африкаанс (язык буров) apartheid - раздельное проживание, разделение, обособление) -международное преступление, направленное против человечества, политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 90-х гг. XX в.

Прежде чем А. стал официальной политикой. Южная Африка имела длинную историю расовой сегрегации и господства белого меньшинства. В 1910г. членство в парламенте стало возможным только для белых, в 1913г. закон ограничил земельную собственность коренных африканцев 13% от общего количества земель Южной Африки. В 1912 г. был основан Африканский национальный конгресс (АНК). поставивший своей целью противодействие А. В 1947 г. А. был объявлен официальной политикой в ЮАР. После ряда выступлений чернокожих в марте 1960 г. правительство запретило все их политические организации, включая АНК.

С 1960 г. до середины 1970-х гг. правительство ЮАР пыталось проводить политику «раздельного развития». На территории ЮАР были созданы квазинезависимые государства - бантустаны, в которые была помещена часть чернокожего населения. Белое население сохранило контроль более чем над 80% земли. Рост насилия, забастовок, бойкотов и демонстраций противников А. вынудил правительство ослабить некоторые из ограничений, что было реализовано реформами 1970-1980гг. (в частности, черным профсоюзам было разрешено заниматься некоторой политической деятельностью). Конституция 1984 г. допустила членство в парламенте азиатов и цветных, но черные африканцы, которые составляли 75% населения, были по-прежнему лишены избирательных прав. В 1990 г. новый президент ЮАР де Клерк объявил формальный конец А., ознаменовавшийся освобождением лидера АНК Нельсона Манделы из тюрьмы и легализацией политических организаций чернокожего большинства.

В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступлений А. и наказании за него, в которой А. назван преступлением против человечества, международного права, создающим угрозу международному миру и безопасности. Конвенция, направленная против А. в Южной Африке, имеет более широкий смысл потому, что А. проявляется и в других странах, где главенствуют националистические настроения и политика расовой дискриминации в отношении коренного населения и национальных меньшинств. Результатом этой Конвенции стало изменение внутренней политики ЮАР, где режим А. потерпел поражение.

В Конвенции к актам А. отнесены следующие деяния: а) лишение расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности путем убийств и причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, посягательства на их свободу и достоинство, применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения или наказания, а также путем произвольных арестов и незаконного содержания в тюрьмах; б) умышленное создание для расовой группы или групп населения жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное физическое уничтожение; в) любые меры. в том числе и законодательного характера, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической, социальной,

экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы, в частности путем лишения ее членов основных прав и свобод человека; г) любые меры, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков для членов различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или ее членам; д) эксплуатация труда членов расовой группы, в частности использование их принудительного труда;

е) преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за выступление против А.

Характерно, что некоторые акты А., связанные с уничтожением расовой группы или групп населения, могут квалифицироваться и как геноцид.

Субъектами А. независимо от мотивов являются физические лица, члены организаций, учреждений, представители государства независимо от места совершения преступления. Помимо исполнителей наказанию подлежат подстрекатели, организаторы, а также лица, которые непосредственно содействуют совершению актов А.

С 1950 года в ЮАС принимались законы, которые сегодня, скорее всего, назвали бы бесчеловечными. Так, например, с 1950 года начал работать один из основных законов режима апартеида — закон о запрете смешанных браков. В то же время, надо сказать, смешанные браки тогда не одобряли практически во всём мире. Более того, этот закон, если разобраться, ущемлял не только права темнокожих, но и права белого населения, поскольку на них этот запрет распространялся точно так же. В продолжение этого закона была также принята поправка, согласно которой внебрачный секс между белыми и представителями других рас считался уголовным преступлением.


Протестует! 1952 год


Знаки Веллингтонской ж/д станции по расовой сегментации. 1955 год



Белые дети в пруду только для белых детей, 1956 год

В том же 1950 году был издан так называемый «Акт о групповых областях», в рамках которого расовые группы разделили географически — путём создания специальных «хоумлендов» для чернокожих африканцев. Таким образом, внутри ЮАС были созданы специальные резервации для темнокожих, которые находились под управлением местной африканской политической элиты. При этом для африканцев, проживающих в «хоумлендах», был введён особый паспортный режим: не могли попасть на территорию «для белых людей», которая, кстати, занимала большую часть страны. При этом даже те немногие африканцы, имевшие возможность покидать «хоумтаун», выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Пойманный без особого разрешения африканец на территории «для белых» должен был быть арестован, а его дело передавалось в суд.


Чернокожий юноша в знак протеста против политики апартеида садится в автобус для белых



Территория белых недалеко от Кейптауна, 1976 год



Все надписи на английском и африкаанс. Парковая территория для белых и не белых. 1957 год



В Альберт-парке. Друбан, 1960 год



Стоянка такси для белых людей. 1967 год



Парк для белых женщин с младенцами, 1971 год

В то же время на законодательном уровне было закреплено ущемление прав темнокожего населения в повседневной жизни: так, например, в автобусах практически все сидячие места были предназначены для белых, существовали отдельные больницы хорошего качества для белого населения, тогда как темнокожие часто вовсе не получали необходимой медицинской помощи, на образование же одного африканца правительство тратило в десять раз меньше, нежели на образование европейца. Расовая сегрегация коснулась даже пляжей: самые лучшие европейцы зарезервировали для себя. Также африканцы практически не имели возможности посещать кинотеатры, гостиницы, театры и рестораны. Не только потому, что у них просто не хватило бы на это денег, но ещё и потому, что вход в эти заведения им был попросту запрещён.


Паспорт чернокожего времён апартеида


Белым в этот вагон хода нет. 1978 год


Туалет для черных, цветных и азиатских женщин. 1986 год



1986 год



Очевидно, что такое положение дел не устраивало темнокожее население. Поначалу сопротивление силовым структурам режима оказывали гангстерские группировки африканской молодежи, которые иногда даже совершали вооруженные набеги на белые поселения. В 1960 году полиция расстреляла мирных темнокожих демонстрантов в посёлке Шарпевиль: тогда погибло 69 человек. После этого инцидента лидеры движения против апартеида создали боевую организацию «Копьё нации».




Внимание, остерегайтесь аборигенов! 1956 год, Йоханнесбург



Полиция избивает темнокожих демонстрантов

В 1976 году полицейские опять же открыли огонь по мирной демонстрации: теперь под ударом оказались немногочисленные африканские студенты, недовольные принудительным обучением на языке африкаанс. Согласно официальным данным, было убито 26 человек.


Соуэто, 1976 год



Темнокожая нянька завязывает косички ребенку из белой семьи



К началу девяностых годов правящим силам ЮАР стало ясно, что сохранять и далее существующую систему апартеида уже невозможно. Были освобождены политзаключенные, амнистированы диссиденты. Правительство начало диалог с оппозицией. Его результатом стало проведение в 1994 году всеобщих выборов, на которых победил Африканский национальный конгресс. 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР активного борца с режимом апартеида Нельсона Манделу.

Была принята конвенция о пресечении преступления апартеида. Эта политика расовой дискриминации активно проводилась руководством ЮАР на протяжении нескольких десятилетий. Впоследствии термин стал применяться и в отношении сегрегации по цвету кожи и дискриминации по другим признакам, проводимой руководством прочих стран. О преступлениях, которые были совершены против чернокожего населения Южной Африки, политике апартеида, а также о его проявлениях, наблюдаемых в разных уголках планеты, расскажет эта статья.

Предыстория

Первые европейские поселения появились на территории современной в 1652-м году. Изначально это были колонисты-протестанты из Нидерландов, а позже туда бежали французские гугеноты. Через 100 лет начались Капские пограничные войны, связанные со стремлением «белых» захватывать все новые земли, пригодные для земледелия, которые местное темнокожее население считало своим испокон века.

В начале 19-го века колония, в которой большинство белых граждан были выходцами или потомками из Нидерландов, была завоевана британцами. Сразу же после этого английский парламент принял решение об отмене рабства. В 1833-м году это решение стало реализовываться и на территории колоний, что привело к недовольству со стороны белых фермеров буров. Их организованное сопротивление стало причиной образования двух независимых государств (Трансвааль и Оранжевая республика) и к двум войнам между местными гражданами голландского происхождения и британцами. Поражение буров в последней из них привело к образованию в 1910-м году Южно-Африканского Союза, который стал доминионом Британской Империи. В 1939-м году в стране сформировалась правая Национальная партия (НП), которая не скрывала своих симпатий Третьему рейху и выступала за расовую сегрегацию.

Начало политики апартеида

Слово «апартхейд», которое в переводе с африкаанс (диалект нидерландского языка, изначально сформировавшийся в среде европейских поселенцев Южной Африки) был употреблен в 1917 году Яном Христианом Смэтсом, ставшим впоследствии премьер-министром ЮАС.

Согласно определению, принятому в научных кругах, апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей Национальной партией в ЮАС, (позже в ЮАР) с 1948 по 1994 год. Однако первые его проявления на государственном уровне были обозначены уже в 1912 году, когда вступил в силу в Земельный акт и были введены ограничения на наем на работу чернокожих граждан.

Приход к власти крайне правых

В ходе предвыборной кампании 1948 года НП представила программу, основу которой составляла политика апартеида. Это позволило ей стать лидером гонки, а затем сформировать с Партией африканеров. Таким образом, в стране к власти пришли люди, которые были членами или поддерживали крайне националистическую организацию Брудербонд, в которую входили потомки европейских эмигрантов.

Основные положения

В любой цивилизованной стране уже не одно десятилетие детей учат, что апартеид — это зло. Однако многие не знают, в чем он выражался.

Для тех, кто не знаком с этим явлением, скажем, что апартеид в ЮАР основывался на Законе о групповых областях, принятом в 1950 году. Он предписывал народам банту, проживающим на территории страны с 6-го века нашей эры, селиться только в специальных резервациях, так называемых бантустанах. Выезд за их пределы и появление в городах можно было осуществлять лишь по спецразрешению либо при наличии свободного рабочего места. При этом чернокожее население привлекалось исключительно к выполнению низкооплачиваемых и непрестижных работ, как правило, в сфере обслуживания «белых» граждан. Со временем коренные жители были лишены почти всех гражданских прав.

Если говорить цифрами, то в годы апартеида в ЮАР правительство попыталось разделить страну на отдельные государства, отведя 87% земли «белым», «цветным» и индийцам, а 13% поделив между десятком «резерваций» для чернокожих африканцев, составлявших около 80% всех жителей ЮАР.

Проявления апартеида в сфере образования и здравоохранения

В ответ на критику международных организаций, занимающихся защитой прав человека, и представителей европейских «левых» движений, власти ЮАР утверждали, что такие услуги были «раздельными, но равными» для темнокожего и «белого» населения. Однако их качество существенно отличалось. В частности, хотя в бантустанах не было недостатка в медицинских работниках, их профессиональная подготовка оставляла желать лучшего.

Правительство ЮАР указывало, что это связано с тем, что в течение ряда лет правительство требовало от руководства вузов для «черных» быть более снисходительными к темнокожим студентам, чтобы последние имели возможность получить высшее образование, даже при том, что поступали в университеты, имея недостаточный багаж школьных знаний.

Нарушения основных прав человека

Во времена апартеида в ЮАР были приняты законы, которые запрещали смешанные браки, а также прелюбодеяния и внебрачный секс между людьми с разным цветом кожи. Кроме того, в стране была введена расовая классификация граждан на «белых», «цветных», индийцев и африканцев. Это был первый случай подобного рода после падения Третьего рейха.

Решающим признаком, по которому гражданина ЮАР относили к той или иной группе, был цвет кожи. Однако были нередки случаи, когда члены одной семьи попадали в разные расовые группы. Это порождало человеческие трагедии, так как, если человека переставали считать «белым» и относили к «индийцам» или к «африканцам», его статус резко понижался и он лишался многих гражданских прав.

К числу нормативных актов, унижающих человеческое достоинство по расовому признаку, относился и закон об обеспечении раздельных услуг. Согласно этому документу, представителям разных рас запрещалось пользоваться одними и теми же заведениями общественного назначения (комнатами отдыха и пр.). При этом клубы, кинотеатры, кафе и пр. для «белых» отличались повышенной комфортностью и высоким качеством услуг.

Политическая дискриминация

В эпоху апартеида не «белые» граждане были лишены гражданских прав. Правительством ЮАР это обстоятельство, вызвавшее гнев международной общественности, обосновывалось тем, что существовал план, по которому чернокожее население должно было постепенно переселиться на отведенные для них территории. В связи с этим власти считали нецелесообразным давать им избирательное право вне бантустанов.

Борьба Африканского национального конгресса с режимом апартеида

Данная политическая организация была основана в 1912-м году, и причиной ее создания явились первичные проявления апартеида (кратко об этом можно прочитать в воспоминаниях современников).

На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990-й годы) партия находилась на нелегальном положении, а ее члены подвергались гонениям. В этот период Африканский национальный конгресс (АНК) активно поддерживался руководством СССР. В учебных заведениях Советского Союза учились сотни ее членов, а в военных училищах и лагерях, действовавших на территории Анголы, проходили подготовку до 2000 бойцов военного крыла АНК.

Хотя выступления чернокожего населения были зафиксированы с самого начала ведения апартеида, эти акции приобрели массовый характер лишь в 60-ые годы. В ответ правительство стало применять к недовольным более жесткие меры. В частности, в 1960 году в поселке Шарпевиль полиция открыла огонь по демонстрантам, убив 69 безоружных чернокожих. Именно после этих событий лидеры АНК создали боевую организацию, а жесткий прессинг мировой общественности привел к тому, что ЮАС прекратила свое членство в британском Содружестве и объявила об образовании Южно-Африканской Республики.

В 1976-м году восстание «черных» в Соуэто, распространившееся и в другие города, привело к введению чрезвычайного положения. Волнения продолжались около года. Последовавшие репрессии и другие преступление апартеида заставили Запад ввести санкции против ЮАР. В результате в в 1978-1979 годах были вынуждены уйти в отставку премьер-министр страны Балтазар Форстер и некоторые члены его правительства.

Борьба с апартеидом на международном уровне

ООН неоднократно выражала свою озабоченность в связи с дискриминацией темнокожего населения ЮАР. В 1970 - 1980-х годах борьба с апартеидом оказалась в числе приоритетных задач ООН. К ней подключились и другие международные организации. В результате их деятельности расистский режим ЮАР был подвергнут изоляции, что не лучшим образом сказалось на экономике страны и заставило власти задуматься о необходимости пересмотра апартеида. Эту миссию взял на себя последний, на сегодняшний день, «белый» президент ЮАР Фредерик де Клерк, которого в шутку называли южноафриканским Горбачевым. Его усилия были высоко оценены международной премией, доказательством чему является присуждение этому политику Нобелевской премии мира.

Известный правозащитник, являющийся представителем младшей ветви правящей династии одного из регионов ЮАР, всегда отличался бунтарским характером. Это стало причиной его отстранения и из университета и побега из семьи в Йоханнесбург с целью избежать брака, навязанного родственниками. Через некоторое время Мандела, которому все же удалось получить высшее гуманитарное образование заочно и поступить на юрфак Витватерсрандского университета, познакомился там с «белыми» борцами с апартеидом Джо Слово и с Гарри Шварцем. Они стали его верными соратниками и впоследствии заняли посты в его правительстве. В 1944-м году Мандела стал членом АНК и возглавил Молодежную лигу этой организации. При этом он находился под сильным влиянием идей Махатмы Ганди и считал единственно верным решением ненасильственную борьбу с режимом апартеида.

Позже политик пришел к выводу о необходимости вооруженной борьбы, так как мирные акции протеста были малоэффективными. Мандела неоднократно оказывался в тюрьме за свою антиправительственную деятельность. В ходе судебного процесса, который состоялся 12 июня 1964 года, он вместе с соратниками был приговорен к высшей мере наказания. Вплоть до 1990 года Нельсон Мандела находился в тюрьме, причем большей частью содержался в одиночной камере. Его освобождение из заключения транслировалось телевидением в десятках странах мира.

В 1994-м году Мандела стал и это событие поставило точку в истории апартеида.

В других странах

Термин «апартеид» применим и в отношении других стран. В частности, в Саудовской Аравии женщины дискриминируются в соответствии с законами шариата. Они лишены избирательных и права принимать участие в выборах. Обвинения в апартеиде можно услышать и в адрес Израиля, где ущемляются палестинцы.

Теперь вы знаете, что такое апартеид. Кратко и понятно это явление можно охарактеризовать словами «разделение» и «дискриминация». К сожалению, некоторые его проявления можно встретить и сегодня. Остается надеяться, что человечество когда-нибудь перестанет разделять и дискриминировать людей по полу, цвету кожи и пр., хотя на данный момент это звучит как утопия.

Европейская колонизация Южной Африки была начата голландской Ост-Индской компанией, основавшей в 1652 году Капскую колонию. Постепенно расширяя пределы колонии, голландские колонисты - буры (впоследствии стали называть себя африканерами) - истребляли или оттесняли в пустынные районы Южной Африки бушменов и готтентотов (коренное население). На рубеже XVIII-XIX веков Капскую колонию захватила Великобритания. Теперь уже не только бурские, но и английские власти захватывали у коренного населения всё новые и новые земли. «Захватнические войны на юге Африки завершились колониальным порабощением африканцев, превращением их в дешевую рабочую силу. Стремление сохранить коренное африканское население именно в этом качестве лежало в основе всей последующей политики Англии, а затем и господствующих классов ЮАР» Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Указ соч. С.6..

Насколько сейчас известно, впервые слово «апартеид» употребил в своей речи в 1917 году Ян Христиан Смэтс, ставший в 1919 году премьер-министром ЮАС. Хотя обычно апартеид связывают с преобладанием африканеров в правительстве с 1948 по 1994 год, Британская империя ещё в XIX веке ограничивала права на переселение чернокожих африканцев со своих территорий в регионы Капской колонии и Наталя, занятые белыми и цветными (метисами). Чернокожим африканцам запрещалось не только переселяться в эти земли, но и вообще передвигаться из одного округа в другой без соответствующего пропуска, который они должны были всегда иметь при себе. В Кейптауне и городах Наталя им запрещалось выходить на улицу после заката.

Термин «апартеид» возник как политический лозунг, сформулированный лидером южноафриканской Националистической партии доктором Д.Ф. Маланом в 1944 г., особенно активно использовался во время избирательной кампании 1948 г., окончившейся победой этой партии. «Запугивая белых избирателей «коммунистической опасностью», правящие круги южно-африканской буржуазии привели в 1948 году к власти крайне правую «очищенную» националистическую партию, возглавленную генералом Маланом. Началось резкое усиление реакции и фашизации всей жизни страны» Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Указ соч. С.11.. Вокруг идеи апартеида сплотились самые различные социальные группы и классы африканеров, и в течение четырех десятилетий она служила основой расистской программы правительства

Сущность политики апартеида

Апартеид - сложное явление. Это не просто система расовой дискриминации. В мире были (да и сейчас есть) страны, где при закрепленном в конституции и законодательстве равенстве всех граждан, тем не менее, существует негласная дискриминация отдельных групп населения по этническим признакам. Апартеид - это система расовой дискриминации, возведенная в ранг закона.

Именно в ЮАР впервые после поражения гитлеровской Германии была узаконена расовая классификация людей. Основным признаком, по которому жителей Южной Африки относили к той или иной группе (белые, цветные, индийцы, африканцы) был цвет кожи. Но во многих случаях причисление к той или иной группе населения имело произвольный характер и даже члены одной семьи могли попадать в разные расовые группы, что порождало человеческие трагедии, ибо смена классификации с «белого» на «индийца» или «африканца» означала принципиальное изменение (в сторону резкого понижения) статуса человека.

Слово «апартеид» в буквальном смысле означает «раздельность». В политическом смысле оно означало раздельное экономическое, социальное и культурное развитие различных этнических групп Южной Африки. Идея апартеида заключалась в том, что разные группы населения, находясь на одной территории, одновременно живут и развиваются как бы в разных странах. В основе апартеида лежали Закон о расселении по этническим группам и Закон о классификации по расовым признакам. По закону о расселении по расовым группам №41 1950 г. каждый житель ЮАР должен был быть классифицирован и занесен в специальный список в соответствии с его расовой принадлежностью. «Отнесение человека к той или иной расовой группе предопределяет его место в системе политических, социальных и экономических отношений, его положение в южноафриканском обществе» Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Указ соч. С.13..

К числу законов о расовой классификации относится и закон об аморальности и смешанных браках, более известный общественности как «закон о разбитых сердцах». «Он предназначен для того, чтобы воспрепятствовать «смешению» рас, что звучит как издевка, если вспомнить, что само появление так называемых цветных - плод долгой истории естественного расового смешения» Там же. С.14..

В политическом плане апартеид означал лишение чёрного населения страны политических прав в общенациональном масштабе. Они не могли избирать членов законодательных органов ЮАР и быть избранными в эти органы. Таким образом, чёрные, составляющие подавляющее большинство населения страны, были лишены права влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, на решения, в том числе и непосредственно затрагивающие их интересы. апартеид политика партия африканский

Разумеется, создание столь сложной системы было подчинено прежде всего экономическим целям - сохранению полного контроля белого меньшинства над природными и человеческими ресурсами Южной Африки для их использования в интересах белого населения. Существовала колоссальная разница в уровнях жизни белого и чёрного населения страны. Все территории с наиболее плодородными землями, со сколько-нибудь значительными запасами полезных ископаемых, развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой подпадали под категорию «белых» районов.

Между тем правительство белого меньшинства не могло делать вид, что чёрного населения просто не существует. Необходимо было найти форму, в которой чёрные получали как бы собственное государственное устройство, в котором они могли формально развиваться отдельно от «белого» государства. Однако для режима апартеида было бы опасно появление единого «чёрного» государства, которое неизбежно объединяло бы всех африканцев, индийцев и цветных. А сохранение белого режима во многом определялось его способностью сохранить раздробленность чёрного большинства.

В этих целях была изобретена система так называемых национальных государств для африканцев - бантустанов (от слова «банту» - обобщённого названия в «белой» Южной Африке всех африканцев, вне зависимости от конкретной этнической группы, к которой они принадлежали). Причём каждый бантустан представлял собой псевдогосударство, на территории которого доминировала одна из этнических групп африканцев. Таких «государств»-бантустанов было создано десять - по числу основных этнических групп африканцев. «Здесь были созданы правительства, министерства, парламенты, университеты, возникли свои политические партии» Филатова И. Указ соч. С.21.. Индийцы и цветные (метисы) получили не «государства», а обособленные районы их проживания. «Главная суть доктрины апартеида заключается в создании на территории ЮАР «туземных» псевдогосударств и государства «белой» ЮАР» Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Указ соч. С.12., - указывают Л.А. Дёмкина и И.В. Черкасова.

Разумеется, никакой речи о подлинной независимости идти не могло. Выборы, как и практически все аспекты экономической, политической и социальной жизни бантустанов, жёстко контролировались центральным «белым» правительством. В этих целях существовал институт представителей правительства, которые реально управляли жизнью бантустанов. Репрессивные органы и вооружённые силы этих псевдогосударств находились под полным контролем белых офицеров. И в экономическом отношении бантустаны были практически нежизнеспособны, ибо под их территорию были выделены наиболее бедные районы страны, со скудными почвами, лишённые полезных ископаемых и современной промышленности.

Вот эти бантустаны и представляли собой главную несущую конструкцию системы апартеида. Именно они составляли основу так называемого «большого апартеида», тогда как внешние признаки расовой дискриминации - автобусы, пляжи, скамейки «только для белых» и другие аналогичные формы дискриминации - назывались «малым апартеидом».

Не приходится говорить и о том, что столь несправедливое государственное устройство, превращающее основную массу населения в людей второго сорта, лишенных политических, экономических и социальных прав, могло существовать только в условиях жёсткого подавления всех форм сопротивления. В этих целях режим апартеида создал мощный военно-полицейский аппарат.

Свое идеологическое обоснование система апартеида получала от Датской реформаторской церкви, которая обосновывала коренные различия между «богоизбранными» белыми и чёрными жителями Южной Африки. Её приверженцами в основном являлись африканеры - потомки первых белых поселенцев - выходцев из Голландии.

В этих же целях функционировал мощный информационно-пропагандистский аппарат, который расхваливал достоинства системы раздельного развития, а также запугивал белых южноафриканцев «чёрной» опасностью и доведённой до абсурда мнимой угрозой коммунистического захвата Южной Африки (по законам ЮАР любое проявление сопротивления системе апартеида квалифицировалось как «пособничество коммунизму» и наказывалось тюремным заключением). Жёсткость контроля над СМИ была доведена до такой степени, что в прессе запрещалась публикация фотографий Нельсона Манделы и других лидеров Африканского Национального конгресса (АНК), находившихся в пожизненном заключении.

Такое политическое устройство ЮАР получило определение «колониализм особого типа». В «классической» схеме колониализма угнетающая нация живет на отдельной территории от угнетаемой нации, как правило, на другом континенте - в Европе. Примерами классического колониализма были империи Великобритании, Франции и Португалии, а также более мелкие колониальные державы: Бельгия, Голландия, Италия. Особенностью Южной Африки было то, что и господствующая, и угнетаемая нации жили на одной территории.

В углублении политического кризиса в стране в 80-е годы огромное значение имело свержение в середине 70-х годов колониальных режимов в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, ликвидация в 1980 г. расистского правления в Родезии и провозглашение независимой Республики Зимбабве. «В результате правящие круги ЮАР лишились поддержки рухнувших в этих странах расистско-колониальных режимов, страна стала последним бастионом расизма на Юге Африки» Григорян А.Д. Южная Африка... С.3..

К концу 1970-х годов правящая верхушка Националистической партии и представители «большого бизнеса» начали понимать, что неизбежны реформы и что апартеид стал тормозом экономического развития страны. «Увеличивается число прогрессивно настроенных белых, понимающих обреченность режима и выступающих за его ликвидацию» Тетёкин В.Н. Реальности …С.26.. Конечно же, экономическая и политическая ситуация, когда многие западные монополии выводят свои капиталы из ЮАР, а угроза усиления международных экономических санкций и дальнейшей политической, культурной, спортивной изоляции становятся всё более реальной, подталкивает власти ЮАР к переменам, заставляет искать выход. «Как представляется, главная цель новых руководителей НП - убедить мировое сообщество в том, что ЮАР пусть медленно, но продвигается в сторону отмены апартеида сверху» Иванов И.О. Указ. соч. С.21..

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение. Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК) и коммунистической партии страны. Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира. Военизированным крылом старейшего на континенте национально- освободительного движения - АНК было «Умконто ве сизве» - «Копьё нации». «Тут важно отметить, что АНК занимает принципиальную позицию в вопросах расовых отношений: борьба ведётся против режима расистского меньшинства, а не против людей с белой кожей. Показательно, что в формирования «Умконто ве сизве» входят, помимо африканцев, «цветные», индийцы, а также белые» Тетёкин В.Н. Копье…С.25..

Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21% в 1940 году до 11% в 1990 году, а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка.

Новый лидер Националистической партии и президент страны Ф. де Клерк, пришедший к власти в сентябре 1989 г., придал существенный динамизм процессу демонтажа апартеида и своими действиями подтвердил приверженность курсу на устранение расовой дискриминации. «Он поставил задачу затормозить процесс радикализации среди африканцев, который явился следствием их дискриминации и угнетения, добиваться нормализации политической обстановки и выхода ЮАР из международной изоляции»Григорян А.Д. Южная Африка… С.6. . В частности, был отменен запрет на деятельность Африканского национального конгресса, Южно-Африканской коммунистической партии, Панафриканского конгресса и еще 33 демократических организаций различного политического направления. Одновременно были отпущены многие видные деятели национально-освободительного и профсоюзного движения, в том числе отбывший 27 лет заключения Нельсон Мандела. Кроме прочих, «был отменен также акт о районах расселения этнических групп, согласно которому белым, африканцам, «цветным» и индийцам запрещалось проживать совместно и разрешалось лишь расселяться в пределах кварталов, очерченных в соответствии с расовой квалификацией» Там же. С.9..

В марте 1994 г. население бантустанов Сискея и Бопхутхатсваны свергли своих правителей, и временное правительство ЮАР приняло на себя управление этими территориями. 27 апреля 1994 г. вступила в силу временная конституция, и ЮАР стала государством многорасовой демократии. 26-29-го апреля 1994 года состоялись всеобщие демократические выборы. Победил АНК, получив поддержку большинства избирателей -- 63 %, Национальная партия набрала 21 % голосов. 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился.