Все природные зоны давно освоены человеком. Он активно ведет хозяйственную деятельность, тем самым изменяя характеристики природных зон. Как различается хозяйственная деятельность человека в природных зонах?

Полярные пустыни

Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Имеется здесь лишь рыбная ловля.

В прибрежных районах обитают песцы, чей мех очень ценится в мире. На песцов ведется активная охота, что может привести к вымиранию этого вида.

Рис. 1. Наиболее непригодная для ведения хозяйства природная зона – Арктическая пустыня

Тундра и лесотундра

Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек?

Почва этих районов богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь распространён растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют процветать различным видам хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, деревообрабатывающей промышленностью. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Рис. 2. В мире происходит активная вырубка лесов

Лесостепи и степи

Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего процветает земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к искажению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Полупустыни и пустыни

Здесь не самые благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Климат жаркий и сухой. Почва пустынная, не плодородная. Основной вид хозяйственной деятельности в пустынях – животноводство. Население здесь разводит овец, баранов, лошадей. Необходимость пасти животных приводит к окончательному исчезновению растительности.

Рис. 3. Животноводство в пустыне

Субтропики и тропики

Этот регион наиболее сильно подвергся изменениям вследствие человеческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно здесь зарождались цивилизации и использование этих местностей происходит уже очень давно.

Субтропические и тропические леса практически вырублены, а территории заняты сельскохозяйственными посадками. Огромные участки занимают плодовые деревья.

Что мы узнали?

Человек занимается хозяйственной деятельностью практически во всех природных зонах мира. Это ведет к их значительному видоизменению, что, в конечном итоге, может привести к исчезновению некоторых видов животных и растений.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 362.

ODiplom // ГМУ // 01.04.2014

Влияние природных условий и природных ресурсов на территориальную организацию общества.

Природные факторы играли и продолжают играть важнейшую роль в жизни и развитии человеческого общества.

В понятие «природные факторы» обычно включают следующие категории: природные условия, природные ресурсы, устойчивость ландшафтов и экологическую ситуацию, которые мы будем рассматривать далее преимущественно с позиций науки об управлении.

Под природными условиями понимается совокупность важнейших естественных характеристик территории, отражающих основные особенности компонентов природной среды или местных природных феноменов.

Природные условия непосредственно влияют на жизнь и хозяйственную деятельность населения. От них зависят: расселение населения, развитие и размещение производительных сил, их специализация. Они определяют себестоимость а, следовательно, и конкурентоспособность производимой продукции, что особенно важно для стран со значительным распространением экстремальных природных особенностей, к числу которых относится и Россия.

В числе компонентов природной среды в качестве характеристик природных условий рассматриваются, как правило, климат, геологическая среда, поверхностные и подземные воды, почвы, биота, а также ландшафты.

Дополнительной, но весьма важной характеристикой природных условий является распространенность местных естественных феноменов– неблагоприятных и опасных явлений природы, к числу которых относятся стихийные природные бедствия и природные очаги инфекций.

Климатические особенности территории проявляются, прежде всего, в соотношении тепла и влаги.

Количество тепла, необходимое для полного завершения вегетационного цикла (периода роста), называется биологической суммой температур. Термические ресурсы определяют энергию роста растений.

Являясь крупнейшей в мире страной по территории (около 17 млн. кв. км), Россия характеризуется значительным разнообразием климатических условий. Вместе с тем следует подчеркнуть, что Россия в целом – самая северная и самая холодная страна в мире, что сказывается на ее хозяйстве, экономике, многих сторонах жизни населения и политике. Следствием климатических условий является многолетняя мерзлота, которая занимает площадь, равную почти 10 млн. кв. км.

Специфику многолетней мерзлоты необходимо учитывать при создании инженерных сооружений: трубопроводов, мостов, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов.

Увлажнение проявляется, прежде всего, в форме атмосферных осадков, является вторым важнейшим климатическим фактором. Она необходима для всего периода жизни растений. Недостаток влаги приводит к резкому снижению урожайности. Для выявления условий увлажнения той или иной территории оперируют показателями количества осадков и величины возможного испарения. В России преобладают территории с избыточным увлажнением, т.е. превышением количества осадков над испарением.

Важнейшими факторами формирования природной специфики региона являются рельеф и геологическое строение. Оказывая влияние на все компоненты природной среды, рельеф способствует появлению различий в ландшафтах и в то же время сам испытывает воздействие природной зональности и высотной поясности. Инженерно-геологические условия местности отражают состав, строение и динамику верхних горизонтов земной коры в связи с хозяйственной (инженерной) деятельностью человека. На основании инженерно-геологических исс ледовани й определяют наиболее благоприятные места для размещения разного рода хозяйственных объектов, проводят расчеты устойчивости горных пород при строительных работах, переработки берегов после заполнения водохранилищ, устойчивости плотин, определяют требования к возведению сооружений в условиях многолетней мерзлоты, избыточного увлажнения поверхности в сейсмических, закарстованных, оползневых районах и т.п. Учет горно-геологических условий жизненно важен во всех сферах хозяйственной деятельности, но особенно в градостроительстве, транспортном и гидротехническом строительстве.

Для сельского хозяйства и ряда других сфер экономики важнейшее значение имеют почвенные условия. Почва – это особое природное тело, формирующееся в результате преобразования поверхностного слоя земной коры под воздействием воды, воздуха и биоты и сочетающее в себе свойства живой и неживой природы. Ценностные свойства почвы отражаются в ее плодородии – способности обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами и влагой и создавать условия для получения урожая.

Под биотой в естественных науках понимают исторически сложившуюся совокупность живых организмов, обитающих на какой-либо крупной территории, т.е. фауну и флору этой территории. В характеристику природных условий местности входит также оценка растительности и животного мира.

В России к основным типам растительности относят тундровую, лесную, луговую и степную. Среди различных типов растительности особое место принадлежит леса. Высока их экологическая и хозяйственная ценность, а также уникальная средообразующая роль на планете.

Природные условия влияют практически на все стороны повседневной жизни населения, особенности его труда, отдыха и быта, здоровье людей и возможности их адаптации к новым, непривычным условиям. Суммарная оценка природных условий определяется уровнем их комфортности для человека. Для его измерения используется до 30 параметров (продолжительность климатических периодов, контрастность температур, влажность климата, ветровой режим, наличие природных очагов инфекционных заболеваний и пр.)

По уровню комфортности выделяют:

1. экстремальные территории (полярные регионы, высокогорные районы высоких широт и т.п.);

2. дискомфортные территории – районы с суровыми естественными условиями, малопригодные для жизни некоренного, неадаптированного населения; подразделяются на холодные гумидные (арктические пустыни, тундра), аридные территории (пустыни и полупустыни), а также на горные районы;

3. гиперкомфортные территории Щ районы с ограниченно благоприятными природными условиями для переселенческого населения; подразделяются на бореальные (леса умеренного пояса) и семиаридные (степи умеренного пояса);

4. прекомфортные территории – районы с незначительными отклонениями от естественного оптимума для формирования постоянного населения;

5. комфортные территории – районы с практически идеальными условиями внешней среды для жизнедеятельности населения; характерны для южной части умеренного пояса, в России представлены незначительными по площади ареалами.

Первостепенное значение природные условия имеют для тех отраслей народного хозяйства, которые функционируют под открытым небом. Это сельское, лесное и водное хозяйство. В огромной зависимости от природных условий находятся практически все виды строительства. Естественные параметры территории оказывают существенное влияние и на организацию городского коммунального хозяйства.

На севере и в других регионах с экстремальными природными условиями возникает потребность в создании специальных технических средств, приспособленных к этим условиям, например с повышенным запасом прочности.

Специфической формой природных условий выступают внутренне присущие тем или иным местностям неблагоприятные и опасные явления природы (НОЯ) или стихийные бедствия

К наиболее распространенным и в то же время опасным для человека стихийным бедствиям относят землетрясения, наводнения, цунами, ураганы и бури, смерчи, тайфуны, обвалы, оползни, сели, лавины, лесные и торфяные пожары. Характерными примерами неблагоприятных явлений природы являются засухи, заморозки, сильные морозы, грозы, сильные или длительные дожди, град и некоторые другие.

Жизненно необходимая во многих случаях защита от НОЯ неизбежно приводит к существенному удорожанию строительства и содержания городов и коммуникаций; технологий, адаптированных к повышенным нагрузкам или способных к предотвращению опасных воздействий.

Природные ресурсы представлены теми элементами природной среды, которые могут быть использованы в процессе материального производства на данном этапе развития общества. Они используются для получения промышленного и продовольственного сырья, производства электроэнергии и т. д.

Как основа любого производства они подразделяются на:

1. ресурсы недр (к ним относят все виды минерального сырья и топлива);

2. биологические, земельные и водные ресурсы;

3. ресурсы Мирового океана;

4. рекреационные ресурсы.

По признаку исчерпаемости природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Исчерпаемые ресурсы подразделяются на невозобновляемые и возобновляемые. Неисчерпаемые природные ресурсы включают ресурсы водные, климатические и космические, ресурсы Мирового океана.

Минерально-сырьевые ресурсы остаются незаменимой основой развития любого общества. По характеру промышленно-отраслевого использования они подразделяются на три крупные группы:

— топливные или горючие – жидкое топливо (нефть), газообразное (пригодный газ), твердое (угли, горючие сланцы, торф), ядерное топливо (уран и торий). Это основные источники энергии для большинства видов транспорта, тепловых и атомных электростанций, доменных печей. Все они, кроме ядерного топлива, используются в химической промышленности;

— металлорудные – руды черных, цветных, редких, благородных металлов, редкие и редкоземельные металлы. Составляют основу развития современного машиностроения;

— неметаллические – горно-химическое сырье (асбест, графит,

— слюда, тальк), строительное сырье (глины, пески, известняки),

— агрохимическое сырье (сера, соли, фосфориты, и апатиты) и т.д.

Экономико-географическая оценка минеральных ресурсов представляет собой сложное понятие и включает три рода оценок.

Она включает в себя: количественную оценку отдельных ресурсов (например, уголь в тоннах, газ, древесина в кубометрах и т.п.), ее величина растет по мере увеличения разведанности ресурса и сокращается j по мере его эксплуатации; технологическую, техническую, (выявляется пригодность ресурсов для хозяйственных целей, их состояние и изученность, степень разведанности и доступности) и стоимостную (в денежном выражении).

Общая стоимость разведанного и оцененного минерального сырья составляет 28,6(или30,0) трлн долл. США, из которых треть -это газ (32,2%), 23,3 – уголь, 15,7 – нефть, а прогнозный потенциал – в 140,2 трлн долл. США (структура: 79,5% – твердое топливо, 6,9 -газ, 6,5 -нефть).

Природно-ресурсный потенциал России размещается неравномерно по территории. Основные и наиболее перспективные источники природных богатств расположены преимущественно на Востоке и Севере страны и удалены от освоенных районов на весьма значительные расстояния. На долю восточных районов приходится 90% запасов всех топливных ресурсов, более 80% гидроэнергетических, высокий удельный вес запасов руд цветных и редких металлов.

Природа оказывает огромное влияние на хозяйственную деятельность человека. Климатические особенности, рельеф, внутренние воды, многолетняя мерзлота, почвы в значительной мере предопределяют специализацию сельского хозяйства. Природные условия влияют на развитие многих отраслей промышленности (добывающей, лесной, гидроэнергетики и др.).

Хозяйственная деятельность человека

Для нетрадиционных видов энергетики - ветровой, приливной, геотермальной, солнечной, природный фактор вообще является определяющим. Природная специфика территории влияет на особенности строительства, на развитие транспорта и курортного хозяйства.

Для доказательства этого приведём в качестве примера виды сельскохозяйственной деятельности человека в зоне тундры и степей.

В зоне тундры, расположенной в субарктическом климатическом поясе, где средняя июльская температура едва достигает + 8°С и всю территорию покрывает многолетняя мерзлота с обилием болот и абсолютно неплодородными переувлажнёнными и промёрзшими тундрово.-глеевыми почвами, растениеводство в открытом грунте невозможно.

Важнейшими отраслями специализации сельского хозяйства здесь являются традиционные занятия жителей Крайнего Севера - оленеводство, охота и рыболовство.

В зоне степей, располагающихся в южных районах умеренного климатического пояса, где средние июльские температуры составляют + 22°С, с недостаточным увлажнением, плодороднейшими чернозёмными почвами, растениеводство становится ведущей отраслью специализации сельского хозяйства.

Сельское хозяйство здесь является развитой и многоотраслевой формой деятельности. В степной зоне выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник, эфирно-масличные культуры, развито овощеводство, бахчеводство, садоводство и отчасти виноградарство.

Среди отраслей животноводства здесь получили развитие молочно-мясное и мясо-молочное скотоводство, коневодство, свиноводство, овцеводство и птицеводство.

Природа оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека.

Докажите это, сравнив виды хозяйственной деятельности в разных природных зонах. Для каких видов хозяйственной деятельности особенно велико значение природных условий? википедия
Поиск по сайту:

С появлением и совершенствованием человека эволюционные процессы биосферы претерпели существенное изменение. На заре своего появления человек оказывал преимущественно локальное воздействие на окружающую среду. Это выражалось, прежде всего, в удовлетворении минимальных потребностей в еде и жилище.

Древние охотники при уменьшении численности промысловых животных переходили охотиться на другие места. Древние земледельцы и скотоводы, если почва истощалась или кормов становилось меньше, осваивали новые земли. Численность населения планеты при этом была небольшой. Практически полностью отсутствовало какое-либо промышленное производство. Незначительное количество образовывавшихся в то время отходов и загрязнений как результата деятельности человека опасности не представляло.

Все могло быть утилизировано за счет деструктивной функции живого вещества.

Рост населения планеты, успешное развитие животноводства, земледелия и научно-технический прогресс определили дальнейшее развитие человечества.

Сейчас на Земле проживает более 7 млрд человек, к 2030 г.

это число вырастет до 10 млрд, а к 2050 г. - до 12,5 млрд человек. Обеспечение населения Земли продовольствием и энергетическими ресурсами уже сейчас является острой проблемой. Сегодня в странах, где существует постоянная нехватка продовольствия, проживает около 70 % населения планеты. Катастрофически быстро сокращаются невозобновляемые природные ресурсы.

Например, по прогнозам ученых, человечество в течение ближайших 200 лет израсходует все запасы металлов.

Хозяйственная деятельность человека на современном этапе все чаще демонстрирует отрицательные примеры воздействия на биосферу. К ним относятся: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, опустынивание земель, почвенная эрозия. Также нарушаются природные сообщества, вырубаются леса, исчезают редкие виды растений и животных.

Загрязнение окружающей среды

Загрязнение окружающей среды - поступление в среду новых, нехарактерных для нее твердых, жидких и газообразных веществ либо превышение их естественного уровня в окружающей среде, которое оказывает негативное влияние на биосферу.

Загрязнение атмосферы

Чистый воздух необходим для жизни всех живых организмов.

Во многих странах проблема сохранения его чистоты относится к государственным приоритетам. Главная причина загрязнения атмосферы состоит в сжигании органического топлива. Безусловно, ему по-прежнему принадлежит ведущая роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики. На сегодняшний день растительность планеты уже не в состоянии полностью ассимилировать продукты сгорания жидкого и твердого топлива.

Оксиды углерода (СО и СО2), поступающие в атмосферу в результате сгорания топлива, являются причиной возникновения парникового эффекта.

Оксиды серы (SO2 и SO3), образующиеся в результате сгорания топлива, содержащего серу, взаимодействуют в атмосфере с водяными парами. Конечными продуктами такой реакции являются растворы сернистой (H2SO3) и серной (H2SO4) кислот.

Данные кислоты выпадают на поверхность земли с осадками, вызывают подкисление почвы, приводят к заболеваниям человека. В наибольшей степени от кислотных осадков страдают лесные экосистемы, особенно хвойные. У них происходит разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцевых зерен, засыхание и опадение хвои.

Оксиды азота (NO и NO2), подвергаясь действию ультрафиолетовых лучей, участвуют в формировании в атмосфере свободных радикалов.

Оксиды азота приводят к развитию у человека и животных целого ряда патологических состояний. Данные газы, например, раздражают дыхательные пути, вызывают отек легких и др.

Соединения хлора вносят значительный вклад в разрушение озонового слоя планеты.

Например, один свободный радикал хлора может разрушить до 100 тыс. молекул озона, что является причиной возникновения озоновых дыр в атмосфере.

Причинами радиоактивного загрязнения атмосферы являются аварии на атомных электростанциях (к примеру, на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г.).

Вклад в этот процесс также вносят испытания ядерного оружия и неправильная утилизация отходов атомной энергетики. Попавшие в атмосферу радиоактивные частицы рассеиваются на большие расстояния, загрязняя почву, воздух, водоемы.

В качестве источника загрязнения атмосферы следует упомянуть и транспорт. Выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания содержат целый спектр загрязнений.

Среди них оксиды углерода и азота, сажа, а также тяжелые металлы и соединения, обладающие канцерогенным действием.

Загрязнение гидросферы

Дефицит пресной воды - глобальная экологическая проблема. Наряду с расходованием и нехваткой воды вызывает обеспокоенность растущее загрязнение гидросферы.

Основной причиной загрязнения водной среды является прямой сброс в водные экосистемы отходов промышленности и коммунальных сточных вод.

В данном случае с химическими веществами в водную среду поступают и биологические загрязнения (например, болезнетворные бактерии).

Когда сбрасываются подогретые сточные воды, происходит физическое (тепловое) загрязнение гидросферы. Такие сбросы снижают количество кислорода в воде, увеличивают токсичность примесей и часто приводят к заморам (гибели водных организмов).

Загрязнение почвы

В связи с хозяйственной деятельностью человека в почву попадают химические вещества, нарушающие почвообразовательные процессы и снижающие плодородие.

Загрязнение почв происходит при чрезмерном применении в сельском хозяйстве минеральных удобрений и пестицидов. Вместе с органическими удобрениями (навозом) в почву могут проникать биологические загрязнители.

Какая хозяйственная деятельность человека изменила облик степей

Истощение природных ресурсов

Природные ресурсы - средства существования людей, которые не создаются их трудом, а находятся в природе.

Основная проблема их современного состояния - сокращение количества исчерпаемых и ухудшение качества неисчерпаемых природных ресурсов. Особенно это касается животных и растительных ресурсов.

Разрушение местообитаний, загрязнение окружающей среды, чрезмерное использование природных ресурсов, браконьерство существенно сокращают видовое разнообразие растений и животных.

За время существования человечества вырублено и уничтожено около 70 % лесных угодий. Это стало причиной вымирания видов растений, обитавших в травянистых и кустарничковых ярусах. Они не смогли существовать в условиях прямого солнечного излучения.

Вследствие вырубки лесов изменился и животный мир. Виды животных, имевшие тесные связи с древесными ярусами, либо исчезли, либо мигрировали в другие места.

Считается, что с 1600 г. в результате деятельности человека с лица Земли полностью исчезли около 250 видов животных и 1000 видов растений. Под угрозой уничтожения в настоящее время находятся около 1000 видов животных и 25 000 видов растений.

Животные и растительные ресурсы способны к постоянному восстановлению.

Если скорость их использования не превышает темпы естественного возобновления, то эти ресурсы могут существовать очень долго.

Однако скорость их возобновления различна. Популяции животных могут восстановить свою численность за несколько лет. Леса вырастают за несколько десятков лет. А почвы, утратившие плодородие, восстанавливают его очень медленно - в течение нескольких тысячелетий.

Очень важной ресурсной проблемой планеты является сохранение качества пресной воды.

Как известно, общие запасы воды на планете неисчерпаемы. Однако на долю пресных вод приходится лишь около 3 % всей гидросферы. Причем только 1 % пресной воды пригоден для непосредственного употребления человеком без предварительной очистки. Примерно 1 млрд людей на Земле не имеют постоянного доступа к пресной питьевой воде. Поэтому человечество должно рассматривать пресную воду как исчерпаемый природный ресурс. Проблема пресной воды с каждым годом обостряется в связи с обмелением рек и озер в результате мелиоративных мероприятий.

Возрастает расход воды на нужды сельского хозяйства и промышленности, водоемы загрязняются производственными и бытовыми отходами.

Нехватка пресной воды и ее плохое качество сказываются и на здоровье людей.

Известно, что наиболее опасные инфекционные заболевания (холера, дизентерия и др.) возникают в местах, где затруднен доступ к чистой воде.

Опустынивание

Опустынивание - совокупность процессов, которые приводят к утрате природным сообществом сплошного растительного покрова с невозможностью его восстановления без участия человека.

Причинами опустынивания являются преимущественно антропогенные факторы. Это вырубка лесов, нерациональное ис пользование водных ресурсов при орошении земель и др. Например, чрезмерная вырубка древесной горной растительности становится причиной стихийных бедствий - селей, оползней, снежных лавин.

Приводить к опустыниванию может и чрезмерная нагрузка на пастбища при увеличении масштабов животноводства. Растительный покров, выедаемый животными, не успевает восстанавливаться, и
почва подвергается различным видам эрозии.

Эрозия почвы - разрушение плодородного слоя почвы под действием ветра и воды.

Эрозия почв происходит из-за массового включения человеком в активное землепользование все новых и новых земель.

В наибольшей степени опустынивание характерно для районов с засушливым климатом (пустыни, полупустыни) - стран Африки и Азии (особенно Китая).

Сегодня данная проблема носит межнациональный характер.

Поэтому ООН была принята Международная конвенция по борьбе с опустыниванием, которую подписали почти 200 государств.

Основными последствиями хозяйственной деятельности человека стали загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и опустынивание земель.

Предотвращение губительного влияния антропогенного фактора на биосферу является сегодня важной общечеловеческой проблемой, в решении которой должен участвовать каждый житель Земли.

Степь - равнина в умеренных и субтропических зонах, поросшая травянистой растительностью.

Степи играют большую роль в жизни природы России. Они находятся на юге страны, в частности, у Чёрного моря и Кавказа, а также в долине Оби и в Забайкалье.

Почва - чернозем, лежащий чаще всего на толще лессовидных глин со значительным содержанием извести.

Этот чернозем в северной полосе степи достигает наибольшей мощности и тучности, так как содержит иногда до 16 % гумуса. К югу чернозем беднеет гумусом, делается светлее и переходит в каштановые почвы, а затем совершенно сходит на нет.

Климат степи

В районах степей климат умеренно-континентальный, зима - холодная, солнечная и снежная, а лето - жаркое и сухое. Средняя температура января - −19 °C, июля - +19 °C, с типичными отклонениями до −35 °C и +35 °C. Климат степей также отличается большой продолжительностью безморозного периода, большими среднегодовыми и среднемесячными температурами.

Деятельность человека в степях

Осадков здесь выпадает мало - от 300 до 450 мм.

Растительный мир

Растительность состоит главным образом из злаков, растущих маленькими пучками, между которыми видна голая почва. Более всего распространены различные виды ковыля, особенно ковыль перистый с шелковистыми белыми перистыми остями. Он нередко покрывает сплошь большие пространства. На очень тучных степях развиваются виды ковыля, отличающиеся гораздо большими размерами.

На сухих же бесплодных степях растёт более мелкий ковыль. После ковыля самую важную роль играют различные виды рода Тонконог (Koeleria ). Они встречаются всюду в степи, но особенную роль играют к востоку от Уральских гор, некоторые виды представляют собой прекрасный корм для овец.

Запас растительной массы в степях значительно меньше, чем в зоне лесов.

См. также: Степные растения

Животный мир

Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям, животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни.

Так же, как и в пустыне, степь характеризуется высокой засушливостью, лишь немногим меньше, чем в пустыне. Животные активны летом, преимущественно ночью. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остается влага после зимы. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу; из грызунов - строящие сложные норы (суслики, сурки, слепыши) и прыгающие виды (тушканчики).

Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны для степи степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонок. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.

Почвы

Климат степей отличается большой сухостью, поэтому земли степей страдают от недостатка влаги. В связи с плодородием земли здесь находится много пашней и мест для выпаса скота, поэтому степи страдают.

Почва в степи - чернозём, лежащий чаще всего на толще лёссовидных глин, со значительным содержанием извести. Этот чернозём в северной полосе степи достигает наибольшей мощности и тучности, так как содержит иногда до 16 % гумуса. К югу чернозёма становится меньше, он делается светлее и переходит в каштановые почвы, а затем совершенно сходит на нет.

Хозяйственная деятельность

Хозяйственная деятельность человека в степной зоне ограничена природными условиями.

Распространено скотоводство и земледелие . В основном выращивают злаковые, овощи, бахчевые культуры. Но, зачастую, требуется орошение.

Разводят крупнорогатый скот мясомолочных пород , овец и лошадей . Селения распространены вдоль водоемов - рек или искусственных прудов.

Степь - отличная местность для занятия сельским хозяйством, как для растениеводства, выращивания таких культур как пшеница, кукуруза, подсолнечник, так и для пастбищного животноводства, благодаря наличию трав.

В степных районах традиционно развита сельскохозяйственная деятельность.

Роль в литературе

Очень ярко и живописно описал степь в своей повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь:

Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.

Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый, Бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.

Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере.

Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем! Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Хомутовская степь.

Табун лошадей пасётся в условиях воли

CC© wikiredia.ru

Хозяйственное использование зоны степей

Степная зона вместе с лесостепью – главная житница страны, область возделывания пшеницы, кукурузы, подсолнечника, проса, бахчевых культур, а на западе – промышленного садоводства и виноградарства.

Земледелие в степной зоне сочетается с развитым животноводством (крупный рогатый скот, коневодство, овцеводство и птицеводство). На западе зоны освоение земель под пашню можно считать законченным: распаханность территории достигла здесь 70-80%. В Казахстане и Сибири процент распаханности намного ниже. И хотя здесь еще не все земельные фонды, пригодные для распашки, исчерпаны, процент распаханности казахских и сибирских степей останется и дальше более низким по сравнению с европейскими степями вследствие повышенной засоленности и каменистости почв.

Резервы пахотных земель в степной зоне незначительны.

В северной, черноземной подзоне они составляют около 1,5 млн. га (освоение солонцеватых черноземов, лугово-черноземных и пойменных почв). В южной подзоне возможна распашка 4-6 млн. га солонцеватых каштановых почв, но для этого потребуется проведение сложных противосолонцовых мероприятий, а для получения устойчивых урожаев – орошение.

В степной зоне более остро, чем в лесостепи, стоит проблема борьбы с засухами и ветровой эрозией почв. По этой причине особое значение здесь приобретают снегозадержание, полезащитное лесоразведение, искусственное орошение.

Богатые почвенно-климатические ресурсы зоны дополняются разнообразными полезными ископаемыми.

В числе их месторождения железных руд (Кривой Рог, Соколовско-Сарбайское, Лисаковское, Аятское, Экибастуз), марганца (Никополь), каменного угля (Караганда), природного газа (Ставрополь, Оренбург), хромитов (Мугоджары), каменной соли (Соль-Илецк), фосфоритов (Актюбинск).

Располагаясь на территории одной из наиболее освоенных человеком природных зон, многие месторождения полезных ископаемых достаточно хорошо изучены и широко разрабатываются, способствуя промышленному развитию степных районов СССР.

Литература.

Хозяйственная деятельность людей в условиях степи. Помогите!

Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР / Ф.Н. Мильков. — М. : Мысль, 1977. – 296 с.

Еще статьи о степи

Типы степей. Горные (криоксерофильные) Горные (криоксерофильные) Луговые или разнотравные (мезоксерофильные) Луговые или разнотравные (мезоксерофильные) Настоящие (ксерофильные) Настоящие (ксерофильные) Сазовые (галоксерофильные) Сазовые (галоксерофильные) Пустынные (суперксерофильные) Пустынные (суперксерофильные)




















СтепьСтепьЛесостепьЛесостепь Степь- самая преобразованная человеком природная зона. Степь- самая преобразованная человеком природная зона. Континентальный климат Континентальный климат Коэффициент увлажнения на севере 0,6; на юге 0,3. Коэффициент увлажнения на севере 0,6; на юге 0,3. Осадки от 250 до 450 мм в год. Осадки от 250 до 450 мм в год. Безлесье, но встречаются урёмы 1. Безлесье, но встречаются урёмы 1. Увеличенное количество засушливых лет. Увеличенное количество засушливых лет. Тёмно-каштановые почвы. Тёмно-каштановые почвы. Степень распаханности не достигает 70-80%. Степень распаханности не достигает 70-80%. Средняя температура зима: от -0 0 С до С; лето: от С до С. Средняя температура зима: от -0 0 С до С; лето: от С до С. Лесостепь- природная зона, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков. Лесостепь- природная зона, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков. Умеренный климат. Умеренный климат. Коэффициент увлажнения на севере 1; на юге 0,6. Коэффициент увлажнения на севере 1; на юге 0,6. Осадки от 300 до 450 мм. Осадки от 300 до 450 мм. Наличие полей и лесополос. Наличие полей и лесополос. Бурые лесные и дерново- подзолистые почвы. Бурые лесные и дерново- подзолистые почвы. Степень распаханности 80%. Степень распаханности 80%. Средняя температура зима: от С до С; лето: от С до С. Средняя температура зима: от С до С; лето: от С до С. Чем степи отличаются от лесостепей?


Внутренние воды. Собственная речная сеть степей и лесостепей редкая и маловодная. Собственная речная сеть степей и лесостепей редкая и маловодная. Грунтовые воды залегают глубоко, поэтому они практически не участвуют в питании рек. Грунтовые воды залегают глубоко, поэтому они практически не участвуют в питании рек. Летом реки мелеют, что в значительной мере затрудняет водоснабжение населения и судоходство даже на крупных реках. Летом реки мелеют, что в значительной мере затрудняет водоснабжение населения и судоходство даже на крупных реках. Население редкоочаговое, в связи с тем, что грунтовые воды залегают глубоко. Население редкоочаговое, в связи с тем, что грунтовые воды залегают глубоко. Колодцы копают на глубину м, т.к. на водораздельных пространствах водоснабжение затруднено. Колодцы копают на глубину м, т.к. на водораздельных пространствах водоснабжение затруднено.


Проблемы степи и лесостепи. Влажные годы в лесостепи чередуются с засушливыми. Влажные годы в лесостепи чередуются с засушливыми. Летом дуют горячие и сухие ветры- суховеи, которые наиболее губительны для культурных растений. Ветровая эрозия. Летом дуют горячие и сухие ветры- суховеи, которые наиболее губительны для культурных растений. Ветровая эрозия. Почвообразующие породы лёссы и лёссовидные суглинки легко поддаются размыву. Почвенная эрозия. Длительная распашка почв привела к их истощению. Почвообразующие породы лёссы и лёссовидные суглинки легко поддаются размыву. Почвенная эрозия. Длительная распашка почв привела к их истощению. В рельефе преобладают эрозионные формы: речные долины, балки и овраги. В рельефе преобладают эрозионные формы: речные долины, балки и овраги. Речная сеть редкая и маловодная. Водная эрозия. Речная сеть редкая и маловодная. Водная эрозия. Глубокое залегание грунтовых вод. Глубокое залегание грунтовых вод. В степях большой вред сельскому хозяйству наносят грызуны. Они уничтожают значительную часть урожая, наносят вред лесопасадкам. В степях большой вред сельскому хозяйству наносят грызуны. Они уничтожают значительную часть урожая, наносят вред лесопасадкам. Вырубка лесов. Вырубка лесов.


Решение проблем. Проводят агротехнические мероприятия по борьбе с засухой и почвенной эрозией. Проводят агротехнические мероприятия по борьбе с засухой и почвенной эрозией. Почвы хорошо «отзываются» на внесение удобрений, в связи с их истощением. Почвы хорошо «отзываются» на внесение удобрений, в связи с их истощением. Положительную роль играют степные блюдца: после снеготаяния и дождей пополняют запасы грунтовых вод и ослабляют смыв почвы. Положительную роль играют степные блюдца: после снеготаяния и дождей пополняют запасы грунтовых вод и ослабляют смыв почвы. Ведётся борьба с сусликами. Ведётся борьба с сусликами.


Выводы. Лесостепи и степи –наиболее изменённые человеком природные зоны. Практически все природные ландшафты преобразованы, а участки нетронутой природы можно встретить только в заповедниках. Благоприятный климат, плодородные почвы стали причиной активного сельского хозяйства. Однако сильнейший антропогенной пресс на природу имеет и негативную сторону. Овраги и балки, эти язвы на теле Земли, стали неизбежной составной частью степных ландшафтов. Лесостепи и степи –наиболее изменённые человеком природные зоны. Практически все природные ландшафты преобразованы, а участки нетронутой природы можно встретить только в заповедниках. Благоприятный климат, плодородные почвы стали причиной активного сельского хозяйства. Однако сильнейший антропогенной пресс на природу имеет и негативную сторону. Овраги и балки, эти язвы на теле Земли, стали неизбежной составной частью степных ландшафтов.



Лесостепь – это природная зона, для которой характерно чередование леса и степи. Соответственно чередуются и флора, и фауна обозначенных зон. Отсюда легко увидеть, что свое название эта территория получила именно благодаря этой особенности.

Определение «лесостепь» вошло в широкое употребление не так давно: после публикации работ Докучаева. До этого популярностью пользовался термин «предстепье» (его ввел в обиход Бекетов).

Географическое положение лесостепей России

Рассматривая Евразию, можно сказать, что эта природная зона простирается начиная с Карпатской гряды (территория Европы) и заканчивая Алтайским краем, проходя через земли Украины и, частично, через территории Казахстана и России.

Обособленные лесостепные зоны есть, например, и в межгорных впадинах Сибири, в Монголии, на Дальнем Востоке и в Северо-Восточном Китае. Следует знать, что, например, Северная Америка тоже имеет лесостепную зону.

В России лесостепная зона находится преимущественно на юге, в Южной части Урала, в Алтайском крае. Граница лесостепи в Российской Федерации обозначена такими городами, как Курск и Рязань, так как за ними начинается уже лесная зона.

Лесостепь – характеристика природной зоны

Описание этой природной зоны включает в себя информацию о рельефе, климате, основных почвах, флоре и фауне.

Рельеф

Рельеф лесостепи ровный, с небольшими низинами и незначительными уклонами. Встречаются балки и овраги. Иногда однообразие лесостепи нарушается ложбинами и курганами.

Характерной чертой этой территории являются степные блюдца – впадины округлой формы.

Почвы

Здесь главенствует самый лучший тип грунта – чернозем. Благодаря разному составу флоры, карбонатам и отрицательному балансу влажности, тут проявлены именно эти грунты.

Стоит отметить: для лесостепи характерен быстрый и обильный перегнойно-аккумулятивный процесс, поэтому тут самые высокие показатели по содержанию гумуса.

Также в лесостепи находятся такие виды почв:

  • серные лесные почвы;
  • темно-серые лесные почвы;
  • черноземы оподзоленные;
  • черноземы выщепоченные;
  • черноземы типичные;
  • черноземы среднегумусные.

Состав грунтов меняется по мере продвижения от севера до юга.

Климат и климатический пояс

Эта территория характеризуется довольно теплым и сухим климатом: так называемый безморозный период длится от 105 до 165 дней.

Самая высокая температура для лесостепи – это плюс сорок градусов (в тени), а низкая – минус тридцать шесть градусов, но такое встречается редко.

Чаще всего тут преобладают умеренные температуры, поэтому этот тип климата называют умеренно-континентальным. Годовое количество осадков примерно равняется количеству испаряемой влаги.

Растения

В зоне лесостепи большое разнообразие флоры. Леса преобладают лиственные (самое распространённое дерево – это дуб), так же здесь встречается много видов трав и кустарников, а в Западной Сибири так же встречается много берез.

Особенные климатические условия лесостепи оказывают положительное воздействие на растительность.

Животные

Можно сказать, что в лесостепи обитает и степная, и лесная фауна, а разнообразие животных меняется по мере продвижения с юга на север.

Типичные обитатели лесостепи:

  • земляной заяц;
  • тушканчик;
  • сурок;
  • байбак;
  • хорек;
  • грызуны;
  • дрофа;
  • лисица;
  • волк;
  • белка;
  • тетерев и другие.

Птицы в лесостепи:

  • аист;
  • ястреб;
  • орел;
  • куропатка;
  • жаворонок;
  • дрозд;
  • дятел и другие.

Экологические проблемы лесостепи

К сожалению, на сегодняшний день все больше деревьев подвергается вырубке, а степей – распахиванию, что приводит к исчезновению уникального растительного мира лесостепи.

Основные негативные факторы, способствующие возникновению экологических проблем в лесостепной зоне:

  • вспахивание земель в степях;
  • выпас скота;
  • вырубка леса;
  • пожары.

Это ведет к обеднению почвы и вымиранию флоры, что приводит к тому, что звери тоже гибнут.

Хозяйственная деятельность в лесостепях и степях

Основные отрасли и занятия населения:

  1. Это «житница» России: благодаря благоприятным условиям для аграрного промысла, тут выращивают подсолнечник, сахарную свеклу, фруктово-ягодные культуры. Но из-за высокой степени распаханности, использование новых пахотных участков на территории Русской равнины остановлено.
  2. В сравнении со степью, в земле лесостепи находятся богатейшие ресурсы ископаемых: железные руды, нефть, уголь, горючие сланцы, газ, фосфориты и другое.
  3. Многие жители лесостепи занимаются овцеводством и птицеводством, что выделяет эту зону как развитую в молочно-мясной отрасли.
  4. Разведение яков, коз.

Помимо основных видов деятельности, в этой климатической зоне люди занимаются рыбной ловлей, охотой, разводят верблюдов, коз, яков и лошадей.

Интересной особенностью этой зоны является наличие как мощных лесов, так и развитого травяного покрова, что создает неповторимый рельеф местности.

Растения в степных районах этой природной зоны могут легко переносить как повышенную влажность, так и засуху.

Заключение

Лесостепь – это важная географическая зона: на этой территории находятся основные запасы многих ископаемых, благодаря плодороднейшим почвам тут произрастают незаменимые культуры. Эта территория – один из основных производителей мяса и молока, шерсти.

Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Имеется здесь лишь рыбная ловля.

Рис. 1. Наиболее непригодная для ведения хозяйства природная зона – Арктическая пустыня

Тундра и лесотундра

Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек? Почва этих районов богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь распространён растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют процветать различным видам хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, деревообрабатывающей промышленностью. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Рис. 2. В мире происходит активная вырубка лесов

Лесостепи и степи

Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего процветает земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к искажению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.

Полупустыни и пустыни

Здесь не самые благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Климат жаркий и сухой. Почва пустынная, не плодородная. Основной вид хозяйственной деятельности в пустынях – животноводство. Население здесь разводит овец, баранов, лошадей. Необходимость пасти животных приводит к окончательному исчезновению растительности.


Рис. 3. Животноводство в пустыне

Субтропики и тропики

Этот регион наиболее сильно подвергся изменениям вследствие человеческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно здесь зарождались цивилизации и использование этих местностей происходит уже очень давно.

Источник: obrazovaka.ru

Пояснительная записка.

“… Прекрасный ландшафт имеет
такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать
влиянию педагога…”
К.Д. Ушинский

Учащиеся должны понимать целостность природы: человек не отделен от природы, а является ее составной частью. Уроки географии должны показывать, что человеческая культура формируется и развивается в определенной географической среде, которая влияет на них, направляет и сама меняется под их воздействием.


Уроки должны помогать связывать материальные и духовные события в жизни человечества с определенной географической обстановкой и способствовать гуманизации географии. Становление экологически образованной личности предполагает непрестанное сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы. Поэтому познание природы будет более доступно и интересно если использовать интеграцию . На данном уроке, при формировании образа степи, используются знания полученные на уроках литературы, биологии, изобразительного искусства, истории. Использование художественной литературы, репродукций картин русских художников позволит направить на формирование художественно– образного мышления, развить эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту. Интеграция этих предметов будет способствовать целостному восприятию изучаемой темы, позволит увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повысит интерес к изучаемому материалу, превратит учебный труд в процесс творческого познания.

На данном уроке целесообразно применить групповую форму работы, которая обеспечит учет индивидуальных особенностей учащихся, будет способствовать формированию у них навыков сотрудничества, общения. Для проведения этого урока потребуется подготовительный период. Класс необходимо разделить на пять групп – это специалисты в определенных областях (климатологи, ботаники, зоологи, почвоведы, экологи). Каждая группа получит карточку– задание для проведения своего мини-исследования. Результат поисковой деятельности группы оценивается другими группами (взаимоконтроль) с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).


Проверка степени усвоенности нового материала проводится с учетом уровня подготовленности учащихся в классе: предлагаются и простые задания и вопросы повышенного уровня (составить цепочку причинно– следственных связей). Материал урока рассчитан на учащихся с разными формами восприятия: визуалов и аудиалов.

Цель данной работы : описание интегрированного урока географии по теме “Природно-хозяйственные зоны России. Степи.”

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Использовать интеграционный подход к проведению уроков географии.
  3. Применить групповую, индивидуальную и фронтальную форму работы для повышения эффективности урока.
  4. Показать возможности уроков географии для воспитания у учащихся любви к Родине и патриотизма.

Конспект урока.

  1. Формирование у учащихся понятия о природной зоне степи.
  2. Совершенствование умения учащихся сопоставлять карты и составлять комплексную характеристику природных зон.
  3. Формирование чувства любви к Родине.

Задачи:

  1. Углубить знания о закономерностях размещения природных зон;
  2. Сформировать образ степи;
  3. Изучить особенности компонентов в степной зоне;
  4. Оценить влияние хозяйственной деятельности людей на степи;
  5. Формировать умение сопоставлять карты;
  6. Составлять комплексную характеристику природной зоны;
  7. Формировать умение рефлексировать свою деятельность;
  8. Возбудить у учащихся интерес к содержанию учебного материала, пробудить чувство патриотизма, увидеть красоту русской природы, вызвать стремление сберечь ее.

Тип урока – интегрированный урок.

Технологии – внутригрупповая дифференциация.

Методы
– частично-поисковый;
– наглядно-иллюстративный;
– словесный;
– практический.

Форма работы – групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: физическая карта, карта природных зон России, отрывки из художественных произведений, картины со степными пейзажами.

I. Подготовительный этап.

На предыдущем уроке класс делится на 5 групп– климатологи, ботаники, зоологи,

Почвоведы, экологи. Каждой группе дается карточка – задание. (Приложение 1) ..

Одному ученику (по его желанию) дается задание – подготовить сообщение

“Образ степей в произведениях русских художников”.

II. Организация деятельности на уроке.

1. Организационный момент.

Называется тема урока и цели урока. Ученики записывают тему в тетрадь. На доске эпиграф.

Ой, ты, степь широкая моя
Степь, да степь – раздольные края.
Все твои дороженьки – пути
Трудно солнцу за день обойти
Русская народная песня


Вступительное слово учителя о закономерной смене лесной зоны лесостепью и степью. Так как лесостепи почти не осталось из-за распаханности, то речь пойдет о степи. Урок у нас будет интегрированным, для составления комплексной характеристики зоны степи вы будите использовать знания приобретенные на уроках литературы, изобразительного искусства, биологии и истории.

По какому плану мы изучаем природную зону? (Называются пункты плана. )

В какой последовательности происходит смена природных зон в России с севера на юг?

2. Создание образа степи.

1) Каждый ученик получает отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”.

Предполагаемые ключевые слова:
широкая, бесконечная, раздольная, разнотравная,
однообразная, душная и унылая, знойная, много птиц и насекомых.

В ходе фронтальной беседы подводим итог – Какая же основная черта степей?

Простор.

2) Перед вами лежит стихотворение Суркова И.З. Какие здесь ключевые слова которыми изображается степь?


Читается стихотворение.

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.

Нестерпимою жарой
Воздух так пышет
Как шумит трава густая
Только ухо слышит

Едешь, едешь – степь да небо
Степь, все степь, как море…
И взгрустнется поневоле
На таком просторе

И.З. Сурков

3) Фронтальная беседа: А в каких еще изученных вами произведениях вы встречали описание степи?

Гоголь “Тарас Бульба”.
Тургенев “Бежин луг”.
Фет, Тютчев.

4) Не только писатели и поэты, но и художники воспевали степь…Усков Дима подготовил сообщения “Образ степи в произведениях русских художников”.

Выступление ученика с приготовленным сообщением.

5) У многих русских писателей, поэтов, художников степь вызывала чувство восторга, восхищения и становилась источником вдохновения.

Почему русские писатели и художники так любят степь?

Она со своими просторами отражает суть русского характера.


Известный русский историк Василий Осипович Ключевский доказал, что природа оказывает влияние не только на форму хозяйства, но и на психологию населяющих территорию людей. Она формирует характеры.

Какие, на ваш взгляд, черты русского национального характера сформировались под воздействием степных просторов?

Широта души, вольность, удаль, выносливость, стремительность, нетерпимость.

Почему в лесной зоне деревни небольшие, а в степях населенные пункты-станицы– достигают несколько тысяч человек?

В степи до самого горизонта простирается плоская равнина, которой кажется нет конца и края. Человек чувствует себя затерявшимся в этом бесконечном пространстве. Но здесь чернозем а это избыток продуктов. Наверное поэтому люди размещались тысячными селами– станицами по берегам рек, а реки ведут к морям. а это торговые пути.

3. Работа по карте (фронтальная беседа).

– Используя карту природных зон определите географическое положение зоны степей?
– Какие субъекты РФ находятся в пределах этой зоны?
– Какие крупные города расположены в зоне степей?

4. Организация работы класса по группам, для выявления особенностей степей.

Каждая группа поочередно выступает с результатами своей поисковой деятельности, формулирует тезисы, которые все ученики записывают в таблицу.


Для оценивания работы группы осуществляется взаимоконтроль с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).

III. Проверка усвоения нового материала.

Проверка усвоения нового материала осуществляется с учетом уровневой деффиренциации 1. В ходе викторины “ Заморочки из бочки” направленной на проверку усвоения основного содержания на трех уровнях:

  • на уровне восприятия. осмысления и запоминания;
  • на уровне применения знании по образцу;
  • на уровне применения знаний в новой ситуации.

Выполнение викторины носит соревновательный характер между группами. Оценивание осуществляется в результате взаимоконтроля с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно). Результат добавляется к уже имеющимся результатам работы в группах.


2. В процессе составления причинно– следственной цепочки и выполнения тестовых заданий.

Задание для лидеров в группах: Составить причинно– следственную цепочку из следующих утверждений:

А) Растительность однолетние травы;
Б) Находится на юге России;
В) Главная житница страны;
Г) Животные – грызуны, насекомые, копытные, птицы;
Д) Почвы – черноземы;
Е) Зима холодная, лето жаркое, увлажнение недостаточное.

(Контроль проводится учителем по пятибалльной системе.)

Задание для других участников групп: выполнить тестовые задания по теме “Степи”.

(Работа выполняется обучающимися индивидуально на бланках ответов. Оценивание осуществляется в ходе самоконтроля – сравнение своих ответов с эталоном на доске.)

IV. Подведение итогов урока.

1. Ответы на вопросы учителя (фронтальная работа).

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Чем понравился вам урок?

V. Домашнее задание.

Для всех обучающихся: § 35, на контурной карте отметить зону степей.

Индивидуально: найти дополнительный материал о заповедниках зоны степей.

Приложение 2 .

Приложение 3 .

Заключение.

Современный урок – это урок, когда учащийся может сказать:

“Я сам под руководством учителя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы”.

Данный урок – один из вариантов, направленный не на простое запоминание, а на интеллектуальную деятельность учащихся. Тип урока – интегрированный. Интеграция предметов способствует целостному восприятию изучаемой темы, позволяет увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повышает интерес к обучению, расширяет кругозор. Использование художественной литературы на данном уроке способствовали воспитанию художественного вкуса. Использование репродукций картин русских художников позволило направить урок на формирование художественно– образного мышления, развитие эстетического вкуса, умение воспринимать, понимать и любить красоту. Используя знания биологии были сделаны выводы о приспособлении растений и животных в зоне степи и составлены цепи питания. На данном уроке была использована групповая форма работы в сочетании с работой над творческими заданиями. Каждая группа(“климатологи”, “биологи”, “зоологи”, “почвоведы”, “экологи ”) работала над своим творческим заданием. Отдельные фрагменты урока приготовлены учащимися в виде мультимедийной презентации. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным – современное образование требует от школы, а значит от учителя сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту, оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения. При подготовке групп учитывались индивидуальные особенности обучающихся. Задания были предложены как в устной так и в письменной форме, что позволило максимально задействовать учащихся с разными формами восприятия. Подготовка групп базировалась на технологии внутригрупповой дифференциации – учащиеся получили задания разного уровня сложности. Данная технология была использована и при проверке усвоенности нового материала. На данном уроке формировалось умение рефлексировать свою деятельность. Для оценки результативности урока использовался самоконтроль и взаимоконтроль. Красной нитью через все содержание урока проходит идея воспитания патриотизма, обращение к отеческому наследию, уважению и гордости за землю на которой живешь.