Благовещенский мост соединяет Васильевский остров с частью центрального района Санкт-Петербурга (Адмиралтейского района). Если быть точным - мост соединяет часть Университетской набережной с частью Английской набережной. Благовещенский мост является граничной чертой между Финским заливом (Невской губой) и Невой, кроме того именно этот мост стал первым постоянным мостом в Санкт-Петербурге.

Вид на Благовещенский мост и Исаакиевский собор.

Чугунно-арочный мост через Неву длиной 298,2 м и шириной 20,3 м был сооружен в 1843—1850 гг. по проекту инженера С. В. Кербедза. В то время это был самый протяженный мост в Европе, обладавший к тому же редкими художественными качествами. Ничего удивительного в этом не было, ведь в его архитектурном оформлении принимал участие один из лучших архитекторов того времени — А. П. Брюллов.

Свою историю Благовещенский мост начал в 1727 году, в это время на месте современного моста существовала плашкоутная переправа (мост, состоящий из нескольких «поплавков» в виде барж или судов и налаженной деревянной переправы между этими поплавками). Временная переправа получила название «Исаакиевский». Место для постройки моста было выбрано Меньшиковым, дворец которого находился в непосредственной близости. Мост “Исаакиевский”, просуществовал до строительства нового моста, после чего был перемещён на место современного Дворцового моста.

Cооружение Благовещенского моста стало одной из трех грандиозных построек первой половины XIX века наряду с железной дорогой из Санкт-Петербурга в Москву и Исаакиевским собором.



снимок сделан в 1895 году

18 ноября 1842 император Николай I подписал указ о строительстве первого постоянного моста через Неву. До появления Благовещенского моста берега реки соединяли только наплавные мосты. Её проект создал Станислав Валерианович Кербедз. К тому времени Кербедз уже соорудил несколько однопролётных чугунных арочных мостов, отчасти потому и доверили возведение столь сложного на то время инженерного сооружения именно ему. Автором проекта придумал использовать при строительстве арочные конструкции из чугуна. Началось строительство в 1842, строящаяся переправа получила название Невский мост. Строительство решено было вести там, где в Неву впадал Крюков канал.

При сооружении Невского моста была перестроена и прилегающая к нему территория. На адмиралтейской части появилась Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью в центре. По этой церкви тогда и стали называть мост - Благовещенский. При создании площади часть Крюкова канала была заведена в трубу, таким образом мост был построен строго по оси канала.

Изменилась и набережная со стороны Васильевского острова на правой стороне Невы — она была значительно раcширена , здесь появилась новая площадь - площадь Трезини. Условия, в которых велись работы, оказались чрезвычайно тяжелыми. Грунт был плохой. Для того, чтобы вбивать сваи в глубину реки и вести подводные работы, использовали воздушные колокола.

Николаевская набережная Васильевский остров

Опоры моста было решено оставить без декора, так как "благовидность их должна действительно состоять из одной только непоколебимой устойчивости". В создании художественного оформления моста принял участие архитектор Александр Павлович Брюллов. Он спроектировал чугунные перила, считающиеся одним из лучших образцов художественного литья того времени.

Фонари газового освещения изготовили по проекту инженера Д. Цветкова. Планировалось украсить мост аллегорическими скульптурами по рисункам П. Клодта и Н. С. Пименова, но из-за финансовых затруднений от этого пришлось отказаться.


снимок сделан между 1907-1910 годами

Сооружение первого постоянного моста через Неву стало заметным событием в жизни Санкт-Петербурга. Вокруг строительства стали возникать легенды. Якобы, чтобы заставить строителей работать добросовестно, император Николай I пообещал Кербедзу награждать его повышением в чине за каждый построенный пролёт моста. Говорят, что проект переправы был тут же переработан в сторону увеличения количества этих пролётов. Эти события на самом деле являются вымыслом, так как их хронология была следующей. 22 июня 1841 года Кербедз произведен в майоры Корпуса путей сообщения. Проект моста был утвержден 15 октября 1842 года. 6 декабря 1843 года Кербедз производится в подполковники. Газета «Северная пчела» от 16 сентября сообщает, что сооружение опор моста окончено. 11 апреля 1850 года Кербедз производится в полковники. В это время на мосту ведутся отделочные работы и идет подготовка моста к сдаче в эксплуатацию. 21 ноября Кербедза производят в генерал-майоры, в этот же день происходит торжественное открытие моста.

Вид на Благовещенский мост, 1850.

21 ноября 1850 года состоялось официальное открытие моста для экипажей и пешеходов. Мост стал самым длинным в Европе (около 365 метров). Газета "Северная пчела" по поводу открытия переправы опубликовала стихи:

Красуйся, Русь, отечество святое!
Ты превзошла все древности века!
Там было семь чудес, ты создала осьмое,
И лучше, краше всех! Сильна была рука,
Создавшая нам памятник народный,
Тверда была та воля, как гранит,
Велевшая создать, построить мост подобный.

В 1854 году по проекту А.И.Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была построена небольшая часовня. Её освятили во имя Святого Николая Чудотворца- покровителя мореплавателей .

Часовня Св.Николая-Чудотворца.фото 1900 г. Построена в 1852 — 1854 гг. по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера в формах русско-византийского стиля.

Мост был восьмипролетным. Семь пролетов перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у правого берега, был разводным. Чтобы чугунные блоки моста плотно прилегали друг к другу, стыки между ними заполняли прокладками из свинца. Это было сделано так качественно, что, когда спустя восемьдесят лет арки моста стали разбирать, в швах не оказалось «ни ржавинки, ни соринки».

Размеры мостовых пролетов постепенно нарастали от берегов к середине реки. Пологость арок была постоянной во всех пролетах, и это придавало силуэту моста легкость и изящность, несмотря на значительную массу его металлических конструкций, которая составляла 95 000 тонн. Береговые устои, выложенные в подводной части из финляндского гранита, а в надводной — из сердобольского, были углублены в русло реки на 10 м.

Разводной пролёт, находившийся у правого берега Невы, соответствовал всем существующим в то время требованиям судоходства. При помощи механического разводного механизма два крыла моста раздвигались в горизонтальной плоскости.

фотография 1903 года

Благовещенский мост быстро стал популярной достопримечательностью города. Один из современников писал:
«Любимая прогулка теперь — Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филиграновый, легкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города...


Вид Благовещенского моста с набережной Васильевского острова. Акварель В. С. Садовникова ,1851г.

Многих гуляющих по мосту завораживали элементы архитектурного оформления. Например, перила — непрерывный ряд ажурных чугунных секций-панелей между такими же «прозрачными» стойками. В несколько вытянутом обрамленном прямоугольнике заключен орнамент, представляющий композицию, изображающую символы водной стихии в которой акцентирует трезубец на раковине, нему обращены с двух сторон морские коньки с поднятыми кверху хвостами, вплетенные в симметричный растительный орнамент, или, установленные у каждой опоры моста, газовые светильники, выполненные по рисункам инженера Цветкова — стойки в виде колонн коринфского ордера на полом чугунном пьедестале, увенчанные многогранными стеклянными фонарями.

Вид на Благовещенский мост, 1851. Акварель В. С. Садовникова

Особую популярность у прохожих Благовещенский мост получил также благодаря тому, что был единственным металлическим мостом в городе, на котором, как следствие, разрешалось курить, поэтому, в первой время на мосту собиралось очень много курящего народа мужского пола .


Городская легенда

Однажды, проезжая по Благовещенскому мосту, император увидел повозку с грубо сколоченным неокрашенным гробом, едущую в сопровождении лишь двух инвалидов в солдатских шинелях. император остановил свою карету и послал адьютанта узнать кого хоронят. Оказалось, что хоронят "отставного солдата, который более четверти века служил Богу, Царю и Отечеству. Николай I вышел из экипажа и отправился вслед за гробом. Вскоре за ним до Смоленского кладбища уже шла многотысячная толпа.

В феврале 1855 года, в связи с кончиной императора Николая I, мост переименовали в Николаевский.

К началу XX века переправа стала неудобной для новых судов. Разводной пролёт оказался для них узок, к тому же он был обустроен в мелкой боковой части Невы. В 1901 году было предложено несколько инженерных решений переноса разводного пролёта в центр русла, но ни один из них не был воплощён в жизнь. Помешала начавшаяся Первая Мировая война.


В 1917 году за Николаевским мостом у Английской набережной стоял крейсер Аврора. Именно оттуда он произвёл знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца. Об этом событии напоминает находящийся на набережной памятник. А в строках поэмы "Хорошо" у Маяковского можно прочесть:

А из-под Николаевского
чугунного моста,
как смерть,
глядит
неласковая
Аврорьих
башен
сталь.

В октябре 1918 года Николаевский мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, в честь Петра Петровича Шмидта, руководившего восстанием на крейсере "Очаков" в 1905 году и казнённого за это.

Мост не только радовал петербуржцев своими формами и архитектурными деталями, но и обеспечивал, с одной стороны, транспортную связь частей города, а с другой — пропуск судов. Однако, мосты, как всякая другая живая структура, имеют свойство стареть, причем как в физическом, так и в моральном плане. Строительство в 1930-х годах Беломор-Балтийского канала значительно увеличило транспортную нагрузку на Неве. К тому же, разводной пролет находился не на середине реки, а у правобережного устоя, где глубина и пролетное отверстие были недостаточны для пропуска судов с глубокой осадкой. Кроме того, прогрессирующая деформация правобережной опоры Васильевского острова и системы разводных механизмов вызывала все возрастающее заклинивание поворотных разводных пролетных строений, что привело к необходимости использования при разводке моста буксиров. Эти причины и послужили поводом для реконструкции старого Николаевского моста. По проекту Григория Петровича Передерия в 1936-1939 годах мост был практически полностью перестроен. От старого остались только деревянные сваи и литые перила Брюлова А.П. Сваи не стали менять из-за экономии финансовых средств, сжатых сроков строительства и из-за их отличного состояния несмотря на возраст. Присутствием таких деталей конструкции мост Лейтенанта Шмидта отличается от всех остальных петербургских переправ через Неву. При реконструкции был применён новый метод соединения стальных конструкций - электросварка. Этот метод уже был опробован при строительстве Володарского моста, хорошо зарекомендовал себя и здесь. При ремонте мостовых опор применялся шведский способ подводного бетонирования, что так же было новым в отечественном мостостроении. Для устройства разводного пролета посредине моста две средние опоры были расширены. В них размещены механизмы развода и павильоны управления. Число пролетов осталось прежним — восемь. Старый разводной пролет перекрыт железо-бетонным пролетным строением, оформленным с фасадов под арку, облицованную гранитом. Остальные пролеты моста перекрыты двумя стальными балочными неразрезными цельносварными конструкциями. Разводное пролетное строение — двукрылое. Масса всего металлического пролетного строения нового моста составила 2400 тонн, что в четыре раза меньше старого чугунного.

Длина обновлённого моста Лейтенанта Шмидта составила 331 метр. После реконструкции он стал на 4 метра шире, его ширина составила 24 метра. На месте разводного пролёта у правого берега Невы был построен пролёт из камня. Находящуюся на старом разводном пролёте часовню Николая Чудотворца восстанавливать не стали. К тому времени она превратилась в склад для инвентаря мостовых уборщиков. Чугунные конструкции старого моста, которые были в удивительно прекрасном состоянии, перевезли в Тверь (Калинин), где в 1953-1956 годах они были использованы при строительстве моста-переправы через Волгу.

Фонари со старого моста были установлены вокруг Мемориала борцам Революции на Марсовом поле. Движение по вновь отстроенной переправе было открыто 5 ноября 1938 года. В 1976 году деревянный настил разводного пролёта был заменён на металлические листы.

Фонарь Благовещенского моста.

Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. После осмотра конструкций было принято решение сохранить старые фундаменты опор, за более чем 150 лет службы они сохранились в рабочем состоянии. Стальные конструкции из-за износа пришлось полностью заменить. В 2005 году было начато строительство моста-дублёра, разместившегося рядом, выше по течению Невы. Мост-дублёр открылся в мае 2006 года.
15 августа 2007 года состоялось торжественное открытие реконструированной переправы. Ей возвратили прежнее название - Благовещенский мост. Для увеличения пропускной способности Благовещенский мост расширили с 24 до 37 метров. Автомобильное движение было открыто на следующий день - 16 августа.


И сейчас Благовещенский мост остается одним из самых больших и красивых мостов Санкт-Петербурга. Сюда, к Благовещенскому мосту, швартуются огромные многоэтажные лайнеры, которые в период белых ночей заходят в Санкт-Петербург в невероятном количестве.





Мост Лейтенанта Шмидта

Это мост во многом первый. Первый построенный постоянный мост через реку Неву . Построен он был в 1842 - 1850годах по проекту инженера С.В. Кербедза (архитектурное оформление архитектора А.П. Брюллова). Это был 8-пролетный чугунно-арочный мост длиной 300 и шириной 20 метров.На тот момент это был самый протяженный мост в Европе. Семь пролетов перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у правого берега, был разводным. Стыки между чугунными блоками были заполнены прокладками из свинца. Размеры мостовых пролетов постепенно нарастали от берегов к середине реки. Масса всех металлических конструкций составляла ни много ни мало 95000 тонн.

Творческий спор за лучший проект первого постоянного моста через Неву был необычно продолжителен.
Первый проект, который рассматривался
60 лет. Русские и иностранные инженеры и архитекторы предложили множество проектов, пока в этом соревновании не победил молодой петербургский инженер Станислав Валерианович Кербедз. Строительство определили там, где в Неву впадал Крюков канал. Поэтому часть канала заключили в каменную трубу и засыпали. Так Петербург получил еще одну приневскую площадь. Одновременно на правой стороне Невы у Васильевского острова значительно расширили набережную.

«Сама постройка моста, - писала 16 сентября 1844 года газета «Северная пчела», - дело гигантское. Едва ли в новые времена проводилась работа по такому огромному плану с такой удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита, переброшенные сюда из Финляндии, и, как нежный воск, повинуются гигантской мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем, как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте».

В газетной заметке процесс сооружения прочных каменных фундаментов запечатлен радужно и с некоторой легкостью. На самом деле грунтовые условия на трассе строительства оказались крайне неблагоприятными, да и вести подводные работы при тогдашней технике было делом и невообразимо рискованным, и немыслимо трудным.

Неудивительно, что в городе ходила молва, будто Николай I за установку каждой опоры приказывал повышать в чине главного строителя. Вряд ли это отражало реальность. Однако Кербедз, представивший свой первый проект в чине инженер капитана, закончил строительство генералом.

И еще одна интересная деталь: мало кто знает, что мост менял свое имя вовсе не три раза. (Благовещенский, Николаевский, Лейтенанта Шмидта). В самом начале, когда будущая Благовещенская площадь только оформлялась, а изящная Благовещенская церковь только воздвигалась, он носил исключительно точное название - Невский. Как же иначе назвать единственный постоянный мост через Неву!

Мост торжественно открыли 21 ноября 1850 г. Н азвали его Благовещенским по одноименной церкви Конногвардейского полка, построенной на предмостной площади левого берега.

В 1854 г. по проекту А.И. Штакеншнейдера на быке у разводного пролета моста была сооружена часовня, освященная во имя Святого Николая Чудотворца. В связи с кончиной императора Николая I, в феврале 1855 году мост переименовали в Николаевский.

Чугунная решетка была выполнена по проекту архитектора А.П. Брюллова. В несколько вытянутом обрамленном прямоугольнике заключен орнамент, представляющий композицию, середину которой акцентирует трезубец на раковине. К нему обращены с двух сторон морские коньки с поднятыми кверху хвостами, вплетенные в симметричный растительный орнамент.

Первый этот мост еще и по тому, что стал первым со стороны гавани, соединяющим Васильевский остров с центром города.

Для увеличения, нажимаем на фото


В честь лейтенанта Петра Петровича Шмидта (1867-1906 гг.), возглавившего восстание на крейсере «Очаков» Черноморского флота в 1905 году, мост был переименован в октябре 1918 года и получил с овременное название.

В настоящий момент, мост Лейтенанта Шмидта, украшенный двумя павильонами и высокими фонарными столбами, является единственным из подобных сооружений на Большой Неве, опирающийся на деревянные сваи середины 19 века и славится своей прекрасной панорамой, открывая великолепный вид на исторический центр города с Исаакиевским собором, Адмиралтейством, и живописной Университетской набережной.

    • Строительство арочного чугунного моста им. лейтенанта Шмидта, б. Николаевского моста, по проекту русского инженера путей сообщения С. Кербедз, было начато в декабре 1842 года и закончено в ноябре 1850 года, т. е. через 8 лет от начала постройки. Стоимость моста составила по исполнительной смете 4,381 тыс. руб. До постройки этого моста на р. Неве существовали лишь одни плавучие мосты на плашкоутах. <…> Находясь 86 лет в эксплоатации, мост имени лейтенанта Шмидта уже давно не удовлетворял растущим требованиям судоходства и городского движения как изношенным состоянием отдельных элементов, так и своими ограниченными размерами. Еще в дореволюционное время при Петербургском округе путей сообщения были составлены два проекта переустройства моста: в 1906 году профессором Кривошеиным (автором Охтенского моста через Неву) и в 1909 году инженерами Витол и Глушковым. Но задача переустройства б. Николаевского моста, очень сложная в техническом отношении, осталась неосуществленной в дореволюционное время. В 1934 году постановлением Совета Труда и Обороны была образована междуведомственная комиссия по вопросу переустройства мостов Ленинграда с точки зрения устранения препятствий для судоходства. Комиссия, рассмотрев представленные четыре варианта переустройства моста имени лейтенанта Шмидта, постановила перестроить разводную часть по второму из представленных вариантов, согласно которому новый разводный пролет располагается у правого берега, но несколько выдвигается в реку. Этот вариант постановлением СТО от 5 сентября 1935 г. было предложено разработать в технический проект и представить на утверждение в Народный комиссариат коммунального хозяйства. Составление проекта было поручено проф. Г. П. Передерий, который в процессе разработки нашел, что приведение в исполнение переустройства моста по намеченному варианту представляет большие трудности, причем исключает даже гарантии успеха самой работы. Эти обстоятельства привели к тому, что, взамен указанного варианта проф. Передерий предложил новый вариант переустройства моста, который принят к осуществлению. Решение, предложенное проф. Передерий, было одобрено президиумом Ленинградского совета и внесено на утверждение правительства. Совнарком СССР 6 мая 1936 г. окончательно утвердил вариант переустройства моста по схеме, предложенной проф. Передерий. Полная длина перестраиваемого моста по верху между устоями получается равной 331 м. Число пролетов остается прежнее. Восьмой правобережный пролет на месте старого разводного пролета, перекрывается железобетонными двухшарнирными арками с гранитной облицовкой. Полотно проезжей части моста устраивается по железобетонной плите из асфальтового бетона, в трамвайном полотне укладываются торцы; тротуары, шириной 3 м каждый, устраиваются асфальтовыми на консолях. При этом полезная ширина моста между перилами тротуаров против существующей увеличивается. Местоположение моста им. лейтенанта Шмидта, как первого моста при входе в Неву в старой части города с законченными архитектурными ансамблями, в окружении замечательных архитектурных памятников, требовало особого внимания при выборе отдельных конструкций и силуэта моста. Если старый мост с чугунными арками, покоившимися на гранитных устоях с пилонами, представлял удачное сочетание инженерной части с внешней архитектурной частью, то новый проект уступает тем внешним качествам, которые были в старом мосте. От старого моста сохраняются решетка (арх. Штакеншнейдер) и фонари {арх. Перетяткович), представляющие собой образцы высокохудожественного чугунного литья. С внешней стороны, для придания большей легкости линиям несколько тяжелой и сухой по очертаниям балки, ей дается некоторая орнаментовка по консолям и нижним поясам. Этим самым она связывается с богатой старой решеткой. Павильоны управления, в виде низких башен, решаются в каменных формах, не доминирующих в силуэте моста и не нарушающих общего городского ансамбля. В декабре 1936 г. были начаты работы по переустройству моста имени лейтенанта Шмидта. Общая стоимость реконструкции моста составит 23 миллионов рублей.

(Смирнов И.А. Переустройство моста им. лейтенанта Шмидта // Архитектура Ленинграда. 1937. № 3. С. 28-31).

Значительной работой была реконструкция моста имени лейтенанта Шмидта, связывающего центральную часть города с Васильевским островом. Старые арочные фермы, возведенные Кербедзом, были заменены новыми, балочными, сварной конструкции, со сплошной стенкой (рис.395). Работы по сварке ферм моста явились крупнейшим в то время достижением в этой области. Для улучшения условий судоходства по Неве железные фермы моста установлены на более высоком уровне, для чего пришлось перестраивать все опоры моста. Разводной пролет моста, располагавшийся раньше около берега, перенесен теперь на середину реки. Старая узорчатая чугунная решетка сохранена и служит связующим звеном между новой конструкцией моста и набережной. Старые чугунные фермы моста были в таком хорошем состоянии, что их применили в Калинине на мосту через р. Тверцу. (Щусев П. В. Мосты и их архитектура. 1952. С. 301)

Б лаговещенский мост, он же Невский мост, он же Николаевский мост, он же мост лейтенанта Шмидта...
Это один из самых знаменитых мостов Петербурга - когда-то это был самый длинный (постоянный) мост Европы, а возможно и мира! Это первый постоянный мост через Большую Неву. Он соединяет Васильевский остров с центральной частью города (2-й Адмиралтейский остров).

Мост расположен между площадью Трезини на Университетской набережной на правом берегу и площадью Труда на Английской набережной. Именно на этом мосту заканчивается река Нева и начинается Финский залив — Невская губа.
Изначально он должен был называться "Невский мост". Но открытый 12 ноября 1850 года мост был назван Благовещенским по находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенской церкви (снесённой в 1929 г.).


До строительства постоянного моста с 1727 года существовал наплавной Исаакиевский мост, который был расположен выше по течению в створе современной Сенатской площади.

П.А.Александров. Исаакиевский мост и новая церковь. Литография. 1825 г. Такое впечатление, что Александров Исаакий рисовал по памяти или его башенки сильно болели и усохли...

Проект однопролетного, деревянного моста через Неву предлагал и механик Кулибин. Но увы, его идею и проект отвергли.

Василий Садовников.Вид Благовещенского моста с набережной Васильевского острова.

Строительство моста началось в 1843 году под руководством С. В. Кербедза. В сооружении моста принимал участие американский инженер Дж. Уистлер.

Численность занятых рабочих приближалась к полутора тысячам. Чугунные конструкции пролетного строения моста были изготовлены на заводе Берда. Сборка арок велась на передвижных деревянных фермах Гау. Петербургская газета "Северная пчела" писала 16 сентября 1844 года:

Самая постройка моста - дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте.

Массивные и одновременно ажурные перила, спроектированные архитектором А. П. Брюлловым, изображают символы водной стихии: трезубец Нептуна, раковина и два гиппокампа.

В процессе строительства моста возник замысел украсить его устои аллегорическими скульптурами. В 1846 году П. Клодту и Н. Пименову поручается составить проект украшения моста. Клодт предложил поставить на мосту фигуру всадника на вздыбленном коне, с кинжалом защищающегося от напавшего на него тигра.

Скульптор Н. С. Пименов в течение 4 лет создал 7 проектов аллегорических скульптур: «Торжество над водой», «Торжество христианства или ниспровержение идолов», «Александр Невский вкладывает меч в ножны, благодаря Бога за победу», «Аллегория Москвы, устоявшей от трех нашествий: татар, поляков и французов», «Аллегория Санкт-Петербурга как приемника европейского просвещения в России» (из четырех фигур), «Аллегория Казани», «Аллегория Сибири» (из четырех фигур).

Судя по надписям на чертежах, статуи, символизирующие «Торжество над водой», «С.-Петербург» и «Москву», предполагалось установить на первом правобережном быке; другим аллегорическим скульптурным группам и статуям отводились места на береговых устоях. Однако деньги на изготовление этих скульптур для постановки на мосту Министерство финансов не отпустило.

В 70-х годах XIX века скульптор Антокольский предложил установить на мосту 4 конные статуи деятелей Русского государства: Владимира Святославича - просветителя, Ярослава Мудрого - законодателя, Ивана III - собирателя и Петра I -преобразователя России. Но и в этот раз из-за финансовых трудностей скульптуры не были установлены на мосту.

Мост был восьмипролётным, пролёт у правого берега был разводным; впервые в России была использована поворотная система разводного пролёта.

По легенде Николай I обещал Кербедзу повышать звание за каждый пролёт, отчего якобы инженер быстро пересмотрел проект в сторону увеличения числа пролётов. Кербедз действительно получил генеральский чин после завершения строительства моста, однако начиная строить мост, инженер уже получил звание подполковника.

На фото император НиколайI и С. В. Кербедз.
На быке у разводного пролёта по проекту А. И. Штакеншнейдера была возведена часовня, освящённая 9 (21) мая 1854 года в честь св. Николая Чудотворца. Ниже на фото 1013 года она хорошо видна.

Старый мост с часовней и поворотным механизмом развода можно увидеть в фильме Эйзенштейна «Октябрь». В честь постройки моста была выпущена серебряная памятная медаль.

На аверсе изображена Афина Паллада переводящая Геракла через водный поток по положенной поперек его дубинке, вверху написано "БЫСТЪ", на реверсе изображен внешний вид моста с летящим над ним двуглавым орлом.

После кончины императора в 1855 году мост стал называться Николаевским.

17 ноября 1918 года мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в память П. П. Шмидта - руководителя восстания на крейсере "Очаков" в 1905 г.

В 1938 году мост перестал выполнять свою функцию и не мог пропускать суда, поэтому его разобрали и построили заново на старых опорах, переместив разводную часть в центр моста, в связи с изменениями условий и требований судоходства.
Реконструкция моста проведена по проекту инженеров Г. П. Передерия и В. И. Крыжановского.

Суда у моста. Выше ледокол "Санкт-Петербург", ниже круизный лайнер.
Здесь стояла и Аврора во время своего памятного выстрела в сторону Зимнего дворца.

Чугунные арки старого моста разобрали и отправили на склад. Их блоки оказались в прекрасном состоянии и было решено использовать эти конструкции вновь. Всю войну и блокаду блоки пролежали в Ленинграде. И только после войны чугунные арки Благовещенского моста применили для перекрытия пролетов нового моста через Волгу в Твери.

Мост был построен в 1953-1956 годах. Предполагалось дать ему имя М.И.Калинина, но это так и не было воплощено в жизнь, хотя на быках даже были укреплены картуши с вензелем «МК».

В народе мост прозвали "Новым", так он неофициально и называется до сих пор.

В истории мостостроения это уникальный случай "переезда" металлического моста с одной реки на другую.

Фонари и перила Благовещенского моста тоже обрели вторую жизнь. Фонари перенесли в центр Марсова поля, а перила, созданные по проекту А.П.Брюллова, установили на реконструированном мосту.

Новый стальной мост Лейтенанта Шмидта был построен в 1936-1938 годах по проекту инженера Г.П.Передерия при участии архитектора К.М.Дмитриева. Со временем и новый мост стал тесен для потоков транспорта, которые пошли по нему на рубеже XX и XXI веков и в 2005-2007 была осуществлена новая реконструкция моста по проекту института "Стройпроект". После реконструкции мост получил свое прежнее историческое название-Благовещенский и фрагменты перил, созданных А.П.Брюлловым.

Таким образом, с момента открытия моста в 1850 году его длина увеличилась от 300 м. до 331 м., а ширина от 24 м. до 37м.

В XXI веке мост опять подвергся реконструкции. В 2006 году начата реконструкция моста. Генеральным проектировщиком выступил Институт «Стройпроект». Для этого с сентября 2005 рядом с мостом Лейтенанта Шмидта начато возведение временного моста, который был введён в эксплуатацию 9 мая 2006.

Народ его сразу окрестил «сын лейтенанта Шмидта».

В период реконструкции по этому временному мосту осуществлялось движение транспорта и пешеходов. Жалко что его не оставили... Одновременно с этим движение по мосту Лейтенанта Шмидта было перекрыто, и начался демонтаж пролётов, а затем и опор моста.

Мосту вернули облик арочного Николаевского (Благовещенского) моста, изменённый в ходе реконструкции 1938 года. На мосту снято трамвайное движение, установлены барьеры, разделяющие встречные полосы.

Современные фото мои, старые (С) разные места интернета. Основа инфы (С) "Мосты Петербурга", "Легенды Питера", Википедия и др. инет.









На повторяющемся узоре можно видеть традиционные символы водной стихии: трезубец Нептуна, раковину и два гиппокампа (так назывались в греческой мифологии водные кони из упряжки Нептуна - с рыбьими хвостами и перепончатыми копытами).


Известные ваятели П.К. Клодт и Н.С.Пименов делали наброски - скульптурные группы, подобные тем, что стоят на опорах Аничкова моста, должны были украсить и Благовещенский. Но, к сожалению, денег на это не выделили - строительство и так безмерно опустошило казну. Может быть, поэтому без декора оставили опоры моста: «благовидность их должна действительно состоять из одной только непоколебимой устойчивости».

Мост на тот момент был рекордсменом Европы - не по общей длине (построенный в 1380 году в Праге Карлов мост, например, имеет длину 520 метров), а по длине пролета. Кроме того, современников восхищал разводной механизм, который менее чем за сорок минут разводил два крыла в горизонтальной плоскости. Переправа считалась (по крайней мере, в Петербурге) восьмым чудом света:

«Красуйся, Русь, отечество святое! Ты превзошла все древности века! Там было семь чудес, ты создала осьмое, И лучше, краше всех! Сильна была рука, Создавшая нам памятник народный, Тверда была та воля, как гранит, Велевшая создать, построить мост подобный», - писала все та же «Северная Пчела».

Легенды Петербурга

Как император простого солдата хоронил

Однажды, проезжая по Благовещенскому мосту, император увидел похоронную процессию: два солдата провожали в последний путь своего товарища, лежащего в грубом, неокрашенном гробу. Император остановил свою карету и послал узнать, кого хоронят. Оказалось, - отставного солдата, который более четверти века служил Богу, Царю и Отечеству и умер в нищете и никому не нужный. Николай I расчувствовался, вышел и отправился вслед за гробом. Вскоре за ним до Смоленского кладбища уже шла многотысячная толпа. А на следующий день весь Петербург обсуждал неординарный поступок монарха, восхищаясь широтой его души.

Чугунный мост стал самой популярной достопримечательностью города. Чтобы полюбоваться на него, в столицу приезжали из провинции. Один из современников писал:

«Любимая прогулка теперь — Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филиграновый, легкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города...»

Кроме того, это было единственное место в городе, где тогда разрешалось курить. На всех остальных мостах, которые в большинстве своем были деревянными, равно как и на улицах города, курить было строжайше запрещено из-за опасности пожаров.

На быке у разводного пролета по проекту поставили мраморную часовню, которую освятили в мае 1854 года в честь святого Николая чудотворца. Автор проекта - знаменитый А. И. Штакеншнейдер, построивший Мариинский дворец на Исаакиевской площади. Кстати, старый мост с часовней и горизонтальным разводным механизмом можно увидеть в фильме Эйзенштейна «Октябрь» о событиях 1917 года (на этой картинке часовня хорошо видна).

«А из-под Николаевского чугунного моста, как смерть, глядит неласковая Аврорьих башен сталь…» - писал Маяковский: именно за Николаевским (Благовещенским) мостом у Английской набережной стоял крейсер Аврора . Оттуда и был произведен знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца. Об этом событии напоминает памятник на набережной.

Реконструкция 1936 - 1938 годов

Мост Лейтенанта Шмидта был построен качественно. Но - не на века. К 30-м годам прошлого века стало ясно, что мост морально и физически устарел. Судам, которые стали идти через Неву по Беломоро-Балтийскому и Волго-Балтийскому водным путям, разводной пролет был узок. Разводной механизм то и дело заклинивало. Кроме того, обнаружилась деформация устоя на правом берегу. В первую масштабную реконструкцию (проект архитекторов К. М. Дмитриева, Л. А. Носкова, инженеров Г. П. Передерия и В. И. Крыжановского) укрепили опоры, на 4 метра увеличили ширину моста, перестроили разводной пролет, теперь мост стал разводиться вертикально и в центре. На месте старого разводного пролета построили новый каменный пролет. Убрали с моста фонари, их использовали на Марсовом поле (стоят там и сейчас). Снесли часовню святого Николая, в которой после революции был склад хозяйственного инвентаря. Старые чугунные арки демонтировали, впоследствии использовав их на Нововолжском мосте в Твери.

Собственно от старого моста остались только деревянные сваи - они были в хорошем состоянии и чугунные литые решетки с конями-рыбами.

Во время той реконструкции использовали электросварку - новый метод соединения стальных конструкций, который уже опробовали при строительстве Володарского моста . А при ремонте мостовых опор применялся шведский способ подводного бетонирования, что так же было новшеством в советском мостостроении.

Реконструкция 2006 - 2007 годов

Вопрос о новой реконструкции самой старой питерской переправы остро встал в конце XX века: износ деревянных конструкций приближался к критическому уровню. Из наследия Кербедза решено было оставить только фундаменты опор, сохранившиеся за более чем 150 лет службы в рабочем состоянии. Все остальное пришлось заменить - стальные конструкции, разводной механизм. На время ремонта рядом возвели мост-дублер, который сразу же стал в народе называться «сыном лейтенанта Шмидта» (его впоследствии будут использовать при реконструкции Дворцового моста).

В итоге переправе вернули облик арочного Благовещенского моста, измененный в ходе предыдущей реконструкции. На разводной пролет установили современный автоматизированный гидропривод, расширили до 37 метров ширину проезжей части. Кроме того, демонтировали трамвайные рельсы и установили автоматические заградительные барьеры.

Реконструкция стоила городу почти 4 млрд. рублей.

Топонимы Петербурга

Имени Николая или лейтенанта Шмидта?

Мост пережил не только две реконструкции, но и множество переименований. При проектировании переправу называли «Невским мостом». Позже мост получил свое имя по названию Благовещенской церкви Конногвардейского полка, находившейся на одноименной площади (современная площадь Труда). Но всего через пять лет, после смерти императора в 1855 году мост официально стал Николаевским. После революции, когда активно строили «новый мир», переправе дали имя лейтенанта Шмидта, поднявшего восстание на крейсере «Очаков» и расстрелянного за это. А после последней реконструкции мосту вернули не только первоначальный облик, но и прежнее имя - Благовещенский.