1. Имеет ли Америка право на экспорт демократии?
  2. Будущее американского федерализма в условиях глобализации.
  3. «The USA Patriot Act» и проблема свободы.
  4. Международные акции США по защите прав человека в начале на рубеже XX-XXI вв.
  5. Политика компенсационной дискриминации: pro et contra.
  6. Взаимодействие Конгресса и президента США в период войны в Ираке.
  7. Бюрократия и демократия: можно ли контролировать деятельность бюрократии в США?
  8. Является ли право на аборт конституционным?
  9. Верховный суд США и международный закон.
  10. Борьба за право на брак представителей сексуальных меньшинств в США.
  11. Последствия монополизации медиа –индустрии в США.
  12. Какой образ мира формируют американские СМИ.
  13. Почему снижается политическая активность американцев?
  14. Достоинства и недостатки современной двухпартийной системы США.
  15. Партийная борьба в США и проблема redistricting.
  16. Выборы 2008 г. в Соединенных Штатах: стратегия демократов.
  17. Выборы 2012 г.: перспективы республиканцев и демократов.
  18. Группы интересов в США в условиях глобализации.

Примечания:

  1. Список тем эссе может быть расширен в соответствии с интересами студента после консультации с преподавателем.
  2. При подготовке эсcе необходимо использовать список обязательной и дополнительной литературы, а также Интернет-ресурсов по курсу «Политическая система США».

Методические указания к коллоквиуму:

«Группы интересов в американской политике»

Список вопросов

  1. Что такое группы интересов (лобби) и чьи интересы они могут представлять?
  2. Механизмы организации групп интересов и их роль в политической жизни американского общества.
  3. Ресурсы групп интересов.
  4. Механизмы влияния групп интересов в США на политику: прямое лоббирование (оказание давления на Конгресс, президента, органы исполнительной власти); система постоянно действующих связей между комитетом в Конгрессе, органом исполнительной власти и группой интересов (iron triangle); судебные разбирательства; PR-кампании; использование электорального процесса.
  5. Новое политическое движение 1960-1970-х гг. и возникновение групп общественных интересов (public interest groups).
  6. Характеристика деятельности одной из групп общественных интересов второй половины XX в. (по выбору).

Список источников и литературы

Источники

Теория и практика демократии. Избранные тексты. М., 2006. Глава 7. Группы интересов. С. 309-359.

Обязательная

Джанда К., Берри Дж., Голдман Дж., Хула К. Трудным путем демократии.

Процесс государственного управления в США. М., 2006. С. 287-317.

Хейвуд Э. Политология. М., 2005. С. 344-352.

Barbour Ch., Streb M.J. Clued in to Politics. A Critical Thinking Reader in American Government. Boston, N.Y., 2004. С. 309-332.

Ginsberg G., Lowi Th., Weir M. We the People. An Introduction to American Politics. New York, London, 2005 (Study outline: www.wwnorton.com/wtp5e). P. 426-464.

Дополнительная

Interest Group Politics. Washington, 1983.

Moe T. M. The Organization of Interests. Chicago, 1980.

Olson M. Jr. the Logic of Collective Action: Public Goods and the theory of Groups. Cambridge, 1971.

The Politics of Interests: Interest Groups Transformed. Westview, 1992.

Интернет-ресурсы

http://www.psr.keele.ac.uk/parties.htm - информационный сайт групп интересов в различных странах, включая США;

http://www.politicalusa.com/link/Interest_Groups/ - сайт групп интересов в США;

http://usgovinfo.about.com/blorgs.htm - сайт, посвященный деятельности групп интересов и общественных организаций в США.
Вопросы к письменной итоговой аттестации

  1. Концепты свободы, равенства и демократии в системе американских политических ценностей.
  2. Американский либерализм и консерватизм. Общая характеристика.
  3. Основополагающие принципы Конституции 1787 г.
  4. Билль о правах и принятие новых поправок к Конституции США.
  5. Эволюция политической системы США: от Ранней республики к «Эре Джексона».
  6. Смысл и контуры американского федерализма. «Традиционный федерализм», кооперативный федерализм, «Новый федерализм».
  7. Гражданские свободы американцев.
  8. Основные этапы борьбы за гражданские права в США.
  9. Роль Конгресса в реализации принципов американской демократии. «Конгрессовские периоды» в истории США.
  10. Процесс законотворчества в Конгрессе.
  11. Конституционные основы президентской власти. «Президентские периоды» в истории США.
  12. Характеристика современного института президентской власти в США.
  13. Федеральная судебная система. Разграничение юрисдикции федеральных судов и судов штатов.
  14. Верховный суд как орган конституционного надзора. Расширение власти федеральных судов во второй половине XX вв.
  15. Система сдержек и противовесов в политической системе США.
  16. Факторы, оказывающие влияние на процесс политической социализации в США. Механизмы формирования политических взглядов американцев.
  17. Опросы общественного мнения в США и их значение.
  18. Принципы функционирования медиа-индустрии в США и ее влияние на политический процесс.
  19. Формы политической активности американцев и механизмы политической мобилизации американского общества.
  20. Процесс голосования в США. Основные этапы борьбы американцев за расширение избирательных прав.
  21. История и двухпартийной системы в США.
  22. Роль партий в политической жизни Соединенных Штатов.
  23. Выборы в США: типы избирательных кампаний и избирательных систем.
  24. Организация президентской избирательной кампании.
  25. Механизмы влияния групп интересов в США на политический процесс.

Тематический план курса

Тема лекции Всего
Раздел 1 . Основополагающие принципы политической системы США
1. Введение в американскую политическую культуру. 2 2
2. Выработка Конституции США и формирование основ современной политической системы. 2 2
3. Американский федерализм. 2 2
4. Гражданские свободы и права. 2 2
Раздел 2. Национальные институты власти
5. Конгресс и принципы функционирования законодательной власти. 2 2
6. Институт президентской власти. 2 2
7. Судебная система США. Судебная власть и политика. 2 2
Раздел 3. Политическая жизнь США
8. Роль общественного мнения. 2 2
9. Влияние средств массовой информации. 2 2
10. Политическое участие и голосование. 2 2
11. Политические партии в США. 2 2
12. Выборы в Соединенных Штатах 2 2
Коллоквиум: «Группы интересов в американской политике» 2
ВСЕГО: 24 часа 26 часов

Вы узнаете, что такое эссе и каковы его особенности. Расскажу, как пишется материал в таком жанре и каких форматов бывает. Также не обойдемся и без примеров. Разберем как хорошие, так и плохие образцы.

Эссе (от фран. essai «попытка», «проба», «очерк» ) — это литературный жанр прозаического сочинения небольшого объема и свободной композиции. Выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу и не претендует на исчерпывающую трактовку темы.

Здесь можете быть настолько субъективны, насколько хотите. У вас нет задачи осветить тему целиком. Вы не претендуете на мнение в последней инстанции. Это только ваши соображения по конкретной теме.

Основоположником данного жанра считается Мишель Монтень. Его книга «Опыты » как раз состоит из эссе на самые разные темы. Например, о чести, совести, деньгах, морали и так далее.

Продолжателями традиции были Дени Дидро, Вольтер и Андре Моруа. Но это классики.

Андре Моруа

Дмитрий Лихачев

Дмитрий Быков

Юрий Олеша

Эссе — это также художественно-публицистический жанр, который находит широкое применение в современном мире, печати и литературе.

Вместо фактов на передний план выходит оригинальность мышления автора. Вам теперь не нужно бегать по интернету в поисках темы и информационного повода. Здесь повод тоже присутствует. Но это скорее просто мысль, какая-то тема, за которую вы ухватились и решили порассуждать.

Тут вы показываете свой интеллект и эмоции. Это вариант показать свой слог, потому как вы не ограничены конкретным стилем. Можно использовать любые выражения и все краски языка.

Тут нет никаких рамок!

Это прекрасная форма чтобы показать свой интеллект и начитанность. Это один из идеальных форматов для блога. Если посмотреть на блоги и сайты, то чаще всего они состоят из статей и эссе.

Форма и виды эссе

Существуют определенные виды эссе и ее формы. Вот небольшая классификация данного жанра.

Основные типы:

  • Субъективное (личностное ) — раскрывается определенная сторона личности автора
  • Объективное — относится к какой-то идее или предмету описания. Например, какой-то специалист пишет материал на определенную тему.
  • Духовно-религиозное
  • Философское
  • Художественное-публицистическое
  • Литературно-критическое
  • Художественное
  • Историческое и прочее

По литературной форме:

  • Письмо
  • Страничка из дневника
  • Лирическая миниатюра
  • и прочее

Еще бывает:

  • Аналитическое
  • Описательное
  • Критическое
  • Повествовательное
  • Рефлексивное и так далее

Как писать эссе

Теперь поговорим о том, как писать эссе правильно и интересно.

Для начала, давайте рассмотрим критерии данного жанра:

  • Небольшой объем и конкретная тема
  • Личностный подход к раскрытию, субъективность
  • Свободная композиция: впечатления, воспоминания, ассоциации
  • Свободное использование лексического состава языка
  • Атмосфера доверия, беседа
  • «Я в мире» и «мир во мне»

Объем эссе и тематика

Объем эссе для научных материалов составляет в пределах 2 — 3 тысячи знаков. Как правило, это для студентов и специалистов. Больше встречается редко. В может быть только еще меньше.

Исключение составляет лишь литературный жанр. В нем размер эссе может быть любой потому как, это свободный жанр. Оно может состоять как из одной фразы, так и целой книги.

Размер должен быть такой, чтобы можно было высказаться. Чтобы успеть сказать самое главное, пока читателю не стало скучно.

Следующий признак, это конкретная тема.

Мы не пишем эссе на тему «мир во всем мире ». Не нужно чтобы получались дневники деревенского философа после бутылки самогона. Нужно ограничить себя какой-то конкретной темой и проблемой.

Подход и композиция

Это еще и личностный подход к раскрытию темы. То, что вы лично думаете по этому поводу. Какие ваши эмоции и ощущения. Субъективность — это признак эссе.

Следующее, это свободная композиция.

Тут нет правил с чего начать и чем закончить. Вы не только описываете свои впечатления. Но также можете описать воспоминания и ассоциации.

Например, вы пишите о том, как пошли в московскую булочную. На улице увидели, как молодой человек решил помочь пожилому мужчине перейти дорогу.

Это натолкнуло вас на размышление о морали современной молодежи. На ваши воспоминания о Москве не сегодняшнего дня, а 1943 года. Тогда вы были ребенком и тоже наблюдали похожую ситуацию.

То есть в жанре эссе можно уйти во время и пространство. Что-то вспомнить и рассказать о каких-то ассоциациях. Это будет свободная композиция.

Фразы для эссе

Еще признак, это свободное использование лексического состава языка. Это все те фразы для эссе, которые программа Word нам подчеркивает.

Microsoft Word — это редактор для документов. Поэтому он часто подчеркивает слова с яркой экспрессивной окраской. Сюда подпадают старорусские и экспрессивные слова (треснул, шмякнул, разглагольствовал ).

При написании эссе, это вас не должно волновать! Ведь в таком жанре можно использовать все богатство лексического языка.

Атмосфера и правила написания эссе

Еще здесь сохраняется атмосфера доверия. Это такая задушевная беседа с читателем за чашкой чая на кухне.

В эссе мы стараемся показать себя в мире и мир в нас. Это две грани жанра. То, что вы видите и как ощущаете. А также, какое место занимаете по отношению к этому событию.

Правила написания эссе:

  1. Писать о том, что интересно
  2. О то, что думаешь или ощущаешь
  3. Писать так, как хочется

Получается, что писать в таком жанре — это значит стараться быть свободным. Но писать свободно, это не значит, как попало.

Чтобы написанное было интересно другим людям, нужно все оживлять своим интересом. Учиться писать вкусно и увлекательно. Обучаться свободному полету.

Эссе на тему

Многие сталкиваются с такой проблемой, как написать эссе на тему, которая подходит именно для меня. Как правило, не было бы темы, было лишь желание.

Скажу, что для каждого из нас припасено бесконечное количество тем. Все они запрятаны в нашем собственном невнимании.

Поэтому в первую очередь нужно научиться замечать удивительное в неприметном — такое, о чем захочется написать.

Еще одна важная часть, это суметь сберечь найденную тему. Поэтому лучше заранее ее записать, чем пытаться просто запомнить.

В общем, тут очень легко подобрать тему.

Можно написать о том, что сейчас пришло в голову. Или о том, что вам наиболее интересно в жизни. Можно даже написать о своем страхе или мечте.

События

Темой могут послужить события. Это то, что происходят вокруг нас. Крупные, мелкие и даже еле заметные. В каждом из них скрыта своя тема. А если сам участвуешь в этом событии, то можно разглядеть его изнутри.

Очень полезно написать о событии по горячим следам.

Если что-то произошло недавно, то можно вспомнить подробности, которые потом начинают забываться. А если к событию, добавить фантазию, то оно может стать прекрасной темой для сказки.

Ситуации

Тема кроется и в ситуации. Всякое привычное положение дел постепенно перестаешь замечать. Но в любую ситуацию можно всмотреться заново если найти новую точку зрения.

В литературе такой прием называется «остранение » от слова «странный ».

Взгляни на привычное глазами марсианина, который в первый раз прилетел на Землю. Еще можно посмотреть на ситуацию глазами ребенка и даже кота.

Впечатления

Из новых впечатлений тему добыть вроде бы легче. Но и в старых можно обнаружить что-то важное, чему раньше не придавали значения.

Если что-то вбилось в память, значит было из-за чего. Поэтому лишний раз проработайте все свои впечатления. Уверен, найдете что-то интересное для себя.

Переживания

Это еще более плодоносный слой, чтобы написать эссе на нужную тему. Каждое переживание погружает тебя в некоторую тему.

Переживания — это внутренние события. Они еще глубже внешних и любых других впечатлений. Нужно только подумать — какой жанр лучше подходит чтобы написать о том или ином переживании.

Люди

Каждый из тех людей, кто рядом с нами, это тоже сокровищница тем. У другого человека свои события, впечатления и переживания. Поэтому нужно пообщаться с такими людьми. Расспросить их или выслушать.

Разговаривая с людьми, можно узнавать про удивительные повороты в жизни. Да и сам человек — это тоже особая тема.

Попробуйте вглядеться в незнакомого человека, который находится недалеко от вас. Представьте, кем он работает и какой у него характер. Что необычного случалось в его жизни.

Предметы

Еще для тем служат предметы. Можно написать сочинение эссе на тему от случайно доставшегося вам предмета. Кажется, что любая вещь хочет, чтобы ее разгадали.

К примеру, с виду обычный камень.

Но если прикоснуться к нему своим воображением, то он может стать метеоритом. Еще может быть волшебным камнем алхимика или сувениром из далеких земель.

Структура и план эссе

Теперь давайте разберем, каким должен быть план эссе и что сюда писать. Вот структура написания материала:

  1. Вступление
  2. Основные причины
  3. Дополнительные причины
  4. Развязка
  5. Заключение

Возможно, некоторые из вас не знают, как начать эссе. Но не переживайте! Тут ничего сложного нет. В первой части (введении ) достаточно обозначить то, как собираетесь решать проблему.

Особо тут не расписывайте!

Размер вступления должен быть небольшим. Просто опишите в общих чертах решение проблемы. Или же можно сразу задать вопрос читателю, а уже в других частях его раскрывать.

Еще лучше будет, если в начало эссе вы заложите интригу. Это очень хорошо подогреет интерес к материалу. Особенно это полезно для каких-то специфических и сложных тем.

В частях 2 и 3 вы должны продемонстрировать читателю, что разбираетесь в теме. Тут нужно показать, что все сбалансировано.

К примеру, во второй части будут причины, поддерживающие то, что в четвертой части. Это будет «За». А в третьей части будут причины против того, что в четвертой части.

Но это лишь условное деление.

Во второй части у вас могут быть самые сильные причины «за» и «против». А в третьей части какие-то дополнительные причины.

Главный способ написать хороший материал — это писать по плану. Но он не должен быть слишком подробным. Были схемы, где прописывали от и до. Но сочинения в таких случаях получались не самыми хорошими.

План написания эссе — это понимание того, чего вы не должны рассказывать в самом начале. Это умение оставить свою главную идею именно для развязки. То есть для четвертой части.

Развязка — это то, что вы утверждаете и очень четко заявляете. Это должно быть что-то из второй или третьей части. Добавляете какую-то информацию от себя лично. Она важна именно для вашего эссе и утверждения. Поэтому четвертый пункт — это развязка.

Как правило, это будет самая объемная часть всего материала. В ней вы снова перечисляете факты, поддерживаемые цитатами. Понятно, логично и по порядку только то, что имеет отношение к вопросу.

Параграф 5 , как и 1 должен быть небольшими. Он логически выводится из четвертого пункта. Это вывод из всего сказанного ранее.

Примеры эссе

Давайте посмотрим на некоторые примеры эссе. Заодно разберем ошибки, которые допускают многие авторы. Чтобы лучше закрепить тему, вам будут предоставлены как хорошие варианты, так и плохие.

Плохие варианты

Начнем с плохих материалов. Вот лишь небольшая часть материала.

Это была попытка эссе на тему концерта.

Сам мир не показан. Идут только эмоции, которые захлестывают автора. Но мы их не разделяем потому что сами не поняли, что это было за событие. Мы ничего не увидели. Поэтому нам это не интересно.

Вот второй пример по тому же информационному поводу.

Тут только событие. Это может быть уместно в , как начало. Еще такой пример может подойти для рассказа или статьи.

Но это вовсе не эссе!

Почему? Потому что тут вообще, нет эмоций. Здесь только показан мир. А наша задача, это сохранить баланс.

Хороший образец эссе

Давайте рассмотрим хорошие примеры. Первый образец эссе, это материал Авдотьи Смирновой «Прощание Славянки ». Он посвящен теме духовности.

Во-первых, здесь ехидный и доверительный тон. Использованы фразы и образы, которые были бы явно неуместны в статье.

Давайте посмотрим только на завершение материала. То есть, как автор обращается к менеджерам, бухгалтерам, депутатам и так далее.

Видно, что это достаточно, вольный стиль и ассоциации.

В самом начале текста было обращение к читателям (оно не обязательно ). Это просто как способ создания эффекта беседы.

Тут есть отражение нашей действительности 90-х и эмоции автора по данной теме. Согласитесь, читать такой материал было интересно.

Еще один хороший пример эссе .

Здесь уже не так едко и образно, как в предыдущем образце.

Видно, что где-то это похоже на

Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку - достаточно абстрактное понятие. Скорее можно говорить о проблемах. В каждом тексте, предложенном для анализа участнику ЕГЭ, содержится несколько проблем. Обычно их бывает как минимум три, но есть тексты, в которых можно выявить до десяти проблем.

Самый субъективный момент. Фактически проблема может присутствовать в тексте, но при этом не содержаться в материалах для экспертов, проверяющих работы учеников. Большинство экспертов в подобных ситуациях засчитывает формулировку проблемы.

Сложность в другом: порой ученик некрасиво с точки зрения русского языка формулирует проблему, при этом мысля в верном направлении. Получается верное, но трудное для восприятия содержание. Не всегда эксперт улавливает связь между текстом работы и материалами, согласно которым он должен производить проверку. В результате правильная мысль оценивается нулем баллов.

Как избежать этого? Существует список тем (проблем) сочинений ЕГЭ по русскому языку, он будет приведен ниже. В этом списке даны краткие, но точные формулировки, которые точно будут понятны для эксперта. Многие из них взяты из материалов для экспертов для проверки экзаменов прошлых лет или из официальных пробных вариантов экзаменов. Проблемы могут немного видоизменяться в зависимости от исходного текста, но в целом их список является исчерпывающим.

Проблема может быть сформулирована в виде вопроса или в родительном падеже .

В плане оценивания сочинения экспертами нет разницы, . Но использование первого способа (вопроса) приводит к написанию более качественного сочинения. Он дает возможность не запутаться и не уйти от темы. Совет разработчиков сайта: формулируйте проблему в виде вопроса. Перечень тем (проблем) мы тоже сформулируем в вопросной форме.

Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Взаимоотношения человека и природы

Как деятельность человека влияет на природу?

Как нужно относиться природе?

Почему природа важна для человека?

Должен ли человек беречь природу?

Как природа влияет на человека?

Чем плохо потребительское отношение к природе?

Зависит ли человек от природы?

Почему человек часто не видит в природе прекрасного?

Как природа может вдохновить человека?

Как проявляется разрушающая сила природы?

Почему нужно жить в гармонии с природой?

В чем проявляется красота природы?

Взаимоотношения человека и животных

Почему человек должен заботиться о животных?

Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?

Как люди должны относиться к своим питомцам?

Все ли люди любят животных?

Почему человек так часто жесток по отношению к животным?

Что заставляет человека убивать животных?

Может ли животное быть полезно человеку?

Всегда ли человек разумнее животного?

Отношения в семье, детство

Как семья влияет на формирование личности ребенка?

Есть ли что-то сильнее материнской любви?

Как проявляется забота родителей о своих детях?

Почему родители строги с детьми?

Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?

Всегда ли материнская любовь идет во благо?

Как воспитание отражается на будущем человека?

Должны ли дети бросать своих родителей?

Какая атмосфера должна быть в семье?

Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?

Почему родители должны быть честны с детьми?

Почему случаются конфликты "отцов" и "детей"?

Что значат для человека детские воспоминания?

Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?

Красота и богатство русского языка

Что значит для человека родной язык?

Почему нужно беречь русский язык?

К чему приводит безответственное отношение к родному языку?

Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?

В чем состоит богатство русского языка?

Школа, учителя, книги

Почему человеку важно получить хорошее образование?

Как школа участвует в формировании личности ребенка?

Чем важны школьные уроки?

Почему нужно помнить своих учителей?

Каждого ли учителя можно назвать хорошим?

Каким должен быть настоящий учитель?

Почему человек должен стремиться к знаниям?

Чем плохо нежелание учиться?

Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?

Как книги влияют на мировоззрение человека?

Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

Внутренний мир, нравственные качества человека

О чем может сказать внешность человека?

Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?

В каких ситуациях проявляется характер человека?

Какие внутренние качества человека можно считать правильными?

Каков по-настоящему богатый внутренний мир?

Почему люди совершают безнравственные поступки?

Можно ли чем-то оправдать предательство?

Почему люди встают на путь духовной деградации?

Как проявляется малодушие?

Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?

К чему приводит человеческая жестокость?

Почему происходят внутриличностные конфликты?

Может ли нравственный человек изменить своим принципам?

Дружба

Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?

Почему происходят ссоры между друзьями?

Почему дружба не терпит предательства?

Какого человека можно назвать настоящим другом?

Могут ли друзья быть соперниками?

Любовь

Какова настоящая любовь?

Как нужно относиться к человеку, которого любишь?

Всегда ли любовь бывает счастливой?

Что может совершить человек во имя любви?

Чем опасна безответная любовь?

Все ли можно простить любимому человеку?

Социальные проблемы

Как нужно относиться к бедным?

Почему следует помогать бездомным?

Всегда ли можно доверять власти?

Как проявляется проблема чинопочитания?

Почему богатые могут управлять судьбами бедных?

Почему процветает преступность?

Можно ли чем-то оправдать воровство?

Что может сделать человека пьяницей?

Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?

Воспитание

Какого человека можно назвать воспитанным?

Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?

Почему человек должен быть отзывчивым?

Кто дает человеку воспитание?

Почему важно уважать окружающих?

Должен ли человек быть вежливым?

Искусство в жизни человека

Всегда ли талантливого человека замечают?

Что дает человеку искусство?

Как музыка влияет на человека?

Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?

Что значила для людей музыка в военное время?

Всегда ли гениальные люди живут счастливо?

За что люди любят искусство?

Как искусство помогает человеку?

Военное время

Почему в военное время героизм был обычным делом?

На что готовы люди, любящие свою Родину?

Какого человека можно назвать патриотом?

Как проявляется ложный патриотизм?

Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?

Почему война - горе для каждой семьи?

Почему мы должны помнить героев войны?

Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?

Список проблем может быть дополнен. Новые проблемы будут добавляться в общий список, следите за обновлениями.

Обществознание – один из самых популярных предметов ЕГЭ, ведь сертификат с хорошими баллами по данному предмету открывает широкие возможности для вступления в высоко котируемые ВУЗы на самые разные факультеты.

Если вы с уверенностью остановили свой выбор на обществознании или решили пройти испытания по данной дисциплине, считая ее проще ряда других предметов школьной программы, предлагаем узнать:

Хотя, для большинства школьников, обществознание кажется достаточно простым предметом, статистика результатов единого государственного экзамена свидетельствует, что далеко не все испытуемые с легкостью получают высокие баллы. Почему?

Если отбросить тот факт, что обществознание в качестве третьего предмета довольно часто выбирают 11-тиклассники, до последнего не определившиеся с желаемым направлением дальнейшего обучения, то причин не очень успешной сдачи экзамена три:

  1. Охват в билетах достаточно большого количества тем, входящих в курс таких предметов, как: экономика, политика, право, социология и философия.
  2. Отсутствие у многих школьников умения быстро работать с информацией, представленной в виде таблиц и графиков.
  3. Проблемы с грамотным написанием эссе.

Именно короткое сочинение-рассуждение, в котором выпускникам необходимо не только раскрыть смысл высказывания, но и аргументировать свои рассуждения, умело оперируя понятиями из разных тем с опорой на личный опыт, вызывает у большинства выпускников затруднения. Но, на самом деле, все достаточно просто, если уделить некоторое время подготовке к ЕГЭ.

С чего начать?

  • Узнать, какие темы эссе будут предложены на ЕГЭ по обществознанию в 2018 году.
  • Проработать каждую из возможных тематик.
  • Составить опорный план, который поможет быстро и грамотно написать эссе по обществознанию и успешно поступить в желаемый ВУЗ в 2018 году.

Темы эссе на ЕГЭ 2018 года по обществознанию

Точно сказать, какую именно тему предложат выпускникам в 2018 году, никто не может, так как ее оглашают после вскрытия конверта в день проведения ЕГЭ. Но, хорошо подготовится к эссе можно, ведь все возможные темы есть в сборнике, из которого будут взяты задания для ЕГЭ по обществознанию и в 2018 году.

Вы можете ознакомиться с темами и проблематиками разных модулей, входящих в обществознание на странице нашего портала или сохранить файл в формате pdf себе на компьютер. Открывать файлы данного формата можно специальными программами или просто через любой браузер, установленный на вашем ПК.

Составление плана к эссе по обществознанию

Независимо от направления и темы эссе должно иметь такую структуру:

  1. Главная цитата.
  2. Проблема и ее актуальность.
  3. Раскрытие сути высказывания.
  4. Взгляд пишущего эссе на раскрываемую проблему.
  5. Теоретическая аргументация.
  6. Примеры из личного опыта или социальной практики, истории или литературы.
  7. Короткий вывод.

Постарайтесь подобрать цитаты к каждой теме. Но учтите, что выбор цитаты должен быть обоснованным и подтверждаться дальнейшими рассуждениями и примерами.

Для раскрытия актуальности проблемы используйте фразы-клише:

Для правильного раскрытия содержания выбранной темы необходимо:

  1. периодически возвращаться к теме в разных пунктах эссе;
  2. добавить краткие сведения об авторе высказывания;
  3. стараться не выходить за рамки тематики;
  4. не разбавлять текст фактами и рассуждениями, не имеющими отношения к выбранной тематике;
  5. описать разные взгляды на проблему и существующие пути решения.

Не отклоняться во время сдачи ЕГЭ 2018 по обществознанию от намеченного пути поможет план эссе, по которому шаг за шагом вы без труда напишите сочинение-рассуждение.

Формулируя основную мысль, не повторяйте полностью высказывание, а используйте соответствующие клише:

  • «Смысл высказывания состоит в том, что…»
  • «Автор абсолютно убежден, что…»
  • «Высказыванием автор пытается обратить внимание на то, что…»

Выражая свое мнение, не спешите принимать сторону автора. Вы можете согласиться с ним лишь частично или даже поспорить, предоставив весомые доводы в пользу своей позиции. В зависимости от выбранного направления, в блоке можно использовать фразы:

Аргументировать свое мнение необходимо на теоретическом и эмпирическом уровнях. Поэтому, составляя свой план к эссе для ЕГЭ 2018 года, обязательно заготовьте примеры из жизни, теоретический материал из разных тем по обществознанию, а также исторические факты.

Вывод – это 1-2 предложения, в которых подводится итог рассуждений.

Совет педагога! Прорабатывая каждую тему, составляйте себе опорные таблицы для каждого высказывания, в которых записывайте по 1-2 предложения к каждому пункту составленного плана.

Оценивание эссе по обществознанию

За грамотно написанное рассуждение выпускник может получить максимум 5 баллов.

Всего при выставлении баллов за эссе оцениваются:

Важно! Если неправильно раскрыт смысл высказывания, то эссе дальше не проверяется и за выполнение данного задания выставляется 0 баллов.

До старта ЕГЭ 2018 еще достаточно много времени, а это значит, что научиться правильно составлять план написания эссе и выучить теорию по обществознанию более чем реально. Главное – поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению через ежедневные занятия и неустанные тренировки в написании качественных эссе.

Также смотрите на видео по изменению ЭССЕ по обществознанию:

Темы для эссе

Философия

1.«Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф.Ницше).

2.«Ученье без размышления есть потеря времени, размышление без учения опасно» (Конфуций).

3.«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние» (Г. Адаме).

4. «Гений - это способность к бесконечному труду» (Т. Г. Гексли).

5. «Опасность не в том, что компьютер однажды начнёт мыслить, как человек, а в том, что человек начнёт мыслить, как компьютер» (С. Д. Харрис).

6. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её» (Б. Шоу).

7. «Человек имеет свободу выбора, в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский).

8. «Человек вне общества - либо Бог, либо зверь»(Аристотель).

9. «Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека).

10. «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков» (Лао-Цзы).

11. «Наука - это истина, помноженная на сомнение» (П. Валери).

12. «Деятельность - единственный путь к знанию» (Б. Шоу).

13. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский).

14. «Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств» (Ф. Патрици).

15.«Человек - не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он ещё не является тем, чем может стать и чем он, возможно, ещё станет» (Э. Фромм).

16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников).

17. «Чтобы глаза были красивые - они должны излучать добро, а чтобы губы были красивыми - говорите добрые слова» (О. Хепбёрн).

18. «Прогресс- отец проблем» (Честертон).

19. «Прогресс - стремление к возведению человека в человеческий сан» (Н.Г. Чернышевский).

20. «Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила» (Ф. Бэкон).

Социальная психология

29. «Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни» (Платон).

22. «Куда полезнее изучать не книги, а людей» (Ларошфуко).

23. «Люди, как облака. По отдельности интересны и загадочны, а соберутся в тучу - жди грозы!» (С. Балакин).

24. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (Ж. Ж. Руссо).

25. «Вопрос воспитания для современных обществ - вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее» (Э. Ренан).

26. «Нет более ничтожного, глупого, презренного, жалкого, себялюбивого, злопамятного, завистливого и неблагодарного животного, чем Толпа» (У. Хэзлитт).

27. «Когда отдельные люди образуют массу, то достоинство каждого из них в отдельности гибнет под ногами толпы» (В. Швебель).

28. «Всё великое в мире совершалось только благодаря гению и твердости одного человека, оорющегося против предрассудков» (Вольтер).

«Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности» (Ф.Ларошфуко).

30. «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные силы, способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство» (А.Н.Толстой).

31. «Алкоголизм даёт больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война» (У. Гладстон).

32. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» (А.Г. Асмолов).

33. «Личность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А.Н. Леонтьев).

34. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

35.«Сколько языков ты знаешь - столько раз ты человек» (народная пословица).

36. «Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперёд, а не назад» (Н. Бердяев).

37. «Нация - это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Пауэр).

38.«Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон).

39.«Большинство голосов не есть неопровержимое свидетельство в пользу истин, нелегко поддающихся открытию, по той причине, что на такие истины на-толкнётся скорее отдельный человек, чем целый народ» (Р. Декарт).

40.«Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах» (Ф. Бэкон).

Экономика

41. «Научи попугая произносить «спрос» и «предложение» - и перед вами - экономист» (неизвестный автор).

42. «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало» (Дж. С. Колеман).

43. «Сомнение вызывает не сама возможность планирования, но возможность успешного планирования» (неизвестный автор).

44. «Способность учиться быстрее своих конкурентов является единственным надёжным источником превосходства над ними» (А. де Гиус).

45. «Нажить много денег - храбрость; сохранить - мудрость, а умело расходовать - искусство» (А. Бертольд).

46. «Торговля не разорила ещё ни одного народа» (Б. Франклин).

47. «Бизнес - искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).

48. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон).

49. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» (Ф. Хайек).

50. «Умеренность:- это богатство бедняков, алчность - это бедность богачей» (П. Сир).

51. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно» (Б. Шоу).

52.«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (Ж. Дроз).

53. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования» (М. Стинс).

54. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев).

55. «Экономика есть искусство удовлетворять без-граничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).

56. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон).

57. «Главная цель капитала - не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).

58.«Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн).

59. «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (В. Франклин).

60.«Налоги - это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).

Социология

61. «Нация - совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами» (Д. Джебран).

62. «Блестящее образование без морали - это угроза существованию общества» (Эйзенхауэр).

63. «Нации - это богатство человечества, это обобщённые личности его: самая малая из них несёт особые краски» (А. Солженицын).

64. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются» (Саллюстий).

65. «Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени» (Данте).

66. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность. тем больше стремится она к единению со всем сущим» (Р. Тагор).

67. «Для других мы создаём правила, для себя исключения» (Ш. Лемель).

68. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон).

69. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой» (Ф. Рузвельт).

70. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж. Вольфром).

71. «Соглашения предотвращают конфликты» (X. Маккей).

72.«Семья более священна, чем государство» (Пий XI).

73. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов - миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества» (П. Сорокин).

74. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).

75. «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее» (Н. Гоголь).

76. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность» (В. Ключевский).

77. «Кто умеет справиться с конфликтами путём их признания, берёт под свой контроль нити истории» (Р. Дарендорф).

78.«Каждый день мы сдаём экзамены на человечность» (неизвестный автор).

79. «Время - драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее» (Т. Манн).

80. «Книги - это переплетённые люди» (А.С. Макаренко).

Политология

81. «Истина далеко не всегда принадлежит большинству. Но меньшинству она принадлежит ещё реже» (С. Довлатов).

82. «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют ещё меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где ещё меньшие, народ их презирает» (Лао-Цзы).

83. «- Я не занимаюсь политикой». - А знаете, это всё равно, что сказать: «Не занимаюсь жизнью» (К. Ренар).

84. «Монархия погибает, когда государь сводит государство к своей столице, столицу - к своему двору, а двор - к своей особе» (Ш. Монтескьё).

85. «Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение» (Конфуций).

86. «Сердце государственного человека должно тоже быть у него в голове» (Наполеон) 87.«Все мы народ, и правительство»(Бисмарк).

88. «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов» (Бисмарк).

С9.89.«Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники» (Бисмарк).

90. «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» (У. Черчилль).

91.«Революции - варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).

92. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В. Ключевский).

93.«Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В. Ключевский).

94.«Хорошая политика не отличается от хорошей морали» (Г. Мабли).

95. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д"Аламбер).

96. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескьё).

97.«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. Сумароков).

98. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон).

99. «Демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль).

100. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж. Руссо).

Правоведение

103. «Все так делают» (Л. Толстой).

104. «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).

105. «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных» (Сенека).

106. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьёв).

107. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).

108. «Страна, лишённая законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники - народы» (Ф. Глинка).

109. Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-Цзы).

110.«Жесткость законов препятствует их соблюдению» (Бисмарк).

111.«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д"Аламбер).

112. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (принцип римского права).

113. «Самое большое преступление - безнаказанность» (Б. Шоу).

114. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична» (латинское изречение).

115. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (античный афоризм).

116. «Свобода есть право делать всё, что дозволено законом» (Ш. Монтескьё).

117. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).

118.«Не всё, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон).

119. «Моя слава не в том, что я выиграл сорок сражений... То, что никогда не будет забыто, будет жить вечно, это - мой Гражданский кодекс» (Наполеон).

120.«Самый заклятый враг права - привилегия» (М. Эбнер).