Цирковая династия Запашных берет своё начало с конца XIX века. Родоначальником династии принято считать выходца из прибалтийских немцев Карла Томсона. Работавший в жанре клоунады и музыкальной эксцентрики, он появлялся на манеже под псевдонимом Мильтон. Дочь Карла Лидия продолжила дело отца. С пятнадцати лет она выходила на публику в качестве гимнастки и цирковой наездницы. Её мужем стал человек, давший династии сегодняшнюю фамилию – Михаил Запашный.

В цирк Михаила пригласил легендарный борец Иван Поддубный. В городе Ейске он увидел портового грузчика недюжинной силы и предложил ему круто изменить свою жизнь. Цирковая карьера Михаила началась с французской борьбы, где он выступал под именем Орлёнок. Славу артисту принес созданный им позднее номер «Акробаты-снайперы», сочетающий в себе силовую акробатику и стрельбу из винтовки. В этом номере Запашный и его партнёр Георгий Мельченко выступали как братья Мильтонс.

Михаил хотел, чтобы его дети получили хорошее образование и выбрали для себя другую профессию. В нарушение традиций, он не брал их с собой на гастроли, и Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь провели детство с бабушкой, в маленьком доме в Ленинграде. Там их застала война. Домик сгорел при бомбёжке, и какое-то время бабушка с внуками жила в цирковой гримерной. Позже им повезло покинуть город по «Дороге жизни» и оказаться в Саратове, где дети наконец воссоединились с матерью Лидией Карловной, оказавшейся из-за блокады отрезанной от семьи. Именно в Саратовском цирке младшие Запашные начали свою цирковую карьеру. 16-летний Вальтер создал акробатический номер, в котором выступал вместе с 6-летним Мстиславом. Номер пользовался неизменным успехом, и это помогало прокормить семью. Среди жанров, которые пробовали Сергей, Вальтер, Мстислав и Игорь, были дрессура лошадей и хищников, воздушная гимнастика, джигитовка, клоунада и мотогонки.

В 1954 году к младшим Запашным пришел первый серьезный успех. Был подготовлен и выпущен номер «Акробаты-вольтижеры», в котором приняли участие все четверо братьев Запашных. Молодые артисты исполняли трюки, равных которым нет до сих пор, и это было отмечено четырьмя золотыми медалями на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Позже братья создали вошедший в историю цирка номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях».

В 1958 году Вальтер решает оставить акробатику и посвятить себя дрессуре хищников. Аттракцион увидел свет в 1961 году, его премьера едва не закончилась трагедией – на дрессировщика набросилась тигрица Багира, оставив на его теле более ста рваных ран. После длительного лечения Вальтер вернулся в дрессуру и еще много лет проработал со строптивой хищницей.

«Среди хищников» стал триумфом дрессуры. В манеже с дрессировщиком одновременно находилось 38 животных – тигры, львы, пантеры и рыси. За выдающиеся заслуги в области циркового искусства Вальтеру Михайловичу были присвоены звания заслуженного артиста РСФСР (1969) и народного артиста РСФСР (1988). В 70 лет дрессировщик передал аттракцион своим сыновьям.

Первой женой Вальтера Запашного стала выступавшая в жанре «каучук» Марица, дочь эквилибристки на проволоке М.А. Якутской. Вальтер ввёл супругу в свой аттракцион. Впоследствии Марица Михайловна продолжила самостоятельно работать с тиграми и пантерами. Дочь Марицы и Вальтера, тоже Марица, стала дрессировщицей собак, а их внук Дан Запашный - жонглером и дрессировщиком шимпанзе.

Свою вторую жену, на тот момент студентку Политехнического института Татьяну Волохатову, Вальтер встретил в Твери. Девушка не сразу приняла ухаживания знаменитого дрессировщика, который был старше ее на 28 лет. Но наконец решение было принято, и в 1975 году Татьяна перебралась в Москву. Вальтер и Татьяна прожили вместе 32 года, вырастив и воспитав двоих сыновей – Эдгарда и Аскольда. Много лет Татьяна вместе с супругом работала в аттракционе с хищниками, а затем, получив второе высшее образование, занялась административной работой, возглавив Цирк братьев Запашных. В настоящее время Татьяна Васильевна Запашная является заместителем директора Большого Московского цирка.

Младший брат Вальтера, Мстислав, также со временем пришёл к дрессуре. Прорывом в этой области стал созданный в 1977 году аттракцион «Слоны и тигры», удостоенный Государственной премии РФ. В 1990 году М.М. Запашному было присвоено звание народного артиста СССР. Мстислав Михайлович выступал также в качестве режиссера цирковых программ. В 1992- 2003 годах он являлся директором и художественным руководителем Сочинского государственного цирка, а с 2003 по 2009 год возглавлял Росгосцирк.

Его сын, тоже Мстислав, народный артист РФ, наиболее известен благодаря аттракциону с хищниками «Триумф XXI века (тигры на зеркальных шарах на земле и в воздухе)».

Эдгард

Эдгард Вальтерович Запашный родился 11 июля 1976 года в Ялте. Вместе с родителями и своим младшим братом Аскольдом Эдгард часто переезжал из города в город: цирковые гастроли в одном городе обычно длятся около месяца. Поскольку братья пошли в школу одновременно, им было легче вдвоем находить в каждом новом городе общий язык с одноклассниками и учителями.

С самого раннего детства мальчики всё свободное время проводили в цирке. Отец строго следил, чтобы сыновья хорошо учились. Даже за «тройки» следовали наказания, самым страшным из которых был запрет на посещение цирка. Метод оправдал себя: братья не мыслили себе жизни без цирка, а учебные результаты тоже оказались впечатляющими, Эдгард закончил школу всего с одной «четверкой», Аскольд – круглым отличником.

Будучи детьми, Эдгард и Аскольд Запашные пробовали себя практически во всех цирковых жанрах. Вальтер Михайлович обучал сыновей акробатике, вольтижу, жонглированию и верховой езде. Первым выходом на публику братья называют участие в новогоднем спектакле, где братья исполнили роли принцев. В 12 лет в Прибалтике Эдгард впервые выступил перед зрителями с сольным номером, продемонстрировав элементы высшей школы верховой езды.

Родители считали, что детям необходимо гармоничное развитие. Поэтому помимо цирка братья по настоянию отца занимались музыкой, танцами и изучением иностранных языков, что несомненно пригодилось им в дальнейшей жизни.

Поскольку дети росли в семье дрессировщика, они много времени проводили с животными. Отец впервые завёл детей в клетку, когда им было 11-12 лет, но о том, чтобы работать с хищниками в этом возрасте, не могло быть и речи. Первыми животными, с которыми начали репетировать Эдгард и Аскольд, стали обезьяны и пони.

В конце 80-х в СССР начались серьёзные перемены, и семья переживала нелёгкие времена. Чтобы сохранить аттракцион животных, Запашные соглашаются на предложение китайской стороны о долгосрочных гастролях и в 1991 году уезжают работать в город Шэнь-Чжэнь, где специально для них был построен большой цирк в сафари-парке. Работающих в необычном для Китая жанре дрессуры хищников артистов хорошо принимала публика Поднебесной, и гастроли затянулись на три года.

В 1996 году Запашные возвращаются в Россию и начинают заново завоевывать отечественного зрителя. В это время братья работают в жанре «жонглеры на лошадях» и с этим номером в 1997 году одерживают свою первую победу в профессии – берут высшую награду на «Первом Всероссийском фестивале циркового искусства» в Ярославле. Чуть позже они начинают вместе с мамой работать с тиграми и львами, и в 1997 году Вальтер Михайлович передаёт сыновьям аттракцион «Среди хищников».

В 1999 году Эдгарду и Аскольду присваивается звание «Заслуженный артист РФ». Затем следуют премия Правительства Москвы, звание лауреата национальной премии «Цирк», победа на Международном конкурсе артистов цирка в г. Саратове и награда «Золотой лев» от Китайской ассоциации циркового искусства. В 2006 году Эдгард вместе с братом впервые попадает в Книгу рекордов Гиннесса, ассистируя ему при исполнении трюка «Прыжок верхом на льве». Второй раз это случится уже в 2011 году, когда Эдгард вместе с Александрой Блиновой и Кристиной Гриценко продемонстрирует трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей». На сегодняшний день в копилке братьев победы на пяти международных цирковых фестивалях.

С 2007 года братья Запашные представляют в Лужниках грандиозные цирковые шоу, где Эдгард выступает в качестве генерального продюсера, а также участвует в качестве артиста. Он демонстрирует высокое мастерство в различных цирковых жанрах, таких как дрессировка хищных животных, жонглирование на лошади, джигитовка, эквилибр на натянутой проволоке (канатоходец), групповой вольтиж.

С 2012 года Эдгард Вальтерович возглавляет Большой Московский цирк – самый большой стационарный цирк в Европе. Его манеж с 2013 года стал площадкой для Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол», где Эдгард выступает как генеральный продюсер и ведущий.

Эдгард – участник многих телевизионных проектов. Он стал победителем шоу «Король ринга». Эдгард снимается в кино, к настоящему моменту в его послужном списке 9 фильмов и сериалов. Он является автором идеи и бессменным ведущим программы «Легенды цирка», в которой рассказывает о выдающихся людях своей профессии.

У Эдгарда Вальтеровича много планов на будущее. Он активно поддерживает и пропагандирует цирковое искусство в России и за рубежом и надеется, что его дочери Стефания и Глория и сын Даниэль продолжат дело отца.

Аскольд

Аскольд Вальтерович Запашный родился 27 сентября 1977 года в Харькове. Как все цирковые дети, братья меняли в год по несколько школ, и чтобы мальчикам было проще адаптироваться в новых коллективах, родители решили отдать их в один класс. Поэтому Аскольд стал первоклассником, когда ему не было и шести лет.

Впервые в качестве артиста Аскольд вышел в манеж в 1988 году в Риге, где они вдвоем с братом приняли участие в новогоднем представлении, исполняя роли принцев. В 1992 году семья уехала на долгосрочные гастроли в Китай, где для них был построен цирк недалеко от города Шэнь-Чжэнь. В Китае братья освоили большинство цирковых жанров и стали полноценными артистами. Чтобы отличаться от местных цирковых артистов, братья покрасили волосы и стали блондинами. За время гастролей в Поднебесной братья выучили разговорный китайский язык. Кроме того, Аскольд свободно владеет английским.

Через четыре года Запашные возвращаются в Россию и практически с нуля начинают завоёвывать отечественную публику. К этому моменту братья уже показали себя как жонглеры на лошадях и дрессировщики обезьян. В 1997 году их профессиональная деятельность была отмечена первой наградой – золотом на фестивале в Ярославле. В те же годы было принято решение, что братья продолжат дело отца и займутся дрессурой тигров и львов. В 1997 году Вальтер Михайлович передал детям свой аттракцион «Среди хищников».

В 1999 году за заслуги в области искусства 21-летний Аскольд получил почетное звание «Заслуженный артист РФ» и стал самым молодым обладателем этого звания в цирке.

В 2006 году Аскольд вместе с братом был занесен в Книгу рекордов Гиннесса с трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве». Впервые трюк был исполнен их отцом, но Аскольд первым стал исполнять его без страховки. Лев по кличке Майкл перелетал с одного рейнского колеса на другое с дрессировщиком на спине, преодолевая расстояние 2,3 метра.

Несмотря на то, что братья Запашные известны в первую очередь как дрессировщики хищных животных, каждый из них владеет еще несколькими цирковыми жанрами, и в некоторых из них демонстрирует уникальные трюки. Так, Аскольд выходит в манеж как акробат-вольтижер, канатоходец, жонглер (в том числе на лошади и на сегвеях), акробат на роликах и т.д.

По образованию Аскольд – режиссер, он с отличием окончил Российскую академию театрального искусства (РАТИ - ГИТИС). Поэтому в тандеме «Братья Запашные», где Эдгард отвечает за администрирование, продюсирование и связи с общественностью, на плечах Аскольда лежит вся творческая часть.

В 2000-х годах братья объездили с гастролями практически всю Россию. География их зарубежной гастрольной деятельности на настоящий момент включает Китай, Японию, Венгрию, Монголию, Казахстан, Белоруссию, Монако, Италию, Финляндию, Латвию, Эстонию.

Начиная с 2007 года в дни зимних каникул московские Лужники встречают зрителей, спешащих увидеть новое шоу «Цирка братьев Запашных». Формат подобных зрелищных мероприятий, сочетающих в себе традиционный отечественный цирк с большим количеством животных и новейшие достижения индустрии шоу-бизнеса, захватывающий сюжет и спецэффекты, уникален и является воплощением идей его создателя Аскольда Запашного, который выступает в данных проектах в качестве автора сценария, режиссёра и исполнителя одной из главных ролей. Под его руководством и при его непосредственном участии на сегодняшний день вышло уже 11 таких шоу, на каждом из которых побывало более 300 тысяч человек.

С 2012 года Аскольд Вальтерович является художественным руководителем Большого московского цирка. Он является автором идеи и главным режиссером проходящего в БМЦ ежегодного Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол», за несколько лет превратившегося в одно из самых престижных цирковых соревнований планеты. В 2012 году Аскольду было присвоено звание «Народный артист РФ».

Несмотря на колоссальную загрузку, Аскольд является постоянным участником различных телевизионных программ, шоу и проектов. Кроме того, совместно с братом им написано три книги: «Как мы дрессируем собак», «Камелот: осколки легенд» и «Камелот: наместник богов».

В 2008 году Аскольд женился на Элен Райхлин, израильтянке, с которой познакомился во время гастролей в Минске, где девушка училась в медицинском университете. У пары подрастают две дочери – Ева и Эльза, которые уже принимают активное участие в цирковых проектах отца.

Аскольд Запашный скрывает свою семейную жизнь от посторонних глаз. Его свадьба прошла тайно, без особой огласки в прессе. Накануне назначения Аскольда Запашного главным художественным руководителем Большого Московского цирка на проспекте Вернадского «Экспресс газета» встретилась с женой циркового артиста - Элен Запашной - на ее родине в Израиле.


На родину на берегу Средиземного моря - в Хайфу Элен Запашная приезжает часто. У нее здесь живут родители, да и сама она к Святой земле привязана всем сердцем. Пока Аскольд колесит с братом Эдгардом по гастролям, Элен воспитывает в Израиле двух дочек - Еву и Эльзу.

Почему у вас с Аскольдом была тайная свадьба?

Родители противились нашим отношениям. Его мама хотела видеть цирковую девочку в семье. Во-первых, она им не закатит скандалов по поводу неудобств или каких-то лишений, будет вместе с мужем колесить по гастролям. А мои родители не хотели Аскольда: боялись, что брошу учебу в Минске в медицинском институте.

Ты была фанаткой творчества Запашных? Как познакомилась с Аскольдом?

Я училась в Минске. Вместе с друзьями пришли на представление братьев Запашных. Красиво провели вечер, и все. Через пару дней звонит наш общий друг Андрей: «Элен, твой телефон просит один цирковой артист - Аскольд». Подумала: кто такой из них Аскольд? Я не смотрела афиши, поэтому различить их не могла. Я другу отказала: «У меня есть парень, потом ребята скоро уедут гастролировать, зачем мне это надо»... В голове сидела мысль: раз известный, значит, избалован женским вниманием. Но Аскольд не сдался. Андрей названивал мне долго: «Да что ты из себя строишь? Такой человек хочет тебе позвонить, а ты?!»

Но ты все же дала номер телефона?

Да. Первую эсэмэску прислал во время лекции в институте, я так расплылась в улыбке, что даже преподаватель это заметила. Так приятно стало, хоть и сообщение коротенькое: «Привет, это Аскольд Запашный, давай встретимся». Мы начали встречаться. Первый наш вечер прошел шикарно. Потом Аскольд мне не звонил и не писал дня четыре. Я думала: «Вот, такой-сякой. Все одинаковые». А как оказалось, это его такой приемчик, чтобы влюбить в себя девушку. Я вся изнервничалась, а он выдержал время. Не только мы, девушки, хитрим, но и парни.

И вот он уехал на гастроли...

Поскольку ребята два месяца гастролировали, мы использовали любое свободное время: если ночь, значит, ночь. Конечно, я уговаривала себя, что нет будущего у этих отношений. Да и моей маме не нравилось, что я вместо учебы езжу за ними по гастролям: Гомель, Брянск... Два года мы переписывались эсэмэсками, общались по телефону.

А что ты сказала своему парню, с которым встречалась?

Рассталась с ним. Я не грешна, честно сказала еще в начале наших отношений, что будущего у нас нет. За это он мне теперь благодарен.

Как Аскольд сделал предложение? На арене с тиграми?

Сначала через три месяца знакомства он признался в любви. Мы мечтали пожениться, строили планы на будущее, думали о детях, хоть весь мир был против нас. Я до последнего не верила, тормозила себя, чтобы полностью не уйти в чувства. Аскольду пришлось нелегко: уговаривать меня, объяснять, что наши отношения перешли на другой этап. И после этого разговора мы стали называть себя парой. Потом Аскольд повстречался с моими родителями в Израиле. Все очень волновались. Предложение Аскольд сделал в Иерусалиме на Святой земле: подарил колечко и сказал те самые главные для женщины слова. Я так разволновалась, что даже не ответила «да».

Эдгард не поддержал брата

Но, несмотря на это, вы вместе и растите двух дочек...

19 декабря у нас деревянная свадьба. Все у нас получилось, потому что мы познакомились взрослыми людьми, которые четко понимали, что хотят. Через два года наших встреч мы запланировали дату свадьбы. Прилетела только моя мама, а свекровь Татьяна Васильевна была на гастролях. Моя мама мне до последнего твердила: «Леночка, ты одумайся. Еще не поздно». А мне завтра идти в загс. Ночь перед росписью не забуду: ребята находились на чесе в каком-то городе, а у Аскольда села батарейка. Я сижу у окошка, жду его, на дворе - ночь. Тут мама говорит: «Вот так и просидишь у окошка: мужа нет, а ты буде

шь так сидеть и его ждать. А может, он захотел сбежать...»

Может, твоей маме не нравилось, что Аскольд не еврей?

Нашлись и такие мои родственники, которые пытались это сказать...

С Татьяной Васильевной не сразу нашли общий язык?

Его мамы не было, так как она находилась на гастролях далеко от Москвы. Сразу после свадьбы я уехала в Минск, а Аскольд - в другой город. У меня и платья белого не было: костюм надела. Считаю, что это ни к чему: многие делают шикарную свадьбу, а потом расходятся. А наши отношения с Татьяной Васильевной наладились, когда я с ней познакомилась поближе. Сейчас я многому у нее учусь, советуюсь. Она - наимудрейшая женщина. Татьяне Васильевне, когда она вышла за Вальтера Михайловича, пришлось тяжело: ее не принимали, потому что она не из цирковой семьи. Значит, надо мне все это пройти. Жизнь - штука сложная. Когда появилась внучка Ева, Татьяна Васильевна стала мягче. Сейчас родные Аскольда и мои понимают, что надо вместе мирно жить.

Эдгард поддержал брата?

Он вначале встал на позицию мамы. И этот факт брата удивил. Аскольд как-то рассказал, что Эдгард привел в дом девушку и маме она не понравилась: Эдгард взял рюкзак да и ушел из дома. Что сделал Аскольд? Ушел вместе с ним. Они были юные, лет по 13. Поэтому Аскольд ждал, что и Эдгард его поддержит в отношении меня. Но нет. Зато сейчас у нас прекрасные отношения: Эдгард - крестный нашей старшей дочери Евы.

Вы хотели, наверное, первым мальчика?

Как говорит Аскольд: «Мы очень хотели мальчиков-близнецов, поэтому у нас девочки-погодки». Конечно, я мечтаю вырастить настоящего мужчину. Планы еще есть, стараемся... И вот тут, если родится мальчик, у нас с Аскольдом национальные разногласия: делать обрезание или нет. Считаю, что с точки зрения гигиены это правильно. Но Аскольд пока не сдался.

Почему у девочек такие имена?

У нас имена выбирал папа, это полностью его право. Женщина вынашивает ребенка, а у отца не сразу возникает это чувство причастности. Мое мнение такое: давая имя ребенку, мужчина понимает, что стал папой. Имя Ева Аскольд выбрал, потому что первый ребенок и девочка. А имя для младшей Эльзы он случайно нашел, я хотела Софию. Но мы с мужем верим в знаки и если не знаем, делать или нет какой-то шаг, то ищем эти знаки. Помню последние дни перед родами. Татьяна Васильевна была против имени Эльза. Звонит и говорит: «Надо называть именами успешных людей». Мы стоим на светофоре в этот момент, останавливается грузовая машина, и на ней огромными буквами написано: «Эльза». Только с мамой поговорили по телефону и увидели этот грузовик. Еще одно совпадение: в день рождения дочери умерла актриса Элизабет Тейлор.

Кофе в постель не приносит

Вы подолгу живете в Израиле. Соблюдаете ли еврейские традиции?

Нет, конечно. У нас с Аскольдом современная семья. Например, если мы хотим еврейскую фаршированную рыбу, то я ее не сама готовлю, а заказываю у знакомой.

Как у вас делятся семейные обязанности?

Большинство мужей моих подружек что-то на кухне делают. А Аскольд - никогда. Вначале я обижалась. Но Аскольд как-то сказал: «Когда я вижу, идет девушка и ее парень несет маленькую дамскую сумочку, мне смешно». С появлением мужа для меня изменилось представление о настоящем мужчине. Уют, очаг пускай делает женщина. Я смирилась с тем, что муж не знает, как приготовить яичницу, и не принесет кофе в постель.

Твой муж часто на гастролях, тяжело без него?

Это в прошлом. Я стараюсь ездить с мужем и детьми на гастроли. Мы сделали шикарную большую постель, а мне там жутко одиноко. Я уже и мишками обложилась, не помогает. Сплю на маленьком диванчике.

Твой дом - Россия или Израиль? Почему муж не найдет работу здесь в цирке?

В Израиле нет своего цирка. Это, кстати, хорошая идея: создать свою труппу. Могу сказать одно: без Израиля я не могу

Аскольд Запашный с супругой Элен и маленькой дочкой Евой живут на колесах, кочуя с гастролями «Цирка братьев Запашных» из одного города в другой. Нам удалось застать семью в Москве - здесь полным ходом идут новые спектакли цирка. О том, как изменил их жизнь прошедший год, каково это - быть миллионерами, а также поддаются ли дрессуре дети и женщины, Аскольд и Элен рассказали нашим корреспондентам.

Тебе лучше поехать к маме…

Аскольд: Смешно, но у нашего ребенка каждая вещь в трех экземплярах. Три кроватки, три коляски, три стульчика, ну и так далее. Один комплект в Москве, другой - в Израиле у родителей жены, третий колесит с нами в контейнерах. Так все цирковые живут. А куда деваться? Я счастлив, что мы - я, Элен и маленькая Ева - теперь вместе.

Папой я стал во второй день года. Родилась бы дочка первого января, наверное, расстроился бы. Всю жизнь ее праздник был бы объединен с новогодним. И мы с Элен в ночь под Новый год просили дочку: «Подожди! Еще не время». И она послушалась родителей - умница! Появилась на свет в четыре часа, когда у меня был перерыв между двумя представлениями. Утром я отвез Элен в роддом, а сам поехал на спектакль. И днем получаю эсэмэску от жены: «Мы с Евой тебя ждем». Именно в этот момент жизнь будто поделилась на до и после. Стою с мобильником в руках, смотрю на экран, перечитываю и улыбаюсь. Коллеги заметили: «Ну что там? Что? Жена родила? Кого?» - «Дочка!!!» Приехал в роддом после представления. Не знаю, как передать словами чувства, которыми был переполнен в тот миг. Появилась ответственность, какая-то особенная любовь к ребенку проснулась. Беру Еву на руки и представляю: подрастет и станет встречать меня радостными воплями:
«Папочка пришел!» Сентиментально и трогательно…

Элен: Когда у наших приятелей родилась дочка, мне было очень интересно посмотреть на реакцию мужа. Я взяла ее на ручки и сказала: «Аскольд, смотри, какая хорошая девочка! На - подержи ее». Он взял ребенка на руки и сразу отдал. А я подумала: «Нет, нянькаться с детьми мой муж не станет». Но интуиция подвела - нянькается, и еще как!

Аскольд: Я чужим детям никогда не умилялся. Но на свою дочь готов смотреть часами. Мне кажется, человек вообще взрослеет не годами, а серьезными событиями, принятыми решениями. Отцовство - главная перемена в жизни любого мужчины. Когда родился мой старший брат, Эдгард, наш папа прервал представление, выскочил на улицу Ялты, где гастролировал, и устроил салют. Вечером напоил на радостях весь коллектив и сам выпил, хотя не пил вообще! Здорово они погуляли! А как же - наследник появился!

- Наличие наследника так важно для мужчины?

Конечно, сын продолжит фамилию. А для циркового это особенно важно. Супруга со мной солидарна, теперь мы оба хотим мальчишку. Но когда у нас появилась Евочка, я был безумно счастлив.

- И через несколько недель уехали от жены и ребенка…

А что было делать? В конце января начинались гастроли. Не тащить же с собой новорожденного ребенка.

Элен: Когда Аскольд сказал, что мне лучше поехать с ребенком к маме, я - в слезы. Конечно, как любящей жене мне хотелось быть вместе с мужем.

Аскольд: Я выбрался к ним в Израиль только в марте и всего на неделю. Только осенью мы наконец воссоединились - теперь Элен и Ева ездят везде со мной.

- И как же вам, Элен, дается жизнь жены циркового артиста?

Элен: Гастрольная жизнь оказалась вполне комфортной. Мы же не в вагончиках ютимся, как в старых фильмах показывают. Вполне приличные гостиницы с двух-, трехкомнатными номерами, есть кухня, просторные ванные. Я адаптируюсь быстро, буквально два-три дня - и навожу уют. Хотя раньше любое изменение привычного уклада доводило меня до слез. Стоило родителям отправить меня в лагерь, как я начинала бомбардировать их жалостливыми письмами и добивалась, чтобы они меня забрали. В армии тоже рыдала: готова была служить хоть на год больше, лишь бы отпускали на ночь домой (Элен, как гражданка Израиля, проходила военную службу. - Прим. «ЗН» ).

В разлуке мы живем с Аскольдом все те пять лет, что знакомы. Если раньше еще как-то терпела, то когда родила дочку, вообще стала сходить с ума. Боялась, что однажды дочка своего отца не узнает. В Хайфе, где живут мои родители, возле кроватки Евы много фотографий Аскольда. И когда прилетал папа, сразу шла к нему на руки и улыбалась. Чувствовала родную кровь.

Элен, ради семьи вы многим пожертвовали: одна эмиграция чего стоит. И карьеру врача забросили. Не много ли жертв?

Да, карьера для меня очень важна. Когда я, отслужив в армии, поступила в Белорусский государственный медицинский университет, думать не думала, что стану женой циркового артиста. Государственные экзамены сдавала уже будучи в положении, поэтому поступление в ординатуру или интернатуру отложила. Сейчас я только жена и мама, но уже рвусь из дома. И, как только определимся, на кого оставлять Еву, буду учиться дальше.

Аскольд против детских садиков, нянь. В какой-то степени он прав. Моя мама, а она тоже доктор, вышла на работу, когда мне было четыре месяца. Меня растили няньки, бабки, тети и дяди. В этом нет ничего плохого, но и ничего хорошего: женщина не видит, как растет ребенок. Мама рассказывает, что я приходила к ней на работу и спрашивала: «Тут твой дом?»

А где же тигры?

- По данным Forbes, ежегодный доход братьев Запашных составляет $5,7 млн. И каково быть женой миллионера?

Элен: Вы меня просто в тупик загнали своим вопросом… Не забывайте, что указанная сумма не в карманах братьев лежит. Есть животные, которых надо содержать, а это очень дорого. Есть коллектив в две сотни человек, дорогостоящие проекты.
Но Аскольд мне ни в чем не отказывает, покупает все, что мне хочется.

Аскольд: $5 млн - это те деньги, которые у нас в обороте, в производстве. Мы с братом заработали их своим потом и кровью. Наши с Эдгардом жизни - доказательство формулы успеха: мечты сбываются, если прикладывать к этому усилия. Нам говорят: «Ну да, вы же дети Вальтера Запашного, вам фамилия устлала путь розами!» Я говорю: «Извините, пожалуйста, у нас еще сестра есть, дочь папы от первого брака - Марица, и племянник, они тоже цирковые. Есть направление Мстислава Запашного и Игоря Запашного, папиных братьев. Они вместе работали, были очень успешными акробатами». Вы про них так же много знаете? Нет, такого успеха, как у нас, у них, к сожалению, пока нет! Я говорю это к тому, что фамилия - не показатель успеха. Я считаю, что деньги приходят как последствия труда. И кстати, я очень спокойно к ним отношусь, лишь как к средству приобретения удобств - хорошего дома, машины.
Моя жена имеет возможность покупать что и сколько хочет. Но не злоупотребляет этим, что меня безумно радует. Она правильно относится к деньгам и, например, не просит «феррари», хотя, в принципе, я мог бы ей его купить.

- Элен - израильтянка, а вы с ней встретились в Беларуси, где тогда гастролировали. Как ее туда занесла судьба?

Родители Элен надеялись выдать ее за врача-стоматолога, и она даже была помолвлена, но, поняв, что жениха не любит, разорвала помолвку и сбежала в Минск, под присмотр родственников. На представление ее привел наш с Эдгардом давний друг. Девушка сразу мне понравилась. И внешность необычная, и странная манера говорить, немного растягивая слова. У нее был легкий акцент, родной-то язык для нее иврит.

Элен: Мне тогда было 26 лет - самая пора выходить замуж. Всех мужчин, с которыми знакомилась, я подсознательно примеряла на роль супруга и отца будущего ребенка. И все же в то время меня куда больше учеба занимала - третий курс, самый пик, живу в общежитии, никуда особо не хожу, потому что корплю над учебниками. Видела только афиши - какие-то неизвестные мне братья-тигры выступают - и все! Наши отношения до самого ЗАГСа вел Аскольд. Это он покорял меня, так себя вел, такие слова говорил, что я влюбилась очень быстро.

- Аскольд, в своих ранних интервью вы говорили, что женитесь лишь на той девушке, которой удастся вас чем-то сильно удивить. Чем же Элен вас поразила?


Аскольд:
Удивительно непредвзятым отношением ко мне. Она вела себя очень естественно. Она не скучна, не аморфна. Ну не люблю я людей, которые плывут, а не бегут по жизни!

Элен: Первое наше свидание прошло в машине Аскольда. Он крутил по DVD свои любимые ужастики: проверял, как я среагирую. Если бы друг не предупредил, что Аскольд - человек уважаемый, не прохиндей какой-нибудь, встала бы да пошла. Но я хотела посмотреть, что будет дальше. Ну и досмотрелась… Он мне очень и очень понравился.

Мы сразу стали проводить вместе много времени, гуляли до четырех-пяти утра, а в восемь я бежала на учебу… Не высыпалась страшно, но летала как на крыльях - влюбилась. Аскольд уезжает и сразу шлет эсэмэску: «Любимая, хочу быть рядом, не хочу вообще от тебя уезжать». Я в ответ: «Гастроли закончатся, у тебя начнется другая жизнь, без меня. А я останусь слезы лить». У меня даже мысли не было, что мы можем стать семьей. И все же все его душевные, чудесные эсэмэски я записывала в дневничок и перечитывала по сто раз.

- Элен, слова словами, но за мужчину говорят поступки…

Поступков хватало. Полтора месяца мы повстречались - и Аскольд уехал в Москву. И тут же начал мотаться ко мне в Минск - гнал в ночи 800 км, а утром обратно. Вот тогда я поняла: его слова вовсе не пустые. Но продолжала сопротивляться, повторяла: «Оставь меня, ничего у нас не получится». Другой бы махнул рукой, а Аскольд нет. Ему хватило сил пробить мое недоверие и боязнь любви. Естественно, я его ревновала, истерики закатывала, плакала: «Девушки вечно около тебя крутятся». И у него хватало сил уверить меня: «Любимая, все хорошо, я твой, даже когда между нами тысячи километров».

Говорят, что Вальтер Запашный произвел на будущую жену неизгладимое впечатление, когда пришел на свидание с тигром на поводке.

Да, я слышала эту чудесную историю. Когда мы с Аскольдом встречались, мечтала на лекциях: вот сейчас откроется дверь и в аудиторию войдет мой принц с тигром. Наверное, Вальтеру Михайловичу было проще так сделать, времена были другие. Аскольд не может взять тигра и посадить в машину. Перевезти тигра - это целая история. И так уже до смешного доходит: гаишники останавливают и, заглядывая в окно, спрашивают: «А где же тигры?» Причем каждый думает, что удачно пошутил. Ребята отвечают: «Сейчас подтянутся!»

Синь ен хау!


Элен:
Время показало: Аскольд - моя половинка. Я в чужой стране, но рядом с ним чувствую себя спокойно и уверенно. И даже полюбила суровые русские зимы… Наверное, такое состояние душевного комфорта ищет каждая женщина.
Семейная жизнь сделала Аскольда чуть помягче. Раньше он был более властным: сказал как отрезал. Сейчас с ним можно и поспорить. Расхваливать нашу жизнь больше не буду, я суеверная - боюсь сглазить!

Аскольд: Наша жизнь не идеальна, мы частенько устраиваем споры: то по поводу ребенка, то по пустякам каким-нибудь. Недавно Элен говорит: поехали в кино. Я устал после репетиции, но, думаю, ладно, надо жене приятное сделать. Обзвонил друзей, собрал толпу - мы любим компании. Все сорвались, с разных концов Москвы рванули в кинотеатр. До сеанса остается десять минут, мы еще не доехали, и тут Элен говорит: «Умираю, хочу есть! Пойдем ужинать». Я спрашиваю: «А кино?» - «Кино потом, или вообще без него обойдемся, лучше поедим». Я снова друзьям давай звонить: уговариваю ехать в ресторан. В общем, с моей женой не соскучишься, она непредсказуема. Особенно, как оказалось, во всем, что касается ребенка. Когда ходила беременной, утверждала: «Я буду строгой, а из тебя малышка наверняка будет вить веревки». И вот я с удивлением вижу, как при Элен дочка зубами открывает какой-то крем. Говорю: «Забери! Она же отравится!» Жена спокойно отвечает: «Ничего не случится, он не страшный». Я завожусь: «Этот не страшный, а другой будет страшный». Отнимаю тюбик, Ева орет не своим голосом, потому что уже научилась требовать. А наша мама подрывается и бежит за другим кремом - лишь бы дочка не плакала… Тут уж я взрываюсь. Да, пускай я жесткий родитель, но я люблю своего ребенка и делаю все, чтобы обеспечить его безопасность. Хотя и стелить соломку тоже не намерен. Малышка наша ползает по комнате, Элен вскрикивает: ой, ударится о стул, о стол. Я говорю: «Да сиди ты спокойно! Ударится слегка и поймет, как бывает больно». У меня в этом плане богатый опыт, потому что я дрессировщик. Глупые люди иногда говорят, что дрессура - это насилие. Да ни черта подобного! Дрессура - это, конечно, навязывание своей воли. Но воли умного существа - глупому. Я не могу ждать, когда тигр сообразит и что-то такое мне ответит. Я заставлю его подчиниться. Так же, собственно, и с детьми. Дрессура - это воспитание. Если хищник на тебя нападает, его нужно наказывать. Если не слушается ребенок - тоже. Другой вопрос - как…
Ева уже все понимает. Недавно выдернула из розетки шнур антенны. Я строго говорю: «Ева!» И она тут же понесла его мне.

- А как вас самого в детстве наказывали?

В угол ставили - просто постоять, подумать. Папа иногда пугал: «Ох, выпорю!» Но так ни разу и не отлупил… Один раз, когда нам с братом было лет по семь-девять и папин цирк гастролировал в одной азиатской республике, Эдгард предложил: «А пошли с пацанами на речку». Я перепугался, говорю: «Гарик, не надо, мы же плавать не умеем». А он: «Да ладно! Не трусь». И я за ним от безвыходности поплелся. Пришли, а там бурлящая река… Местные мальчишки тут же, в одежде, попрыгали в воду, а их течением сносит… Смотрю на весь этот ужас и понимаю, что не сигану туда ни за какие коврижки. Вдруг замечаю: братец мой раздевается: «Я тоже нырну, смотри!» Мне так стало страшно, ужас! Плачу, пытаюсь отговорить - бесполезно! Эдгард прыгнул. А когда вылез, откуда ни возьмись бежит наша тетя Оля. Руками машет, лицо испуганное, бледное. И тут же на горизонте появляется папа - прямо в гриме. Ему сказали, что мы пропали, он прервал представление и помчался нас искать. Увидел. Медленно подошел и зашипел - ну просто как змея: «Марш домой, ждите, я скоро приду». Нам страшно - жуть. Вечером отец вернулся домой, прошел в нашу комнату, сдернул с кроватей матрацы, перевернул их и сказал: «Вы не уважаете своих родителей - значит, спите на полу!» Руку на нас так и не поднял.

А вот за хамство мы получали по полной! Я никогда не мог огрызнуться ни на него, ни на маму или бабушку. Как-то на репетиции брат выполнял трюк на лошади, что-то не так сделал, папа поправил и услышал в ответ: «Да щас!» Я и сообразить ничего не успел - брат уже схлопотал под зад хлыстом. И все. Очень правильное воспитание.

Аскольд, вы прожили в Китае четыре года. Правда ли, что вы, влюбившись в китаянку, выучили сложнейший китайский язык?

Язык я выучил из-за того, что мы сразу подписали контракт на три года. Языки мне легко даются. Учу по своей системе: беру много толстых тетрадей, выписываю все слова по категориям: все, что касается ресторана, магазина, культуры. Да, конечно, грамматику я не знал, но у меня был очень богатый словарный запас!

А влюбленность - да, была. Но это же пацанство, мне было всего 15. Первая девушка была китайской монголкой, немного меня постарше. Вторая - китаянка. Мы с ней даже недолго прожили вместе, а она потом уехала в Гонконг сниматься в кино. Ее отъезд стал для меня трагедией: «А-а-а… поеду за ней на край света». Мама поулыбалась, похлопала по плечу: «Держись! Может, скоро и увидитесь». Девчонка ей нравилась, но она понимала: это все детское. Расстояние нас сразу разъединило. Тогда же не было ни мобильного телефона, ни интернета. Помню, послал ей две открытки - с иероглифами «Я тебя люблю» («Во ай ни») и «Поздравляю с Новым годом» («Синь ен хау»), если дословно переводить, то «Новый год хорош».

- Ну а сами о чем мечтаете в новом, 2011 году?

Я, как любой нормальный человек, мечтаю только о хорошем. Недавно мы были в Магнитогорске, наш друг поднял нас в гору, на которой растет дерево желаний - на него все привязывают ленточки. Я тоже привязал. Ничего конкретного мне не надо, только здоровье близких и свое. А остальное - в моей власти.

Алла ЗАНИМОНЕЦ, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото Виталия ФЕДОРОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Краткие сведения об Аскольде Запашном выглядят следующим образом. Он родился 27.09.1977 г. в Украине, в Харькове. Является одним из представителей знаменитой цирковой династии в четвертом поколении, народный артист России. Выступает в цирке как дрессировщик хищников, канатоходец, жонглер, акробат, вольтижер. Далее об Аскольде Вальтеровиче Запашном будет рассказано более подробно.

Знаменитая семья

Начиная рассказ о биографии Аскольда Запашного, нельзя не упомянуть о его знаменитой семье, насчитывающей четыре поколения. В цирке работали не только его родители, но также и бабушка, дед и прадед. Последнего звали Карл Томпсон. Он происходил из немецкой семьи, был клоуном-эксцентриком и выступал в России под псевдонимом Мильтон.

Затем семья Запашных стала специализироваться на дрессуре хищных зверей. Вальтер и Татьяна Запашные, родители Аскольда и его старшего брата Эдгарда, постоянно находились на гастролях. Эдгард родился в Ялте в 1976 году, а Аскольд в Харькове в 1977-м.

Школьные годы

Братья, несмотря на годичную разницу в возрасте, учились в одном классе. Отец мечтал об их цирковом будущем. Поскольку семья все время колесила по городам, мальчикам пришлось сменить множество школ.

Однако это не давало им права на плохую успеваемость, за этим строго следил отец. Он, несмотря на сильную занятость, всегда находил возможности для воспитания сыновей.

Начало карьеры

Цирковую биографию Аскольд начал еще в раннем возрасте. В первом цирковом номере он принял участие в 10 лет, а его официальный дебют состоялся в 11-летнем возрасте. Тогда семья гастролировала в Риге, где их номер «Машина времени» был тепло принят зрителями.

Когда в 1991 году Аскольд окончил школу, его семья заключила выгодный контракт, по которому она могла выступать в Китае. Это позволило сохранить животных в голодные 90-е. Для Запашных китайской стороной был выстроен летний цирк возле города Шэньчжэнь, в Сафари-парке.

Творчество

Аскольд Запашный во время пребывания в Китае и позже приобрел множество цирковых профессий. Он научился ходить по канату, жонглировать на спине у лошади, стал прекрасным акробатом-вольтижером, стал дрессировать не только крупных хищников, но и обезьян.

В данном виде дрессуры братья Запашные достигли больших высот. На 1-м всероссийском фестивале циркового искусства, прошедшем в 1997 году в г. Ярославле, они получили первый приз - «Золотую тройку».

После того как китайский контракт был закончен, семья вернулась в Москву. В 1998 году, на праздновании собственного юбилея, их отец, Вальтер Запашный, передал аттракцион под названием «Среди хищников» сыновьям.

Братья побывали на гастролях во множестве стран. Таких как Китай, Монако, Италия, Финляндия, Латвия, Эстония, Япония, Венгрия, Болгария, Монголия, Казахстан, Белоруссия.

Путь к вершинам мастерства

Аскольд Запашный и его брат Эдгард переняли премудрости дрессуры хищников от отца и развили их. Так, например, Аскольд за исполнение авторского трюка, представляющего собой самый длинный прыжок, совершаемый на спине у льва, оказался в Книге рекордов Гиннесса.

В 1999 году А. Запашный становится заслуженным артистом РФ, а в 2012 году - народным. А еще в 2012-м он получает должность художественного руководителя Большого Московского цирка, на которой работает по сей день, не прекращая артистические выступления.

Запашный с отличием окончил ГИТИС. Со своим братом он организовал «Цирк братьев Запашных». Он является режиссером-постановщиком и автором сценария многих цирковых шоу, среди которых такие, как: «Колизей», «Камелот», «Садко», «Легенда», «Страшная сила», «Хозяйка мертвого озера».

Эти шоу неизменно привлекают множество зрителей, которые остаются от них в большом восторге.

Личная жизнь Аскольда Запашного

На протяжении длительного времени знаменитый дрессировщик ходил в завидных женихах. Что немудрено при его видной внешности, росте 177 см, известности и богатстве. По свидетельству его окружения, за артистом охотились многие красавицы.

Однако в один момент они были разочарованы, так как стало известно, что Аскольд нашел наконец свою избранницу. Они поженились и родили двух очаровательных дочерей. Нужно отметить, что имена им были даны очень звучные - Ева и Эльза - в соответствии с традициями знаменитой цирковой семьи.

Встреча с Элен

С ней Аскольд Запашный познакомился во время гастролей в Минске. По национальности она еврейка и имеет израильское гражданство. Когда они встретились, Аскольду было 27 лет. К тому времен он расстался с артисткой цирка Еленой Бараненко, с которой восемь лет прожил в гражданском браке, так и не решившись на его узаконение.

Место рождения Элен - Белоруссия, однако еще будучи ребенком она с родителями уехала в Израиль. Девушка пришла в цирк вместе с другом Аскольда и сразу понравилась артисту. Ее отличали красота, обаяние, умение вести беседу. Кроме того, что Элен Райхлин являлась интересной личностью, она заинтриговала Аскольда еще и тем, что до встречи ничего не знала о нем и его творчестве. Это было для Запашного внове, так как он был избалован вниманием женщин, а здесь не находил его.

Преодоление препятствий

Три года длились их встречи, которые были почти эпизодическими, так как девушка не могла бросить получение высшего образования, а знаменитый дрессировщик не мог отменить гастроли.

Кроме этого, препятствием для развития отношений стало и мнение представителей обеих семей. Родные не были в восторге от возможного союза молодых людей. Родители девушки мечтали о еврейском зяте-враче, а семья дрессировщика хотела видеть в качестве его будущей супруги представительницу циркового круга. Ведь, по их мнению, только такой человек мог понять и разделить необычный стиль жизни артиста.

Но настоящая любовь помогла преодолеть препятствия, и брак состоялся. Родившиеся дочери укрепили его. Родные также коренным образом изменили свое мнение. Так, в одном из интервью мать Запашного вспоминала, что сначала отнеслась к невестке довольно холодно, но со временем приняла ее и полюбила. Она сказала сыну, что даже если они с Элен расстанутся, она будет оставаться членом семьи.

В 2016 году Эльза и Ева в первый раз выступили в цирке вместе с народными артистами РФ Аскольдом Запашным и Эдгардом Запашным - с отцом и дядей.

Авария и операции

В 2010 году братья Запашные при возвращении в Брянск для начала репетиций новой цирковой программы попали в аварию. Их автомобиль, наехав на бордюр и потеряв два моста, затормозил всего в 10 см от дерева. К счастью, никто из братьев не пострадал. Аскольд и Эдгард чудом были спасены благодаря ремням и сработавшим подушкам безопасности.

В 2014 году Аскольд Запашный перенес три сложнейших операции на позвоночнике, которые проводились в Германии. Нарушения в позвоночнике у артиста произошли вследствие исполнения им акробатических номеров и сложных трюков. Позже в интервью он вспоминал об этом с улыбкой, однако отметил, что, если бы вовремя не пошел к врачам, мог остаться на всю жизнь инвалидом.

Участие в общественно-политической жизни

Кроме цирковой деятельности и участия во многочисленных шоу, Аскольд Запашный принимает активное участие в общественно-политической жизни страны. Вот некоторые примеры:

  • 2011-й - подписание обращения против давления на судебную систему в связи с делом НК «ЮКОС».
  • 2012-й - доверенное лицо В. В. Путина.
  • 2014-й - подписание обращения, поддерживающего позицию Президента РФ по Крыму и Украине.
  • 2016-й - доверенное лицо «Единой России» на выборах в Думу и доверенное лицо С. С. Собянина, мэра Москвы.

С некоторых пор жена не отпускает дрессировщика одного на гастроли

С некоторых пор жена не отпускает дрессировщика одного на гастроли


Аскольд ЗАПАШНЫЙ скрывает свою семейную жизнь от посторонних глаз. Его свадьба прошла тайно, без особой огласки в прессе. Накануне назначения Аскольда Запашного главным художественным руководителем Большого Московского цирка на проспекте Вернадского «Экспресс газета» встретилась с женой циркового артиста - Элен ЗАПАШНОЙ - на ее родине в Израиле.


На родину на берегу Средиземного моря - в Хайфу Элен Запашная приезжает часто. У нее здесь живут родители, да и сама она к Святой земле привязана всем сердцем. Пока Аскольд колесит с братом Эдгардом по гастролям, Элен воспитывает в Израиле двух дочек - Еву и Эльзу.
- Почему у вас с Аскольдом была тайная свадьба?
- Родители противились нашим отношениям. Его мама хотела видеть цирковую девочку в семье. Во-первых, она им не закатит скандалов по поводу неудобств или каких-то лишений, будет вместе с мужем колесить по гастролям. А мои родители не хотели Аскольда: боялись, что брошу учебу в Минске в медицинском институте.
- Ты была фанаткой творчества Запашных? Как познакомилась с Аскольдом?
- Я училась в Минске. Вместе с друзьями пришли на представление братьев Запашных . Красиво провели вечер, и все. Через пару дней звонит наш общий друг Андрей: «Элен, твой телефон просит один цирковой артист - Аскольд». Подумала: кто такой из них Аскольд? Я не смотрела афиши, поэтому различить их не могла. Я другу отказала: «У меня есть парень, потом ребята скоро уедут гастролировать, зачем мне это надо»... В голове сидела мысль: раз известный, значит, избалован женским вниманием. Но Аскольд не сдался. Андрей названивал мне долго: «Да что ты из себя строишь? Такой человек хочет тебе позвонить, а ты?!»
- Но ты все же дала номер телефона?
- Да. Первую эсэмэску прислал во время лекции в институте, я так расплылась в улыбке, что даже преподаватель это заметила. Так приятно стало, хоть и сообщение коротенькое: «Привет, это Аскольд Запашный , давай встретимся». Мы начали встречаться. Первый наш вечер прошел шикарно. Потом Аскольд мне не звонил и не писал дня четыре. Я думала: «Вот, такой-сякой. Все одинаковые». А как оказалось, это его такой приемчик, чтобы влюбить в себя девушку. Я вся изнервничалась, а он выдержал время. Не только мы, девушки, хитрим, но и парни.
- И вот он уехал на гастроли...
- Поскольку ребята два месяца гастролировали, мы использовали любое свободное время: если ночь, значит, ночь. Конечно, я уговаривала себя, что нет будущего у этих отношений. Да и моей маме не нравилось, что я вместо учебы езжу за ними по гастролям: Гомель, Брянск... Два года мы переписывались эсэмэсками, общались по телефону.
- А что ты сказала своему парню, с которым встречалась?
- Рассталась с ним. Я не грешна, честно сказала еще в начале наших отношений, что будущего у нас нет. За это он мне теперь благодарен.
- Как Аскольд сделал предложение? На арене с тиграми?
- Сначала через три месяца знакомства он признался в любви. Мы мечтали пожениться, строили планы на будущее, думали о детях, хоть весь мир был против нас. Я до последнего не верила, тормозила себя, чтобы полностью не уйти в чувства. Аскольду пришлось нелегко: уговаривать меня, объяснять, что наши отношения перешли на другой этап. И после этого разговора мы стали называть себя парой. Потом Аскольд повстречался с моими родителями в Израиле. Все очень волновались. Предложение Аскольд сделал в Иерусалиме на Святой земле: подарил колечко и сказал те самые главные для женщины слова. Я так разволновалась, что даже не ответила «да».

Эдгард не поддержал брата

- Но, несмотря на это, вы вместе и растите двух дочек...
- 19 декабря у нас деревянная свадьба. Все у нас получилось, потому что мы познакомились взрослыми людьми, которые четко понимали, что хотят. Через два года наших встреч мы запланировали дату свадьбы. Прилетела только моя мама, а свекровь Татьяна Васильевна была на гастролях. Моя мама мне до последнего твердила: «Леночка, ты одумайся. Еще не поздно». А мне завтра идти в загс. Ночь перед росписью не забуду: ребята находились на чесе в каком-то городе, а у Аскольда села батарейка. Я сижу у окошка, жду его, на дворе - ночь. Тут мама говорит: «Вот так и просидишь у окошка: мужа нет, а ты будешь так сидеть и его ждать. А может, он захотел сбежать...»
- Может, твоей маме не нравилось, что Аскольд не еврей?
- Нашлись и такие мои родственники, которые пытались это сказать...
- С Татьяной Васильевной не сразу нашли общий язык?
- Его мамы не было, так как она находилась на гастролях далеко от Москвы. Сразу после свадьбы я уехала в Минск, а Аскольд - в другой город. У меня и платья белого не было: костюм надела. Считаю, что это ни к чему: многие делают шикарную свадьбу, а потом расходятся. А наши отношения с Татьяной Васильевной наладились, когда я с ней познакомилась поближе. Сейчас я многому у нее учусь, советуюсь. Она - наимудрейшая женщина. Татьяне Васильевне, когда она вышла за Вальтера Михайловича, пришлось тяжело: ее не принимали, потому что она не из цирковой семьи. Значит, надо мне все это пройти. Жизнь - штука сложная. Когда появилась внучка Ева, Татьяна Васильевна стала мягче. Сейчас родные Аскольда и мои понимают, что надо вместе мирно жить.

- Эдгард поддержал брата?
- Он вначале встал на позицию мамы. И этот факт брата удивил. Аскольд как-то рассказал, что Эдгард привел в дом девушку и маме она не понравилась: Эдгард взял рюкзак да и ушел из дома. Что сделал Аскольд? Ушел вместе с ним. Они были юные, лет по 13. Поэтому Аскольд ждал, что и Эдгард его поддержит в отношении меня. Но нет. Зато сейчас у нас прекрасные отношения: Эдгард - крестный нашей старшей дочери Евы.
- Вы хотели, наверное, первым мальчика?
- Как говорит Аскольд: «Мы очень хотели мальчиков-близнецов, поэтому у нас девочки-погодки». Конечно, я мечтаю вырастить настоящего мужчину. Планы еще есть, стараемся... И вот тут, если родится мальчик, у нас с Аскольдом национальные разногласия: делать обрезание или нет. Считаю, что с точки зрения гигиены это правильно. Но Аскольд пока не сдался.
- Почему у девочек такие имена?
- У нас имена выбирал папа, это полностью его право. Женщина вынашивает ребенка, а у отца не сразу возникает это чувство причастности. Мое мнение такое: давая имя ребенку, мужчина понимает, что стал папой. Имя Ева Аскольд выбрал, потому что первый ребенок и девочка. А имя для младшей Эльзы он случайно нашел, я хотела Софию. Но мы с мужем верим в знаки и если не знаем, делать или нет какой-то шаг, то ищем эти знаки. Помню последние дни перед родами. Татьяна Васильевна была против имени Эльза. Звонит и говорит: «Надо называть именами успешных людей». Мы стоим на светофоре в этот момент, останавливается грузовая машина, и на ней огромными буквами написано: «Эльза». Только с мамой поговорили по телефону и увидели этот грузовик. Еще одно совпадение: в день рождения дочери умерла актриса Элизабет Тейлор .







Тигры в руках братьев ЗАПАШНЫХ послушные, как котята. Фото: