Всемирно известный китайский антрополог профессор Пэй Вень-чун, возглавляющий в Китае изучение данного вопроса, сообщал о поимках и встречах нескольких экземпляров «человека- » («дикого человека») юго-западнее Ташкургана. Так, в 1954 году в горах вблизи пункта Упулан, согласно сообщению пограничника, было поймано существо, «у которого лицо , руки сгибаются как у человека и подобные человеческим, большой палец на руке противопоставляется, ногти острые, следы ног похожи на человеческие. Он способен руками бросать камень. Ходит на двух лапах, но когда замечает преследователя, то и на четвереньках». Считают, замечает профессор Пэй Вень-чун, что у этого «медведя» лапы и положение тела человеческое. Следовательно, зоологи отнесут это существо не к семейству медведей, а к отряду приматов.

Пэй Вень-чун приводит и другое сообщение: начальник автономного уезда на юге Синьцзяна, недалеко от границ Памира, сообщил, что в недоступной горной местности обнаружено «стадо» (может быть, скопление?) обезьяноподобных существ, имеющих бурую шерсть. Кстати, указывается даже, что период линьки у них приходится на апрель. Они ходят на двух ногах, детенышей носят на руках, как люди. Все эти данные удивительно точно согласуются с рассказами о местах обитания «дикого человека», которые были собраны среди киргизов Восточного Памира одной экспедицией летом 1958 года. В упомянутой выше статье А. 3. Розенфельд относит и эти записи к области чистейшего фольклора. Не очевидно ли, что тут ошибка?

Третий очаг обитания диких людей в Синьцзяне, по серьезно проверенным данным П. Ф. Ратова, относится к некоторым высокогорным пунктам китайской стороны Тянь-Шаня. И в этом отношении сведения П. Ф. Ратова хорошо контролируются другими материалами

Возьмем другой пример сообщения, не имеющего никакого отношения к фольклору. Начальник участка московского вагоноремонтного завода Г. Н. Колпашников изложил воспоминания о случае, имевшем место в августе 1939 года в районе боев у Халхин-гола (Монголия). Будучи тогда начальником особого отдела одного из советских подразделений, он был вызван ночью в место расположения монгольской кавалерийской части, где имело место чрезвычайное происшествие: часовые заметили два силуэта, спускавшихся по гребню горы, сделали необходимые предупреждения, затем, полагая, что это японские разведчики, открыли стрельбу и наповал убили обоих. Каково же было их изумление, когда убитые оказались какими-то обезьяноподобными существами. Прибыв рано на рассвете на броневике к месту происшествия и рассмотрев два валявшихся на земле скорченных трупа, Г. Н. Колпашников, по его словам, «почувствовал какую-то неловкость за то, что убиты не враги, а какие-то два животных существа странного вида.

Конечно, - продолжает он, - в то время я совершенно не слышал ничего о «снежном человеке», и я не утверждаю, что это были именно «снежные люди». Но вместе с тем мне было известно, что в Монголии нет человекоподобных обезьян, и я тогда задумался, как и другие, над вопросом: кто же это?»

Ответа не было. Только один старик-монгол из местных жителей, подозванный переводчиками, сказал, что это - так называемые «дикие люди», водящиеся в этих краях. Из-за какого-то суеверия старик боялся близко подойти к трупам. По словам Г. Н. Колпашникова, убитые существа были примерно человеческого роста. Тело их было покрыто рыже-бурой шерстью, причем неравномерно. Лохматые волосы покрывали лоб и брови. Лицо, говорит Г. Н. Колпашников, «было похоже на очень грубое человеческое лицо». Однако время было военное, шел бой, для углубления в естественноисторические вопросы не оставалось никакой возможности…

Как видим, и это наблюдение нельзя отнести к фольклору. Но объяснения старика-монгола связали наблюдение приезжего русского с теми местными сведениями, которые этнографы обязательно назвали бы фольклором. А позже, независимо от всего этого, было получено письмо из Харбина (Китай) от лица, слышавшего несколько глухих рассказов о встречах с какими-то непонятными волосатыми дикими человекоподобными существами в горах Большого Хинганского хребта, в районе, сравнительно недалеком от Халхин-гола. Уж не лешего ли они встречали? - спрашивали иные суеверные люди.- Уж не тот же ли это цикл легенд о диком человеке? - спросят этнографы-фольклористы. Нет, у нас нет никакого основания не доверять сообщению офицера Советской Армии Г. Н. Колпашникова,- отвечают биологи. А его показание связывает воедино все эти сведения.

Однако пора отбросить и нелепую посылку, что достоверны лишь свидетельства приезжих людей, а рассказы местных жителей не могут быть опорой для науки. Пора покончить с остатками пренебрежения европейских этнографов к «туземцам». Положительным примером может послужить совсем недавно обнаруженная строго научная обработка зоологом, сравнительным анатомом В. А. Хахловым показаний нескольких казахов о «диком человеке» (ксы-гыик), встречающемся в южной части Тянь-Шаня. Этот материал - важный вклад в изучение проблемы «снежного человека».

Работая в 1907-1915 годах в Зайсане, у границ России и Китая, В. А. Хахлов обратил внимание на рассказы населения об этом существе. Сначала он, конечно, полагал, что «дикий человек» - миф. Затем оказалось, что «его видели, его ловили, он оставлял следы на песке, распространял запах, кричал, сопротивлялся, жил на привязи некоторое время».

Наконец В. А. Хахлов разыскал и прямых очевидцев, из которых один наблюдал на протяжении нескольких месяцев ежедневно пленную самку «дикого человека» на привязи, другой участвовал в поимке самца и т. д. Терпеливая и умелая опросная работа с этими очевидцами не только укрепила зоолога в убеждении, что «дикий человек» - не миф, а реальность, но дала возможность составить довольно подробное его биологическое описание. 1 июня 1914 года молодой ученый направил заявление в Российскую Академию Наук, в котором кратко сообщал о своих важных выводах и просил помощи для организации экспедиции в Центральную Азию за «первочеловеком азиатским», как он предположительно наименовал это существо.

В настоящее время заявление В. А. Хахлова разыскано в архиве Академии наук. Оно навсегда останется значительной вехой в историй научного спора о «снежном человеке». Ведь оно было послано за 40 лет до отправления первой английской экспедиции в Гималаи для поисков «снежного человека», за 45 лет до провозглашения существования цикла народных мифов о «диком человеке». Выводы В. А. Хахлова надолго опередили науку того времени. Его заявление осталось без последствий. Но значительная часть его полевых записей и зарисовок сохранилась, и ныне в упорядоченном виде предоставлена им в распоряжение специалистов.

Ниже будут изложены некоторые дополнительные данные, приведенные В. А. Хахловым в его второй сводке: «Что рассказывают казахи о «диком человеке».

Прежде всего, В. А. Хахлов неоспоримо установил, что эти существа - ни в коем случае не одичавшие современные люди. «Людьми» казахи называли их по той причине, что они держатся вертикально, передвигаются, как правило, на двух ногах, имеют внешнее сходство с людьми, но по существу рассматривали их как особый вид животных. Никто из очевидцев не наблюдал у «дикого человека» никаких проблесков речи или попыток как-либо объясниться.

Дальнейшее накопление наших знаний покажет, насколько велики эти «человеческие черты» в смысле строения тела, то есть анатомии и морфологии данного вида животных. Допустим, их окажется несколько больше, чем предполагал В. А. Хахлов. Но бесспорно, что речь идет все-таки не о человеке, а о своеобразном виде животных.

Утверждаем ли, однако, мы, биологи, изучающие «снежного человека», что это наше представление о нем, как о реально существующем (или недавно существовавшем) на земле виде живых существ, уже доказано? Нет, мы не имеем пока права утверждать этого категорически. Наше мнение пока еще надо называть научным предположением. Слишком мало еще имеется бесспорных вещественных данных о «снежном человеке». Как ни привлекательны выводы В. А. Хахлова, число опрошенных им очевидцев слишком невелико. Как ни ценна проверка разных сообщений при помощи великого оружия науки - сравнения, нужно дополнить ее строгой документированной проверкой хоть некоторых сообщений.

Иными словами, вопрос о существовании «снежного человека» все еще принадлежит к числу нерешенных вопросов современной науки. Возможно, впереди еще долгий путь проверки и борьбы двух гипотез.

Но бесспорно, что не смогут победить обе,- не будет двух открытий, будет какое-то одно из них. Торжество биологической точки зрения заставит признать, что весь фольклор о «диком человеке» является искаженным, фантастическим отражением реальности. Может быть, победят сторонники взгляда, что все сведения о «снежном человеке» - мифы? Пока надо снова и снова напоминать сторонникам этого взгляда, что изучение мифов - тоже наука. Они должны доказывать свою точку зрения строго научно, в соответствии с требованиями фольклористики.

Трудную, навряд ли научно разрешимую задачу берет на себя тот, кто говорит: все сообщения о «снежном человеке» - мифы. Но и нам, сторонникам биологической точки зрения, понадобится еще много настойчивого труда, много спокойного и непредвзятого изучения фактов, для того чтобы сделать ее неоспоримой.

В этой работе мы не одни. Вот, например, обнадеживающие слова профессора Пэй Вэнь-чуна со страниц газеты «Гуаньминь жибао» от 4 января. На конференции по палеоантропологии при Академии наук Китая, сообщает он, «были и ученые, сделавшие сообщения относительно некоторых новых материалов о «снежном человеке» в высокогорьях Тибета, в результате чего мы расширили свои представления о загадке «снежного человека», к которому приковано пристальное внимание всего мира»…

P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что все-таки было бы полезно организовать еще одну научную экспедицию «по следам снежного человека». И если даже этих самых следов найти не удастся, то, по крайней мере, получится отличный приключенческий поход. Единственное надо будет все организовать должным образом, взять хороший и вместительный багажник Topeak , добротные рюкзаки, палатки, и все прочее туристическое и походное снаряжение.

Аннотация серии статей

Вот уже больше полувека, со времени Гималайской экспедиции 1954, общественное мнение будоражит тема о так называемом “снежном человеке”. Интерес к ней в СМИ то затухает, то разгорается. В последнее время появилось много новых фактических данных в области гоминологии. Так уж случилось, что исследования и поиски в этой области ведут не научные институты, а энтузиасты-добровольцы. В силу сложившихся обстоятельств в академической науке дипломированных гоминологов нет, хотя некоторые энтузиасты, участвуя в исследованиях в течение десятилетий, стали выдающимися специалистами в этой области, известными в мировом научном сообществе, а благодаря СМИ - и широкой общественности.

Американские генетики считают, что йети образовались в результате гибридизации человека. Исследования генетической группы велись пять лет. Было собрано около 109 образцов ДНК снежного человека из 14 штатов США и из двух провинций Канады. Ученые пришли к выводу, что существа образовались в результате гибридизации человека разумного и неизвестного на земле существа, близкого к приматам. Можно даже предположить, что ДНК принадлежит пришельцам, так как у йети сильные паранормальные способности. Помимо немереной силы, они владеют телепатией, гипнозом.

По заданию сайт в Интернет-сообществах «Латненцы» и газеты «Семилукская жизнь» (корпункт Всемирной Энциклопедии Путешествий в п. Латное, Семилуки, Воронежская обл., руководитель корпункта: Катерина Котлярова) был опубликован опрос на тему “Верите ли вы в существование снежного человека?” Результат: 20 процентов респондентов верят в загадочное существо (самые интересные вопросы от неравнодушных жителей вошли в "опросный лист" интервью) и 60 процентов - сомневается, или совершенно не верит в существование снежного человека. Самое главное - а есть ли йети, если не в окрестностях нашего поселка, то хоть в Воронежской области? И, наконец, насколько Вы сами готовы поверить в существование снежного человека после нашего разговора с, пожалуй, самым титулованным на сегодня экспертом в области гоминологии - науки о снежном человеке, - Игорем Бурцевым?

Откуда возникло название "Снежный человек"?
Возникло еще в начале 20-х годов прошлого века, когда во время экспедиции в Гималаях (Ралфа Иззарда - прим. ) ученые обнаружили следы, как назвали оставившего их, - “ужасного снежного человека”, позднее название сократили. Приставка “ужасный” ассоциировалась с тем, что это существо обитало в горах, оставляло огромные следы (босой ноги, - прим. ). В разных странах по-разному называют снежного человека: в Америке - бигфут, в Канаде - саскватч и т.д. В России также много названий, например, леший - одно из них. В некоторых местах йети называют хозяином.

Как случилось, что Вы выбрали столь необычный род деятельности? Что сподвигло Вас на поиски снежного человека?
Сперва это было увлечением. Ровно 50 лет назад меня пригласили в экспедицию, когда я еще толком ничего не знал о йети. На мой вопрос, куда поедем, знакомый ответил, что на Кавказ, чему я удивился. Прибыли в селение Сармаково Кабардино-Балкарии. Жанна Кофман (член Комиссии Академии наук СССР по изучению вопроса о «снежном человеке» - прим. Энциклопедии) возглавляла экспедицию. Эта тема так впечатлила меня, что с тех пор поиски йети стали большим, чем просто увлечением. Позже я познакомился и с Борисом Ивановичем Поршневым - основателем целой науки об этих загадочных существах - гоминологии, от гоминоид (лат.) - человекоподобный, что говорит о том, что мы рассматриваем снежного человека, как вполне земное существо.


Алла Васильева, г. Семилуки, член молодежного правительства Семилукского района: Как семья и окружающие относятся к Вашим исследованиям?
У меня четверо детей, и у каждого - своя точка зрения на мою неординарную деятельность. Сын приветствует, помогает вместе со своей женой в оформлении моей книги (сын Игоря Дмитриевича - дизайнер, - прим. Энциклопедии), еще две дочери тоже стараются помочь чем-то. А еще одна у меня биолог, говорит? не отвлекай от серьезных дел. С первой женой прошла моя первая экспедиция по поиску йети, но в дальнейшем наши пути разошлись.

Ольга Здобникова, Латненская школа: Есть ли конкретный ответ на вопрос о возникновении и существовании снежного человека?
Американские генетики считают, что данные существа образовались в результате гибридизации человека. Исследование провела группа ученых под руководством доктора Мельбы Кетчам - главы лаборатории ДНК-диагностики штата Техас (Dr. Melba Ketchum the head of DNA Diagnostics, Nacogdoches, TX, USA). Исследования генетической группы велись пять лет. Было собрано около 109 образцов ДНК снежного человека из 14 штатов США и из двух провинций Канады. Ученые пришли к выводу, что существа образовались в результате гибридизации человека разумного и неизвестного на земле существа, близкого к приматам. Можно даже предположить, что ДНК принадлежит пришельцам, так как у йети сильные паранормальные способности.

Помимо немереной силы, они владеют телепатией, гипнозом. Официальное название этого загадочного существа “homo sapiens cognatus”, что в переводе означает “человека разумный кровнородственный". Однако официального признания у биологов мы не получили. Несмотря на многочисленные слепки следов, волосы, фото и видео, они требуют достать хотя бы один живой или мертвый экземпляр снежного человека, а, как показывает практика, это непростая задача.

Максим Шоларь, житель п. Латная, студент: Каким Вы представляете себе йети?
Однозначно,- человекоподобное существо, обладающее необычайной силой, ростом 2-3 метра, покрытое с головы до пят волосами, обладающее неординарными способностями: гипноз, телепатия.

Газета "Семилукская жизнь": Где в России существует наибольшая вероятность встречи с йети и каковы шансы увидеть его в Семилукском районе (Центрально-Чернозёмный регион)?
Очевидцев много из разных мест, в том числе и из Воронежской области. Много сообщений в соцсетях поступало из Калужской, Тульской и многих других областей. Думаю, что такая активность связана с природными явлениями и катаклизмами, а йети хотят предупредить и предостеречь нас. Вполне вероятно, что и в вашем районе обитает снежный человек. Главное - внимательность. В лесах множество знаков пребывания снежного человека: скрученные стволы деревьев, толщина которых достигает 10 см, пирамидки из больших деревьев, даже деревья, поставленные вверх ногами (весом 50-100 кг), арки из переплетенных верхушек деревьев на высоте 4-5 метров - это только малая часть работы лешего.


Много ли у Вас единомышленников? Популяризируется ли изучение и поиск снежных людей среди представителей современного цивилизованного сообщества?
В Москве функционирует актив исследователей йети при Дарвиновском музее. Постоянно действующий семинар по проблеме гоминоидов существует с 1960-х годов. Основал семинар Петр Петрович Смолин, воспитатель целого поколения отечественных биологов. Каждый месяц проходят заседания актива, где обсуждается новая информация: рассказы, сведения, экспедиции. С недавних пор в Дарвиновском музее появилась традиция проводить “День лешего”, который в этом году прошел 17 октября. На данном мероприятии мы с коллегами делимся последними новостями по теме. Однако, сейчас чаще единомышленников встретишь среди очевидцев, встретившихся однажды с лешим. Масса примеров.

В соцсетях ко мне обращался москвич Михаил Журавлев, отец которого на рыбалке видел загадочное существо, шлепающее по воде, которое при его свисте спряталось. После этой истории, сам Михаил отправился на “разведку” и в лесу нашел и следы, и конструкции из деревьев, похожие на те, которые сооружают йети. Заинтересовавшись данным случаем, мы отправились в Подмосковье: я, Андрей Строганов (кандидат биологических наук) и Таша Грехова (представитель паранормального туризма). Важен тот момент, когда мы проверяли запись с камеры, которую установили на палатку, заметили силуэт йети - он был совсем недалеко от нас, однако наша команда не видела ничего. Снежный человек внушил нам, что его нет.

Яркий пример общения с йети произошел в Кемеровской области с художником - Андреем Любченко. Во время сбора бересты в лесу, Андрей внезапно обнаружил перед собой лешего. Тот дал художнику телепатическую команду присесть и расположился рядом, можно сказать, плечом к плечу. Мысленный разговор был о сохранении экологии, леса. В ходе встречи Андрей так же, мысленно, спросил: “Как тебя зовут?” Йети уже голосом ответил: “Та-бан”. На бересте в тот момент художник изображал таинственного жителя леса, который там же, ногтем, оставил специфический знак. После этого "Та-бан" скрылся. Андрей даже не заметил исчезновения гостя, так быстро леший исчез в зарослях.

Расскажите подробней о знаках, оставляемых лешим.
Огромнейшее количество знаков собрано в Канаде, около трех тысяч. В Казахстане один человек рассказал, что в письме йети используют древнерусские руны, проверил он это, написав палочками в лесу “сообщение” для снежного человека: “принеси камень и оставь его здесь”. На следующий день в указанном месте лежал килограммовый камень и надпись от лешего “положи кукурузу”. И в России есть жительница из Челябинска, Наталья, которая общается с лешими и изучает их знаки (видела стволы на земле, выложенные в виде пятиконечной звезды, изучает руны). Сейчас мы ищем специалистов, разбирающихся в рунах, так как имеется уже немалый объем посланий йети.

Никита Колтаков, Латненская школа: Каков срок жизни снежного человека?
Мне известен один достоверный случай, произошедший в штате Теннеси США. В 1947 году Роберт Картнер на своей ферме подобрал детеныша снежного человека, назвав его Фокс. В дальнейшем подросшего бигфута отпустили в лес, но общение с ним не прекратилось. Внучка Роберта, Дженис, столкнулась с загадочным существом в возрасте 7 лет. На протяжении 30 лет Дженис Картер наблюдала за Фоксом, его детьми и внуками. Прирученный снежный человек умер в возрасте 66 лет. То есть, существенных отличий с человеческой продолжительностью жизни нет.

Игорь Дмитриевич, расскажите о Ваших последних экспедициях? Где останавливались, натолкнулись ли на новые следы?
Последняя экспедиция была в Адыгее с японцами, продолжительностью в одну ночь. В качестве приманки использовали мед и яблоки, установили сигнализатор движения на дереве. В три ночи сигнализатор сработал. Подойдя мы обнаружили, что прибор перемещен на два метра от места установки, камера отвернута в сторону. Слышали рык через заросли, но следов не обнаружили, за исключением отпечатка костяшек йети на земле.

Посещали ли Вас мысли о невозможности встречи со снежным человеком?
Никогда. Я думаю, что они миролюбивые существа и добром отвечаю на добро.

Расскажите, каковы Ваши планы по работе со Всемирной Энциклопедиоей Путешествий в ближайшем будущем? Какие вопросы Вы хотели бы поднять в следующих интервью с Энциклопедией?
У меня есть пожелание, - пусть Энциклопедии выделит для связи со мной специального человека, для организации систематической связи, а я буду предоставлять фото и информацию. Все время и силы сейчас я стараюсь посвящать изданию своей книги про снежного человека, объемом 420 страниц. Там будет примерно 600-700 фото и иллюстраций. Хочется предоставить исчерпывающий материал и упрощать что-либо я не намерен.

Игорь Дмитриевич, желаем успехов, новых открытий вместе со Всемирной Энциклопедией Путешествий, документированных следов снежного человека и, конечно же, скорейшего выхода в свет Вашей книги!

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Бурцев Игорь Дмитриевич, родился в 1940. Кандидат исторических наук, издатель, вице-президент Всемирной Энциклопедии Путешествий (2013), член-корреспондент Академии (Клуба) Всемирной Энциклопедии Путешествий (2013), президент Фонда содействия научным исследованиям и поискам «Криптосфера», член Русского географического общества, Московского общества испытателей природы (МОИП). Директор Международного центра гоминологии. Участвует в исследовании проблемы гоминоидов с 1965. Участник и руководитель ряда поисковых экспедиций.

↓ Комментарии ( 4 )

Для меня очевидно то, что "снежный человек" существует. Аргументации для этого достаточно. Почему именно "официальная наука" не поддерживает исследования "йети"? - С эти также всё понятно... Поддерживает "официальная наука" только то, что приносит или потенциально может приносить прибыль в денежном эквиваленте. По материалам публикаций в различных научных изданиях убеждаешься в том, что ныне так называемая "официальная наука" разделяется на "академическую науку", которая основывается на фундаментальной естественнонаучной подготовке, и "псевдонауку", которая базируется на таком ремесле, вроде "экономики", которая никаким боком к науке не относится, она и решает как правило судьбу исследовательских проектов. Это семимильными шагами началось с конца восьмидесятых, когда обычные институты перерождались в университеты, техникумы в колледжи, профтехобразование постепенно было уничтожено. Зато появились "бакалавры" в смехотворных головных уборах, как из сказки про эльфов. Научных работников некогда готовили госуниверситеты, которых было очень мало и можно было поступить в них, преодолев большой конкурс. Теперь почти каждый пединститут переродился в университет, или академию, а внутреннее содержание в основном в аспекте качества обучения не изменилось. Я вовсе не "хаю" будущих учителей школы, которые учатся в педвузе, наоборот восхищаюсь их мужеством в выборе профессии, просто пытаюсь вскрыть причины. На биофаках в госуниверситетах профилирующим предметом была всегда математика. Истинный биолог (если он действительно биолог) опирался всегда в своих исследованиях на математические методы в биологии. Если спросить ныне преподавателя биофака о значении математики в биологии, он пожмёт плечами в недоумении, а сам подумает: - "Зачем в биологии математика?" И самое страшное, что он действительно так теперь думает!
В любых биологических исследованиях основной составляющей должны быть полевые исследования, где ведётся поиск объектов, в последствии набранный материал анализируется, в том числе не без применения математических методов.
Я очень восхищаюсь результатами исследований Игоря Дмитриевича, его публикации всегда вызывали огромный интерес. Любой его материал - научная сенсация.
Интерес к снежному человеку у меня появился в ранней юности, когда прочитал книгу про экспедицию Шиптона - Тильмана. После этого стал искать другие первоисточники, например в книге первовосходителя Эвереста - Тенсинга Норгея описана встреча человека с йети (отца Тенсинга). Потом стал искать те публикации, которые рассказывали о поиске реликтового гоминоида на территории СССР.
Самому приходилось проходить маршруты в местности, где имеется ареал снежного человека. Считаю наиболее перспективными районами поиска реликтового гоминоида на территории бывшего СССР, следующие районы: - долины рек, берущих начало на восточных склонах Полярного Урала горных массивов Пай-Ёр, Рай-Из, Хордъюс, которые впадают в нижнее течение реки Обь; - Местности, прилегающие к озёрам Варчато, Войкарский Сор и Шурышкарский Сор (в бассейнах этих, же рек.); - Горный Алтай, долина реки Урсул (левый приток реки Катунь); - Кузнецкий Алатау, Горная Шория (верховья рек Пейзас, Мрас-Су); - Большой Саян вблизи массива Мунку-Сасан (бассейны рек Саган-Гол и Зун-Обо-Гол); - Кавказ, Кабардино-Балкария (долины правых притоков реки Баксан).
В вопросах происхождения снежного человека не согласен с мнением канадцев, которые утверждают, что последний произошёл путём гибридизации человека с неизвестным существом. А убеждён в том, что реликтовый гоминоид - это слепая ветвь в эволюции человека, практически речь идёт об образовании экониши.
Если человеческая популяция пространственно разделяется, то в этих разных ареалах разрозненные популяции подвергаются различным условиям среды длительное время. Это влияет не только на их фенотип, но и на генофонд последних. Изменяются даже локусы, где находятся гены.
А обладание гипнозом (о чём свидетельствуют многочисленные очевидцы контактов снежного человека, например ханты) помогает гоминоидам выживать в неблагоприятной среде. Этим качеством обладали и некогда наши предки.
Это всё чисто моё субъективное мнение, человека, работающего не в "науке", но получившего в своё время научное биологическое образование.
Хотелось, бы, чтоб исследования снежного человека продолжались, поддерживались на самом высоком уровне. И спасибо за эту статью автору, который "оживил" тему. Статья Катерины Котляровой затрагивает глубинные "струны", заставляющие размышлять. Очень интересная статья, читается на одном дыхании, в этом также заслуга автора. Дальнейших творческих успехов!

Как свидетельствуют уникальные архивные материалы, с которыми удалось ознакомиться "Итогам", СССР был единственной страной в мире, где проблема поиска йети рассматривалась на самом высоком государственном уровне. "Снежный человек" непременно должен был стать советским

Наука о привидении

В 1957 году общественность была взбудоражена вышедшей в Москве книгой англичанина Диренфурта "К третьему полюсу". В ней пересказывались многочисленные истории о неуловимом существе в Гималаях. Следом появились свидетельства о триумфальном шествии йети по советской стране. Наконец, сбором и изучением сведений о загадке века вплотную занялась Академия наук СССР. В "снежного человека" поверил даже ее президент Александр Несмеянов. В отличие от зарубежных следопытов-одиночек советским ученым удалось поднять вопрос об отлове мохнатого привидения на самый высокий уровень.

31 января 1957 года в Москве состоялось заседание президиума АН. В повестке дня значился единственный пункт: "О "снежном человеке". В обсуждении помимо президента академии приняли участие известный физик-теоретик, академик Игорь Тамм, антрополог Михаил Нестурх и другие ученые. С основным докладом выступил закоперщик поиска советского йети, историк и философ, профессор Борис Поршнев. Опираясь на многочисленные данные о встречах с йети на Памире, Борис Федорович предположил, что он мог мигрировать из главной области своего обитания в Гималаях на северо-запад и достигнуть советского Памира. Все высказанные в прениях возражения были проигнорированы. Сторонники теории настояли на "организации комплексной экспедиции для всестороннего научного изучения двух наиболее недоступных и плохо изученных участков Памира - бассейна Сарезского озера и бассейна реки Мук-Су". Лицензия на отлов "снежного человека" была оформлена постановлением президиума АН СССР N 74. Согласно документу руководство академии, "считая необходимым принять меры для выяснения вопроса", образовал комиссию во главе с известным геологом и географом, членом-корреспондентом АН из Ленинграда Сергеем Обручевым. Для чистоты эксперимента, то есть в "целях предупреждения наплыва самодеятельных экспедиций и альпинистских групп", ученые вышли с ходатайством об охране высокогорных районов в правительство СССР. Комиссии было также дано поручение связаться с китайскими и индийскими коллегами. Предполагалось, что, наступая с "трех фронтов", легче отрезать "снежному человеку" пути отхода и взять его в плотное кольцо (в Дели и Пекине, впрочем, выразили скепсис по поводу московской инициативы). Спустя десять дней после заседания президиума, Несмеянов подписал распоряжение N 1-289 о составе комиссии. Заместителями Обручева были назначены Поршнев, морфолог животных Клейнберг и директор Памирской станции Станюкович. Вместе с группой антропологов и альпинистов рядовыми членами комиссии стали ректор Ленинградского университета, глава исполкома Горно-Бадахшанской автономной области, академик-секретарь АН Таджикской ССР и директор московского зоопарка. Всего штаб по поискам "снежного человека" состоял из 21 ответработника.

Дело оставалось за малым - получить санкцию высшего руководства страны. Докладную записку в ЦК КПСС отправил сам академик Несмеянов. Бумага попала в ЦК КПСС 21 февраля 1958 года и была встречена с пониманием. Но Политбюро проблемой "снежного человека" заниматься не стало. Запрос академии был спущен в отдел науки ЦК, который и дал добро на организацию памирской экспедиции. Ничего странного в поведении советского начальства не было. Если йети был бы действительно "взят и обезврежен", в руках советских ученых могло оказаться недостающее звено между обезьяной и человеком. Вполне достойное приложение к выведенному на орбиту первому космическому спутнику Земли!

По просьбе ученых Вооруженные силы быстро пресекли несанкционированные вылазки дилетантов в районе Памира. Оказавшись в идеальных "лабораторных" условиях, группа захвата приступила к делу. На помощь пригласили четвероногих помощников из элитного питомника - Центральной ордена Красной Звезды школы военного собаководства Советской армии. Они должны были взять след, окружить потенциального обитателя московского зоопарка и затравить. Псы чутко ловили любое дуновение ветра, гнали жертву, но всегда не ту, что надо. После нескольких месяцев изнурительной погони ни живой, ни мертвой добычи найти так и не удалось. Это был настоящий провал. В качестве утешительного приза в Москву привезли лишь научные открытия в области геологии, ботаники и этнографии. Работу комиссии быстро свернули. Ликвидационное постановление президиум АН СССР принял 23 января 1959 года. На заседании с покаянным отчетным докладом выступили разочарованные Обручев и Поршнев. Капитулировал и академик Несмеянов. Президиум единодушно решил считать тему исчерпанной: "нет оснований предполагать в настоящее время существование на Памире "снежного человека". Имущество экспедиции передавалось на баланс Памирской биостанции. Дальнейшее существование комиссии стало невозможно и по политическим мотивам. К тому времени Никита Хрущев уже вовсю критиковал деятелей науки за оторванность от насущных дел государства, а саму Академию наук называл "чрезвычайно громоздкой и плохо управляемой". Через два года после эпопеи с йети Несмеянову пришлось уйти в отставку. Академическая экспедиция на Памир стала первой и последней. Но эпопея с поисками "снежного человека" получила продолжение. Через несколько лет десятки неформальных экспедиций вновь бороздили высокогорные и равнинные области СССР в поисках следов йети. Но теперь уже без лишнего шума и без поддержки Кремля.

Продолжение следует

Сегодня, спустя 40 лет, те, кто верит в существование йети, выступили с инициативой создания международной организации, которая объединила бы криптозоологов разных стран. "Вместе мы смогли бы упростить решение ряда вопросов, например связанных с организацией и финансированием исследовательских экспедиций, кроме того, могли бы оперативно реагировать на сообщения с мест, что немаловажно в нашем поиске", - считает криптозоолог Леонид Ершов.

На вопрос: "Почему до сих пор нет реальных доказательств существования йети?" - криптозоолог Дмитрий Баянов отвечает так: "Не каждый егерь, охотник или рыбак носит с собой видео или фотоаппаратуру. К тому же очевидно, что гоминоид обладает уникальными способностями, сверхчутьем, повышенной интуицией, которая позволяет так долго не показываться людям на глаза. Возможно, в будущем изучение повышенной интуиции гоминоидов позволит по-иному взглянуть и на человеческие способности". По мнению Баянова, больший эффект принесли бы не разовые экспедиции, а организация базовых поселений по аналогии с метеостанциями, где специалисты могли бы вести постоянные наблюдения, делать подкормки. Другими словами, для того чтобы увидеть гоминоида, надо долго жить в предполагаемом месте его обитания. Дмитрий Баянов, заметим, делает это утверждение не на пустом месте. В настоящий момент он непосредственно участвует в любопытном российско-американском проекте. В горах Аппалачи штата Теннесси фермеры Мэри Грин и Дженис Кой, если верить их словам, уже несколько лет ведут наблюдения за семьей гоминоидов. Дженис Кой готовит к выпуску книгу (в ближайшее время она должна быть переведена при помощи Баянова на русский язык), в которой описывает мельчайшие подробности их внешнего вида и поведения, а то, что сообщает об их умственных способностях, опрокидывает все прежние представления об этих существах. Дженис Кой утверждает, что гоминоиды способны понимать и осмысленно использовать слова - будто бы у них даже есть свой собственный язык. Так это или нет, покажут дальнейшие исследования. На сегодняшний момент Дженис собрала образцы волос гоминоида, делает слепки их следов, а самое главное - пытается получить четкие снимки и видеоизображения тех, кто оставляет следы.

Один из немногих в России, кто имеет на руках хоть какие-то доказательства существования гоминоида, - это Леонид Ершов. В 1986 году в районе Ловозера на Кольском полуострове ему удалось собрать на месте предполагаемого лежбища волосы "снежного человека". Он отдал свои находки в Мурманское бюро главной судебно-медицинской экспертизы Минздрава РСФСР. Специалисты провели комплексный анализ материала и сделали заключение, что видовая принадлежность находок не установлена, так как при сравнении с целым набором сывороток (человек, рогатый скот, собака, кошка, свинья, кролик, лось, птица) был получен отрицательный результат. Эксперты пришли к выводу, что волосы принадлежат неизвестному травоядному существу животного происхождения. Если широкомасштабная экспедиция по поиску "снежного человека" в ближайшее время все же состоится, она будет принципиально отличаться от предпринятой более 40 лет назад. Как считает Игорь Бурцев, экспедиция должна быть организована не с целью поймать гоминоида, а с целью изучить его повадки, ареал обитания, способы питания: "В наших исследованиях дали предварительное согласие принять участие представители самых разных наук - антропологи, историки, этнографы, биологи, а также люди совершенно непрофильных специальностей. Конечно же, если в руках ученых окажется тело гоминоида, вот тогда они повеселятся, будут снимать размеры костей, черепа и т.д. Современные методики позволят нам провести комплексный детальный анализ существа и сделать выводы, что он взял от homo sapiens, а что от животных. К поискам можно привлечь и криминалистов для проведения анализов найденных следов".

Российские исследователи не сомневаются, что обнаружение "снежного человека" изменит устоявшиеся взгляды на происхождение человека. Криптозоолог Вадим Макаров убежден, что не время складывать оружие, и именно сейчас, когда накоплено столько свидетельств, необходимо активизировать поиски: "Потомки не простят нам равнодушного отношения к этой очень важной научной проблеме. Если гоминоиды есть, то скорее всего их количество невелико, но я уверен, что сегодня еще можно найти отдельных представителей в тех глухих районах, где редко появляется человек". И непременно - в районах российских!

Денис Бабиченко, Дмитрий Серков

Врез 1

МНЕНИЕ

Нет, сынок, это - фантастика

Большинство представителей официальной науки весьма скептически относятся к рассказам о "снежном человеке". Вот что заявили корреспондентам "Итогов" Юрий Чистов, директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), и Александр Аверьянов, завлабораторией млекопитающих Зоологического института Российской академии наук, доктор биологических наук.

Юрий Чистов: "В 80-х годах нас обязали поехать в район поселка Лахта, расположенного на побережье Финского залива, вместе с исследователями, которые занимаются поисками человекоподобных. Там якобы обнаружили следы "снежного человека".

В конечном итоге мы встретили студента, отдыхавшего в этих местах, который признался, что ради забавы с помощью камней сделал несколько отпечатков. На сегодняшний день не существует научных доказательств, я подчеркиваю - научных, существования так называемых гоминоидов, и я не рекомендовал бы своим коллегам отправляться в подобные экспедиции".

Александр Аверьянов: "Криптозоология не имеет ничего общего с зоологией. Для ученых-зоологов нет места в экспедициях по поиску "снежного человека", потому что на сегодняшний день нет убедительных доказательств его существования, кроме расплывчатых снимков, сомнительных следов и рассказов очевидцев.

Снежный человек (йети, сасквоч, бигфут, энжей, авдошка, алмаст англ. bigfoot) — легендарное человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Его существование утверждается многими энтузиастами, но на текущий момент не подтверждено. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней с доисторических времен.

Кадр из видеозаписи Роджера Паттерсона.

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры. Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека. Однако в 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка — постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны.

Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест. Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.

В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами, с густым волосяным покровом по всему телу — чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывалиь предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде — моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

…о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.

Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.

Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

СССР был единственной страной в мире, где проблема поиска йети рассматривалась на самом высоком государственном уровне. Интерес к снежному человеку проявила и Академия наук СССР. 31 января 1957 года в Москве состоялось заседание президиума АН. В повестке дня значился единственный пункт: "О «снежном человеке». В 1958 году была создана Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке». В её составе были известные ученые — геолог, член-корреспондент С. В. Обручев, приматолог и антрополог М. Ф. Нестурх, ботаник К. В. Станюкович, физик и альпинист, Нобелевский лауреат, академик И. Е. Тамм. Наиболее активными членами комиссии были врач Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев. Рабочая гипотеза, которой руководствовалась комиссия, сводилась к тому, что снежный человек — это доживший до наших дней примат из деградировавшей ветви неандертальцев. Работа комиссии вскоре была свёрнута, но результаты её работы не были аннулированы последующими исследованиями АН СССР и РАН. Гипотеза, из которой исходила комиссия, в дальнейшем излагалась в официальных справочных пособиях Академии Н. Ф. Реймерсом и другими авторами.

Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов.

В 1987 году усилиями Ж.-М. И. Кофман и других энтузиастов поисков снежного человека было учреждено Российское объединение криптозоологов, или Общество криптозоологов. Общество имело официальный статус при Министерстве культуры СССР и получило большую помощь от газеты «Комсомольская правда», которая финансировала покупки приборов ночного видения, средства связи, фотоаппаратуру, медикаменты для обездвиживания и обеспечивала поддержку представителей власти на местах. Общество продолжает свою работу, выходят публикации его членов.

Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции, Рима, Древней Армении, Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, фольклоре разных народов (фавн, сатири силен в Древней Греции, йети на Тибете, в Непале и Бутане, гулей-бани в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, ежэнь, маожэнь и жэньсюн в Китае, киик-адам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), чугайстер на Украине, дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, абнауаю в Абхазии, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

В фольклоре предстают в виде сатиров, бесов, чертей, леших, водяных, русалок и т. п.

Русский зоолог К. А. Сатунин утверждал, что в 1899 году видел самку бьябан-гули в Талышских горах. В 1921 году о существовании йети сообщил Говард-Бери, известный альпинист, возглавлявший экспедицию на Эверест. В 20-е годы XX века в Средней Азии якобы были пойманы несколько йети, заключены в зиндан и после безуспешных допросов и пыток расстреляны как басмачи.Подполковник медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетян в 1941 году якобы произвел непосредственный осмотр живого дикого человека, пойманного в Дагестане, животное было вскоре расстреляно и съедено. Свидетельств этого случая не сохранилось, так как вскоре Карапетян и его подельники были расстреляны как шпионы. Всего в XX веке зафиксировано несколько сот сообщений о наблюдении снежного человека.

За поимку снежного человека губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обещает 1 000 000 рублей.

Среди тех, кто верит в существование снежного человека, наиболее популярны версии, по которым он является потомком тех или иных гоминид, обладавших большим ростом или коренастым телосложением. Среди кандидатов:

гигантопитек — вероятный родственник орангутанов;

мегантроп — крупная антропоидная обезьяна плейстоцена;
неандерталец — вид Homo, обладавший коренастым телосложением и дольше всего задержавшийся в горных районах Европы.

Фрагмент из советского комедийного художественного фильма "Человек ниоткуда" снятый режиссёром Эльдаром Рязановым в 1961 году на киностудии "Мосфильм".

Время первых свидетельств о существовании снежного человека насчитывает уже не одно тысячелетие. Однако по-настоящему интерес к данному феномену проявился лишь в XIX столетии. Удивляла обширность ареала распространения этого не то животного, не то человека. Наверно, будет проще сказать, где его не встречали. В каждом регионе снежного человека называют по-разному: в Гималаях — это йети, в Китае — йерен, в Северной Америке — сасквач, или бигфут, в Индии и Непале - лесной человек, в Австралии — йови, или йаху, а также просто волосатый человек.
Можно было бы предположить, что с тех пор, как люди узнали о нем, его должны были бы изучить вдоль и поперек. Но, несмотря на множество версий и участие в дискуссиях авторитетных ученых, официально его существование не подтверждено. Самое раннее историческое упоминание о йети неразрывно связано с древнегреческим философом Плутархом. Он рассказывал, как солдаты военачальника Суллы поймали сатира, описание которого сильно смахивает на предполагаемый облик снежного человека.

В Коране говорится о том, что следует милосердно относиться к недочеловеку. Историк древней Греции по имени Ктесий в V в. до н. э. в описани Индии засвидетельствовал, что в Гималаях живут и человекообразные дикие животные. О «тварях» в горах Азии знал и римский писатель Плиний Старший и I в н. э. Индийская поэма «Рамаяна», датируемая III IV вв., содержит упоминание о демонах под названием «ракшасы», внешность которых, по описаниям, также совпадает с предполагаемым портретом лесного человека. У древних шумеров в эпосе «О Гильгамеше» (III в. до н. э.) встречается упоминание человекообразного существа Энкиду. Среди 10 000 петроглифов и 12 наскальных рисунков в горах Средней Азии возрастом примерно 7000 лет ученые обнаружили много рисунков снежного человека. Непосредственными очевидцами явления странных существ были такие и известные люди, как Карл Линней, Геродот, Юрий Рерих, Николай Пржевальский. В 1661 г. в дар полькому королю Яну II Казимиру преподнесли пойманного в литовско-гродненских лесах дикого человека. По внешнему виду ему было около 14 лет, его тело обильно обросло волосами, говорить он не мог. Впоследствии жена монарха приручила «необычного мишку», который даже научился выполнять некоторые работы на кухне. В XVII в. один из исследователей феномена снежного человека по имени Ян Редвич издал в 1674 г. специальное сочинение, посвященное неведомой зверушке, в котором собрал множество оценок и наблюдений очевидцев. Поисками и исследованием снежного человека занимается криптозоология- наука о скрытных животных, о существовании которых нет прямых доказательств, а только показания свидетелей и косвенные улики. В качестве основателя криптозоологии фигурирует зоолог Бернард Эйвельманс. Штаб-квартира Международного общества криптозоологии базируется в городе Тусон американского штата Аризона.
Советский Союз тоже создал специальную науку, посвященную изучению снежного человека, - гоминологию. Подобные вопросы обсуждались на самом высоком уровне. При Академии наук имелась соответствующая комиссия во главе с профессором философии Б. Ф. Поршневым - автором нескольких томов со свидетельствами встреч с неизвестными гоминидами. Впрочем, судьба комиссии была похожа на многие другие - ее попросту разогнали, посчитав гоминологию лженаукой. Вскоре Поршнев умер от сердечного приступа, но дело его не погибло, а было продолжено учениками. Так, Дмитрий Ю. Баянов собрал группу последователей. В течение 40 лет он изучал снежного человека и вполне закономерно стал одним из наиболее крупных специалистов по йети в мире. Немалый вклад в разгадку его тайны внес доктор биологических наук профессор П. И. Мариковский.
Любопытно, что в «Атласе снежного человека» Вадим Ю. Макаров, по результатам наблюдений, делает вывод, что в последнее время снежный человек понемногу перебирается в Россию. Например, с недавних пор его стали наблюдать в центральных регионах: Ленинградской, Московской, Саратовской, Кировской областях.
Несколько десятков лет проблемой бигфута занимался кандидат биологических наук, член Всероссийского географического общества, участник множества экспедиций по Средней Азии, посвященных
поискам человекообразных существ, В. Ю. Макаров.
()н написал большой труд под названием «Атлас снежного человека», в котором сведена информация, накопленная человечеством за много столетий наблюдений in ним. По данным немецкого ученого В. Зиберта, с оставившего карту территорий, где чаще встречается Йети, к ним относятся Кавказ, Забайкалье, Канада, Калифорния, Гималаи, Памир, Чукотка. Австрийский юолог Ф. Зак сопоставил многочисленные свидетельства и выяснил, что средний рост снежного человека составляет 2 м, масса взрослых особей варьируется от 150 до 250 кг, окружность головы - около 700 мм. Со снежным человеком часто встречаются альпинисты, туристы, поэтому его иногда называют «черным альпинистом». Считается, что первый европеец столкнулся с йети, когда покорял самую высокую гору на Земле. Британский военный Ч. К. Говард-Бери с группой соратников взбирался на Эверест в 1921 г. На высоте 7 км они увидели несколько странных созданий, а подойдя поближе, смогли разглядеть на снегу большие отпечатки ступней, каждый из которых был в 3 раза больше человеческой. В рукописях XVII в. имеются свидетельства испанских завоевателей Америки о человекоподобном животном с жесткой шерстью. Индейцы называли его саскватчем. В начале XIX в. исследователь Девид Томпсон в Скалистых горах увидел следы ступней снежного человека, длина которых равнялась 35,5 см, а ширина - 20 см. Когда Девид стал расспрашивать об этом местных индейцев, то поразился тому, насколько пренебрежительно те относятся к саскватчу, видя в нем всего лишь громоздкую неуклюжую и противную разновидность человека, самую низшую его форму. В 1905 г. в Северной Калифорнии местный индеец Джонни Тестер длительное время смотрел за тем, как бигфут-папа обучал детенышей плавать и удить рыбу, используя для этого острые палки. А в 1924 г. в местечке Келсо штата Вашингтон рубщики леса неожиданно отказались выходить на работу. Как выяснилось, лес они валили в дальнем участке Каскадных гор. Там на них напали большие, волосатые, дикие люди, кидавшиеся камнями. Вооружившись, проверяющие отправились на место происшествия. Хижина работников действительно была разрушена, а вокруг на земле виднелись отпечатки огромных ступней В 2003 году лесник по имени Дип Марак в течение трех дней наблюдал за йети, пребывая в густых джунглях Индии. Ему удалось заполучить обрывки волос с тела существа. Впоследствии он передал их образцы британской телекомпании ВВС, сообщив, что рост чудовища достигал 3 м, цвет его - черно-серый, вес примерно 300 кг, а врацион входят плоды растений, древесная кора, коренья. Ученые, исследовавшие волосы, однозначных выводов сделать не могли. Но эксперт по человекообразным обезьянам Иэн Редмонд заметил, что представленные волосы невероятно сильно напоминают другие такие же волосы, предположительно бигфута, собранного побывавшем на Эвересте сэром Э Хиллари. Как заявил ученый, «мы теперь наверняка знаем, что эти волосы не принадлежат азиатскому черному медведю, они не принадлежат дикому кабану и не похожи на шерсть различных видов макак. Эти волосы остаются загадкой. Я так же могу подтвердить, что если эти волосы действительно принадлежат йети, то у них как у людей волосы секутся!» Исследователи сошлись на том, что образцов принадлежат известному виду приматов. Исходя из имеющихся сведений можно говорить о том, что свидетельства очевидцев по поводу внешнего облика йети не всегда однозначны. Если одни рассказывают о больших быстрых животных ростом до 4 м, то вторые, наоборот подчеркивают маленький рост (до 1,5 м.), пассивность и размашистые движения руками при ходьбе. Однако, все согласны с тем, что телосложение у бигфута плотнее, чем у человека, череп заостренный, руки длинные, шея короткая, челюсть массивная. Все тело у снежного человека и полосах, окраска серая, черная или рыжая, лицо и mi юс. Наиболее вероятно, обитают они в районах снежной кромки, которая служит своего рода границей между горными ледниками и лесными массивами. Они могут жить в пещерах или в гнездах на дереве. И пищу употребляют грызунов и лишайники, причем зверьков они освежевывают и потрошат, что свидетельствует о близости их к человеку. С людьми ведут себя настороженно. Если голодны, то могут и приблизиться. При потенциальной опасности животное производит громкий лающий звук. По утверждению китайских исследователей, снежные люди даже могут делать примитивные орудия и плести корзины. Исходя из этого можно предположить, что речь идет о реликтовом гоминиде. И такая точка зрения является хотя бы в некоторой степени научно обоснованной. Ученые из Академии наук СССР считали снежного человека приматом из деградировавшей ветви неандертальцев, который сумел дожить до наших дней. Впрочем, теория об инопланетном происхождении йети тоже имеет право на существование, как и предположение, что это гость из параллельной вселенной. Кое-кто даже считает его результатом эксперимента по скрещиванию человека с обезьянами. В любом случае рядом с нами живут эти существа. И от встречи с ними не застрахован никто. По этой теме имеется слишком много свидетельств и вполне серьезных научных исследований, чтобы отмахиваться от этой загадки.