Российская оборонная промышленность имеет большой опыт в деле создания и массового производства бронетранспортеров. За несколько десятилетий был разработан и поставлен в серию целый ряд моделей такой техники, и подобные работы продолжаются до сих пор. Несколько лет назад, видя потребности потенциальных заказчиков, одно из предприятий создало бронетранспортер БТР-87. В этом проекте уже известные идеи и решения должны были сочетаться с характерными чертами современных боевых бронированных машин.

Проект перспективного бронетранспортера был разработан в инициативном порядке специалистами ООО «Военно-промышленная компания»; опытно-конструкторские работы стартовали несколько лет назад. О существовании проекта стало известно весной 2016 года, благодаря предприятию «Завод корпусов» (г. Выкса), входящему в состав «Военно-промышленной компании». В официальной презентации о развитии предприятия имелась фотография неизвестной бронемашины под названием БТР-87. Известно, что за несколько месяцев до этого опытную машину на форуме «Армия-2015» показали узкому кругу специалистов и военных.

Первый официальный публичный показ БТР-87, в рамках которого с машиной смогла ознакомиться общественность, состоялся на международном военно-техническом форуме «Армия-2017». Следует отметить, что к этому времени опытный образец претерпел некоторые изменения и получил новые боевые качества. Все это отразилось, в том числе, и на внешнем виде бронетранспортера. При этом основные положения проекта остались прежними.

Согласно данным прошлых лет, целью проекта БТР-87 являлась глубокая модернизация существующего бронетранспортера БТР-82А, направленная на повышение уровня защиты самой машины и десанта при спешивании. Фактически речь шла о переделке имеющегося образца в соответствии с современными взглядами на облик и применение подобной техники. Для решения таких задач следовало переработать конструкцию корпуса, а также кардинальным образом изменить его компоновку. В дальнейшем стало ясно, что проект также предусматривал усиление комплекса вооружения.

Также сообщалось, что БТР-87, в первую очередь, предназначается для продажи третьим странам. Он мог бы отвоевать свою долю рынка за счет удачного сочетания технических и боевых характеристик, а также приемлемой стоимости. Последняя была обусловлена максимально возможной унификацией со сравнительно простым и дешевым БТР-82А.

К отечественным бронетранспортерам семейства БТР-80 традиционно предъявляются две основные претензии. В первую очередь, отмечается недостаточный уровень баллистической и противоминной защиты, уже не соответствующий актуальным угрозам. Во-вторых, эти машины имеют специфическую компоновку с центральным расположением десантного отделения, в результате чего бойцам приходится спешиваться через бортовые двери. Это не позволяет им сразу прикрываться броневым корпусом и приводит к дополнительным рискам. Наконец, темой споров давно является имеющийся комплекс вооружения с 30-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом.

В проекте «Военно-промышленной компании» были предложены весьма удачные решения всех этих вопросов. В итоге БТР-87 выгодно отличается от базового образца более высоким уровнем защиты, большим удобством эксплуатации и повышенной огневой мощью. Несмотря на это, сохраняется высокая степень унификации с БТР-82А.

Наиболее серьезным доработкам в новом проекте подвергся существующий броневой корпус. Он сохраняет некоторое сходство с базовым изделием, но при этом заметно отличается от него. Так, иное размещение основных агрегатов привело к изменению форм передней и задней частей. Кроме того, пришлось удалить или перенести некоторые элементы внутреннего оснащения.


Компоновка новой бронемашины, вид сверху. Рисунок Gurkhan.blogspot.com

С точки зрения уровня защиты бронекорпус новой машины мало отличается от своего предшественника. При этом проект БТР-87 предусматривает возможность установки дополнительных навесных панелей. Устройства с металлическими и керамическими элементами существенно повышают уровень защиты бронетранспортера в соответствии с существующими угрозами. Лобовая проекция машины с навесными модулями способна выдержать снаряд 23-мм орудия при стрельбе с дистанции 500 м. Собственная и дополнительная броня также обеспечивают всеракурсную защиту от 12,7-мм пуль.

Для решения одной из главных задач проекта была изменена компоновка корпуса. В его передней части теперь имеется только узкое двухместное отделение управления, расположенное у левого борта. Справа от него, внутри крупного отсека, поместили двигатель и основные элементы трансмиссии. Прочие детали трансмиссии, как и прежде, располагаются на уровне днища. За отделением управления и моторным отсеком находится крупный обитаемый объем, занимающий чуть больше половины общей длины корпуса.

В передней части этого отсека расположили некое подобие боевого отделения с местом оператора-наводчика и необходимыми устройствами. Все прочие объемы представляют собой крупное десантное отделение с двумя рядами сидений. Согласно основным положениям проекта, десант должен покидать свою машину через кормовые двери, что позволяет ему максимально долго оставаться под прикрытием крупного броневого корпуса.

В переднем моторном отделении монтируется дизельный двигатель ЯМЗ-53602 мощностью 312 л.с. Через сцепление типа ЯМЗ-183-75 он соединяется с пятиступенчатой коробкой передач ЯМЗ-12051. По желанию заказчика, машина может комплектоваться гидромеханической трансмиссией ГМП-3361. В обоих случаях используются средства дистанционного управления с механическими приводами, упрощающими эксплуатацию и повышающими некоторые характеристики. Трансмиссия обеспечивает привод всех восьми колес. Мосты, заимствованные у БТР-82А, комплектуются блокируемыми дифференциалами.

Внутри моторного отсека также располагается дизель-генераторная установка ДГУ8-П27,5-ВМ2. С ее помощью обеспечивается энергоснабжение основных систем при выключенном основном двигателе.

Ходовая часть нового бронетранспортера заимствована у существующей машины. Она включает восемь колес большого диаметра с торсионной подвеской, усиленной гидравлическими амортизаторами. Как и у базовой бронемашины, оси располагаются с разными промежутками: расстояние между второй и третьей осями увеличено.


Доработанный опытный образец на выставке "Армия-2017". Фото Vpk.name

Бронемашина осталась плавающей, однако для решения этих задач теперь используются иные устройства. Для движения по воде на БТР-87 используется пара водометных движителей кормового расположения. Эти устройства помещаются в кормовых нишах корпуса, позади четвертой оси. Для выполнения маневров водометы поворачиваются вокруг вертикальной оси. На лобовой части корпуса сохранен откидной волноотражающий щиток.

БТР-87 «унаследовал» основные элементы комплекса вооружения. Эта машина комплектуется башенной пушечно-пулеметной установкой БППУ-1. При этом изменение компоновки корпуса привело к тому, что погон башни сместился из передней части крыши в центральную. Установка по-прежнему оснащается 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм спаренным пулеметом ПКТМ. На башне монтируются оптические приборы для поиска целей и наведения .

Изначально БТР-87 нес БППУ-1 в исходной конфигурации. В прошлом году его продемонстрировали с доработанным комплексом вооружения. На бортах башни появились две пусковые установки с креплениями для пары транспортно-пусковых контейнеров на каждой. По данным разработчика, бронетранспортер может оснащаться реактивными огнеметами РПО-А или противотанковыми ракетами «Корнет». Это резко повышает огневую мощь бронемашины и расширяет список эффективно атакуемых целей.

Сообщалось, что перспективный бронетранспортер, по желанию заказчика, может получать иные боевые модули. Рассматривается возможность монтажа обитаемых и дистанционно управляемых систем с тем или иным вооружением. При наличии соответствующего заказа имеющееся шасси может использоваться даже для монтажа боевых отделений с крупнокалиберными артиллерийскими системами.

Собственный экипаж БТР-87 состоит из двух человек. Двое, один за другим, располагаются в переднем отделении управления. На переднем месте находится механик-водитель, на заднем – командир. Над их местами имеются собственные люки со смотровыми приборами. Отделение управления не имеет задней перегородки, и из него можно попасть в отсек десанта. Третий член экипажа, управляющий боевым модулем, находится непосредственно под ним.

Бронетранспортер имеет десантное отделение кормового расположения, в котором устанавливается восемь складных сидений для бойцов. Десант рассаживается вдоль бортов, лицом друг к другу. Сиденья монтируются на бортах корпуса, что в определенной мере сокращает негативное воздействие взрывной волны, идущей из-под днища. Для посадки и высадки десантное отделение имеет две кормовые двери больших размеров. Над сиденьями в крыше предусмотрены четыре люка.

Кардинальная переработка существующего корпуса привела к заметному изменению обводов и увеличению габаритов машины. Длина БТР-87 выросла до 7,95 м, ширина – чуть менее 3 м, высота – более 3 м. Боевая масса без навесного бронирования определяется в 16,5 т. За счет двигателя увеличенной мощности машина на шоссе может разгоняться до 90 км/ч. Максимальная скорость на воде достигает 10 км/ч. Запас хода – 800 км.

Известно, что бронетранспортер БТР-87 разрабатывался «Военно-промышленной компанией» в инициативном порядке и без заказа со стороны российских или иностранных военных. Впрочем, уже в 2015 году опытный образец такой машины попал в закрытую часть экспозиции военно-технического форума «Армия». Какие отзывы этот бронетранспортер получил от российских военных – неизвестно. Через два года машину впервые открыто показали публике в рамках «общей» экспозиции нового форума. Для более полной демонстрации основных возможностей бронетранспортер стоял на выставочной площадке с открытыми кормовыми дверями.

По имеющимся данным, представленный бронетранспортер привлек внимание посетителей форума «Армия-2017», как гражданских, так и военных. При этом пока отсутствуют сведения о каком-либо реальном интересе со стороны потенциальных заказчиков. Даже если БТР-87 и смог заинтересовать ту или иную зарубежную армию, о начале переговоров и подписании контракта пока не поступали. Появятся ли такие сведения в будущем – покажет время.

Исходя из доступных данных, следует ожидать, что БТР-87 способен стать темой контракта на поставку серийной техники. Эта бронемашина имеет ряд характерных черт, делающих ее выгодным приобретением для тех или иных армий. В первую очередь в качестве потенциальных покупателей могут рассматриваться небольшие государства с ограниченными финансовыми возможностями, имеющие потребность в обновлении парка защищенных транспортных средств для пехоты. Несмотря на ряд существенных ограничений, БТР-87 имеет весьма выгодное соотношение характеристик и качеств.

Главными целями проекта БТР-87 было повышение уровня защиты самой машины и спешивающихся десантников. При сохранении основных параметров корпуса более старой бронетехники, в проекте используется навесное дополнительное бронирование, резко повышающее уровень защиты. Кроме того, десантное отделение перенесено в корму и лишено бортовых дверей. Все это понятным образом сказывается на безопасности десанта во время поездки и высадки.

Существующий опытный образец БТР-87 изначально нес пушечно-пулеметную установку БППУ-1 в ее исходном виде. Позже ее дополнили управляемыми противотанковыми ракетами, вместо которых может использоваться и иное оружие. В конфигурации с комплексом «Корнет» бронетранспортер получает серьезнейшие преимущества перед другой отечественной и зарубежной техникой своего класса. Далеко не все современные БТР штатно несут противотанковые комплексы и могут бороться с хорошо защищенными целями.


Возможный вариант модернизации БТР-87 с иными обводами корпуса, новым боевым модулем и кормовой аппарелью. Рисунок Gurkhan.blogspor.com

Конструкционная и технологическая преемственность, а также унификация новой машины с техникой семейства БТР-80 должна упрощать и удешевлять производств вместе с последующей эксплуатацией. Таким образом, БТР-87 оказывается достаточно дешевым и простым, но при этом превосходит предшественников по основным своим характеристикам и боевым качествам.

Подобное коммерческое предложение, прежде всего, должно заинтересовать развивающиеся страны, имеющие ограниченные возможности. Многие армии нуждаются в современной бронетехнике, но далеко не все получают достаточное финансирование и способны приобрести ее. В такой ситуации образцы наподобие российского БТР-87 оказываются весьма удачным и многообещающим компромиссным решением.

Что касается отечественных структур, то они тоже могут проявить интерес к оригинальному бронетранспортеру. Впрочем, наличие нескольких других современных разработок, в том числе совершенно новых и отличающихся иными возможностями, серьезно сокращает потенциал БТР-87 на «внутреннем рынке».

Тем не менее, не стоит переоценивать перспективный бронетранспортер. Эта машина была разработана более трех лет назад, а через несколько месяцев о ней стало известно широкой общественности и зарубежным специалистам. В прошлом году ее впервые показали в открытой экспозиции. Несмотря на достаточно большой возраст, БТР-87 пока не сумел стать темой какого-либо контракта. Изменится ли такая ситуация в будущем – остается только гадать. События могут развиваться как по оптимистичному, так и по негативному сценарию.

Вне зависимости от текущего положения дел и дальнейших событий, нельзя не отметить, что проект БТР-87 представляет определенный интерес. В ходе создания этой машины отечественным инженерам удалось решить основные проблемы существующей бронетехники для пехоты, максимально широко используя готовые наработки и агрегаты. При наличии интереса со стороны потенциальных заказчиков имеющийся проект может получить дальнейшее развитие. Станут ли его изменять, и к чему это приведет – станет известно позже.

По материалам сайтов:
https://rg.ru/
http://tass.ru/
https://vpk.name/
http://otvaga2004.ru/
https://bmpd.livejournal.com/
http://gurkhan.blogspot.com/

6 мая 2008 г. премьер-министром РФ было подписано постановление Правительства о принятии на вооружение бронетранспортера БТР-90. В июне этого года вышел и приказ Министра обороны РФ о принятии на вооружение этой машины. Если не считать принятие на вооружение БТР-80А, являющегося модернизацией знаменитого БТР-80, бронетранспортер БТР-90 «Росток» стал первым новым российским БТР, принятым на вооружение с момента создания Российской армии.

Формирования мобильных сил сегодня востребованы как в регулярных войсках, так в составе внутренних войск (жандармерии, полиции). Понятно, что такие формирования должны оснащаться соответствующим вооружением и техникой, которые бы отвечали предъявляемым требованиям.Современные взгляды теории и практики вооруженной борьбы обращают внимание на все возрастающую роль мобильных сил, способных вести стремительные высокоманевренные действия на больших пространствах, как с развитой сетью дорог, так и на операционных направлениях вне дорог, а также в условиях сильных разрушений, затоплений, искусственных заграждений, где требуется широкий и быстрый маневр силами и средствами. В связи с этим в армиях многих стран стали создаваться формирования таких сил, отвечающих этим требованиям.

И хотя одно из основных требований, предъявляемых к боевой технике мобильных формирований, это высокая тактическая и оперативная подвижность, в то же время она должна обладать высоким уровнем огневой мощи и защищенности. Вооружение такой техники должно быть универсальным, обеспечивать эффективное поражение открытой и укрытой живой силы противника, противотанковых средств малой, средней и большой дальностей, легких по массе боевых и специальных бронированных машин, а также противодействовать тяжелым по массе боевым бронированным машинам, уничтожая последние или нанося им ущерб, вызывающий прекращение их функционирования на время боя. Также необходимо, чтобы вооружение используемой в мобильных формированиях техники было способно обеспечивать их прикрытие от ударов армейской авиации.

Немаловажным для формирований мобильных сил является способность имеющейся у них на вооружении техники с ходу преодолевать водные преграды, такие как озера, реки, каналы, зоны затоплений, а также оперативно действовать при захвате или обороне морского побережья или в островной зоне.Одним из проблемных является вопрос обеспечения необходимого уровня защиты и живучести бронетехники для мобильных сил. Появление в больших количествах на вооружении различных, в том числе и незаконных, боевых формирований крупнокалиберных снайперских винтовок и пулеметов, легких противотанковых средств, широкое использование минирования местности и дорог, выдвинуло новые требования по обеспечению защищенности бронетехники легкой категории, к которой относятся боевые машины пехоты (БМП) и бронетранспортеры (БТР). Решение этой проблемы только за счет увеличения броневой защиты машины неизменно приводит к резкому росту ее боевой массы, что приводит к снижению показателей подвижности и практически лишает возможности преодолевать такими боевыми машинами водных преград вплавь. Даже при значительном увеличении массы броневой защиты проблема полностью не решается – машины все равно остаются уязвимыми от огня ручных противотанковых средств, какими являются реактивные противотанковые гранатометы российского производства. В силу этого, к решению проблемы повышения защищенности и живучести легких боевых машин следует подходить комплексно, за счет оптимального сочетания пассивных средств защиты (броневой корпус) и других мер, таких как повышение огневой мощи машины, ее разведывательных возможностей и применения систем активной защиты.

Длительный опыт эксплуатации колесных БТР в Советском Союзе и России полностью подтвердил правильность выбранного конструкторами пути развития этого вида бронетанковой техники, наиболее подходящего для оснащения мобильных сил. С оглядкой на этот опыт, значительно позднее подобные машины стали создаваться во многих западных странах и даже в странах Ближнего Востока.Во многом всем этим требованиям отвечают современные колесные бронетранспортеры, выпускаемые ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», входящее в ООО «Военно-промышленная компания».

Последним словом в развитии мирового опыта строительства колесных бронетранспортеров является создание российскими конструкторами ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» принципиально новой машины этого класса – БТР-90 «Росток» . По сочетанию показателей огневой мощи, защищенности и подвижности эта машина до сих пор не имеет аналогов в мире в своем классе.

Бронетранспортер создан с учетом опыта боевого использования подобных машин в локальных конфликтах в различных регионах мира. Новый колесный бронетранспортер БТР-90 «Росток» (колесная формула 8×8) по своим характеристикам существенно превосходит известные в мире выпускаемые в настоящее время российские и зарубежные бронетранспортеры. По отношению ко всем предыдущим российским моделям бронетранспортеров на БТР-90 значительно повышены огневая мощь, защищенность и подвижность.

Комплекс вооружения БТР-90 «Росток» обеспечивает решение большого круга огневых задач, включая борьбу с танками и вертолетами противника. Использование в комплексе вооружения этой машины двухплоскостного стабилизатора вооружения позволяет вести эффективный огонь по противнику с ходу, чего не было раньше на многих бронетранспортерах.

В составе комплекса вооружения БТР-90 «Росток» , размещенного в двухместной башне кругового вращения, имеется 30-мм автоматическая пушка 2А42 , спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТМ , комплекс управляемого ракетного вооружения 9К113М «Конкурс-М» и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 .

Прицельные комплексы командира и наводчика (их типы могут быть различными в зависимости от пожеланий заказчика) обеспечивают ведение огня днем и ночью. В ночное время для подсветки целей используется квантовый прибор подсветки, обеспечивающий большую дальность обнаружения целей ночью, улучшающий их идентификацию и значительно снижающий вероятность обнаружения ИК и тепловизионными средствами противника. Командир машины имеет в своем распоряжении усовершенствованный комбинированный прибор наблюдения ТКН-АИ с собственной квантовой системой подсветки и лазерным дальномером, способным определять дальности до целей в диапазоне от 30 до 3000 м. Система управления огнем (СУО) комплекса вооружения БТР-90 «Росток» обеспечивает ведение огня из основного оружия с места командира машины.

Наведение автоматической пушки, спаренного с ней пулемета и автоматического гранатомета стабилизировано в двух плоскостях. Стрельба ПТУР может вестись как из машины, так и с выносной пусковой установки, что повышает огневые возможности и живучесть машины в обороне за счет распределения огня штатного оружия и скрытия истинного положения огневой позиции машины.

Высокие показатели защищенности и живучести машины обеспечивает закрытый корпус бронетранспортера, который имеет повышенную стойкость к подрыву на противотранспортных и противотанковых минах. Лобовая броня БТР-90 способна противостоять действию бронебойных снарядов малокалиберных автоматических пушек. При необходимости может быть установлено дополнительное бронирование. Внутри обитаемые отделения машины покрыты специальным противоосколочным материалом типа «кевлар». БТР-90 оборудован автоматическими системами пожаротушения, коллективной защиты от ОМП и бортовой информационно-управляющей системой шасси.

По желанию заказчика машина может быть оборудована системой кондиционирования воздуха и тепловизионным прицелом.

Высокую подвижность машине обеспечивают мощный многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2М и гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемной передачей, а также независимая торсионная подвеска колес с большими динамическими ходами и гидроамортизаторами повышенной энергоемкости.

Удельная мощность двигателя БТР-90 составляет 23,2 л.с./т, что при наличии гидромеханической трансмиссии, автоматической коробки передач, независимой подвески всех колес с полным приводом, делает его подвижным и маневренным. За счет реверсивной трансмиссии, обеспечивающей одинаковые скорости вперед и назад, стали возможны повороты на месте вокруг своей оси за счет регулирования скорости вращения колес на противоположных бортах машины, что очень актуально при ведении боевых действий в городе или на узких горных дорогах. Максимальная скорость БТР-90 более 100 км/ч, а запас хода по дорогам с твердым покрытием не менее 800 км.

Шины нового БТР обеспечивают нормальное передвижение при получении до 50 пулевых пробоин, а при необходимости возможно движение и на полностью спущенных шинах. Машина сохраняет подвижность и способна выполнять боевые задачи даже при полном разрушении четырех колес из восьми (не на одной стороне).

Несмотря на возросшую боевую массу, которая превышает 20 т, машина имеет прекрасные водоходные качества. Скорость на воде составляет 10 км/ч, при этом БТР-90 уверенно держится на плаву даже в трехбалльный шторм.

Намного улучшены в БТР-90 эргономические показатели. Новая машина может оснащаться кондиционером, и несколько таких образцов прошли испытания в одной из арабских стран, где показали свои высокие боевые и эксплуатационные качества.

Несмотря на высокие показатели основных боевых свойств базовой модели бронетранспортера БТР-90 «Росток» , конструкторы ООО «Военно-инженерный центр» (подразделение ООО «Военно-промышленная компания») постоянно работают над совершенствованием машины. В настоящее время разработаны и предлагаются потенциальным заказчикам новые варианты БТР-90 с более совершенными комплексами вооружения и силовой установкой.

Комбинированный дневной/ночной прицел наводчика (объединены оптический, тепловизионный, лазерные дальномерный и управления ПТУР каналы) и панорамный комбинированный прицел командира (имеет в своем составе оптический, тепловизионный, телевизионный и лазерный дальномерный каналы) позволяют увеличить точность стрельбы всеми видами оружия и типами боеприпасов, в том числе с ходу, и вести круглосуточную боевую работу на дальностях не менее 3,5 км.На БТР-90 с комплексом вооружения «Бережок» значительно повышены показатели огневой мощи за счет включения в его состав новой автоматизированной СУО с современными прицельными комплексами наводчика и командира, установки нового мощного ПТРК «Корнет-Э» и 30-мм автоматического гранатомета АГ-30М .

Новые прицельные комплексы вместе с автоматизированной СУО обеспечивают дублирование стрельбы командиром.

Для улучшения условий боевой работы и повышения точности стрельбы стабилизатор вооружения выполнен на новой элементной базе, а в состав СУО включен цифровой баллистический вычислитель с системой датчиков условий стрельбы. Благодаря наличию автомата сопровождения целей значительно повышена вероятность поражения движущихся целей и низколетящих воздушных целей.

ПТРК «Корнет-Э» «Бережок» БТР-90 , за счет более высокой бронепробиваемости (до 1200 мм гомогенной брони) обеспечивает поражение с первого выстрела всех существующих и перспективных танков, в том числе оснащенных динамической защитой, на дальностях до 5500 м. Он устанавливается на многозарядной пусковой установке (по две ПУ с каждой стороны башни), не требующей перезарядки в ходе боя. При этом, кроме повышения могущества действия, увеличивается боевая скорострельность, снижается опасность поражения экипажа и обеспечивается возможность стрельбы ПТУР с ходу.

В качестве дополнительного вооружения в составе комплекса вооружения БТР-90 «Бережок» имеется 30-мм автоматический гранатомет АГ-30 . Стабилизированная по вертикали установка с бронированным магазином на 300 гранат размещена на тыльной части башни. Использование гранатомета в бою, в том числе при стрельбе с ходу, позволяет успешно бороться с живой силой укрывшейся в окопах, в складках местности, за искусственными и естественными преградами.

БТР-90 с комплексом вооружения «Бережок» , оставаясь эффективным транспортным средством, получает возможность успешно решать другие боевые задачи (противотанковые, зенитные) на уровне специализированных средств. В итоге боевая эффективность БТР по сравнению со штатным вариантом машины возрастает в 3,2 раза (в качестве показателя эффективности при расчете был принят боевой потенциал комплексов вооружения). При выполнении типовой боевой задачи (атака взводного опорного пункта усиленной танковым взводом мотострелковой ротой) за счет увеличения дальности эффективной стрельбы в движении всеми видами боеприпасов, в том числе из гранатомета, потери в бою снижаются в 2,4-2,6 раза, а затраты на выполнение боевой задачи – в 1,5-1,7 раза.

Еще большие огневые возможности имеет БТР-90 с комплексом вооружения «Бахча» . В его состав входят 100-мм орудие-пусковая установка 2А70 , 30-мм автоматическая пушка 2А72 и 7,62-мм пулемет ПКТМ в едином блоке оружия.

Комбинированный дневной/ночной прицел наводчика с оптическим, тепловизионным, лазерными дальномерным и управления ПТУР каналами, а также панорамный комбинированный прицел командира с оптическим, тепловизионным, телевизионным и лазерным дальномерным каналом обеспечивают высокую точность стрельбы всеми видами оружия и типами боеприпасов, в том числе с ходу. Новые оптико-электронные приборы прицельных комплексов наводчика и командира позволяют вести круглосуточную боевую работу на дальностях не менее 3,5 км.

В состав автоматизированной СУО включен цифровой баллистический вычислитель с системой датчиков условий стрельбы и автомат сопровождения целей, обеспечивающий высокую вероятность поражения движущихся целей и низколетящих воздушных целей.

Комплекс управляемого ракетного вооружения 9К117 с ПТУР 9М117М-1 «Аркан» , имеющийся в составе комплекса вооружения «Бахча» БТР-90 , обеспечивает поражение с первого выстрела всех существующих танков, в том числе оснащенных динамической защитой, на дальностях до 5500 м, как с места, так и с ходу. Система управления ПТУР комплекса с телеориентированием ракеты в информационном лазерном луче имеет высокую помехозащищенность и не вызывает срабатывания датчиков лазерного облучения на поражаемых танках, за счет слабой интенсивности излучения. Автомат заряжания ПТУР обеспечивает высокую боевую скорострельность и снижает утомляемость экипажа.

Автоматизированная СУО в комплексе со стабилизатором вооружения дает возможность ведения огня из 100-мм орудия-пусковой установки выстрелами с осколочно-фугасными снарядами с закрытых огневых позиций.

В настоящее время конструкторами «Военно-инженерного центра» прорабатывается вариант установки в качестве силового агрегата БТР-90 четырехтактного дизельного двигателя УТД-32ТР с турбонаддувом, мощностью 510 л.с. в комплексе с гидромеханической трансмиссией и гидрообъемной передачей. Такая силовая установка более компактна, а сам двигатель серийно выпускается ОАО «Барнаултрансмаш», входящим в ООО «Военно-промышленная компания». К концу текущего года БТР-90 с новой силовой установкой должен быть представлен на испытания.

По желанию заказчика бронетранспортеры БТР-90 могут быть оснащены дополнительным оборудованием. Все машины обеспечиваются гарантийным и постгарантийным сервисным обслуживанием специалистами ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» и ООО «Военно-промышленная компания».

Тактико-технические характеристики БТР-90 различных модификаций

Характеристика БТР-90
«Росток»
БТР-90
«Бережок»
БТР-90
«Бахча»

Боевая масса, т
Экипаж + десант, чел.
Максимальная скорость по шоссе, км/ч
Максимальная скорость на плаву, км/ч
Запас хода, км
Мощность двигателя, л.с.

22
3+7
100
9
700
510

22,5
3+7
100
9
700
510

23,5
3+7
100
9
700
510

Вооружение:
- орудие-пусковая установка, калибр, мм
- автоматическая пушка, калибр, мм
- пулемет, калибр, мм
- автоматический гранатомет, калибр, мм
- ПТРК
- количество ПУ ПТУР

-
2А42, 30
ПКТМ, 7,62
АГ-17, 30
«Конкурс-М»
1

-
2А42, 30
ПКТМ, 7,62
АГ-30, 30
«Корнет-Э»
4

2А70, 100
2А72, 30
ПКТМ, 7,62
-
9К117
1

Боекомплект, выстрелов:
- 100-мм ОФ
- 30-мм БПС, БТС, ОФС, ОФЗТС
- 7,62-мм
- 30-мм ВОГ-17, ВОГ-17М, ВОГ-30
- ПТУР

-
500
2000
300
4

-
500
2000
300
4

34
500
2000
-
4

Автоматизированная СУО
Тепловизионные приборы

нет
нет

есть
есть

есть
есть

Стабилизатор вооружения

в 2-х плоскостях

Как сообщил представителям СМИ командующий войсками Южного военного округа генерал-полковник Александр Дворников, в подразделения морской пехоты Каспийской флотилии, которые дислоцированы в Дагестане, поступили бронетранспортеры БТР-82А. Также . Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о новом БТР-82А и о том, чем он отличается от предшественников.Тщательное изучение опыта войн и локальных конфликтов последних лет показывает, что для оснащения общевойсковых частей и подразделений все более востребована современная колесная бронированная техника, способная обеспечить выполнение широкого спектра боевых и специальных задач. К концу первой декады 2000-х годов стало ясно, что серийно выпускавшиеся в России колесные бронетранспортеры БТР-80 и БТР-80А уже не в полной мере отвечали этим требованиям. В связи с этим, несмотря на то что в России уже была начата проработка новых БТР на базе унифицированной колесной бронированной платформы «Бумеранг», российскими конструкторами в тесном сотрудничестве со специалистами Минобороны России была разработана программа глубокой модернизации бронетранспортеров БТР-80 и БТР-80А.

Время новых БТР При ее разработке и реализации конструкторами были учтены все предложения и требования заказчика, полученные в ходе тщательного изучения опыта эксплуатации и боевого использования бронетранспортеров. Было изготовлено два опытных образца, отличавшихся друг от друга составом комплекса вооружения: на одной машине в составе комплекса вооружения использовались крупнокалиберный 14,5-миллиметровый пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-миллиметровый пулемет ПКТМ, на другой машине устанавливались 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТМ. На обеих машинах оружие стабилизировано в двух плоскостях и вынесено за пределы обитаемого отделения, что практически исключило загазованность в обитаемом отделении во время стрельбы.Поскольку модернизированные бронетранспортеры качественно отличались от серийных БТР-80 и БТР-80А и имели лишь внешнее сходство, руководством Минобороны РФ было принято решение о присвоении им и новых наименований - БТР-82 и БТР-82А соответственно.В ходе предварительных испытаний заказчик отказался от дальнейших работ по БТР-82, посчитав комплекс вооружения этой машины не отвечающим современным требованиям. Работы по БТР-82 были прекращены. А БТР-82А прошел все «круги ада», или весь цикл испытаний, доработок, испытаний после доработок, и 6 декабря 2012 года приказом министра обороны машина была принята на вооружение. Этим же приказом был принят на вооружение и БТР-82АМ. Кроме России, БТР-82А находятся на вооружении еще двух стран. В 2015 году Республика Беларусь подписала контракт на поставку БТР-82А для нужд белорусской армии, но в силу некоторых финансовых трудностей исполнение контракта приостановлено до тех пор, пока Минобороны братской страны не получит для этого контракта деньги.Что нового? В ходе разработки программы модернизации хорошо себя зарекомендовавших, но устаревающих БТР-80 и БТР-80А главной задачей ставилось комплексное повышение основных боевых свойств бронетранспортера - огневой мощи, подвижности, защищенности и командной управляемости, а также эксплуатационных характеристик машины. Благодаря реализованным мероприятиям коэффициент боевой эффективности БТР-82А возрос в два раза по сравнению с БТР-80А.Огневая мощь повышена за счет установки унифицированного боевого модуля с электроприводами и двухплоскостным стабилизатором оружия - 30-миллиметровой автоматической пушки 2А72 и спаренного с ней 7,62-миллиметрового пулемета ПКТМ. Кроме того, в унифицированном модуле возможна установка и других видов пулеметно-артиллерийского вооружения, в том числе зарубежного производства.Для повышения поисковых возможностей и эффективности стрельбы установлен комбинированный всесуточный прицел наводчика ТКН-4ГА-02 со стабилизацией поля зрения. В настоящее время прорабатывается вариант установки на БТР-82А нового прицела с тепловизионным каналом.
Еще на этапе проработки технического задания было определено, что кучность и точность стрельбы из автоматической пушки БТР-82А с места и с ходу не должны быть ниже, чем эти показатели у БМП-2. Это была сложная техническая задача. В силу особенностей конструкции автоматики пушек 2А42 (на БМП-2) и 2А72 (на БТР-82А) показатели их точности и кучности стрельбы сильно разнятся, причем не в пользу 2А72. Кроме того, гусеничное шасси обеспечивает лучшую устойчивость при стрельбе, чем колесное. Но конструкторы бронетранспортера, проработав множество различных вариантов, решили сложную техническую задачу и обеспечили показатели эффективности стрельбы из БТР-82А на уровне БМП-2. Невероятно, но факт!Защищенность машины повышена благодаря использованию в новом бронетранспортере противоосколочной защиты из современных арамидных материалов на внутренних поверхностях корпуса, в том числе и на полу. Помимо повышения защитных свойств, установка противоосколочной защиты улучшает термо- и шумоизоляцию обитаемого отделения бронетранспортера. Повышение противоминной стойкости достигнуто благодаря конструкции машины, где между полом обитаемого отделения и ее днищем есть значительное пространство, заполненное элементами трансмиссии. На полу обитаемого отделения уложены энергопоглощающие коврики в местах размещения экипажа и десанта. На машине также применяется усовершенствованная система пожаротушения, что позволило заметно повысить пожаровзрывобезопасность. Комплекс мероприятий по повышению защищенности бронетранспортера позволил повысить живучесть машины на 20%, обеспечить защиту экипажа, агрегатов и систем бронетранспортера от поражения бронебойными пулями основных средств поражения пехоты с дистанции от 100 метров и от вторичного поражения осколками в случае пробития основной брони БТР. Показатели эргономичности машины улучшены благодаря установке в штатной комплектации БТР системы кондиционирования воздуха.Подвижность и комфорт Подвижность. Несмотря возросшую с 14 до 16 тонн массу бронетранспортера, показатели подвижности машины были повышены благодаря установке более мощного (300 лошадиных сил против 260 лошадиных сил) дизельного двигателя, новых элементов трансмиссии и подвески. Эти меры позволили увеличить общий ресурс машины, средние скорости движения, повысить плавность хода (что немаловажно для обеспечения высокой точности стрельбы с ходу) и надежность шасси в целом.
Высокие водоходные качества машины при преодолении водных преград сохранились на прежнем уровне. БТР-82А имеет мореходность до трех баллов, то есть без ограничений может двигаться по водной поверхности при высоте волны более одного метра. Три балла - это волнение, при котором на БТР можно идти по морю. А если нельзя, но очень хочется? Были и такие нарушители, шли по морю на БТР и при пяти баллах. Вот потому БТР-82А и пользуется успехом у морских пехотинцев.А в качестве примера высокой надежности и живучести БТР-82А можно привести такой пример: машина сохраняет подвижность при потере половины колес. При этом неважно, два колеса на оси или одно. Зарубежные БТР тоже могут двигаться при потере четырех колес из восьми, но при этом надо, чтобы они были на осях попарно.Командная управляемость. Для повышения командной управляемости машины были установлены современные цифровые средства связи, система топографического ориентирования «Трона-1» с автономным и спутниковым каналами получения навигационной информации и комбинированный прибор наблюдения командира ТКН-АИ. Это позволило улучшить устойчивость, скрытность и качество связи, расширить функциональные возможности управления и обеспечить интеграцию в единую систему управления тактического звена.
Впервые на отечественных бронетранспортерах осуществлена установка автономного энергоагрегата мощностью пять киловатт. Он обеспечивает экономию ресурса основного двигателя за счет исключения его работы при действиях в обороне, на блокпостах и т. д., увеличение ресурса и заряд АКБ, а также снижение заметности машины в тепловом и акустическом диапазонах.

С целью повышения комфортности условий действия экипажа в машине и снижения его утомляемости при совершении маршей и ведении боя, особенно при действиях в условиях повышенных температур, на БТР-82А устанавливается система кондиционирования воздуха.

Чем отличаются БТР-82А и БТР-82АМ Бронетранспортер БТР-82АМ, принятый на вооружение Российской армии одним и тем же приказом, что и БТР-82А, не является модернизацией последнего, как считают некоторые. Напротив, БТР-82АМ - это модернизация бронетранспортера БТР-80А, которая производится не на заводе-изготовителе, а на ремонтном заводе. В результате этой модернизации на БТР-82АМ в отличие от БТР-82А отсутствуют новая трансмиссия, антиосколочная защита и энергопоглощающие коврики в обитаемом отделении, кондиционер.Организация массового производства БТР-82А после принятия машины на вооружение не потребовала коренной реорганизации производственных линий, что позволит сэкономить существенные средства.

К параду в честь 70-й годовщины великой Победы готовятся новые образцы российской боевой техники, планируемые к принятию на вооружение в самое ближайшее время. В их числе и БТР «Бумеранг». Фото этого бронетранспортера, созданного для замены БТР-82, пока публикуются редко. Даже сейчас машины укрывают брезентом, чтобы сделать основные системы вооружений и наблюдения недоступными для излишне любознательных глаз. Но кое-какая информация в прессу все же просачивается, и следует предположить, что происходит это вполне санкционированно. По ней можно судить о степени новаторства основных технических решений, примененных при проектировании БТР «Бумеранг», имеющего официальное обозначение ВПК-7829.

Бронетранспортеры как вид техники

БТР и БМП представляют собой машины, предназначенные для выполнения двойной задачи: они должны доставлять пехотные подразделения к месту боя и оказывать им огневую поддержку. В некоторых случаях их используют для прикрытия корпусами наступающих солдат, но это возможно лишь тогда, когда обороняющиеся силы не имеют в своем распоряжении мощных средств борьбы с бронетехникой. В противном случае машины, имеющие относительно легкую защиту (как правило, противопульную и противоосколочную), обречены на скорое поражение снарядами, ПТУРами или ручными гранатометами.

У бронетранспортёров, разработанных в СССР и других странах, есть еще один недостаток: они весьма уязвимы для минных заграждений. Машины традиционно стремятся облегчить, обеспечив им максимальную скорость и огневую мощь, а также аэромобильность, а потому днище имеет слабую защиту. При взрыве фугаса или противотанковой мины в момент наезда существует серьезная опасность гибели экипажа и всех остальных военнослужащих, находящихся внутри корпуса, от компрессионного воздействия. Именно по этой причине во время вооруженных конфликтов последних десятилетий (в том числе и Афганской войны) солдаты, как правило, на марше предпочитали находиться на броне, вполне резонно опасаясь вражеских пуль меньше, чем коварных мин, установленных на дороге.

Проектируя новый российский БТР «Бумеранг», конструкторы «Военно-промышленной компании» постарались нивелировать обстоятельства, препятствующие успешному выполнению основных функций этого вида вооружений, и расширить его возможности.

Коренные технико-идеологические изменения

Традиционно российские конструкторы боевой техники опираются на опыт, накопленный в советские годы. Однако на этот раз привычная система была отвергнута изначально. В 90-е годы велись работы по созданию нового бронетранспортера «Росток» (БТР-90), представлявшего собой глубокую модернизацию БТР-82, но результаты руководство Министерства Обороны не впечатлили. Проект назывался «Гильза». Двигатель предполагалось разместить в середине машины, внутреннее пространство оставалось тесным, а модификационный потенциал образца был крайне ограничен. Работы по БТР-90 прекратили, но некоторые удачные решения решили перенести на новый проект «Бумеранг». БТР, однако, пришлось практически создавать заново, пересмотрев полностью всю идеологию и архитектуру боевой машины.

Что известно о «Бумеранге»

Помимо опубликованных изображений, достоверно известен вес снаряженной машины - он составляет 20 тонн, но предполагается, что в определенных модификациях он может достигать и 25. Компоновка двигателя рациональна: он занимает переднюю и частично среднюю длину бронекорпуса, защищая экипаж и пехотинцев. Внутренний объем десантного отделения увеличен по сравнению с БТР-82 и другими машинами мотопехоты советской разработки. Обусловлено это тем, что в современных условиях военнослужащие обладают более объемным снаряжением, в том числе и бронежилетами. Солдаты могут покинуть просторную машину намного быстрее, чем тесную, таким образом, увеличение габаритов - вопрос не только комфорта, но и безопасности. А ей уделено большое внимание.

Защита персонала

Не очень богатая информация, предоставленная общественным каналам СМИ, содержит сведения о том, что степень защиты находящегося в бронекорпусе персонала от поражающих факторов, применяемых вероятным противником на современном этапе, беспрецедентна. Этому способствуют несколько революционных технических решений, в том числе компоновочная схема, применение слоистой броневой защиты и особые меры, предохраняющие от последствий ударного воздействия взрывной волны снизу. Даже сиденья смонтированы не на полу - они подвешены к верхней плите и при сильном толчке помогут смягчить сотрясение. Важно и то, что экипаж, как и десант, в случае надобности покидает машину через задние люки-двери, избегая секторов обстрела. В конструкции БТР «Бумеранг» предусмотрены также различные виды активной защиты.

Танковая броня

В современном бою противник может использовать любые, в том числе и самые мощные противотанковые системы. Кумулятивные снаряды и реактивные гранаты прожигают самую толстую броню, устройство их рассчитано на поражение всех существующих видов техники. Полностью гарантировать непробиваемость сегодня просто невозможно, но усложнение этой задачи означает повышение вероятности успеха. БТР «Бумеранг» ВПК-7829 оснащен особой броней, какой ранее никогда не защищались машины пехоты. Керамический слой, интегрированный в особую панель, в состоянии сдержать кумулятивную струю и не дать ей проникнуть внутрь корпуса. Этот тип брони обычно предназначается для танков, но современные требования побудили инженеров ВПК применить ее для транспортера.

Силовая установка и ходовая часть

Подробности неизвестны, равно как и мощность дизельного двигателя, которым оснащен БТР «Бумеранг». Технические характеристики не разглашаются, но очевидно, что они значительно превосходят показатели машин более ранних выпусков (БТР-80, БТР-82 и тем более БТР-70), из чего можно сделать вывод, что силовая часть просто не может быть слабее 600 лошадиных сил. Размеры по сравнению с предшествующими моделями увеличены, защита усилена, следовательно, для обеспечения скорости и маневренности требуется и соответственная мощь. Еще одно обстоятельство - смещение дизеля от центральной оси и наличие прохода механика-водителя к резервному люку - свидетельствует о том, что передача усилий к колесам осуществляется необычно. Скорее всего, каждый каток имеет собственный электропривод, а переднерасположенный двигатель служит для энергообеспечения вала генератора. В пользу этой версии говорит и изящество, с которым к бронекорпусу прикреплены водометы.

Универсальность платформы

С самого начала (разработка началась предположительно в 2010 году) новый БТР России «Бумеранг» создавался не просто как средство доставки пехоты и ее огневой поддержки. Он должен стать основой (платформой), на которой предусмотрена техническая возможность выпуска машин разнообразного назначения, а в случае надобности - еще и иметь потенциал быстрого переоборудования путем смены модулей. На базе ходовой части планируется производство противотанковых мобильных комплексов, эвакуаторов раненых, средств фронтовой разведки, ПВО и радиоэлектронной борьбы. Поэтому и отличаются ставшие достоянием СМИ изображения секретной машины. Новый БТР России «Бумеранг», фото которого иногда демонстрирует отсутствие башни или наличие каких-то устройств неизвестного назначения, может иметь самую разнообразную комплектацию.

Оружие

Эта пехотная машина вооружена очень серьезно. Первое, на что обычно обращает внимание по старой привычке любой военный обозреватель, - это башенное орудие. В штатном варианте, анонсированном в прессе, оно скорострельное (2А42), имеет калибр 30 мм и управляется дистанционно. Однако есть сведения и о том, что существуют опытные экземпляры БТР «Бумеранг» с 57-мм автоматической пушкой. Роботизированный боевой модуль, изолированный от экипажа, включает также пулемет ПКТМ калибра 7,62 и две ПУ «Корнет», способные поражать цели на дистанции до 10 км. Вооружения управляются АСУ, осуществляющей поиск целей (в том числе замаскированных) в автоматическом режиме при любой погоде и освещенности.

Существует также вариант, в котором артиллерийское скорострельное орудие заменено 12,7-мм пулеметом, также имеющим компьютеризированное управление.

КАЗ

Официального подтверждения этой информации пока нет, но специалисты полагают, что БТР «Бумеранг» вполне может иметь в составе своего оборудования комплекс активной защиты. Эта система осуществляет защиту боевой единицы в границах полусферы определенного радиуса от практически всех средств поражения, таких как ПТУРы, НУРы и даже противотанковые снаряды. Если КАЗами будут действительно комплектоваться серийно выпускаемые экземпляры, то новый БТР станет самым защищенным в мире средством транспорта и огневой поддержки пехоты. В совокупности с другими электронными устройствами, которыми насыщен «Бумеранг», комплекс активной защиты входит в интегрированную систему управления всеми функциями боевой машины - от контроля работы электродвигателей до сверхточного оповещения и навигации. Для наблюдения в ночное время применяется тепловизионная техника. Командир всегда может судить об исправности узлов и агрегатов или степени их повреждения благодаря удобной индикации.

Плавающий БТР

Наличие в кормовой части машины двух симметрично расположенных водометов свидетельствует о способности машины преодолевать водные преграды. Это качество очень важно в условиях проведения местно-тактических операций, в ходе которых наведение переправ затруднено или может демаскировать направление главного удара, а захват мостов не всегда оправдан. «Судоходные» качества могут оказаться очень полезным при морском или речном десантировании, особенно если высаживающие средства не могут подойти вплотную к берегу. О том, какую скорость придают БТР «Бумеранг» водометы, достоверно неизвестно, представители КБ ограничиваются определением «неплохая».

Перспективы проекта

Пройдет совсем немного времени, и уникальная на сегодняшний день машина станет вполне обычной и привычной в воинских частях, вытеснив БТР-80, производство которого, вполне возможно, будет продолжено для экспортных поставок, - не каждая страна может позволить себе приобретать современную дорогую высокотехнологичную технику.

Запуск в крупную серию планируется на 2017 год. Он начнется после разносторонних проверок и полномасштабных испытаний в войсках, подтверждающих боеготовность и высокую эффективность нового образца. «Бумеранги» станут технической основой мотопехотных подразделений Российской Армии.

Компоновка этой машина осталась той же, что и на предыдущих моделях. Изменения коснулись, в основном, комплекса вооружений. На самом деле новый БТР получился как легкий танк.











На БТР-90 установлены устройства коллективной защиты боевого расчета (10 чел.) от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрывах ядерных боеприпасов, от радиоактивной пыли, бактериальных средств, отравляющих веществ при эксплуатации машины на зараженной местности. Также боевой расчет надежно защищен от пуль крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов. Для повышения защитных свойств могут быть установлены дополнительное бронирование, а также системы пассивной (динамической) и активной защиты. По желанию заказчика машина оснащается кондиционером.


Высокие ходовые характеристики в сочетании с отличными огневыми возможностями, комфортабельным расположением экипажа и десанта делают БТР-90 незаменимым при выполнении боевых задач любой армии мира.

Компоновка этой машина осталась той же, что и на предыдущих моделях. Изменения коснулись, в основном, комплекса вооружений. На самом деле новый БТР получился как легкий танк.


Его комплекс вооружения позволяет ему вести борьбу с танками на дальностях свыше 4 км, уничтожать бронетехнику, вертолеты и легкие инженерные сооружения на дальностях до 2500 метров, а живую силу (в том числе и на обратных скатах высот) - на дальностях до 4000 метров. В боевом отделении установлено четыре типа оружия. Это 30-мм автоматическая пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ, 30-мм гранатомет АГ-17 и противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) "Конкурс". Двухместное боевое отделение имеет стабилизацию в двух плоскостях, что позволяет ему вести борьбу как с места, так и в движении в дневных и ночных условиях.


Помимо этого, грузоподъемность БТРа (7 т) и значительный внутренний объем позволяют использовать его как шасси для 120-мм противотанковой пушки, минометов, зенитно-ракетных и противотанковых комплексов.

Двухместное боевое отделение вмещает в себя, помимо наводчика-оператора, командира машины. В случае, если наводчик не заметил цель, он может взять управление вооружением на себя и также вести огонь.


Место оператора оборудовано комбинированным прицелом БПКЗ-42 (действует как днем, так и ночью). У командира имеется дневной прицел 1П-13. Шасси получило новую оригинальную трансмиссию, значительно повышающую маневренность. Благодаря этому бронетранспортер способен разворачиваться на месте, словно танк. Несмотря на относительно большой вес, БТР-90 неплохо плавает даже при шторме в три балла. Кроме того, машина приспособлена к перевозке различными видами транспорта.


Высокие ходовые характеристики обеспечиваются мощным (510 л.с.) многотопливным дизельным двигателем с турбонаддувом, автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач, независимой подвеской всех колес, их полным приводом. Возможно движение даже при полном повреждении четырех колес. На БТР-90 применена новая оригинальная схема трансмиссии. Несмотря на относительно большой вес (около 21 т), машина может без предварительной подготовки преодолевать водные преграды благодаря установке двух водометных движителей.Машина может уверенно с воды входить на десантный корабль и также легко выходить из него. БТР-90 - первый из бронетранспортеров, который может оснащаться бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), позволяющей осуществлять эффективное автоматизированное управление трансмиссией и двигателем, контроль и диагностику жизненно важных систем машины.


Модификации:
БТР-90 «Росток» - модификация БТР-90 с 30-мм автоматической пушкой 2А42, 7,62-мм пулеметом ПКТМ, автоматическим гранатометом АГС-17 и противотанковыми комплексом «Конкурс-М», не оснащенная СУО и тепловизором.

БТР-90 «Бережок» - модификация БТР-90 с 30-мм автоматической пушкой 2А42, 7,62-мм пулеметом ПКТМ, автоматическим гранатометом АГС-30 и противотанковыми комплексом «Корнет», оснащенная СУО и тепловизором.

БТР-90М - модификация БТР-90. Установлено боевое отделение «Бахча-У», в состав которого входит 100-мм пушка 2А70, 30-мм пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКТМ, противотанковый комплекс 9М117М1 «Аркан» или 9К117 «Агона», оснащена СУО и тепловизором.

Тактико-технические характеристики:
Машина плавающая, колесная, бронированная
Колесная формула..................................... 8x8
Полная масса, кг.......................................20920
Экипаж и десант.............................................10
Двигатель.................многотопливный дизель с
турбонаддувом, с жидкостным охлаждением
Мощность двигателя, кВт/л.с................368/510
Вооружение:
30-мм автоматическая пушка 2А42,
7,62-мм пулемет ПКТ,
гранатомет 30-мм АГ-17,
ПТРК
Углы наведения, град.:
по вертикали................................... от -5 до +75
по горизонтали..............................................360
Боекомплект, шт.:
патроны к пушке 2А42...................................500
патроны к пулемету ПКТ.............................2000
выстрелы к гранатомету АГ-17.....................400
ПТУР................................................................. 4
Радиус поворота, м:
управление передними колесами..................14
с бортовым поворотом..................................... 6
Клиренс, мм..................................................510
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе.......................................................100
на плаву.................................................свыше 9
Средняя скорость движения по пересеченной
местности, км/ч.....................................свыше 50
Запас хода по топливу, км.......................... 800