- [р. 28.6(10.7).1890, Одесса], русская советская писательница. Член КПСС с 1943. Начала печататься в 1910. В ранних стихах И. уже заметны жизнелюбие и изящная, трезвая ирония, которые впоследствии становятся характерными для её зрелой поэзии.… … Большая советская энциклопедия

ИНБЕР Вера Михайловна - (1890 1972) русская поэтесса. Лирика (сборники Сыну, которого нет, 1927, Вполголоса, 1932, Анкета времени, 1971), поэмы (Пулковский меридиан, 1943, о подвиге блокадного Ленинграда; Государственная премия СССР, 1946), проза. Произведения для… … Большой Энциклопедический словарь

Инбер, Вера Михайловна - современная поэтесса, беллетристка, журналистка. Состоит в лит ой группе конструктивистов (ЛЦК). Род. в Одессе, в буржуазной семье. До революции несколько лет провела за границей. В Париже выпустила первую книгу стихов "Печальное… … Большая биографическая энциклопедия

Инбер Вера Михайловна - (1890 1972), русская поэтесса. Лирика (сборники «Сыну, которого нет», 1927; «Вполголоса», 1932; «Анкета времени», 1971), поэмы («Пулковский меридиан», 1943, о подвиге блокадного Ленинграда; Государственная премия СССР, 1946), проза. Произведения… … Энциклопедический словарь

ИНБЕР Вера Михайловна - (1890—1972), русская советская поэтесса. Чл. КПСС с 1943. Сб. стихов «Печальное вино» (1914), «Бренные слова» (1922), «Цель и путь» (1925), «Сыну, которого нет» (1927), «Путевой дневник» (1939), «Душа Ленинграда» (1942), «Путь воды» (1948),… … Литературный энциклопедический словарь

Инбер Вера Михайловна - Вера Михайловна Инбер (урождённая Шпенцер; 28 июня (10 июля) 1890, Одесса 11 ноября 1972, Москва) русская советская поэтесса и прозаик. Содержание 1 Биография 2 Примечания 3 Адреса в Ленинграде … Википедия

Вера Михайловна Инбер - (урождённая Шпенцер; 28 июня (10 июля) 1890, Одесса 11 ноября 1972, Москва) русская советская поэтесса и прозаик. Содержание 1 Биография 2 Примечания 3 Адреса в Ленинграде … Википедия

Инбер - Вера Михайловна (1890) современная поэтесса, беллетристка, журналистка. Состоит в лит ой группе конструктивистов (ЛЦК). Р. в Одессе, в буржуазной семье. До революции несколько лет провела за границей. В Париже выпустила первую книгу стихов… … Литературная энциклопедия

Инбер - Инбер, Вера Михайловна Вера Инбер Имя при рождении: Вера Моисеевна Шпенцер Дата рождения: 28 июня (10 июля) 1890(18900710) Место рождения … Википедия

ИНБЕР - Вера Михайловна (1890 1972), русская поэтесса. Лирика (сборники Сыну, которого нет, 1927, Вполголоса, 1932, Анкета времени, 1971), поэмы (Пулковский меридиан, 1943, о подвиге блокадного Ленинграда; Государственная премия СССР, 1946), проза.… … Русская история

Книги

  • Соловей и Роза , Инбер Вера Михайловна. Было время, когда замечательными рассказами Веры Инбер зачитывались. Сегодня их помнят немногие. Особенно хороши ранние, полные искренности и сердечной теплоты. Позже творчество Веры Инбер… Купить за 384 руб
  • Сеттер Джек , Инбер Вера Михайловна. одно из самых трогательных и пронзительных стихотворений замечательной советской поэтессы Веры Инбер - о храброй и преданной своему хозяину собаке. Такие стихи запоминаются на всю жизнь. И…


Он капитан и родина его - Марсель.
Он обожает споры, шумы, драки,
Он курит трубку, пьет крепчайший эль
И любит девушку из Нагасаки.


Для многих является открытием, что Владимир Высоцкий, который исполнял эту песню, не был её автором. Текст «Девушки из Нагасаки» написала известная поэтесса Вера Инбер, причем еще в начале 1920-х гг.

Вера Инбер родилась в Одессе в 1890 году. Ее отец, Моисей Шпенцер, владел солидным и известным научным издательством «Матезис». Мама, Фанни Шпенцер, преподавала русский язык и заведовала еврейским училищем для девочек. В доме этой образованной буржуазной семьи в Стурдзиловском переулке одно время жил и двоюродный брат отца Лёвочка. В жизни Веры Инбер дяде Льву предстояло сыграть роковую роль.

Но всё это впереди, а пока что Верочка закончила гимназию, начала писать стихи и поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов. Из-за слабого здоровья учёбу она не закончила и уехала лечиться в Швейцарию, а оттуда попала в Париж - мировую столицу нового искусства. Вера очутилась в самой гуще богемной жизни, познакомилась с художниками, поэтами и писателями, эмигрировавшими во Францию из России. Один из них, журналист Натан Инбер (он сократил свое имя до модного Нат) стал её мужем. В Париже Вера и сама выпустила несколько книг стихов.

Вскоре Вера Инбер и её муж вернулись в революционную Россию. Годы Гражданской войны застали Инбер в родной Одессе. В 1919 году Нат уехал в Турцию, в Константинополь. Вера последовала за ним, но быстро вернулась с 2-летней дочерью: любовь прошла, а жить в эмиграции не хотелось.

Одессу тех лет упоминает Бунин в "Окаянных днях" (январская запись 1918 года): "Был вчера на собрании "Среды". Много было молодых. Маяковский держался вполне пристойно... Читали Эренбург, Вера Инбер..." . В те годы критики писали наравне о стихах Ахматовой и Инбер, это символично, если считать Ахматову камертоном поэзии XX века.

В начале двадцатых годов Вера Инбер одну за другой выпускает книги стихов, пишет очерки и рассказы, занимается журналистикой, два года работает корреспондентом в Берлине и Париже. В Одессе она примкнула к группе поэтов и писателей, которые любили литературные эксперименты и гордо называли себя «конструктивистами». Вышла замуж за прославленного электрохимика, профессора Фрумкина.

Веселая и озорная поэтесса блестяще пишет о парижской моде, в которой она разбиралась не понаслышке после своих путешествий по Европе. Она учила дам одеваться и быть современными. Писала тонкие стихи в стиле акмеистов и забавные куплеты. Именно тогда и появилась «Девушка из Нагасаки».

Некоторые стихи Инбер тех лет посвящены дядюшке Льву. О нём Вера писала с восторгом. Его знала вся страна, ведь это был Лев Троцкий, один из главных революционеров, а для Веры Инбер он был просто дядя Лев. В свое время Троцкий был не менее знаменит, чем сам «вождь мирового пролетариата» Владимир Ленин. Инбер описывала в стихах «шестиколонный» кабинет дяди в Кремле и «четыре грозных телефона» на столе.

Но судьба Троцкого переменилась. После смерти Ленина в 1924 году в партии началась политическая борьба. Троцкий, человек умный и жестокий, проиграл в этой борьбе Сталину. Сперва Троцкого отправили в Среднюю Азию, а потом и вовсе выслали из страны. А в 1940 году к жившему в Мексике Троцкому подослали убийцу.

Жизнь Веры тоже была в опасности. Однако Сталин почему-то пощадил её и перед Второй мировой войной даже наградил орденом. Может быть, дело в том, что Инбер вела себя очень осторожно, восхваляла Сталина и ничего крамольного не говорила и не писала. И всё равно каждый день она ждала ареста. Так или иначе, отныне салонную поэтессу навсегда сменила бескромиссная литературная комиссарша , как ее позже назовет Евгений Евтушенко.

Инбер ещё раз вышла замуж - за профессора медицины Илью Страшуна. В начале войны его перевели в ленинградский медицинский институт. Вместе с Ильей Вера, отправив дочь с новорожденным внуком в эвакуацию, оказалась в осаждённом фашистами городе.

Она узнала голод и холод, выступала по радио, читала стихи раненым в госпиталях, ездила на фронт. Об этих страшных годах Инбер написала поэму «Пулковский меридиан» и блокадный дневник «Почти три года».

Среди записей в дневнике были и такие: «27 января 1942. Сегодня Мишеньке исполнился год». «19 февраля 1942. Получила письмо дочери, отправленное еще в декабре, из которого узнала о смерти внука, не дожившего до года. Переложила погремушку, напоминающую о внуке, в письменный стол». «июня 1942 года. Нельзя давать ослабеть хоть в какой-то мере душевному напряжению. Это трудно - всегда быть натянутой, но это нужно. От этого зависит все. И работа, и успех, и оправдание жизни в Ленинграде. А мне нужно это оправдание. Я ведь заплатила за Ленинград жизнью Жанниного ребенка. Это я твердо знаю».

В пролет меж двух больничных корпусов,
В листву, в деревья золотого тона,
В осенний лепет птичьих голосов
Упала утром бомба, весом в тонну.
Упала, не взорвавшись: был металл
Добрей того, кто смерть сюда метал.
Преступления нацистов вновь заставили Инбер вспомнить о том, то она еврейка. Ещё в двадцатые годы она писала рассказы на еврейские темы, обличала антисемитов и погромщиков. Теперь она приняла участие в составлении «Чёрной книги», рассказывавшей о зверствах фашистов, написала очерк о расправе над евреями Одессы, начала переводить с идиш.

После войны жизнь Инбер стала налаживаться. За поэму «Пулковский меридиан» она получила Сталинскую премию, занимала важный пост в Союзе писателей, муж стал академиком. У неё появилась большая квартира и дача в писательском посёлке Переделкино.

«Сам Верынбер - хороший мужик. Душевный. Но жена у него… не дай Боже!» - красочно рассказывал садовник, работавший на этой даче. Да, из миниатюрной и кокетливой женщины вылупилась чинная литературная дама, которая безжалостно третировала домашних.

А современники считали, что писала она всё хуже – из-за необходимости приспосабливаться «из её стихов исчезла душа», «она растеряла талант». Самые непримиримые слова о ней написаны Еленой Куракиной: «… злобно мстила за утрату дара талантливым поэтам - Дмитрию Кедрину, Иосифу Бродскому, даже Семену Кирсанову. Ее голос был не последним в своре, травившей поэтов. Наверное, и другим. Память этой мести хранят протоколы в архиве СП СССР. И книги - пустые, гладкие, никакие, написанные никаким автором, который, может, родился и жил в Одессе, но на нем это никак не отразилось…»

Известен такой случай. Когда Ахматовой была присуждена премия лучшего поэта века, кто-то из чиновников уговаривал ее не ехать, чтобы от ее имени представительство вела Инбер. Ахматова сказала: «Вера Михайловна Инбер может представительствовать от моего имени только в преисподней». Вера Инбер, выступая против Пастернака, Лидии Чуковской, поддерживающая гонения поэтов после войны в связи с Постановлением о журналах «Звезда» и «Ленинград», была по другую сторону баррикад.

Впрочем, и в конце жизни у нее получались прекрасные строчки.
Читатель мой, не надобно бояться,
Что я твой книжный шкаф обременю
Посмертными томами (штук пятнадцать),
Одетыми в тисненую броню.

Нет. Издана не пышно, не богато,
В простой обложке серо-голубой,
То будет книжка малого формата,
Чтоб можно было брать ее с собой.


Вера Инбер пережила мужа и дочь и умерла в Москве в 1972-м, в 82 года. Даже пользуясь всеми благами советского режима, она не смогла стать счастливой. Она видела изнутри все ужасы блокады, она пережила смерть внука и дочери. Постоянный страх ареста заставил ее надеть маску упертого функционера от литературы. Недаром, она так жалела ушедшую молодость. Вера Инбер прожила чужую жизнь и стала той, кем не собиралась быть. Незадолго до смерти она написала в своем дневнике: «Бог меня жестоко покарал. Пропорхала молодость, улетучилась зрелость, она прошла безмятежно, путешествовала, любила, меня любили, встречи были вишнево-сиреневые, горячие как крымское солнце. Старость надвинулась беспощадная, ужасающе-скрипучая...»

Как тяжко жить зимой на свете сиром,
Как тяжко видеть сны,
Что мухи белые владеют миром,
А мы побеждены.

Одесский переулок, где она родилась, сегодня назван её именем. Поздние стихи Инбер никто не помнит, зато её ранние вещи - детские стихотворения, рассказы, книги «Место под солнцем» и «Америка в Париже» - вспоминают всё чаще. А её песенку «Девушка из Нагасаки» поют уже почти девяносто лет.

Оригинальный текст «Девушки из Нагасаки»

Он юнга, его родина – Марсель,
Он обожает пьянку, шум и драки.
Он курит трубку, пьет английский эль,
И любит девушку из Нагасаки.

У ней прекрасные зеленые глаза
И шелковая юбка цвета хаки.
И огненную джигу в кабаках
Танцует девушка из Нагасаки.

Янтарь, кораллы, алые как кровь,
И шелковую юбку цвета хаки,
И пылкую горячую любовь
Везет он девушке из Нагасаки.

Приехав, он спешит к ней, чуть дыша,
И узнает, что господин во фраке,
Сегодня ночью, накурившись гашиша,
Зарезал девушку из Нагасаки.

А вот песня Владимира Высоцкого.

Родилась 28 июня (10 июля н. с.) 1890 в Одессе в семье владельца научного издательства. С детства писала стихи.

По окончании гимназии поступила на Одесские высшие женские курсы на историко-филологический факультет, но вскоре уехала в Западную Европу, где провела, изредка возвращаясь домой, около четырёх лет (год в Швейцарии, остальное время - в Париже).

В 1912 в русской типографии в Париже был напечатан её первый стихотворный сборник «Печальное вино». В 1914 вернулась в Россию, решив обосноваться в Москве. Вышли ещё два сборника стихов - «Горькая услада» (1917) и «Бренные слова» (1922). В 1923 в Москве был издан сборник «Цель и путь», с которого, по мнению Инбер, началась её подлинная писательская биография.

В середине 1920-х сближается с конструктивистами, в эти же годы начинает писать прозу, очерки и статьи. Как журналист много ездила по стране, выезжала за рубеж. В 1927-29 были написаны книги очерков «Так начинается день» и путевые записки «Америка в Париже». В 1928 выходит автобиографическая хроника «Место под солнцем».

В 1930-е публикует поэмы «Путевой дневник» , «Овидий» , выступает как прозаик и очеркист.

В годы Отечественной войны Инбер находилась в осаждённом Ленинграде (1941-44). Героическая оборона города запечатлена ею в стихах сборника «Душа Ленинграда» (1942), поэме «Пулковский меридиан» (1943), в ленинградском дневнике «Почти три года» (1946).

В послевоенные годы Инбер писала произведения для детей, публиковала свои поэтические сборники - «Путь воды» (1951), «Книга и сердце» (1961), «Анкета времени» (1971) и др. В 1957 вышел сборник её статей о литературном труде - «Вдохновение и мастерство», в 1967 - книга воспоминаний «Страницы дней перебирая».

Продолжала много ездить по Союзу, побывала в Иране, Чехословакии и Румынии в составе делегаций деятелей советской культуры. В 1972 В. Инбер скончалась.

[Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000 ]

ИНБЕР, Вера Михайловна [р. 28.VI(10.VII).1890, Одесса] - русская советская писательница. Член Коммунистической партии с 1943. Отец Инбер был владельцем научного издательства, мать - учительница. Училась на Высших женских курсах в Одессе. В 1910 начала печататься в одесских газетах. Ранние сборники стихов Инбер («Печальное вино», 1914; «Горькая услада», 1917; «Бренные слова», 1922) полны литературных реминесценций, но сквозь упадочную пышность образов в них уже пробиваются жизнелюбие, изящная и трезвая ирония. Сборник «Цель и путь» (1925) и «Сыну, которого нет» (1927) отражают перелом в сознании поэта, отныне желающего служить разумным, созидательным силам нового общества. В стихотворении (1924), рассказывающем о народном горе в часы прощания с В. И. Лениным, Инбер сумела с большой искренностью передать чувство могучего народного единства. В середине 20-х гг. Инбер сближается с конструктивистами. В эти же годы она пробует свои силы как журналист и прозаик. В 1927-29 написаны книга очерков «Так начинается день» и путевые записки «Америка в Париже», где показано наступление американского утилитаризма на быт и культуру буржуазной Франции. В рассказы 20-х гг., насыщенные подробностями быта тех лет, Инбер порой вводит серьёзные социально-психологические конфликты. Многие из этих рассказов посвящены детям, детской психологии и языку. В автобиографической хронике «Место под солнцем» (1928) с мужественной откровенностью рассказывается о метаниях интеллигенции, порвавшей со старым укладом и мучительно ищущей дорогу к новой жизни. В 30-е гг. окончательно совершается «поэтова победа над своей старинною душой» (, 1932). Инбер стремится запечатлеть становление социалистической морали, передать теплоту новых человеческих отношений, исследует «область сердца» (стихотворения «Хочу в Москву!» , «Старость» , «Переулок моего имени» , , «Книга и сердце» , «Природа» и др.). Отчётливо выступает её пристрастие к тёплым и светлым тонам, некоторая идилличность представлений о жизни. В 1939 выходит поэма «Путевой дневник» , посвящённая впечатлениям от поездки в Грузию. С поэмой «Овидий» (1939) в творчество Инбер ещё до войны входит героика. В годы Отечественной войны Инбер находилась в осаждённом Ленинграде (1941-44). Героическая оборона города запечатлена в стихах этой поры (сборник «Душа Ленинграда», 1942), в цикле рассказов о детях, в ленинградском дневнике «Почти три года» (1946) и поэме «Пулковский меридиан» (1943, Государственная премия СССР, 1946). В послевоенные годы Инбер создаёт цикл стихов «Путь воды» (1946-51). В 1954 пишет автобиографическую повесть для детей «Как я была маленькая» (1954). В книге «Вдохновение и мастерство» (1957) Инбер делится своим литературным опытом. Книга стихов «Апрель» (1960) посвящена ленинской теме. Инбер - поэт спокойной вдумчивости и размышления. Ей свойственны несколько рассудочная ясность, обдуманность, упорядоченность стиля, способность по-домашнему обжить и «утеплить» большой мир. Улыбчивая простота, ненавязчивая педагогичность делают Инбер поэтом, интересным и для детей (стихи: , , , , и др.). Инбер - автор комедии в стихах «Союз матерей» (1938), а также новых текстов оперы «Травиата» и оперетты «Корневильские колокола». Ей принадлежат статьи о советских и зарубежных писателях. Произведения Инбер переводились на немецкий, финский, сербский, чешский, венгерский и другие языки.

Соч.: Избранное. [Вступ. ст. Ф. Левина], М., 1947; Избр. произведения. [Вступ. ст. И. Гринберга], т. 1-3, М., 1958; Апрель. Стихи о Ленине, М., 1960; Книга и сердце. Стихи, М., 1961; Как я была маленькая, 2 доп. изд., М., 1961; Вдохновение и мастерство, 2 доп. изд., М., 1961; За много лет, М., 1964.

Лит.: Зелинский К., Европеянка, «На лит. посту», 1928, № 11-12; его же, Вера Инбер (к 30-летию лит. деятельности), «Октябрь», 1946, № 5; Усиевич Е., Книги и жизнь, М., 1949, с. 95-110; Тарасенков А., Вера Инбер, в его кн.: Поэты, М., 1956; Фадеев А., О книге В. Инбер «Как я была маленькая», «Новый мир», 1956, № 12; Огнев В., Вдохновение и мастерство, «Дружба народов», 1958, № 6; Литвинов В., Стихи о Ленине, «Октябрь», 1961, № 4; Гринберг И., Вера Инбер. Критико-биографич. очерк, М., 1961.

И. Б. Роднянская

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1966

ИНБЕР Вера Михайловна - современная поэтесса, беллетристка, журналистка. Состоит в литературной группе конструктивистов (ЛЦК). Родилась в Одессе, в буржуазной семье. До революции несколько лет провела за границей. В Париже выпустила первую книгу стихов «Печальное вино» . Второй сборник вышел в 1917 («Горькая услада»). После революции Инбер выпустила ещё три книги стихов («Бренные слова», Одесса, 1922, «Цель и путь», М., 1925, «Сыну, которого нет», М., 1927), несколько сборников рассказов («Уравнение с одним неизвестным», М., 1926, «Ловец комет», М., 1927, и др.) и книгу очерков о Париже («Америка в Париже», М., 1928).

Творчество Инбер корнями своими уходит в предреволюционную буржуазную культуру. Как поэтесса Инбер родилась на переломе от символизма к акмеизму и футуризму и впитала в себя влияние самых разнообразных поэтов той поры - от Гумилёва и Виктора Гофмана до Игоря Северянина . Инбер не относится к категории поэтов, активно выявляющих своё отношение к описываемым вещам, настойчиво проповедывающих своё мировоззрение; для неё характерно нейтральное отношение к материалу. Этим можно объяснить удивительное разнообразие её тем, из которых ни одна по-настоящему не близка, не дорога поэту. Инбер прошла большой творческий путь: лирика, преобладавшая в её первых книгах, начинает уступать место сюжетным или описательным стихам (здесь - стык Инбер с конструктивизмом); всё ощутимее становится ироническая струя, переходящая иногда в чистый юмор; расширяется круг тем за счёт современных, советских. Однако революция входит в творчество Инбер не столько политической стороной, сколько внешне-бытовой. В отличие от других конструктивистов, пытающихся ставить в своих произведениях острые социальные проблемы, Инбер ограничивает свой выход в современность поверхностным оптимизмом («Земля советская» , «События в Красном море» ). Камерный, «домашний» угол зрения, характерный для ранних стихов Инбер, почти не расширился. Революция выглядит в стихах Инбер внешне-декоративно. Проза Инбер, в которую она переносит свои стиховые приёмы (локальный образ, игра слов, ироничность интонаций), ничего не прибавляет к её идеологическому облику. Идейные воззрения конструктивизма приобретают у неё свой особый отпечаток: она прочней, чем другие конструктивисты, связана с дореволюционной культурой. Так, например, мотивы техницизма, американизма, типичные для «вождя» конструктивистов - Сельвинского , воспитанного не столько на символистах, сколько на Маяковском , для Инбер мало характерны. Социалистическое будущее Инбер рисует «идиллическим» и «уютным».

Библиография: II. Зелинский К., Вера Инбер, «Жизнь искусства», 1924, XXI; Его же, Сб. «Госплан литературы», М., 1925; Лежнев А., «Прожектор», 1926, XVIII; Адонц Гайк, Вера Инбер, «Жизнь искусства», 1926, XXXIX; Зелинский К., Европеянка, «На лит-ом посту», 1928, XI-XII.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.

Е. Мустангова

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

Вера Михайловна Инбер (в девичестве - Шпенцер) - одна из тех деятелей литературы начала XX века, кто сумел приспособиться к новой действительности в России. Работая в стиле конструктивизма и социалистического реализма, Вера Инбер стихи нередко посвящала Ленину и Сталину, была в целом «идеологически верным» поэтом. Некоторые критики считают, что в этом приспособленчестве Инбер порядком растеряла свой талант - но вопрос, конечно, спорный. Так или иначе, многие стихи Веры Инбер стали классикой русской и советской литературы.

Помимо собственных стихов, Вера Инбер отметилась как переводчик - в первую очередь с украинского, переводила Тараса Шевченко и Максима Рыльского. Поэтесса скончалась в Москве 11 ноября 1972 года, на 83 году жизни. Её именем названа небольшая улица в родном городе - Одессе. Вера Ибер была удостоена престижных государственных наград - двух орденов Трудового Красного Знамени, Сталинской премии.

Детство и юность Веры Инбер

Вера Михайловна Шпенцер родилась 28 июня (10 июля по новому стилю) 1890 года. Её отец состоял в родстве со Львом Троцким, был купцом второй гильдии, владел типографией и руководил издательством. Мать работала заведующей еврейским женским училищем. Лев Троцкий жил в их семье около шести лет.

Будущая поэтесса училась на Высших женский курсах в родном городе, где изучала историю и филологию - однако продлилось это недолго, поскольку она вышла замуж. Зато в 1910 году стихи Веры Инбер впервые появились в печати - местных газетах.

Вера Инбер в дореволюционный период, выход первых сборников

Вместе с мужем (от которого и получила фамилию Инбер) в 1910 году поэтесса уехала в Европу. Вплоть до 1914 они жили во Франции и Швейцарии - именно здесь Вера Инбер стихи, на собственные средства, впервые выпустила в виде книги, под названием «Печальное вино».

За границей она также работала журналистом - писала для российских изданий. Основной темой её публикаций была мода.

Вера Инбер после революции, широкий литературный успех

В 1920 году Инбер из Одессы переехала в Москву. Там она, уже решившая серьёзно заниматься литературой, вступила в «Литературный центр конструктивистов». В том же 1920 она вышла замуж за Александра Фрумкина - профессора, светило электрохимии.

Она продолжала зарабатывать на жизнь журналистикой - сотрудничала с рядом изданий, много ездила в командировки, в том числе и за рубеж. С 1924 по 1926 она жила и работала корреспондентом в Европе - во Франции, Бельгии и Германии. Возможность выезда за рубеж - серьёзная привилегия в те годы; в то же самое время Александр Блок пытался получить разрешение на выезд фактически для спасения собственной жизни, но так его и не дождался.

Начиная с 1920-х Инбер много публиковалась, как в периодических изданиях, так и выпуская книги - почти каждый год.

Во время Великой Отечественной войны Вера Инбер находилась в блокадном Ленинграде. Многие её стихи и проза посвящены тем событиям. Тогда же она в третий (и последний) раз вышла замуж - за Илью Страшуна, профессора медицины.

Творчество Веры Инбер востребовано и сегодня - последние её издания вышли в 2011 году. До самой смерти она продолжала писать, выпустив последний сборник стихов в 1971.

Poembook, 2013
Все права защищены.

Судьба многих поэтов, живших в советское время, была достаточно тяжелой, сложной, полной боли и горя. Строгая цензура, доносы – все это могло в один миг оборвать даже самую блестящую карьеру.

Впрочем, некоторые литераторы все же смогли пройти сквозь суровость режима, и остаться востребованными. К ним относится и известная поэтесса Вера Инбер.

Жизненный путь

Инбер Вера Михайловна (в девичестве – Вера Моисеевна Шпенцер) появилась на свет 10 июля 1890 года в Одессе, в достаточно обеспеченной и хорошо образованной семье. Папа девочки, Моисей Липович, занимался издательским делом, а также руководил научным изданием «Матезис». Мама, Фанни Соломоновна, была директором еврейского училища для девочек, преподавала русский язык.

Вера получила прекрасное воспитание. Спокойная и старательная девочка закончила обучение в гимназии, после чего пошла учиться на историко-филологический факультет Высших женских курсов. Но, к сожалению, из-за ослабленного здоровья обучение пришлось прекратить.

По совету врачей Вера на некоторое время отправилась пожить в Швейцарию, климат которой подходил девушке гораздо больше. А после этого начинается череда путешествий. Девушка едет в Париж, который захлестнул ее необычной и насыщенной богемной жизнью. Спустя некоторое время Вера отправляется в Константинополь. Но путешествие было совсем коротким, и вскоре она вернулась в Одессу.

Девушка активно работает журналистом, постоянно путешествуя по Европе. Однако в скором времени ситуация меняется, и Инбер начинает опасаться за свою жизнь. Страхи были не беспочвенны, поскольку двоюродным братом отца Веры был Лев Троцкий. Более того, этот мятежный революционер на протяжении длительного времени проживал в семье Шпенцер, когда был еще совсем юным. Впрочем, судьба миловала Веру, и на ее родственные связи с Троцким новая власть не обратила внимания.

В начале 40-х годов 20 века Вера Михайловна вместе с семьей переезжает в Ленинград. По словам самой поэтессы, этот период был сложнейшим в ее жизни. Она всеми силами пыталась спасти дочь и маленького внука – в начале блокады они были эвакуированы. Впрочем, это не помогло: в пути мальчик, которому не было еще и года, скончался. Это стало для женщины страшным ударом. Но она не сдавалась, понимая, что нужно жить дальше.

Умерла поэтесса Вера Инбер в ноябре 1972 года, она похоронена на Введенском кладбище в Москве.

Личная жизнь

Биография Веры Инбер полна печальных событий. Однако ее личная жизнь сложилась довольно удачно. Первым мужем поэтессы стал журналист Натан (Нат) Инбер, с которым она познакомилась в Париже. С ним она и поехала в Константинополь. Но, находясь в Турции, женщина поняла, что страсть и любовь угасли достаточно быстро. Это заставило ее забрать маленькую дочь Жанну и вернуться в родную Одессу.

Вторым ее мужем стал известный в то время электрохимик Александр Наумович Фрумкин. Но и со вторым мужем Вера прожила недолго. Вскоре она вышла замуж в третий раз – за Илью Давыдовича Страшуна, профессора медицины. Именно с ним она переехала в Ленинград. И с ним оставалась до самой смерти мужа в 1967 году.

Творчество

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. И это в полной мере можно отнести к Вере Инбер. Поэтесса, журналистка, сценарист – она блестяще справлялась с любой поставленной задачей.

Первые стихотворения Вера Инбер начала писать еще в школе – это были достаточно наивные и добрые стихи, небольшие рассказы. Впервые опубликовали ее произведение только в 1910 году.

В 1912 году был напечатан ее первый сборник стихов «Печальное вино», воспринятый критиками неоднозначно. К примеру, Блок и Эренбург были в восторге от книги, а известный в то время литературный критик Иванов-Разумник даже сравнил стихи Инбер с произведениями . Впрочем, были и те, кто отзывался о творчестве юной поэтессы достаточно негативно. Но на это Вера попросту не обращала внимания.

Путешествие по Европе не отдалило девушку от поэзии. Более того, вдохновленная французской богемой, она, живя в Париже, издает сборники стихов, которые становятся популярными не только во Франции, но и в ее родной стране.

Война заставила Инбер вернуться в Одессу, но не повлияла на творческую жизнь поэтессы. Она по-прежнему продолжает активно писать. Помимо этого Вера активно работает в качестве журналиста. Она продолжает бывать в Швейцарии и Германии, а также выступает с лекциями, в которых рассказывает одесситкам о парижской моде и традициях.

Мало кто знает, что Вера Инбер работала над созданием сценариев для нескольких фильмов. Первый из них, «Звезда Олимпии», снятый в 1918 году, так и не выпустили в прокат. А спустя несколько лет, в 1932 году, она пишет сценарий для драмы «Тайна Кара-Тау» и документального фильма «Беломорско-Балтийский водный путь».

Инбер писала достаточно легко, непринужденно. Некоторые ее стихи были посвящены любимому дяде Леве (Троцкому), что, несомненно, могло привлечь повышенное внимание властей. Достаточно жесткими, обличающими были и стихи, касавшиеся антисемитов.

Но поэтессе повезло. Более того, за «Пулковский меридиан» она была удостоена Сталинской премии. Еще одна награда была вручена ей за произведение «Почти три года» – дневник, написанный в блокадном Ленинграде. Также Вере Инбер были вручены награда «Знак почета» и орден Трудового Красного Знамени.

Лишения военного времени сильно изменили женщину. В ней исчезли то озорство, мягкость и легкость слога, делавшие ее стихи такими нежными и приятными. Вера Инбер стала жесткой, критичной, и многие современники ее откровенно недолюбливали. Впрочем, в послевоенное время она занимала достаточно важные позиции в Союзе писателей СССР. Она открыто участвовала в «травле» многих талантливых поэтов.

Говорили, что Вера Инбер «ненавидит современного русского поэта», что она мстит новому поколению литераторов за собственный потерянный талант. Однако все это не умаляет вклада Инбер в русскую литературу, ведь было время, когда из-под ее пера выходили прекрасные произведения.

В последние годы жизни Инбер практически перестала издаваться. Возможно, именно поэтому особой популярностью пользуются именно ранние произведения поэтессы. Так, к примеру, мало кто знает, что к ранним творениям Инбер относится и стихотворение «Девушка из Нагасаки», которое сделал популярным Владимир Высоцкий.

Говоря о творчестве Веры Инбер, следует вспомнить о ее переводах. Благодаря ее стараниям на русский язык переведены произведения многих популярных зарубежных поэтов: Ш. Петефи, Я. Райниса, Т. Шевченко, П. Элюара, М. Рыльского и других. Автор: Наталья Невмывакова