Первая мировая война — это война между двумя коалициями держав: Центральных держав , или Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антанты (Россия, Франция, Великобритания).

Поддержали Антанту в Первой мировой войне (т.е. были ее союзниками) еще ряд государств. Длилась эта война примерно 4 года (официально с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918). Это был первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств.

В ходе войны состав коалиций менялся.

Европа в 1914 году

Антанта

Британская империя

Франция

Российская империя

Кроме этих основных стран, на стороне Антанты сгруппировалось более двадцати государств, а термин «Антанта» стал применяться для обозначения всей антигерманской коалиции. Таким образом, в антигерманскую коалицию входили страны: Андорра, Бельгия, Боливия, Бразилия, Китай, Коста-Рика, Куба, Эквадор, Греция, Гватемала, Гаити, Гондурас, Италия (c 23 мая 1915 г.), Япония, Либерия, Черногория, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Сиам, США, Уругвай.

Кавалерия Российской имперской гвардии

Центральные державы

Германская империя

Австро-Венгрия

Османская империя

Болгарское царство (с 1915 г.)

Предшественником этого блока был Тройственный союз , образовавшийся в 1879-1882 годах в результате соглашений, заключённых между Германией, Австро-Венгрией и Италией . По договору эти страны обязаны были оказывать друг другу поддержку в случае войны, основном с Францией. Но Италия стала сближаться с Францией и в начале Первой мировой войны объявила о своём нейтралитете, а в 1915 г. вышла из Тройственного союза и вступила в войну на стороне Антанты.

Османская империя и Болгария присоединились к Германии и Австро-Венгрии уже в ходе войны. Османская империя вступила в войну в октябре 1914, Болгария - в октябре 1915 года.

Некоторые страны участвовали в войне частично, другие вступили в войну уже в завершающей ее фазе. Расскажем о некоторых особенностях участия в войне отдельных стран.

Албания

Как только война началась, албанский князь Вильгельм Вид, по происхождению немец, бежал из страны в Германию. Албания заняла нейтралитет, но была оккупирована войсками Антанты (Италией, Сербией, Черногорией). Однако к январю 1916 г. большую ее часть (Северную и Центральную) заняли Австро-Венгерские войска. На занятых территориях, при поддержке оккупационных властей, из албанских добровольцев был создан Албанский легион - воинское формирование, состоявшее из девяти пехотных батальонов и насчитывавшее в своих рядах до 6000 бойцов.

Азербайджан

28 мая 1918 г. была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика. Вскоре она заключила с Османской империи договор «О мире и дружбе», согласно которому последняя обязывалась «оказывать помощь вооружённой силой правительству Азербайджанской Республики, буде таковая потребуется для обеспечения порядка и безопасности в стране ». А когда вооружённые формирования Бакинского Совета народных комиссаров начали наступление на Елизаветполь, это стало основанием для обращения Азербайджанской Демократической Республики за военной помощью к Османской империи.В результате войска большевиков были разбиты. 15 сентября 1918 г. турецко-азербайджанская армия заняла Баку.

М. Димер "Первая мировая война. Воздушный бой"

Аравия

К началу Первой мировой войны она была основным союзником Османской империи на Аравийском полуострове.

Ливия

Мусульманский суфийский религиозно-политический орден Сенусия начал вести боевые действия против итальянских колонизаторов в Ливии ещё в 1911 г. Сенусия – мусульманский суфийский религиозно-политический орден (братство) в Ливии и Судане, основанный в Мекке в 1837 г. Великим Сенусси, Мухаммедом ибн Али ас-Сенуси, и нацеленный на преодоление упадка исламской мысли и духовности и ослабления мусульманского политического единства). К 1914 г. итальянцы контролировали лишь побережье. С началом Первой мировой войны сенуситы получили новых союзников в борьбе против колонизаторов - Османскую и Германскую империи, с их помощью к концу1916 г. Сенусия выбила итальянцев с большей части Ливии. В декабре 1915 г. сенуситские отряды вторглись в Британский Египет, где потерпели сокрушительное поражение.

Польша

С началом Первой мировой войны польские националистические круги Австро-Венгрии выдвинули идею создания Польского легиона, чтобы получить поддержку Центральных держав и с их помощью частично решить польский вопрос. В итоге было сформировано два легиона - Восточный (Львов) и Западный (Краков). Восточный легион после занятия русскими войсками Галиции 21 сентября 1914 г. самораспустился, а Западный легион был разделён на три бригады легионеров (каждая по 5-6 тысяч человек) и в таком виде продолжил участие в боевых действиях до 1918 г.

К августу 1915 г. немцы и австро-венгры заняли территорию всего Царства Польского, а 5 ноября 1916 г. оккупационными властями был обнародован «Акт двух императоров», провозглашавший создание Королевства Польского - самостоятельного государства с наследственной монархией и конституционным строем, границы которого точно определены не были.

Судан

К началу Первой мировой войны Дарфурский султанат находился под протекторатом Великобритании, но британцы отказали Дарфуру в помощи, не пожелав портить свои отношения с союзником по Антанте. В результате 14 апреля 1915 г. султан официально провозгласил независимость Дарфура. Дарфурский султан рассчитывал получить поддержку Османской империи и суфийского ордена Сенусия, с которым у султаната установился крепкий союз. В Дарфур вторгся двухтысячный англо-египетский корпус, армия султаната потерпела ряд поражений и в январе 1917 г. было официально объявлено о присоединении Дарфурского султаната к Судану.

Русская артиллерия

Нейтральные страны

Сохраняли полный или частичный нейтралитет следующие страны: Албания, Афганистан, Аргентина, Чили, Колумбия, Дания, Сальвадор, Эфиопия, Лихтенштейн, Люксембург (он не объявлял войны Центральным державам, хотя был оккупирован германскими войсками), Мексика, Нидерланды, Норвегия, Парагвай, Персия, Испания, Швеция, Швейцария, Тибет, Венесуэла, Италия (3 августа 1914 г. -23 мая 1915 г.)

В результате войны

В результате Первой мировой войны блок Центральных держав прекратил своё существование с поражением в Первой мировой войне осенью 1918 года. При подписании перемирия все они безоговорочно приняли условия победителей. Австро-Венгрия и Османская империя в результате войны распались; государства, созданные на территории Российской империи, вынуждены были искать поддержки Антанты. Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия сохранили независимость, остальные снова были присоединены к России (непосредственно к РСФСР или вошли в Советский Союз).

Первая мировая война - один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. Страны-участницы потеряли около 12 млн. человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн. были ранены.

Ф. Рубо "Первая мировая война. 1915 год"

(1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Раскрыть причины, цели участников, характер войны; выяснить какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран; назвать главные фронты и события.
  • Продолжить формирование умений сопоставлять различные источники, анализировать и делать самостоятельные выводы, работать с исторической картой, правильно распределять время работы над заданиями; оценивать свою работу и работу товарищей.
  • Воспитывать чувство неприятия насильственных мер для решения проблем, а также чувство гордости за своих предков.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Слайд 2: Верещагин. Апофеоз войны.

Задания: Что хотел сказать художник этой картиной? Каков ее главный замысел?

Слово учителя: 100 лет отделяет нас от невеселого дня 1 августа 1914 г. – срок достаточный для того, чтобы оценить значимость совершающегося тогда. Человечество вступило в новый очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определяющих облик современного мира.

2. Формулировка интегрирующей цели.

  • В процессе работы над учебными элементами вам предстоит узнать:
  • Каковы были причины войны, цели и планы участников;
  • Как была развязана Первая мировая война (т.е. повод);
  • Какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран;
  • На каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась.
  • Вам предстоит также развить имеющиеся у вас навыки и научиться:
  • Сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;
  • Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
  • Работать с исторической картой;
  • Правильно распределять время работы над заданиями;
  • Оценивать свою работу и работу товарищей.

3. Актуализация знаний по теме “Россия и мир в начале ХХ в.”

Входной контроль. Давайте попробуем назвать основные международные противоречия, определившиеся к нач. ХХ века. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел мира?

1. Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”? (Балканы)

2. Интересы каких стран столкнулись на Балканском полуострове? (Россия, Австро-Венгрия)

3. Какие военно-политические блоки были созданы в Европе? Их состав?

  • (Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия – 1882 г.)
  • Антанта (Россия, Франция, Англия – 1907 г.)

4. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира? (империалистические войны: американо-испанская, англо-бурская, русско-японская (1904-1905)

5. Что из себя представлял немецкий план Шлиффена? (молненосная война, разгром Франции, а затем России)

Итак,мир стоял на грани мировой войны, войны империалистической. Нужен был только повод и он нашелся.

4. Изучение новой темы (слайд 3-4)

План:

  1. Причины, повод, характер Первой мировой войны.
  2. Страны - участники и их цели.
  3. Развитие военной техники в годы войны.
  4. Ход военных действий.
  5. Итоги войны.

Важнейшие даты:

28 июня 1914 г. – убийство Г.Принципом наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда;

Лето 1916 г. – Брусиловский прорыв;

Оборудование урока:

Карта “Первая мировая война. 1914-1918 гг.”

Таблицы 1-3 “Численность вооруженных сил”, “Прямые военные расходы”, “Вооружение”;

Технологическая карта учащегося по теме “Первая мировая война”.

Учебники:

1) Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011.- Ч.2, параграфы 69, 70.

2) Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. Ростов н/Д, 2008.

1. Предпосылки, причины, повод, характер Первой мировой войны.

Задания: Проанализировав схему, (слайд 5) назовите основные международные противоречия в начале века, военные блоки и страны, между которыми сложились эти противоречия. Сформулируйте главные причины войны.

Запиши причины Первой мировой войны и название блоков и стран между которыми началась война.

Слово учителя:

1.1. Наибольшее значение имели обострение противостояния великих держав , прежде всего Англии и Германии, в мировом масштабе, начавшаяся борьба за передел мира, в том числе за перераспределение колоний.

1.2. Развитие противоречий в отдельных регионах, воспринимавшихся странами-мировыми лидерами в качестве “ключевых точек” в борьбе за сферы влияния.

Особой остроты достигло противоборство на Балканах России и ее союзницы Сербии и Австро-Венгрии вместе с союзной Болгарией. Взрывоопасная ситуация усугублялась тем, что здесь свои интересы преследовали также Англия, Германия, Франция и Италия. К 1914 г., поставив под контроль армию Османской империи, Германия превратилась в доминирующую военную державу Балканского региона. Стремление России к овладению черноморскими проливами теперь блокировалось не только Англией, но и германо-турецким военным союзом.

Не простой была ситуация на Ближнем Востоке . На Дальнем Востоке стремились распространить свое влияние США и Япония.

1.3. Огромную роль играло политическое и экономическое соперничество Германии и Франции, боровшихся за установление экономической гегемонии в Европе.

1.4. Внутриполитические задачи России объективно противоречили тенденции к началу военных действий.

Столыпин П.А. писал: “Нам нужен мир, война в ближайшие годы… будет гибельна для России и для династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точки зрения, но и с финансовой и экономической”. Но этим словам царь не внял. Россия ввязалась в мировую войну.

2. Страны-участники и их цели. Характер войны.

Цель : На этом этапе работы вам надо определить цели стран-участниц, повод и характер войны.

Задание 1.

  • Пользуясь текстом учебника назовите цели участников.
  • На основе сведений о целях участников войны определите характер войны. (Слайд 6)
  • Какие события послужили поводом к войне? (Слайд 7)

Задание 2.

В начале той или иной войны иногда важную роль играет случай. Еще английский адмирал Нельсон говорил: “Кое-что мы должны оставлять на волю случая”. Этой же точки зрения придерживался Ллойд-Джордж, У.Черчилль.

Подумайте, как соотносятся в начале первой мировой элементы случайного и закономерного? Что было бы, если бы сараевского убийства не было?

Задание 3.

Подумайте, можно ли было предотвратить войну в начале века (именно мировую)? Каким образом, если ответ положительный? Почему нет, если ответ отрицательный?

Задание 4.

Приведите известные вам из курса истории примеры справедливых и несправедливых войн. Дайте обоснованное определение характера первой мировой войны (для каждой из стран). К действиям каких стран нельзя применить это определение? Меняло ли наличие подобных исключений характер войны?

Запиши в тетради: Название военных блоков, цели стран-участников (в виде схемы) и характер первой мировой войны. (Слайд 6)

Слово учителя:

Повод. 15 (28 по новому стилю) июня 1914 г. должны были начаться провокационные военные маневры Австро-Венгрии, направленные против Сербии. В этот день в Сараево, столице Боснии, сербом Гаврилой Принципом был убит эрцгерцог Франц Фердинанд , наследник австрийского императора. Австрия, обвинив в убийстве сербскую националистическую организацию, потребовала ввода войск в Сербию и допуска следователей на ее территорию. По совету России Сербия приняла ультиматум, отвергнув лишь австрийскую оккупацию, неприемлемую для сербского суверенитета. Несмотря на обращение России к Австро-Венгрии и Германии, 15(28) июля австрийская артиллерия начала обстрел столицы Сербии – Белграда.

Объявление войны. 17(30) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австро-Венгрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России.

2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и в обход оборонительной линии Мажино начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа в войну вступила Англия, 6 августа – Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. – Италия, в 1916 г. – Румыния, в 1917 г. – США. Турция (1914) и Болгария (1915) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

3. Военно-технический потенциал стран-участниц войны.

Цель: На этом этапе работы вам предстоит выяснить: была ли Россия готова к войне (по сравнению с другими странами). Вы должны научиться делать выводы, сопоставляя материал устных сообщений, учебника и сравнительных таблиц.

Задание 1.

Проанализируйте данные таблиц 1-3. Сделайте выводы о готовности России к длительной войне.

Задание 2.

С.Ю.Витте писал, вспоминая о события 1904-1905 гг.: “И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы”.

Оценивая положение России в 1914 г., попробуйте определить, был ли учтен опыт русско-японской войны? Как вы думаете, почему?

Слово учителя: Подготовка России к войне.

  • Реорганизация армии. В 1908-1913 гг. в России был проведен ряд военных реформ. Выросла численность армии, увеличился срок службы, улучшилась система боевой подготовки. Изменился офицерский состав: были уволены свыше 2 тыс. старших офицеров, отменены сословные ограничения при приеме в офицерские училища. В итоге русская армия по численности стала равна армиям Германии и Австро-Венгрии. Но качественное ее преобразование к 1914 г. еще не было завершено.
  • Рост вооружений . Военные расходы увеличились за этот период в 3,7 раза, составив 40% бюджета страны.
  • Флот. После уничтожения в русско-японской войне российского военного флота он снова начал возрождаться. Еще в 1907 г. была принята “Малая судостроительная программа”, а в 1912 г. “Программа судостроения Балтийского флота”. Началось строительство подводных лодок.
  • Модернизировались и вооружения сухопутных войск, но лишь в 1913 г. была принята “Большая программа по усилению армии”, в ходе выполнения которой в 1914-1917 гг. планировалось увеличить и модернизировать артиллерию, усилить инженерные войска, создать военную авиацию и автомобильный транспорт. Программа к началу войны только начала выполняться. В результате Россия отставала по объему военного бюджета, в вооружениях и артиллерии от Германии, завершившей свою военную программу в 1914 г.
  • Особую опасность представляло отставание России в 2,5 раза от Германии и Австро-Венгрии по пропускной способности железных дорог, ведущих к районам будущих военных действий.
  • Дипломатическая подготовка . В 1914 г. была подготовлена военно-морская конвенция России и Англии, подписанная уже после начала войны. Это завершило складывание Антанты как военного союза России, Англии и Франции.

Развитие военной техники в годы войны. (слайд 8)

  • Появление танков и новых видов артиллерии.
    15 сентября 1916 г. англичане впервые применили танки в бою. При поддержке 18 танков пехота смогла продвинуться на 2 км. Массированное применение танков – сражение при Камбре 20-21 ноября 1917 г., было задействовано 378 танков.
  • Развитие авиации. (Слайд 9)
    Наиболее известными самолетами были немецкий “Фоккер”, английский “Сопвич” и французский “Фарман”. В России был построен тяжелый четырехмоторный самолет “Илья Муромец”, поднимавший до 800 кг бомб и вооруженный 3-7 пулеметами.
  • Химическое оружие.
    В апреле 1915 г. под г. Ипр в Бельгии немцами из баллонов было выпущено 180 т хлора. В результате атаки пострадали около 15 тыс. человек, из них 5 тыс. погибли. 12 апреля 1917 г. в районе Ипра немцами был применен горчичный газ (иприт). Всего отравляющими веществами в годы войны было поражено около 1 млн. человек.

Военные планы.

Руководство Германии считало лето 1914 г. наиболее выгодным моментом для начала войны, так как страны Антанты, особенно Россия, не были готовы к войне. Германский Генштаб планировал при помощи молниеносной войны (блицкрига) разгромить Францию и вместе с Австро-Венгрией бросить все силы на борьбу с Россией.

Россия рассчитывала после завершения мобилизации наступление на северо-западе на Берлин и на юго-западе на Вену. Главнокомандующим был назначен дядя царя Николай Николаевич.

Обе стороны предполагали победить в войне в течение 3-4 месяцев.

4. Ход военных действий.

Цель : сравнить основные события на Восточном и Западном фронте

1. Работая с текстом учебника, выписать в таблицу основанные сражения войны на Восточном и Западном фронте.

1 ряд – военные кампании 1914 г. 2 ряд – 1915-1916 гг. 3 ряд – 1917-1918 гг.

Основные события, сражения

Дата, год Восточный фронт Западный фронт
1914
1915
1916
1917
1918

Работа с настенной картой “Первая мировая война”

2. На каком фронте происходили главные события войны.

Сообщение учащегося “Брусиловский прорыв” (слайд 12,13)

3. Какие еще фронты были созданы? Назвать их.

Проверка выполненной работы “Основные события, сражения” (слайд 10, 11, 15)

Дополнительный материал для преподавателя.

1914 г. – год упущенных возможностей . 4 августа 1914 г. немецкие войска, нарушив нейтралитет Бельгии, начали через ее территорию наступление на Францию, в обход основной группировки французских войск, находившейся на французско-германской границе. Вместо запланированных 2-3 дней немецкая армия продвигалась к французско-бельгийской границе 15 дней. За это время Англия высадила на континенте свои войска.

В начале сентября немецкие войска форсировали реку Марна на подступах к Парижу. 6 сентября началось контрнаступление англо-французских войск, и только 12 сентября немцам удалось остановить противника. Молниеносный бросок на Париж был сорван. Началась позиционная война – стороны не имели сил для наступления, но прочно удерживали свои позиции.

После поражения англо-французских войск на границе Франции и быстрого продвижения германских войск к Парижу Россия еще до завершения мобилизации начала, по просьбе Франции, наступление в Восточной Пруссии и в Галиции.

В Восточной Пруссии наступавшие с востока – 1-я (под командованием П.К.Ренненкампфа) и с юга – 2-я (под командованием А.В.Самсонова) русские армии в конце августа нанесли ряд поражений немногочисленной германской группировке. После переброски двух корпусов из Франции и привлечения резервных частей Германия, используя несогласованность действий русских войск, окружила и уничтожила два корпуса 2-й армии Самсонова, покончившего самоубийством. 1-я армия отступила.

Наступление в Галиции в августе-сентябре 1914 г. было более успешным. 8-яармия (А.А.Брусилов) взяла Львов и Галич, российские войска осадили Перемышль, оттеснив австрийцев на 300 км от границы за р. Сан. Казалось, что Австро-Венгрия разгромлена.

Для вторжения в Германию российское командование, не закрепив успеха на юго-западе, начало переброску войск из Галиции в Польшу, но в октябре австро-германские армии предприняли упреждающее наступление на Лодзь и Варшаву. В кровопролитных боях в октябре-ноябре обе стороны понесли тяжелые потери (Россия – 2 млн. убитых, раненных и пленных, ее противник – 950 тыс.), но не выполнили своих задач.

Война с Турцией началась 29 октября с атаки германских войск, шедших под турецким флагом на Севастополь, Одессу и наступление турецких войск на Кавказе. Кавказская армия оттеснила противника к Эрзруму, что облегчило действия союзников России на Месопотамском фронте.

Итоги военных действий 1914 г. заключались в срыве плана “молниеносной войны” Шлиффена. Германия была вынуждена вести военные действия на двух фронтах. Для России первый год войны стал годом упущенных возможностей.

В ходе боев выявилось превосходство немецкой армии на русской в артиллерии, снабжении боеприпасами, проявилась слабость австрийской и турецкой армий.

Поражения 1915 г. Компанию 1915 г. Германия решила посвятить разгрому русских войск. Из Франции было переброшено около 30 пехотных и 9 кавалерийских дивизий.

  • На Западном фронте велись бои местного значения. Италия перешла на сторону Антанты. Осенью началось наступление австро-германских и болгарских войск на Сербию. Сербская армия после 2-месячных боев отступила в Албанию.
  • Юго-Западный фронт (Россия). После некоторых успехов России в январе-марте (взятие Перемышля, выход на Карпатский хребет, отражение немецких наступлений в Восточной Пруссии) в апреле-мае австро-германские войска, используя массированные артиллерийские обстрелы, заставили отступить русские войска. Но фронт прорван не был.
  • Западный фронт (Россия). Программы модернизации вооружений России должны были завершиться лишь к 1917 г., накопленные боеприпасы были израсходованы. Летом немецкие армии заняли Польшу с Варшавой, часть Белоруссии, Литвы, Латвии и вышли к Риге. К октябрю фронт остановился, началась длительная окопная война.
  • Итоги военных действий 1915 г. Из строя вышел весь состав подготовленной довоенной кадровой армии. Россия потеряла западные территории, но сохранила основную промышленную и сельскохозяйственную базу. В августе Николай II взял на себя главнокомандование, назначив опытного генерала Алексеева М.В. начальником Генштаба.

1916 год – проигранная победа.

21 февраля 1916 г. германское командование начало на Западном фронте Верденскую операцию. В ходе ожесточенных боев обе стороны понесли тяжелые потери, но прорвать фронт немцы так и не смогли.

По настойчивой просьбе союзников с целью отвлечения сил противника от Франции, русское командование разработало план наступления, основная тяжесть которого легла на русский Юго-Западный фронт, которым командовал генерал Брусилов Алексей Алексеевич.

На стороне Антанты в войну вступила Румыния, но ее действия были неудачными и Россия была вынуждена образовывать свой Румынский фронт.

Войска русского Кавказского фронта успешно провели ряд операций, взяв города Эрзрум и Трапезунд.

В итоге военных действий 1916 г. англо-французские и итальянские армии были спасены от поражения. Англия и Франция пообещали России передать под ее контроль проливы Босфор и Дарданеллы и Константинополь.

Военные действия в 1917-1918 гг. Компания 1917 г. протекала в условиях роста во всех странах революционного движения.

В феврале в России вспыхнула революция. Наступление русского юго-западного фронта закончилось провалом. После Октябрьской революции в России новое правительство 2 декабря заключило с германской коалицией перемирие. События в России сорвали планы Антанты по разгрому Австро-Венгрии. На стороне Антанты в войну вступили США.

В марте началось германское наступление во Франции. В конце мая немцы нанесли удар севернее Рейна и вышли к реке Марна, оказавшись в 70 км от Парижа, но были остановлены. Второе Марнское сражение закончилось провалом для немцев.

В августе 1918 г. англо-французские армии перешли в наступление и нанесли противнику поражение. В сентябре началось общее наступление союзников по всему фронту. 9 ноября в Берлине была свергнута монархия. 11 ноября 1918 г. Антанта заключила с Германией Компьенское перемирие. Германия признала свое поражение в войне.

Сообщение учащегося: (Слайд 12-13)

А.А.Брусилов (1853-1926) родился в семье генерала. Окончил Пажеский корпус. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Более 15 лет прослужил в офицерской кавалерийской школе, начав с инструктора верховой езды и закончив ее начальником. В 1906-12 г. командовал различными воинскими соединениями. В 1912 г. получил чин генерала от кавалерии. С начала мировой войны назначен командующем 8-й армией, с марта 1916 г. – главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Приобрел известность за разработку и проведение наступления русской армии летом 1916 г. – “Брусиловского прорыва”. После Февральской революции – сторонник продолжения войны до победного конца. В мае 1917 г. назначен Верховным главнокомандующим русской армии. После смещения с этого поста в июле 1917 г. остался в распоряжении Временного правительства. В 1920 г. вступил в ряды Красной Армии.

Брусиловский прорыв. В мае 1916 г. войска русского Юго-Западного фронта под командование генерала Брусилова осуществили прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км, фронт был прорван на протяжении 340 км. Русские войска заняли Луцк, Черновцы. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия перебросила с запада 11 дивизий, остановив наступление у Вердена.

5. Итоги войны.

Цель : назвать итоги войны. Задания:

1.Кто победил в войне? На какой конференции были подведены итоги Первой мировой войны? (Слайд 17)

2. Запиши название мирных договоров стран Антанты со странами Четверного союза.

3. На какой конференции завершилось послевоенное мирное урегулирование? Запиши название системы отношений, сложившейся в мире после окончания войны.

28 июня 1919 г. после длительных обсуждения на Парижской мирной конференции был подписан Версальский мирный договор стран Антанты с Германией. (слайд 17)

Послевоенное мирное урегулирование завершила Вашингтонская конференция (1921-1922). США удалось добиться принципа “свободы мореплавания”, ослабить Великобританию в качестве морской державы номер один, потеснить Японию и добиться утверждения “принципа равных возможностей” для всех стран, подписавших договор.

Версальско-Вашингтонская система, отражавшая интересы стран победительниц, просуществовала вплоть до Второй мировой войны.

Слайд 18 “Общие итоги Первой мировой войны” - просмотреть.

Слово учителя: Давайте посмотрим еще на одну картину Верещагина “Панихида” (слайд 19). Какие уроки должно вынести человечество из таких войн как Первая мировая? (все проблемы надо решать за столом переговоров, иначе человечество себя уничтожит).

Рефлексия:

Цель : подведение итогов, оценки за урок.

Выполни тестовую работу:

1) Соотнеси фронты и сражения Первой мировой войны:

А) Восточный фронт

Б) Западный фронт

1.Верденская мясорубка

2. Брусиловский прорыв

3.Галицийская битва

4. газовая атака у г.Ипр

2) Военно-политический блок Антанта создан:

а) в 1882 ; б) в 1889; в) в 1907; г) в 1914

3) Соотнеси дату и название сражения:

1) Брусиловский прорыв

2) Поражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии

3) Галицийская битва

4) Брестский мир

5) Провал наступления Юго-Западного фронта

4) В Состав Четверного союза входили:

а) Россия б) Болгария в) Германия г) Франция

5) В состав Антанты входили:

а) Россия б) Австро-Венгрия в) Германия г) Англия

6) Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”:

а) Балканы; б) Ближний Восток; в) Германия

7) Причины Первой мировой войны:

а) планы Германии захватить Англию;

б) борьба крупнейших стран за колонии и рынки сбыта;

в) желание России и Австро-Венгрии утвердиться на Балканах.

Использованная литература:

  1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач.и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 /В.В.Артемов, Ю.Н. Любченков. - М.,2011. – с.304.
  2. Базанов С. Брусиловский прорыв//История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания, 2012, № 9, с.42-47.
  3. История России XX - XXI века. 11 класс: Поурочное планирование/Авт.-сост. Т.А.Корнева. – Волгоград, 2005. – 268 с.
  4. Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. – Ростов н/Д, 2008.
  5. Тихонова Н.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. // История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. 2012. № 9, с.32-37
  6. Ястремский А.Н. Альбом схем по курсу “Отечественная история”, Учебное пособие, Электронное издание, М., 2008.

Приложение

Таблица 1. Численность вооруженных сил
(ведущие страны и их владения)

Державы В строю (млн.чел) Доля в общемировой численности В строю на 1 тыс.жителей (чел)
Австро-Венгрия 0,4 6,6 7,6
Великобритания 0,2 3,3 4,4
Германская империя 0,8 13,3 10,1
Италия 0,4 6,6 11,4
Российская империя 1,4 23,3 7,5
США 0,2 3,3 2,0
Франция 0,7 11,6 17,5
Мир в целом 6,0 100 3,2

Таблица 2. Прямые военные расходы

Государства Всего (млн. руб.) На 1 жителя (руб.) На 1 солдата (руб.)
Австро-Венгрия 265 5,0 662
Великобритания 729 1,7 1822
Германская империя 925 11,5 1156
Италия 283 6,7 566
Российская империя 826 4,5 590
США 570 5,2 2850
Франция 568 7,1 710
Мир в целом 5000 2,7 833

Таблица 3. Вооружение

Государства Артиллерийские орудия
(тыс)
Пулеметы
(тыс. шт.)
Снаряды
(млрд. шт.)
Аэропланы
(шт.)
Автомобили
(тыс. шт.)
Военный флот
(млн.т водоизмещ.)
Винтовки
(млн. шт.)
Патроны
(млрд. шт.)
Австро-Венгрия 4,0 2,0 3,0 65 1,8 0,3 1,5 0,3
Великобритания 2,0 2,0 7,0 272 1,2 1,9 0,8 0,8
Германская империя 7,5 12,0 10,0 300 5,0 1,5 5,0 1,0
Италия 2,0 1,0 3,3 143 2,0 0,4 2,5 0,5
Российская империя 7,9 4,1 6,0 150 - 0,4 5,0 2,8
США 1,0 1,5 1,0 - - 0,9 0,5 0,5
Франция 4,8 5,0 6,0 560 8,0 0,5 3,4 1,3
Мир в целом 35,0 35,0 40,0 1500 18,1 7,5 25,0 10,1

Методическая разработка открытого занятия

«Первая мировая война»

Разработчик:

Ерохина Л.Г.

НИЖНЕВАРТОВСК

2015-

Первая мировая война (1914–1918 гг.)

Цель занятия: Познакомить обучающихся с основными событиями Первой мировой войны.

Задачи занятия:

  1. Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.
  2. Охарактеризовать ход военных действий на Западном и Восточном фронтах.
  3. Формировать умения и навыки работы обучающихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.
  4. На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
  5. Воспитывать обучающихся в духе толерантности и гуманизма.

Тип занятия: усвоение новых знаний и умений.

Оборудование: Презентация к уроку.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Геополитическая ситуация накануне войны.
  3. Изучение новой темы
  • страны-участники и их цели. Характер войны.
  • стратегические планы сторон
  • начало военных действий
  • ход военных действий (по этапам)
  • итоги войны.
  1. Домашнее задание.
  2. Рефлексия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Преподаватель: Более 100 лет прошло со дня начала Первой мировой войны. Человечество вступило в новый очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определяющих облик современного мира.

В процессе работы вам предстоит узнать:

  1. Каковы были причины войны, цели и планы участников;
  2. Как была развязана Первая мировая война (т.е. повод);
  3. Какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран;
  4. На каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась.

Вам предстоит также развить имеющиеся у вас навыки и научиться:

  1. Сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;
  2. Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
  3. Правильно распределять время работы над заданиями.

2. Актуализация знаний по теме “Россия и мир в начале ХХ в.”

Входной контроль. Давайте попробуем назвать основные международные противоречия, определившиеся к началу ХХ века. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел мира?

Задания:

  1. Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”? (Балканы )
  2. Интересы каких стран столкнулись на Балканском полуострове? (Россия, Австро-Венгрия )
  3. Какие военно-политические блоки были созданы в Европе? Их состав? (Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия – 1882 г.) Антанта (Россия, Франция, Англия – 1907 г. )
  4. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира? (локальные войны: американо-испанская, англо-бурская, русско-японская (1904-1905), балканские войны 1912-1913 )

Итак, мир стоял на грани мировой войны, войны империалистической.

3. Изучение новой темы

1. Страны-участники и их цели. Характер войны. (слайд 3-5)

Участниками Первой мировой войны стали: с одной стороны Четверной союз, в который входили Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция (Османская империя); с другой блок Антанта, который составляли Россия, Франция, Англия и союзные страны.

Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.

Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю.

Турция претендовала на территорию русского Закавказья.

Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г. и установить своё влияние в Сирии и Палестине.

Великобритания стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины.

Россия добивалась свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединения Галиции и нижнего течения Немана.

Запиши в тетради: Название военных блоков, цели стран-участников.

2. Стратегические планы сторон (слайд 6-8)

Военное командование Германской империи разработало стратегический план (план Шлиффена), чтобы одержать быструю победу в войне на Западном и на Восточном фронте. План был предназначен для победы в течение первого месяца войны.

Страны Антанты разработали «план XVII», который предусматривал создание линии укреплений на незащищенной франко-бельгийской границе для защиты от возможного немецкого броска. Одновременно планировалось основными силами Франции нанести удар в центр немецкой операции, отсечь правый фланг немцев и остановить немецкое наступление.

Россия должна была начать активные военные действия одновременно с Германией. Это должно было заставить Германию оттянуть часть войск с Западного фронта, что облегчало положение Франции, разрушало планы Германии, заставляло ее вести войну на два фронта и обеспечивало в конечном счете победу Антанте.

Запиши в тетради: Название стратегических планов противников, их цели

3. Начало военных действий. (слайд 9-12)

Начало Первой мировой войны было спровоцировано убийством наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены членом сербской националистической террористической организации Гаврилой Принципом (28 июня 1914 г.).

Австро-Венгрия объявила, что за убийством эрцгерцога стоит Сербия и выдвинула ультиматум, который невозможно было выполнить. Сербия, однако, соглашается на все его условия, кроме одного.
28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявляет о невыполнении Сербией условий ультиматума, начинает обстрел столицы и вводит войска на ее территорию.

17(30) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австро-Венгрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России.

2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и в обход оборонительной линии Мажино начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа в войну вступила Англия, 6 августа – Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. – Италия, в 1916 г. – Румыния, в 1917 г. – США. Турция (1914) и Болгария (1915) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

Запиши в тетради: повод для начала военных действий

4. Ход военных действий (по этапам): (слайд 13-25)

  1. кампания 1914 г (провал стратегии быстротечной войны; переход от маневренных к позиционным формам борьбы)
  2. кампания 1915 г (срыв германского плана выхода России из войны; позиционная война)
  3. кампания 1916 г (переход стратегической инициативы к странам Антанты) (сообщение студента “Брусиловский прорыв” (слайд 22))
  4. кампания 1917 г (наступление Антанты; выход России из войны)
  5. кампания 1918 г (общее наступление Антанты; капитуляция Германии)

Запиши в тетради: основные военные операции по годам

Сообщение обучающегося “Брусиловский прорыв” (слайд 22)

А.А.Брусилов (1853-1926) родился в семье генерала. Окончил Пажеский корпус. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Более 15 лет прослужил в офицерской кавалерийской школе, начав с инструктора верховой езды и закончив ее начальником. В 1906-12 г. командовал различными воинскими соединениями. В 1912 г. получил чин генерала от кавалерии. С начала мировой войны назначен командующем 8-й армией, с марта 1916 г. – главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Приобрел известность за разработку и проведение наступления русской армии летом 1916 г. – “Брусиловского прорыва”. После Февральской революции – сторонник продолжения войны до победного конца. В мае 1917 г. назначен Верховным главнокомандующим русской армии. После смещения с этого поста в июле 1917 г. остался в распоряжении Временного правительства. В 1920 г. вступил в ряды Красной Армии.

Брусиловский прорыв. В мае 1916 г. войска русского Юго-Западного фронта под командование генерала Брусилова осуществили прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км, фронт был прорван на протяжении 340 км. Русские войска заняли Луцк, Черновцы. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия перебросила с запада 11 дивизий, остановив наступление у Вердена.

5. Итоги войны. (слайд 26-31)

28 июня 1919 года подписан Версальский мирный договор, официально завершивший Первую мировую войну.

По условиям договора Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию в границах 1870 года со всеми мостами через Рейн. В собственность Франции переходили угольные копи Саарского бассейна, а сама Саарская область передавалась на 15-летний срок под управление Лиги Наций. Войсками Антанты на 15 лет оккупировался левый берег Рейна, а 50-километровая зона к востоку от Рейна полностью демилитаризировалась.

К Бельгии отошли округа Эйпен и Мальмеди, к Дании - районы Шлезвиг-Гольштейна. Германия признавала независимость Чехословакии и Польши и отказывалась от части территорий в их пользу. Город Данциг с областью переходил под управление Лиги Наций.

Германия отказывалась в пользу союзников от всех своих колоний.

Германия соглашалась признать договоры, которые будут заключены союзниками с Турцией и Болгарией, и обязывалась отказаться от Брестского и Бухарестского договоров. За Россией признавалось право потребовать у Германии соответствующие репарации.

До II мировой войны этот военный конфликт был самым широкомасштабным, затронувшим почти весь земной шар. Шокирующее количество пострадавших (учитывая потерю убитыми среди военных и мирного населения, а также раненых) – около 80 миллионов человек (страны-участницы потеряли убитыми более 10 млн. солдат и около 12 млн. мирных жителей, около 55 млн. человек были ранены).

В течение 5 лет войны распались такие империи, как Османская, Российская, Германская и Австро-Венгерская.

Первая мировая война ускорила разработку новых вооружений и средств ведения боя. Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогаз, зенитные и противотанковые орудия, огнемёт. Широкое распространение получили самолёты, пулемёты, миномёты, подводные лодки, торпедные катера. Резко выросла огневая мощь войск. Появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты.

Авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную. Возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация. Увеличилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии.

Запиши в тетради: условия Брест-Литовского мирного договора и Версальского мирного договора

4. Домашнее задание

Подготовить сообщения на тему «Оружие Первой Мировой»

5. Рефлексия: подведение итогов, оценки за урок.

  • Можно ли было избежать Первой мировой войны? Почему?
  • Какие уроки должно вынести человечество из таких войн как Первая мировая?

Закрепление материла

Выполните следующие задания

1) Соотнеси фронты и сражения Первой мировой войны:

А) Восточный фронт

Б) Западный фронт

1.Верденская мясорубка

2. Брусиловский прорыв

3.Галицийская битва

4. Газовая атака у г.Ипр

2) Соотнеси дату и название сражения:

а) 1914

б) 1915

в) 1916

г) 1917

д) 1918

1) Брусиловский прорыв

2) Поражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии

3) Галицийская битва

4) Брестский мир

5) Провал наступления Юго-Западного фронта

3) В Состав Четверного союза входили:

а) Россия б) Болгария в) Германия г) Франция

4) В состав Антанты входили:

а) Россия б) Австро-Венгрия в) Германия г) Англия


Блок: Антанта

Страны: Основные - Россия, Англия (то есть Британская империя), Франция и Сербия. Также в войну вступили Италия, Черногория, США, Бельгия, Япония и Румыния.

Время вступления в войну:

Россия – 1 августа 1914 (кайзер Вильгельм объявил войну своему племяннику царю Николаю Второму)

Англия и Бельгия – 4 августа 1914 (Германия объявила войну Бельгии, и в свете событий последних дней Британия объявила войну немцам)

Остальные страны не играли большой роли в войне.

Цели:

Россия – захватить проливы Босфор и Дарданеллы в Черном море, получить торговые выходы на Ближний Восток (перекрытые на то время Османской империей) получить контроль над землями, где на Балканах проживали славяне-христиане.

Франция – вернуть себе провинции Эльзас и Лотарингию, перешедшие к Германии в 1870-е годы

Англия – защитить свои колонии от Германии, а также поучаствовать в дележке земель ослабленной Османской империи

Главы государств:

Франция – премьеры Республики Жорж Клемансо, Раймон Пуанкаре

Россия – император Николай Второй. После февральской революции 1917 года в Первой мировой войне еще некоторое время участвовало Временное правительство России во главе с Александром Керенским.

Англия – король Георг Пятый

Блок: Тройственный союз

Страны: Основные – Германия, Австро-Венгрия, Турция (то есть Османская империя) . Также на стороне Тройственного союза выступала Болгария (иногда коалицию называют Четвертным союзом, но это название менее известно)

Время вступления в войну:

Германия – 1 августа 1914 (кайзер Вильгельм объявил войну своему племяннику царю Николаю Второму)

Цели:

Австро-Венгрия: удержать за собой Боснию и Герцеговину в Югославии

Германия – отобрать у Англии и Франции их колонии в различных странах и получить, таким образом, новые рынки для торговли и земли для освоения ресурсов

Османская империя – защитить свои владения, а также вернуть потерянные земли на Балканах во время Балканских войн 1912-13 годов.

Главы государств:

Германия – кайзер Вильгельм Второй, последний император страны

Австро-Венгрия – престарелый император Франц Иосиф, позже молодой император Карл Первый.

Турция - султаны Мехмед Пятый и Мехмед Шестой. Но в войне больше прославился полководец и политик Энвер-паша.

Цели крупнейших государств-участников Первой мировой войны можно кратко представить в виде таблицы.

Основные участники и крупнейшие мировые державы

Страна Военно-политический блок, на стороне которого принимала участие Цели
Германия Центральные державы Главным стремлением молодой страны, образованной незадолго до этого по итогам франко-прусского вооруженного конфликта и объединения своих земель, было установление собственного политического и экономического господства на Европейском континенте и в мире.
Также, в планы германского правительства входил передел мира, в частности, захват лучших британских, французских, бельгийских, нидерландских и португальских колоний, которые были нужны для расширения рынка сбыта.
Кроме того, в ходе войны Германия собиралась присоединить к своей территории западные земли России (Прибалтика и Украина), а также значительные европейские и ближневосточные (в том числе и Османскую империю).
Австро-Венгрия Первоочередными задачами австро-венгерского правительства в конце XIX - начале XX было подчинение себе Сербии, Черногории и Болгарии и установление собственного господства на Балканском полуострове. Претендовала Австро-Венгрия и на польские земли.

Кроме того, она жаждала полного контроля над Черным, Адриатическим и Эгейским морями.
Османская империя Главной целью распадающейся Османской империи было желание взять реванш над Россией за поражения в русско-турецких войнах, и вернуть свои крымские территории и земли на Балканском полуострове.
Россия Российская империя, в отличие от Германии, не жаждала войны, однако и она имела свои интересы.
Помимо того, что совместно с Англией и Францией она стремилась не допустить усиления нового противника и конкурента на европейском континенте, Россия также рассчитывала в ходе вооруженного конфликта повысить свою значимость в делах Балканского полуострова и получить контроль над Босфорским проливом и Дарданеллами. Последние были очень важны для развития торговли и обеспечения безопасности черноморского побережья.
Кроме того, одной из целей российского государства в Первой мировой называют намерение воплотить в реальность мечту о восстановлении Греческой империи с центром в Константинополе. Возглавить новое государственно объединение должен был один из великих российских князей.

Все эти «приобретения» были оговорены в секретных соглашениях, заключенных между странами - участниками Антанты.
Кроме того, планировалось присоединить к российской территории часть австро-венгерских земель (Галицию).
Франция Больше всего Франция хотела вернуть свои земли (Эльзаса и Лотарингию), отторгнутые от нее после франко-прусской войны, завершившейся в 1871 году. Кроме того, французское правительство претендовало на германские земли, находящиеся на левом берегу Рейна и угольные копи Саарского бассейна.
При этом Французская республика сама мечтала о гегемонии на континенте и не желала уступать этот «титул» Германии.
Помимо всего прочего по договору она должна была получить часть германский владений на Африканском континенте и османских на Ближнем Востоке.

Великобритания Увеличение своей собственной территории за счет германских и турецких земель было и основной целью Британской империи. Так, у Османской империи планировалось конфисковать Месопотамию и Палестину.
Кроме того, ей просто необходимо было устранить главного конкурента в борьбе за колонии.
США Объявив о своем нейтралитете в начале мирового конфликта войны, США изначально не планировали сохранять его до конца. Они изначально выжидали подходящего момента. Сам президент Соединенных штатов В. Вильсон объяснял вступление в войну, как желание сохранить стабильность на европейском континенте. Однако на самом деле целью американских штатов было зарабатывание как можно больших денежных средств и передел мира на выгодных им условиях.

Италия Отказавшись от участия в Тройственном союзе, и вступая в войну на стороне антигерманского альянса, Италия рассчитывала на расширение своих территорий за счет австро-венгерских и османских земель. Кроме того, ей необходимо было получить господство на Средиземноморье и в южной части Европы.
Япония Япония же, поддерживая Антанту ставила себе цель. Вытеснить Германию с китайской территории и островов Океании.

Не только крупные мировые державы имели свои интересы в войне. Кратко в таблице можно представить и цели других активных участников Первой мировой войны.

Другие участники

Страна Военно-политический блок, на стороне которого выступала К чему стремилась
Сербия Считается, что для сербского, черногорского и бельгийского народов эта война была не империалистической, а освободительной. Целью Сербского государства было освободить свои землии территории дружественных стран из-под протекции Австро-Венгерского кайзера.
Однако при этом Сербия также хотела стать лидером всех славянских народов и создать Югославию, в которую должны были объединиться все народы, проживающие в юго-восточных землях Австро-Венгрии.
Болгария Болгария, выбравшая сторону германско-австрийско-турецкого альянса хотела по итогам войны завладеть греческими сербскими и румынскими территориями и расквитаться за поражение в Балканских войнах.
Польша Польские ж правительство, вступая в войну думало лишь о независимости и объединении своих земель, которых они лишились после развала Речи Посполитой.

Из приведенных таблиц становится понятно, что у каждого участника Первой мировой войны были свои цели для вступления в конфликт и выбора союзников.