В 1889 году, а именно в апреле на свет появились два человека, которые прославились не только в Европе, но и по всему миру. Это были Чарли Чаплин и Адольф Гитлер. Сэр Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин родился 16 апреля 1889 года, в г. Лондон, Великобритания, а Адольф Гитлер — 20 апреля в Рансхофене, Браунау-ам-Инн Верхняя Австрия, Австро-Венгрия. У этих двоих мужчин были не только внешние сходство, как невысокий рост и маленькие усики, у них были сходство и в жизненных позициях. Оба были вынуждены всеми силами (какими придётся!) бороться за выживание. Просто у одного была роль гуманиста, а второго сделали злодеем, при этом оба были использованы глобалистами в своих целях.

Мы неслучайно акцентировали этот аспект, поскольку, когда в наши дни активизировался международный терроризм при поддержке мировых ТНК, когда на Западе не стремятся поддержать действия России и Ирана в борьбе с террористами в Сирии, не понимая полностью, какую угрозу он несёт, то возникает некая аналогия с прошлым. Почему, поясним далее.

Судьба щедро одарила Чарли Чаплина (16 апреля 1889 — 25 декабря 1977) талантами. Он был блистательным комиком и создателем ряда бессмертных комедийных образов, талантливым сценаристом, режиссёром, продюсером, музыкантом (свободно играл на фортепьяно, виолончели, скрипке и сочинял музыку). За 75-летнюю карьеру он снял 14 полнометражных фильмов, участвовал в съёмках и выступал в роли режиссёра, сценариста или продюсера в 70 короткометражных кинолентах. Бернард Шоу называл Чаплина «единственным гением, который вышел из киноиндустрии». Всё это безусловно так.

При подготовке статьи про Чарли Чаплина, мы знакомились с его историей, листая путеводитель Петра Вайля «Гений места» (далее остановимся на некоторых моментах этой истории), и нам вспомнилась одна старая хасидская притча про деньги, которая вполне относится к жизненному кредо Чаплина (которое он не отрицал и в своей автобиографии).

Вот эта притча. Она называется «Притча о стекле».

«Однажды к мудрецу пришёл человек и спросил: «Отчего, как только у нас появляются деньги, мы сразу же портимся?» Мудрец сказал тому человеку: «А ты подойди к окну и скажи, что там видишь?» Человек посмотрел в окно и отвечал: «Вижу бабу, которая идёт с мешком, очевидно, на рынок. А ещё вижу извозчика и его лошадь». «Ну а теперь подойди во-он к той стене — продолжал мудрец, — что ты ТАМ видишь?». «Зеркало» — отвечал человек. «Ну а в зеркале ты что видишь?» «Ну что я могу видеть в зеркале? Вижу свою физиономию!» «Ну вот, — усмехнулся мудрец.

Сквозь обычное стекло мы способны увидеть весь мир, но стоит только нанести на стекло немного серебра — и мы видим уже только себя! »

А история про Чарли Чаплина вот какая (согласно путеводителя Петра Вайля).

Чарли Чаплин (Charles Chaplin)

Приводится в нём такое высказывание, которое характеризует Чаплина как личность.

Чаплин, оказывается, говорил с раздражением (повторяя своё высказывание, вероятно, не один раз):

«Я не нахожу в бедности ничего привлекательного и поучительного. Она меня ничему не научила и лишь извратила моё представление о ценностях жизни».

Совсем не то думал о сём предмете, например, философ Блез Паскаль.

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо»

Но хотел ли «смотреть на небо» Чарли Чаплин? Вот в чём главный вопрос. Думается, что нет.

Миф, который сложился вокруг имени Чарли Чаплина — далёк от его действительного образа, который он, кстати, и не скрывал. Но разве часто и много читаем мы записки актёров и прочие мемуары?.. Чаплин был одержим идеей «заработать миллион». Бог золота держал его цепко за воротник.

Кстати говоря, Чаплина сильно раздражало то, что в Европе и особенно в России из него сделали некий «достоевский» образ страдальца за всех униженных и оскорблённых.

«Русские ценят во мне только сентиментальность, и им от меня не надо более ничего» — обижался Чаплин.

Смех Чаплина был злым, и сам он был злой, и он не скрывал этого.

У Чаплина есть такой фильм — «Золотая лихорадка» (1925). Именно про этот фильм он как-то сказал:

«Это картина, благодаря которой я хочу остаться в памяти людей».

Благородно? Сейчас посмотрим.

В основу сюжета «Золотой лихорадки» легли реальные события. Это — жуткая страница истории освоения американского «Запада». История с экспедицией Доннера.

150 золотоискателей были отрезаны от мира — лавиной на горном перевале Сьерра-Невады. Они умерли от голода и холода. Но перед тем, как умереть, они потеряли человеческий облик. Среди них начался каннибализм, а иные из них пытались есть свои мокасины — голод сводит человека с ума.

И вот что пишет Чарли Чаплин в своих мемуарах. Как говорится, слово автору:

«Именно эта трагическая ситуация подсказала мне одну из забавнейших сцен в «золотой лихорадке». Страдая от голода, я сварил свой башмак и обсасывал гвозди, словно куриные косточки, а шнурки заглатывал как спагетти. Люди умирали с голоду, они стали есть кожаные подошвы и шнурки от башмаков и всё такое… И я подумал: В этом есть что-то смешное».

Знаете, по поводу вышесказанного есть замечательная цитата из Достоевского, из его романа «Подросток». Эта цитата про то, что своих и чужих легко можно распознать — по смеху.

«Смехом иной человек себя совсем выдаёт, и вы вдруг узнаёте свою подноготную. Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а вы смотрите лучше его, когда он смеётся. Смех есть самая верная проба души» (ниже остановимся на фильме Чаплина «Великий диктатор», в которой спародировал Гитлера и показал зловещную сущность фашизма в комичной форме).

Да, ценности Чаплина — ценны буквально (как заметил Пётр Вайль).

В 1922 году, разбогатев, Чарли Чаплин обосновался в районе Беверли-Хиллс, где выстроил себе огромный дом. Это был дом в сорок комнат, с кинозалом и органом, с колонным портиком и круглой башней — эклектичный, помпезный и дико безвкусный (как утверждают очевидцы).

По словам Чаплина, бедность ничему не научила его (охотно верим).

Но размышляя о подобном доме, невольно задаёшь себе вопрос:

«А чему научило Вас богатство, Чарли? И откуда это богатство?»

ЧАРЛИ ЧАПЛИН И АДОЛЬФ ГИТЛЕР

Гитлер всегда высказывался очень кратко и неясно о своих родителях, постоянно переоценивал и затемнял своё происхождение. В 16 лет он бросил реальное училище в Штейре и решил стать художником. В 15 лет будущий фюрер сочинял пьесу, писал стихи и новеллы, а также сочинил либретто для оперы Вагнера по легенде Виланда и увертюру. Адольф прекрасно рисовал пейзажи и натюрморты, но проваливал экзамены, где нужно было писать портреты. Ему посоветовали стать архитектором.

В сентябре 1908 года Гитлер сделал повторную попытку поступить в Венскую художественную академию, но провалился уже в первом туре. После провала Гитлер несколько раз менял место жительства, не сообщая никому новых адресов. Уклонялся от службы в австрийской армии. Он не хотел служить в одной армии с чехами и евреями, воевать «за габсбургское государство», но в то же время был готов умереть за германский рейх. Устроился на работу как «академический художник», а с 1909 года и как писатель.

Был участником Первой Мировой войны. 13 октября 1918 года Гитлер был тяжело контужен под Ипром в результате газовой атаки и временно ослеп. О капитуляции Германии и свержении кайзера узнал, находясь в госпитале. Эти известия произвели на него огромное впечатление. Он был уверен, что всё это могло произойти только из-за чьего-то предательства. Позже Гитлер утверждал, что именно тогда он понял, какая роль ему уготована историей, и поклялся возродить великую Германию.

Гитлер в 1918 году, после госпиталя вернулся в Мюнхен. Он тут же вошёл в ряды Немецкой рабочей партии и очень скоро стал её лидером.

В 1934 году Адольф Гитлер принял на себя полномочия главы государства и главнокомандующего вооружёнными силами. Титул президента упразднялся; отныне Гитлера следовало называть фюрером и рейхсканцлером.

В 1940 году Германия оккупировала многие страны.

Чарли Чаплин родился на улице Ист-лэйн, в районе Уолворта в семье артистов мюзик-холла. Вскоре после его рождения семья переехала на Уэст-сквер, по Сент-Джордж-роуд, в Лэмбете. Его родители — Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин (по сцене Лили Герли) — были эстрадными актёрами. Мать выступала с песнями и танцами в различных театрах. Ханна Чаплин вскоре после смерти мужа тяжело заболела. Братья Сид и Чарли (вместе с матерью) оказались в работном доме в Ламбете, а затем были отданы в школу для сирот и бедных детей. Они вынуждены были самостоятельно зарабатывать на жизнь. В 1896 году Ханна потеряла рассудок и позже была помещена в психиатрическую клинику. Чарли стал выступать на сцене, и зарабатывать деньги.

Поначалу Чаплин пытается имитировать довольно грубый стиль сеннетовских комедий-экспромтов, однако успех ему приносит именно отход от этого стиля. Вскоре он стал знаменитым киноактёром и начал формировать и оттачивать свой экранный образ — образ безобидного на вид бродяги — маленького человека.

В 1918 году бродяга Чарли был известен уже во всем мире! А сам Чаплин получил возможность снимать фильмы так, как считал нужным. Первая мировая война ещё не закончилась, когда на экраны вышла его комедия «На плечо!».

А Чарли Чаплин в 1940 году снимает свой фильм «Великий диктатор» с довольно таки явной политической подоплёкой.

Так параллельно шли по жизни столь разные люди, но столь внешне похожие, которые соединились в едином образе в данном фильме.

Поэтому на вопрос: почему Адольф Гитлер выбрал для себя именно такой стиль усов? Ответ понятен — это проявление чьего-то матричного управления (о том, что это такое — читайте статью «Матричное управление — пора осваивать магию» — http://inance.ru/2015/09/matrix/). В современном мире развитых информационных технологий и обилия разнообразных образов скрытый ранее вид управления проявляется всё чётче и явственнее. Управление матрицами и через них — коллективным бессознательным народов Земли сегодня уже видно многим, тогда как в далёком прошлом было прерогативой посвящённых жрецов, хотя они и не называли этот вид управления так.

Известно, что Чарли Чаплин обзавёлся усами ещё в 1914 году. Гитлер же на два года позднее — на Первой мировой войне. И есть версия, что будущий фюрер был большим поклонником английского комика и под влиянием его образа обзавелся «зубной щёткой» (так называются эти усы — наше прим).

Интересно, что в 1940 году Чаплин снялся в фильме «Великий диктатор» в роли Аденоида Хинкеля, который был пародией на Гитлера. Фильм даже послали фюреру. Чаплин, услышав, что Гитлер посмотрел фильм, сказал:

«Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».

Но прямая реакция фюрера так и осталась неизвестной. Зато известно, что фильм очень не понравился Сталину.

И вот тут возникает вполне резонный вопрос: а почему Сталину не понравился фильм, высмеивающий его врага? Вот здесь необходимо понимание смыслового подтекста этого фильма (об читайте статью « Символы в управлении обществом» — http://inance.ru/2016/05/simvol/), и тогда станет понятно, почему Сталин критически отнёсся к этому фильму. Смысловой подтекст в своих произведениях отразил и русский классик А.П.Чехов, которого волновал «проклятый вопрос» о правде человеческих отношений.

СМЫСЛОВОЙ ПОДТЕКСТ ФИЛЬМА «ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР»

Прежде чем рассказать об этом фильме, о его двойном смысле, необходимо пояснить, что такое чеховский «подтекст».

Особая природа конфликта потребовала от Чехова новых способов организации сценического действия. Отсутствие в драме событий создало зависимость иного рода — зависимость от настроения, неуловимого и не мотивированного логикой причинно-следственных отношений.

Чехова интересуют переживания героя, не декларируемые в монологах («Чувствуют не то, что говорят» — К.С. Станиславский), но маскирующиеся в одежды «случайных реплик» и уходящие в подтекст, что составляет так называемое «подводное течение» пьесы. В его основе разрыв между прямым значением реплики, диалога, ремарки и смыслом, который они обретают в контексте.

Чехов не всё раскрывал в душевной жизни героя, многое уводил в «подводное течение» повествования, в «подтекст», активизируя восприятие и воображение читателя, заставляя последнего вместе с автором участвовать в психологическом анализе:

«Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам» (Т.15, стр.151).

А теперь о фильме, в котором есть и чеховский «подтекст», и понимание, что такое символы в управлении обществом, а также — матричное управление.

Премьера «Великого диктатора» состоялась 15 октября 1940 года. Год как шла Вторая мировая война. Комедия стала самым успешным фильмом Чаплина. Она получила множество наград, включая пять премий «Оскар». «Великий диктатор» принёс огромные прибыли Чарли, размер которых не известен по сей день. А Гитлер дважды посмотрел картину, что косвенно указывает на то, как он отнёсся к этой картине. И можно задать интересный для размышлений вопрос: А как этот фильм повлиял на поведение самого фюрера, как изменился Гитлер, что почерпнул из творчества Чаплина?

«Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения» (https://kinoyurco.com/ct/yur_id_10486.php).

То есть, спустя годы, Чарли Чаплин признаётся, что воспринимал фашизм несерьёзно, с определённой долей комизма, что, конечно, вызывает массу вопросов.

Значимость кинематографа в сфере пропаганды общеизвестна, и яркий тому пример этот фильм, в котором соединились искусство кинематографа и политическая пропаганда.

Политические взгляды Чаплина, несомненно, проявились в его фильме, созданном как сатира на политические режимы (по его мнению) того времени в Германии и Италии. Ещё в 1931 году в разговоре, когда речь зашла о Б. Муссолини, Чаплин сказал:

«Современные диктаторы — это паяцы, которых дергают за верёвочку промышленники и финансисты» (Садуль, Ж. Жизнь Чарли. Чарльз Спенсер Чаплин, его фильмы и его время / Ж. Садуль. — М. : Прогресс, 1965. — 318 с.).

В 30-е годы 20-го века Голливуд оставался верен себе и продолжал разработку обычных для него тем и жанров, которые приносили прибыль. Что касается антифашистской тематики, то на неё практически было наложено табу.

И вот в это время Чарли Чаплин выпускает первый (!) звуковой фильм, в котором использует своё сходство с Гитлером, при этом неслучайно он использует привычный экранный образ бродяги, маленького человека, который впервые появился в комедии «Детские автомобильные гонки», премьера которой состоялась 7 февраля 1914 года. Вместе с тем Чаплин придумал и костюм бродяги. Итак, этот фильм имеет две стороны медали.

(Сразу скажем, что мы высказываем свою точку зрения, поскольку почитатели таланта великого комика будут с нами не согласны. При этом мы хотим сказать, что никто не оспаривает величие Чарли Чаплина, как актёра, просто делаем акцент на ряд смысловых подтекстов сюжета фильма).

Чаплин этим фильмом доводит до нас мысль, что Гитлер также смешон, как и его герой-бродяга, то есть для него проявление фашизма не более как комизм, что это не страшно.

Заметки на полях о фашизме

Фашизм в обеих модификациях (фашизм олигархически-диктаторского типа и либеральный фашизм) — это система человеконенавистничества, которая препятствует становлению культуры, в которой индивид может состояться как настоящий Человек.
Это определение легко подтверждается жизнью, если посмотреть на деградацию культуры и образования как в фашистской Германии, в современной либеральной России, так и в странах Запада, прежде всего Западной Европы и США.

Фашизм — это один из типов культуры общественного самоуправления, возможный исключительно в толпо-«элитарном» обществе.
Организационно-политическая суть фашизма как такового вне зависимости от того, как его называть, какими идеями он прикрывается и какими способами он осуществляет власть в обществе, — в активной поддержке толпой «маленьких людей» — по идейной убеждённости их самих или безыдейности на основе животно-инстинктивного поведения — системы злоупотреблений властью «элитарной» олигархией, которая:

  • представляет неправедность как якобы истинную «праведность», и на этой основе, извращая миропонимание людей, всею подвластной ей мощью культивирует
  • неправедность в обществе, препятствуя людям состояться в качестве человека;
    под разными предлогами всею подвластной ей мощью подавляет всех и каждого, кто сомневается в праведности её самой и осуществляемой ею политики, а также подавляет и тех, кого она в этом заподозрит.

Чаплин, представляя фюрера смешным для публики, деятельно работал на становление какой культуры в обществе? Культуры становления человечности или культуры маленьких людей и олигархических групп над ними, то есть фашистской культуры?

Донося до зрителя идею комичности фюрера, Чаплин не только готовил американское общество войне (что там клоуна победить — это же легко), но и продвигал саму культуру фашизма, поскольку осмеянное зло не перестаёт быть злом, его просто меньше опасаются, а значит, могут проще пустить в свою жизнь. И это было выгодно не только глобальным силам, взращивавших Гитлера, но и местным олигархами, хорошо нажившихся на войне. Вспомним, как поднялась экономика США в результате ВОВ.

Заметки на полях

Первая мировая война, подорвав хозяйства европейских стран, выдвинула США на роль лидера капиталистического мира. Воюющим странам были нужны разнообразные товары, которые уже не производила их промышленность, переведенная на военные рельсы. Эти товары можно было купить у единственной большой индустриальной не воюющей страны — у США. За годы войны экспорт американских товаров вырос в 1,5 раза.

Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 годы более чем в два раза, для сравнения отметим, что за период между войнами, т. е. 20 лет мирного развития производство выросло только на 30%. Выросла и доля США в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукции, то к концу войны — 62%. С 1938 года по 1990 год промышленное производство США выросло в 10,1 раза (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/konot/16.php).

Изменив имя диктатора (в фильме его зовут Аденоид Хинкель), а также имена его ближайших соратников, всё остальное Чарли сделал абсолютно узнаваемым: усики, военная форма, эксцентричное поведение, жесты и интонации.

Благодаря этому фильму, Чарли Чаплин стал ещё богаче, как и финансово-олигархический капитализм (а по сути — фашизм) Запада.

Поэтому неслучайно глобалисты поставили памятник Чарли Чаплину на берегу Женевского озера в Швейцарии в честь заслуг Чарли перед ними, что подтверждает это видео:

Аналогично в те годы выпускались такие фильмы и в Германии. Немецкий фильм «Триумф воли» (1935) был насквозь пропагандистский — почти два часа на экране длится рассказ о съезде НСДАП в Нюрнберге. Как раз в этом фильме Геббельс произнёс фразу:

«Может и хорошо обладать властью, основанной на диктатуре, но гораздо лучше завоёвывать и не терять сердца людей».

Этот фильм стал одним из наиболее выдающихся документальных фильмов в истории — его пропагандистская мощь чувствуется и сегодня. К прямому цитированию «Триумфа воли» прибегнул Джордж Лукас в одной из сцен «Звёздных войн IV ». Если бы только этот фильм вышел не под названием «Триумф воли», а под названием — «Апофеоз безволия», какой бы это был тогда антифашистский фильм!

Свой мощный киноответ на фашизм в Советском Союзе появился в 1965 году, когда на экраны вышел «Обыкновенный фашизм » Михаила Ромма . Использовав кинохронику Третьего Рейха, фотографии из немецких архивов и даже кадры из «Триумфа воли», Ромм показывает фашистскую Германию не как круги ада или бесконечные ряды казарм, а как процветающую капиталистическую страну. Вот немецкие школьники, вот эстрада, вот заводы и фермы. По немецким улицам ходят обыкновенные люди, в немецких домах живут обыкновенные семьи. Однако над этой обыкновенностью царит суть фашизма, геббельсовская «унификация», власть олигархии над толпою маленьких людей.

И Ромм, несмотря на его эмоциональный и даже предвзятый закадровый комментарий, пытается показать, что фашизм зародился и расцвёл не в обществе убийц и садистов, а в самом обыкновенном западном обществе. И следовательно, он может зародиться в любой момент, в любом месте — стоит только забыть о прошлом. И нельзя к таким явлениям относиться с юмором. Как видим, М.Ромм оказался прав.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

25 декабря 1977 года актёр, веселивший своим творчеством десятки миллионов человек в XX веке, скончался во сне в своём доме в Швейцарии. 1 марта 1978 года его преданное земле тело было похищено. Преступники надеялись получить хорошее вознаграждение, но были арестованы полицией. Останки Чарли Чаплина нашли только спустя почти два месяца на берегу Женевского озера. Их перезахоронили, спрятав под бетоном… двухметровой толщины. Случайно ли это? История странная с этими останками.

Чарли Чаплин на вручении ему «Оскара»

Чаплин — один из самых знаменитых и таинственных. Даже Голливуд не смог переварить столь уникальную фигуру, и гений был вынужден покинуть Америку и обосноваться в тихой Швейцарии. Но что ему было до этого, ему, которого признавали даже тогда, когда не признавали кино в принципе?

В начале ХХ века Чарли Чаплина называли самой известной фигурой в мире. Сегодня, в начале века ХХI, мы вспоминаем, что оставил он миру. 11 детей, бесчисленное количество любовниц, в поисках которых был неутомим до самой смерти, скандальную историю с ворами, похитившими гроб с его телом. Но вспоминаем его образ «маленького человека» с тросточкой и котелком.

Маленькие люди были во все времена, даже когда деревья были большими. Маленькие люди могут порождать фашистскую культуру, забывая о своей миссии на Земле — состояться в качестве Человеков.

В конце нашей статьи обращаем внимание наших читателей ещё раз, что нисколько не умаляем великий талант Чарли Чаплина, предвидя, наверно, критические комментарии в наш адрес.

Наш рассказ о том, как маленькие люди (что Чарли Чаплин, что Адольф Гитлер, что их восторженные почитатели) могут влиять на мироустройство и мировоззрение общества и могут отдалять становление человечности на Земле.

Смешной чудак

Будущий гений и трехкратный лауреат “Оскара”, Чарли Чаплин, появился на свет 16 апреля 1889 года в Лондоне. Родителями его были артисты мюзик-холла, поэтому с шоу-бизнесом малыш столкнулся практически сразу!

Отца и мать Чарльза Спенсера Чаплина звали Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин


Незадолго до их свадьбы у Ханны родился Сидни Хилл, которому впоследствии тоже дали фамилию Чаплин. Вот он, старший сводный брат



Мама Чарльза принимала участие в различных музыкальных постановках, а отец часто гастролировал по Европе (бывал он и в США). Расстались они в 1891-м, а через год Ханна родила сына Джорджа Уилера Драйдена. Мальчика забрал его отец, и в жизни семьи Чаплин Джордж не появлялся в течение следующих 30 лет



К сожалению, Чаплин-старший пристрастился к алкоголю и ушел из жизни в 1901 году, когда ему было всего 38 лет. Судьба матери тоже сложилась неудачно – она потеряла рассудок и в 1898 г. была впервые помещена в клинику для душевнобольных (в дальнейшем было еще несколько госпитализаций, а скончалась Ханна в 1928-м). В итоге Чарли и Сидни были вынуждены самостоятельно зарабатывать себе на жизнь


Чаплин дебютировал на сцене в 1894-м, сразу покорив публику своей непосредственностью


Четыре года спустя он попал в детский танцевальный коллектив “Восемь ланкаширских парней”, но в 1901 покинул труппу. Тем не менее, хореографический опыт очень пригодился впоследствии, когда он занялся кинематографом.

В течение нескольких лет Чаплин играл в различных театрах и варьете. В 1908 г. он попал в театральное предприятие Фреда Карно и быстро стал одним из главных актеров. Когда в 1912 году коллектив отправился на гастроли в США, Чарльза заметил кинопродюсер Марк Сеннетт и предложил ему контракт с Keystone. Молодой британец перебрался в Лос-Анджелес год спустя


После окончания контракта Чаплин стал сотрудничать с другими кинокомпаниями. А Сидни, перебравшийся из Британии в США, занял место брата в Keystone. Первым фильмом Чарльза была картина “Зарабатывая на жизнь” (1914)



В том же году появились “Детские автомобильные гонки”, в которых Чаплин впервые предстал в образе смешного бродяжки



Фильмы в те времена были короткими, поэтому за год актеры могли сняться не в одном десятке проектов. Тринадцатая киноработа Чаплина называлась “Застигнутый дождем”. Она вышла в том же 1914 году, и Чарли впервые выступил там как режиссер



Карьера актера набирала обороты. “Невероятно затруднительное положение Мейбл” (1914)



“Бродяга” (1915)



“Ночь напролет” (1915)



“Бродяга-музыкант” (1916). Снимок не перевернут – Чаплин был левшой, и на скрипке играл именно так)



“Иммигрант” (1917)



В 1919 году Чаплин вместе с другими знаменитыми коллегами основал United Artists Corporation, но свои обязательства перед First National продолжал выполнять. Так на экраны вышел легендарный “Малыш” (1921)



Первой же работой Чарльза для United Artists была драма “Парижанка” (1923). Чаплин-режиссер появился там лишь в небольшой роли



После этого на экраны вышла классика мирового кино. Это, конечно же, “Золотая лихорадка” (1925)…



…и “Цирк” (1928)



Отметим, что для многих своих фильмов Чаплин писал и музыку. Мелодии из его работ узнаются мгновенно. Касается это и “Огней большого города” (1931)



“Новые времена” (1936)



Остаться в тени от происходящего в Европе Чаплин не мог. “Великий диктатор” (1940)



“Мсье Верду” (1947) вызвал негативную реакцию, поскольку взгляды актера на состояние современного общества показались критикам слишком мрачными



Ностальгические “Огни рампы” (1952)



“Король в Нью-Йорке” (1957) – довольно резкая сатира на США, холодную войну и массовую паранойю



“Графиня из Гонконга” (1967) – последний фильм маэстро. В главных ролях – Софи Лорен и Марлон Брандо



Чаплин умер 25 декабря 1977 года в своем доме в Швейцарии. Похоронили Великого немого на одном из местных кладбищ. Спустя несколько месяцев гроб с телом артиста был похищен с целью выкупа. Полиция нашла преступников, и останки Чарли перезахоронили 17 мая 1978 г. на кладбище Меруз в Корсье-Сюр-Веве под толстым пластом бетона



Личная жизнь Чаплина настолько богата, что ее хватит не просто на книгу – на многотомник! У актера были сложные отношения и с Голливудом, и с властями США, да и других проблем хватало. Поэтому мы остановимся только на любимых женщинах артиста – женат он был аж четыре раза.


Первой супругой актера стала Милдред Харрис. Сыграли они свадьбу в 1918 году, когда Чарльзу было 29, а Милдред – 16. Бракосочетание случилось, как принято говорить, “по залету”, однако эта беременность Харрис оказалась ложной. 7 июля 1919 г. супруги все-таки стала родителями, но, увы, их сын Норман прожил всего три дня. Через год началось оформление развода. Процесс был тяжелым и скандальным: адвокаты Милдред даже пытались наложить арест на фильм “Малыш”, и Чаплин перевез бесценные пленки в другой штат



Вторая жена Чарльза – Лита Грей. Пара отправилась под венец в ноябре 1924 года, и, что интересно, Лите тоже было 16 лет. Свадьба состоялась в Мексике – Чаплин не хотел проблем с американскими законами. Грей снималась у мужа, в частности, в “Золотой лихорадке” и “Малыше”. Детей в браке было двое – Чарльз Чаплин-младший и Сидни Эрл Чаплин. Расстались супруги в 1928 году, и актер заплатил Лите рекордные по тем временам отступные (больше 800 тыс. долларов)



Супруга номер три – Полетт Годдар. Их роман продолжался с 1932 по 1940 гг., а после расставания пара заявила, что в 1936 году они тайно сочетались браком. Полетт играла в таких фильмах Чаплина, как “Новые времена” и “Великий диктатор”. Добавим, что следующим мужем Годдар стал писатель Эрих Мария Ремарк



Четвертой и последней женой Чаплина была Уна О’Нил, дочь знаменитого писателя Юджина О’Нила. Свадьбу влюбленные сыграли в 1943 году, и пару не смущала 36-летняя разница в возрасте. В отличие от отца Уны, который прекратил с ней все отношения. Тем не менее, брак оказался крепким, и О’Нил подарила супругу троих сыновей и пятерых дочерей



Самым известным их ребенком является Джеральдина Чаплин, ставшая актрисой. “Он как-то сказал мне: “Твой талант ничего не значит, талантливых людей много. Ты должна работать больше всех”, – признавалась звездная дочь в одном из интервью. “И он был самым большим тружеником на свете и самым дисциплинированным. Это то, чему я у него научилась”, – говорила она



А дочь Джеральдины – Уну Чаплин – вы наверняка видели в “Игре престолов”, “Часе” и “Шерлоке”



Кармен Чаплин – дочь Майкла Чаплина – актриса, режиссер, сценарист


Закончим мы, по традиции, цитатой именинника. “Не думаю, что сейчас ему [Бродяге] нашлось бы место. С той поры наш мир стал несколько более упорядочен. Я не считаю, что он стал более счастливым местом – ни в коем случае. Я замечал этих ребят в короткой одежде, с длинными волосами, и, думаю, многие из них хотели бы стать бродягами. Но теперь не стало былой скромности. Они не представляют, что такое скромность, она стала своего рода пережитком. Она принадлежит другой эпохе. Вот почему я не смог бы создать нечто подобное сейчас. И, безусловно, звук – вот еще одна причина. С тех пор, как голос пришел в кино, для моего персонажа не осталось места. Я не представляю, каким должен был быть его голос. Поэтому ему пришлось уйти”, – так говорил Чаплин о судьбе своего героя





129 лет назад, 16 апреля 1889 года, родился Чарльз Спенсер Чаплин – режиссер, актер, сценарист и композитор, ставший одним из символов не только современного ему немого кино, но и кинематографа вообще. Но если режиссерский талант Чаплина, не говоря уже об актерском, давно признан всеми и вся, то подробности его биографии как музыканта часто остаются в тени. сайт предлагает вниманию читателей факты из биографии Чарли Чаплина – композитора и музыканта.

Без музыкального образования

Формального музыкального образования у Чаплина не было, но от отца, выступавшего в мюзик-холлах, он унаследовал музыкальный слух и потрясающее чувство ритма. «Если Чарльз так и останется киноактером, музыкальный мир потеряет гения. Я видела, как он часами просиживал за фортепиано, сочиняя прямо на ходу. Больше всего, я думаю, он любил виолончель. Радостно было смотреть, как менялось его выражение лица, когда он трепетной рукой прикасался к струнам», – вспоминала в 1915 году его тетушка Кейт.

Скрипка и виолончель

В 16 лет Чаплин приобрел собственные скрипку и виолончель, и брал с собой инструменты в любую поездку. При этом ему приходилось перетягивать струны в обратном порядке, чтобы было удобнее играть левой рукой (он был левшой).

«Его музыкальная карьера»

Свое пристрастие к музыке Чаплин отразил в короткометражном фильме «Его музыкальная карьера», снятом на киностудии Keystone в 1914 году.

Первые песни - о любви

В театрах, в которых ему приходилось играть, Чаплин брал уроки у дирижеров, и, судя по всему, опыт не пропал даром – 20 февраля 1916 года Чаплин выступил на бенефисе в нью-йоркском зале «Ипподром», где дирижировал оркестром Сузы и сыграл композицию собственного сочинения «Патруль мира». В том же году Чаплин опубликовал ноты двух своих песен: «О, эта виолончель!» и «Всегда есть кто-то, кого не забыть», написанных в период первой влюбленности.

Читайте также:

Первые пластинки Чарли Чаплина

Создав в начале 20-х годов фирму United Artists, Чаплин взял в свои руки и сочинение музыки для фильмов, начиная с фильма «Парижанка». Тогда же вышли пластинки с его песнями «С вами, дорогая, в Бомбее» и «Пой песню», которые позднее вошли в звуковую версию «Золотой лихорадки». В 1940-е было издана чаплинская песня «Падающая звезда», написанная на мелодию из фильма «Великий диктатор», а также еще три композиции, звучавшие в фильме «Месье Верду»: «Парижский бульвар», «Горечь танго» и «Румба».

Особое музыкальное оформление фильмов под патронажем Чаплина

До того, как музыкальное сопровождение стали записывать на пленку, для озвучивания фильмов издавались специальные сборники музыкальных произведений, подходящих для иллюстрации той или иной сцены фильма. В результате возникли устойчивые штампы, которые перекочевывали из картины в картину. Чаплин требовал, чтобы музыка исполнялась в каждом кинотеатре именно так, как он задумал, и лично составлял списки музыкальных номеров, которые рассылались бесплатно во все кинотеатры, купившие его фильмы. Такие списки существовали для фильмов Чаплина с 1921 по 1931 годы (начиная с «Малыша» и заканчивая «Огнями большого города»).

Саундтрек к фильму «Огни большого города»

«Огни большого города», вышедшие в 1931 году, стали первым фильмом, в титрах которого Чаплин значился как композитор. Оркестровку Чаплин поручил Артуру Джонстону и Альфреду Ньюману, однако большинство мелодий были написаны им самим. Кроме того, в фильме звучат отрывок из балета «Шехерезада» Римского-Корсакова, музыка Дебюсси и Листа, а тема слепой цветочницы написана композитором Хосе Падилья. Всего в «Огнях большого города» звучат 95 композиций, не считая фрагментов, в которых музыкальный фон синхронизируется с действиями персонажей.

Утверждение Чаплина-композитора


Окончательно публика приняла Чаплина-композитора после выхода второй версии «Золотой лихорадки», для которой он написал всю музыку. Зрители и критики заговорили о «чаплинском» звучании, хотя оркестровкой композиций по-прежнему занимались другие люди. Авторской была и музыка во всех последовавших картинах Чаплина – вплоть до фильма 1967 года «Графиня из Гонконга».

«Песенка без слов» и Аркадий Райкин

«Песенка без слов» в одной из последних сцен фильма «Новые времена» стала свидетельством еще одного из чаплинских талантов – песенки на «никаком» языке Чаплин виртуозно исполнял еще в ранние годы. Сама же мелодия оказалась настолько запоминающейся, что впоследствии использовалась в телевизионной заставке программы «Маски-шоу» и в одном из номеров Аркадия Райкина – облачившись в чаплинский костюм, маэстро пел песенку с такими словами:

«Живет он в Ленинграде,

Зовут его Аркадий,

Иль попросту Аркаша,

Иль Райкин, наконец».

«Smile», Нэт Кинг Коул и Майкл Джексон

В фильме «Новые времена» звучит и еще одна инструментальная тема, сочиненная Чаплином и впоследствии ставшая песней. Источником вдохновения для нее стала одна из мелодий оперы Пуччини «Тоска», а в 1954 году поэты Джон Тернер и Джофри Парсонс дописали к этой мелодии слова. Эта версия песни, получившая название «Smile», стала хитом в исполнении Нэта Кинга Коула, достигнув 10 места в чартах Billboard и второго – в национальном хит-параде Великобритании. Майкл Джексон, тоже бывший большим поклонником Чаплина, записал свою версию этой песни для альбома «HIStory: Past, Present and Future, Book I».

125 лет назад родился 
Чарльз Спенсер Чаплин — человек, ставший синонимом 
кинематографа XX века. Кинопродюсер-первопроходец Мак Сеннет, первым давший Чаплину работу в кино, утверждал, что о Чаплине будут говорить и 100 лет спустя. Будут и через 500 — если будет кому. Но, к сожалению, в последние десятилетия чаплинской трогательности, пусть тщательно отремастированной и переизданной в формате Blu-ray, почти не осталось места в современном кино. Однако у нас есть его фильмы, в которых смех так часто шел рука об руку со слезами.

В возрасте семи лет Чаплин ночевал на скамейках в парке, если не был в это время в работном доме. Его мать, певица, содержалась в сумасшедшем доме, а предполагаемый отец, артист мюзик-холла Чарльз Чаплин-старший, пил по-черному и умер, когда Чарли было десять. По одной из легенд, Чаплин вообще родился в цыганском караване, стоявшем близ Бирмингема, — свидетельства о рождении сам артист так и не нашел. Чаплин как будто бы пришел из ниоткуда. Детство его было адски трудным.

Его путь к успеху можно описать одним абзацем. Маленький Чарли не пробовал масла, был стеснительным, болезненным ребенком и рос в атмосфере супружеских измен, алкоголизма и безумия. Чтобы прокормить себя, он отплясывал со шляпой в руке на улицах Лондона. В девять лет он уже колесил по Британии с «Парнями из Ланкашира», группой сельских чечеточников, а в 14 получил первую роль в театре. На пробах он больше всего опасался, что его попросят прочесть несколько реплик, — он был неграмотным. В 21 год он отправляется с труппой Карно (в ее составе был также комик Стэн Лоурел) на гастроли в Америку и решает остаться там. Bсего спустя четыре года, в 25 лет, он уже был кинозвездой и получал астрономические по тем временам деньги — $1000 в неделю.

Несмотря на свои доходы, Чарли носил самую захудалую одежду и совершенно не интересовался собственным внешним видом или даже чистотой. Привыкший к нищете, он сделал своей второй натурой строжайшую экономию во всем, и успех никак не повлиял на него. Он никогда не покупал себе выпивку и никого не угощал. Его коллеги по театру прозвали его странным. И когда он наконец ушел из театральной труппы, чтобы полностью посвятить себя молодому тогда кинематографу, никто по нему особенно не скучал.

Чаплин преклонялся перед Максом Линдером, королем французских немых фильмов, слащавым кинокомиком, снимавшимся в комедиях с 1908 года. Когда Линдер после Первой мировой войны прибыл в Голливуд, Чаплин подарил ему свой портрет с надписью «Профессору Максу от его ученика». В короткометражке «Роман Макса» (1912) обувь его обладателя сама по себе влюблялась в женские туфли соседки по гостинице. Чаплин завел себе такие же высокие черные штиблеты на застежках и носил их десятилетиями после того, как они вышли из моды. Но в своих фильмах Чаплин обошел своего учителя на многие мили — он невероятно быстро двигался, вставлял в сцены больше гэгов, а сюжет двигал вперед при помощи жестов и языка тела. Секрет успеха Чаплина, наверное, заключался в том, что он объединил в образе своего Бродяги обоих цирковых клоунов, рыжего и белого — манерного, элегантно обтянутого Пьеро и неуклюжего Огюста в широких штанах и безразмерных ботинках.

Личность Чаплина очень сильно контрастировала с его милым экранным образом. Чаплин был эгоцентриком — бытует анекдот, что в ответ на замечание ассистента, что в кадре видны рельсы для операторской тележки, Чаплин ответил: «Если в кадре буду я, то публика ни на что другое смотреть не будет».

В короткометражке «Женщина» (1915) его Бродяга переодевается в женскую одежду, сбривает усы и становится уже даже не женоподобным, а полностью утрачивает какие-либо мужские черты — он флиртует, улыбается, очаровывает. Чаплин густо красил ресницы, подчеркивая свою красоту для всего мира. И мир отвечал ему взаимностью — особенно женщины и дети. Много говорилось о том, что Чаплин предпочитал женщин гораздо моложе себя. Его первой любви было 15 лет, когда они познакомились. В возрасте 53 лет Чаплин влюбился в 17-летнюю Уну О’Нил и вынужден был отвечать в суде по обвинению в аморальном поведении. Но сам Чаплин не придавал сексу основополагающего значения и предпочел в автобиографии совсем умолчать об этой стороне своей жизни.

Эпидемия чаплинита

До 30 лет его жизнь была тихой и без каких-либо скандалов, если не считать его безумной популярности. Задолго до битломании, в 1915 году, началась эпидемия чаплинита — по подобию комика изготовлялись игрушки, куклы и карты. Устраивались и конкурсы на лучших имитаторов кинокомика — по легенде, Чаплин принял участие в одном из них и был снят за недостаточную реалистичность.

Он отошел от слэпстиков, в которых ловко отвешивал толстым усачам пинки, и стал вплетать в свои комедии мрачные проблемы, тяготившие общество. Потеря родителей и опека сирот в «Малыше» (1921), социальное неравенство в «Огнях большого города» (1931), всемирный экономический кризис в «Новых временах» (1936), нацизм в «Великом диктаторе» (1940). Чаплин наглядно и без лишних слов совмещал понятные всем шутки с не менее понятными горестями, мастерски переходил от одной эмоции к другой, совершенно противоположной, и гордился тем, что его фильмы смотрят даже в тех регионах, где никогда не слышали об Иисусе Христе.

Ленин искал встречи с ним, Гитлер копировал форму его усов — сильных мира сего восхищала его безразмерная власть над зрительскими массами. Перед Чаплиным равны были все — и политики, и неграмотные индусы, и архитекторы школы Баухауз, восторгавшиеся полным отсутствием человечности в его образе. «Разве эти чаплинские усики не все, что у Европы осталось от лица?» — задавался вопросом Владимир Маяковский в 1923 году.

Но мир разлюбил Чаплина так же стремительно, как и полюбил. За свои социалистические пристрастия и открытую симпатию к коммунизму ему пришлось отвечать перед Комитетом по антиамериканской деятельности. В ресторанах люди нарочито отсаживались от него. А когда он отправился в Лондон, то на полпути через океан выяснилось, что его виза для обратного въезда в Штаты аннулирована. Голливудская колумнистка Хедда Хоппер письменно просила директора ФБР Дж. Эдгара Гувера предоставить ей дело Чаплина, чтобы атаковать суперзвезду: «Дайте материалы, и я ударю по нему». И хотя у Гувера лежало пухлое досье на Чаплина с отчетом о связях последнего с немецкими социалистами от искусства — эмигрантами Хансом Эйслером и Бертольдом Брехтом, суровый директор ФБР ей отказал.

Чаплин пробыл изгоем до конца жизни, уединившись в Швейцарии по соседству с Владимиром Набоковым (и, возможно, послужив прототипом для героя «Лолиты»). В это время он с удовольствием вспоминал ранние дни на студиях Keystone и Essanay, когда он был свободен, счастлив и мог легко делать все что угодно. Как говорил он сам: «Все, что мне нужно для комедии, это парк, полицейский и красивая девушка».

«Мсье Верду»
(1947)

Сценарий написал Орсон Уэллс, который хотел снять Чаплина в роли Анри Ландрю, серийного убийцы начала века, которому приписывали убийства более 300 женщин. В итоге Чаплин снял сам себя, выкупив сценарий у Уэллса за $1500, перенеся действие в современность. Черная комедия стала первым послевоенным фильмом Чаплина, и если в «Великом диктаторе» он пародировал Гитлера, то здесь вселенная Чаплина перевернулась — маленький Бродяга мутировал в профессионального двоеженца, жеманно оправдывающегося на суде тем, что его грехи на фоне оружия массового уничтожения смотрятся довольно скромно: «В сравнении с ними я дилетант».

«Огни рампы»
(1952)

Над адаптацией 1000-страничного романа о старом клоуне по имени Кальверо и юной балерине Чарли работал много лет. Фильм должен был стать прощальным поклоном артиста. Действие разворачивается в 1914 году, когда Чаплин снял свою первую картину, и изобилует цитатами из ранних фильмов Чаплина и ностальгией по временам мюзик-холла эпохи его родителей. Чарли пригласил сняться в фильме своего давнего соперника Бастера Китона, думая, что окажет тому большую услугу, но их совместная сцена вышла крайне неловкой. В результате «Огни рампы» получились последним, очень личным размышлением Чаплина о природе смеха и о смерти всех эмоций.

«Король в Нью-Йорке»
(1957)

25 декабря 1977 года умер Чарли Чаплин – личность поистине легендарная. Немое кино стало сегодня историей, но образы, созданные этим гениальным актёром, узнают даже дети.

Вконтакте

Однокласники

25 декабря 1977 года умер Чарли Чаплин – личность поистине легендарная. Ни мировая слава, ни два «Оскара» не смогли оградить от опалы властей этого великого режиссёра и актёра-комика, который вне экрана был активной политической личностью и стремился добиться пресловутого «мира во всем мире».

Карьера Чаплина длилась 75 лет

Сэр Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 в Уолворте (Великобритания) в семье артистов мюзик-холла.

Впервые он вышел на сцену в 5 лет, когда необходимо было заменить в программе мать, у которой возникли проблемы с гортанью. Маленькому Чарли удалось сорвать овации зрителей, которые забросали его монетами и купюрами.

Ещё сильнее покорил юный актёр публику, когда начал с детской непосредственностью собирать эти деньги со сцены прямо во время выступления.

С того момента и началась карьера Чаплина, которая, растянувшись на 75 лет, продолжалась до смерти великого комика.


Чарли Чаплин. (фото 1915 года).

Чарли Чаплин получил первую роль раньше, чем научился читать

Детство Чаплина прошло в беспросветной нищете. Отец ушёл из семьи, и Чарли с братом вынуждены были пойти в сиротскую школу.

Чарли Чаплин работал продавцом газет, мальчиком на побегушках в типографии, помощником врача и никогда не терял надежды, что когда-нибудь сможет зарабатывать актерством.



Чарли Чаплин брал уроки игры на скрипке.

Свою первую роль в театре Чарли Чаплин получил в 14 лет - роль посыльного Билли в пьесе «Шерлок Холмс». Тогда Чаплин был неграмотным и очень боялся, что его попросят прочитать несколько абзацев вслух. Роль он выучил с помощью своего брата Сидни.

Чарли Чаплин стал самым молодым и самым дорогим актёром своего времени

23 сентября 1913 года Чаплин подписал контракт с кинокомпанией «Кистоун». Тогда его жалование составляло $150. В 1914 году он снимает свой первый фильм – «Застигнутый дождём», где выступил в качестве режиссёра, актёра и сценариста.

Заработки его растут в геометрической прогрессии. Уже в 1915 году он получает $1250, а в 1916 «Mutual Film» платит комику $10 тыс. в неделю. В 1917 году Чаплин подписал контакт на $1 млн. со студией «First National Pictures» и стал по тем временам самым дорогим актёром в истории.



Чарли Чаплин в фильме Детские автомобильные гонки (1914)

Получая баснословные гонорары, Чаплин хранил чеки в чемодане.

Известно, то даже после того, как Чарли Чаплин сумел заработать свой первый миллион, он продолжал жить в более чем скромном гостиничном номере, а чеки, полученные им в студии, всю жизнь хранил в старом чемодане.

В 1922 году Чарли Чаплин построил собственный дом на Беверли-Хиллс. В доме было 40 комнат, орган и кинозал.

После фильма «Великий диктатор» Чаплина стали называть коммунистом.

В конце 1940 года Чаплин заканчивает съёмки своего фильма «Великий диктатор», который, по сути, являлся политической сатирой на нацизм в целом и на Гитлера в частности. Это был последний фильм, где Чаплин использовал образ бродяжки-Чарли.

Фильм отказывались показывать в кинотеатрах Англии и США, поскольку боялись нарушить хрупкий мир с Германией, а Чаплина обвинили в разжигании истерии.

Была даже назначена комиссия по расследованию антиамериканских действий актера. После того,как фильм посмотрел Гитлер, актёра назвали «подлецом».

Во время Второй мировой Чаплин выступил на одном из митингов и призвал как можно быстрее открыть второй фронт. Первое слово в его речи было «товарищи», после чего западная пропаганда стала называть актёра «коммунистом».

В США Чаплин был персоной нон-грата

В 1952 году Чаплин заканчивает работу над своей картиной «Огни рампы», которая повествует о творчестве и о судьбе творческого человека.

17 сентября этого же года он отправился на мировую премьеру своего фильма в Лондон, и обратно в США уже возвратиться не смог. Директор Федерального бюро расследований Эдгар Гувер сумел добиться от иммиграционных властей запрета на въезд Чаплина в страну.

К слову, в США Чарли Чаплин прожил более 40 лет, но так и не получил американское гражданство. Официальной причиной отказа на въезд в страну стало присутствие имени комика в списке Оруэлла. После этого Чаплин поселился в городе Веве в Швейцарии.



Кадр из фильме Огни рампы. Чаплин в роли Кальверо.

Последний ребёнок Чаплина родился, когда ему было 72 года

Чарли Чаплин пользовался успехом у женского пола. У него было 11 детей, а некая Джоан Берри в 1943 году через суд пыталась навязать ему двенадцатого, но экспертиза доказала, то её ребёнок не имеет никакого отношения к Чаплину.

Первой женой Чарли Чаплина в 1918 году стала 16-летняя Милдред Харрис. Брак продлился всего 2 года. В автобиографии Чаплин написал: «Милдред была не злой, но она была безнадёжно зоологична. Я никогда не мог добраться до её души - она была у неё забита каким-то розовым тряпьём и всякой чепухой».



Чарли Чаплин и его жёны.

В 1924 году Чарли Чаплин женится на 16-летней Лите Грей. Брак был заключён в Мексике, что позволило избежать проблем с американским законодательством, не разрешавшим вступать в брак в 16 лет.

После развода в 1928 году Чаплин выплатил Лите рекордную для того времени сумму - $825 тыс., что стало причиной расследования налоговых служб. По мнению Джойс Милтон, биографа Чаплина, эти отношения положил в основу романа «Лолита» Набоков.

Третьей супругой Чаплина стала актриса Полетт Годдар, снявшаяся в главных ролях в его фильмах «Новые времена» и «Великий диктатор». Расстались они в 1940 году, а вторым супругом Годдар стал писатель Эрих Мария Ремарк.



Чарли Чаплин с женой Уной.

Четвёртая супруга Чаплина Уна О’Нил была младше его на 36 лет. Когда Уна в 1943 году вышла замуж, её отец перестал с ней общаться.

В 1952, уезжая в Лондон, Чаплин выдал жене доверенность на свой банковский счёт, что позволило Уне вывезти имущество Чаплина из США. Позднее она отказалась от американского гражданства.



Чарли Чаплин с женой и детьми.

У Чаплина и О’Нил было трое сыновей и пятеро дочерей. Последний ребёнок родился, когда комику было 72 года.

Гроб с телом Чаплина был похищен

Чарли Чаплин скончался 25 декабря 1977 года в возрасте 88 лет. Через 2 месяца после похорон великого актёра мир облетела сенсационная новость - гроб с телом комика похитили с кладбища при англиканской церкви в Веве.

Об этом утром 2 марта 1978 года кладбищенский смотритель сообщил в полицию, а вечером неизвестные позвонили вдове Чаплина и заявили, что саркофаг с телом её супруга находится в «надёжном месте».



Могила Чарли Чаплина и его супруги.

Переговоры с грабителями, которые требовали 600 тысяч швейцарских франков, велись почти месяц. Полиция засекла преступников на 27-ом звонке. Злоумышленниками оказались 38-летний Ганчо Ганев и 24-летний Роман Вардас.

Котелок и трость Чарли Чаплина проданы более чем за $60 тысяч



Котелок Чаплина на аукционе в Лос- Анджелесе

В 2012 году котелок и трость Чарли Чаплина на торгах аукционного дома Bonhams в Лос- Анджелесе были проданы за $62,5 тыс.

Организаторы аукциона заявили, что именно эти аксессуары использовал великий комик на съёмках фильмов «Новые времена» и «Огни большого города».

Правда, доподлинно неизвестно, сколько всего тростей и котелков, снимавшихся вместе с Чаплиным, дошли до наших дней.

На вручении «Оскара» зал аплодировал Чаплину стоя 12 минутПервого «Оскара» Чарли Чаплину принёс фильм «Великий диктатор». В 1941 году актёр получил статуэтку за «Лучшую мужскую роль».

В 1948 году Чаплин ещё раз был удостоен «Оскара». На этот раз - за лучший сценарий («Месье Верду»). В 1962 году Чарли Чаплин стал доктором Оксфордского университета, а в 1975 - Елизавета II вручила ему орден кавалера Британской империи.

В 1970 на Аллее славы в Голливуде была заложена звезда Чарли Чаплина. А его фото сегодня входят в коллекции самых знаковых фотографий именитых фотохудожников.



Звезда Чарли Чаплина на Аллее славы в Голливуде.

В 1972 году 82-х летнему Чарли Чаплин вручили почетный Оскар «за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством». Зал аплодировал великому комику стоя в течение 12 минут.



Чарли Чаплин на получении премии Оскар в 1972 году.

На протяжении своей кинокарьеры Чаплин снялся в 82 фильмах. Чаплин на своих фильмах заработал около $10,5 млн.