Многим людям нравятся забавные картинки, обманывающие их визуальное восприятие. Но знаете ли вы, что природа также умеет создавать оптические иллюзии? Причём, выглядят они на порядок более внушительно, чем сделанные человеком. К ним можно отнести десятки природных явлений и формаций, как редких, так и достаточно распространённых. Северное сияние, гало, зелёный луч, линзовидные облака - лишь малая часть из них. К вашему вниманию - 25 потрясающих оптических иллюзий, созданных природой.
Огненный водопад «Лошадиный хвост»

Каждый год в феврале потоки воды окрашиваются в огненно-оранжевый цвет

Этот красивый и в то же время пугающий водопад расположен в центральной части Национального Парка Йосемити. Он носит название Horsetail Fall (в переводе - «лошадиный хвост»). Каждый год на протяжении 4-5 февральских дней туристы могут увидеть редчайшее явление - лучи закатного солнца отражаются в ниспадающих потоках воды. В эти моменты водопад окрашивается в огненно-оранжевый цвет. Кажется, что с верха горы стекает раскалённая лава, но это всего лишь оптический обман.

Водопад «Лошадиный хвост» состоит из двух ниспадающих потоков, его общая высота достигает 650 метров.

Ложное Солнце


Настоящее Солнце и два ложных

Если Солнце находится на малой высоте над горизонтом, а в атмосфере присутствуют микроскопические кристаллы льда, наблюдатели могут заметить несколько светлых радужных пятнышек справа и слева от Солнца. Эти причудливые гало преданно следуют за нашим светилом по небосводу, в какую бы сторону оно не направлялось.

В принципе, это атмосферное явление считается довольно распространённым, но заметить эффект трудно.

Это интересно: В редких случаях, когда солнечный свет проходит сквозь перистые облака под необходимым углом, эти два пятна становятся настолько же яркими, как и само Солнце.

Эффект лучше всего наблюдать ранним утром или поздним вечером в полярных районах.
Фата-моргана


Фата-моргана — редчайшая оптическая иллюзия

Фата-морганой называют сложное оптическое атмосферное явление. Наблюдается оно крайне редко. По сути, фата-моргана «состоит» из нескольких форм миражей, благодаря которым отдалённые объекты искажаются и «раздваиваются» для наблюдателя.

Известно, что фата-моргана возникает тогда, когда в нижнем слое атмосферы образуются (как правило, из-за разницы температур) несколько количество чередующихся слоёв воздуха, имеющих различную плотность. В определённых условиях они дают зеркальные отражения.

Вследствие отражения и преломления лучей света, реально существующие объекты могут создавать на горизонте или даже над ним сразу несколько искажённых изображений, которые частично накладываются друг на друга и стремительно меняются со временем, тем самым создавая поразительную картину фата-морганы.
Световой столб


Световой столб, исходящий от опускающегося за горизонт Солнца

Свидетелями световых (или солнечных) столбов мы становимся достаточно часто. Так называется распространённый вид гало. Этот оптический эффект выглядит, как вертикальная полоса света, которая тянется от солнца при закате или восходе. Световой столб можно наблюдать, когда свет в атмосфере отражается от поверхности мельчайших кристаллов льда, имеющих форму ледяных пластин или миниатюрных стержней с 6-угольным сечением. Кристаллы подобной формы образуются чаще всего в высоких перисто-слоистых облаках. Но если температура воздуха достаточно низкая, они могут появляться и в менее высоких слоях атмосферы. Думаем, не стоит объяснять, почему световые столбы чаще всего наблюдаются в зимний период.
Брокенский призрак


При соблюдении определённых условий тень может выглядеть, как привидение

Когда на улице стоит густой туман, вы можете наблюдать интересное оптическое явление - так называемый брокенский призрак. Для этого необходимо просто повернуться спиной к основному источнику света. Наблюдатель сможет увидеть собственную тень, лежащую на тумане (или облаке, если вы находитесь в горной местности).

Это интересно: Если источник света, а также объект, на который отбрасывается тень, статичны, она будет повторять любое движение человека. Но совершенно по-другому тень будет отображаться на движущейся «поверхности» (к примеру, на тумане). В таких условиях она может колебаться, создавая иллюзию, что тёмный туманный силуэт перемещается. Создаётся впечатление, что это не тень, принадлежащая наблюдателю, а самый настоящий призрак.

Атлантическая дорога в Норвегии

Вероятно, в мире нет более живописных автотрасс, чем Атлантическая дорога, расположенная в норвежском округе Мёре-ог-Ромсдал.

Уникальное шоссе пролегает через северное побережье Атлантического океана и включает в себя целых 12 мостов, соединяющих дорожным покрытием отдельные острова.

Самое удивительное место Атлантической дороги - мост Storseisundet Bridge. С определённого ракурса может показаться, что он не достроен, а все проезжающие автомобили, поднимаясь наверх, приближаются к обрыву, а потом обрушиваются вниз.

Общая протяжённость этого моста, открытого в 1989 году, составляет 8.3 километра.

В 2005 году Атлантическая дорога была названа «Строением века в Норвегии». А журналисты британского издания The Guardian присудили ей звание лучшей туристической трассы этой северной страны.
Лунная иллюзия


Кажется, что Луна, расположенная над горизонтом, имеет большие размеры

Когда полная Луна склоняется низко над горизонтом, она визуально имеет намного больший размер, чем когда находится высоко в небе. Это явление серьёзно озадачивает тысячи пытливых умов, пытающихся найти ему какое-то разумное объяснение. Но на самом деле это - обычная иллюзия.

Самый незамысловатый способ подтвердить иллюзорность данного эффекта — подержать в вытянутой руке маленький округлый объект (к примеру, монету). Сравнивая размеры этого объекта с «огромной» Луной у горизонта и «крошечной» Луной в небе, вы удивитесь, ведь поймёте, что её относительный размер не претерпевает никаких изменений. Можно также свернуть лист бумаги в форме трубы и смотреть через образованное отверстие исключительно на Луну, без любых окружающих её объектов. Опять же, иллюзия исчезнет.

Это интересно: Большинство учёных, объясняя Лунную иллюзию, ссылаются на теорию «относительного размера». Известно, что визуальное восприятие размеров видимого человеком объекта определяется габаритами других предметов, наблюдаемых им в то же время. Когда Луна находится низко над горизонтом, в поле зрения человека попадают иные объекты (дома, деревья и т. д.). На их фоне наше ночное светило кажется большим, чем в действительности.

Тени облаков


Тени облаков выглядят, как небольшие островки

В солнечный день с большой высоты очень интересно наблюдать за тенями, отбрасываемыми облаками на поверхности нашей планеты. Они напоминают небольшие постоянно перемещающиеся острова в океане. К сожалению, наземным наблюдателям оценить всё великолепие этой картины не удастся.
Мотылёк атлас

Мотылёк атлас

Огромная моль атлас встречается в тропических лесах на Юге Азии. Именно это насекомое является рекордсменов по площади поверхности крыльев (400 квадратных сантиметров). В Индии эту моль разводят для получения шёлковых нитей. Исполинское насекомое производит коричневый шёлк, внешне напоминающий шерсть.

Из-за больших размеров мотыльки атлас отвратительно летают, передвигаясь в воздухе медленно и неуклюже. Зато уникальная расцветка их крыльев помогает маскироваться в естественной среде обитания. Благодаря ей атлас буквально сливается с деревьями.
Роса на паутине

Роса на паутине

По утрам или после дождя на паутинках можно увидеть крошечные капельки воды, напоминающие ожерелье. Если паутина очень тонкая - у наблюдателя может создаться иллюзия, что капли буквально парят в воздухе. А в холодное время года паутина может быть покрыта инеем либо замёрзшей росой, такая картина выглядит не менее впечатляюще.
Зелёный луч

Зелёный луч

Кратковременную вспышку зелёного света, наблюдаемую за мгновение до появления солнечного диска из-за горизонта (чаще всего, на море) или в момент, когда солнце скрывается за ним, называют зелёным лучом.

Стать свидетелем этого удивительного явления можно при соблюдении трёх условий: горизонт должен быть открытым (степь, тундра, море, горная местность), воздух - чистым, а область захода или восхода Солнца - свободной от облаков.

Как правило, зелёный луч виден не более 2-3 секунд. Чтобы значительно увеличить временной интервал его наблюдения в момент захода Солнца, нужно сразу после появления зелёного луча начать быстро взбегать по земляной насыпи или подниматься по лестнице. Если Солнце восходит - двигаться нужно в противоположном направлении, то есть, вниз.

Это интересно: В ходе одного из полётов над Южным полюсом известный американский лётчик Ричард Бэрд видел зелёный луч на протяжении целых 35 минут! Уникальный случай произошёл в конце полярной ночи, тогда верхний край солнечного диска впервые показался из-за горизонта и медленно передвигался вдоль него. Известно, что на полюсах солнечный диск перемещается практически горизонтально: скорость его вертикального подъёма очень мала.

Физики объясняют эффект зелёного луча рефракцией (то есть, преломлением) солнечных лучей при прохождении через атмосферу. Интересно, что в момент захода или восхода Солнца мы должны были бы раньше всего увидеть синие или фиолетовые лучи. Но длина их волн настолько мала, что при проходе через атмосферу они практически полностью рассеиваются и не доходят до земного наблюдателя.
Околозенитная дуга

Околозенитная дуга

По сути, околозенитная дуга выглядит, как радуга, перевёрнутая вверх ногами. Некоторым людям она даже напоминает огромный разноцветный смайлик на небе. Это явление образуется благодаря преломлению солнечных лучей, проходящих через парящие в облаках кристаллики льда определённой формы. Дуга сосредотачивается в зените параллельно горизонту. Верхний цвет этой радуги - синий, нижний - красный.
Гало

Гало вокруг Луны

Гало - один из самых известных оптических феноменов, наблюдая за которым, человек может видеть светящееся кольцо вокруг мощного источника света.

Днём гало появляется вокруг Солнца, ночью - вокруг Луны или других источников, к примеру, уличных фонарей. Существует огромное количество разновидностей гало (одной из них является упоминавшаяся выше иллюзия ложного Солнца). Практически все гало вызваны преломлением света при прохождении через ледяные кристаллы, сосредотачивающиеся в перистых облаках (находящихся в верхних слоях тропосферы). Вид гало определяется формой и расположением этих миниатюрных кристалликов.
Розовый отблеск Солнца

Розовый отблеск Солнца

Розовый отблеск видел, наверное, каждый житель нашей планете. Это интересное явление наблюдается в момент, когда Солнце заходит за горизонт. Тогда горы или другие вертикальные объекты (например, многоэтажные дома) на небольшое время окрашиваются в нежно-розовый оттенок.
Сумеречные лучи

Сумеречные лучи

Сумеречными лучами учёные называют распространённое оптическое явление, выглядящее как чередование множества светлых и тёмных полос на небосводе. При этом все эти полосы расходятся из текущего места нахождения Солнца.

Сумеречные лучи - одно из проявлений игры света и тени. Мы уверены, что воздух совершенно прозрачный, а лучи света, которые проходят сквозь него, невидимы. Но в случае наличия в атмосфере мельчайших капелек воды или частиц пыли солнечный свет рассеивается. В воздухе образуется белесая дымка. Она практически незаметна в ясную погоду. Но в условиях облачности частицы пыли или воды, находящиеся в тени туч, освещаются слабее. Поэтому затенённые области воспринимаются наблюдателями, как тёмные полосы. Чередующиеся с ними хорошо освещённые области, наоборот, кажутся нам яркими световыми полосами.

Похожий эффект наблюдается, когда солнечные лучи, пробиваясь сквозь щели в тёмную комнату, образуют яркие световые дорожки, освещая парящие в воздухе частицы пыли.

Это интересно: Сумеречные лучи называют в разных странах по-разному. Немцы используют выражение «Солнце пьёт воду», голландцы - «Солнце стоит на ножках», а британцы именуют сумеречные лучи «лестницей Иакова» либо «лестницей ангелов».

Противосумеречные лучи


Противосумеречные лучи исходят из точки на горизонте, противоположной заходящему Солнцу

Эти лучи наблюдаются в момент заката Солнца на восточной стороне небосвода. Они, как и сумеречные лучи, расходятся веером, единственное отличие между ними - расположение относительно небесного светила.

Может показаться, что противосумеречные лучи сходятся в какой-то точке за горизонтом, но это только иллюзия. В действительности, лучи Солнца распространяются строго по прямым линиям, но при проекции этих линий на сферическую атмосферу Земли образуются дуги. То есть иллюзия их веерообразного расхождения обуславливается перспективой.
Северное сияние


Северное сияние в ночном небе

Солнце очень нестабильно. Иногда на его поверхности случаются мощные взрывы, после которых в сторону Земли на огромной скорости направляются мельчайшие частицы солнечного вещества (солнечный ветер). Чтобы достичь Земли, им требуется около 30 часов.

Магнитное поле нашей планеты отклоняет эти частицы к полюсам, вследствие чего там начинаются обширные магнитные бури. Протонные и электроны, проникающие в ионосферу из космического пространства, взаимодействуют с ней. Разрежённые слои атмосферы начинают светиться. Всё небо окрашивается разноцветными динамично движущимися узорами: дугами, причудливыми линиями, коронами и пятнами.

Это интересно: Наблюдать за северным сиянием можно в высоких широтах каждого полушария (поэтому будет правильнее называть данное явление «полярным сиянием»). География мест, в которых люди могут лицезреть это впечатляющее природное явление, значительно расширяется лишь в периоды высокой активности Солнца. Удивительно, но полярные сияния бывают и на других планетах нашей Солнечной системы.

Формы и цвета красочного свечения ночного неба быстро меняются. Интересно, что полярные сияния происходят исключительно в интервалах высот от 80 до 100 и от 400 до 1000 километров над уровнем земли.
Крушинница


Крушинница — бабочка с невероятно реалистичным природным камуфляжем

В начале апреля, когда устанавливается стабильно тёплая и солнечная погода, можно заметить красивое светлое пятнышко, порхающее от одного весеннего цветка к другому. Это - бабочка, называемая крушинницей или лимонницей.

Размах крыльев крушинницы составляет порядка 6 сантиметров, длина крыльев - от 2,7 до 3,3 сантиметров. Интересно, что расцветка самцов и самок отличается. Мужские особи имеют яркие зеленовато-лимонные крылышки, а женские - более светлые, практически белые.

Крушинница обладает удивительно реалистичным природным камуфляжем. Её очень трудно отличить от листьев растений.

Магнитный холм


Кажется, что автомобили под действием неизвестной силы катятся вверх по склону

В Канаде есть холм, на котором происходят экстраординарные вещи. Припарковав автомобиль возле его подножия и включив нейтральную передачу, вы увидите, что машина начинает катиться (без какой-либо помощи) вверх, то есть в сторону подъёма. Многие люди объясняют удивительное явление воздействием невероятно мощного магнитного, заставляющего машины катиться вверх на холм и развивать скорость до 40 километров в час.

К сожалению, ни магнетизма, ни волшебства здесь нет. Всё дело в обычной оптической иллюзии. Благодаря особенностям рельефа небольшой уклон (примерно в 2,5 градуса) воспринимается наблюдателем, как подъём наверх.

Основной фактор создания подобной иллюзии, наблюдаемой и во многих других местах земного шара, - нулевая или минимальная видимость горизонта. Если человек не видит его, то судить о наклонности поверхности становится достаточно трудно. Даже объекты, в большинстве случаев расположенные перпендикулярно земле (к примеру, деревья), могут склоняться в любую сторону, вводя наблюдателя в ещё большее заблуждение.
Соляные пустыни


Создаётся впечатление, будто все эти люди парят в небесах

Соляные пустыни встречаются во всех уголках Земли. У людей, находящихся посреди них, искажается восприятие пространства по причине отсутствия любых ориентиров.

На фотографии вы можете увидеть высохшее соляное озеро, расположенное в южной части равнины Альтиплано (Боливии) и носящее название солончак Уюни. Это место находится на высоте в 3,7 километра над уровнем моря, а его общая площадь превышает 10,5 тысяч квадратных километров. Уюни - самый крупный солончак на нашей планете.

Самые распространённые минералы, встречающиеся здесь - галит и гипс. А толщина слоя поваренной соли на поверхности солончака местами достигает 8 метров. Общие запасы соли оцениваются в 10 миллиардов тонн. На территории Уюни есть несколько отелей, построенных из соляных блоков. Мебель и другие предметы интерьера также сделаны из неё. А на стенах номеров висят объявления: администрация вежливо просит гостей ничего не облизывать. Кстати, переночевать в таких гостиницах можно всего лишь за 20 долларов.

Это интересно: В сезон дождей Уюни покрывается тонким слоем воды, благодаря чему превращается в крупнейшую на Земле зеркальную поверхность. Посреди бесконечного зеркального пространства у наблюдателей создаётся впечатление, что они парят в небесах или вообще находятся на другой планете.

Волна


Песчаные дюны превратились в камень

Волна — образованная естественным путём галерея из песка и скальных пород, располагающаяся на границе американских штатов Юта и Аризона. Поблизости находятся популярные в США национальные парки, поэтому Волна ежегодно привлекает сотни тысяч туристов.

Учёные уверяют, что эти уникальные скалистые образования формировались не один миллион лет: песчаные дюны под воздействием условий окружающей среды постепенно затвердевали. А ветер и дожди, длительное время воздействовавшие на эти образования, отшлифовали их формы и придали им столь необычный вид.
Голова индейца Апаче


Трудно поверить, что это скалистое образование сформировалось без вмешательства человека

Это естественное горное образование во Франции ярко иллюстрирует нашу способность узнавать знакомые формы, например, человеческие лица, в окружающих объектах. Учёные недавно выяснили, что у нас даже имеется специальный участок мозга, отвечающий за распознавание лиц. Интересно, что визуальное восприятие человека устроено так, что любые объекты, схожие по очертаниям с лицами, замечаются нами ‎быстрее, чем остальные визуальные раздражители.

В мире существуют сотни природных образований, эксплуатирующих данную способность человека. Но согласитесь: горный массив в форме головы индейца Апаче - наверняка, самое поразительное из них. Кстати, туристы, которым выпала возможность лицезреть эту необычную скалистую формацию, расположенную во французских Альпах, не могут поверить, что она сформировалась без вмешательства человека.‎
Страж Пустоши


Индеец в традиционном головном уборе и с наушниками в ушах — где ещё такое увидишь?

Страж Пустоши (другое название - «Голова Индейца») - уникальная геоформация, находящееся вблизи от канадского города Мэдисен Хэт (юго-восточная часть провинции Альберта). При взгляде на неё с большой высоты становится очевидно, что рельеф местности формирует очертания головы местного аборигена в традиционном индейском головном уборе, пристально смотрящего куда-то на запад. Причём этот индеец ещё и слушает современные наушники.

На самом деле, то, что напоминает провод от наушников, является тропой, ведущей к нефтяной вышке, а вкладыш - это непосредственно сама скважина. Высота «головы индейца» - 255 метров, ширина - 225 метров. Для сравнения: высота знаменитого барельефа в горе Рашмор, на котором высечены лица четырёх американских президентов, составляет лишь 18 метров.

Страж Пустоши образовался природным путём в ходе выветривания и эрозии мягкой почвы, богатой глиной. По оценкам учёных, возраст этой геоформации не превышает 800 лет.
Линзовидные (лентикулярные) облака


Линзовидные облака похожи на огромные НЛО

Уникальная особенность линзовидных облаков заключается в том, что каким бы сильным не был ветер, они остаются неподвижными. Потоки воздуха, проносящиеся над земной поверхностью, обтекают препятствия, благодаря этому образуются воздушные волны. На их краях и образуются лентикулярные облака. В их нижней части происходит непрерывный процесс конденсации водяного пара, поднимающегося с поверхности земли. Поэтому линзовидные облака не изменяют своего положения. Они просто зависают в небе на одном месте.

Лентикулярные облака чаще всего формируются на подветренной стороне горных хребтов или над отдельными вершинами на высоте от 2 до 15 километров. В большинстве случаев их появление сигнализирует о приближающемся атмосферном фронте.

Это интересно: Из-за необычной формы и абсолютной неподвижности люди часто принимают линзовидные облака за НЛО.

Облака с грозовым валом


Такое зрелище внушает страх, согласитесь!

Нагоняющие ужас облака с грозовым валом наблюдаются на равнинных территориях довольно часто. Они опускаются очень низко над землёй. Возникает ощущение, что если подняться на крышу здания, можно дотянуться до них рукой. А иногда может казаться, что такие тучи вообще соприкасаются с поверхностью земли.

Грозовой вал (другое название - шкваловый ворот) визуально похож на смерч. К счастью, в сравнении с этим природным явлением, он не настолько опасен. Грозовой вал - это просто низкая, горизонтально ориентированная область грозового облака. Образуется она в его передней части при быстром движении. А ровную и гладкую форму шкваловый ворот приобретает в условиях активного восходящего движения воздуха. Такие облака, как правило, формируются в тёплый период года (с середины весны до середины осени). Интересно, что период жизни грозовых валов очень короткий - от 30 минут до 3 часов.

Согласитесь, многие из перечисленных выше явлений кажутся поистине волшебными, даже несмотря на то, что их механизмы можно легко объяснить с научной точки зрения. Природа без малейшего участия человека создаёт удивительные оптические иллюзии, поражающие воображение даже много чего повидавших на своём веку исследователей. Как тут не восхититься её величием и могуществом?

Невероятные факты

Когда кажется, что природе больше нечем нас удивить, она снова преподносит нам подарки .

Удивительные иллюзии, созданные природой, просто не могут остаться незамеченными.

Они нас удивляют снова и снова.

Вот лишь небольшая часть красочных "картин", созданных природой.


Необычная природа

Маврикий над водопадом

Эта иллюзия, которую можно наблюдать в Республике Маврикий, получилась благодаря песчаным образованиям, которые простираются вдоль берега. Это создает впечатление, будто рядом находится огромная трещина и подводный водопад.

Солончак Уюни, Боливия

Когда на ровную поверхность этого высохшего соляного озера падает дождь, то все вокруг превращается в одно большое зеркало. Стоит отметить, что Уюни находится на высоте 3 650 метров над уровнем моря.

Огромное дерево в Нижней Калифорнии, Мексика

На первый взгляд может показаться, что вы смотрите на высохшее дерево, упавшее в снег, Но на самом деле это снимок реки сверху. Река проходит через пустыню в самом северном штате Мексики, который находится на севере полуострова Калифорния.

Явления природы

Фата-моргана

Возможно самый сумасшедший вид миража. Это сложное оптическое явление в нашей атмосфере, которое является результатом наложения друг на друга нескольких форм миражей.

Тут отдаленные объекты видны несколько раз с различными искажениями. Стоит отметить, что фата-моргану можно наблюдать только тогда, когда в нижних слоях атмосферы из-за большой разницы температур формируются несколько слоев воздуха разной плотности, которые идут друг за другом.

В этом месте отражения и преломления лучей создают иллюзию, будто объекты на горизонте двигаются. Причем эти объекты искажены и стремительно меняются во времени.

Брокенский призрак, Германия

Огромная тень, окруженная цветными кольцами, может показаться вам движущимся призраком.

На самом деле, это иллюзия, появляющаяся благодаря Солнцу, светящему из-за человека, который смотрит вниз с хребта в туман или облако. Тень человека проходит сквозь туман и принимает различные необычные очертания. Иллюзию увеличения размеров тени можно объяснить тем, что человек соизмеряет свою тень, упавшую на близлежащий туман с далекими объектами, которые можно увидеть через облака или туман.

Плюс ко всему, тени падают на капли воды, которые находятся на разном расстоянии от глаз человека, что нарушает восприятие им глубины.

Картина маслом, Намибия

Нет, это не картина, нарисованная художником экспрессионистом. На переднем плане мертвые деревья и земля, которые затмевает заходящее солнце. На заднем плане красные дюны Намибии. Эта фотография была сделана Франсом Лэндингом (Frans Landing) из National Geographic . Удачное положение света и цветов, на первый взгляд создают впечатление чего-то ненастоящего.

Чудеса природы

Огненный торнадо, Испания

На фотографии не настоящий огненный торнадо (которые, на самом деле существуют), а отходы горных работ, плывущие по реке Рио-Тинто в Испании.

В результате горных работ, которые продолжаются в регионе уже несколько веков, река стала кислотной. Яркий красный цвет воды получается из-за большого содержания в ней тяжелых металлов. Возможно, в этом случае часть природы стала жертвой рук человека.

Природа многогранна и удивительна и всё, что мы знаем о ней, можно сравнить с песчинкой в бескрайней пустыне. Природа является непревзойдённым фокусником и иллюзионистом, и помимо удивительных ландшафтов и природных явлений, она способна создавать фантастические оптические иллюзии, которые коренным образом отличаются от реальной действительности, обманывая наши глаза и восприятие. В продолжении статьи вас ждут удивительные оптические иллюзии, созданные матушкой природой для того, чтобы мы поломали голову над их разгадкой.

Подводный водопад на Маврикии

Эта иллюзия создаётся песчаными отложениями вдоль побережья. Выглядит так, будто под водой находится огромная расселина в леднике, в которую течёт вода, образуя своеобразный подводный водопад.

Соляная пустыня Уюни в Боливии

Из-за отсутствия каких-либо объектов на озере Уюни, восприятие пространства здесь очень сильно искажается. В сезон дождей озеро-солончак Уюни превращается в огромное зеркало: соляные соты покрываются тончайшим слоем прозрачной воды, в которой отражается небо, и становится совершенно непонятно, где же горизонт.

“Нарисованный” пейзаж, Намибия

Это не картина, нарисованная маслом, а реальный пейзаж. На переднем плане мёртвые деревья и земля в тени заходящего солнца, сзади – рыжие скалистые дюны западноафриканской Намибии. Пейзаж, снятый для «Нэйшнл Джеографик» фотографом Франсом Лэндингом, благодаря совмещению интенсивных цветов, на первый взгляд кажется неестественным.

Облака асператус, США

Глядя на недавно открытые образования облаков (асператус), можно почувствовать, будто находишься под водой, или в картине Ван Гога, или что Земля перевернулась вверх тормашками. Этот вид облаков крайне редок и к тому же это явление только начинают исследовать, и мы действительно очень мало знаем о нём.

Речное дерево в Байя Калифорния

Выглядит, как сухое дерево на снегу, но на самом деле это снимок реки, протекающей через пустыню в Байя Калифорнии (Мексика), сделанный с воздуха.

Фата Моргана

Вероятно, самый мифический вид миража. Фата Моргана проектирует на небо объекты, расположенные далеко за горизонтом. Огромные корабли, контуры городов или горные цепи появляются в небе посредством тепловой инверсии, в результате которой световые лучи преломляются несколько раз и мы видим уменьшенную копию объекта. Результат – огромный двигающийся мираж, похожий на картинку из мультфильма.

Брокенский призрак, Германия

Это изображение – результат отражения солнечных лучей, тень наблюдателя, спроектированная на облако или туман. В результате мы видим светящееся прозрачное существо. Название миража происходит от пика Брокен горного массива Гарц в Германии. Именно там впервые был открыт этот феномен.

Зелёные вспышки

Да, они реальны. Но это вовсе не души из сундучка Дэйви Джонса. Зелёная вспышка – результат преломления света на горизонте, увеличенная эффектом миража.

Голова Апачи, Франция

Это горное образование во Франции играет с нашей способностью к узнаванию знакомых форм, например, человеческих лиц, в различных объектах. Оказывается, у нас даже есть специальный отдел мозга, отвечающий за узнавание лиц. Существует множество природных образований, эксплуатирующих эту способность человека, но этот горный массив, кажется, самое поразительное из них.

Волнистые горные образования, США, штат Аризона

Эти, казалось бы, глубокие волны – продукт слоёв осадочной породы, неравномерно разрушаемых уже миллионы лет.

Отражение в озере

Стоит взглянуть на пейзаж под определённым углом, и всего лишь пруд с водой становится зеркалом. Объекты на берегу отражаются, создавая непрерывное неестественное изображение. Например, эти круглые деревья, словно плывут в небе.

Глен-Каньон, США, штат Юта

Кажется, что на этом фото человек стоит прямо на краю обрыва. На самом деле, этот парень просто идёт по берегу реки в каньоне.

Река Колорадо

Похоже, будто река на снимке течёт по вершине длинной горы. На самом деле это всего лишь река Колорадо, снятая с воздуха.

Огненный торнадо, Испания

Может показаться, что на этом фото запечатлён редчайший огненный торнадо, который действительно встречается в природе. Но на самом деле это отходы горной промышленности Испании, текущие по реке Рио Тинто.

Атлантическая дорога, Норвегия

В действительности мост, изображённый на этой фотографии, абсолютно цел, и вы не упадёте в реку, поехав по нему. Просто благодаря искривлению земли и тому, что мост практически огибает реку по кругу, кажется, что он обрывается.

Огненный водопад «Лошадиный хвост» в парке Йосемити, США, штат Калифорния

Каждый год в феврале, если погода подходящая и много таящего снега, заходящее солнце освещает водопад «Лошадиный хвост», и, кажется, будто поток огня или лавы срывается вниз с края утёса.

Солнечные кристаллы

Этот удивительный феномен возникает, когда солнечные лучи проходят сквозь ледяные кристаллы в атмосфере, образуя ореол (иногда видимый). Создаётся иллюзия, что в небе появляются три или больше солнц.

Иллюзия Луны

Вы когда-нибудь замечали, что Луна на горизонте смотрится просто огромной, а когда она в своём зените, то выглядит совсем крошечной? Если подумать, в этом сложно найти логику: как что-то, находящееся на огромном расстоянии от Земли может то вырастать, то сжиматься каждую ночь. Наука долгое время искала объяснение этому феномену, самая вероятная причина такой иллюзии – размер Луны зависит от размеров других объектов в поле нашего зрения, которые мы наблюдаем одновременно с ночным светилом.

Световая дыра

Нет, это не ворота в рай, это комбинация очень редкого облачного образования и солнечного света, блокируемого более тонким облачным покровом. Пока науке точно неизвестны причины такого явления. Выглядит, как огромный пласт облаков с дырой посередине. Возможно, именно в этом месте происходит какая-то реакция, заставляющая слой облаков испаряться.

Иллюзия двухголовой зебры

Всмотритесь в стадо зебр. Сплошное полосатое море разрушает нашу способность следить за непрерывностью объектов и обнаруживать их края. Так появляются двухголовые и многотелые иллюзии.

Паучья паутина

Кажется, что на этом снимке фотографу невероятным образом удалось запечатлеть замеревший дождь. Но если вглядеться внимательно, становится понятно, что каждая капелька красиво повисла на тонких нитях паутины.

Колодец Иакова, США, штат Техас

Сначала можно подумать, что эта фотография запечатлела ужасающее событие – дети, веря, что могут полететь, прыгают в пропасть. Но приглядевшись, понимаешь, высота здесь не больше метра, а прыгают дети в чистейший глубокий пруд. Плавание и дайвинг очень популярны в Техасе.

Бабочка Атлас, Юго-восточная Азия

Некоторые животные имеют яркий окрас или могут раздуваться, чтобы казаться больше и отпугивать потенциальных хищников. Окраска этой бабочки образует две змеиные головы у неё на спине. Имей она более простую окраску, она была бы невероятно лёгкой добычей для хищников. Но необычный окрас защищает и, по-видимому, неплохо.

Одноствольный узор, Вильям Моррис

«Абстракционизм», называемый также «беспредметным искусством», «нефигуративным», «нерепрезентативным», «геометрической абстракцией» или «конкретным искусством», является довольно расплывчатым зонтичным термином для любого объекта живописи или скульптуры, который не отображает узнаваемые объекты или сцены. Однако, как мы видим, не существует четкого консенсуса в отношении определения, типов или эстетического значения абстрактного искусства. Пикассо думал, что такого понятия вообще не существует, в то время как некоторые искусствоведы считают, что все искусство абстрактно — потому что, например, никакая живопись не может рассчитывать на то, чтобы быть чем-то большим, нежели грубым резюме того, что видит художник. Кроме того, существует скользящая шкала абстракции: от полу-абстрактного до полностью абстрактного. Поэтому, хотя теория относительно ясна — абстрактное искусство отстранено от реальности — практическая задача отделения абстрактных от не абстрактных произведений может быть гораздо более проблематичной.

В чем идея абстрактного искусства?

Начнем с очень простого примера. Возьмем плохой (ненатуралистичный) рисунок чего-либо. Исполнение изображение оставляет желать лучшего, однако если его цвета красивы, рисунок может поразить нас. Это показывает, как формальное качество (цвет) может переопределить репрезентативное (рисунок).
С другой стороны, фотореалистичная картина, скажем, дома может демонстрировать превосходную графику, но сам предмет, цветовая схема и общий состав могут быть абсолютно скучными.
Философское обоснование оценки ценности художественных формальных качеств проистекает из утверждения Платона о том, что: «Прямые линии и круги… не только красивые… но вечные и абсолютно красивые».

Конвергенция, Джексон Поллок, 1952 г.

По сути, изречение Платона означает, что нон-натуралистичные образы (круги, квадраты, треугольники и т. д.) обладают абсолютной, неизменной красотой. Таким образом, живопись может быть оценена только за ее линию и цвет, ей не нужно изображать естественный объект или сцену. Французский художник, литограф и теоретик искусства Морис Денис (1870-1943) имел в виду то же самое, когда писал: «Помните, что картина — до того, как стать военным конем или обнаженной женщиной … по существу плоская поверхность, покрытая цветом, собранным в определенном порядке».

Френк Стелла

Типы абстракционизма

Чтобы все было просто, мы можем разделить абстрактное искусство на шесть основных типов:

  • Криволинейный
  • Основанный на цвете или свете
  • Геометрический
  • Эмоциональный или интуитивный
  • Жестикуляционный
  • Минималистский

Некоторые из этих типов менее абстрактны, чем другие, но все они связаны с отделением искусства от реальности.

Криволинейный абстракционизм

Жимолость, Вильям Моррис, 1876 г.

Этот тип сильно связан с кельтским искусством, в котором используется ряд абстрактных мотивов, включая узлы (восемь основных типов), чересстрочные шаблоны и спирали (включая трискеле или трискелион). Эти мотивы не были изобретены кельтами, многие другие ранние культуры использовали эти кельтские орнаменты на протяжении веков. Тем не менее, справедливо сказать, что кельтские дизайнеры вдохнули новую жизнь в эти узоры, сделав их более замысловатыми и сложными. Позже они вернулись в течение 19-го века и особенно проявились в книжных обложках, тканях, обоях и ситцевых рисунках, подобных работам Уильяма Морриса (1834-96 гг.) и Артура Макзмурдо (1851-1942 гг.) . Криволинейная абстракция также характеризуется таким понятием, как «бесконечная картина» — широко распространенной особенностью исламского искусства.

Абстракционизм, основанный на цвете или свете

Водяная лилия, Клод Моне

Этот тип проиллюстрирован в работах Тернера и Моне, которые используют цвет (или свет) таким образом, чтобы отделить произведение искусства от реальности, поскольку объект растворяется в вихре пигмента. Примерами могут служить картины Водяная лилия Клода Моне (1840-1926), Талисман (1888, Musee d’Orsay, Париж), Пола Серузье (1864-1927). Несколько из экспрессионистских картин Кандинского, написанных в свое время с Der Blaue Reiter, очень близки к абстракции. Цветная абстракция вновь появилась в конце 1940-х и 50-х годов в виде цветной живописи, разработанной Марком Ротко (1903-70) и Барнеттом Ньюманом (1905-70). В 1950-х годах во Франции возникла параллельная разновидность абстрактной живописи, относящейся к цвету, известная как лирическая абстракция.

Талисман, Пол Серузье

Геометрическая абстракция

Буги-Вуги на Бродвее, Пит Мондриана, 1942 г.

Этот тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно с 1908 года. Ранней рудиментарной формой был кубизм, в частности аналитический кубизм, который отклонил линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в живописи, чтобы сосредоточиться на ее двумерных аспектах. Геометрическая абстракция также известна как конкретное искусство и безобъектное искусство. Как и следовало ожидать, он характеризуется не натуралистскими образами, как правило, геометрическими формами, такими как круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и т. д. В некотором смысле, не содержа абсолютно никакой отсылки к естественному миру и не будучи связанным с ним, геометрический абстракционизм – это самая чистая форма абстракции. Можно сказать, что конкретное искусство для абстрактного искусства – это то же, что веганство для вегетарианства. Геометрическая абстракция представлена Черным кругом (1913, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), написанным Казимиром Малевичем (1878-1935) (основателем супрематизма); Буги-Вуги на Бродвее (1942, MoMA, Нью-Йорк) Пит Мондриана (1872-1944) (основатель неопластицизма); и Композиция VIII (The Cow) (1918, MoMA, Нью-Йорк) Тео Ван Досбурга (1883-1931) (основатель Де Стиля и Элементаризма). Другие примеры включают произведения Обращение к площади Йозефа Альберса (1888-1976) и Op-Art, созданные Виктором Вазарели (1906-1997).

Черный круг, Казимир Малевич, 1920 г.


Композиция VIII, Тео Ван Досбург

Эмоциональное или интуитивное абстрактное искусство

Этот тип искусства охватывает сочетание стилей, общая тема которых — натуралистическая тенденция. Этот натурализм проявляется в виде используемых форм и цветов. В отличие от геометрической абстракции, которая почти анти-природа, интуитивная абстракция часто изображает природу, но менее репрезентативно. Двумя важными источниками для этого типа абстрактного искусства являются: органическая абстракция (также называемая биоморфной абстракцией) и сюрреализм. Пожалуй, самым знаменитым художником, специализирующимся на этом виде искусства, был рожденный в России Марк Ротко (1938-70). Другие примеры включают полотна Кандинского, такие как Композиция № 4 (1911, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen) и Композиция VII (1913, Третьяковская галерея); Женщина (1934, Частная коллекция) Джоан Миро (1893-1983) и Неопределенная делимость (1942, Художественная галерея Allbright-Knox, Буффало) Ив Танги (1900-55).

Неопределенная делимость, Ив Танги

Жестикуляционное (жестовое) абстрактное искусство

Без названия, Д. Поллок, 1949 г.

Это форма абстрактного экспрессионизма, когда процесс создания картины становится более важным, чем обычно. Например, краска наносится необычным способом, мазки часто очень рыхлые и быстрые. Известные американские экспоненты жестовой живописи включают Джексона Поллока (1912-56), изобретателя Action-Painting и его жену Ли Краснера (1908-84), которая вдохновила его на изобретение собственной техники, так называемой «капельной живописи»; Виллем де Кунинг (1904-97), известный своей работой в серии Женщина; и Роберт Мазервелл (1912-56). В Европе эта форма представлена группой Cobra, в частности Карел Аппель (1921-2006).

Минималистическое абстрактное искусство

Обучение рисованию, Эд Рейнхардта, 1939 г.

Этот тип абстракции был своеобразным авангардным искусством, лишенным всех внешних ссылок и ассоциаций. Это то, что вы видите – и больше ничего. Оно часто принимает геометрическую форму. В этом направлении доминируют скульпторы, хотя в него также входят некоторые великие художники, такие как Эд Рейнхардта (1913-67), Фрэнк Стелла (1936 г.р.), чьи картины большого масштаба и включают в себя скопления формы и цвета; Шон Скалли (1945 г.р.) ирландско-американский художник, чьи прямоугольные формы цвета, похоже, имитируют монументальные формы доисторических структур. А также Джо Бэр (1929 г. р.), Эльсуорт Келли (1923-2015), Роберт Мангольд (1937 г.р.), Брайс Марден (1938 г.р.), Агнес Мартин (1912-2004) и Роберт Райман (1930 г.р.).

Эльсуорт Келли


Фрэнк Стелла


Бескрайние ландшафты, текучесть природных форм, абстракции, одинокие животные и ни одного человека в объективе фотографа Петроса Кублиса (Petros Koublis).

Тихие и простые фотографии природы основаны на личной философии автора - иррациональной чувствительности.


Портрет фотографа

36-летний Петрос Кублис - греческий фотограф родом из города Серре, в настоящее время проживающий в Афинах.

Петрос Кублис начал свой путь в фотографии в 2000 году. До этого он посвятил несколько лет живописи, считая это своим предназначением. Однако стоило фотокамере попасть в его руки, как представление Кублиса о деле жизни изменились.

«Фотография каким-то образом сама пришла в мою жизнь, я даже не осознал это. В какой-то момент я обнаружил себя с камерой в руках и с мыслями, как это знакомо и естественно»

Петрос изучал фотографию в Афинах и участвовал в серии семинаров по истории фотографии, но больше всего на развитие личного стиля Кублиса повлияло постоянное самостоятельные исследования.

С 2004 года он профессионально работает фотографом, занимаясь фешн-фотографией и портретной съемкой. Его изображения были представлены на крупных художественных и дизайнерских площадках, в журналах, таких как British Journal of Photography, the Royal Photographic Society Journal, European Photography, Esquire Russia и другие. Сейчас он пишет для американского издания The Huffngton Post и работает фотографом в Соединенных Штатах и в Европе.


Неожиданный (Insperato)

Для Петроса фотография сродни археологии, только понятие времени полностью изменено: археология обнаруживает то, что пережило прошлое, в то время как фотография создает то, что намеревается пережить будущее. Часто фокусируясь на природе, Петрос Кублис исследует скрытые аспекты и мистический характер пейзажей.

«Я верю, что у природы есть символы, которые пробуждают внутри нас воспоминания о том, кто мы и откуда пришли. Я стараюсь найти их, изучить, понять, почему оливковая ветвь или вид моря пробуждают во мне эмоции»

Проект In Landscapes: тишина афинских пейзажей

Город и природа, агония и тишина - проект IN LANDSCAPES открывает для нас параллельный мир афинских пейзажей.


Семиты (Semitas)
Сонный (Somnolent)

На окраине греческой столицы мы теряемся в другом мире - пейзаже вневременной природы и терпеливой тишины - там, где город сменяется сельской местностью.

Окруженный тишиной столетних оливковых рощ, лугов, гор и морей город борется за свое существование, столкнувшись с жесткой и напряженной реальностью, депрессией и кризисом. Тишина, которая царит менее чем в 30 милях от беспокойного центра, окружает громкий и отчаянный крик столицы. Окраина столицы живет в параллельной реальности, где время движется с другой скоростью. Это место говорит с человеческим духом на давно забытом языке.

Родственный дождю (Hyetal)

Одиночество (Soledad)

К морю (Seaward)

Отбеленный (Inalbea)

Толпа (Caterva)

Щека (Mejilla)

Петрос стремился выразить неопределенное, мистическое присутствие, которое блуждает в этих областях, потерянная связь между городским жителем и красотой, которая всегда остается далекой, странной и незнакомой.

Чувства и образы в проекте In Dreams

В своей серии IN DREAMS Петрос Кублис сосредотачивается на визуальной чувствительности, исследуя меланхоличные сцены тотального бездействия.


Укрытие (Illatebra)
Символ (Symbolo)

Кублис терпеливо дожидается пейзажного кадра, в который часто попадают одинокие птицы или животные. При этом фотограф не скрывает, что намеренно не включает в композиции человеческие фигуры.

«Мы никогда не сможем смотреть на солнце и звёзды так, как это делали наши предки, а животные, возможно, могут»

Идея обращения к первобытному опыту прослеживается во всех проектах Кублиса. Им движет желание преодолеть границы разума и поднять завесу, чтобы почувствовать другую реальность - искаженные остатки фантазий целых народов, вековые мечты человечества. Петрос считает опыт взаимоотношений с природой очень интимным.

Усыплять (Soporo)

Ливень (Imber)

Транс (Exstasia)

Очарование (Εncanta)

Внутренности (Viscera)

Личинка (Larvali)

Цель серии - обнажить чувства в обход разума. В работах Кублиса рассудку не за что зацепиться - высохшие пустыни, одинокие животные, обнаженные скалы, беспокойные воды прибоя. Чувства порождают образы, которые восходят к забытой истории нашего происхождения. В работах присутствует момент внезапности, впечатление спонтанного видения или сновидения.

Абстрактный фотопроект Advaita

ADVAITA - ведическое учение, которое идентифицирует индивидуальное Я (атман) с основанием реальности (брахман).

Серия фотография ADVAITA выбивается из ряда проектов Кублиса: никакой природы, только абстрактные изображения, которые обращаются к нашему подсознанию, поднимая на поверхность неконтролируемые мысли и чувства.


Благородный (Arya)
Шравана - слушание священных писаний (Sravana)

Основная идея серии - единство всего. Мир зависит от сознания, сознание зависит от мира. Они оба возникают и разрушаются, опираясь друг на друга.

Петрос говорит, что личности не существует, есть только вездесущее сознание: «Идентичность - утверждение, что то, что появляется в нашем сознании, является волевым, зависит от нас. Мы говорим: я вижу, слышу, чувствую запах, касаюсь, чувствую вкус, но ни одно из этих действий не сопровождается волевым актом. Мысли и идеи поднимаются в нашем сознании помимо нашей воли, как и наши чувства. Мы не можем знать, какая мысль появится в нашем сознании, какие идеи возникнут в ближайшие несколько минут».

Ум может прийти к этому осознанию и вместо того, чтобы пытаться слиться с несуществующей личностью, он сольется с вездесущим сознанием.

Тара - вторая из десяти Махавидий,женское божество (Tara)

Пространство (Akasa)

Кешава - одно из имён Кришны и Вишну (Keshava)

Ритуальный предмет в индуизме - священная раковина (Shankha)

Духовная практика (Sadhana)

Воплощение божества (Avatara)

Мы - всего лишь сознание, постоянное и безмолвное, пустое и вездесущее

Ландшафты Тиноса в серии Anama

В самом сердце Эгейского моря находится остров Тинос. Ландшафт греческого острова во внешней суровости сохраняет память о древней истории. Сильные ветры шепчут давно забытые легенды о Кале и Зета, крылатых сыновьях-близнецах Бореаса и Орейфии, которые умерли в Тиносе от руки Геракла. Их отец, Борей, бог северного ветра, оплакивая их, освободил ветры, которые и по сей день терзают остров и формируют неуловимый и вечный пейзаж.


Морская нимфа (Cymodoce)
Акаст - в греческой мифологии сын Пелия и Анаксибии, один из аргонавтов (Acaste)

Проект ANAMA был инициирован находящейся в Афинах фирмой Talc Design Studio и был заказан местной группой предпринимателей. Идея заключалась в том, чтобы показать духовную часть острова, куда каждый год приезжают тысячи паломников.

В этой серии Петрос чествует изменчивую, текучую форму - смену ландшафта от измотанной бурями северной части острова к более мягкому югу. Он безупречно передал магическое место в совершенной визуальной интерпретации. Это обращение к нашему собственному первобытному опыту не как индивидуальностей, а как непрерывно присутствовавших свидетелей жизни. Это остров, сформированный мифами. Пейзаж, который сам по себе является мифом.

Киматолега - морская нимфа в греческой мифологии (Cymatolege)

Телесто - одна из океанид в греческой миологии (Telesto)

Мелибея - героиня древнегреческой легенды (Meliboea)

Кренеида - морская нимфа в греческой мифологии (Creneis)

Главка - морская нимфа в греческой мифологии (Glauce)

Знаки (Signis)

Фотографии Петроса Кублиса вызывают мифическое, почти потустороннее чувство, изображая божественные ландшафты Тиноса.

Если вам понравились природные ландшафты Петроса Кублиса, и вы хотите продолжить знакомство с пейзажной фотографией, то обязательно прочитайте нашу статью о серии снимков в горах Кедлингарфьёдль, в Исландии.