В конце 40-х годов с тяжелыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении состояли три типа - ИС-2, ИС-3 и ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу. В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новую машину.

Основным требованием являлось ограничение боевой массы - не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором, ответственным за объект 730 (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина. Официально машина получила название ИС-8.

В апреле 1949 года был разработан техпроект. Сейчас уже неизвестно, от кого исходила эта идея, но объект 730 стал прямым развитием линии танка ИС-3. Форма корпуса, особенно характерный «щучий нос», литая башня обтекаемой-формы вызывали прямые ассоциации с ИС-3.


В мае для отработки основных функциональных решений построили деревянный макет в натуральную величину, а затем в опытном цехе началось изготовление первого прототипа ИС-8. После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворила техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два этапа заводских испытаний в 1949 году, после чего в апреле — мае 1950 года на НИБТ полигоне в подмосковной Кубинке состоялись госиспытания.


По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство ИС-8, но с доработками. В частности, недостаточным признали ресурс двигателя. Поэтому летом 1950 года в районе города Мары в Туркмении были проведены испытания на гарантийный ресурс двигателя, а осенью - войсковые испытания. Однако, не все было хорошо с новой машиной : пришлось производить много доработок, вследствие чего танк прошел большой цикл повторных и контрольных полигонных и заводских испытаний, которые закончились только к декабрю 1952 года. При этом проект менялся несколько раз, в результате чего машина получила сначала индекс ИС-9, а затем и ИС-10.


В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10. Сварной корпус его имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта составные, из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии. Днище корпуса штампованное, корытообразной формы. В задней части (под силовой передачей) днище плоское. Жесткость днища усиливалась также вваренными в него кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов в днище имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или пробками на резьбе. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины. Для посадки имелся люк треугольной формы, закрываемый сдвижной крышкой. Наблюдение за местностью механик-водитель вел через три прибора: один из них ТПВ-51 устанавливался в крышке люка, два других ТИП - в окнах верхней части лобовых листов корпуса.

Башня литая, обтекаемой формы с переменными углами наклона стенок и переменной толщиной от 250-мм в носовой части до 40-мм на литой части крыши. Башня устанавливалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса танка. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа располагался люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка. В передней части люка командира танка находился прибор наблюдения ТПКУ, а по окружности верхнего погона башенки - семь приборов наблюдения. Кроме того, в башне имелись еще три прибора ТПБ-51: один для наводчика и два для заряжающего. Механизм поворота башни планетарный, с самотормозящей червячной парой, с ручным и электрическим приводами.

122-мм танковая пушка Д-25ТА с длинной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ были установлены в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня 15000 м. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3—4 выстрела в минуту, а при заряжании вручную 2—3 выстрела в минуту.


На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ, снабженный коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, размещенных в хомутиковых и лотковых укладках. Боекомплект пулеметов насчитывал 1000 патронов, 300 из них к спаренному пулемету были уложены в шести штатных патронных коробках, а 150 к зенитному пулемету - в трех специальных патронных коробках, 550 патронов боекомплекта находились в цинковых коробках. 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-12-5 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 см3 и максимальной мощностью (без воздухоочистителя и противодавления на выпуске) 700 л. с. при 2100 об/мин устанавливался на постаменте, состоявшем из четырех кронштейнов, приваренных к бортам и связанных между собой продольными угольниками.

Двигатель В-12-5 относился к дизелям типа В-2. Его основные особенности: установка центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, что позволило увеличить его мощность; установка на верхнем картере двигателя двух суфлеров; оборудование двигателя комбинированным масляным фильтром Кимаф-3; наличие двойного подвода масла к коленчатому валу; установка маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения двигателя смазкой при запуске; наличие привода для электротахометра; отсутствие выпускных коллекторов. В топливную систему танка входили три внутренних бака - два задних емкостью по 185 л и один передний на 90 л. Все три бака соединялись между собой трубопроводами, а передний соединялся также с топливораспределительным краном. На крыльях в корме танка было установлено по одному наружному топливному баку емкостью по 150 л каждый. Наружные баки подключались к топливной системе танка. Таким образом, общая емкость всех баков составляла 760 л.


Начиная с июня 1955 года устанавливались внутренние задние топливные баки емкостью 270 л каждый. Вследствие этого общая емкость баков возросла до 930 л. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа. Система охлаждения жидкостная, закрытая, эжекционная. Запуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 или сжатым воздухом.

Ведущие колеса заднего расположения имели съемные венцы с 14 зубьями. На каждом борту было 7 литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и три поддерживающих катка. Подвеска независимая, с пучковым торсионом и упругим упором. Пучковые торсионы имели 7 стержней с шестигранными головками. Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Каждая гусеница состоит из 88 траков шириной по 720-мм с шагом 160-мм.

На танке устанавливали радиостанцию 10РТ-26Э и внутреннее переговорное устройство ТПУ-47-2 на четыре абонента. В 1955 году были созданы две опытные машины - объект 267 сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и объект 267 сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены на новой модификации Т-10А (объект 730А). Пушка со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган» получила обозначение Д-25ТС. На Т-10А вместо прицела ТШ-2-27 установили перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Механик-водитель получил активный прибор ночного видения ТВН-1 и для ориентации гирополукомпас ГПК-48. В результате установки пушки с измененными приводами, а также для улучшения бронезащиты башню и маску орудия модернизировали.


Для уменьшения загазованности боевого отделения на стволе пушки был установлен эжектор. Дополнительно ввели механизм досылания снаряда и заряда, новый подъемный механизм со сдающим звеном и гальваноударное устройство в затворе. В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Основное ее отличие - применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. В остальном танк был подобен Т-10А. Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном объекте 264, а чуть позже на объекте 265 испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками.)

Вместо пулеметов ДШК, как на предыдущих моделях, были установлены 14,5-мм КПВТ - спаренный с орудием и зенитный. Новый танк — объект 272 — также оснастили полным комплектом ночных приборов: командирским ТКН-1Т, наводчика ТПН-1-29-14 («Луна II») и механика-водителя ТВН-2Т. Наведение спаренного пулемета осуществлялось с помощью прицела Т2С-29, имевшего для этого специальную шкалу. Зенитный пулемет оснащался коллиматорным прицелом ВК-4, а для стрельбы по наземным целям - оптическим прицелом ПУ-1. Боекомплект состоял из 30 выстрелов с осколочно-фугасной гранатой и бронебойно-трассирующим снарядом и 744 патронов к пулеметам КПВТ.

В двигатель В-12-6 по сравнению с В-12-5 были внесены изменения в конструкцию картера, коленчатого вала, поршней, цилиндров и т. д. Мощность двигателя составляла 750 л. с. при 2100 об/мин. Машина оснащалась радиостанцией Р-113 и переговорным устройством Р-120. Танк выпускался почти 5 лет, и только в 1962 году на обоих заводах был организован выпуск танка Т-10М на основе объекта 272. В конструкцию Т-10М неоднократно вносились изменения. С 1959 года зенитными пулеметами, например, комплектовался только каждый пятый танк.

В 60-х годах 8-ступенчатую коробку передач заменили на более простую 6-ступенчатую. С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м. С 1967 года в боекомплект начали включать выстрелы с бронебойно-подкалиберными и кумулятивными снарядами. Танки Т-10 первоначально поступали на вооружение тяжелых танко-самоходных полков. С 1947 года один такой полк входил в штат танковой и механизированной дивизии. По мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем и Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий. Каждая такая дивизия имела два полка тяжелых и один полк средних танков.

В 50-х и 60-х годах по мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения - 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» - ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. В 1966 году производство Т-10М прекратили.

По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения. В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.

Танк Т-10 послужил базой для создания многих опытных и серийных машин.

В 1957 году был создан танк (объект 266), на котором опробовали гидромеханическую трансмиссию. В остальном это был обычный Т-10 с пушкой Д-25ТА, оснащенной, правда, стабилизатором.

С 1953 по 1956 год испытывался опытный объект 269, предназначенный для отработки прицела-дальномера.
В 1956 году на испытания вышла единственная САУ, созданная на базе Т-10. Машина имела обозначение «объект 268» и была вооружена 152-мм пушкой М-64 с начальной скоростью снаряда 720 м/с. Орудие было установлено в просторной сварной рубке с толщиной лобовой брони 187-мм. На крыше рубки устанавливались 14,5-мм пулемет КПВТ и дальномер ТКД-09. Пушка была оснащена механизмом досылания лоткового типа. В входило 35 выстрелов для пушки и 500 патронов к пулемету. Боевая масса машины равнялась 50 т, экипаж состоял из 4 человек. На вооружение эта самоходка так и не была принята.

Являлся модернизированным вариантом танка Т-10 и имел обозначение "Объект 731". Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11.06.1956 г. Его серийное производство было организовано в 1957 г. в Челябинске. Модернизированный танк отличался установкой пушки Д-25ТС с измененным затвором и эжекционной продувкой канала ствола, а также применением стабилизатора вертикального наведения пушки ПУОТ ("Ураган"), гирополукомпаса ГПК-48 и ИК-прибора механика-водителя ТВН-1. Вместо прицела ТШ-2-27 были установливался перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП.

Представлял собой модернизированный танк Т-10А и отличался от него установкой двухплоскостного стабилизатора вооружения и нового прицела наводчика Т2С-29. На вооружение был принят приказом Министра обороны СССР в 1957 г. В этом же году был создан командирский танк Т-10БК, который отличался от линейного танка наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

Особенности рисования танка для начинающих, детей. Примеры готовых рисунков.

Мальчики увлекаются рисованием техники. Наибольшей популярностью у них пользуются машины, но на почётном втором месте — танки.

Чтобы их рисовать максимально похожими на настоящие, следует прорисовывать обе их части:

  • корпус
  • пушку

Чем более детализирован ваш рисунок, тем он интереснее. Ведь танком, выполненным карандашом, мальчик может похвастаться перед сверстниками либо поучаствовать в конкурсе, получить высокую оценку своих способностей и занять достойное место.

Поговорим подробнее о технике и секретах создания танков обычным карандашом.

Как нарисовать танк карандашом поэтапно для начинающих и детей?

Поскольку видов танков огромное количество и каждый отличается своими характерными деталями, то ответ на вопрос раздела состоит из ряда особенностей:

  • определитесь с моделью техники, посмотрите на реальных фото её строение,
  • ориентация в пространстве, иными словами как вы планируете изобразить танк — в профиль, вид сверху, полубоком,
  • подготовьте нужные инструменты для рисования. Кроме бумаги, карандаша и резинки, вам пригодятся линейка, циркуль, лекало,
  • запомните и обозначьте все детали конкретной модели танка.

В процессе рисования отдавайте предпочтение последовательному изображению корпуса и башни с пушкой.

Укрупненно этапы изображения танка карандашом для начинающих выглядят так:

  • обозначьте тонкими линиями основные детали — башню, пушку, среднюю часть, корпус,
  • начинайте детализацию зон сверху вниз. Прорисуйте стык пушки с башней, разность толщины первой по всей длине. Добавьте люк, объёмность данной части танка,
  • преходите к средней зоне. Тут уместны топливный бак, фара, антенна, ступеньки для танкистов. Соблюдайте плавность линий,
  • наиболее скрупулезно потрудитесь над корпусом с гусеницей и колёсами. Чем чётче прорисуете мелочи, тем реалистичнее получится рисунок.

В качестве примера добавляем фото-инструкцию поэтапного изображения танка карандашом.

Как нарисовать танк карандашом ИС-7?

Данная модель танка отличается от других выступающей передней частью корпуса. За это машина получила прозвище «Щука».

Интересные ракурсы для рисунка — полуоборот танка справа либо слева.

  • Обозначьте 2 прямоугольника, соединенные под острым углом. Это будет корпус,
  • слегка детализируйте его контурами гусениц,
  • добавьте трапецию башни и линию пушки,
  • придайте им объём с помощью дополнительных линий,
  • сзади от люка на башне прорисуйте контур автомата, в гусеничной зоне поставьте разметки для изображения колёс,
  • перейдите к детализации рисунка, например, сначала составных частей корпуса — гусениц, брызговиков, 2 рядов колёс, выступающей части переда, похожей на нос, фар, иллюминатора, приличного бака, других дополнительных деталей, затем башни,
  • заштрихуйте простым карандашом готовый рисунок так, чтобы передать игру тени и стальное происхождение танка. «Заземлите» танк, добавив штрихи от тени стоящей машины на грунте.

Ниже два рисунка танка ИС-7 с разных ракурсов, выполненные карандашом.

Как легко и красиво нарисовать танк Т-34 карандашом?

Вам нужны:

  • лист бумаги
  • карандаш с резинкой
  • линейка

Порядок действий:

  • разметьте лист на 8 секторов легкими линиями и изобразите 6-тиугольник для корпуса и 2 прямоугольника, расположенных друг к другу под острым углом. Последние составят лицевые части корпуса,
  • обозначьте полосы для гусениц на его лобовой зоне. Отметьте их параллельными линиями. Добавьте разметку в гусеничном треке, она должна быть строго посередине в виде вертикальной линии,
  • над корпусом на 2-3 мм изобразите прямоугольник, дальняя сторона которого скошена под острым углом, а ближняя — закруглена. Соедините плавными линиями с корпусом,
  • линейкой отметьте длину пушки и проведите нужные линии. Место стыка с башней выполните плавными линиями,
  • нарисуйте овалы 5 больших колес и маленький для шестого в дальнем углу гусеничного трека. Последнее служит для натяжения ленты,
  • прорисуйте брызговик над колесами. Добавьте топливный бак в виде тубуса, ступеньки для танкистов, иллюминатор для водителя, фару. Все детали расположены на корпусе танка,
  • уделите внимание башне, добавьте ей объёма и четкости линий стыка с пушкой. Обозначьте закрытый люк сверху. Наведите линии пушки,
  • детализируйте внешний вид колёс — торчащие оси, передний и дальний обод, небольшие колёса с зубьями, а также ленту гусеницы. По желанию дорисуйте второй топливный бак на корпусе,
  • сотрите вспомогательные линии ластиком,
  • заштрихуйте танк простым карандашом, чтобы передать игру тени и объём машины.

Ниже инструкция в картинках сказанному выше и альтернативному способу изображения без линий разметки.

Рисунки танков Второй мировой войны ребенку карандашом на 23 февраля и День Победы 9 мая

Для вдохновения вашего и ребёнка добавим ряд готовых рисунков танков времён Второй мировой войны, которые достойны повторения на листе бумаги.








Итак, мы научились рисовать карандашом танки времен Второй мировой войны, учли особенности их моделей и составных элементов.

Если ваш сын проявляет повышенный интерес к подобной технике, самое время вам освоить азы её изображения обычным карандашом.

Вдохновения вам и приятного времени с ребёнком!

Видео: как нарисовать танк ИС-7 поэтапно карандашом?

В конце 40-х годов с тяжелыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении состояли три типа - ИС-2, ИС-3 и ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу. В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новую машину.

Основным требованием являлось ограничение боевой массы - не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором, ответственным за объект 730 (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина. Официально машина получила название ИС-8.


В апреле 1949 года был разработан техпроект. Сейчас уже неизвестно, от кого исходила эта идея, но объект 730 стал прямым развитием линии танка ИС-3. Форма корпуса, особенно характерный «щучий нос», литая башня обтекаемой-формы вызывали прямые ассоциации с ИС-3.

В мае для отработки основных функциональных решений построили деревянный макет в натуральную величину, а затем в опытном цехе началось изготовление первого прототипа ИС-8. После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворила техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два этапа заводских испытаний в 1949 году, после чего в апреле - мае 1950 года на НИБТ полигоне в подмосковной Кубинке состоялись госиспытания.

По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство ИС-8, но с доработками. В частности, недостаточным признали ресурс двигателя. Поэтому летом 1950 года в районе города Мары в Туркмении были проведены испытания на гарантийный ресурс двигателя, а осенью - войсковые испытания. Однако, не все было хорошо с новой машиной: пришлось производить много доработок, вследствие чего танк прошел большой цикл повторных и контрольных полигонных и заводских испытаний, которые закончились только к декабрю 1952 года. При этом проект менялся несколько раз, в результате чего машина получила сначала индекс ИС-9, а затем и ИС-10.

В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10. Сварной корпус его имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта составные, из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии. Днище корпуса штампованное, корытообразной формы. В задней части (под силовой передачей) днище плоское. Жесткость днища усиливалась также вваренными в него кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов в днище имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или пробками на резьбе. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины. Для посадки имелся люк треугольной формы, закрываемый сдвижной крышкой. Наблюдение за местностью механик-водитель вел через три прибора: один из них ТПВ-51 устанавливался в крышке люка, два других ТИП - в окнах верхней части лобовых листов корпуса.

Башня литая, обтекаемой формы с переменными углами наклона стенок и переменной толщиной от 250-мм в носовой части до 40-мм на литой части крыши. Башня устанавливалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса танка. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа располагался люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка. В передней части люка командира танка находился прибор наблюдения ТПКУ, а по окружности верхнего погона башенки - семь приборов наблюдения. Кроме того, в башне имелись еще три прибора ТПБ-51: один для наводчика и два для заряжающего. Механизм поворота башни планетарный, с самотормозящей червячной парой, с ручным и электрическим приводами.

122-мм танковая пушка Д-25ТА с длинной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ были установлены в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня 15000 м. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3-4 выстрела в минуту, а при заряжании вручную 2-3 выстрела в минуту.

На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ, снабженный коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, размещенных в хомутиковых и лотковых укладках. Боекомплект пулеметов насчитывал 1000 патронов, 300 из них к спаренному пулемету были уложены в шести штатных патронных коробках, а 150 к зенитному пулемету - в трех специальных патронных коробках, 550 патронов боекомплекта находились в цинковых коробках. 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-12-5 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 см3 и максимальной мощностью (без воздухоочистителя и противодавления на выпуске) 700 л. с. при 2100 об/мин устанавливался на постаменте, состоявшем из четырех кронштейнов, приваренных к бортам и связанных между собой продольными угольниками.

Двигатель В-12-5 относился к дизелям типа В-2. Его основные особенности: установка центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, что позволило увеличить его мощность; установка на верхнем картере двигателя двух суфлеров; оборудование двигателя комбинированным масляным фильтром Кимаф-3; наличие двойного подвода масла к коленчатому валу; установка маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения двигателя смазкой при запуске; наличие привода для электротахометра; отсутствие выпускных коллекторов. В топливную систему танка входили три внутренних бака - два задних емкостью по 185 л и один передний на 90 л. Все три бака соединялись между собой трубопроводами, а передний соединялся также с топливораспределительным краном. На крыльях в корме танка было установлено по одному наружному топливному баку емкостью по 150 л каждый. Наружные баки подключались к топливной системе танка. Таким образом, общая емкость всех баков составляла 760 л.

Начиная с июня 1955 года устанавливались внутренние задние топливные баки емкостью 270 л каждый. Вследствие этого общая емкость баков возросла до 930 л. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа. Система охлаждения жидкостная, закрытая, эжекционная. Запуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 или сжатым воздухом.

Ведущие колеса заднего расположения имели съемные венцы с 14 зубьями. На каждом борту было 7 литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и три поддерживающих катка. Подвеска независимая, с пучковым торсионом и упругим упором. Пучковые торсионы имели 7 стержней с шестигранными головками. Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Каждая гусеница состоит из 88 траков шириной по 720-мм с шагом 160-мм.

На танке устанавливали радиостанцию 10РТ-26Э и внутреннее переговорное устройство ТПУ-47-2 на четыре абонента. В 1955 году были созданы две опытные машины - объект 267 сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и объект 267 сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены на новой модификации Т-10А (объект 730А). Пушка со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган» получила обозначение Д-25ТС. На Т-10А вместо прицела ТШ-2-27 установили перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Механик-водитель получил активный прибор ночного видения ТВН-1 и для ориентации гирополукомпас ГПК-48. В результате установки пушки с измененными приводами, а также для улучшения бронезащиты башню и маску орудия модернизировали.

Для уменьшения загазованности боевого отделения на стволе пушки был установлен эжектор. Дополнительно ввели механизм досылания снаряда и заряда, новый подъемный механизм со сдающим звеном и гальваноударное устройство в затворе. В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Основное ее отличие - применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. В остальном танк был подобен Т-10А. Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном объекте 264, а чуть позже на объекте 265 испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками.)

Вместо пулеметов ДШК, как на предыдущих моделях, были установлены 14,5-мм КПВТ - спаренный с орудием и зенитный. Новый танк - объект 272 - также оснастили полным комплектом ночных приборов: командирским ТКН-1Т, наводчика ТПН-1-29-14 («Луна II») и механика-водителя ТВН-2Т. Наведение спаренного пулемета осуществлялось с помощью прицела Т2С-29, имевшего для этого специальную шкалу. Зенитный пулемет оснащался коллиматорным прицелом ВК-4, а для стрельбы по наземным целям - оптическим прицелом ПУ-1. Боекомплект состоял из 30 выстрелов с осколочно-фугасной гранатой и бронебойно-трассирующим снарядом и 744 патронов к пулеметам КПВТ.

В двигатель В-12-6 по сравнению с В-12-5 были внесены изменения в конструкцию картера, коленчатого вала, поршней, цилиндров и т. д. Мощность двигателя составляла 750 л. с. при 2100 об/мин. Машина оснащалась радиостанцией Р-113 и переговорным устройством Р-120. Танк выпускался почти 5 лет, и только в 1962 году на обоих заводах был организован выпуск танка Т-10М на основе объекта 272. В конструкцию Т-10М неоднократно вносились изменения. С 1959 года зенитными пулеметами, например, комплектовался только каждый пятый танк.

В 60-х годах 8-ступенчатую коробку передач заменили на более простую 6-ступенчатую. С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м. С 1967 года в боекомплект начали включать выстрелы с бронебойно-подкалиберными и кумулятивными снарядами. Танки Т-10 первоначально поступали на вооружение тяжелых танко-самоходных полков. С 1947 года один такой полк входил в штат танковой и механизированной дивизии. По мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем и Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий. Каждая такая дивизия имела два полка тяжелых и один полк средних танков.

В 50-х и 60-х годах по мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения - 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» - ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. В 1966 году производство Т-10М прекратили.

По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в танкостроения. В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.

Танк Т-10 послужил базой для создания многих опытных и серийных машин.

В 1957 году был создан танк (объект 266), на котором опробовали гидромеханическую трансмиссию. В остальном это был обычный Т-10 с пушкой Д-25ТА, оснащенной, правда, стабилизатором.

С 1953 по 1956 год испытывался опытный объект 269, предназначенный для отработки прицела-дальномера.
В 1956 году на испытания вышла единственная САУ, созданная на базе Т-10. Машина имела обозначение «объект 268» и была вооружена 152-мм пушкой М-64 с начальной скоростью снаряда 720 м/с. Орудие было установлено в просторной сварной рубке с толщиной лобовой брони 187-мм. На крыше рубки устанавливались 14,5-мм пулемет КПВТ и дальномер ТКД-09. Пушка была оснащена механизмом досылания лоткового типа. В входило 35 выстрелов для пушки и 500 патронов к пулемету. Боевая масса машины равнялась 50 т, экипаж состоял из 4 человек. На вооружение эта самоходка так и не была принята.

Являлся модернизированным вариантом танка Т-10 и имел обозначение "Объект 731". Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11.06.1956 г. Его серийное производство было организовано в 1957 г. в Челябинске. Модернизированный танк отличался установкой пушки Д-25ТС с измененным затвором и эжекционной продувкой канала ствола, а также применением стабилизатора вертикального наведения пушки ПУОТ ("Ураган"), гирополукомпаса ГПК-48 и ИК-прибора механика-водителя ТВН-1. Вместо прицела ТШ-2-27 были установливался перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП.

Представлял собой модернизированный танк Т-10А и отличался от него установкой двухплоскостного стабилизатора вооружения и нового прицела наводчика Т2С-29. На вооружение был принят приказом Министра обороны СССР в 1957 г. В этом же году был создан командирский танк Т-10БК, который отличался от линейного танка наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Танк Т-10, общий вид 1955 год. Зенитный пулемет на башне не установлен, на дульный тормоз пушки одет чехол (РГАЭ).

2. Опытный образец танка «объект 730», вид сверху. Сентябрь 1949 года (РГАЭ).

3. Опытный образец танка «объект 730», вид спереди. Сентябрь 1949 года, Хорошо виден ствол 12,7-мм спаренного пулемета ДШК (РГАЭ).

4. Общий вид опытного танка «объект 730», сентябрь 1949 года. Хорошо видна установка фары и сигнала на наклонном листе корпуса, а также укладка буксирных тросов (РГАЭ).

5. Тяжелый танк Т-10, вид слева. Хорошо виден наружный топливный бак на корме корпуса (ИЖ).

6. Общий вид опытного танка «объект 730», вид спереди справа. Хорошо видна зенитная установка 12,7-мм пулемета ДШК на башне (РГАЭ).

7. Общий вид танка Т-10. Хорошо видна зенитная установка 12,7-мм пулемета ДШК, на правом борту уложено бревно для самовытаскивания (РГАЭ).

8. Танк Т-10, вид сзади сверху. Хорошо видны наружные топливные баки, укладка дымовых шашек БДШ-5 и крепление ствола орудия при движении по-походному в положении «пушка назад» (РГАЭ).

9. Тяжелый танк Т-10 во время испытаний на полигоне. 1954 год (ИЖ).

10. Тяжелый танк Т-10 на полигоне. 1954 год. Хорошо видна защитная планка на лобовой части корпуса, предохраняющая механика-водителя от воды и грязи во время преодоления препятствий (ИЖ).

11. Тяжелый танк Т-10 во время гарантийного пробега. 1955 год (ИЖ).

12. Тяжелый танк Т-10 на испытаниях, вид слева. 1955 год (ИЖ).

13. Тяжелый танк Т-10 на испытаниях, вид сзади. Хорошо видно крепление брезента на задней части башни. 1955 год (ИЖ).

14. Тяжелый танк Т-10 на испытаниях, вид спереди. 1955 год (ИЖ).

15. Тяжелый танк Т-10 вo время испытаний преодолевает горку. 1955 год (ИЖ).

16. Тяжелый танк Т-10 проходит косогор в ходе испытаний. 1955 год (ИЖ).

17. Тяжелый танк Т-10 с двумя дополнительными 200-литровыми бочками с топливом, установленными на корме корпуса на месте БДШ (ИЖ).

18. Отделение управления танка Т-10: 1 - рукоятка запорного устройства крышки люка механика-водителя; 2 - баллоны сжатого воздуха; 3 - центральный щиток механика-водителя; 4 - крышка люка механика-водителя; 5 - рукоятка управления заслонками эжекторов; 6 - закрывающий механизм крышки люка механика-водителя; 7 - редуктор воздухопуска; 8 - рычаг реверса; 9 - баллоны ППО; 10 - ручной топливоподкачивающий насос; 11 - рукоятка селектора; 12 - рычаг ручной подачи горючего; 13 - правый рычаг управления; 14 - педаль подачи горючего; 15 - сиденье механика-водителя; 16 - педаль управления; 17 - левый рычаг управления; 18 - выключатель аккумуляторных батарей; 19 - аккумуляторные батареи; 20 - бачок для питьевой воды; 21 - распределительный щиток (РПМЧ).

19. Боевое отделение танка Т-10: 1 - нижний погон; 2 - стопор башни; 3 - пульт наводчика; 4 - щиток башни; 5 - электромотор поворота башни; 6 - налобник прицела ТШ2-27; 7 - прибор наблюдения командира (ТПКУ); 8 - вентилятор; 9 - установка спаренного пулемета ДШК; 10- укладка снарядов; 11 - сиденье заряжающего; 12 - укладка зарядов; 13 - лоток механизма досылания; 14 - казенная часть пушки; 15 - сиденье наводчика; 16 - сиденье командира танка (РПМЧ).

20. Моторно-трансмиссионное отделение танка Т-10: 1 и 12 - наружные топливные баки; 2 и 11 - остановочные тормоза; 3 и 9 - тормоза мультипликатора; 4 и 8 - крышки механизма управления; 5 и 10 - механизм сброса БДШ; 6 - планетарная коробка перемены передач; 7 - стартер; 13 и 19 - внутренние топливные баки; 14 и 21 - сетки эжекторов; 15 и 20 - водяные радиаторы; 16 - масляные фильтры; 17 - расширительный бачок; 18 - двигатель В12-5(РПМЧ).

21. Корпус танка Т-10, вид спереди: 1 - нижний наклонный лобовой лист; 2 - верхние наклонные лобовые листы; 3 - буксирный крюк; 4 - кронштейн кривошипа направляющего колеса; 5 - передний наклонный лист крыши; 6 - защитный брусок; 7 - подбашенный лист; 8 - сетки окон доступа воздуха к двигателю летом; 9 и 14 - выпускные окна эжекторов; 10 и 13 - сетки окон над радиаторами; 11 - крышка люка над двигателем; 12 - сетка окна доступа воздуха к двигателю летом зимой; 15 - верхний наклонный бортовой лист; 16 - нижний гнутый бортовой лист; 17 - фланец; 18 - упор балансира; 19 - цапфа механизма натяжения гусеницы; 20 - кронштейны балансиров опорных катков (РПМЧ).

22. Корпус танка Т-10, вид сзади: 1 - верхний кормовой откидной лист; 2 - задние боковые листы; 3 - палец для крепления серег рычага амортизатора; 4 - бонки для крепления грязеочистителей; 5 - гнездо для установки бортовой передачи; 6 - буксирный крюк; 7 - торсионный валик; 8 - нижний кормовой лист(РПМЧ).

23. 122-мм пушки и боеприпасы к ним, сверху вниз: Д-25Т, Д-25ТА, Д-25ТС.

24. 1 - бронебойный остроголовый снаряд БР-471; 2 - бронебойный тупоголовый снаряд БР-471 с баллистическим наконечником; 3 - осколочно-фугасный снаряд ОФ-471Н; 4 - выстрел.

25. Установка в башне танка Т-10 122-мм пушки Д-25ТА и спаренного пулемета ДШК: 1 - ствол; 2 - подвижная бронировка; 3 - цапфы пушки; 4 - тяга; 5 - сальник; 6 - пальцы; 7 - тарельчатые пружины, 8 - рамка (РПМЧ).

26. Зенитная установка 12,7-мм пулемета ДШК на танке Т-10: 1 - стопор турели; 2 - стопор боевого и походного положения пулемета; 3 - рукоятки горизонтальной наводки; 4 - клавиша спускового механизма; 5 - вилка; 6 - шток; 7 - стопор люльки; 8 - люлька; 9 - трубка компенсатора; 10 - пружина; 11 - кронштейн для прицела К10-Т; 12 - цапфы люльки; 13 - маховик; 14 - привод спускового механизма; 15 - тяга; 16 - погонное устройство (РПМЧ).

27. Двигатель В12-5 танка Т-10 (РГАЭ).

28. Коробка перемены передач танка Т-10, вид сзади: 1 и 18 - тормоза мультипликаторов; 2 и 17 - фрикционы мультипликаторов; 3 и 21 - рымы; 4, 19 и 26 - кронштейны; 5 и 11 - картеры механизмов управления; 6, 8 и 9 - крышки; 7 - масляный фильтр «Кимаф»; 10 - стартер; 12 - сектор; 13 - рычаг неподвижной отводки включения фрикциона; 14 - тяга к кулаку-разделителю; 15 - неподвижная отводка включения фрикциона; 16 - шестерня; 20 и 25 - задние опорные лапы картера; 22 - призонный болт; 23 - нижняя половина картера; 24 - верхняя половина картера (РПМЧ).

29. Подвеска передних и задних опорных катков танка Т-10: 1 - балансир; 2 - ось балансира; 3 - наружная муфта; 4 - стержень (торсион); 5 - крышка; 6 - съемный фланец; 7 - болт; 8 - гайка; 9 - регулировочная прокладка; 10 - установочный винт; 11 - пружинное кольцо; 12 - винт; 13 - обойма; 14 - внутренняя муфта; 15 - внутренняя втулка; 16 - упор; 17 - стопорный болт; 18 - спиральная пружина; 19 - боек; 20 - пробка; 21 - наружная втулка; 22 - войлочный сальник; 23 - регулировочная прокладка; 24 - ось катка; 25 - опорный каток; 26 - заглушка (РПМЧ).

30. Чертеж подвески опорных катков танка Т-10 (АК).

31. Чертеж опорного катка танка Т-10 (АК).

32. Чертеж направляющего колеса танка Т-10 (АК).

33. Ведущее колесо танка Т-10: 1 - венец; 2 - корпус; 3 - обойма сальника; 4 - нажимное кольцо; 5 - лабиринтное кольцо; 6, 10, 12, 23 и 26 - болты; 7 - гайка; 8 - муфта; 4 - стопорная шайба; 11 - пробка; 13 - броневой колпак; 14, 15 - прокладки; 16 - шарикоподшипник; 17 - стопорная шайба; 18 - пробка; 19 - резиновая манжета; 20 - пружина; 21 - войлочный сальник; 22 - распорная втулка; 24 - очиститель; 25 - кронштейн (РПМЧ).

34. Трак танка Т-10, схема из атласа запасных частей (АК).

35. Танк Т-10А, общий вид (кадр учебного кинофильма).

36. Танк Т-10А, вид сзади слева (кадр учебного кинофильма). Хорошо видны топливные баки и укладка БДШ.

37. Тяжелый танк Т-10Б, общий вид (кадр учебного кинофильма).

38. Тяжелый танк Т-10Б во время демонстрации ходовых качеств на полигоне (кадр учебного фильма).

39. Опытный образец танка «объект 265» на испытаниях, 1952 год. Хорошо видна установка спаренных с пушкой 14,5 и 7,62-мм пулеметов (РГАЭ).

40. Опытный образец танка «объект 265», вид слева. На башне видна зенитная установка 14,5-мм пулемета КПВТ (РГАЭ).

41. Опытный образец танка Т-10М Челябинского Кировского завода - «объект 734» на испытаниях. 1958 год (РГАЭ).

42. 122-мм пушка М62-Т2 танка Т-10М и боеприпасы к ней.

43. 1 - выстрел с бронебойным снарядом БР-472 (снаряд и заряд); 2 - выстрел с осколочно-фугасным снарядом ОФ-472.

44. Общий вид танка Т-10М. Хорошо виден спаренный с пушкой 14,5-мм пулемет КП ВТ (АСКМ).

45. Тяжелый танк Т-10М, вид сзади. Хорошо видны наружные топливные баки, дымовые шашки БДШ и укладка брезента на корме башни (АСКМ).

46. Тяжелый танк Т-10М, вид сзади. Между шашками БДШ видно крепление ствола орудия при движении по-походному, на нижнем кормовом листе корпуса закреплены запасные траки (АСКМ).

47. Тяжелый танк Т-10М, вид спереди (АСКМ).

48. Тяжелый танк Т-10М, вид слева. Хорошо видна зенитная установка 14,5-мм пулемета КПВТ (АСКМ).

49. Тяжелый танк Т-10М с демонтированной зенитной установкой пулемета КПВТ (ИЖ).

50. Тяжелый танк Т-10М выпуска Челябинского тракторного завода. 1960 год (ИЖ).

51. Тяжелый танк Т-10М выпуска 1959 года (АСКМ).

52. Тяжелый танк Т-10М в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина» (АСКМ).

53. Тяжелый танк Т-10М выпуска Ленинградского Кировского завода. 1961 год (ИЖ).

54. Тяжелый танк Т-10М, вид слева. Историко- культурный комплекс «Линия Сталина» (АСКМ).

55. Установка 122-мм пушки М62-Т2 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ в башне танка Т-10М.

56. Тяжелый танк Т-10М, общие виды машины выпуска ЧКЗ 1958 года (фрагмент рабочего чертежа).

57. Тяжелый танк Т-10М, продольный разрез машины (фрагмент рабочего чертежа).

58. Тяжелый танк Т-10М, поперечный разрез машины (фрагмент рабочего чертежа).

59. Корпус тяжелого танка Т-10М, вид сбоку и разрез в плане (фрагмент рабочего чертежа).

60. Корпус тяжелого танка Т-10М, продольный разрез и вид в плане (фрагмент рабочего чертежа).

61. Танк T-10M с оборудованием ОПВТ перед преодолением водной преграды. 1963 год (АСКМ).

62. Схема установки оборудования подводного вождения танка (ОПВТ) на Т-10М (АК).

63. Несмотря на большую массу, Т-10М имел хорошие динамические характеристики: на фото машина из состава 49-го отдельного танкового батальона во время учений на Гарделегенском полигоне. ГСВГ, 1972 год (ЕМ).

64. Танк Т-10М по разбитой дороге движется на Штатский полигон. ГСВГ, 1974 год. Танк из состава 49-го отдельного танкового батальона (ЕМ).

65. Танк Т-10М из состава 30-го отдельного танкового батальона ГСВГ на учениях. 1974 год. Во избежание потери во время движения, перед учениями надгусеничные крылья снимали (СС).

66. Танки Т-10М из состава 30-го отдельного танкового батальона ГСВГ на полигоне после стрельб. 1974 год (СС).

67. Отделение управления танка Т-10М: 1 - рукоятка запорного устройства крышки люка механика-водителя; 2 - аппарат ТПУ; 3 - масляный манометр планетарной коробки передач; 4 - провод высокого напряжения к прибору ТВН-2Т; 5 - центральный щиток механика-водителя; 6 - крышка люка механика-водителя; 7 - электропровод к стеклоочистителю; 8 - рукоятка управления заслонками эжекторов; 9 - центральный вентиль системы воздушного запуска; 10 - кран-редуктор воздухопуска; 11 - закрывающий механизм крышки люка механика-водителя; 12 - баллоны НПО; 13 - снарядные гильзы; 14 - ручной топливоподкачивающий насос; 15 - ящики для укладки гранат; 16 - рычаг ручной подачи топлива; 17 - рукоятка селектора; 18 - рычаг реверса; 19 - запасный прибор ТПВ-51; 20 - правый рычаг управления; 21 - педаль подачи топлива; 22 - сиденье механика-водителя; 23 - педаль остановочного тормоза; 24 - ящик с прибором ГВН-2Т; 25 - педаль управления; 26 - левый рычаг управления; 27 - выключатель аккумуляторных батарей; 28 - розетка внешнего запуска; 29 - аккумуляторные батареи; 30 - сумка с документацией танка; 31 - бачок для питьевой воды; 32 - электрораспределительный щиток (РПМЧ).

68. Боевое отделение танка Т-10М: 1 - блок питания ночного прицела ТПН-1; 2 - радиостанция; 3 - азимутальный указатель; 4 - щиток электрооборудования башни; 5 - стопор башни; 6 - распределительная коробка; 7 - ввод антенны; 8 - коробка компенсатора; 9 - пульт светового курсоуказателя; 10 - механизм поворота башни; 11- электроблок прицела Т2С; 12 - ночной прицел ТПН-1; 13 - аппарат ТПУ; 14 - прицел Т2С; 15 - дополнительный бачок; 16 - подъемный механизм пушки; 17 - пушка М62-Т2; 18 - ограничитель снижения пушки; 19 - спаренный пулемет КПВТ; 20 - преобразователь частоты; 21 - магазин спаренного пулемета; 22 - ящик с ЗИП; 23 - снарядная каретка; 24 - семиместная гильзовая укладка; 25 - магазин спаренного пулемета; 26 - ящик с прибором ТПБ-51 (РПМЧ).

69. Моторно-трансмиссионное отделение танка Т-10М: 1 и 7 - эжекторы; 2 и 6 - масляные (сверху) и водяные (снизу) радиаторы; 3 - расширительный бачок; 4 - воздухоотделитель; 5 - масляный фильтр «Кимаф-4»; 8 и 18 - внутренние топливные баки; 9 и 17 - наружные топливные баки; 10 и 14 - гидравлические механизмы управления ПКП; 11 и 16 - остановочные тормоза; 12 и 15 - тормоза мультипликаторов; 13 - коробка перемены передач (РПМЧ).

70. Корпус танка Т-10М, вид сзади: 1 - верхний кормовой откидной лист; 2 - задние боковые листы; 3 - палец для крепления серег рычага амортизатора; 4 - бонки для крепления грязеочистителей; 5 - гнездо для установки бортовой передачи; 6 - буксирный крюк; 7 - торсионный валик; 8 - нижний кормовой лист (РПМЧ).

71. Корпус танка Т-10М, вид спереди: 1 - нижний наклонный лобовой лист; 2 - верхние наклонные лобовые листы; 3 - петли для крепления переднего отражателя; 4 - кронштейн кривошипа направляющего колеса; 5 - буксирный крюк; 6 - защелки буксирного крюка; 7 - скобы крепления вертикального щитка; 8 - ограждение фар; 9 - передний наклонный лист крыши; 10 - люк механика-водителя; 11 - защитный брусок, 12 - подбашенный лист; 13 и 19 - выпускные окна эжекторов; 14 и 18 - сетки окон над радиаторами; 15 - сетка окна впуска в двигатель воздуха летом; 16 - лист крыши над двигателем; 17 - сетка окна впуска в двигатель воздуха зимой; 20 - верхний наклонный бортовой лист; 21 - нижний гнутый бортовой лист; 22 - кронштейн балансира опорного катка; 23 - упор балансира; 24 - фланец; 25 - ограждение фары и сигнала; 26 - цапфа механизма натяжения гусеницы (РПМЧ).

72. Башня танка Т-10М: 1 - отверстие для пальца крепления рамки пушки; 2 - окно для пулемета КП ВТ; 3 - крюк; 4 - дождевой щиток; 5 - отверстие для тяги крепления рамки пушки; 6 - броневой лист крышки башни; 7 - отверстие для установки прибора наблюдения заряжающего ТПН; 8 - крышка люка заряжающего; 9 - рукоятка механизма поворота верхнего погона люка заряжающего; 10 - броневое ограждение прицела ТПН-1; 11 - крышка люка командира танка; 12 - крышка кормового ящика для ЗИП; 13 - кормовой ящик для ЗИП; 14 - стакан антенного ввода; 15 - отверстие для прибора наблюдения ТПБ-51; 16 - поручень; 17 - колпак бронировки прицела Т2С; 18 - выемка для обеспечения открывания откидного листа над радиаторами (РПМЧ).

73. Размещение в башне Т-10М приборов стабилизатора вооружения «Ливень»: 1 - прицел Т2С; 2 - исполнительный цилиндр; 3 - преобразователь; 4 - дополнительный бак; 5, 10 и 13 - распределительный коробки; 6 - электромашинный усилитель; 7 - гидроусилитель; 8 - блок гиротахометров; 9 - ограничитель; 11 - исполнительный двигатель; 12 - коробка компенсатора; 14 - электроблок (РПМЧ).

74. Планетарная коробка перемены передач танка Т-10М: 1 - зубчатка; 2 - правый тормоз мультипликатора; 3 - неподвижная отводка фрикциона мультипликатора; 4 - правый гидравлический механизм управления; 5, 6 - рычаги; 7 - правый золотник поворота; 8 - маслопровод к приемнику манометра; 9 - шланги подвода воды (антифриза) для разогрева ПКП; 10 - левый гидравлический механизм управления; 11 - стартер; 12 - зубчатый венец; 13 - маслоизмерительный стержень; 14 - заправочная горловина ПКП; 15 - передняя опорная лапа картера; 16 - нижняя половина картера ПКП; 17 - корпус механизма реверса; 18 - неподвижный упор рычага реверса; 19 - рычаг реверса; 20 - неподвижный упор замка реверса; 21 - рычаг замка реверса; 22 - правый тормоз промежуточного вала; 23 - подвижная отводка фрикциона промежуточного вала; 24 - неподвижная отводка фрикциона промежуточного вала; 25 - пробки смазочных отверстий фрикциона промежуточного вала; 26 - рычаг привода золотников передач (РПМЧ).

75. Двигатель В12-6Б танка Т-10М (РГАЭ).

76. Трак танка Т-10М с дополнительным уширителем: 1 - трак; 2 - палец; 3 - дистанционное кольцо; 4 - пружинное кольцо; 5 - уширитель; 6 - захват; 7 - хомут; 8 - болт; 9 - гайка; 10 - скоба; 11 - планка (РПМЧ).

77. Установка в башне танка Т-10М радиостанции Р-113 и ТПУР-120: 1 - приемопередатчик; 2 - блок питания; 3 - блок настройки антенны; 4 - нижняя часть антенного устройства; 5 - аппарат ТПУА-1; 6 - аппарат ТПУ А-2; 7 - ящик с комплектом ЗИП (РПМЧ).

78. Испытания танка Т-10, оснащенного комплектом индивидуальных плавсредств. 1958 год (АСКМ).

79, 80. Испытания танка «объект 266» с гидротрансмиссией. 1955 год (РГАЭ).

81. «Объект 266» с гидротрансмиссией во время испытаний на трассе НИБ полигона. 1955 год (РГАЭ).

82. Проект самоходной установки «объект 268», вариант с установкой вооружения во вращающейся башне. 1952 год (АСКМ).

83. Самоходно-артиллерийская установка «объект 268» на базе танка Т-10, общий вид. 1957 год (АСКМ).

84. Самоходно-артиллерийская установка «объект 268» на заводских испытаниях, вид справа. 1957 год (АСКМ).

85. Проект ракетного танка «объект 268Т». 1958 год (АСКМ).

86. Опытный образец ракетного танка «объект 282». 1959 год (АСКМ).

87. Опытный вариант танка Т-10М с установкой ПТРК «Малютка», общий вид (ИЖ).

88. Танк Т-10М с ПТРК «Малютка» («объект 272М»), вид слева. Хорошо видны ракеты на пусковой установке (ИЖ).

89. «Объект 272М» - танк Т-10 с ПТРК «Малютка». Ракеты закрыты специальным чехлом (ИЖ).

90. Минный инженерный тральщик на базе танка Т-10М: вверху «объект 220» с ножевыми и катковой секциями (в походном положении); внизу - «объект 213» с катковым тралом (АСКМ).

91. Самоходная установка «Конденсатор-2П» с 406-мм пушкой по пути на Красную площадь. 1957 год (РГАКФД).

92. Пусковая установка ракеты РТ-15 (8К96) на шасси «объект 815». Москва, Красная площадь, 7 ноября 1965 года (АСКМ).

93. Самоходная установка «Ока» с 420-мм минометом на площадке Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (АСКМ).

94. Танки Т-10Б на Красной площади. Москва, 7 ноября 1957 года. Вероятно, это было единственное участие «десяток» в парадах (ИЖ).

95. Пусковая установка ракеты РТ-20 (8К99) на шасси «объект 821». Москва, Красная площадь, 7 ноября 1965 года (АСКМ).

96. Танки Т-10М из состава 9-й тяжелой танковой Бобруйско-Берлинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Германия, 1965 год. До февраля 1965 года дивизия именовалась 13-й тяжелой танковой (АСКМ).

97. Танки Т-10М на параде в Берлине. Конец 1960-х годов. Вероятно машины из состава одного из полков какой-то гвардейской танковой дивизии (ЕМ).

98. Танк Т-10М 49-го отдельного танкового батальона во время тренировки механиков-водителей на Гарделегенском полигоне. ГСВГ, 1972 год (ЕМ).

99. Танк Т-10М из состава 49-го отдельного танкового батальона 2-й гвардейской танковой армии после проведения учебных стрельб из вкладных 23-мм стволов на Штатском полигоне. ГСВГ, лето 1974 года (ЕМ).

100. Командир танка Т-10М 49-го отдельного танкового батальона старший сержант С.Н. Шабалин в своей боевой машине. ГСВГ, лето 1974 года (ЕМ).

101. Танк Т-10М из 49-го танкового батальона перед погрузкой на железнодорожную платформу для отправки на Витштокский полигон - там проводились стрельбы штатными 122-мм снарядами. Перед машиной сидит старший сержант Е.П. Ментюков (ЕМ).

102. Танкисты 49-го батальона у танка Т-10М после проведения стрельб (слева направо): старший сержант С.Н. Шабалин, сержант А. В. Ельченков, старший сержант Е.П. Ментюков и младший сержант Я. И. Козарь. ГСВГ, лето 1974 года (ЕМ).

103. Механик-водитель 49-го отдельного танкового батальона старший сержант Е. П. Ментюков за рычагами своего Т-10М во время учебных стрельб. Лето 1974 года (ЕМ).

104. Танкисты у Т-10М после проведения занятий. 30-й отдельный танковый батальон, ГСВГ, 1974 год (СС).

111. Танки Т-10М в Пльзени. Август 1968 года. На машинах были нанесены специальные белые полосы для опознавания своей авиацией (ЕМ).

112. Большая часть танков Т-10 была отправлена в металлолом, часть машин - как этот Т-10М - использовалась в качестве мишеней на полигонах (ЕМ).

113. Сравнительные размеры тяжелых танков 1950-х - начала 1960 годов: американского М103, английского «Конкеpop» и советского Т-10М. Хорошо видно, что отечественная машина значительно меньше по размерам, чем ее западные «собратья».

114. Единственным фильмом, в котором «засветились» танки Т-10М стала 4-серийная лента киностудии «Мосфильм», снятая в 1985 году. На фото - кадр из фильма, Т-10М играют роль советских танков Великой Отечественной.

115, 116. В экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», расположенного в 20 километрах северо-западнее Минска, имеются два тяжелых танка Т-10М. Скорее всего, машины были на вооружении 5-й тяжелой танковой дивизии, и при создании комплекса поступили с базы хранения, созданной на основе этой дивизии.

117. Продольный разрез танка Т-10М. 1 - направляющее колесо; 2 - щиток приборов механика-водителя; 3 - баллоны со сжатым воздухом для запуска двигателя; 4 - рукоятка подъема люка механика-водителя; 5 - люк механика-водителя; 6 - прибор наблюдения ТПВ-51; 7 - заряды к 122-мм пушке; 8 - 122-мм пушка М62-Т2; 9 - укладка лент к 14,5-мм пулемету; 10 - укладка 122-мм снарядов; 11 - рукоятка механизма вертикального наведения; 12 - электрогироскопический прибор в корпусе прицела Т2С; 13–14,5-мм пулемет КПВТ; 14 - прицел Т2С; 15 - прицел ТПН-1; 16 - инфракрасный осветитель ОУ-ЗТ; 17 - прибор ТПКУ-2; 18 - люк командира танка; 19 - элементы приводов наведения; 20, 21, 23, 24 - заряды к 122-мм пушке, 22, 25 - 122-мм снаряды; 26 - воздухоочиститель; 27 - башня; 28 - решетка для доступа воздуха к двигателю; 29 - пробка заправочной горловины системы охлаждения двигателя; 30 - двигатель В12-6Б; 31 - масляный фильтр; 32 - топливный бак; 33 - механизм управления коробкой перемены передач; 34 - решетка для доступа воздуха к двигателю; 35 - планетарная коробка перемены передач; 36 - наружный топливный бак; 37 - укладка дымовой шашки БДШ-5; 38 - бронировка бортовой передачи; 39 - ведущее колесо; 40 - люк в днище для обслуживания коробки перемены передач; 41 - опорный каток; 42 - гидравлические амортизаторы 1, 2 и 6-го опорных катков; 43 - люк в днище для обслуживания двигателя; 44 - котел подогревателя; 45 - укладка патронов к 14,5-мм пулемету КПВТ; 46 - основание вращающегося пола; 47 - ограждение ноги наводчика; 48 - укладка патронов к 14,5-мм пулемету КПВТ; 49 - вращающейся пол башни; 50 - люк для аварийного выхода из танка; 51 - укладка 122-мм снарядов; 52 - сиденье механика-водителя; 53 - рычаг ручной подачи топлива; 54 - рычаг реверса; 55 - правый рычаг управления; 56 - педаль управления.

118, 119. Тяжелый танк Т-10М, установленный на площадке Национального музея истории Украины во Второй мировой войне, г. Киев. Машина скорее всего поступила с 5359-й гвардейской базы хранения вооружения и военной техники, в которую в 1990 году была переформирована 42-я гвардейская танковая дивизия, расположенная в районе города Новомосковск.

В книге использовались иллюстрации, предоставленные Игорем Желтовым (ИЖ), Александром Кашавцевым (АК), Евгением Ментюковым (ЕМ), Сергеем Сотниковым (СС), а также из фондов Российского Государственного архива экономики (РГАЭ), Российского Государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), архива издательства «Стратегия КМ» и архива Януша Магнуского. Схемы частично заимствованы из книг «Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-10» (Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР, Москва, 1955) и «Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-10М» (Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР, Москва, 1960). Несколько фото М. Скосовского взяты с сайта www.ustrcr.cz (USTRCR).

В 1955 году были созданы две опытные машины - «Объект 267» сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и «Объект 267» сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены в новую модификацию Т-10А («Объект 730А» ). Танк был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11 июня 1956 года . Его серийное производство было организовано в 1957 году в Челябинске.

Т-10А отличался установкой пушки Д-25ТС с измененным затвором и эжекционной продувкой канала ствола, а также применением стабилизатора вертикального наведения пушки ПУОТ «Ураган», гирополукомпаса ГПК-48 и ИК-прибора механика-водителя ТВН-1. Вместо прицела ТШ-2-27 были установлены перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел наводчика ТУП.

Установка приводов стабилизатора и нового перископического прицела ТПС-1 вынудила немного изменить форму башни, так же появилась характерная башенка прицела в левой части крыши башни.

Т-10Б («Объект 730Б» ) представлял собой модернизированный танк Т-10А и отличался от него установкой двухплоскостного стабилизатора вооружения ПУОТ-2 «Гром» и нового прицела наводчика Т2С-29-14. Т-10Б был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР в 1957 году .

Т-10БК . В 1957 году был создан командирский танк, который отличался от Т-10Б наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

Т-10М . Представлял собой усовершенствованный танк Т-10Б и при проектировании имел обозначение «Объект 272» . Он был разработан в Ленинграде КБ под руководством Ж.Я. Котина и принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 26 сентября 1957 года под обозначением Т-10М. Серийное производство танка осуществлялось с 1958 года в Ленинграде (до 1966 года ) и Челябинске (до 1962 года ). Серийные танки ЧКЗ имели некоторые конструктивные изменения и обозначались индексом «Объект 734» .

Танк Т-10М был вооружен новой 122-мм нарезной пушкой М62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками и щелевым дульным тормозом. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом наводчика Т2С-29-14 с независимой стабилизацией поля зрения и с максимальной прицельной дальностью 4000 м. В дополнение к прицелу Т2С-29-14 для наводчика поставили ночной прицел ТПН-1-29-14 «Луна». Под новое оборудование несколько переделали и форму башни.

В состав боекомплекта пушки входили новые по тому времени типы боеприпасов - бронебойно-кумулятивные снаряды, а с 1967 года - бронебойно-подкалиберные снаряды с начальной скоростью 1600 м/с. Кумулятивный снаряд пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, а бронебойно-подкалиберный - 320 мм на дальности 2000 м.

Вместо спаренного с пушкой пулемета ДШКМ был установлен 14,5-мм пулемет КПВТ , который мог использоваться и как пристрелочный с дальностью до 2000 м. С 1959 года каждый пятый танк дополнительно оснащался зенитным пулеметом КПВТ , который размещался на башне непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу вел заряжающий, стоя на сиденьи.

Было усилено бронирование башни танка. Т-10М получил новые конструкцию крыши силового отделения, формы бронировок прицелов и приборов наблюдения, с новым их размещением на башне. Кроме того, была изменена конструкция крышки люка механика-водителя, увеличен запас возимого топлива на 400 л за счёт установки двух топливных баков на кормовой части корпуса.

Были введены ножная педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов было увеличено до 6, а динамический ход опорного катка возрос со 144 мм до 172 мм.

Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения (инфракрасный прицел позволял вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м). Танк получил систему ПАЗ и ТДА . В качестве средств связи использовалась радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120.

Командирский танк Т-10МК («объект 272К» ), созданный в 1959 году на базе Т-10М, отличался наличием дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 и бензоэлектрического зарядного агрегата. Боекомплект к пушке был уменьшен на 8 выстрелов для размещения дополнительной радиостанции и составлял 22 выстрела. Дальность связи при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме - 40 км.

С декабря 1962 года на танке Т-10М устанавливалась более простая по конструкции и в изготовлении механическая трансмиссия, первоначально разработанная в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие размеры, позволившие дополнительно разместить в забронированном объеме 100 л топлива. Танк с этой трансмиссией имел обозначение «Объект 709» .

В состав трансмиссии входили: главный фрикцион, 6-скоростная механическая коробка передач, механизм поворота типа ЗК и бортовые редукторы. Однако наличие главного фрикциона сухого трения несколько снижало эксплуатационную надежность трансмиссии.

С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ , что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м без ограничения их ширины по условиям работы двигателя. С 1964 года вводится автоматическая система ППО с огнетушащим составом «3,5».

В 60-х годах все Т-10 были модифицированы до уровня Т-10М. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. В 1993 году они были сняты с вооружения Российской Армии.

Характеристики Т-10 Т-10М
Боевая масса, т 50 51,5
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм
- длина с пушкой
- длина корпуса
- ширина
- высота
- клиренс

9715
7250
3380
2460
460

10560
7250
3380
2585
460
Броневая защита, мм корпус (лоб/борт) - 120/80,
башня - 201…40
корпус (лоб/борт) - 120/80,
башня - 250…50
Вооружение (боезапас) 122-мм пушка Д-25ТА (30),
2 пулемета 12,7-мм ДШК (1000)
122-мм пушка М-62-Т2 (30),
1-2 пулемета 14,5-мм КПВТ (744), 7,62-мм патроны (600), гранаты Ф-1 (20), патроны к сигнальному пистолету (24)
Двигатель (тип) В-12-5 (V12, Д) В-12-6 (V12, Д)
Мощность двигателя, л.с. 700 750
Максимальная скорость, км/ч 42 50
Запас хода по шоссе, км 200 350
Преодолеваемые препятствия:
- высота стенки
- ширина рва
- глубина брода
- подъем
- крен

0,9 м
3,0 м
1,5 м
32°
30°
Удельное давление на грунт, кгс/cм² 0,74 0,77