А. Харченко. Проливом «Тысяча смертей»

А. ХАРЧЕНКО,
капитан 1 ранга, командир монитора «Железняков» в годы войны

Летом 1942 года советские войска вели ожесточенные бои с гитлеровскими полчищами на Кубани. В ходе этих боев героический подвиг совершил экипаж монитора «Железняков». Он провел свой корабль проливом, который тогда называли «Тысяча смертей», и вышел победителем. Ныне «Железняков» находится на вечной стоянке на Днепре, вблизи ордена Ленина завода «Ленинская кузница», на котором он был построен около сорока лет тому назад.

Экипаж монитора «Железняков» состоял из 72 человек. У тех из них, кто еще жив, никогда не изгладятся в памяти события героического прошлого, особенно бои на реке Кубани и прорыв в Азовское и Черное моря после того, как противник завладел городом Темрюком. «Железняков» оказался отрезанным от своих баз. Командование флота предложило взорвать корабль. Но его экипаж сумел избежать этой крайней меры, сохранить «Железнякова» и пробиться к своим.

Я вспоминаю заключительный эпизод этого прорыва. Корабль с огромными трудностями вышел, как нам казалось, в спасительное Азовское море. Это было 20 августа 1942 года.

Вечерело, когда мы подошли к мысу Пекли, что рядом с проливом.

В ожидании темноты стали на якорь вблизи затопленной землечерпалки.

В искусстве маскировки экипаж «Железнякова» достиг настоящего совершенства.

Чтобы не дать себя обнаружить, экипаж монитора подготовил для своего корабля вдоль берега несколько замаскированных стоянок. Ночью лопатами рыли в береге гнезда по длине судна для дневных скрытых огневых позиций. На палубе устанавливали целый сквер из деревьев и кустарника, причем следили, чтобы по «густоте насаждений» он не отличался от прибрежных зарослей. Палубу засыпали свежей травой. Таких, стоянок было много - основных и запасных.

Остановившись вблизи затопленной землечерпалки, мы чувствовали себя в относительной безопасности. Но вскоре задул сильный порывистый ветер. Пошли первые накатистые волны. Они стали бить в носовую часть, якорные цепи лопнули. «Самый полный вперед» не помог, корабль начало прибивать к берегу. Огромная волна, подняв судно, поставила его правым бортом к песчаной отмели. Казалось - это конец.

К исходу третьих суток нечеловеческого труда под бомбежкой авиации противника экипажу удалось снять монитор с мели. Он потерял ход более чем на 60 процентов и теперь едва мог обогнать пешехода. А на берегу Керченского пролива - фашистские батареи, в воде множество мин.

Мое решение и мнение всего экипажа были едины: нужно испытать судьбу до конца. Связавшись по радио с командованием флотилии и флота, я получил разрешение идти на прорыв, В помощь нам выслали два быстроходных катера МО. Они должны были прикрыть нас дымовой завесой от вражеского артиллерийского огня.

Около 23 часов 29 августа «Железняков» входил в Керченский пролив. С берега, занятого фашистами, скользнул луч прожектора. Через минуту вспыхнули еще два. Они скрестились на мониторе. Загремели первые залпы.. . Наши катера выбросили дымовые шашки и на полном ходу ушли из пролива. Поступили они правильно: своей гибелью не могли нам помочь. За ними потянулись лучи прожектора. Но вот шашки перестали дымить, прожекторы снова поймали нас. И тут началось такое, что, как говорится, ни в сказке рассказать, ни пером описать. Сплошные смерчи от разрывов снарядов засыпали корабль то песком, то илом с водой. А ответить у нас нечем. Что может быть обиднее?..

Когда подошли ближе, с нашего, таманского берега блеснули вспышки. Береговая артиллерия стала бить по батареям противника. Это была обещанная нам поддержка. Огонь противника немного ослаб, прицельность его уменьшилась.

А до выхода из пролива при нашей скорости оставалось еще не менее двух часов!

Принимаю решение: право на борт, ближе к противнику, держать курс вдоль берега, по минным полям, где суда не ходят - эту полосу противник не простреливал.

Теперь смерчи от разрывов больше не накрывают корабль. Рулевой, стиснув зубы, смотрит на звезду, указанную ему как ориентир - компас вышел из строя.

Так прошли страшные два часа. И, наконец, перед нами Черное море. Последний поворот влево, и мы, кажется, спасены. Но корабль закрывает своим корпусом светящийся буй. Это замечает враг. Шквал огня снова рушится на «Железнякова».

Выручило нас то, что поблизости оказался корпус затопленного морского судна. Скрывшись за него, мы сманеврировали и легли на свой курс. Огонь береговых батарей, как мы и предполагали, сосредоточился на этих обломках...

Итак, мы в Черном море! Корабль получил два тяжелых, но излечимых повреждения. «Железняков» жив и еще повоюет!

проекта СБ-37 . Принимал участие в Великой Отечественной войне . В 1967 году установлен как памятник на Рыбальском острове в Киеве .

Боевая служба

Монитор «Железняков» - головной корабль проекта СБ-37. Все шесть мониторов этого проекта были названы в честь моряков - героев Гражданской войны . «Железняков» получил имя А. Г. Железнякова - знаменитого «матроса Железняка».

До середины июля 1941 года «Железняков» и другие корабли Дунайской военной флотилии, взаимодействуя с сухопутными силами, удерживали государственную границу, не позволяя противнику форсировать Дунай.

С сентября 1944 года монитор вновь на Дунае. Участвовал в освобождении Болгарии, Румынии, Югославии.

За время войны «Железняков» прошел свыше сорока тысяч километров, отразил 127 воздушных атак, уничтожил 13 артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов.

Командиры корабля

  • капитан-лейтенант Маринушкин А. С. (1938-1942)
  • капитан-лейтенант Харченко А. Е. (1943-1944)
  • старший лейтенант Коган М. Я. (1945)

Корабль-памятник

После окончания Великой Отечественной войны «Железняков» некоторое время оставался в строю. Затем монитор был выведен из состава флота, его вооружение было передано в Центральный военно-морской музей в Ленинграде, броневая башня с пушкой была установлена возле музея Суворова в Измаиле, корпус использовался как плавучая пристань. В 1965 году по просьбам общественных организаций корпус и вооружение «Железнякова» были переданы на верфь «Ленинская кузница», корабль был восстановлен и в 1967 году установлен на бетонном постаменте возле судоверфи.

Напишите отзыв о статье "Железняков (монитор)"

Литература

  • Игорь Всеволожский, «Неуловимый монитор»
  • «Неуловимый монитор», Морская коллекция журнала «Моделист-Конструктор», № 3/1985
  • Г. Гусев, «Неуловимый монитор», журнал «Костёр», № 10-1982
  • Г. Резниченко, «Второе рождение», журнал «Моделист-Конструктор», № 5/1968
  • Н. Бадеев, «Принимаю бой», издательство «Детская литература», 1973

Отрывок, характеризующий Железняков (монитор)

Он подозвал к себе старших генералов.
– Ma tete fut elle bonne ou mauvaise, n"a qu"a s"aider d"elle meme, [Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого,] – сказал он, вставая с лавки, и поехал в Фили, где стояли его экипажи.

В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Maлаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо.
Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и с своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.
Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции. Его ждали от четырех до шести часов, и во все это время не приступали к совещанию и тихими голосами вели посторонние разговоры.

Технические характеристики монитора «Железняков»: полное водоизмещение 263 тонны,
нормальное водоизмещение - 230 тонн; длина 51,2 метра, ширина 8,2 метра,
осадка 0,9 метра; мощность дизельных двигателей 140 лошадиных сил; скорость хода 8,3 узла;
дальность плавания 3700 миль. Вооружение: два 102-мм,три 45-мм и два 37-мм орудия
и три пулемета 12,7мм. Экипаж 72 человека.

Постройка "Железнякова" осуществлялась под личным контролем Сталина и стала всенародной

Стройкой, потому что все материалы и оборудование, а также вооружение, принципиально

Изготавливалось на заводах СССР без помощи и консультации зарубежных специалистов,

Все металлические конструкции монитора соединялись по старинке, посредством клепки,

Требования к которой при работе с броней были особенными.

В 1940 году создается Дунайская военная флотилия. В ее задачи входит охрана

Государственной границы, патрулирование вдоль берегов реки. В этом же году она принимает

Участие в освобождении Бессарабии. С первых дней создания флотилии в ее состав вошел и

«Железняков»

Начало Великой Отечественной войны монитор "Железняков" встретил в полной боевой

Фашистских батарей,ведущих по нему прицельный артиллерийский огонь,в 4 часа 15 минут

Корабль произвёл первый орудийный залп по позициям фашистов.Используя маневренность и

Выучку экипажа "Железняков" уходил от прямых попаданий снарядов и вёл ответный огонь по

Батареям и самолётам противника.В результате этого ожесточенного боя,закончившегося поздно

Вечером, одна из вражеских батарей была уничтожена и сбит один бомбивший самолёт.

Так началась война для речного монитора "Железняков",так,благодаря отваге и мастерству

Экипажа,была одержана первая победа,так,усилиями матросов и командиров,начиналась легенда.

Пограничникам на этом рубеже долго удержаться не удалось. Под натиском врага они медленно

Отступали. В ходе сражений случилось так, что «Железняков» с несколькими мониторами и

Катерами флотилии оказался в тылу противника. Оба берега реки были уже заняты,боеприпасы

Кончались и оставаться на Дунае не имело смысла. Прорывая с боем огневые завесы фашистов

Корабли флотилии ушли в Измаил.

Десятки жарких схваток с вражескими танками, авиацией и артиллерией выдержал корабль

Действуя на Дунае, и из всех выходил победителем. Когда же противник занял левый берег

Реки и поступил приказ флотилии с боем прорываться в Одессу, "Железняков" вместе с другими

Кораблями покинул Измаил и сквозь завесу огня направился в Черное море, громя скопления

Сил противника.

Весть о героических делах «Железнякова» в первые дни войны дошла сюда раньше, чем он сам.

Находившиеся в порту военные моряки с уважением встретили этот небольшой, но крепкий

Корабль.

В августе монитор бороздил уже воды Южного Буга, защищал Николаев, отстаивал Очаков,

Херсон. Отлично вооруженный речной бронированный корабль неоднократно появлялся в тылу

Противника,совершал глубокие рейды,и своим появлением, срывая вражеские операции, громил

Немецкие переправы, батареи, пехоту, танки,подавлял огневые точки,и всегда возвращался на

Базу, хотя гитлеровцы пускали за ним в погоню десятки бомбардировщиков.

За "Железняковым",не безосновательно,закрепилось название "неуловимый монитор",в каких бы

Жарких схватках ни приходилось участвовать кораблю, он всегда возвращался с победой.

Однажды под Очаковом над монитором в течение шести часов висели бомбардировщики сбрасывая

Десятки фугасных бомб, с оглушительным воем пикировали самолеты и выли сирены,все новые и

Новые волны «юнкерсов» обрушивались на корабль.У "Железнякова" были разбиты дальномер,

Рация, заклинило башню,он весь был объят тяжелым дымом и пламенем,но матросы продолжали

Отражать налеты из зениток и орудий главного калибра. Отбиваясь на всем пути от наседавших

Самолетов монитор вышел в Черное море где бушевал шторм,грозивший гибелью речному кораблю.

Но преодолев и стихию он благополучно прибыл к своим.

Азовской военной флотилии. "Железняков" вошел в состав Отдельного Донского отряда этой

Флотилии.

Жаркие бои выпали на долю экипажа «Железнякова» летом 1942 года. Он наводил страх на

Врага в устье Дона, Кубани, на Ахтанизовском лимане, по побережью Азовского моря, при

Обороне Таганрога и Темрюка. Немеркнущей страницей в историю Великой Отечественной войны

Вошла оборона Темрюкской военно-морской базы. Защищая Темрюк азовцы оттянули на себя с

Новороссийского направления крупные силы врага, которые несли здесь огромные потери.

И все же Темрюк был оставлен. Последним отсюда в Черное море прорывался «Железняков» в

Сопровождении тральщика ТЩ-581. Корабли шли ведя непрерывные бои с авиацией и береговой

Артиллерией противника, преодолевая сильный шторм. Захватив Пересыпь гитлеровцы перекрыли

Единственный для монитора проход через узкую протоку соединяющую Ахтанизовский лиман с

Азовским морем. Решено было прорываться с боем. Корабль шел вплотную к берегу, обстреливая

Из орудий и пулеметов огневые точки врага, пытавшегося в упор расстрелять монитор.

Протока осталась позади. Но Азовское море встретило плоскодонный «Железняков» жестоким

Штормом. Вскоре тральщик ТЩ-581 был выброшен волной на прибрежную отмель. Усилия команды

Сняться с мели под огнем противника ни к чему не привели. Взорвав тральщик, его личный

Состав сошел на берег и влился в ряды морской пехоты.

Монитор «Железняков», у которого во время обстрела и шторма были серьезно повреждены оба

Руля и корпус, также выбросило на мель в районе Кучугур. Двое суток по пояс в колодной

Воде боролись люди за спасение корабля. На третьи сутки монитор был снят с мели. Заделав

Пробоины, откачав воду и навесив деревянный руль, железняковцы ушли в последний прорыв.

Впереди был Керченский пролив, занятый немцами. Вот как писал об этом прорыве в 1943 году

Игорь Всеволожский: «...Монитор входил в Керченский пролив. Узкий фарватер, пристрелянный

Противником, минные поля да затопленные корабли. Все ближе и ближе подходил монитор к

Самому узкому месту пролива. Вдруг ослепительный свет залил катер. Несколько вражеских

Прожекторов нащупали «Железнякова».

Самый полный вперед!

Сразу же ударило несколько орудий. Нет, не несколько орудий - по монитору било несколько

Батарей. Корабль встряхнуло раз, другой, третий. Один снаряд попал под башню главного

Калибра, другие два - в носовую часть. Поранило людей...

Противник бил бешено, ожесточенно, в течение нескольких минут он выпустил по кораблю около

Трехсот снарядов.Оставался один выход - свернуть с фарватера к вражескому берегу, подойдя

Под самые батареи. Ведь такой маневр помог однажды кораблям на Дунае! Правда, там не было

Минных полей. Ну что же! Корабль сидит мелко,он,может быть,пройдет над минами не задев их.

Это был единственный шанс на спасение. И рулевой по приказу командира свернул с фарватера

На минное поле. Два краснофлотца шестами щупали дно. Их ранило.Вместо них тотчас же встали

Другие. Монитор уже подошел почти к самому берегу. Прожекторы заметались и вдруг погасли.

Они потеряли корабль. Потом снова стали лихорадочно щупать фарватер. Наткнувшись на

Какой-то затонувший корабль,они ярко осветили его,и вдруг обрушился на него огонь

Предназначенный для «Железнякова». А «Железняков» тем временем пробирался вперед, рискуя

Взорваться на минах. И люди стояли на своих постах - у машин, у орудий, у пулеметов,

В радиорубке, твердо веря в то, что корабль и на этот раз прорвется...»

Вот эпизод из его боевой жизни. По заданию командования "Железняков" спешил на Дон, чтобы

Корабль во взаимодействии с авиацией и наземной артиллерией дал гитлеровцам бой в районе

Станции Елизаветинская, успешно поддержав высадку десанта с канонерских лодок. Вскоре,

Однако, стало известно, что враг перерезал устье Дона. Тем не менее "железняковцы"

Направились вверх по реке - они решили подобрать раненых, оказавшихся в окружении и

Попрятавшихся в плавнях. За несколько часов утомительного поиска удалось спасти не только

Бойцов и офицеров,но и пассажиров с горевшего парохода. До предела перегруженный шел ночью

Монитор к морю. Вдруг послышались щемящие звуки налетевших воздушных стервятников и

Сбрасываемых с них бомб, фарватер, казалось, побелел от яркого света вражеских "люстр".

Не спас бы и густой плотный туман, если бы не удачное маневрирование корабля. Только перед

Самым рассветом удалось уйти от преследования, затерявшись в просторах моря. В Ейске

Пассажиры распрощались со своими спасителями, которых ждали новые боевые дела. Десять дней

Непрерывно сражались "железняковцы" на Кубани, молва о неуловимом мониторе разнеслась по

Всем частям. Командование Темрюкского сектора обороны отметило отличные действия моряков и

Представило 52 из них к высоким правительственным наградам.

И вот,изрядно потрепанный, полуразбитый монитор,прорвавшись, пришвартовался в Поти.

Командующий Черноморским флотом адмирал Ф.Октябрьский вспоминал:"Как сейчас вижу Потийскую

Гавань,и в дальнем углу ее, ставший живой легендой Черноморского флота, корабль-герой..."

Там залечивал он свои многочисленные раны. А в сентябре 1944 года прибыл на Дунай для

Прикрытия войск, переправлявшихся через реку. «Железняков» участвовал в освобождении

Болгарии, Румынии, Югославии.
40 тыс. километров с боями прошел монитор «Железняков» по Дунаю, Южному Бугу, Дону,

Кубани, Черному и Азовскому морям. На боевом счету моряков: 13 уничтоженных вражеских

Артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов и многое

Другое. В каких бы жарких схватках ни приходилось участвовать кораблю, он всегда

Возвращался с победой за что получил в народе название «неуловимого».

После окончания войны «Железняков» еще некоторое время находился на вооружении флота.

Он,как и в первые предвоенные годы,охранял мирный труд страны.Боевая подготовка

Продолжалась своим чередом. Выходили в море, ходили в Килийское гирло через бар, на котором

Однажды перевернулась шлюпка с монитора “Железняков”, и утонул мичман, – герой-ветеран

Андрющенко Пётр Ульянович, и два матроса. Трагедия для семей погибших и экипажа. Они шли

На шлюпке заводить буксирный конец на терпящий бедствие плавучий кран. Крутая волна на

Мелководье. Излишняя уверенность в своих силах призовых гребцов флотилии, а так же не

Надутые спасательные жилеты, сделали своё чёрное дело.

А затем монитор «демобилизовали».

Вооружение корабля пополнило Центральный военно-морской музей в Ленинграде. Броневая башня

С пушкой была установлена у входа в музей Суворова в Измаиле. А корпус стал пристанью для

Речных судов и катеров.

В 1965 году по просьбе общественных организаций корпус и боевое вооружение «Железнякова»

Передали заводу. Монитор был полностью восстановлен в том виде, в каком совершал он свои

Ратные подвиги. На нем снова подняли флаг Военно-Морского Флота. В этот день «Железняков»

Пережил второе рождение. Теперь он стал кораблем-памятником.

Летят годы. Но слава героического корабля жива в памяти народа. Из уст в уста передаются

Легенды,пишутся книги,слагаются песни о подвигах "железняковцев". О нем помнят.

Помнят рабочие завода «Ленинская кузница»,помнят,оставшиеся в живых,члены экипажа,

Воевавшие на мониторе "Железняков",и те,кто принял у них вахту после Великой Победы.

Серия речных мониторов типа «Шторм» («Шквал») состояла из 7 единиц («Шторм», «Въюга», «Ураган», «Шквал», «Вихрь», «Смерч», «Тайфун») была построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и была принята на вооружение в 1909 г. в составе Амурской речной флотилии. В годы Первой мировой войны корабли были частично повреждены или разукомплектованы. В 1927 г. были восстановлены «Шторм», «Въюга», «Ураган», «Шквал» и переименованы в «Ленин», «Свердлов», «Троцкий» (Красный Восток) и «Сун-Ят-Сен». Монитор «Вихрь» был переоборудован в плавбазу гидроавиации «Амур». В 1932 г. были восстановлены «Смерч» и «Тайфун» и переименованы в «Триандафилов» (Киров) и «Вострецов» (Дзержинский). В 1932-1933 гг. «Амур» переоборудован в монитор и переименован в «Дальневосточный комсомолец». Все корабли были списаны в 1958 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 964 т, полное – 1000 т.; длина – 71 м, ширина – 12,8 м; осадка – 1,4 м; скорость – 11 узл.; энергетические установки – 4 дизельных двигателя; мощность – 1,9 – 2,9 тыс.л.с.; запас топлива – 103 т. соляра; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 120 — 140 человек. Бронирование: борт – 76 — 38 мм; палуба – 19 мм; башни – 76 мм; траверсы – 9,4 мм; рубка – 51 мм. Вооружение (Ленин, Красный Восток и Сун-Ят-Сен): 4х2 — 120-мм орудия; 2х1 – 45-мм зенитных автомата; 4-6х1 — 12,7-мм пулемет. Вооружение («Киров», «Дзержинский» и «Дальневосточный комсомолец»): 4х1 – 130-мм орудия; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; 4 – 12,7-мм пулемета и 5 – 7,62-мм пулеметов. Вооружение («Свердлов»): 4х1 – 152-мм орудия; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; 4х1 – 12,7-мм пулемета.

Монитор был построен на судостроительном заводе №300 в г. Киеве и принят на вооружении в 1932 г. Он входил в состав Дунайской флотилии. Погиб корабль в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 367 т, полное – 387 т.; длина – 54 м, ширина – 11 м; осадка – 0,8 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 800 л.с.; запас топлива – 20 т. соляра; дальность плавания – 1,6 тыс. миль; экипаж – 86 человек. Бронирование: борт – 7,2 – 4,6 мм; палуба – 12 — 6 мм; башни – 12 мм; барбеты и рубка – 7,2 мм. Вооружение: 2х1 — 130-мм орудия; 2х2 – 45-мм зенитных автомата; 4х4 — 7,62-мм пулемета.

Монитор был построен на заводе №300 в г. Киеве и принят на вооружении в 1934 г. Он входил в состав Амурской флотилии. В 1938-1941 гг. корабль прошел модернизацию. Снят с вооружения в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 250 т, полное – 314 т.; длина – 51 м, ширина – 8,2 м; осадка – 1 м; скорость – 13 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 480 л.с.; запас топлива – 20,5 т. соляра; дальность плавания – 2,7 тыс. миль; экипаж – 68 человек. Бронирование: борт – 30 – 16 мм; палуба – 16 — 4 мм; башни – 12 мм; траверсы – 8-4 мм; рубка – 30 мм. Вооружение: 1х1 — 102-мм орудие; 2х2 – 45-мм зенитных автомата; 1х3 – 37-мм зенитный автомат; 3х1 – 12,7-мм пулемета.

Серия речных мониторов типа «Железняков» (СБ-37) состояла из 6 единиц («Железняков», «Жемчужин», «Левачев», «Мартынов», «Ростовцев», «Флягин») и была построена в 1934-1936 гг. на судостроительном заводе № 300 г. Киева. Корабли служили в составе Днепровской, Дунайской и Азовской флотилий.

Мониторы «Жемчужин», «Левачев», «Мартынов», «Ростовцев» и «Флягин» погибли в 1941 г. «Ростовцев» в 1945 г. был поднят, восстановлен в качестве учебного корабля и в 1955 г. сдан на слом. «Железняков» в 1967 г. установлен в качестве памятника в г. Киеве. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 230 т, полное – 260 т.; длина – 51,2 м, ширина – 8,2 м; осадка – 0,9 м; скорость – 8,3 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 280 л.с.; запас топлива – 22 т. соляра; дальность плавания – 3,7 тыс. миль; экипаж – 78 человек. Бронирование: борт –16 — 4 мм; палуба – 4 мм; башни и рубка – 16 -30 мм; траверсы – 4 мм. Вооружение: 1х2 — 102-мм орудие; 1х2 и 1х1 – 45-мм зенитный автомат; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; 3х1 – 12,7-мм пулемета.

Серия мореходных мониторов типа «Хасан» состояла из 3 единицы («Сибирцев», «Серышев», «Лазо») и была заложена в 1936 г. на Горьковском заводе №112. В 1939 г. корабли секциями были перевезены в Хабаровск и на заводе №368 достроены. В 1940 г. мониторы были переименованы в «Хасан», «Перекоп» и «Сиваш» соответственно. Мониторы имели ледокольные образования носовой части и могли выходить в море при волнении до 7 балов. Корабли служили в составе Тихоокеанской флотилии и были списаны в 1960 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,7 тыс. т, полное – 1,9 тыс.т.; длина – 88 м, ширина – 11 м; высота – 21 м; осадка – 3 м; скорость – 15,4 узл.; энергетические установки – 4 дизельных двигателя; мощность – 3.2 тыс. л.с.; запас топлива – 171 т. соляра; дальность плавания – 5,5 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Бронирование: борт –75 — 37 мм; палуба – 40 — 20 мм; башни и рубка – 100 мм; траверсы – 25 мм. Вооружение: 3х2 — 130-мм орудия; 2х2 – 76-мм орудия; 3х2 – 45-мм зенитных автомата; 5х2 – 12,7-мм пулемета; 29 мин.