятствующие свертываемости крови. Он умышленно наносит себе раны, которые не перестают кровоточить.

Есть кое-что, служащее хорошим аргументом в пользу версии о самовнушении. Вспомните изображение распятия. Художники рисуют людей, прибитыми к кресту за ладони. Но ведь прибивали за запястья, ибо ладони не выдержали бы веса тела. А стигматы возникают именно на ладонях, что соответствует наиболее распространенной, но неправильной точке зрения.

Тем не менее, несмотря на все логические доводы, верующие считают стигматиков божьими людьми. Да и эксперты от науки и церкви тоже не могут однозначно высказаться за или против стигматизма. Ведь наряду с «обычным» происхождением стигматов есть случаи, не имеющие объяснения. Так что пока остается верить и теряться в догадках.

Эта загадка существует уже почти 2000 лет, примерно со времени распятия Христа.

Стигматы − появление на кистях или ладонях и ступнях (а иногда на теле) кровоточащих ран в тех местах, которые соответствуют ранам, полученным Христом во время распятия.

Хотя многие миряне были отмечены стигмой, все они были преданными католиками; о подобных ранах, появлявшихся у представителей других вер, не сообщается. На самом деле этот вопрос даже не обсуждается за пределами христианства и касается только людей, у которых раны появлялись из сочувствия к страданиям Христа; например святой Франциск Ассизский и священник и целитель Падре Пио были отмечены этим «благословенным недугом» (как уважительно называют стигму в католицизме).

Временами это явление сопровождается измененным состоянием сознания, которое называлось «вознесением» или формой транса. Стигма сравнивается с религиозными практиками самоистязания (такими как флагелляция), направленными на отказ от физической оболочки души. Кроме того, стигма считалась проявлением такой сильной любви к Христу, что люди воспроизводили его страдания − кажется, большинство случаев появления стигмы приходится на пятницу, день, когда по преданиям умер Христос.

Стигму можно называть «чудом» или состоянием глубокой веры и преданности, вызывающим определенный самогипноз. Известно, как бы просто это ни звучало, что введенному в состояние гипноза человеку можно положить в руку кусок льда и сказать, что это раскаленный уголь, − на его ладони появятся ожоги.

Но я не к тому, что чудес не бывает − за 50 лет своей практики я видела их сотни, но лично я считаю, что люди со стигмой настолько сильно охвачены любовью к Христу, что предлагают себя в жертву подобным страданиям. Имеющие стигму, скорее всего, более духовные, нежели мирские люди; ни один из тех, у кого были отмечены стигматы, не был человеком с плохой репутацией. Тем не менее, многие святые люди (например, мать Тереза) никогда их не имели. Кажется, что все зависит от уровня внутренней преданности.

Как известно, мысли действительно вещественны, и мы становимся тем, о чем думаем, что чувствуем и практикуем.

Слово «стигматы » происходит от древнегреческого stigma - так называлось клеймо, которым отмечался раб или преступник. В современной же медицинской науке стигматами называют изменение кожных покровов и мышц, которые никакими внешними воздействиями спровоцированы не были. Проявляться это может по-разному.

…Загипнотизированному человеку прикладывают к руке монету и говорят: «К вашей коже приложен раскалённый металл, вам больно» - и на коже появляется ожог.

…М.Горький работал над повестью «Жизнь Матвея Кожемякина». Описывая сцену, где один из персонажей убивает жену, писатель потерял сознание, а на теле у него - в том месте, куда героиню муж ударил ножом - появился рубец.

…Впечатлительная студентка медицинского института впервые пришла на вскрытие трупа. Кто-то рассказал студентам, что человек, которого вскрывают - преступник, совершивший несколько убийств и погибший в перестрелке с сотрудниками правоохранительных органов. Ночью девушке снится, что этот убийца преследует её, душит - и проснулась она с синяками на шее, как будто её действительно кто-то душил.

Все приведённые примеры роднит одно: на момент возникновения стигматов человек находился либо в изменённом состоянии сознания (гипноз ), либо испытывал колоссальный эмоциональный подъём (творческое вдохновение, сопереживание героям), либо и то, и другое (кошмарный сон). В сущности, никто ничего мистического или чудесного в этом не видит.

Разговоры о чудесном начинаются, когда речь заходит о наиболее известных широкой публике случаях стигматов - о так называемых ранах Христа. Как известно, Иисус Христос был распят на кресте (в руки и ноги были вбиты гвозди), на голову Ему надели терновый венец, а один из римских воинов ударил Его копьём в грудь - вот на этих местах у стигматиков и появляются кровоточащие раны. Известно, что такое явление имело место у некоторых западных христианских подвижников, причисленных римскими папами к лику святых, - Франциск Асиззский, Тереза Авильская… примечательно, что все эти святые - католические, Православная Церковь относится к стигматам более настороженно.

Выглядит это настолько впечатляюще, что у человека, желающего верить в чудо, именно вызовет мысль о чуде или даже о святости - скептика же заставит заподозрить подделку. Действительно, известны случаи, когда стигматики сами наносили себе раны (разумеется, не ради того, чтобы привлечь к себе внимание - хотя и это исключить нельзя как проявление истерии - а в порядке самоистязания в религиозном экстазе), но далеко не всегда всё объясняется так просто.

Так, в 1874-1875 гг. учёные из Бельгийской медицинской академии исследовали случай Луизы Лато. Эта девушка была очень нервной, страдала галлюцинациями - и получила немалую известность в католическом мире как стигматик: толпы паломников стекались в Шарльруа, чтобы взглянуть на «чудо». На руку Луизе наложили гипс накануне страстной пятницы - когда у неё обычно начиналось кровотечение - чтобы полностью исключить возможность подделки. Когда в пятницу гипс сняли, оказалось, что кровотечение на самом деле началось… так что возникновение стигматов действительно было самопроизвольным.

Так что же это такое? Возможно, это можно было бы отнести на счёт Божественного вмешательства - если бы не те истории, с которых мы начали разговор о стигматах (и таких случаев ничуть не меньше, чем «ран Христа»). Сбросить это со счетов нельзя ещё и потому, что и появление «ран Спасителя» сопровождается эмоциональным подъёмом (в данном случае - религиозный экстаз)… значит, и механизм должен быть сходным.

И такой механизм существует! Лимбическая система - отдел мозга, «отвечающий» за эмоции - тесно связана с гипоталамической областью, «отвечающей» за вегетативные процессы (неуправляемые сознанием) - именно поэтому мы, например, краснеем не только от жары, но и от смущения. Если же что-то внушать «на волне» крайнего эмоционального подъёма - будьте уверены, гипоталамическая область в стороне не останется: разошлёт соответствующие «команды» к органам и тканям - и тогда будут и ожоги, и синяки, и всё, что угодно. Причём не обязательно внушение бывает целенаправленным: избивают на глазах у матери - и у неё тоже появляются следы побоев.

В наше время появляются иногда сообщения и о других стигматах - знаках и линиях на теле в форме , рунических символов и т.п. - в зависимости от того, в каком регионе проживает стигматик - приводятся даже фотографии «чудесных знаков». Не будем рассуждать о «чудесах компьютерной графики» (на что она способна, итак всем известно), лучше приведём отчёт честного человека - отца 14-летней Насти Бычковой из Казахстана, у которой в 2007 г. на ноге стал появляться знак в форме иероглифа. По словам отца , знак то появлялся на несколько секунд, то исчезал, всё же однажды он успел его сфотографировать - но на снимке знака не было… Не будем утверждать, что этот человек лжёт сознательно - в конце концов, мог бы и подделать фото, но всё же фотография - вещь надёжная, а главное - беспристрастная: никогда она не зафиксирует того, что существует лишь в человеческом воображении… а воображение иногда разыгрывается так, что им могут «заразиться» окружающие.

Безусловно, явление стигматов не изучено до конца , много в нём неясного. Например, внушённые синяки выглядят так же, как настоящие, но механизм возникновения у них другой - такое впечатление, что организм «знает», как выглядят синяки, и «придумывает», как их заменить… как это происходит? Пока ответа нет…

Но ясно одно: стигматы - какой бы вид они ни принимали - ни в коем случае нельзя считать однозначным свидетельством потустороннего вмешательства и тем более - святости!