1) в древнеиндийской мифологии (др. инд. Garuda, «пожиратель») царь птиц, ездовое животное (вахана) Вишну. В ведах Г. не упоминается, но в поздневедической литературе он отождествлён с Таркшьей, конём или птицей бога солнца (Таркшья один из… … Энциклопедия мифологии

В индуистской мифологии божественная птица, противник змеев нагов … Большой Энциклопедический словарь

ГАРУДА, в индуистской мифологии божественная птица, противник змеев нагов … Энциклопедический словарь

ГАРУДА - вещая птица в индийской мифологии. Название переводится с санскрита как «пожиратель». Изображался гигантской птицей с человеческим туловищем и головой орла, причем лицо было белое, крылья красные, туловище золотое. В индуистской и монгольской… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

- (Garuda) мифическое существо, царь птиц, наполовину человек, наполовину птица; верхом на нем изображается Вишну. Блеск Г. был так велик, что вскоре после своего рождения он был принят богами за Агни, бога огня, и они поклонились ему. У Г. был сын … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (ведийское имя Гарутман, Крылатый) царь птиц, ездовая птица вахана Вишну солярной природы; в мифе о пахтании океана богами и демонами похититель амриты у нагов, хтонических демонов змеев, своих врагов. Обычно изображается как орел с… … Словарь индуизма

- (Санскр.) Гигантская птица в Рамаяне, конь Вишну. Эзотерически символ большого Цикла. Источник: Теософский словарь … Религиозные термины

- (санскр.) персонаж др. инд. мифологии, царь птиц, ездовое животное (вахана) бога Вишну. В будд. мифологии огромная птица, вечно враждующая со змеями (нага). Считается, что Шакьямуни в одном из своих прошлых земных рождений был царем Г. Поэтому Г … Буддизм

Гаруда - в др. инд. миф. царь птиц, ездовое животное (вхана) Вишну. Изображ. существом с человеч. туловищем и орлиной головой, крыльями, когтями и клювом. Впервые изображ. Г. появл. на инд. монетах 4 5 вв. В будд. миф. интерпретации Г. огромные… … Древний мир. Энциклопедический словарь

гаруда - (інд. пожирач) Священний птах у староіндійській міфології, вважався уособленням Сонця, на ньому літав бог Вішну. У монументальних розписах і в скульптурах зображався із золотим тулубом, яскраво червоними крилами, дзьобом і кігтями орла та головою … Архітектура і монументальне мистецтво

Книги

  • , Наумкин Александр Павлович. "Синергетика" явлена подготовить читателя к раскрытию Основ Вечного Неизменного Невыразимого глагола Божьего, Учение которого под разными названиями было известно человечеству издавна. Это"…
  • Синергетика. Введение в Калагию , Александр Наумкин. "Синергетика" явлена подготовить читателя к раскрытию Основ Вечного Неизменного Невыразимого глагола Божьего, Учение которого под разными названиями было известно человечеству издавна. Это…



Оберег Гаруда.
С древних времён, люди верили, что внутри них постоянно шла война между добром и злом, за душу людскую. Бесы сомнениями и соблазном, подобно змеям пытались оплести сердце человека и отвратить его от пути праведного. Лишь солнце могло противостоять этому злу, поэтому люди поклонялись ему и молились ему о спасении души своей от коварных змеев Нагов.

В мифологии самым главным врагом змеев была божественная птица Гаруда. Он истреблял своим ослепительным светом змеев и низвергал их в пучину. Представлялся Гаруда, как огромный получеловек полуптица, на котором бог Вышень странствовал по небу. Гаруда мог преодолеть пространство и летал выше звёзд, охраняя чертоги божественного мира и мира людей, от сил бесовских.

Гаруда в переводе с санскрита означает «всепоглощающий». В древнеиндийских преданиях Гаруда был ездовой птицей верховного бога Вишну. При рождении он излучал настолько яркий свет, что боги по ошибке приняли его за солнце. Поэтому оберег Гаруда считается солярным, т.е. солнечным символом, очищающем умы и души людей от зла и сомнений.

Тело этой божественной птицы было сильным и источало огромную мощь и ослепительный свет. Тело Гаруды было золотым, чтобы враг не мог ранить его, крылья его были красными и было у него человеческое лицо с крепким клювом, способным заклевать проклятых Нагов. Так в частности и изображался в древности Гаруда, с зажатой в клюве змеёй.

Оберег Гаруда значение.

Пришедший в славянскую культуру оберег Гаруда обозначал огненную колесницу, на которой бог Вышень, защитник и хранитель Древа Жизни и Рода ездил по небу. Символ изображался, как птица, которая летала между звёздами и небесными светилами. Именно поэтому славянский оберег Гаруда означал преодоление любых препятствий и стремление к вышине – небесам праведным.

Считалось, что Гаруда парил выше звёзд и мог путешествовать по разным мирам и измерениям. Он же и охранял границы и не позволял недостойным совершить переход. В древности жрецы носили оберег Гаруда, веря, что он открывал доступ к тайным знаниям и даровал мудрость. После смерти божественная птица спускалась на землю, чтобы забирать души жрецов с собой в иные миры.

Славянский оберег Гаруда носили также воины. Считалось, что на поле боя этот знак даровал силу и отвагу, чтобы победить врага и сражаться за правое, доброе дело. С самого рождения одевали этот оберег на мальчиков, потому как существовало верование, что оберег Гаруда помогал успокоить буйный нрав и обрести светлый ум, указывал на путь праведный и око души открывал, позволяя беду предчувствовать. Славянский оберег Гаруда позволял человеку познать глубину души и возвыситься мыслями над смертным миром. Познавшие благодать царя птиц становились мудрецами, а избранные и вовсе уходили вместе с ним в иные миры.

Оберег Гаруда даровал женщинам ведовскую силу и помогал услышать голос земли. Женщины те могли слышать о чём вода в ручье шепчет, о чём ветер с горными вершинами говорит, какая трава какую хворь лечит. Поэтому оберег Гаруда считался так же знаком ведьм и знахарок. Но кроме всего прочего значение славянского оберега Гаруда уходит своими корнями намного дальше древних индийцев, и рассказывает о великих предках людей Арийцах. По легенде Гаруда был вовсе не богом и вовсе не птицей, а летающим кораблём Вайтманом. Именно на нём Арийцы прилетали на землю сегодняшней Индии, когда там жили племена Дравидов и Нагов. Наги были черными магами и приносили своей свирепой богине человеческие жертвы. Они истребляли Дравидов, и Арийцы на своих кораблях прилетали, чтобы прогнать злых Нагов. Согласно этой легенде, на носу каждого корабля Арийцев была изображена красная птица. По этой версии слово Гар-уда означает «спрятанный город Арийцев».

Значение славянского оберега Гаруда глубинно. Оно означает вечное сопротивление внутренним демонам и стремление преодолеть собственные пороки, для того чтобы возвыситься и слиться душой и разумом с богами.

Кадру и Вината выбирают потомство. Кадру и Вината, дочери Дакши, были замужем за мудрым Кашьяпой, внуком Брахмы. Он был очень доволен своими женами и однажды предложил им выбрать себе то потомство, какое они захотят. И Кадру пожелала себе тысячу сыновей, а Вината всего двух, но чтобы доблесть их была выше, чем у сыновей Кадру. Прошло некоторое время, и вот Кадру принесла тысячу яиц, а Вината — два. Прошло пятьсот лет. Из яиц у Кадру вылупились змеи — наги - могучие хранители подземных сокровищ; а у Винаты пока никто не вылупился. В нетерпении она сама разбила одно из яиц, и оказалось, что сын ее развился только на половину и потому уродлив. Разгневался сын на мать за это свое уродство и проклял ее: «Быть тебе пятьсот лет рабыней у своей сестры. Но через это время родится мой брат, который тебя вызволит». Так он сказал, будучи очень опечален своим уродством и думая, что нет ему в мире никакого дела. Но боги определили его возничим к солнцу. С тех пор управляет Аруна, сын Винаты, солнечной колесницей.

Проклятие Аруны сбывается. Вскоре сбылось проклятье Аруны. Как-то раз мимо сестер пробегал белый конь, который появился из вод Океана во время его пахтанья, и сестры заспорили, какого цвета у него хвост. «Белого», — говорила Вината и была права; «Черного!» — не соглашалась с ней Кадру. Конечно, и она видела, что хвост белый, но очень уж хотелось досадить сестре. Решили они дождаться завтрашнего утра, когда конь придет на водопой, и тогда посмотреть; а та из них, кто проиграет, должна была стать рабыней у сестры.

Но коварная Кадру вовсе не хотела быть рабыней. Поэтому ночью она договорилась со своими сыновьями-нагами, а утром сестры увидели, что хвост у коня действительно черного цвета. Доверчивая Вината и не подозревала, что это наги намертво вцепились в лошадиный хвост, что не он черного цвета, а тела нагов. Но делать было нечего. Стала Вината рабыней.

Появление Гаруды - царя птиц. Прошло пять столетий. Все это время Вината терпеливо переносила унизительное рабство, и лишь одна надежда жила в ее сердце: скоро родится спаситель! И действительно, в один прекрасный день скорлупа у яйца треснула и на свет появилась птица огромных размеров — Гаруда, чье имя в переводе означает «пожиратель», «царь всех птиц». Едва появившись на свет он взмыл в небо, и так он был огромен, что крылья его затмевали свет солнца. Даже боги изумились, глядя на великую птицу. Но рожденный в неволе Гаруда был рабом коварной Кадру, как и его мать.

Остров змей. Однажды Кадру сказала своей рабыне: «Посередине Океана есть остров, на котором настоящий змеиный рай, прекрасная обитель змей. Перенеси туда меня, а твой сын пусть перевезет моих детей». И бедной Винату пришлось подчиниться. Взяла она на спину сестру, а Гаруда - нагов и помчались в сторону змеиного острова. Весело Гаруде в полете! Все выше к солнцу он поднимается, все более нещадно палят лучи змей на его спине. Так бы и погибли они, но оглянулась Кадру, увидела, какая опасность грозит ее потомству и взмолилась к Индре, прося у него дождя. Смиловался царь богов, покрыл небо темными тучами, спас потомство Кадру.

Но вот и остров. Только здесь Гаруда спросил, а почему он и его мать должны были перевозить на себе змей. Услышав в ответ, что они рабы, Гаруда спросил, что нужно сделать, чтобы освободиться из неволи. И сказали змеи: «Добудь у богов амриту. Только этим ты освободишь себя и свою мать». Помчался Гаруда к богам. Не ведали те о его приближении. Но вот поднялся вихрь, загремел гром и все вокруг потемнело — это летел царь птиц.


Гаруда добывает амриту. Когда боги, наконец, узрели его приближение, они приготовились к бою. Но какая там битва! Стрелы, копья и боевые диски отскакивали от огромной птицы, а Гаруда, поднявшись в воздух, снова и снова обрушивался на богов, бил их крыльями, клевал клювом, рвал когтями. И боги не выдержали. Они обратились в бегство, и Гаруда проник в помещение, где находилась амрита. Но огромные вращающиеся ножи преграждали доступ к сосуду с напитком. Уменьшился Гаруда до размеров пушинки и стремительно ринулся в промежуток между ножами. Вот он уже на той стороне — но два свирепых дракона сторожат сосуд, испепеляя взглядом всякого, кто приблизится к нему. Взмахнул Гаруда крыльями — и ветер от их взмаха поднял в воздух тучи песка, который запорошил глаза драконам. Пока они не опомнились, разодрал он их своими могучими когтями, поднял сосуд с амритой и полетел восвояси.

Однако в погоню за ним бросился сам Индра. Он нанес Гаруде удар ваджрой, но впустую. Цел и невредим царь птиц, никакой опасности для него ваджра не представляет. Но и бороться с богами Гаруда не захотел. «Ты не в состоянии победить меня, но воевать я не хочу. Будь моим другом, следуй за мной, и не опасайся — амриту змеи не получат!» — такие слова молвил он царю богов. И Индра с радостью согласился.

Змеи и амрита. Долетел Гаруда до змеиного острова. «Вот вам амрита! Свободны ли теперь моя мать и я?» — спросил он. «Вы свободны», — отвечали ему змеи. Гаруда тут же направился к своей матери, а змеи поползли к воде, чтобы совершить омовение прежде, чем вкусить амриту. Но когда они вернулись, сосуда на месте не было — Индра унес его назад в свое царство. Но трава, на которой сосуд стоял, сохранила запах амриты, и змеи стали ее усиленно лизать. Вот от этого лизания языки у них и стали раздвоенными. А Гаруда с тех пор постоянно ведет борьбу со змеями, нападая на них везде, где встретит. Змеи панически боятся его, и при приближении царя птиц стараются понадежнее укрыться в норах.

Король птиц и часто выступает в роли посланника между богами и людьми. Он известен как транспорт бога . В этой форме Гаруду можно найти в каждом южно-индийском храме посвященном Вишну. Но Гаруда имеет намного большее значение, чем прислужник хранителя вселенной.

Индуистская мифология называет и Гаруду сильнейшими силами во вселенной. Даже Вишну и с трудом могут сравниться с ними по силе и способностям. И Гаруда и Хануман посвятили свои жизни служению, вместо того, чтобы править космосом. Награда за этот выбор для Ханумана - это возможность стать Ману, первым человеком, в следующем цикле сотворения мира. Наградой же для Гаруды стало бессмертие.

Отец Гаруды - мудрец Кашьяпа, а мать - дочь Дакши Вината. О рождении Гаруды рассказано в Махабхарате: когда Гаруда впервые вырвался из яйца, он был бушующим адом равным космическому пламени которое поглощает мир в конце каждой эпохи. В ужасе, боги умоляли его о пощаде. Гаруда, услышав их просьбы уменьшил себя в размере и энергии. У Гаруды было шесть сыновей, от которых произошла раса птиц. Оберегаемая Вишну эта раса была сильна и безжалостна.

Гаруда изображается с головой, крыльями, когтями и клювом орла, тогда как конечности и тело у него человеческие. Его также описывают как обладателя "златого тела" сильного человека, с белым лицом, красными крыльями и короной на голове. Говорится что это древнее божество было достаточно большим чтобы закрыть собой солнце.

Гаруда считается символом боевого мастерства, скорости и грубой силы. Могущественные воины быстро наступающие на их обреченных врагов сравниваются с Гарудой устремившемся к змее. Змеи являются вечным врагом этого божества и существует миф, объясняющий почему.

Однажды Вината, мать Гаруды, заключила со своей сестрой Кадру, матерью всех змей, глупое пари. Вината проиграла пари и в результате была порабощена сестрой. Желая освободить мать, Гаруда договорился со змеями о том, что они отпустят ее, если он принесет им амриту, напиток дарующий бессмертие. Прорвавшись сквозь охрану, выставленную богами для защиты бесценного эликсира, Гаруда украл амриту и направился обратно к змеям.

По дороге назад он встретил , и пообещал ему что поможет вернуть амриту обратно, после того как освободит мать. Индра, в свою очередь, пообещал, что змеи станут пищей для Гаруды. Когда Гаруда прилетел к змеям и совершил обмен, он настоял на том, чтобы они совершили ритуальный обряд перед поглощением напитка. Занятые подготовкой змеи не заметили Индру, который забрал эликсир, оставив от него лишь несколько капель. В отчаянии, змеи начали слизывать капли с травы и от этого их языки раздвоились. С тех пор у всех змей раздвоенный язык, и они сбрасывают кожу обладая своего рода бессмертием.

В своем противостоянии змеям, которые могут символизировать силы зла и смерти, Гаруда становится воплощением духовных сил борющихся с тьмой, являясь защитником и хранителем живых существ.

Тематический материал на сайте:

Видео :

Книги:

Garuḍa (गरुड) — написание имени Гаруды на санскрите, буквально «всепожирающее (Солнце)» написание имени Гаруды на санскрите, буквально «всепожирающее (Солнце)» написание имени Гаруды на санскрите, буквально «всепожирающее (Солнце)» написание имени Гаруды на санскрите, буквально «всепожирающее (Солнце)»

В древнеиндийской мифологии Гаруда - царь птиц, ездовое животное (вахана) Вишну. В ведах Гаруда не упоминается, но в поздневедической литературе он отождествлён с Таркшьей, конём или птицей бога солнца (Таркшья - один из эпитетов Гаруды).

Второй сын, который родился в Винаты, был Гаруда . Он и освободил свою мать, которая в результате проклятья старшего сына была служанкой у своей сестры Кадры. Когда Гаруда родился, боги, ослеплённые сиянием, исходящим от его тела, приняли его за Агни и восславили его как олицетворение солнца .

Устойчивый мифологический мотив, соединённый с Гарудой , - его постоянная вражда со змеями, «пожирателем» которых он является. Этот мотив, в частности, лежит в основе легенды о похищении Гарудой амриты * , восходящей к ведийскому мифу о похищении сомы орлом Индры. Во время похищения Гаруда встречается в небе с Вишну. Вишну предлагает Гаруде дар, и Гаруда требует быть выше Вишну. Тогда Вишну помещает изображение Гаруды на своём знамени, но в ответ просит Гаруду быть его ездовым животным .

В духовном понимании добыча птицы Гаруды - змеи, гнездящиеся в умах неверующих и сомневающихся в Боге. В Индонезии ассоциируется с солнечной энергией. Согласно легенде, она принесла Индре и людям напиток сому с третьего неба .

От жены Уннати (или Винаяни) Гаруда имеет двух сыновей - Сампати и Джатаюса, однако по другим версиям, они дети брата Гаруды - колесничего солнца Аруны .

В буддийской мифологической интерпретации Гаруды - огромные птицы, вечные враги наг . Движение их крыльев порождает бурю. Им не удавалось успешно бороться с нагами , пока аскет Карамбия не научил их тайной мантре (молитве) «аламбаяна», и после этого наги уже не могли скрыться от Гаруды . Считается, что иногда Гаруды могут принимать человеческий облик и в одном из своих прошлых рождений Шакьямуни был их царём .

В ламаистской мифологии Гаруда - второстепенный персонаж: в мистерии цам (в Тибете и в Монголии) появляется в жертвенном круге вместе с локальными хозяевами - духами гор. Гаруда как победитель змей (в буддийской иконографии изображается со змеей в клюве) имеет некоторые демоноборческие черты. В монгольском варианте сказания о Раме Гаруда , называемый «пожирателем драконов (