На «Первом канале» стартовал многосерийный фильм «Манекенщица». Перед зрителями разворачиваются трагедии мира моды в советское время. Но многое, показанное в этой истории, – всего лишь плод фантазии сценаристов.

Об этом нам рассказала первая советская топ-модель с мировым именем Леокадия Миронова. За границей Миронову называли «русской Одри Хепбёрн». Только наша Лёка (в свои 70 с лишним она просит называть себя только так) еще более утонченная. В мир моды девушку, прежде занимавшуюся балетом, привел Вячеслав Зайцев. И она стала его музой. Их сотрудничеству уже почти 52 года. С помощью прославленной манекенщицы мы попытались отделить правду от вымысла.

В кадре: девочка из детдома Саша (играет Анна Михайловская) приезжает в Москву, не поступает в институт и идет работать уборщицей в знаменитый Дом моделей на Кузнецком Мосту. Там красотку замечают, и неожиданно она становится звездой подиума. Девочка из провинции в советское время действительно могла так запросто поймать удачу за хвост?

Лёка Миронова:

– Такое могло быть. Консультанты Дома моделей приглашали девушек буквально с улицы, заметив подходящие для работы в этой профессии лицо и фигурку. При этом далеко не все обладали эталонными ныне параметрами 90–60–90. Напротив. Многие были маленького роста. Я, например, по сравнению с нынешними моделями среднего роста. Были модели даже с 56-м размером одежды. Часто бывало: по подиуму идут две стройные девушки, а между ними – полная красивая дама. Разным был и возраст сотрудниц – от 17 до 70 лет. Потому что главная задача профессии в наше время была – показать, что любая женщина, любой весовой категории и любого возраста может выглядеть красоткой. Кстати, попасть в мир моды не считалось такой уж удачей – обычная работа. А в материальном плане, я бы сказала, ниже среднего. Те же уборщицы получали 60 рублей в месяц, а манекенщицы – 76. Но уборщица могла еще подрабатывать, а мы – нет.

Анна Михайловская /

В кадре: против бедной Саши интригуют коллеги.

Лёка Миронова:

– У нас даже близко интриг не было. Мы работали при Доме моделей, штат укомплектован, никакой конкуренции. Наоборот, особо ленивые девушки могли и не выйти лишний раз на подиум, сказавшись больными, – а зачем, если зарплата и так идет? Это сейчас показов немного, поэтому воюют. Я бы, например, сейчас ни за что не стала работать моделью. Ведь надо бегать по кастингам, толкаться локтями, распихивая соперниц, а мне подобное поведение претит.

Лёка Миронова /

В кадре: за Сашей пытается ухлестывать влиятельный сотрудник КГБ. Но она ему отказывает, и он начинает мстить.

Лёка Миронова:

– Было. Мужчины, наделенные властью, во все времена убеждены: всё самое красивое в мире должно принадлежать им. Сколько сломанных женских судеб! Во время международных показов партийцы, приставленные следить за моральным обликом девушек, приходили в номера с вином. А получая от ворот поворот, начинали мстить. Строчили анонимные кляузы, обвиняя девочку, давшую отставку, в шпионаже и связях с врагами СССР. Я и сама попала под этот прессинг, когда отказала одному большому человеку, а потом полтора года сидела без работы. Меня грозились посадить за тунеядство, выселить из Москвы и даже камнем пристукнуть. Но я не сломалась. И мне не стыдно ни за секунду своей жизни.

Лёка Миронова и Вячеслав Зайцев /

В кадре: жизнь манекенщицы трудна, но, пройдя испытания, можно обрести счастье.

Лёка Миронова:

Современным женщинам и матерям, мечтающим отдать своих дочерей в модельный бизнес, скажу: не надо этого делать. Трудностей и боли, которые выпадают на долю манекенщиц, не пожелаешь и врагу.

Фото пресс-службы «Первого канала», vk.com, Legion-Media

"Юнона и Авось" по-советски

Лека (полное имя - Леокадия) Миронова - одна из самых известных советских моделей. Как и большинство манекенщиц того времени, в Дом моделей на Кузнецком мосту она попала случайно: пришла поддержать подружку, там ее увидел начинающий модельер Вячеслав Зайцев, и тут же предложил остаться работать. Лека только-только окончила школу. Занималась балетом, но с танцами пришлось расстаться из-за болезни ног. Хотела поступать на архитектурный факультет, но тоже не сложилось из-за проблем со зрением. И девушка согласилась попробовать себя в роли манекенщицы.

Позднее Лека много раз вспоминала этот момент с благодарностью, повторяя в интервью: "Родители подарили мне жизнь, а Слава Зайцев - профессию". Она стала настоящей его музой, одной из любимых моделей. Ни он, ни она тогда и подумать не могли, что их сотрудничество продлится больше полувека.

В отличие от Регины Збарской, Милы Романовской и других известных советских манекенщиц, Лека Миронова была "невыездной" из-за своего происхождения. Ее родители, театральные деятели, были потомками дворянских родов. Тем не менее, за рубежом Леку знали и называли "русской Одри Хепберн" за внешнее сходство с великой актрисой. После съемок в американском фильме "Три звезды Советского Союза" (одной из них, к слову, была Майя Плисецкая), Леку пригласили на парад лучших манекенщиц мира. Но за границу ее так и не выпустили.

Лека Миронова - одна из первых, кто открыто заговорил о домогательствах красавиц со стороны власть предержащих.

Мужчины, наделенные властью, во все времена убеждены: все самое красивое в мире должно принадлежать им. Сколько сломанных женских судеб! - рассказывала в одном из интервью Лека Миронова. - Во время международных показов партийцы, приставленные следить за моральным обликом девушек, приходили в номера с вином. А получая от ворот поворот, начинали мстить.

Сама Лека также была одной из пострадавших. Ни разу, ни одному изданию она не назвала имя человека, поломавшего ее карьеру, "потому что живы его дети и внуки", - объясняла она. Но о том, как в один миг перед ней закрылись двери в профессию, как полтора года сидела без работы и жила чуть ли не впроголодь, как грозили посадить ее за тунеядство, но она так и не уступила, рассказывала охотно.

В конце 1960-х меня захотели поставить в эскорт сильных мира сего. Наше начальство открыто говорило: "Либо ты будешь с нами, либо с ними". А я говорила, что ни там, ни там не буду. За что потом поплатилась, - вспоминала Лека.

Личная жизни у Леки Мироновой не сложилась - красота гарантирует внимание мужчин, но не женское счастье. Она была замужем за телережиссером, но рассталась с супругом, когда тяжело заболела мама и нужно было за ней ухаживать. Между мамой и мужем она выбрала маму. Но была в ее жизни и большая любовь - к фотографу из Литвы по имени Антанис. Мимолетно увидевшись на каком-то показе, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Но по-настоящему познакомились только через несколько лет. Их роман длился два года, но прибалтийские националисты угрожали Антанису: "Если ты будешь с этой русской встречаться, мы тебя прибьем. А она приедет к тебе, мы и ее на тот свет отправим. А если сам уедешь в Москву, мы твою мать с сестрой в живых не оставим". Лека испугалась за жизнь Антаниса и предпочла расстаться. Но любила его всю свою жизнь, так и не подпустив к себе больше ни одного мужчину, оставшись одинокой и без детей. Его личная жизнь тоже не сложилась - после Леки он так и не женился. Такой вот вариант "Юноны и Авось" по-советски.

28 Мар 2018

Советскую модель Леокадию Миронову сравнивали со звездой Голливуда Одри Хепберн. Не менее элегантная, Лека стала одной из первых манекенщицей пролетариатов и ставила за задачу показать изящность женщины во всей красе.

В то время как иностранные модели получали до 2 000 $ за час показов, модели СССР могли рассчитывать на жалование в 74 рубля . Сравни, уборщицы получали 60 рублей, но при этом им не приходилось покупать всё за свой счет.

Финансирование новой профессии не отличалось особой щедростью, потому макияж, гардероб и даже поездки оплачивались самими моделями. Покровителем Мироновой стал Вячеслав Зайцев , на тот момент молодой и предприимчивый модельер .

Именно он предложил Леокадии работу в индустрии красоты. В 1962 году Лека пришла в Дом моделей чтобы поддержать подругу. Вячеслав сразу же заприметил красавицу и взял под свое крыло. Когда девушка поинтересовалась, почему именно ее, Зайцев лишь ответил: «Посмотрите в зеркало» .

Миронова так и не вышла замуж, ведь все ее избранники были настолько ревнивыми, что почти все отношения заканчивались еще в самом начале. Лека по-настоящему влюбилась лишь однажды, повстречав литовца Антанаса .

Романтические прогулки по вечерам и нежные поцелуи закончились, когда Лека узнала о членстве Антанаса в группировке с радикальными взглядами. Опасаясь за жизнь парня, Лека решила расстаться во избежание расправы над ним.

После неудачной любви манекенщица с головой погрузилась в работу, но и тут успех обошел ее стороной. Один из членов Центрального Комитета видел Миронову лишь как объект своих желаний и настаивал на интимной близости.

За отказ в предоставлении эскорт-услуг и проведения съемок ню для представителей номенклатуры Лека Миронова поплатилась карьерой. «Меня полтора года не приглашали на работу, строчили анонимные кляузы, угрожали и камнем пристукнуть…» - вспоминает Миронова.

Лека до сегодняшних дней остается грациозной и утонченной моделью. Даже когда манекенщице перевалило за 70, Лека продолжает выходить на подиум. Более того, она сотрудничает с Зайцевым уже более 50 лет!

Прискорбно осознавать, что прихоти чиновников становились препятствием для продвижения по карьерной лестнице в индустрии красоты . А ведь у советских девушек были все шансы утвердиться на мировом поприще модельного бизнеса - с такими красавицами, как Лека Миронова, это не составило бы никакого труда.

Лека Миронова (по паспорту Леокадия), простая советская девушка, которая мечтала стать архитектором. Но в юности неожиданно стала терять зрение. О поступлении в архитектурный пришлось забыть. Она попала в модельный бизнес совершенно случайно – в 1962-м пришла поддержать подругу в Дом моделей на Кузнецком мосту. А в итоге сама оказалась на подиуме. Будущую звезду советской моды заметил начинающий, но уже довольно известный к тому времени модельер Вячеслав Зайцев. «Какая хорошенькая! Не хотели бы Вы стать манекенщицей?» - «Я? Симпатичная? Вы действительно так думаете?» - Лека пришла в замешательство. «А Вы посмотрите в зеркало», - просто ответил он.

В считанные минуты дизайнер не только очаровал Леку, но и уговорил поступить к нему на работу. С этого момента жизнь Леокадии абсолютно переменилась. Показы, наряды… Однако не стоит забывать, что советское пространство не было приспособлено к высокой моде. Во-первых, труд манекенщицы оценивался вовсе не так высоко, как сейчас, гонорары прошлого с нынешними не шли ни в какой сравнение – в месяц модель получала 76 рублей, для сравнения – месячное жалование уборщицы составляло 60 рублей, вот только уборщица имела право подрабатывать, а манекенщица – нет. Судя по рассказам самой манекенщицы, нередко им с Зайцевым приходилось путешествовать по бездорожью в самые отдалённые уголки Подмосковья, с одной единственной целью – нести красоту в массы. Верная муза Славы Зайцева без раздумий бросалась в любые авантюры, не боясь ни сложностей, ни сплетен. В юности лека успела выйти замуж, правда брак быстро распался – супруг оказался не в меру ревнивым, потом были бесконечные романы: артисты, фотографы… Но лека ждала самую главную встречу. И она произошла.

Вячеслав Зайцев и Регина Збарская

Вячеслав Зайцев и Лека Миронова

Первый выезд Леки за пределы Москвы и области случился лишь спустя несколько лет напряжённой работы. Правда отправилась красавица не так далеко – в Латвию, которая хоть и считалась территорией СССР, отношения с «русской частью» страны сохраняла напряжённые. А меж тем именно в Латвии проходил съезд молодых модельеров всего Советского Союза. Зайцев, конечно, поехал со своей любимой моделью Лекой Мироновой.

Вопреки чаяниям поездка в Прибалтику обернулась для Леокадии не столько профессиональным успехом, сколько личной трагедией, ведь именно там модель познакомилась со своей первой и единственной любовью. Его звали Антанас. Прогулки под луной, бесконечные разговоры, отчаянные и, конечно, очень романтичные подвиги ради прекрасной принцессы, море цветов – короче говоря, всё как в самой настоящей сказке. Роман продлился два года. Увы, о счастливом развитии событий можно было только мечтать. Проблема была весьма бытовая, но от этого не менее глобальная. Возлюбленный Леки, латвиец, самое прямое отношение имел к нацистскому движению. Правила в группировке были суровые, так что за связь с русской девушкой неудачливому влюблённому грозила неминуемая расправа. Парень, однако, оказался не робкого десятка – любовь представлялась ему вполне весомым аргументом для того, чтобы рискнуть жизнью, не задумываясь. Испугалась манекенщица. Ради спасения своего Ромео Лека отреклась от него, прекрасно осознавая, что этот разрыв перевернёт не только его жизнь, но и её. Она так и не вышла больше замуж – всю жизнь хранила верность одному единственному, который наверняка, давно забыл о ней, женился и счастлив в браке, как должен быть счастлив всякий среднестатистический человек. Леокадия же с головой ушла в работу – она ездила по Союзу с показами, дарила свою красоту, внутренний свет, нерастраченную любовь совершенно посторонним людям. Впрочем, как признаётся сама манекенщица, от неспособности влюбиться ещё раз она не страдала, ведь по её мнению, любовь, пусть даже нереализованная способна творить настоящие чудеса. Своё одиночество Миронова считает счастливым.

Лека и Антанас

За границу её не выпустили. Когда Леку пригласили представлять нашу Родину на всемирном параде топ-моделей в Лондоне и Нью-Йорке, а далее возможно контракт и работа на показах за границей, где час работы манекенщицы стоил 2 тысячи долларов, то ее просто не выпустили. Как же можно? Советская девушка будет работать за доллары? Такого допустить было нельзя! Лека осталась в России, продолжила работать с Зайцевым, пока жизнь не преподнесла ей очередной неприятный сюрприз. За утончённой красавицей принялся ухаживать один из высокопоставленных чиновников СССР – такое положение вещей редкостью не считалось и потому окружение Леокадии отнеслось к решительно настроенному начальству спокойно. Но только не сама Лека. Во-первых, судя по всему, господин N не планировал жениться, мечтая обзавестись красивой любовницей, а во-вторых подобного не могла допустить и сама манекенщица, ведь как мы помним, свою несчастную любовь она забывать не планировала.

Такая практика, увы, была широко распространена в советское время. Так, например, во время международных показов партийцы, приставленные следить за моральным обликом девушек, приходили в номера с вином. А получая от ворот поворот, начинали мстить. Строчили анонимные кляузы, обвиняя манекенщицу, давшую отставку, в шпионаже и связях с врагами СССР. В случае же с Лекой, чиновник, поняв, что девушка сдаваться не собирается, поставил Мироновой ультиматум: или секс или увольнение. Она уволилась.

Лека Миронова вернулась на подиум спустя много лет и снова – к Зайцеву. Сегодня бывшая манекенщица, звезда советского подиума живёт на окраине Москвы, по-прежнему одна, получает скромную пенсию, и время от времени принимает участие в показах Зайцева. Она всё так же хороша, как и прежде. Может быть, только морщинок стало чуть больше.