“Зачем люди едут из Яндекса в Лондон”? Такой вопрос задал сын знакомого программиста, который недавно распаковал в Лондоне чемоданы. ZIMA решила разобраться — действительно, а зачем? Мы опросили специалистов по информационным технологиям, поменявших российские офисы на западные, и узнали не только зачем, но и как они переезжали в Британию. О причинах популярности российских программистов за рубежом также рассказали HR-сотрудники лондонских компаний.

«Я ехал не в Лондон, а в определенную компанию», — признается программист Артем Колесников, сменивший московский офис “Яндекса” на британский офис Facebook. Основной причиной он называет профессиональный рост. «После “Яндекса” в России работать негде: планка задрана высоко, а переход на следующий уровень несопоставим по эмоциональным и финансовым затратам с плюсами». Николай Григорьев, также оставивший “Яндекс” ради Facebook, соглашается: «Мне предложили интересную работу в интересном месте, и я поехал — задачи «убежать куда-нибудь» не было». «Это был целенаправленный переезд “сюда”», — говорит программист Алексей Ничипорчик, который из “Яндекса” перешел в лондонский офис Google, а затем — в социальную сеть Badoo. Он указывает, что к переезду его подтолкнула возможность поработать над новыми проектами в известной компании, более высокая зарплата, а также перспектива пожить в другой стране и подтянуть английский.

Где работают и сколько зарабатывают британские IT-специалисты

Помимо Facebook и Badoo, центры разработки в Лондоне есть у Apple, Twitter, ASOS, Cisco systems и других крупных компаний. Из официального перечня Shortage occupation list следует, что специалистов по информационным технологиям в Британии не хватает. Сейчас в списке находятся 35 профессий, из них четыре связаны с IT. Профессионалам этих индустрий компании обязаны платить не меньше минимальной зарплаты (у разработчика на начальной позиции минимальная зарплата составляет £24 тыс. в год, у более опытного коллеги — £31 тыс.). По данным кадрового портала Glassdoor, средняя зарплата разработчика программ в Лондоне составляет £43 тыс., в остальных городах Англии — £31 тыс. «Вилки зарплат сильно зависят от квалификации специалиста и от компании, в которую он устраивается. Всё очень индивидуально», — говорит руководитель отдела разработки Badoo Николай Крапивный.

Не стоит забывать, что в Британии действует прогрессивная система налогообложения. Сумма зарплаты между £11,5 тыс. и £45 тыс. облагается налогом в 20%; все, что выше £45 тыс., но ниже £150 тыс. облагается уже 40% налогом. Лондон же известен высокими ценами на жилье, на которое арендаторы часто тратят около половины дохода. «Жизнь в Британии достаточно дорогая, поэтому при переезде стоит оценивать, какой уровень можно будет получить с предлагаемой зарплатой», — предупреждает Николай Крапивный.

Всего Британия среди стран ОЭСР занимает третье место (после США и Германии) по числу мигрантов. При этом высококвалифицированных специалистов — меньшинство. По данным национальной статистики, с января по март 2017 года в Британии среди всех 32 млн занятых выходцы из неевропейских стран составляли 3,9%. Однако визы Tier 2 General (по которым, в основном, приезжают квалифицированные специалисты, в том числе программисты) получили всего 56 тыс. работников — меньше 0,2% от общего числа британских занятых. Чуть меньше половины (или 23,3 тыс. человек) работают в сфере информации и телекоммуникации, посчитали в Home Office (более подробных данных об IT-специалистах у них нет, ответили они ZIMA).

Лондон чаще всего интересен двум типам IT-специалистов, рассказывает руководитель IT&Digital практики Antal в СНГ Надежда Стяжкина. По ее наблюдениям, это высококвалифицированные разработчики (у которых есть несколько лет опыта и востребованные языки программирования в активе) и опытные управленцы (менеджеры проектов, руководители разработки). Первых привлекает возможность работать в самых высокотехнологичных проектах мира, возможность изучить «правильный» английский язык и получить более высокий доход по сравнению со странами СНГ (рост зарплаты ведущего разработчика JAVA может составить от 30 до 70%, говорит она). IT-менеджерам, в свою очередь, интересен спрос со стороны работодателей и возможность закрепиться за рубежом.

На хороших программистов всегда есть спрос, говорит директор лондонского офиса компании DataArt Дмитрий Багров. «Сейчас очевиден фокус на мобильные направления, анализ данных, машинное обучение. Специалисты по этим направлениям особенно востребованы», — отмечает Николай Крапивный из Badoo.

Что хотят от программистов на интервью

Сценариев переезда, как правило, два: человек сам направляет резюме на интересующие вакансии либо откликается на приглашения зарубежных рекрутеров пройти собеседование. «Много и тех, и других», — говорит Артем Колесников.

Обычно собеседования проходят в несколько этапов: телефонное или skype-интервью, затем поездка на очную встречу, после которой успешный кандидат получает job offer (предложение о работе, детали которого можно обсудить по электронной почте).

«У нас принято считать, что все мечтают уехать из России, но, по нашему опыту, это совсем не так», — говорит Надежда Стяжкина из Antal. По ее наблюдениям, в середине процесса собеседования отсеиваются больше половины кандидатов. “На самом деле они не готовы к релокации, – объясняет она, — люди не продумали логистику, не посоветовались с семьей, не готовы интенсивно изучать иностранный язык, помимо английского, не обратили внимание на специфику страны, в которую им предлагают переехать”.

Если кандидат все же намерен переехать, ему часто не хватает умения презентовать себя. «Многие в России не привыкли кому-то что-то доказывать и бить себя в грудь перед работодателем – как ни банально, это основное, что мешает», — рассказывает Надежда Стяжкина. Первые звонки бывают от HR-ов, напоминает она, — а те оценивают мотивацию, готовность ответить на банальные вопросы из серии «почему вы должны нам подойти?», способность «похвастаться» достижениями в измеримых показателях. Дмитрий Багров из DataArt отмечает, что английский язык важно знать на уровне, достаточном, чтобы пройти интервью. По его словам, полезно также “заточить” резюме под конкретную компанию, избегать на интервью фраз вроде «посмотрим, что можете мне предложить».

Все это не отменяет ключевого фактора – опыта и образования, говорят представители и кадровиков из Antal, и нанимателей из DataArt. Ценятся технические вузы с еще советскими традициями математического образования: Физтех, Бауманка, Уральский и Казанский университеты, говорят оба этих эксперта.

«Чтобы успешно пройти собеседование, надо прийти в форму — порешать задачки», — добавляет Артем Колесников. Он привел несколько примеров платформ. Например, leetcode предоставляет доступ к обычным задачам – бесплатно, а к продвинутым – по подписке, заодно можно узнать, где какие задачи дают на собеседованиях. Есть interviewbit, сооснователь которой – бывший рекрутер Facebook. «Если ты решил задачу, они пытаются тебя куда-то «продать» — я так съездил на собеседование в Booking», — отмечает Артем. По его опыту, на собеседованиях встречается еще один тип сложного задания — system design, когда просят спроектировать большую систему. «К этому надо целенаправленно готовиться: читать статьи в технических блогах, доклады с конференций, заниматься самостоятельным проектированием», — советует он.

Кто и как организует переезд

Как правило, принимающая компания помогает работнику и его семье получить визы, покупает билеты, арендует жилье на первое время и оплачивает время работы консультанта по недвижимости. Британская компания, чтобы перевезти к себе иностранного работника, должна иметь сертификат спонсорства. «Если у компании он есть, то перевезти специалиста можно примерно за два-три месяца – время уходит на экзамен по английскому и подачу документов для визы», — говорит HR-директор DataArt UK Татьяна Андрианова.

Компании также помогают с рекомендательными письмами, без которых задачи открыть счет в местном банке и снять квартиру замыкаются друг на друга. Компании готовы конкурировать за ценные кадры, делать переезд проще и комфортнее, говорят директора Badoo и DataArt.

Кадровики учитывают и свои тонкости. Как отмечает Татьяна Андрианова, стоимость переезда ограничивается лимитами HMRC (Her Majesty Revenue & Customs, британской налоговой службы) и составляет £8 тыс., в которые обычно и укладывается покупка билетов и аренда недвижимости. По ее словам, эту сумму можно учесть, предлагая зарплату новому сотруднику. «Допустим, какой-то специалист в Лондоне на рынке стоит £60 тыс. Соответственно, можно предложить человеку £52-55 тыс. на первый год и поднять зарплату до рыночной на следующий, когда человек уже получит опыт работы и станет конкурентоспособным», — рассказывает она.

Самая популярная для переезда виза – Tier 2 – привязана к работодателю, но сменить его вполне возможно. По словам Алексея Ничипорчика из Badoo, перейти в другую компанию тем, кто уже находится в Соединённом королевстве, гораздо легче — на это дается два месяца, но при поддержке нового работодателя у него это заняло две недели.

Лондон — не финальная точка

Впрочем, Лондон постепенно теряет позиции среди работодателей. Надежда Стяжкина из Antal отмечает тенденцию оттока рабочих мест в другие регионы. Это связано с экономией на издержках и налогах, поясняет она. «Многие работодатели, наши клиенты, предпочитают команды держать не в Лондоне, а в Германии, Чехии, Польше, в последнее время центры разработки стали активно развиваться на Кипре», — рассказывает представитель Antal.

Привлекательным местом остается и Кремниевая долина. Программист Николай Григорьев отмечает: в Калифорнии существенно шире выбор тем для работы, в том числе над «вкусными» направлениями – машинным обучением, искусственным интеллектом, а переезд туда сулит зарплаты раза в полтора выше при более низких налоговых ставках. Попасть туда можно и с помощью внутреннего перевода – в Facebook есть такая практика.

«Проблема в том, что Лондон как город уж очень хорош, и до Москвы лететь четыре часа», — отмечает Николай Григорьев, который пока живет на два дома в обеих столицах.

«Идеально было бы поехать в Штаты, но рабочую визу получить туда гораздо труднее, чем в Европу, поэтому сейчас я в Британии», — рассуждает его коллега Артем Колесников. Программист просит не называть его отъезд эмиграцией: «я просто нашел работу в другой стране — если следующая работа будет в России, я поеду туда, а потом, возможно, еще куда-нибудь».

Фото на заставке: Badoo

Работа на Западе привлекает многих наших соотечественников, обладающих профессиональными познаниями в области программирования и желающих реализовать свой потенциал в Европе или Северной Америке. Помнится, автор этих строк отправлялся в своё время на два года учиться за рубеж по программе обмена студентами. Если бы мне довелось поговорить с людьми, которые уже учились там до меня, то адаптироваться было бы намного проще. Да и вопрос - уезжать или нет - вызывал бы меньше сомнений. Поэтому сегодня мы задаём вопросы Андрею Шулинскому - человеку, работавшему программистом в России и уехавшему в канадский Торонто, дабы там продолжить свою профессиональную деятельность...

Интервью

Алексей Перевертайлов : Благо мы с тобой знакомы лично, сразу перейдём на "ты" и менее формальный формат беседы. Первый вопрос - когда ты уехал из России и каковы были мотивы такого, в общем-то серьёзного и у многих людей требующего долгих раздумий шага?


Андрей Шулинский : У моего отъезда довольно долгая история. Решение было принято после печально известного банковского кризиса 1998 года. По ряду причин иммиграционный процесс сильно затянулся, интервью я прошел в ноябре 2001 года, в декабре 2002-го получил визу. Срок её действия истекал в феврале следующего года, так что сразу же поехал в Канаду на пару недель, оформил там необходимые документы и вернулся в Москву. Окончательно же перебрался на новую родину в октябре 2003 года.
Из-за чего я сменил среду обитания? Наверное, ничего нового не скажу. Надеялся на лучшие профессиональные перспективы. Всегда сильно не любил многие особенности российской жизни: бытовое хамство, грязь, нестабильность. Упомянутый кризис был для меня очень сильным ударом, прекрасные иллюзии разбились вдребезги... Я также очень люблю путешествовать, что гораздо проще делать с канадским паспортом.


Алексей Перевертайлов : Сразу ли тебе удалось найти работу? Какие вообще были предложения, которые ты рассматривал, и какие требования предъявлялись к претендентам?

Андрей Шулинский : Первый контракт получил уже в ноябре 2003-го. Помог мой друг. Проект был небольшим, но достаточно интересным и очень помог как психологически, так и профессионально. "Размял мускулы" перед более серьезной работой, которая нашла меня в конце января 2004 года.
Требования, за исключением пресловутого североамериканского опыта, вполне обычные - в двух словах, "знание предмета". :-) К сожалению, многие компании и рекрутеры действительно не любят работать с недавно прибывшими, другие же, напротив, пользуются готовностью новых эмигрантов согласиться на любые условия. Не скажу, что это повсеместная практика, но встречается не так уж и редко.
Меня чаша сия минула, хотя уже был готов идти сканировать документы. Вообще, я всегда себя готовил к тому, что будет непросто и, возможно, придется заниматься не самым любимым делом. Подавал резюме на все позиции, которым оно хоть сколько-то соответствовало.


Алексей Перевертайлов : Программистом какой сферы ты являешься? Какие дипломы и сертификаты у тебя есть?

Андрей Шулинский : Я - типичный прикладной программист/аналитик/архитектор широкого профиля. Закончил кафедру системного программирования ВМК МГУ, но в жизни не написал ни одной строки "системного" кода. :-) Раньше писал на С++, несколько лет назад перешел на Java. Долго работал в банковской сфере, потом была пара телекоммуникационных проектов. В Канаде сначала делал систему хранения и обработки документов для маркетинговой компании со звучным именем Арнольд . Сейчас работаю в фирме "Новатор" , занимаюсь созданием Java-версии "движка" для сайтов, занимающихся онлайновыми розничными продажами.
Диплом у меня один. Получен в 1996 году на факультете вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета. Перед отъездом сдал экзамен Sun Certified Java Programmer, 1.4. Планировал получить остальные сертификаты этой линии, но работаю много, и найти на это время никак не удается.



Алексей Перевертайлов : Вообще, можешь сказать - какие языки программирования и какие программисты сейчас более востребованы за рубежом, да и в мире в целом?

Андрей Шулинский : В первую очередь, .NET и J2EE. А что ты думал услышать? ;-) Эти 2 платформы закрывают собой небо... Впрочем, судя по объявлениям на посвященным поиску работы сайтам, до сих пор есть определенный спрос на знатоков С++, Cobol, Perl. Бывают нужны - и даже очень - узкие специалисты, знающие какой-нибудь "навороченный" SAP. Но, разумеется, основную массу программеров и прочих сениор девелоперов составляют "джависты" и "дотнетчики". :-)


Алексей Перевертайлов : По своему опыту, расскажи - есть конкуренция между программистами внутри компании? Есть ли какие-то жёсткие правила? За что могут уволить? Есть ли карьерный рост? Сверхурочная работа бывает и если да - как оплачивается? Ты работал программистом в России, можешь сравнивать, поэтому такой вопрос: какие ты заметил отличия в профессиональных требованиях и организации рабочего процесса дома и за границей? Тяжело ли тебе было находить общий язык с руководителем проекта?


Андрей Шулинский : В тех компаниях, где мне довелось поработать, явной конкуренции aka "соцсоревнование" не было. :-) Но при этом действует простой закон: если хорошо работаешь - заметят и оценят. По крайней мере, со мной было именно так. И зарплату повышали, и более интересную работу доверяли.
Уволить, конечно, могут. В основном, это бывает связано с проблемами компании (сокращение штатов) или с явным несоответствием возможностей человека занимаемой должности. Столь не любимый многими испытательный срок бывает полезен. Так что не стоит слишком сильно преувеличивать свои возможности на интервью. Бывают также случаи увольнения из-за противозаконной деятельности сотрудника.
К вопросу о жестких правилах - не стоит хранить на жестком диске рабочего компьютера гигабайты детского порно - могут наказать. Все контракты содержат более-менее стандартные пункты о неразглашении информации, интеллектуальных правах компании на ваш код (сомнительный актив, ИМХО:-)). Часто запрещают переходить в компании, работающие в той же отрасли, подрабатывать на стороне. Степень подобной паранойи зависит от многих факторов. Крупные банки и прочие "крутые" компании заставляют подписывать списки на 8 листов. Но ведь то же самое есть и в России, просто здесь, думаю, несколько строже следят за выполнением этих условий.
Профессиональные требования в Торонто и Москве одинаковые. Подозреваю, что они совпадают с требованиями лондонских и токийских фирм и близки к парижским запросам. Разница - во Франции может понадобиться французский язык. Именно может, а не должен - я общался с рекрутерами, набиравшими людей для работы в компании, находящейся в Лионе. Я честно признался, что не владею французским языком даже со словарем. "А, там весь документооборот на английском", - было мне ответом. :-)
Организация рабочего процесса очень сильно зависит от людей, ведущих проект. Если они поставили дело хорошо с самого начала и не позволяют проекту пойти вразнос даже при авралах, то работа идет достаточно гладко. Иначе - привычный бардак. Уважаемые читатели, вероятно, уже догадались, что бывает чаще. :-)
С руководителями проектов пока ни разу не было проблем. Я всегда легко находил общий язык с людьми - как в России, так и в Канаде. Вы наверняка обратили внимание, как часто я повторяю слова "так же", "одинаково", "нет разницы". Действительно, я обнаружил, что россияне и канадцы не так сильно отличаются друг от друга, как принято считать. Безусловно, трудности перевода существуют. Но, как и в одном замечательном фильме, они большей частью связаны с индивидуальными особенностями людей, а не с "цивилизационными" различиями. Вот такое у меня сложилось "ИМХО". :-)


Алексей Перевертайлов : Программисты в Канаде - высокооплачиваемая профессия по отношению к другим? Если сравнить это соотношение с Россией - где лучше работать программистом (по финансовой выгоде)?

Андрей Шулинский : Да, до сих пор зарплаты выше средних. Конкуренция стала больше, но платят по-прежнему неплохо. Впрочем, это лишь субъективное мнение, а я в Канаде меньше двух лет. :-)


Алексей Перевертайлов : Как думаешь, где легче повысить свой профессиональный уровень - дома или за рубежом? Это вообще зависит как-то от страны (или же скорее зависит от конкретного человека)?

Андрей Шулинский : Мое мнение - прежде всего от человека. Кто ищет, тот всегда найдет полезные книги, журналы, форумы и, разумеется, тех, с кем можно общаться на профессиональные темы. Конечно, я предполагаю, что вы работаете в стране, где индустрия ИТ хорошо развита.


Алексей Перевертайлов : Какой инструментарий вы используете (среды разработчика и т.д.)? Я так полагаю, в Канаде всё программное обеспечение, используемое в компаниях-разработчиках ПО - лицензионное, или же нет?

Андрей Шулинский : Скажем так - большая часть программ или куплена, или получена бесплатно. :-) Иногда народ ставит что-то добытое нелегально, но это делается именно для ознакомления - если недоступна пробная версия. Компании же либо запрещают использовать пиратское ПО вообще, либо заставляют подписать документ, по которому ты сам несешь ответственность за содержимое жесткого диска.
Используются же самые разные приложения. IDE: Eclipse, IDEA, NetBeans. Средства работы с базами данных: DbVisualizer, Aqua Data Studio. Код и документы хранятся в CVS. Из покупного имел дело с WebSphere. Знакомые все лица, не так ли? :-) И, конечно, .NET - там есть решения на все случаи жизни.


Алексей Перевертайлов : Можешь припомнить какие-нибудь смешные или курьёзные случаи на работе?

Андрей Шулинский : Пожалуйста. Только что начальник спрашивает одного из коллег, давно ли тот обновлял код. "Э-э-э.... дня три назад..." - грозный взгляд - "м-м-м... может быть два" - грозный взгляд - тишина - я подсказываю: "один, иначе сделка сорвется" - обстановка разряжается. :-)


Алексей Перевертайлов : Хотелось бы задать тебе несколько вопросов общего характера, если не возражаешь... Как думаешь, реально за границей самому организовать своё дело? В случае с программистом - создать свой коммерческий программный продукт и его продавать, развивать, поддерживать? Что, по твоему, для этого нужно?

Андрей Шулинский : Мое мнение - да, это реально. Здесь предприниматель может не опасаться рэкета со стороны бандитов и властей, зарегистрировать и вести свое дело довольно легко. Но, разумеется, без двух главных слагаемых любого успеха - хорошей идеи и готовности посвятить ее реализации все время и силы - ничего не получится. "Идейный трудоголик" же имеет шанс. Пример - президент моей нынешней компании, писавший первую версию системы в подвале своего дома. :-) Сейчас "Новатор" преуспевает.


Алексей Перевертайлов : Каково твоё отношение к сообществу Open Source?

Андрей Шулинский : Разумеется, положительное. Считаю труд этого сообщества огромным благом для прогресса вообще, и основной причиной успеха Java-технологий в частности - что тоже явно идет на пользу индустрии. Вряд ли иначе можно было бы успешно конкурировать с известным монстром. :-) Безусловно, в использовании Open Source продуктов есть определенный риск. В то же время многие такие решения имеют прекрасную репутацию, находятся на рынке много лет - и вам совершенно не обязательно досконально знать их "внутренности". Общество поможет решить практически любую проблему, что делает далеко не всякая коммерческая служба поддержки.


Алексей Перевертайлов : Как ты относишься к патентному праву в области программного обеспечения? Душит ли оно прогресс? Какие ты видишь оптимальные механизмы защиты инноваций в сфере программного обеспечения?

Андрей Шулинский : К сожалению, я не готов отвечать на данный вопрос. Это достаточно серьезная тема, материалом по которой я владею недостаточно хорошо.


Алексей Перевертайлов : В своей работе тебе приходится сталкиваться с поиском уязвимостей в создаваемом продукте? Сейчас много уделяется внимания написанию безопасного кода, который даёт меньше шансов использовать различные ошибки переполнения буфера и т.д. В своей работе ты следишь за потенциальной безопасностью кода? Есть у вас какие-либо инструкции по этому вопросу?

Андрей Шулинский : Тестирование, только тестирование - и еще раз тестирование! Считаю модульное тестирование ("unit testing") ключевым инструментом обеспечения безопасности кода. Как правило, все занимающиеся разработкой ПО компании пытаются создать и поддерживать в актуальном состоянии набор тестов. К сожалению, это редко удается - в основном, по причине жестких сроков сдачи проектов. А ведь долгосрочный эффект от грамотного тестирования трудно переоценить. В результате и к определенной дате из-под рук ваятелей выходит отнюдь не Галатея, и доводка приложения до сколько-нибудь стабильного состояния затягивается надолго, вызывая стресс у всей команды.
Также очень важны дисциплина кодирования и построение хорошей архитектуры. Лично я многое почерпнул из книг Мартина Фаулера (Martin Fowler) и Рода Джонсона (Rod Johnson).


Алексей Перевертайлов : Ну и напоследок такой вопрос - если была бы гипотетическая возможность начать всё с начала - ты всё равно бы стал программистом?

Андрей Шулинский : Да. Именно специальность помогла мне практически безболезненно переехать в другую страну, преодолеть обычные эмигрантские психологические и материальные проблемы. Моя квалификация и профессионализм востребованы, к моему мнению прислушиваются коллеги, я здесь свой, хоть пока знаю английский язык хуже Java. :-) Кроме того, я очень люблю свою работу. Все, кто занимался программированием, наверняка помнят моменты, когда она - программа - начинает работать так, как ты задумал. Я до сих пор в такие мгновения по-настоящему счастлив.
И еще. Я очень благодарен своим родителям за огромную помощь в выборе профессионального пути и становлении на нем. Не каждому удается найти _свое_ дело. Без их участия вряд ли это получилось бы и у меня.
P.S. Конечно, помогло и то, что я такой умный и красивый. :-)


Алексей Перевертайлов : Спасибо за ответы, желаем тебе всяческих успехов в профессиональной деятельности!

Андрей Шулинский : Спасибо, удачи тебе лично и Ф-Центру в целом. :-)

Наверное, о том, что такое тетрис, знает каждый человек, так как это игра, за которой часами просиживало не одно поколение. Но, к сожалению, человек, который изобрел эту игру, не добился популярности. И мало кто знает, кто является изобретателем этой игры. Оказывается, Алексей Пажитнов - человек, который придумал тетрис, наш соотечественник. Он родился 14 марта 1956 года в городе Москве.

Алексей Пажитнов: биография

В школе Алексей учился как обычно и ничем не выделялся среди своих сверстников. Но, как он вспоминает, его дневник всегда был полон замечаний от преподавателей.

Алексей Леонидович окончил математическую школу, а позже институт авиации. После окончания института Пажитнов устроился работать в вычислительный центр, где он и изобрел легендарную игру в 1984 году. В 1991 году Алексей переезжает в США. На его счету много работ и наград.

Создание тетриса

В 1984 году в лабораториях часами просиживали молодые ученые, которым нечем было заняться. Вот и Пажитнов Алексей Леонидович был одним из таких людей. В эти годы он занимался изучением проблем, связанных с распознаванием речи человека и интеллектом. Чтобы побороть их, нужно было решать головоломки и сложные задачи. И тогда Алексей решает создать головоломку, которая будет интересна как детям, так и взрослым.

Что прославило Алексея Пажитнова? Изначально он создал компьютерную игру, где фигурки должны были сменять свое положение под силой тяжести других предметов. Но компьютеры не имели больших возможностей, и поэтому игру пришлось упростить. Его фигурки состояли из пяти одинаковых квадратиков, но народ его старания не сильно оценил, и тогда он принимает решение создать что-то попроще. Для тетриса было разработано семь разных фигур. Это число выбрано не случайно, именно это количество способна запомнить память человека. Составлена игра была за счет языка Паскаль.

Что прославило на весь мир Алексея Пажитнова? Он создает тетрис, в котором фигуры из четырех квадратов падают вниз. Кстати, немногие знают, почему тетрис именно так называется. На самом деле в переводе слово «тетра» означает четыре. Хотя изначально эта игра называлась тетрамино - но люди сами переименовали ее, для того чтобы упростить произношение.

Как говорит сам создатель великой игры, то он сотворил ее для того чтобы доставлять удовольствие людям. Алексей считает, что с такой целью должны создаваться абсолютно все игры, ставшие впоследствии знаменитыми на весь мир.

После того как Алексеем был создан тетрис, слава о новой игрушке разлетелась на многие города, и спустя две недели все играли в нее, соревнуясь друг с другом. Хотя первую неделю заняты забавой были только работники компании, в которой трудился Алексей. Через два месяца, после того как была выпущена первая модель тетриса, Пажитнов вместе со своим коллегой создали цветную версию игры. Преимуществом новой игры можно назвать то, что в нее была заложена таблица рекордов. Играли в тетрис не только в Росси, но и за рубежом игра приобрела популярность.

Стоит отметить, что официально создателями игры считалась Академия наук, где трудился в то время Пажитнов. Именно поэтому Пажитнов долгое время не мог получать доходов от своего изобретения. Ведь игра была создана в рабочие часы и на рабочем компьютере, именно поэтому права принадлежали не Алексею.

Права на игру

Многие люди хотели купить у Алексея права на игру тетрис. Первым оказался Роберт Стейн, с которым в дальнейшем хотели сотрудничать советские предприниматели, желавшие заработать большие деньги на изобретении Пажитнова. Хотя с ними никаких документов и контрактов Пажитнов не подписывал. Многие американцы даже создавали свои версии тетриса, которые были не менее популярны.

Позже венгр Стейн перепродал права на игру Microsoft. В 1989 году был создан тетрис по-американски. С того времени было продано более 70 миллионов копий игр и более 100 миллионов загрузок на мобильные устройства. Чуть позже начали создаваться игровые и аркадные аппараты с игрой тетрис.

Создание компании «Тетрис»

Несмотря на то что Алексей Пажитнов не такая известная личность, в жизни у него сложилось все идеально, так как изобретатель много работал. Ему удалось организовать компанию Anima Tek, которой предложила сотрудничество компания «Майкрософт». А уже переехав в США, он организовал компанию под названием Tetris, и только тогда он начал зарабатывать на игре, созданной много лет назад. А с 1996 года Алексей Пажитнов официально работает в компании Microsoft. На всех продуктах, которые выпускаются Алексеем, имеется пометка, что он считается создателем легендарной игры.

Фильм о создании тетриса

Недавно в прессу просочилась информация, что в Америке планируют снять фильм, чтобы все люди могли знать, кто создал игру, за которой проводило много времени не одно поколение. Режиссерами этого фильма, естественно, станут американцы. Пока что не известно точной даты выхода фильма.

Сюжетом фильма будет не только личность Алексея Пажитнова, но и сам тетрис. Сюжет будет научно-фантастическим. Как утверждают режиссеры, фильм обещает быть не менее популярным, чем сама игра.

Тетрис сегодня

Несмотря на то что сегодня очень хорошо развита, остались и такие люди, которые играют в тетрис. Кроме того, на каждой игровой приставке имеется подобная игра. Сегодня разработано множество игр, созданных по подобию тетриса. Можно играть компанией или в одиночку. К слову, эта игра развивает эрудицию и другие способности у ребенка.

Жизнь Алексея Пажитнова сегодня

Несмотря на то что Алексей живет в США, об эмиграции он не думал никогда, это получилось случайно. А от такого подарка судьбы Пажитнов не мог отказаться. Сегодня же Алексей - сотрудник известной компании мира. На его счету выпущено несколько игр, в основном это головоломки, которые пользуются спросом. Он выпускает приложения на разные приставки, но в основном на ПК. Игра тетрис очень популярная, и, наверное, другой игре не удастся добиться такой популярности. Алексей Леонидович признается, что его супруга не играет ни в какие игрушки, а дети с удовольствием играют в игры, которые создает отец, и он гордится этим.

Сам же Алексей Пажитнов играет не только в свои игры - всякий раз, когда он ходит по магазинам, то обязательно приобретает какую-нибудь головоломку для себя. В играх он видит свое вдохновение. Пажитнов до сих пор играет в тетрис, но не считает себя самым лучшим игроком. Алексею еще расти и расти до школьников, которые показывают наилучшие результаты в этой игре.

Кто знает, быть может, Алексей Леонидович выпустит еще одну игру, которая станет не менее популярной, чем легендарный тетрис.

Найти разработчика и не разориться - задача, которая стоит перед всеми IT-стартапами. На рекрутинговых ресурсах можно утонуть в красивых резюме кандидатов с минимальным опытом на деле, а толковые специалисты либо сами делают стартап, либо просят больших денег. T&P поговорили с предпринимателями и техническими директорами компаний, которым регулярно приходится нанимать кодеров, и узнали, где искать добросовестных специалистов, что спрашивать на собеседовании и в каких случаях стоит отдавать задачи на аутсорсинг.

Найти хорошего программиста - задача другого порядка, нежели поиск UI/UX-дизайнеров или проектных менеджеров. Если при найме сотрудников в области продаж или управления их качества и опыт понятны в процессе первичного общения, то без жесткой проверки понять уровень программистов просто невозможно. За поиск отвечает моя правая рука в бизнесе - наш директор по развитию Дарья Воробьева, которая до этого управляла всеми нашими проектами. Мы размещаем информацию о вакансиях на крупных порталах типа HeadHunter.ru и на всех отраслевых сайтах, где покупаем доступ к базе резюме.

Но на глобальных ресурсах вроде HeadHunter.ru на поиск нужных специалистов и фильтрацию резюме уходит уйма времени. Выручают социальные сети - в основном Facebook, где друзья друзей всегда находят нужных людей. Много объявлений мы публикуем в тематических группах - это работает. И без этого в неделю мы получаем около 10–20 резюме с предложениями, но в большинстве случаев это либо люди без опыта, либо программисты, сделавшие одно приложение и возомнившие себя гуру iOS-разработки.

Если резюме нам все-таки понравилось, мы приглашаем программиста на собеседование. Оно проходит в несколько этапов: переписка, общение по скайпу с группой технических специалистов, где они задают кандидату вопросы про процесс разработки, опыт работы и технические знания, и уже после идут личные встречи.

Очень часто люди, которых я нанимал в спешке, показывали себя с феноменальной стороны, работая с утра до ночи, а те, кого я «охмурял» долго, не были способны работать в жестких условиях. Я не делаю каких-либо выводов по этому вопросу - сам с семнадцати лет сменил почти десять лет мест работы и наблюдал, насколько по-разному может происходить этот процесс. Другое дело, что важно оговорить ритм жизни компании на берегу, потому что если человек не вписывается в него, никакие другие бонусы его у вас не задержат.

По моему опыту, эффективнее всего опубликовать вакансию на сайте по поиску работы и подкрепить ее постами в своих пабликах - в равной степени в Facebook, Vk.com и Twitter. Мои личные публикации, которые идут через каналы компании и личные контакты, дают хороший эффект.

К сожалению, чаще всего знания, описанные в резюме, и фактические знания отличаются в разы. Если человек уверен в себе, то может написать, что что-то знает, хотя лишь слышал об этом. Надо проверять это, поэтому после разговора на отвлеченные темы, выявления потребностей кандидата и определения текущего уровня знаний обязательно идет небольшое задание. Мне всегда интересно посмотреть, как именно человек будет решать ту или иную задачу. Лучше всего, чтобы это происходило прямо на собеседовании.

Для меня нет никакой разницы между знакомыми и незнакомыми. Самое важное - фактические знания и требования конкретной вакансии. Например, когда я работал в агентстве, мы взяли программиста по совету дизайнера. Он с ним раньше работал. У меня не было каких-то конкретных ожиданий, но в процессе человек показал себя хорошим специалистом. Даже большим, чем я бы мог ожидать. С другой стороны, однажды ко мне пришла совсем юная девочка. Ее никто не рекомендовал, но на собеседовании она показала себя с хорошей стороны. Надежды на нее возлагались большие, и она нас не подвела. А плохие примеры бывают везде, но чаще всего такие кандидаты отсеиваются на этапе собеседования или тестового задания.

Мы рассматриваем кандидатов и из других городов - главное, чтобы у них было большое желание работать с нами и развиваться в своем направлении. Город - это небольшая проблема. Всегда можно работать удаленно или мы можем помочь с переездом. Сейчас у нас двое ребят из Таганрога и двое - из Северодвинска.

Вопросы на собеседовании, конечно, больше всего зависят от того, чего ждут от кандидата на указанной позиции. Я сторонник подхода, при котором собеседование делают достаточно легким (базовые вопросы на проверку общего уровня кандидата), а тестовое задание - сложным. В конце концов, нельзя нанять разработчика без проверки качества кода, который он выдает.

Однако могу сказать из своего опыта, что даже легкое собеседование дает свои плоды и помогает отсеять колоссальное количество кандидатов: масса профессиональных программистов, получавших приличную заработную плату за знание того или иного языка или платформы, часто не знает самых базовых вещей - а это потенциальные проблемы с безопасностью приложения и производительностью и низкое качество кода с самого старта разработки, которое делает поддержку приложения сложной и затратной в будущем. Самых базовых вопросов о безопасности, возможностях и структурах языка, паттернах объектно-ориентированного программирования часто достаточно, чтобы понять уровень кандидата.

Что касается портфолио: обязательно нужно обращать внимание на выполненные проекты и работы. Часто встречаются кандидаты с огромным количеством языков и платформ, перечисленных в резюме, но с небольшим количеством (и качеством) выполненных проектов. Для интернет-бизнеса очень важно (а для стартапа - жизненно необходимо!) понимать приоритеты разработчика. Нужно обращать внимание на людей, которым принципиально важно поставлять законченные проекты, которые могут работать на бизнес-показатели и гордиться своими результатами; в то же время есть большое количество разработчиков, которых интересуют лишь используемые языки и инструменты (побольше и разных), а не отдача от собственной работы. Часто именно эти кандидаты меняют работу раз в полгода, перескакивая из стартапа в стартап. И, что интересно, часто именно у таких кандидатов с большим и внушительным по технике портфолио оказывается довольно поверхностным знание перечисленных технологий.

Профильное образование важно для некоторых специализаций - так, например, нельзя профессионально заниматься современной графикой в видеоиграх без хорошей математической базы. Для большинства же разработчиков (веб-программирование, прикладная разработка для бизнеса и так далее) оно не важно. Интересно, что большое число известных программистов, в том числе, например, соавторов ядра Linux или некоторых авторов популярных языков программирования, профильного образования попросту не имеет.

Гораздо важнее инициативность кандидата, готовность изучать и пробовать все новое. Скажем, для того чтобы держать знания в веб-программировании актуальными (современные языки и фреймворки), информацию нужно получать в первую очередь осваивая огромное количество информации из блогов, отсматривая выступления на зарубежных конференциях и участвуя в opensource-сообществе.

«Интересно, что у многих известных программистов, в том числе, например, соавторов ядра Linux или некоторых авторов популярных языков программирования, профильного образования попросту нет»

Что действительно важно, так это активность в open source, особенно для таких специализаций, как веб-программирование. Точно так же как научный сотрудник составляет свое резюме из публикаций в достойных изданиях, веб-программисту помогает участие в чужих проектах с открытым исходным кодом (часто это языки и фреймворки, которыми пользуются тысячи людей) или разработка собственных. С самой первой вакансии своей компании я просил кандидатов прикладывать к рассказу о себе ссылку на opensource-профиль, а в последнее время предложение присылать ссылку на свои работы на GitHub встречается уже практически во всех вакансиях веб-программиста на современном языке или фреймворке.

Фриланс и удаленная работа - принциально разные вещи, которые многие путают. Если говорить о фрилансе, хочу сослаться на коллегу Артема Горбунова, главу одноименного дизайн-бюро: «Фрилансер - это человек, который ни за что не отвечает». В первую очередь при работе с фрилансером нужно понимать риски: что будет с проектом, если работа задержится на неделю? На месяц? Конечно, в ряде случаев без обращения к фрилансеру обойтись нельзя, как правило, в случае, если нужной компетенции в компании нет и она не будет нужна постоянно: известные специалисты в очень узких областях очень часто работают как фрилансеры.

Однако если нужно отдать на стороннюю разработку принципиально важную для бизнеса вещь, стоит смотреть на специализированные компании с хорошим портфолио. Привлекать сторонние компании для стартапа или набирающего обороты интернет-бизнеса стоит в следующих случаях:

Pivot, когда главная цель существования компании - нахождение масштабируемой бизнес-модели, с которой можно работать дальше. Найм классных сотрудников отнимает много времени и - особенно важно - требует привлечения людей, которые могут подобрать правильных специалистов, чтобы не нанимать их наугад. В этом случае есть смысл потратить, пусть и большие деньги, на максимально быстрый поиск MVP.

Рост: компания нашла масштабируемую бизнес-модель, и теперь главное - захватить рынок. Нужно делать максимальное количество функционала как можно быстрее. Работы никогда не бывает мало, и привлечение сторонней компании на этой стадии может дать большую выгоду.

Моя компания помогает стартапам именно на этих стадиях, вдобавок мы подбираем, ищем и нанимаем сотрудников для уже состоявшегося стартапа, когда знания и технический опыт нужно аккумулировать уже внутри.

Наша компания работает полностью удаленно уже в течение почти шести лет; это около тридцати сотрудников, разбросанных от Будапешта до Бали. Мы - однозначные сторонники и пропагандисты такого подхода к работе. Подробнее о нем можно почитать в популярной книге «Rework. Бизнес без предрассудков» Джейсона Фрайда и Дэвида Хейнмейера Ханссона. Помимо очевидных преимуществ, это дает возможность нанимать действительно лучших сотрудников без привязки к локации. Удаленная работа позволяет мгновенно обнаружить проблемы в планировании и коммуникациях, быстро принять решение о том, справляется ли человек с работой. Действительно, для большинства людей полностью самостоятельная работа может быть сложной. Однако если нанять такого человека в офис, это только скроет его проблемы с самоорганизацией. Так, если работать со специалистом удаленно, постановщика задачи не интересует, сколько часов в день он работает и проводит ли время в социальных сетях - главное, чтобы задача была сделана в срок и качественно. В случае же работы в офисе эти проблемы скрываются - человек сидит в офисе в рабочее время, работает на компьютере, как понять, есть ли проблема?

Чтобы окончательно определиться с тем, делать ли предложение кандидату, мы в обязательном порядке даем ему тестовое задание после прохождения собеседования. Есть компании, в которых кандидату предлагают решить задачу на бумаге за короткое время, но, на мой взгляд, таким образом можно отсеять действительно талантливых разработчиков, которые элементарно перенервничали или устали. Поэтому задание мы даем для самостоятельной работы в спокойной обстановке, на несколько дней.

Однако тестовое задание дается не только для проверки уровня кандидата. Гораздо важнее проверить его ответственность и коммуникационные способности. Мы пытаемся создать полную иллюзию рабочей обстановки: есть задача, задачу требуется оценить в часах и сделать к определенному сроку. Разумеется, при этом она должна быть выполнена на должном уровне. Ряд кандидатов отсеивается только потому, что не задает нужных вопросов и делает задачу неверно или неполно; часто кандидаты не предупреждают, что не успевают сделать все к сроку, часто приходится слышать отговорки о том, почему задача не была сделана. Все это позволяет достоверно судить о том, какие проблемы могли бы быть при работе с кандидатом в реальных условиях.

В качестве тестового задания мы, как правило, даем немного обобщенную реальную задачу из проекта, которая стоит в плане; обобщенную настолько, что кандидату предлагается оформить ее как opensource-проект для повторного использования в других продуктах. Это позволяет проверить знание организации кода и архитектуры: часто разработчики, уверенно прошедшие несложное тестовое задание, начинают «плыть» в проекте, как только он становится сложнее по архитектуре.

Преимуществ у такого подхода масса: в случае, если задача сделана качественно, код используется на настоящем проекте. Кандидат же видит, что ему дали не придуманную задачу, а просят решить реальную проблему - даже если ему не сделают предложение, этот код он сможет показать будущему потенциальному работодателю. Наконец, таким образом можно пополнить свое opensource-портфолио - доходит даже до того, что одному из наших разработчиков сразу после выполнения тестового задания дали бесплатную лицензию на популярную IDE (среду разработки) за вклад в open source.

Для меня образование кандидата не столь существенно. Гораздо важнее его практические знания: с какими технологиями работал, в каких проектах участвовал, чем именно занимался. Опыт работы в высоконагруженных проектах, как правило, является плюсом. Последних четырех программистов мы нашли, опубликовав вакансии на своих же ресурсах, - ранее Hantim.ru, а теперь Brainstorage.me. Первый этап - отсеивание на основе письма и резюме. Обычно сразу видно, подходит нам человек по скиллам или нет. Далее мы списываемся и приглашаем на собеседование в офис или по Skype, если кандидат находится в другом городе. Тестового задания у нас нет. Собеседования проходят в формате беседы - кандидаты рассказывают о себе и своем опыте, мы рассказываем о себе, о том чем занимаемся и о работе которую предстоит делать.

Начинающему предпринимателю, думаю, сложно определиться с технологиями и оценить технические навыки кандидата. Поэтому я бы смотрел на то, какие проекты реализованы кандидатом, на то, какое участие он в них принимал, насколько мы с ним подходим друг другу - в том смысле, насколько понимаем друг друга и как видим те или иные вещи. Можно поспрашивать, что нравится в интернете, какие проекты и тому подобное. Ну и, конечно, испытательный срок никто не отменял.

Дипломы вузов со сложными вступительными экзаменами и программой (МГУ, МГТУ, МФТИ, МИФИ, СПбГУ) - признак хороших умственных способностей кандидатов. Так же как и работа в компаниях с жестким фейсконтролем на входе: Yandex, Mail, Badoo, Undev. Портфолио, к сожалению, часто бывает misleading. Потому что непонятно, сколько времени кандидат потратил на конкретный объект в портфолио и каков объем именно его вклада в этот объект. Поэтому в последнее время я придаю больше значения собеседованию и поведению и ответам кандидата во время общения. На собеседовании я использую несколько видов вопросов:

Простые, конкретные вопросы , показывающие, умеет ли кандидат программировать вообще (например, FizzBuzz).

Вопросы про то, как все устроено , например «что происходит в тот момент, когда пользователь открывает ваш сайт в браузере». Здесь я ожидаю услышать про:

Сеть, DNS, TCP,

Nginx, кэширование, пулы соединений, сервера приложений,

Фреймворки, роутинг запросов в фреймворке,

Базы данных, соединения в БД, пул соединений, передачу данных и т.д.,

Задачи с изменяющимися параметрами.

«Давай напишем…» - например:

Веб-сервис, в котором можно рисовать кружочки,

А теперь кружочки и квадратики,

- …и звездочки,

А теперь у нас много пользователей,

Очень много, сервер не справляется,

Как правило, если кандидат хорошо отвечает на такие вопросы, его знания конкретного языка программирования не важны. Важно, готов ли он программировать на том языке и фреймворке, который принят в вашей компании.

Кроме найма в команду, почти всегда есть возможность воспользоваться услугами аутсорс/аутстафф подрядчиков. Как правило, система, которую развивает компания, может быть разбита на две части: собственно платформу и какие-то спецпроекты на ее основе. Для развития платформы, как правило, стоит брать специалистов в штат. Это - базовая экспертиза компании, которую нужно ценить. Спрос на ресурсы в этой зоне ответственности обычно хорошо прогнозируется и довольно стабилен. Базовую команду не стоит бесконтрольно расширять. Для проектной работы можно использовать аутсорс. Это позволяет справляться с пиковыми нагрузками по разработке (в этом месяце нужно 10 спецпроектов, в следующем - ни одного) и не отвлекать базовую разработку.

При этом город аутсорса не имеет значения. Лучше всего работать с аутсорс-компанией и просить собеседовать кандидатов, которых они предлагают. У меня был опыт работы с компаниями, где есть несколько центров разработки: Москва, Питер, Киев, Минск, Воронеж. Но при найме удаленной разработки нужно помнить, что очень важен контроль: частые регулярные синхронизации по статусу, формальная постановка задач, перепроверка результатов работы внутренней командой перед сдачей.

Есть две базовые стратегии формирования команды разработчиков - найм в штат и аутсорсинг.

Штатные программисты хорошо управляемы и мобильны, они болеют создаваемым продуктом, вокруг них вырастает техническая экспертиза компании. Сложно cделать передовую мобильную игру, если все разработчики на аутсорсе. Но со своими инженерами действительно много проблем: их сложно искать, тяжело удерживать, они дороже обходятся компании в смысле зарплат и обеспечения условий труда.

В условиях стартапа в первую очередь нужно думать о команде на аутсорсе. Это вообще хорошее упражнение - примерить свои планы по разработке к аутсорсингу. Кроме того, с аутсорсерами всегда можно просто разорвать коммерческий договор, если продолжать рабочие отношения не хочется.

Рынок внешней разработки серьезно заматерел за последние несколько лет, теперь практически под любую задачу можно найти отличную команду в России, Беларуси или Украине, и ребята будут работать как надо. Начать поиски можно с России, не обязательно сразу идти за границу. В Минске можно найти хорошую команду сильно дешевле, чем в Москве. В Киеве тоже, но не дешевле, чем в Екатеринбурге или Челябинске. Sports.ru в недалеком 2007-ом году запускался на аутсорсинге Олега Бунина, и до сих пор часть программным продуктов у нас развивается штатными программистами, а часть - сторонними командами.

Выбор кадровой стратегии зависит еще и от производимого продукта. Если бизнес стартапа основан на программном продукте, сделать что-то пробивное чужими руками практически невозможно. Когда есть только идея, основатели, блюющие радугой, и непонятные перспективы, заманить к себе сильных инженеров - непростая задача. В таких условиях бизнес-основателям стоит приглашать их к себе в партнеры на условиях паев, долей, опционов. И подобную историю вполне реально продать крутому разработчику из крупных корпораций, когда в компании еще ничего нет. Ну и нужно понимать, что подобное партнерство не означает последующую работу технологического лидера за еду и с маленькой зарплатой.

На аутсорс чаще всего берут компании, которые предоставляют услугу под ключ: микроменеджмент, разработка, тестирование, доставка продукта. Самый лучший способ поиска - по рекомендациям знакомых и отзывам клиентов. По сути, послужной список является определяющим фактором. В штат же ищут конкретных людей под определенную позицию: в профессиональных и не очень соцсетях и по-прежнему - на ресурсах с вакансиями и резюме. И в первую очередь оценивается личность потенциального сотрудника, его навыки и знания. Послужной список играет второстепенную роль.

Я бы рекомендовал стартапам избегать услуг кадровых агентств: во-первых, дорого, долго, ненадежно, во-вторых, нужно учиться продавать свою идею и будущим сотрудникам, а не только инвесторам и клиентам. Помимо нетворкинга - обязательно нужно шуметь на рынке, тусовках, конференциях, профильных сайтах, в СМИ. Это поможет будущим сотрудникам принимать решение в пользу вашей компании.

Когда вы изучаете отклики на вакансию, точно не стоит пренебрегать резюме: его содержание очень многое может рассказать о человеке еще до встречи. У всех есть свои маркеры невменяемости в резюме, по которым можно отсеять кандидата еще до собеседования. Я, например, стараюсь избегать встреч с людьми, которые пишут о себе как о «веб-мастере»(«делаю PHP, MySQL, Photoshop, Apache, 3dmax, Java и Objective-C ») или после десяти лет опыта работы все еще пишут о своих школьных достижениях: «второе место на городской олимпиаде по химии».

На собеседовании стоит начать с обсуждения опыта работы кандидата (в каких командах работал, что делал сам) и перейти к навыкам (что умеет, что знает, задачки там - кто что любит). Нужно понимать, что уровень вопросов интервьюера определяет уровень компании в глазах кандидата: вряд ли кандидат согласится на работу, если все собеседование его гоняли по алгоритмам и численным методам; и наоборот - если интервьюеры не зададут ни одного технического вопроса на встрече.

Сырых новичков мы уже не берем, Coub уже довольно сложный продукт и мы уже не можем себе позволить брать нулевых разработчиков и их подтягивать. Поэтому мы ищем уже готовых сильных программистов. С точки зрения параметров отбора - образование не важно, откуда человек родом - тоже не важно. У нас есть разработчики отовсюду, с разным образованием и с разным бэкграундом.

На собеседовании мы даем всем стандартную задачку на программирование. Она неприлично простая, даже наш аккаунт из сейлз-отдела решил ее. Но ее решают примерно 70 процентов претендентов. Конечно, надо посмотреть на код, посмотреть, что кандидат делал раньше, где он раньше работал. Хорошо, если можно поговорить с бывшими работодателями или коллегами. Если часто менял работу, то это повод задуматься. Разумеется, человек должен вписываться в команду.

Аутсорс подходит только для отдельных, хорошо формализуемых задач, которые не сильно связаны с основным процессом. И только с очень надежными, проверенными временем фрилансерами. Только штат, только хардкор.

Алексей Пажитнов - советский и российский программист, создавший популярную видеоигру под названием «Тетрис», обладатель нескольких почетных наград в области программирования и разработки компьютерных игр. После получения высшего образования в Московском авиационном институте работал в Вычислительном центре Академии наук СССР, где в 1984 году закончил разработку игры «Тетрис». Первые деньги игра начала приносить в 1996 году, когда Алексей и Хенк Роджерс (инвестор, владелец крупных акций на «Тетрис», распространивший игру по всему миру) основали компанию Tetris.

Алексей Пажитнов - биография

Родился 14-го марта в 1956-м году в Москве. В школьные годы учился хорошо, однако имел постоянные проблемы с дисциплиной. Как вспоминает сам Алексей, в детстве он был переполнен энергией и не мог послушно высиживать на уроках, поэтому часто получал замечания в дневник за поведение. Впрочем, ничего примечательного и удивительного: многие через это проходили. У Пажитнова всегда все складывалось с математикой, поэтому после окончания пятого класса он перевелся в московскую математическую школу № 91, которую в дальнейшем закончил с отличием.

Знакомство с программированием

После окончания школы Алексей Пажитнов поступает в Московский авиационный институт, где впервые знакомится с вычислительными машинами и программированием. Здесь же быстро проникся разработкой программ и стал полностью посвящать себя написанию кода для различных целей. Вскоре талантливого молодого программиста пригласили работать в Московский Вычислительный центр Академии наук СССР. Здесь он занимался далеко не последним делом - оптимизацией проблем искусственного интеллекта и разработкой программ для распознавания речи.

Рутинные будни в Академии наук были несладкими: с утра до ночи Пажитнов сидел в тесном кабинете, где на один стол приходилось сразу несколько ученых. Алексей вспоминает, что иногда оставлял свое рабочее место на целый день, чтобы потом поработать ночью в тишине, когда все разойдутся по домам.

Карьера после создания "Тетриса"

В 1984 году Пажитнов Алексей Леонидович создал легендарную игру «Тетрис», которая стала чуть ли не самой популярной в мире. В обществе информационных технологий Пажитнов становится узнаваемым и популярным. В 1988 году в сотрудничестве с фирмой Bullet-Proof Software он основывает компанию AnimaTek, которая занимается разработкой игр. Корпорация процветала с геометрической прогрессией, и уже в 1991 году изобретатель тетриса Алексей Пажитнов переезжает в США.

Создание "Тетриса" - как это было?

В 1980-е годы в Вычислительном центре Академии наук СССР молодые ученые днями напролет отсиживались в своих лабораториях, решая скучные и нетривиальные задачи. Одним из таких был Пажитнов Алексей Леонидович, который в то время занимался разработкой программы для распознавания речи, а также изучал проблемы искусственного интеллекта. Возложенные на молодого программиста обязанности были невероятно трудными, Алексею постоянно приходилось создавать сложнейшие алгоритмы, непосильны рядовому уму.

Имея в своем потенциале большую базу знаний, Пажитнов решает создать интересную головоломку, которая будет привлекать как взрослых, так и детей. «Тетрис» - далеко не первое изобретение талантливого программиста. Изначально он создал игру, где фигурки должны менять свое местоположение под воздействием силы тяжести других предметов. Приближаясь к завершению написания кода, Алексей понял, что такая игра будет непосильной для процессора рядового компьютера, поэтому пришлось упростить некоторые тонкости программы.

В итоге он создает игру, где фигуры (как в тетрисе) состоят из пяти квадратиков, цель которых идентична с будущей игрой «Тетрис». К великому сожалению, такое творение не полюбилось публике, поэтому Пажитнов принимает решение еще больше упростить игру, где каждая из 7 существующих фигур состоит из четырех квадратиков.

Всего семь фигур, и мировая слава у тебя в кармане

Не задумывались ли вы, почему игра «Тетрис» имеет такое название? И почему в ней только семь фигур? Все дело в том, что изначально игра имела название «Тетрамино», где «тетра» в переводе с греческого языка означает цифру «четыре». С приростом популярности пользователи этой игры сами дали упрощенное ей название, для более легкого произношения.

В одном из интервью Алексей Пажитнов объяснил, почему в игре только 7 фигур:

«В игре задействовано всего лишь семь фигур, и это, на самом деле удача, потому как цифра 7 - это размер оперативной памяти человеческого мозга, то есть то, что человеку посильно запомнить. Телефонный номер, состоящий из 7 цифр намного легче запомнить, чем восьмизначный. Коллектив из семи человек - это тот максимум, который может обойтись без начальника или бригадира. В группе из восьми и более человек, где нет главного, невозможно работать слаженно и структурированно. В таком коллективе будут возникать постоянные разногласия и противоречия, невзирая на то являетесь вы между собой друзьями, товарищами или просто знакомыми. Я делаю такие выводы, исходя из личного опыта».

Мотивы для создания тетриса

Игра «Тетрис» была создана ради того, чтоб люди получали удовольствие и могли расслабиться от рутинных и повседневных обязанностей. Пажитнов всегда говорил, что самая лучшая альтернатива для снятия стресса, помимо спорта - это компьютерные игры.

Молниеносная слава видеоигры

После завершения написания игры «Тетрис», первые пару недель ею были увлечены сотрудники Академии наук СССР, где работал Пажитнов. Когда игра стала доступна всем, слава о развлекательном продукте разлетелась по всем городам в считанные дни. Уже через пару месяцев весь мир играл в «Тетрис». В этот момент Алексей Пажитнов вместе с коллегами решает создать новую версию игры, где фигуры будут уже разноцветными, а также будет вестись статистика рекордов, чтоб люди могли между собой соревноваться.

В то время как весь мир наслаждался игрой, Алексей еще много лет продолжал жить обычной жизнью и работать в Вычислительном центре Академии наук СССР. Дело в том, что у него не было возможности монетизировать игру, потому как права принадлежали Академии наук. Все объяснялось тем, что игра была написана во время рабочих часов на рабочем компьютере.

Алексей Пажитнов: состояние создателя игры «Тетрис»

Как известно, в 1996-м году Пажитнов начал работать на «Майкрософт», где разрабатывал серию игр-головоломок под названием Pandora’s Box. Здесь он проработал до 2005 года и за это время успел приобрести несколько крупных акций от этой компании, которые по сей день приносят ему определенный процент. Сам Алексей миллионером себя не считает. В одном из интервью он сказал следующее: «Миллионер - это тот, кто тратит миллионы, но не тот, у кого миллион. Я живу достаточно скромной жизнью и не разбрасываюсь деньгами направо и налево, поэтому я б никогда не назвал бы себя миллионером».

Компьютерная зависимость - вина разработчиков или пользователей?

В современном мире многие люди слишком втягиваются в видеоигры, тем самым создавая себе проблемы в повседневной жизни. Они психологически привязываются к компьютерным играм и интернету и могут сутками напролет посвящать свое время сидению перед компьютером. Век информационных технологий значительно перевернул сознание людей. Когда-то у Пажитнова спросили, как он может прокомментировать эту ситуацию, на что он ответил так:

«Люди часто мне говорят, что я у них украл много времени, когда узнают, что я создатель «Тетриса». Я всегда у них спрашиваю: «Это время для вас было плохим или хорошим?». Они все как один отвечают, что хорошее. Так значит, я подарил это время, а не украл».