Фонограф - устройство для механической записи и воспроизведения звука , широко использовался в конце 19-го - начале 20-го века.


1. История

1.1. Фонавтограф

Первым известным прибором для записи звуковых колебаний является фонавтограф. Он был изобретен Леоном Скоттом и запатентован 25 марта года. Фонавтограф мог только регистрировать визуальную форму звуковых колебаний, воспроизводить записанный звук было невозможно.

Прибор состоял из трубы (как у духовых инструментов), что фокусировала звуковые волны на мембрану. К мембраны были прикреплены иглу, двигаясь под действием звука чертила его форму на пластинке из закопченного стекла. Позже пластинку было заменено на барабан или цилиндр , покрытый закопченным бумагой. Другой вариант использовал ленту из обычной бумаги и карандаш или перо вместо иглы.

Фонавтограф долгое время оставался лишь одним из лабораторных инструментов, который использовался в исследованиях по акустики . Например, с его помощью примерно определялись частоты музыкальных тонов , наблюдалась форма звуковых волн музыки и разговора. До изобретения фонографа не было осознано, что колебания, регистрируемые фонавтограф, были действительно звуковой записью, для воспроизведения которого хватало лишь воспроизводственного устройства.


1.2. Теоретические разработки

Шарль Крос, французский ученый, разработал теорию (18 апреля 1877), касалась возможного метода записи и последующего воспроизведения. Однако Кросс не дошел до практического изготовления предложенного им устройства.

1.3. Изобретение и использование фонографа

Томас Эдисон объявил об изобретении первого фонографа - прибора для записи и воспроизведения звука - 21 ноября года, и впервые продемонстрировал устройство 29 ноября (запатентовано фонограф 19 февраля года; патент США № 200521). Первые фонограф Эдисона записывали звук на барабан, покрытый фольгой, используя глубинный движение иглы. Ранние патенты Эдисона показывают, что он допускал возможность записи звука в виде спиральной дорожки на диска , но Эдисон сосредоточился на записи в цилиндре (барабане) - он считал, что постоянная скорость иглы при движении по поверхности цилиндра более "научно правильной" (по сравнению с переменной скоростью иглы по спирали на диске). Патент Эдисона отмечал, что дорожка должна быть выдавлена ​​на носителе, и только в году Беллом и Тейнтер было запатентовано метод виризьблювання дорожки.

Одним из первых звукозаписей был куплет детской песенки "Mary had a little lamb". Публичная демонстрация фонографа сразу сделала Эдисона знаменитым. Слушатели были в восторге от "механического звука", кое-кто называл Эдисона "волшебником из Менло Парк". Да и сам изобретатель писал: "Никогда я не был так потрясен в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые начинают работать с первой попытки". Изобретение было также продемонстрировано в Белом доме и во Французской Академии Наук (физиком ДюМонселем).

К 1887 году Эдисон занимался фонографом эпизодически (через работу над другими проектами, в том числе лампой накаливания). Продолжая совершенствование, он попытался использовать восковой диск вместо фольги (идея была предложена Шарлем тент). Эдисон составил список из десяти вариантов возможного использования фонографа:

  • Запись писем под диктовку
  • Книги для слепых
  • Обучение ораторскому искусству
  • Запись музыки
  • Запись голоса членов семьи
  • Музыкальные шкатулки и игрушки (например, куклы)
  • Звуковые часы
  • Запись речей великих людей
  • Учебные записи
  • Дополнительные принадлежности для телефона

Изобретение, однако, получил настолько большой успех, что Эдисон основывает Национальную Фонографические компании (National Phonograph Company), которая осуществляет ряд музыкальных и театральных записей, которые были представлены публике в году. Небольшая цена аппарата и носителей (первые фонографы стоили всего 18 .. 20 долларов) и относительная простота использования способствовала тому, что на фонограф был записан много литературных и музыкальных произведений, которые теперь представляют большую ценность.

Использовался фонограф и в Украине. Например, в году при содействии Леси Украинский была организована уникальная этнографическую экспедицию на Полтавщину для записи народных дум и песен.


2. Дальнейшее развитие механической звукозаписи

Параллельно с разработкой фонографа развивалась также и технология записи звука на плоский диск (пластинку). Такой вариант был предложен Эмиль Берлинер в году, а в он получил патент на граммофон . Пластинки имели одно важное преимущество по сравнению с барабанами - их можно было массово производить с помощью штамповки или литого формирования, таким образом существенно снижая цену и повышая прочность носителя. Кроме того, массивная железная платформа, на которой вращается пластинка, выступает в роли маховика , поддерживая более-менее постоянную скорость вращения, что помогает избежать плавающих искажений звука.

Эдисон также предложил свою модель "дискового фонографа" в году, однако она была несовместима с рядом популярных в то время моделей, так не получила широкого распространения.

После изобретения звукоснимателя механический звукозапись получил новый толчок для развития и многочисленных усовершенствований. Электропроигрыватели и виниловые пластинки оставались одним из основных методов воспроизведения звука в 80-х годов 20-го века.


3. Терминология

В Европе название "граммофон" применялась столь широко, что стала нарицательным. В США , однако, "Граммофон" был торговой маркой, широко не использовалась после года. Поэтому в американском диалекте английского языка словом phonograph называются все устройства механической записи и воспроизведения звука.

В украинский (и многих других) языках традиционно сложилась следующая терминология.


"Это изобретение стало поразительным событием того времени и фактически открыло для человечества эру аудиозаписи.
Первый фонограф представлял собой цилиндр, покрытый оловянной фольгой. С ним соприкасалась игла, прикрепленная к диафрагме приемной части телефона. Устройство было снабжено рупором. Цилиндр вращался от руки и, если при этом в рупор произносились слова, игла, колеблясь вместе с мембраной вверх и вниз, оставляла на фольге канавку в виде впадин и выступов. Но самое главное свойство такой записи состояло в том, что звук потом можно было воспроизвести. Стоимость всего устройства составила 18 долларов. Первое, что удалось записать с помощью такой техники, были слова из детской песенки «У Мэри был барашек» (Mary had a little lamb).
В этом же году состоялись первые публичные демонстрации и выставки фонографов в США и в Европе. В 1879 году успешная демонстрация аппарата прошла в России, в Московском музее прикладных знаний (ныне Политехнический музей). Все демонстрации проходили при большом скоплении народа. Так на Всемирной Парижской выставке 1889 года около выставленных фонографов происходило, как писали газеты того времени, «вавилонское столпотворение». Ежедневно сто экспонировавшихся фонографов прослушивало 30 тысяч посетителей, терпеливо стоявших в очередях. Изобретение фонографа сразу сделало Эдисона знаменитым. Многим тогда возможность воспроизведения звука казалась настоящим волшебством, поэтому Эдисона окрестили «Волшебником из Менло-Парк» (в местечке Менло-Парк, недалеко от Нью-Йорка, находилась в то время лаборатория Эдисона). Сам Эдисон был настолько поражен собственным открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлен в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза».
Тогда же Эдисону пришла в голову мысль, за которую ему должны быть благодарны историки. Он понял, что может с помощью своего изобретения увековечить речь величайших представителей современности, и разослал первую партию фонографов самым знаменитым людям мира, находившимся в преклонном возрасте. В России фонограф получил Лев Николаевич Толстой. Теперь в Литературном музее можно услышать голос великого писателя.
Фонограф стал любимым детищем Эдисона. На протяжении почти 40 лет он неоднократно возвращался к нему, внося все новые усовершенствования, на которые получил 80 патентов. В частности, оловянную фольгу на цилиндре заменил слоем воска, применил плавающую иглу, цилиндр приводился во вращение электродвигателем.
Фонографы стали очень популярны в США и Европе. Этому во многом способствовало появление множества записей музыки популярных в то время исполнителей (например, итальянского тенора Энрико Карузо), созданных появившимися звукозаписывающими компаниями. Успех повлек за собой появление все новых моделей. Во Франции появились фонографы с увеличенной скоростью вращения. Швейцарские производители стали специализироваться на маленьких переносных фонографах. Усовершенствованными фонографами пользовались вплоть до 30-х годов ХХ века, хотя уже в 1887 году известный американский изобретатель, эмигрант из Германии, Эмиль Берлинер радикально усовершенствовал фонограф Эдисона, отказавшись от цилиндра и заменив его штампованными пластинками; и подал патентную заявку на «граммофон с плоскими пластинками».
Из множества изобретений Томаса Эдисона фонограф является одним из самых главных. Идея аппарата, способного записывать человеческую речь и музыку на восковой валик, оказалась абсолютно новой. Устройство не имело вообще никаких аналогов и являло собой абсолютно самостоятельное изобретение, проложившее дорогу созданию граммофона, патефона, проигрывателя, диктофона и магнитофона. Последние звенья в этой цепи изобретений каждый из нас может увидеть сегодня на прилавках магазинов аудиоаппаратуры - это проигрыватели компакт и минидисков".

24 марта 1878 года на заседании Французской Академии наук произошел скандал. Поднял его академик Бульо. Нарушая все нормы академической вежливости, он кричал известному физику де Монселю:

Негодяй! Плут! Вы думаете, что мы позволим чревовещателю надувать нас?

Необузданный гнев Бульо вызвал маленький аппаратик, который принес на заседание де Монсель. Этот аппарат обладал способностью записывать и воспроизводить звуки. Такого мужи французской науки еще не видали. Отсюда и мысль о мистификации, возникшая у Бульо.

Бульо стоял на своем даже после заключения экспертов. С упрямством, достойным лучшего применения, он повторял:

Разве можно допустить, чтобы презренный металл воспроизводил благородный голос человека?

Изобретение фонографа

Эта забавная история убедительно показывает, сколь неожиданным было изобретение Эдисона. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что при испытаниях прибора удивился даже сам изобретатель:

«Я плохо верил, - говорил он, - в то, что моя машина будет работать. Я ожидал, что, возможно, услышу одно или два слова и это даст мне надежду на осуществление идеи в будущем. Когда Крузи почти окончил работу, он спросил меня, для чего предназначается аппарат. Я сказал, что хочу записывать разговор, а затем машина должна будет его воспроизводить. Он считал это абсурдом. Однако аппарат был закончен. На цилиндре, снабженном канавками по поверхности, была натянута фольга. Я прокричал фразу, урегулировал репродуктор, и машина воспроизвела мой голос. Никогда в моей жизни я не был так поражен. Все были удивлены. Я всегда боялся новых вещей, которые работают сразу. Долгий опыт доказал мне, что в новом аппарате всегда имеются недостатки, которые мешают его коммерческому применению. Но здесь я почувствовал что-то, что не возбуждало сомнений».

Изобретенный Эдисоном фонограф позволял посылать говорящие письма.

Закончив испытания фонографа , Эдисон, человек практический, составил список возможностей нового аппарата. На первом месте стояло говорящее письмо. Несколько лет спустя президент Мексики генерал Диас во всеуслышание объявил о новом способе сообщения.

Фонографическое сообщение

Наконец, - сказал президент, - заключен контракт с представителем фирмы Томаса Алвы Эдисона для установления фонографического сообщения. Пока еще нельзя окончательно решить, насколько будет успешно это предприятие, так как Мексика - первая страна, решившаяся применить это средство сообщения, но тем не менее многое обещает благоприятные результаты.

Речь генерала Диаса, произнесенная в апреле 1890 года, не осталась незамеченной. Русский «Почтово-телеграфный журнал», издававшийся далеко от Мексики, не замедлил прокомментировать выступление мексиканского президента. Журнал сообщал, что фонографы установлены в почтовых отделениях и работают при уплате от шести до двенадцати сентаво за тысячу слов. Затем чиновник упаковывал и отправлял фонограмму. Адресата приглашали в ближайшее почтовое отделение прослушать письмо.

«Так как большинство населения Мексики неграмотно, - заканчивал свое сообщение журнал, - то есть основания предполагать, что публика воспользуется услугами этого нового вида общественного писца для взаимных сообщений».

Говорящие письма

Минуло несколько десятилетий. Давно отказались мексиканцы от говорящих писем, но число неграмотных в Мексике почти не уменьшилось. И если в 1900 году их было 7 636000, то в 1940 оставалось 7 544000. В 1943-1946 годах мексиканское министерство просвещения повело энергичную кампанию за ликвидацию неграмотности. Одним из агитаторов стала почтовая марка. Была выпущена серия марок разной стоимости, с одним рисунком: сильные руки срывали с глаз человека повязку, мешавшую ему увидеть мир во всей красоте.

Говорящие письма не получили мирового применения. Марка Мексики призывает бороться с неграмотностью.

Говорящее письмо не оправдало надежд Эдисона. «Общественного писца» из потомков фонографа не получилось. Впрочем, стоит ли укорять изобретателя? Просчитавшись в первом пункте своей программы, он взял реванш в последнем, где шла речь о соединении фонографа с телефоном.

Сегодня его пророчество сбывается. Говорящие письма находят применение в космонавтике. Очень скоро магнитные ленты звукозаписывающих аппаратов станут «ящиками для писем и газет». Радиоволны донесут до нас говорящие письма, посланные с космических кораблей, улетевших на разведку Вселенной.

Грохотом взрывающихся котлов возвестили о своем вступлении в мир транспорта и связи потомки чайника. Но, начав рассказ о паре с его стремительного подъема, мы попрощаемся с паровой техникой в дни ее явного упадка. И хотя великая промышленная революция, свершенная при помощи паровых двигателей, потрясла человечество, этим двигателям так и не пришлось воспользоваться ее плодами. Паровые машины сошли на нет.Тихо и незаметно уступили они место двигателям внутреннего сгорания. Именно эти двигатели подняли почту на новую ступень - они сделали ее крылатой.

Традиционно гвоздика встречается практически в каждом рецепте пряников и пуншей. Эта пряность улучшает вкус соусов, а также мясных и овощных блюд. Ученые обнаружили, что пряная гвоздика является прекрасным антиоксидантом и поэтому подходит для укрепления защитных сил организма.

Читать полностью

Рубрика: Здоровый образ жизни

Черемша (дикий чеснок) - своего рода предвестник весны, которого ждут с нетерпением. Это неудивительно, ведь нежные зеленые листья дикого чеснока являются не только кулинарной, но и полезной для здоровья изюминкой! Черемша выводит токсины, снижает кровяное давление и уровень холестерина. Она борется с существующим атеросклерозом и защищает организм от бактерий и грибков. В дополнение к большому количеству витаминов и питательных веществ, дикий чеснок также содержит активный ингредиент аллиин - природный антибиотик с разнообразным целебным действием.



Рубрика: Здоровый образ жизни

Зима – время гриппа. Ежегодная волна заболеваний гриппом обычно начинается в январе и длится три-четыре месяца. Можно ли предотвратить грипп? Как защитить себя от гриппа? Является ли вакцина против гриппа действительно единственной альтернативой или есть другие способы? Что конкретно можно сделать для укрепления иммунной системы и предотвращения гриппа естественными способами, вы узнаете в нашей статье.

Читать полностью

Рубрика: Здоровый образ жизни

Существует множество лекарственных растений от простудных заболеваний. В нашей статье вы познакомитесь с наиболее важными травами, которые помогут вам быстрее справиться с простудой и стать сильнее. Вы узнаете, какие растения помогают при насморке, оказывают противовоспалительное действие, облегчают боль в горле и успокаивают кашель.

Читать полностью

Как стать счастливым? Несколько шагов к счастью Рубрика: Психология отношений

Ключи к счастью находятся не так далеко, как это может показаться. Есть вещи, которые омрачают нашу действительность. От них необходимо избавляться. В нашей статье мы познакомим вас с несколькими шагами, с помощью которых ваша жизнь станет ярче, и вы почувствуете себя счастливее.

Читать полностью

Учимся извиняться правильно Рубрика: Психология отношений

Человек может быстро что-то сказать и даже не заметить, что он кого-то обидел. В мгновение ока может разгореться ссора. Одно плохое слово следует за следующим. В какой-то момент ситуация настолько накаляется, что, похоже, из нее уже нет выхода. Единственное спасение - чтобы один из участников ссоры остановился и извинился. Искренне и дружелюбно. Ведь холодное «Извините» не вызывает никаких эмоций. Правильное извинение - лучший лекарь для отношений в каждой жизненной ситуации.

Читать полностью

Рубрика: Психология отношений

Сохранять гармоничные отношения с партнером - это не просто, но бесконечно важно для нашего здоровья. Можно правильно питаться, регулярно заниматься спортом, иметь прекрасную работу и много денег. Но ничто из этого не поможет, если у нас есть проблемы в отношениях с дорогим человеком. Поэтому так важно, чтобы наши отношения были гармоничными, а как этого добиться, помогут советы в данной статье.

Читать полностью

Неприятный запах изо рта: в чем причина? Рубрика: Здоровый образ жизни

Плохой запах изо рта - довольно неприятный вопрос не только для самого виновника этого запаха, но и для его близких. Неприятный запах в исключительных случаях, например, в виде чесночной пищи, прощается всем. Хронический плохой запах изо рта, однако, может легко продвигать человека к социальному офсайду. Так не должно происходить, потому что причина неприятного запаха изо рта может быть в большинстве случаев относительно легко обнаружена и устранена.

Читать полностью

Рубрика:

Спальня всегда должна быть оазисом мира и благополучия. Очевидно поэтому многие люди хотят украсить спальню комнатными растениями. Но целесообразно ли это? И если да, то какие растения подходят для спальной комнаты?

Современные научные знания порицают древнюю теорию о том, что цветы в спальне неуместны. Раньше считалось, что зеленые и цветущие растения ночью потребляют много кислорода и могут вызвать проблемы со здоровьем. На самом деле комнатные растения имеют минимальную потребность в кислороде.

Читать полностью

Секреты ночной фотосъемки Рубрика: Фотография

Какие же настройки камеры следует использовать при длительной экспозиции, ночной фотосъемке и фотосъемке с низким уровнем освещения? В нашей статье мы собрали несколько советов и рекомендаций, которые помогут Вам сделать качественные ночные фотографии.

Изобретатель фонографа, Томас Альва Эдисон, смог поразить огромную массу своих современников.

Представленная им звукозапись показалась людям настоящим волшебством, за что Эдисон был прозван «волшебником из Менло Парк» (Менло Парк – это лаборатория, в которой работал учёный).

Предпосылки

Первый показ фонографа состоялся в 1877 году. Однако исследования процесса звукозаписи велись значительно раньше – с 1857 года. Именно тогда парижский промышленник Мартенвиль изобрёл «фоноавтограф». Он обладал практически всеми основными деталями, «перекочевавшими» в фонограф:

  1. Акустический конус (рупор);
  2. Мембрана, соединённая с иглой и фиксирующая звуки;
  3. Стеклянный цилиндр, вращавшийся вручную.

Цилиндр покрывался копотью или бумагой. Игла, реагируя на звук, чертила на покрытии цилиндра звуковую дорожку. Так Мартенвиль показал, как можно записывать звук. Однако он не смог придумать, как воспроизвести сделанную запись.

Эдисон добавил к этой конструкции более жёсткое покрытие, которое сохраняло дорожку и при повторном вращении барабана могло воспроизвести запись. Первоначально это была фольга, но впоследствии её заменили на более долговечный воск.

Несколько позже Эдисон предложил вариант дискового фонографа, который давал более качественную запись, однако граммофоны и патефоны новых типов к тому времени вытеснили изобретение отца-основателя. Интересно, что другой француз, Шарль Кро, в том же 1877 году представил изобретённый им «палефон», практически полностью аналогичный фонографу Эдисона.

Признание Эдисона

Эдисон, который до того времени был малоизвестным механиком-экспериментатором, моментально прославился. Сам он удивлялся и даже немного боялся такого признания. Боялся он и своего фонографа, который «начал работать с первого раза»: многие другие изобретения Эдисона поначалу были неудачными, так что ему приходилось долго и мучительно их дорабатывать или бросать затею, если он окончательно в ней разочаровывался.

Томас Альва Эдисон фото

  1. Запись музыки;
  2. «Говорящие книги» для слепых;
  3. Запись звуковых писем;
  4. Обучение ораторскому искусству;
  5. Запись голосов членов семьи;
  6. Музыкальные игрушки (шкатулки, куклы и др.);
  7. Запись речи выдающихся людей;
  8. Говорящие часы;
  9. Звуковые учебники;
  10. Дополнительная «приставка» к телефону (под этим, возможно, имелся в виду автоответчик).

Дальнейшая судьба изобретения

По сути, Эдисон изобрёл не только аппарат для звукозаписи (который он, строго говоря, всего лишь доработал), но и саму звукозаписывающую индустрию. Через некоторое время звукозаписывающие аппараты разных типов – граммофоны, патефоны, электрофоны и др. – заполнили мировой рынок.

Среди первых записей, продемонстрированных Эдисоном, публику больше всего впечатлили концертные и театральные. Это и определило приоритетные отрасли развития звукозаписи – сфера искусства и развлечений. Первые записи такого рода имели лишь рекламный характер.

Качество звука было посредственным, длительность записи – небольшой, а валики быстро изнашивались. Поэтому фонограф служил этакой звуковой афишей, которую демонстрировал организатор концерта на площади перед театром. Однако вскоре были изобретены «долгоиграющие» диски, которые давали приемлемое качество и высокую громкость звука и могли храниться много лет.

Это в корне изменило музыкальную культуру, ведь теперь публика увидела, что можно не посещать концерты, а слушать пластинки сколько угодно раз у себя дома. Публичные мероприятия – концерты – теряли популярность и, соответственно, прибыль, однако росла доходность звукозаписывающих компаний.