Когда японские учёные в 1995 году обнаружили на дне океана близ островов Амами загадочные круговые узоры, то долгое время гадали: кто или что является автором этих необычных произведений искусства?

Таинственные рисунки возникали и исчезали в разных местах, но ни разу исследователям не удавалось застать неизвестного «художника» за его работой. Не удавалось вплоть до 2011 года, когда на протяжении 12 месяцев команда подводных учёных мониторили участок дна, где чаще всего возникали замысловатые узоры.

Талантливым художником оказалась рыба вида Колючий аротрон. Но для чего ей нужны были подобные произведения искусства?

Колючий аротрон (Arothron hispidus) - лучепёрая рыба семейства иглобрюхих, обитающая в Красном море, Индийском и Тихом океанах. Эти рыбы ведут одиночный образ жизни и предпочитают песчаный морской грунт в лагунах и на внешних рифах на глубине от 1 до 50 метров.

Всё дело в том, что для выживания икры этим рыбам нужен песок практически идеальной консистенции. Именно поэтому самец строит особое «гнездо» из песка таким образом, чтобы на 25% снизить силу течения, и настроить всё таким образом, чтобы в центр гнезда водой сносило песчинки лучше всего подходящие для кладки.

Своего рода инженерный триумф крошечной рыбки. Предлагаем вам увидеть эти удивительные кадры собственными глазами, ведь на их съёмку японские исследователи потратили столько сил и времени.

На возведение архитектурного произведения у самцов Колючего аротрона уходит примерно неделя. Они тщательно очищают территорию от различного мусора, выверяют диаметр гнезда и направления выкапываемых ими канавок. Всё должно быть идеально. Финальным штрихом является рыбья версия «цветов и конфет» для привлечения самки.

Для этого самец раскладывает по краям гнезда красивые ракушки и ждёт, когда проплывающая мимо самка заметит их, подплывёт к центру гнезда и даст ему понять, что готова метать икру.

Акт любви у рыбок выглядит достаточно необычно: самец кусает самку за «щёку», и в таком положении они танцуют в течение нескольких секунд.

После того как икра отложена и оплодотворена, самка покидает гнездо навсегда. Теперь природа сделает за рыбок всё остальное. А одинокий самец будет возводить свой следующий архитектурный шедевр на новом участке дна.

История этой рыбы началась с 1995 года, когда на дне Японского моря у архипелага Рюкю водолазы стали находить красивые круговые конструкции диаметром около 2 метров. Что это и зачем - не было ясно долгое время. Почти 20 лет ученые-биологи ломали головы, откуда появляются и как происходят сложные круговые конструкции на песке. Наконец выяснилось, что это брачные сооружения и делают их самцы неизвестного ранее вида иглобрюхов с целью привлечения самок.

В июле 2012 группа дайверов сняла фильм для BBC Life, показав красочный процесс постройки этого гнезда. Предлагаем вам на это взглянуть!

Предварительно иглобрюхи расчищают выбранное место от разного мусора, выносят веточки, ракушки, лишние камешки. Во время брачного ритуала самцы вертятся, кружатся и извиваются у самого дна, распахивая его плавниками, создавая таким образом на песчаном дне своеобразное гнездо.

Странно, что такие узоры из песка так долго оставались незамеченными человеком

Как выяснилось, структура гнёзд служит не только цели привлечения внимания, объёмный узор из линий и окружностей гасит морские течения, обеспечивая находящемуся в центре потомству большую безопасность.

Рыба-архитектор использует мелкие ракушки для украшения гнезда

Начальный этап строительства гнезда самцом бело-пятнистого иглобрюха

Длина самца рыбы-архитектора — до 12 сантиметров, в то время как диаметр построенного им гнезда может достигать 2 метров

Строительство гнезда рыбы-архитектора подходит к концу

Род иглобрюхи считается одним из самых ядовитых среди рыб, но это не мешает его представителям одновременно быть большим деликатесом в Японии, где его кулинарное название — рыба фугу.

В 1995 году близ японского острова Амамиосима в Восточно-Китайском море дайверы обнаружили на дне океана удивительные симметричные фигуры. Они имели форму круга с расходящимися от центра через равные промежутки прямыми лучами. Позднее подобные образования были найдены в других местах близ японского побережья, и ученые не могли понять, обязан ли этот феномен своим происхождением живому организму или же это некое природное явление. Ныряльщики так и прозвали странные фигуры волшебными кругами на дне.

Спустя 18 лет таинственных умельцев удалось вычислить.

Ими оказались небольшие рыбки из семейства иглобрюхих (Tetraodontidae), необычные повадки которых Хироши Кавасе, куратор Музея естественной истории в префектуре Тибо, опубликовал в журнале Scientific Reports .

Команде ныряльщиков удалось заснять самцов этих рыб за работой: быстро перебирая плавниками по песчаному дну, рыбки шаг за шагом рисуют на его поверхности удивительные круги правильной формы.

Несмотря на то что длина самих рыб не превышает 12 см, круги они делают поистине гигантские — до 2 м в диаметре.

В ходе двух сезонов наблюдений ученые наблюдали нескольких самцов за работой, причем некоторые из них были заняты сразу на нескольких «объектах». Выяснилось, что на строительство одного круга у рыбки уходит от семи до девяти дней. Сначала при помощи плавников они создают внешнее кольцо, затем, двигаясь от края к центру, создают радиальные борозды, повторяющиеся с определенной периодичностью. При этом число таких лучей в разных постройках может меняться от 24 до 32.

Вскоре ученые узнали смысл этого таинственного ритуала: естественно, все это делалось ради самок.

Самки приплывают с инспекцией объекта под самый конец работы. Завидя их, самец поднимает песчинки со дна и бросается навстречу избраннице. Та может осматривать творение в течение пары минут, потом удаляться и возвращаться снова. Если гнездо, построенное самцом, соответствует ее представлениям о прекрасном, самка откладывает икру в центральной части круга, а самец ее оплодотворяет.

Правда, пока ученые не знают, какими критериями пользуются самки, оценивая качество строения.

После метания икры самки исчезают, а самцы остаются рядом с кругами еще примерно на шесть дней, вероятно, охраняя икринки. После того как икринки созревают, самцы покидают место, отправляясь создавать новое гнездо. При этом они всегда строят новое и никогда не облагораживают старые строения, установили ученые. Проведенные эксперименты показали, что сочетание радиальных лучей подбирается таким образом, что скорость придонного течения воды в центральной части гнезда уменьшается примерно на четверть.

Ранее ученым были известны некоторые виды цихлид, которые завлекают самок, создавая кратероподобные насыпи. Однако странные фигуры, возводимые японскими иглобрюхими рыбами, удивили биологов по трем причинам. Во-первых, радиальные углубления и насыпи создаются ими вне самого места откладки икры. Во-вторых, сами гнезда украшаются рыбами подобранными ракушками. И наконец, используя песок, рыбки создают неповторимые особенности каждого нового строения, отличающие его от других.

«Это восхитительное открытие, так как оно дает четкий ответ на вопрос, что не так часто бывает в биологии», — уверен Алекс Джордан, биолог из Университета Техаса, не участвовавший в исследовании.

Для маленькой подводной художницы этот процесс - часть весьма непростого ритуала спаривания.

Примерно год назад в сети активно обсуждалось открытие удивительной рыбки, способной самостоятельно создавать замысловатые "круги на полях" на дне океана.

Этот любопытный каприз природы был впервые заснят японским фотографом по имени Едзи Ооката (Yoji Ookata). Не так давно, Едзи вернулся к удивительным созданиям со съемочной группой японской телепередачи о природе NHK, которая и выпустила завораживающий видеосюжет о процессе создания подводных картин.

Даже глядя на фото законченных построек этой рыбки, было сложно представить, как такое маленькое создание может построить такую большую картину. Благодаря видео, становится понятнее механика процесса.

Кстати, песчаные узоры не только помогают очаровать рыбок другого пола, но и служат защитой, когда молодая семья обзаводится потомством.

"Подводные камеры показали, что художником был самец маленькой рыбки Иглобрюха который, используя только вибрацию своих плавников, без устали работал день и ночь для того, чтобы создать круги из гребней. Необычный художник - более известный в Японии как деликатес, хотя и потенциально ядовитый - даже собирал маленькие раковинки, дробил их и выкладывал ими внутренние круги своей скульптуры, как украшение своего шедевра. Дальнейшие наблюдения показали, что эти "таинственные круги" не только украшают морское дно. Привлечённые впадинами и гребнями самки иглобрюхов находят путь сквозь мрак морского дна к самцу иглобрюху и женятся там, чтобы отложить икру в центре кругов. Учёные зафиксировали, что чем больше гребней содержит круг, тем вероятнее то, что самка сойдётся с самцом. Наблюдатели также считают, что раздавленные ракушки лежат не просто так, а дают вещества, необходимые для нормального развития икры и питания мальков."

По данным Национальной администрации по океану и атмосфере, на настоящий момент исследовано около пяти процентов мирового океана. То есть - что происходит под поверхностью остальных 95 процентов, мы не имеем пока никакого представления.

Японский фотограф Йоджи Ооката недавно вернулся с коллегами и съёмочной группой телевизионной программы, посвящённой природе со съемок этого чуда природы.

В отличие от «кругов на полях», этому загадочному явлению объяснение нашлось.



Йоджи Ооката 50 лет своей жизни посвятил тайнам, скрытым в глубинах океана - с тех самых пор, как в 21 год стал лицензированным аквалангистом. В возрасте 39 лет наконец сделал свой главный выбор. Он бросил работу в офисе и стал самостоятельным подводным фотографом.

Но даже человеку, который провел последние 50 лет в погружениях в подводный мир, океан может доказать, то он всё ещё большая загадка для человека. Во время погружения в субтропической области Амами Осима, примерно на глубине 25 метров, Йоджи заметил то, чего он никогда не видел под водой. И, как оказалось, никто до него тоже этого не видел.

На морском дне он обнаружил красивейший рисунок. Он состоял и волнообразных хребтов, стремящихся к центу, как будто искусный мастер поработал на дне. Они были очень похожи на рисунки, которые находили на полях. И Йоджи решил призвать на помощь научную группу, которая и раскрыла тайну великого подводного художника.

Подводные камеры зафиксировали искусного творца. Им оказалась рыба фугу, которая днем и ночью старательно, с помощью плавников рисовала эти волны на дне моря. Вряд ли японцы предполагал, что эта рыба фугу, известная как очень ядовитый деликатес, делает такое.

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что круги выполняют несколько важных функций. Но, наверное, самая важная - это привлечь партнёра.

Самки заинтересовываются этими холмиками и долинами из песка и начинают тщательно исследовать их в поисках самца. А потом пара откладывает яйца в самую середину «круга» - в углубление, которое позже выполняет функцию «глушителя» океанских течений и защищает их нежное потомство.

Любовь и мастерство заставили ученых задуматься о том, насколько они мало знают о рыбе фугу. Для них это деликатес, а оказывается рыба настоящий художник, которую следует охранять, а не потреблять в пищу.

А что мы еще знаем об этой рыбешке?

Ядовитая рыба фугу (собака-рыба, иглобрюх, диодонт или фахак) - легенда японской кухни - предмет ужаса, любопытства и восхищения иностранцев. Это самое знаменитое, дорогое и опасное блюдо японской кухни по праву считается и одним из древнейших. Судя по находкам археологов, еще до нашей эры японцы ели ядовитую рыбу фугу, видимо, зная, что яд содержится лишь в определенных частях ее тела.

В мышцах, печени, икре, молоках, кишечнике, глазах и коже рыбы содержится яд нервно-паралитического действия, который в 25 раз превосходит по силе кураре и в 275 раз токсичнее цианидов — тетродотоксин. Смертельная доза для человека составляет всего 1 мл тетродотоксина. В одной рыбке яда хватит на то, чтобы убить 30-40 человек. Причем эффективного противоядия от отравления фугу до сих пор не существует. Кстати, главные компоненты «порошка зомби » — высушенная и истертая в порошок рыба фугу.

Между тем в микроскопических пропорциях яд фугу считается отличным средством профилактики возрастных болезней и даже, по слухам, лекарством от заболеваний предстательной железы. Поэтому ядовитые плавники фугу (поджаренные на решетке до обугливания) на одну-две минуты опускают в сакэ. Этот целебный напиток в индивидуально дозированном виде подается перед трапезой клиентам, желающим отведать фугу. В роли анестезиолога выступает повар, оценивающий комплекцию и состояние здоровья каждого гостя. Говорят, что опьянение от такого настоя ощущается сродни наркотическому: все чувства обостряются, появляется способность видеть, слышать и осязать гораздо больше, чем обычно.

Разделка иглобрюха - филигранное искусство. Быстрыми ударами ножа повар отделяет плавники, отрезает ротовой аппарат и вскрывает брюхо фугу. Из живота осторожно вынимаются ядовитые части. Филе необходимо нарезать тонкими кусочками (не толще бумаги) и тщательно промыть под проточной водой, удаляя малейшие следы крови и яда.


«Фугусаши» (сашими из фугу) - совершенно особенное по вкусу и очень красивое блюдо. Перламутровые ломтики сырой фугу укладываются лепестками на круглом блюде. Часто повар создает из кусочков рыбы картину: пейзаж, изображение бабочки или летящей птицы. Рыбу едят, окуная ломтики в смесь понзу (уксусного соуса), асацуки (крошеного лука-резанца), момиджи-ороши (тертой редьки дайкон) и красного перца.

Подают фугу и в виде «комплексного обеда». В этом случае «фугусаши» составляет лишь начало трапезы. Кроме него подается «фугу-зосуи» - суп из бульона отварной рыбы-фугу, риса и сырого яйца, а также слегка обжаренная рыба-фугу.Кусочки рыбы фугу подаются поваром в строго определенном порядке. Начинают со спинки - наиболее вкусной и наименее ядовитой. Кусочки подаются в порядке приближения к брюшине. Чем ближе к ней, тем сильнее яд. Обязанность повара - бдительно следить за состоянием гостей, не позволяя им съесть больше безопасной для них дозы. Высший пилотаж при приготовлении рыбы-фугу - оставить ровно столько яда, сколько необходимо для того, чтобы вызвать у едоков чувство легкой наркотической эйфории. Гурманы, пробовавшие рыбу фугу, утверждают, что по мере употребления этого блюда на едока накатывает парализующая волна: сначала отнимаются ноги, потом руки, после - челюсти. Способность двигаться сохраняют только глаза. Однако через мгновение все оживает в обратном порядке: возвращается дар речи, начинают двигаться руки и ноги. Говорят, что именно ради этого момента «воскрешения» люди идут на смертельный риск.


Ежегодно в Японии съедается свыше 1.5 тыс. тонн фугу. Иглобрюха готовят и подают только на территории Японии. Согласно собираемой с XIX века статистике, с 1886 по 1979 гг. от яда фугу пострадали более 12,5 тыс. человек.

Иглобрюха готовят и подают только на территории Японии. Согласно собираемой с XIX века статистике, с 1886 по 1979 гг. от яда фугу пострадали более 12,5 тыс. человек, более половины из которых (почти 7 тыс.) умерли. Правда, неизвестно, включены ли в число жертв также и повара: ведь считается, что кулинар в случае смерти клиента должен сделать себе харакири. Впрочем, утверждают, что большая часть отравлений происходила из-за непрофессионалов (например, в среде рыбаков, решивших полакомиться опасным уловом). В 1980 году министерство здравоохранения Японии ввело обязательное лицензирование поваров, имеющих право разделывать и подавать фугу. Сегодня такие дипломы в Японии имеют примерно 70 тыс. человек. Количество жертв среди гурманов сократилось до двух десятков в год, а умирают от этого блюда и вовсе единицы. Тем не менее, поскольку фугу очень дорогое блюдо, его жертвами становятся люди богатые и известные. Каждая такая смерть - громкий скандал.

Искуснейший повар хозяин ресторана в городе Кисивада в преф. Осака создал уникальный музей , посвященный этой удивительной рыбе. Материалы для него присылались со всех концов страны. В музее можно получить полное представление о том, как избежать опасности отравиться этим очень популярным блюдом. Считая просветительскую миссию выполненной, хозяин хочет закрыть свой музей. Но главная причина, скорее всего, в том, что после ознакомления с экспонатами музея у людей пропадает желание заказывать это блюдо. Поистине, "во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь".


Не так давно чрезвычайно гордые собой ученые объявили, что вывели неядовитую рыбу фугу. Оказывается, секрет заключался в естественном рационе рыбы. Фугу не производит яда в собственном организме: она становится токсичной, поедая ядовитых морских звезд и моллюсков. Если с рождения посадить иглобрюха на неядовитую диету, содержание тетродотоксина в рыбе будет нулевым. Однако ожидаемой сенсации и потока благодарности к научной мысли не произошло. Ведь без своего токсина иглобрюх становится просто еще одним сортом рыбы - довольно вкусным, но не представляющим собой ничего особенного. Секрет популярности фугу заключается именно в ее ядовитости, в остром чувстве риска, которое испытывает человек, играя в этот гастрономический вариант русской рулетки. Не зря же именно весной (когда рыба фугу считается наиболее ядовитой) гурманы платят за нее наибольшую цену - до 700 долларов за кг. Японцы уверяют, что «тот кто ест фугу - глупец, но и тот, кто не ест - тоже». Умереть от яда фугу - достойная по японским меркам смерть.