Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В современной речи благозвучное слово «квинтэссенция» произносится не так уж и редко, хотя научно обосновано, что никакой квинтэссенции не существует.

Тут как с тем сусликом, которого не видно, но он есть. Мы это слово активно употребляем, а значит нужно понимать, что оно значит сейчас и что значило тысячелетия назад.

Садитесь поудобнее, мы начинаем...

Что это такое простыми словами

Простыми словами квинтэссенция — это нечто главное , основное, суть вещей, высшая форма, основа основ, концентрат.

В каких случаях его уместно использовать? Наверное, лучше всего об этом вам скажут примеры фраз известных людей. Вот слова норвежского кинорежиссера Эрленда Лу:

«Телевидение кажется мне КВИНТЭССЕНЦИЕЙ всего самого мерзкого, что в нас есть»

Тут явно это слово используется в значении концентрата. То есть вся мерзость в концентрированном виде присутствует на ТВ. Или вот размышления прекрасной французской писательницы Амели Нотомб:

«Напрасно думают, что чтение — это бегство от жизни, наоборот, это встреча с КВИНТЭССЕНЦИЕЙ реальности, и, как ни странно, концентрат оказывается не так страшен, как жиденький раствор будней».

Тут это слово используется как синоним концентрированной сути, основы, смысла. Примеров можно приводить еще много, но думаю, что квинтэссенция моей мысли вам уже понятна 🙂

Однако, еще остались вопросы по тому, что же изначально закладывали в это слово его создатели и как этот смысл трансформировался до сегодняшней простой трактовки. Поэтому мы продолжаем и ответим в продлении этой статьи на вопросы:

  1. Что такое квинтэссенция с точки зрения основателя этого понятия Аристотеля?
  2. К чему пришли алхимики средневековья в поисках самого тонкого элемента?
  3. Как связаны квинтэссенция и натурфилософия?

Квинтэссенция - это пятый элемент Аристотеля

Но, как водится, значение этого понятия гораздо глубже и его история уходит корнями в Древнюю Грецию. В дословном переводе с латыни quinta essentia – пятый элемент или пятая сущность .

После выхода в 1997 году фильма Люка Бессона «Пятый элемент», ставшего бестселлером на все времена, об этом понятии узнали даже дети. Но, к сожалению, насладившись прекрасной игрой Брюса Уиллиса и Милы Йовович, мы не приблизимся к реальной истории ни на йоту.

Идея квинтэссенции принадлежит Аристотелю, ученику Платона. Он противопоставил пятый элемент четырем стихиям, теорию о которых создал античный философ Эмпедокл. Все в этом мире, по замыслу Эмпедокла, базируется на четырех элементах – земле, воде, воздухе и огне. Эти стихии находятся в постоянном движении, смешиваются, разъединяются, но сами по себе остаются неизменными.

Аристотель вводит понятие эфира, или квинтэссенции , элемента, которым пронизано все сущее. Если четыре стихии Эмпедокла относятся к подлунному миру, ведь из них создается все земное, материальное, то аристотелевская квинтэссенция – это тончайшая субстанция надлунного мира, духовного, божественного, или нематериального.

Сам Аристотель называл свой пятый элемент первым, потому что он присутствует в каждой стихии и превосходит их все.

Позже учение Аристотеля о квинтэссенции развивалось в направлении того, что существует некое астральное тело души, своеобразный проводник между земным и духовным началом.

Алхимия в поисках квинтэссенции

Присутствие духовного, вечного начала во всех элементах , по мнению Аристотеля, позволяет им образовывать устойчивые соединения. Эта идея легла в основу массового средневекового течения алхимии.

Увлеченные идеями Аристотеля алхимики пытались решить две главные задачи:

У алхимиков квинтэссенцией называлась тончайшая субстанция, которая добывалась методом дистилляции.

Любопытно, что метод дистилляции, придуманный для алхимических изысканий, впоследствии начал широко применяться для создания крепких алкогольных напитков. Так, благодаря поискам пятого элемента, человечество теперь имеет возможность наслаждаться коньяком или виски.

Человек – это квинтэссенция мира

Новое звучание получает понятие квинтэссенции у знаменитого средневекового врача, философа и алхимика Парацельса (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм).

Он считал, что природа – это живое целое, которое пронизано единой «звездной» душой, невидимой и не связанной ни с чем, но в то же время воздействующей на всю природу. Эта мировая душа и есть аристотелевская квинтэссенция, посредник между духовным и материальным.

Парацельс сравнивает создание человека с алхимическим процессом вытяжки экстракта из всех имеющихся земных и небесных творений.

Таким образом, человек в его философии – это квинтэссенция мира.

Он обладает всеми свойствами природных объектов — металлов, минералов, растений и животных, астральных тел, поэтому человеку доступно понимание и постижение тайн природы.

Парацельс не выстроил цельную философскую систему, но его идеи положили начало немецкой натурфилософии XVII –XVIII веков.

Учение о квинтэссенции сегодня

В науке из ряда синонимов «квинтэссенция – эфир – пятый элемент» довольно долго был в обиходе термин «эфир». Благодаря Рене Декарту, который в XVII веке светоносного эфира, термин прочно обосновался в физике в разных научных изысканиях, но с появлением взорвавшей мир теории относительности Эйнштейна эфир как физический научный термин умер . Попытки реанимации до сих пор не увенчались успехом.

Зато в современной космологии одно из объяснений сущности темной энергии, гипотетически заполняющей все пространство Вселенной, строится на том, что она – это и есть квинтэссенция, или динамическое поле с изменяющейся во времени и пространстве плотностью.

Но все же сейчас в русском языке слово квинтэссенция чаще используют в его переносном значении, имея в виду некую основу, базу , что-то самое существенное, концентрированный экстракт.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Метафизика - это сложный в понимании раздел философии Что такое республика и какие они бывают (виды республик — президентская, парламентская, смешанная и другие) Парадигма - что это такое простыми словами и как это связано с восприятием картины мира Флексить - что это значит и что такое флекс Что такое консолидация и что можно консалидировать Что такое аксиома

Квинтэссенция считается многозначным термином, который применяется в разных областях повседневной жизни и науки. Но что такое квинтэссенция, если рассмотреть это слово более конкретно? В космологии, например, считается, что квинтэссенция - это один из многочисленных примеров тёмной энергии. С латинского языка слово квинтэссенция дословно переводится как «пятая сущность».

Данный термин применялся также в Античные времена. Его было принято использовать в области алхимии (подробнее об алхимии можно почитать в статье ) и натурфилософии в Средние века. Квинтэссенция обозначала пятую стихию (наряду с водой, огнем, землей и воздухом); элемент, напоминающий молнию; "экстракт" из некоей материи. Это нечто подобное эфиру, один из самых тонких элементов, о котором говорилось как о душе, как о силе, наделенной от Бога.

Квинтэссенция как термин также используется в переносном смысле. Это слово можно понимать не буквально. Это некая сущность, самая суть чего-либо.

Примеры использования слова

«Я вашего сына теперь на порог не пущу, больше того, во двор не пущу! Это квинтэссенция хулиганства! Я обращусь в милицию!» (И. Грекова. На испытаниях).

«Египет в целом не только не отделялся от римской и греческой античности, но воспринимался как ее своеобразная квинтэссенция». (Г. Ревзин. Очерки по философии архитектурной формы).

«А между тем романтика ― это не просто приправа к житейским благам, это, если хотите, квинтэссенция бытия». (А. Макаров. Ортодокс поневоле).

КВИНТЭССЕНЦИЯ

КВИНТЭССЕНЦИЯ

1) концентрированный или самый чистый экстракт к.-л. вещества, полученного химич. путем; 2) самая суть чего-либо.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

КВИНТЭССЕНЦИЯ

[лат. quinta essentia - пятая сущность] - самое главное, основное, истинная сущность чего-л.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

КВИНТЭССЕНЦИЯ

лат. а) У алхимика Феофраста Парацельса, пятая эссенция, которая была будто-бы духом или силою натурального тела. b ) Теперь, главная сущность мысли.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Квинтэссе́нция

(лат. quinta essentia пятая сущность)

1) в античной философии - эфир, пятый элемент (или стихия), основной элемент небесных тел, противополагавшийся четырем земным элементам (воде, земле, огню и воздуху); в средневековой философии в алхимии - тончайший элемент, составляющий якобы сущность вещей;

2) самое главное, важное, наиболее существенное.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Квинтэссенция

квинтэссенции, ж. [от латин. quinta essentia – пятая сущность – у античных и средневековых философов название пятой стихии, эфира, признававшегося основной сущностью всех других ] (книжн.). Основа, главная сущность предмета. В диалектике квинтэссенция марксизма.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Квинтэссенция

и, ж. (нем. Quintessenz, фр. quintessence лат. quinta essentia пятая сущность).
Самое главное, наиболее существенное, важное; то же, что эссенция . К . искусства .
| В античной философии к. - эфир, пятый элемент - основной элемент небесных тел, противополагавшийся четырем земным: воде, земле, огню и воздуху.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КВИНТЭССЕНЦИЯ" в других словарях:

    Квинтэссенция … Орфографический словарь-справочник

    - (от лат. quinta essentia пятая сущность, перевод греч.), в антич. философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о котором впервые было разработано в платоновской Академии (см. «Тимей»… … Философская энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    квинтэссенция - и, ж. quintessence f., нем. Quintessenz <лат. quinta essentia пятая сущность. В античной и средневековой философии некий пятый элемент (стихия) противополагался остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признавался основной сущностью … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (Quinta essentia или Quintum corpus, pempton svma,пятая сущность или пятое тело) так у римских и у средневековыхфилософов назывался эфир, который в пифагорейской школе был присоединён,в качестве пятой стихии (или пятого простого тела), к четырём… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от лат. quinta essentia пятая сущность) основа, самая суть чего либо; в античной натуральной философии эфир, введенный Аристотелем, тончайший пятый элемент (стихия) наряду с водой, землей, воздухом, огнем; позднее тончайшая субстанция вообще,… … Большой Энциклопедический словарь

    КВИНТЭССЕНЦИЯ, и, жен. (книжн.). Основа, самая сущность чего н. К. рассказа. К. события. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    В древнегреческой философии (от лат. quinta essentia пятая сущность) некий тончайший элемент (или стихия), эфир, противополагавшийся остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признававшийся основной сущностью. В переносном значении… … Словарь бизнес-терминов

    Квинтэссенция - (от латинского quinta essentia пятая сущность), основа, самая суть чего либо; в античной философии эфир, введенный Аристотелем, тончайший пятый элемент (стихия) наряду с водой, землей, воздухом, огнем; позднее тончайшая субстанция вообще,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от лат. quīnta essentia пятая сущность) многозначный термин: В Викисловаре есть статья « … Википедия

Книги

  • Квинтэссенция решения. На примере Карибского кризиса 1962 года , Г. Аллисон, Ф. Зеликов. Книга "Квинтэссенция решения" впервые вышла в 1971 году и сразу же попала в число бестселлеров. Работа Грэма Аллисона содержала глубокий и всесторонний анализ решений, принимавшихся…

Слово квинтэссенция буквально означает «пятая сущность». По отношению к чему она была «пятой», можно понять, если вспомнить представление о мире, существовавшее в древней .

Квинтэссенция в античной философии

Древнегреческий философ Эмпедокл стал основателем идеи четырех элементов, которые образуют все, существующее в мире. Элементы эти – вода, земля, воздух и огонь. Все различия между растениями, животными и другими предметами объясняются соотношением элементов. Идея эта стала общепринятой в античной философии. Придерживался ее и Аристотель, но он решил дополнить учение Эмпедокла.

По мнению Аристотеля, наряду с четырьмя основными элементами существует и пятый, принципиально отличающийся от них. Он наиболее тонок и совершенен, он вечен, т.е. не возникает и не может быть уничтожен, из него состоят звезды и небо за пределами лунной орбиты. Этот элемент Аристотель назвал эфиром или «пятой сущностью» вот так и появился термин «квинтэссенция».

Уже среди античных философов идея квинтэссенции встретила критику. Некоторые из них полагали, что нет необходимости допускать существование какого-то дополнительного элемента для объяснения, например, природы звезд, если считать, что они состоят из огня. Трактат философ Ксенарха так и – «Против квинтэссенции». И все же идея прижилась.

Квинтэссенция в философии эпохи Возрождения и Нового времени

Идеи античной философии были унаследованы эпохой Средневековья, а в особенности – Ренессанса. Агриппа Неттесгеймский, Дж.Бруно, Ф.Бэкон и некоторые другие философы Возрождения и начала Нового времени считают квинтэссенцию связующим звеном между смертным, материальным телом и бессмертной душой. Из нее состоит астральное тело, имеющее одновременно и материальную, и нематериальную природу.

Идея квинтэссенции была настолько популярна в те времена, что Ф.Рабле в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» даже иронизирует по этому поводу, упоминая некого «извлекателя квинтэссенции».

Большое значение имела идея квинтэссенции в . Ее представляли основным элементом всего сущего, который извлек сам Бог. Некоторые мыслители – например, Теофраст Парацельс – отождествляли таинственную «пятую сущность» с… человеком! Такой подход вполне соответствует философии гуманизма, провозгласившего человека «мерой всех вещей».

Как это ни удивительно, понятие квинтэссенции существует и в современной физике. Именно название было дано одной из концепций темной энергии – таинственной сущности, которая могла бы объяснить расширение Вселенной.

от лат. quinta essentia - пятая сущность), в антич. философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о к-ром впервые было разработано в платоновской Академии (см. «Тимей» 55 с, где корпускулы К. обладают формой правильного додекаэдра). Аристотель превратил теорию пятого элемента (он сам наз. его «первым телом», «первым элементом», «первой сущностью», а также «божественным», «вечным», «горним», «круговращающимся» телом и «эфиром») в краеугольный камень своей космологии (трактат «О небе»), синтезировав ее с теорией гомоцентрич. сфер Евдокса-Каллипа. Согласно Аристотелю, К., или эфир - субстанция всего надлунного мира (как светил, так и несущих их «сфер»); в отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных «возникновению и уничтожению» (циклич. взаимопревращению) и наделенных свойством прямолинейного движения, эфиру свойствен только один вид движения - пространств. перемещение по кругу (поскольку это движение естественно для него, отпадает постулат Платона о душах - двигателях небесных тел), его вечность, неизменяемость и абс. неаффицируемость служат обоснованием несотворенности мира и залогом его неуничтожимости; они же сообщают ему свойства вечного и блаженного живого существа - космич. бога.

В дальнейшем К. все более отождествлялась с субстанцией бога и души и толковалась как нематериальная субстанция (уже у Аристотеля К. «не имеет материи, из к-рой она возникла», «О небе» 270 а 25). В эллинистич. эсхатологич. представлениях о небеснобожеств. происхождении «эфирной» души и ее возврате после смерти на астральную прародину аристотелевская К. смешалась с платонич., стоич. и фольклорными элементами (особенно 1-я кн. «Тускуланских бесед» и «Сон Сципиона» Цицерона); уже у Гераклида Понтийского, Критолая (Академия, 2 в. до н. э.) душа отождествляется с К.; Филон Александрийский отождествлял К. с «художеств. огнем» стоиков и определял душу как осколок эфирной К. Представители вост. патристики опровергали учение Оригена, согласно к-рому тела воскресших состоят не из четырех элементов, а из К.

Особое развитие учение о К. получило в неоплатонич. представлении об эфирной «колеснице» (ср. опорные тексты Платона-Тимей 41 d-е, Федр 247 b), или бессмертном астральном теле души, к-рое она получает при своем «нисхождении» в земную жизнь (Плотин, Эннеады IV 3, 15; Порфирий, О пещере нимф II; Макробий, Комм, к «Сну Сципиона» I 12; Ямвлих, О мистериях III 14; Прокл, Начала теологии 205-209). Этот неоплатонич. тезис о существовании эфирного медиума между духом и телом (как на макро, так и на микрокосмич. уровне) выступил на первый план в философии Возрождения. Так, согласно Агриппе Неттесгеймскому, божеств. дух (активное начало) не может непосредственно воздействовать на косную материю; необходим медиум, к-рый обладал бы смешанной духовно-телесной природой («De philosophia occulta» I 14); этот медиум есть «дух мира», К., оживляющая тела (алхимич. аспект: К. обладает протяженностью и может быть извлечена из тел). Согласно Парацельсу, в основе всех веществ лежит К. - «панацея», филос. камень и эликсир жизни. Эфирный «дух мира», К. встречаются у Бруно, Ф. Бэкона и др. Представление об «эфирном», или «астральном теле», как связующем звене между земным, материальным телом и бестелесной бессмертной душой укоренилось в оккультизме.

Полемика против космологич. гипотезы К. велась уже в древности: вероятно, Теофраст и, несомненно, Стратон из Лампсака отказались от гипотезы пятого элемента и говорили об огненной, а не эфирной природе светил. В 1 в. до н. э. перипатетик Ксенарх из Селевкии написал спец. трактат «Против К.» (критику Ксенарха опровергают Александр Афродисийский и Симпликий в комм. к трактату «О небе»). Систематич. критику учения Аристотеля о К. с позиций креационизма дал Иоанн Филопон в трактатах «О вечности мира против Прокла» и «Против Аристотеля о вечности мира».