Сначала научимся правильно писать новости. В принципе, правильно написанную новость смело можно нести редактору местной газеты – запросто могут опубликовать. (NB: редактор не кусается.)

Журналистика – вся! – начинается с новостей (news).

Любой новостной материал должен содержать ответы на шесть вопросов:

В зависимости от того, о чем идет речь, вопросов может быть и меньше. Нередко у репортера нет времени выяснять, ПОЧЕМУ произошло событие. В криминальной хронике почти никогда неизвестно, КТО совершил преступление.

В Интернете, как правило, не включают в текст новости информацию о том, КОГДА произошло событие – подразумевается, что только что. Просто в новостных лентах с точностью до минуты указывают время публикации новости.

На какие именно вопросы отвечать в хроникальной заметке? Иными словами, с какого захода начинать? Это зависит от здравого смысла, а также от того, какую именно информацию журналисту удалось собрать до начала работы над текстом.

Заход ЧТО? – это важность происшествия или результата. Начав свою новость Загорелись торфяники Подмосковья… журналист выделяет один, определенный, результат. Но другой журналист может начать сообщение об этом же событии с другого ЧТО: Жители ряда населенных пунктов Подмосковья страдают от удушливого дыма… Третий напишет: Убытки областного бюджета… Четвертый отметит: Сорван уикенд на природе многих москвичей… и тем самым подчеркнет социальный аспект происшедшего, чувствительный для жителей столицы.

Заход КАК? хорошо подчеркивает привлекательность или необычность происшествия: Прослезившись… Хроника конфликтов часто начинается с ответов на вопрос КАК? Этот заход часто используется в спортивной журналистике, где важно показать «преодоление»: Забив на последних секундах гол…

Заходы ГДЕ? и КОГДА? – это не просто «вчера», «сегодня в мэрии» и прочие расхожие штампы. Они оправданы в определенных случаях, именно тогда, когда в ответе на эти вопросы концентрируется смысл новости. Например: Сегодня в шесть часов сорок минут тридцать секунд по среднеевропейскому времени все колокола и гудки Хиросимы напомнили о том, что именно в этот час на город была сброшена атомная бомба. Или: Пекин назван столицей Олимпиады 2008 года.

Весьма популярен заход КТО? Он указывает на главное действующее лицо и необходим в случае особого интереса к центральной фигуре события: поп-звезде, знаменитому актеру или спортсмену, ученому, эксперту.

Заход ПОЧЕМУ? в новости не предполагает обширного анализа причин. Как правило, это конструкции типа По причине… или Ввиду того, что…

Мы со студентами проводили эксперимент: я раздавал газеты, они находили в газетах хронику и фиксировали, в каком порядке автор новости отвечает на вопросы. Итог: с точки зрения статистки – никаких закономерностей!

На самом деле порядок ответов не случаен.

Чаще всего новость начинают с ответов на самые важные вопросы. (О критериях «важности» см. последующие выпуски.) Затем располагают все, что хочется сказать, по «убывающему интересу».

В результате получается конструкция, известная с 20-х годов XX века как «опрокинутая» или «перевернутая пирамида» (inverted pyramid). Основание, опора такой «пирамиды» оказывается наверху.

Конструкция «перевернутой пирамиды» удобна, во-первых, для редактора. Если новость придется сократить, чтобы она поместилась на отведенном ей месте в полосе, это легко сделать, просто отбросив менее существенный фрагмент. (Так ящерица, спасаясь, отбрасывает хвост.) Во-вторых, в «перевернутой пирамиде» материал концентрирован и жестко структурирован: самое важное всегда идет первым.

Бритни предпочла сына мужу

Кевин Федерлайн (КТО) уже вторую неделю живет у друзей: (ЧТО, ЧТО ДЕЛАЕТ) его супруга Бритни Спирс (КТО) выставила его из дома (ЧТО, ЧТО СДЕЛАЛА) в Малибу. (ГДЕ) И хотя пресс-атташе певицы (КТО) упорно сообщает, что отношения между супругами «вполне приличные», (ЧТО, ЧТО СООБЩАЕТ) друзья (КТО) едва ли не делают ставки на то, сколь долго еще продержится их брак. Они утверждают, что Бритни (КТО) устала от «незрелых» привычек своего мужа, который «пренебрегает отцовскими обязанностями» и кормлению и прогулкам с новорожденным Шоном Престоном предпочитает «клубиться» до утра. (ПОЧЕМУ ВЫСТАВИЛА)

КТО? - Бритни Спирс, Кевин Федерлайн, пресс-атташе, друзья

ЧТО? - выставила мужа из дома, он живет у друзей

ГДЕ? - где-то в в Малибу

ПОЧЕМУ? - пренебрег отцовскими обязанностями

КАК? - расстались спокойно или со скандалом?

КОГДА? - может, день назад, а может неделя

Сначала научимся правильно писать новости. В принципе, правильно написанную новость смело можно нести редактору местной газеты – запросто могут опубликовать. (NB: редактор не кусается.)

Журналистика – вся! – начинается с новостей (news).

Любой новостной материал должен содержать ответы на шесть вопросов:

  • КОГДА?
  • ПОЧЕМУ?

В зависимости от того, о чем идет речь, вопросов может быть и меньше. Нередко у репортера нет времени выяснять, ПОЧЕМУ произошло событие. В криминальной хронике почти никогда неизвестно, КТО совершил преступление.

В Интернете, как правило, не включают в текст новости информацию о том, КОГДА произошло событие – подразумевается, что только что. Просто в новостных лентах с точностью до минуты указывают время публикации новости.

На какие именно вопросы отвечать в хроникальной заметке? Иными словами, с какого захода начинать? Это зависит от здравого смысла, а также от того, какую именно информацию журналисту удалось собрать до начала работы над текстом.

Заход ЧТО? – это важность происшествия или результата. Начав свою новость Загорелись торфяники Подмосковья… журналист выделяет один, определенный, результат. Но другой журналист может начать сообщение об этом же событии с другого ЧТО: Жители ряда населенных пунктов Подмосковья страдают от удушливого дыма… Третий напишет: Убытки областного бюджета… Четвертый отметит: Сорван уикенд на природе многих москвичей… и тем самым подчеркнет социальный аспект происшедшего, чувствительный для жителей столицы.

Заход КАК? хорошо подчеркивает привлекательность или необычность происшествия: Прослезившись… Хроника конфликтов часто начинается с ответов на вопрос КАК? Этот заход часто используется в спортивной журналистике, где важно показать «преодоление»: Забив на последних секундах гол…

Заходы ГДЕ? и КОГДА? – это не просто «вчера», «сегодня в мэрии» и прочие расхожие штампы. Они оправданы в определенных случаях, именно тогда, когда в ответе на эти вопросы концентрируется смысл новости. Например: Сегодня в шесть часов сорок минут тридцать секунд по среднеевропейскому времени все колокола и гудки Хиросимы напомнили о том, что именно в этот час на город была сброшена атомная бомба. Или: Пекин назван столицей Олимпиады 2008 года.

Весьма популярен заход КТО? Он указывает на главное действующее лицо и необходим в случае особого интереса к центральной фигуре события: поп-звезде, знаменитому актеру или спортсмену, ученому, эксперту.

Заход ПОЧЕМУ? в новости не предполагает обширного анализа причин. Как правило, это конструкции типа По причине… или Ввиду того, что…

Мы со студентами проводили эксперимент: я раздавал газеты, они находили в газетах хронику и фиксировали, в каком порядке автор новости отвечает на вопросы. Итог: с точки зрения статистки – никаких закономерностей!

На самом деле порядок ответов не случаен.

Чаще всего новость начинают с ответов на самые важные вопросы. (О критериях «важности» см. последующие выпуски.) Затем располагают все, что хочется сказать, по «убывающему интересу».

В результате получается конструкция, известная с 20-х годов XX века как «опрокинутая» или «перевернутая пирамида» (inverted pyramid). Основание, опора такой «пирамиды» оказывается наверху.

Конструкция «перевернутой пирамиды» удобна, во-первых, для редактора. Если новость придется сократить, чтобы она поместилась на отведенном ей месте в полосе, это легко сделать, просто отбросив менее существенный фрагмент. (Так ящерица, спасаясь, отбрасывает хвост.) Во-вторых, в «перевернутой пирамиде» материал концентрирован и жестко структурирован: самое важное всегда идет первым.

Бритни предпочла сына мужу
Кевин Федерлайн (КТО) уже вторую неделю живет у друзей: (ЧТО, ЧТО ДЕЛАЕТ) его супруга Бритни Спирс (КТО) выставила его из дома (ЧТО, ЧТО СДЕЛАЛА) в Малибу. (ГДЕ) И хотя пресс-атташе певицы (КТО) упорно сообщает, что отношения между супругами «вполне приличные», (ЧТО, ЧТО СООБЩАЕТ) друзья (КТО) едва ли не делают ставки на то, сколь долго еще продержится их брак. Они утверждают, что Бритни (КТО) устала от «незрелых» привычек своего мужа, который «пренебрегает отцовскими обязанностями» и кормлению и прогулкам с новорожденным Шоном Престоном предпочитает «клубиться» до утра. (ПОЧЕМУ ВЫСТАВИЛА)

Как видим, автор новости ответил на вопросы:
КТО? - Бритни Спирс, Кевин Федерлайн, пресс-атташе, друзья
ЧТО? - выставила мужа из дома, он живет у друзей
ГДЕ? - где-то в в Малибу
ПОЧЕМУ? - пренебрег отцовскими обязанностями

Перевёрнутая пирамида – классическая схема распределения информации в статье . Суть её сводится к тому, что в первую очередь вы должны выдавать самое важное, потом вытекающие из него моменты, а потом и слабо связанную с основной темой информацию, например, описание действующих лиц, компаний, какие-то сторонние истории, связанные с новостью, но не имеющие особого значения для непосредственно описываемых вами событий. Вы наверняка используете этот метод в своей работе, даже если не знаете о его существовании, так как это вполне логично. Но, поговорим о перевёрнутой пирамиде, на которой держится классическая журналистика, подробнее.


Метод перевёрнутой пирамиды, или как его называют на Западе – структура перевёрнутой пирамиды, считается классическим, хотя ему не так много лет . Своим появлением он обязан постоянно ускоряющемуся ритму жизни. Современный читатель хочет, чтобы ему давали выбор: узнать последнюю новость из краткого выпуска, и не читать дополнительную и более подробную информацию, или же разузнать все подробности. Когда ему сразу навязывают полновесный материал, он может просто забросить его, не дочитав до конца. Ещё и обидится.

Поэтому, необходимо грамотно распределить информацию по тексту. Профессионалы советуют первый абзац, или лид, делать максимально насыщенным информацией. Думаю, все знают, . Здесь должны содержаться полные сведения относительно того, что, где, когда и почему произошло. На основе этих данных читатель либо перейдёт к другой статье, либо заинтересуется, и решит посмотреть полную версию.

Средняя часть статьи, построенной на основе структуры перевёрнутой пирамиды, должна дать полную информацию о том, что написано в лиде. Внимание: это не значит, что можно лить воду и ничего нового не добавлять! Если в подробном описании события не будет ничего, кроме лида и дополнительных красивых, но неинформативных оборотов, читатель решит, что вы его надули, и уйдёт от вас недовольным. Щедро вставляйте подробности, уточнения, дополнительную информацию, которая имеется на руках. И будет вам счастье.

Самый нижний уровень – малозначимая дополнительная информация. Возможно, многие из вас гадают – что же это такое? Дело в том, что к любой новости можно приделать много дополнительного текста (желательно, конечно, чтобы он был заметно меньше собственно новости): это может быть справочная информация о компаниях, упоминающихся в статье, пресс-портреты действующих лиц и так далее. Таким образом, если история читателя действительно заинтересовала, он сможет оперативно навести справки, не уходя со страницы. PR-менеджеры часто пользуются этим своеобразным «подвалом» для того, чтобы вставить в пресс-релиз информацию о спонсорах, гостях мероприятия и прочем.

Ко всему этому я бы добавил и ещё один уровень – социальный. Это уже исключительно современная тенденция. Многие привыкли не только читать новость, но и наблюдать за реакцией на неё других читателей – для этого используются скрипты комментирования, которые жизненно необходимы современному СМИ. Разве может метод перевёрнутой пирамиды спасти ваши новости, если всё ваше СМИ не будет иметь никаких элементов интерактива? К социальному уровню я бы также отнёс блок «статей по теме», то есть список материалов, которые смогут ещё лучше объяснить какие-то малопонятные моменты, и возможность поставить ссылку на новость в своём аккаунте в любой из имеющихся социальных сетей, блоге или твиттере. Это, если можно так выразиться, джентельменский набор. Сегодня пренебрегать им уже опасно.

Не стоит относиться к методу перевёрнутой пирамиды в журналистике как к какой-то догме . Это лишь одна из многих используемых структур, которая далеко не всегда актуальна. Лучше всего она подходит именно для тех новостей, в центре которых находится какое-то конкретное событие. Когда у вас на руках много информации, в том числе и о времени, месте, причинах, приведших к происшествию, тогда стоит использовать эту структуру. В иных случаях, возможно, стоит попробовать что-нибудь другое. И всё-таки, популярность метода перевёрнутой пирамиды огромна, так что технологию его применения нужно знать и понимать причины, побуждающие журналистов писать материалы именно так.

Что такое «перевернутая пирамида»?

В журналистике - общепринятая схема изложения новости, информационных сообщений. В начале текста сообщается самое главное, суть новости, затем менее важная информация, и в конце - второстепенные детали и подробности.

Для чего применяется?

  • Сконцентрировать внимание на главном: сути и значении события
  • Облегчить жизнь читателя: просматривая заголовки, можно понять содержание новостей и выбрать то, что интересно
  • Для экономии времени читателя: уловив смысл из первой половины сообщения, он может закончить чтение и не забивать себе голову лишними фактами
  • Облегчить жизнь автора: по схеме писать проще - понятно, на какую «полочку» что положить, легче структурировать материал

Правила

Самое главное - определить, что же здесь самое главное 🙂 Одну и ту же информацию можно подать совершенно по-разному, сделав акцент на различных аспектах. Например, так:

Пример новости. Вариант 1

Люди смогут жить на Марсе!

Изобретение российского ученого Иванова позволяет извлекать большие объемы кислорода из марсианского грунта.

Презентация изобретения состоялась вчера на конференции в Пекине и вызвала восторженную реакцию экспертов.

Председатель Нобелевского комитета заявил, что премия изобретателю обеспечена.

Пример новости. Вариант 2

Российский ученый получит Нобелевскую премию!

Об этом вчера на конференции в Пекине заявил председатель Нобелевского комитета.

Прослушав презентацию ученого Иванова, участники конференции сошлись во мнении, что извлечение больших объемов кислорода из марсианского грунта - очень перспективная разработка. Благодаря ей люди смогут жить на Марсе.

Итак, вначале надо понять: в чем же суть, что именно будет новостью. В этом вам поможет простая логика, понимание обстановки (что сейчас интересно людям) и особенностей места публикации. В каждом СМИ есть своя редакционная политика, и задачи, о чем должны быть новости, ставятся специально.

Важна тематика и целевая аудитория медиа: новость про инвестиции в разработку новой онлайн-игры будет преподнесена на портале игроманов одним образом, а на деловом портале - совершенно другим.

Пишем новость по схеме

Дальше заполняем каждую из частей пирамиды. В части «самое главное» отвечаем на классические вопросы: «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?» То есть кратко объясняем самое главное: с кем приключилось, что именно, в каком месте и как давно, кто в этом виноват и как такое вообще случилось.

Короткая новость на этом и закончится. Или обзаведется парой-тройкой предложений из категории «важное».

Ну а если вы пишете добротную объемную новость, в части «важное» можно развернуться: рассказать в подробностях о происшествии, вспомнить обо всех похожих случаях за последние 5–30–100 лет (показав, естественно, что все не просто так!), привести высказывания экспертов с умными мыслями о причинах и последствиях и так далее. Фото, видео, аудио и цитаты - по вкусу.

«Дополнения». Под конец можно высказать собственную мудрую точку зрения, поразмышлять о вечном, добавить деталей из разряда «это интересно» и все, что еще пришло в голову по теме. В рамках заданного объема публикации.

Смело применяйте «перевернутую пирамиду», главное - не переворачивайте события с ног на голову! 🙂

Весь вечер я просидел в Интернете, пытаясь получить хоть какую-нибудь полезную информацию о литературе. Как назло, в этот день Интернет вел себя очень вяло, и нехотя выдавал, то, что мне требовалось. Мне приходилось по несколько раз повторять запрос нужной страницы, с некоторых пор, полюбившегося сайта – Проза.ру. Вместо быстрого появления свежей страницы, я созерцал «надутые щёки» браузера под аккомпанемент песочных часов, появляющихся всякий раз, после очередного клика «мышкой». Это немного угнетало настроение, но желание узнать что-то новое постепенно перевесило чашу в мою пользу.
И все-таки я был вознагражден за свое терпение. В частности, мне удалось узнать, что произошли изменения в рейтинговой таблице произведений. В ней запестрели заголовки новых творений «мук творчества», между тем, старые, провисев положенный недельный срок, навсегда покинули бесконечный список.
В какой-то степени, порадовали тексты новоявленных авторов, но, на мой взгляд: несколько расточительных, в отношении спешной публикации своих произведений
По сути дела, зарядив всю пачку текстов в «печатный станок», и надеясь по наивности на скорый успех, они отправляют свои детища в «долгий ящик». Ведь, как правило, читатель редко просматривает календарь публикаций далее текущего месяца, и может набрести на «зарытый клад» с малой долей вероятности. Так, что без анонсов в этом случае не обойтись. Но, к великому сожалению – ни все располагают этой возможностью, особенно, начинающие авторы. И какой-то другой альтернативы, чтобы познакомить читателя со своими произведениями, не представляется. Хотя, дело хозяйское – у каждого своя стратегия и свои планы.
Однако есть и более важные моменты.
Несколько разочаровал меня, напрашивающийся вывод, относительно общего рейтинга произведений. Возможно, я несколько сгущаю краски? Допускаю такую вероятность. Хотелось бы думать, что это – так. Но, мне представляется вполне очевидная картина. Рейтинг произведений – это ни что иное, как перевернутая «пирамида», в верхней части основания которой, оказываются в основном произведения с весьма сомнительными качествами, конечно, могут быть и исключения. А в нижней части, ближе к вершине «пирамиды» – наиболее достойные произведения, хотя и с небольшим количеством читателей.
Вот она, переоценка ценностей – «Культурная революция» в действии.
Наверное, так было всегда: «Народ жаждет зрелищ и хлеба…», – и этим, пожалуй, все сказано.
Действуя чаще всего по принципу нашего менталитета – куда все, туда и я, дабы не упустить возможность – отхватить «дефицит в мешке», посетитель (читатель) сайта не редко становится очередной жертвой, красиво упакованной авантюры, и присоединяется к разочарованной массе читателей. Потом он клянет: себя, автора «сюрприза»; и решает, что с ним это случается – в последний раз. Но проходит время – все повторяется снова. Он опять «клюет» на крикливый заголовок или немыслимый рейтинг (с тремя нулями в конце), не осознавая, что такие, как он и являются основным «уловом», для автора, который вытаскивает «Джек-пот», создавая «шедевр», не выдерживающий ни какой критики. И вот, спустя семь дней, с «афиши» рейтинга исчезает «великое» произведение, новоиспеченный «кумир», приходит в себя от свалившейся манны с небес, и, потирая руки с мыслью - чтобы еще такое накропать, вложив перо в левую ногу, начинает «создавать» новый «шедевр», в надежде побить свой рекорд. Но, как известно, «Джек-пот» дважды не выпадает, будь ты даже семи пядей во лбу, и забытый «кумир» остается прозябать, пускаясь изредка в воспоминания былой «славы».
Но, как известно – наша земля «талантами» не обижена. И Джек-пот ожидает нового «кумира», да и читатель, как пионер – всегда готов,
и рад обманываться сам.

А впрочем, как знать, может, иначе было бы скучно жить в этом бренном мире…?

Одно лишь вселяет надежду: положение «пирамиды» – уж слишком оно не устойчиво…