Сегодня мы разберёмся, что такое хадж у мусульман, кто его должен совершить, с какой целью, и ответим на другие самые распространённые вопросы про .

Ежегодно в определённый период времени в Саудовскую Аравию, в мечеть Мекки аль-Харам съезжаются тысячи мусульман, которые длительное время готовились морально, физически и материально, для того, чтобы совершить хадж.

– Что подразумевают под этим словом верующие, что такое хадж у мусульман?

– Это важнейшее событие в жизни всех правоверных мусульман. Оно предписано шариатом, составляет фундамент всей исламской культуры, является пятым по счёту столпом, то есть доктриной, постулатом. Представляет собой паломничество верующих к главной мечети.

– Когда необходимо совершить хадж?

– Определённой даты, которая повторяется из года в год, для этого события не существует. Паломничество рассчитывается не по григорианскому календарю, а по лунному, из-за чего происходит ежегодное смещение дат. Время для хаджа приходит с наступлением двенадцатого месяца по мусульманскому календарю, в месяц под названием Зуль-Хиджжа.

– Почему именно в двенадцатый месяц состоится хадж? Чем примечательно то время?

– На месяц Зуль-Хиджжа приходится сразу несколько основополагающих событий, которые повлекли такую важную традицию:

  • Во-первых, речь идёт о всепрощении и примирении Адама и Евы после того, как их изгнали из Райской жизни.
  • Во-вторых, не стоит забывать и о поступке Ибрахим (а.с.), который был готов пожертвовать своим единственным сыном Исмаилом (а.с.) ради Всевышнего Бога.
  • В-третьих, паломничество приурочено к жизненным ценностям пророка Мухаммада (с.а.в) , живущего в покорности и смирении Аллаху.

– Кем нужно быть, чтобы совершить хадж?

– Для того, чтобы отправиться в большое паломничество, необходимо быть:

  • финансово обеспеченным, не иметь каких-либо денежных долгов, иметь чистые и честно заработанные средства;
  • физически здоровым, с возможностью много ходить и двигаться, с готовностью переносить сильный зной и палящее солнце, с чистым разумом и сердцем;
  • свободным: не находиться в тюремном заключении, не быть чьим-то рабом;
  • совершеннолетним.

– Что делать, если вышеуказанный пункт о физическом состоянии невозможен? Как быть, если верующий совершеннолетний, имеет денежные чистые средства, свободен, но здоровье не даёт возможности отправиться в паломничество?

– В таком случае необходимо задуматься о поручении этой обязанности другому истинно верующему мусульманину. Но он может принять данное предложение только после того как сам совершит свой хадж. Только после этого больной человек может отправить за себя другого, при этом полностью взяв на себя все расходы во время поездки и перелёты. Также каждый может совершить паломничество за уже умершего близкого.

– В чём смысл поездки, в которую отправляются верующие, чтобы познать, что такое хадж у мусульман на собственном опыте?

– Своим присутствием в Мекке, своей самоотверженностью и возможностью совершить большое паломничество, мусульмане выражают любовь к Всевышнему, покорность и смирение. Они приезжают, чтобы поклониться Единому Аллаху, отречься на время от привычных будничных забот и суеты, от всевозможных благ цивилизации и социальных статусов, чтобы изменить обычное течение дел и жизни в целом. При этом поклонение Милостивому Аллаху выражается в разной форме: скрытой и явной, открытой. Скрытое преклонение – это внутренние чувства: искренность, чистота намерения, преданность сердцем, надежда на духовную связь со Всевышним. Открытое же богослужение – это поклонение физическое – телом, и имущественное – материальными вещами. И хадж включает в себя все виды богослужения.

Пророк, да благословит его АЛЛАХ и привет­ствует, сказал:
((Тот, кто совершит хадж, не приблизится [за это время] к своей жене и не совершит ничего гре­ховного и недостойного, вернется [домой очистив­шимся] от грехов [и станет таким же,] каким он был в тот день, когда его родила его мать)). (Достовер­ный хадис).

Восьмой день месяца зу-ль-хиджа

Обряды хаджа начинаются в восьмой день месяца зу-ль-хиджа , который называется днем тарвия .

В этот день после восхода солнца паломник, совершающий хадж таматту’ :

  • Надевает одежду ихрам с намерением выполнить обряды хаджа и делает то же, что он делал, когда надевал ихрам перед малым паломничеством (‘умрой): полное омовение (гусль), благовония, намаз.
  • Потом он входит в состояние ихрам в том месте, где он остановился для проживания.

Что касается паломников, совершающих хадж кыран или ифрад, то они продолжают оставаться в состоянии ихрам.

Паломники, совершающие хадж таматту’ , кыран или ифрад , – все отправляются в Мину до полудня и своевременно совершают там полуден­ный, дневной, вечерний и ночной намазы, не объе­диняя их, но сокращая четырехкратные намазы (полуденный, дневной и ночной) до двух рак’атов. Ночь на девятое зу-ль-хиджа они ночуют в Мине и совершают в ней утренний намаз. Тому, кто при­будет в Мину до дня тарвия , следует войти в со­стояние ихрам уже в Мине в день тарвия после восхода солнца.

В соответствии с сунной в день тарвия палом­ник ночует в Мине, а утром девятого зу-ль-хиджа совершает утренний намаз, дожидается восхода солнца и спокойно не спеша направляется к Ара­фату, произнося слова тальбиййи:

لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْك لَبَّيْكَ لَا شَرِيْكَ لَكَ لَبَّيْك إِنَّ الْحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الْمُلْك لَا شَرِيْكَ لَك

Ляббайка-Ллахумма ляббайк(а)! Ляб-бай-ка ля шариика ляка, ляббайк(а)! Инна-ль-хам-да ва-ни’мата ляка ва-ль-мульк(а), ля шарии­ка ляк(а) !”

(Вот я перед Тобой, о АЛЛАХ, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотова­рища, и вот я перед Тобой! Хвала Тебе, вся милость и вся власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварища!),

читая Коран, возвеличивая и восхваляя Всевышнего АЛЛАХа и выражая Ему, Господу миров, свою благодар­ность.

Девятый день месяца зу-ль-хиджа

День стояния на Арафате.

Стояние на Арафате является одним из стол­пов хаджа, без которого последний считается не­действительным. Пророк, да благословит его Ал­лах и приветствует, сказал:

((Хадж – это стояние на Арафате)) (Абу Дауд и Тирмизи).

День стояния на Арафате – это лучший из тех дней, когда над землей встает солнце. В этот день все паломники направляются к Арафа­ту. В этот великий день от восхода до заката мусульмане стоят на Арафате, и АЛЛАХ хвалится ими перед ангелами. В “Сахих Муслим” приводится хадис Айши, да будет доволен ею АЛЛАХ, о том, что пророк, да благословит его АЛЛАХ и привет­ствует, сказал:

((Никогда АЛЛАХ так не избавляет Своих ра­бов от Огня, как в День стояния на Арафате. Он приближается, затем хвалится ими перед ангела­ми, говоря: Что они хотят?!))

Попросим же у АЛЛАХа Его милости и благо­склонности!

В соответствии с сунной перед полуденным намазом паломнику следует остановиться у ме­чети Намира, если есть такая возможность.

С наступлением времени полуденного намаза имам читает проповедь, наставляя и увещевая людей, затем проводит с паломниками полуден­ный и дневной намазы, совершая их последова­тельно один за другим по два рак’ата каждый, воз­гласив один общий азан и два икамата – по одно­му перед каждым намазом, – как это делал по­сланник АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и при­ветствует. Никакие другие намазы ни до полуден­ного и дневного намазов, ни между ними, ни после них не совершаются.

После намаза паломник должен удостоверить­ся в том, что он расположился внутри границ Ара­фата.

В этот благословенный день паломники долж­ны избегать ошибок, всего греховного и недостойного, чтобы не лишать себя награды, которую АЛЛАХ дарует в этот великий день.

Наиболее распространенные ошибки

  • В день стояния на Арафате многие паломники совершают ошибки, от которых необходимо пре­достеречь.
  • Некоторые паломники останавливаются вне границ Арафата и не покидают своих мест до пол­ного захода солнца, отправляясь к Муздалифу уже затемно. Такой хадж считается недействи­тельным .
  • Некоторые паломники покидают Арафат до начала захода солнца. Этого делать нельзя, по­тому что это не соответствует тому, что делал пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует.
  • Некоторые паломники теснят друг друга и тол­каются, поднимаясь на гору Арафат, добираются до самой вершины, обтирают свое тело руками,которыми они трогали гору, и совершают там на­маз. Все это нововведение (бид’ат) и абсолютно ни на чем не основано. Кроме того, такие действия паломников становятся причиной серьезных травм и повреждения здоровья.
  • Другой распространенной ошибкой является то, что паломники поворачиваются в сторону горы Арафат, когда обращаются к АЛЛАХу с мольбами.
  • В соответствии с сунной при обращении к Ал­лаху с мольбами следует поворачиваться в сто­рону Киблы.

Муздалифа


С началом захода солнца в девятый день месяца зу-ль-хиджа паломники с благословения АЛЛАХа, повторяя слова тальбиййи, поминая Ал­лаха и благодаря Его за оказанную милость и пре­доставленную возможность постоять на Арафа­те, направляются к заповедному месту -Муздалифе. Сразу же по прибытии туда они со­вершают вечерний и ночной намазы последова­тельно один за другим, сокращая ночной намаз до двух рак’атов, возглашая один общий азан и два икамата – по одному перед каждым намазом, что­бы затем провести ночь в этом благословенном месте.

Прибыв в долину Муздалифа, некоторые па­ломники начинают совершать ошибки, от которых необходимо предостеречь:

  • Некоторые паломники уходят собирать ка­мешки, не совершив вечерний и ночной намазы.
  • Некоторые паломники считают, что камешки можно собирать только в Муздалифе.
  • Некоторые паломники моют собранные камеш­ки, но никаких сведений о том, пророк, да благо­словит его АЛЛАХ и приветствует, делал это, у нас нет.

В соответствии с сунной паломники проводят эту ночь в Муздалифе и там же совершают ут­ренний намаз. Однако женщинам, слабым стари­кам, детям и тем, кто их сопровождает, разреша­ется покинуть Муздалифу и отправиться в Мину уже после полуночи.

Желательно, чтобы паломник после утренне­го намаза некоторое время постоял на Заповед­ном месте рядом с горой, где в настоящее время располагается Муздалифская мечеть, или в лю­бом другом месте в Муздалифе, повернувшись в сторону Киблы, вознося хвалу АЛЛАХу, произно­ся слова поминания АЛЛАХа (зикр) и обращаясь к Нему с мольбами, а незадолго до восхода солн­ца направился в Мину.

По пути в Мину паломнику следует собрать семь небольших камешков размером чуть боль­ше гороха, чтобы потом бросить их в Большой джамрат (Джамрат аль-акаба). Остальные ка­мешки следует собирать уже в Мине.

Так, паломник с благословения АЛЛАХа про­должает свой путь в Мине, повторяя слова тальбиййи и часто поминая АЛЛАХа:

“Ляббайка-Ллахумма ляббайк(а)! Ляб-бай-ка ля шариика ляка, ляббайк(а)! Инна-ль-хам-да ва-ни’мата ляка ва-ль-мульк(а), ля шарии­ка ляк(а)!”

(Вот я перед Тобой, о АЛЛАХ, вот я перед То­бой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, и вот я перед Тобой! Хвала Тебе, вся милость и вся власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сото­варища!)

Мина


Когда паломник прибывает в Мину, он сразу же идет к Большому джамрату (Джамрат аль-ака­ба), который находится рядом с Меккой.

Дойдя до Большого джамрата, паломник пере­стает повторять слова тальбиййи и делает сле­дующее:

1. Последовательно, один за другим, бросает в Большой джам­рат семь камешков, каждый раз про­износя: “АЛЛАХу Акбар!”

2. Приносит в жертву животное, если он должен это сделать, ест мясо жертвенного животного сам и раздает его бедным.

3. Сбривает или подстригает во­лосы на голове. Сбривание волос для мужчины предпочтительнее. Женщина же подстригает свои во­лосы на длину фаланги пальца.

Это наиболее предпочтительная последовательность действий в этот день.

Но если паломник изменит эту последовательность, то не беда.

Десятый день месяца зу-ль-хиджа

В этот день мусульмане во всем мире встреча­ют благословенный праздник Курбан, радуясь той милости, которую им оказал АЛЛАХ, и принося в жертву животных, дабы стать ближе к Всевышне­му АЛЛАХу. Бросив камешки в Большой джамрат, паломник начинает повторять праздничный такбир:

“АЛЛАХу Акбар! АЛЛАХу Акбар! АЛЛАХу Акбар!

Ля иляха илля-Ллах! АЛЛАХу Акбар! АЛЛАХу Акбар! Ва ли-Лляхи-ль-хамд!”

(АЛЛАХ Превелик! АЛЛАХ Превелик! АЛЛАХ Пре­велик! Нет достойного поклонения никого, кроме АЛЛАХА! АЛЛАХ Превелик! АЛЛАХ Превелик! Хвала Алла­ху!)

Во время бросания камешков паломники до­пускают много ошибок.

  • Некоторые паломники считают, что они поби­вают шайтанов, поэтому, бросая камешки, гневно ругают их. Но обряд бросания камешков установ­лен только для того, чтобы помянуть имя АЛЛАХа.
  • Некоторые паломники бросают большие кам­ни, обувь, деревяшки и т.п. Это – проявление чрез­мерности, от которой предостерегал нас пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует.
  • Стремясь пройти к джамрату, паломники толка­ют друг друга и создают давку, в которой погибают люди. Это – серьезная ошибка, ибо паломник дол­жен обращаться со своими братьями по-доброму, а также стараться, чтобы камешек упал внутрь кольца, и неважно, попал он в столб или нет.
  • Некоторые паломники одним броском броса­ют все камешки сразу, но это засчитывается им только как один брошенный камешек. Камешки не­обходимо бросать последовательно, один за дру­гим, каждый раз произнося: “АЛЛАХу Акбар!”

Бросив камешки в Большой джамрат и сбрив или укоротив волосы на голове, паломник частич­но выходит из состояния ихрам.

Теперь ему разрешается всё, кроме супру­жеской близости.

Бросание камешков в джамраты


Прибыв утром в день праздника в Мину, тебе следует сделать следующее:

1. Поспеши бросить семь камешков в Большой джамрат – и только в Большой! – каждый раз про­износя: “АЛЛАХу Акбар!”.

2. На протяжении трех дней Ташрика бросай камешки во все три столба: Малый джамрат (аль-Джамрат ас-сугра), Средний джамрат (аль-Джам-рат аль-вуста) и Большой джамрат (Джамрат аль-акаба).

В каждый джамрат следует бросать по семь камешков, каждый раз произнося: “АЛЛАХу Ак­бар!”

Обход Ка’бы в день закалывания жертвы (таваф аль-ифада)

Обход Ка’бы в день заклания жертвы {таваф аль-ифада) – это один из столпов хаджа , без ко­торого последний считается недействительным.

Бросив камешки в Большой джамрат утром в день праздника, паломник направляется в Мекку, чтобы совершить обход Ка’бы (таваф аль-ифа­да) и са’и между Сафой и Марвой , если он совер­шает хадж таматту’. Кроме того, если паломник, совершающий хадж ифрад или кыран, не испол­нил обряд са’и после обхода Ка’бы в честь при­бытия в Мекку (таваф аль-кудум), то ему также необходимо сделать это после обхода Ка’бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада). Об­ход Ка’бы (таваф аль-ифада) можно отложить и совершить его по приезду в Мекку после оконча­ния всех обрядов в Мине.

После завершения обхода Ка’бы в день зак­лания жертвы (таваф аль-ифада) паломнику раз­решается всё, даже супружеская близость.

Дни ташрика

Дни ташрика начинаются в ночь на одиннад­цатое месяца зу-ль-хиджа
Ночь на одиннадцатое
Ночь на двенадцатое
Ночь на тринадцатое

– После обхода Ка’бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада) паломник возвращается в Мину и проводит там три дня, которые называют­ся днями ташрика;

– или два дня, если спешит уехать, ибо Все­вышний АЛЛАХ сказал:

“Поминайте АЛЛАХа в указанные дни. Кто то­ропится [и завершает обряд] за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязнен­ных. Бойтесь же АЛЛАХа и знайте, что к Нему вы будете собраны” (Сура “Корова”).

Паломник должен:

– бросать камешки во все три столба (джам-рата) после полудня каждый день, который он про­водит в Мине;
– при каждом броске произносить: “АЛЛАХу Ак-бар!”;
– как можно больше поминать АЛЛАХа и обра­щаться к Нему с мольбами;
– соблюдать спокойствие и тишину;
– избегать давки, споров и ссор.

Бросание камешков

В соответствии с сунной паломник, бросив ка­мешки в Малый и Средний джамрат, после каждого из них встает ли­цом к Кибле, поднимает руки и просит у АЛЛАХа, что пожелает.

Что касается Большого джамрата (Джамрат аль-акаба), то паломник не задерживается возле него и не обращается к АЛЛАХу с мольбами, бро­сив в него камешки.

Тот, кто торопится и хочет завершить обряд за два дня, должен бросить камешки двенадца­того числа после полудня во все три джамрата и покинуть Мину до захода солнца. Если же он не успеет, то ему следует остаться на ночь в Мине и днем тринадцатого зу-ль-хиджа снова бросить камешки в джамраты.

Однако если закат солнца застигнет его на выходе из Мины, то ему следует продолжить свой путь и он не обязан возвращаться на ночлег в Мину.

Прощальный обход Ка’бы {таваф аль-вада)

Покинув долину Мина, паломники направляют­ся в Священную Мекку, чтобы обойти вокруг древ­него Дома АЛЛАХа, ведь они уже выполнили все обряды хаджа, и этот прощальный обход – их пос­леднее свидание с Заповедным Домом АЛЛАХа, ибо пророк, да благословит его АЛЛАХ и привет­ствует, сказал:

((Пусть никто не покидает Мекку, пока не попрощается с Домом АЛЛАХа (аль-Бухари и Мус­лим)).

Прощальный обход Ка’бы (таваф аль-ва-да’)-это последний обязательный ритуал хаджа, ко­торый паломник должен совершить перед самым отъездом домой.

От обязанности совершать прощальный обход Ка’бы (таваф аль-вада’) освобождаются только женщины, у которых начались месячные или пос­леродовое кровотечение.

Исламоведение Кулиев Эльмир Р

§ 5. Хадж - паломничество в Мекку

Мекка - колыбель ислама. Историческим и духовным центром ислама является Досточтимая Мекка. Этот город, расположенный в Центральной Аравии, был основан во времена пророка Ибрахима. Согласно традиции, Аллах одарил Ибрахима сыном, когда он был глубоким старцем. Мальчик, родившийся чудесным образом в ответ на мольбы праведного раба Божия, был наречён Исмаилом. Но в сердце возлюбленного пророка могла уместиться только одна великая любовь - любовь к Богу, и поэтому ему было приказано оставить своего перворождённого сына Исмаила вместе с его матерью Хаджар в аравийской пустыне, где было заложено основание Каабы.

Ибрахим покорился воле Аллаха, будучи уверен в том, что Аллах не даст погибнуть Хаджар и его сыну, которого она ещё не оторвала от груди. Он оставил их на возвышенности, где не было ни воды, ни людей. Когда у Хаджар закончилась вода, а мальчик начал корчиться от жажды, она побежала к ближайшему холму и поднялась на него в надежде увидеть кого-либо. Впоследствии этот холм получил название Сафа. Не увидев никого, она бросилась к соседнему холму, который был назван Марвой. Она пробежала между ними семь раз и вдруг услышала звук. Вблизи от младенца забил источник воды, получивший название Замзам. К воде слетелись птицы, и первыми их заметили люди из племени джурхум. Они поселились возле Замзама и проявили заботу о Хаджар и её сыне. Исмаил вырос в их среде, обучился у них арабскому языку, а потом женился на девушке из этого племени.

Спустя много лет Ибрахим навестил своего сына и передал ему волю Аллаха: им было приказано построить мечеть. Её основание было заложено до Ибрахима, и мечеть была названа Каабой, что означает «куб». Согласно Корану, Кааба - первый храм на земле, предназначенный для служения Аллаху. Существует мнение, что первым её построил пророк Адам. Ибрахим вместе со своим сыном возвёл стены храма, а в один из его углов встроил Чёрный камень - одну из святынь ислама. В ходе строительства он взбирался на кусок скалы, который сохранился по настоящее время и называется «местом Ибрахима» (макам Ибрахим).

На протяжении многовековой истории Кааба неоднократно подвергалась частичному разрушению в результате селевых потоков, реставрировалась и перестраивалась. Сегодня она сохраняет тот вид, какой она имела при Пророке Мухаммаде. Это - каменное строение высотой пятнадцать метров с основанием двенадцать на десять метров. Углы Каабы расположены примерно в направлении сторон света. Чёрный камень, заключённый в серебряное обрамление, вделан в восточный угол и находится на высоте около полутора метров. Дверь в храм находится в северовосточной стене и возвышается над землёй примерно на два метра. У северо-восточной стены построена полукруглая стенка, которая отгораживает место, известное как хиджр. Примыкающая к храму часть хиджра считается собственно Каабой, потому что во времена пророка Ибрахима она входила в состав строения.

Кааба - не шедевр аравийской архитектуры, она не имеет пышного фасада и не украшена барельефами. Её внешний вид - это аккуратно выложенные серые камни, обычно покрытые чёрной парчой, на которой вышиты аяты из Корана (это покрывало называется кисва). Внутреннее убранство храма скромное: там нет ни мебели, ни росписей. Внутри находятся три колонны, висят лампы, расписанные эмалевыми красками, и хранятся дарственные списки Корана. Отсутствие богатого интерьера напоминает о том, что самое главное для верующего - не земная красота и форма, а внутренний мир и содержание. Пустота внутри Каабы указывает на присутствие там незримой духовной силы, которая манит к себе сердца верующих со всех уголков земли.

Согласно традиции, в ответ на мольбу пророка Ибрахима Аллах благословил Каабу и её окрестности, и поэтому в Коране Заповедной мечетью называется весь город. Мусульмане совершают паломничество в Мекку в течение всего года, чтобы соприкоснуться с памятниками духовной истории человечества, обойти вокруг Каабы, пробежать между двумя холмами и помолиться там, где молились величайшие из пророков.

Паломничество в Мекку. В Коране упоминаются два вида паломничества в Мекку: умра и хадж. Эти обряды были хорошо известны до ислама и играли важную роль в экономической и религиозной жизни аравитян. Пророк не отменил их, потому что история паломничества восходила к пророкам Ибрахиму и Исмаилу, но очистил их ритуалы от всевозможных проявлений язычества и многобожия. По мнению большинства учёных, хадж был вменён в обязанность в 6 г. х.

Умра - малое паломничество, которое можно совершать в любое время года. В хадисах подчёркивается превосходство умры, совершённой в рамадане, когда верующие получают возможность совместить тяготы паломничества с постом в течение дня и продолжительными молитвами по ночам.

Хадж начинается в месяце зу-ль-хиджжа, но паломникам разрешается прибыть в Мекку в шаввале или зу-ль-кааде, совершить умру и остаться там до начала хаджа. Такая форма объединения двух обрядов называется прерываемым хаджем (хадж ат-тпаматту).

Обряды паломничества начинаются при вступлении на заповедную территорию (харам) Мекки. В специально отведённых местах, которые называются микатами, паломники облачаются в особую одежду, состоящую из двух кусков белой материи. Одним куском оборачивают тело от пояса до колен (изар), а другой накидывают на плечи (рида). Перед облачением в ритуальное одеяние желательно искупаться, подстричь ногти и умаститься благовониями. Потом паломники вслух выражают намерение совершить одновременно хадж и умру или только один из этих обрядов. С этого момента они находятся в ритуальном состоянии ихрама, когда им запрещается вступать в близость с женой, умащаться благовониями, облачаться в одежду, которая прошита в соответствии с частями тела (рубашка, майка, брюки, плащ и т. п.), надевать головной убор, подстригать ногти и волосы, охотиться на животных и обламывать ветки деревьев. Женщины не надевают ритуальной одежды, но в ихраме им запрещается носить перчатки и вуаль. Вступление вихрам знаменуется произнесением тальбии - особой формулы восхваления Аллаха, которую повторяют да начала обхода вокруг Каабы (во время хаджа - до бросания камешков в День жертвоприношения).

Войдя в Заповедную мечеть, паломники совершают обход вокруг Каабы (таваф). Этот обряд состоит из семи кругов, которые начинаются и заканчиваются на уровне Чёрного камня. После тавафа паломники совершают намаз из двух ракяатов позади «места Ибрахима», пьют воду из источника Замзам и поднимаются на холм Сафа. Повернувшись лицом к Каабе, они обращаются с молитвами к Аллаху, а потом семь раз пробегают между Сафой и Марвой. Подобно матери Исмаила, они ощущают себя людьми, которые близки к погибели и не могут надеяться ни на кого, кроме Аллаха. После пробежки полагается подстричь волосы, и на этом обряды умры завершаются, а паломники освобождаются от ихрама. Исключение составляют только те паломники, которые пригнали с собой жертвенный скот и вступили вихрам с намерением не освобождаться от него вплоть до завершения ритуалов хаджа. Такая форма объединения двух обрядов называется совмещённым хаджем (хаджаль-киран).

Хадж начинается 8 числа месяца зу-ль-хиджжа, когда паломники снова вступают в ихрам и отправляются в долину Мина, чтобы провести там ночь. После восхода солнца 9 зу-ль-хиджжа паломники направляются в долину Арафат (в 22 км от Мекки), где совершается важнейший из обрядов хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Люди произносят тальбию и поминают Аллаха до заката солнца, после чего отправляются в Муздалифу - долину, расположенную в 9 км от места стояния. Тай они проводят ночь, а на рассвете следующего дня, незадолго до восхода, отправляются в Мину.

10 зу-ль-хиджжа - один из самых напряжённых дней паломничества. Добравшись до Мины, паломники бросают семь камешков в большой столб, олицетворяющий шайтана. Потом они совершают жертвоприношение и бреют голову или подстригают волосы (женщины лишь слегка укорачивают волосы), С этого момента паломникам разрешается всё, что им было запрещено в ихраме, за исключением половой близости. Вернувшись в Мекку, они совершают обход вокруг Каабы и пробежку между Сафой и Марвой. Завершив пробежку, они полностью освобождаются от ихрама, и с них снимаются все ограничения.

Следующие три дня, которые называются днями ташрика (от араб. шаррака - «вялить мясо на солнце»), паломники проводят в долине Мина. После полудня в каждый из этих дней они бросают по семь камешков в каждый из трёх столбов, олицетворяющих шайтана. Если паломник не успел совершить жертвоприношение 10 числа, то ему разрешается совершить его до послеполуденного намаза 13 числа месяца зу-ль-хиджжа. На этом ритуалы хаджа завершаются, и паломники, совершив прощальный обход вокруг Каабы, возвращаются на родину.

Праздник жертвоприношения. Праздник жертвоприношения, или Курбан-байрам, отмечается 10 числа месяца зу-ль-хиджжа. Этот великий день связывает мусульман с монотеистической традицией Ибрахима, который стойко прошёл через испытания и остался верен завету с Аллахом. Как и в праздник разговения, в этот день мусульмане сразу после восхода солнца собираются в мечетях и местах моления, чтобы принять участие в праздничном богослужении, состоящем из двух ракяатов намаза и проповеди.

После праздничного намаза верующие спешат совершить жертвоприношение, которое, однако, можно отложить до 13 зу-ль-хиджжа. Этот обряд пришёл в ислам из времён пророка Ибрахима. Аллах испытал его веру, и он увидел во сне, как приносит в жертву своего первенца Исмаила. Сны пророков были вещими, и Ибрахиму стало ясно, что от него требуется. Он рассказал об этом сыну, и тот смиренно покорился воле Господа. Любящий отец уже собирался принести в жертву сына, когда Аллах остановил его и сообщил, что испытание пройдено. Ибрахиму было велено принести в жертву барана, и с тех пор жертвоприношение является формой поклонения Богу и приближения к Нему.

В Курбан-байрам приносят в жертву овец (не младше шестимесячного возраста), коз (не младше однолеток), коров (не младше двухлеток) и верблюдов (не младше пятилеток). Жертвенное животное не должно иметь физических дефектов, быть дряхлым или больным. Корову, быка или верблюда можно принести в жертву от имени семи семей. Мясо жертвенных животных обычно делят на три части: одну часть раздают беднякам, другую - родственникам и соседям, а третью едят в кругу семьи за праздничным столом.

Смысл жертвоприношения не состоит собственно в заклании животного или пролитии крови. Коран гласит: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (сура 22 «Паломничество», аят 37). Это значит, что совершать жертвоприношение следует искренне ради Аллаха. Нельзя приносить в жертву животных ради славы или людской похвалы, для продолжения традиций отцов или в знак почитания кого-либо из усопших. Совершая жертвоприношение, мусульманин жертвует своим имуществом во имя спасения собственной души, вспоминая о том, как был спасён пророк Исмаил. Глядя на умирающее животное, он понимает, что заслуживает гибели за совершённые грехи и проступки, но его покаяния будут приняты, и он будет жить дальше. Он благодарит Аллаха за дарованные ему блага и проявляет заботу о родственниках и нуждающихся.

Паломничество в Медину и Иерусалим. Второй святыней, к которой мусульмане совершают паломничество, является мечеть Пророка в Лучезарной Медине. Её строительство было начато сразу после переселения Пророка Мухаммада в 622 г. Поначалу большая: часть мечети представляла собой открытый двор, а её площадь составляла 1060 квадратных метров. После последнего расширения, продолжавшегося десять лет и завершившегося в апреле 1994 г., застроенная площадь мечети составила 82 тысячи квадратных метров.

Молитва в мечети Пророка считается главной целью паломничества в Медину. Посланник Аллаха сказал: «Намаз в моей мечети в тысячу раз превосходит намаз в любой другой мечети, кроме Заповедной мечети, а намаз в Заповедной мечети во сто раз превосходит намаз в моей мечети».

При посещении Медины обычно посещают и могилу Пророка, чтобы поприветствовать его и помолиться за его благословение, кладбище Баки-эль-Гаркад, на котором похоронены жёны Пророка и многие славные сподвижники, а также место захоронения семидесяти сподвижников, погибших в сражении при Ухуде. К достойным поступкам относится моление в первой построенной мусульманами мечети - мечети Куб?, которая особо отмечена в Коране и названа «мечетью, которая с первого дня была основана на богобоязненности» (сура 9 «Покаяние», аят 108). В хадисе сообщается, что посещение этой мечети и молитва в ней равноценны малому паломничеству в Мекку.

Центральная часть Медины, расположенная между горами Айр на юге и Саур на севере, считается заповедной. С востока и запада она ограничивается двумя лавовыми полями, которые называются харра. Как и в Мекке, здесь запрещается охотиться, рубить деревья, обламывать ветви растений. Однако запреты, касающиеся заповедных земель Медины, не являются такими же категоричными, как в Мекке. Например, если человек преднамеренно убил животное в Мекке, то в качестве искупления он должен совершить жертвоприношение, накормить бедняков или поститься. Если он совершил такой же поступок в Медине, то ему достаточно принести покаяние. Кроме того, в Медине разрешается косить траву или рубить деревья, если в этом есть необходимость, например для кормления скота или изготовления орудий труда.

Третьей святыней, к которой разрешается совершать паломничество, является мечеть Аль-Акса («Удалённая») в Иерусалиме (Эль-Кудсе). Согласно традиции, она была построена через сорок лет после воздвижения Каабы. В эту мечеть был перенесён Пророк Мухаммад во время ночного путешествия, и там он совершил намаз из двух ракяатов. Мечеть Аль-Акса была первой кыблой в истории ислама: мусульмане поворачивались лицом к ней во время молитв в течение тринадцати лет в Мекке и 17 месяцев после Хиджры в Медину.

Мечетью Аль-Акса считается комплекс храмовых сооружений общей площадью 114 тысяч квадратных метров, расположенный в юго-восточной части Иерусалима. На территории комплекса расположено около двухсот памятников, важнейшими из которых являются мечети Аль-Кыбли и Куббат-ас-Сахра («Купол скалы»). Соборная мечеть Аль-Кыбли - первое сооружение, воздвигнутое на территории комплекса в эпоху ислама. Она получила такое название, потому что находится в южной части комплекса, ближайшей к кыбле мусульман. Ее легко узнать по тёмному куполу. Некоторые люди ошибочно называют её мечетью Аль-Акса, хотя в действительности она является лишь частью комплекса. Впервые она была построена в период правления Умара бин аль-Хаттаба, в 15 году хиджры (в 636 г.), когда мусульмане покорили Иерусалим. При халифах Абд-аль-Малике бин Марване (685–705) и его сыне аль-Валиде (705–715) она была увеличена и впоследствии несколько раз восстанавливалась после разрушительных землетрясений. Мечеть Куббат-ас-Сахра была построена в годы правления Абд-аль-Малика бин Марвана. Существует мнение, что именно от скалы, над которой был возведён золотой купол, Пророк Мухаммад был вознесён на небеса.

В исламе не принято совершать паломничества к другим мечетям или мавзолеям. Пророк сказал: «Запрягать животных можно только для путешествия к трём мечетям: Заповедной мечети, моей мечети и мечети Аль-Акса».

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

Сура 22 Хадж 1. (1). О люди, бойтесь Господа вашего! Ведь сотрясение последнего часа - вещь великая.2. (2). В тот день, как вы его увидите, каждая кормящая забудет того, кого кормила, а каждая обладательница ноши сложит свою ношу. И увидишь ты людей пьяными, но они не пьяны. Но

Из книги Коран [поэтический перевод] автора Мухаммед

Сура 22 Хадж Во Имя милосердного милостивого Бога

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 608: Откуда следует вступать в Мекку? 758 (1575). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вступал в Мекку, со стороны Када, проехав через верхний перевал, что в Батхе, а покидал

Из книги Достижение цели (сборник хадисов) автора Мухаммед

Глава 1 Польза паломничества и лица, которые обязаны совершить паломничество в Мекку 693.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Малые паломничества смывают совершенные между

Из книги Великий парадокс, или Два почерка в Коране автора Алескеров Самир

Глава 5 Порядок совершения хаджа и въезда в Мекку 727.Передают, что Джа‘фар ибн Мухаммад, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал со слов своего отца о том, что однажды они пришли к Джабиру ибн ‘Абдуллаху. Он поинтересовался о том, кто пришел навестить

Из книги К пониманию ислама автора Кадри Абдулу Хамиду

Запретная мечеть и хадж Во время жизни Мохаммеда Запретной мечети не было. Ее стены были воздвигнуты в 638 году, спустя шесть лет после смерти пророка. В этот контур попала Кааба и дом собраний курайшитов, где хранилось знамя племени и принимались важнейшие решения. Слово

Из книги Повседневная жизнь паломников в Мекке автора Слиман Зегидур

ГЛАВА 15. ВОЗВРАЩЕНИЕ В МЕККУ НА БЕЛОМ ВЕРБЛЮДЕ

Из книги Ислам автора Курганова У.

Хадж, или паломничество Хадж в Мекку - четвертая обязанность ибадата. Это святой долг для тех, кто может позволить себе это хотя бы раз в жизни. В Мекке стоит маленький домик, построенный пророком Ибрахимом (мир ему!) для поклонения Аллаху. Аллах вознаградил его, назвав

Из книги Хадж в Мекку автора Ханников Александр Александрович

Из книги Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты автора Житенёв Сергей Юрьевич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Хадж Последняя обязанность мусульманина, которую он должен, если это возможно, выполнить, – это раз в жизни совершить хадж, или паломничество в Мекку, где Мухаммед впервые получил божественное откровение. Если мусульманин не способен совершить паломничество, он может

Из книги автора

Что такое Хадж Ежегодно, в самом начале двенадцатого месяца по мусульманскому лунному календарю, называемому месяцем зу-ль-хиджжа миллионы паломников-мусульман устремляются к Мечети аль-Харам, расположенной в центре Мекки (Саудовская Аравия). Такое паломничество

Из книги автора

Как проходит Хадж Как говорилось ранее Хадж проходит в первой половине месяца зу-ль-хиджжа или в двенадцатый месяц лунного года. Начинается он на девятый день, когда проходит величайший обряд Хаджа. В долине Арафат, собираются все приехавшие паломники. Их количество

Из книги автора

Мусульманский хадж Мусульманские народы, исповедующие исламскую веру и находящиеся под воздействием её культуры, почти четырнадцать веков совершают религиозные путешествия, которые называются «хадж». Согласно мусульманской традиции, хадж является пятым и последним

Ежегодно миллионы мусульман со всего мира съезжаются в Саудовскую Аравию, чтобы совершить одно из обязательных предписаний Корана – хадж. Однако осуществить паломничество разрешено не всем приверженцам ислама.

Главное событие

В аравийской Мекке в мечети Аль-Харам находится главная святыня ислама – священная Кааба. Мусульмане верят, что это первый построенный на земле храм. Предания повествуют о том, что Каабу построил библейский Адам, однако во время Всемирного потопа храм был уничтожен. Только спустя многие века по указанию Всевышнего на месте прежнего храма Ибрахим (библейский Авраам) вновь возвел священную Каабу – так свидетельствует Коран.

Слева от храма лежит черный камень (Хаджаруль-Асвад): именно с этого места паломники начинают совершать обряд обхода Каабы. Как говорят хадисы, камень – белый яхонт – был ниспослан Ибрахиму из Рая ангелом Джибрилем (Гавриилом). Согласно легенде, изначально цвет камня был белее молока, однако прегрешения людей со временем сделали его черным.

Хадж входит в число пяти столпов ислама (обязательных для исполнения предписаний) наряду с шахадой (произнесение формулы «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его»), намазом (ежедневная пятикратная молитва), уразой (пост во время месяца Рамадан) и закятом (налог в пользу бедных).

Происходит паломничество во время 12-го по счету месяца исламского календаря – Зуль-хиджа (через 2 месяца после окончания Рамадана). Учитывая, что лунный мусульманский календарь на 11 дней короче григорианского, время хаджа каждый год меняется. В 2017 году он начался 31 августа. Длительность обрядов хаджа три дня – с 8 по 10 числа Зуль-хиджы.

Перед тем, как совершить первый обряд – обход вокруг Каабы против часовой стрелки – паломник должен быть облачен в белые одежды. Они призваны скрыть повседневный наряд, который мог бы выдать статус паломника. Перед богом равны все, и богатый и бедный.

Далее паломник совершает семикратный бег между холмами Сафа и Марва, после чего он утоляет жажду из источника Зам-Зам. Кульминацией хаджа является обряд стояния с полудня до захода солнца в долине Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. В течение светлого времени суток паломник читает молитвы, а после заката направляется в долину Муздалифа, где принимает участие в коллективной молитве.

Священная обязанность

Хадж – священная обязанность каждого правоверного мусульманина. Совершивший его получает почетный титул хаджи, что дает ему право носить зеленую чалму (любимый цвет Пророка, наряду с белым). Откуда пошла эта традиция?

В священном предании говориться, что Пророку Мухаммеду как-то задали вопрос: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». Его спросили: «А после этого?» Он ответил: «Борьба на пути Аллаха». Его снова спросили: «А после этого?» Он произнес: «Безупречный хадж».

Духовное значение хаджа в том, что решение его совершить принимается индивидуально и добровольно, ради поклонения Единому Богу. В период хаджа все паломники становятся «гостями Аллаха». Покидая на время свой дом, и перенося все тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение.

Согласно хадисам, Мухаммед сказал: «Паломники, совершающие хадж и умру, являются гостями Аллаха Всевышнего, ибо поистине если они призовут к Нему, то Он ответит им, если они станут, каяться перед Ним, то Он простит их».

Смогут не все

Несмотря на то, что хадж – это обязательное для исполнения предписание ислама, ряд ограничений могут помешать его совершить. Так, паломничество можно совершать только на средства, заработанные собственным трудом. Хадж, совершенный на деньги, взятые в долг, считается недействительным.

Кроме этого, для совершения хаджа нужно быть совершеннолетним, психически и физически здоровым человеком, осознавать и не отрицать обязательность хаджа, иметь достаточно средств, чтобы обеспечить как свое паломничество, так и содержание семьи, которая останется дома. Не мусульманин к хаджу не допускается.

Одним из важнейших условий хаджа является ихрам – особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для обретения этого состояния требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния, состоящие из двух кусков простой белой ткани, и соблюдать правила ихрама.

В период паломнической поездки мусульманин не может заниматься торговлей, вступать в супружескую близость, курить, гневаться, обижаться или обижать кого-либо. Паломник не должен причинять вред всему живому: убивать животных или насекомых, рвать траву или листья. Он не может надевать украшения, пользоваться парфюмерией и благовониями, умащать голову и тело какими-либо маслами,бриться, стричь волосы и ногти. При нарушении этих запретов хадж будет признан несостоявшимся.

Женщины имеют право совершать хадж наравне с мужчинами, однако эта поездка накладывает на них ряд дополнительных обязательств. В частности, они одеваются, как предписано мусульманкам в обычные дни, при этом оставляя лицо и кисти рук открытыми. Так же по требованию МИД Саудовской Аравии у женщин моложе 45-летнего возраста должен быть сопровождающий, так называемый махрам – мужчина из близких родственников не младше
18 лет.

В сто тысяч раз сильнее

По окончании хаджа верующие направляются на родину Пророка Мухаммеда – в Медину. Все жители этого города, как и паломники, облачены в белые одежды, они подчеркнуто гостеприимны и приветливы: ведь паломники – это гости Аллаха, которым необходима помощь и поддержка.

В хадисах есть указания на то, что намаз в мечети Пророка в Медине в тысячу раз более ценен, чем намаз в любом другом храме – за исключением заповедной мечети Аль-Харама в Мекке, где молитва имеет 100-тысячекратную силу.

Мечеть в Медине – одно из самых грандиозных сооружений исламской архитектуры, поражающее роскошью убранства. Здесь расположена комната супруги Пророка – Айши, в которой Мухаммед и похоронен согласно его завещанию. Рядом расположены могилы первых сподвижников Пророка – Абу Бакра и Умара.

Немного цифр

В 2016 году хадж совершили 1,8 млн. человек из них россиян было 15,5 тысяч. Согласно данным статистического ведомства КСА, 55% паломников были мужчинами, 45% – женщинами. Паломничество в Мекку дело недешевое. Так, в 2017 году эконом вариант хадж-тура обходился в среднем за $2,6 тысячи при прямом перелете из Северного Кавказа, и около $3-3,6 тысячи для лиц, следовавших из Москвы. За вип-туры паломник должен был отдать порядка $6 тысяч. Для жителей Северного Кавказа существуют также комбинированные бюджетные маршруты (автобус + самолет), которые в 2017 году стоили $1950.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Хадж – это не турпоездка, а испытание. Проверка паспортов на границе может длиться несколько часов, никто не предоставит паломнику персональный трансфер, а в номере отеля он может оказаться вместе с несколькими незнакомыми людьми. В Каабе скапливается огромное множество людей, толпа там настолько плотная, что даже не страдающие клаустрофобией люди начинают испытывать панику. Еще большая давка возникает во время первого побивания шайтана камнями. В ходе этого обряда иногда гибнут люди. Но паломников это не останавливает, они готовы приезжать в Мекку снова и снова, чтобы ощутить свою близость к Всевышнему. И даже смерть во время хаджа считается благословенной, поскольку умершие на пути к Аллаху попадают в Рай.

Что такое хадж?

Хадж – это паломничество в Мекку, город в Саудовской Аравии, где в мечети Аль-Харам находится главная святыня ислама – священная Кааба. Совершить хадж раз в жизни должен каждый мусульманин, имеющий для этого силы и средства. Причем деньги на поездку должны быть заработаны исключительно честным путем.

Хадж является одним из пяти столпов ислама – предписаний, обязательных для исполнения. Остальные четыре – это шахада (произнесение формулы «Нет Бога кроме Бога, и Мухаммад – пророк Его»), намаз (ежедневная пятикратная молитва), ураза (пост во время ) и закят (налог на имущество).

Когда наступает время хаджа?

Хадж начинается в месяце Зуль-хиджа – спустя 2 месяца после окончания Рамадана. Так как лунный мусульманский календарь на 11 дней короче григорианского, время хаджа каждый год меняется. Обряды хаджа длятся три дня – 8-10 числа Зуль-хиджы. Самый важный из них – второй, День стояния на Арафате. В 2018 году «День Арафат» приходится на 20 августа.

Что такое Кааба?

Мусульмане верят, что Кааба – первый храм на земле. В разных преданиях говорится, что ее построил Адам, изгнанный из Рая, или его сын Шис, или даже ангелы. Но во время Всемирного потопа, гласит легенда, храм был разрушен. Спустя века Всевышний указал пророку Ибрахиму (библейскому Аврааму) забытое к тому времени место постройки, и тот вместе с сыном Исмаилом возвел на его фундаменте новый храм, куда теперь стекаются паломники со всего света. И к нему же обращены лица всех мусульман, совершающих намаз.

В Коране повествуется, что когда Всевышний приказал Ибрахиму возвестить людям о хадже, тот воскликнул: «Господи! Как мне донести этот призыв до людей, ведь мой голос не дойдет до них?!» И получил ответ: «Ты позови, а Мы обязательно донесем [твой призыв до них]». Тогда Ибрахим поднялся на возвышенность и воззвал: «О люди! Ваш Господь избрал [Заповедный] Дом, так отправляйтесь же в хадж к нему!»

Что такое черный камень?

Слева от дверей Каабы находится черный камень (Хаджаруль-Асвад). Отсюда все паломники начинают совершать таваф – обязательный обряд обхода Каабы.

Согласно хадисам (высказываниям пророка Мухаммада) камень был ниспослан из Рая. Ангел Джибриль (Гавриил) принес его пророку Ибрахиму при строительстве Каабы. Легенда гласит, что сначала камень был белее молока, но грехи людей сделали его черным.

Что такое Зам-Зам?

Священный источник Зам-Зам в Мекке – еще одно из чудес ислама. Каждый паломник должен испить из него. Зам-Зам появился в пустыне, когда Хаджар (Агарь) вместе со своим сыном Исмаилом, оставленная по повелению Аллаха пророком Ибрахимом, искала родник, чтобы напоить ребенка. В поисках воды она пробежала от горы Сафа к горе Марва. И сегодня один из обязательных обрядов хаджа – бег между этими холмами.

По преданию, в пустыне к Хаджар явился ангел Джибриль, он коснулся земли кончиком крыла, и из камней потекла вода.

Геологи не могут оценить запасы Зам-Зама: источник не имеет подземных водоемов. Вода стекается в него по склонам скал. Она очень чистая и считается целебной.

Что должен сделать паломник?

Хадж состоит из ряда обязательных обрядов. Как правило, группы паломников сопровождает гид, который разъясняет все тонкости их совершения. Ведь нарушение канонического порядка может сделать хадж недействительным.

Первый обряд – таваф – обход вокруг Каабы. Затем паломники должны пройти между холмами Сафа и Марва. Но самый главный обряд – пребывание в долине Арафат, где, согласно преданиям, встретились Адам и Хавва (Ева), изгнанные из Эдема. Здесь нужно провести целый день, моля о прощении. Некоторые паломники стараются забраться на гору Арафат, хотя это необязательно.

Затем следует ночлег в долине Муздалифа, пребывание в долине Мина и побивание шайтана камнями. Этот обряд восходит к коранической истории о жертвоприношении Ибрахима. Она идентична библейской легенде об Аврааме, которому Господь приказал принести в жертву любимого сына. По пути к месту заклания Ибрахиму несколько раз встречался Иблис (шайтан) и пытался отговорить пророка от его намерения. Тот в ответ бросал в искусителя камни. В память об этой истории паломник должен трижды поднять камни и бросить их в специальные столбы, олицетворяющие шайтана.

Чем завершается хадж?

Завершается хадж самым главным мусульманским праздником жертвоприношения – . Обычно паломники обращаются в специальные службы, сотрудники которых по их заказу режут барана, верблюда или быка. Мясо отправляют из Мекки в голодающие страны Африки. Если паломник не в состоянии принести жертву, он должен поститься три дня во время хаджа и семь после.

Затем мужчины остригают свои волосы. После этого паломники возвращаются в Мекку, чтобы второй раз обойти Каабу и исполнить обряд бега между холмами Сафа и Марва.

Прощаясь с Меккой, они совершают еще один, прощальный таваф.

Что посетить в Медине?

После завершения хаджа паломники направляются в город пророка Мухаммада – Медину. Все мединцы носят белые одеяния и очень приветливы. Они считают паломников «гостями Аллаха» и состязаются в том, чтобы оказать им помощь и проявить гостеприимство.

В хадисах сказано, что намаз в мечети пророка в тысячу раз более ценен, чем намаз в любом другом храме – кроме Аль-Харама, где молитва ценится в сто тысяч раз больше.

Мединская мечеть восхищает убранством. Здесь есть комната жены пророка – Айши, в которой он и похоронен согласно его завещанию. Рядом находятся могилы первых сподвижников пророка – Абу Бакра и Умара, а за мечетью, на кладбище Бакийя, похоронены другие известные герои исламской истории.

Как совершают хадж женщины?

Женщины одеваются в светлую одежду, отличную от мужской, при этом оставаясь так же, как предписано мусульманкам в обычные дни, с той лишь разницей, что в хадже женщине нельзя полностью закрывать лицо и надевать перчатки, закрывающие кисти рук.

По требованию МИДа Саудовской Аравии женщин моложе 45 лет должен сопровождать махрам – мужчина из близких родственников старше 17 лет.

Во время хаджа женщины совершают те же обряды, что и мужчины, кроме постригания волос.

Что надеть на хадж?

Одним из ярких атрибутов хаджа является ихрам – два куска простой ткани, которую надевают все без исключения паломники. Одинаковая одежда означает равенство людей перед Богом. В ихрам нужно облачиться при пересечении границы священной территории Микат, запретной для греха. Эта граница не совпадает с государственной или административной, это исторически сложившаяся территория вокруг Мекки.

Так как российских паломников чаще всего доставляют в Мекку самолетом, они пересекают Микат еще в воздухе, где и облачаются в ихрам. Надеть его можно и до посадки в самолет.

Хадж и умра: в чем отличие?

Умра - это малое паломничество, совершаемое в любое время года, в отличие от хаджа. Обряды умры состоят в хождении вокруг Каабы и между холмами Сафа и Марва. Российские паломники предпочитают приезжать в Мекку заранее, совершить умру, затем выйти из ритуального состояния ихрама и после наступления дня начала хаджа вновь облачиться в ихрам и совершить хадж.

Как добираются в Мекку?

Российские паломники отправляются в хадж за 10, а иногда и 25 дней до его начала. Многочисленные турфирмы предоставляют пакеты 2-3-недельных туров с пребыванием в городах Саудовской Аравии, с экскурсионными поездками по значимым местам. Учитывая сложности пересечения границ, проще всего лететь в Мекку самолетом. Но некоторые добираются автотранспортом или . Получить саудовскую визу самостоятельно очень сложно, лучше действовать через аккредитованную турфирму.

Сколько стоит хадж?

В 2017 году туроператоры предлагали экономичный вариант хадж-тура в среднем за $2,6 тысячи – прямой рейс из городов Северного Кавказа и $3-3,6 тысячи из Москвы. практически не изменились. Вип-туры стоят около $6 тысяч. Для жителей Кавказа подобраны и малобюджетные, комбинированные маршруты – на автобусе и самолете – за $1950.

Стоимость путевки зависит не только от количества звезд у отеля, но и от его удаленности от Каабы в Мекке и от мечети пророка в Медине. Сегодня многие туроператоры включают в пакет услуг 1-2 разовое питание, хотя еще несколько лет назад его не предусматривали вообще, даже вип-туры.

Зачем нужны квоты?

За считанные дни в Мекку прибывают миллионы мусульман, увеличивая население города в 4 раза, и каждый год число паломников растет. Королевство Саудовская Аравия предпринимает беспрецедентные меры по модернизации и расширению территории Аль-Харама, где проходят самые многолюдные обряды.

Кроме того, королевство устанавливает квоты для паломников из других стран в соотношении 1 место на тысячу мусульман. В 2018 году общероссийская квота составляет 20 500 мест. Почти половина досталась двум республикам Северного Кавказа: Дагестану выделена квота на 8600 мест, Ингушетии - на 1400.

Что нужно знать о Мекке?

В честь пророка, принесшего людям Коран, всех мужчин в Мекке принято называть Мухаммадами. Именно так обращаются к продавцам, таксистам, официантам, полицейским.

Мекка – красивый, современный город с высотными зданиями и множеством мечетей. Вся территория Мекки считается запретной для греха, тут нельзя причинять вред ничему живому, даже растениям. После азана – призыва к молитве – продавцы оставляют свои магазины открытыми, не опасаясь краж, водители останавливают машины прямо на проезжей части, вся улица превращается в мечеть. Тем не менее паломники иногда становятся добычей воров и попрошаек.

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

Самое интересное