Она родилась в племени индейцев, была продана в цирк еще в детстве, прославилась на весь мир как самая уродливая женщина, много путешествовала, имела бешеный успех среди мужчин, умерла в возрасте 26 лет в холодной Москве и была погребена в родной Мексике спустя 153 года…

Своим примером женщина-обезьяна Хулия Пастрана доказала, что красивая внешность не главное. Большую часть жизни Хулию не считали представителем человеческой расы. Но при этом она была добра, сделала неплохую карьеру и заработала уйму денег. В целом ее жизнь полна тайн и загадок. Когда она стала выступать на Бродвее, реакция на нее была, как правило, очень жестокой: люди в зале, видимо, приходили в ужас от того, что она выглядела как монстр, но при этом грациозно танцевала и пела как ангел.

При взгляде на ее фотографию понимаешь, как же жестоко обошлась с этой девушкой судьба, не дав ей абсолютно ничего привлекательного и собрав все недостатки: крошечный рост (всего 140 см), грубые и абсолютно лишенные очарования черты лица, кривые зубы, а самое главное - ужасная волосатость по всему телу.

Чарльз Дарвин описал эту женщину так: «Испанская танцовщица Юлия Пастрана поразила меня своим совершенным танцем. Но у нее густая мужская борода и волосатый лоб. Интерес также вызывают зубы этой невероятно уродливой, но обаятельной женщины. На верхней и нижней челюсти растут двойные ряды зубов. Причем один ряд помещен в другой».

Следует заметить, что девочка родилась в индейском племени. То есть была индианкой по происхождению. Но о ее детстве и юности известно очень мало. Считается, что она до 1854 года работала горничной в одной зажиточной мексиканской семье. Затем ее увидел американец с фамилией Райтс. Он уговорил девушку поехать в Штаты и там зарабатывать большие деньги, участвуя в шоу уродов. Уже в Нью-Йорке уродливую женщину перекупил Теодор Пост, специализирующийся на подобных шоу.

По другой версии, Теодор Пост выкупил девочку еще в 10-летнем возрасте прямо у матери. Он научил ее петь, танцевать, а также говорить, читать и писать на трех языках. После этого девушка поехала в мировое турне под именем Бородатой Леди.

На своей уродливой внешности в те времена женщина смогла неплохо заработать. Посмотреть на живой экспонат приходили толпы людей. Вдобавок к своей экзотической внешности девушка была очень пластичной и неплохо танцевала.

Первое ее выступление состоялось в Нью-Йорке, в Готическом зале. Успех был оглушительный! Вскоре Хулия гастролировала по многим городам, собирая залы и богатея день ото дня. Согласно сохранившимся статьям в газетах тех лет, Хулия была настолько популярна, что ее внешность не отталкивала молодых людей, они вились вокруг девушки, стремясь если не добиться ее благосклонности, то хотя бы потанцевать с ней. По многочисленным воспоминаниям современников, Хулия была добросердечна, всегда весела, мила, неглупа.

Слава о Хулии дошла и до Европы, куда та отправилась с гастролями в конце пятидесятых годов. Гастроли не мешали личной жизни Хулии. Может показаться, что мужчины хотели добиться ее внимания, чтобы заполучить особу, которой нет у других мужчин и которой можно хвалиться перед друзьями. Хулии неоднократно делали предложения руки и сердца, но она отказывала всем претендентам. Причина - их недостаточно наполненные деньгами карманы. Девушка зарабатывала неплохо и не хотела, чтобы к ней «присасывались» альфонсы, готовые ради денег терпеть ее волосатое личико.

В результате мужем Хулии стал ее тогдашний антрепренер Теодор Лент. По его признанию, он не любил свою невесту, а лишь хотел, чтобы все заработанные ими деньги (а их было немало) не ушли на сторону, к кому-нибудь другому. Брак был заключен в 1857 году.

В 1859 году семейная пара приехала выступать в Россию. Вот как анонсировали ее выступление в рекламке, распространяемой на московских ярмарках: «А вот бразильская обезьяна Юлия Пастрана! Немец мудреный посадил в клетку и за деньги кажет, про нее историю расскажет! А его чудище в кринолиновой юбище!» Такая балаганная афишка-лубок была рассчитана на простую публику. Для господ посолиднее тон сообщений был иной: «В саду «Эрмитаж» большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором из­вестнейший феномен мисс Юлия Пастра­на будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром. Дети платят половину».

В Москве, как и везде в мире, Хулию ждал оглушительный успех. Федор Тютчев в письме жене возмущался падением нравов: надо же, богатые московские господа заплатили этой женщине-обезьяне 200 рублей просто за то, чтобы она с ними пообедала, а потом погуляла по парку под ручку. (Для понимания: в те годы билет на выставку передвижников стоил 30 копеек, а за 400 рублей Третьяков как раз купил первую картину для будущей галереи.)

Но слава и счастье длились недолго. В 1860 году в Москве Хулия Пастрана родила ребенка, такого же, как и она сама. Малышу повезло меньше, и он смог прожить всего лишь три неполных дня. Да и сама Хулия не перенесла сложных родов и умерла спустя пять дней. Ей было всего 26 лет.

Казалось бы, со смертью Хулии закончились ее шоу и мировые показы. Однако нашлись люди, которые сочли, что и после смерти Пастрана должна быть показана людям. Муж Хулии нашел в Москве профессора Суколова, который изготовил из Хулии и ее ребенка мумии. Забальзамированные тела поместили в стеклянный короб, и выставки продолжились. Правда, вскоре Суколов решил забрать мумию в анатомический музей, но муж Хулии воспротивился этому.

В 1862 году по предъявлении надлежащих документов о законном браке Лент выиграл суд. Но власти запретили ему участие в научных выставках: не дури голову, парень, все же понимают, что у тебя обычное коммерческое предприятие. Лент чуть позже женился снова, и опять на бородатой женщине, которую выдавал за сестру Хулии (хотя, судя по фото, это была обычная европейка). После чего стали они колесить по градам и весям - Лент, его нынешняя бородатая жена, тела прежней бородатой жены и их общего младенца, тоже бородатого.

Но, видно, здесь тот случай, когда жадность фраера сгубила. В 1880 году в Петербурге Лент попал в психиатрическую больницу, где вскоре умер. Имущество перешло второй жене. Та увезла мумии в Германию, пыталась выставлять, однако у нее бизнес не пошел. Чтобы не мучиться более, женщина просто продала экспонаты человеку, у которого арендовала зал.

На несколько десятилетий про мумии забыли, появились они вновь в 1921 году, в «Комнате ужасов» норвежского господина Лунда. Там они выставлялись вплоть до 1970 года, пока в Норвегии не начались волнения. В итоге летом 1976 года разъяренные молодчики ворвались на склад «Комнаты ужасов» и изуродовали мумию ребенка, а мумию Хулии украли. Где она была последующие десятилетия, неизвестно, но в 1990 году ее обнаружили в Осло, в Институте судебной медицины. Начались разговоры, что пора бы перестать выставлять женщину, как зверя, для всеобщего обозрения, а необходимо по-человечески похоронить ее.

В конце концов гроб с останками Хулии был передан мексиканскому послу в Дании во время церемонии в университетской больнице Осло и затем отправлен в Мексику. После римско-католической мессы в церкви города Лейва «женщину-обезьяну» похоронили на местном кладбище под звуки национальной музыки. Умершая в 1860 году Хулия Пастрана была похоронена лишь 12 февраля 2013 года (спустя 153 года). Пусть сама она не была красавицей, но ее последняя обитель была очень красивой: Хулию положили в белоснежный гроб, украшенный нежными белыми розами и лилиями.

Хулия Пастрана
Julia Pastrana

Дата рождения
Место рождения Синалоа , Мексика
Дата смерти 25 марта (1860-03-25 )
Место смерти
  • Москва , Российская империя
Страна
Род деятельности цирковая артистка
Хулия Пастрана на Викискладе

Биография

Театр

Личная жизнь

К этому времени Хулия, уже ставшая известной, получила множество предложений о браке. Тем не менее, все они были отвергнуты, так как все претенденты, по словам Хулии, не были достаточно богаты. Считается, что она давала отказы под влиянием Теодора, желавшего выдать её замуж за как можно более богатого человека, которого он старался найти. Однако к этому времени Хулия сама заработала на выступлениях много денег, и на ней решился жениться сам Теодор в 1857 году .

Мумии вскоре исчезли из поля зрения общественности. Они появились в Норвегии в 1921 году у некоего господина Лунда, который демонстрировал их в своей «Комнате ужасов». В 1943 году, во время оккупации Норвегии войсками Третьего Рейха , нацисты постановили уничтожить коллекцию Лунда, но он сумел убедить их, что демонстрирование «женщины-обезьяны» сможет принести в казну Рейха хорошие деньги, и в итоге мумии Хулии и её сына демонстрировались публично в оккупированной Норвегии.

Мумии были выставлены до 1970-х годов, когда начались многочисленные протесты против правительства в связи с предполагаемым туром с мумиями по США , и они были выведены из поля зрения общественности. Вандалы ворвались в хранилище в августе 1976 года и изуродовали мумию ребенка. Останки её были съедены мышами. Мумия Хулии была украдена в 1979 году, но хранилась в Институте судебной медицины в Осло с тех пор, как тело было обнаружено полицией, но не опознано. Оно было обнаружено в 1990 году и находилось в запечатанном гробу на кафедре анатомии университета Осло с 1997 года. В 1994 году сенат Норвегии рекомендовал похоронить её, но министр науки решили сохранить тело, чтобы ученые могли проводить с ним исследования. Для получения доступа к останкам Хулии Пастраны требовалось специальное разрешение, выдаваемое обычно только учёным.

В апреле 2012 года Университет Осло согласился вернуть тело Мексике. Её челюсти изучались в Королевском колледже хирургов в Лондоне . Хулию Пастрану похоронили в Мексике спустя 150 лет после её смерти. Церемония состоялась 12 февраля 2013 года в городе Синало-де-Лейва. Мумифицированное тело Пастраны похоронили в белом гробу, украшенном белыми розами.

Родилась Юлия Пастрана (Julia Pastrana) предположительно в 1834 году в Мексике (Sinaloa, Mexico), в семье коренных жителей. Несчастная девочка получила врожденное заболевание гипертрихоз, а попросту – избыточные рост волос. Так, тело Юлии было сплошь покрыто жесткими черными волосами. Кроме того, уши, нос и зубы ее были непомерно большими, что делало ее внешность очень схожей с обезьяньей. Известно, что позднее интерес к Пастране проявлял сам Чарльз Дарвин (Charles Darwin), который довольно подробно описывал ее внешность в своих трудах.

Вообще, история детства Юлии остается загадкой, известно лишь, что в какой-то момент в начале 1830-х одна индейская девушка попала в плен к враждебному племени, а когда ее нашли, с ней вместе была маленькая девочка. Девушка утверждала, что ребенка она нашла в лесу. Позднее малышку крестили как Юлию Пастрану, она выросла и работала служанкой в доме губернатора штата. Местные относились к волосатости девушки привычно, а чужих она встречала не так часто.



В какой-то момент она повстречалась с неким американцем, который был поражен не столько необычной внешностью девушки, сколько возможностью заработка, которую эта внешность могла принести. Он убедил Юлию отправиться с ним в Штаты, и так и началась работа Пастраны на всевозможных шоу и выставках. Позднее она перебралась в Англию (England).

Кстати, она была прекрасной танцовщицей, несмотря на свой малый рост, а ее оригинальная внешность привлекала огромное количество поклонников. Впрочем, остается только гадать, были ли это по-настоящему влюбленные мужчины или охотники за наживой, ведь из внешности Юлии удавалось извлекать неплохие деньги. Один из таких воздыхателей – Теодор Лент (Theodore Lent) – и стал в итоге мужем Пастраны.

Девушка выучилась английской и испанской грамоте, она писала и читала на обоих языках, а, кроме того отлично шила и готовила.

В середине XIX века Бородатую женщину можно было увидеть на европейских шоу, а позднее Пастрана прибыла в Россию. Шел 1860 год, и именно в Москве Юлия родила своего ребенка. Увы, малыш, так же, как и мать, покрытый волосами, прожил всего несколько дней, а сама Пастрана так и не смогла пережить осложненные роды. Она скончалась спустя 5 дней. Кстати, по другой информации, умерла Юлия Пастрана вовсе не в Москве, но в Германии (Germany).

Смерть Юлии, которая была гвоздем гастрольной программы, никак не вписывалась в планы ее мужа Тео Лента. Так, он все же нашел выход и не прервал своего тура. Связавшись с московским университетским профессором Суколовым (Professor Sukolov), он нашел возможность мумифицировать тело Юлии и ее малыша. После этого Лент поместил их в специальный стеклянный шкаф и продолжил показывать Бородатую женщину.

Позднее он женился вновь, причем тоже на женщине с симптомами гипертрихоза. Он назвал ее Зенора Пастрана (Zenora Pastrana) и тоже делал с ней шоу. Лент прожил до 1884-го, а позднее оказалось, что обе мумии – Юлии и ребенка - пропали.

Лучшие дня

Позднее мумии появились в Норвегии (Norway), в частной коллекции. До 1970-х мумии выставлялись, однако в какой-то момент общественные протесты не дали возможности выставлять их. В 1976-м тело малыша было изуродовано вандалами. Тело Юлии Пастраны, так и не захороненное находилось в Норвегии еще много лет, хранилось оно в Институте судебной медицины в Осло (Oslo). Лишь в 2012 году Норвегия согласилась передать его Мексике.

В феврале 2013 года мумия Пастраны была доставлена в город Синалоа де Лейва (Sinaloa de Leyva), неподалеку от места, где она родилась. Так, спустя более чем 150 лет после смерти, останки несчастной Юлии Пастраны, наконец-то, упокоились в земле.

Страсти вокруг Кончиты — бородатой победительницы Евровидения — заставляют вспомнить других известных в истории женщин с густой растительностью на лице. Самая известная из них — бородатая женщина Юлия Пастрана. (Интересные фото).

Женщина-обезьяна.

Родилась Юлия около 1834 года в индейской семье, а перед публикой предстала впервые в 1854 году, в Нью-Йорке.
Жутковатого вида женщину при жизни называли «женщиной-обезьяной» из-за покрывавших всё её тело густых волос и из-за схожести её лица с мордой гориллы.

К тому же, и без того безобразное лицо Юлии «украшала» жёсткая чёрная борода. А рост Пастраны по людским меркам тоже был очень мал — всего 138 см.

Бородатые женщины на потеху публике.

Известно, что в прежние века людей с уродствами, в том числе, бородатых женщин, часто показывали в цирках, на площадях, возили по ярмаркам. Юлию постигла та же участь – она два десятилетия удивляла и ужасала своим видом толпы зевак в Европе и Америке.
Публика глазела на обделённую природой женщину как на диковинное животное, некоторые называли её «чудовищем» среди людей.

Борода — признак генетической болезни.

Много позже наука разобралась, что подобные виды уродства вызываются генетическими нарушениями, но в те времена за демонстрацию девушки, с врождённым заболеванием под названием гипертрихоз, её хозяева получали огромные деньги.

Гипертрихоз – вдвойне неприятная болезнь, потому что она приводит не только к появлению волосяного покрова на всём теле (в том числе — и лице), но и к непропорционально быстрому росту отдельных частей тела. Так у Юлии челюсти, нос и уши имели более крупные размеры, чем обычно бывает у среднего человека. Именно это придавало ей сходство с обезьяной.

Интерес для науки.

Известно, что Ю.Пастраной заинтересовался в своё время (в интересах науки) даже Чарльз Дарвин, который как раз в то время разрабатывал свою знаменитую Теорию эволюции.
Учёному посоветовали обратить внимание на необычную, заросшую шерстью, девушку, как на возможное «потерянное звено» между обезьяной и человеком. У ученого в записках остались упоминания о Юлии, как о танцовщице, имевшей мужскую бороду.

Бородатая артистка.

Надо сказать, что в свои молодые годы Юлия Пастрана, вопреки своему уродству, была хорошо сложена, прекрасно танцевала, и отличалась приятным голосом с уникальными горловыми звуками.

Благодаря этим способностям, Юлия была артисткой цирка, долго выступала в качестве танцовщицы и певицы.

Замужество женщины-обезьяны.

Популярность бородатой артистки в те времена была столь высока, что к ней сватались десятки ухажеров. Но добиться её руки удалось лишь одному импресарио, который и женился на Юлии в 1857 году.


Считается, что основная причина этой странной женитьбы весьма банальна: предприимчивый молодой человек не хотел терять источник дохода, который постоянно поступал в его карман от показов публике своей волосатой подопечной.

Бородатая артистка посетила Россию.

Юлии Пастране удалось посетить и Россию во время одних своих гастролей.
В нашей стране волосатую артистку ожидала настолько огромная известность, что даже у Льва Толстого в одном из рассказов имеется упоминание о ней.

Смерть бородатой артистки.

Жизнь Юлии Пастраны неожиданно закончилась во время тяжелых родов в 1860 году. По некоторым сведениям произошло это в России.
Младенец также скончался сразу после рождения. К тому же, врачи выяснили, что у новорожденного имелась та же болезнь, связанная с усиленным ростом волос на теле.

Юлия Пастрана приносила доход и после своей смерти.

Как же поступил импресарио, потерявший жену и сына, долго ли он горевал?
Оказалось – совсем не долго. Он понял, что и после смерти его умершие члены семьи могут приносить деньги.
Делец забальзамировал трупы жены и сына, и стал возить их мумии для демонстрации в разных странах.

Даже когда предприниматель сам умер, мумии стали использоваться то одними, то другими случайными людьми с теми же целями зарабатывания денег, пока след останков полностью не затерялся на полтора века!

Завершение истории бородатой женщины.

Но забальзамированные экспонаты не исчезли навсегда.
Их в 1990 году обнаружили в Норвегии, в столичном Институте судебной медицины.
Таким образом, только через 152 года после смерти, мумифицированные останки бородатой женщины были возвращены в Мексику, на родину Юлии Пастраны.
История «женщины-обезьяны», наконец-то, завершилась.

Не так давно человеческие зоопарки и "фрики" считались приемлемой формой развлечений; сегодня они смотрятся с отвращением, поскольку этические границы нарушаются ради славы и прибыли. В 19 веке одной из таких людей была «бородатая леди». Юлия Пастрана была выставлена ​​на показ при жизни и довольно долго демонстрировалась после смерти. Только в 2013 году она наконец была похоронена в своем родном месте в Мексике с надлежащими почестями.

Юлия Пастрана родилась в горах Западной Мексики в 1834 году. Ее жизнь определялась ее внешностью. Она выросла только до 1,34 метра в высоту и 50 кг. в весе, но для большинства людей она была привлекательна тем, что все ее тело было покрыто волосами, кроме ладоней рук и подошв ступней.

Ее необычная внешность была результатом редкого врожденного заболевания, известного как синдром акромегалоидного гипертрихоза, который покрывал ее тело густыми волосами и вызывал необычные черты лица, в том числе аномально толстые губы и большую челюсть. У Пастраны также были густые изогнутые брови, ее нос был необычайно большим, зубы были неровные.

Ее мать была убеждена, что какая-то сверхъестественная сила была виновата во внешности ее дочери, в то время как местные мексиканские племена обвинили оборотней, которые, как говорили, вызывали мертворождения и уродства.

Бальзамированное тело Юлии Пастраны

Юная Юлия провела свое детство в приюте, став местной знаменитостью из-за ее необычной внешности. Узнав о ней, губернатор штата удочерил Юлию, чтобы она служила ему в качестве конферансье и горничной. Она оставалась в его доме, пока ей не исполнилось 20 лет, когда она решила вернуться в свое племя.

Однако ей так и не удалось завершить свое путешествие, потому что по дороге домой она встретила американского шоумена М. Рэйтса, который убедил ее выступить на сцене. Вскоре она начала свою карьеру в Соединенных Штатах и ​​Европе, участвуя в путешествиях и шоу-цирках.

Джулия добилась успеха как исполнительница, по-разному известная как «Женщина-обезьяна» или «Бабуин-леди». Ее дебют состоялся в Готическом зале на Бродвее в Нью-Йорке в 1854 году. Она носила красное платье и пела испанские песни, танцуя Горский флинг. Огромная аудитория стекалась на ее шоу, с нетерпением ожидая увидеть «женщину-медведя из дикой природы Мексики!», как ее рекламировали. Одна газета того времени описывала ее следующими словами: "Глаза сверкают, а челюсти, зазубренные клыки и уши ужасно отвратительны… почти вся её поверхность покрыта длинными блестящими волосами. Меж тем её голос достаточно гармоничен".

Идея Юлии как получеловека была основана врачом Александром Б. Моттом, который осмотрел ее и объявил ее гибридом человека и орангутанга. Стоит отметить, что в то время орангутанги считались самыми дикими и примитивными приматами. Продюсер Джулии также поддержала это утверждение, поделившись рекламными материалами, которые подчеркнули ее анималистичность. В ней она была описана как происходящая из племени «индейцев-корнеплодов», которые были «злобными и трудными в управлении», жили с животными и предавались близким отношениям с ними.

Юлия была на самом деле добросердечной, нежной женщиной. Она была очень умной, энергичной ученицей, которая научила себя петь и танцевать, она говорила на трех языках, включая английский. Джулия любила путешествовать, готовить и шить и была готова посвятить себя медицинскому исследованию, которое включало в себя исследование ее состояния, которое тогда озадачило многих врачей.

Прежде чем ее привезли в Европу, Юлия вышла замуж за своего следующего менеджера, мистера Теодора Лента, но их брак произошел в тайне. Многие полагали, что Джулия его очень любила и вышла замуж за любовь, а Теодор сделал это, чтобы полностью контролировать свой заработок. В одном из интервью для прессы Джулия заявила, что отклонила более 20 предложений о браке, потому что мужчины были недостаточно богаты.

В 1857 году в Лейпциге, Германия, Юлия появилась на сцене в пьесе, которая была написана специально для нее. Рекламные плакаты для шоу дали ей довольно гротескный вид, поскольку ее губы приобрели преувеличенный красный цвет, похожий на радикализированные образы афроамериканцев того времени. Когда немецкая публика увидела Пастрану, они сочли ее шоу дурным тоном и отвергли его. Ситуация быстро вышла из-под контроля, вызвав вмешательство полиции, которая должна была остановить шоу.

В январе 1860 года, когда она была в Москве, она родила мальчика, который умер через два дня. Через три дня после смерти мальчика сама Джулия скончалась, и последние слова на смертном одре были: «Я умру счастливой, я знаю, что меня любили за то, какая я есть».

Другая трагическая история рассказывает о том, как муж и менеджер Юлии продали тела ее и ребенка профессору анатомии Соколову в Москве. Соколов забальзамировал оба тела и публично показывал их. Когда муж узнал о прибыльных действиях Соколова, он попросил вернуть тела. После восстановления контроля над телом Джулии и ее сына, в течение следующих шести лет он выставлял их в стеклянных шкафах по всему миру.

Во время гастролей он встретил женщину Мари Бартел, которая очень напоминала Джулию, так как она также страдала от редкого заболевания. Он воспользовался ее положением и женился на ней, переименовав ее в Зенору Пастрану, и публично представил ее как сестру Джулии. Забальзамированные тела он спрятал, отложив их показы на какое-то время.

Трупы были похищены и позднее захоронены в Норвегии, где они были окончательно обнаружены полицией в 1967 году. Тела хранились на складе в университете в Осло, пока в 2005 году мексиканская художница Лорен Андерсон Барбата не привезла тело Джулии обратно в Мексику. Она сообщила: «Я чувствовала, что она заслужила право вернуть себе достоинство и свое место в истории и в мировой памяти». Наконец, 12 февраля 2013 года Джулию Пастрану похоронили.