Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

1. Что является главной движущей силой эволюции (по Дарвину) и почему?

2. Что такое определенная изменчивость?

3. Что такое неопределенная изменчивость?

4. Какую роль в борьбе за существование играет интенсивность размножения организмов?

5.Что такое наследственность и изменчивость?

6. Назовите труд Ч. Дарвина, в котором он раскрыл движущие силы эволюции.

Ареал – строго определенная территория, занимаемая определенным видом животных.

Размеры и формы ареалов зависят:

1) от возможностей вида приспосабливаться к неблагоприятным условиям обитания;

2) от возможностей преодолевать жизненные препятствия;

3) от возможностей конкурировать с другими видами за пищу, свет, тепло, места размножения и развития.

Характеристика ареалов

СплошнойРазорванныйРеликтовый

Определение

Распространение вида во всех подходящих для него местообитаниях.Разобщение сплошного ареала на два или несколько изолированных участков.Занимается видами, сохранившимися со времени прошлых геологических эпох.

Белый медведь за Полярным кругом.Сорока голубая на Пиренейском полуострове и Дальнем Востоке.Гаттерия на островах Новой Зеландии.

Виды животных

Реликты Космополиты Эндемики

Границы ареала могут

расширяться сужаться оставаться постоянными

Закономерности размещения животных. Миграции.

(самостоятельная работа с текстом учебника с. 263, 264 и выполнением заданий 5, 6, 7, 8,9 в рабочей тетради с. 131, 132

МИГРАЦИИ

Периодические (сезонные) (перемещения внутри ареала) сезонные, суточные

вертикальные в горах, толще воды, почве; движение проходных рыб из морей в реки и наоборот

Непериодические

(выселение особей из ареала)

массовые выселения под действием необычного ухудшения условий (засуха, пожар), перенаселение (недостаток корма)

Возрастные

поиск необходимых условий существования для особи определенного возраста

Изучение миграций проводят мечением животных, проведением эксперимента

Домашнее задание: § 52 повторить § 49 – 51.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Что является главной движущей силой эволюции (по Дарвину) и почему? 2. Что такое определенная изменчивость? 3. Что такое неопределенная изменчивость? 4. Какую роль в борьбе за существование играет интенсивность размножения организмов? 5.Что такое наследственность и изменчивость? 6. Назовите труд Ч. Дарвина, в котором он раскрыл движущие силы эволюции.

Ареал – строго определенная территория, занимаемая определенным видом животных. Зоогеографическая область – территории, характеризующиеся набором видов животных, отличающихся от обитающих на других территориях. Размеры и формы ареалов зависят: 1) от возможностей вида приспосабливаться к неблагоприятным условиям обитания; 2) от возможностей преодолевать жизненные препятствия; 3) от возможностей конкурировать с другими видами за пищу, свет, тепло, места размножения и развития.

Зоогеографические области: Голарктическая, Неотропическая, Австралийская, Эфиопская, Индо – Малайская, Антарктическая

Характеристика ареалов Ареалы Сплошной Разорванный Реликтовый Определение Пример Распространение вида во всех подходящих для него местообитаниях. Белый медведь за Полярным кругом. Разобщение сплошного ареала на два или несколько изолированных участков. Сорока голубая на Пиренейском полуострове и Дальнем Востоке. Занимается видами, сохранившимися со времени прошлых геологических эпох. Гаттерия на островах Новой Зеландии.

Виды животных Реликты Космополиты Эндемики Реликты – сохранившиеся со времени прошлых геологических эпох (гаттерия, некоторые виды жужелиц). Космополиты – виды животных, встречающиеся на большей части областей Земли (немного, комнатная муха, городской воробей, серая крыса, коловратки, пресноводные ракообразные). Эндемики – виды, роды, семейства животных, ограниченные в своем распространении, живущие на определенных участках, нигде больше не встречаются (утконос, латимерия, розовая чайка). Границы ареала могут расширяться сужаться оставаться постоянными

Закономерности размещения животных. Миграции. (самостоятельная работа с текстом учебника с. 263, 264 и выполнением заданий 5, 6, 7, 8,9 в рабочей тетради с. 131, 132 МИГРАЦИИ Периодические (сезонные) (перемещения внутри ареала) сезонные, суточные вертикальные в горах, толще воды, почве; движение проходных рыб из морей в реки и наоборот Непериодические (выселение особей из ареала) массовые выселения под действием необычного ухудшения условий (засуха, пожар), перенаселение (недостаток корма) Возрастные поиск необходимых условий существования для особи определенного возраста Изучение миграций проводят мечением животных, проведением эксперимента


Разделы: Биология

Цель: овладеть комплексом знаний, умений, навыков по теме.

Задачи образовательные: учащиеся знают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт, учащиеся умеют проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции).

Задачи развивающие:

  • выделяют причины миграций, изменения ареалов вида,
  • влияние человека на распространение видов животных,
  • дают оценку акклиматизации животных,
  • развитие межполушарных взаимодействий.

Задачи воспитательные:

  • бережное отношение к живой природе,
  • формирование ответственного отношения к животным.

Тип урока: комбинированный (урок изучения новых знаний)

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 11 мин.
  3. Актуализация новых знаний – 2 мин
  4. Изучение нового материала – 15 мин.
  5. Домашнее задание – 3 мин.
  6. Закрепление нового материала – 7 мин.
  7. Итог урока – 1 мин.

Материалы для учащихся к уроку.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнить тест. Выберете правильные утверждения (задание для проверки знаний левополушарных визуалов).

Вариант 1.

  1. Наука о древних вымерших организмах называется палеонтологией.
  2. Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.
  3. Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.
  4. Основоположником современной эволюционной теории считается Ч. Дарвин.
  5. Все полезные изменения организмов передаются обязательно по наследству.
  6. Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды.
  7. Белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников.
  8. От количества растительноядных животных зависит количество хищников.
  9. Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.
  10. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды.

(правильные ответы: 1, 3, 4, 8, 9, 10)

Вариант 2.

Выберите правильные утверждения.

  1. Развитие второго круга кровообращения связано с выходом на сушу позвоночных животных.
  2. Сквозная пищеварительная система впервые появилась у круглых червей.
  3. Все личинки земноводных дышат атмосферным воздухом.
  4. Четырехкамерное сердце позволило разделить кровь на венозную и артериальную.
  5. Теплокровные животные шире распространены на земле, чем холоднокровные.
  6. Внутреннее оплодотворение не дает животным никаких преимуществ.
  7. В появлении наземных позвоночных заметную роль сыграли кистеперые рыбы.
  8. Современные птицы и млекопитающие произошли от древних земноводных.
  9. Путем дивергенции и направленного действия естественного отбора образуется многообразие видов.
  10. Все виды галапагосских вьюрков произошли от общего предка.

(правильные ответы: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10).

2. Соответствие понятия и термина (правополушарный кинестетик).

Установите соответствие между терминами и понятиями.

(правильный ответ: А-3, Б-2, В-1, Г-5, Д-4).

3. Соответствие между понятием и примером (левополушарный кинестетик)

Установите соответствие.

(правильный ответ: 1 – А, В, D, F; 2- C, G, 3 – E)

4. “Корректурная проба” Сколько терминов вы найдете среди этой последовательности букв? Выпишите их в тетрадь и дайте определение каждому термину. (правополушарный визуал)

Вариант 1

Сьбцпрофждэволюция првогшзуэпалеонтология оовтмрудимент врцкуюбьсатавизм ооылшгкттьофыпкрмоджвщшвььиопгн уюсашкгомологичныйорган .

Вариант 2.

Архиоптериксаплджыюьмтынкоарптмствоардылвьтмсвидообразование рраовн цеуктестественныйотбор абьятчисвеуйъхаьбнаследственность тпрвоганс юбиьмторизменчивость арыоцемнвтэмбрион арпол

5. Задания для проверки знаний с устным ответом.

Работа на фланелеграфе. (на карточках записаны понятия и определения, на обратной стороне наклеены полоски бархатной бумаги, карточки “приклеиваются” на натянутую фланель)

Установить соответствие между понятиями и определениями (правополушарный кинестетик).

“Найти лишнее”

На доске написаны группы понятий. Найдите лишнее и объясните свой выбор.

  1. Ласт кита, рука шимпанзе, крыло киви, крыло летучей мыши.
  2. Естественный отбор, наследственность, изменчивость, палеонтология.
  3. Майский жук, серая жаба, синий кит, рыбы.
  4. Утка, норка, карась, плавунец.
  5. Плохое зрение, роющие конечности, облегченный скелет, слабое зрение.

“Извлечь всю информацию из предложенного объекта.”

Даны живые объекты (хомяк, гуппи). Необходимо составить рассказ о животном по плану:

  1. Систематическое положение (тип, класс, отряд, вид). Почему вы отнесли этого животного к данной систематической группе?
  2. В каких условиях обитали предки данного животного? Опишите приспособления к среде обитания.
  3. Какие признаки возникли у данного животного благодаря человеку?

Изучение нового материала.

При изучении нового материала используются различные методы восприятия: активное слушание, работа с текстом учебника, сворачивание информации в схемы, анализ полученной информации, оценивание презентации.

Учитель: Мы говорили о многообразии животного мира. 2 миллиона видов животных насчитывают ученые. Каким образом распространены они по планете? Занимают определенную территорию. Мы не встретим болотную черепаху в пустыне Сахара. Почему?

Учащиеся: Нет условий для ее обитания.

Учитель: Таким образом мы выяснили, что для существования вида нужны определенные условия. А территория. на которой обитает вид называется ареал. В тетради запишем схему:

Сплошным ареалом называют территорию, на которой все возможные участки заняты видом. из учебника выберете примеры животных со сплошным ареалом.

Разорванным ареалом называют ареал, который пересекают непреодолимые географические объекты. Выпишите примеры видов с разорванным ареалом.

Реликтовый ареал- ареал реликтового вида. (пример из текста учебника).

Какие новые понятия вы встретили, читая текст учебника?

Учащиеся:Эндемик, реликт, космополит.

(С использование фланелеграфа и учебника записываем понятия и определения с примерами).

Учитель : Одним из признаков животных является способность к активному движению, а перемещение животных в связи с изменением условий или циклом жизни называется миграцией.

Домашнее задание.

Таким образом, мы познакомились с понятием ареал и миграция, выявили причины влияющие на ареал, вызывающие миграции. Домашнее задание записано на доске: § 52, в рабочих тетрадях на печатной основе выполнить № 3,7,10.

Закрепление изученного материала.

А сейчас вы посмотрите презентацию, которую подготовили учащиеся 11 класса. Вам необходимо посмотреть и дать свою оценку. Что вам понравилось, что удалось, что бы вы изменили.

Подведение итогов урока.

Ареал – строго определенная территория, занимаемая определенным видом животных. Размеры и формы ареалов зависят: 1) от возможностей вида приспосабливаться к неблагоприятным условиям обитания; 2) от возможностей преодолевать жизненные препятствия; 3) от возможностей конкурировать с другими видами за пищу, свет, тепло, места размножения и развития. Зоогеографическая область – территории, характеризующиеся набором видов животных, отличающихся от обитающих на других территориях.

Характеристика ареалов Ареалы Сплошной Определение Пример Разорванный Реликтовый Распространение вида во всех подходящих для него местообитаниях. Разобщение сплошного ареала на два или несколько изолированных участков. Занимается видами, сохранившимися со времени прошлых геологических эпох. Сорока голубая на Пиренейском полуострове и Дальнем Востоке. Гаттерия на островах Новой Зеландии. Белый медведь за Полярным кругом.

Виды животных Реликты Космополиты Эндемики Реликты – сохранившиеся со времени прошлых геологических эпох (гаттерия, некоторые виды жужелиц). Космополиты – виды животных, встречающиеся на большей части областей Земли (немного, комнатная муха, городской воробей, серая крыса, коловратки, пресноводные ракообразные). Эндемики – виды, роды, семейства животных, ограниченные в своем распространении, живущие на определенных участках, нигде больше не встречаются (утконос, латимерия, розовая чайка). Границы ареала могут расширяться сужаться оставаться постоянными

Миграции Миграции – это закономерные перемещения животных, связанные со сменой мест обитания и вызванные изменениями условий существования. миграция возрастная Периодическая = сезонная Непериодическая = нерегулярная

Закономерности размещения животных. Миграции. (самостоятельная работа с текстом учебника с. 263, 264 и выполнением заданий 5, 6, 7, 8, 9 в рабочей тетради с. 131, 132 МИГРАЦИИ Периодические (сезонные) Непериодические (выселение особей из ареала) (перемещения внутри ареала) массовые выселения под действием сезонные, суточные необычного ухудшения условий вертикальные в горах, толще воды, (засуха, пожар), перенаселение почве; движение проходных рыб (недостаток корма) из морей в реки и наоборот Возрастные поиск необходимых условий существования для особи определенного возраста Изучение миграций проводят мечением животных, проведением эксперимента

Что такое ареал?

Ареал - поверхность суши или моря, в пределах которой распространен тот или иной вид или род растений, животных.

Как определить границу ареала?

Почему животные разных видов неравномерно распределяются на нашей планете?

Неравномерное распределение животных на нашей планете связано с неравномерностью и разнородностью природных условий.

Почему животные совершают миграции?

Миграции животных обычно вызваны сменой условий среды. Миграции бывают возрастные, сезонные (регулярные), нерегулярные.

Вопросы

1. Что может быть причиной изменения площади ареала?

Основной причиной изменения площади ареала является изменение условий среды. При их улучшении ареал может расширяться. При ухудшении условий уменьшается численность организмов, ареал сужается.

2. Каковы причины образования прерывистых ареалов?

Прерывистые ареалы могут возникать в результате появления преграды внутри самого ареала, путем преодоления преграды группой животных и основанием новой колонии, при гибели животных в промежуточных территориях.

3. От чего зависит размер ареала?

Размеры ареалов могут быть различными. Имеются весьма обширные – космополитные и совсем незначительные – эндемичные ареалы. Размеры ареала зависят от подвижности вида, его экологической валентности и его возраста.

4. Какие причины влияют на плотность животных в ареале?

Плотность животных в ареале зависит от наличия совокупности благоприятных для вида условий. Как правило, наиболее заселены центральные территории ареала, где набор благоприятных условий наиболее полный. Ближе к границам ареала условия становятся менее благоприятными и плотность животных уменьшается.

5. Какие условия существования необходимы для жизнедеятельности животных?

Для разных видов животных существую свои условия, которые необходимы для жизнедеятельности. Можно выделить важнейшие условия необходимые большинству животных: достаточное количество пищи, воды, тепла, территории.

6. Каковы причины миграций? Приведите примеры.

Миграции животных обычно вызваны сменой условий среды. Миграции бывают возрастные, сезонные (регулярные), нерегулярные. Возрастные миграции связаны с поиском мест обитаний, соответствующих определенному возрасту. Примером могут стать миграции угрей. Сезонные миграции разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала. Например, миграции перелетных птиц. Нерегулярные миграции сопровождаются выселением особей вида далеко за пределы ареала. Примером могут служить миграции леммингов, саранчи. В момент таких миграций большинство животных гибнет.

7. Чем можно объяснить, что Голарктическая область имеет такую большую площадь?

Голарктическая область занимает такую большую площадь, поскольку объединяет территории, которые не так давно потеряли сухопутную связь между собой. Именно поэтому фауна этих территорий сходна и может быть объединена в одну зоогеографическую единицу.

Задания

Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о миграциях различных животных.

Загадки самоубийства леммингов нет, как нет и никакого самоубийства

Для биологов более ста лет одним из самых странных и загадочных явлений в естественной природе было внезапное массовое самоубийство леммингов, дружно бросавшихся с обрыва в воды моря. Финские ученые разбирались 15 лет с этой задачей, и нашли объяснение причинам столь неоднозначного поведения зверьков.

Оливер Гилг из Хельсинского Университета в Финляндии и его коллеги опубликовали результаты своих исследований по этой теме в выпуске журнала Science 31 октября. Необъясненные трагедии популяции этого грызуна, обитающего в высоких северных широтах, вызывали рождение легенд и мифов о том, что будто бы всякий раз, когда численность зверьков становится слишком огромной и пищи на всех не хватает, они объединяются в одно полчище и дружно совершают самоубийство, бросаясь с утесов в море. Исследователи говорят, что реальные причины подобного поведения леммингов более сложны.

Численность леммингов, как они говорят, легко регулируется благодаря жесткому контролю со стороны их естественных хищников: горностаев, песцов, снежных сов и поморников (чаек).

За 15 лет ученые собрали данные о леммингах и их хищниках с 75 квадратных километров восточной части острова Гренландия. Выяснилось, что периодически популяция леммингов может резко возрастать в 100 или даже 1000 раз от их первоначальный численности. Горностай является ключевым хищником, регулирующим баланс леммингов. Это в свою очередь повышает численность их естественных хищников, которые становятся столь многочисленными, что пожирают леммингов в гигантских количествах, и популяция последних резко падает. Следующая стадия - недостаток леммингов в среде расплодившихся хищников приводит к снижению и популяции хищников.

Циклы роста и снижения популяций хищников и добычи знакомы биологам, но интересным в этом случае с леммингами тем, что они почти подобны часовому механизму. Горностай является ключевым хищником, регулирующим баланс леммингов. Для него лемминги – это основной источник пропитания. Три других хищника - "универсалы" - они любят лакомиться леммингами, но также имеют и альтернативные источники пропитания. Поэтому только численность горностаев резко падает в течение года после снижения популяции леммингов.

Вопрос цикла леммингов оставался открытым в течение почти целого столетия. Различные школы спорили об этом. Это было очень горячей темой. Что же до необычного явления среди леммингов собираться в полчища, то оно обусловлено моментом, когда в период максимального роста их популяции, они вынуждены совершать миграции. Если на их пути встанет море, то приличная часть стаи не успеет заметить, как окажется там, так как зверьки смотрят лишь на хвосты друг друга и идут за ведущими. Поэтому если и ведущие увидят обрыв, то даже резко остановившись, не смогут остановить всю массу позади бегущих, которые просто столкнут их и начнут падать сами. Но это не значит, что вся стая поголовно будет топиться и упавшие в воду зверьки утонут. Они неплохо плавают и сумеют выбраться затем на берег, где снова соберутся в стаю и продолжат миграцию.

Учитель биологии и географии МАОУ СОШ №1 г. Заводоуковска

Янтыкова Елена Ринатовна

Конспект урока по теме: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных".

УМК: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014

Конспект урока по биологии: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных".

Цель урока: Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях;

Задачи:

Познавательная:

Познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды;

Показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции;

Сформировать умения проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составлять и озвучивать схемы (виды миграции).

Развивающая:

Совершенствование умений работы с различными источниками информации;

Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;

Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная:

Воспитывать познавательный интерес к предмету;

Формировать культуру общения, коммуникативные качества;

Формировать бережное отношение к природе;

Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Учащихся в классе: 26

Используемые учебники и методическая литература учителя:

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».- М.: Дрофа,2014. -304 с.: ил.; Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2013.-192 с.

Используемое оборудование: презентация: «Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных», атлас, карта животных и растений мира, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, учебник.

Ключевые биологические понятия урока: Ареал. Виды: эндемик, космополит, реликт. Миграции: возрастные, периодические, непериодические.

Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: География.

    Проверка домашнего задания . (Слайд №1)(Тест нескольким детям индивидуально)

Выберите правильные утверждения.

    Наука о древних вымерших организмах называется эмбриологией.

    Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.

    Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.

    Основоположником теории эволюции считается Ч. Дарвин.

    Все виды галапагосских вьюрков произошли от общего предка.

    Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды.

    Рудименты это органы, сходные по строению, происхождению, но имеющие разную форму и функцию.

    От количества растительноядных животных зависит количество хищников.

    Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.

    В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды.

(правильные ответы: 3, 4, 5, 8, 9, 10)

    Актуализация знаний: Изучая биологию в 7 классе, мы познакомились с огромным разнообразием животных. На планете существует более 2х млн. видов животных, и каждый из них имеет свои определенные признаки. Каким образом распространены они по планете? Почему мы не встретим белого медведя в пустыне Сахара? (Для существования вида нужны определенные условия). На слайде дан список различных видов животных. Пользуясь географическим атласом,вспомните на каких материках и в каких природных зонах они обитают, запишите эти сведения в тетрадь.(Слайд №2)

Посмотрите, животный мир континентов сильно различается, но есть виды, например белый медведь, которые встречаются на двух материках. В Австралии свой собственный животный мир, своя уникальная фауна, там почти нет плацентарных млекопитающих, но сохранились сумчатые и яйцекладущие. Как это можно объяснить? (Слайд №3)

(1. Первая причина - геологическая история материков. Сотни миллионов лет назад континентов не было и суша представляла собой монолитный массив – Пангею.200 млн. лет назад в триасовом периоде мезозойской эры единый супер материк раскололся на две части: Лавразию и Гондвану.

2. Вторая причина – изоляция. Изолированные на континентах животные развивались независимо от фаун других областей суши.

3. В-третьих, различные климатические условия. От полюсов к экватору увеличивается количество солнечной энергии и в зависимости от температурного режима формируются специфические группы животных и растений, приспособленные к этим условиям среды).

Эти факторы, действующие в течении многих миллионов лет привели к образованию больших территорий, характеризующихся своим, отличающимся от других мест, набором видов животных, или крупных зоогеографических областей.

Посмотрите на слайд, какие зоогеографические области выделяют? (Слайд №4) (Голарктическую, Неотропическую, Эфиопскую, Индо-Малайскую, Австралийскую, Антарктическую области). Поэтому и схож животный мир Европы и Северной Америки, а ранняя изоляция Австралии до появления плацентарных млекопитающих и её климат, позволили, там сохранится сумчатым и яйцекладущим животным до наших дней.

В естественной среде обитания каждый вид животных занимает строго определенную территорию.

Изу­ча­ет рас­про­стра­не­ние жи­вот­ных на зем­ном шаре и вы­яв­ля­ет общие за­ко­но­мер­но­сти этого рас­про­стра­не­ния наука зоогеография.(Слайд №5)

Зоо­гео­гра­фия не изу­ча­ет непо­сред­ствен­но жи­вот­ных, она изу­ча­ет фауны и аре­а­лы.

Размеры и формы ареалов могут быть различными, всё зависит от способности вида приспосабливаться к неблагоприятным условиям обитания, конкурировать за пищу, свет, места размножения и т.д.

Жи­вот­ным, на­хо­дя­щим­ся на раз­лич­ных эта­пах он­то­ге­не­за, необ­хо­ди­мо спе­ци­фи­че­ское усло­вие среды. На­при­мер, в пе­ри­од раз­мно­же­ния боль­шин­ству птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих тре­бу­ет­ся по­сто­ян­ная по­ло­жи­тель­ная тем­пе­ра­ту­ра, укром­ные места и от­сут­ствие хищ­ни­ков. Для под­рас­та­ю­ще­го мо­ло­до­го по­ко­ле­ния необ­хо­ди­мы дру­гие усло­вия. Для жи­вот­ных, ко­то­рые го­то­вят­ся к зи­мов­ке, нужны тре­тьи усло­вия. Немало важную роль в перемещениях животных играет человек. Вырубка лесов, осушение болот, распашка земель «заставляет» животных перемещаться в другие места обитания. Как называются такие перемещения? (Миграции).

Сформулируйте тему урока. Тема урока:"Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных". (Слайд №6) Формулируют задачи.Проверка на слайде. (Слайд №7)

    Изучение нового материала:

Ареал. (Слайд №8) Виды ареалов.

В есте­ствен­ной среде оби­та­ния каж­дый вид жи­вот­ных за­ни­ма­ет опре­де­лен­ную ак­ва­то­рию или тер­ри­то­рию, на­зы­ва­е­мую аре­а­лом. Раз­ме­ры и формы аре­а­лов могут быть раз­лич­ны­ми. Здесь все за­ви­сит от вы­нос­ли­во­сти и кон­ку­рент­ных воз­мож­но­стей дан­но­го вида. Аре­а­лы бы­ва­ют

сплош­ны­ми, пре­ры­ви­сты­ми и ре­лик­то­вы­ми. Сплош­ной ареал ха­рак­те­ри­зу­ет­ся непре­рыв­ным

рас­про­стра­не­ни­ем вида на всей гео­гра­фи­че­ской об­ла­сти. Есте­ствен­но, что внут­ри аре­а­ла особи все равно живут толь­ко в под­хо­дя­щих ме­сто­оби­та­ни­ях. Хо­ро­ши­м при­ме­ром сплош­ного аре­а­ла яв­ля­ет­ся об­ласть рас­про­стра­не­ния бе­ло­го мед­ве­дя за по­ляр­ным кру­гом. (Слайд №9) Разо­рван­ный ареал воз­ни­ка­ет вслед­ствие раз­об­ще­ния неко­гда сплош­но­го аре­а­ла на два или несколь­ко

изо­ли­ро­ван­ных участ­ка. При­ме­ром разо­рван­но­го аре­а­ла - гнез­до­ва­ние го­лу­бой со­ро­ки на

Даль­нем Во­сто­ке Рос­сии.(Слайд №10)

Часто пре­ры­ви­стые аре­а­лы об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те воз­ник­но­ве­ния пре­гра­ды внут­ри сплош­но­го аре­а­ла, или, на­о­бо­рот, когда в пе­ри­од рас­се­ле­ния жи­вот­ные пре­одо­ле­ва­ют пре­гра­ду и об­ра­зу­ют новую ко­ло­нию за пре­де­ла­ми ис­ход­но­го аре­а­ла. Ино­гда ареал раз­ры­ва­ет­ся из-за ги­бе­ли жи­вот­ных на про­ме­жу­точ­ных тер­ри­то­ри­ях.

Виды, яв­ля­ю­щи­е­ся остат­ка­ми круп­ных, почти пол­но­стью вы­мер­ших в про­шед­шие гео­ло­ги­че­ские эпохи так­со­нов, на­зы­ва­ют­ся жи­вы­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Живые ис­ко­па­е­мые, как пра­ви­ло, имеют очень неболь­шие аре­а­лы. Та­ко­ва, на­при­мер, гат­те­рия, оби­та­ю­щая толь­ко на несколь­ких ост­ро­вах возле Новой Зе­лан­дии. (Слайд №11)Виды жи­вот­ных, оби­та­ю­щих толь­ко в дан­ной гео­гра­фи­че­ской об­ла­сти и нигде более не встре­ча­ю­щих­ся, на­зы­ва­ют эн­де­мич­ны­ми ви­да­ми, или эн­де­ми­ка­ми дан­ной об­ла­сти.

Виды, со­хра­нив­ши­е­ся на дан­ной тер­ри­то­рии как остан­ки преж­ней фауны, на­зы­ва­ют­ся гео­гра­фи­че­ски­ми ре­лик­та­ми. Жиз­нен­ное про­стран­ство, за­ни­ма­е­мое каж­дым из них, на­зы­ва­ет­ся ре­лик­то­вым аре­а­лом. Ре­лик­то­вые аре­а­лы обыч­но имеют неболь­шую пло­щадь и часто со­сто­ят из несколь­ких изо­ли­ро­ван­ных ча­стей. Здесь в ка­че­стве при­ме­ра хорош ареал ре­лик­то­вых та­ра­ка­нов. (Слайд №12) Виды этого рода оби­та­ют в Рос­сии на Даль­нем Во­сто­ке, в Китае, Корее, США.

Ареал вида может быть и очень боль­шим. На­при­мер, таков ареал до­мо­во­го во­ро­бья, оби­та­ю­ще­го на всех кон­ти­нен­тах.(Слайд №13) (Космополиты)

В пре­де­лах аре­а­ла жи­вот­ные могут рас­се­лять­ся по-раз­но­му. Воз­мож­но, на­при­мер, рав­но­мер­ное рас­про­стра­не­ние осо­бей по всей тер­ри­то­рии.

Также воз­мож­но плот­ное за­пол­не­ние осо­бя­ми цен­тра аре­а­ла, а ближе к гра­ни­це их кон­цен­тра­ция может быть зна­чи­тель­но мень­ше.

    Первичное закрепление:

Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными?(Слайд №14)

    Изучение нового материала:

Границы ареала вида могут изменяться: расширяться, сужаться или оставаться неизменными. Прогнозирование изменений животного мира, исследование причин расширения или сокращения ареалов одна из важнейших задач зоогеографии.

Закономерности размещения животных. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника «Закономерности размещения животных».Задание: сформулировать основные «правила» размещения животных в пределах ареала, привести примеры.)

Давайте попробуем смоделировать процессы, происходящие в природе, для этого в центре класса образуйте круг, держась за руки. Вам предстоит изображать границы ареала. Я зачитаю условия, влияющие на площадь обитания животного. Если это условие способствует расширению ареала, то делаете шаг назад, если условие ведёт к сокращению ареала, идёте 1 шаг вперёд.

Усыхание водоёмов России для видов водоплавающих птиц

Вырубка леса для белок

Проникновение рыб на север из-за потепления климата

Массовое размножение вида животного

Отстрел поголовья амурского тигра человеком.

Строительство городов для большинства диких видов

Лесные пожары

Условия не изменяются, остаются стабильными

Возникновение географических преград: рек, гор, пустынь и т.п.

Вывод: на распространение видов влияют климатические, экологические,географические и очень сильно антропогенные факторы.

Что такое миграции?(Слайд №15) (Работа с текстом учебника, заполнение таблицы.Проверка в виде опроса учеников).

Виды миграции

Особенности

1.Возрастная

Поиск необходимых для особи определенного возраста условий существования

Оболочники

2. Периодическая = сезонная

Очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала

Дальневосточные лососевые рыбы, гренландский тюлень

3.Непериодическая =нерегулярная

Сопровождается выселением особей вида из ареала далеко за его пределы.

Бабочки, стрекозы, прямокрылые

Вывод:Миграции животных - закономерные передвижения животных, вызванные изменением условий существования в местах обитания или связанные с циклом их развития. Первые могут быть регулярными (сезонными, суточными) или нерегулярными. Миграции могут способствовать расселению животных далеко за пределы своего ареала, при этом вид может приспособиться к новым условиям или погибнуть.(Слайд №16)

    Закрепление: вопросы – 1 вопрос на выбор учащегося. (Слайд № 17)+ фронтальный опрос.

    Что такое ареал? Какие типы аре­а­лов вам из­вест­ны?

    Какие фак­то­ры вли­я­ют на фор­ми­ро­ва­ние и струк­ту­ру аре­а­ла?

    Опи­ши­те аре­а­лы из­вест­ных вам видов жи­вот­ных. Какие из них от­но­сят­ся к ре­лик­то­вым?

    Ка­ко­во зна­че­ние ми­гра­ции в жиз­нен­ном цикле рыб, реп­ти­лий, птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих?

    При­ве­ди­те при­ме­ры осед­лых жи­вот­ных и жи­вот­ных, ми­гри­ру­ю­щих на даль­ние рас­сто­я­ния.

    Дифференцированное домашнее задание: (Слайд № 18)

Возвращение к задачам урока (всё ли рассмотрели, усвоили и т.д.). (Слайд №19)

    Подведение итогов урока (Самооценка). (Слайд №20)