Циклон. Цель урока. Актуализация знаний. Синоптическая карта. Ход урока. Оборудование. Задачи урока. Обозначьте цифрами типичные признаки погоды. Атмосферные фронты. Антициклон. Методы и формы организации. Обращение к моим ученикам. Постановка цели и мотивация учебной деятельности. Признаки погоды в атмосферных фронтах. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Правильно ли построена промышленная зона города.

««Ветер» география» - Физкультминутка. Виды ветров. Шкала Бофорта. Самум (по-арабски «ядовитый»). Дневной бриз. Почему дует ветер. Зимний муссон. Пассаты. Направление ветра. Выполните задания практической работы. Ночной бриз. Рассмотрим характеристики ветра. Значение ветра. Движение воздуха в горизонтальном направлении. Наблюдения за ветром. Направление ветра. Летний муссон. Шарообразность Земли. Теплый воздух поднимается.

«Виды ветров» - Виды ветра. Направление ветра. Направление и сила ветра. Разница в атмосферном давлении. Способ построения розы ветров. Построить розу ветров. Как определяется сила ветра. Суша. Бриз. Какие выводы можно сделать по данной розе ветров. Что такое ветер. Как образуется муссон. Какую роль играет ветер в жизни человека. Флюгеры. Представление о причинах образования ветра. Происхождение ветерка. Ветер. Проверь себя.

«Образование ветра» - Воздушная оболочка. Шкала бофорта. Роза ветров. Образование ночного бриза. Эол. Тайфун. Ветряные мельницы. Муссон. Сильный ветер. Знаете ли вы. Атмосфера. Ураганы. Дж.У.Уотерхаус «Порыв ветра». Штиль. Самум. Образование дневного бриза. Ночной бриз. Парусник. Бора. Графическая диаграмма. Построения розы ветров. Черная пурга. Декоративный флюгер. Дневной бриз. Флюгеры. Признаки. Бриз. К.И. Чуковский «От двух до пяти».

«Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны» - Антициклон. Схема образования теплого фронта. Знания об атмосферном фронте. Схема образования какого фронта показана. Преобладание ясной или малооблачной погоды. Циклон. Пути прохождения циклонов. Схема образования холодного фронта. Схема урока. Вид из космоса. Атмосферный фронт. Циркуляция воздуха. Влияние на климат России. Что такое циклон.

«Давление и ветер» - Почему дует ветер. Давление пониженное. Давление и ветер. Нагревание воздуха. Ветер будет дуть с суши на море. Теперь мы с вами знаем, что такое ветер. Что же такое атмосферное давление. Для каждой местности важно знать, какие ветры дуют чаще, какие – реже. Барометр-анероид. От чего зависит давление воздуха. Существует еще один ветер, который называется муссон. Впервые атмосферное давление измерил итальянский ученый Э. Торричелли.

Роза ветров – это специальная круговая диаграмма, основанная на векторах, она отражает направление ветра, которое меняется на протяжении всего года. Такие графики используются очень часто в климатологии, метеорологии, также они очень часто необходимы при планировании строительства зданий и взлетно-посадочных полос. Внешне изображение розы ветров можно увидеть достаточно часто в геральдике. Самое распространенное его месторасположение – это на символике НАТО. Итак, давайте рассмотрим, как построить розу ветров.

Подготовка к изображению

Чаще всего в учебных целях розу ветров строят только на уроках краеведения в школах, техникумах и прочих учебных заведениях. Построить розу ветров можно для определенной местности. Очень часто такое задание даётся ученика 7-9 класса школы, с которым они отлично справляются.

Если же вы хотите провести самостоятельную работу по построению розы ветров, то вам понадобится информация о круглогодичном направлении ветра на определенной территории. Снимать информационные данные необходимо на протяжении месяца. Делать это можно либо самостоятельно, либо обратиться за помощью в метеорологическую службу.

Теперь рисуем основу для будущей диаграммы, чтобы затем упорядочить полученные результаты наблюдений. Рисуем систему координат, основные оси которой будут обозначать всем известные стороны света, а именно - восток, север, юг и запад. Теперь между данными линиями проводим промежуточные и обозначаем их как северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток. Теперь на каждой оси откладываем равномерные деления, которые будут символизировать определенное количество дней. Очень часто одно деление означает один день, в каждом случае может быть по-разному. Именно таким образом можно будет понять, как сделать розу ветров.

Изображаем розу ветров

После того, как данная подготовительная работа будет выполнена, можно приступать к самому построению розы ветров. Подсчитываем, сколько дней дует ветер в каждом направлении, после чего откладываем соответствующее количество делений на каждой из линий. После того как определенное количество черточек будет отложено, можно аккуратно соединить прямыми линиями полученные точки. Таким образом, должен получиться замкнутый многоугольник. Если на данной территории присутствуют безветренные дни, то их можно отметить при помощи кружочка в центре диаграммы. Если же в течение данного отрезка времени ветра вовсе не наблюдалось на указанной территории, то линия, соединяющая точки должна прерваться.

Именно такие действия необходимо выполнить, если вы хотите научиться тому, как делать розу ветров. Теперь после того как вы выполните указные выше действия, вы должны получить для вашего региона розу ветров на определенный период. Длинные линии на ней будут показывать преобладающее направление тех ветров, которые дуют на местность.

Автоматическое построение розы

Таким образом, можно построить розу ветров вручную. Однако существует и другой способ, благодаря которому можно построить розу ветров в автоматическом режиме при помощи приложения Excel. Чтобы понять, как строить розу ветров, необходимо создать файл и в виде таблицы занести в него все данные относительно направления ветров и количества дней. У вас должно получиться несколько столбиков, которые будут означать количество ветреных дней и названия направлений.

Теперь при помощи команды «Вставить» - «Диаграмма» необходимо будет выбрать позицию под названием «Лепестковая диаграмма». Результатом этих действий должно стать появление графического изображения получившейся диаграммы.

Таким образом, построить розу ветров для любого участка земного шара очень просто, достаточно правильно рассчитать количество ветреных дней и их направление. Такое изображение по очертаниям похоже на розу, именно поэтому графическое изображение направления ветра носит название розы ветров.

Этот необычайно красивый научный термин у многих ассоциируется с романтикой, приключениями и путешествиями. Роза ветров... Что это такое, кто и когда ее придумал? Где используется эта диаграмма? И как правильно начертить розу ветров? Обо всем этом расскажет наша статья.

и как его измеряют

Одним из важнейших явлений в природе является ветер. В древности люди не могли объяснить сущность этого феномена, поэтому часто персонифицировали его в виде различных божеств. Сегодня ученые с полной ответственностью могут сказать, что такое ветер и какова его природа. Изучением данного явления занимаются представители таких наук, как физика, метеорология, география. Роза ветров как раз и помогает ученым систематизировать и представить в сжатом виде результаты длительных наблюдений за этим явлением в конкретной местности.

Еще со школьной скамьи нам известно, что ветер - это горизонтальный поток воздуха, возникающий в результате неравномерного распределения атмосферного давления и движущийся параллельно земной поверхности. Он характеризуется такими параметрами, как сила, направление и скорость. Силу и скорость ветра измеряют при помощи специального прибора - анемометра, а его направление - флюгером.

Для того чтобы определить режим ветра в конкретной местности (то есть, откуда и как часто он дует на протяжении месяца или года), придумана специальная диаграмма - роза ветров. Что это такое? И как ее правильно составить? Об этом пойдет речь далее.

Роза ветров: картинки и описание

На этот красивый научный термин уже давно «положили глаз» художники, поэты и даже мастера тату. Вместе с тем его изначальное значение вполне прозаично и буднично. Термин широко используется в географии, метеорологии, климатологии, ветроэнергетике, строительстве и некоторых других сферах научной и практической жизни человека. Итак, роза ветров - что это такое?

Роза ветров - это особый тип векторных диаграмм, с помощью которых дается характеристика режиму ветра в конкретной местности и за определенный период времени (месяц, год или несколько лет). Внешне такая диаграмма напоминает многоугольник, разбитый на восемь (или более) румбов - по основным сторонам света. Как выглядит классическая роза ветров? Фото ниже даст вам наглядное представление об этом.

Любая роза ветров строится на основе реальных метеорологических наблюдений. По длине лучей многоугольника можно легко определить направление господствующих ветров в той или иной местности (селе, городе, регионе). Так, например, если в поселке N 120 из 365 дней в году ветер дует с севера, то соответствующий луч на графике будет наиболее длинным.

История розы ветров

Метеорологи придумали забавную легенду о некой девушке Розе, которая работала на метеостанции и отличалась довольно «ветреным» характером. Отсюда якобы и происходит название термина «Роза ветров».

На самом деле история этого символа уходит в глубокую древность. Изначально его использовали мореплаватели в качестве своей профессиональной эмблемы. Ветер был важным помощником любого опытного моряка. Зная его направление и сезонные особенности, капитан безошибочно корректировал курс и уверенно вел свой корабль в дальние плаванья.

Стоит отметить, что первые полноценные розы ветров начали появляться на портоланах (морских навигационных картах) XV столетия. До этого они больше напоминали стилизованные стрелки обычного компаса.

Такое понятие, как «роза ветров», существует и в геральдике. Например, этот элемент можно встретить на некоторых городских гербах, а также на эмблемах таких известных организаций, как ЦРУ или НАТО.

В последнее время изображение розы ветров весьма популярно в виде татуировки. Такой рисунок, нанесенный на кожу, считается отличным оберегом для путешественников, дальнобойщиков и, конечно же, для моряков.

Виды и примеры использования розы ветров

Существует две основных разновидности этой математической диаграммы. Это классическая графическая и числовая роза ветров. Последняя диаграмма дополняется соответствующими числовыми значениями, указывающими на количество дней в году, в которые дул ветер определенного направления.

Чаще всего в метеорологии используются 8-лучевые или 16-лучевые диаграммы. Но иногда можно встретить и розы ветров, состоящие из 360 лучей. Многие диаграммы генерируются с помощью специальных компьютерных программ. Выглядят они примерно так.

График розы ветров применяется в различных научных дисциплинах и сферах человеческой деятельности. Среди таковых:

  • метеорология;
  • география;
  • климатология;
  • градостроительство;
  • экология;
  • агрономия;
  • лесное и парковое хозяйство.

Розу ветров непременно учитывают при прокладке автомобильных трасс, строительстве взлетно-посадочных полос, планировании жилых районов. Их также используют при составлении прогнозов погоды.

Чертеж «Роза ветров». Как правильно его построить

Для составления самой элементарной розы ветров понадобится немного: простой карандаш, линейка, данные метеонаблюдений и калькулятор для расчетов.

Для начала нужно начертить на бумаге четыре оси: две основные (север-юг и запад-восток) и две дополнительные (северо-запад - юго-восток и северо-восток - юго-запад). Далее следует выбрать для вашей будущей диаграммы подходящий масштаб и начать откладывать на каждой из осей то количество дней, в которые ветер дул в данном направлении. К примеру, если северный ветер наблюдался 15 дней в году, то на соответствующем луче диаграммы следует отметить 15 делений.

После этого можно приступать к самой приятной части работы - к построению собственно розы ветров. Для этого нужно соединить точки на всех осях диаграммы (в случае со стандартной 8-лучевой диаграммой их должно быть восемь) в единую фигуру. В конце для большей наглядности эту фигуру следует затушевать каким-либо цветом.

Очень быстро и легко построить розу ветров можно с помощью стандартной программы Microsoft Excel. Для этого нужно выбрать специальный тип диаграммы - «Лепестковую».

В заключение

Роза ветров - что это такое? Теперь вы точно сможете дать развернутый ответ на данный вопрос. Это векторная диаграмма, характеризующая режим ветра для той или иной территории. Построение роз ветров активно практикуется в метеорологии, географии, экологии, агрономии, строительстве, лесном хозяйстве и т.д.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №77»

Методическая разработка

урока по географии

на тему: « Ветер. Построение графика «Роза ветров».

6 класс

(в структуре ФГОС ООО)

Разработка учителя географии

МБОУСОШ № 77

Малковой Елены Александровны

2016-2017 уч. г.

Урок географии в 6 классе

ТЕМА УРОКА: Ветер. Построение графика «Роза ветров».

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ЦЕЛЬ: сформировать представление о ветре как элементе погоды

ЗАДАЧИ:

образовательные: сформировать понятия "ветер", "роза ветров"; сформировать представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров; природы и жизнедеятельности человека;

развивающие : способствовать развитию познавательного интереса к изучению географии; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить строить розу ветров и читать ее; продолжить формирование умений работать с картами, схемами;

воспитательные : экологическое, формирование представления учащихся о природе ветра, о причинах его возникновения.

РЕСУРСЫ: Учебник А.И. Алексеев, издательство «Просвещение» 2012 год физическая карта мира; компьютер, мультимедийный проектор, экран.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: проблемного обучения, информационно-коммуникативные.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности к уроку.

Учитель: - Сегодня мы поговорим об одном из явлений природы, а какое это явление, вы узнаете услышав эти звуки (звучит 4 записи ветра, различного по силе, звуку - учащиеся каждую запись характеризуют).

I – часть урока (теоретическая)

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель . Ребята, какие элементы погоды, мы уже изучили?

Учащиеся. Температуру, атмосферное давление.

Учитель . Что еще мы ежедневно слушаем о погоде?

Учащиеся . Называют: направление ветра, облачность, осадки, давление.

Учитель. Попробуем отгадать загадку и определим тему урока. (Презентация 1-го слайда)

Хоть бескрылый, а летает,

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но, бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает -

Так порою он сердит.

Только что он был везде -

Миг - и нет его нигде! (Ветер)

Учитель . У вас ребята было домашнее задание: подготовить стихи о ветре.

(учащиеся рассказывают стихи о ветре, а класс даёт характеристику ветра.)

Ветерочек -ветерок
Дует с юга на восток,
В море волны гонит,
В поле травку клонит.
Расскажи нам, флюгерок,
Где летает ветерок.
На железной ножке.
Повертись немножко.

Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей –
Он летит и скачет –
Что всё это значит?
Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер !

Ветер листики гоняет
Вверх бросает и роняет
Шаловливый, как щенок –
«Я еще не так бы мог!»
Он трясет ветвями ивы,
Будто кто-то там сидит,
Он по кронам скачет живо...
Но когда же ветер спит?
А, бывает, ветер злится
И бросается листвой,
Шапки посрывать стремится,
Пролетев над головой.
А потом он затихает,
Как прощения прося.
Даже ветер понимает –
Так вести себя нельзя!

Спустился с горы свежий Ветер в долину,
Понюхал цветы и осыпал малину,
Погладил лохматого пса во дворе,
Тетрадь и букварь полистал на столе.
Над полем взлетел он, до леса домчался.
- Я -буря! - свистя, перед всеми зазнался.
Кружась, поднял пыль над дорогой столбом,
И лес превратился в сплошной бурелом!
Затем зашумел: - Я теперь - ураган!
Нахмурилось Небо: -Какой хулиган!
Вздохнула Земля: -Отдохни-ка, сынок...
И Ветер,
стихая,
в овраге прилёг.

Учитель . На сегодняшнем уроке речь пойдет о важном элементе погоды - ветре. (Презентация)

Ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Люди давно заметили, что ветер управляет погодой. Во многих пословицах, поговорках, народных песнях, сказаниях упоминается о ветре. В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, игривым, озорным, могучим, буйным, отчаянным, злым.

Сообщение целей, плана урока

План урока: что мы сегодня должны узнать?

1. Что такое ветер?

2. Почему образуется ветер?

3. Как измерить ветер?

4. Какие бывают ветры?

5. Какое значение имеет ветер?

6. Построить график «роза ветров».

А также мы будем учиться сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

3. ЧТО ТАКОЕ ВЕТЕР? (Презентация)

Учащиеся. Читают со слайда определение: "Ветер - это перемещение воздуха в горизонтальном направлении"

Учитель. Верно. Это определение вы также найдете в учебнике, в начале параграфа 42, на с. 137. Обратите на него внимание при подготовке домашнего задания. А сейчас, чтобы ответить на вопрос 2-го пункта плана урока, мы должны вспомнить, что уже изучили на предыдущих уроках. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

От чего нагревается воздух? (от земли)

Равномерно ли нагревается воздух на земле? (нет, неравномерно)

- Почему? (разная подстилающая поверхность, угол наклона солнечных лучей)

Что нагревается быстрее - суша или вода? (суша )

Какой воздух легче - теплый или холодный? (теплый)

Что происходит с воздухом при нагревании? (он расширяется и поднимается вверх)

Какое давление у теплого воздуха? (низкое)

Что происходит с воздухом при охлаждении? (он сжимается и опускается вниз)

Какое давление у холодного воздуха? (высокое)

Зависит ли давление воздуха от температуры? (да, зависит)

4. ПОЧЕМУ ОБРАЗУЕТСЯ ВЕТЕР?

Учитель. На основе имеющихся у нас знаний мы попробуем понять, как образуется ветер, на конкретном примере. Вы, наверное, обратили внимание, что на берегу больших водоемов - моря, реки, нашего озера Сенеж всегда дует довольно сильный ветер. Причем ветер более ощутим в жаркий летний день, нежели зимой. Вы не задумывались над причиной этого явления? Попробуем решить нашу проблему.

Учитель объясняет образование дневного бриза, выполняя по ходу рассказа рисунок на доске.

Днем суша нагревается быстрее. Нагретый воздух поднимается вверх, давление у поверхности земли понижается. На место ушедшего вверх теплого воздуха начинает поступать прохладный воздух с моря. Образуется бриз - прибрежный ветер, днем всегда дующий с моря на сушу.

Такой ветер, дующий днем с моря на сушу, называется дневной (морской) бриз.

А теперь представьте, что наступила ночь (см. рисунок справа). Что ночью будет холоднее - суша или море?

Один ученик у доски, остальные в тетрадях самостоятельно выполняют схему образования ночного (берегового) бриза .

Учитель. Как вы думаете, определили ли мы причины образования ветра? (Версии учащихся)

Учитель. Верно, из-за разницы температур и давления возникают любые ветры на земле. Сформулируем вывод. Главная причина образования ветра - это разница в атмосферном давлении. Ветер всегда дует из областей высокого давления в области с более низким давлением. Чем больше разность давлений, тем сильнее ветер . Обратите внимание на выделенный желтым цветом текст на с. 137 учебника и выучите это правило при подготовке домашнего задания.

Задания на закрепление.

Вопрос : "Почему бризы не так сильно выражены зимой?"

Вопрос: "Почему рыбаки на парусных судах уходят в море ночью, а возвращаются утром?"

Задание 1. (Презентация)

Правильно ли дана последовательность взаимосвязей: солнечные лучи ---- неравномерный нагрев суши и моря ---- разница в атмосферном давлении ---- ветер?

Задание 2. (Презентация)

Определите, в каком направлении будет дуть ветер? В каком случае он будет сильнее? Чем объяснить разную силу ветра?

А 740 мм --- Б 750 мм

А 763 мм --- Б 758 мм

А 754 мм --- Б 752 мм

5. КАК ИЗМЕРИТЬ ВЕТЕР?

Учитель. Ветер, как и любой другой элемент погоды, который измеряют для прогнозов погоды синоптики, имеет характеристики: скорость, силу, направление.

Скорость измеряется в м/с, км/ч. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. (Презентация)

Сила ветра измеряется в баллах по 12-балльной шкале Бофорта. Чаще используют моряки. Сила ветра определяется визуально по степени воздействия на морскую гладь, флаги, ветви деревьев и т. д. (Презентация)

Рассказ учителя о различных по силе ветрах (штиль, шторм, ураган, смерч, самум, бора). (Презентация)

Направление ветра определяют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, северный ветер дует с севера на юг и т. д. (см. календари погоды). Для определения направления ветра служит прибор флюгер. Он представляет собой шест длиной 10-12 метров, на конце которого закреплена флюгарка . Флюгарка должна свободно вращаться вдоль оси шеста, она всегда поворачивается по ветру. Ниже закреплены планки, сориентированные по сторонам горизонта. (Презентация)

Задание. (Презентация)

Определите направление ветров.

6. КАКИЕ БЫВАЮТ ВЕТРЫ? (Презентация)

Ветры: постоянные, сезонные, временные.

Показ по карте мира магнитными стрелками различных ветров:

1. Муссоны - сезонные ветры на Дальнем Востоке

2. Пассаты - ветры тропических широт

3. Западные ветры умеренных широт

Вопрос: "Объясните, почему на Дальнем Востоке летом дождливая погода, а зимой - сухая и безоблачная?"

В нашей местности преобладают западные ветры по итогам многолетних наблюдений. Они обычно приносят осадки и потепление зимой, похолодание и дождливую погоду летом.

7. КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ВЕТЕР?

Сообщение заранее подготовленного учащегося о значении ветра. (Презентация)

1. Ветер перегоняет облака, поэтому над сушей выпадают осадки.

2. Ветер очищает воздух больших городов.

3. С помощью ветра вырабатывают электроэнергию.

4. Ветер создает новые формы рельефа.

5. Ветер надувает паруса судов.

6. Ветер переносит семена растений.

(Физкультминутка)

II - часть урока (практическая)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: «ПОСТРОЕНИЕ РОЗЫ ВЕТРОВ ПО ДАННЫМ КАЛЕНДАРЯ ПОГОДЫ». (у учащихся на столах конверты с заданиями.)

штиль

Учитель:

Роза ветров - специальный график для определения преобладающих ветров в данной местности. Основой для построения служат перекрещивающиеся лучи с изображением сторон горизонта (румбов). Лучи разделены на равные отрезки, каждое деление соответствует двум дням месяца. За период наблюдений подсчитывается число дней с ветром зафиксированных направлений, результаты откладываются на отрезках. Полученные точки соединяются прямыми линиями, если какого-либо ветра не было, делается пропуск.

Розы ветров строятся на месяц, год и т. д. Они имеют важное хозяйственное значение при строительстве объектов промышленности.

Полученный после построения розы ветров за период с 1 по 28 февраля 2016 г. вывод фиксируется в тетради.

Вопрос: "Объясните, где вы построите с учетом многолетней розы ветров в нашем городе ТЭЦ или химический завод, чтобы экологии города был нанесен наименьший ущерб?

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Выполнили ли мы план сегодняшнего урока?

Узнали ли мы много нового о ветре?

Стало ли ещё одной загадкой природы для нас меньше?

Знаем ли мы значение новых слов урока? (опрос по наглядному материалу на доске)

Выставляются оценки за сообщение классу, работу у доски, активную работу, правильные ответы.

В конце урока учащиеся заполняют "КАРТЫ САМООЦЕНКИ"

Приложения к уроку

Направление ветра

Количество дней

штиль

штиль

Направление ветра

Количество дней

КАРТА САМООЦЕНКИ

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я (Фамилия, имя)

Выдвигал идеи, гипотезы, версии

Рассуждал

Задавал вопросы

Подготовил сообщение для класса

Правильно отвечал на вопросы

Решал проблемы

Работал у доски

Правильно выполнял задания

Обобщал, делал выводы

МОЯ ОЦЕНКА______________


Цель работы: Привить практические навыки в построении розы ветров.

Оборудование: данные параметров ветра у поверхности земли.

Для наглядного представления режима ветра в данном месте для месяца, сезона, года по данным параметров ветра строится роза ветров.

Вначале считаем число дней со штилем и записываем отдельной графой. Далее, для построения розы ветров необходимо определить повторяемость направления ветра по сторонам света (по 16 или 8 румбам.) для различных скоростей. С этой целью строится таблица сопряженности, состоящая из 10 столбцов (для 8 румбов) и 18 столбцов (для 16 румбов). Во второй строке отмечают число сочетаний (случаев) m i (1÷3м/с) ветра определенного направления со скоростью: 1÷3м/с. В третьей строке определяется число сочетаний различных направлений ветра для скоростей >3м/с. Для каждой градации скорости ветра m i (1÷3м/с) и m i (>3м/с) вычисляется сумма ∑m i (1÷3м/с) и ∑m i (>3м/с) .

Четвертая и пятая строки таблицы представляют повторяемость (процентное содержание или вероятность) определенного направлений ветра для соответствующих диапазонов скоростей, и определяются как частное числа случаев на сумму, умноженную на 100%:

(14)

Таблица 3. Преобладающее направление ветра для различных скоростей.

Румб С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ Сумма
m i (1÷3 м/с) m i С m i СВ m i В m i ЮВ m i Ю m i ЮЗ m i З m i СЗ m i (1÷3 м/с)
m i (>3 м/с) m i С m i СВ m i В m i ЮВ m i Ю m i ЮЗ m i З m i СЗ m i (>3 м/с)
Р mi (1÷3 м/с) 100%
Р mi (>3 м/с) 100%

Полученное значение повторяемости необходимо округлить до целого числа. Следует следить за тем, чтобы сумма вероятностей всегда равнялась 100%. В случае неравенства 100% за счет округления полученную разницу необходимо прибавить или отнять от максимального значения вероятности.

Для построения розы ветров из одной точки по направлению восьми основных румбов откладывают отрезки, соответствующие повторяемости направления ветра (%) данного румба в выбранном масштабе. Полученные точки на румбах соединяют прямыми линиями (рис. 32). В центре розы ветров показывают число штилей.

V 1÷3м/с V >3м/с

Рис. 32. Роза ветров.