Веками в мифах, легендах, сказаниях различных народов упоминались змеи . Иногда это были обычные пресмыкающиеся, те, которых можно встретить в лесу или увидеть в зоопарке и по телевизору, иногда они принимали облик чудовищ, наделенных сверхъестественными способностями. Змеи ассоциировались как с добром, так и со злом, с жизнью и со смертью, с созиданием и разрушением.

Взгляните на эту брошь, изготовленную в Норвегии в VI веке. Она выполнена в виде змея, которого называли Йормунганд, что означает «Змей, окружающий мир». Это существо часто встречается в норвежской мифологии. В одном из мифов рассказывается о том, как бог Тор пытался осушить океан и изгнать Змея.

Змея как символ. В религии, мифологии и литературе змея часто выступает как символ способности приносить здоровое потомство, отчасти потому, что это существо напоминает своей формой мужской половой орган. Также змеи ассоциируются с водой и землей, так как многие виды этих животных живут в воде или в норах под землей. Древние китайцы считали змею символом животворящего дождя. Традиционные верования Австралийцев, индийцев, североамериканцев и африканцев связывали змею с радугой, которая в свою очередь была символом дождя и плодородия.

По мере своего роста змея несколько раз меняет свою кожу, сбрасывая старую, под которой оказывается новая, сияющая яркими красками. По этой причине змею считают символом возрождения, перемен, бессмертия, врачевания. В древней Греции змей считали священными благодаря Асклепию, богу медицины. Асклепия изображают с посохом, увитым змеями. Легенда рассказывает, что однажды он шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашел эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых. Обвитый змеёй жезл Асклепия стал символом медицины.



И для греков и для египтян змея свернувшаяся кольцом и кусающая свой хвост, считалась символом вечности. Основано это на веровании в то, что змея съедает сама себя и возрождается вновь в бесконечном цикле разрушения и созидания.

Живущие на земле и под землей змеи в мифах и верованиях некоторых народов считались существами, охраняющими вход в подземное царство. В этой ипостаси они ассоциируются с тайной мудростью и священными обрядами, но также имеют и другое, более зловещее значение. Змея как символ зла, смерти и предательства может быть связана с тем фактом, что многие из них ядовиты и опасны. Дьявол и его сподручные часто изображаются в виде змея, напоминая о том факте, что именно хитрый Змей-искуситель заставил Адама и Еву ослушаться Бога и лишиться жизни в райском саду Эдема.

Некоторые святые в христианской религии имели возможность изгонять змей, демонстрируя тем самым чудесную силу, данную им создателем. Так, Святой Патрик избавил от змей Ирландию.

Нага — божество индийской и буддистской мифологии показывает, как змея может символизировать одновременно добро и зло, страх и надежду. Не смотря на то, что эти существа могут принимать любую форму, включая полное перевоплощение в человека, чаще всего их изображают в виде змеи с человеческой головой. Наги живут в подводном или подземном царстве. Они контролируют выпадение дождей и различными способами общаются с богами и людьми. Одни творят добро, как, например, Мучалинда, король змей, который укрыл Будду во время шторма. Другие могут быть жестокими и мстительными.

Змея в мифологии. Во многих мифологических существах качества змеи соединяются с чертами человека или различных животных. В греческой мифологии Ехидна была наполовину женщиной, наполовину змееподобным чудовищем, а среди ее потомства было несколько драконов. Культурным героем Афин является Цекропс, имеющий голову человека и тело змеи. Важное место в мифологии ацтеков и толтеков занимал Кветцалькоатль, пернатый змей.

В средние века в Европе люди рассказывали о василиске, змее с туловищем дракона, который мог убить свою жертву всего лишь взглянув или дохнув на нее. Мелузина, еще одна фигура европейского фольклора была полуженщиной-полузмеей или полурыбой и должна была один день в неделю проводить в воде.

Мифические существа, проявляющие свои негативные качества,часто изображаются в виде врагов людей и богов. Например, чудовище, встречающееся в норвежских преданиях, это Нидхогг, змей, обвивающий корни Древа Мира. Веками он пытается уничтожить мир, раздавив или прокусив ствол этого Древа. В мифологии древнего Египта форму змея принимает демон хаоса, Апопис. Каждую ночь он нападал на Ра, бога Солнца. Но Мехен, другой гигантский змей обвивался вокруг солнечной лодки Ра и защищал его от Апописа — прекрасный пример того, что змеи могут символизировать как добро, так и зло. Мифологические змеи, как силы добра могут действовать разными способами — создают мир, защищают его, помогают людям. Племена, проживающие в западной Африке рассказывают о Да, огромной змее, 3500 колец которой поддерживают космический океан, в котором плавает земля. Другие 3500 колец поддерживают небо. Иногда люди видят отблеск многоцветной чешуи Да в радуге или в свете, отраженном в поверхности воды.

Согласно рассказам индейцев племени диегуэньо, живущего на территории Калифорнии, многие секреты цивилизации люди узнали от гигантской змеи по имени Умаи-хулхлайа-вит. Эта змея жила в океане, пока люди не исполнили определенный обряд и не позвали ее на Землю. Они построили для нее жилье, но оно было слишком мало, чтобы вместить ее. Когда она почти целиком заползла туда, люди подожгли убежище, и вскоре тело змеи вспыхнуло, наполняя землю знанием, мудростью, песнями и другими культурными богатствами, которые в нем хранились.

Морские змеи. Таинственные змеи присутствуют не только в древних мифах, но и в более современных легендах. Веками люди рассказывали о гигантских змеях или змееподобных чудовищах, живущих в море или озерах. Хотя ученые, исследующие моря признают, что морские глубины могут населять неизвестные существа, никто, тем не менее, не доказал существование нового вида морской змеи. Наиболее вероятно, что таинственные существа, замеченные в воде, это всего лишь плавающие массы водорослей, бревна, гигантские кальмары или обыкновенные акулы и морские львы.

P.S. Скачать готовую презентацию для школы "Змеи в мифах и легендах "

Правообладатель: портал Зооклуб
При перепечатке данной статьи активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА, в противном случае, использование статьи будет рассматриваться как нарушение "Закона об авторских и смежных правах".

Змеи, как и другие рептилии, обитают на Земле в течение десятков миллионов лет, но прослеживание их эволюционного происхождения стало огромной проблемой для палеонтологов. В следующих 11 пунктах статьи, вы найдете фотографии и описание различных древних змей, начиная от динилизия до самой большой доисторической змеи в мире - титанобоа.

1. Динилизия

Естественная среда : редколесье Южной Америки;

Исторический период : позднемеловой период (90-85 млн лет назад);

Размер и вес : около 1,80-3 м в длину и 5-10 кг;

Рацион : небольшие животные;

Отличительные характеристики : умеренный размер; тупой череп.

Создатели фильма "BBC: Прогулки с динозаврами" были довольно хорошо осведомлены о доисторических рептилиях, поэтому непростительно, что в последнем эпизоде "Смерть династии" (1999 года), изображена огромная ошибка с участием змеи динилизия.

Эта доисторическая змея была показана, как угроза для молодняка тиранозавр ов, несмотря на то, что: во-первых динилизия жила на 10 миллионов лет раньше Тиранозавра Рекс, а во-вторых, эта змея была родом из Южной Америки, в то время как Т-Рекс жил в Северной Америке.

2. Эподофис (Eupodophis descouensi)

Естественная среда

Исторический период

Размер и вес : около 1 м в длину;

Рацион : мелкие животные;

Отличительные характеристики : маленький размер; крошечные задние ноги.

Эподофис является классической переходной формой между ящерицами и безногими змеями. Эти рептилии мелового периода обладали крошечными (около 2 см) задними лапами, с характерной бедренной и большеберцовой костями. Как ни странно, эподофис и два других рода (хаасиофис и пахирахис ) ископаемых змей, оснащенных рудиментарными ногами, были обнаружены на Ближнем Востоке, явном рассаднике змей 100 миллионов лет назад.

3. Гигантофис

Естественная среда : редколесье Северной Африки и Южной Азии;

Исторический период : в конце эоцена (40-35 млн лет назад);

Размер и вес : до 10 м в длину и до 500 кг;

Рацион : небольшие животные;

Отличительные характеристики : большой размер; емкие челюсти.

Примерно 10 метров в длину и массой около полутонны, доисторическая змея гигантофис, до недавнего времени считался самой большой змеей из когда-либо живших в мире, пока в Южной Америке не были обнаружены останки древней змеи титанобоа, намного большего размера (15 м в длину и массой около тонны).

4. Хаасиофис

Естественная среда : редколесье Ближнего Востока;

Исторический период : позднемеловой период (100-90 млн лет назад);

Размер и вес : около 1 м в длину;

Рацион : мелкие морские животные;

Отличительные характеристики : умеренный размер; крошечные задние конечности.

Некоторые палеонтологи считают, что хаасиофис состоял в родстве с более древними змеями из рода пахирахис, но большая часть доказательств (в основном имеющих отношение к форме черепа и структуры зубов) помещает этих змей в отдельный род.

Естественная среда : редколесье Южной Америки, Западной Европы, Африки и Мадагаскара;

Исторический период : позднемеловой-плейстоцен (90-2 млн лет назад)

Размер и вес : 3-9 м в длину и массой 2-20 кг;

Рацион : мелкие животные;

Отличительные характеристики : от умеренного до большого размера; строение позвонков.

Как вы можете догадаться из необычно широкого географического и временного диапазона змей рода madtsoia (различные виды madtsoia охватывают временной промежуток в 90 миллионов лет), палеонтологи далеки от точной сортировки эволюционных связей этих доисторических змей.

6. Наяш (Najash rionegrina)

Естественная среда : редколесье Южной Америки;

Исторический период : позднемеловой период (90 млн лет назад);

Размер и вес : около 1 м в длину;

Рацион : мелкие животные;

Отличительные характеристики : умеренный размер; небольшие задние конечности.

В отличие от других родов базальных змей: эподофис, пахирахис и хаасиофис, которые проводили большую часть своей жизни в воде, змеи рода наяш, вели исключительно наземный образ жизни.

7. Пахирахис

Естественная среда : реки и озера Ближнего Востока;

Исторический период : раннемеловой период (130-120 млн лет назад);

Размер и вес : до 1 м в длину и массой около 1 кг;

Рацион : рыба;

Отличительные характеристики : длинное змеиный тело; маленькие задние ноги.

Пахирахис является идеальной промежуточной формой между ящерицами и змеями: эти древние рептилии обладали исключительно змеиным телом, в комплекте с чешуей, головой, как у питона и парой рудиментарных задних конечностей, расположенных в нескольких сантиметрах от конца хвоста.

8. Санаех (Sanajeh indicus)

Естественная среда : редколесье Индии;

Исторический период : позднемеловой период (70-65 млн лет назад);

Размер и вес : до 3,5 м в длину и массой 10-20 кг;

Рацион : мелкие динозавры;

Отличительные характеристики : умеренный размер; ограниченное сочленение челюстей.

Санаех (Sanajeh indicus) значительно уступал по размерам самой большой в мире доисторической змее, но это единственный вид, который с большой уверенностью охотился на динозавров (в основном на детенышей и мелкие виды динозавров до 50 см в длину).

9. Тетраподофис

Естественная среда : редколесье Южной Америки;

Исторический период : раннемеловой период (120 млн лет назад);

Размер и вес : 30 см в длину и массой несколько сотен грамм;

Рацион : насекомые;

Отличительные характеристики : маленький размер; четыре рудиментарные конечности.

Тетраподофис имеет сомнительное происхождение - он якобы был обнаружен в Бразилии, но никто не может точно сказать, где и кем, а также как ископаемые останки попали в Германию. Некоторые палеонтологи сомневаются, что тетраподофис является настоящей доисторической змеей.

10. Титанобоа

Естественная среда : редколесье Южной Америки;

Исторический период : палеогеновый период (60 млн лет назад);

Размер и вес : до 15 м в длину и массой около 1 т;

Рацион : животные;

Отличительные характеристики : гигантский размер; маскировочный окрас.

Титанобоа - самая большая доисторическая змея в мире, которая когда-либо жила на нашей планете. Она достигала до 15 м в длину и весила около 1 т. Единственная причина, почему она не охотилась на динозавров заключается в том, что титанобоа появилась через несколько миллионов лет после их гибели. В статье " ," вы сможете ознакомится с массой интересной информации о этих гигантских змеях.

11. Вонамби

Естественная среда : равнины Австралии;

Исторический период : эпоха плейстоцена (2 млн - 40 тысяч лет назад);

Размер и вес : 5-6 м в длину и массой около 50 кг;

Рацион : животные;

Отличительные характеристики : большой размер; примитивная голова и челюсти.

Хотя австралийские вонамби не были напрямую связаны с современными питонами и удавами, эти змеи имели схожий стиль охоты: сжимая свои мышечные кольца вокруг ничего не подозревающих животных и медленно душа их до смерти.

Хотел написать очередной биографическо-исторический обзор по удавам и питонам, но, покопавшись в литературе, впал в полнейшее отчаяние... там такааая жесть творится с разными теориями, что просто руки опускаются. Ппц. Кого только с кем не объединяют, как только не выпендриваются! Кто-то пишет, что обыкновенные удавы и мадагаскарские акрантофисы суть почти одно и тоже (что вроде бы логично, только географию хрен увяжешь), кто-то же объединяет всех мадагаскарцев с западно-африканскими удавчиками калабариями (чебля!?!?)! Кто-то считает, что питоны близки к ксенопельтисам и американским двуцветным змеям (Loxocemidae ), а кто-то - что к слепозмейкоподобным сверташкам (Anilius )...
Читаешь и начинает казаться, что они просто по лохотрону случайных чисел теперь филогенетические деревья строят...

Так что я просто в нескольких словах для галочки опишу классическую теорию, еще середины XX века рождения.

Как вы знаете, питоны и удавы - это совсем разные семейства, отличающиеся костями черепа, способами размножения и т.п..
Удавы в узком смысле (Boinae ), включающие в себя собственно удавов-удавов (Boa constrictor и мадагаскарцы), гладкогубых эпикратесов с анакондами (они теперь вместе, гы!), узкобрюхих кораллусов и кандой, имеют гондванское происхождение.

Boa constrictor

Как многие из вас знают, в Мезозое супер-мега-пра-континент Пангея расплылся на две половинки - северную (Лавразия) и южную (Гондвана - это Ю. Америка, Африка, Антарктида, Австралия и Индия с Аравией). Многие интересные твари, считающиеся архаичными, примитивными, реликтовыми и т.п., имеют гондванское происхождение (это диапазон Юра - ранний Мел). Таковы сумчатые, онихофоры, многие интересные и малоизвестные насекомые (вроде гигантских "сверчков" вет), целый букет разных любопытных папоротников и голосеменных... ну и удавы, собственно.

Sanzinia madagascariensis

Дальнейшие тектонические подвижки привели к тому, что мы видим сейчас - Южная Америка соединилась с Северной, Африка с Аравией (и, отдельно, Индией) причленилась к Евразии, Антарктида уплыла хрен знает куда, и только Австралия осталось относительно интактной.
Удавы Южной Америки частично проникли в Северную - особенно успешными в этом смысле оказались эпикратесы, давшие чудесный букет видов в Центральной Америке и на островах Карибского бассейна. Чуть меньше преуспели в этом кораллусы.
Как развивались события в Африке - не совсем понятно. Во всяком случае, сейчас удавов там нет, они сохранились только на Мадагаскаре, так как туда (с момента его изоляции 100 млн лет назад) по каким-то неведомым соображениям не смог перебраться почти никто! С Мадагаскаром вообще все как-то слишком красиво, чтоб быть правдой. Там сохранились и удавы, и игуаны, и черепахи Podocnemididae , есть даже отдельное подсемейство ужеобразных Pseudoxyrhophiinae , и куча еще всего, нерептилийного...
Про Индию особо ничего не известно. Зато известно про Австралию и всякую Океанию. Почти везде там удавы повымерли, за исключением отдельных, сильно раскиданных точек, где обитают виды странного рода Candoia (это Новая Гвинея, некоторые острова Индонезии, и Меланезия - Соломоновы о-ва, Фиджи, Самоа и др.).

Candoia aspera

Что касается Антарктиды, то там сохранялась некоторая наземная жизнь вплоть до конца Палеогена. После этого все материки уплыли слишком далеко на север, и вокруг Антарктики оказался широченный океан. Там сложилось Южное Циркумполярное течение, превратившее бывший зеленый материк в холодильник. Короче, померзло там все к чертям.

Про мелких удавов вроде унгалиофисов и тропидофисов я писать, пожалуй, не буду - там полный бардак со взаимным родством... тоже самое и с удавчиками (Erycinae ).
А про настоящих питонов можно и написать. В смысле, про Pythoninae .
Судя по всему, возникли они где-то в Евразии. Во всяком случае, самые ранние палеонтологические находки (эоцен) и ряд молекулярных данных свидетельствует об этом (точное географическое место назвать нереально). По-видимому, первые питоны были вполне похожи на современных питонов из рода Python . Они прошли в Африку и, через всю Азию, к островам Индонезии, где расселились по островам и попали в Австралазию. Там, на Новой Гвинее и Австралии началось массовое видообразование, где-то в олигоцене-миоцене! Где мы теперь знаем много видов из родов Liasis , Apodora, Morelia, Aspidites, Bothrochilus, Antaresia ... Рай для питонов)))

Broghammerus reticulatus

Bothrochilus boa

Morelia carinata

Liasis mackloti

Титанобоа! Реконструкция Titanoboa cerrejonensis

Как-то примерно так. Еще раз оговорюсь, что среди удавов и питонов (и прочих трахибоа) столько путаницы, что разгрести ее нет никакой возможности. Систематики будут еще лет 10-15 спорить по этому поводу, не меньше... есть например ряд доводов в пользу того же гондванского происхождения питонов (хотя эта гипотеза мне совсем не нравится).

Источники:
1. Noonan, B. P., & Chippindale, P. T. (2006). Dispersal and vicariance: the complex evolutionary history of boid snakes. Molecular phylogenetics and evolution, 40(2), 347-358.
2. Scanlon, J. D. (2001). Montypythonoides: the Miocene snake Morelia riversleighensis (Smith & Plane, 1985) and the geographical origin of pythons. MEMOIR-ASSOCIATION OF AUSTRALASIAN PALAEONTOLOGISTS, 25, 1-36.
3. Slowinski, J. B., & Lawson, R. (2002). Snake phylogeny: evidence from nuclear and mitochondrial genes. Molecular phylogenetics and evolution, 24(2), 194-202.
4. Vences, M., Glaw, F., Kosuch, J., Böhme, W., & Veith, M. (2001). Phylogeny of South American and Malagasy boine snakes: molecular evidence for the validity of Sanzinia and Acrantophis and biogeographic implications. Copeia, 2001(4), 1151-1154.

Древние змеи и богиня-мать

В древней Месопотамии шумеры утверждали, что они постоянно подпитываются молоком Нинхурсаг, великой богини матери. Она также известна под именем Нинлиль, супруги Энлиля. Позже они стали Адамом и Евой и получили известность как Сияющие и змеи. Многие ученые убеждены, что Нинлиль, возможно, была прообразом богини матери. Она известна под именем Ки или Нинти/Нинту. У этой земной змееподобной богини было две головы или два глаза, в чем прослеживается ее связь с Ашторет (Ашерой), финикийской богиней любви, символ которой - двуглавая змея. Она слилась со своей дочерью Анат и стала женой Иеговы, как Матронит или Шхина. Была богиней здоровья и плодородия. Ей поклонялась Сарра (Сарасвати), жена Авраама (Брахмы). Сирийцам она была известна как Атаргатис, Сирена, потому что ее представляли по пояс в воде (у ворот в потусторонний мир). В Египте Нинхурсаг называли Исидой, прародительницей мессианской линии, а в Греции - Деметрой, богиней потустороннего мира. Согласно некоторым источникам, Нинхурсаг обладала самой могущественной жизненной силой, которую почитают как «звездный огонь».

То, что Исида и Нинхурсаг - одна и та же двуглавая богиня-змея, объясняет существование множества изображений, где она кормит фараонов, детей богов, своим священным молоком. Ни одна из этих богинь не существовала на самом деле. Они были антропоморфными образами Матери Мира, великой защитницы и хранительницы потустороннего мира, которая открывала ворота в параллельные миры с помощью своей внутренней силы - силы земли. Так как ее всегда ассоциируют со змеями и потусторонним миром, она была первым образом шаманки, женщины-шамана, способной управлять духами того мира.

В образе змеи или Левиафаном была и Тиамат, со временем превратившаяся во множество других змееподобных богов и богинь. Чрево Нинхурсаг представляло собой потусторонний мир - место, светящееся, как Космос. В качестве «носительницы света» она похожа на Марию, мать Иисуса. В Вавилоне, в чем мы убедимся позже, ворота в святилище представлялись как вход в чрево богини матери, а потусторонний мир часто изображался в виде двух столпов. Эти столпы символизировали дуальность и равновесие, и, чтобы пройти через них, нужно было установить священное равновесие. Чаще всего вокруг этих столпов обвивались змеи; они были увенчаны цветком лотоса - символом озарения, откуда появился индийский Агни, Сияющий. Конечно, это позволяет понять значение столпов - близнецов современных масонов. Поэтому столпы, в отличие от пространства между ними, тайного места на Земле, не представляют особой ценности.

В индуизме существуют легенды о том, что сам Сияющий Агни появился из предвечного чрева матери, и у нас появляется прекрасное изображение места, откуда исходит свечение - потусторонний мир. Это не то место, о котором мы узнаем после смерти, а то, куда можно попасть, пребывая в этом мире. Так говорил Иисус.

Шумерский Сияющий Ан или Ану, чьим символом был столп (половина дуального образа), великий бог священного города на вершине, где пировали великие, ослепительные и могущественные боги. Он был внутренним солнцем и настоящим солнечным божеством. Его город был везде, где всходило Солнце. Появившись из чрева змеи или потустороннего мира, Тиамат, как и Агни, стал основным мотивом индийских мифов. Вот почему он - символ места на земле, откуда может быть осуществлен вход в иной мир. Его символ - внутреннее солнце с четырьмя лучами - крест, ставший прообразом креста христианского помазанника - Христа. Крест - прекрасное средство для фиксации местоположения. Этот четырехконечный символ был известен как сару , ветер, исходящий от Ана/Ану, Сияющего или солнца. Ветер был дыханием жизни, словом и символом позднего христианства, Святым Духом, приносящим мудрость, знание и силу. Ветер был женским началом (это - другое проявление квантовой волновой частицы, которая позволяет взглянуть на ворота с научной точки зрения, в чем мы убедимся в дальнейшем).

Этот солнечный город Ан, чрево Тиамат или потусторонний мир шамана был тем местом, откуда появилась вода, что указывает на более позднюю связь воды и змеи. Ваза Ана - чрево богини матери, «место, откуда вытекают воды, открывая чрево». Заметьте, здесь воды открывают ворота в потусторонний мир. Этот факт приобретет большое значение в более поздних мифах мира.

В образе этого шумерского Сияющего можно найти и многие другие элементы путешествия через ворота. Например, Ан/Ану изображается стоящим на «блистательной горе», символизирующей Мировую Мать и чрево, или ворота в потусторонний мир. В последующем могильные холмы по всему миру ассоциировались со змеей и потусторонним миром. Как прототип рогатых богов Европы и других территорий, Ан/Ану называли «рогатым», особенно - Осириса, типичного шамана-мужчину. В Шатапатха-брахмана, религиозном «индийском» тексте - так христиане называли все языческие религии, от 300 года н. э., обнаруживается, что слово «рог» означает «чрево первозданности». Это символ Творения. Нужно излучать свет, чтобы проникнуть вовнутрь и остаться там. Поэтому не удивительно, что эти рога, особенно рога солнечного быка, использовались как алтари, и над ними изображался солнечный ореол. На самом деле, сама земля - алтарь (тонкий намек на ворота, созданные по всему миру).

Этот же текст говорит, что «Рог черного оленя и есть - то самое чрево. Священник касается его лбом, чуть выше правой брови», произнося: «Ты - чрево Индры». Этот образ черного оленя с незапамятных времен настолько важен тем, что черный цвет является символом пустоты; в этом можно убедиться на примере Черной Мадонны средневековой Европы.

В индийской мифологии тантрические чаши из черепов хранили в себе силу внутренних ворот, которая излучалась из рогов заряженного энергией черепа. Эти черепа, в совокупности с другими поверьями и мифами, породили образ Святого Грааля. Все они символизировали чрево или потусторонний мир богини матери. Но Кретьен де Труа, автор «Персиваля», замечательной легенды из артурианского цикла, писал, что Грааль как чаша символизирует чрево богини . Заметьте, что он говорит как чаша . Именно поэтому Святой Грааль с философской точки зрения представлялся чашей или кубком. Эта ассоциация также подтверждается этимологическими и мифологическими связями. Поэтому не удивительно, что череп-кубок всегда соотносился со змеей. Череп - наша пещера, наши врата в потусторонние миры.

Позднее в христианстве эти идеи приобретут форму купели, символизирующей полное воды чрево богини матери, в котором мы умираем, чтобы родиться вновь. Говорят, что Мария, великая богиня-мать христианства, была «igne sacro inflammata», что означает - оплодотворена священным огнем мужчины, создавая желанный божественный союз стихии Воды (женское/отрицательное) и Огня (мужское/положительное) - для поддержания земных энергий в равновесии и для осуществления входа через ворота. Поэтому не удивительно, что на европейских купелях часто встречаются изображения змеев, драконов и даже быков и рогов. Под этим слоем образов мы увидим женскую, лунарную сущность рогов, обвиваемых змеем (мужское начало), на многих образах Девы Марии, особенно на образе Девы Марии Гваделупской (змеи обвивают перевернутый полумесяц - рогатую Луну). На всех подобных образах, что мне удалось отыскать, я обратил внимание на то, как светящиеся лучи появлялись из-за спины Марии, стоящей в овальном обрамлении Vesica Piscis миндалевидной формы, созданной пересечением двух кругов. Vesica Piscis означает «пузырь рыбы», который тысячелетиями считался святым и являлся священным символом.

Союз змеи и быка более ярко проявляется в греческих мифах о Церере и Прозерпине, сообщающих огромную тайну: «Taurus Draconem genuit, et Taurum Draco» - «Бык породил змея, а змей - быка». Это объясняет порой непонятный элемент мужского и женского аспектов быка и змеи. В течение тысячелетий эти два образа ассоциировались друг с другом, в результате чего нередко возникала путаница между половыми обозначениями каждого символа. Иногда бык - солнечное творческое начало, а иногда рога быка, изображенные в виде полумесяца или перевернутой Луны, символизировали женский образ. Сначала змея была матерью творения, что позже скрылось за доминированием патриархального в религии. Ответ на эти загадки - не только в битве полов за контроль над религией; его можно найти в единстве противоположностей, необходимом для того, чтобы пройти через ворота в потусторонний мир. Разгадка - контроль наших собственных психологических противоположностей, противоположных энергий тела и понимание дуального характера земных энергий в определенных позициях. Именно поэтому с давних пор боги были богинями или и теми, и другими. Суть - в превращении в двуполых существ. Объединяйте силы разума; не позволяйте им бороться друг против друга. Змею и быка справедливо представляют вместе.

В Египте, Шумерии и других местах рога быка чрезвычайно важны. Так же как бык изначально был символом солнца, так и Ан/Ану был быком, убитым или укрощенным змееподобным Гильгамешем, прообразом несметного количества еврейских и христианских мифов и тем, кто может управлять, собирать воедино и держать в равновесии земные энергии, чтобы войти в царство богов.

В шумерском гимне Адару «Уж, змея» есть примечательная ссылка на быка, ассоциирующегося со своего рода древним Граалем:

(Мужчины) провозгласили его своим правителем (Адар [уж/змея]).

На голове его, как у большого спокойного быка гордо возвышались рога.

Камень Шу, ценный камень,

Сильный камень, змеиный камень и горный камень,

Воин, или огненный камень, их воин уносит в города.

Все элементы, необходимые для входа в потусторонний мир, зашифрованы в этой одной цитате. Люди провозгласили имя Великого Змея, таким образом завершив внутренний процесс обретения равновесия и энергии. От этого у быка поднимаются рога, что символизирует энергетический процесс и озарение. В результате образуется прочный камень или сосуд, предоставляя доступ в потусторонний мир. Это напоминает Камень Судьбы, дававший царям возможность править с помощью силы потустороннего мира. Другими словами, этот камень - исходный камень Святого Грааля. Правитель (тот, кто может править/вер-шить) знал время года и день (с помощью небес), когда было возможно сосредоточить энергии Земли в определенном положении.

Ответ можно найти и в имени небесного быка - Тауруса. Здесь мы еще раз встречаемся с объединением сущностей «Светящегося» - Тау и Ру(с). «Тау» - крест или символ Там-муза и многих других солнечных и мессианских божеств. Также «Тау» - это основа египетского символа Анх (символ ветра или дыхания жизни, который использовали боги и фараоны). Ветер снова представляется как бы появляющимся из креста Ана/Ану, Сияющего. Ру в виде овала помещался над крестом - Тау. Ру изначально был змеей, съедающей свой хвост, символом вечности, бессмертия и, как отмечает Кричтон Миллер, небесных циклов. Это - символ ворот, ставший овальным «пузырем» христианства, в котором Мария и Иисус часто изображаются появляющимися в лучах жизни.

Рис. 10. Иисус, распятый на Голгофе. Кикосский монастырь (Кипр).

В мифах и языке шумеров «сердце» и «чрево» или «вульва» обозначаются одним и тем же словом. Важным понятием было Ан Са Та , или «сердце Ан» - центр бытия, центр местопребывания Ан, Сияющего. Также там есть символические обозначения камня или горы, с помощью которых можно, как полагали, проникнуть в потусторонний мир. Между этой горой и горой, от которой был рожден боровшийся с быком Митра, нет разницы; она обозначает пещеру, в которой мог родиться сам Иисус. Гора в качестве проводника на пути открытия настоящих артефактов и мест, используемых как ворота, приобретет чрезвычайную важность.

Итак, потусторонний мир - это чрево великой Богини-Матери (Земли), символом которой была змея. Она связана с мужским творческим началом, воплощенным в быке, или другим образом, указывающим на определенное место, что создает плодородную почву для озарения (транса) и прохода через ворота. Эти верования до сих пор прослеживаются на примере Святого Грааля, Чаши Причастия и купели.

Из книги Посвящения и посвященные в Тибете [другая версия] автора Давид-Неэль Александра

ГЛАВА III ХАРАКТЕР ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ДОКТРИН МЕТОД И ЗНАНИЕ – ОТЕЦ И МАТЬ -ТРАДИЦИОННОЕ УСТНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ – МЕТОД И ЗНАНИЕ – ОТЕЦ И МАТЬ -ТРАДИЦИОННОЕ УСТНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ – ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОСВЯЩЕННЫХ -ЕВГЕНИКА Теперь мы обратимся к тому, чего же, собственно, так жадно ищет

Из книги Учебник по колдовству автора Каннингем Скотт

Богиня Богиня - вселенская мать. Она - источник плодородия, бесконечная мудрость и любящая ласка. Как Викка знает Ее, она часто выступает в трех ипостасях: Дева, Мать и Старуха. Их символизирует растущая, полная и ущербная Луна. Она - невспаханное поле, обильная жатва и

Из книги Тантрическая любовь автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Модная ведьма. Таро ведьм автора Невский Дмитрий

Богиня Котлов. Римская богиня Бона Дея Молодая и красивая женщина в ярких одеждах, украшенных цветами и лентами, держит в руках огромный котел, полный фруктов и овощей. Пред ней сидят несколько существ, как бы застыв в ожидании подарка этой прекрасной Богини.Ключевые

Из книги Магия Афродиты. Сила и красота женской сексуальности автора Мередит Джейн

Богиня Валунов. Греческая богиня Геката Женщина стоит на коленях на большом камне посреди широкой реки. В руках она держит пучок ивовых прутьев, водой с которых поливает змей, кишащих вокруг нее.Ключевые словаУчитель, мать, темноволосая богатая женщина, безопасность,

Из книги Энциклопедия колдовства и ворожбы автора Изон Касандра

Богиня Огня. Немецкая богиня Холда Древняя старая ведьма сидит за прядильным станком. В одной руке у нее веретено, в другой – нити, которые она намерена сплести. Рядом с ней горит свеча, освещая круг ее интересов. Взгляд старухи строг и сосредоточен на том, что она

Из книги 150 ритуалов для привлечения денег автора Романова Ольга Николаевна

Богиня Метловищ. Кельтская богиня Морригэн Молодая женина сидит на каменной скамье, держа в объятиях ребенка. Ребенок тянет богиню за волосы, вызывал умиление у нее на лице. Две кошки застыли у ее ног.Ключевые словаЗрелая женщина, тетя, бабушка, учитель, строгость,

Из книги Викканская энциклопедия магических ингредиентов автора Росеан Лекса

Первая нить. Богиня Я знала Афродиту раньше, но танец с ней заставил меня почувствовать, что красота и сила всегда идут рука об руку, что нельзя получать, не отдавая ничего взамен. Мириам Афродита – это богиня греческой мифологии, олицетворяющая любовь и красоту. Ее

Из книги Волшебство на каждый день от А до Я. Подробный и вдохновляющий путеводитель по миру природной магии автора Блейк Дебора

Близкая Богиня В своей практике я пережила несколько впечатлений, которые считаю моментами близости Афродиты.Однажды я стояла обнаженная на пустынном пляже в одиннадцать часов вечера при полной луне. Я впитывала воздух и свет и просила, чтобы вместе с изменениями луны

Из книги автора

Кто такая Богиня? Богиня – это историческая – и доисторическая фигура. У нее множество имен и лиц, появлявшихся на протяжении периода времени, большего, чем период существования письменности. В огромном множестве культур порождающая жизненная сила женственности

Из книги автора

Богиня Афродита Богиня любви, красоты, плодородия и сексуального восторга. Слава Афродиты простерлась далеко за границы страны ее происхождения – Греции. В римском пантеоне она была известна как Венера, кроме того, она связана с более древними Богинями. Она, как

Из книги автора

Богиня внутри вас Время: тридцать минут.Вам потребуется: дневник вашей магической работы.Оставьте первую страницу дневника чистой и начните писать со второй страницы.Напишите приведенные ниже заголовки, по одному на каждой странице. Под каждым заголовком напишите ваш

Из книги автора

Богиня как фокус Во многих религиях подчеркивается полярность женского/мужского начал, богини/бога и мужской и женской энергии. Мотив слияния этих двух сил, т. е. Священного брака, который символически отражен в Великом обряде соединения Земли и Неба, проник во все

Из книги автора

Богиня Лакшми В индуизме богиня Лакшми является покровительницей красоты, любви, благополучия и богатства (рис. 19). Она наполняет дом счастьем и приносит удачу. Если у вас имеется фигурка Лакшми, то все в вашем доме будет налаживаться. Поклонение ей приведет вас к

Из книги автора

Богиня Правитель: женская божественная энергия. Тип: божество. Магическая форма: изображения, имя. Статуи Богини на викканском алтаре посвящены ее конкретным аспектам, которые они и

Из книги автора

Богиня Одной из черт язычества, отличающих его от других религий мира, является наша вера не только в патриархального Бога-мужчину, но также в Богиню. В Отца и Мать, если угодно.Эта религия основывается на законах природы, поэтому разумно, что она следует принципам, которые

Тонкохвостый полоз это неядовитая змея, хотя как и все его собратья — хищник. Он питается мелкими грызунами, птицами, рептилиями. В общем, у большинства змей образ жизни именно такой. Приходится использовать своё туловище, которое очень сильное. Так как лап у него нет, а пасть не очень большая. Если полоз приложит всю свою силу в металлическую точку, то она может выломать металлический прут из забора. Это за счёт того, что мышцы идут вдоль позвоночника, и она в отличие от человека может сразу сократить или расслабить все мышцы.

Тонкохвостый полоз

Змеи достаточно древние существа. Они обитают на нашей планете от 180 до 250 миллионов лет. То есть по сути они ровесники динозавров. Появились змеи в Триасовом периоде. Оттуда известны самые первые остатки этих существ. Эта группа рептилий отчасти дожила до наших дней из-за того, что большинство змей ведут скрытный образ жизни.

Почему они утратили конечности? Тогда на Земле было очень много разных рептилий. Тогда появлялось много хищников. И нужно было, как то прятаться. И судя по всему, предки змей перешли к обитанию в почве. При роющем образе жизни как это ни странно лапы часто мешают. И в конце концов древние змеи решили с ними расстаться. Процесс утраты конечностей был постепенный, сначала были утрачены передние конечности. Затем остались только задние конечности. Вот уже у змеи Юрского периода были только задние конечности. Эти задние конечности уменьшились настолько, что стали похожи на два коготка, расположенных в основании хвоста. Окончательно змея потеряла ноги примерно 80 миллионов лет назад.

Но кто же был их предком? Вот это вопрос куда более сложный. Дело в том, что по своему строению, как внешнему, так и внутреннему змеи очень похожи на ящериц. Среди ящериц как раз попадаются формы без ног. Всём известная веретеница. Соответственно логично предположить0, что предками змей были ящерицы. И вот учёные, которые исследовали строение, а также молекулярное родство групп ящериц, остановились на двух вариантах.

Варан

Это вараны. У него язык схожий со змеиным, также строение черепа схожее со змеиным, это подвижные нижние челюсти. Обе половинки нижней челюсти соединяются не плотно. Подбородка у них нет, у них просто хрящевая ткань. В таких случаях челюсть может раздвинуться в сторону и пропустить крупную пищу. И учёные сделали вывод, что некоторые представителей варанов лишились конечностей. Не исключено, что некоторые вараны «решили» вообще уйти под землю, потом потеряли конечности, и так появились змеи.

Другие зоологи не согласны с этой точкой зрения. Отчасти от того, что среди варанов, как вымерших, так и современных никогда не было безногих форм. То есть никакой тенденции к потери конечностей у них не было. При чём многие вараны ведут почвенный образ жизни, но тем не менее лапы они не теряют. Строение позвоночника у змеи и у варана различные. А здесь сходство, должно быть куда более выраженное. Поэтому вараны среди кандидатов на роль предка змеи становятся на последнее место.

А кого же учёные ставят на первое место?


Гeкон токи.

Гeконы обычно ведут ночной образ жизни. Казалось бы ну никакого сходства со змеями нету. Дело в том, что гeконы могут образовывать безногие формы. На Новой Гвинее и в Австралии живут интересные почвенные гиконы под названием чешуеноги. У которых нету передних конечностей, а от задних остались две небольшие палочки, чрезвычайно похожие на таковые у мезозойских предков. У гeконов чрезвычайно похожее строение черепа в том, что ни у тех, ни у тех нету височных и скуловых дуг. Тех самых частей, которые поддерживают глаз. Поэтому глаз лежит в ямке, ничем не ограничивая. Кроме того и у гeконов и у змей одинаковое строение позвоночника. А совсем недавно, молекулярные биологи, исследовав ДНК гиконов, обнаружили, что на самом деле и даже наследственное вещество представителей этих двух групп чрезвычайно похожи. Так, что скорее всего змеи произошли именно от гeконов.