Независимо от технологического и научного прогресса, инновационных разработок и достижений медицины, вопрос о том, какие виды глистов бывают у человека, остается открытым и не до конца изученным.

Круглые черви

Нематоды характерны не только своим специфическим внешним строением, но и чрезвычайной выносливостью, что затрудняет излечение о них. Помимо этого нематодам присущи такие особенности:

  • Примитивный цикл существования и быстрое размножение;
  • Скорое по времени развитие;
  • Упрощенная система пищеварения;
  • Способность мигрировать и быстро передвигаться по внутренним органам.
  • Нематоды — это аскариды, острицы, лямблии, трихинеллы и власоглавы.
Острицы

Черви с белым окрасом тела, длина самок составляет около 1 см, а самца — не больше 5 мм. Визуально таких вредителей можно сравнить с палочками с заостренным наконечником. После попадания их внутрь человеческого организма спустя 5-6 часов начнут проявляться первые признаки энтеробиоза. В процессе размножения самца совершает кладку яиц в области ануса человека, а вылупившаяся со временем личинка самостоятельно пробирается выше к кишечнику.

Распознать энтеробиоз можно по таким признакам: зуд в области ануса, расстроенный кишечник, тошнота и повышенная раздражительность. Чаще всего энтеробиозу подвержены дети, которые в силу беспечности и незнания не соблюдают нормы личной гигиены.

Перейти в раздел про остриц >>

Аскариды

Одна особь предполагает размеры около 15-40 см, что существенно больше, нежели у остриц. Яйца вредителей сначала попадают в систему пищеварения ребенка, после этого они под воздействием желудочного сока разрушаются и личинки высвобождаются наружу. Цикл жизни составляет примерно 1 год, а человек в это время страдает от тошноты, пониженной работоспособности, приступов рвоты, болей в области живота, а также от проявлений аллергии.

Перейти в раздел про аскарид >>

Власоглавы

Из-за специфического тонкого и длинного телосложения этих гельминтов сравнивают с волосами, среда обитания — слепая кишка. Обычно длина одной особи может варьировать от 5,5 мм и до 4,5 см. Самые маленькие размеры у самок, а самые крупные — у самцов. Передняя часть туловища заканчивается острым наконечником, которым гельминт вторгается в слизистую оболочку кишечника, поглощая в себя кровь и жидкостью тканей.

Специфические признаки — симптомы аппендицита, в среде обитания могу нарастать полипы и кисты, проявляется язва желудка и в редких случаях судорожные приступы.

Трихинелла

Хозяевами таких гельминтов могут быть всевозможные животные (дикие и домашние) и человек. Чтобы заразиться ими, достаточно употребить в пищу сырое или неправильно приготовленное мясо, то есть не прошедшее необходимую термическую обработку. В течение нескольких суток особь созревает, находясь при этом в двенадцатиперстной кишке. После этого благодаря возможности быстро передвигаться, вредитель попадает во всевозможные органы вместе с кровотоком.

Самые сложные заболевания связаны с проникновением этих гельминтов в верхние дыхательные пути, головной мозг и сердечно-сосудистую и нервную систему. Если пациент не получает должного и грамотного медицинского лечения, данное заболевание приводит к летальному исходу.

Перейти в раздел про трихинеллу >>

Лямблии

Микроскопические размеры данного вредителя затрудняют их своевременное обнаружение. Но, несмотря на это, вред от лямблий чрезвычайно велик. Жгутики на теле особи позволяют ей прочно присасываться к стенкам кишечника, благодаря чему она поглощает все жизненно важные вещества организма человека. Источники лямблиоза — неочищенная вода, немытые продукты питания и руки, песок и почва, игрушки, домашние питомцы и предметы обихода.

Распознать лямблиоз можно сразу же после вступления его в активную фазу. Характерными симптомами являются розовато-красная кожная сыпь и сопутствующий зуд, жидкий стул со зловонным запахом и примесями слизи, иногда крови. Лямблиозу чаще всего подвергаются дети.

Перейти в раздел про лямблий и лямблиоз >>

Плоские черви

Такие разновидности глистов обладают сплющенной формой телосложения, которая напоминает форму листа или ленты. Эти вредители отличаются от предыдущего типа своим способом размножения — они являются гермафродитами. Внутреннее строение предполагает только систему пищеварения, а также выделительную функцию. Обычно человек страдает либо от сосальщиков, либо от ленточных глистов. Благодаря специфическим присоскам на туловище, особи с легкостью крепятся к стенкам внутренних органов человека и питаются посредством ресурсов организма.

Печеночные сосальщики

Симптомы — повышение температуры тела, колики в желчном пузыре, боль в мышцах и суставах, острая боль в правом боку, потеря аппетита.

Цепни: бычий и свиной

Первая пора заболевания длится без явных симптомов, но спустя время человек ощущает — изжогу и сильную тошноту, головные боли, бессонницу, боли в области желудка, сильный голод сменяющийся отсутствием аппетита. Помимо этого в каловых массах будут просматриваться членики цепней, человек будет страдать от анемии.

Перейти в раздел про бычьего цепня >>

Эхинококк

Промежуточные хозяева такого гельминта — волки, собаки, лисы и редко кошки. Все внешние особенности и структура тела схожи с другими ленточными червями. В зоне риска среди людей находятся те, кто постоянно контактируют с животными — пастухи, охотники, например. Первые проявления болезни часто путают с заболеваниями печени. Это не только расстройство желудка, недомогание, но и желтушность кожного покрова.

Курс лечения

Подготовка, в процессе которой врач пытается снять явную картину симптомов и наладить работу кишечника и других поврежденных внутренних органов.

Восстановление, когда при помощи сорбентов восстанавливают здоровую микрофлору кишечника, а поливитаминами укрепляют иммунитет.

Тыквовидный цепень относится к ленточным червям, а местом его обитания является организм домашних животных. Случаи передачи глиста людям – достаточно редкое явление, но все же это может произойти. Тесное общение с четвероногими любимцами приводит именно к таким случаям.

Цикл гельминта

Стремясь избавиться от раздражающего фактора, кошки с собаками вылизывают шерстный покров или покусывают зудящие места. Таким образом, происходит заглатывание зараженных насекомых. Уже в промежуточном хозяине цепень становится половозрелой особью – ленточным червем.

Головка увенчана присосками в форме овала. Есть хоботок, который при необходимости может втягиваться и имеет форму булавы.

Как можно заразиться

В первую очередь такой вид гельминта могут подхватить дети. Маленький ребенок по незнанию может проглотить власоеда, который обитает на теле животного. Это может произойти во время игры или когда питомец лезет за стол во время еды, выпрашивая подачку.

Попав в организм ребенка, цепень вызывает у зараженного:

  • тошноту;
  • рвоту;
  • общую слабость организма;
  • отказ от еды;
  • головные боли.

Симптомы наличия тыквовидного цепня в организме

Чаще всего особых признаков заражения домашние питомцы не выказывают. Внимательные хозяева могут заметить, что песик или кошечка сильно сбросили вес. Это происходит из-за того, что цепень питается ценными веществами, в которых нуждается само животное.

Для человека характерны такие проявления:

  • обильное слюноотделение;
  • мигрени;
  • наличие изжоги и тошноты;
  • неприятный запах из ротовой полости;
  • боли живота;
  • анемия;
  • бледность кожных покровов;
  • наличие зуда возле анального отверстия;
  • потеря аппетита.

Как избавится от глиста и меры профилактики

Благодаря присоскам, гельминт очень крепко прикрепляется к слизистой оболочке кишечника, что затрудняет его выведение, но этот процесс необходимо довести до конца.
Наиболее подходят для лечения:

  • спазмолитические средства;
  • блокатор, чтобы подавить выделение желудочного сока;
  • сорбенты;
  • антигистаминные препараты;
  • если наблюдаются признаки анемии, то назначают препараты с большим содержанием железа.

Чтобы восполнить потерю полезных веществ организмом, назначают лекарства, содержащие аскорбиновую, фолиевую кислоту, витамины, относящиеся к группе В.

Эффективные медикаментозные средства

Бальтрицид

При приеме Бальтрицида нельзя управлять автотранспортным средством. Беременным женщинам и детям до 4 лет он также противопоказан. Кормящим матерям при приеме лекарства нельзя кормить малыша.

У человека, проходящего курс лечения данным препаратом, могут возникнуть судороги, сонливость, боли в животе и мышцах.

Фенасал

Лекарство противопоказано при беременности и в период кормления грудью, а также тем людям, у которых есть непереносимость компонентов, входящих в состав препарата. У фенасала есть несколько побочных эффектов – кожные высыпания и наличие зуда, тошнота, боль в животе.

Профилактика

Противогельминтные препараты рассчитаны на поэтапную терапию. Изначально их принимают в течение 7 дней, затем прекращают прием на 30 дней, после чего нужно повторить лечение.

Особенно хочется отметить такой момент: тыквовидный цепень выводится из организма не так-то легко. Терапия лишает цепня члеников, но при этом голова остается внутри хозяина, а из нее могут вырасти новые членики.

Не менее важным фактором является соблюдение элементарных правил личной гигиены и мер профилактики.

Народная пословица гласит, что ласковый телёнок двух маток сосёт. не телёнок, но тоже у двух хозяев живёт, да только не пользу, а вред им приносит, да соки сосёт.

Классификация:

  • гельминт относится к царству Животные;
  • подразделу Первичноротые;
  • типу Плоские (Цестоды);
  • классу Ленточные;
  • отряду Цепни или Циклофиллиды;
  • семейству Тенииды;
  • виду Бычий цепень.

Ленточные черви часто называются солитерами (от латинского solitarius, солитер – одинокий). Почему? Да потому что в кишечнике действительно живут поодиночке.

Почему цепень относится к плоским червям? Потому что червь плоский ‒ тело сплюснуто с боков. Почему относится к классу ленточных? Потому что взрослая особь имеет тело тонкое, лентовидное.

Особенности строения

Органы бычьего цепня можно разделить на три отдела: головка, шейка, тело.

Описание органов:

  1. Округлая головка (сколекс) имеет маленькие размеры (1–2 мм), четыре присоски. Крючочков, как у , нет, поэтому бычьего цепня называют ещё невооружённым.
  2. Шейка ‒ зона роста гельминта, постоянно формирует новые, отпочковывающиеся, но не отделяющиеся от стробилов членики.
  3. Тело (стробила), состоит из огромного количества члеников или проглоттид. Количество члеников у взрослых особей может насчитывать до 1000.

Длина бычьего цепня достигает до 6–10 метров, свиной цепень имеет подобное строение (), но тело более кроткое, до 4 метров. Редко у человека, в основном у детей, встречается маленький карликовый цепень.

Морфология члеников: молодые проглоттиды бычьего цепня квадратной формы, гермафродитные (имеются яичники и семенники). Каждый зрелый членик увеличивается в размере, содержит в разросшейся, разветвлённой матке до 150 тысяч яиц. Оторвавшиеся членики способны самостоятельно передвигаться к выходу из кишечника, что вызывает у человека неприятные ощущения.

Цепень бычий считается повсеместно распространённым гельминтом. Но есть районы:

  • с более высокой эпидемичностью ‒ страны Африки, Азии, особенно Монголия;
  • с умеренной заражённостью – Австралия, Филиппины;
  • с минимальной заражённостью – Северная Америка, страны Европы, Якутия, Алтайский край, РФ (животноводческие районы).

Среда обитания: обитает в теле коров, быков, оленей, кишечнике человека. Жить в тонком кишечнике человека, если не проводится дегельминтизация, гельминт может до 18 лет, иногда до 20.

Жизненный цикл

Стадии жизненного цикла:

  1. Яйца.
  2. Личинки, живущие в мышцах животных. Финны.
  3. Взрослые черви в кишечнике человека, откладывающие яйца. Цикл замкнулся.
  4. Заражение происходит при поедании животными травы с яйцами. Животные – крупный рогатый скот ‒ являются промежуточным хозяином цепня и переносчиком болезни.
  5. Яйца очень жизнеспособные, выдерживают небольшой холод и зимуют в земле. Из яиц развивается личинки, способные через стенки кишечника проникать в кровь, затем мышечную, соединительную ткань, где и оседают. Через четыре месяца из личинок формируются финны, которые выглядят как маленькие горошинки и сохраняют свою жизнеспособность до 9 месяцев. Личинки имеют небольшой размер, поэтому финны в куске мяса можно не заметить. Поражаемое финнами мясо называется финнозным.
  6. Основным хозяином цепня бычьего является человек. Пути заражения: можно заразиться, поедая заражённое, недостаточно проваренное, прожаренное мясо, сырой мозг северных оленей. Попав в кишечник, финна выворачивает свою головку, прикрепляется к слизистой – начинается формирование новых члеников животного.

Около 80 дней продолжается развитие проглоттид червя, затем созревшие членики гельминта отрываются, вместе с фекалиями или самостоятельно выходят из организма. Яйца из членика бычьего цепня попадают на траву. Жизненный цикл замкнулся.

Основные симптомы заболевания:

  • общие: головная боль, слабость, утомляемость;
  • со стороны пищеварительной системы: тошнота, сопровождаемая рвотой, повышенное слюноотделение, диспепсия, иногда запоры, отсутствие аппетита, булимия;
  • разлитые болевые ощущения в области живота;
  • явные признаки ‒ появление члеников в кале или их самостоятельное выделение, за сутки в среднем отходит до 6‒8 члеников цепня бычьего.

Опасность заражения тениаринхозом

Чем опасен бычий цепень? Опасен серьёзными осложнениями:

  • некрозом и прободением поджелудочной железы;
  • развитием острого холецистита;
  • аллергическими реакциями на продукты жизнедеятельности гельминта;
  • жёлчными и кишечными коликами;
  • непроходимостью кишечника.

Профилактические мероприятия

  • покупка мяса, мясных полуфабрикатов только в специализированных магазинах;
  • ветеринарный контроль мясной продукции на рынке;
  • соблюдение технологии приготовления мясных блюд.

Помните ‒ глистные инвазии легче предупредить, чем лечить.

Строение тела. Системы органов

1. Кишечник отсутствует, питается червь через поверхность тела.

2. Нервная система в целом развита слабо. Активно функционируют хеморецепторы.

3. Тело (стробила) состоит из одинаковых самостоятельных члеников , в каждом из которых повторяются боковые нервные стволы, выделительные трубки и половые органы. Этот тип строения позволяет червю сохранять высокую жизнеспособность в процессе смены хозяина.

5. Растет тело червя в области шеи, здесь возникают всё новые и новые молодые членики.

Размножение ленточных червей

1. Ленточные черви - гермафродиты , как и почти все плоские черви. Их половая система развита лучше всех прочих органов и великолепно приспособлена для невероятно быстрого увеличения количества особей!

2. Членики их наполнены половыми продуктами. Гермафродитные членики находятся в средней части червя, зрелые - в хвостовой части.

6. Отметим, что человек может выступать окончательным и одновременно промежуточным хозяином для свиного цепня. При цистицеркозе в разных органах человека (критично заражение головного мозга) обнаруживаются цистицерки свиного цепня - пузырьки с личинками. А для карликового цепня , специфического червя, один и тот же человек может послужить как промежуточным, так и окончательным хозяином.

Особенности бычьего цепня

2. Длина бычьего цепня доходит до 10 метров, а количество члеников - до 1000 и даже более.

3. На головке растут четыре присоски, а вот крючков нет, - из-за этой особенности бычьего цепня называют невооруженным , в отличие от свиного цепня, оснащенного крючками, то есть вооруженного.

4. В одном членике у взрослого бычьего цепня находится один семенник. Яйца собраны в матке.

Цикл развития бычьего цепня

1. В кишечнике человека образуются яйца, которые выходят в окружающую среду.

2. С пищей яйца попадают в пищеварительный тракт крупного рогатого скота (бык, корова, теленок).

3. В кишечнике этих животных из яйца выходит шаровидная личинка онкосфера.

4. Онкосфера пробуравливает стенку кишечника, попадая в кровоток.

5. В скелетных мышцах или гладкой мускулатуре животного из нее образуется финна , которая может попасть в тело человека с не прожаренным мясом и превратиться во взрослого червя.

Широкий лентец

1. Длина червя достигает 10 метров.

2. Два промежуточных хозяина : микроскопические веслоногие рачки и поедающие их рыбы. В этих существах лентец проходит последовательные личиночные стадии.

3. Окончательными хозяевами лентеца являются в первую очередь человек, а также кошки, собаки, дикие звери, питающиеся пресноводной рыбой. Они заражаются, заглатывая личинку вместе с мышечной тканью или икрой рыбы.

Эхинококк

1. Длина тела обычно до 5 миллиметров.

2. Промежуточными хозяевами выступают домашний скот и человек, заглотившие яйца. Также человек может заразиться от бездомных собак и кошек.

3. Псовые и кошки являются основными хозяевами . Как заражаются собаки, лисы, волки, барсуки и пр.? Они поедают финны эхинококка с мясом домашнего скота, сородичей или человека.

4. Половозрелая форма эхинококка, так же, как и свиной цепень, имеет десятки крючьев и присоски на голове.

5. Эхинококк способен размножаться уже на стадии личинки - когда путем почкования размножаются финны.

Происхождение плоских червей.

1. Плоские черви предположительно произошли от древних первичных многоклеточных животных, тело которых имело два типа клеток, как у фагоцителлоподобных предков . Существуют так называемые бескишечные планарии очень примитивного строения - это свидетельствует об их возможном происхождении от первичных многоклеточных.

2. Один тип клеток у них - двигательные клетки со жгутиками. Второй тип клеток - пищеварительные, способные образовывать ложноножки (амебоидные клетки).

3. По сути, древнее многоклеточное животное могло дать и первичных кишечнополостных, и примитивных планарий.

Оборудование: влажный препарат «Аскарида: самец и самка», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», таблица «Плоские черви. Бычий цепень», кодоскоп, кодограмма «Цикл развития человеческой аскариды».

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

Цикл развития бычьего цепня

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела , которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Для закрепления знаний, полученных на занятии, преподаватель предлагает учащимся игру «Узнай, чей признак», которая заключается в разделении признаков, перечисляемых учителем, на характерные для плоских червей (поднять правую руку), круглых червей (поднять левую руку), обоих типов червей (поднять обе руки) и признаки, у червей отсутствующие (все руки опущены).

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

Тема «Черви»

Созданное в 1990 г. как биолого-химическая гимназия, наше учебное заведение стало работать над решением проблем, которые позволили бы по-новому осмыслить задачи обучения, воспитания и развития учащихся средних школ. Такими проблемами стали: обучение без домашнего задания, экологизация учебных программ, интеграция курсов и дисциплин, разработка систем консультаций и зачетов. Комплексное использование разработанных приемов, средств и способов обучения можно проиллюстрировать на примере раздела «Черви», изучаемого учащимися 7-х классов по зоологии.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Таблица. Характеристика червей

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

1. Форма тела

2. Размеры

3. Образ жизни

4. Тип симметрии

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

7. Органы чувств

8. Покров тела

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

12. Нервная система

13. Половая система

14. Цикл развития

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

Планария: А – поперечный разрез; Б – системы органов

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

На следующем этапе урока учитель объясняет строение кожно-мускульного мешка плоских червей, используя при этом модель поперечного разреза планарии, и задает вопрос: «Почему кожно-мускульный мешок так называют?» Учащиеся отвечают, что он образован кожей и мышцами, «одевающими» тело червя, как мешок. Для того чтобы лучше запомнить его строение, учащиеся несколько раз вслух проговаривают название мышц, лежащих под кожей. Затем последовательно разбирается строение пищеварительной, выделительной и нервной систем. При этом отмечается, что промежутки между внутренними органами заполнены рыхлой соединительной тканью – паренхимой (от греч. пара – возле, енхима – что-то разлитое; букв. разлитое рядом).

Слово «паренхима» вместе с его переводом учащиеся записывают в терминологический словарь в конце тетради.

Так как учащиеся еще не знакомы с понятием «органы животных», целесообразно указать, что у белой планарии все основные процессы жизнедеятельности происходят в специальных частях тела, образованных тканями, которые называются органами . При этом учащиеся отмечают, что ткань – это совокупность клеток, выполняющих определенную функцию, и преподаватель предлагает им по аналогии сформулировать понятия «орган» и «система органов».

В вопросах размножения и развития новым понятием является гермафродитизм . Хотя с ним ученики встречались при изучении гидры, но не называли термин). Слово «гермафродит» образовано от имен двух греческих богов – Гермеса и Афродиты. Отсюда учащиеся делают вывод об обоеполости этих животных. При этом учитель обращает внимание учеников на кокон (также новый термин), в котором развиваются яйца червя.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

«Белая планария ведет...(активный ) образ жизни, в связи с этим у нее развилась...(двусторонняя ) симметрия тела, передвигается при помощи...(ресничек ), поэтому относится к классу...(Ресничные черви ), имеет хорошо развитый...(кожно-мускульный мешок ) и...(системы органов ): пищеварительную, выделительную, нервную, половую, состоящие из...(органов ), пространство между которыми заполнено рыхлой соединительной тканью...(паренхимой ).»

Оборудование: влажный препарат «Аскарида: самец и самка», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», таблица «Плоские черви. Бычий цепень», кодоскоп, кодограмма «Цикл развития человеческой аскариды».

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела , которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Для закрепления знаний, полученных на занятии, преподаватель предлагает учащимся игру «Узнай, чей признак», которая заключается в разделении признаков, перечисляемых учителем, на характерные для плоских червей (поднять правую руку), круглых червей (поднять левую руку), обоих типов червей (поднять обе руки) и признаки, у червей отсутствующие (все руки опущены).

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

Оборудование и материалы: таблицы «Плоские черви. Белая планария», «Плоские черви. Печеночный сосальщик», «Плоские черви. Бычий цепень», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты: «Сосальщик», «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», световые микроскопы.

Вопросы старшеклассникам

    Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Вопросы семиклассникам

    Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

    Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

Продолжение следует

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.