29 марта 2016, 18:42

Но мода в СССР была, причем, самая что ни на есть высокая. А началась она в 60-х, когда страна узнала имя Вячеслава Зайцева. Имя, которое известно и по сей день, в отличие от забытых имен довольно успешных и некогда знаменитых советских манекенщиц.

Мода ХХ века – это не только талантливый Сен-Лоран, неподражаемая Шанель и безупречный Лагерфельд. Мода XX века – это еще и новое, загадочно-прекрасное явление для советского человека.

"Самое красивое оружие Кремля"

"Самое красивое оружие Кремля" - так написал о Регине Збарской, советской модели №1, французский журнал "Пари матч"; еще на Западе ее называли "советской Софи Лорен". Впрочем, понятие "модели" в мире советской моды тогда не существовало, только "манекенщицы", что не сильно отличалось от "манекена".

Уроженка Вологды Регина Колесникова прибыла в Москву в 1953 году. Девушка знала себе цену – у себя в Вологде она считалась одной из первых красавиц. Регина пробовала поступить во ВГИК, однако актерским талантом природа ее, по всей видимости, не наделила, потому что уже совсем скоро она сменила цель и стала одной из манекенщиц, демонстрировавших наряды в столичном доме моды на Кузнецком мосту. Вскоре в жизни Регины случается два важных знакомства – с художником-диссидентом Львом Збарским, который впоследствии стал ее мужем и модельером Верой Араловой, которая свела ее с Вячеславом Зайцевым. Работа с Зайцевым сделала Регину одной из самых востребованных манекенщиц всего Союза. Ее фотографии вешали себе на стену тысячи советских работяг, а дамы старались ходить подбоченившись, как Збарская.

Но о жизненной трагедии Регины знали только самые близкие. Лев Збарский категорически был против детей, считая, что единственной страстью художника должно быть творчество и муза, а Регина забеременела. Муж поставил ультиматум: или я, или ребенок. В итоге Збарская сделала аборт, но это сломило ее. Она подсела на антидепрессанты. Это так печально: одна из самых красивых женщин Союза стала рабой таблеток…

Збарский все равно ушел от жены – в середине 70-х он эмигрировал в Штаты. Регина, которая тогда уже была практически списана со счетов, очень мучительно переживала развод с мужем. От ее благородной красоты мало что осталось – пристрастие к антидепрессантам сделало свое дело. После ухода мужа Регина пыталась вскрыть себе вены, но ее спасли…

Манекенщица Збарская не была никому больше нужна, кроме Зайцева, который, пожалев ее, устроил в Дом моды… уборщицей. Молодые манекенщицы упражнялись в походке, а бывшая королева советского подиума в нескольких шагах возилась с грязной тряпкой. Такова жизнь – сегодня та на троне, завтра ты никто(…

Регина снова пыталась покончить с собой, и после этого на несколько лет попала в психиатрическую больницу. В конце концов, одна из ее попыток суицида удалась - Регина Збарская добровольно ушла из жизни в 1987 году, в возрасте 51 года. Обстоятельства смерти тоже достоверно неизвестны. По одной версии, она умерла в психиатрической клинике, по другой - дома в одиночестве, наглотавшись таблеток. Ее мифический дневник (тоже - то ли был, то ли нет), в котором якобы она описывала все тайны своих отношений с КГБ, исчез. Где находится могила - неизвестно. Скорее всего, тело кремировали, а прах так и остался невостребованным.

Русская "березка"

Мила Романовская блистала на подиуме в то же время, что и Регина Збарская, и была главным ее конкурентом и антиподом.

Регина - жгучая брюнетка, Мила - блондинка, Регина - высокомерная и неприступная, Мила - простая в общении и доброжелательная, Регина - капризная на примерках и показах, Мила - терпеливая и дотошная... Апогей их соперничества случился в 1967 году, когда модельер Татьяна Осмеркина создала платье, впоследствии получившее у искусствоведов название "Россия" и на несколько лет ставшее своего рода визитной карточкой Советского Союза.

Ярко-красное платье шилось специально для Регины Збарской, но досталось Миле Романовской. Когда его надела блондинка Мила, художники Дома моделей единогласно решили, что это более точное попадание в образ.

Мила Романовская демонстрировала это платье на Международном фестивале моды, затем открывала в нем показ на Международной выставке легкой промышленности в Монреале. Именно тогда и родились "западные" прозвища Милы: berezka и snegurochka - так называли ее в зарубежной прессе. По возвращении Романовскую в платье "Россия" для журнала Look снимал американский фотограф, и не где-нибудь, а в Успенском соборе Кремля - беспрецедентный случай для того времени.

Есть в биографии Регины Збарской и Милы Романовской общая черта: они обе были замужем за художниками. Супругом Милы был график Юрий Куперман. В начале 1970-х годов он эмигрировал из Советского Союза, сначала в Израиль, затем - в Лондон. В 1972 году за ним, вполне официально, последовала и Мила. Ей было 27 лет.

Говорят, что перед отъездом ее вызвали на Лубянку и, якобы, попросили красавицу не устраивать антисоветских кампаний на Западе. Мила и не устраивала. О дальнейшей ее судьбе известно мало. По одним сведениям, ей удалось пробиться в модельном бизнесе - она рекламировала продукцию британских марок, не только одежду, и даже работала с ведущими модными домами - Пьер Карден, Диор, Живанши... Но советский манекенщик Лев Анисимов в одном из своих интервью со ссылкой на саму Милу говорил, что на западе ее карьера модели так и не состоялась.

Зато вполне состоялась личная жизнь. С Юрием Куперманом они расстались довольно быстро после отъезда - у художника начался роман с Катрин Денев, и он перебрался во Францию, Мила осталась в Англии. Она трижды была замужем, ее третий супруг бизнесмен Даглас Эдвардс. Сама она тоже занимается бизнесом - у нее два магазина. Бизнес идет успешно - по миру супруги передвигаются на собственном самолете.

"Солженицын" мира моды

История Галины Миловской показательна в плане отношений к манекенщицам советской системы. Галина - из того же поколения манекенщиц, что и Регина Збарская, и Мила Романовская, но совершенно иного типа. Студентка Щукинского училища, по совету знакомой она начала подрабатывать во Всесоюзном институте ассортимента легкой промышленности. В то время как раз искали советский аналог Твигги, произведшей революцию в фэшн-индустрии. А Галя Миловская при росте 170 сантиметров весила 42 килограмма и обладала "западной" внешностью.

Модельер Ирина Крутикова сразу "разглядела" Галю и ее потенциал. Но по-настоящему ее звезда взошла на Московском международном фестивале моды.

Галю тогда заметили и западные агентства. Журнал Vogue два года добивался разрешения на съемки Миловской - и добился. Галина Миловская стала первой советской моделью, снявшейся для зарубежного журнала. Специально ради фотосессии в Москву приехал фотограф Арно де Роне.

Этот проект до сих пор считается беспрецедентным по уровню организации - съемки проходили на Красной площади и в Оружейной палате Кремля, Галина позировала со скипетром Екатерины Второй и алмазом "Шах", подаренным России Ираном после смерти Грибоедова. Говорят, разрешение на работу подписывал председатель Совета министров Косыгин

В 1974 году Галина Миловская эмигрировала. Она вспоминала, что отъезд был для нее трагедией. Но ее модельная судьба за рубежом сложилась удачно - ей покровительствовала Эйлин Форд, основательница модельного агентства Ford, и Галина участвовала в показах и конкурсах, снималась для Vogue. Но если в СССР она была "русской Твигги", то за границей стала "Солженицыным моды".

Все это продолжалось до тех пор, пока Галина не вышла замуж за французского банкира Жан-Поля Дессертино, с которым прожила больше 30 лет. По его настоянию она оставила карьеру модели, поступила в Сорбонну на факультет кинорежиссуры, окончила ее. Она состоялась как режиссер-документалист, мировую известность ей принес фильм "Это безумие русских" о художниках-авангардистах, эмигрировавших из СССР в 1970-х годах.

"Юнона и Авось" по-советски

Лека (полное имя - Леокадия) Миронова - одна из самых известных советских моделей. Как и большинство манекенщиц того времени, в Дом моделей на Кузнецком мосту она попала случайно: пришла поддержать подружку, там ее увидел начинающий модельер Вячеслав Зайцев, и тут же предложил остаться работать. Лека только-только окончила школу. Занималась балетом, но с танцами пришлось расстаться из-за болезни ног. Хотела поступать на архитектурный факультет, но тоже не сложилось из-за проблем со зрением. И девушка согласилась попробовать себя в роли манекенщицы.

Позднее Лека много раз вспоминала этот момент с благодарностью, повторяя в интервью: "Родители подарили мне жизнь, а Слава Зайцев - профессию". Она стала настоящей его музой, одной из любимых моделей. Ни он, ни она тогда и подумать не могли, что их сотрудничество продлится больше полувека.

В отличие от Регины Збарской, Милы Романовской и других известных советских манекенщиц, Лека Миронова была "невыездной" из-за своего происхождения. Ее родители, театральные деятели, были потомками дворянских родов. Тем не менее, за рубежом Леку знали и называли "русской Одри Хепберн" за внешнее сходство с великой актрисой. После съемок в американском фильме "Три звезды Советского Союза" (одной из них, к слову, была Майя Плисецкая), Леку пригласили на парад лучших манекенщиц мира. Но за границу ее так и не выпустили.

Личная жизни у Леки Мироновой не сложилась - красота гарантирует внимание мужчин, но не женское счастье. Она была замужем за телережиссером, но рассталась с супругом, когда тяжело заболела мама и нужно было за ней ухаживать. Между мамой и мужем она выбрала маму. Но была в ее жизни и большая любовь - к фотографу из Литвы по имени Антанис. Мимолетно увидевшись на каком-то показе, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Но по-настоящему познакомились только через несколько лет. Их роман длился два года, но прибалтийские националисты угрожали Антанису: "Если ты будешь с этой русской встречаться, мы тебя прибьем. А она приедет к тебе, мы и ее на тот свет отправим. А если сам уедешь в Москву, мы твою мать с сестрой в живых не оставим". Лека испугалась за жизнь Антаниса и предпочла расстаться. Но любила его всю свою жизнь, так и не подпустив к себе больше ни одного мужчину, оставшись одинокой и без детей. Его личная жизнь тоже не сложилась - после Леки он так и не женился. Такой вот вариант "Юноны и Авось" по-советски.

Нийя-инопланетянка

Елена Метелкина, которая также принадлежит плеяде талантливых советских манекенщиц, свою карьеру начала чуть позже - в 1974 году в ГУМе. Сверстники в школе над ней откровенно смеялись - высокая, нескладная, в огромных очках, при этом замкнутая и нелюдимая, Метелкина была чуть ли не изгоем. Но, попав в "демонстраторы одежды", девушка преобразилась, расцвела и быстро стала одной из ведущих моделей в Советском Союзе. Участвовала в съемках для журналов мод, в показах.

Именно в журнале мод увидели ее фотографию писатель Кир Булычев и режиссер Ричард Викторов, которые работали тогда над фильмом "Через тернии к звездам" и мучительно искали актрису на роль инопланетянки Нийи. Художник-постановщик фильма Константин Загорский изобразил Нийю как тонкую, хрупкую девушку с идеальными пропорциями тела, практически с плоской грудью, длинной шеей, маленькой лысой головой, красивым необычным лицом с огромными глазами. Когда Булычев и Викторов увидели фото Лены Метелкиной, хором воскликнули: "Это она!"

У Елены Метелкиной не было ни соответствующего образования, ни сколько-нибудь стоящего опыта работы в кино. Позднее Елена вспоминала, что, прочитав сценарий, подумала, что он написан как будто про нее. Это было стопроцентное попадание в образ - и "внутренне", и "внешне".

Я не могла охватить сразу всю роль, потому что была маленькой и глупой, а он видел дальше. Я слушалась, и все получилось, - вспоминала потом Елена о работе с Викторовым.

Фильм "Через тернии к звездам" имел триумфальный успех. За год в Советском Союзе его посмотрели больше 20 миллионов зрителей, а Лена Метелкина из неизвестной "широким народным массам" манекенщицы превратилась в популярную актрису, а также получила приз за лучшую женскую роль на международном кинофестивале фантастических фильмов в Италии. После этого она сыграла еще в нескольких картинах, в основном фантастических, но в кино ее приглашали не очень активно - слишком уж специфическое амплуа за ней закрепилось. В перерывах между съемками продолжала работать манекенщицей.

"Гонений" за красоту Метелкиной испытать не пришлось: на дворе стояли 1980-е - пришла другая эпоха. Наоборот, необычная внешность открыла закомплексованной некогда школьнице путь к успеху.

В начале 1990-х годов Елена устроилась секретарем-референтом к известному бизнесмену Ивану Кивелиди. Поговаривали, что у шефа с секретаршей были более тесные отношения, чем просто рабочие. После его гибели (а Кивелиди отравили, обработав трубку телефона в его офисе токсическим веществом, погибла также его секретарша, отравился эксперт-криминалист), чудом оставшись в живых, Елена Метелкина ударилась в религию, стала крайне набожной. Сменила несколько самых обычных мест работы, сейчас работает менеджером по работе с клиентами в центре изучения иностранных языков, поет в хоре одного из храмов Москвы.

Леди с бантиком

Татьяна Михалкова (в девичестве Соловьева) является весьма заметной персоной на постсоветском пространстве.

Увы, многие, обсуждая странички светской хроники в глянцевых журналах, уже воспринимают Татьяну исключительно как супругу знаменитого режиссера, фактически ничего не зная о ней лично.

Вряд ли кто мог в свое время представить, что девочка Танечка из»хорошей семьи» станет манекенщицей. Профессия эта в те годы была непопулярна и не очень одобряема социумом. Татьяна же, была если не «мажоркой», то во всяком случае производила впечатление правильной барышни. Ее родители в свое время работали в Германии, где Татьяна собственно и родилась. Получила самое престижное образование: сперва лучшая английская спецшкола в Воронеже, затем Институт иностранных языков имени Мориса Тереса. Казалось, все возможности для успешной карьеры переводчика. Но переводить чужие мысли казалось Татьяне делом скучным.

В общей сложности моделью Татьяна Соловьева проработала 5 лет, завершив свою карьеру удачным браком с ставшим позже всенародно известным кинорежиссером Никитой Михалковым. Кстати, встречаются разные факты. По одним данным в журналах Татьяна фигурирует под фамилией Соловьева. Но в некоторых материалах упоминается, что ее девичья фамилия Шигаева. Значит ли это, что до брака в Никитой Сергеевичем Татьяна уже успела побывать в ЗАГСе?

Как бы там ни было, умная красавица органично вписалась в знаменитую семью.

Профессия манекенщицы была настолько непопулярна, что Михалков на первых порах представлял всем свою жену как переводчицу или учительницу.

И на сладенькое

Как жили модели в эпоху "хрущевской оттепели"? Чем покорила иностранцев простая манекенщица из СССР Регина Збарская? За что ее прозвали "советской Софи Лорен"? И как из манекенщиц делали советских шпионок? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала "Москва Доверие".

Советская Софи Лорен

1961 год. В Париже проходит международная торгово-промышленная выставка. Павильон СССР пользуется большим успехом у публики. Но влекут парижан не комбайны и грузовики, а достижения советской легкой промышленности. На подиуме блистают лучшие демонстраторы одежды московского Дома моделей.

На следующий день в журнале "Пари Матч" появляется статья, в центре которой не вождь страны Советов Никита Хрущев, а Регина Збарская. Французские журналисты называют ее самым красивым оружием Кремля. Недоброжелатели в СССР тут же обвиняют успешную манекенщицу в связях с КГБ. До сих пор судьба красавицы с Кузнецкого моста окутана тайной.

Федерико Феллини называет Регину Збарскую советской Софи Лорен. Ее красотой восхищаются Пьер Карден, Ив Монтан, Фидель Кастро. А в 1961-ом ей стоя аплодирует Париж. Манекенщица из СССР появляется на подиуме в сапогах от модельера Веры Араловой. Через несколько лет в таких будет ходить вся Европа, а западные кутюрье будут мечтать работать с Региной.

Регина Збарская

"Она была, действительно, очень классная. Знала несколько языков, великолепно играла на фортепиано. Но у нее была особенность – ноги кривоваты. Она умела поставить их так, что никогда никто этого не видел. Великолепно показывала", - рассказывает демонстратор одежды Лев Анисимов.

В Общесоюзный Дом моделей Лев Анисимов приходит в середине 1960-х, по объявлению. И остается на целых 30 лет. Конкуренции эффектный блондин не боится – желающих ходить по подиуму немного, профессия демонстратора одежды в СССР в числе порицаемых. Эффектные манекенщики и манекенщицы с Кузнецкого моста моментально становятся объектом слухов и сплетен.

"Мужчина-манекенщик – конечно, представление было, что это легкий труд, легкие деньги. Причем, считали, что очень большие деньги. Считали почему-то фарцовщиками, хотя их было огромное количество в Москве, не манекенщиков", - говорит Анисимов.

Анисимов входит в состав всех советских делегаций. Среди девушек этим может похвастаться только Регина Збарская. За ее спиной шепчутся: какая-то провинциалка, а за границу выезжает чаще всех, и там одна, без сопровождения, гуляет по городу.

"Кто знает, может, ее поставили в группу, чтобы она сведения давала, как кто себя ведет, – если человек связан с КГБ, он же не говорит об этом", - считает Лев Анисимов.

"Естественно, был стереотип, что самые красивые модели, которые на этих выставках были моделями, имели прямую связь с шпионским делом", - говорит историк спецслужб Максим Токарев.

Александр Шешунов знакомится с Региной в Доме моды Вячеслава Зайцева. Тогда, в начале 1980-х, Збарская уже не выходит на подиум, живет одними воспоминаниями. И самые яркие из них связаны с поездками за границу.

"Мало того, ее выпускали одну! В Буэнос-Айрес она летала. У нее два чемодана соболиных шуб было и платьев. Без таможни, как личные вещи. Она ехала как "стройная посланница Хрущева", как ее пресса называла", - утверждает Александр Шешунов.

Догнать и перегнать

В конце 50-х в СССР разгар "хрущевской оттепели". Железный занавес приоткрывается для Запада. В 1957 году Никита Сергеевич на совещании работников сельского хозяйства произносит свое знаменитое "догнать и перегнать!". Призыв Хрущева подхватывает вся страна, включая конструкторов Дома моделей на Кузнецком мосту.

"Задача Дома моделей была не просто создание модных, красивых вещей. Это была интеллектуально-творческая работа над созданием образа современника. Но художники Дома моделей не имели права на свое имя. Было одно имя: "Творческий коллектив Дома моделей "Кузнецкий мост", - рассказывает художник Надежда Белякова.

Москва. Во время демонстрации моделей одежды, 1963 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Надежда Белякова выросла в мастерских Дома моделей. Именно там ее мама, Маргарита Белякова, создавала свои шляпки. В 1950-х годах демонстраторы одежды блистают в них на показах. Частые гости дефиле, представители фабрик, тщательно отбирают модели для производства. Но на местах ценится не оригинальный фасон, а простота исполнения. Долой все ненужные детали – замысел художника меняется до неузнаваемости.

"Они выбирали модели в том виде, как их создавал художник, а потом думали, как сэкономить, как заменить материал, как убрать отделку. Поэтому у них бытовало неприличное, но очень известное выражение: "Внедрить твою… модель на фабрику!", - утверждает Белякова.

Алла Щипакина, одна из легенд советского подиума. 30 лет она комментировала все демонстрации Дома моделей.

"Хлястик не пойдет – большой перерасход ткани, клапан тоже – делайте прорезной карман" - мы были очень зажаты, поэтому мозги работали очень здорово", - рассказывает искусствовед Алла Щипакина.

"Работали очень талантливые художники, но их работа оставалась в русле просмотров, чтобы представлять во всем мире СССР как страну, где живут интеллектуалы, прекраснейшие женщины (что, на самом деле, чистейшая правда), то есть это была идеологическая работа", - говорит Надежда Белякова.

Никаких коммерческих целей Общесоюзный Дом моделей не ставит. Одежда с подиума никогда не поступает в продажу, зато в ней щеголяют жены и дети кремлевской верхушки и командированные за границу члены делегаций.

"Эксклюзивное производство, на грани творчества, немножко антисоветчины, и вообще закрыто, элитарно, то, что для массового производства не нужно вовсе. Делались уникальные вещи из дорогих материалов. Но все это делалось для престижа страны, для демонстрации за рубежом на международных промышленных выставках", - рассказывает Алла Щипакина.

Идея вывозить советскую моду, а с ней и наших красавиц на международные выставки принадлежит Хрущеву. Завсегдатай закрытых показов Дома моделей, Никита Сергеевич понимает: сформировать позитивный образ страны красивым девушкам будет несложно. И это действительно работает – посмотреть на русских манекенщиц приходят тысячи иностранцев. Познакомиться с ними мечтают миллионы.

"Естественно, они там наряду с дефиле, как правило, групповыми, несли и другую нагрузку. Если это была международная выставка, в свободное время девушки для привлечения взглядов находились на стендах, участвовали в протокольных мероприятиях и приемах", - утверждает Максим Токарев.

"Я видел часто, что на приемах в первом ряду как фон сидят красивые женщины. На иностранцев это действовало – девушек приглашали для подписания договоров", - говорит Лев Анисимов.

Мнимая роскошь

Для самих девушек поездка за рубеж – едва ли не единственный плюс в работе. Похвастаться легким хлебом манекенщицы не могут. Три раза в день они выходят на подиум, по 8-12 часов проводят в примерочных, а по уровню зарплаты в 70 рублей демонстратор одежды приравнивается к рабочему пятого разряда, то есть к путеукладчику. Меньше в те годы получает только уборщица – 65 рублей.

"Когда я пришел в 1967 году, я получал 35 рублей, плюс прогрессивка – 13 рублей, плюс выезды по 3 рубля. В общем, до 100 рублей у меня доходило", - вспоминает Анисимов.

Показ мод в Москве, 1958 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Нет женщины в Советском Союзе, которая не мечтает о французских духах и импортном белье. Доступна эта роскошь лишь звездам балета, кино и красавицам с Кузнецкого моста. Они в числе тех немногих, кто выезжает за границу, только берут в эти поездки не всех.

"Ездили очень мало за границу, с трудом, это было несколько комиссий: у большевиков, в торговой палате, в ЦК, в райкоме – 6 или 7 инстанций надо было пройти, чтобы выехать. Манекенщицы даже писали анонимки друг на друга", - рассказывает Алла Щипакина.

В конце 50-х Регина Колесникова (это ее девичья фамилия) не пропускает ни одной пробы на Мосфильме. Дочь отставного офицера, она с детства мечтает о сцене. Но идти на актерский девушка из Вологды не решается, поступает на экономический факультет ВГИКа. Провинциальное происхождение не дает ей покоя, и она сочиняет себе легенду.

"Она рассказывала, что ее мама была циркачка, и что она разбилась. Регина, действительно, была сирота, и у нее было трудное детство. Она была из тех, о ком говорят "сделавшая себя сама", - рассказывает Надежда Белякова.

Регину замечает модельер Вера Аралова и предлагает попробовать себя в качестве демонстратора одежды в Доме моделей на Кузнецком.

"Она увидела в ней новый рождающийся образ. Регина, действительно, как актриса, примеряет образ, и он становится ее сутью, так Регина Збарская воплотила образ женщины середины 60-х", - рассказывает Белякова.

Этот образ советская власть умело эксплуатирует на международных показах. Кандидаток на заграничные выезды участников Московского Дома мод утверждает майор КГБ Елена Воробей.

"Она была замдиректора инспектора по международным связям. Такая смешная тетка, с юмором, кругленькая такая, толстенькая. Конечно, она была стукачка, за всеми следила, за дисциплиной. Очень смешно докладывала о своем прибытии: "Воробей прилетел", - вспоминает Алла Щипакина.

Колыхание железного занавеса

Накануне отъезда Елена Степановна лично инструктирует девушек. Все отобранные манекенщицы не только хороши собой, они владеют одним или несколькими иностранными языками, и с легкостью могут поддержать любой разговор, а по возвращении на родину - дословно пересказать его.

"Она говорила: "К нам подходят иностранцы, ты мне потом должна предоставить подробное досье, что они говорили". Я отвечаю: "Я не умею этого делать". Она: "Что тебе, трудно записать, что они говорят, что они спрашивают, что им нравится, что не нравится? Ничего трудного, это творческая работа", - рассказывает Щипакина.

"Знакомства, которые девушки могли даже не по своей инициативе завязать, в дальнейшем становились предметом использования спецслужб, просто в целях лоббирования каких-то сделок внешторговых организаций", - утверждает Максим Токарев.

Лев Збарский

Но были случаи, когда спецслужбы делали все, чтобы запретить девушкам общаться с иностранцами. Во время поездки в США в манекенщицу Марину Иевлеву без памяти влюбился племянник Рокфеллера. Он дважды приезжает в Москву, чтобы добиться расположения красавицы. Через некоторое время Марина получает предупреждение: поедешь на Запад - твои родители окажутся в тюрьме. Не хотела советская власть так просто расставаться со своим секретным оружием - самыми красивыми женщинами страны.

Судьба Регины Колесниковой сложилась проще. "Она увидела где-то Леву Збарского - это была элита московская, потрясающие, замечательные художники. И Регина сказала: Я хочу познакомиться с Левой", - говорит Алла Щипакина.

Лев Збарский тут же делает Регине предложение. Одни восхищаются ими, называют самой красивой парой Москвы, другие завидуют.

"Разговоры были, потому что она нравилась - раз, много изделий шили художники на нее - два, говорили, что у нее был роман с Ивом Монтаном. Но в то же время тогда встречаться с иностранцем было так сложно, что стали говорить о ее связях с КГБ", - рассказывает Лев Анисимов.

Слухи о романе Регины с известным актером и частые измены Збарского постепенно разрушают их брак. Вскоре Лев уходит от жены, а она заводит роман с югославским журналистом. После их короткой связи выходит книга "Сто ночей с Региной Збарской". Недавний поклонник цитирует негативные высказывания манекенщицы о советской власти.

"Книжку мы никто не читали, но что в ней - знали. Может, она что-то ему и говорила, но не надо было это писать - он знал прекрасно советскую жизнь. Ее стали регулярно вызывать по этому поводу. Она несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством, а потом начались проблемы с психикой. Она осталась одна, Левка ее бросил, ушел к Максаковой, потом уехал. Все как снежный ком закрутилось", - говорит Алла Щипакина.

В 70-е годы демонстраторы одежды уходили на пенсию в 75 лет. Наравне с худышками по подиуму ходили женщины 48 и даже 52 размера. После курса лечения постаревшая и располневшая Регина пытается вернуться на Кузнецкий мост, но это уже невозможно. Регину вызывают в КГБ. После очередного допроса она предпринимает вторую попытку суицида и вновь попадает в больницу.

"Хотели ее завербовать, а как? Это была двойная работа, нужно было давать информацию, а какую? Чтобы никто не пострадал. Это было внутреннее самоуничтожение", - рассуждает Щипакина.

Надежда Жукова пришла в Дом моделей в конце 70-х. В то время в моду входили новые типажи.

"Когда я только пришла, девочки были чуть ли не на полголовы меня меньше, миниатюрные, хрупкие, с небольшими плечами, женственные. И как раз в тот период стали проводить отбор девочек более спортивных, крупных, высоких. Наверное, это была подготовка к Олимпиаде", - вспоминает демонстратор одежды Надежда Жукова.

Надежда вспоминает, что в те годы ни одна из советских манекенщиц не становится невозвращенкой, чего не скажешь о звездах балета. Так, в 1961 году отказывается возвращаться из Парижа солист Ленинградского театра Рудольф Нуреев, а в 70-е театр теряет Наталью Макарову и Михаила Барышникова - они тоже предпочли заграницу.

"В основном, манекенщицами были замужние женщины, состоявшиеся, умеющие себя вести, благонадежные. Конечно же, они не преследовали цели эмигрировать, им это позволяло быть милыми, улыбчивыми, знающими себе цену", - утверждает Жукова.

Безвестная кончина

Советские манекенщицы эмигрируют официально. Так, в 1972 покинула Родину главная конкурентка Регины - Мила Романовская. Когда-то, на выставке легкой промышленности в Лондоне, ей доверили надеть знаменитое платье "Россия". А в 70-е Березка (как ее называют на Западе) вслед за мужем, знаменитым художником-графиком Юрием Куперманом, уезжает в Англию. Перед отъездом супругов приглашают на Лубянку.

"Была заинтересованность, чтобы эмигранты там воздержались от громких антисоветских компаний. Красивая женщина, если бы выступила с лекцией об ограничении прав человека или выезда евреев из СССР, могла бы нанести серьезный ущерб советским интересам. То есть, скорее всего, с ней вели беседу, чтобы она так не вредила", - считает Максим Токарев.

Другая блондинка из Дома моделей, русская Твигги, Галина Миловская оказалась на Западе не по своей воле. Белокурая красавица стала первой советской моделью, чья фотография была напечатана на страницах "Вога". На одном из снимков Галина сидит в брюках на Красной Площади спиной к портретам вождей. Такой вольности девушке не простили и отлучили от подиума.

Регина Збарская

"После этой фотосессии ее не просто уволили из Дома моделей, она была вынуждена покинуть СССР", - рассказывает Токарев.

В 1987 году из жизни уходит примадонна советского подиума Регина Збарская. По одной из версий, она скончалась в психиатрической больнице от сердечного приступа, по другой - умерла дома в полном одиночестве. В последние годы рядом с бывшей манекенщицей были только самые близкие друзья. В их числе - Вячеслав Зайцев.

"Вячеслав Михайлович взял ее к себе, в свой Дом моделей, когда она вышла из психиатрической больницы", - говорит Лев Анисимов.

Где и когда хоронили королеву Дома моделей Регину Збарскую, неизвестно. После смерти каждый факт ее биографии становится легендой.

"Она была обычной девочкой, Колесникова фамилия, назвали Региной, а может, из Катерины переделала. Но фантастической красоты! Может, это ее удел был столько страданий за свою красоту вынести", - считает Алла Щипакина.

В конце 80-х подходит к концу холодная война. Чтобы выехать за рубеж, больше не нужно получать одобрение ЦК Партии и проходить инструктаж в КГБ. Уходит в прошлое и поколение первых топ-моделей. Именно они открыли Западу красоту советских женщин.

Но пока им стоя аплодировали Париж, Берлин, Лондон, на родине девушек с Кузнецкого моста за глаза называли доносчицами. Зависть коллег и постоянный контроль со стороны спецслужб - вот цена, которую каждой из них пришлось заплатить.

Шестидесятые годы - это время революции в моде, в музыке, само сознание человека перевернулось с ног на голову. Консервативные послевоенные 50-е сменились эпохой Битлов. Под громкую музыку на улицы вышли дерзкие привлекательные девушки в мини-юбках с ярким макияжем и невероятными прическами на голове. Как и у каждого времени, у 60-х были свои героини и иконы стиля, женщины, которым подражали в манере одеваться, в прическе и макияже. В этой статье мы расскажем о моделях 60-х годов.

Ее настоящее имя Лесли Хорнби. Известная на весь мир модель, актриса и певица из Великобритании. Свой псевдоним «Твигги» она получила за невероятную худобу (в переводе с английского twig- тростинка, twiggy – тоненькая). Родилась будущая модель в пригороде Лондона в 1949 году.

В 16 лет стала лицом салона красоты. В 17 «Daily Express» признал ее лицом года. Работала с культовыми фотографами 60-х: Хельмутом Ньютоном и Сесилом Битоном. Ее называют первой супермоделью в истории модного бизнеса. В 67-68 годах компания Mattel даже выпускала Барби- Твигги. Она положила начало моде на очень худое, детское тело, что вызвало волну анорексии, девушки хотели быть похожими на нее.

Ее стиль – это коктейль из рок-н-ролла, культуры хиппи, атрибутики панка. Она как ребенок, как большая кукла. Короткие юбки на ней смотрелись не вызывающе, а очень мило, будто на школьнице. Твигги сделала мальчишескую стрижку невероятно популярной, на фоне сложных «Вавилонов» и «Баббет» это выглядело более чем оригинально. В макияже она делала основной акцент на свои огромные глаза, стараясь визуально увеличить их еще больше. Твигги очень густо красила ресницы тушью, прокрашивая даже нижние реснички, так, что они практически слипались, создавая абсолютно кукольное впечатление. Подвижную складку века она подчеркивала темным тоном, что делало глаза просто огромными. При этом брови и губы были максимально естественными, а нежная фарфоровая кожа выступала фоном для яркого макияжа глаз.

Немецкая модель Верушка - на самом деле голубых кровей, она является урожденной графиней Верой Готлиб Анной фон Лендорф. В их владениях в годы Второй Мировой войны устраивали встречи нацистов, но, впоследствии, ее отец предстал перед военным судом и был казнен, а маленькая Вера с мамой и сестрами и братьями оказалась в концлагере, где семье изменили фамилию.

Первый серьезный контракт Вершуки- модели был с американским агентством «Ford Models», в которое ее пригласили, когда она переехала для работы в Париж. После чего она уезжает работать в Америку, но вскоре приезжает оттуда ни с чем. Возвратившись на родину, в Мюнхен она становится известной, снявшись в небольшом эпизоде легендарной картины Антониони «Фотоувеличение». Как большую модель ее открыл фотограф Франко Рубартелли, сделав серию авангардных снимков. После чего она работала с великим провокатором Сальвадором Дали. За время своей карьеры она снялась для, более чем, 800 обложек журналов!

Опыт работы с Дали не прошел бесследно для формирования ее стиля. Он был очень неожиданным и авангардным даже для революционной моды 60-х. Встретив художника Хольгера Трюча, Верушка обрела не только мужа в его лице, но и соратника в творчестве, вместе с которым они создавали бодиарт-шедевры. Мы можем любоваться гениальными фотографиями, где Верушка становится частью природы или архитектуры, сливаясь с окружающим ее пейзажем. Интересно то, что в жизни она отдавала предпочтение черному цвету в одежде, который выступал как обрамление для ее тела, ставшего настоящим полотном для картин ее мужа.

Джин Шримптон

Британская модель Джин Шримптон родилась в разгар войны в 1942 году, в Бакингемшире. В 17 лет она встретила режиссера Саема Эндфилда, который и открыл ей дорогу в большой модельный бизнес. Она поступила в школу моделей и очень скоро смотрела с обложек таких монстров глянца как Harper`s Bazaar" и Vogue. Как и в судьбе многих моделей, в ее жизни очень важной и судьбоносной оказалась встреча с фотографом Дэвидом Бэйли, который сделал ее безумно популярной.

Ее называли самой красивой моделью за всю историю. Она действительно была хороша, все ее параметры – идеальны, большие глаза, густые волосы, легкая походка. Также она имела звание и «самой высокооплачиваемой модели». Джин очень любила мини- юбки и сделала их невероятно модными.

Ее лицо было признано эталоном красоты. Она практически всю свою модельную карьеру эксплуатировала образ «испуганной лани», как его называли многие. Ее очаровательная челка, высокий начес делали черты лица еще более миловидными. Поднятые в вечном удивлении брови делали лицо еще моложе, получалась такая вот немного капризная, но очень красивая кукла Джин.

Мариса Беренсон

Дочь американского дипломата Мариса Беренсон с детства привыкла жить красиво. Она родилась в семье обеспеченной и знаменитой. Любовь к моде ей была передана оп наследству – ее бабушка Эльза Скиапарелли, художница и модельер, выбравшая сюрреализм как средство выражения своих мыслей.

Начало ее карьеры было очень громким, она практически сразу попала на обложки журналов «Vogue» и «Time». Но быть просто моделью ей, рожденной в такой известной семье, было мало, и она стала реализовывать себя как актриса. Свою карьеру Мариса снялась в большом количестве фильмов. Жизнь Маррисы оборвалась трагично – она была пассажиркой одного из самолетов, захваченных 11 сентября 2001 года.

Ее образ, всплывающий в памяти, это, прежде всего, грива волос, обрамляющих красивое лицо. Ее бездонные глаза всегда с «немного слишком» накрашенными ресницами были ее визитной карточкой. Она умела очень искусно подать классические вещи и одновременно выглядеть в абсолютно авангардных нарядах так, будто в них родилась - это настоящий дар модели. Ее musthave в макияже - это цветные - тени, подводки, туши и накладные ресницы.

Необычная внешность модели запоминается с первого взгляда. Густая прямая челка как у маленьких пони, огромные глаза, фарфоровая кожа с россыпью веснушек и пухлые губы, которые она любила подчеркнуть блеском нежных оттенков. Подумать только, она была той девушкой, о которой пели Битлы и Эрик Клептон. Конечно же, все хотели быть на нее похожими. Она многое заимствовала у хиппи, в стиле одежды, прически, макияжа, носила цветочные принты, летящие платья, заплетала свои золотые волосы в косички, носила смешные круглые очки.

Следите за fashion блогом от FACE nicobaggio, мы расскажем вам самые интересные вещи об истории моды и макияжа, вспомним о самых красивых и влиятельных женщинах в модной индустрии, расскажем о мужчинах, создающих красоту.

До сих пор точно неизвестно, кем были родители звезды советского подиума и где она родилась. По одной из версий, Регина родом из Ленинграда. Она родилась в семье цирковых артистов, которые погибли во время опасного трюка. Регина выросла в детском доме. По другой версии, Регина родилась в Вологде, в обычной советской семье: мать — госслужащая, отец — отставной офицер. Биография« советской Софи Лорен» становится прозрачной только с 1953 года — с того момента, когда 17-летняя Регина приехала в Москву и поступила во ВГИК. Девушка, как и большинство ее ровесниц, мечтала быть актрисой, но почему-то выбрала экономический факультет. Впрочем, Регину несколько раз приглашали на кинопробы, но сниматься в кино ни разу не предложили. Зато девушка обзавелась полезными знакомствами: Регину заметила художник-модельер Вера Аралова и пригласила на работу в Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту. В начале 60-х популярность Регины вышла за пределы Союза: «самым красивым оружием Кремля» ее называли французы.


А вот коллеги по подиуму называли Регину иначе — «Снежная королева». Она была замкнутой, ни с кем не заводила близкой дружбы, а потому многие считали ее высокомерной. Но, возможно, дело было не в сложном характере звезды, а в проблемах, которые сопутствовали ее браку.

Популярное

В начале 60-х Регина вышла замуж за московского художника Льва Збарского. Пара была счастлива до тех пор, пока Регина не забеременела. Муж настаивал на аборте. При этом вместо того, чтобы поддержать супругу, завел роман на стороне — с актрисой Марианной Вертинской. А вскоре ушел к другой актрисе — Людмиле Максаковой, и та родила от него сына. Регина Збарская, находившаяся в депрессии, оказалась в психиатрической клинике.

После лечения манекенщица вернулась на подиум и попыталась наладить личную жизнь. И снова детали никому не известны. По одной из версий, Регина начала встречаться с молодым югославским журналистом, который использовал ее, чтобы прославиться. Якобы он написал книгу« 100 ночей с Региной Збарской», в которой было подробно рассказано о работе манекенщицы на КГБ. Саму книгу никто не видел, но тем не менее разразился скандал, после которого манекенщица попыталась покончить с собой. По другой версии, Збарская решила совершить самоубийство, поскольку не смогла вернуться в форму. Так или иначе, но манекенщица снова оказалась в клинике. О возвращении на подиум не шло и речи. Вячеслав Зайцев предложил ей место уборщицы — это было единственным, что он мог для нее сделать.

В 1987 году, в 52 года Регина Збарская все-таки совершила суицид. Но снова неизвестно, где и когда — в психиатрической больнице или в квартире. На похороны Регины Збарской никто не пришел. Где она похоронена — неизвестно.

Лека(полное имя — Леокадия) Миронова мечтала быть оперной певицей, балериной или архитектором. Но в юности она повредила голосовые связки и петь больше не смогла. Зато в Вагановское училище поступила, но и тут подвело здоровье: развился остеопороз. Архитектором Лека тоже не стала — из-за проблем со зрением. Зато стала одной из самых известных манекенщиц Советского Союза. Но сначала она поступила в театрально-техническое художественное училище, где ей часто приходилось выступать в качестве натурщицы. Педагоги оценили красоту студентки и предложили ей попробовать себя в качестве манекенщицы. Так Лека оказалась в Доме моделей, где ее заметил Слава Зайцев. Модельер и манекенщица сотрудничали больше полувека.

Лека была« невыездной», но за пределами СССР ее хорошо знали. Когда американцы снимали фильм« Три звезды Советского Союза», третьей звездой рядом с Майей Плисецкой и Валерием Брумелем стала Лека. Но даже после съемок Миронову так и не выпустили за границу. Может быть, потому, что она стала первой манекенщицей, осмелившейся заговорить о домогательствах, которые терпели модели.

Личная жизнь Мироновой не сложилась. Лека была замужем, но супруг оказался патологическим ревнивцем, модель ушла. Затем Лека познакомилась с фотографом из Литвы. Эти отношения разбила система: пара столкнулась с серьезными угрозами… Замуж она больше не вышла.

Галя Миловская

«Русская Твигги»

Галина Миловская была главной конкуренткой Регины Збарской: почти кинематографическое противостояние блондинки и брюнетки, спор яркого, южного типа и нежной славянской красоты. При этом Галя Миловская сильно отличалась от коллег по подиуму: при росте 170 сантиметров она весила 42 килограмма и для советской манекенщицы была определенно слишком худой. А вот для фотосессии в Vogue Галина подошла идеально. В 1968 году в Москву прибыл французский фотограф Арно де Роне. Правительство выдало разрешение, снимать планировали на Красной площади и в Оружейной палате Кремля. Съемка состоялась, но стоила Галине карьеры.

На одном снимке Галя сидит в свободной позе. Но тогда сидеть на Красной площади, раздвинув ноги, да еще спиной к портретам« вождей» — считалось кощунством. Впрочем, первое« прегрешение» манекенщице простили, но вскоре Галя приняла участие в еще более рискованном проекте: Галина стала первой советской боди-арт моделью. Ее снимки в обнаженном(пусть и раскрашенном) виде появились в итальянском журнале. На этом карьера Миловской закончилась: манекенщица с «антисоветскими» настроениями не могла появляться в советских журналах.


В 1974 году Миловская покинула СССР. Во Франции она познакомилась с банкиром, вышла замуж и простилась с модельным бизнесом, став режиссером. Один из ее фильмов завоевал несколько наград на международных фестивалях. Назывался он «Эти безумные русские».

Классическая, холодная красота Валентины Яшиной, возможно, досталась ей от отца, но о нем Валя знала только одно: он был шведом. Мать Валентины вскоре вышла замуж за мужчину, который удочерил девочку и дал ей свою фамилию.

Советские модели - звезды мировых подиумов, героини восторженных публикаций в западных журналах - получали в СССР зарплату низкоквалифицированных рабочих, перебирали картошку на овощебазах и находились под пристальным вниманием КГБ.

Официальная зарплата советских моделей в 60-е годы составляла около 70 рублей – ставка путеукладчика. Меньше было только у уборщиц. Сама профессия манекенщицы тоже не считалась пределом мечтаний. Никита Михалков, женившийся на красавице-модели Татьяне Соловьевой, несколько десятилетий говорил, что его жена работала переводчицей.
Закулисная жизнь советских манекенщиц оставалась неизвестна западной публике. Красота и грация девушек для верхушки СССР были важной картой в отношениях с Западом.
Хрущев отлично понимал, что красавицы-манекенщицы и талантливые модельеры могут создать в глазах западной прессы новый образ СССР. Они представят Союз страной, где живут прекрасные и умные женщины с хорошим вкусом, которые умеют одеваться не хуже западных звезд.
Одежда, спроектированная в Доме моделей, никогда не поступала в продажу, а худшим проклятьем в кругах модельеров считалось «чтоб твою модель внедрил на фабрику». Элитарность, закрытость, даже провокационность – все то, чего было не встретить на улицах, - процветало там. И вся одежда, воплощавшая эти черты и пошитая из дорогих тканей, отправлялась на международные выставки и в гардеробы жен и дочерей членов партийной элиты.

«Красивым оружием Кремля» манекенщицу Регину Збарскую назвал французский журнал Paris Match. Збарская блистала на международной торгово-промышленной выставке в 1961 году. Именно ее появление на подиуме затмило и выступление Хрущева, и достижения советской промышленности.
Збарской восхищались Феллини, Карден и Сен Лоран. Она летала за границу одна, что было в те времена непредставимо. Александр Шешунов, познакомившийся со Збарской уже в те годы, когда она работала у Вячеслава Зайцева и не выходила на подиум, вспоминает, что она летала даже в недосягаемый Буэнос-Айрес с несколькими чемоданами одежды. Ее вещи не проходили таможенный досмотр, пресса называла ее «стройной посланницей Хрущева». А советские сотрудники Дома моделей практически открыто обвиняли ее в связях с КГБ. Ходили слухи, что Регина и ее муж принимали дома диссидентов и потом доносили на них.
И сейчас некоторые исследователи говорят, что «туманность» биографии Збарской объясняется тем, что ее практически с детства готовили в разведчицы. Так, Валерий Малеванный, генерал-майор КГБ в отставке, писал, что ее родителями на самом деле были не «офицер и бухгалтер», а нелегальные разведчики, долгое время проработавшие в Испании. В 1953 г. Регина, родившаяся в 1936 г., уже владела тремя иностранными языками, прыгала с парашютом и была мастером спорта по самбо.

Манекенщицы и интересы страны

Слухи о связи с КГБ ходили не только про Зварскую. Все модели, хотя бы один раз выехавшие за рубеж, начинали подозреваться в связах со спецслужбами. И это было неудивительно – на больших выставках манекенщицы помимо дефиле принимали участие в приемах и торжественных мероприятиях, несли «дежурство» на стендах. Девушек даже приглашали на подписания договоров – об этом вспоминал советский манекенщик Лев Анисимов.
Выехать за границу удавалось избранным из избранных: нужно было пройти около семи инстанций. Существовала жестокая конкуренция: модели даже писали анонимки друг на друга. Кандидаток лично утверждала замдиректора инспектора по международным связям Дома моделей майор КГБ Елена Воробей. Сотрудница Дома моделей Алла Щипакина рассказывала, что Воробей следила за дисциплиной среди манекенщиц и докладывала наверх о любых нарушениях.
А за границей у девушек отбирали паспорта и разрешали гулять только втроем. Вечером все, как в пионерском лагере, должны были спать в номерах. И «наличие на месте» проверялось ответственным по делегации. Но манекенщицы сбегали через окна и отправлялись гулять. В роскошных районах девушки останавливались у витрин и зарисовывали силуэты модных нарядов – на 4 рубля командировочных в день можно было купить только сувениры семьям.
Съемки с участием советских моделей проводились только после согласования с министерством, а общаться с дизайнерами строго запрещалось – позволялось разве что поздороваться. Везде присутствовали «искусствоведы в штатском», следившие за тем, чтобы недозволенные разговоры не велись. Подарки нужно было обязательно сдавать, а о гонорарах моделям речь вообще не шла. В лучшем случае манекенщицы получали косметику, которая в те времена тоже высоко ценилась.

Знаменитая советская модель Лека (Леокадия) Миронова, которую поклонники называли «русской Одри Хепберн», рассказывала, что ей неоднократно делались предложения войти в число девушек для сопровождения первых лиц. Но она категорично отказывалась. За это полтора года просидела без работы и много лет находилась под подозрением.
В советских красавиц влюблялись зарубежные политики. Модель Наталья Богомолова вспоминала, что увлекшийся ею югославский лидер Броз Тито устроил всей советской делегации отдых на Адриатике.
Однако, несмотря на популярность, не было ни одной громкой истории, когда модель оставалась на Западе «невозвращенкой». Возможно, кто-то из не очень известных манекенщиц выбрал этот способ – иногда вспоминают некую модель, оставшуюся в Канаде. Все знаменитые модели-эмигрантки уезжали легально – через замужество. В 70-е главная конкурентка Регины Збарской, ослепительная блондинка-«Снегурочка» Мила Романовская вместе с мужем эмигрировала в Англию. Перед отъездом с ней провели беседу в здании на Лубянке.
«Намекнули» о желательности отъезда из страны только Галине Миловской, прославившейся после фотосессии на Красной площади и в Оружейной палате. В этой серии снимков посчитали аморальной фотографию, на которой Миловская сидела на брусчатке в брюках спиной к Мавзолею.
Вслед за ней последовал снимок, опубликованный в итальянском журнале «Эспрессо», рядом с запрещенной поэмой Твардовского «Теркин на том свете». Как сообщал в ЦК партии заместителя начальника Главлита А. Охотников, «Поэма сопровождается в журнале серией фотографий о жизни советской художественной общественности». В серию входят: фотография на обложке журнала московской манекенщицы Гали Миловской, раскрашенной художником Анатолием Брусиловским, фото Миловской в блузе «обнажённого стиля»». Это оказалось последней каплей. Манекенщица уехала за рубеж, где успешно работала по профессии, а потом вышла замуж за французского банкира. Если до отъезда ее звали «русской Твигги», то после – «Солженицыным моды».
Даже если манекенщицы не ложились в постель с видными иностранцами, они должны были запоминать почти дословно все разговоры и писать подробные отчеты о них. Обычно отобранные для поездок девушки владели несколькими иностранными языками и были очень коммуникабельны. Историк спецслужб Максим Токарев считает, что завязанные знакомства потом использовались для лоббирования выгодных сделок.
Если же выявлялись «несанкционированные» контакты, манекенщицу и ее семью могли ждать репрессии. Так произошло с Мариной Иевлевой, в которую влюбился племянник Рокфеллера. Он хотел на ней жениться, несколько раз приезжал в Союз. Но власти дали понять модели, что если она уедет, ее родителей ждет тяжелая судьба.
Не у всех моделей после падения «железного занавеса» судьба сложилась счастливо. Подиумы заполонили молодые конкурентки, а манекенщицы из бывшего СССР перестали быть «русским чудом».