В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • особенности репортажного письма;
  • принципы сбора информации при подготовке репортажа;
  • разновидности репортажных текстов;
  • возможности использования репортажных элементов в текстах других жанров; уметь
  • описывать происходящее в рспортажном стиле;
  • методически грамотно наблюдать за происходящим при подготовке репортажа;
  • выявлять характерные детали, раскрывающие особенности персонажей и атмосферу происходящего;
  • выстраивать репортаж с учетом требований к текстам этого жанра; владеть
  • навыками подготовки репортажей по стандартам ведущих российских изданий;
  • навыками быстрого написания репортажных заголовков и лидов.

Репортажный способ письма

Репортаж как жанр и как метод. Репортаж как жанр - это наглядное описание происходящего, чтобы читатель имел возможность пережить случившееся, почувствовать то, что чувствовал журналист на месте события. Такая передача ощущений называется «эффект присутствия». Репортаж расширяет эмоциональный опыт аудитории, позволяет читателю ощутить себя на месте других людей в их жизненных ситуациях.

Подготовка репортажа предусматривает наблюдение за происходящим. Если журналист будет писать репортаж с чужих слов, текст получится либо недостаточно эмоциональным (с чужих слов удается передавать факты, но не ощущения), либо недостаточно достоверным (журналист начнет додумывать и, неизбежно, будет ошибаться либо врать).

Репортаж фокусируется на описании процесса, на рассказе о том, КАК что-то происходило. Это в репортаже главное. Для сообщения о том, ЧТО произошло, лучше подходит новость. На уровне фактов любой, даже объемный репортаж (15-20 тыс. знаков), можно пересказать в нескольких предложениях. Но репортажи читают ради описания действия, ради того, что американский медиатренер Р. П. Кларк (R. Р. Clark ) называет «кино в сознании читателя» . Сюжет любого фильма тоже можно пересказать в нескольких предложениях, но люди предпочитают посмотреть полуторачасовой фильм.

Для репортажа обязательно эмоциональное отношение автора к происходящему. Именно эмоциональное восприятие события определяет то, что журналист отберет из увиденного для показа читателю - как в репортаже, представленном ниже, где журналистка поработала в одной из сетевых кофеен, чтобы рассказать, что происходит «по ту сторону прилавка».

Репортаж

Идем на кухню. Мне казалось, что в кофейне, где подают «горячие блюда собственного приготовления», кухня должна быть масштабной. Но за барной стойкой - помещение размером с кухню в хрущевке.

Давай сюда вон гот ложк и тот уилк. Зови меня тетей Мариной, - говорит чернобровая повариха лет тридцати пяти с непроизносимым восточным именем.

Вместо посудомоечной машины - тетя Соня с другим непроизносимым именем. Чистые бокалы стоят на грязной клеенке. 11о тараканов на кухне вроде бы нет. Плиты тоже нет. Только холодильники и микроволновка.

  • - Все готовится в цеху, мы только разогреваем.
  • - А крем-суп с грибами? Мой любимый?
  • - Ты думаешь там есть грибы? И сливки? - хохочет Света. - Там порошок с кипятком. Ладно, слушай: руки мыть нужно каждый час. Кран закрываем только локтем. Моем руки тщательно, горячей водой с мылом, трем между пальцами.
  • - А где здесь мыло?
  • - Мило тебе еще? Нету мила, в туалете мило! - огрызается тетя Соня .

Обратите внимание и на «эффект присутствия» - ощущение себя там, на кухне этой кофейни, во время чтения текста, и на эмоцию, которую испытывает автор, на подкрепление которой «работает» текст - смесь удивления и разочарования. Когда журналистка приходила в эту кофейню как посетитель, она совершенно иначе представляла себе устройство этого заведения. И в репортаже собрано именно то из увиденного и услышанного, что передаст читателю эмоцию автора.

Репортажные элементы могут присутствовать и в текстах других жанров. Это позволяет сделать материал наглядным и легким для восприятия. Факты, цифры и логические цепочки воспринимаются гораздо труднее, нежели «кино в сознании читателя». Поэтому репортаж как метод сбора и подачи информации может использоваться для того, чтобы излагать любой материал в репортажном ключе. Например, возможно в авторскую колонку включать репортажные сцены, обосновывающие точку зрения автора, а в расследование - репортажпое описание того, как автор собирал информацию. Поэтому владение навыками репортажного письма - один из критериев профессионализма журналиста.

Как сделать текст наглядным. Ниже представлены приемы репортаж- ного письма. Соблюдение этих приемов позволит запустить то самое «кино в сознании читателя». Главное правило - контролировать себя, особенно на первых порах, потому что «кино» в голове автора не обязательно автоматически запустит «кино» в голове читателя.

Типичная ошибка начинающих журналистов - думать о процессе, но сообщать факт. Для журналиста, наблюдавшего за событием, сообщение о факте автоматически включает «кино», которое журналист наблюдал. Читатель же рядом с журналистом не был и ничего не наблюдал. И для читателя сообщение о факте будет просто информированием о том, что что-то произошло. Как именно оно происходило, читатель не узнает.

Итак, рассмотрим приемы наглядного письма.

Первый прием касается использования существительных. Нужно использовать те слова, которые обозначают предметы, а не процессы или термины. Иногда этот прием называют «тележка» и объясняют так: существительные делятся на те, чье значение можно положить в тележку, и на те, чье значение в тележку не положишь. Например, книгу, ручку и компьютер в тележку положить можно. Можно положить также мост и небоскреб, если тележка очень большая. Когда журналист пишет эти слова, читатель «видит» описываемое. Но прогресс, революцию и парадигму в тележку не положишь. И при упоминании этих слов картинка в голове читателя не возникнет.

Американский вариант данного приема Р. П. Кларк называет «лестница абстракции» (the ladder of abstraction)K Суть приема - расположение всех слов вдоль лестницы, внизу которой - слова наиболее конкретные (например, «лестница»), а вверху - слова наиболее абстрактные (например, «абстракция»). Соответственно для наглядного письма нужно придерживаться низа «лестницы абстракции». Если же абстрактных слов избежать не удается, их нужно тут же перевести в конкретные. Например, как здесь: «Достижения науки проникли во все сферы нашей жизни. Это и мобильный телефон, и автоматическая стиральная машина, и томограф».

Второй прием заключается в том, чтобы предпочитать единичное общему. Например, доберман Граф со сломанным левым ухом - конкретная собака, которую можно представить достаточно четко. Доберман - это более общее слово, и каждый читатель представит своего добермана, хотя эти доберманы будут более или менее похожими друг на друга. Если вместо «доберман» написать «собака», разброс представлений читателей будет еще большим. Кто-то представит маленькую и лохматую собаку, кто-то - большую и гладкошерстную и т.д. А если написать «животное», тут и вовсе каждый представит что-то свое, далекое от того, что видел автор. Хотя формально это будет одно и то же - доберман Граф - это и просто доберман, и собака, и животное. Этот прием Р. П. Кларк называет «ищи конкретное

Третий прием - передача в тексте конкретных слов, которые произнесли персонажи, и конкретных действий, которые они совершили. Например, описать ссору соседей по лестничной клетке можно следующим образом.

Вариант 1

Иван Иванович открывает дверь своей квартиры № 50, делает два шага и утыкается в груду картонных коробок. Одна из коробок падает и ударяет мужчину по ноге чуть ниже колена. «Ох,... твою мать!», - вскрикивает он. Поворачивается и звонит в квартиру №51, нажимая на треснутую кнопку с торчащим из-под нее проводом. «Эй, уберите свое барахло! Опять весь проход перегородили!», - кричит Иван Иванович и трижды бьет кулаком в соседскую дверь. «Завтра уберем. Сегодня некогда», - раздается женский голос из-за двери. «Я все это сегодня вынесу на улицу и сожгу! Чуть ногу не сломал!», - грозит мужчина и пинает коробку ногой. «Смотреть под ноги надо. А выбросишь - я тебе дверь сожгу», - отвечает соседка.

Вариант 2

Соседи по лестничной клетке поругались из-за расставленных на проходе коробок, одна из которых упала и травмировала жильца квартиры № 50. Он пригрозил сжечь коробки, на что в ответ также получил угрозы.

В первом варианте происходящее воспринимается гораздо нагляднее, чем во втором. Это достигается за счет описания конкретных действий (делает два шага, бьет ногой в дверь и т.д.) и цитирования («Эй, уберите свое барахло! Опять весь проход перегородили!»). Второй вариант просто сообщает факты: соседи поругались, обменялись угрозами. Но как именно соседи ругались и угрожали друг другу, читатель представить не может, и поэтому кино в сознании читателя не запускается.

Четвертый прием заключается в работе с планами подобно тому, как с планами работают операторы на телевидении и в кино. Вы, наверное, замечали, что происходящее на экране то приближается, то удаляется. Например, улица, люди, мужчина, рука опускается в карман и достает пистолет, другая сторона улицы, прохожие, выстрел, один из прохожих падает, на груди растекается красное пятно. Или актовый зал, сидят люди, один из сидящих пристально смотрит вдаль, на сцене стоят несколько человек, один из них читает по листу речь, лист закручивается, и докладчик пальцем отгибает его обратно.

Такое восприятие окружающего мира характерно для человеческого глаза. Оказавшись в незнакомом месте, мы вначале оглядываем окружающее пространство, затем пристально рассматриваем что-то, что нас заинтересовало, после чего снова оглядываем происходящее в целом и снова к чему-то присматриваемся.

Пишущий журналист также должен это учитывать и при наблюдении за происходящим, и при подготовке текста. Показ происходящего должен соответствовать его естественному осмотру на месте события. Чередование приближений и удалений должно быть осмысленным, подчеркивающим интерес к тому, что автор пристально рассматривает.

По поводу количества планов единства среди журналистов нет. Распространена система из пяти планов, представленная в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Планы в репортаже

Снимающие журналисты обычно добавляют еще планы, например, поколенный (от головы до колен) или молочный (от головы до груди). Но пишущий журналист может ограничиться пятью планами, перечисленными выше.

Вот как работает с планами известный журналист Валерий Панюшкин.

за активистом Front AIDS , снимавшим акцию на любительское видео. Пытался отобрать камеру и кричал: “Отдай, наркоман проклятый!”

(От самого общего плана к среднему.)

Рукой в наручнике Александр Румянцев прижимал к уху мобильный телефон и разговаривал с радио “Эхо Москвы”.

(От самого крупного плана к крупному.)

Ведущая новостей, видимо, спросила его, не потому ли медлят милиционеры, что боятся заразиться.

Не надо называть ВИЧ заразой,- сказал прикованный Румянцев,- лучше говорить “инфекция”.

Милиция не ехала примерно полчаса, прикованные кричали: “Фашизм не пройдет!” и “Тюремный срок - не смертный приговор!” - и приплясывали оттого, что замерзли» .

(Самый общий и общий планы.)

Обратите внимание на то, что переходы между планами могут происходить внутри одного предложения, и на то, что последовательность переходов может быть любой. Следовательно, не обязательно двигаться от самого общего к самому крупному плану через общий, средний и крупный. Можно сразу прыгнуть в средний или крупный, а затем приблизиться до самого крупного. То же самое - при смене планов в обратном направлении. От самого крупного или крупного можно сразу же перейти к общему или самому общему.

Типичные ошибки начинающих журналистов - нехватка самых общих планов либо крупных и самых крупных. В первом случае нет понимания, как все происходит в целом. Во втором - картинка получается нечеткой, читатель не может увидеть происходящее в деталях, как будто автор страдает близорукостью и забыл очки.

Пятый прием - это подключение по возможности всех органов чувств. Напомню, что у человека их пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, т.е. мы можем видеть, слышать, нюхать, трогать руками и облизывать. Это не означает, что нужно все подряд щупать и тащить себе в рот. Главное - не ограничиваться только визуальным описанием происходящего. Если имеется какой-то звуковой фон (разговор за стеной, музыка, работающий агрегат и др.), надо об этом упомянуть. Если журналист чувствует запах, и этот запах похож па какой-то из известных, об этом также надо сообщить читателю, и тогда восприятие станет гораздо ярче. Тем более что запахи запоминаются очень хорошо.

Шестой прием заключается в использовании характерных деталей. Характерные детали - это предметы обстановки, а также слова и действия людей, раскрывающие какие-либо значимые характеристики происходящего. Вот как описывает работу журналиста с характерными деталями Р. П. Кларк.

«Детали персонажа и обстановки воздействуют на ощущения читателя, приводя к пониманию. Когда мы говорим “я вижу”, мы чаще всего имеем в виду “Я осознаю”. Неопытные журналисты часто отбирают очевидные детали: мужчина курит сигарету, девушка грызет ногти. Эти детали ничего не рассказывают, кроме случаев, когда мужчина умирает от рака легких или девушка страдает анорексией.

Перед казнью серийного убийцы репортер Кристофер Сканлан посетил семью одной из предполагаемых жертв преступника. Несколько лет назад девушка вышла из дома и не вернулась. Сканлан обнаружил деталь, которая передавала бы нескончаемое горе этой семьи. Он заметил кусок скотча, которым был залеплен выключатель возле входной двери - так, что свет нельзя было выключить. Мать всегда оставляла свет включенным, пока ее дочь не вернется с прогулки. И хотя уже прошли годы, лампочка продолжала гореть, как вечный огонь.

Вот ключ: Сканлан увидел залепленный скотчем выключатель и спросил по поводу этого. Деталь, которую он выявил - это результат его любопытства, а не его воображения» .

Умение фиксировать и передавать характерные детали - показатель профессионального уровня журналиста. В идеале репортаж должен изобиловать характерными деталями, так как они позволяют и быстро погрузить читателя в происходящее, и отпечатываются в памяти.

Итак, репортажный способ письма - это показ происходящего от сцены к сцене с передачей диалогов между участниками, со сменой планов, с характерными деталями, с подключением всех органов чувств и с использованием тех существительных, которые обозначают знакомые читателю предметы. За счет этого создается «эффект присутствия», и читатель может ощутить себя на месте события, увидеть и пережить то, что увидел журналист.

Этот параграф был посвящен тому, как писать репортаж или репортаж- ную вставку в текст другого жанра. В следующем параграфе мы разберем, что следует описывать в репортажном ключе, и какие темы наиболее подходят для того, чтобы подавать их именно в жанре «репортаж».

  • Clark R. Р. Writing Tool #28: Writing Cinematically // Povnteronline . URL:http://web.archive.org/weh/20060705003111/http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=72080 (дата обращения: 12.01.2016).
  • Донская А., Делер А. Операция «Тайный гость» // ЭкспертопНпе . URL: http://expert.ru/russian_reporter/2012/14/operatsiya-tajnyij-gost/ (дата обращения: 12.01.2016).
  • Clark R. Р. Writing Tool #13: Show and Tell // Poynteronline . URL: http://web. archive. org/web/20060705002509/http://www. poynter.org/content/content_view.asp?id=65978 (дата обращения: 16.12.2016).
  • 2 Clark R. Р. Writing Tool #7: Dig for the Concrete and Specific. Always get the name of thedog// Poynteronline . URL: http://web.archive.Org/web/20060705003335/http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=64349 (дата обращения: 16.12.2016).
  • Behnam К. Rampaging rooster attacks girl // St. Petersburg time online . URL: http://www.sptimes.com/2002/10/04/NorthPinellas/Rampaging_rooster_att.shtml (дата обращения:16.12.2016).
  • Панюшкин В. Цепная акция // Коммерсант. 2005. 16 февр.
  • Clark R. Р. Writing Tool #7: Dig for the Concrete and Specific.

Привет, друзья и коллеги. На связи Павел Ямб, и сегодня выкладываю пример написания репортажа. Это одновременно текст в портфолио и в рубрику “про меня”, потому что я являюсь активным участником описываемых событий – праздника, проводимого в северных городах.

День оленевода

Ежегодно в последние выходные марта в северных городах, таких как Ноябрьск, Сургут, Салехард проходит праздник “День народов Севера”. Местные жители называют его День оленеводов. В город съезжаются коренные жители западной Сибири – ханты. Они прибывают на оленях, привозят свежую, на днях выловленную рыбу, раскидывают чумы и накрывают столы.

Чум – конической формы шалаш, сооруженный из веток деревьев и покрытый оленьей шкурой, в котором ханты проводят большую часть своей кочевой жизни в тундре, далеко от города.

Мы побывали на этом празднике и многое узнали об этом удивительном народе.
С самого утра на городской площади обнаружили толпящихся людей, желающих купить свеженькую рыбу. Ханты продают ее c грузовиков. Муксун, щука, щекур, ряпушка – местные виды рыб, которые можно приобрести здесь. Рыба из наших супермаркетов ни в какое сравнение не идет с этой. Мы пришли очень рано и успели купить копченого муксуна. (Теперь я сомневаюсь, что куплю рыбу в супермаркете).

С самого утра на главной сцене площади раздается непривычная музыка и песни коренных народов – необычно протяжная мелодия с использованием самобытных музыкальных инструментов.

Неподалеку от центра празднования пасутся олени. Каждый желающий может за 400 рублей сделать несколько кругов вокруг площади на санях с оленями, погладить их и сфотографироваться. Дети в восторге от такого развлечения. Наш Сережка точно.

Наш Сережка и олени

Хозяева чумов, раскинутых по периметру, также рады гостям и их кошелькам. За 500 рублей любой житель города может окунуться в атмосферу этого жилища: посидеть за столом, принять угощение от хозяев и пообщаться с ними.

Сложно удержаться от желания взглянуть, как живут эти люди далеко в тундре, среди снега. Не удержались и мы.

Попав вовнутрь, оказываешься в полумраке, освещением служит свет от небольшой печки, которая располагается в центре. Недалеко от входа стоит стол с яствами, специально приготовленными для гостей. Мы сели на мягкий ковер, не снимая обуви. Нас принялась угощать молодая женщина – Айгуль, в ярко-красной одежде с вышитой северной символикой. После ухи, налитой в одноразовый стаканчик, мы отведали свежей рыбки. В прямом смысле – свежезамороженная рыба, от которой отрезаются тоненькие кусочки и кладутся на тарелку. Называется строганина. Необычно, но вкусно. Запиваем чаем, вприкуску клюква с сахаром.

Мы с Инной в чуме

За едой мы разговорились с Айгуль и задали интересовавшие нас вопросы:

— Скажите, а вы постоянно живете в тундре в таких чумах?
— Да, — ответила она.
— А чем занимаетесь?
— Мы пасем наших оленей, шьем одежду, воспитываем детей. Муж занимается охотой и рыбалкой.
— А сложно так жить, вдали от цивилизации?
— Нет, мы привыкли, с самого детства так живем. К тому же сейчас у нас появился снегоход, на котором муж может ездить в город продавать рыбу или менять ее на другие товары. На тот же бензин, например. Сейчас мы намного современней, чем еще 20 лет назад.
— А правда, что вы можете различать 100 оттенков снега?
— Почти, — Айгуль засмеялась.

Это мы у нее в гостях

После полудня на улице, за импровизированными столиками ели шашлык, который был приготовлен при нас. Особенная северная романтика заключалась в том, что пока мы ели наше мясо, в тарелку попал снег – еле заметные снежинки, которые надуло ветром.

В память об этом дне мы купили по сувениру, отражающему суть этого праздника: магнитики на холодильник с изображением одиноко стоящего чума посреди тундры, фигурки оленей и их хозяев – хранителей севера – хантов.

Затем пошли смотреть на соревнования оленеводов

Соревнования включали в себя национальные виды борьбы, перетягивание палки и прыжки на скорость через нарты. Нарты это узкие сани, в которых впрягаются олени. Суть соревнований – как можно быстрее перепрыгнуть через 20 нарт выстроенных в ряд. Очень интересно и не так легко, как может показаться. По крайней мере, добровольцам из городских жителей, которые вызвались поучаствовать в этих прыжках, пришлось нелегко. Они смогли перепрыгнуть только через 3 или 4 нарт, в то время как оленеводы перепрыгивали через них, даже не вспотев.

Вечером в 18:00 прошла церемония награждения победителей соревнований. Все достойные получили награду – медали, кубки и аплодисменты.

На этой приятной ноте завершилось наше путешествие в удивительный мир северного народа. Пусть немного, но все мы (присутствующие) прикоснулись к этой жизни – полной романтики и приключений на наш взгляд, но обыденной и повседневной для них – оленеводов.

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель - создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление : краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть : информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка : впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий - пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж - пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж - пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый - требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго - непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж - пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж - пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность - значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное - оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре "репортаж" примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе…), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах…).

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.

Данияр Сабитов

Репортаж - это сложный жанр. Студенты спрашивают - как его писать? Что в нем должно быть? Скажем, с информационной заметкой все понятно. Там должны быть ответы на вопросы «что?», «где?» и «когда?». С некрологом тоже вроде все просто - пиши об умершем, да и все. С репортажем много сложнее. Мы попытаемся на конкретном примере выявить характерные черты и непременные условия репортажа. Для примера возьмем фрагмент из работы Марины Ахмедовой «Пельмень патриотизма ». Ниже будет идти журналистский текст с параллельным комментарием.

Пельмень патриотизма
Пять дней работы «под прикрытием» в столовой металлургического комбината

На Нижнетагильском металлургическом комбинате работают 15 500 человек - каждый двадцатый житель города. Наш корреспондент неделю провела на заводской фабрике-кухне, где на себе испытала тяготы физического труда, выучила правила нижнетагильской взаимовыручки и поняла, как устроен настоящий рабочий.

Репортаж может писаться под прикрытием и без оного. Все зависит от журналиста - насколько он храбр и какие цели ставит. Если журналист пишет репортаж в качестве сотрудника редакции, к нему будет совершенно иное отношение героев истории. Потеряется естественность. Кто-то застесняется и не расскажет историю, которая могла бы стать украшением репортажа. А кто-то наоборот может начать «позировать». Но такая необходимость все-таки есть, если условия не позволяет журналисту примерить чужую маску. Скажем, если вы пишете репортаж о жизни проституток.А вот репортаж «под прикрытием», когда с вами не считаются как с представителем СМИ и считают за своего, всегда смотрится выигрышнее. В этом случае у журналиста больше шансов увидеть настоящую жизнь своих персонажей, о которых он будет писать. Более того, читатель будет больше доверять написанному, так как все изложенное - проверено корреспондентом на своей шкуре. Вспоминается Дюма-отец, который, как говорят, не писал ничего такого, чего не попробовал бы сам.

День первый

В белой куртке, брюках, тапочках и колпаке я, сложив на животе руки, застываю перед заведующей столовой Татьяной Николаевной. Она меряет меня взглядом, вздыхает и выталкивает себя из-за стола.
- Ирина Владимировна! - раскатисто начинает она еще в коридоре. - А Ирина Владимировна!
Из помещения показывается женщина в синей кепке.
- Девушку зовут Марина, - гаркает Татьяна Николаевна. - Берите, учите и обучайте!
Ирина Владимировна принимает меня с непроницаемым лицом и ведет по коридору. Ее спина очень прямая. Мы заходим в помещение с блестящими металлическими мойками, где пахнет рыбьей кровью и льдом.

Здесь нужно отметить два момента. Первый - это прорисовка характеров персонажей. Для реалистичности журналист должен парой мазков нарисовать портрет героя. Будет ли это описание особенностей речи, походки, взгляда - неважно. Здесь перед нами Татьяна Николаевна, которая разговаривает «раскатисто», она «гаркает» (это слово применительно к ней встретится еще несколько раз по тексту), она «выталикивает себя из-за стола», видимо это грузная женщина. А вот у Ирины Владимировны «непроницаемое лицо».

Второй момент связан с особенностью жанра. Репортаж отличается от любого другого типа статьи тем, что он создает наиболее сильный эффект присутствия. Это во многом достигается описанием деталей. В частности, «помещение пахнет рыбьей кровью и льдом». Любопытно, что журналистка использует именно эти детали - например я не знаю, как пахнет лед и рыбья кровь.

Есть, пить на рабочем месте запрещено, - произносит Ирина Владимировна тоном суровой, но справедливой надсмотрщицы. - Появляться в неопрятной спецодежде тоже. Вот тут, - показывает она на вход в темную тесную подсобку, - наш уборочный инвентарь. Уходя, девочки моют за собой полы.
Она останавливается возле большого металлического стола, на котором стоит полукруглый аппарат. Он не переставая вжикает тонкой пилой.
- Давайте, покажите ей, как с пилой работать, - Ирина Владимировна уходит.
- Ну, вот так берешь ножку, - одна из женщин берет с лотка размороженную куриную ногу. - Вот так вот ее сюда подносишь, - подносит к пиле. - И все. - Пила вгрызается в курицу, отрывая от нее желтую култышку.
- Так же порезаться можно… - прячу я руки под фартук.
- Можно, - соглашается она и отворачивается к лотку.

Репортаж - это всегда погружение в условно-неизвестную среду. Всем интересно, чем занимаются другие. Возможно никто из читателей этого репа не был в пельменном цеху и не знает, как там что устроено. Репортаж же позволяет виртуально побывать там. И наш проводник - журналистка. Здесь происходит удивительное превращение - происходит сращение журналиста и читателя. Объясню: журналистка впервые в незнакомой обстановке и в этом она похожа на читателя, который смотрит на происходящее ее глазами. Это означает, что журналист должен смотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами читателя. А значит, Марина Ахмедова в репортаже должна реагировать не так, как Марина Ахмедова, а как отреагировало бы большинство читателей. Возможно журналистка не испугалась пилы, однако она описывает свой испуг, так как предполагаемая реакция среднестатистического человека.

Вот это сращивание имеет долгосрочное значение. Журналист и читатель становятся на время погружения в репортаж одним целым и это дает корреспонденту управлять мнением и настроением читателя. Журналист надевает читателя как перчатку, делает с ним что хочет - проводит по таким историям, выводам и фактам, чтобы в итоге вывести к выводу, который читатель примет как собственный. Впоследствии я разовью эту тему.

Беру ножку двумя руками, подношу к пиле. И так ножка за ножкой. Иногда смотрю на круглые стенные часы. Пять часов до обеда.
- Девочки, пельмени! Пельмени! - зовет Ирина Владимировна, хлопая в ладоши.
Пять женщин окружают большой стол. Мучные руки одновременно тянутся к лоткам, берут пельмени и защипывают их края. Готовые каждая раскладывает на лотке перед собой.

А вы всегда молча работаете, да? - интересуюсь я у женщин.
- А разговаривать некогда, - отвечает одна, не сбавляя темпа.
- А вас как зовут? - спрашиваю блондинку.
- Алена, - с ужимкой отвечает она.
- А вас?
- Галина Сергеевна, - говорит рослая женщина.
- А меня Марина, - торжественно сообщаю я.
Женщины молчат.

Большинство репортажей на «Русском репортере» построены на диалогах. Их как минимум, много. Это видно невооруженным взглядом и это тоже отличительная черта репортажа как жанра.

Гм… - прочищаю я горло. - Вы, наверное, совершенно открытый человек, - обращаюсь к женщине напротив. Она поднимает на меня встревоженные глаза. - Смотрите, какая у ваших пельменей большая дырка получается, - продолжаю я, и все тянут головы к ее пельменям.
- А это можно! - защищается она. - Это допустимый размер дырочки, нам по технологии разрешается!
- А вот у вас, Алена, - продолжаю я, обращаясь к блондинке, - продолговатые открытые дырочки, вы аккуратная, вы - человек в себе и… - мне хочется сказать «закомплексованная», но подбираю другое слово, - вы стеснительная, - заканчиваю я, и Алена выдает смешок.
- В точку! В точку! - кричат женщины, отрываясь от работы.
- А у вас, - я обращаюсь к молодой женщине с большими коровьими глазами, - наверное, маленькие дети, потому что все ваши пельмени похожи на соски!
- Ха-ха-ха! - хохочут женщины, толкая ее локтями. - У нее маленький ребенок, и она второго хочет.
- Да, мы второго планируем, - ее щеки розовеют.

Выше я отметил, что журналист попадает в условно-неизвестную среду. Это означает, что ситуация может быть всем знакомой. Тогда у журналиста два варианта - либо рассказывать о том, чего нет в будничной практике. Скажем, все лепили пельмени, однако у нас дома нет пилы, которая отрезала бы култыжки. Это занимательный факт и журналистка непреминула о нем рассказать. А затем начинается описание всем известного процесса. И тут у журналиста второй вариант - показать всем знакомый процесс (явление) с новой стороны, зачастую оригинальной и неожиданной (иногда юмористической). Так, в этом репортаже журналиста делает целый психоаналитический анализ того, как работницы лепят пельмени.

А ну, про меня че скажешь? - обращается ко мне Галина Сергеевна, и мы с ней обмениваемся серьезными взглядами.

Еще раз - прописывание характеров. Здесь у нас формируется мнение о Галине Сергеевне благодаря использованию в ее речи «че».

А вы не так открыты, - без смеха говорю я. - Смотрите, вы сильно давите на края пельменя. У вас дырочки-то практически нет - она короткая и залепленная. Вас, наверное, кто-то когда-то обидел…
- А про себя че скажешь? - спрашивает она.

Ее молчание в тесной комнатке набухает, как гелиевый шарик, готовый в любой момент лопнуть. Я беру с подноса трубочку, сую в ее широкое жерло насадки. Давлю. Татьяна Николаевна усмехается, глядя на меня так, как может слон смотреть на маленькую собачку.
Я беру свой пельмень. Моя дырочка долгая. Прежде чем защипнуть его края, я безжалостно давлю пальцем на его брюхо посередине, протыкая почти до спинки. Но дырочка моя, которая от этого могла бы быть большой и круглой, просто становится глубокой, а так я залепляю ее полностью. В моем пельмене почти нет просвета.
- Недобрая, да? - спрашивает Галина.
- Ну, вы добрее меня, - смеюсь я.
- Ой, а ведь и я недобрая, - качает головой Галина Сергеевна.

В репортаже существуют три непременных составляющих: герой (герои), журналист и обстановка. И эти три элемента в ходе репортажа взаимодействуют.-отношения обстановки на героя (скажем, как она влияет, как создает привычки, формирует характер и модель поведения)-отношение героя к обстановке-отношения героев-отношение журналиста к обстановке (постоянное удивление, удивление, сменяемое пониманием, удивление, сменяемое отрицанием)-отношение журналиста к герою-отношение героя к журналисту.

По большому счету задача журналиста не рассказать, как лепят пельмени. Если бы этим занимались роботы, то интересного репортажа не получилось бы. Самое главное - показать истории людей, их жизни, раскрыть характеры и взгляды на жизнь, на общество, на себя, в конце концов. Однако еще один важный момент заключается в том, что и сам журналист начинает раскрываться. Он попадает в новые условия, проходит через трудности или сквозь истории своих героев и переосмысливает свои взгляды, свою жизнь. Здесь есть элемент честности и этики в отношении к героям репортажа. Ведь Марина Ахмедова точно указывает название предприятия, на котором она работала и имена сослуживиц. А это означает, что рассказывает многомиллионной аудитории о каких-то сторонах их жизни. В какой-то мере интимных сторонах. И было бы нечестно ничего не рассказать о себе. Дескать, я о вас правду-матку напишу, но и себя не пожалею. Но это вопросы этики и чувства такта конкретного журналиста.Важно другое - напомню, что по большому счету это не журналист раскрывается. Помните - произошло сращивание журналиста и читателя. А это значит, что у журналиста появляется возможность «раскрывая себя», формировать взгляды читателя. Это очень важно.

Женщины снова хохочут.

Та-а-ак! - раздается над моим ухом, и пельмень подскакивает у меня в пальцах. Поворачиваю голову и утыкаюсь взглядом в необъятную грудь Татьяны Николаевны. Она, сопя, смотрит в мой лоток. Там пельменей меньше, чем у остальных. - Ты мне тут не языком, а руками работай! - гаркает она. - Разболталась! Работай!

Опять - детали, характеры. И юмор - юмор частый спутник репортажа.

Татьяна Николаевна выходит в коридор, и оттуда раздаются ее раскатистые гарканья.
- Не обращай внимания, - толкает меня локтем Галина Сергеевна. - Она у нас справедливая. У нас коллектив-то неплохой в принципе. А тех, кто нехорошие, мы сразу под себя перестраиваем.
- А нехорошие - это какие?
- Те, которые курят. У них коэффициент участия в труде меньше. И зарплата, значит, меньше должна быть. Это несправедливо, что ты ходишь покурить, а мы за тебя работу делаем.
- А если я просто медленней работаю?
- А скорость с опытом приходит. Мы тебя всему научим. Ну а че… - она наклоняется к моему лотку. - Добротные у тебя такие пельмени получились. Хорошие… А металлург у нас ой пельмени как любит…
- А что он еще любит?
- Трубочки заварные любит.
- Обедать! Девочки, обедать! - зовет Ирина Владимировна из коридора.
Обеденный зал - просторное помещение с блестящими столиками и стульями. Широкие окна, завешенные тускло-белым тюлем, пропускают свет индустриального полдня, который, лишь преломившись у ярко-оранжевой стены, веселеет и бликует на огромных кастрюлях и лотках, стоящих на длинной конвейерной стойке. На тюлевых з­анавесках сидят большие бабочки с крылышками из цветного капрона.
- Девочки, вы сегодня такие красивые, как Белоснежки, - говорит женщина, разливающая по тарелкам суп.

Прекрасный фрагмент. Он позволяет отметить сразу несколько аспектов. Во-первых, репортаж всеми силами стремится быть похожим на художественный рассказ. Но если рассказ - это вымысел, то репортаж основан на реальных событиях. Также от художественной формы репортажу достались изобразительно-выразительные средства. Это тоже особенность жанра. Скажем, выше у нас уже встречалось сравнение «молчание набухает, как гелиевый шарик, готовый в любой момент лопнуть». А фрагмент, который мы разбираем вообще можно анализировать с точки зрения литературы. Прекрасный эпитет (или метафора? Начинаю в них путаться) «индустриальный полдень». Прекрасная антитеза - свет сначала «индустриальный» и пробивается через «тускло-белый тюль», а потом вдруг резкая перемена - этот свет преломляется у «ярко-оранжевой стены» и «веселеет».

Это описание позволяет журналистке не только сменить мизансцену (из цеха действие переместилось в столовую), но и эмоцию, тональность. Это уже не чужая земля, где пахнет кровью рыб и льдом, а место, где красивые Белоснежки будут кушать в теплой столовой, где свет веселеет, а на занавесках сидят бабочки. С точки зрения композиции это позволяет журналистке и полностью сменить тему разговора. Закончился один смысловой блок и начался новый.

Поставив на поднос тарелку гречки, капустный салат и два компота, сажусь за один столик с Галиной Сергеевной и Аленой. В противоположном конце зала, где на стене фотообои, изображающие металлургический комбинат, обедает Татьяна Николаевна. Она сидит за столиком одна. Ее стакан с компотом прихлопнут пышным коржиком. Едим молча и быстро.
- Ты работать у нас будешь? - шепотом спрашивает Галина Сергеевна, я утвердительно киваю головой. - Да ладно! - говорит она. - Зачем это тебе?
- А что, я не похожа на человека, который хочет работать? - с упреком спрашиваю я, ставя на поднос пустые стаканы.
- Тебе честно сказать? - усмехается Галина Сергеевна. - Ну, не очень…
«Надо придумать легенду», - решаю я про себя.

UPD: Марина Ахмедова (в т.ч.) отвечает на вопросы Colta.ru Тема - журналистское расследование


Если вы хотите стать журналистом и мечтаете рассказать о нашумевшем событии, вам поможет обращение к известному и любимому многими жанру. Как написать хороший репортаж правильно и быстро? Стоит ли составлять примерный план? На эти и многие другие вопросы отвечает данная статья. Текст такого рода сложен для новичков, однако серьёзная подготовка и грамотный подбор материала помогут вам в создании успешного и информативного сообщения о произошедшем. Специфика жанра проявляется в особенностях изложения: рассказ не может быть сухим и отстраненным. В нём всегда присутствует мнение журналиста, его отношение к проблеме или событию. Хорошему репортеру важно побывать на месте происшествия и проанализировать ситуацию.

Мы побывали на этом празднике и многое узнали об этом удивительном народе.С самого утра на городской площади обнаружили толпящихся людей, желающих купить свеженькую рыбу. Ханты продают ее c грузовиков. Муксун, щука, щекур, ряпушка - местные виды рыб, которые можно приобрести здесь. Рыба из наших супермаркетов ни в какое сравнение не идет с этой.

Внимание

Мы пришли очень рано и успели купить копченого муксуна. (Теперь я сомневаюсь, что куплю рыбу в супермаркете). С самого утра на главной сцене площади раздаётся непривычная музыка и песни коренных народов - необычно протяжная мелодия, с использованием самобытных музыкальных инструментов. Неподалеку от центра празднования пасутся олени. Каждый желающий может за 400 рублей сделать несколько кругов вокруг площади на санях с оленями, погладить их и сфотографироваться.


Дети в восторге от такого развлечения. Наш Сережка точно.

Как написать хороший репортаж?

Важно

При написании статьи в жанре «репортаж» примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра. Общие рекомендации при создании репортажей Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше.


Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников. Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего. Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит.

One more step

Как начать репортаж?Как начать репортаж Инструкция1.Жанр репортажа хорош тем, что форма его написания совершенно свободна. Самый распространенный способ хронологический. В таком случае репортаж начинается с поэтапного фиксирования события. Некоторые журналисты даже любят указывать точное время того или иного момента.

Инфо

Например: 11:00. На церемонию открытия бизнес-центра прибыл глава самоуправления города.2.Начать репортаж можно и с перечисления самой важной информации где, когда и какое событие произошло, кто из влиятельных людей, депутатов или руководителей разных уровней на нем присутствовал. Такое начало подходит для репортажа об официальном и серьезном событии.3.Совсем другого плана может быть начало репортажа о поездке на соревнования с молодежной командой. В таком случае очень важно передать не только объективную информацию, но и настрой команды, атмосферу, царящую среди молодежи.

Репортаж с места событий: интересный праздник и пример как делаю я

Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.

  • Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.
  • Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться.

    Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Muaddybo

Скажем, все лепили пельмени, однако у нас дома нет пилы, которая отрезала бы култыжки. Это занимательный факт и журналистка непреминула о нем рассказать. А затем начинается описание всем известного процесса.

И тут у журналиста второй вариант - показать всем знакомый процесс (явление) с новой стороны, зачастую оригинальной и неожиданной (иногда юмористической). Так, в этом репортаже журналиста делает целый психоаналитический анализ того, как работницы лепят пельмени. - А ну, про меня че скажешь? - обращается ко мне Галина Сергеевна, и мы с ней обмениваемся серьезными взглядами. Еще раз - прописывание характеров. Здесь у нас формируется мнение о Галине Сергеевне благодаря использованию в ее речи «че».

А вы не так открыты, - без смеха говорю я. - Смотрите, вы сильно давите на края пельменя. У вас дырочки-то практически нет - она короткая и залепленная.

Как написать репортаж?

Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу? Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж – пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.
По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции). Как написать тематически познавательный репортаж? Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый – требует от журналиста раскрытия актуального вопроса.
Виды репортажа Событийный Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей. Постановочный Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее.

В этом случае репортаж с места событий – пример полевого медиа-эксперимента. Тематически познавательный События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества. Актуальный Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее.

Как написать репортаж образец студента

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж? Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель – создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста. Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть: информационный блок.

Как написать репортаж примеры текстов

Вот для этого и нужны детали: чтобы передать свое ощущение динамики события («картинка в движении»), чувств и эмоций, которые эти события вызывают. В описании события не бойтесь использовать глаголы настоящего времени. Именно они в сочетании с яркими деталями, красками, эмоциями помогают передать динамику события и создать эффект присутствия. А еще репортер должен уметь оперировать цифрами, фактами, обращаться за комментариями к участникам или организаторам события, включать в репортаж элементы интервью. Не знаете, с чего начать репортаж, чтобы не описывать длинные и ненужные подробности своей личной жизни? Начните с лида. «Жесткого» - коротко (в одном-двух предложениях) ответьте на вопросы: «что», «где», «когда», спустив ответы на вопросы: «как», «почему» и «кто» в описательную часть. «Мягкого» - если хотите поиграть с новостью.

Как написать репортаж примеры

Хорошие… А металлург у нас ой пельмени как любит…- А что он еще любит?- Трубочки заварные любит.- Обедать! Девочки, обедать! - зовет Ирина Владимировна из коридора.Обеденный зал - просторное помещение с блестящими столиками и стульями. Широкие окна, завешенные тускло-белым тюлем, пропускают свет индустриального полдня, который, лишь преломившись у ярко-оранжевой стены, веселеет и бликует на огромных кастрюлях и лотках, стоящих на длинной конвейерной стойке. На тюлевых з­анавесках сидят большие бабочки с крылышками из цветного капрона.- Девочки, вы сегодня такие красивые, как Белоснежки, - говорит женщина, разливающая по тарелкам суп.
Прекрасный фрагмент. Он позволяет отметить сразу несколько аспектов. Во-первых, репортаж всеми силами стремится быть похожим на художественный рассказ. Но если рассказ - это вымысел, то репортаж основан на реальных событиях.

Как написать репортаж пример

Особенная северная романтика заключалась в том, что пока мы ели наше мясо, в тарелку попал снег – еле заметные снежинки, которых надуло ветром. В память об этом дне мы купили по сувениру, отражающему суть этого праздника: магнитики на холодильник с изображением одиноко стоящего чума посреди тундры, фигурки оленей и их хозяев – хранителей севера – хантов. Затем пошли смотреть на соревнования оленеводов Соревнования включали в себя национальные виды борьбы, перетягивание палки и прыжки на скорость через нарты. Нарты это узкие сани, в которых впрягаются олени. Суть соревнований – как можно быстрее перепрыгнуть через 20 нарт выстроенных в ряд. Очень интересно и не так легко, как может показаться. По крайней мере, добровольцам из городских жителей, которые вызвались поучаствовать в этих прыжках, пришлось нелегко.