Так как экстремистская деятельность несет в себе большую опасность для государства и общества в целом то вполне естественно, что государство старается противодействовать и всячески пресекать данную деятельность.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления Из блога В. Д. Трофимова-Трофимова (члена Общественной палаты Санкт-Петербурга, глава комитета по межэтническим отношениям.) статья: «Экстремизм».

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

Законность;

Гласность;

Приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

Приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

Сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

Неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Ответственность за осуществление экстремистской деятельности несут также и должностные лица, государственные и муниципальные служащие. Так, высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи. Резолюция № 1344 Совета Европы от 2003 года ст.3.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ).

Объектом данного преступления выступает политическая система Российской Федерации, нормальное функционирование конституционных органов власти, ее законных представителей.

Объективную сторону образуют публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Понятие экстремизма дается в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», принятом Государственной Думой 27 июня 2002 г.

В соответствии с данным ФЗ экстремистская деятельность включает в себя:

  1. Деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц, направленную на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
  2. Пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  3. Публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
  4. Финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Публичность означает, что призывы носят открытый, доступный для понимания характер и обращены к широкому кругу людей. Арифметический подход в оценке признания (или непризнания) публичности неприемлем. В каждом конкретном случае вопрос решается с учетом всех обстоятельств дела: места, времени, обстановки содеянного.

Призывы — это такая форма воздействия на сознание, волю и поведение людей, когда путем непосредственного обращения к ним формируются побуждения к определенным действиям. В данном случае призывы субъекта имеют конкретную цель — объединить граждан, активизировать их волю и направить поведение в русло прямого осуществления экстремистской деятельности.

Призывы субъекта при этом носят общий характер, т.е. не обращены персонально к кому-либо, в них нет конкретного содержания о месте, времени и способе совершения экстремистской деятельности. Этим они отличаются от подстрекательства к конкретному преступлению либо деятельности организатора, например по объединению толпы к осуществлению массовых беспорядков.

С субъективной стороны анализируемое преступление характеризуется виной в форме умысла. Лицо осознает, что создает, руководит или участвует в организованной группе для совершения преступлений экстремистской направленности, и желает совершить действия, вытекающие из целей такой группы. Мотивы и цели совершения преступления могут быть различными и, не влияя на квалификацию, учитываются в процессе индивидуализации уголовного наказания.

Субъект преступления общий — физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Квалифицирующим признаком организации и участия в экстремистском сообществе закон признает использование субъектом своего служебного положения (ч. 3 ст. 282.1 УК РФ).

Примечание к ст. 282.1 УК РФ содержит поощрительную норму, на основании которой лицо, добровольно прекратившее участие в экстремистском сообществе, освобождается от , если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Организация деятельности экстремистской организации (282.2 УК РФ).

Основной объект преступного посягательства — незыблемость основ конституционного строя России, безопасность государства. Дополнительные объекты — интересы правосудия, а также гарантированные Конституцией права и свободы граждан.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской организацией признается общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным этим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Экстремистская организация, в отличие от экстремистского сообщества, это легально созданная в предусмотренных законом формах организация, которая уже в процессе своего функционирования выходит за рамки законной деятельности.

Экстремистские организации, предусмотренные ст. 282.2 УК РФ, могут быть коммерческими или некоммерческими, созданными в форме юридического лица или не являться .

Объективная сторона преступления характеризуется активными действиями по организации или участию в запрещенной судом экстремистской организации. Состав преступления формальный; оно окончено с момента выполнения виновным предусмотренных в ст. 282.2 УК РФ действий независимо от того, какие последствия может повлечь за собой функционирование организации.

Уголовная ответственность по ст. 282.2 УК РФ наступает только в случае продолжения деятельности организации после вступления в силу решения суда о ликвидации организации или запрете ее деятельности; продолжение деятельности после ее приостановления не может быть квалифицировано по ст. 282.2 УК РФ и влечет согласно ст. 20.2.1 КоАП РФ «Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности». Когда ликвидация организации или запрет ее деятельности были осуществлены судом либо в результате судебной ошибки, либо в результате преднамеренного вынесения неправосудного решения, с позиций принципа вины в уголовном праве организация деятельности или участие в деятельности такой организации не является преступлением.

С субъективной стороны анализируемое преступление характеризуется виной в форме умысла. организаторов и участников должны охватываться все обстоятельства совершения преступления: и экстремистский характер осуществляемой деятельности, и факт наличия вступившего в силу судебного решения о запрете деятельности или ликвидации организации.

Субъект организации деятельности экстремистской организации — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, причастное к деятельности этой организации. Если судебное решение о ликвидации или запрете деятельности организации не исполняется государственным служащим, служащим органа местного самоуправления или служащим государственного или муниципального учреждения, которые не являются членами запрещаемой организации, то их противодействие исполнению судебного решения квалифицируется по ст. 315 УК РФ.

Примечанием к ст. 282.2 УК РФ установлена специальная поощрительная норма, согласно которой лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности экстремистской организации, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного .

Экстремистская деятельность и Интернет: Видео

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» (принят в 2002 г., последняя редакция 2008 г.) определены правовые организационные основы противодействия экстремистской деятельности и установлена ответственность за её осуществление.

Согласно этому закону лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.

Приведём краткое содержание отдельных статей закона, определяющих ответственность за экстремистскую деятельность.

В статье 9 говорится об ответственности общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. В случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлёкшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующее общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена.

В статье 11 речь идёт об ответственности средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности. В Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.

В случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, повлёкшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена.

Статья 13 предупреждает об ответственности за распространение экстремистских материалов. Согласно этой статье на всей территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечёт за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

В статье 14 установлена ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности.

Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влекут за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.

А что же иностранные граждане, совершившие преступления на территории Российской Федерации? В статье 15 прямо указывается об ответственности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственносгь в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В статье 16 говорится о недопущении осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций.

При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также её своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до её проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации.

Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.

При проведении массовых акций не допускается привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.

В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за её проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечёт за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность её организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Выводы

  1. В Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
  2. В Российской Федерации запрещается распространение через средства массовой информации экстремистских материалов.
  3. На территории Российской Федерации запрещается любое распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
  4. За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Вопросы

  1. В каких случаях может быть запрещена деятельность общественных и религиозных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности?
  2. Какой вид ответственности предусмотрен за распространение через средства массовой информации экстремистских материалов?
  3. Какие виды ответственности предусмотрены для граждан Российской Федерации за осуществление экстремистской деятельности?
  4. Какие требования антиэкстремистского порядка предъявляются к организаторам массовых акций?

Задание

Используя изученный материал по вопросам экстремистской деятельности, подготовьте сообщение о том, может ли помочь решить возникшие в вашей жизни проблемы участие в экстремистской деятельности, обоснованно объясните своё мнение.

https://www.сайт/2018-08-22/kak_ustroeno_antiekstremistskoe_zakonodatelstvo_v_zapadnyh_stranah

Слова и действия - разные вещи

Как устроено антиэкстремистское законодательство в западных странах

Олег Харсеев/Коммерсантъ

Противники смягчения «антиэкстремистского» законодательства часто апеллируют к международному опыту, приводя примеры наказаний за «лайки» и посты в Европе и США. сайт разбирался, как устроено законодательство в этой сфере в странах Запада и в чем разница с нынешним российским подходом. Мы также поговорили с жителями нескольких стран и поинтересовались их оценками антиэкстремистского законодательства.

Сегодня пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил журналистам, что в Кремле внимательно изучат предложения по смягчению антиэкстремистских статей, а также статьи об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Такие поправки подготовил Совет при президенте по правам человека, также их готовят Общероссийский народный фронт и Генпрокуратура (сайт подробно рассказывал об этом).

В дискуссии о том, как должна быть устроена борьба с экстремизмом (и должна ли она вестись вообще) часто можно услышать отсылки к международному опыту. Действительно, публичные призывы к преступлениям экстремистской направленности во многих европейских странах признаются преступлением. Однако, как правило, они отделены от hate speech («язык вражды»), выражающим неприязнь к абстрактным группам и не связанным с конкретными действиями или последствиями. Более того, в большинстве европейских стран нельзя признать оскорбленной некую неопределенную группу лиц, есть лишь статьи об оскорблении конкретных людей.

Понятие «экстремизм» нужно уточнить

Что касается экстремизма и призывов к нему, то в законодательстве европейских стран есть четкая квалификация таких действий: они должны быть связаны с конкретным насилием, что сужает возможности для излишне широкого применения законодательства. В то же время в России заключение эксперта даже с непрофильным образованием нередко ложится в основу уголовного дела и обвинительного заключения, в результате чего люди получают реальные сроки лишения свободы. Так, к примеру, на этой неделе стало известно, что против жителя Санкт-Петербурга пытаются возбудить уголовное дело за политический анекдот, в котором подвергались сомнению российские выборы. Причем один из экспертов, писавших заключение о наличии в анекдоте экстремизма, имеет образование по специальности «научный коммунизм».

В 2013 году Европейская комиссия против расизма и нетерпимости обратилась к России с рекомендацией четко прописать в законодательстве критерии объявления тех или иных материалов экстремистскими, а также сузить само понятие экстремизма только до «серьезных случаев, связанных с ненавистью и насилием», как это принято в законодательстве стран Европы. Россия рекомендации проигнорировала.

Кроме того, существует позиция Европейского суда по правам человека, которая поддержана и Конституционным судом России: ограничение свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями. Иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина.

В США существует Первая поправка к Конституции. Суды США признают, что свобода слова может быть ограничена только в тех случаях, когда высказывания могут непосредственно привести к противозаконным действиям и когда никакие другие доступные и менее жесткие меры не могут быть эффективны.

В европейском законодательстве все разнообразнее.

Франция: по поводу власти можно говорить что угодно

Например, статья 431-6 УК Франции предусматривает санкции за прямое провоцирование вооруженного сборища, выраженное любым публичным образом. Данное деяние карается одним годом тюремного заключения и штрафом. При этом важно отметить, что в случае, если подстрекательство действует, наказание увеличивается до семи лет лишения свободы, а штраф многократно увеличивается.

Статьей R-624-3 УК Франции санкции предусмотрены за унижение достоинства человека по факту принадлежности его к какой-либо расе, нации, религии и т. п. Статья R 625-7 УК Франции налагает санкции за подстрекательство к дискриминации, выражению ненависти или применения насилия к такому лицу. Данные деяния караются штрафами и общественными работами, но не тюремными сроками, как в России.

Елена, гражданка Франции, живущая там 17 лет, отмечает, что понятия hate speech и экстремизма разделены.

«Разница с российской практикой правоприменения в том, что все обвинения должны быть доказаны на состязательном процессе в суде, в том числе то, что деяние совершено с преступным умыслом. Для того, чтобы разбираться с киберпреступлениями, есть специальные отделы в полиции, в жандармерии, и есть специальные судебные следователи, которые могут специализироваться исключительно в этой сфере. Также, к примеру, можно совершенно безнаказанно назвать бранным словом президента Макрона, потребовать отставки правительства, но, как только пользователь скажет что-то позитивное в адрес ИГИЛ, он попадает „на карандаш“. По поводу конкретной власти можно говорить что угодно, но нельзя требовать рушить ее институты — например призывать к убийству полицейских», — объясняет Елена.

Германия и Великобритания: важны последствия

В Уголовном кодексе ФРГ предусматривается наказание на срок до пяти лет лишения свободы и денежный штраф за оскорбление вероисповедания граждан и религиозных обществ, подстрекательство к разжиганию ненависти против «определенной части населения», а также за воспрепятствование отправлению религиозных обрядов, если такие действия вызывают нарушение общественного порядка (ст. 130, 166, 167). То есть в Германии ответственность напрямую связана с наличием или отсутствием последствий каких-либо призывов.

Также следует отметить, что ст. 111 УК ФРГ определяет, что всякий, кто призывает к противоправному деянию, несет ответственность и за само деяние, если оно наступило.

Юлия Фукельман, живущая в Германии, говорит, что там проблема поиска грани между свободой слова и экстремизмом — это вотчина Конституционного суда, а вот лайки и репосты правоохранительные органы, насколько она видит из сообщений в СМИ, не отслеживают. Каждый экстремистский материал оценивается отдельно, говорит Юлия.

Статьи 18 и 19 Акта об Общественном порядке Великобритании предусматривают уголовную ответственность в виде семи лет лишения свободы за угрожающие, обидные или оскорбительные высказывания или действия, которые либо сознательно направлены на разжигание расовой ненависти, либо могут привести к возбуждению такой ненависти.

Как и в случае с Германией, в Великобритании обращают внимание на то, был ли у автора поста прямой умысел на возбуждение ненависти, то есть был ли пост подстрекательством, а также на последствия, которые наступили после публикации.

Польша: нужно доказать конкретное оскорбление

В религиозной Польше посадить человека за слова в интернете не так просто: придется доказывать факт конкретного оскорбления, а также умысел.

Игорь Исаев, живущий в Польше, говорит, что даже если один человек написал в соцсетях оскорбительный пост против другого и уже доказано, что запись была сделана с конкретного компьютера, не факт, что прокуратура выдвинет обвинение, потому что в польском законодательстве в этой сфере важнее не факт преступления, а сопровождавшее его намерение и убеждения. Доказать же эти два обстоятельства довольно трудно. Более того, даже если факт оскорбления доказан, то хейтер имеет большой шанс избежать наказания, если он раскаивается и обещает больше не повторять hate speech.

Если говорить не о персональных оскорблениях, а о более широких материях, то и тут, по словам Игоря, все сложно.

«В польском законодательстве есть интересные статьи. Например, нельзя оскорблять республику Польша и польский народ, есть и статья о запрете оскорбления религиозных чувств. Но, чтобы попасть под эти статьи, надо или оскорбить кого-то конкретно, или же, наоборот, подчеркнуть, что имеешь умысел оскорбить всех. К примеру, если написать пост и объявить тотально весь польский народ антисемитами — это статья, как и если объявить всех ксендзов — растлителями малолетних. Некоторое время назад на меня самого пытались подать в суд за оскорбление верующих. Когда я был на Кубе, я сфотографировался на фоне православной церкви, показывая неприличный жест. Прокуратура отклонила иск против меня, потому что, во-первых, я оскорблял церковь исключительно как политический институт, во-вторых, даже если бы я оскорблял ее как религиозный институт, то, по польскому праву, я мог бы нанести такое оскорбление лишь, например, непосредственно во время литургии и в присутствии молящихся людей. А вот действия в интернете прокуратурой толкуются скорее в сторону проявления свободы слова, так как отсутствует стремление оскорбить прямо на месте конкретных людей, кроме того, надо обязательно доказать намерение это сделать», — говорит Исаев.

В России не видят разницы между оценкой и призывом к действию

Глава Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов также сравнивает «антиэкстремистское» законодательство России и стран Европы. Он приходит к выводу, что в России сложилась ситуация, когда выражение мнения в глазах следователя неотличимо от выражения отношения к ситуации (есть даже случаи «судов за дизлайки», когда «критическая» перепечатка тоже становится поводом для открытия дела). Мнение и отношение неотличимы от призыва к действию, а призыв к действия неотличим от самого действия.

«Это как если бы при ссоре двух базарных торговок участниц бы судили за попытку убийства после слов „Чтоб ты сдохла“ и за оскорбления чувств верующих за „Чтобы тебя черти унесли“. Это противоречит тому, что принято в цивилизованных странах. В областях латинского права за слова сами по себе — мнения и призывы — быть как следует наказанным нельзя. Понятие „экстремизм“ если и существует, то только как совокупность конкретных действий. В Бразилии есть движение „Уничтожить республику!“, в Испании, Франции, Италии были и существуют партии, которые регулярно призывают изменить государственное устройство или даже уничтожить свои страны. По телевидению показывают немыслимые по нашим меркам злые пародии на короля, политических лидеров, католическую церковь, интернет этим полон. Ответственность наступает, только когда и если ты переходишь от слов к делу», — отмечает Кузнецов.

К чему привела борьба с экстремизмом в России. Подкаст о свободе и страхе

В качестве примера он приводит законодательство Испании, где «профилем» антиэкстремистского законодательства являются не статьи по борьбе с абстрактным «экстремизмом», а статьи против конкретного «мятежа». То есть, по словам Кузнецова, законодательство в Испании отрегулировано так, что можно всю свою жизнь призывать уничтожить Испанию, избираться в парламент Испании с этой повесткой, призывать уничтожить Испанию с парламентской трибуны, но в тюрьму тебя сажают только после того, как ты начинаешь конкретно предпринимать шаги по уничтожению Испании — например, формируешь альтернативное правительство и объявляешь себя субъектом международного права.

«В частных случаях ответственность наступает за „оскорбление“, при этом оскорбление частного лица должно быть предельно понятным и безусловным. Это заставляет, например, местных феминисток требовать отдельной криминализации традиционных в латинских странах „piropos“ — словесных приставаний к незнакомым женщинам на грани фола, а иногда и за этой гранью. И поэтому же отдельно вводят статьи за отрицание геноцида армян или Холокоста. Потому что в противном случае выступать с антисемитских и антиармянских позиций можно было бы совершенно безопасно. Призывы и мнения — это не действия», — подчеркивает эксперт.