Собор Петропавловской крепости, названный в честь небесных покровителей города – первый храм Петербурга. Именно он стал императорской усыпальницей династии Романовых, начиная с Петра Великого. Здесь похоронены все русские императоры, за исключением умершего в Москве Петра II и убитого в Шлиссельбургской крепости Иоанна VI Антоновича. При Петре считалось очень важным построить собор выше московской колокольни Ивана Великого, чтобы утвердить возвышение новой столицы над старой. Так и случилось: он превзошел свою соперницу на 32 метра (122, 5 метров!) и оставался самым высоким зданием Петербурга аж до 2012 года.

    Петропавловская крепость, Соборная пл., 1


Этот комплекс государственных учреждений Трезини начал строить в 1722 году: по легенде, здание стоит торцом к Неве исключительно потому, что всю землю вдоль набережной отхватил себе под дворец пронырливый Меньшиков. В течение ста лет тут работали коллежские чиновники: при Павле I тех, кто не выполнил дневной план и не получил об этом удостоверяющий документ, лодочники, по приказу императора, отказывались перевозить через Неву – и ночевать горе-чинушам приходилось на работе. Однако в 1802 году коллегии упразднили, заменив их министерствами, здание передали Педагогическому институту, а с 1835 года и по сей день в нем находится Санкт-Петербургский университет.

    Университетская набережная, 7/9


Этот особняк на Университетской набережной архитектор спроектировал сам для себя. Здесь он не только жил, но и давал первые в российской истории уроки архитектуры. Среди его учеников был будущий известный зодчий Михаил Григорьевич Земцов, создатель Аничкова дворца.

    Университетская набережная, 21


После смерти Петра I Трезини расширил его Зимний дворец, достроив специальные палаты для императрицы Екатерины I. Долгое время этот дворцовый комплекс считался утраченным, так как на его месте впоследствии Джакомо Кваренги возвел Эрмитажный театр. Однако в конце XX века археологи нашли под театральной сценой и в других частях здания несколько сохранившихся помещений, в том числе 12 комнат покоев Екатерины работы Трезини.


Очень скромный двухэтажный дворец в Летнем саду, где Петр Первый жил с мая по октябрь в течение двенадцати лет, с 1712 по 1725 годы. Во времена Петра от Фонтанки до входа во дворец прорыли небольшой канал, так что царская резиденция находилась на полуострове. Император любил, когда гости прибывали к нему на лодках. Кстати, об этом дворце и его строителе написал хорошую петербургскую песню бард Александр Городницкий.

    Летний сад, Набережная Кутузова 2


Проект первого и самого крупного монастыря Петербурга тоже разработал Трезини. При этом он учел приграничное положение святого места и заложил в план фортификационную составляющую. По сути монастырь был второй (наряду с Петропавловской) крепостью внутри города.

    Набережная реки Монастырки, 1


Еще одна крепость работы Трезини. Заложенная близ острова Котлин, к югу от Кронштадта, она должна была защитить новую столицу от прежних хозяев этих земель – шведов. С задачей Кроншлот успешно справился, да и позже не подкачал: кстати, во время Крымской войны, когда в Финский залив вошла английская эскадра, от Кроншлота до форта «Петр I» протянулось первое в мире водное минное заграждение.

    Кронштадт, к югу от Купеческой Гавани

Последний получил титул барона и дом на Васильевском острове. Это было каменное здание, предназначавшееся для Трезини. Оно стояло на берегу Большой Невы, на углу 12-й линии. Еще в 1718 году Петр «указал» Трезини построить дом, «образцовый» для застройки набережной и самому в нем поселиться. Предписывая указом 1721 года отдать уже готовый дом Остерману, Петр повелел выстроить для Трезини новый «в полтора кирпича... на десяти саженях» здесь же, на набережной.

Это здание сохранилось до нашего времени. У моста Лейтенанта Шмидта вглубь острова уходят 4-я и 5-я линии. Второй дом на набережной от угла 5-й линии в сторону 6-й (Университетская набережная, 21) - дом Трезини. Он надстроен на два этажа (кроме мезонина), но и сейчас видны его основные членения. Был он двухэтажным и тоже представлял собой один из вариантов жилых домов, разработанных Трезини для застройки набережных.

Венчал здание небольшой мезонин в три окна. Крыша была высокая, шатровая. Между окнами первого и второго этажей - филенки простого рисунка. Углы дома и центральная его часть были подчеркнуты лопатками. К входной двери вело крыльцо с двумя лестничными маршами. Крыльца, столь типичные для древнерусских палат, стали неотъемлемыми в строительстве петербургских домов и даже общественных зданий. Они украшали их, подчеркивали центральную часть дома и вход в него со стороны набережной или улицы. Спуски к Неве как бы продолжали движение их линий, словно указывая на роль Невы в жизни горожан.

Строительство дома Трезини продолжалось почти пять лет, до 1725-1726 годов. За работами следили сам архитектор и его ученик Михаил Земцов. К этому времени он выполнял многие работы самостоятельно, М. Г. Земцову было в это время более 30 лет. Он выполнял работы в Летнем саду, по его проекту строилось там «зало славных торжествований» на том месте, где позже была установлена замечательная решетка, на берегу Невы, у Лебяжьей канавки. В выполнял он работы Канцелярии от строений, проектировал здания для Петергофа и Ревеля.

В доме на набережной Большой Невы Трезини прожил до конца своих дней.

Строиться Трезини было нелегко: не хватало времени для себя, да и личных средств его было недостаточно. Сохранилось письмо, в котором архитектор обращается за помощью к кабинет-секретарю Петра I А. В. Макарову и к У. А. Сенявину, а через них к императору, находившемуся тогда в Москве: «И прошу покорно вашего превосходительства, ежели благополучный час улучится, замолвить о мне доброе слово Его Величеству с превосходительным господином директором Ульяном Акимовичем, понеже определенным жалованьем истинно пробавляюся с своею фамилиею с немалою нуждою, как о моей работе и нужде известно моему государю, отцу У. А., о чем я к его милости послал челобитную».

Дом зодчего Д. Трезини раннее (петровское) барокко

Пам. арх. (регион.)

1721-1726 - (Постановление...)

Представление о первоначальном облике здания дает чертеж из Стокгольмской коллекции.

Указ о строительстве собственного дома Доменико Трезини был дан 19 сентября 1721 г. Но дом строился очень медленно, не хватало рабочих и материалов. Дом для зодчего строил "по объявленному чертежу Трезини" его ученик М.Земцов. Только в 1723 году заложили фундамент, а к 1726 году дом еще не был подведен под крышу. И все-таки на склоне лет в этом здании жил Трезини со своим многочисленным семейством. Здесь же была и "школа" мастера, где он обучал учеников, две комнаты были заняты моделями и чертежами.

В 1994 г. в честь первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини (по этому дому) названа и площадь около Благовещенского моста (ранее безымянная).

Двухэтажный, на подвале дом с мезонином построен по указу Петра I. Между окнами первого и второго этажа - простые филенки, центральная часть акцентирована лопатками. Вход имел крыльцо с двумя лестничными маршами. Два верхних этажа надстроены позже.

Предписывая указом 1721 г. отдать уже готовый дом Остерману, Петр повелел выстроить для Трезини новый «в полтора кирпича... на десяти саженях» здесь же, на набережной. Это здание сохранилось до нашего времени. У моста Лейтенанта Шмидта в глубь острова уходят 4-я и 5-я линии. Второй дом на набережной от угла 5-й линии в сторону 6-й (Университетская набережная. 21) - дом Трезини. Он надстроен на два: этажа (кроме мезонина), но и сейчас видны его основные членения. Был он двухэтажным и тоже представлял собой один из вариантов жилых домов, разработанных Трезини для застройки набережных. Венчал здание небольшой мезонин в три окна. Крыша была высокая, шатровая. Между окнами первого и второго этажей - филенки простого рисунка. Углы дома и центральная его часть были подчеркнуты лопатками. К входной двери вело крыльцо с двумя лестничными маршами. Крыльца, столь типичные для древнерусских палат, стали неотъемлемыми в строительстве петербургских домов и даже общественных зданий. Они украшали их, подчёркивали центральную часть дома и вход в него со стороны набережной или улицы. Спуски к Неве как бы продолжали движение их линий, словно указывая на роль Невы в жизни горожан. Строительство дома Трезини продолжалось почти пять лет, до 1725-1726 гг. За работами следили сам архитектор и его ученик Михаил Земцов.

(Лисаевич И. И. Доменико Трезини. Л.: Лениздат, 1981, С. 68, добавил miraru1) (см. фото и рис.)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (Постановление...)

А рхитектор Доменико Трезини родился в Швейцарии, учился в Италии, работал в Дании. Однако признание он получил в России, где прославился как первый и главный архитектор Петербурга и основоположник раннего русского барокко.

«Договор с господином Трецином»: переезд в Россию

Доменико Андреа (по другим сведениям - Доменико Джованни) Трезини родился в 1670 году в семье небогатых итальянских дворян, живших в швейцарском городе Астано. О ранних годах его жизни почти ничего неизвестно. Учился он в Венеции - в то время это был один из центров европейского художественного образования, наравне с Римом. В годы учебы Трезини застал расцвет венецианского искусства, которое основывалось на традициях и ценностях Ренессанса. Это оказало заметное влияние на стиль молодого архитектора.

Известно, что после учебы Доменико Трезини вернулся в родной город, где обвенчался с Джованной ди Вейтис. Однако вскоре ему пришлось уехать: нужно было кормить семью, и в поисках заработка Трезини отправился в Данию. Трезини удалось получить работу фортификатора и со временем стать «архитектонским начальником в строении крепостей» , но желаемого дохода ему это не приносило.

Форт Кроншлот. Архитектор Доменико Трезини. 1704. Изображение: artcyclopedia.ru

Нарвский замок. Основан датчанами. 1256. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

На работы Доменико Трезини обратил внимание русский посол при датском дворе Андрей Измайлов. 1 апреля 1703 года он заключил с «господином Трецином» договор, который содержал следующие условия:

«За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети.
Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить.»

Предложенное жалованье по тем временам выглядело совершенно сказочным. Трезини не раздумывая согласился и вскоре оказался в Петербурге .

Одной из первых российских работ архитектора стал форт Кроншлот. До наших дней он не сохранился, но остались эскизы, позволяющие восстановить его внешний облик. Оборонительное сооружение представляло собой восьмигранную башню и очертаниями напоминало традиционную русскую колокольню, но более приземистую и широкую.

Всего через 2 месяца после окончания строительства Кроншлоту пришлось выдержать первое «боевое испытание»: на форт напала шведская эскадра. И крепость выдержала штурм без особых повреждений.

«Первейшая из главных работ - Санктпетербургская фортификация»

В 1706 году Петр I задумал перестроить Петропавловскую крепость : из земляной ее следовало превратить в каменную. Работа была масштабная. Требовалось своевременно заготовить и доставить к крепости огромное количество материала для строительства - леса, кирпича, извести - найти достаточно рабочих. Для управления строительством Петр основал Канцелярию городовых дел. Начальником ее стал Ульян Сенявин, а Доменико Трезини (на русский манер его звали Андрей Якимович Трезин) был назначен его главным помощником.

Петропавловская крепость. Архитектор Доменико Трезини. 1706-1740. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

Петропавловский собор. Архитектор Доменико Трезини. 1712-1733. Фотография: Дмитрий Яковлев / Фотобанк Лори

Уже спустя 2 года закончилось строительство каменных пороховых погребов обновленной крепости и началось возведение солдатских казарм и бастионов. Ворота крепости первоначально были деревянными. Однако позже вышел особый указ царя - «по Большой Неве и большим протокам деревянного строения не строить» - и ворота заменили на каменные.

К 1716 году крепость достроили. Доменико Трезини приступил к возведению Петропавловского собора на ее территории. Самой высокой точкой архитектурного ансамбля стала Петропавловская колокольня с ее знаменитым иглоподобным шпилем.

Сам Трезини считал строительство крепости главной своей работой и до конца жизни список своих проектов начинал с фразы «Первейшая из главных работ - Санктпетербургская фортификация» .

Первый архитектор Петербурга

Петропавловская крепость стала далеко не единственной работой Доменико Трезини в Петербурге. Когда ее достроили, в ведение Канцелярии городовых дел перешел общий архитектурный облик новой столицы. Так Трезини стал главным архитектором Петербурга.

С 1710 по 1714 год он занимался проектированием Летнего дворца Петра I . Резиденция вышла довольно скромной по тем временам - в точном соответствии со вкусами первого российского императора: в ней было всего 14 комнат и 2 кухни. Фасад здания украшали аллегорические барельефы на тему событий Северной войны.

Летний дворец Петра I. Архитектор Доменико Трезини. 1710-1714. Фотография: Igor Lijashkov / Фотобанк Лори

Александро-Невская Лавра. Архитектор Доменико Трезини. 1713. Фотография: Овчинникова Ирина / Фотобанк Лори

В 1715 году Трезини создал проект Александро-Невской Лавры - симметричный архитектурный ансамбль, расположенный между Невой и Черной Речкой. Монастырь строили до 1723 года, и все это время он «обрастал» рабочими поселениями, садами и огородами.

В 1717 году Петр I велел Доменико Трезини построить «образцовый дом для зажиточных» - городской каменный особняк. Они должны были заменить неэстетичные строения, которые возводились первое время для жителей молодого города. Архитектор собирался поселиться в в новом доме - красивом и удобном - и подать пример остальным. Место для строительства император выбрал сам: угол Двенадцатой линии Васильевского острова. Трезини исполнил указ императора, однако по неизвестным причинам сам в особняке жить не стал, и Петр передал здание во владение барону Остерману.

Домом Трезини в современном Петербурге называют другое здание, оно расположено на Университетской набережной. Этот дом архитектор также спроектировал самостоятельно, а затем и поселился в нем вместе с семьей, учениками, личным писарем и прислугой.

Еще одна знаменитая петербургская постройка Доменико Трезини - Дом двенадцати коллегий. Его возводили в 1722-1742 годах. В то время в нем располагались высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий здание передали во владение Главному педагогическому институту, а в наши дни оно принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету.

Дом Трезини на Университетской набережной. Архитектор Доменико Трезини. 1721-1723 . Фотография: Сергей Васильев / Фотобанк Лори

Дом двенадцати коллегий. Архитектор Доменико Трезини. 1722-1742. Фотография: A.Savin / wikipedia

Кроме прочего, Доменико Трезини спланировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в том виде, какой сохранился и поныне: строгие геометрические линии в планировке улиц, сдержанная роскошь в оформлении фасадов. Именно Трезини стал основоположником стиля, который именуют петровским барокко.

Доменико Трезини умер в 1734 году и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Петербурге. Могила его не сохранилась до наших дней. Именем Трезини названа площадь в Василеостровском районе Петербурга, на которой установлен памятник великому архитектору.